Варяги васнецов: Описание картины Виктора Васнецова «Варяги» 👍

«Призвание варягов» Васнецова — Proshloe

Что правда, а что – вымысел на знаменитой картине?

Вы любите занудствовать? Наверняка, любите, хотя, возможно, не признаётесь в этом даже самому себе. Мы в редакции журнала Proshloe точно любим. И поэтому сегодня начинаем новую занудскую рубрику, посвящённую известным историческим картинам из школьных учебников. Насколько хорошо художник разбирался в быте изображаемой эпохи? Что он знал, а что упустил? И как можно бы было исправить его промахи? 

Для того чтобы занудство было серьёзным и научно обоснованным, мы попросили принять в нём участие российских историков, лучших специалистов по своим эпохам. Начнём, как и на уроках по истории Отечества, с призвания варягов. Кандидат исторических наук, руководитель археологического отряда музея-заповедника «Гнёздово», начальник отдела археологии компании «Энерготранспроект» Василий Васильевич Новиков рассказывает об одноимённой картине Васнецова.

На картине Виктора Михайловича Васнецова изображена одна из ключевых историй «Повести временных лет», связанная с образованием Древнерусского государства, – легенда о призвании варягов, которая до сих пор вызывает всевозможные споры. Было или не было? Кого и откуда призвали? И, в конце концов, кто такой Рюрик? Мы вряд ли получим точные ответы на эти вопросы, но некоторые вещи можно сказать уверенно. 

Мы хорошо знаем, в том числе и по данным археологии, что на территории Восточной Европы в VIII веке появились пришельцы с севера, то есть скандинавы. Они освоили так называемый Путь «из варяг в греки», пересекавший территорию будущей Древней Руси с севера на юг. Это был развитый торговый путь, соединявший север Европы с Константинополем, на тот момент крупнейшим экономическим и культурным центром ойкумены. К середине IX века скандинавы, занимавшиеся обеспечением работы этого маршрута, начинают активнее взаимодействовать с местным населением, чем раньше: они оседают в наиболее важных транзитных пунктах (Ладога, Рюриково городище, Гнёздово, Киев) и вместе верхушкой славянских племен формируют новое политическое управление. 

События могли развиваться по-разному: где-то силовыми методами, а где-то и мирно. В любом случае, скандинавы постепенно сливались с местной славянской элитой, вместе с которой и управляли подконтрольными территориями. Возникшие объединения стали затем усиливаться и разрастаться, север соединился с югом, и возникло то, что мы называем Древнерусским государством. 

А что с картиной? Пространство на ней разделено лежащими на земле дарами на два мира – скандинавский и славянский. Слева мы видим Рюрика и, вероятно, двух его братьев Синеуса и Трувора. За их спиной воины, выходящие из драккара. Надо сказать, что учёные до сих пор спорят, существовали ли Синеус и Трувор на самом деле, или же их имена – неправильно понятое летописцем шведское выражение «с родом и верной дружиной». Справа мы видим новгородского старейшину Гостомысла, который обращается к скандинавам с речью. Первые упоминание о Гостомысле, как об инициаторе призвания варягов относятся к XVI-XVII вв., а более ранними летописными источниками его существование не подтверждается. Поэтому Гостомысла стоит считать скорее легендарной, чем реальной фигурой. Тем не менее, Васнецов хорошо передал главное – момент встречи и взаимодействия двух культур – воинов-скандинавов и земледельцев-славян.  

Что касается изображённой на картине одежды и предметов вооружения, то они довольно слабо соответствуют эпохе. В защиту Васнецова нужно сказать, что у него не было научных консультантов, да и археология тогда была на совсем другом уровне развития, чем сегодня. Художник взял за основу некоторые изобразительные источники (миниатюры, иконы), как отечественные, так и западноевропейские, и создал скорее собирательный образ. 

Предметный разбор изображённой на картине материальной культуры смотрите на прикреплённых изображениях.

Поделиться статьей в соцсетях

История государственности в искусстве

Вид Ладожской крепости с противоположного берега Волхова. Гравюра из книги Адама Олеария. 1634 г.


Литография Т.Козьминой «Старая Ладога»

Старая Ладога, макет крепости

Вид Старо-Ладожской Рюриковой крепости.
Рис. В.Шпак, рез. на дер. А.Шлипер.

«Вид Старой Ладоги» (1833 год). Художник П.Е.Заболоцкий

Ледовое побоище

Невская битва на Миниатюрах Лицевого летописного свода. 16 век

Ледовое побоище. Художники Щербаков А., Дзысь И.

Ледовое побоище. Художник В Маторин


Ледовое побоище. Художник Серов В. А.

Александр Невский. Часть триптиха. 1942
Художник Корин П. Д.

«Ледовое побоище», 1984 год
Художник Назарук В. М.

«Александр Невский, Ледовое Побоище», фрагмент, 2005 год

Художник Костылев Д.

400 лет со дня освобождения Москвы (ополчение Минина и Пожарского)

Минин и Пожарский, 1850 год (холст, масло)
Художник Скотти М.И.

Воззвание Минина к нижегородцам в 1611 году. 1861 г.
Художник Песков М.

Минин и Пожарский въезжают в Москву. Художник А.М.Смолин

Воззвание Кузьмы Минина к нижегородцам. Художник Кившенко А.

Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям. 1890-е гг.

Воззвание Кузьмы Минина к нижегородцам в 1611 году.
Художник Маковский К. Е.

Изгнание польских интервентов из Московского Кремля в 1612 году.
Художник Лисснер Э.

Монета Банка России — Историческая серия: 400-летие народного ополчения Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского

Картины, посвященные Отечественной Войне 1812 года

ФРАГМЕНТЫ ПАНОРАМЫ «БОРОДИНСКАЯ БИТВА»
Франц Алексеевич Рубо (1856-1928)

Командный пункт генерала Д.С. Дохтурова. 1912 г.

Гвардейские полки отражают атаки французской кавалерии. 1912 г.

Схватка русских гренадер с дивизией Фриана. 1912 г.

Семеновское (Багратионовы) флеши. 1912 г.

Семеновское (Багратионовы) флеши. 1912 г.

Командный пункт Наполеона. 1912 г.

Атака саксонских кирасир. 1912 г.

Кавалерийский бой во ржи. 1912 г.

Подвиг неизвестного героя. 1912 г.

Горки — командный пункт русского главнокомандующего фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова. 1912 г.

Раненого генерала П.И. Багратиона увозят с поля битвы. 1912 г.

Нажмите для просмотра Атака на батарею Раевского. Художники Ф. Рубо и К. Беккер. 1913 г.

Цикл полотен об Отечественной войне 1812 года
Василий Васильевич Верещагин (1842-1904)

Наполеон I на Бородинских высотах

Конец Бородинского сражения

В Кремле — пожар!

Зарево Замоскворечья
 

На этапе — дурные вести из Франции

На большой дороге — отступление, бегство…

Ночной привал Великой армии

«Не замай! — Дай подойти!»

«В штыки! Ура! Ура!»

Сражение при Бородине, 26-го августа
Художник Гесс П.

На Бородинском поле у Семеновского, 7 сентября 1812 г.
Художник Х.В. Фабер дю Фор. 1830-е гг.

В окрестностях Бородина 6 сентября
Литография по рисунку А. Адама. 1827-1833 гг.

В окрестностях Бородина 6 сентября
Литография по рисунку А. Адама. 1827-1833 гг.

Кавалерийская схватка
Офорт Ф. Фольца по рисунку А. Адама. 1821 г.

Эпизод Бородинской битвы
Офорт Ф. Фольца по рисунку А. Адама. 1821 г.

Французская атака на батарею Раевского и смерть генерала Коленкура 7 сентября 1812 г.
Рисунок и литография А. Адама. Середина XIX в.

Бородинское сражение 26 августа 1812 г.
Акварель неизвестного художника. 1-я четверть XIX в.

Смертельное ранение генерала Багратиона на Бородинском поле.
Художник А. Вепхадзе. 1948 г.

М. И. Кутузов на Бородинском поле.
Художник С. Герасимов. 1952 г.

Герои Бородинской битвы.
Иллюстрация к стихотворению М. Ю. Лермонтова «Бородино».

Художник В. Шевченко. 1970-е гг.

Памятник «Тысячелетие России»

Виллевальде Б.П. Открытие памятника «Тысячелетие России» в Новгороде в 1862 году 1864

Открытие памятника «Тысячелетие России». Старый листок из журнала

Кукрыниксы, картина «Бегство фашистов из Новгорода», 1944—1946.
 На переднем плане фрагменты разбитой скульптуры, похожие на убитых людей

Памятная монета с изображением памятника
«Тысячелетие России» в Новгороде.

Источники:
http://www.golddomes.ru/ladoga/lad24.htm
http://www.archmuseum.ru/?p=479
http://www.ladogamuseum.ru/cgi-bin/main.cgi?module=media&act=show&mediaid=1006
http://www.kriptoistoria.com/forum/index.php?pp=0xhiwcf8fq92idgo339i&f=1&vt=tree&tst=all&m=12677
http://www.

liveinternet.ru/users/stephanya/post143059055/
http://topwar.ru/6730-mify-o-ledovom-poboische.html
http://forum.omsk.com/viewtopic.php?t=171923
http://img12.nnm.ru/9/1/1/d/1/aa86b37f4cfebdb798cbc69eda4.jpg
http://www.profiplot.ru/lphtml/fhtml/f172.html
http://emc23.narod2.ru/zhivopis/istoriya_rossii_v_zhivopisi/smutnoe_vremya/
http://design-kmv.ru/russkaya-zhivopis/makovskij-k-e.html
http://www.liveinternet.ru/users/3596969/post163673698/
http://www.museum.ru/1812/Painting/index.html
http://www.liveinternet.ru/users/3370050/post129886432/
http://oldrushistory.ru/library/Russkie-voinskie-traditsii/11
http://www.tanais.info/art/pic/glazunov51.html
http://www.runitsa.ru/publications/publication_419.php
http://pereformat.ru/2011/11/prizvanie-ryurika/
http://www.ladogamuseum.ru/
http://ru.wikipedia.org/
http://www.liveinternet.ru/users/stephanya/post180543384/
http://www.proza.ru/pics/2010/12/21/311.jpg
http://fotki.yandex. ru/users/v3834400/view/209889/?page=2
http://history-life.ru/post121314782/

Приглашение варягов: Рюрик и его братья прибывают в Старую Ладогу Васнецова, Фотография, картинки и права управляемого изображения. Рис. FAI-34348

agefotostock ®

место, где можно найти все визуальный контент по правильной цене

Купить это изображение сейчас…

Выберите лицензию, которая лучше всего соответствует вашим потребностям

99}»>
Частное использование/презентация | 59,99 €
Информативный сайт | 89,99 €
Издательский. Книга внутри | 139,99 €
Журнал и информационные бюллетени. Внутреннее использование | 169 €.99

Рассчитать стоимость другой лицензии

Это изображение может быть лицензировано онлайн только в редакционных целях

Купи сейчас

Добавить в корзину

ДОСТАВКА: Изображение сжато как JPG

Код изображения: ФАИ-34348 Фотограф: Коллекция: Изображения изобразительного искусства Пользовательская лицензия: Управление правами Дата съемки: 21. 10.2015 Наличие высокого разрешения: До XL 50 МБ А3 (5669х 4003 пикселей — 48 х 33,9 см — 300 точек на дюйм)

Разрешения: Это изображение не имеет разрешения на использование модели или собственности, и перед его использованием может потребоваться дополнительное разрешение третьей стороны. Пожалуйста, свяжитесь с нами для получения дальнейшей информации.

Доступность: Доступность изображения не может быть гарантирована до момента покупки.

×

Изображение композиции

Вы можете использовать это изображение в течение 30 дней после загрузки (период оценки) только для внутренней проверки и оценки (макетов и композиций), чтобы определить, соответствует ли оно необходимым требованиям для предполагаемого использования. .Это разрешение не позволяет вам каким-либо образом использовать конечные материалы или продукты или предоставлять их третьим лицам для использования или распространения любыми способами. Если по окончании Оценочного периода вы не заключаете договор лицензии на его использование, вы должны прекратить использование изображения и уничтожить/удалить любую его копию.

Прекратить показ этого сообщения

Принимать

Византийские императоры однажды призвали спецназ в качестве телохранителей

ВЕЛИКОЛЕПНАЯ ИСТОРИЯ

Команда Могучая

Виктор Васнецов, Приглашение варягов: Рюрик и его братья прибывают в Старую Ладогу.

Целых 80 % того, что нужно любому телохранителю, — это запугивание. Защитить VIP легко, когда на него никто не нападает. Если вы сможете запугать любых потенциальных убийц от попыток убить вас, то вы можете прожить долгую и полную жизнь. Остальные 20% — это наличие боевых навыков, позволяющих отбиваться от любого, кто попытается вас убить, в сочетании с лояльностью, позволяющей не убивать вас самих. Имея это в виду, императоры Восточной Римской империи (или позже Византийской империи) нашли идеальную имперскую гвардию, набирая людей из завоевателей государства на севере: Киевской Руси. Наемники, которые веками защищали императора, назывались варягами, или «клятвенниками», и произошли от воинов-викингов.

Солдаты, которых мы сегодня называем варягами, пришли на юг из Скандинавии в 9 веке, чтобы завоевать и управлять Киевской Русью, территорией, которая сегодня включает в себя части Беларуси, России и Украины. Несмотря на то, что они поселились далеко от береговой линии, воины-викинги никогда не теряли вкуса к набегам и грабежам. Вскоре они обратили внимание на жемчужину города на юге: Константинополь.

К несчастью для рейдеров, городские стены Феодосия в значительной степени сделали любой простой рейд на город бесполезным. Даже армиям с передовыми осадными технологиями было трудно атаковать. Вместо этого викинги начали совершать набеги на сельскую местность. Состоятельные византийцы, поняв, что все, что нужно рейдерам, это грабить и грабить, решили откупиться от них… и очень хорошо поплатились.

На самом деле они заплатили так хорошо, что Империя завоевала лояльность викингов. Как только они стали союзниками, их пустили в сам город Константинополь, и они быстро влюбились в его красоту и величие. Его стали называть «Миклагард», «Великий город». Что же касается обещаний приключений, сражений и еще большего грабежа, то у византийцев не было недостатка во врагах.

Как только лодки викингов оказались в морях, окружающих Византийскую империю, они приступили к работе. Викинги помогли империи завоевать Крит в 9 в.45, затем вступил в бой с арабами в 950-х гг. Вскоре они стали элитными воинами Византийской империи и были призваны для самых сложных военных приключений, которые империя могла предложить.

Когда византийский полководец Варда Фока восстал против императора Василия II в 988 году, Киевская Русь отправила в Константинополь 6000 скандинавских воинов. Когда они прибыли, чтобы встретиться с Фокасом в бою, его войска были разбиты, у самого генерала, как говорят, случился инсульт, а викинги выследили мятежников и изрубили их на куски.

Корабельное захоронение русского вождя по описанию арабского путешественника Ахмада ибн Фадлана, посетившего Киевскую Русь в X веке, картина Хенрика Семирадского (1883).

После этой победы Василий сформировал Варяжскую гвардию, имперскую гвардию, состоящую из скандинавских воинов, поклявшихся защищать византийского императора любой ценой. Так как они были личной охраной императора, они редко покидали город, но хорошего викинга не сломить. Если неприятностей на границах империи становилось больше, чем могла вынести регулярная армия, варяги посылались, чтобы разобраться с ситуацией навсегда.

Когда в 1018 году южной Италии угрожали норманнские захватчики, варяги были посланы, чтобы напомнить им, кто контролирует территорию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *