Василий 1 (Первый) Дмитриевич – кратко о внутренней и внешней политике в годы правления и биография
4.8
Средняя оценка: 4.8
Всего получено оценок: 349.
4.8
Средняя оценка: 4.8
Всего получено оценок: 349.
Биография Василия Первого интересна как пример жизни князя периода ордынского ига на Руси. Он занял трон в молодости, правил 36 лет и вел относительно успешную внутреннюю и внешнюю политику.
Начало княжения
Дата начала правления Василия 1 – 1389 год. К этому моменту прошло 9 лет после Куликовской битвы и 7 лет после разорения Москвы ханом Тохтамышем. Следовательно, сил на открытое противостояние с Золотой Ордой у Василия не было. В 18 лет он занял одновременно два трона – Московский и Владимирский.
Рис. 1. Василий I.Одним из первых внешнеполитических шагов Василия I стал брак с Софьей Витовтовной, дочерью князя Витовта, который в те годы управлял огромным государством, от Западной Двины на севере до Причерноморья на юге. Великое княжество Литовское было независимое, оно не являлось вассалом Золотой Орды.
От хана Золотой Орды Тохтамыша он получил ярлык на престолы в Москве и Владимире. С целью достижения мира внутри своих владений молодой князь выдал в удел своему брату Юрию Дмитриевичу города Звенигород, Галич, Вятку и Рузу. Также он пошел на уступки территории своему дяде – известному полководцу Владимиру Андреевичу Храброму.
Молодой князь пошел на союз с Великим княжеством Литовским с целью противодействия Золотой Орде. Князь Витовт также получил свою выгоду, присоединил Смоленское княжество. Однако, в 1399 году литовский князь потерпел поражение от ордынцев на реке Ворскла, а Василий оказался более удачлив, он в 1395 году прекратил платить дань Золотой Орде из-за похода Тамерлана, который добрался только до города Ельца на южной окраине русских княжеств.
В 1392 году Василий I купил в Золотой Орде право на престол в Нижнем Новгороде. Нижегородского князя Бориса Константиновича он отправил на поселение в Суздаль, а сам стал управлять его владениями, в том числе такими городами, как Муром и Городец.
Это был первый случай покупки владения при живых наследниках. Рис. 2. Князь Василий I.Правление в первой четверти XV века
В 1408 году Василий I выдержал в Москве осаду города ханом Золотой Орды Едигеем. Последний смог разорить Рязанское княжества и часть городов Московского, но основная цель похода не была достигнута, например, тверской князь не перешел на сторону хана.
В 1406-1408 ухудшились отношения с князем Витовтом из-за его похода на Псков. В 1406 и 1408 годах войска Василия I и Витовта дважды встречались, но до битвы не дошло. После “Стояния на Угре” в 1408 году был заключен мирный договор. С одной стороны, Василий избежал кровопролития и обеспечил приток православной аристократии в свои владения, а с другой – уступил литовцам Смоленское княжество.
В годы правления Василия I выросло феодальное землевладение. В состав Московского княжества он включил Бежецкий Верх, Великий Устюг, Вологду и даже попытался отобрать у Новгорода Великого Двинскую землю.
Что мы узнали?
Кратко о внутренней и внешней политике Василия I Дмитриевича можно узнать из школьной программы 7 класса. Князь в целом был успешным правителем для своей эпохи, смог сохранить отцовское наследство, несмотря на наличие угрозы со стороны Золотой Орды и Великого княжества Литовского.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Руслан Раджабов
4/5
Оценка доклада
4.8
Средняя оценка: 4.8
Всего получено оценок: 349.
А какая ваша оценка?
ВАСИЛИЙ I ДМИТРИЕВИЧ • Большая российская энциклопедия
Великий князь московский Василий I Дмитриевич и великая княгиня Софья Витовтовна. Фрагмент большого саккоса митрополита Московского Фотия. 15 в.
ВАСИ́ЛИЙ I ДМИ́ТРИЕВИЧ (30.12.1371, Москва – 27.2.1425, там же), вел. князь московский и владимирский (1389–1425). Из династии моск. Рюриковичей. Сын Дмитрия Ивановича Донского, брат Юрия Дмитриевича, Петра Дмитриевича, отец Василия II Васильевича Тёмного. В 1383 Дмитрием Донским, боровшимся с вел. кн. тверским Михаилом Александровичем за ярлык на вел. княжение владимирское, был послан с боярами в Золотую Орду в качестве личного представителя и заложника. В 1385 бежал из Орды через Сев. Кавказ, Молдавию, Вел. кн-во Литовское (ВКЛ), где состоялась его помолвка с Софьей Витовтовной, дочерью кн. Витовта. В Москву вернулся в янв. 1388. В мартовском договоре 1389 Дмитрия Донского с его двоюродным братом Владимиром Андреевичем Храбрым В. I Д. назван «старейшим братом» своего двоюродного дяди, что зафиксировало его статус наследника и, скорее всего, соправителя отца. По завещанию отца В. I Д. в 1389 первым из моск. князей получил не только моск. великокняжеский стол, но и Владимирское вел. княжение в качестве наследуемой «отчины» с санкции Орды. Офиц. интронизация В. I Д. состоялась во Владимире 15.8.1389 в присутствии посла хана Тохтамыша.
В 1390 В. I Д. торжественно встретил вернувшегося в Москву митр. Киприана (изгнан с митрополии Дмитрием Донским). Тем самым был разрешён вопрос о канонически законном замещении рус. митрополичьей кафедры, подведена черта под 12-летней «смутой» в рус. церкви и устранены противоречия с Константинопольским патриархатом. До лета 1392 В. I Д. урегулировал мн. вопросы в отношениях государства и Церкви: был произведён обмен части земель митрополии, после проверки подтверждены владельч. права кафедры, население её вотчин привлечено к уплате выхода в Орду по спец. оброчным грамотам. В. I Д. заключил соглашения с Киприаном (в дек. 1402; в июне 1404), второе из них зафиксировало адм. , судебный и налоговый статус населения в вотчинах митрополии на землях Вел. кн-ва Владимирского, условия и порядок воен. службы митрополичьих бояр и слуг, нормы взиманий великокняжескими агентами сборов митрополии с причта. Почти по всем вопросам внутр. и внешней политики В. I Д. и Киприан занимали одинаковые или близкие позиции, в конфликте с Новгородской республикой вел. князь поддерживал митрополита.
В. I Д. укрепил корпоративно-политич. единство моск. Рюриковичей. «Розмирье» с Владимиром Андреевичем осенью 1389 было преодолено к янв. 1390 демонстрацией силы (занятие Серпухова и арест части бояр удельного князя), территориальными и иными уступками [В. I Д. пожаловал двоюродному дяде Волок (Ламский) и Ржев, вернул ему отд. доходы в столичной округе]. Нормы их союзно-вассальных отношений фиксировались в договорах (1390; между 1404 и 1406). Аналогичными были взаимоотношения В. I Д. с младшими братьями, регулировавшиеся договорами 1390 и 1401–02. Опираясь на завещание отца, В. I Д. между 1399 и 1402 сформировал уделы Андрея Дмитриевича и Петра Дмитриевича, а в 1406 или 1407 – удел не названного в завещании Дмитрия Донского Константина Дмитриевича (удел Юрия Дмитриевича был сформирован, скорее всего, ещё при жизни отца, весной 1389). Братья представляли В. I Д. в Орде (Юрий в 1389–90), в Новгороде (Андрей в 1399, Пётр в 1406), Пскове (Константин в 1406), возглавляли по его приказу походы (Юрий в 1399).
В. I Д. продолжил политику отца по расширению владений Московского вел. кн-ва и установлению власти вел. князя в разл. формах в регионах Сев.-Вост. Руси. К 1390 под сюзеренитет В. I Д. перешли Муромское кн-во (местная династия пресеклась) и Таруса (местные Рюриковичи стали служилыми князьями В. IД., сохраняя родовые земли), что было закреплено затем выкупом ярлыков на них (до 1395). Примерно в те же годы В. I Д. упрочил права на Мещеру и на отд. родовые владения местных князей. Летом 1392 он выкупил в Орде ярлык на Нижегородское княжество. При подходе моск. рати осенью того же года к Нижнему Новгороду местные бояре перешли на сторону В. I Д. Под его властью отд. части княжества получили разл. статус. Нижний Новгород был присоединён к Владимирскому вел. княжению и управлялся моск. наместником (в канонич. плане его территория была передана митрополиту). Большинство суздальских Рюриковичей стали служилыми князьями вел. князя с индивидуальным статусом, сохраняя с санкции В. I Д. владельч. права на столы (или их части) в Городце, Суздале, позднее на Вятке, а также, возможно, и права на отд. нижегородские волости. Борьба за восстановление суверенитета Нижегородского кн-ва с опорой на разл. воен. и политич. силы в Орде не принесла местным князьям успеха.
Отношения В. I Д. с Золотой Ордой до 1395 определялись финансовыми приоритетами Тохтамыша. Аккуратная уплата дани, покупка ярлыков и платежи во время поездок моск. князей к хану (Юрия, самого В. I Д. летом 1392) укрепляли позиции Москвы. Относительная стабильность Орды делала предсказуемыми отношения с ней. Разгром Тохтамыша Тимуром в апр. 1395, бегство хана в ВКЛ, разгром Тимуром большинства ордынских городов, опустошение осн. территории Орды кардинально изменили ситуацию. С 1396 В. I Д. прекратил отношения с Сараем и уплату дани. Осенью 1399 отряд ордынцев (при участии суздальского кн. Семёна Дмитриевича) захватил и разграбил Нижний Новгород, но бежал при подходе моск. сил. Рать во главе с Юрием Дмитриевичем, братом В. I Д., зимой 1399/1400 подвергла разорению территорию на левобережье Волги, взяв ряд крепостей (Болгар, Жукотин, Казань). В 1403 в Москву прибыл посол хана Шадибека, после чего возобновились контакты с Ордой и, частично, платежи.
Сложными были отношения В. I Д. с Новгородской республикой: на её территории находились его владения (как вел. кн. владимирского), в его пользу шли некоторые доходы, под великокняжеской юрисдикцией находился сбор «чёрного бора» в счёт дани в Орду, Новгород и вел. князь имели совместные владения – Новый Торг (Торжок), Волок (Ламский), Бежецкий Верх, Вологду. Мирные контакты нередко прерывались воен. действиями. После войны 1393 Новгород уплатил «чёрный бор»; в 1397 В. I Д., опираясь на местных бояр, установил контроль над Двинской землёй, но в 1398 его сторонники потерпели поражение, причём новгородская рать разорила великокняжеские и удельные владения на севере (Устюг, белозерские волости). Воен. действия 1401 также были успешнее для Новгорода (особенно на севере). Каждый раз заключался мир «по старине», с сохранением сюзеренитета В. I Д.: помимо традиции, к нему прибегали для противодействия нажиму со стороны Ливонского ордена и, гл. обр., ВКЛ, особенно в критич. ситуациях (1399, 1406–08). В. I Д. единолично в качестве верховного собственника распоряжался в «смесных» владениях (кроме Торжка), в целом сохранил княжеские вотчины, «пути» и доходы на новгородских территориях, но его попытки захватить сев. земли Новгорода не имели успеха.
Благоприятным отношениям с ВКЛ способствовал брак В. I Д. с Софьей Витовтовной (1391). Однако вскоре тесть В. I Д., правитель ВКЛ Витовт, возобновил наступательную вост. политику: в сент. 1395 он обманом арестовал смоленских князей, захватил Смоленск и Смоленское кн-во (в следующем году В. IД. признал захват), осенью 1396 подверг разорению значит. часть Рязанского кн-ва. После Салинского договора 1398 с Тевтонским орденом, разграничившего сферы интересов ВКЛ и Ордена в Сев.-Зап. Руси, весной 1399 Витовт разорвал мир с Новгородом, отозвал литов. кн. Ивана Андреевича из Пскова (подталкивая Орден к войне против Пскова) и собрал мощную походную армию (почти все силы ВКЛ, отряды рыцарей из Польши, Ордена, рать Тохтамыша) для кампании против хана Тимур-Кутлуга, начавшего поход против ВКЛ. Действия Витовта вызвали серьёзные опасения в Москве, в качестве ответных мер В. I Д. заключил с вел. кн. тверским Михаилом Александровичем военно-оборонит. союз, срочно отправил брата Андрея в Новгород, а кн. Ивана Всеволодовича Холмского в Псков, произвёл сбор войска. Поражение Витовта и Тохтамыша в битве на Ворскле в 1399 временно ослабило ВКЛ. В нач. 1406 Витовт напал на крепости Воронач и Коложе, принадлежавшие Пскову. Вел. кн. литовский взял и разграбил Коложе, увёл в ВКЛ большой полон (в конце февраля 1406 отбит псковичами). В ответ В. I Д. прервал мирные отношения с тестем. Однако в ходе рус.-литов. войны 1406–08 (см. Русско-литовские войны) решительного сражения так и не произошло. В сент. 1408 был подписан мир, при этом литовцы установили контроль над рядом Верховских княжеств и пограничных крепостей. Не изменил ситуацию в пользу В. I Д. и выезд летом 1408 из ВКЛ в Москву целой группы князей во главе со Свидригайло (в 1409 они «отъехали» назад).
На первом этапе правления В. I Д. Московское вел. кн-во стало реально и юридически доминирующим и притом расширявшимся княжеством Сев.-Вост. Руси, его зависимость от Орды после 1395 была минимальной, оно отстояло свои интересы и интересы патронируемых городов-республик в борьбе с ВКЛ. О росте политич. авторитета вел. кн. московского свидетельствовала замена в 1399–1410 араб. надписей на монетах В. I Д. русскими (слова «великий князь» сопровождались титулом «всея Руси»). Такое же именование В. I Д. имеется на печати в завещании 1406–07 и в офиц. актах, направленных в Новгород.
Успешное правление В. I Д. на первом этапе завершилось неожиданным Едигея набегом 1408, во время которого В. I Д. укрылся в Костроме. Хотя Москва и не была взята, значит. территории и мн. города подверглись тотальному грабежу и разорению, десятки тысяч крестьян, горожан, служилых бояр были уведены в плен. Экономич. и политич. ослабление Московского вел. кн-ва привело, в частности, к восстановлению Нижегородского и, возможно, Городецкого княжеств, к попыткам реставрации зависимости от Орды в прежнем виде (в 1412 В. I Д. ездил в Орду), к постепенной потере равенства с ВКЛ, особенно после Грюнвальдской битвы 1410 и нового литов. наступления на Новгород и Псков в 1412–13. Тем не менее В. I Д. сохранил ведущие позиции в Сев.-Вост. Руси: в походах 1411 и 1415 на Нижегородское кн-во участвовали не только моск. удельные князья, но и служилые князья В. I Д., представлявшие отд. линии ростовских и ярославских Рюриковичей. Некоторые ростовские князья направлялись В. I Д. в Псков в качестве служилых. В 1415 или 1416 статус вел. кн. нижегородского получил сын В. I Д. – Иван Васильевич. Позднее Нижний Новгород или его части оказывались под властью то суздальских Рюриковичей (чаще в соответствии с ярлыками ханов), то самого В. I Д., который не был уверен во владельч. судьбе Нижнего Новгорода. Последняя и в итоге неудачная попытка овладеть новгородским Подвиньем, предпринятая в 1417 с помощью отрядов устюжан и вятчан (Вятка ещё ранее была передана в удел кн. Юрия Дмитриевича, его боярин возглавил соединённые силы), не привела к разрыву офиц. отношений, хотя они и оставались напряжёнными. Конфликт был урегулирован к 1424.
Гл. проблемой для В. I Д. в 1410–1420-е гг. стал вопрос о престолонаследии. В завещании Дмитрия Донского был неясный пункт о порядке наследования: в случае смерти В. I Д. (на момент смерти отца холостого и не имевшего сыновей) его удел (владения только в Москве и Московском вел. кн-ве) должен был перейти к следующему по старшинству брату, а уже удел брата вдова Дмитрия Донского обязана была поделить между младшими братьями. Юрий Дмитриевич расширительно интерпретировал норму и считал возможным претендовать на оба великокняжеских стола – и владимирский, и московский. Ещё в первом завещании (1406–07) В. I Д., передавая сыну Ивану (1397–1417) в качестве вотчины вел. княжение владимирское, исключил Юрия Дмитриевича из числа опекунов. Ситуация обострилась к кон. 1417: после смерти Ивана Васильевича у В. I Д. остался один сын – Василий, родившийся в 1415. В 1419 брат В. I Д. – Константин отказался от договора, фиксировавшего его статус «молодшего брата» по отношению к 4-летнему племяннику. Его удел был отобран, некоторые бояре арестованы, сам же Константин с частью двора «отъехал» в Новгород, где был принят «на пригороды» в качестве наёмного служилого князя. С зимы 1420 возобновились интенсивные сношения В. I Д. с Витовтом, с лета 1420 в них активно участвовал митр. Фотий. В 1-й пол. 1421 Витовт и В. I Д. заключили договор, в котором первый именовался «господином и отцом»; В. I Д. в качестве младшего союзника обязывался направлять войска на помощь Витовту (уже в 1422 моск. полки участвовали в осаде Витовтом тевтонского замка Голуб). В эти же годы закрепился сюзеренитет Витовта в отношении Верховских княжеств. Витовт стал первым и гл. опекуном внука в варианте завещания 1421 и в окончат. тексте 1423. Он обеспечил также санкцию хана Улуг-Мухаммеда, являвшегося его ставленником, на передачу Вел. кн-ва Владимирского Василию Васильевичу в качестве «отчины». Твёрдая позиция вел. кн. литовского привела к тому, что в 1421 в Москву вернулись кн. Константин Дмитриевич, получивший от В. I Д. свой удел, и кн. Ярослав Владимирович («отъехал» в Литву в 1415).
Благодаря политике В. I Д. происходили важнейшие перемены в социально-экономич., политич. и культурном облике рус. общества. На базе широкого развития вотчинного землевладения (особенно на территориях Вел. кн-ва Владимирского и аналогичных им) заметно возросла численность служилого боярства, усилилась его консолидация, были отработаны принципы службы (по адресу – своему князю-сюзерену; по форме – в составе двора или территориальной корпорации). Рост числа княжеских (государевых) дворов (после 1410, не считая «опришных» уделов вдов и владений княжеских жён, существовало 9 моск. уделов) способствовал формированию нетитулованной знати в этих дворах и помог становлению титулованной знати, служилых князей. Документально зафиксированы выезды на службу к В. I Д. заметных лиц из ханского двора. Экономич. подъём 1390–1408 привёл к росту городов и численности их населения, а также городских и внегородских монастырей разных видов с растущим землевладением. Строилось множество соборов и церквей, не только в Москве (в Кремле и за его стенами) или др. городах (Коломне, Серпухове), но и в сельской местности. Выдающимися памятниками архитектуры стали Троицкий собор в Троице-Сергиевом мон. и др. По заказу В. I Д. в Кремле были установлены первые часы. На его правление пришёлся расцвет моск. школы иконописи (Феофан Грек, Андрей Рублёв, Прохор с Городца, Даниил Чёрный), книгописания и летописания (Троицкая летопись, митрополичий свод 1418, тверская редакция общерусского свода 1412). В 1390–1420-е гг. писали свои произведения Стефан Пермский, Кирилл Белозерский, Епифаний Премудрый, митрополиты Киприан и Фотий и др. Были зафиксированы важные правовые новации (15-летний срок давности по делам о вотчинах и др.), упрочилась система управления посредством наместников и волостелей.
Византийская империя | История, география, карты и факты
Собор Святой Софии: мозаика
Смотреть все СМИ
- Основные события:
- Падение Константинополя Битва при Манцикерте Битва за Косово Осада Антиохии Битва при Ярмуке
- Ключевые люди:
- Константин I Юстиниан I Диоклетиан Эдвард Гиббон Ираклий
- Похожие темы:
- Восточное православие римское право Купол Скалы Византийское искусство монофизит
- Похожие места:
- Римская империя Стамбул Иерусалим древний Египет Сицилия
Просмотреть весь связанный контент →
Популярные вопросы
Когда существовала Византийская империя?
Византийская империя существовала примерно с 395 г. н.э., когда Римская империя была разделена, до 1453 г. Она стала одной из ведущих цивилизаций в мире, прежде чем пала под натиском турок-османов в 15 веке.
Чем Византийская империя отличалась от Римской империи?
Византийская империя была восточной частью Римской империи и просуществовала более тысячи лет после распада западной половины. Ряд региональных травм, включая эпидемии, войны, социальные потрясения и нападение арабов-мусульман в 630-х годах, ознаменовали его культурную и институциональную трансформацию из Восточной Римской империи в Византийскую империю.
Как Византийская империя получила свое название?
Современные историки используют термин Византийская империя, чтобы отличить государство от западной части Римской империи. Название относится к Византии, древнегреческой колонии и перевалочному пункту, который стал местом расположения столицы Византийской империи, Константинополя. Жители Византийской империи называли себя ромеями или римлянами.
Где находилась Византийская империя?
В наибольшей степени Византийская империя покрывала большую часть земель, окружающих Средиземное море, включая то, что сейчас является Италией, Грецией и Турцией, а также части Северной Африки и Ближнего Востока. Он достиг своего пика в 6 веке при императоре Юстиниане I, но значительно уменьшился к 11 веку из-за внутренних конфликтов и вторжений извне, включая турок-сельджуков и норманнов.
Византийская империя исповедовала христианство?
Граждане Византийской империи четко идентифицировали себя как христиан, так же, как они идентифицировали себя как римляне. Императоры, стремясь объединить свое царство под одной верой, признали христианство государственной религией и наделили церковь политической и юридической властью. При некоторых императорах язычникам было приказано посещать церковь и креститься, а евреям и самаритянам запрещалось получать приданое или наследство, если они не обращались.
Византийская империя , восточная половина Римской империи, просуществовавшая тысячу лет после того, как западная половина распалась на различные феодальные королевства и окончательно пала под натиском турок-османов в 1453 г.
Само название «Византийский» иллюстрирует ошибочные представления, которым часто подвергалась история империи, поскольку ее жители вряд ли сочли бы этот термин подходящим для себя или для своего государства. По их мнению, империя была не чем иным, как Римской империей, основанной незадолго до начала христианской эры по благодати Божией, чтобы объединить Свой народ в подготовке к пришествию Его Сына. Гордясь этим христианским и римским наследием, убежденные, что их земная империя настолько похожа на небесный образец, что он никогда не изменится, они называли себя ромеями, или римлянами. Современные историки согласны с ними лишь отчасти. Термин Восточный Рим точно описывал политическую единицу, охватывавшую восточные провинции старой Римской империи до 476 г.
, когда было еще два императора. Тот же термин может использоваться даже до второй половины VI века, пока люди продолжали действовать и мыслить в соответствии с моделями, мало чем отличающимися от тех, что преобладали в более ранней Римской империи. Тем не менее в течение тех же столетий произошли настолько глубокие изменения в их кумулятивном эффекте, что после VII века государство и общество на Востоке заметно отличались от своих более ранних форм. Стремясь признать это различие, историки традиционно описывали средневековую империю как Византийскую.Последний термин происходит от названия Византии, основанной колонией древнегреческого происхождения на европейской стороне Босфора, на полпути между Средиземным и Черным морями. Город был, в силу своего расположения, естественным перевалочным пунктом между Европой и Малой Азией (Анатолией). Возрожденный как «новый Рим» императором Константином I в 330 году, он наделил его именем Константинополь, город Константина. Происхождение от Византии наводит на размышления, поскольку оно подчеркивает центральный аспект византийской цивилизации: степень, в которой административная и интеллектуальная жизнь империи была сосредоточена в Константинополе с 330 по 1453 год, год последней и безуспешной обороны города при 11-м (1453 г.
Таким образом, судьбы империи были тесно переплетены с судьбами народов, чьи достижения и неудачи составляют средневековую историю как Европы, так и Азии. Не всегда враждебность характеризовала и отношения между византийцами и теми, кого они считали «варварами». Хотя византийский интеллигент твердо верил, что цивилизация кончается границами его мира, он открывал его варвару при условии, что последний (со своим родом) примет крещение и окажет верность императору. Благодаря поселениям, возникшим в результате такой политики, многие названия, казалось бы, греческие, маскируют другое, иного происхождения: славянское, может быть, или турецкое. Вследствие этого варварская неграмотность затмевает ранние поколения более чем одной семьи, которым суждено занять видное место на военной или гражданской службе империи. Византия была обществом плавильного котла, для которого в предыдущие века характерна была степень социальной мобильности, противоречащая часто применяемому к ней стереотипу неподвижного кастового общества.
Викторина «Британника»
Римская империя
Будучи источником силы в раннем средневековье, центральное географическое положение Византии плохо сослужило ей службу после 10 века. Завоевания той эпохи поставили новые проблемы организации и ассимиляции, и императорам пришлось столкнуться с ними как раз в то время, когда старые вопросы экономической и социальной политики требовали ответов в новой и острой форме. Удовлетворительные решения так и не были найдены. Острая этническая и религиозная вражда отмечена в истории империи в последующие века, ослабляя Византию перед лицом новых врагов, надвигавшихся на нее с востока и запада. Империя окончательно рухнула, когда ее административные структуры больше не могли выдерживать бремя лидерства, возложенное на нее военными завоеваниями.
Империя до 867
Римское и христианское происхождение
Единство и разнообразие в поздней Римской империи
Римская империя, прародительница Византийской, удивительным образом сочетала единство и разнообразие, первое из которых гораздо более известно, поскольку его составляющие были преобладающими чертами римской цивилизации. Общий латинский язык, чеканка, «интернациональная» армия римских легионов, городская сеть, закон и греко-римское наследие гражданской культуры вырисовывались в наибольшей степени среди тех уз, которые, как надеялись Август и его преемники, принесут единство и мир. в средиземноморский мир, измученный веками гражданской войны. Чтобы укрепить эти жилы имперской цивилизации, императоры надеялись, что между несколькими провинциями может развиться оживленная и спонтанная торговля. На вершине этого мира стоял сам император, мудрый человек, который защитит государство от любых несчастий, которые мрачно скрыла судьба. Только император мог обеспечить такую защиту, поскольку, как воплощение всех добродетелей, он в совершенстве обладал теми качествами, которые его отдельные подданные лишь несовершенно проявляли.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчасРимская формула борьбы с судьбой с помощью разума и тем самым обеспечения единства во всем средиземноморском мире работала на удивление хорошо, учитывая давление разобщенности того времени, которое должно было умножаться. Завоевание привело к римскому правлению регионы с разнообразным прошлым. Восточные провинции были древними и густонаселенными центрами той городской жизни, которая на протяжении тысячелетий определяла характер средиземноморской цивилизации. Западные провинции только недавно вступили на свой собственный путь городского развития под не всегда мягким руководством своих римских хозяев.
Каждый из перечисленных выше аспектов единства имел свою оборотную сторону. Не все понимали или говорили по-латыни. Параллельно римскому праву, а иногда и влиянию на него, были местные обычаи и обычаи, по понятным причинам живучие по причине своей древности. Языческие храмы, иудейские синагоги и христианские баптистерии свидетельствуют о множестве организованных религий, с которыми официальные формы римского государства, в том числе культ императора, не всегда могли мирно сосуществовать. И отнюдь не объединяя римский мир, экономический рост часто создавал самодостаточные единицы в нескольких регионах, провинциях или крупных поместьях.
Принимая во внимание препятствия, с которыми боролись правители римского государства, совершенно примечательно, что римский патриотизм всегда был больше, чем пустая формула, что образованные джентльмены от Геркулесовых Столпов до Черного моря осознавали, что у них есть «что-то» в общем. Это «что-то» можно определить как греко-римскую гражданскую традицию в самом широком смысле ее институциональных, интеллектуальных и эмоциональных последствий. Благодарные за условия мира, которые способствовали этому, богатые и культурные люди посвящали свое время и ресурсы прославлению этой традиции, украшая города, которые ее олицетворяли, и обучая молодежь, которая, как они надеялись, сможет ее увековечить.
На этот мир варвары пришли примерно после 150 г. н.э. Чтобы защитить границу от них, воины-императоры тратили все силы, которые могли сэкономить от постоянной борьбы, на восстановление контроля над провинциями, где возникали местные режимы. Принимая во внимание последовавшие войны, широкое распространение болезней и быструю смену лиц, занимающих императорский трон, было бы легко предположить, что мало что осталось ни от традиционной ткани греко-римского общества, ни от бюрократической структуры, разработанной чтобы поддержать это.
Ни одно из предположений неверно. Опустошение было случайным, и одни регионы пострадали, а другие нет. На самом деле экономика и общество империи в целом в тот период были самыми разнообразными, какими они когда-либо были. Понуждаемые необходимостью или заманиваемые прибылью, люди переезжали из провинции в губернию. Социальный беспорядок открыл пути к славе и богатству, которые более стабильный порядок прежней эпохи закрыл для талантливых и амбициозных. По личным и династическим причинам императоры отдавали предпочтение одним городам и провинциям за счет других, а беспорядочный порядок престолонаследия в сочетании с вытекающей из этого постоянной сменой высших административных чиновников в значительной степени лишал экономическую и социальную политику узнаваемой последовательности.
Василий I (867–886) — Думбартон-Оукс
Византийские историки (включая его собственного внука) потратили немало чернил, обелив довольно кровавый путь Василия к престолу. Родившийся в крестьянской семье во Фракии или Македонии, Василий переехал в Константинополь, чтобы разбогатеть. Оказавшись в столице, он привлек внимание Михаила III, в конце концов дослужившись до ранга соправителя, а затем и императора, убив сначала с одобрения Михаила Варду, дядю и советника Михаила III, а затем и самого императора. Но какими бы ни были его средства, однажды на престоле Василий оказался императором больших способностей. Ему посчастливилось унаследовать сильных правителей, которые установили не только легитимность и долголетие македонской династии, но и создали социальные, политические и военные условия для восстановления и расширения империи. Василий имеет смешанный военный послужной список. В Италии ему удалось захватить адриатический город Бари, ядро, вокруг которого процветала византийская провинция, но ему не удалось остановить арабский натиск на Сицилию, где в 878 г. пали Сиракузы. На востоке основные кампании Василия были направлены против павликиан, Дуалистическая христианская секта и эмир Мелитены. В 872 году войска Василия разгромили Хрисохейра, лидера павликиан, и разграбили их дом в Тефрике.
Его политическая, экономическая и административная деятельность получила похвалу от его биографа и внука, Константина VII. Василий предпринял возрождение римского права, обнародовав Epanagoge (справочник по закону для судей и юристов) и наблюдая за начальной подготовкой Basilika (кодификация закона). Он также принял меры по расширению государственного контроля в экономической сфере и спонсировал ряд строительных проектов. Василий сверг Фотия, улучшив отношения с папством, но повторно назначил его десятью годами позже, когда умер его преемник. В 879 г.на соборе папа отступил, и Фотианский раскол и вопрос о папском превосходстве были решены в пользу Фотия.
Василий I и Константин, изданный 869–79
Несколько запутанная семейная жизнь Василия, в которой происхождение его второго и третьего сыновей (Льва и Стефана) было неопределенным (хотя часто предполагалось, что это Михаил III), привела к некоторым примечательным замыслам и изъятия на печатях и монетах. Константин, старший сын Василия, был добавлен ко всем выпускам печатей и монет с 867/8 г. до своей смерти в 879 г., тогда как Лев и Александр (Василий кастрировал Стефана, в результате чего он никогда не мог стать императором) были исключены из всего, кроме дробного золота и двух выпусков фоллесов . Ранние печати Василия (см. Вверху, ок. 868 г.) сохранили изображение Христа en buste на аверсе и изображали императора в хламиде и короне, а также держащего лабарум на реверсе. Более поздние выпуски сохраняют тот же аверс, но добавляют старшего сына императора Константина на реверс. Формула этих печатей, два императора, держащих что-то между собой, станет общей чертой печатей македонской династии. На всех печатях Василия в коллекции Думбартон-Оукс изображены только император и Константин; пример с Василием, Львом и Константином — tessera , а не печать, которая, по мнению редакторов, могла быть жетоном зерна. Чтобы узнать о печатях семьи Василия, см.