Василий первый: Василий I Дмитриевич, Великий князь Московский и Владимирский

Содержание

Василий 1 (Первый) Дмитриевич – кратко о внутренней и внешней политике в годы правления и биография

4.8

Средняя оценка: 4.8

Всего получено оценок: 349.

4.8

Средняя оценка: 4.8

Всего получено оценок: 349.

Биография Василия Первого интересна как пример жизни князя периода ордынского ига на Руси. Он занял трон в молодости, правил 36 лет и вел относительно успешную внутреннюю и внешнюю политику.

Начало княжения

Дата начала правления Василия 1 – 1389 год. К этому моменту прошло 9 лет после Куликовской битвы и 7 лет после разорения Москвы ханом Тохтамышем. Следовательно, сил на открытое противостояние с Золотой Ордой у Василия не было. В 18 лет он занял одновременно два трона – Московский и Владимирский.

Рис. 1. Василий I.

Одним из первых внешнеполитических шагов Василия I стал брак с Софьей Витовтовной, дочерью князя Витовта, который в те годы управлял огромным государством, от Западной Двины на севере до Причерноморья на юге. Великое княжество Литовское было независимое, оно не являлось вассалом Золотой Орды.

От хана Золотой Орды Тохтамыша он получил ярлык на престолы в Москве и Владимире. С целью достижения мира внутри своих владений молодой князь выдал в удел своему брату Юрию Дмитриевичу города Звенигород, Галич, Вятку и Рузу. Также он пошел на уступки территории своему дяде – известному полководцу Владимиру Андреевичу Храброму.

Молодой князь пошел на союз с Великим княжеством Литовским с целью противодействия Золотой Орде. Князь Витовт также получил свою выгоду, присоединил Смоленское княжество. Однако, в 1399 году литовский князь потерпел поражение от ордынцев на реке Ворскла, а Василий оказался более удачлив, он в 1395 году прекратил платить дань Золотой Орде из-за похода Тамерлана, который добрался только до города Ельца на южной окраине русских княжеств.

В 1392 году Василий I купил в Золотой Орде право на престол в Нижнем Новгороде. Нижегородского князя Бориса Константиновича он отправил на поселение в Суздаль, а сам стал управлять его владениями, в том числе такими городами, как Муром и Городец.

Это был первый случай покупки владения при живых наследниках.

Рис. 2. Князь Василий I.

Правление в первой четверти XV века

В 1408 году Василий I выдержал в Москве осаду города ханом Золотой Орды Едигеем. Последний смог разорить Рязанское княжества и часть городов Московского, но основная цель похода не была достигнута, например, тверской князь не перешел на сторону хана.

В 1406-1408 ухудшились отношения с князем Витовтом из-за его похода на Псков. В 1406 и 1408 годах войска Василия I и Витовта дважды встречались, но до битвы не дошло. После “Стояния на Угре” в 1408 году был заключен мирный договор. С одной стороны, Василий избежал кровопролития и обеспечил приток православной аристократии в свои владения, а с другой – уступил литовцам Смоленское княжество.

В годы правления Василия I выросло феодальное землевладение. В состав Московского княжества он включил Бежецкий Верх, Великий Устюг, Вологду и даже попытался отобрать у Новгорода Великого Двинскую землю.

Рис. 3. 1408 осада Москвы.

Что мы узнали?

Кратко о внутренней и внешней политике Василия I Дмитриевича можно узнать из школьной программы 7 класса. Князь в целом был успешным правителем для своей эпохи, смог сохранить отцовское наследство, несмотря на наличие угрозы со стороны Золотой Орды и Великого княжества Литовского.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Руслан Раджабов

    4/5

Оценка доклада

4.8

Средняя оценка: 4.8

Всего получено оценок: 349.


А какая ваша оценка?

ВАСИЛИЙ I ДМИТРИЕВИЧ • Большая российская энциклопедия

Великий князь московский Василий I Дмитриевич и великая княгиня Софья Витовтовна. Фрагмент большого саккоса митрополита Московского Фотия. 15 в.

ВАСИ́ЛИЙ I ДМИ́ТРИЕВИЧ (30.12.1371, Мо­ск­ва – 27.2.1425, там же), вел. князь мо­с­ков­ский и вла­ди­мир­ский (1389–1425). Из ди­на­стии моск. Рю­ри­ко­ви­чей. Сын Дмит­рия Ива­но­ви­ча Дон­ско­го, брат Юрия Дмит­рие­ви­ча, Пет­ра Дмит­рие­ви­ча, отец Ва­си­лия II Ва­силь­е­ви­ча Тём­но­го. В 1383 Дмит­ри­ем Дон­ским, бо­ров­шим­ся с вел. кн. твер­ским Ми­хаи­лом Алек­сан­д­ро­ви­чем за яр­лык на вел. кня­же­ние вла­ди­мир­ское, был по­слан с боя­ра­ми в Зо­ло­тую Ор­ду в ка­че­ст­ве лич­но­го пред­ста­ви­те­ля и за­лож­ни­ка. В 1385 бе­жал из Ор­ды че­рез Сев. Кав­каз, Мол­да­вию, Вел. кн-во Ли­тов­ское (ВКЛ), где со­стоя­лась его по­молв­ка с Со­фьей Ви­тов­тов­ной, до­че­рью кн. Ви­тов­та. В Мо­ск­ву вер­нул­ся в янв. 1388. В мар­тов­ском до­го­во­ре 1389 Дмит­рия Дон­ско­го с его двою­род­ным бра­том Вла­ди­ми­ром Ан­д­рее­ви­чем Храбрым В. I Д. на­зван «ста­рей­шим бра­том» сво­его двою­род­но­го дя­ди, что за­фик­си­ро­ва­ло его ста­тус на­след­ни­ка и, ско­рее все­го, со­пра­ви­те­ля от­ца. По за­веща­нию от­ца В. I Д. в 1389 пер­вым из моск. кня­зей по­лу­чил не толь­ко моск. ве­ли­ко­кня­же­ский стол, но и Вла­ди­мир­ское вел. кня­же­ние в ка­че­ст­ве на­сле­дуе­мой «от­чи­ны» с санк­ции Ор­ды. Офиц. ин­тро­ни­за­ция В. I Д. со­стоя­лась во Вла­ди­ми­ре 15.8.1389 в при­сут­ст­вии по­сла ха­на Тох­та­мы­ша.

В 1390 В. I Д. тор­же­ст­вен­но встре­тил вер­нув­ше­го­ся в Мо­ск­ву митр. Ки­приа­на (из­гнан с ми­тро­по­лии Дмит­ри­ем Дон­ским). Тем са­мым был раз­ре­шён во­прос о ка­но­ни­че­ски за­кон­ном за­ме­ще­нии рус. ми­тро­по­личь­ей ка­фед­ры, под­ве­де­на чер­та под 12-лет­ней «сму­той» в рус. церк­ви и уст­ра­не­ны про­ти­во­ре­чия с Кон­стан­ти­но­поль­ским пат­ри­ар­ха­том. До ле­та 1392 В. I Д. уре­гу­ли­ро­вал мн. во­про­сы в от­но­ше­ни­ях го­су­дар­ст­ва и Церк­ви: был про­из­ве­дён об­мен час­ти зе­мель ми­тро­по­лии, по­сле про­вер­ки под­твер­жде­ны вла­дельч. пра­ва ка­фед­ры, на­се­ле­ние её вот­чин при­вле­че­но к уп­ла­те вы­хо­да в Ор­ду по спец. об­роч­ным гра­мо­там. В. I Д. за­клю­чил со­гла­ше­ния с Кип­риа­ном (в дек. 1402; в ию­не 1404), второе из них за­фик­си­ро­ва­ло адм. , су­деб­ный и на­ло­го­вый ста­тус на­се­ле­ния в вот­чи­нах ми­тро­по­лии на зем­лях Вел. кн-ва Вла­ди­мир­ско­го, ус­ло­вия и по­ря­док во­ен. служ­бы митро­по­личь­их бо­яр и слуг, нор­мы взи­ма­ний ве­ли­ко­кня­же­ски­ми аген­та­ми сбо­ров ми­тро­по­лии с при­чта. Поч­ти по всем во­про­сам внутр. и внеш­ней по­ли­ти­ки В. I Д. и Ки­при­ан за­ни­ма­ли оди­на­ко­вые или близ­кие по­зи­ции, в кон­флик­те с Нов­го­род­ской рес­пуб­ли­кой вел. князь под­дер­жи­вал ми­тро­по­ли­та.

В. I Д. ук­ре­пил кор­по­ра­тив­но-по­ли­тич. един­ст­во моск. Рю­ри­ко­ви­чей. «Роз­ми­рье» с Вла­ди­ми­ром Ан­д­рее­ви­чем осе­нью 1389 бы­ло пре­одо­ле­но к янв. 1390 де­мон­ст­ра­ци­ей си­лы (за­ня­тие Сер­пу­хо­ва и арест час­ти бо­яр удель­но­го кня­зя), тер­ри­то­ри­аль­ны­ми и ины­ми ус­туп­ка­ми [В. I Д. по­жа­ло­вал двою­род­но­му дя­де Во­лок (Лам­ский) и Ржев, вер­нул ему отд. до­хо­ды в сто­лич­ной ок­ру­ге]. Нор­мы их со­юз­но-вас­саль­ных от­но­ше­ний фик­си­ро­ва­лись в до­го­во­рах (1390; меж­ду 1404 и 1406). Ана­ло­гич­ны­ми бы­ли взаи­мо­от­но­ше­ния В. I Д. с млад­ши­ми брать­я­ми, ре­гу­ли­ро­вав­шие­ся до­го­во­ра­ми 1390 и 1401–02. Опи­ра­ясь на за­ве­ща­ние от­ца, В. I Д. ме­ж­ду 1399 и 1402 сфор­ми­ро­вал уде­лы Анд­рея Дмит­рие­ви­ча и Пет­ра Дмит­рие­ви­ча, а в 1406 или 1407 – удел не на­зван­но­го в за­ве­ща­нии Дмит­рия Дон­ско­го Кон­стан­ти­на Дмит­рие­ви­ча (удел Юрия Дмит­рие­ви­ча был сфор­ми­ро­ван, ско­рее все­го, ещё при жиз­ни от­ца, вес­ной 1389). Бра­тья пред­став­ля­ли В. I Д. в Ор­де (Юрий в 1389–90), в Нов­го­ро­де (Ан­д­рей в 1399, Пётр в 1406), Пско­ве (Кон­стан­тин в 1406), воз­глав­ля­ли по его при­ка­зу по­хо­ды (Юрий в 1399).

В. I Д. про­дол­жил по­ли­ти­ку от­ца по рас­ши­ре­нию вла­де­ний Мо­с­ков­ско­го вел. кн-ва и ус­та­нов­ле­нию вла­сти вел. кня­зя в разл. фор­мах в ре­гио­нах Сев.-Вост. Ру­си. К 1390 под сю­зе­ре­ни­тет В. I Д. пе­ре­шли Му­ром­ское кн-во (ме­ст­ная ди­на­стия пресек­лась) и Та­ру­са (ме­ст­ные Рю­ри­ко­ви­чи ста­ли слу­жилы­ми князь­я­ми В. IД., со­хра­няя ро­до­вые зем­ли), что бы­ло за­кре­п­ле­но за­тем вы­ку­пом яр­лы­ков на них (до 1395). При­мер­но в те же го­ды В. I Д. уп­ро­чил пра­ва на Ме­щеру и на отд. ро­до­вые вла­де­ния ме­ст­ных кня­зей. Ле­том 1392 он вы­ку­пил в Ор­де яр­лык на Ни­же­го­род­ское кня­же­ст­во. При под­хо­де моск. ра­ти осе­нью то­го же го­да к Ниж­не­му Нов­го­ро­ду ме­ст­ные боя­ре пе­ре­шли на сто­ро­ну В. I Д. Под его вла­стью отд. час­ти кня­же­ст­ва по­лучи­ли разл. ста­тус. Ниж­ний Нов­го­род был при­сое­ди­нён к Вла­ди­мир­ско­му вел. кня­же­нию и управ­лял­ся моск. на­ме­ст­ни­ком (в ка­но­нич. пла­не его тер­рито­рия бы­ла пе­ре­да­на ми­тро­по­ли­ту). Боль­шин­ст­во суз­даль­ских Рю­ри­ко­ви­чей ста­ли слу­жилы­ми князь­я­ми вел. кня­зя с ин­ди­ви­ду­аль­ным ста­ту­сом, со­хра­няя с санк­ции В. I Д. вла­дельч. пра­ва на сто­лы (или их час­ти) в Го­род­це, Суз­да­ле, позд­нее на Вят­ке, а так­же, воз­мож­но, и пра­ва на отд. ни­же­го­род­ские во­лос­ти. Борь­ба за вос­ста­нов­ле­ние су­ве­ре­ни­те­та Ни­же­го­род­ско­го кн-ва с опо­рой на разл. во­ен. и по­ли­тич. си­лы в Ор­де не при­нес­ла ме­ст­ным князь­ям ус­пе­ха.

От­но­ше­ния В. I Д. с Зо­ло­той Ор­дой до 1395 оп­ре­де­ля­лись фи­нан­со­вы­ми при­ори­те­та­ми Тох­та­мы­ша. Ак­ку­рат­ная уп­ла­та да­ни, по­куп­ка яр­лы­ков и пла­те­жи во вре­мя по­ез­док моск. кня­зей к ха­ну (Юрия, са­мо­го В. I Д. ле­том 1392) ук­ре­п­ля­ли по­зи­ции Мо­ск­вы. От­но­си­тель­ная ста­биль­ность Ор­ды де­ла­ла пред­ска­зуе­мы­ми от­но­ше­ния с ней. Раз­гром Тох­та­мы­ша Ти­му­ром в апр. 1395, бег­ст­во ха­на в ВКЛ, раз­гром Ти­му­ром боль­шин­ст­ва ор­дын­ских го­ро­дов, опус­то­ше­ние осн. тер­ри­то­рии Ор­ды кар­ди­наль­но из­ме­ни­ли си­туа­цию. С 1396 В. I Д. пре­кра­тил отно­ше­ния с Са­ра­ем и уп­ла­ту да­ни. Осе­нью 1399 от­ряд ор­дын­цев (при уча­стии суз­даль­ско­го кн. Се­мё­на Дмит­рие­ви­ча) за­хва­тил и раз­гра­бил Ниж­ний Нов­го­род, но бе­жал при под­хо­де моск. сил. Рать во гла­ве с Юри­ем Дмит­рие­вичем, бра­том В. I Д., зи­мой 1399/1400 под­верг­ла ра­зо­ре­нию тер­ри­то­рию на ле­во­бе­ре­жье Вол­ги, взяв ряд кре­по­стей (Бол­гар, Жу­ко­тин, Ка­зань). В 1403 в Мо­ск­ву при­был по­сол ха­на Ша­ди­бе­ка, по­сле че­го во­зоб­но­ви­лись кон­так­ты с Ор­дой и, час­тич­но, пла­те­жи.

Слож­ны­ми бы­ли от­но­ше­ния В. I Д. с Нов­го­род­ской рес­пуб­ли­кой: на её тер­ри­то­рии на­хо­ди­лись его вла­де­ния (как вел. кн. вла­ди­мир­ско­го), в его поль­зу шли не­ко­то­рые до­хо­ды, под ве­ли­ко­кня­же­ской юрис­дик­ци­ей на­хо­дил­ся сбор «чёр­но­го бо­ра» в счёт да­ни в Ор­ду, Нов­го­род и вел. князь име­ли со­вме­ст­ные вла­де­ния – Но­вый Торг (Тор­жок), Во­лок (Лам­ский), Бе­жец­кий Верх, Во­лог­ду. Мир­ные кон­так­ты не­ред­ко пре­ры­ва­лись во­ен. дей­ст­вия­ми. По­сле вой­ны 1393 Нов­го­род уп­ла­тил «чёр­ный бор»; в 1397 В. I Д., опи­ра­ясь на ме­ст­ных бо­яр, ус­та­но­вил кон­троль над Двин­ской зем­лёй, но в 1398 его сто­рон­ни­ки по­тер­пе­ли по­ра­же­ние, при­чём нов­го­род­ская рать ра­зо­ри­ла ве­ли­ко­кня­же­ские и удель­ные вла­де­ния на се­ве­ре (Ус­тюг, бе­ло­зер­ские во­лос­ти). Во­ен. дей­ст­вия 1401 так­же бы­ли ус­пеш­нее для Нов­го­ро­да (осо­бен­но на се­ве­ре). Ка­ж­дый раз за­клю­чал­ся мир «по ста­ри­не», с со­хра­не­ни­ем сю­зе­ре­ни­те­та В. I Д.: по­ми­мо тра­ди­ции, к не­му при­бе­га­ли для про­ти­во­дей­ст­вия на­жи­му со сто­ро­ны Ли­вон­ско­го ор­де­на и, гл. обр., ВКЛ, осо­бен­но в кри­тич. си­туа­ци­ях (1399, 1406–08). В. I Д. еди­но­лич­но в ка­че­ст­ве вер­хов­но­го соб­ст­вен­ни­ка рас­по­ря­жал­ся в «смес­ных» вла­де­ни­ях (кро­ме Торж­ка), в це­лом со­хра­нил кня­же­ские вот­чи­ны, «пу­ти» и до­хо­ды на нов­го­род­ских тер­ри­то­ри­ях, но его по­пыт­ки за­хва­тить сев. зем­ли Нов­го­ро­да не име­ли ус­пе­ха.

Бла­го­при­ят­ным от­но­ше­ни­ям с ВКЛ спо­соб­ст­во­вал брак В. I Д. с Со­фьей Ви­тов­тов­ной (1391). Од­на­ко вско­ре тесть В. I Д., пра­ви­тель ВКЛ Ви­товт, во­зоб­но­вил на­сту­па­тель­ную вост. по­ли­ти­ку: в сент. 1395 он об­ма­ном аре­сто­вал смо­лен­ских кня­зей, за­хва­тил Смо­ленск и Смо­лен­ское кн-во (в сле­дую­щем го­ду В. IД. при­знал за­хват), осе­нью 1396 под­верг ра­зо­ре­нию зна­чит. часть Ря­зан­ско­го кн-ва. По­сле Са­лин­ско­го до­го­вора 1398 с Тев­тон­ским ор­де­ном, раз­гра­ни­чив­ше­го сфе­ры ин­те­ре­сов ВКЛ и Ор­де­на в Сев.-Зап. Ру­си, вес­ной 1399 Ви­товт ра­зо­рвал мир с Нов­го­ро­дом, ото­звал ли­тов. кн. Ива­на Ан­д­рее­ви­ча из Пско­ва (под­тал­ки­вая Ор­ден к вой­не про­тив Пско­ва) и со­брал мощ­ную по­ход­ную ар­мию (поч­ти все си­лы ВКЛ, от­ря­ды ры­ца­рей из Поль­ши, Ор­де­на, рать Тох­та­мы­ша) для кам­па­нии про­тив ха­на Ти­мур-Кут­лу­га, на­чав­ше­го по­ход про­тив ВКЛ. Дей­ст­вия Ви­тов­та вы­зва­ли серь­ёз­ные опа­се­ния в Мо­ск­ве, в ка­че­стве от­вет­ных мер В. I Д. за­клю­чил с вел. кн. твер­ским Ми­хаи­лом Алек­сан­д­ро­вичем во­ен­но-обо­ро­нит. со­юз, сроч­но от­пра­вил бра­та Ан­д­рея в Нов­го­род, а кн. Ива­на Все­во­ло­до­ви­ча Холм­ско­го в Псков, про­из­вёл сбор вой­ска. По­ра­же­ние Ви­тов­та и Тох­та­мы­ша в бит­ве на Вор­ск­ле в 1399 вре­мен­но ос­ла­би­ло ВКЛ. В нач. 1406 Ви­товт на­пал на кре­пос­ти Во­ро­нач и Ко­ло­же, при­над­ле­жав­шие Пско­ву. Вел. кн. ли­тов­ский взял и раз­гра­бил Ко­ло­же, увёл в ВКЛ боль­шой по­лон (в кон­це фев­ра­ля 1406 от­бит пско­ви­ча­ми). В от­вет В. I Д. пре­рвал мир­ные от­но­ше­ния с тес­тем. Од­на­ко в хо­де рус.-ли­тов. вой­ны 1406–08 (см. Рус­ско-ли­тов­ские вой­ны) ре­ши­тель­но­го сра­же­ния так и не про­изош­ло. В сент. 1408 был под­пи­сан мир, при этом ли­тов­цы ус­та­но­ви­ли кон­троль над ря­дом Вер­хов­ских кня­жеств и по­гра­нич­ных кре­по­стей. Не из­ме­нил си­туа­цию в поль­зу В. I Д. и вы­езд ле­том 1408 из ВКЛ в Мо­ск­ву це­лой груп­пы кня­зей во гла­ве со Свид­ри­гай­ло (в 1409 они «отъ­е­ха­ли» на­зад).

На пер­вом эта­пе прав­ле­ния В. I Д. Мо­с­ков­ское вел. кн-во ста­ло ре­аль­но и юри­ди­че­ски до­ми­ни­рую­щим и при­том рас­ши­ряв­шим­ся кня­же­ст­вом Сев.-Вост. Ру­си, его за­ви­си­мость от Ор­ды по­сле 1395 бы­ла ми­ни­маль­ной, оно от­стоя­ло свои ин­те­ре­сы и ин­те­ре­сы па­тро­ни­руе­мых го­ро­дов-рес­пуб­лик в борь­бе с ВКЛ. О рос­те по­ли­тич. ав­то­ри­те­та вел. кн. мо­с­ков­ско­го сви­де­тель­ст­во­ва­ла за­ме­на в 1399–1410 араб. над­пи­сей на мо­не­тах В. I Д. рус­ски­ми (сло­ва «ве­ли­кий князь» со­про­во­ж­да­лись ти­ту­лом «всея Ру­си»). Та­кое же име­но­ва­ние В. I Д. име­ет­ся на пе­ча­ти в за­ве­ща­нии 1406–07 и в офиц. ак­тах, на­прав­лен­ных в Нов­го­род.

Ус­пеш­ное прав­ле­ние В. I Д. на пер­вом эта­пе за­вер­ши­лось не­ожи­дан­ным Еди­гея на­бе­гом 1408, во вре­мя ко­то­ро­го В. I Д. ук­рыл­ся в Ко­ст­ро­ме. Хо­тя Мо­ск­ва и не бы­ла взя­та, зна­чит. тер­ри­то­рии и мн. го­ро­да под­верг­лись то­таль­но­му гра­бе­жу и ра­зо­ре­нию, де­сят­ки ты­сяч кре­сть­ян, го­ро­жан, слу­жи­лых бо­яр бы­ли уве­де­ны в плен. Эко­но­мич. и по­ли­тич. ос­лаб­ле­ние Мо­с­ков­ско­го вел. кн-ва при­ве­ло, в част­но­сти, к вос­ста­нов­ле­нию Ни­же­го­род­ско­го и, воз­мож­но, Го­ро­дец­ко­го кня­жеств, к по­пыт­кам рес­тав­ра­ции за­ви­си­мо­сти от Ор­ды в преж­нем ви­де (в 1412 В. I Д. ездил в Ор­ду), к по­сте­пен­ной по­те­ре ра­вен­ст­ва с ВКЛ, осо­бен­но по­сле Грюн­вальд­ской бит­вы 1410 и но­во­го ли­тов. на­сту­п­ле­ния на Нов­го­род и Псков в 1412–13. Тем не ме­нее В. I Д. со­хра­нил ве­ду­щие по­зи­ции в Сев.-Вост. Ру­си: в по­хо­дах 1411 и 1415 на Ни­же­го­род­ское кн-во уча­ст­во­ва­ли не толь­ко моск. удель­ные кня­зья, но и слу­жилые кня­зья В. I Д., пред­став­ляв­шие отд. ли­нии рос­тов­ских и яро­слав­ских Рю­ри­ко­ви­чей. Не­ко­то­рые рос­тов­ские кня­зья на­прав­ля­лись В. I Д. в Псков в ка­че­ст­ве слу­жилых. В 1415 или 1416 ста­тус вел. кн. ни­же­го­род­ско­го по­лу­чил сын В. I Д. – Иван Ва­силь­е­вич. Позд­нее Ниж­ний Нов­го­род или его час­ти ока­зы­вались под вла­стью то суз­даль­ских Рю­ри­ко­ви­чей (ча­ще в со­от­вет­ст­вии с яр­лы­ка­ми ха­нов), то са­мо­го В. I Д., ко­то­рый не был уве­рен во вла­дельч. судь­бе Нижнего Нов­города. По­след­няя и в ито­ге не­удач­ная по­пыт­ка ов­ла­деть нов­го­род­ским Под­винь­ем, пред­при­ня­тая в 1417 с по­мо­щью от­ря­дов ус­тю­жан и вят­чан (Вят­ка ещё ра­нее бы­ла пере­да­на в удел кн. Юрия Дмит­рие­ви­ча, его боя­рин воз­гла­вил со­еди­нён­ные си­лы), не при­ве­ла к раз­ры­ву офиц. от­но­ше­ний, хотя они и ос­та­ва­лись на­пря­жён­ны­ми. Кон­фликт был уре­гу­ли­ро­ван к 1424.

Гл. про­бле­мой для В. I Д. в 1410–1420-е гг. стал во­прос о пре­сто­ло­нас­ле­дии. В за­ве­ща­нии Дмит­рия Дон­ско­го был не­яс­ный пункт о по­ряд­ке на­сле­до­ва­ния: в слу­чае смер­ти В. I Д. (на мо­мент смер­ти от­ца хо­ло­сто­го и не имев­ше­го сы­но­вей) его удел (вла­де­ния толь­ко в Мо­ск­ве и Мо­с­ков­ском вел. кн-ве) дол­жен был пе­рей­ти к сле­дую­ще­му по стар­шин­ст­ву бра­ту, а уже удел бра­та вдо­ва Дмит­рия Дон­ско­го обя­за­на бы­ла по­де­лить ме­ж­ду млад­ши­ми брать­я­ми. Юрий Дмит­рие­вич рас­ши­ри­тель­но ин­тер­пре­ти­ро­вал нор­му и счи­тал воз­мож­ным пре­тен­до­вать на оба ве­ли­ко­кня­же­ских сто­ла – и вла­ди­мир­ский, и мо­с­ков­ский. Ещё в пер­вом за­ве­ща­нии (1406–07) В. I Д., пе­ре­да­вая сы­ну Ива­ну (1397–1417) в ка­че­ст­ве вот­чи­ны вел. кня­же­ние вла­ди­мир­ское, ис­клю­чил Юрия Дмит­рие­ви­ча из чис­ла опе­ку­нов. Си­туа­ция обо­ст­ри­лась к кон. 1417: по­сле смер­ти Ива­на Ва­силь­е­ви­ча у В. I Д. ос­тал­ся один сын – Ва­си­лий, ро­див­ший­ся в 1415. В 1419 брат В. I Д. – Кон­стан­тин от­ка­зал­ся от до­го­во­ра, фик­си­ро­вав­ше­го его ста­тус «мо­лод­ше­го бра­та» по от­но­ше­нию к 4-лет­не­му пле­мян­ни­ку. Его удел был ото­бран, не­ко­то­рые боя­ре аре­сто­ва­ны, сам же Кон­стан­тин с ча­стью дво­ра «отъ­ехал» в Нов­го­род, где был при­нят «на при­го­ро­ды» в ка­че­ст­ве на­ём­но­го слу­жи­ло­го кня­зя. С зи­мы 1420 во­зоб­нови­лись ин­тен­сив­ные сно­ше­ния В. I Д. с Ви­тов­том, с ле­та 1420 в них ак­тив­но уча­ст­во­вал митр. Фо­тий. В 1-й пол. 1421 Ви­товт и В. I Д. за­клю­чи­ли до­го­вор, в ко­то­ром пер­вый име­но­вал­ся «гос­по­ди­ном и от­цом»; В. I Д. в ка­че­ст­ве млад­ше­го со­юз­ни­ка обя­зы­вал­ся на­прав­лять вой­ска на по­мощь Ви­тов­ту (уже в 1422 моск. пол­ки уча­ст­во­ва­ли в оса­де Ви­тов­том тев­тон­ско­го зам­ка Го­луб). В эти же го­ды за­кре­пил­ся сю­зе­ре­ни­тет Ви­тов­та в от­но­ше­нии Вер­хов­ских кня­жеств. Ви­товт стал пер­вым и гл. опе­ку­ном вну­ка в ва­ри­ан­те за­ве­ща­ния 1421 и в окон­чат. тек­сте 1423. Он обес­пе­чил так­же санк­цию ха­на Улуг-Му­хам­ме­да, яв­ляв­ше­го­ся его став­лен­ни­ком, на пе­ре­да­чу Вел. кн-ва Вла­ди­мир­ско­го Ва­си­лию Ва­силь­е­ви­чу в ка­че­ст­ве «от­чи­ны». Твёр­дая по­зи­ция вел. кн. ли­тов­ско­го при­ве­ла к то­му, что в 1421 в Мо­ск­ву вер­ну­лись кн. Кон­стан­тин Дмит­рие­вич, по­лу­чив­ший от В. I Д. свой удел, и кн. Яро­слав Вла­ди­ми­ро­вич («отъ­е­хал» в Лит­ву в 1415).

Бла­го­да­ря по­ли­ти­ке В. I Д. про­ис­хо­ди­ли важ­ней­шие пе­ре­ме­ны в со­ци­аль­но-эко­но­мич., по­ли­тич. и куль­тур­ном об­ли­ке рус. об­ще­ст­ва. На ба­зе ши­ро­ко­го раз­ви­тия вот­чин­но­го зем­ле­вла­де­ния (осо­бен­но на тер­ри­то­ри­ях Вел. кн-ва Вла­ди­мир­ско­го и ана­ло­гич­ных им) за­мет­но воз­рос­ла чис­лен­ность слу­жи­ло­го бо­яр­ст­ва, уси­ли­лась его кон­со­ли­да­ция, бы­ли от­ра­бо­та­ны прин­ци­пы служ­бы (по ад­ре­су – сво­ему кня­зю-сю­зе­ре­ну; по фор­ме – в со­ста­ве дво­ра или тер­ри­то­риаль­ной кор­по­ра­ции). Рост чис­ла кня­же­ских (го­су­да­ре­вых) дво­ров (по­сле 1410, не счи­тая «оп­риш­ных» уде­лов вдов и вла­де­ний кня­же­ских жён, су­ще­ст­во­ва­ло 9 моск. уде­лов) спо­соб­ст­во­вал фор­ми­ро­ва­нию не­ти­ту­ло­ван­ной зна­ти в этих дво­рах и по­мог ста­нов­ле­нию ти­ту­ло­ван­ной зна­ти, слу­жилых кня­зей. До­ку­мен­таль­но за­фик­си­ро­ва­ны вы­ез­ды на служ­бу к В. I Д. за­мет­ных лиц из хан­ско­го дво­ра. Эко­но­мич. подъ­ём 1390–1408 при­вёл к рос­ту го­ро­дов и чис­лен­но­сти их на­се­ле­ния, а так­же го­род­ских и вне­го­род­ских мо­на­сты­рей раз­ных ви­дов с рас­ту­щим зем­ле­вла­де­ни­ем. Строи­лось мно­же­ст­во со­бо­ров и церк­вей, не толь­ко в Мо­ск­ве (в Крем­ле и за его сте­на­ми) или др. го­ро­дах (Ко­лом­не, Сер­пу­хо­ве), но и в сель­ской ме­ст­но­сти. Вы­даю­щи­ми­ся па­мят­ни­ка­ми ар­хи­тек­ту­ры ста­ли Тро­иц­кий со­бор в Трои­це-Сер­гие­вом мон. и др. По за­ка­зу В. I Д. в Крем­ле бы­ли ус­та­нов­ле­ны пер­вые ча­сы. На его прав­ле­ние при­шёл­ся рас­цвет моск. шко­лы ико­но­пи­си (Фео­фан Грек, Ан­д­рей Руб­лёв, Про­хор с Го­род­ца, Да­ни­ил Чёр­ный), кни­го­пи­са­ния и ле­то­пи­са­ния (Тро­иц­кая ле­то­пись, ми­тро­по­ли­чий свод 1418, твер­ская ре­дак­ция об­ще­рус­ско­го сво­да 1412). В 1390–1420-е гг. пи­са­ли свои про­из­ве­де­ния Сте­фан Перм­ский, Ки­рилл Бе­ло­зер­ский, Епи­фа­ний Пре­муд­рый, ми­тро­по­ли­ты Ки­при­ан и Фо­тий и др. Бы­ли за­фик­си­ро­ва­ны важ­ные пра­во­вые но­ва­ции (15-лет­ний срок дав­но­сти по де­лам о вот­чи­нах и др.), уп­ро­чи­лась сис­те­ма управ­ле­ния по­сред­ст­вом на­ме­ст­ни­ков и во­лос­те­лей.

Византийская империя | История, география, карты и факты

Собор Святой Софии: мозаика

Смотреть все СМИ

Основные события:
Падение Константинополя Битва при Манцикерте Битва за Косово Осада Антиохии Битва при Ярмуке
Ключевые люди:
Константин I Юстиниан I Диоклетиан Эдвард Гиббон Ираклий
Похожие темы:
Восточное православие римское право Купол Скалы Византийское искусство монофизит
Похожие места:
Римская империя Стамбул Иерусалим древний Египет Сицилия

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Когда существовала Византийская империя?

Византийская империя существовала примерно с 395 г. н.э., когда Римская империя была разделена, до 1453 г. Она стала одной из ведущих цивилизаций в мире, прежде чем пала под натиском турок-османов в 15 веке.

Чем Византийская империя отличалась от Римской империи?

Византийская империя была восточной частью Римской империи и просуществовала более тысячи лет после распада западной половины. Ряд региональных травм, включая эпидемии, войны, социальные потрясения и нападение арабов-мусульман в 630-х годах, ознаменовали его культурную и институциональную трансформацию из Восточной Римской империи в Византийскую империю.

Как Византийская империя получила свое название?

Современные историки используют термин Византийская империя, чтобы отличить государство от западной части Римской империи. Название относится к Византии, древнегреческой колонии и перевалочному пункту, который стал местом расположения столицы Византийской империи, Константинополя. Жители Византийской империи называли себя ромеями или римлянами.

Где находилась Византийская империя?

В наибольшей степени Византийская империя покрывала большую часть земель, окружающих Средиземное море, включая то, что сейчас является Италией, Грецией и Турцией, а также части Северной Африки и Ближнего Востока. Он достиг своего пика в 6 веке при императоре Юстиниане I, но значительно уменьшился к 11 веку из-за внутренних конфликтов и вторжений извне, включая турок-сельджуков и норманнов.

Византийская империя исповедовала христианство?

Граждане Византийской империи четко идентифицировали себя как христиан, так же, как они идентифицировали себя как римляне. Императоры, стремясь объединить свое царство под одной верой, признали христианство государственной религией и наделили церковь политической и юридической властью. При некоторых императорах язычникам было приказано посещать церковь и креститься, а евреям и самаритянам запрещалось получать приданое или наследство, если они не обращались.

Византийская империя , восточная половина Римской империи, просуществовавшая тысячу лет после того, как западная половина распалась на различные феодальные королевства и окончательно пала под натиском турок-османов в 1453 г.

Само название «Византийский» иллюстрирует ошибочные представления, которым часто подвергалась история империи, поскольку ее жители вряд ли сочли бы этот термин подходящим для себя или для своего государства. По их мнению, империя была не чем иным, как Римской империей, основанной незадолго до начала христианской эры по благодати Божией, чтобы объединить Свой народ в подготовке к пришествию Его Сына. Гордясь этим христианским и римским наследием, убежденные, что их земная империя настолько похожа на небесный образец, что он никогда не изменится, они называли себя ромеями, или римлянами. Современные историки согласны с ними лишь отчасти. Термин Восточный Рим точно описывал политическую единицу, охватывавшую восточные провинции старой Римской империи до 476 г.

, когда было еще два императора. Тот же термин может использоваться даже до второй половины VI века, пока люди продолжали действовать и мыслить в соответствии с моделями, мало чем отличающимися от тех, что преобладали в более ранней Римской империи. Тем не менее в течение тех же столетий произошли настолько глубокие изменения в их кумулятивном эффекте, что после VII века государство и общество на Востоке заметно отличались от своих более ранних форм. Стремясь признать это различие, историки традиционно описывали средневековую империю как Византийскую.

Последний термин происходит от названия Византии, основанной колонией древнегреческого происхождения на европейской стороне Босфора, на полпути между Средиземным и Черным морями. Город был, в силу своего расположения, естественным перевалочным пунктом между Европой и Малой Азией (Анатолией). Возрожденный как «новый Рим» императором Константином I в 330 году, он наделил его именем Константинополь, город Константина. Происхождение от Византии наводит на размышления, поскольку оно подчеркивает центральный аспект византийской цивилизации: степень, в которой административная и интеллектуальная жизнь империи была сосредоточена в Константинополе с 330 по 1453 год, год последней и безуспешной обороны города при 11-м (1453 г.

) или 12-й) Константин. Обстоятельства последней защиты также наводят на размышления, поскольку в 1453 году древний, средневековый и современный миры, казалось, ненадолго встретились. Последний Константин пал, защищая новый Рим, построенный первым Константином. Стены, прочно державшиеся в раннем Средневековье против германцев, гуннов, аваров, славян и арабов, были в конце концов прорваны современной артиллерией, секретам которой европейские техники научили самых успешных из центральноазиатских захватчиков: турок-османов.

Таким образом, судьбы империи были тесно переплетены с судьбами народов, чьи достижения и неудачи составляют средневековую историю как Европы, так и Азии. Не всегда враждебность характеризовала и отношения между византийцами и теми, кого они считали «варварами». Хотя византийский интеллигент твердо верил, что цивилизация кончается границами его мира, он открывал его варвару при условии, что последний (со своим родом) примет крещение и окажет верность императору. Благодаря поселениям, возникшим в результате такой политики, многие названия, казалось бы, греческие, маскируют другое, иного происхождения: славянское, может быть, или турецкое. Вследствие этого варварская неграмотность затмевает ранние поколения более чем одной семьи, которым суждено занять видное место на военной или гражданской службе империи. Византия была обществом плавильного котла, для которого в предыдущие века характерна была степень социальной мобильности, противоречащая часто применяемому к ней стереотипу неподвижного кастового общества.

Викторина «Британника»

Римская империя

Будучи источником силы в раннем средневековье, центральное географическое положение Византии плохо сослужило ей службу после 10 века. Завоевания той эпохи поставили новые проблемы организации и ассимиляции, и императорам пришлось столкнуться с ними как раз в то время, когда старые вопросы экономической и социальной политики требовали ответов в новой и острой форме. Удовлетворительные решения так и не были найдены. Острая этническая и религиозная вражда отмечена в истории империи в последующие века, ослабляя Византию перед лицом новых врагов, надвигавшихся на нее с востока и запада. Империя окончательно рухнула, когда ее административные структуры больше не могли выдерживать бремя лидерства, возложенное на нее военными завоеваниями.

Империя до 867

Римское и христианское происхождение

Единство и разнообразие в поздней Римской империи

Римская империя, прародительница Византийской, удивительным образом сочетала единство и разнообразие, первое из которых гораздо более известно, поскольку его составляющие были преобладающими чертами римской цивилизации. Общий латинский язык, чеканка, «интернациональная» армия римских легионов, городская сеть, закон и греко-римское наследие гражданской культуры вырисовывались в наибольшей степени среди тех уз, которые, как надеялись Август и его преемники, принесут единство и мир. в средиземноморский мир, измученный веками гражданской войны. Чтобы укрепить эти жилы имперской цивилизации, императоры надеялись, что между несколькими провинциями может развиться оживленная и спонтанная торговля. На вершине этого мира стоял сам император, мудрый человек, который защитит государство от любых несчастий, которые мрачно скрыла судьба. Только император мог обеспечить такую ​​защиту, поскольку, как воплощение всех добродетелей, он в совершенстве обладал теми качествами, которые его отдельные подданные лишь несовершенно проявляли.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подпишитесь сейчас

Римская формула борьбы с судьбой с помощью разума и тем самым обеспечения единства во всем средиземноморском мире работала на удивление хорошо, учитывая давление разобщенности того времени, которое должно было умножаться. Завоевание привело к римскому правлению регионы с разнообразным прошлым. Восточные провинции были древними и густонаселенными центрами той городской жизни, которая на протяжении тысячелетий определяла характер средиземноморской цивилизации. Западные провинции только недавно вступили на свой собственный путь городского развития под не всегда мягким руководством своих римских хозяев.

Каждый из перечисленных выше аспектов единства имел свою оборотную сторону. Не все понимали или говорили по-латыни. Параллельно римскому праву, а иногда и влиянию на него, были местные обычаи и обычаи, по понятным причинам живучие по причине своей древности. Языческие храмы, иудейские синагоги и христианские баптистерии свидетельствуют о множестве организованных религий, с которыми официальные формы римского государства, в том числе культ императора, не всегда могли мирно сосуществовать. И отнюдь не объединяя римский мир, экономический рост часто создавал самодостаточные единицы в нескольких регионах, провинциях или крупных поместьях.

Принимая во внимание препятствия, с которыми боролись правители римского государства, совершенно примечательно, что римский патриотизм всегда был больше, чем пустая формула, что образованные джентльмены от Геркулесовых Столпов до Черного моря осознавали, что у них есть «что-то» в общем. Это «что-то» можно определить как греко-римскую гражданскую традицию в самом широком смысле ее институциональных, интеллектуальных и эмоциональных последствий. Благодарные за условия мира, которые способствовали этому, богатые и культурные люди посвящали свое время и ресурсы прославлению этой традиции, украшая города, которые ее олицетворяли, и обучая молодежь, которая, как они надеялись, сможет ее увековечить.

На этот мир варвары пришли примерно после 150 г. н.э. Чтобы защитить границу от них, воины-императоры тратили все силы, которые могли сэкономить от постоянной борьбы, на восстановление контроля над провинциями, где возникали местные режимы. Принимая во внимание последовавшие войны, широкое распространение болезней и быструю смену лиц, занимающих императорский трон, было бы легко предположить, что мало что осталось ни от традиционной ткани греко-римского общества, ни от бюрократической структуры, разработанной чтобы поддержать это.

Ни одно из предположений неверно. Опустошение было случайным, и одни регионы пострадали, а другие нет. На самом деле экономика и общество империи в целом в тот период были самыми разнообразными, какими они когда-либо были. Понуждаемые необходимостью или заманиваемые прибылью, люди переезжали из провинции в губернию. Социальный беспорядок открыл пути к славе и богатству, которые более стабильный порядок прежней эпохи закрыл для талантливых и амбициозных. По личным и династическим причинам императоры отдавали предпочтение одним городам и провинциям за счет других, а беспорядочный порядок престолонаследия в сочетании с вытекающей из этого постоянной сменой высших административных чиновников в значительной степени лишал экономическую и социальную политику узнаваемой последовательности.

Василий I (867–886) — Думбартон-Оукс

Византийские историки (включая его собственного внука) потратили немало чернил, обелив довольно кровавый путь Василия к престолу. Родившийся в крестьянской семье во Фракии или Македонии, Василий переехал в Константинополь, чтобы разбогатеть. Оказавшись в столице, он привлек внимание Михаила III, в конце концов дослужившись до ранга соправителя, а затем и императора, убив сначала с одобрения Михаила Варду, дядю и советника Михаила III, а затем и самого императора. Но какими бы ни были его средства, однажды на престоле Василий оказался императором больших способностей. Ему посчастливилось унаследовать сильных правителей, которые установили не только легитимность и долголетие македонской династии, но и создали социальные, политические и военные условия для восстановления и расширения империи. Василий имеет смешанный военный послужной список. В Италии ему удалось захватить адриатический город Бари, ядро, вокруг которого процветала византийская провинция, но ему не удалось остановить арабский натиск на Сицилию, где в 878 г. пали Сиракузы. На востоке основные кампании Василия были направлены против павликиан, Дуалистическая христианская секта и эмир Мелитены. В 872 году войска Василия разгромили Хрисохейра, лидера павликиан, и разграбили их дом в Тефрике.

Его политическая, экономическая и административная деятельность получила похвалу от его биографа и внука, Константина VII. Василий предпринял возрождение римского права, обнародовав Epanagoge (справочник по закону для судей и юристов) и наблюдая за начальной подготовкой Basilika (кодификация закона). Он также принял меры по расширению государственного контроля в экономической сфере и спонсировал ряд строительных проектов. Василий сверг Фотия, улучшив отношения с папством, но повторно назначил его десятью годами позже, когда умер его преемник. В 879 г.на соборе папа отступил, и Фотианский раскол и вопрос о папском превосходстве были решены в пользу Фотия.

Василий I и Константин, изданный 869–79

Несколько запутанная семейная жизнь Василия, в которой происхождение его второго и третьего сыновей (Льва и Стефана) было неопределенным (хотя часто предполагалось, что это Михаил III), привела к некоторым примечательным замыслам и изъятия на печатях и монетах. Константин, старший сын Василия, был добавлен ко всем выпускам печатей и монет с 867/8 г. до своей смерти в 879 г., тогда как Лев и Александр (Василий кастрировал Стефана, в результате чего он никогда не мог стать императором) были исключены из всего, кроме дробного золота и двух выпусков фоллесов . Ранние печати Василия (см. Вверху, ок. 868 г.) сохранили изображение Христа en buste на аверсе и изображали императора в хламиде и короне, а также держащего лабарум на реверсе. Более поздние выпуски сохраняют тот же аверс, но добавляют старшего сына императора Константина на реверс. Формула этих печатей, два императора, держащих что-то между собой, станет общей чертой печатей македонской династии. На всех печатях Василия в коллекции Думбартон-Оукс изображены только император и Константин; пример с Василием, Львом и Константином — tessera , а не печать, которая, по мнению редакторов, могла быть жетоном зерна. Чтобы узнать о печатях семьи Василия, см.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *