Варяги это в древней руси: Кто такие варяги? Где они жили? рассказывает историк

Варяги-христиане в Древней Руси (по русским и греческим источникам)

В исследовании мы будем использовать различные дошедшие до нас сведения, содер­жащиеся, прежде всего, в русских и греческих источниках. Ранее историки, особенно сторон­ники так называемой норманнской теории, мало обращали внимания на тот факт, что первые христиане на Руси были именно варя­гами. Попытаемся разобраться в этом вопросе.

Начнем с русских источников. ПВЛ под 945 г. сообщает о многочисленных варягах-христианах в войске князя Игоря: «Хрестеанскую Русь водиша роте в церкви святого Ильи, яже есть над Ручаем, конец Пасынче беседы и Козаре: се бо сборная церкви, мнозие бо беша варязи хрестеяне» (Полное собрание русских летописей /ПСРЛ/. Том 1. Столбец 47). Здесь церковь святого Ильи названа «соборной», т.е. она являлась главной среди других христианс­ких храмов в Киеве. (Рапов О. М. Русская церковь в IX — первой трети XII в. Принятие христианства. — М., 1998. С. 132.)

Под 983 г. читаем рас­сказ об убийстве двух варягов-христиан — отца и сына. «Варяг той пришел из Грек, держаше веру хрестеяньску, и бе у него сын красен лицеем и душею…» Эта статья пере­кликается со статьей под 945 г., где говорится о многих варягах-христианах, клявшихся в цер­кви святого Ильи. Помимо всего прочего, убитый христианин-варяг с сыном проживали в Киеве, где имели свой двор, указано даже точное место: «…идеже есть святая Богородица, юже сдела Володимер» (ПСРЛ. Том 1. Столбцы 82‒83). Эти сведения интересны для нас прежде всего тем, что позволяют утверждать о наличии в Киеве достаточно многочисленной христианской об­щины задолго до официального крещения. Более того, ПВЛ прямо подчёркивает, что среди христиан было большое количество варягов. Не должно вызывать сомнений, что они сыграли важную роль в распространении христианства на Руси.

Обратим также внимание на сообщение ПВЛ под 1024 г. Князь Ярослав активно борол­ся в это время с проявлениями язычества в Суздале, подавив очередное выступление вол­хвов. Ярослав, вернувшись в Новгород, посы­лает за варяжским князем Якуном, который и приезжает с варягами. По некоторым летопи­сям, Якун был слеп (ПСРЛ. Том 23. С. 36). Но все летописи сходятся в том, что выглядел Якун очень богато. Теперь заметим следующее. Во-первых, активная антиязыческая позиция Ярос­лава, известного своими связями с варягами и Новгородом, кажется не­понятной. Приглашение языческого князя для ре­шения внутренних про­блем — странный шаг. Во­обще христианин Ярослав постоянно приглашает ва­рягов на Русь, на это не­льзя не обратить внима­ние. Во-вторых, само имя варяжского князя — Якун — христианское. Обра­тимся также к замеча­тельному памятнику ли­тературы Древней Руси — «Слову о Законе и Благо­дати», написанному мит­рополитом Иларионом в период между 1037 и 1050 гг. Как обратили внимание исследова­тели, этот памятник имеет явный политический аспект (Приселков М. Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X-XII вв. — СПб., 2003. С. 58‒61). Однако нам он инте­ресен с религиозной точки зрения.

Митрополит Иларион в своем произведении пытается доходчиво разъяснить читателям сущ­ность христианской веры. Считается, что «Слово о Законе и Благодати» было впервые произне­сено в 1049 г., и обращался митрополит не к простым русским людям, а к элите тогдашнего общества: князьям, боярам, духовенству. И опять кажется странным, что знатной христи­анской верхушке общества надо было разъяс­нять суть православной веры. В своем обра­щении Иларион более всего останавливается на божественной природе Христа. В то же время митрополит постоянно подчеркивает и человеческий элемент сущности Христа. При­ведем несколько примеров: «Вполне человек — от плоти человеческой… Но вполне Бог — по Божественному, это не просто человек, явив­шиеся на земле Божеское и чело­веческое»; «Как че­ловек, Материнское тело принял…»; «Как человек о Лазаре прослезил­ся, и, как Бог, вос­кресил его из мер­твых…» и др. (Слово о Законе и Благодати митрополита Илариона // Повести Древней Руси. Ред. О. В. Творогов. — СПб., 2001. С. 21, 22).

И еще несколько неожиданных мо­ментов «Слова о Законе и Благода­ти». Богородица названа здесь по имени — Мария, что не харак­терно для памятников русской православной литературы. Митрополит слишком уважительно для духовного лица относится к русским князьям-язычникам Игорю и Святославу: «Похва­лим же и мы, по силе нашей… нашего учителя и наставника великого кагана нашей земли Владимира, внука старого Игоря, славного Святослава. Те в лета своего владычества му­жеством и храбростью прославились… Ибо не в худой земле владычествовали, но в Рус­ской». (Там же. С. 31).

Также неясно, почему языческая Русь про­славляется митрополитом. Нельзя не обратить внимания на то, что все народы, исповедующие христианство, названы православными. Видимо, четкого разделения христианства на различные направления еще не существовало. Все христиане понимались как исповедующие истинную веру.

Названные выше особенности текста «Слова о Законе и Благодати» наводят на мысль о том, что оно было написано в период перехода Руси от арианского понимания христианства, столь характерного для многих европейских «варварских королевств», к каноническому греческому православию. Именно в арианском представлении Христос не имел божественной при­роды, а являлся человеком. Троица именовалось в арианстве подобосущей, а не единосущей, как в пра­вославии. С этим мнением и поле­мизировал Илари­он. Арианство, ви­димо, пришло на Русь еще при пер­вых князьях. И, ко­нечно, эти князья не могли быть швед­ского происхожде­ния, так как ари­анство бытовало среди народов Центральной и Западной Европы. Проникнуть на Русь оно могло только через их западных соседей — тоже славян. Скандинавия еще довольно долгое время оставалась полностью языческим регионом.

Перейдем теперь к греческим источникам. Византийские авторы народ, беспокоивший границы империи с севера, называли «роса­ми», если быть точнее — «народ рос». Целый ряд греческих источников позволяет говорить о более ранних случаях христианизации росов.

Росы, по нашему мнению, — западнославян­ские племена. Однако вопрос об этнической принадлежности народа рос вызывает много споров. Рядом историков было высказано предположение о том, что под «росами» гре­ческих источников выступают не кто иные, как варяги Аскольда и Дира, т. е. норманны. В частности, В.Н. Татищев относил крещение Руси при патриархе Игнатии именно ко времени княжения Аскольда в Киеве: «Четвертое кре­щение в славянах точно к нам относится и есть первое в Руси, чрез Кир Михаила митрополита и показанное чудо несгоревшего Евангелия. Это, судя по годам, было во время Оскольдово, который от грек Рос именован и в 867-м году крещение принял…» (Татищев В. История Россий­ская. Том 1. — М., 2003. С. 49‒50).

Официальный историограф XIX века Н.М. Ка­рамзин связал нападение росов на Константи­нополь, описанное патриархом Фотием, с ле­тописной статьей под 866 г., сообщающей о походе Аскольда и Дира на Царьград (ПСР/1. Том 1. Столбец 21). При этом историк рассмат­ривает нападавших исключительно как нор­маннов. Никаких противоречий историк не видит в известиях о крещении росов при пат­риархе Фотии, а затем — Игнатии. Другой вы­дающийся исследователь XIX столетия — С.А. Гедеонов также говорит о крещении Ас­кольда (которого он считал венгром), видя тому доказательства не только в византийских известиях, но и в последующей постройке на могиле князя церкви св. Николы.

Современные историки-норманисты счита­ют, что росы были норманнами, а византийское «рос» — производным именем от древнескан­динавского самоназвания участников походов на восток от Балтийского моря — rots (menn), «руотси» — «гребцы». Тем самым признаётся, что варвары, напавшие на Амастриду в 840-е годы, а также на Константинополь в 860 г., являлись норманнами (Древняя Русь в свете зарубежных источников / Под ред. Б. А. Мель­никовой. — М., 2000. С. 12‒13, 101). От этого же наименования якобы происходит и назва­ние государства восточных славян — Русь.

Еще С.А. Гедеонов продемонстрировал пол­ную несостоятельность этих этимологических выкладок (Гедеонов С.А. Варяги и Русь. В 2-х ч. — М., 2004. С. 288‒299). А в 1940 г. вышла статья Михаила Яковлевича Сюзюмова, в кото­рой автор обстоятельно и скрупулезно рассмот­рел вопрос о происхождении слова «рос». М. Сюзюмов пришел к выводу, что византийс­кое слово «рос» берет свое происхождение от библейского князя Рос (Сюзюмов М. К вопросу о происхождении слова «Россия» // Вестник древней истории. — М., 1940. № 2. С. 121‒123). Действительно, в книге пророка Иезекиля существует эсхатологический рассказ о нашес­твии варварских племен: «И бысть слово Гос­подне ко мне, глаголя, сыне человечь, утверди лице свое на землю Гога и Магога, князя Рос» (Иез. 38:2). Именование современного народа библейским названием было обычным лите­ратурным шаблоном византийских авторов. Отсюда славяне, столь часто нападавшие на Византию, стали именоваться народом «рос», т.е. князя Рос, библейского властителя ужасных варварских племен. Само библейское слово «рос» не склонялось в греческом языке, отсюда и название народа «рос».

Сегодня версию о происхождении «руси» от скандинавского «rots» убедительно опроверг А.В. Назаренко (Назаренко А.В. Древняя Русь на международных путях: Междисциплинар­ные очерки культурных, торговых, политичес­ких связей IX—XII вв. — М., 2001. С. 25‒33). Если признать в росах выходцев из Северной Европы, в частности из Швеции, то становится совершенно непонятным известие патриарха Фотия о крещении росов в 867 г. и сообщение продолжателя Феофана о крещении росов при патриархе Игнатии и отправке к ним ар­хиепископа. Распространение же христианства в Швеции относится только к началу XII века.

Одна из точек зрения связывает греческое название «рос» с широко распространённым в топонимике и этнонимике Северного Причер­номорья и Северного Кавказа корнем «рос» с вариантами «аорс», «роке», имеющим иранское происхождение. Племена, проживавшие в ука­занном ареале, встречаются в более ранних письменных памятниках под именами «росомонов», «роксоланов», «аорсов». Именно с этой версией связана гипотеза о существовании южной, так называемой Причерноморской или Азово-Черноморской Руси (Иловайский Д.И. Начало Руси: Разыскания о начале Руси. Вместо введения в русскую историю. — М., 2002. С. 17‒22, 66‒73, 328‒341, 369‒383). Причерно­морские росы входили в сферу влияния визан­тийской церкви, и уже во второй половине IX в. (при патриархе Фотии) у них утверждается епархия константинопольского подчинения (Кузьмин А. Г. Начало Руси. Тайны рождения русского народа. — М., 2003. С. 253, 260).

Первоначальный же ареал деятельности варягов — это, прежде всего, Северо-Западная Русь. В Киеве они появляются с приходом туда Аскольда и Дира (по другим версиям — в со­ставе войск Олега). А уже при Игоре в Киеве действует Ильинская церковь, принадлежав­шая варягам-христианам.

В традиционном норманизме варяги — это любые скандинавские народы, а русы — непос­редственно шведы. Отсюда выводится заклю­чение, что варяги-христиане являлись католи­ками, и им отводится главенствующая роль в деле христианизации Руси. С.М. Соловьев считал, что скандинавы выступали главными посредниками при введении христианства на Руси (Соловьев С.М. История России с древ­нейших времён. Кн. 1. Т. 1‒2. — М., 1993. С. 251). Е.Е. Голубинский полагал, что Владимира крес­тили «домашние» христиане, а ими были не кто иные, как варяги из Скандинавии (Голу­бинский Е.Е. История русской церкви. Т. I. Ч. I. — М., 1901. С. 157). Часть современных норманистов продолжает ставить знак равенства между «варягами» и «латинами». Однако ка­толическая версия христианизации Руси не подтверждается источниками (Рамм Б.Я. Пап­ство и Русь в X‒XV вв. — М., Л., 1959. С. 23‒55). В самой Скандинавии христианство начинает распространяться в конце XI — начале XII сто­летий (Грот Л. Мифические и реальные шведы на севере России: взгляд из шведской истории // Сборник Русского исторического общества. Том 8 /156/. — М., 2003. С. 180).

Необходимо снова обратиться к ПВЛ. В рассказе об убийстве варяга-христианина и его сына прямо указано, что он пришёл «из Грек», т. е. из Византии. На месте их гибели впоследствии князем Владимиром была воз­ведена Десятинная церковь. Вполне можно предположить, что прибывший из Византии варяг в своё время принял крещение по ви­зантийскому образцу, сомнительно, чтобы православная церковь такого значения возво­дилась на месте гибели латинянина.

Таким образом, считаем, что византийские авторы VIII‒IX вв. «росами» именовали именно западнославянские племена.

Итак, о крещении росов сообщают многие византийские памятники письменности. В час­тности, о нашествии «росов» и последующем крещении их предводителя сообщает «Житие Георгия Амастридского»: «Было нашествие варваров-росов, народа, как все знают, жесто­кого и дикого, не носящего в себе никаких следов человеколюбия». Этот народ двинулся от озера Пропонтиды и достиг «отечества свя­того», т.е. Амастриды на южном берегу Чёрного моря, разорив всё побережье. «Храмы ниспро­вергаются, святыни оскверняются: на месте их нечестивые алтари, беззаконные возлияния и жертвы, то древнее таврическое избиение иностранцев, у них сохраняющее силу. Убий­ство девиц, мужей и жён…» (Васильевский В.Г. Труды. Т. 3. — Петроград, 1915. С. 63‒64).

В данном случае под Пропонтидой подра­зумевается Азовское море (Древняя Русь в свете зарубежных источников / Под ред. Б. А. Мельниковой. — М., 2000. С. 90‒91).

Далее в «Житии» повествуется о чуде у гробницы святого Георгия, когда предводитель язычников росов, поражённый чудесным зна­мением, прекращает насилия, чинимые его воинами, и склоняется к христианской вере (Васильевский В. Г., С. 67‒68).

Издатель и исследователь текста «Жития Георгия Амастридского», выдающийся отечест­венный византолог Василий Григорьевич Васильевский пришёл к выводу, что автором памятника был известный византийский писа­тель Игнатий, впоследствии ставший Никейским митрополитом. В «Житии» нет ни одного упо­минания об иконах — предмете, которого в религиозном произведении можно избежать лишь намеренно. Это позволило В.Г. Васильевскому датировать памятник, а соответст­венно и упоминания в нём нашествия росов на Амастриду, периодом иконоборческой де­ятельности Игнатия, т. е. временем до 842 г. (Васильевский В.Г., С. 14‒67).

Ещё об одном крупном нашествии росов на побережье Чёрного моря, в частности, на прибрежную полосу Крыма, говорится в другом визан­тийском памятнике-«Житие Стефана Сурожского». Это житие имеется также и в русском списке XV в. Рус­ский вариант сочинения отличается лишь некоторы­ми деталями. «Житие Стефана Сурожского» при­надлежит перу неизвестного византийского автора конца X в. По мнению В. Г. Ва­сильевского, описываемые события, именуемые в ис­точнике «О прихождении рати к Сурожу князя Бравлина из Великого Новаграда», могли происходить в конце VIII — начале IX вв. (Ва­сильевский В. Г., С. 95‒96).

«Житие Стефана Су­рожского» сообщает сле­дующее: «По смерти святого мало лет мину, прииде рать великая русская из Новагорода, князь Бравлин, си­лен зело». Он захватил всю прибрежную полосу Крыма между Корсунем (Херсонесом) и Керчью и взял приступом Судак (Сурож).

Дальше говорится о попытке Бравлина разграбить гроб­ницу святого Стефана Сурожского в церкви святой Софии. Однако его постигает внезапная болезнь: «…обратилось лицо его назад, и, лежа, он источал пену». Князь росов не только был вынужден вернуть всё награбленное и отпустить пленников, но и вместе со своими воинами принял крещение из рук архиепис­копа Филарета. Произошло чудесное исцеле­ние Бравлина, и росы возвратились.

Если в вышеприведенных источниках гово­рится лишь об эпизодических случаях креще­ния предводителей «росов» и их дружинников, то «Окружное послание восточным патриархам» — актовый материал, состав­ленный патриархом Фотием (низложен в 867 году), не­посредственным свидете­лем и участником событий, сообщает о массовой хри­стианизации росов. Точная дата создания документа не установлена, он датируется 866‒867 гг. В «Послании», разосланном всем восточ­ным патриархам, Фотий сообщает: «…этот народ… ставший для многих пред­метом многократных толков и всех оставляющий позади в жестокости и кровожад­ности… однако ныне и они переменили языческую и безбожную веру, в которой пребывали прежде, на чи­стую и неподдельную ре­лигию христиан».

О походе росов на Кон­стантинополь в 860 г. и их последующем крещении пишет в своём труде «Жиз­неописания византийских царей» анонимный Про­должатель Феофана: «Вско­ре от росов пришло по­сольство в Константинополь и просило крестить их, что и произошло» (Продолжа­тель Феофана: Жизнеописания Византийских царей / Под ред. Я.Н. Любарского. — СПб, 1992. С. 84). Продолжатель Феофана сообщает также ещё об одном крещении росов, произошедшем при императоре Василии I и патриархе Игнатии: «Щедрыми раздачами золота, серебра, шелковых одеянии он также склонил к соглашению неодолимый и безбожный народ росов, за­ключил с ними мирные договоры, убедил приобщиться к спасительному крещению и уговорил принять рукоположенного патриар­хом Игнатием архиепископа. ..» Далее излага­ется легенда о чуде с несгораемым Евангелием и последовавшее вслед за этим крещение росов.

Хроника Продолжателя Феофана — аноним­ное сочинение, которое было создано, веро­ятно, около 950 г. в окружении императора Константина Багряно­родного. Сообщение о крещении росов со­держится в пятой книге хроники, которая в не­котором роде пред­ставляет собой само­стоятельный памятник — «Жизнеописание импе­ратора Василия». Это сочинение до послед­него времени припи­сывалось перу самого Константина VII Багря­нородного, создавшего своеобразное светское «житие», в центре ко­торого стоит героизи­рованный образ его деда — основателя Ма­кедонской династии.

Само «Жизнеописа­ние…» датируется вре­менем после 943‒950 гг., т. е. оно было создано после других книг хроники (Древняя Русь в све­те зарубежных источников / Под ред. Б. А. Мель­никовой — М., 2000. С. 103‒104). Второй этап христианизации росов при императоре Васи­лии I и патриархе Игнатии, отмеченный в хронике Продолжателя Феофана, историки относят ко времени около 874 года (Там же. С. 104).

Таким образом, мы определили, что визан­тийские памятники свидетельствуют о том, что росы были крещены фактически за сто летдо официальной христианизации Руси князем Владимиром в 988 г., отмеченной в ПВЛ. Ин­тересно, что крещение Руси в 988 г. прошло совсем незаметно для Византии. На настоящий день не известно ни одного греческого источ­ника упоминающего об этом, казалось бы, важном для греков событии.

А о крещении Руси ранее 988 г. ничего не говорится в нашей летописи, однако, есть указания на то, что уже при князе Игоре при­сутствовало много варягов-христиан, прино­сивших клятву при договоре 944 г. в церкви святого Ильи в Киеве. Крещение росов, по сведениям патриарха Фотия, произошло вслед за крещением болгар, которое состоялось в 865 г. «Послание» да­тируется 867 г., значит, крещение росов про­исходило между этими двумя событиями. К то­му же Фотий говорит о христианизации не части населения, а всего на­рода рос.

Однако у нас нет ос­нований полностью доверять сообщениям Фотия. Показать успех константинопольской церкви в деле крещения варварских народов было по внешнеполи­тическим соображениям очень важно. Скорее всего, это сообщение основано на реальных фактах крещения некоторых росов. Возможно, что часть их крестилась по арианскому образцу, как многие европейские варвары. Крещение Руси при Владимире также вполне могло иметь некоторую арианскую окраску, с которой позже приходилось бороться греческим священно­служителям на Руси. И первый русский митро­полит Иларион направляет свое «Слово о Законе и Благодати» против арианского, упрощенного понимания сущности христианства.

Обратимся к другим греческим источникам. Константинопольский дворцовый журнал се­редины X в. описывает приезд русского по­сольства во главе с княгиней Ольгой. В свите Ольги находился, между прочим, и священник Григорий. Причем этот священник был приве­зен княгиней из Руси и являлся духовником Ольги. Следовательно, Ольга уже была хрис­тианкой, когда прибыла в Константинополь (Успенский Ф. И. История Византийской импе­рии. Т. 3. — М., 2002. С. 413). Это, конечно, противоречит ПВЛ. Но наша древняя повесть сама полна противоречий. Греческий источник заслуживает большого доверия, так как это дворцовый журнал, описывающий парадные приемы послов и посетителей из иностранных государств.

Вообще, Ольга, если верить летописи, родом из Северо-Западной Руси, то есть из региона, который находился под сильным варяжским влиянием.

Византийские авторы варягов ПВЛ именова­ли «варангами». Рассмотрению вопроса о ви­зантийских варангах, времени их появления и этническому составу посвятил свою отде­льную работу В.Г. Васильевский. Историк про­анализировал труды многих византийских авторов: Атталиоты, Михаила Псёлла, Иоанна Скилицы, Никифора Вриения, Иоанна Кедрина и Зонары. Для получения более полной и объективной картины В.Г. Васильевский при­влёк также ряд исландских саг. При всём этом историк не ставил своей задачей вступать в полемику норманистов и антинорманистов и решать вопрос об этнической принадлежности росов в посланиях Фотия и русско-греческих договорах. Исследователь старался дать ответ, были ли византийские варанги норманнами или руссами и когда впервые в византийской наёмной гвардии появились скандинавы.

И Василий Григорьевич Васильевский при­шёл к выводу, что наемный корпус варангов появился в Византии с конца X в. и состоял преимущественно из росов. Так, историк пи­сал: «Факт присутствия в Византийской импе­рии с 988 г. до первых годов XI столетия боль­шого русского военного корпуса — по крайней мере, шеститысячного — не подлежит ни ма­лейшему сомнению. Мы только мимоходом отмечаем теперь то, конечно, не лишённое значения обстоятельство, что Тавроскифы (рус­ские, росы — Д.Л., Д.Д.), упомянутые Михаилом Псёллом при повествовании о Василии II Болгаробойце, встречаются потом на страницах его истории и притом прямо в виде варягов…»

Росы встречаются в византийской армии в разных местах, где только шли военные дейст­вия. Как отмечает В. Г. Васильевский, визан­тийские известия фиксируют постоянный при­ток военных людей из Руси в Константинополь в последние годы правления Владимира и в начале правления Ярослава Мудрого. Историк также подчеркнул, что византийские варанги имели в Константинополе свою церковь Бого­родицы, которая находилась в ведении пра­вославного синода (С. 397). Византийские источники всегда различают варангов и нор­маннов, причем первых они отождествляют с росами (С. 206‒210, 316‒317).

Таким образом, В.Г. Васильевский убеди­тельно доказал, что дружина варангов появи­лась в Византии раньше, чем Константинополя достигли норманнские искатели наживы и славы. Он показал также, что в византийских источниках середины XI в. «варанги» и «русь» или «росы» отождествляются (стр. 379).

Обратимся снова к нашей древней летописи. В ПВЛ отражены три различных представления о «варягах». Во-первых, это народ, населяющий земли от «пределов Сима» до «земли Волошской и Агнянской». Во-вторых, варяги — это какое-то определенное племя. В-третьих, варяги — это все прибалтийские народы, среди которых особо выделяются «варяги-русь». В этнографическом введении присутст­вует непосредственное указание на место жи­тельства варягов: «Ляхове же, и Пруси, Чудь приседять к морю Варяжьскому; по семуже морю седять Варязи семо ко востоку до пре­дела Симова, по томуже морю седять козападу до земли Агнянски и до Волошьски» (ПСРЛ. Том 1. Столбец 4).

Под «пределом Сима» летописцем подра­зумевается Волжская Булгария. Под землями «Агнянски» и «Волошьски» автор понимал со­ответственно южные области Ютландского по­луострова, где проживали англы, и Священную Римскую империю (Фомин В.В. Русские лето­писи и варяжский вопрос. — Липецк, 2005. С. 118). Таким образом, перед нами предстаёт широкий ареал проживания варягов. Здесь же они названы соседями ляхов (поляков), пруссов и чуди на южном побережье Балтийского моря. О варягах и Руси на южнобалтийском побе­режье говорят и западноевропейские источники (Откуда есть пошла Русская земля. Века VI‒X. Кн. 2 / Сост., предисл., комм. А. Г. Кузьмина. — М., 1986. С. 179).

Помимо римско-католической церкви на Балтийском Поморье, как отмечал Аполлон Григорьевич Кузьмин, достаточно широко была представлена ирландская церковь, ориенти­ровавшаяся на традиции раннехристианских общин, что сближало её более с Востоком, чем с Римом. В западной средневековой литературе представителей этой церкви называли «грека­ми». Ирландские миссионеры привнесли хрис­тианство в Западную и Центральную Европу, проповедовали они и среди балтийских сла­вян. По мере усиления нажима со стороны католической церкви, они стремились опереть­ся на славянские общины. Исследователь от­мечает некоторые черты ирландской церковной традиции в русском христианстве.

А.Г. Кузьмин приходит к следующему инте­ресному для нас выводу: «Таким образом, собственно варяги, мигрировавшие на равнины Восточной Европы в IX‒X веках и проникавшие далее (и позднее) в Византию, не имели отно­шения к Скандинавии. Да и латинское влияние вряд ли на них особенно распространялось: ведь они покидали родные места, уходя как раз от наступления германских феодалов ка­толической церкви» (Кузьмин А.Г. Начало Руси: Тайны рождения русского народа. — М., 2003. С. 230‒231).

На Русь варяги могли привносить традиции ирландской церкви, что сближало их с Византией. Вероятно, эти варяги-христиане спо­собствовали и крещению княгини Ольги, они же воспротивились миссии магдебургского ар­хиепископа Адальберта, совершившего по при­глашению Ольги в 961‒962 гг. поездку на Русь.

Концепция южно-балтийской родины варя­гов строится также на основе реконструкции древних и устойчивых связей Северо-Западной Руси (территория ильменских словен и криви­чей) с западнославянским Балтийским Помо­рьем. Действительно, Балтийский регион с ран­него средневековья характеризуется наличием широких экономических и культурных связей, которые превратили Балтийское море «…из моря, разделяющего страны, во “внутреннее” море с культурно-исторической точки зрения» (Шахматов А. А. Сказание о призвании варягов // История Русского летописания. Т. 1. Кн. 2. — СПб., 2002. С. 8). Скандинавия же вступает в балтийскую торговлю с восточнославянскими землями лишь с конца X в., о чём, помимо находок кладов, относящихся к данному сто­летию, свидетельствуют и саги, не знающие русских князей ранее Владимира Святославича (980‒1015) (Откуда есть пошла Русская земля. С. 582‒588).

Не должно вызывать сомнений, что варяги-христиане первоначально не представляли римскую церковь. Ситуация меняется в конце XII в., когда термины «варяг» и «латин» стано­вятся синонимами. Связано это, прежде всего, с эволюцией самого термина «варяг», который постепенно отрывается от своей этнической основы и приобретает более общее звучание. На рубеже XI‒XII столетий в Скандинавии рас­пространяется христианство католического тол­ка. Позднее, в XIII в., имя «варяг» сменится пол­ностью тождественным ему понятием «немцы» (Фомин В. В. Комментарии // Гедеонов С.А. Варяги и Русь. В 2-х ч. — М., 2004. С. 543). К этому времени родина варягов — Балтийское Поморье будет в религиозном плане уже пол­ностью подчинено римско-католической церкви.

Таким образом, очевидно, многие варяги являлась христианами, хотя далеко не все из них были крещены по каноническому гречес­кому образцу. Некоторые варяги исповедовали арианство, характерное для варварских племен Европы. Дискуссии по поводу правильности вероисповедания отразились в «Слове о Законе и Благодати». Так или иначе, сам факт испове­дания варягами христианства подтверждает, что летописные «варяги» являлись западными славянами, проживавшими в Южной Балтике, а никак не скандинавами, которые оставались язычниками еще долгое время (официально до XII в. , а фактически еще дольше).

Понятно, почему русский летописец не счи­тал приглашение варягов свидетельством не­способности славян и иных восточноевропей­ских племен создать государство самостоя­тельно. Академик Алексей Александрович Шахматов убедительно показал, что легенда о призвании варягов была вставлена в ПВЛ в начале XII в. (Шахматов А.А. Сказание о при­звании варягов // История Русского летописа­ния. Т. 1. Кн. 2. — СПб., 2002. С. 185‒232). В те времена монах-летописец продолжал еще считать варягов не только славянами, но, что не менее важно, и христианами, то есть «сво­ими». Летописец помнил, что варяги в основ­ном и были первыми христианами на Руси и распространяли христианство, пусть иногда и в арианском толковании.

Варяги на Руси: не Рюриком единым

Важная новость

Комикс «Спасти Емельяна Пугачёва» доступен для предзаказа

Сборник

Католики против гугенотов

Новости 08. 12.2022

В Москве после реконструкции откроется Музей криптографии

Новости 07.11.2022

В Москве пройдёт международный фестиваль архивных фильмов

«Поехал тогда Бьёрн с купцами на восток в Гардарики к Вальдимару конунгу; пробыл он там зиму, и было ему хорошо у конунга, понравился он знатным людям, потому что всем был по душе его нрав и обычай». Так начинается исландская сага, повествующая о похождениях викинга Бьёрна, который в поисках приключений отправился на Русь и в качестве наёмника служил при дворе князя Владимира Святославича.

Таких пришельцев, прибывавших в древнерусские города и служивших при дворах князей, в ранней истории Руси было довольно много. Варяги стали неотъемлемой частью политического и культурного ландшафта тех лет.

Воины, купцы и ремесленники

Первые выходцы из Скандинавского полуострова появились на территории Древней Руси ещё до начала «эры викингов», когда воинственные северяне буквально терроризировали Европу. Их привлекали, прежде всего, торговые пути, проходившие по рекам Восточно-Европейской равнины и связывавшие Балтийское море с Византией и восточными странами. Купцы из Скандинавии останавливались в крупных городах, расположенных на магистралях в Константинополь — например, в Ладоге, которая считалась «воротами» в «Гардарику», страну городов, как называлась Русь в скандинавских сагах. Самые ранние археологические находки скандинавских артефактов датируются серединой 8-го века.

Путь «из варяг в греки». (pinterest.ru)


Когда в Европе начались грабительские походы викингов, Русь будто бы от нападений норманнов практически не пострадала. Действительно, славянские поселения не шли ни в какое сравнение с богатыми европейскими монастырями и городами: выгоднее было именно торговать, нежели враждовать. Поэтому в той же Ладоге проживали и варяжские ремесленники, торговавшие со славянским населением почти без посредников. Тесные экономические отношения между этносами стали причиной культурной и политической интеграции.

Её апогей настал, если ссылаться на летописные источники, в 862 году, когда северные славянские и финно-угорские племена призвали «княжить и владеть» ими Рюрика и его двух братьев. Безусловно, викинги прибыли не в одиночестве — их сопровождали братья по оружию, которые должны были стать ближайшими сподвижниками князей в управлении чуждой в этническом плане территорией. Согласно «Повести временных лет», дружинники Аскольд и Дир, отпросившись у своего начальника, вскоре обосновались в Киеве. Существовал Рюрик или нет, но к 9-му веку варяжское влияние на внутренние дела Древней Руси увеличивается.

Призвание варягов. Миниатюра из Радзивилловской летописи. (commons.wikimedia.org)

В круговороте политики

В Никоновской летописи, созданной в 16-м веке, появляется любопытное сообщение о событиях в Новгороде, произошедших спустя два года после призвания Рюрика на княжение. В 864 году в городе вспыхнуло восстание против пришельцев, которое возглавил знатный ильменский словенин Вадим Храбрый.

Эта история, встречающаяся лишь в одной летописи, вызывает вопросы у исследователей: в то время Новгорода ещё не существовало, да и летописец мог спутать эти события с недовольством новгородцев варягами в эпоху правления Ярослава Мудрого.

Василий Татищев считал, что Вадим был внуком Гостомысла. (commons.wikimedia.org)


С течением времени варяги, остававшиеся на постоянной основе на Руси, перенимали культурные традиции славян, «обрусевали». Чаще всего именно они служили в княжеской дружине, руководили войсками в битвах и выполняли административную работу при дворе. С другой стороны, существовали и наёмники из Скандинавии, прибывавшие на Русь и служившие князьям, пока у тех есть средства для оплаты их услуг. Варяжские отряды, составлявшие малую часть от общего количество ратников, принимавших участие в боях, несмотря на это играли большую роль в сражениях благодаря своему профессионализму.

В 10-м веке варяжские дружинники активно участвовали в междоусобной борьбе, которые вели между собой потомки Рюрика. Так, распря между сыновьями Святослава Ярополком и Олегом началась, согласно летописям, с убийства сына варяжского воеводы Свенельда, после чего тот уговорил Ярополка напасть на своего брата. Владимир же, княживший в Новгороде, после убийства Олега бежал «за море», откуда вернулся с варяжской дружиной, которая помогла ему в борьбе за Киев. Полоцкий князь Рогволд, который пал от рук Владимира, по летописным сообщениям и наиболее распространённой среди исследователей версии, также происходил из варягов.

Рогнеда и Владимир. Картина Антона Лосенко. 1770. (commons.wikimedia.org)


Служба при дворе Владимира отражена в скандинавских эпосах — многие викинги в погоне за славой прибывали в Гардарику. Иногда Русь становилась «перевалочным пунктом» для варягов, следовавших в Константинополь, где также имелся спрос на военные навыки норманнов. Отдельно стоит упомянуть знатных скандинавов, по той или иной причине оказывавшихся на территории Древней Руси. Источники сообщают, например, об Олаве Трюггвасоне, будущем короле Норвегии, который в молодости служил при дворе Владимира. В исландской саге, посвящённой знатному скандинаву, помимо прочего идёт речь и о решении киевского князя обратиться в христианство: автор истории прямо указывает на роль, которую сыграл Олав: «Как мало приличествует тем людям, которые являются могущественными, заблуждаться в таком великом мраке, чтобы верить в тех богов, которые не могут оказать никакой помощи». Внемля словам норвежца, Владимир и его дружина принимает веру Христову.

Олав Трюггвасон после провозглашения королём Норвегии распространял в своих землях христианство. (commons.wikimedia.org)


Чаще всего знатные скандинавы прибывали ко двору сына Владимира Ярослава Мудрого. Источники сохранили сообщения о многих варягах, служивших под началом великого князя, да и династические связи Руси и Скандинавии в тот период времени достигли апогея.

Культурное влияние

Близость Скандинавии и Руси и активное участие варягов в политической жизни Киева, Новгорода и других городов не могло не повлечь за собой последствий в культурном плане. Славяне и финно-угры, наблюдая за северными гостями, перенимали их моду и ремесленные технологии. Именно благодаря варягам на Руси получили распространение некоторые женские украшения: височные кольца, орнаменты шейных подвесок, некоторые виды колец и браслетов. Топоры и некоторые виды мечей также обязаны своим появлением именно скандинавам.

Скандинавские фибулы, найденные при раскопках в Ладоге и Смоленской области. (commons.wikimedia.org)


Оставили наследие викинги и в политическом отношении. Княжеская дружина, до призвания варягов, по всей видимости, выполнявшая сугубо военную функцию, стала влиятельной силой. Выходцы из этих отрядов часто занимали крупные административные посты и выступали в качестве независимых субъектов во время политической нестабильности.

Ну и как не упомянуть бытовые мелочи: на предметах 12-го века часто встречаются рунические надписи, а в берестяных грамотах из Великого Новгорода можно обнаружить имена Якун или Свень — так «обрусели» Хакон и Свен из Скандинавии.


Сборник: Варяги

Споры о том, кем по происхождению были Рюрик и люди из его окружения — норманнами или славянами, вспыхнули ещё в 18-м веке.

  • Статьи
  • Европа
  • X-XI вв.

Варяжская гвардия Византии

Варяжская гвардия Византии

Викинги и англосаксы на службе у ромеев.

  • Статьи
  • Европа
  • XI век

Викинги при дворе Ярослава Мудрого

Викинги при дворе Ярослава Мудрого

При дворе киевского князя в разное время жили бывшие и будущие короли Норвегии, а также знатные аристократы.

  • Статьи
  • Европа
  • IX-XV вв.

Аскольд и Дир: дружинники Рюрика или потомки Кия?

Аскольд и Дир: дружинники Рюрика или потомки Кия?

Ранняя история Древней Руси ставит перед исследователями немало вопросов, на которые практически невозможно найти исчерпывающие ответы. К одной из групп таких загадок относятся личности Аскольда и Дира – князей, правивших в Киеве накануне завоевания этого города Вещим Олегом.

  • Статьи
  • Европа
  • VIII-XII вв.

Варяги на Руси: не Рюриком единым

Варяги на Руси: не Рюриком единым

Влияние скандинавов на Русь ограничивалось не только княжеской династией. Многие выходцы из Скандинавии осели в «стране городов» и повлияли на её политическое и культурное развитие.

  • ЕГЭ
  • Европа
  • IX-XVI вв.

Варяги

Варяги

Кого призвали старейшины: братьев-славян или братьев-варягов? Внесли скандинавы вклад в создание Древнерусского государства или остались в стороне? Скандинавское ли само слово «Русь»? Проверь себя!

  • Статьи
  • Европа
  • X-XI вв.

Варяжская гвардия Византии

Викинги и англосаксы на службе у ромеев.

  • Статьи
  • Европа
  • XI век

Викинги при дворе Ярослава Мудрого

При дворе киевского князя в разное время жили бывшие и будущие короли Норвегии, а также знатные аристократы.

  • Статьи
  • Европа
  • IX-XV вв.

Аскольд и Дир: дружинники Рюрика или потомки Кия?

Ранняя история Древней Руси ставит перед исследователями немало вопросов, на которые практически невозможно найти исчерпывающие ответы. К одной из групп таких загадок относятся личности Аскольда и Дира – князей, правивших в Киеве накануне завоевания этого города Вещим Олегом.

  • Статьи
  • Европа
  • VIII-XII вв.

Варяги на Руси: не Рюриком единым

Влияние скандинавов на Русь ограничивалось не только княжеской династией. Многие выходцы из Скандинавии осели в «стране городов» и повлияли на её политическое и культурное развитие.

  • ЕГЭ
  • Европа
  • IX-XVI вв.

Варяги

Кого призвали старейшины: братьев-славян или братьев-варягов? Внесли скандинавы вклад в создание Древнерусского государства или остались в стороне? Скандинавское ли само слово «Русь»? Проверь себя!

Рекомендовано вам

Лучшие материалы

  • Неделю
  • Месяц
  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Шарль де Голль: жизнь патриота Франции

  • Статьи
  • Европа
  • XIV век

Мамай: тот, с кем бились русские на Куликовом поле

  • Статьи
  • Азия
  • XX век

Мао Цзэдун и культурная революция в Китае (18+)

  • Статьи
  • Европа
  • XVI-XXI вв.

Адская гончая

  • Статьи
  • Европа
  • XV век

«Тайная вечеря» да Винчи

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

«Опять двойка» Решетникова

  • Статьи
  • Европа
  • XVIII век

Нежеланный брак и несостоявшийся развод. Дело Суворова

  • Статьи
  • Америка
  • XIX-XX вв.

Освоение Дикого Запада: путь американцев к Тихому океану

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Сомерсет Моэм

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

«Скачет красная конница» Малевича

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Столкновения в Новом Узене: как драка на дискотеке переросла в погромы

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Москва в руках Монгола

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Нацистская верхушка: семейные хроники

  • Статьи
  • Азия
  • XX век

Нанкинская резня (18+)

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Амедео Модильяни, автор самых чувственных портретов (18+)

  • Статьи
  • Европа
  • XVII-XIX вв.

«Утро стрелецкой казни» Сурикова

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Берия и женщины

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Протокол допроса адмирала Колчака

  • Статьи
  • Азия
  • XX век

Тува — республика, поглощённая Россией

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Шарль де Голль: жизнь патриота Франции

  • Неделю
  • Месяц
  • 📚 Статьи
  • 👀 159629
Шарль де Голль: жизнь патриота Франции
  • 📚 Статьи
  • 👀 135917
Мамай: тот, с кем бились русские на Куликовом поле
  • 📚 Статьи
  • 👀 101250
Мао Цзэдун и культурная революция в Китае (18+)
  • 📚 Статьи
  • 👀 88434
Адская гончая
  • 📚 Статьи
  • 👀 57072
«Тайная вечеря» да Винчи
  • 📚 Статьи
  • 👀 52581
«Опять двойка» Решетникова
  • 📚 Статьи
  • 👀 49445
Нежеланный брак и несостоявшийся развод. Дело Суворова
  • 📚 Статьи
  • 👀 46418
Освоение Дикого Запада: путь американцев к Тихому океану
  • 📚 Статьи
  • 👀 31295
Сомерсет Моэм
  • 📚 Статьи
  • 👀 30749
«Скачет красная конница» Малевича
  • 📚 Статьи
  • 👀 619224
Столкновения в Новом Узене: как драка на дискотеке переросла в погромы
  • 📚 Статьи
  • 👀 268506
Москва в руках Монгола
  • 📚 Статьи
  • 👀 266688
Нацистская верхушка: семейные хроники
  • 📚 Статьи
  • 👀 264647
Нанкинская резня (18+)
  • 📚 Статьи
  • 👀 258643
Амедео Модильяни, автор самых чувственных портретов (18+)
  • 📚 Статьи
  • 👀 222248
«Утро стрелецкой казни» Сурикова
  • 📚 Статьи
  • 👀 217161
Берия и женщины
  • 📚 Статьи
  • 👀 214657
Протокол допроса адмирала Колчака
  • 📚 Статьи
  • 👀 177380
Тува — республика, поглощённая Россией
  • 📚 Статьи
  • 👀 159629
Шарль де Голль: жизнь патриота Франции

Торговля и война в Киевской Руси

Скандинавы с острова Готланд начали расселяться по Балтийскому региону вдоль русских рек в 700-х годах. В то время как викинги Норвегии и Дании с 8 по 11 века широко известны как грозные рейдеры и колонисты, готландские торговцы были такими же воинами, как и бизнесменами, и продвигались в новые районы через укрепленные аванпосты.

Гости из-за границы

Николай Рерих (Public Domain)

После того, как местное население было усмирено, были наняты новые поселенцы для создания городов и торговых городов. Этот процесс повторялся снова и снова по мере продвижения готландцев дальше на восток, пока их сфера влияния не коснулась византийского и исламского мира.

Удалить рекламу

Реклама

Готландцы стали называться варягами, что, вероятно, произошло от древнескандинавского слова var , что означает «обетованный союз». Готландские купцы держались вместе, принося взаимные клятвы защиты и участия в прибылях. Варяги разбогатели за счет торговли рабами, мехами (бобровыми и черными лисами) и мечами, а арабские дирхемы стали их излюбленным средством обмена.

Торговля с мусульманами и византийцами

Со временем русы ассимилировались с коренными славянами и утратили свою отчетливую готландскую идентичность.

Готландских купцов, поселившихся в восточнославянской области современной северной России, арабы называли ар-Рус. Rhos ( Рус ) произошло от древнескандинавского слова ruotsi , что означало «экспедиция гребных лодок». Со временем эти русы ассимилировались с коренными славянами по рекам и утратили свою отчетливую готландскую идентичность.

Удалить рекламу

Реклама
YouTube Следите за нами на Youtube!

Во второй половине 700-х годов русские торговцы начали двигаться на юг по водным путям северной части Центральной Европы и установили два основных торговых пути:

  1. вниз по Волге и через Каспийское море к мусульманским землям до Багдада
  2. через Черное море в христианскую Византийскую империю

Оба этих маршрута проходили через еврейское Хазарское царство, где взималась десятина.

Любите историю?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!

Удивительным зрелищем для русов, должно быть, был город Багдад. Между 903 и 913 годами арабский писатель Ибн Рустах написал свидетельство очевидца, в котором записано, что у русов не было «ни деревень, ни возделываемых полей» и что «их единственное занятие — торговля соболями, белками и прочими шкурами, которые они продают тем, кто купит их» (Гавриил, 3). Теперь Багдад был жемчужиной исламских халифатов, богато украшенным городом с обширными зелеными парками и садами, мраморными дворцами, променадами и искусно построенными мечетями.

Варяжские торговые пути

Брианготтс (CC BY-SA)

Русы путешествовали по своим торговым путям в погоне за арабскими серебряными монетами и шелком, пряностями, вином, драгоценностями, стеклом и книгами из Византийской империи. Взамен они торговали пленными славянами из евразийской степи и предлагали меха, мед, воск и древесину. Торговлю шелком можно проследить от Константинополя или Рея в Иране до Киева и Новгорода, затем в Прибалтику и Скандинавию и, наконец, в Англию. Готланд был определен как источник этой восточноевропейской торговой сети благодаря необычайному количеству исламских серебряных монет, которые были обнаружены там. Серебро, используемое для чеканки этих монет, добывалось в рудниках в контролируемых мусульманами провинциях Центральной Азии.

Удалить рекламу

Реклама

Образование Киевской Руси

В конце IX века князь Олег (879-912) из ​​династии варягов Рюриковичей образовал свободную федерацию в Восточной и Северной Европе, которая стала называться Киевской Русью. Олег основал Русь в 862 году, начав с Новгорода в качестве своей столицы (160 км к югу от Санкт-Петербурга), расширив свой контроль от Новгорода на юг вдоль долины реки Днепр и в конечном итоге переместив свою столицу на юг в более стратегически важный Киев (Киев на территории современной Украины).

В наибольшей степени Киевская Русь управляла территорией, простиравшейся от Белого моря на севере до Черного моря на юге и от истоков Вислы на западе до Таманского полуострова на востоке. Современные народы Беларуси, России и Украины имеют своими культурными предками Киевскую Русь. Киевская Русь правила 700 лет, пока не была побеждена монголами между 1237-1242 годами.

XI век н.э. Территория Киевской Руси

SeikoEn (CC BY-SA)

Многое известно о Киевской Руси благодаря рукописи под названием Русская Первичная летопись или Повесть временных лет , в которой дается подробный отчет о ранней славянской истории примерно с 850 по 1110 год. Считается, что монах по имени Нестор составили его при дворе великого князя Киевского Святополка II в 1113 г., используя материалы, взятые из других византийских летописей, славянских литературных источников, различных официальных документов и устных саг. Первоначальный манускрипт давно утерян, но до сих пор существует несколько исправлений, написанных столетия спустя; самый ранний назывался Лаврентьевский кодекс от 1377 года и более поздний, известный как Ипатьевский кодекс от 1500-х годов.

Удалить рекламу

Реклама

Русские атаки на исламский и византийский миры

Хотя большинство взаимодействий между русами и Багдадом, хазарами и другими мусульманскими землями были мирными, были и некоторые заметные исключения. Русы были настолько бесстрашны, что периодически совершали набеги на византийские и мусульманские твердыни. Записи об этих противостояниях дошли до нас в Российская Первичная Хроника и несколькими средневековыми арабскими летописцами, включая Ибн ал-Асура, написавшего исчерпывающую 11-томную историю мира c. 1231.

В первом крупном столкновении в 860 г. флот из примерно 200 русских кораблей проплыл по Босфору и напал на пригороды Константинополя. Атака застала греков врасплох, что святой Фотий Великий из Константинополя назвал ударом молнии с неба. В то время город практически не был защищен, так как византийский император Михаил III (годы правления 842–867) отсутствовал, сражаясь с Аббасидским халифатом, а его флот противостоял арабским пиратам в Средиземном море. После приземления русы неистовствовали, поджигая дома и церкви, а также топя и закалывая жителей. Впоследствии они по неизвестной причине отступили, разграбив пригород.

Нападение Руси на Константинополь

Неизвестный художник (общественное достояние)

В 941 году русы предприняли очередной поход на Константинополь, на этот раз с катастрофическими для себя последствиями. Они отправили в город огромный флот из 1000 кораблей, но потерпели поражение от небольшого флота из 15 старых византийских военных кораблей, оснащенных греческими огнеметами, которые изрыгали горящие химикаты в захватчиков. Было сожжено большое количество кораблей и солдат русов, и все солдаты, которые прыгали за борт, чтобы спастись от огня, тонули, отягощенные доспехами.

Удалить рекламу

Реклама

Русы также предприняли ряд набегов через Каспийское море на мусульманские земли. В самом большом в 913 году флот из 500 русских кораблей напал на область Горган, на территории нынешнего Ирана, где грабил товары и брал в рабство женщин и детей. Армия разъяренных хазар и несколько христиан в конце концов напали на них и победили, оставив в живых лишь немногих.

Во время очередного похода в 943 году большая армада русов напала на процветающий торговый город Барду на южном берегу Каспийского моря. Местные жители боролись с ними сильно, бросая камни и осыпая оскорблениями, но русы собрали их и перебили 5000 из них. Как описано арабским летописцем Ибн аль-Асиром:

После того, как это продолжалось долгое время, они приказали жителям города уйти, и [они сказали, что] они не будут нападать на горожан в течение трех дней, и каждый может уйти с любым имуществом, которое он может унести. . Большинство горожан осталось [в Барде] после назначенного срока, и русы тогда перебили многих людей, и взяли в плен душ десять тысяч. Они собрали тех, кто остался в Пятничной мечети, и сказали оставшимся горожанам: «Вы можете либо выкупить себя, либо мы вас убьем». Вышел христианин и остановился на двадцати дирхемах на человека. Но русы не удержались от сделки, кроме толковых, после того как поняли, что за некоторых горожан ничего не получат. Они вырезали всех [за кого не могли получить выкупа], и лишь немногие бежали от резни. Тогда русы забрали ценности у народа и оставшихся в рабстве пленников, а женщин забрали и наслаждались ими. (Уотсон, 434)

Русы несколько месяцев использовали Барду как базу для разграбления прилегающих районов, но в конце концов, они были вынуждены уйти, когда сильно ослабли от вспышки дизентерии от испорченных фруктов и оказались изолированными для обороны в цитадели Барды. Они покинули крепость ночью, неся на своих спинах все, что могли, из награбленных сокровищ, драгоценных камней и украшений.

Варяжская гвардия и восстание Москвы

Киевская Русь будет тесно связана с Византией в 988 г., когда их император Владимир Великий (годы правления 980–1015) решил отказаться от язычества и стать православным христианином. Он тщательно взвесил свое решение, предпочитая православное христианство византийцев иудаизму харзасов, западному христианству Рима и исламу арабов, вероятно, потому, что это давало ему самый сильный союз.

Обращение Владимира I в христианство

Виктор Михайлович Васнецов (Общественное достояние)

В знак признания их бесстрашия русы были завербованы византийским императором Василием II (год правления 976-1025) для защиты Константинополя. Около 6000 русских наемников были сформированы в элитную Варяжскую гвардию для защиты Константинополя и личной охраны императора. Эти наемники сражались во всех крупных византийских кампаниях с тех пор до 1204 года: разграбления Константинополя крестоносцами.

Когда Киевская Русь распалась как государство после монгольского нашествия на Европу в 1237-1242 годах, Москва была незначительным торговым форпостом. Со временем ряд князей расширил свои границы, и Москва стала политическим и культурным центром северных русских земель. Удаленное, покрытое лесами расположение Москвы защищало ее от монгольских оккупаций и нападений, и она располагалась недалеко от нескольких рек, которые обеспечивали выход к Балтийскому и Черному морям и всему Кавказскому региону. Москва на протяжении XV века постепенно объединила северо-восточные и северо-западные русские княжества и в 1480 году свергла монгольское владычество. Иван III Великий (годы правления 1462-1505) стал первым московским правителем, принявшим титул царя и именовавшим себя Властителем всех рус.

Редакционный обзор Перед публикацией эта статья прошла проверку на точность, надежность и соответствие академическим стандартам.

WHKMLA : История России : Варяжская Русь

WHKMLA : История России : Варяжская Русь
Крещение Руси, 988
Государства викингов: Варяжская Русь

ВАРЯГИ, варяги в основном из Швеции, плавали вверх и вниз по русским рекам, чтобы торговать с Византийской империей и с Аббасидский халифат. Во многих местах по всему Балтийскому морю были найдены клады монет периода викингов, многие из которых содержат арабский язык. и византийские монеты. Лодки викингов могли плыть/грести по мелководным рекам. Варяги тянули лодки на короткие участки, разделявшие реки, текущие в разные стороны, таким образом пересекая водораздел. Тот же метод был применен, чтобы обойти катаракту. Эти этапы были наиболее уязвимыми этапами маршрута. Таким образом, варяги пытались установить над ними постоянный контроль. Они имели исследовал речную систему России ок. 830; около 862 г. варяг РЮРИК установил контроль над НОВГОРОДОМ. Его преемник ОЛЕГ завоевал КИЕВ в 882 году. Он основал государство со столицей в Киеве. В его основе было несколько городов, каждый из которых был правил князь из рода Рюриковичей. Если правивший киевский князь умирал, наследовал старший из оставшихся в живых братьев (который до сих пор правил другой город, подчиненный Киеву). В 989 г. князь ВЛАДИМИР принял ПРАВОСЛАВНОЕ ХРИСТИАНСТВО. Тесные контакты со скандинавскими (и еще языческих) земляков держали до 11 века. Однако варяжская Русь ассимилировалась, приняв славянскую язык окружающего населения.
Русская историография долгое время отказывалась от тезиса о том, что Российское государство было основано (иноземными) варягами. Язык однако историки прослеживают происхождение названия «Русь» от шведского пейзажа Рослаген, расположенного в Уппланде, к северу от Стокгольма. Финны до сих пор называют шведов «руотси».

Varangian Rus’ Rulers of the Rurikid Dynasty, — 988
856 — 873/879
873/879 — 912
912 — 945
945 — 973
973 — 978
978 — 1015
Рюрик, князь Новгородский
Олег, князь Новгородский, с 882 года Киевский
Игорь
Святослав (регент Ольги 945-962)
Ярополк
Владимир Великий

ВНЕШНИЙ
ФАЙЛЫ
Варяжская гвардия , Стивен Лоу
Восточные славяне и варяги , из Библиотеки Конгресса, Страноведение: Россия
Хронология российской истории, киевский и удельный периоды , от Бакнелла, связанное подробное расписание
Викинги в России, Стивен Лоу
ДОКУМЕНТЫ Варяги и происхождение Российского и Украинского государств (860-862), отрывок из Русской Первой Летописи
НОМЕР Викинги на Востоке , в: Исторический атлас викингов, Джон Хейвуд, Лондон: Пингвины, 1995, стр.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *