«Само Провидение послало нам Муссолини» / Политика / Независимая газета
Обложка La Domenica del Corriere, иллюстрированного приложения к газете Corriere della Sera. Иллюстрация художника А.Бельтраме, представляющая дуче и кардинала Гаспарри во время подписания Латеранских соглашений.
В мае 1929 года, 80 лет назад, нижняя палата итальянского парламента, полностью состоявщая из членов фашистской партии, ратифицировала так называемые Латеранские соглашения, подписанные в феврале того же года между Королевством Италия и Святым Престолом. Соглашения де-юре закрепляли за Ватиканом статус суверенного государства. Антицерковный элемент в фашистской партии был достаточно силен, и от заседания парламента можно было ожидать острой дискуссии. Однако спора не вышло. Даже ярый антиклерикал Роберто Фариначчи выступил с панегириком в адрес политики правительства. Эцио Гарибальди, единственный скептик, пожелавший высказать свои сомнения вслух, говорил, судя по сообщению L’Osservatore Romano, в уже опустевшем зале.
Ратификация договора итальянским парламентом ознаменовала не только рождение нынешнего государства-града Ватикан, но и фактическую победу Бенито Муссолини над собственной партией. Она окончательно оформила его диктатуру, основанную на серии компромиссов с традиционными опорами итальянской государственности – монархией, армией, крупными промышленниками, государственными служащими и Римско-Католической Церковью.
«Черные рубашки» и «черные микробы»
«На прошлой неделе сын пастуха и сын кузнеца вошли во дворец римских императоров и подписали соглашение, примирившее итальянское государство и короля с Папой и папским государством». Так американский журнал Time описал то, что происходило в Латеранском дворце в Риме 11 февраля 1929 года. Сыном пастуха был кардинал Пьетро Гаспарри, госсекретарь и влиятельнейшая фигура в Ватикане того времени.
Историки склонны считать Папу Пия XI «креатурой Гаспарри». В свою очередь, сыном кузнеца был премьер-министр Италии Бенито Муссолини, лидер фашистской партии.Латеранские соглашения – это три документа, подписанные Гаспарри и Муссолини. Первым из них был договор, по условиям которого Италия признавала за 100 акрами римской земли (собственно Ватиканом) статус суверенного государства. Святой Престол добивался подобного решения «Римского вопроса» с 1871 года, то есть с момента установления в Италии монархии. Лишь в конце 1928 года Муссолини удалось убедить короля Виктора Иммануила пойти на «территориальные уступки» Ватикану.
Вторым документом стало соглашение, в соответствии с которым Италия выплачивала Святому Престолу финансовую компенсацию за период с 1871 года. Наконец, третий документ – конкордат, регулировавший положение Католической Церкви в Италии. Еще до подписания соглашений, соперничая с католической партией Partito Popolare Italiano за популярность среди итальянцев, Муссолини восстановил преподавание религии в школе, институт армейских капелланов, повысил государственную зарплату духовенству и вернул распятия в общественные здания.
«Провидение послало нам этого человека» – так писал о Бенито Муссолини ватиканский официоз L’Osservatore Romano. Примечательно, что сам дуче (в отличие от своего брата Арнальдо, главного редактора фашистской газеты Il Popolo d’Italia) не был католиком. Итальянский историк Ренцо де Феличе, автор четырехтомной биографии Муссолини, называл его «антиклерикалом до глубины души». Риторика Муссолини до Первой мировой войны подчеркнуто антирелигиозна: он называл священников «черными микробами», «шарлатанами, опаивающими человечество дурманящим зельем», сравнивал католицизм с туберкулезом. По поводу «Римского вопроса» он высказывался довольно радикально – предлагал Папе вовсе покинуть Италию.
Эта риторика изменилась лишь после того, как консервативные итальянские землевладельцы в начале 1920-х поддержали «чернорубашечников», видя в них мощное оружие против социалистов и коммунистов. Тогда под воздействием консервативных спонсоров будущий дуче пересмотрел свое отношение к «церковному вопросу». В его речах зазвучали новые нотки: теперь уже он рассматривал католицизм как орудие итальянской культурной экспансии. Критике со стороны однопартийцев-антиклерикалов он противопоставил собственную популярность у членов влиятельной Националистической партии и правого крыла Partito Popolare Italiano. Именно бывшие «националисты» и «пополяре» вели от имени Муссолини переговоры с Ватиканом, предшествовавшие заключению Латеранских соглашений. Именно бывший «националист» Альфредо Рокко, ставший министром внутренних дел в 1925 году, проводил «антимасонские» чистки в фашистской партии. В 1926 году из секретариата партии был, в свою очередь, исключен антиклерикал Роберто Фариначчи.
В 1920-е годы Бенито Муссолини не стал католиком. Он действовал как прагматичный политик, видевший перед собой вполне определенную цель и понимавший, как ее осуществить. Для него Латеранские соглашения стали частью политического пиара, рассчитанного на массовое одобрение. В глазах итальянцев он стремился выглядеть объединителем, восстановителем некой традиционной культурной матрицы, в которой Церковь играла свою – немалую! – роль.
Меньшее зло
После подписания соглашений кардинал Гаспарри якобы спросил Муссолини о том, что он будет делать, если парламент не ратифицирует договор. «В таком случае я сменю парламент», – ответил премьер-министр. Что и произошло: в марте 1929 года в стране были проведены новые парламентские выборы (так называемый плебисцит), в ходе которых избиратели должны были одобрить или отвергнуть предложенный фашистами список кандидатов. При активном участии Ватикана и Azzione Cattolica список был поддержан, и новый, де-факто однопартийный, парламент принял Латеранские соглашения.
Этот эпизод симптоматичен. За полвека немало итальянских государственных деятелей пытались решить «Римский вопрос», но Бенито Муссолини был первым, кто соответствовал критериям и ожиданиям Ватикана. Диктаторские амбиции не позволяли ему ограничиваться рамками антиклерикальной либеральной идеологии, характерной для его предшественников на посту премьер-министра. Подписывая Латеранские соглашения, Муссолини преследовал скорее личные, чем государственные интересы. Наконец, ни один государственный деятель до Муссолини не мог эффективно лоббировать пакт с Ватиканом в парламенте, полном антиклерикалов, скептиков и масонов.
Кардинал Гаспарри и Папа Пий XI вовремя оценили потенциал будущего дуче. Ненавязчиво, но последовательно Святой Престол в 1920-е годы пытался оказать Муссолини любезность. Ватикан не поддержал антифашистское движение в Италии. Он хранил молчание в связи с убийством социалиста и антифашиста Джакомо Маттеотти, в организации которого обвиняли Муссолини.
Ватикан открыто дистанцировался от Partito Popolare Italiano, главного политического соперника фашистов, и тем самым способствовал развалу крупнейшей католической партии в стране. Наконец, Католическая Церковь выступала в роли агента итальянского культурного влияния на Балканах, в Албании, Болгарии, Египте и Палестине, то есть в тех регионах, которые Муссолини считал «областью национальных интересов» Италии.В Ватикане видели две потенциальные диктатуры: фашистскую и коммунистическую. Второй они опасались гораздо сильнее. Акилле Ратти, он же Пий XI, несколько лет был папским нунцием в Польше и курировал (по совместительству) католиков, проживавших на территории СССР. Он не понаслышке был знаком с положением верующих в Советском Союзе. Он был свидетелем наступления Красной армии на Варшаву в августе 1920 года. В Италии, в свою очередь, Церковь была напугана подъемом рабочего движения, вылившегося в так называемое Красное двухлетие (1918–1920). Из двух зол Ватикан выбрал, как ему казалось, меньшее.
Латеранские соглашения были жизненно важными для Пия XI. Он грезил глобальной католической миссией, видел в католицизме инструмент объединения разрозненной послевоенной Европы, переживавшей кризис ценностей. Суверенный статус давал Ватикану возможность заключать конкордаты с другими государствами. Подписанный с Муссолини конкордат развязывал руки Azzione Cattolica, которая за несколько лет превратилась в реального конкурента Балиллы – фашистской молодежной организации. Кроме того, до Первой мировой войны своего рода защитниками интересов Ватикана в Европе были австрийские Габсбурги. Они даже пользовались правом вето на решения конклавов (и применили его в 1903 году, выступив против избрания Папой кардинала Мариано Рамполлы). После распада Австро-Венгерской империи роль «защитника Святого Престола» оставалась вакантной. Суверенитет и особые отношения с крепнущим фашистским государством вполне компенсировали Ватикану эту потерю.
Наконец, Пий XI наивно уповал на то, что после подписания соглашений Ватикан воспользуется ресурсами итальянского государства в целях католической экспансии в Восточной Европе и в Дунайском регионе. Понтифик просчитался. Муссолини предугадал намерения Святого Престола. Он не желал, чтобы Церковь диктовала ему приоритеты внешней политики. Именно внешняя политика стала тем камнем, о который споткнулся Ватикан во взаимоотношениях с фашистами.
Из мемуаров первого посла Италии в Ватикане Чезаре Марии де Векки ди Валь Чисмона мы знаем, что пятеро кардиналов – членов Римской курии скептически оценивали Латеранские соглашения. Они полагали, что Церковь заплатила слишком большую цену и получила взамен слишком мало. Как отмечает историк Джон Поллард, 21 из 200 итальянских епископов также критиковали соглашения. Их скепсис был вполне обоснован. Опьянение после обретенной свободы было недолгим, а похмелье оказалось тяжким. Уже в 1931 году дуче связал Ватикан по рукам и ногам.
Югославский камень преткновения
Не стоит думать, что сразу после подписания Латеранских соглашений Церковь слилась с фашистами в экстазе. Напротив, некоторое время Ватикан пытался играть в действительно независимое государственное образование – и доигрался до конфликта с Бенито Муссолини.
Приблизительно в 1927 году Муссолини в общих чертах определил «сферу влияния» Италии в мире. Как пишет историк Питер Кент, он включил в эту сферу Балканы, восточную часть Средиземноморского бассейна и Северо-Восточную Африку. Муссолини хотел, чтобы «законность интересов» Италии в этих областях была признана на международном уровне, равно как, к примеру, интересы Франции в Западном Средиземноморье. До 1929 года Ватикан поддерживал эти устремления фашистов. В частности, Святой Престол добивался того, чтобы Италия отобрала у Франции право протектората над католиками Леванта. На Балканах (в частности, в Югославии) католики пытались склонить местных православных к унии с Римом.
После обретения Ватиканом суверенитета эта кооперация с фашистами вдруг начинает буксовать. В частности, Папа Пий XI стал требовать прямого протектората Святого Престола над левантскими католиками. Историки пишут, что в декабре 1929 года Понтифик призывал итальянских миссионеров «не перебарщивать» с национализмом. Обозначились расхождения между Муссолини и Ватиканом по югославскому вопросу. Если фашисты добивались дезинтеграции Югославии, то Святой Престол намеревался заключить с Белградом конкордат, и подозрения в поддержке хорватских и словенских сепаратистов были ему совсем не на руку. В то же время непростая ситуация сложилась в итальянской области Фриули, где местные выходцы из Югославии активно выступали против фашистских программ «итальянизации», а руководили ими католические священники и епископы.
Ватикан предпочел бы направить внешнеполитические устремления дуче в ином направлении, а именно – в сторону интеграции традиционно католической Центральной Европы: Польши, Австрии, Венгрии, Баварии. Дунайское направление стало перспективным для Италии после подписания Латеранских соглашений. В 1930 году австрийские христианские социалисты провели с Муссолини переговоры, в результате которых удалось урегулировать многолетнюю проблему Южного Тироля. Венгерские католические политики видели в Муссолини своего рода патрона восстановления монархии в стране. Однако фашистский лидер игнорировал эти сигналы, не желал плясать под ватиканскую дудку и упрямо занимался Югославией. История наглядно продемонстрировала, что дуче был не прав. Сам он начал понимать, что просчитался, лишь после того, как к власти в Германии пришел Гитлер и произошел аншлюс Австрии.
Между тем Белград требовал от католического епископата Югославии знаков лояльности. Эти знаки последовали. В феврале 1931 года архиепископ Загреба Антун Бауэр призвал католиков молиться о «преследуемых в Италии славянах». Терпение Муссолини было исчерпано. Он нанес Пию XI удар по самому больному месту: 8 апреля 1931 года он потребовал от Ватикана ограничить сферу деятельности Azzione Cattolica. В июне были закрыты католические молодежные клубы, а Папа был вынужден распустить национальный директорат Azzione Cattolica и переподчинить местные ячейки организации епархиальным епископам. Ватиканская мечта Пия XI таяла на глазах. Он был возмущен. Он даже выпустил энциклику Non Abbiamo Bisogno, в которой раскритиковал фашистскую монополию на образование.
Эта краткая антифашистская фронда Папы стала признаком агонии. Муссолини уже говорил с Ватиканом с позиции силы. 2 сентября 1931 года итальянское правительство подписало со Святым Престолом новый договор, по условиям которого деятельность Azzione Cattolica была ограничена «религиозными вопросами». Azzione Cattolica было запрещено создавать профессиональные ответвления. Помимо этого в октябре 1931 года на покой были отправлены епископы – лидеры славянского сопротивления во Фриули.
Впрочем, не одни лишь трения с дуче положили конец амбициям Пия XI. Удар по ним нанесла и Великая депрессия 1930-х. Глобальная католическая миссия перестала быть актуальной. Силой, обладавшей реальным «миссионерским потенциалом» в период депрессии, стал вовсе не католицизм, а коммунизм. Именно на борьбу с «красной угрозой» Святой Престол был вынужден направить свои силы и помыслы┘
Бенито Муссолини переиграл Пия XI. Побежденный Ватикан оплатил свой долгожданный суверенитет годами сотрудничества с фашистским режимом, отчасти вынужденного, отчасти осознанного и добровольного. Сегодня, когда Святой Престол отмечает свой 80-летний юбилей, об этой цене вспоминают редко.
«брак по расчету» / / Независимая газета
Конкордат — юридически оформленный договор религиозной организации с государством — становится сегодня наиболее притягательной формой их взаимоотношений. Светское государство может заключить конкордат с любой из таких организаций, существующих на его территории. Наибольший опыт в этом отношении накопила со времен Средневековья Католическая Церковь.
Особое развитие эта форма договоров получила в XIX веке, названном даже Веком конкордатов. Однако и в XX веке она не утратила своего значения. Например, Папа Пий XI за годы своего понтификата заключил более сорока конкордатов. В их числе был и конкордат с Италией, подписанный 11 февраля 1929 г. Вместе с Договором (Трактатом) он составляет комплекс документов, получивший название Латеранских соглашений по имени Латеранского дворца, где они были подписаны.
Чтобы понять и оценить значение этих документов, необходимо обратиться к истории Италии XIX века. В сентябре 1870 г. правительственные войска единого Итальянского королевства, возникшего на политической карте Европы десятью годами ранее в результате объединения государств Апеннинского полуострова, захватили Церковное государство со столицей в Риме. В результате оно было присоединено к Итальянскому королевству, а Римский Папа тем самым лишен светской власти.
Папа Пий IX, встревоженный ущербом, который был нанесен этим актом правам и авторитету Католической Церкви, отказался признать этот захват, а также и новое государство. Он объявил себя узником и не покидал ватиканский дворец до самой смерти, требуя возвращения ему светской власти и отнятой территории. Так возник «римский вопрос». Конфликт с Церковью сказался на политической жизни государства, поскольку Папа запретил итальянским католикам принимать в ней участие, поэтому попытки решения «римского вопроса», то есть примирения государства и Церкви в Италии, делались в последующие годы неоднократно, однако они были безрезультатны.
Ведь большинство политических деятелей Италии были воспитаны в антиклерикальных традициях Рисорджименто (этим термином принято называть процесс объединения Италии) и видели в папстве врага, угрожающего территориальной целостности страны. В свою очередь, преемники Пия IX хотели восстановления светской власти в полном объеме. Но ход истории, показавший прочность итальянского государства, а также поставивший перед лицом Церкви совсем другие и более важные проблемы (среди них, например, весьма важное место заняли вопросы войны и мира, возникшие в ходе Первой мировой войны), повлиял на смягчение позиции Святого Престола в этом вопросе.
Уже незадолго до Первой мировой войны Ватикан негласно согласился на участие католиков в политических выборах, а после войны и вовсе снял свой запрет, вследствие чего в Италии была образована католическая Народная партия и Федерация католических профсоюзов. Казалось, нужно сделать совсем немного, чтобы конфликт между Церковью и государством был наконец завершен.
Такая возможность представилась, когда правительство в Италии возглавил Муссолини, честолюбивый и беспринципный политик. В его менталитете традиции Рисорджименто не играли большой роли, он стремился использовать примирение с Церковью в своих политических целях. Муссолини хорошо помнил изречение премьер-министра Италии Франческо Криспи: «Величайшим государственным деятелем Италии окажется тот, кто разрешит римский вопрос».
От представившейся возможности Пий XI отказаться не мог, поскольку необходимость решения этого вопроса назрела уже давно. Не менее насущной была и реформа церковного законодательства. Среди этого ряда побудительных мотивов огромное место заняло справедливое беспокойство Пия XI о судьбах светских католических организаций. По мере усиления фашизма в середине 20-х гг. в Италии уничтожались и подавлялись все нефашистские организации.
Переговоры между представителями Ватикана и Италии тайно велись три года (1926-1929 гг. ) и завершились подписанием двух документов. Первый из них — Трактат — и положил конец «римскому вопросу». В этом документе говорилось о создании Государства Ватикан в том виде, в котором оно существует сегодня на политической карте мира. Ватикан, в свою очередь, признал итальянское государство со столицей в Риме. В связи с этим Латеранские соглашения получили еще одно название — «Примирение» («Conciliazi-one»).
Вторым документом, подписанным в Латеранском дворце, был Конкордат. Он регулировал положение Католической Церкви в Италии: права и привилегии духовенства, порядок управления церковным имуществом и замещения церковных должностей, юридический статус зданий, предназначенных для отправления культа.
Каждый из конкордатов, заключенных Ватиканом в ХХ веке, имел свою национальную специфику. Они, как правило, заключались именно в тех случаях, когда положение Церкви в той или иной стране вызывало тревогу Святого Престола. Не исключением был, например, и Конкордат, заключенный в 1933 г. с Германией. При его подписании Папа Пий XI прекрасно понимал, что он будет нарушаться германской стороной. Однако он сознательно пошел на этот шаг, чтобы защитить Церковь и ее организации в этой стране. Возможность заключения Конкордата не исключалась Ватиканом и во время переговоров с большевиками, которые велись в течение ряда лет в 20-е годы XX века.
Конкордат с Италией отличался рядом статей, имевших особую важность для тех условий. В первую очередь это касалось статьи, допускавшей в стране легальное существование светских католических организаций, входящих в общенациональную организацию «Католическое действие». Добившись включения этой статьи в текст договора, Пий XI тем самым обеспечил сохранение независимых светских католических структур на протяжении всего периода фашистской власти.
Насколько это было значительным достижением его дипломатии показал острый конфликт, возникший между Ватиканом и фашистским правительством в связи с деятельностью этих организаций в 1931 г. Отстоять эти организации Ватикану удалось и на этот раз, но на протяжении 30-х гг. Муссолини неоднократно обвинял их в том, что они являются «подлинной политической партией», готовой «наследовать фашизму». Эти организации стали единственной легальной возможностью для их членов сохранять идеологическую и культурную независимость по отношению к режиму.
Не все статьи Конкордата могли быть оценены так однозначно. Например, некоторые из них воспринимались современниками как шаг назад в развитии государства, поскольку аннулировали ряд пунктов либерального законодательства Италии периода Рисорджименто. К ним относились статьи, согласно которым церковный брак приравнивался к гражданскому, а случаи расторжения брака должны были передаваться на рассмотрение церковных властей, а также те, в которых вводилось обязательное религиозное обучение в школах низшей и средней ступени.
Куда более серьезно прозвучало обвинение в том, что заключением Латеранских соглашений Пий XI объективно способствовал укреплению внутренней стабильности и международного престижа фашистского режима. Этим обстоятельством не преминули воспользоваться левые силы всего мира, чтобы подчеркнуть реакционный характер Церкви, указав на ее якобы тесный симбиоз с фашизмом. Действительность была, однако, намного сложнее. Недаром один из видных политических деятелей Италии того времени Стефано Ячини писал, что заключенный мир «не является миром Апокалипсиса, где ягненок лежит рядом со львом».
Латеранские соглашения не означали полной поддержки Ватиканом фашистского режима. Итальянский историк Ренцо Де Феличе назвал их «браком по расчету», в котором каждая сторона искала свою выгоду. Как показала история, Ватикан оказался дальновиднее, а его расчет вернее. Латеранские соглашения были своеобразным тактическим союзом. Одна из его главных целей — Церкви и ее организаций — была достигнута. Как писал отечественный историк Борис Лопухов, Латеранские соглашения стали одним из тех факторов, которые определили специфику итальянского фашизма, ограничив в моральном и юридическом плане его тоталитарный характер.
Важность совершенного соглашения стала очевидной после Второй мировой войны, когда выяснилось, что моральный авторитет Ватикана неизмеримо вырос, а католические структуры окрепли, что стало одной из причин послевоенного успеха Христианско-демократической партии. В 1947 г. Латеранские соглашения были включены в Конституцию Итальянской Республики.
Однако в свете процесса секуляризации, усилившейся после Второго Ватиканского собора, ряд положений Конкордата стал противоречить тенденциям развития итальянского общества. В 1984 г. по обоюдному согласию Церкви и государства был подписан новый текст Конкордата, что лишний раз подтверждает универсальность такой формы договоров.
Латеранский договор | Италия [1929]
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Обзор недели
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы. - Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
- Студенческий портал
Britannica — лучший ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю. - Спасение Земли
Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать! - SpaceNext50
Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы изучаем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!
Содержание
- Введение
Краткие факты
- Факты и сопутствующий контент
Латеранских договоров | Encyclopedia.
comЛатеранские пакты относятся к договору, финансовому соглашению и конкордату между Святым Престолом и Королевством Италия, подписанному 11 февраля 1929 года в Латеранском дворце.
Предварительные дипломатические процедуры. После захвата церковных штатов (1870 г.) последующие папы протестовали против этой процедуры как неоправданной и отказывались принять Закон о гарантиях. Итальянское правительство настаивало на своем нежелании уступить папству какую-либо территорию или допустить международное посредничество. Сразу же после его избрания (6 фев. 1922) Пий XI выразил свое желание положить конец затянувшейся и ожесточенной ситуации, появившись на переднем балконе базилики Святого Петра, чтобы благословить его; аналогичное желание. Предложения по реформе церковного законодательства были внесены (1925 г.) министром юстиции Альфредо Рокко, но были отозваны, когда Пий XI заявил, что не может признавать статуты, «если этому не предшествовали надлежащие переговоры и соглашения со Святым Престолом и нами».
Переговоры, которые, наконец, увенчались успехом, начались 5 августа 1926 года между Доменико Бароне, официальным лицом, представляющим Италию, и Франческо Пачелли, юрисконсультом Святого Престола (и братом позже Пия XII), уполномоченным Папой в качестве представителя Ватикана. . Их многочисленные встречи до 1929 г. проходили в условиях строжайшей секретности. Пий XI, очень внимательно следивший за ходом дела и лично контролировавший все детали, с самого начала настаивал на «признании абсолютного суверенитета папы над закрепленной за ним территорией». Его интересы повсюду были мотивированы явно религиозными соображениями, а интересы Муссолини — политическими.
Договор. Договор, состоящий из преамбулы и 27 статей, окончательно и бесповоротно урегулировал римский вопрос. Он признал абсолютную, видимую независимость и суверенитет Святого Престола даже в международных отношениях. Италия подтвердила католическую религию как единственную религию государства, хотя ограничения на другие религии не вводились. Ватикан был создан как независимое государство со своей собственной определенной территорией, над которой Святой Престол мог осуществлять исключительную, абсолютную, суверенную юрисдикцию, свободную от вмешательства со стороны итальянского или других правительств. Договор также признавал право Ватикана выпускать монеты и марки, отправлять и принимать дипломатических представителей и управлять как гражданами тех, кто постоянно проживает в пределах его границ. Италия гарантировала крошечному государству (108,7 акра) достаточное водоснабжение, связь с итальянской железнодорожной системой и строительство станции в Ватикане, а также связи с телеграфом, телефоном и почтой внешнего мира. Различные детали отношений между Италией и Ватиканом были изложены в других пунктах.
Личность папы считалась священной и неприкосновенной. Преступления против него действием или словом считались наказуемыми по итальянскому законодательству и по тяжести были аналогичны преступлениям против короля. Центральные юридические лица церкви также были освобождены от любого государственного вмешательства.
Италия признала полные права собственности Святого Престола на патриаршие базилики св. Иоанна Латеранского, св. Марии Майор и св. Павла; также над несколькими другими церквями и зданиями в Риме и над папским дворцом в Кастель-Гандольфо. Им также была предоставлена экстерриториальность, а иностранным посольствам были предоставлены иммунитеты, хотя они были частью итальянской территории.
Святой Престол заявил о своем желании оставаться в стороне от временных споров между народами и от международных конгрессов, созываемых для разрешения таких споров, если только противоборствующие стороны не обратятся к его миссии мира. В результате Ватикан всегда считается нейтральной и неприкосновенной территорией. Над ним запрещались полеты самолетов любого рода. Святой Престол признал Королевство Италии при династии Савойи со столицей в Риме. Обе стороны заявили об отмене Закона о гарантиях.
Финансовый расчет. 90 142 Специальным соглашением, составляющим неотъемлемую часть договора (хотя и в приложении к нему), Италия обязалась компенсировать Апостольскому Престолу потерю им государств Церкви и владений в них. Ввиду экономической ситуации в Италии папа уменьшил свои законные требования о возмещении убытков и согласился на 750 миллионов лир наличными и 1 миллиард лир в виде 5-процентных обращающихся государственных облигаций.
Конкордат. Конкордат с преамбулой и 45 статьями сопровождал договор как необходимое дополнение и стремился подробно урегулировать статус религии и церкви в Италии. Он гарантировал церкви свободное осуществление своей духовной власти и свободное публичное отправление культа. Правительство пообещало не допускать в Риме событий, противоречащих священному характеру города. Свобода была гарантирована Святому Престолу, епископам и священникам при исполнении их религиозных функций. Признавались права Святого Престола свободно общаться с католическим миром и публиковать инструкции на любом языке. Святой Престол также может выбирать архиепископов и епископов в Италии после представления их имен правительству для возможных возражений. Однако новоназначенные епископы были обязаны приносить присягу на верность государству. Церковные власти должны были присуждать бенефиции, но итальянские бенефиции должны были быть предоставлены итальянским гражданам; и правительство должно было получить предварительное уведомление о назначениях в приходские бенефиции. Правительство отменило экзекватура и место. Священники и монашествующие были освобождены от военной службы и присяжных заседателей. Базилики Святого Дома в Лорето, Святого Франциска Ассизского и Святого Антония в Падуе и их управление были переданы Святому Престолу, которому также был передан контроль над катакомбами в Риме и других местах Италии.
Государство признало гражданско-правовые последствия Таинства Брака. Он также согласился проводить религиозное обучение в государственных начальных и средних школах одобренными церковью священниками, монахами или мирянами. Государственное одобрение получили религиозные объединения и братства, а также вспомогательные организации Католического Действия. Запрет был возобновлен в отношении священнослужителей или верующих, которые могли пожелать вступить в политические партии или участвовать в них.
Последствия. 90–142 Пакты в Италии и других странах были встречены почти единодушным энтузиазмом. Переговоры временами грозили полностью сорваться, а окончательные тексты заключали в себе компромиссы. Однако для Италии было облегчением положить конец ситуации, которая во всем мире наносила ущерб репутации королевства с момента его основания. Престиж Муссолини был поднят. Пакты были для Святого Престола большим шагом вперед по сравнению с односторонним Законом о гарантиях, который не давал никаких гарантий постоянства. Если Ватикан занимал лишь небольшую часть территории бывших государств Церкви, Пий XI настаивал на том, что его размер был адекватным. Понтифик был особенно доволен Конкордатом, по которому, по его словам, «Италия была возвращена Богу, а Бог — Италии». В соглашениях отсутствовали международные гарантии, но папа считал их бесполезными. В начале обсуждения обсуждался вопрос о присоединении других стран к соглашениям, но он был быстро отклонен. Между датой подписания пактов и датой официальной ратификации (7 июня) Пий XI подверг критике некоторые комментарии Муссолини, особенно те, в которых утверждались полные права фашистской партии на итальянскую молодежь.
Во времена фашистского режима было совершено множество нападок на католическую акцию вопреки Конкордату. Самый серьезный конфликт возник в 1931 г. из-за обвинения католических молодежных объединений в политической, а не в религиозной деятельности. В основном трудности были результатом притязаний фашистов на исключительный контроль над всеми молодежными организациями. Пий XI также осудил расовые законы (1937 г.), подражание гитлеровским, как нарушение Конкордата.
Латеранские пакты пережили свержение фашизма и королевства. После того, как Италия стала республикой (1944), пакты были воплощены в новой конституции при поддержке депутатов-коммунистов и социалистов, а также христиан-демократов.
Библиография: Acta Apostolicae Sedis 21 (1929) 209–295. а. mercati, Raccolta di Concordati… (Рим, 1954 г.) 2: 84–133. Договор и конкордат между Святым Престолом и Италией: официальные документы (Вашингтон, 1929 г.) имеет исходный текст и английский тр.