Княгиня ольга что сделала для руси: Что сделала ольга для руси

Княгиня Ольга: тайны личности

До княгини Ольги Русью правили князья Олег и Игорь. В истории русской государственности эти князья были военными тактиками. Свое предназначение как властителей Руси они видели в многочисленных завоеваниях и расширении границ государства. Ольга была совсем другой. Княгиня стала первой правительницей Руси, которая владела колоссальным стратегическим мышлением. Она планировала свои действия четко и взвешенно. Ее можно назвать первым государственным стратегом Киеворусского государства.

Одни легендарные сказания выводят родословную Ольги из Пскова-Новгорода, другие  — из Болгарии. Есть сказы, которые свидетельствуют, что она была дочерью или внучкой Гостомысла, — новгородца, который призвал род Рюрика на Русь и стал его первым советником. Возможно, это версия более позднего происхождения, цель которой — вывести родословную Ольги из Пскова-Новгорода. Это вполне оправданно, так как утверждает две весомые идеи. Во-первых, то, что Ольга имела вполне законные права на киевский стол и была его достойна. Во-вторых, русскую государственность творили не сами варяги, а в тесном военно-политическом союзе и династических связях с местными народами. Кроме того, легенды отмечают, что характеру Ольги были присущи «мудрость и смышленость» полян, но она не отличалась полянской «тихостью и кротостью».

Бытует интересная народная легенда о первой встрече Ольги и ее  будущего мужа — князя Игоря. В отношении к своей жене Ольге Игорь предстает как истинный рыцарь. Их первая романтическая встреча овеяна легендами. Летопись ничего не говорит об этом. А вот памятники более позднего времени, в частности «Житие Ольги» по списку ХVІІ в., российская «Степенная книга» ХVІ в., а особенно широко Дмитрий Туптало в своих «Четьях-Минеях» (киевский том 1705 года) рассказывают нам такую историю их знакомства. Они встретились во время охоты Игоря на куницу. Ольга с первой встречи пленила Игоря не только красотой, но и умом. На стремление молодого князя взять девушку в лесу силой, она сказала свои знаменитые слова: «Меньше взяв, больше потеряешь!» Она презрела силу, потому что уважала ум, поэтому посоветовала Игорю руководствоваться не страстью, а умом. Князь Игорь, любивший силу и военное дело, в ловы и брань, склонился перед умом Ольги. Другие легенды отстаивают мнение о том, что Ольга пришла в Киев не с севера Руси, а с Юга. «Повесть временных лет» под 903 г. говорит, что Игорю «привели жену из Плескова по имени Ольга». Здесь же летописец подчеркивает, что была она «мудрая зело», то есть очень умна. Этот факт нужно датировать периодом не раньше ХІІ в., потому что в Начальном изводе летописи его нет.

Интересно, что короткая местная Владимирская летопись ХV в. подает сведения о том, что «Олег пойняв Ігорю жену в Болгарах, княжну именем Ольгу, и была она мудра вельми». Как видим, мудрость Ольги отмечалась очень часто. Летопись 1696 года из Погодинского собрания пишет: «По седьмую (после похода Олега на Царьгород. — О.С.) женился князь Игорь Рюрикович в Плеске, пойнявши для себя княжну Ольгу, дочь Тмутаракана, князя полоцкого».  Тогда можно допускать, что Плеска — это не Псков, а город, расположенный неподалеку от Тмутаракани. Так же правомерным является мнение ученых о том, что Ольга была тмутараканской княжной и происходила из рода черных, то есть азовско-причерноморских болгар. Также есть отдельный пересказ о том, что Ольга была болгарской княжной из Плескова (болгарский город Плиски). Ни одна из упомянутых легенд не дает однозначного ответа на то, из какого рода происходила Ольга. Одни выводят ее родословную из Пскова-Новгорода, другие — из Болгарии. А происхождение Ольги непосредственно связано с ее правом на управление Киевским государством. Очень вероятной является версия о болгарском — королевском или княжеском происхождении Ольги, так как ее незаурядный ум мог быть не только врожденным, но и результатом элитного образования и аристократического воспитания. В ее жилах, очевидно, текла царская кровь.

Пусть и не получила она достойную власть у себя на Родине, но нашла ее в другом государстве — Руси, которая стала для нее второй Отчизной. Кроме того, брак русского князя с болгарской княжной был бы успешным тактическим шагом. Это не только добавило бы чести русскому правителю — он оперся бы на королевскую власть. Тогда князь Олег привез в Киев из христианской Болгарии княжну Ольгу (или Елену  — это ее христианское имя), чтобы выдать замуж за Игоря. Было это приблизительно в первые годы Х в. (летопись называет дату 903 г.). Елене тогда могло быть лет 15—17 — обычный возраст для замужества. Приблизительно такого же возраста был и Игорь. А может даже и немного младше. Игорь стал великим киевским князем после смерти Олега в 912—913 гг. (как пишет «Повесть временных лет»). В 942 г. (то есть в достаточно пожилом возрасте) у них родился сын Святослав. Эти даты наводят на определенные размышления… Слишком уж они неправдоподобны, если считаться с возрастом Игоря и Ольги на время появления их первенца. М.Грушевский в своей «Истории Украины-Руси» допускает, что Игорь мог стать великим киевским князем значительно позже, а между Олегом и Игорем, возможно, правил еще какой-то князь, имя которого история не сохранила. Возможно, это был временный регент Игоря, которого назначил Олег. А возможно, это был период самостоятельного правления Ольги. Ответить однозначно трудно, а то и невозможно. Соответственно и умереть Игорь мог не в 945 г., а позже (М. Грушевский предлагает дату 947—948 гг.). В любом случае в 948—953 гг. Игоря в живых уже не было, потому что Константин Порфирородный в своем трактате «Об управлении государством» пишет об этих временах как об эпохе Ольги и Святослава, жены и сына Игоря. Возможно, в тот период — сразу после смерти Олега и до бракосочетания с Игорем — правила Ольга. Именно она, а не Игорь, в народном творчестве предстает как достойная наследница власти Олега. Потом Ольга стала законной женой Игоря и поделилась с ним властью. Она вышла за него, потому что этого требовали законы. После смерти Игоря она снова заняла большой киевский стол. Такой порядок вещей объясняет позднюю дату рождения Святослава. Потому что Ольга и Игорь заключили брак не в 903 г., а позже — приблизительно в конце 30-х годов VІІІ в.

Во времена княжения Игоря на большом киевском столе Ольга остается на вторых ролях, но все же непосредственно влияет на поступки своего мужа. М.Грушевский в своей «Истории Украины-Руси» писал: «Олег и Ольга сие легендарная пара премудрых и хитрых князей, которые умели постоять за себя»  (Т. И. — К., 1994. — С. 447). Подобие их имен              — Олег и Ольга — способствовало тому, что в народной памяти они выступают как творцы единой государственнической традиции. Не исключено, что такое звуковое совпадение в именах не является случайным. Если прийти к мнению о том, что Олег привез Ольгу из Болгарии, то приехала она на Русь христианкой под именем Елена, а здесь Олег мог дать ей новое имя — Ольга, подчеркнув этим преемственность княжеской традиции, а главное — сочетание ее с королевской кровью. Приход Ольги к власти — это важная характеристика ее как государственного деятеля. Летопись пишет, что после смерти Игоря его сын Святослав  был малолетним (Игорь погиб в 945 г., а Святослав родился в 943 г.). По датировке «Повести временных лет», Ольга родила Святослава через сорок лет после бракосочетания с Игорем, что выглядит довольно сомнительно, поскольку тогда ей было бы за 50. Кроме того, летопись свидетельствует, что в 970 г. Святослав посадил трех своих сыновей на княжеские столы. Вывод, который следует из этого, — Святослав родился значительно раньше, чем в 943 г. Или же он родился приблизительно в это время, если допускать, что Ольга вышла замуж за Игоря позже, после смерти Олега, а не в 903 г.

После смерти Игоря на плечи княгини Ольги лег тяжкий груз — подавить бунты и выступления племенных княжеств против Киева. Убийство Игоря знаменовало то, что начала рушиться старая имперская система, в основе которой лежали договоры Киева с племенами. Чтобы сохранить целость государства, у Ольги не было другого выхода, как начать сложный процесс ликвидации племенной автономии. Она знала, что это приведет к столкновениям с племенными князьями, но решилась на это. Собственно с этого начинается процесс территориального очерчивания Киевской Руси, то есть впервые к двум традиционным векторам политики (внешняя и внутренняя) добавляется еще один — геополитический. Свое правление на великом киевском столе княгиня Ольга начала с мести древлянам за смерть своего мужа Игоря. В основе летописного сказа «Повести временных лет» лежит легенда с глубоким символическим подтекстом. Здесь описывается, как древляне не один раз посылали к Ольге послов — лучших представителей своей земли — с предложением стать женой древлянского князя Мала. Она трижды уничтожает послов от древлянского князя Мала — закапывает в землю, сжигает в бане, приказывает своей дружине иссечь после общего пира. Последняя, третья, месть осуществляется фактически на могиле Игоря и является своеобразной тризной по нему. Такая тройная месть княгини является, собственно, отображенным в символическом свете ритуалом языческого захоронения. Потом Ольга возвращается в Киев, собирает воинов и отправляется снова на древлян.  Четвертая месть — поход Ольги в Древлянскую землю, когда она, продержав Искоростень в осаде целое лето, взяла город хитростью, попросив дань от каждого двора по три голубя и по три воробья. Птиц отпустили назад с привязанной к лапам горящей ветошью.  И случился тогда в Искоростене большой пожар, и «не было двора, где бы не горело». Это событие датируется 946 г.

Княгиня Ольга придавала большое значение международной политике, утверждению Руси в мировом контексте тогдашних государств. Рожденная в древнем болгарском роде королевского происхождения, она знала, что дипломатические отношения Руси с другими сильными державами мира делают саму Русь сильнее и более влиятельной на мировой арене. Тут прежде всего следует сказать о визите Ольги в Константинополь, который подробно описан в «Повести временных лет». Все же его историческая достоверность не является абсолютной. Первое, что вызывает дискуссии, — это дата визита. «Повесть» пишет, что Ольга отправилась в Царьгород в сентябре 954 — августе 955 гг. В настоящее время исследователи склоняются к дате 946 г., что следует из произведения Константина Багрянородного «О церемониях византийского двора». А возможно, княгиня была в столице Византии дважды. По крайней мере, тот визит был. Княгиня Ольга отправилась в Царьгород с огромным посольством (более 100 человек), в состав которого входили послы, купцы, приближенные к ней женщины-боярыни, переводчики, рабыни. Она ехала в Византию как правительница великого и сильного государства, с гордо поднятой головой.

Интересно, что к Ольге отнеслись как к лицу, более высокому по рангу, чем послы, поэтому ее освободили от поклонов и челобития императору, хотя она и представляла варварское государство, то есть то, где христианская религия не была государственной. Можно допустить, что причиной такого отношения к Ольге могло быть и ее болгарское королевское происхождение и христианская вера, которую она ревностно исповедовала.

Первое, что сделала Ольга, — объединила и централизовала власть в Киевской Руси. Она доказала, что киевский князь является главным. Только благодаря этому Русь укрепилась как государство. Все внутренние дела Ольга решала в пределах своего государства. Она практически ни разу не воспользовалась услугами иностранных войск и политиков для решения внутренних конфликтов и противостояний. Княгиня Ольга пошла на непопулярный шаг среди большинства народа Руси, ревностно пропагандируя преимущества христианской религии. Сделала это, понимая, что Киевская Русь, стремясь быть цивилизованным государством, должна стать на путь христианский, чтобы избавиться от позорного ярлыка «варварская» Русь, которым часто награждали ее европейские государства. Она стала на путь, по которому пойдет ее внук Владимир. Летописи свидетельствуют, что духовником княгини был Григорий, с именем которого одна из гипотез связывает возникновение летописания на Руси. Ольга — символ государства Киевская Русь. От княгини Ольги пошел славный род русских князей, тех, кого мы можем называть предшественниками и учителями современных политических лидеров.

Великая княгиня Ольга — пример мудрого управления страной

После убийства князя Игоря древляне решили, что отныне их племя свободно и они могут не платить дань Киевской Руси. Более того, их князь Мал сделал попытку жениться на Ольге. Тем самым он хотел захватить киевский престол и единолично править Русью. С этой целью было собрано посольство, которое направлялось к княгине. Послы везли с собой богатые подарки. Мал надеялся на малодушие «невесты» и на то, что она, приняв дорогие подарки, согласится разделить с ним киевский трон.

В это время великая княгиня Ольга воспитывала сына Святослава, который после смерти Игоря мог претендовать на трон, но был еще слишком мал. Попечительство над юным Святославом взял на себя воевода Асмуд. Сама же княгиня занялась делами государственными. В борьбе с древлянами и другими внешними врагами она должна была рассчитывать на собственную хитрость и доказать всем, что страной, которая раньше управлялась только за счет меча, можно управлять и женской рукой.

Война княгини Ольги с древлянами

Принимая послов, великая княгиня Ольга проявила хитрость. По ее приказу лодку, на которой приплыли послы, подняли на руки и понесли в город вдоль пропасти. В один момент лодку скинули в пропасть. Послы были погребены заживо. Дальше княжна отправила послание с согласием на брак. Князь Мал поверил в искренность сообщения, решив, что его послы достигли цели. Он собрал знатных купцов и новых послов в Киев. По древнему русскому обычаю гостям приготовили баню. Когда все послы оказались внутри бани, все выходы из нее были закрыты, а само здание сожжено. После этого было отправлено новое послание Малу, что «невеста» отправляется к нему. Древляне приготовили роскошный пир для княгини, который по ее требованию прошел невдалеке от могилы ее мужа, Игоря. Княжна потребовала, чтобы на пиру присутствовало как можно большее количество древлян. Князь древлян не возражал, полагая, что это только увеличивает престиж его соплеменников. Всех гостей напоили до отвала. После этого Ольга подала сигнал своим войнам и те умертвили всех, кто был там.

Всего в тот день было убить порядка 5000 древлян.

война с древлянами, месть Ольги

В 946 году великая княгиня Ольга организует военный поход на древлян. Суть этого похода была демонстрация силы. Если ранее они были наказаны хитростью, то теперь врагу предстояло ощутить военную мощь Руси. В этот поход был взят и молодой князь Святослав. После первых боев древляне отступили в города, осада которых продолжалась практически все лето. К концу лета обороняющиеся получил от Ольги послание, что она насытилась местью и более ее не желает. Она попросила только три воробья, а также по одному голубю с каждого жителя города.

Древляне согласились. Приняв дар дружина княжны привязала к лапам птиц уже зажженный серный трут. После этого всех птиц отпустили. Они вернулись в город, и город Искоростень погрузился в огромный пожар. Горожане были вынуждены спасаться бегством из города, и попали в руки дружинников Руси. Великая княгиня Ольга осудила старейшин на смерть, некоторых на рабство. В целом же убийцы Игоря были обложены еще более тяжкой данью.

Принятие Ольгой православия

Ольга была язычницей, но часто посещала христианские соборы, подмечая торжественность их обрядов. Это, а также необычайный ум Ольги, который позволил поверить ей в Бога-вседержителя, послужил причиной крещения. В 955 году великая княгиня Ольга направляется в Византийскую империю, в частности в город Константинополь, где и произошло принятие новой религии. Сам патриарх был ее крестителем. Но это не послужило причиной для изменения веры в Киевской Руси. Данное событие никак не отдалило русичей от язычества.

Приняв христианскую веру, княжна оставила управление государством, посвятив себя служению Богу. Также она занялась помощью в строении христианских церквей. Крещение правительницы не означало еще крещения Руси, но это был первый шаг на пути к принятию новой веры.

Умерла великая княгиня в 969 году в Киеве.

Ольга и ее правление

Источники и дополнительный материал по теме:

  • «Княгиня Ольга» — Карпов А.Ю. Москва, 2012
  • «Святослав» — Королев А.С. Москва, 2011

Ольга Киевская: викинг-святая России

В сегодняшней биографии мы рассказываем о нашей первой святой, которой поклоняются как католическая, так и восточно-православная церкви, почитаемой за то, что она первой ввела христианство на Руси. Это был языческий народ нордического происхождения, правивший в раннем Средневековье обширной землей от Балтийского до Черного морей. Но ее святой титул не должен вас вводить в заблуждение, поскольку она не посвятила свою жизнь исключительно молитве и обращению язычников.

Эта святая была правительницей, регентом Киевского княжества и одной из самых могущественных женщин раннего Средневековья.

Загружается…

Большая часть ее жизни потеряна в тенях истории, а остальная часть возникла из тумана легенд. В сегодняшней биографии мы узнаем, как эта вдова принца с маленьким сыном защищала свой трон от коварных женихов, враждебных племен и вторгшихся кочевых налетчиков. Больше всего мы услышим о невероятной истории о том, как она отомстила за своего мужа актами нарастающей, безжалостной хитрости. Поприветствуйте сегодняшнюю героиню, княгиню Ольгу Киевскую.

Святая Ольга

Прежде чем я начну рассказ о том, как княгиня Ольга защищала свою семью и свои земли, позвольте мне дать вам некоторый контекст. Кем были русы и какими землями они владели?

Русы, иногда также называемые варягами, были людьми скандинавской национальности, которые основали «Киевскую Русь» — политическую федерацию, существовавшую с 862 по 1242 год. Это государство располагалось на территории современной Беларуси, Украины и западной части России, который на самом деле назван в честь рус. Столицей этой федерации был Киев на территории современной Украины. «Киевскую Русь» можно просто перевести как «земли Руси Киевской».

Их скандинавское происхождение было впервые упомянуто византийским дипломатом (и будущим святым) по имени Бертин, который впервые записал их присутствие в своих «Анналах» 839 года. известная также как «Повесть временных лет», раннерусский текст XII века. Согласно летописи, коренные жители этих мест в середине девятого века пригласили русов, которых также называют варягами, править и поддерживать порядок в своей стране. Одного из этих викингов звали Рюрик, и он основал собственную династию, которая правила этой местностью более семи столетий. Первый царь России — Иван IV, или Иван Грозный, — был прямым потомком Рюрика.

Киевская Русь, однако, перестала существовать как политическая единица задолго до Ивана. Между 1237 и 1242 годами федерация была захвачена беспрепятственным наступлением монгольских орд! Федерация была разделена на более мелкие разрозненные страны, которые в конечном итоге превратились в Украину, Беларусь и Россию.

А теперь вернемся к Рюрику, так как его родословная напрямую связана с нашей сегодняшней основной историей.

В неустановленное время, во второй половине IX века, Рюрик основал свою столицу в Новгороде, и его люди начали совершать набеги на окрестности, в истинном стиле викингов, вплоть до нападения на Константинополь. Когда Рюрик умер естественной смертью, его первенец Игорь был слишком молод, чтобы править, и был отдан под опеку Олега Новгородца.

После нескольких походов по завоеванию и закреплению территорий вокруг Новгорода Олег перенес столицу в Киев, чтобы завладеть огромным богатством, накопленным двумя бывшими союзниками Рюрика.

В 912 году Олег умер, причем очень интересным образом. Пророчество предсказало ему, что его любимая лошадь станет причиной его смерти. Олег, человек суеверный, позаботился о том, чтобы о лошади заботились как можно дальше от него. Услышав, что лошадь умерла, Олег счел себя освобожденным от проклятия и насмешливо пнул бедного зверя в череп.

Неудачно выбрал: змея под трупом испугалась, укусила Олега за ногу и убила.

Тем временем Игорь достиг совершеннолетия, и поэтому он взошел на престол, формально став князем Игорем Киевским. К этому времени он уже женился на варяжке по имени Ольга. Ольга Киевская

Следуя по стопам своего отца и его опекуна, Игорь продолжал совершать успешные завоевания, совершая набеги на соседние территории и собирая большие дани для пополнения своей казны.

Но Игорь был жадным и хотел большего.

Загружается…

В 945 году он задумал посетить земли древлян, местного племени, которое было союзником Рюрика и присоединилось к его набегам в набегах на Византийскую империю. Позже древляне отдали дань Олегу, но остановились, когда он ударил коня ногой в голову. С тех пор древляне платили деньги за защиту конкурирующему домовладельцу. Игорь увидел в этом прекрасный повод собрать просроченные платежи и отправиться на задание.

Согласно Первичным хроникам, он совершил набег на землю Дерева и силой собрал дань.

Но на обратном пути в Киев он все еще чувствовал жажду еще золота и богатства. Он приказал своим людям вернуться домой, за исключением нескольких последователей. С ними на буксире он поскакал обратно к древлянам

, «желая еще большей добычи».

Как и Олег, он уже слишком много раз пытался попытать счастья. Его возвращающийся отряд был замечен древлянами, которые доложили об этом своему лидеру, князю Малу. Принцу было достаточно, провозгласив,

«Если волк появится среди овец, он унесет все стадо одного за другим, если только его не убьют. Если мы не убьем его таким образом сейчас, он уничтожит нас всех».

Тогда древлянские воины выступили из своего города Искоростня, перебили воинов Игоря и уготовили ему страшную казнь. Оставлю описание византийскому летописцу Льву Диакону:

«Пригнули две березы к ногам князя и привязали к ногам его».

И далее:

 «Они позволили деревьям снова выпрямиться, таким образом разорвав тело принца на части».

Устранив эту угрозу, древляне спланировали контратаку. Они захватят и сам Киев, но не завоеванием, а браком. Князь Маль приказал нескольким эмиссарам посетить теперь уже овдовевшую Ольгу, чтобы просить ее руки. Неясно, было ли это обычной привычкой в ​​то время, или Мал просто был очень высокомерным.

Вернувшись в свою столицу, Ольга напрасно ждала возвращения Игоря. Рядом с ней был сын-мальчик Святослав, который слишком молод, чтобы воевать, не говоря уже о правлении. Идея Мала заключалась в том, что, став его отчимом, он мог бы заставить Маленького принца выполнять его собственные приказы.

Итак, делегация древлян плыла на лодке по Днепру. Мал послал двадцать своих лучших советников, чтобы выдвинуть его предложение, явно полагая, что они будут встречены с распростертыми объятиями.

Это когда Основная Хроника и наша собственная история сосредотачиваются на Ольге. Княгиня послала своих послов узнать о причине визита древлян. Объявили, что убили ее мужа, потому что

«Он был подобен волку, лукавый и хищный»

Ольга приветствует умершего мужа.

а что князь Мал хороший вождь и что Ольга должна прийти в землю Дерева и выйти за него замуж.

Ответ Ольги был тем, чего ожидала делегация. На самом деле она сказала, что их предложение было приятно ей, но попросила делегатов подождать на своей лодке и что их заберут на следующее утро.

Пока двадцать древлян ждали, Ольга подготовила зал своего замка, чтобы оказать им заслуженный прием. Наутро, когда русы пришли за древлянами, последние потребовали, чтобы их отнесли в замок на их собственной лодке. Русы подчинились, так как это был тот же приказ, который они получили от Ольги. Прибыв в замок, они обнаружили, что их ждет сюрприз: ночью принцесса приказала вырыть в стенах замка большой и глубокий ров.

Не успели древляне среагировать, как русы швырнули их вместе с лодкой внутрь окопа. Делегаты безрезультатно протестовали, так как Ольга приказала закопать их заживо.

С помощью своей простой ловушки Принцесса уничтожила большую часть вражеского руководства. Это было только начало ее мести.

Князь Мал не знал о том, что произошло в Киеве, поэтому он не заподозрил сообщение, которое он получил от Ольги. Она настаивала на том, что очень хочет встретиться, но сделает это только в том случае, если Мал пришлет за ней больше своих выдающихся людей.

Князь, который, можно с уверенностью сказать, был довольно доверчивым человеком, согласился на это и собрал больше своих вождей, воинов и советников, чтобы отдать дань уважения русской принцессе. Когда эта вторая делегация прибыла в Киев, Ольга потребовала, чтобы они выкупались, прежде чем она даст им аудиенцию.

Древляне, наверняка уставшие, вспотевшие и запачканные дорогой, охотно подчинились и вошли в приготовленную баню. Расслабляясь в сауне, они вздрогнули от резкого шума: кто-то запирал двери бани снаружи. Их попытки пробиться наружу оказались тщетными. В ужасе они услышали через деревянные двери строгий голос Ольги. Она только что отдала приказ поджечь дом.

Романовская Императорская икона 1895 года «Святая Ольга». Серебро, золото, цветная эмаль, темпера. Коллекция В.Логвиненко

Сначала землей, потом огнем принцесса-регентша запечатлела свои первые два кровавых похода на вражеское племя, почти полностью обезглавив их предводителей.

Но она еще не закончила.

Прежде чем Мал успел заподозрить долгое отсутствие своих людей, она отправила еще одно сообщение:

«Сейчас я иду к вам, поэтому приготовьте много меда в городе, где вы убили моего мужа, чтобы я могла оплакать его могилу и устроить по нему поминки».

Медовуха была популярным алкогольным напитком в средние века, приготовленным из перебродившего меда и воды. Получив сообщение, древляне принялись за дело, приготовив галлоны медовухи и устроив щедрый пир.

Вскоре после этого прибыла Ольга с небольшим эскортом. Она прибыла к могиле Игоря и попросила своих людей соорудить погребальный курган, вокруг которого собрались древляне на поминки. Какой-то древлянин, который был умнее других, спросил, что сталось с двумя посланиями, которые они уже послали, на что хитрая Ольга ответила, что они едут в сопровождении почетного караула ее покойного мужа.

С древлянским судом, затуманенным реками вольготного меда, легко проглотили ложь. Ольга попросила своих людей прислуживать древлянам, следя за тем, чтобы их чашки никогда не были пусты. Она терпеливо ждала, пока все они напьются и по ее сигналу началась резня.

Застигнутые врасплох, ее враги один за другим пали под клинками русов. По летописи, на Красных похоронах было зарублено пять тысяч древлян.

Месть лучше всего подавать на огне

Пятитысячной бойни все же было недостаточно. Ольга была настроена на полную, тотальную расправу. Снова двигаясь стремительно, княгиня вернулась в Киев и собрала свое войско. Князь-юноша Святослав присоединился к матери, и вместе они двинулись обратно в землю Дерева. Он был еще ребенком, но когда его войска соприкоснулись с неприятелем, Святослав первым метнул копье со своего коня. Его руки были явно слишком слабы, а копье едва попало в уши лошади. Несмотря на это, генералы Ольги, Свейнальд и Асмунд, с гордостью объявили, что князь уже начал битву, и призвали вассалов последовать его примеру. Русы бросились вперед и полностью разбили древлян.

Выжившие мужчины, женщины и дети несчастного племени нашли убежище в стенах своего главного города Искоростена.

Ольга и ее войска осадили город, но древляне доблестно отразили их штурмы. Они знали, что это борьба за собственное существование, и будут сопротивляться до победного конца.

Тем временем другие города и города их земли капитулировали и теперь жили в относительном мире с русами. Они, конечно, отдавали дань уважения!

Спустя год Искоростень все еще стоял твердо, и Ольге пришлось придумывать другой план выхода из тупика.

Однажды осажденные жители получили сообщение от принцессы:

 «Почему вы упорно держитесь? Все ваши города сдались мне и подчинились подати, так что жители теперь спокойно возделывают свои поля и земли. Но лучше бы ты умер с голоду, не сдав дани».

Деревляне занервничали и ответили, что рады были бы платить дань, но доверять ей не могут, так как она по-прежнему полна решимости отомстить за Игоря.

Ольга, видимо, с облегчением начала переговоры с защитниками и сообщила им, что считает убитого мужа уже отомщенным, причем не раз и не два, а трижды. В конце концов, она уже убила две делегации, плюс те, кто присутствовал на поминках. Чтобы скрепить мир, она потребовала от древлян последнюю, маленькую дань, после чего возвратилась домой.

Просьба Ольги была на удивление скромной, так как она понимала, что город обеднел от осады: ей нужно было только по три воробья и по три голубя из каждого дома.

Древляне были в восторге. Они собрали стайки по шесть птиц от каждого двора и отправили к Ольге, которая пообещала снять осаду на следующее утро.

Это был последний акт Ольгиного плана тотальной мести и уничтожения. Если год лобовых атак и осадных орудий не мог добиться победы, то интеллект принцессы точно мог. И она сделала бы это, превратив невинных, безобидных домашних птиц в оружие массового уничтожения.

Она приказала своим солдатам взять по одной птице и прикрепить к их когтям кусок серы, завязанный в ткань. Когда наступила ночь, солдаты выпустили воробьев и голубей. Безмолвные крылья несли их обратно в гнезда, в голубятни, под навесы домов. Один за другим дома Искоростня загорались огнями. Вскоре весь город горел, его жители либо умирали во сне, либо в ужасе бежали, не в силах потушить пламя.

Некоторые из них бежали за городские стены, но их быстро схватили солдаты Ольги. Она держала старейшин в плену, некоторых других продала в рабство, и многие другие были убиты на месте.

Это был последний и полный триумф княгини Ольги Киевской, победительницы Искоростеня, бича древлян, Матери Воробьев.

[Примечание для команды: мне понравилась идея дать ей ряд титулов, как еще одна мстительная Королева из популярной серии книг и телешоу. Виктор Искоростень вполне логичен. Бич древлян Я слышал это в подкасте о ее истории мести, но у него не было источника. Но опять же, с этим трудно поспорить. Мать Воробьев — это титул, который я дал ей сам, и я думаю, что он звучит хорошо и связан с той другой Королевой, которая, несмотря на своих драконов, была и вполовину не так эффективна]

Новая вера

В последующие годы, вплоть до 948 года, Ольга продолжала исполнять обязанности регента своего мальчика-князя Вярослава. Древляне были полностью покорены и регулярно платили дань русам. Княжество жило в мире и процветало.

Наконец, Принцесса отправилась в путь в Константинополь, или, как называли его русы, Тасрград, Город Цезарей. Хроника не называет причины этого визита, но можно предположить, что он носил дипломатический характер. У Руси и Византийской империи были отношения любви и ненависти, характеризующиеся набегами и нападениями с обеих сторон, а также торговлей и случайным сотрудничеством. Именно в этот период византийские императоры фактически начали набирать русов в свою элитную варяжскую гвардию.

В 948 году Императором стал Константин VII, который при встрече с Ольгой сразу же полюбил ее. Впечатленный ее красотой и умом, Константин заметил, что она достойна царствовать вместе с ним. Мы уже знаем, что Ольга плохо относилась к женихам, но в данном случае ее реакция была… ну, по крайней мере, менее бурной.

Принцесса не отвергла предложение категорически, а просто заявила, что, будучи язычницей, она не может выйти замуж за христианского монарха. Но, если бы он действительно настаивал, он мог бы окрестить ее. Император согласился и с помощью Константинопольского Патриарха обратил ее в христианскую православную веру. Летопись сообщает, что Ольга очень охотно приняла учение Церкви

«как губка, впитывающая воду».

При крещении она была крещена Еленой, и Император стал ее крестным отцом по ее собственному настоянию.

После причастия Ольгу или Елену вызвал Константин, который повторил свое предложение. Теперь не было препятствий; она должна стать его женой! Но она ответила, что это невозможно. В конце концов, он был ее крестным отцом, что делало ее его дочерью в глазах церкви. Жениться на собственной дочери мужчине было противозаконно!

Император обдумал ее ответ, а затем просто сказал

«Ольга, ты меня перехитрил».

Затем он осыпал ее подарками, золотом, серебром и шелками и попрощался с ней.

Едва Ольга вернулась в Киев, как получила послание от Императора. По-видимому, эти подарки были не совсем бесплатными, и взамен он ожидал рабов, воск, меха и наемников. Какая дешевка. Ольга была невозмутима и просто ответила византийскому посланнику, что отплатит причитающееся только в том случае, если Цезарь согласится провести в Киеве столько же времени, сколько она провела в Константинополе. Неизвестно, посещал ли ее Император, поэтому мы предполагаем, что нет… и она снова перехитрила его!

Теперь, будучи недавно обращенной христианкой, Ольга попыталась распространить новообретенную религию среди своего народа, начиная с собственного сына. Но князь Святослав не был убежден, опасаясь, что в таком случае его подданные будут осмеяны им. Ольга приняла этот отказ как свое пока единственное поражение, но, согласно летописи, день и ночь молила Бога о прощении языческих душ Святослава и русов.

К 956 году князь Святослав достиг совершеннолетия и, жаждущий завоеваний, собрал доблестное войско и отправился в несколько длительных походов от Киева. Пока он был в отъезде, на земли русов вторглись печенеги, кочевое племя. Они пронеслись по стране и в конце концов напали на Киев. Ольга затворилась в городе с внуками Ярополком, Олегом и Владимиром. Теперь настала ее очередь быть в осаде.

Фреска с изображением святых Владимира и Ольги в Благовещенском соборе, Москва

Единственным шансом на выживание для киевлян было послать сообщение отряду помощи на другой берег Днепра. Умный мальчик, имя которого так и не было записано, вызвался на вылазку. Он говорил на языке печенегов и поэтому просто вышел из города с уздечкой в ​​руке, спрашивая всадников-кочевников, не видел ли кто его коня. Уловка сработала, и он смог прыгнуть в реку и переплыть на другой берег.

Вскоре прибыла армия помощи, и их генерал по имени Претич убедил предводителя печенегов, что он всего лишь авангард огромной армии под предводительством Вярослава. Эти русы действительно были хитрые люди, а все враги их были кучка мужланов, видимо: печенеги купились на ложь и согласились на перемирие. Тем временем Ольга отправила гонца, чтобы отозвать князя, который вовремя вернулся, чтобы решительно отбросить печенегов в степи.

Долгие годы Святослав оставался в Киеве, исполняя, наконец, свои обязанности правителя, помимо своих ранних почестей завоевателя. Но в 969 г. он объявил матери и своим советникам боярам, ​​что не намерен более оставаться в Киеве. Во время своих более ранних походов он основал свою базу в городе Переяславце, где были сосредоточены все его богатства:

» Золото, шелка, вино и разные фрукты из Греции, серебро и лошади из Венгрии и Богемии, а из русских меха , воск, мед и рабы».

Если это правда, то он прав. Но Ольге было грустно видеть, как он снова уходит. В возрасте 70 лет принцесса была в плохом состоянии и умоляла его сначала дождаться ее смерти, а затем отправиться туда, куда он пожелает. Принц уступил, но ему не пришлось долго ждать. Через три дня после того, как Ольга сделала заявление, она умерла.

Ее сын, ее внуки и весь ее народ оплакивали ее в трауре. Ольга приказала не устраивать по ней поминки, как это было частью языческих традиций. Вместо этого она призвала христианского священника, чтобы совершить последние обряды в сдержанной церемонии.

Именно ее внук Владимир Великий в конце концов обратил всю Киевскую Русь в православную веру, но более поздние поколения прославляли Ольгу как равноапостольную за ее роль предшественницы повсеместного введения христианства. В «Первой летописи» написано, что она была как заря, предшествующая дню.

«Она сияла ночью, как луна, и сияла среди неверных, как жемчужина в грязи. Она первая из Руси вошла в Царствие Божие, и так восхваляют ее сыны русские как предводительницу свою, ибо со дня смерти своей она ходатайствовала перед Богом за них».

Княгиня Ольга Киевская была канонизирована в 1547 году, официально став святой Ольгой. Она, вероятно, единственная Святая, совершившая массовое убийство в истории, но я могу ошибаться. Другие монархи и папы были канонизированы на протяжении веков, и эти правители редко могут сделать карьеру, не запачкав свои руки хотя бы немного кровью.

Итак, надеюсь, вам понравилось сегодняшнее видео. Как я уже говорил в начале, трудно различить, какие части жизни Ольги относятся к области истории, а какие — к области мифа. Какие части, по вашему мнению, были правдой, а какие, по вашему мнению, были средневековой пропагандой? Пожалуйста, комментируйте, делитесь и подписывайтесь… и, как обычно, спасибо за просмотр!

Первичная хроника: https://ia600608.us.archive.org/10/items/TheRussianPrimaryChronicle/the%20russian%20primary%20chronicle.pdf

The Saint Who Buried People Alive and Burned Down a City in Revenge

https://www.historyanswers.co.uk/medieval- ренессанс/ольга-киевская-одна-святая-не-хочешь-с-ссориться/

https://www.ancient.eu/Kievan_Rus/

 

 

Святая Ольга Киевская является покровителем Украины как неповиновения, так и мести

За последние несколько дней появилось множество видеороликов, на которых украинцы и их президент бросают вызов натиску российской агрессии. Кого может не тронуть видео, на котором украинка противостоит вооруженному солдату в ботфортах и ​​говорит ему положить семечки в карманы, чтобы хотя бы там, где он умрет, выросли подсолнухи.

Или героические селфи президента Зеленского с киевской линии фронта, которые вдохновляют не только его земляков?

Украинцы привыкли к невзгодам, и у них есть особый средневековый образец для подражания, который олицетворяет их храбрость перед лицом невзгод. Монгольская орда разрушила ее могилу в Киеве в 1240 году, но украинский православный собор, посвященный ей, был освящен там только в 2010 году.

Ольга Киевская, супруга Игоря, второй правитель династии Рюриковичей, сегодня Величайшие святые православия. Свирепая и гордая женщина, защитившая своего маленького сына и отомстившая за смерть мужа, она сыграла решающую роль в консолидации средневекового царства Киевская Русь как политической единицы и в обращении ее народов в христианство.

Ольга родилась в семье викингов в Пскове, на севере России, на рубеже 10-го века. Она вышла замуж за князя Игоря молодым, и, возможно, ей было всего 20 лет, когда древляне, соседнее племя, восстали против его правления и убили его.

Византийский летописец Лев Диакон приводит ужасные подробности убийства Игоря: его привязали к двум стволам деревьев, которые затем отпустили, так что его тело было расколото надвое. Рассказ Льва, возможно, был приукрашен (древний историк Диодор Сицилийский фактически рассказывает аналогичную историю), но смерть Игоря все же оставила его жену и трехлетнего сына одних и потенциально беспомощными в особенно опасном и жестоком уголке средневекового мира. .

Николая Бруни «Святая великая княгиня Ольга» (1901)

Погребение врагов

Легенда об Ольге родилась из ее действий в последующие недели и месяцы. Древляне послали к ней послов, чтобы предложить ей выйти замуж за их предводителя князя Мала. В «Первой летописи», рукописи XI века, которая является нашим основным источником для дальнейшего, записано, что Ольга обманчиво приветствовала их, очевидно, чтобы выждать время.

Счет может быть частично вымышленным или, по крайней мере, преувеличенным. Но дело не в этом: в средневековой агиографии важнее всего мораль сказки.

«Ваше предложение мне приятно», — сказала Ольга своим собеседникам. «Воистину, мой муж не может воскреснуть из мертвых. Но я желаю почтить тебя завтра в присутствии моего народа. Возвращайтесь теперь к своей лодке и оставайтесь там […] Я пошлю за вами завтра […]

Надменная древлянская делегация радостно поверила ей на слово. Но чего они не знали, так это того, что она распорядилась вырыть траншею, в которую бросили их и их лодку.

Их похоронили заживо.

Ольга вызвала второе древлянское посольство до того, как остальная часть племени успела узнать о судьбе первого. Когда они прибыли, она приказала своим людям приготовить для них ванну.

Древляне вошли в баню, но Ольга приказала запереть двери и поджечь здание.

Княгиня Ольга встречает тело своего мужа. Эскиз Василия Сурикова.

Для третьей расправы Ольга отправилась на место, где древляне убили ее мужа, сказав присутствующим, что желает устроить поминки в его память. Как только древляне были пьяны и выведены из строя, она приказала своим людям убить их.

Наконец, она осадила базу древлян в Искоростене (современный украинский город Коростень). Она обманула горожан предложением мира: им нужно было отдать только по три голубя и по три воробья из каждого дома.

Но когда у Ольги были птицы, она приказала своим людям привязать сернистую ткань к каждой ноге. Птицы улетели обратно в свои гнезда на ночь, и сера одновременно подожгла все здания.

Ольга приказала своим солдатам поймать всех, кто бежал из горящего города, чтобы их можно было истребить или взять в рабство.

Ее месть за смерть мужа наконец свершилась.

Николая Рериха «Святая Ольга» (1915).

Направление духа святой Ольги

Ольга прожила еще 25 лет, проживая в столице своего сына Киеве. Она сыграла важную роль в том, чтобы убедить его не покидать украинские земли ради «лучших перспектив» дальше на юг, на берегу Дуная.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *