В средневековых городах цехи: Почему в средневековых городах возникли цехи? — Univerkov

Содержание

Как был устроен средневековый цех | by Александр Станкевичюс

В средние века цех был формой самоорганизации рабочих той эпохи. Цех имел собственные статуты, вооруженные силы и кассу, которая использовалась как источник социального обеспечения своих членов. Светские и церковные власти в период расцвета цехов не имели права влезать в их внутренние дела. Помимо вышеперечисленного, цеха оказали влияние на европейскую эстетику своей разнообразной и богатой символикой и обрядами (в частности, масоны заимствовали свои обряды и ранги у рабочих союзов). Для многих может быть также сюрпризом, что в эпоху Средневековья членами цехов были не только мужчины, но и женщины, что немножечко не совпадает с мифологией феминисток о патриархальном угнетении. Что представляли из себя средневековые цехи — вы узнаете в этой статье.

Женщины в цехах

Чтобы не быть голословным, я процитирую несколько свидетельств участия женщин в цеховом сообществе на равных с мужчинами, из документа под названием «Регистры ремесел и торговли города Парижа». Этот документ, составленный прево города Этьеном Буало в XIII веке, т.е. в период расцвета европейской средневековой культуры и экономики, отличается полнотой картины, рисующей нам порядки цеховой жизни того времени.

В 28-м статуте документа «Об изготовителях четок из кораллов и раковин» говорится, что «Если кто-либо из мужчин или женщин извне придут в Париж для работы в этом цехе, они не могут ничего делать в этом цехе, пока не поклянутся выполнять и соблюдать все эти постановления цеха и не поступать против них. Если кто-либо из мастеров или из мастериц этого цеха отпустит своего ученика раньше времени, то мастер или мастерица не могут брать другого ученика, пока не закончится полностью весь срок, т. е. упомянутые 12 лет, и ученик [sic!] тоже не может брать себе ученика, пока не закончит обучения».

Статут 35-й, посвященный прядильщицам шелка на больших веретенах, говорит, что «Каждая, кто хочет быть в Париже прядильщицей шелка на больших веретенах, т. е. трепать, прясть, сдваивать и скручивать, может быть свободно, лишь бы она работала по обычаям и кутюмам цеха, которые таковы. Никакая прядильщица шелка на больших веретенах не может и не должна иметь больше трех учениц, если это не ее дети или дети ее мужа от законного брака, и не должна брать их меньше, чем на семь лет обучения и за 20 пар. су, которые должна получать мастерица, или на восемь лет обучения без денег; но на больший срок обучения и за большую сумму денег может брать, если сможет». Т.е. цеховое разделение на учеников, подмастерий и мастеров одинаково распространялось как на мужчин, так и на женщин.

В 37 статуте «Об изготовителях крепа из ниток и шелка, т. е. чепцов, наволочек и т. д.» говорится: «Если кто-либо является изготовителем крепа, а жена — изготовительницей крепа, и они занимаются упомянутым ремеслом, могут обучать двух учеников указанным образом. Никто из изготовителей или изготовительниц крепа не может и не должен брать ученика иначе, чем в присутствии по меньшей мере двух присяжных мастеров, охраняющих цех. Эти присяжные должны следить и знать, действительно ли человек достаточно обеспечен и знает ремесло, чтобы он мог воспитывать и обучать в течение всего этого времени».

В с ледующем статуте «О ткачихах шелка» читаем: «Никакая ткачиха шелка не может быть мастерицей в цехе, прежде чем она не проработает в нем один год и один день после того, как она прошла срок обучения, чтобы она приобрела больше умения в деле своего ремесла. Никакая мастерица этого цеха не может и не должна брать учениц меньше чем на шесть лет за 4 ливра, или на восемь лет за 40 су, или на десять лет без денег. Не может она притом иметь одновременно более двух [учениц] и нельзя брать другой, пока время обучения не закончится».

Особенности вхождения в ремесло

Обратите внимание, что ограничения в количестве учеников и регламентированная плата — общее для цехов ограничение, также, как и правила принятия новых членов и правила вхождения в цех (т.е. это не специальное ограничение для мастериц, мастерам тоже нельзя было брать в ученики неограниченное количество лиц). Таким образом ремесленники, без участия государства, регулировали свою деятельность. Однако заблуждением будет считать, что цеховики ограничивали желающих войти на рынок в их деятельности. Никто не был против появления новых участников, главное, чтобы они соблюдали кутюмы, т.е. обычаи, которые установились в том или ином городе среди ремесленного сообщества. Поэтому и читаем в том же документе: «Каждый, кто хочет быть изготовителем крепа из ниток и шелка, т. е. делать дамские чепцы, наволочки на подушки, пелены, которыми покрывают алтари, что делается иглой и на станке, может быть им свободно, лишь бы работал по обычаям и кутюмам цеха, которые таковы»; «Каждый, кто хочет быть в Париже литейщиком и формовщиком, т. е. делать пряжки, подвески к поясам, застежки, кольца, печати и другие мелкие работы, может быть им свободно, лишь бы знал ремесло и имел средства»; «Каждый, кто хочет быть в Париже изготовителем латунных застежек, т. е. делать кольца, пряжки и застежки для книг, может им быть, лишь бы умел делать и работал по обычаям и кутюмам цеха, которые таковы». И т.д.

Однако были исключения в ограничении количества учеников и допущении женщин к некоторым ремеслу. Эти ограничения касались отдельных ремесел. Например формовщики и литейщики могли брать в ученики сколько угодно учеников: «каждый формовщик и плавильщик в Париже может иметь столько учеников, сколько хочет, и работать ночью, если есть надобность». Так же у изготовителей золотых и серебряных нитей для парчи: «каждый парижский изготовитель золотых и серебряных нитей может иметь столько подмастерьев и учеников, сколько захочет». Аналогично у мисочников и др.

Члены цеха гранильщиков хрусталя и драгоценных камней по какой-то причине считали, что «вдова мастера, держащая мастерскую после смерти мужа, не может брать учеников, потому что прюдомам цеха кажется, что женщина не может так знать ремесло, чтобы она могла обучать одного ребенка так, чтобы он стал мастером, ибо их ремесло слишком тонкое». Чем на самом деле были обусловлены такие ограничения, мне не ведомо, однако надо понимать, что это исключения. И как можно видеть, они были и обратного характера — например в уже цитированном выше 35-м статуте речь идет только о женщинах-мастерицах и ученицах. По всей видимости, прясть шелк было не мужским делом, ну а заниматься огранкой драгоценных камней — не женским.

Стандарты качества цеховой продукции

Существовали и стандарты качества, при чем они были весьма высокими. Наверняка это ограничивало появление новых участников рынка, как и необходимость вносить взнос цеху (об этом подробнее поговорим ниже), проходить обучение и т.д., зато позволяло соблюдать определенный стандарт качества, не прибегая к помощи государства. В пример можно привести такие стандарты: «никто из этого цеха (изготовителей четок) не может и не должен нанизывать четки, если они не круглые и нехорошей формы»; «никто из этого цеха (изготовителей нитей для парчи) не… должен работать, кроме как из хорошего золота и хорошего серебра, т. е. серебра лучшего, чем английское (estellins) …, не должен ковать, ни заставлять ковать серебро, в каждом кусочке которого весом в 25 унций серебра не было бы, по меньшей мере, 10 частей (estellins) золота»; «никакая мастерица цеха не может и не должна набирать основу из ниток с шелком или из шелковых оческов с шелком, так как такое изделие поддельное и плохое и должно быть уничтожено, если его найдут. Никакая мастерица или подмастерица этого цеха не может делать поддельную (entaveleure) основу или ткань из ниток и из шелковых оческов или делать рельефную (enlevee) ткань, где имеются нитки или шелковые очески; а если такое изделие находят, оно должно быть уничтожено, так как оно поддельное и плохое»; «каждый, кто хочет быть в Париже изготовителем нитяных штанов, может им быть, лишь бы делал изделия хорошо и честно, т. е. из хорошей нитки, белой и чистой. Кто хочет вставлять на свое изделие шелковые полосы, должен их делать целиком из чистого шелка. Кто хочет делать изделие из небеленых ниток, пусть делает полосы из цветной нитки»; «медный подсвечник для стола не должен быть сделан из спаянных кусков; лампы должны делаться из одного куска, если только не на болтах (a clavail), под угрозой упомянутого штрафа. Никто не может чинить или полировать какие-либо старые изделия и продавать их за новые, под угрозой потери их и уплаты упомянутого штрафа»; «никто из городских жителей или из пришлых не может и не должен продавать в Париже бочонки другого сорта, чем такие, как выше указано; а если он это делает, он платит упомянутый штраф; если изделие из другого дерева, кроме 4 указанных сортов, оно уничтожается и он платит штраф в 5 су»; «каждый изготовитель гамаш может отделывать гамаши двойным шелком (deux soies), но чтобы они были хорошие и новые и чтобы шелк не был пережжен [краской]». И т.д. Можно с иронией заметить, что регулирование размеров, формы и качества товаров — старая европейская традиция, а не изобретение еврочиновников. На самом деле, такие меры несли в себе и недостатки, и достоинства. Недостаток — это отсутствие гибкости в качестве товаров, а соответственно и цены на них. Достоинство — высокое качество товаров, привычка к высокому качеству, а следовательно — и требование к качеству. Подобное положение дел развивало культуру потребления, так что цены на товары могли снижаться одновременно с ростом количества предложения. Как результат — снижение цен при сохранении высокого качества. В любом случае для сторонников рыночной экономики важно знать, что эти ограничения не имели этатистского характера. Жители города на уровне своих самоорганизаций сами устанавливали стандарты, обусловленные обычаями. Государство в лице короля и чиновников играло здесь роль лишь исполнительной власти (по крайней мере большую часть эпохи Средневековья).

Работа в ночное время суток и в праздники

Работа в ночное время и в праздничные дни также регулировалась обычаями. «Никто из этого цеха (изготовителей нитей для парчи) не может и не должен делать ночью относящиеся к его ремеслу вещи, которые нужно бить молотком»; «никто в этом цехе (изготовителей шнурков из ниток и шелка) не может и не должен работать ночью из-за того, что изделия получаются поддельные, ибо свет свечи недостаточен для их ремесла»; «нельзя плотникам, сундучникам и изготовителям дверей работать ночью, если это не для короля, королевы, их детей или парижского епископа»; «никто (из ковровщиков сарацинских ковров) не может и не должен работать ночью, так как ночное освещение недостаточно для работы в их ремесле»; «решено и установлено, что никто из изготовителей четок из кости и рога не может работать ни в какие праздничные дни, когда весь город празднует, и не делать ночью никакой работы, относящейся к этому ремеслу»; «никто из изготовителей золотых и серебряных листочков не может работать в праздничные дни, когда весь город празднует, ни ночью, ибо ночное освещение недостаточно, чтобы хорошо и честно работать в этом ремесле». И т.д. Работа ночью и в праздники ограничивалась по разным причинам. Одна из них — это вполне очевидные неудобства от работы, издающей много шума и мешающей покою горожан, как в случае с изготовителями парчи из драгметаллов. Возможно это покажется странным, ведь шум может быть неслышен, если работать в здании. Однако в то время горожане жили очень открытой жизнью и работа чаще проходила прямо на улице или под навесом на глазах у всех, чем внутри зданий. Следовательно и оборудование для ремесла располагалось на свежем воздухе. Вторая причина — это забота о качестве продукта, которое могло пострадать при работе в темное время суток. Третья причина — это соблюдение паритета в конкуренции. Очевидно, что если кто-то работает ночью и в праздники, пока другие отдыхают, то он имеет преимущество в количестве рабочего времени, а значит и в объеме произведенной продукции.

Можно негодовать на такое положение дел, однако европейское общество традиционно опирается на принцип солидарности в большей степени, чем на принцип максимизации прибыли любой ценой, как принято было у англичан в Новое время. И не стоит торопиться с выводами с точки зрения рыночника. Дело в том, что цеховые ограничения, основанные на обычае и солидарности, позволяли успешно обходиться без государства в деле социального обеспечения, так как горожане были в относительно надежном положении, обеспечиваемом принадлежностью к корпорации, союзу взаимопомощи. Вследствие развала цеховой системы появлялось множество людей, не включенных в какую-либо корпорацию и потому в социальном отношении уязвимых. Постепенное разложение старой социальной системы связано с ростом института государства после Реформации, экспроприацией церковных земель, все большим вмешательством центра в дела самоуправлений, выдвижением на первый план новых форм экономических отношений. В это время государство стало постепенно проникать в сферу социальных гарантий, вытеснять цеховую систему, а затем и систему союзов взаимопомощи рабочих XIX столетия, как это произошло в Англии в 1908–1911 годах при Асквите и, в принципе, завершилось в XX столетии появлением “социальных государств”. Однако отрыв человека от сообщества не сделал его свободнее. Поработить индивидов, включить их в свою систему соцгарантий и подчинить ей, государству оказалось легче, чем бороться с корпорациями, имевшими в своем распоряжении традиции, вооружение, взаимную поддержку и корпоративную идентичность, свою собственную альтернативу государственной опеке.

Взносы и плата за обучение

Теперь поговорим о взносах и оплате обучения. В принципе, здесь нет ничего необычного — и сегодня членство в той или иной организации оплачивается взносами. У средневековых цехов были различные расценки, в зависимости от цеха. Например, чтобы стать учеником цеха изготовителей четок или гранильщиков хрусталя, нужно было уплатить 5 су братству. За ученичество у мастерицы-ткачихи надо было уплатить 4 ливра за шесть лет или 40 су за восемь лет. Ученик изготовителя четок из амбры и янтаря должен был заплатить 40 су за десять лет. Ученик изготовителя четок из рога и кости платил столько же за шесть лет. Мастер гранильщик хрусталя за своего ученика платил 5 су братству, а ученик за десять лет обучения у него — 100 су. Допускалось и бесплатное обучение. Отдельно стоит выделить изготовителей нитяных штанов, которые почему-то платили королю: «каждый, кто хочет быть в парижском цехе изготовителем нитяных штанов, должен нашему сеньору королю 20 су и 10 су — мастерам-присяжным за их заботу и охрану упомянутого цеха, если он не сын или дочь мастера. Каждый, кто хочет иметь учеников в упомянутом цехе, не может брать в обучение менее чем на шесть лет, и за 60 су деньгами или больше, если имеет возможность, и за каждый год 10 су».

К сожалению, даже в то время не обходилось без монополий. И, разумеется, монополии возникали по вине государства, как и в наше время (вопреки домыслам социалистов, в рыночных условиях монополии не возникают). Это мы видим на примере сукноделия: «никто не может быть парижским сукноделом, если он не купит ремесло у короля, а тот, кто купил кутюму у короля, продает ее одному дороже, другому дешевле, как ему кажется лучше». Таким образом, в отличие от всех остальных ремесел, которыми можно было заниматься свободно при условии соблюдения кутюмов (обычаев), за позволение заниматься сукноделием нужно было обращаться лично к королю, либо к тому, кто купил (надо полагать, что не дешево это обходилось) у него это разрешение.

Заключение

Опыт цеховой кооперации актуален в наше время. Мы знаем, что в прошлом наши предки обходились без государственных подачек, а государство было намного скромнее, чем сейчас. Ничего не мешает продолжить этот опыт с учетом особенностей современного общества. Человек, состоящий в корпорации с другими людьми для защиты общих интересов и для гарантий от несчастных случаев и пенсии на старость лет, избавлен от одиночества большого города и большого государства, и уязвимости перед преступниками и государственным произволом. Это полноценное гражданское общество. Рабочие союзы взаимопомощи, кассы взаимопомощи и прочие формы профессиональной и любой другой корпорации и кооперации — это один из уровней самоуправления на максимально возможном местном уровне, который совмещается с самоуправлением районов, т. е. самоорганизацией жителей того или иного района или города. Гражданин может принадлежать как к профессиональной корпорации, так и должен принадлежать к местному самоуправлению. В таких условиях государству останется лишь место защитника жизни и собственности граждан, судьи и арбитра в особых случаях тяжб между гражданами и их самоорганизациями.

***
Примечание: я запрещаю полное использование данного материала без моего разрешения. Если вы увидели эту статью на другом ресурсе, имейте в виду, что она была опубликована без моего согласия. Эксклюзивно для подписчиков Economics & History и моей страницы на Medium!

СРЕДНЕВЕКОВЫЕ РЕМЕСЛЕННЫЕ ЦЕХИ (XIII‒XV ВЕКА)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

«АНАПСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»

СРЕДНЕВЕКОВЫЕ РЕМЕСЛЕННЫЕ ЦЕХИ (XIII‒XV ВЕКА)

Выполнила: преподаватель социально-экономических дисциплин

Эйснер Татьяна Викторовна

Анапа, 2016

Средневековые ремесленные цехи (XIII‒XV века)

Содержание:

Введение……………………………………………………………………

3

1. Причины возникновения цехов и их функции…………………………

4

2.Цеховая регламентация. Мастер, ученик, подмастерье ..……………..

7

3.Разложение цехового строя…………………………………………….

10

Заключение…………………………………………………………………

13

Список источников и литературы…………………………………………

15

Введение.

Ремесленные цехи в Западной Европе появились почти одновременно с городами: в Италии уже в Х веке, во Франции, Англии и Германии с XI, начала XII веков. Стоит отметить, что окончательное оформление цехового строя с помощью хартий и уставов происходило, как правило, позднее.

Цехи сыграли важную роль в развитии товарного производства в Европе, в формировании новой общественной группы — наёмных рабочих, из которых впоследствии сформировался пролетариат.

Поэтому исследование проблемы возникновения цехов как организации ремесла в средневековой Европе является актуальным.

Целью данной работы является: выявить основные особенности цеховой организации ремесла в средневековой Европе.

Задачи:

1) раскрыть основные причины возникновения цехов, их функции, особенности цеховой регламентации;

2) выявить особенности взаимоотношений между мастерами, их учениками и подмастерьями в средневековых цехах, между цехами и патрициатом;

3) раскрыть причины разложения цеховой организации средневекового города.

1.Причины возникновения цехов и их функции.

Средневековые города развивались, прежде всего, как центры сосредоточения ремесленного производства. В отличие от крестьян, ремесленники работали для удовлетворения потребностей рынка, производя продукцию на продажу. Производство товаров располагалось в мастерской, на первом этаже помещения ремесленника. Все изготавливалось вручную, с помощью простых орудий труда, одним мастером от начала и до конца. Обычно мастерская служила лавку, где ремесленник продавал производимые им вещи, являясь, таким образом, и основным рабочим, и владельцем.

Ограниченность рынка сбыта товаров ремесленного производства заставляла мастеров искать способы выживания. Одним из них стал раздел рынка и устранение конкуренции. Благополучие ремесленника зависело от многих обстоятельств. Будучи мелким производителем, ремесленник мог изготовить лишь столько товара, сколько позволяли его физические и интеллектуальные способности. Но любые проблемы: болезнь, ошибка, отсутствие нужного сырья и другие причины могли привести к потере заказчика, а, значит. и средств к существованию.

Для решения насущных проблем ремесленники начали объединять свои усилия. Так появляются цехи — замкнутые организации (корпорации) ремесленников какой-либо определённой специальности в пределах одного города, созданные с целью устранения конкуренции (защиты производства и доходов) и взаимопомощи. Представим причины и цели возникновения цехов- союзов средневековых ремесленников в виде таблицы.

Таблица 1.

Причины и цель возникновения цехов.

Организация жизни

Потребность в безопасности

Внутриэкономическая

Внешнеэкономическая

1.Организация быта

1.Организация обороны города на случай войны.

1. Защита от конкуренции.

1. Выработка единых правил в производстве и для продажи изделий

2.Взаимопомощь

2. Защита от нападений разбойников-рыцарей.

2. раздел рынка сбыта в условиях узости рынка.

2. Создание для всех мастеров одинаковых условий.

Члены цеха помогали друг другу осваивать новые способы ремесла, но при этом они охраняли свои секреты от других цехов. Выборная цеховая верхушка внимательно следила за тем, чтобы все члены цеха находились примерно в одинаковых условиях, чтобы никто не богател за счет другого, не переманивал заказчиков. С этой целью вводились строгие правила, где четко указывалось сколько часов можно работать, сколько станков и помощников использовать. Нарушителей исключали из цеха, а это означало потерю средств к существованию. Также существовал строгий контроль над качеством товара. Кроме производства, цехи организовывали и быт ремесленников. Члены цеха строили собственную церковь, школу, отмечали вместе праздники. На содержании цеха были вдовы, сироты, инвалиды. В случае осады города члены цеха под собственным флагом образовывали отдельное боевое подразделение, которое должно было оборонять определенный участок стены или башни. 

«Одной из главных функций цехов стало утверждение монополий на данный вид ремесла. В большинстве городов принадлежность к цеху являлась обязательным условием для занятия ремеслом. Другой главной функцией цехов являлось установление контроля над производством и продажей ремесленных изделий»[1]1. В городах постепенно возникали десятки цехов, а в больших городах — даже сотни цехов.

Важную роль играл цеховой устав- правила, обязательные для всех членов цеха:

  1. Делать вещи по единому образцу;
  2. Иметь дозволенное число станков, учеников, подмастерьев;
  3. Не переманивать друг у друга покупателей;
  4. Не работать в праздники и «при свечах»;
  5. Продавать изделия по предписанной цене;
  6. Закупать сырьё у определённых поставщиков.

За соблюдением устава и наказанием нарушителей служили старшины.

2. Цеховая регламентация. Мастер, ученик, подмастерье.

Члены каждого цеха были заинтересованы в том, чтобы их изделиям был обеспечен беспрепятственный сбыт. Поэтому цех строго регламентировал производство и через специально избранных цеховых должностных лиц следил за тем, чтобы каждый мастер — член цеха выпускал продукцию определенного вида и качества.

Цех предписывал, например, какой ширины и цвета должна быть изготовляемая ткань, сколько нитей должно быть в основе, каким следует пользоваться инструментом и материалом и так далее.

Регламентация производства служила и другим целям: будучи объединением самостоятельных мелких товаропроизводителей, цех ревностно следил за тем, чтобы производство всех его членов сохраняло мелкий характер, чтобы никто из них не вытеснял бы других мастеров с рынка, выпуская больше продукции. Поэтому цеховые уставы строго ограничивали число подмастерьев и учеников, которых мог иметь у себя один мастер, запрещали работу в ночное время и в праздничные дни, ограничивали количество станков, на которых мог работать ремесленник, регулировали запасы сырья, цены на ремесленные изделия и тому подобное.

«Регламентация цеховой жизни нужна была и для того, чтобы члены цеха поддерживали его высокую репутацию не только качеством производимых изделий, но и благонравным поведением»[2]1.

Членами цеха были мастера. Они выбирали главу цеха или совет цеха. Мастерам помогали подмастерья. Членами цехов они не считались, а, значит, и не пользовались многими преимуществами мастеров, не имели права открывать собственное дело, даже если в совершенстве владели своим ремеслом. Чтобы стать мастером, нужно было пройти серьезное испытание. Главным мастерам цеха кандидат представлял такое изделие, которое, безусловно, свидетельствовало о том, что он полностью овладел всеми хитростями своего ремесла. Это образцовое изделие называлось во Франции шедевром. Помимо изготовления шедевра подмастерье, желающий стать мастером, должен был изрядно потратиться на угощение членов цеха. Из десятилетия в десятилетие стать мастером становилось все труднее для всех, кроме сыновей самих мастеров. Остальные превращались в «вечных подмастерьев» и не могли даже надеяться когда-нибудь, вступить в цех.

 Недовольные подмастерья порой устраивали заговоры против мастеров и даже поднимали мятежи. Еще ниже, чем подмастерья, стояли ученики. Как правило, их еще в детстве отдавали на выучку к какому-нибудь мастеру и платили ему за обучение. Мастер же нередко на первых порах использовал учеников в качестве прислуги по хозяйству, да и позже без большой спешки делился с ними секретами своего труда. Подросший ученик, если учеба пошла ему впрок, мог стать подмастерьем. В положении подмастерьев сначала сильны были черты «семейной» эксплуатации. Статус подмастерья оставался временным, сам он питался и жил в доме мастера, а женитьба на хозяйской дочери могла увенчать его карьеру. И все-таки «семейные» черты оказывались второстепенными. Главное, что определяло общественное положение подмастерья и его отношения с хозяином, состояло в заработной плате. Именно наемная сторона статуса подмастерья, его бытие в качестве наемного работника имели будущее. Цеховые мастера все сильнее эксплуатировали подмастерьев. Продолжительность их рабочего дня была обычно очень велика ,14-16, а, иногда, и 18 часов. Судил подмастерьев цеховой суд, то есть, опять-таки, мастера. Цехи контролировали быт подмастерьев и учеников, их времяпрепровождение, траты, знакомства. Страсбургский «Регламент о наемных работниках» в 1465 году, ставящий на одну доску подмастерьев и домашних слуг, предписывает им возвращаться домой не позднее 9 часов вечера зимой и 10 часов летом, запрещает посещать питейные дома, носить оружие в городе, одеваться всем в одинаковое платье и носить одинаковые отличительные знаки. Последний запрет был порождён страхом перед заговором подмастерьев.

3. Разложение цехового строя.

В XIV веке внутри ремесленного производства произошли большие изменения. В первый период своего существования цехи играли прогрессивную роль. Но стремление цехов сохранить и увековечить мелкое производство, традиционные приёмы и орудия труда, тормозили дальнейшее развитие общества. Технические достижения содействовали развитию конкуренции, а цехи превращались в тормоз промышленного развития, в препятствие для дальнейшего роста производства.

Однако, как ни препятствовали цеховые уставы развитию конкуренции между отдельными ремесленниками внутри цеха, по мере роста производительных сил и расширения внутреннего и внешнего рынка она всё больше и больше росла. Отдельные ремесленники расширяли своё производство за пределы, установленное цеховой регламентацией. Увеличивалось экономическое и социальное неравенство в цехе. Состоятельные мастера, владельцы более крупных мастерских, начинали практиковать сдачу работы мелким мастерам, снабжали их сырьём или полуфабрикатом и получали готовые изделия. «Таким образом, из среды прежде единой массы мелких ремесленников постепенно выделилась зажиточная цеховая верхушка, эксплуатировавшая мелких мастеров — непосредственных производителей»[3]1. В положение эксплуатируемых попала и вся масса учеников и подмастерьев.

 В XIV—XV вв., в период начавшегося упадка и разложения цехового ремесла, положение учеников и подмастерьев резко ухудшилось. Если в начальный период существования цеховой системы ученик, пройдя стаж ученичества и став подмастерьем, а затем проработав некоторое время у мастера и накопив небольшую сумму денег, мог рассчитывать стать мастером (затраты на устройство мастерской при мелком характере производства были невелики), то теперь доступ к этому ученикам и подмастерьям был фактически закрыт. Стремясь отстоять свои привилегии в условиях растущей конкуренции, мастера начали всячески затруднять получение звания мастера подмастерьям и ученикам.

Произошло так называемое «замыкание цехов». Звание мастера стало практически доступным для подмастерьев и учеников, только если они являлись близкими родственниками мастеров. Другие же, чтобы получить звание мастера, должны были уплатить очень крупный вступительный взнос в кассу цеха, выполнить требующую больших денежных затрат образцовую работу — шедевр, устроить дорогое угощение для членов цеха и так далее. Лишённые таким образом возможности стать когда-либо мастерами и открыть собственную мастерскую, подмастерья превращались в «вечных подмастерьев», т. е. по сути дела в наёмных рабочих.

Крестьяне, потерявшие землю, а также ученики и подмастерья, превратившиеся фактически в наёмных рабочих, являлись составной частью того слоя городского населения, который можно назвать предпролетариатом и в который входили также внецеховые, разного рода неорганизованные рабочие, а также обедневшие члены цеха -мелкие ремесленники, всё более попадавшие в зависимость от разбогатевших крупных мастеров и отличавшиеся от подмастерьев только тем, что работали у себя на дому. «Не являясь рабочим классом в современном смысле слова, предпролетариат был «более или менее развитым предшественником современного пролетариата». Он составлял основную часть низшего слоя горожан -плебейства».[4]1

По мере развития и обострения социальных противоречий внутри средневекового города эксплуатируемые слои городского населения начали открыто выступать против стоявшей у власти городской верхушки, в состав которой входила теперь во многих городах и разбогатевшая часть цеховых мастеров, цеховая аристократия. В эту борьбу включался и самый низший и бесправный слой городского населения — люмпен-пролетариат, то есть. слой людей, лишённых определённых занятий и постоянного местожительства, стоявших вне феодально-сословной структуры. В период начавшегося разложения цеховой системы развивалась эксплуатация торговым капиталом непосредственного производителя — мелкого ремесленника. Торговый, или купеческий, капитал старше капиталистического способа производства. Он представляет собой исторически древнейшую свободную форму капитала, существовавшую задолго до того, как капитал подчинил себе само производство, и возникшую раньше всего в торговле. Торговый капитал действует в сфере обращения, и функция его заключается в том, чтобы обслуживать обмен товаров в условиях товарного производства и в рабовладельческом обществе, и в феодальном, и в капиталистическом. По мере развития при феодализме товарного производства и разложения цехового ремесла торговый капитал стал постепенно проникать и в сферу производства, начал непосредственно эксплуатировать мелкого ремесленника. Обычно купец-капиталист выступал на первых порах в роли скупщика. Он скупал сырьё и перепродавал его ремесленнику, скупал товары ремесленника для дальнейшей продажи и часто ставил менее обеспеченного ремесленника в зависимое от себя положение. Особенно часто установление такой экономической зависимости было связано с отпуском ремесленнику сырья, а иногда и инструментов в кредит. Такому попавшему в кабалу к скупщику или даже прямо разорившемуся ремесленнику ничего другого не оставалось, как продолжать работать на купца-капиталиста, только уже не в качестве самостоятельного товаропроизводителя, а в качестве человека, лишенного средств производства, то есть фактически наёмного рабочего. «Этот процесс и послужил исходным пунктом зарождавшейся в период разложения средневекового ремесленного производства капиталистической мануфактуры. Особенно ярко, хотя и своеобразно, все эти процессы протекали в Италии»[5]1.

Заключение.

Рассмотрев проблемы организации ремесла в средневековом городе, можно сделать следующие выводы.

Появление цехов было обусловлено достигнутыми в то время уровнем производительных сил и всей феодально-сословной структурой общества. Основными причинами образования цехов явились следующие: городские ремесленники как самостоятельные, раздробленные, мелкие товаропроизводители нуждались в определенном объединении для защиты своего производства и доходов от феодалов, от конкуренции «чужаков» — неорганизованных ремесленников или постоянно прибывавших в города выходцев из деревни, от ремесленников других городов, да и от соседей — мастеров. Вся жизнь средневекового цехового ремесленника — социальная, экономическая, производственная, религиозная, бытовая, праздничная — проходила в рамках цехового братства. Члены цеха были заинтересованы, чтобы их изделия получали беспрепятственный сбыт. Поэтому цех через специально избранных должностных лиц строго регламентировал производство. «Регламентация цеховой жизни нужна была и для того, чтобы члены цеха поддерживали его высокую репутацию не только качеством производимых изделий, но и благонравным поведением»[6]1.

По мере роста производительных сил, расширения внутреннего и внешнего рынка конкуренция между ремесленниками внутри цеха неизбежно возрастала. Отдельные ремесленники вопреки цеховым уставам расширяли свое производство, между мастерами развивалось имущественное и социальное неравенство, обострилась борьба между мастерами и «вечными подмастерьями».

С конца XIV в. цеховая организация ремесла, направленная на сохранение мелкого производства, уже начинала сдерживать технический прогресс, распространение новых орудий труда и методов производства. Устав цеха не позволял укрупнять мастерские, вводить пооперационное разделение труда, фактически запрещал рационализацию производства, сдерживал развитие индивидуального мастерства, внедрение более совершенных технологий и орудий труда.

Цехи сыграли важную роль в развитии товарного производства в средневековой Европе, оказав влияние на формирование общественных отношений эпохи Нового времени.

Список источников и литературы:

Источники

1. Аугсбургская хроника// Средневековое городское право XII – XIII вв. /Под ред. С. М. Стама. Саратов,1989. С. 125 – 126.

2. Договора о найме ученика// Средневековое городское право XII – XIII вв. /Под ред. С. М. Стама. Саратов,1989. С. 115 – 116.

3. Книга обычаев // История средних веков. Хрестоматия. В 2-х ч. Ч. 1 М., 1988.С. 178 – 180.

4. Послание Констанцкого городского совета// История средних веков. Хрестоматия. В 2-х ч. Ч. 1 М., 1988.С. 167 – 168.

5. Призыв к забастовке, обращённый подмастерьями – скорняками Вильштета к подмастерьям – скорнякам Страсбурга// История средних веков. Хрестоматия. В 2-х ч. Ч. 1 М., 1988.С. 165 .

6. Цеховой устав ткачих шёлковых изделий // Средневековое городское право XII – XIII вв. /Под ред. С. М. Стама. Саратов,1989. С. 113-114.

Литература

7. Город в средневековой цивилизации Западной Европы/ Под ред. А.А. Сванидзе М., 1999 -2000.Т. 1-4.

8. Грацианский Н. П. Парижские ремесленные цехи в XIII – XIV вв. Казань, 1911.

9. Сванидзе А. А. Генезис феодального города в раннесредневековой Европе: проблемы и типология//Городская жизнь в средневековой Европе. М., 1987.

10. Стам С. М. Экономическое и социальное развитие раннего города. (Тулуза Х1 – ХШ вв.) Саратов, 1969.

11. Стоклицкая-Терешкович В.В. Основные проблемы истории средневекового города Х – XV вв. М., 1960.

12. Харитонович Д. Э. Ремесло. Цехи и мифы// Город в средневековой цивилизации Западной Европы. М.1999. С.118 – 124.

13. Ястребицкая А. Л. Западноевропейский город в средние века//Вопросы истории, 1978, №4. С. 96-113.


[1]1 Город в средневековой цивилизации Западной Европы/ Под ред. А.А. Сванидзе М., 1999 -2000.Т. 1-4.

[2]1 Город в средневековой цивилизации Западной Европы/ Под ред. А.А. Сванидзе М., 1999 -2000.Т. 1-4.

[3]1 Стоклицкая-Терешкович В.В. Основные проблемы истории средневекового города Х – XV вв. М., 1960.

[4]1 Ястребицкая А. Л. Западноевропейский город в средние века//Вопросы истории, 1978, №4. С. 96-113.

[5]1 Стам С. М. Экономическое и социальное развитие раннего города. (Тулуза Х1 – ХШ вв.) Саратов, 1969.

[6]1 Город в средневековой цивилизации Западной Европы/ Под ред. А.А. Сванидзе М., 1999 -2000.Т. 1-4.

Гильдия | торговая ассоциация | Britannica

Ключевые люди:
Джано делла Белла Лухо Брентано
Похожие темы:
ученичество ливрейная компания купеческая гильдия Гремио ремесленная гильдия

Просмотреть весь связанный контент →

гильдия , также пишется как гильдия , ассоциация ремесленников или торговцев, созданная для взаимной помощи и защиты, а также для продвижения своих профессиональных интересов. Гильдии процветали в Европе между 11 и 16 веками и составляли важную часть экономической и социальной ткани той эпохи.

Типы и функции

Средневековые гильдии, как правило, были одного из двух типов: торговые гильдии или ремесленные гильдии. Купеческие гильдии представляли собой ассоциации всех или большинства купцов в определенном городе или городе; эти люди могли быть местными или междугородними торговцами, оптовыми или розничными продавцами и могли иметь дело с различными категориями товаров. Ремесленные гильдии, с другой стороны, были профессиональными ассоциациями, в которые обычно входили все ремесленники и ремесленники в определенной отрасли промышленности или торговли. Были, например, гильдии ткачей, красильщиков и валяльщиков в торговле шерстью и каменщиков и архитекторов в строительной торговле; существовали гильдии художников, кузнецов, пекарей, мясников, кожевников, мыловаров и т. д.

Больше из Britannica

Индия: Гильдии

Гильдии выполняли множество важных функций в местной экономике. Они установили монополию торговли в своей местности или в пределах определенной отрасли промышленности или торговли; они устанавливают и поддерживают стандарты качества товаров и добросовестности торговой практики в этой отрасли; они работали, чтобы поддерживать стабильные цены на свои товары и товары; и они стремились контролировать город или городские власти, чтобы продвигать интересы членов гильдии и достигать своих экономических целей.

Ранняя история

Нет прямых свидетельств существования постоянных ассоциаций торговцев или ремесленников в древней Месопотамии или Египте, и немного больше свидетельств существует о таких обществах в доэллинистической Греции. Однако известно, что такие ассоциации существовали в Древнем Риме, где они назывались collegia . Эти ремесленные гильдии, похоже, возникли в последние годы Римской республики. Они санкционировались центральным правительством и подчинялись властям магистратов. Начиная с правления императора Диоклетиана, имперское правительство сознательно эксплуатировало эти гильдии в интересах государственной власти и общественного порядка. Правительство пыталось ограничить членство в гильдиях наследственной кастой квалифицированных ремесленников, но растущие финансовые требования, предъявляемые к гильдиям со стороны правительства в дни заката Римской империи, привели большинство гильдий к шаткому положению к 4 веку. с. С падением Западной Римской империи гильдии исчезли из европейского общества более чем на шесть столетий.

9Однако коллегия 0035 сохранилась в Византийской империи, особенно в городе Византии (Константинополь, ныне Стамбул). Знаменитая Книга префекта , руководство по управлению, составленное, вероятно, византийским императором Львом VI в 900 году, дает представление о сложной организации гильдии, основной функцией которой было установление жесткого контроля, особенно финансового и налогового. -Подъем целей, на каждое ремесло и торговлю в городе.

Некоторые историки утверждают, что гильдии средневековой Европы произошли от collegia Византийской империи, но прямых связей между этими различными учреждениями не установлено, а истоки средневековых гильдий можно найти в изменяющейся экономике Западной и Северной Европы по мере их возникновения из Средневековья.

Цветение в Европе

Гильдии стали возможны в Европе только с появлением и ростом городов в 10-м и 11-м веках после хронической неустроенности и аграрной отсталости Средневековья. До этого времени торговцы были просто странствующими разносчиками, которые сами совершали все свои торговые операции, лично путешествуя с рынка на рынок и из города в город. Такие торговцы имели тенденцию объединяться, чтобы защитить себя от бандитов или хищных феодалов, когда они совершали свои торговые обходы. Постепенно купцы расширили свою деятельность и делегировали такие задачи, как перевозка товаров другим, при этом купцы базировались и свои операции в определенном городе. Купеческие союзы вскоре стали более организованными, легализованными и признанными городскими властями. Эти торговые ассоциации, или гильдии, были тесно связаны с регулированием и защитой торговли своих членов, как в торговле на дальние расстояния, так и в тех видах деятельности, которые удовлетворяли потребности жителей города. Гильдии стали контролировать распределение и продажу продуктов питания, одежды и других основных товаров и тем самым добились монополии на местную торговлю. Такие гильдии заставляли иностранных купцов или торговцев платить пошлину, если они хотели участвовать в местной торговле, а некоторым сторонним купцам вообще запрещалось участвовать в этой торговле.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

К 13 веку купеческие гильдии в Западной Европе включали в себя самых богатых и влиятельных граждан во многих городах, и, поскольку многие городские населенные пункты стали самоуправляющимися в 12 и 13 веках, гильдии стали доминировать в своих городских советах. Таким образом, гильдии смогли принять законодательные меры, регулирующие всю экономическую деятельность во многих городах.

Ремесленные гильдии возникли вскоре после торговых гильдий. Они возникли в расширяющихся городах, в которых зарождалось экстенсивное разделение труда. Группа ремесленников в городе обычно состояла из нескольких семейных мастерских в одном районе, причем мастера или владельцы таких мастерских были связаны друг с другом родством, знакомством или общими подмастерьями. Эти ремесленники имели тенденцию объединяться, чтобы регулировать конкуренцию между собой, тем самым способствуя своему процветанию и процветанию города в целом. Ремесленники согласовывали некоторые основные правила, регулирующие их торговлю, устанавливая стандарты качества и так далее.

Так образовались первые ремесленные гильдии. Ремесленные и торговые гильдии часто контролировали разные области конкретной отрасли. Например, купеческая гильдия в городе, занимающемся обработкой шерсти, контролировала закупку необработанной шерсти, а также производство и продажу переработанного волокна, а ремесленные гильдии контролировали фактическое чесание, окрашивание и ткачество шерсти.

Структура и социальная роль

Внутренняя структура средневековых ремесленных гильдий хорошо известна по документам и в целом была одинаковой по всей Европе. Собрания членов гильдии пользовались некоторыми законодательными полномочиями, но контроль над политикой гильдии находился в руках нескольких чиновников и совета советников или помощников. Гильдия, как правило, представляла собой чрезвычайно иерархическую организацию, построенную на основе системы ученичества. ( См. ученичество.) В этой структуре члены гильдии были разделены на иерархию мастеров, подмастерьев и учеников.

Мастер был признанным мастером с признанными способностями, который брал учеников; это были мальчики в позднем детстве или юности, которые жили в семье хозяина и обучались у него основам его ремесла. Мастер давал ученикам пищу, одежду, кров и образование, а взамен они работали на него бесплатно. После прохождения определенного срока службы от пяти до девяти лет подмастерье становилось подмастерьем, т. е. ремесленник, который мог работать у того или иного мастера и получал за свой труд заработную плату. Подмастерье, доказавшее свою техническую компетентность («шедевр»), могло подняться в гильдии до уровня мастера, после чего он мог основать собственную мастерскую, нанимать и обучать учеников. Мастера в любой конкретной ремесленной гильдии, как правило, составляли избранный внутренний круг, обладавший не только технической компетентностью, но и доказательством своего богатства и социального положения.

Ученичество было основным элементом ремесленной гильдии, поскольку оно обеспечивало преемственность практики, традиции и персонал, от которых зависело благополучие гильдии. Ученичество в некоторых профессиях стало высоко цениться, и семья должна была заплатить мастеру большую сумму денег, чтобы он зачислил их сына в ученики. Часто ученичество ограничивалось сыновьями или другими родственниками мастеров.

Ремесленная гильдия следила за профессиональной практикой своих членов, а суды и чиновники гильдии расследовали жалобы на некачественную работу, недобросовестную конкуренцию и другие проблемы, налагая штрафы на тех, кто нарушал правила и стандарты гильдии.

Помимо своих экономических и образовательных функций, гильдии служили и другим целям. Гильдия часто ассоциировалась со святым покровителем, а местная гильдия содержала часовню в приходской церкви, которой пользовались ее члены. Гильдии занимались благотворительностью не только среди бедных и неимущих среди своих членов, но и среди общества в целом. Гильдии также строили и содержали резиденции, называемые залами гильдий, в которых члены проводили банкеты и вели официальные дела.

Часто возникали трения между более богатыми членами купеческих гильдий и менее зажиточными, но гораздо более многочисленными членами ремесленных гильдий в том или ином городе. Конфликт между этими двумя группами стал особенно интенсивным, когда они боролись за контроль над городским правительством, как это произошло в ряде городов Италии, Германии и Нидерландов.

Отказ

В период своего расцвета с 12 по 15 века средневековые торговые и ремесленные гильдии дали своим городам хорошее управление и стабильную экономическую базу, поддерживали благотворительность и строили школы, дороги и церкви. Гильдии помогли построить экономическую организацию Европы, расширив базу торговцев, ремесленников, купцов, ремесленников и банкиров, которые были необходимы Европе для перехода от феодализма к зачаточному капитализму. Однако эксклюзивность, консерватизм, монополистическая практика и избирательная политика входа в гильдии в конце концов начали подрывать их экономическую полезность. Ученичество стало почти полностью передаваться по наследству, и мастера устанавливали смехотворно высокие стандарты для учеников, чтобы они становились подмастерьями, а для подмастерьев — мастерами.

Гильдии работали исключительно в своих интересах и стремились монополизировать торговлю в своей местности. Они часто враждебно относились к технологическим новшествам, которые угрожали интересам их членов, и иногда стремились пресечь коммерческую деятельность, которую они не могли взять под свой контроль. Купеческие гильдии стали партиями аристократов, которые доминировали в городском правительстве, иногда преодолевая сопротивление ремесленных гильдий.

Упадок средневековых ремесленных гильдий был медленным и мучительным процессом в периоды Возрождения и Реформации. Новые гильдии все еще основывались по всей Европе в 17 веке, но 16 век уже стал поворотным моментом в судьбе большинства гильдий. Помимо разрушительных последствий Реформации и роста власти национальных правительств, ремесленные гильдии были серьезно ослаблены появлением новых рынков и увеличением капитальных ресурсов. Торговцы становились капиталистическими предпринимателями и формировали компании, что делало купеческие гильдии менее важными. Ремесленные гильдии распались по мере того, как скорость распространения технологических инноваций и новые возможности для торговли подорвали их власть над определенной отраслью. Мастера, как правило, становились мастерами или предпринимателями, а подмастерья и ученики становились чернорабочими, получавшими поденную заработную плату. Таким образом, появление регулируемых компаний и других ассоциаций богатых купцов-капиталистов сделало гильдии все более изолированными от основных потоков экономической власти.

Возможно, признаком общей незначительности сохранившихся гильдий является то, что они вызывали на удивление мало серьезной критики до эпохи Просвещения 18 века. К моменту принятия декретов об упразднении ремесленных товариществ во Франции (1791), Испании (1840), Австрии и Германии (1859—60), Италии (1864) авторитет гильдий уже давно пошёл на убыль. Ремесленные гильдии продолжали процветать в Индии, Китае, Японии и исламском мире и в 20 веке, но и они оказались неспособными противостоять влиянию современной западной промышленной организации.

Эта статья была недавно пересмотрена и обновлена ​​Мэттом Стефоном.

Смелая смесь новостей и идей


Средневековый пекарь со своим учеником (отсканировано из «Средневековой поваренной книги» Мэгги Блэк).


Как деловые, так и общественные организации, гильдии были распространены по всей Европе
между одиннадцатым и шестнадцатым веками.


 

Д-р Уильям Босхардт и д-р Джейн С. Лопус
Bosshardt: профессор экономики Атлантического университета Флориды
Lopus: почетный профессор экономики Калифорнийского государственного университета, Ист-Бэй


Введение

членов, а также для обеспечения защиты и взаимопомощи. Как деловые, так и общественные организации, гильдии были распространены по всей Европе между одиннадцатым и шестнадцатым веками. Значительная часть квалифицированной рабочей силы в средневековых городах была организована вокруг организации гильдий, которые выполняли экономические, образовательные, социальные и религиозные функции. [1] Изучение гильдий предоставляет возможности для обучения нескольким ключевым экономическим концепциям в историческом контексте, включая специализацию, разделение труда, производительность, человеческий капитал (навыки или образование), монопольную власть, экономические системы и профсоюзы.

Организация гильдий

Хотя организация и функции гильдий сильно различались в зависимости от местности и времени, возможны некоторые обобщения. Гильдии в средневековой Европе можно было разделить на два типа: ремесленные гильдии и торговые гильдии. Ремесленные гильдии состояли из мастеров и ремесленников одной профессии, таких как шляпники, плотники, пекари, кузнецы, ткачи и каменщики. Многие ремесленные гильдии возникли потому, что рост населения в городах привел к увеличению специализации и разделения труда.[2]

Торговые гильдии включали большинство или всех торговцев в городе и были вовлечены в региональную и междугороднюю торговлю. Купеческие гильдии также имели влияние в местных органах власти, и многие лидеры торговых гильдий были богатыми и влиятельными гражданами. Функции ремесленных гильдий и купеческих гильдий иногда пересекались, когда купеческие гильдии открывали магазины или ремесленные гильдии занимались торговлей. Гильдии существовали и в сельской местности, и они часто создавались в основном для социальных и религиозных целей.

Гильдии были организованы таким образом, чтобы рабочие могли учиться навыкам у других, связанных с гильдией. Члены традиционно проходили стадии ученика, подмастерья и, наконец, мастера. Учеником был молодой человек, чаще всего мужчина, который научился ремеслу, работая на мастера гильдии. Ученичество часто начиналось в возрасте 12 лет и обычно длилось от двух до семи лет. Ученики часто жили в доме своего хозяина, получали комнату и питание, но не зарабатывали денег. После окончания ученичества рабочий мог стать подмастерьем. Подмастерьям часто платили поденную заработную плату во время работы в торговле, как и 9.0097 сравним с сегодняшними поденщиками. Мастер, или мастер-ремесленник, был полноправным членом гильдии, который мог начать собственное дело. Чтобы стать мастером, подмастерьям часто приходилось создавать «шедевры», чтобы продемонстрировать свое мастерство в своем деле. Если шедевр был принят членами гильдии, они могли проголосовать за принятие подмастерья в качестве мастера. Быть мастером было честью, и некоторые из них были выбраны в качестве инспекторов или надзирателей, чтобы гарантировать, что продукция других членов гильдии соответствует высоким стандартам.

Функции гильдий

Таблица 1: Функции гильдий

Гильдии выполняли множество экономических, социальных и религиозных функций. Обзор этих функций представлен в Таблице 1. Гильдии способствовали продвижению и расширению экономики того времени, предоставляя образование и обучение ученикам и помогая подмастерьям улучшать свои навыки. Специализация в торговле, обеспечиваемая структурой гильдии, наряду с обучением и навыками, привела к повышению производительности, увеличению заработной платы и повышению уровня жизни. Гильдии стали основным источником занятости для рабочих в городах, и членство в гильдиях было широко распространено.

Гильдии функционировали как местные монополии. В классическом монополистическом стиле они стремились повысить заработную плату за счет увеличения прибыли за счет ограничения количества производимых товаров и услуг и контроля цен. Членство в гильдиях было ограничено, чтобы не наводнять рынки продуктами и не вызывать падения цен. В трудные экономические времена, когда спрос был низким, меньше подмастерьев становились мастерами и меньше учеников становились подмастерьями. Когда времена были лучше и спрос на товары и услуги был выше, продвижение по службе внутри гильдии было более распространенным явлением.
Гильдии также контролировали качество производимых товаров, понимая, что производство высококачественной продукции отвечает как их личным интересам, так и интересам потребителей. Гильдии полагались на сотрудничество между своими членами для достижения общих целей, и продукты низкого качества не допускались, потому что от этого страдали все члены гильдии. [3]

Гильдии часто имели большое влияние на местные органы власти. Лидеры гильдий, особенно влиятельных торговых гильдий, часто также служили чиновниками местного правительства. Эта ситуация позволила гильдиям принять закон в свою пользу. Гильдии также помогали нуждающимся семьям и выполняли такие функции, как оплата похорон и приданого для более бедных семей. Когда Черная смерть привела к резкому сокращению населения Европы в четырнадцатом веке, гильдии стали расширенными семьями для выживших после чумы. Гильдии также обслуживали
важные религиозные функции для своих членов. Они работали над достижением вечного спасения членов, поощряя молитву за живых и умерших членов, посещение церкви и благочестивое поведение.

Информация о гильдиях из оригинальных документов

Рисунок 1: 1347 год нашей эры: Правила шляпников Лондона. Эти правила приняты Томасом Легги, мэром Лондона, по просьбе Шляпников Лондона.

Хотя письменные записи о гильдиях до двенадцатого века редки, многие документы сохранились с четырнадцатого и пятнадцатого веков и позже. Несколько упрощенная версия исходного документа Лондонской гильдии шляпников от 1347 года показана на рис. 1 (на стр. 65). Этот документ и другие подобные ему помогают нарисовать картину роли гильдий в средние века и экономической системы, которую они помогли определить. Согласно этому короткому документу, мэр Лондона имел право утверждать правила гильдии и, по-видимому, отвечал за наказание тех, кто производил бракованные шляпы. Наиболее «законные» в торговле люди могли стать надзирателями, которые проверяли качество шляп и доставляли бракованные к мэру. Ученичество в Гильдии Шляпников длилось семь лет. Рабочие, которые не делали качественных головных уборов, приносили другим в гильдии «большой скандал, позор и убытки». Поэтому шляпы можно было делать только при дневном свете, когда надзиратели могли осматривать работу. Дефектные шляпы должны были быть конфискованы. Приводятся доказательства того, что в Лондоне в 1347 году не все были свободны, и что свобода могла быть лишена за нарушение правил гильдии.

Упадок гильдий и после

Упадок гильдий после шестнадцатого века произошел как по экономическим, так и по религиозным причинам. Индустриализация и появление новых рынков сильно ослабили контроль ремесленных гильдий. По мере того как общества переходили от феодализма к зарождающимся формам капитализма, монополистическая практика гильдий и наследственная структура многих ученичества устарели. С индустриализацией структуру и контроль гильдий было трудно поддерживать. Кроме того, Реформация привела к подавлению гильдий в протестантских странах из-за их религиозных функций.

Несмотря на их полное исчезновение, многие черты средневековых европейских гильдий сохранились и сегодня. Некоторые профсоюзы используют систему повышения квалификации и статуса ученика/подмастерья/мастера. Профсоюзы сегодня выполняют многие из тех же функций, что и гильдии в прошлом, и, как и гильдии, стремятся вовлечь членов во взаимное сотрудничество для улучшения интересов членов. Изучение средневековых гильдий в Европе позволяет взглянуть на жизнь и экономическую систему в средневековой Европе, остатки системы все еще очевидны сегодня.

Преподавание экономики гильдий

Большое количество экономических понятий легко вводится при обучении гильдиям. Специализация и разделение труда (Стандарт 6 Добровольных национальных стандартов участия в экономике[6]) легко продемонстрировать, поскольку рабочие специализировались на определенной профессии, а в рамках профессии рабочие распределяли задачи по производству товара между собой. Специализация и разделение труда ведут к повышению производительности труда.

Производительность труда также повысилась за счет создания человеческого капитала (Стандарт 15). Ученики увеличили свой человеческий капитал за счет образования, которое дал их мастер
, и за годы практики, через которые ученики прошли в своем стремлении стать мастерами. Человеческий капитал является важным компонентом, который приводит к экономическому росту в экономике.

Конечно, монополистическая природа гильдий позволяет говорить о монополии (Стандарт 3). Гильдии действовали как монополисты, пытаясь поднять цены, ограничивая выпуск продукции. Гильдии создавали барьеры для входа, не позволяя не членам гильдии работать по профессии. В то время как некоторые правила, такие как требование, чтобы работа выполнялась в течение дня, могли помочь улучшить качество продукта, правило также, вероятно, упростило обеспечение того, чтобы никто из не членов гильдии не работал ночью.

Наконец, на протяжении всей истории общества создавали множество институтов (Стандарт 10), чтобы помочь организовать свои экономические системы (Стандарт 3). Гильдии — это всего лишь один из примеров экономических институтов; другие примеры включают сами рынки, а также развитие банковской системы. Поскольку каждое общество на протяжении всей истории развивало свои собственные экономические институты и системы, общества разных времен можно сравнивать по тому, как каждое из них решало фундаментальную проблему дефицита.

Примечания
  1. Стивен А. Эпштейн, Наемный труд и гильдии в средневековой Европе (Чапел-Хилл, Северная Каролина: University of North Carolina Press, 1991).
  2. Гэри Ричардсон, «Средневековые гильдии», в Encyclopedia of Economic and Business History
    (2010), http://eh.net/encyclopedia/article/richardson.guilds.
  3. Совет по экономическому образованию, Фокус: Всемирная история средней школы (Нью-Йорк: Совет по экономическому образованию, 2011), 252.
  4. «Статьи Хомеров и Шляпников», из Справочника по истории Лондона с древнейших времен до 1800 г., изд. П. Медоуз (Лондон: B. Bell and Sons, Ltd., 1914), 44–45, http://archive.org/stream/sourcebookoflond00mead#page/n5/mode/2up.
  5. Совет по экономическому образованию, Добровольные национальные стандарты содержания в экономике (Нью-Йорк: Совет по экономическому образованию, 2-е издание, 2010 г.).

Первоначально опубликовано Национальным советом социальных исследований на условиях лицензии Creative Commons.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *