Жизнь и творчество В. Я. Брюсова
Когда речь заходит о символизме как о литературном направлении, мы сразу же вспоминается имя Валерия Яковлевича Брюсова. Ведь именно он является одним из основателей отечественного символизма. Жизненный и творческий путь Валерия Яковлевича был наполнен различными интересными моментами. Рассмотрим историю жизненного и творческого пути Брюсова поподробнее.
Содержание:
- 1 Детские и юношеские годы
- 2 Учёба в университете
- 3 Вершина творческой деятельности
- 4 Отражение революции в творчестве Брюсова
- 5 Личная жизнь
- 6 Закат жизни знаменитого поэта
- 7 Интересные факты
Детские и юношеские годы
Валерий Яковлевич появился на свет в 1873 году в столице. Известно, что воспитывался будущий поэт в купеческой семье, которая была зажиточной. У Валерия была сестра Надежда. Девушка стала профессором знаменитой консерватории в столице.
Родителей Валерия Яковлевича нельзя назвать «простыми» людьми. Мать и отец всячески старались оградить своего сына от различных «религиозных сказок» и с ранних лет вводили в воспитание и образование твердые научные основы. Мальчик прекрасно разбирался в идеях натурализма Дарвина. А, к примеру, о деталях жизни царя Соломона он практически ничего не знал. Родители не жалели денег на обучение сына, соответствующее их стандартам качества. Будущий писатель учился в двух престижных гимназиях.
Осваивать литературное искусство Брюсов начал с ранних лет. Лучшим занятием для юноши было чтение романов и классических произведений. Кроме того, он обожал изучать научные статьи. У Валерия Яковлевича было два кумира — Жюль Верн (автор книги «Капитан Немо») и Томас Майн Рид (автор книги «Всадник без головы«).
Известно, что в школьные годы Брюсов также увлекался математикой. Он мог решать самые непростые математические уравнения и задачи.
Учёба в университете
Получив аттестат зрелости, Валерий Яковлевич твёрдо решил, что будет поступать на историко-филологический факультет. Брюсов выбрал один из самых престижных вузов страны — Московский университет. Когда Брюсов был студентом, он стал восхищаться творчеством таких известных зарубежных авторов, как Малларме, Верлен, Бодлер. Символисты сделали революцию в поэзии, их слава прогремела на весь мир. Ну как тут не увлечься их идеями?
Первый успех пришел к Брюсову в 1894 году. В это время поэт издает три сборника под названием «Русские символисты».
В следующем году вышел первый сборник стихотворений Валерия Яковлевича «Шедевры» (скромно, да?). А в 1897 году читатель познакомился со вторым сборником Брюсова под названием «Это я». Разумеется, критика была строга к самозванным «шедеврам», но не могла не отметить наличия свежих идей и индивидуальности манеры.
Вершина творческой деятельности
В 1899 году Валерий Яковлевич заканчивает высшее учебное заведение с красным дипломом. С этого времени Брюсов приступает к работе в известном журнале «Русский архив». Начинается активная творческая деятельность Валерия Яковлевича. Поистине большую популярность Валерию Яковлевичу принёс его опубликованный третий сборник под названием «Третья стража».
Вскоре Валерий Яковлевич становится известным как основатель издания «Скорпион» и как сотрудник журнала «Новый путь».
Дальнейшая трудовая деятельность Брюсова связана с участием в организации альманаха «Северные цветы». Затем поэт становится редактором журнала символистов «Весы». Впечатляющая биография Брюсова тесно связана с расцветом литературных журналов. В начале 20 века свобода СМИ достигла неведомых ранее пределов. Правда, после революции полностью сошла на нет…
1908 год является одним из самых значимых в жизни Брюсова. Именно в это время Валерий Яковлевич занимает пост директора Московского литературно-художественного кружка.
Вот анализ стихотворения Брюсова «Юному поэту» — в качестве примера.
Отражение революции в творчестве Брюсова
Известное произведение Валерия Яковлевича «Земля», а также сборник «Венок», который вышел в 1905 году, отражают реакцию поэта на революционные события.
Большую популярность Брюсову принёс сборник «Земная ось», который вышел в 1907 году. В своём сборнике автор рассуждает о тайнах подсознания человека. Писатель продемонстрировал невероятное мастерство в изображении экзотического и неведомого.
Постреволюционные годы оказались для Брюсова не менее продуктивными. Одним из наиболее известных произведений Валерия Яковлевича, созданных в данный период, является роман «Алтарь победы». Впервые произведение было опубликовано в журнале «Русская мысль».
В начале Первой мировой войны Валерий Яковлевич работает на фронте в качестве военного корреспондента «Русских ведомостей».
В 1916 году в свет вышел удивительный сборник Брюсова, который называется «Семь цветов радуги». Здесь поэт проводит параллель между человеческими эмоциями и цветами радуги.
Личная жизнь
Когда Валерию Яковлевичу было всего девятнадцать лет, он сильно влюбился в одну девушку, фамилия которой Маслова. Данный факт является весьма удивительным, ведь девушка была намного старше Брюсова. Она не отличалась красотой и имела болезненный вид. Маслову трудно было назвать музой поэта. Однако, несмотря на это, отношения Масловой и Брюсова длились не один год. Спустя несколько лет Маслова скончалась от оспы.
Большое значение в жизни Валерия Яковлевича имела поэтесса, фамилия которой Петровская. К сожалению, эти отношения имели трагический конец. Девушка свела счёты с жизнью.
В 1897 году Валерий Яковлевич женился на Иоанне Рунт. Женщина стала не только супругой поэту, но и его верным помощником. С женой Брюсов прожил до своей кончины. Детей в семье не было. Когда поэта не стало, Иоанна занималась издательством творческого наследия супруга.
Закат жизни знаменитого поэта
Как известно, в результате Гражданской войны к власти пришли большевики. Именно с этого времени Брюсов становится руководителем Комитета по регистрации печати. Однако это не последняя высокая должность, которую занимал Валерий Яковлевич. В 1921 году Брюсов был удостоен должности ректора Высшего литературно-художественного института. Откуда такая любовь большевиков к «буржуазному» поэту-символисту? Из-за того, что большинство знаменитостей эмигрировало и резко отозвалось о большевистском перевороте, власть имущие решили смягчить отношение к интеллигенции хотя бы на первых порах. Брюсов стал одним из немногих авторов, который согласился принять перемены.
События 1917 года были глубочайшим переворотом и для меня лично: по крайней мере, я сам вижу себя совершенно иным до этой грани и после нее — говорил он
Поэт считал, что революции нельзя было избежать, что она узаконена самой историей. Видимо, на него очень повлияла модная в ту пору марксистская теория.
Знаменитого символиста не стало в 1924 году. Брюсов умер в результате пневмонии. Писателя похоронили на Новодевичьем кладбище.
Интересные факты
Не секрет, что многим Брюсов также запомнился как превосходный переводчик. Знаменитый символист трудился над переводами произведений Гюго, Байрона, Верлена и других зарубежных авторов. А какие еще интересные факты о Валерии Брюсове характеризуют его жизнь и творчество?
- Основоположником отечественного символизма Валерий Яковлевич назвал себя сам, не испытывая никакого стеснения. Впервые поэт себя так назвал, когда ему было всего двадцать лет. Тогда молодой человек написал письмо Верлену, в котором и упомянул свое новое «прозвище».
- На фоне других поэтов Валерий Яковлевич заметно отличался. Центральное место в творчестве символиста стала городская тема. В отличие от других поэтов, Брюсов не зацикливался на воспевании красоты русской природы. Валерия Яковлевича больше привлекала многоликость городской среды.
- Также в своих трудах Брюсов рассуждал над предназначением поэта. Для Валерия Яковлевича важнее всего представлялась личность поэта. А форма стихотворения для него отходила на второй план.
- Многие отмечали незаурядную личность Брюсова. Современники удивлялись удивительным сплетением в личности Валерия Яковлевича художественного таланта и рационального склада ума.
- Такие знаменитые поэты Серебряного века, как Гумилев, Мандельштам, Пастернак, называли Брюсова своим учителем. Ведь творчество Валерия Яковлевича значительно повлияло на поэтов.
- Не секрет, что с читателями у Валерия Яковлевича были очень непростые отношения. Дело в том, что читатель не желал признавать тех экспериментов поэта, к которым он прибегнул в первой половине двадцатого годов.
- Политические взгляды Брюсова были близки к анархистским. Он спорил с Лениным в рецензиях на его статьи и неоднократно повторял, что партийность в литературе ограничивала свободу художника, а это неприемлемо. Тем не менее, революцию он поддержал, благодаря чему немалая часть читателей отвернулась от него.
Автор: Виктория Комарова
Творчество Брюсова – кратко — Русская историческая библиотека
Поэзия Брюсова, так же как и Бальмонта, наполнена «иностранным» воздухом, потому что связь с французской и латинской поэтической традицией была у них теснее, чем с русской. Роднит Брюсова с Бальмонтом и отсутствие тонкой отделки, тонких оттенков и «последнего штриха». Лучшие его стихи великолепны: пурпур и золото; худшие – полная безвкусица.
Валерий Брюсов. Фото
Как и у большинства русских символистов, стихи Брюсова состоят в основном из «высоких» слов и всегда торжественны и иератичны. В ранних стихах (1894–1896) он пытался привить России «поющее звучание» Верлена и ранних французских символистов, а также оживить и осовременить «напевы» Фета. Но в целом Брюсов поэт не музыкальный, хотя, как и все русские символисты, часто пользуется словами как эмоциональными жестами, а не как знаками с четким значением. Хотя его творчество пропитано культурой веков, Брюсов не философский и не «думающий» поэт. Одно время под влиянием Ивана Коневского Брюсов занялся метафизической поэзией, некоторые его стихи в этом роде – чудная риторика, но философии в них мало, больше патетических возгласов и противопоставлений.
Язык поэзии Брюсова более сжатый и выразительный, чем у Бальмонта, и иногда он достигает вершин поэтической выразительности, но точности ему не хватает: его слова (иногда замечательные) никогда не бывают «счастливыми находками». Любимые темы Брюсова – размышления о прошлом и будущем человечества, изображение половой любви как мистического ритуала и, как любили говорить в его время, – «мистицизм повседневности», то есть описание крупных современных городов как таинственного леса символов.
Лучшие стихи Брюсова содержатся в сборниках Urbi et orbi (1903) и Stephanos (1906). В Stephanos входит и замечательный цикл вариаций на вечные темы греческой мифологии (Правда вечная кумиров). Такие стихи, как Ахиллес у алтаря (Ахиллес ждет рокового обручения с Поликсеной), Орфей и Эвридика, Тезей Ариадне – лучшие достижения «классической» стороны русского символизма, стремившейся к иератической возвышенности и символической наполненности.
Проза Брюсова в целом такая же, как и стихи: торжественная, иератическая и академичная. В прозе затрагиваются те же темы: картины прошлого и будущего, таинственные «бездны» любви – часто в самых ее извращенных и ненормальных проявлениях. Как и у стихов, у прозы – явно «переводной с иностранного» вид. Брюсов сам это чувствовал и часто нарочно стилизовал прозу под иностранные образчики прошлых эпох. Один из лучших рассказов Брюсова – В подземной тюрьме – написан в стиле новелл итальянского ренессанса. Лучший роман Брюсова – Огненный ангел (1907) – рассказывает о немецком купце времен Лютера. Прием стилизации спас прозу Брюсова от «поэтизации» и импрессионистичности. В целом, проза его мужская, прямая, в ней нет манерности. На сюжеты и композицию прозаических сочинений сильно повлиял Эдгар По. Особенно влияние этого великого писателя чувствуется в подробном документальном описании будущего цивилизации в Республике Южного Креста и в хладнокровном изучении патологических психических состояний в рассказе Теперь, когда я проснулся.
В прозе Брюсова есть холодность и жестокость: там нет жалости, нет сострадания, только холодный огонь чувственной экзальтации, желание проникнуть в потаенные уголки человеческой порочности. Но Брюсов не психолог, и его картины чувственности и жестокости всего лишь ярко раскрашенный карнавал. Главное произведение Брюсова в прозе – Огненный ангел – лучший, возможно, русский роман на иностранный сюжет. Сюжет – колдовство и суд над ведьмой. Появляются доктор Фауст и Агриппа Неттесгеймский. Роман проникнут подлинным пониманием эпохи и полон «эрудиции», как романы Мережковского, но свободен от наивного мудрствования этого автора и несравнимо занимательнее. В сущности, это очень хороший, умело построенный исторический роман. Спокойная манера ландскнехта, в которой он ведет рассказ о страшных и загадочных событиях, свидетелем которых он был, делает роман особенно захватывающим чтением.
Второй роман Брюсова – Алтарь победы (1913), действие которого развивается в четвертом веке в Риме, гораздо хуже: книга длинная, скучная, лишенная творческого элемента.
Валерий Брюсов (1873-1924) — Мемориал «Найди могилу»
Мемориал успешно обновлен.
Ага, никакой рекламы! Мемориал был успешно спонсирован.
Ваши предложения отправлены и будут рассмотрены менеджером мемориала.
Ваше редактирование не содержит изменений по сравнению с оригиналом.
Спасибо! Предложенное вами слияние отправлено на рассмотрение.
Теперь вы являетесь управляющим этого мемориала.
Спасибо за помощь в поиске могилы!
Запрос фото успешно отправлен.
Запрос на фотографию успешно удален.
Не удалось удалить запрос на фото. Попробуйте позже.
Мемориал успешно перенесен
Как менеджер этого мемориала вы можете добавить или обновить мемориал, используя кнопку Редактировать ниже. Узнайте больше об управлении мемориалом .
Запрос на фотографию выполнен.
Вы уверены, что хотите сообщить администраторам об этом цветке как оскорбительном или оскорбительном?
Об этом цветке было сообщено, и он не будет отображаться во время проверки.
Не удалось сообщить о цветке. Попробуйте позже.
Вы уверены, что хотите удалить этот цветок?
Не удалось удалить цветок. Попробуйте позже.
Вы уверены, что хотите удалить этот мемориал?
Не удалось удалить мемориал. Попробуйте позже.
- Проблема #index#:
- Детали:
- Сообщил:
- Сообщено:
При удалении этой проблемы произошла ошибка. Попробуйте позже.
Проблема:
Управление кладбища не имеет записей об этом человеке Управление кладбища подтвердило, что это захоронение не опознаноЯ обыскал все кладбище и не смог найти могилуЯ обыскал указанный участок или участок и не смог найти могилуЭто захоронение находится в частной собственности или иным образом недоступенДругая проблема
Пожалуйста, выберите проблему
Детали:
Какой мемориал вы считаете дубликатом Валерия Брюсова (23733339)?
Мы просмотрим мемориалы и решим, следует ли их объединить. Узнайте больше о слияниях .
ID мемориала
Недействительный мемориал
Пожалуйста, введите действительный ID мемориала
Вы не можете объединить мемориал сам с собой
Мемориал уже объединен
Мемориал уже удален
Вы уверены, что хотите удалить это фото?
Не удалось удалить фото. Попробуйте позже.
Добро пожаловать на страницу мемориала «Найди могилу»
Узнайте, как максимально использовать мемориал.
или больше не показывай — я хорошо разбираюсь во всем
Фотография на обложке и важная информация
Быстро узнайте, кому посвящен мемориал, когда они жили и умерли и где похоронены.
Фотографии
Для мемориалов с более чем одной фотографией дополнительные фотографии появятся здесь или на вкладке фотографий.
Вкладка «Фотографии»
Все фотографии отображаются на этой вкладке, и здесь вы можете изменить порядок сортировки фотографий на памятниках, которыми вы управляете. Чтобы просмотреть фотографию более подробно или отредактировать подписи к фотографиям, которые вы добавили, щелкните фотографию, чтобы открыть средство просмотра фотографий.
Цветы
Цветы, добавленные к мемориалу, отображаются внизу мемориала или здесь, на вкладке Цветы. Чтобы добавить цветок, нажмите кнопку Оставить цветок .
Члены семьи
Здесь будут отображаться члены семьи, связанные с этим человеком.
Связанные поиски
Используйте ссылки под номером Подробнее… для быстрого поиска других людей с такой же фамилией на том же кладбище, в городе, округе и т. д.
Спонсор этого мемориала
Удалите рекламу с мемориала, спонсировав его всего за 5 долларов. Мемориалы, ранее спонсируемые или известные мемориалы, не будут иметь этой опции.
Поделиться
Поделитесь этим мемориалом в социальных сетях или по электронной почте.
Сохранить в
Сохранить в Древе предков, на виртуальном кладбище, в буфер обмена для вставки или печати.
Изменить или предложить изменить
Изменить мемориал, которым вы управляете, или предложить изменения менеджеру мемориала.
Есть отзыв
Спасибо за использование Find a Grave, если у вас есть какие-либо отзывы, мы будем рады услышать от вас.
Оставить отзыв
Выбрано 1 фото…
Выбрано 2 фото…
Превышен размер
Вы не можете больше загружать фотографии в этот мемориал
«Неподдерживаемый тип файла»
Загрузка…
Ожидание…
Успешно
Неудачно
Эта фотография не была загружена, т.к. в этом мемориале уже есть 20 фотографий
Эта фотография не была загружена, потому что вы уже загрузили 5 фотографий в этот мемориал
Неверный тип файла
Загрузка 1 фото
Загрузка 2 фотография
1 Фотография Загружено
2 Фотографии Загружено
Добавлены
Великие новости. ! На это кладбище есть 1 волонтер .
Извините! На это кладбище нет добровольцев. Продолжение этого запроса добавит оповещение на страницу кладбища, и любые новые добровольцы будут иметь возможность выполнить ваш запрос.
Введите числовое значение
Введите идентификатор мемориала
Год не должен быть больше текущего года
Неверный мемориал
Дублирующаяся запись для мемориала
Вы выбрали этого человека в качестве члена своей семьи.
Сообщено!
Эта связь невозможна из-за сроков службы.
0% Завершено
Добавить заголовок Сохранено
Выберите тип фотоМогила
Лицо
Семья
Другое
СохраненоТребуется Javascript: К сожалению, Find a Grave не работает должным образом без включенного JavaScript. Вам нужно будет включить Javascript, изменив настройки браузера. Научитесь включать это.
Валерий Брюсов Жизнь. Брюсов, Валерий Яковлевич
Валерий Яковлевич Брюсов — поэт, прозаик, литературовед (13.12.1873 Москва — 9.10. 1924 там же, возможно самоубийство). Валерий Брюсов родился в купеческой семье. С 1892 г. изучал историю в Московском университете (окончил в 1899 г.). На протяжении всей жизни Валерий Яковлевич занимался также научной и критической деятельностью. Например, в 1903 г. он опубликовал письма Пушкина в сборнике под названием « Далеко-близко » (1912 г.), опубликовал статьи о русских поэтах от Тютчева до современников.
В детстве Валерий Брюсов писал стихи; в студенческие годы Французская поэзия произвела на него большое впечатление, и он издал три небольших сборника» Русские символисты » (1894-95), где преобладали его собственные стихи, навеянные поэзией Бодлера, Верлена и Малларме. Следующие сборники Брюсова — « Chefs d»oeuvre » (Шедевры», 1895), « Me eum esse » («Это я», 1897 г. ), « Tertia vigilia » («Третья стража», 1900 г.) и « Urbi et Orbi » («В город и мир», 1903 г.), как может быть как видно из их названий и содержания, свидетельствуют об обращении автора к западноевропейской классике, о его большом интересе к зарубежной и древней культуре, основанном на научном изучении.
В 1904-09 годах Валерий Брюсов руководил крупнейшим символистским журналом «Весы» и стал ведущей фигурой среди московских символистов. Известности ему значительно способствовал пятый сборник его стихов « Стефанос » («Венок», 1906). И в дальнейшем Брюсов издал множество своих стихов, перевел их со многих языков, но и начал писать прозу. Это были и истории, полные экзотики и приключений, и исторические романы « Огненный ангел » (1908) и « Алтарь Победы 9».0043″ (1911-12). Шестой сборник стихов» Все напевы (1909) показывает дальнейшее развитие его экспериментов в области рифмовки и языковой выразительности.
Валерий Брюсов много путешествовал, часто бывал в Западной Европе. В 1913-14 годах началось издание его произведений в 25 томах. В годы Первой мировой войны Валерий Яковлевич занимался издательской деятельностью и переводами с армянского языка. После революции примкнул к большевистскому режиму, в 1920 году Брюсов (единственный поэт-символист, не эмигрировавший) вступил в ВКП(б) и занимал должности в учреждениях культуры. В 1921 г. он основал Институт литературы и искусства, которому впоследствии было присвоено его имя. Наряду с этим Валерий Яковлевич Брюсов продолжал литературную и литературно-критическую деятельность.
Творчеству этого автора присуща холодная рациональность. Первые сборники его стихов были направлены на пропаганду символизма в России. При этом для него, прежде всего, было важно не мировоззрение символистов, а новая система эстетических критериев. Проблемы формы, решаемые Брюсовым с величайшим вниманием и усердием, определяют его творчество. «Русский язык звучит с привкусом стали, на манер классической латыни» (Элиасберг). Будучи очень образованным человеком, Валерий Яковлевич в своем поэтическом творчестве часто обращается к классическим мотивам, исторические и мифологические темы определяют большую часть его творчества, не ограниченного национальными и социальными рамками. Он вдохновлен героическим, смотрит на любовь рационально, даже с большой долей жестокости и садизма.
Под влиянием Верхарна в начале века Валерий Брюсов обращается к теме большого города, « бледный конь » (1903-04) представляет эту тему в свете апокалиптических видений. «Он внес большой вклад в русскую поэзию как первопроходец перехода в строгой метрике стиха — от силлабо-тонической к тонической, развитой далее, в частности, Блоком» (Льюис).
Герой ранней прозы Брюсова — человек, который перед лицом безнадежной утраты впадает в безбрежный анархизм; Пожалуй, наиболее ярко это отразилось в утопической повести» Республика Южный Крест » (1905). Любовь Валерия Яковлевича к историческим, в частности, к античным сюжетам, отразилась в его позднейшей прозе, которую можно сравнить с прозой Д. Мережковского. « Огненный Ангел » показана Германия 16 века, в романе, помимо автобиографических черт, нашли отражение основательные занятия автора оккультными науками. Действие романа « Алтарь Победы » относится к Риму 4 века, а здесь Интерес Брюсова к религиозной проблематике очевиден. Оба эти произведения отличаются культурно-исторической достоверностью и умением выбирать ракурс. Продолжением романа «Алтарь Победы» явился роман об окончательной христианизации Рима» «Юпитер победил «, но он остался незаконченным и был опубликован только в 1934 году.
Основной период творчества Брюсова — до Первой мировой войны. После Валерий Яковлевич со своим рационально-научным мировоззрением пришел на сотрудничество с новой властью ,больше занимался организаторской деятельностью.Все стихи, написанные еще Брюсовым в 1917-24 годах, по мнению советской эмиграции и западной критики, свидетельствуют о снижении его поэтического уровня.
Валерий Яковлевич Брюсов родился в 1873 г. в в купеческой семье, он получил хорошее образование и впоследствии, постоянно читая и обучаясь, стал, пожалуй, одним из самых образованных людей своего поколения.0005
В 1894 году совместно с А. Л. Миропольским издал книгу « русских символистов ». Эта и последующие книги стали на целое десятилетие излюбленным объектом насмешек в прессе. Имя Брюсова стало синонимом шута в литературе, и хотя других символистов (Бальмонта, Сологуба, Гиппиус) довольно благосклонно принимали в литературных журналах, двери их для Брюсова были закрыты до 1905 года. Брюсов совсем не соответствовал такой репутации: он вовсе не был шутом, он вообще был самым торжественным и невыносимо серьезным деятелем во всей русской литературе. Но его ранняя поэзия настолько отличалась от того, что обычно печаталось в русских журналах, что критика не могла расценить ее иначе, как оскорбительную мистификацию. На самом деле Брюсов просто подражал (довольно по-детски) французским поэтам своего времени.
В течение многих лет каждая новая книга Брюсова встречалась с негодованием или насмешками. Но Брюсов не сдавался. Его стиль мужской. Число его последователей росло. К 1903 году он был признанным главой крупной и энергичной символистской литературной школы. К 1906 году его школа выиграла битву; символизм был признан русской поэзией, а Брюсов первым поэтом России. Те критики, которые насмехались над ранним творчеством Брюсова, приветствовали его коллекцию Стефаноса ( Венок ), появившийся в 1906 году на вершине революционного подъема . Успех книги стал едва ли не самой знаменательной датой в истории движения символизма к господствующему положению в современной русской литературе.
Валерий Брюсов. Биография. Огненный Ангел. Видеоурок
В 1900 году Брюсов стал де-факто главой издательства, объединившего силы нового движения. В 1904 году они начали издавать обзор Весы — без сомнения, самое культурное, самое европейское издание своего времени, вышедшее до 1909 года. С 1900 по 1906 год. Брюсов был во главе сплоченной и сильной партии на пути к успеху; после 1906 г. его положение еще больше укрепилось. Но его талант начал снижаться. По сравнению с Stephanos сборник Все мелодии (1909) не привнесли ничего нового, а последующие сборники получались все хуже и хуже.
Начиная с 1990-х годов Брюсов с поразительной энергией работал в самых разных областях литературы. Поэзия составляет лишь малую часть его литературной деятельности: он успешно переводил зарубежную поэзию, писал прозу и пьесы, пересматривал почти все изданные поэтические сборники, издавал классиков, работал в архивах, готовя материалы о жизни Пушкина, Тютчева и других, читал невероятно много, и все время был фактическим редактором журнала. При этом Брюсов отнюдь не был аскетом — его любовная лирика основывалась на богатом жизненном опыте, а кроме того, он испытал на себе «искусственный рай» опиума и кокаина. Но это никогда не мешало ему работать.
Замечательным примером трудоспособности Брюсова является сборник армянской поэзии, составленный им по заказу комитета армянских патриотов. В 1915 году комитет обратился к Брюсову с просьбой издать на русском языке подборку избранных произведений армянских поэтов. Менее чем за год Брюсов выучил армянский язык, прочитал все, что можно было достать по этому предмету, почти все переводы сделал сам и в 1916 году издал огромный том. Поэзия Армении . Книга стала замечательным памятником человеческой работоспособности и лучшим изданием в своем роде.
Брюсов был по сути аполитичен. Его отношение к политике было чисто эстетическим. Это хорошо выражено в его строках 1905 года:
Прекрасная во власти грозной силы
Восточный царь Ассаргадон,
И океан народной власти,
В щепках сокрушающий хрупкий трон!
Но полумеры ненавистны…
До 1917 лет Брюсов не участвовал в политической жизни, но когда к власти пришли большевики стал коммунистом. Это было связано не с политическими убеждениями, а наоборот, с их отсутствием, ведь именно политические и нравственные убеждения мешали большинству граждански мыслящих людей сделать этот шаг. Возможно, причина еще и в том, что Брюсов уже не чувствовал себя лидером и надеялся, вступив в самую передовую политическую партию, снова стать передовым и современным. Кроме того, революция 1917 соответствовал его эстетическому идеалу «океана народной власти» — и как человек, отличавшийся не ярким, самобытным талантом, а гораздо больше — неутомимым трудом, он явно симпатизировал механическим схемам Ленина.
Сначала Брюсов получил синекуру от большевиков, затем более ответственный пост главы цензурного комитета, но так и не сумел приспособиться к ортодоксальным коммунистам, и его заменили на этом посту более надежным членом партии ( писатель Серафимович ). Брюсову не удалось добиться признания у поэтов « левый фронт », которого он искал с момента появления футуризма . Последние годы Брюсов провел в одиночестве и сильно страдал от того, что был вне широкой деятельности. Единственным его утешением была работа с молодыми пролетарскими поэтами, которым он регулярно давал уроки поэтического мастерства. Брюсов умер в пятьдесят один год, пережив расцвет своей славы на пятнадцать лет.
Подробнее о его творчестве читайте в статьях Творчество Брюсова — кратко и Стихи Брюсова — анализ .
Сергей Рахманинов и Михаил Гнесин, Александр Гречанинов и Рейнгольд Глиэр написали музыку на стихи Валерия Брюсова. Однако поэт не только сочинял стихи — он создавал пьесы и переводил иностранных авторов, издавал журналы и руководил литературным институтом. Валерий Брюсов стал одним из основоположников русского символизма.
«Огромные мешки исписанной бумаги»
Валерий Брюсов родился в 1873 году в московской купеческой семье. Он был внуком поэта Александра Бакулина, автора «Басен провинциала».
В четыре года Брюсов научился читать и буквально поселился в родительской библиотеке. Он изучал биографии великих людей и зарубежных классиков, читал бульварные романы и научную литературу. Поэт вспоминал свое детство: «От сказок, от всякой «чертовщины» меня старательно оберегали. Но я узнал об идеях Дарвина и принципах материализма до того, как научился умножению. Я плохо знал классическую литературу: не читал ни Толстого, ни Тургенева, ни даже Пушкина; из всех поэтов в нашем доме было сделано исключение только для Некрасова, и мальчиком я знал большинство его стихов наизусть» . Увлекался Брюсов и научными экспериментами: ставил несложные химические и физические опыты, изучал по книгам природу различных явлений. Также в дошкольном возрасте мальчик написал первую комедию – «Лягушка».
В 11 лет Валерий Брюсов стал учеником частной гимназии Креймана — после экзамена его приняли сразу во второй класс. Дома он рос без товарищей, не знал простых детских игр, а увлечение наукой и литературой еще больше отдалило его от одноклассников. Однако впоследствии Брюсов сблизился с другими юными любителями чтения, вместе они стали издавать рукописный журнал «Начало». В эти годы начинающий литератор пробовал свои силы в прозе и поэзии, переводя древних и современных авторов. Впрочем, первой публикацией Брюсова была совершенно обычная статья — в 13 лет он появился на страницах журнала «Русский спорт» в поддержку розыгрыша на скачках.
«Я постоянно начинал новые дела. Я писал стихи так много, что вскоре заполнил подаренную мне толстую тетрадку Poesie. Я пробовал все формы — сонеты, тетрацины, октавы, триолеты, рондо, все размеры. Я писал драмы, рассказы, романы.
.. Каждый день уносил меня все дальше и дальше. По дороге в гимназию я думал о новых работах, по вечерам вместо того, чтобы учить уроки, писал… У меня были огромные пачки исписанной бумаги.
Журнал «Начало» издавался несколько лет, после чего студенты отказались от этой идеи. Брюсов возобновил свою редакционную деятельность, когда ему было 16 лет. Начал выдавать рукописный «Листок V класса» еще в школе. Газета критиковала гимназический порядок, так что вскоре вольнодумец был вынужден перейти в другое учебное заведение. Продолжал учиться в Поливановской гимназии.
Посвящение «Вечности и искусству»
В 1890-х годов Валерий Брюсов увлекся творчеством Пушкина и французских символистов — Шарля Бодлера, Поля Верлена, Стефана Малларме. В 1893 году он написал письмо Верлену, в котором назвал себя основоположником русского символизма. В том же году Брюсов создал драму «Декаденты (Конец века)» — в ней рассказывалось о некоторых фактах биографии французского поэта.
В 1893 году Брюсов поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Он изучал историю и философию, искусство и литературу. Молодой поэт много времени уделял иностранным языкам – иногда только для того, чтобы читать иностранных авторов в оригинале.
Брюсов записал в дневнике: «Если бы я мог прожить сто жизней, они бы не утолили всей жажды знаний, которая меня сжигает» .
Уже на втором курсе поэт издал свой первый сборник «Шедевры творчества» — «Шедевры». В предисловии он писал: «Печатая сегодня мою книгу, я не рассчитываю, что она будет должным образом оценена… Я завещаю эту книгу не современникам моим и даже не человечеству, а вечности и искусству». Критики отнеслись к стихам скептически, в том числе из-за громкого названия книги. Через два года вышел второй сборник – «Это я». В нем появились городские, исторические и научные мотивы. Следующую книгу — сборник стихов «Третья гвардия» с историко-мифологическими сюжетами — поэт посвятил Константину Бальмонту. Поэт публиковал свои произведения во многих московских и петербургских журналах, работал в московском издательстве «Скорпион».
В 1897 году Валерий Брюсов женился. Его избранницей стала Джоанна Рант, юная гувернантка сестер поэта. Поэт записал в своем дневнике: «Недели, предшествовавшие свадьбе, не записаны. Это потому, что это были недели счастья. Как я могу теперь писать, если могу определить свое состояние только словом «блаженство»? Мне почти стыдно делать такое признание, но что? Вот именно» . Джоанна Рунт очень трепетно относилась к рукописям Брюсова, до свадьбы не позволяла выбрасывать их во время чистки, а после стала настоящей хранительницей произведений Брюсова.
Валерий Брюсов и его жена Иоанна Брюсова (урожденная Рунт). 1899 Фото: М.Золотарёва
Валерий Брюсов с женой Иоанной Матвеевной
В начале ХХ века Валерий Брюсов сблизился с другими символистами — Дмитрием Мережковским, Зинаидой Гиппиус, Фёдором Сологубом. В 1901 году вышел их первый совместный альманах «Северные цветы» — именно тогда символизм стал устоявшимся литературным направлением. Поэты и писатели устраивали литературные встречи в кружке Гиппиус, по «средам» с Брюсовым, а также с его другом Александром Миропольским (Лангом). Довольно часто здесь проводились модные в те годы сеансы. В комнатах гасили свет и вызывали «духов», которые передвигали мебель и даже «писали» загадочные тексты — разумеется, чужой рукой.
В 1903 г. Брюсов издал книгу «Город и мир», а в 1906 г. — сборник «Венок». В «Венок» вошли произведения нескольких предшествующих лет — мифологические, лирические, а также посвященные революции и войне. Параллельно с литературной деятельностью поэт издает журнал «Символист» «Весы», заведует отделом литературной критики в журнале «Русская мысль», пишет пьесы, прозу, переводит зарубежных авторов.
Корреспондент, переводчик, профессор
Во время Первой мировой войны Валерий Брюсов работал военным корреспондентом газеты «Русские ведомости». Но патриотические настроения первых лет войны быстро угасли. Иоанна Брюсова вспоминала, что он «вернулся глубоко разочарованным войной, не имея уже ни малейшего желания видеть поле боя». В этот период появились критические стихи Брюсова, но они остались неопубликованными.
В эти годы Валерий Брюсов ориентировался не на сюжеты своих новых стихов, а на форму стиха и поэтическую технику. Он подбирал изысканные рифмы, писал классические французские баллады, изучал приемы поэтов александрийской школы. Брюсов стал виртуозом импровизации: он создал классический сонет в рекордно короткие сроки. Брюсов создал один венок сонетов из пятнадцати произведений Брюсова всего за семь часов.
В 1915 году по заказу Московского Армянского комитета Валерий Брюсов начал готовить сборник национальной поэзии. Антология охватила полторы тысячи лет армянской истории. Поэт занимался и организацией работы, и переводами, и редактированием книги, и подготовкой ее к печати. Когда вышел сборник, Брюсов написал несколько статей об армянской культуре и книгу «Хроника исторических судеб армянского народа». Позже он получил звание народного поэта Армении.
После революции Валерий Брюсов стал госслужащим. Сначала он возглавлял Комитет по регистрации печати, работал в Госиздате, был председателем Президиума Всероссийского союза поэтов, помогал готовить первое издание Большой советской энциклопедии. В 1921 году Анатолий Луначарский предложил Брюсову организовать Высший литературно-художественный институт. До конца жизни поэт оставался его ректором и профессором.
В 1924 года поэт скончался — он умер от воспаления легких. Валерия Брюсова похоронили на Новодевичьем кладбище.
Творчество В.Я. Школьники начинают изучать Брюсова еще в школе, ведь его произведения имеют огромное влияние на формирование подрастающего поколения. Он родился в декабре 1873 года. года в Москве. Его семья была не очень богатой, можно даже сказать, что среднего достатка. Титул семьи Брюсовых – купцы. Именно поэтому краткая биография Валерия Брюсова будет полезна школьникам для осознания всего его творчества.
В семье, где родился Валерий Яковлевич, он был первым ребенком. Родители готовы воспитывать своего ребенка. Они сразу взялись за его воспитание, где главной считали реальную жизнь, а фантастику и вообще все художественное отодвигали на второй план.
Что касается образования, то в семье Брюсовых была хорошая библиотека, но это были отцовские книги, среди которых не было места книгам по искусству или просто сказкам. Эти книги. По словам Брюсова, речь шла только об умных вещах. От других не нужных для жизни книг Валерия Яковлевича оберегали родители. Поэтому в детстве он не читал ни Пушкина, ни кого другого. Поэтому единственным, чьи стихи он знал наизусть в детстве, был Н. А. Некрасов.
Юность Валерия Яковлевича прошла спокойно и беспредельно. АТ 1893 В том году он уже окончил гимназию, при этом увлекался чтением. Затем он поступил в Московский университет на историко-филологический факультет. Также в 15 Уже много лет он пытается писать прозаические тексты, даже переводить. Ее страсть к литературе постоянно возрастала, и когда ему подарили толстую тетрадку, он стал писать в ней стихи. Брюсов понял, что хочет полностью посвятить себя литературе.
В 1892 В год Валерий Яковлевич начинает с французской поэзии, читает в основном поэтов-символистов: Верлена, Маларме, Рэмбо. Они оказали огромное влияние на его творчество. В результате уже в 1894 г. -1895 гг. В разные годы издавал собственные сборники, но в них вошли не только его работы. Сборник назывался «Русские символисты». Уже тогда стало понятно, что Валерий Яковлевич очень талантлив. После этого поэт выпускает сборники и свои книги: «Шедевры», «Это я».
Валерий Яковлевич 1899 заканчивает университет и теперь все свободное время посвящает литературе. Два года он работает секретарем в одной из редакций журнала, затем переходит в другую, только что образовавшуюся. Третья книга Валерия Яковлевича приносит ему признание как поэту.
Первая мировая война вносит изменения в жизнь поэта. Он уходит на фронт и работает в одной из газет, пишет статьи, которые посвящены военной тематике. Но вскоре война не только надоедает поэту, но и вызывает у него даже отвращение. Его патриотизм угасает. В 1915 год, разочарованный, он возвращается домой. После этого он пытается найти темы для своего творчества в мирной жизни. Он пишет стихи и баллады, в которых старательно пытается показать человеческую душу.
После этого к нему обращаются представители Армении, и Валерий Яковлевич берется за большую работу. Уже в 20 года издается его произведение — сборник поэтов Армении, в его оформлении и переводе.
В 1924 год, в начале октября, в кругу семьи умирает Валерий Яковлевич. Живу в Москве. Ему еще не исполнилось 9 лет0042 51 года. Его поэзия пережила годы и века.
Валерий Яковлевич Брюсов (1873-1924) — русский поэт и прозаик, драматург, переводчик, литературовед, один из основоположников русского символизма.
Детство и юность
Валерий Яковлевич Брюсов родился 1 декабря (13 декабря) в Москве в купеческой семье. Начальное образование будущий поэт получил дома. С 1885 года Брюсов учился в классической гимназии Ф. И. Креймана в Москве. В 1890 он был переведен в Московскую гимназию Л. И. Поливанова.
Университетские годы
В 1893 году Брюсов поступил на историко-филологический факультет Московского университета. В этот период Валерий Яковлевич открывает для себя французских символистов — Верлена, Бодлера, Малларме. Восхищаясь творчеством Верлена, он создает драму «Декаденты. (Конец века)». Позиционируя себя как основоположник русского символизма, в 1894 — 1895 годах Валерий Яковлевич издал три сборника «Русские символисты».
В 1895 году вышел первый сборник стихов Брюсова «Шедевры» («Chefs d’oeuvre»), вызвавший широкий резонанс среди литературоведов. В 1897 году вышел второй сборник поэта «Me eum esse» («Это я»).
Зрелое творчество
Окончив университет в 1899 г. с дипломом 1-й степени, Брюсов устраивается на работу в журнал П. Бартенева «Русский архив». Поэт активно занимается литературной деятельностью. В 1900 году вышел третий сборник Брюсова Tertia Vigilia («Третья гвардия»), принесший ему литературную известность.
Брюсов становится одним из основателей издательства «Скорпион». С 1903 года сотрудничает с журналом «Новый путь». В том же году вышел сборник поэта «Urbi et Orbi» («Город и покой»).
В 1901-1905 годах Брюсов принимал участие в создании альманаха «Северные цветы». В 1904 — 1909 годах он был фактическим редактором журнала русских символистов «Весы». С 1908 года директором Московского литературно-художественного кружка стал Валерий Брюсов, биография которого была полна новых знакомств с молодыми писателями.
Творчество поэта между двумя революциями
Реакцией Брюсова на настроения и события революции 1905-1907 годов стала драма «Земля» и сборник «Венок» (1905). В 1907 вышел его сборник рассказов в прозе «Ось Земли»; в 1909 вышел поэтический сборник «Все мелодии». В послереволюционные годы Валерий Яковлевич создал роман «Алтарь Победы» (1911 — 1912), сборник рассказов «Ночи и дни» (1913).
В 1914 году, во время Первой мировой войны, Брюсов ушел на фронт военным корреспондентом «Русских ведомостей». В 1916 году он опубликовал сборник «Семь цветов радуги».
последние годы жизни
С приходом к власти большевиков, в 1917 — 1919 годах, Валерий Яковлевич занял пост главы Комитета регистрации печати. В 1919-1921 годах он был назначен председателем Президиума Всероссийского Союза поэтов. С организацией Высшего литературно-художественного института в 1921 декабря Брюсов стал его ректором и профессором.
Валерий Яковлевич Брюсов скончался 9 октября 1924 года от воспаления легких. Поэта похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве. В память о жизни и деятельности Брюсова Валерия Яковлевича на его могиле установлен памятник с портретом.
- В подростковом возрасте Брюсов увлекался творчеством Некрасова, считая его своим кумиром.
- Третий сборник «Tertia Vigilia» Брюсов посвятил своему другу Константину Бальмонту, с которым познакомился в студенческие годы.