2.2. Образование, основные этапы развития и характерные черты Древнерусского государства
Важным шагом по пути общественного развития восточных славян было образование в IХ в. государства, под названием Киевская Русь, которому предстояло сыграть огромную роль в истории Восточной Европы.
Киевская Русь (Древнерусское государство)
– раннесредневековое государство,
возникшее в IХ в. и просуществовавшее
до начала 30-х гг. ХII в. Центром государства
был Киев. Изначально ядро территории
Древнерусского государства составляли
земли, расположенные вдоль великого
водного пути «из варяг в греки». К концу
существования Киевской Руси она
представляла собой крупнейшее государство
Европы, простиравшееся от Балтики до
Черного моря и от Карпат до междуречья
Волги и Оки. Государственной организации
у восточных славян предшествовали
племенные княжения, союзы племен и
суперсоюзы племен, тяготевшие к
определенным центрам государствообразования.
По мере перехода от одной формы
политической организации к другой
происходило формирование признаков
государственности, главными из которых
являются: размещение жителей по
территориальному признаку, а не на
основе кровных уз; наличие публичной
власти, отделенной от массы народа;
взимание налогов на содержание этой
власти.
Возникновение Древнерусского государства было результатом длительного, естественного процесса развития общества. Оно появилось, когда для этого сложились объективные предпосылки и общество стало испытывать потребность в подобном институте.
Согласно древнерусским летописям, инициатором объединения южнорусских и северорусских земель был новгородский князь Олег, который овладел Киевом и сделал его центром своей державы.
Летописный рассказ о призвании
князей-варягов послужил основой для
появления норманнской теории. Ее
создателями считаются немецкие историки
Байер, Миллер и Шлецер, работавшие в
середине и второй половине ХVIII в. в
Петербургской Академии наук. На основе
летописного рассказа немецкие историки
пришли к выводу о том, что славяне были
диким, необразованным народом, не
способным создать свою государственность.
Они утверждали, что государство на Руси
было привнесено извне, приглашенными
князьями, что оно было создано норманнами,
скандинавами, носителями западной
культуры.
Конечно, норманнская теория не имеет серьезного научного обоснования. Еще М.В. Ломоносов, первым вступивший в полемику с немецкими учеными, в своих исторических трудах говорил «о древности славянского народа», об этнических различиях славян и скандинавов, месте славян во всемирной истории. М.В. Ломоносов полагал также, что влияние языка и культуры скандинавов на славян было незначительным. Многие выводы Ломоносова нашли впоследствии подтверждение в трудах русских ученых «государственной школы» С.М. Соловьева и В.О. Ключевского.
В современной науке преобладает мнение
о том, что призвание варягов не являлось
началом государственности на Руси. Государство возникло в результате
закономерного развития славянского
общества. Образованию государства
предшествовало объединение племен в
союзы, а затем в союзы союзов (суперсоюзы).
Важной и едва ли не коренной причиной
их появления стал внешнеполитический
фактор. По широко распространенному в
историографии мнению, два таких суперсоюза
– северный, во главе со словенами, и
южный (так называемая «Русская земля»),
во главе с полянами, являлись
непосредственными предшественниками
Киевской Руси. Норманны находились на
той же стадии развития, что и общество
славян. Они не проникали в славянские
земли большими массами, чаще всего
русские князья использовали их дружины
как наемное войско. Варягов приглашали
на княжение, следовательно, сама форма
власти у восточных славян уже существовала.
Археологические и письменные источники,
изучение славянских языка и культуры
VIII–IX вв. свидетельствуют о минимальном
влиянии скандинавов. В то же время
большинство историков признает, что
первыми князьями на Руси действительно
были варяги, правда, продолжаются споры
о том, были ли варяги скандинавами или
западными славянами, жившими на южном
побережье Балтийского моря.
Историю Древнерусского государства условно разделяют на три периода:
Первый – время длительного «собирания» восточнославянских земель. Он растянулся с 80-х гг. IХ в. почти до конца Х в., когда при князе Владимире были присоединены радимичи и вятичи.
Второй – время существования единого Киевского государства, приблизительно со времени Владимира до 20-х гг. ХII в., когда оно окончательно распалось на независимые княжества.
Третий – эпоха феодальной раздробленности от 20-х гг. ХII в. до монгольских нашествий 30-40-х гг. ХIII в.
При первых киевских князьях – Олеге,
Игоре, Ольге, Святославе – происходит
интенсивное расширение территории за
счет присоединения новых славянских
племен, защита ее от степных кочевников.
Особое место занимает борьба с Византией
за установление равноправных
дипломатических и торговых отношений.
Основным итогом их деятельности стало
объединение восточнославянских племен
под властью Киева и защита южных рубежей
еще совсем юного государства.
Утверждение христианства на Руси в качестве государственной религии оказало большое влияние на разные сферы общественной и духовной жизни. Князь Владимир осуществил смелую государственную реформу, в ходе которой началось бурное развитие страны, что доказывало ее своевременность.
Важно отметить, что после смерти Владимира (1015 г.) уже при Ярославе Мудром Киевская Русь настолько окрепла и процветала, что стала одним из сильнейших государств в Европе, но после его смерти (1054 г.) оно утратило свое единство и распалось на ряд самостоятельных княжеств.
Княжеский съезд в г.Любече в 1097 г. фактически зафиксировал распад Руси на отдельные города-государства, хотя и были предприняты попытки приостановить этот процесс Владимиром Мономахом и Андреем Боголюбским.
Политические неурядицы стали первым бедствием Руси, вторым — соседство кочевников.
На Руси была образована система
самостоятельных княжеств. Теперь князья
боролись не за захват власти по всей
стране, а за расширение границ своего
княжества за счет соседей.
Надо подчеркнуть, что распад Киевской Руси не сразу нарушил государственное единство, но постепенно накапливались различия между северными, западными и южными княжествами. В каждом из них укреплялись местные особенности, в крупных княжествах был свой епископ, велась своя летопись, складывались свои традиции в государственной и культурной жизни.
Русь вступила в период, определяемый как «феодальная раздробленность» и прошла нелегкий путь от удельных княжеств к единому Московскому государству.
Термин «феодализм» стал широко употребляться в исторической науке с начала XVIII в. Им обозначалось условное наследственное земельное держание, получаемое вассалом от сеньора за выполнение какой-либо (обычно военной) службы.
Как отмечал Н.П.Павлов-Сильванский в
своей работе «Феодализм в России»:
«…причудливое сочетание относительной
независимости каждого феодала и всеобщей
взаимозависимости породило своеобразную
систему политической организации –
феодальную раздробленность».
Русский феодализм отличался значительным своеобразием.
Роль Киева как общерусского центра в XII в. заметно уменьшилась, появились новые крупные политические центры – Новгород Великий, Владимиро-Суздальская (или Ростово-Суздальская) земля, Галицко-Во-лынская земля и др.
В современной научной литературе 1132 г.
– дата смерти Мстислава Великого –
рассматривается как точка отсчета
длительной эпохи политической
раздробленности Руси, продолжавшейся
три с половиной столетия. Однако,
распавшись, Русь не исчезла с лица земли,
а произошла трансформация ее политической
формы. Она продолжила свое существование
в виде земель и княжеств, число которых
с полутора десятков в середине XII в.
доходит до пятидесяти к концу столетия.
Новгородская боярская республика –
существовала с 1136 по 1478 г. Занимала
огромную территорию, на которой находились
города Старая Русса, Ладога, Торжок,
Корела, Орешек и др. В ХП-ХШ вв. в состав
Новгородской республики входил Псков,
где затем возникла своя феодальная
республика, существовавшая с 1348 по 1510
гг. История Новгородской республики
изобиловала как внутренними социальными
потрясениями, так и многочисленными
столкновениями с внешними врагами.
Владимиро-Суздальское княжество –
крупнейшее территориальное образование
в Северо-Восточной Руси. С X до середины
XII в. – Ростово-Суздальское княжество,
удел в составе Киевской Руси. Столицы
– Ростов, Суздаль. В 30-х годах XII в. выходит
из-под власти Киева. С середины XII в.
стало великим княжеством. Столица
перемещается во Владимир-на-Клязьме.
Наивысшего культурно-экономического
расцвета и политического могущества
достигло в правление князей Юрия
Владимировича Долгорукого, Андрея
Юрьевича Боголюбского, Всеволода
Юрьевича Большое Гнездо. В 1238 г. княжество
было разгромлено и опустошено
монголо-татарами. В XIV-XV вв. находившаяся
на его территории Москва становится
центром объединения русских земель в
единое государство, частью которого
стали земли Владимиро-Суздальского
княжества.
Галицко-Волынское княжество – крупнейшее
в Южной Руси территориально-политическое
образование, возникшее в 1199 г. в результате
объединения Галицкого и Владимиро-Волынского
княжеств волынским князем Романом
Мстиславичем. Наиболее крупными городами
являлись Галич, Перемышль, Луцк, Львов,
Холм, Владимир-Волынский. Наивысшего
могущества достигает при князе Данииле
Романовиче, когда в состав княжества
входили территории Киевского,
Турово-Пинского княжеств, Берестейская,
Люблинская и другие земли. Галицко-Волынское
княжество и его правители пользовались
большим влиянием не только на Руси, но
и в Западной Европе. После смерти Даниила
Романовича княжество распалось, и по
договору 1352 г. Галиция попала под власть
Польши, а Волынь – под власть Литвы.
Несмотря на политический распад, русские земли не порвали многих связующих их нитей. В частности, сохранилось единство княжеского рода, правившего Русью. отдельные земли и княжества оказались закрепленными за различными ветвями сильно разросшегося рода Рюрика. Так, Владимиро-Суздальская земля становится родовым владением Владимира Мономаха и его потомков, из которых особенно яркий след в истории оставили Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо, Юрий Всеволодович.
Галицко-Волынской землей управляли потомки двух сыновей Ярослава Мудрого – Владимира (Ростиславичи) и Всеволода (Мономаховичи). Среди первых особо яркой фигурой был Ярослав Осмомысл, а наиболее выдающимися из Мономаховичей являлись Роман Мстиславич Волынский и его сын, Даниил Романович Галицкий.
Новгород же не был закреплен за какой-то
определенной ветвью Рюриковичей. В силу
особенностей политического устройства
здесь на княжеском престоле сменяли
друг друга представители различных
княжеских родов.
Важнейшим связующим звеном между
русскими землями в эту эпоху являлись
религия и единая церковная организация.
Как и прежде, Русь была единой митрополией
во главе с киевским митрополитом,
подразделявшейся на ряд
церковно-административных территориальных
единиц – епархий, возглавляемых
епископами. Исключением являлся Новгород,
где главой церковной организации был
архиепископ (старший епископ). Этот сан
был пожалован в 1155 г. Константинопольским
патриархом новгородскому епископу
Нифонту за особые заслуги перед церковью.
После смерти Нифонта новгородцы не
позволили отнять у главы своей епархии
высокого сана и сохранили его. С 1156 г.
они стали избирать себе архиепископа
на вече. Позднее была выработана процедура
избрания архиепископа, позволявшая как
бы совместить принцип всенародного
вечевого избрания с проявлением воли
божией. Имена претендентов указывались
на жребиях, которые запечатывались и
помещались в Софийском соборе, откуда
один из них брал слепец, монах или
ребенок. Архиепископом становился тот,
чье имя было указано в жребии.
Священнослужители на Руси осуществляли
не только свои прямые функции, но и
принимали активное участие в гражданской
жизни, выполняя миротворческие,
представительские, посреднические
обязанности при светских правителях
как во внутренних, так и в международных
делах. Таким образом, высшие церковные
иерархи в русских землях играли
значительную роль в светских делах.
Однако политический статус новгородского
архиепископа заметно превышал
соответствующий статус глав других
епархий и был схож со статусом высших
представителей духовенства католических
стран Европы. Архиепископ новгородский
играл не просто важную, но первостепенную
роль в политике. Он возглавлял Совет
господ, осуществлявший текущее управление
республикой, являлся хранителем
государственной казны, эталонов веса
и мер. Архиепископ выполнял и судебные
функции: судил всех людей по делам веры
и церкви, по семейным и наследственным
делам. Кроме того, он управлял и вершил
суд над населением, проживавшим на
землях архиепископской кафедры. В его
распоряжении был особый конный «владычин
полк».
Таким образом, с течением времени, наряду с родственными чертами, все явственнее проступали и различия между отдельными землями и княжествами, оказывавшие решающее воздействие на дальнейший ход их истории.
Эпоха политической раздробленности продолжалась почти 250 лет. В первый ее период, охватывавший одно столетие, шло быстрое и всестороннее развитие русских земель и одновременно поиск ими путей развития, выбор цивилизационных ориентиров. В ходе этого процесса формировались различные модели государств со своей спецификой социально-экономического и политического развития. Такой путь развития был прерван монголо-татарским нашествием в 30-х годах XIII в.
Контрольные вопросы по дисциплине «История»
Перейти к содержимому
или напишите нам прямо сейчас
Написать в WhatsApp
Кафедра: ФиИ
1. Соотнесите название и содержание исторических методов исследования
2.Среди предпосылок создания древнерусского государства необходимо назвать …
3.Для Владимиро-Суздальского княжества была характерна следующая политическая модель:
4.Важное значение для отражения набегов кочевников-половцев играла деятельность князя …
5.Расположите события в правильной хронологической последовательности
6.Борис Годунов стал правителем России …
7.Новыми явлениями экономической жизни России XVII века стало …
8.Среди особенностей российского абсолютизма XVIII века можно назвать …
9.Среди реформ государственного управления, осуществленных в период правления Александра I, можно выделить …
10.События Крымской войны относятся к периоду …
11.Комплекс «Великих реформ» Александра II включал в себя …
12.К параметрам российского консервативного проекта относится …
13.Приказ №1 Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов был посвящен…
14.
Характерной чертой политики «военного коммунизма» являлась …
15.Центрами формирования белых сил периода Гражданской войны являлись:
16.После смерти В.И. Ленина соперниками И.В. Сталина во внутрипартийной борьбе, пользовавшиеся большим влиянием в ВКП(б), были: …
17.Хрущевская реформа управления народным хозяйством предусматривала …
18.Двенадцатое (12) декабря 1993 г. стал днем …
19.Неверно, что к числу специальных (вспомогательных) исторических дисциплин относится …
20.В первое столетие своего существования древнерусское государство представляло собой …
21.Окончательный распад Древней Руси на отдельные самостоятельные территории произошел после смерти князя …
22.Первым правителем, официально принявшим титул «Государь всея Руси» был …
23.Среди причин, вызвавших кризис российской государственности на рубеже XVI-XVII веков, можно назвать …
24.Окончательное закрепощение крестьян было оформлено в …
25.
«Просвещенный абсолютизм» — это политика, характерная для правления …
26.Период царствования Николая I характеризуется …
27.Комплекс Контрреформ Александра III включал в себя …
28.К параметрам российского либерального проекта относится …
29.Лидером партии социалистов-революционеров (эсеров) являлся …
30. Среди причин поражения России в I Мировой войне были …
31.Среди командующих советскими вооруженными силами в годы гражданской войны были:
32.Отличительными чертами НЭПа являлись: …
33.Конституция 1977 г. закрепляла положение …
34.В 1990-ых годах произошло …
35. Автором работы «История России с древнейших времен» является …
36.Автором работы «История государства Российского» является …
37. Автором работы «Лекции по русской истории» является …
38. Автором работы «История Российская с самых древнейших времен» является
39. Восточные славяне языческого периода поклонялись богам:
40.
Среди основных причин распада Древней Руси можно назвать …
41. Виднейшими князьями Владимиро-Суздальского княжества были:
42. Иосифляне придерживались взглядов, в основе которых было мнение …
43. Лидером старообрядцев был …
44. Среди главных вопросов, обсуждаемых в тайных декабристских организациях, были вопросы …
45.Период правления Александра I характеризуется …
46.Соотнесите представителей российской науки и культуры и сферу их
деятельности
- Неверно, что к народническим организациям в России относилась …
48.Расположите события 1905-1906 гг. в хронологической последовательности
49.Основополагающие вопросы общественной жизни России после Февральской революции предполагалось вынести на решение …
50.Победа большевиков в России осенью 1917 года явилась следствием ряда факторов, среди которых …
51.Экономическая политика индустриализации и коллективизации способствовала …
52. Советскими военноначальниками периода Великой Отечественной войны являлись:
53.Председателем правительства РФ в 2004 г. стал …
или напишите нам прямо сейчас
Написать в WhatsApp
Древняя история | Кафедра истории
Организатор
Фред Найден
Описание
Древняя история — это изучение двух замечательных средиземноморских цивилизаций, которые в конечном итоге взаимодействовали, — Греции и Рима, — а не отдельного государства, области или эпохи. Вместе с греками и римлянами это исследование охватывает народы длительной Римской империи, которая в наибольшей степени простиралась от Британии до Египта, а также африканских, азиатских и европейских соперников Греции и Рима, в первую очередь персов, карфагенян и германцев. Область охватывает социальную, административную, экономическую, правовую, религиозную и интеллектуальную историю, а также политические и военные события с 1000 г. до н.э. по 500 г. н.э. Сохранившиеся исходные материалы мучительно и разочаровывающе неравномерны по своему качеству и количеству. Поэтому историки древности должны быть начеку, творчески эксплуатировать и интерпретировать все, что может попасть под руку, чему в наши дни помогает непрерывный поток удивительных свежих открытий, связанных с технологиями двадцать первого века и усиленной археологической деятельностью. Все виды греческих и римских идей и институтов по-прежнему имеют большое значение сегодня (демократия и христианская церковь, и это лишь два из них), равно как и практики, объясняемые сравнительной антропологией. Более того, греческий и римский опыт предлагают модели выдающейся сравнительной ценности для истории других периодов и народов во всем мире: например, завоевания Александра Македонского и их влияние или рост, упадок и падение Римской империи.
Программа бакалавриата
Классы в области древней истории засчитываются в основную концентрацию Древнего/Средневековья, которая включает древние цивилизации Средиземноморья и Ближнего Востока, особенно Древнюю Грецию и Рим, примерно с 1000 г. до н.э. до 1500 г. н.э., а также подъем и расширение христианской Европы и Исламский мир до пятнадцатого века. Помимо широких обзоров, студенты имеют возможность пройти более специализированные курсы по таким темам, как греческая религия, Римская империя, крестовые походы и средневековая знать.
Программа для выпускников
Выпускники программы «Древнее поле» — это живая, дружная, разнообразная группа, которая много делает для того, чтобы стимулировать и укреплять друг друга. Программа предлагает своим студентам всяческое поощрение на каждом последующем этапе, а также приобретение полезного разнообразного педагогического опыта. Программа также активно помогает (успешно!) с планами исследовательских визитов в Северную Америку и за границу, подачей докладов на конференции, заявками на получение стипендии и поиском работы. В целом, программа предназначена для того, чтобы стать формирующим, полезным опытом, имеющим непреходящую ценность. Есть широкие возможности для интеграции в программные курсы, предлагаемые другими факультетами истории UNC-CH и другими факультетами UNC-CH, особенно классики, а также антропологии, искусства, географии и религиоведения. Кроме того, студент может сотрудничать с факультетами Университета штата Северная Каролина и Университета Дьюка. Программа поддерживает тесные продуктивные отношения с родственными преподавателями всех этих факультетов и институтов; многие помогают ему, работая в диссертационных или диссертационных комитетах. Кроме того, библиотечные ресурсы UNC-CH по древней истории выдающиеся.
Обычно программа магистратуры может принимать только одного или двух студентов каждый год. Продемонстрированные способности к историческим исследованиям ищут среди претендентов. Образец письма, который не обязательно должен относиться к древней теме, поэтому является важной частью любого приложения. Кандидаты также должны четко подтвердить, что, как минимум, они имеют квалификацию для поступления на курсы повышения квалификации по одному или обоим греческим или латинским языкам при поступлении, и что они добились хороших успехов в изучении одного из этих двух древних языков, которого они еще не изучили. доведены до этого уровня. Потенциальные абитуриенты, которые ожидают, что при поступлении будут менее продвинуты в изучении языка, должны повысить эту способность — до подачи заявки на программу — через, например, постбакалавриат, предлагаемый для этой цели на кафедре классики UNC-CH или в другом месте. Кроме того, каждый студент, допущенный к программе, сочтет важным приобрести (как можно скорее) достаточные знания французского, немецкого и итальянского языков, чтобы читать соответствующую современную стипендию, опубликованную на этих языках.
Потенциальные соискатели с соответствующим образованием, которые ожидают, что их интересы будут больше развиваться в направлении языка и литературы, чем истории, также могут пожелать рассмотреть докторскую программу с историческим уклоном, предлагаемую Департаментом классики.
Для получения информации о комплексных экзаменах для выпускников Древнего поля обратитесь к Справочнику для аспирантов.
Текущий список аспирантов, работающих в области древней истории, можно найти на странице аспирантов и нажать «Древняя история» на вкладке Интересы/Концентрации.
Бог русский | Тимоти Снайдер
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Михаил Нестеров: Мыслитель (Портрет Ивана Ильина) , 1921
«Политика есть искусство выявления и нейтрализации врага».
—Иван Ильин, 1948 г.
Русский посмотрел Сатане в глаза, посадил Бога на кушетку психоаналитика и понял, что его народ может искупить мир. Испуганный Бог рассказал русским историю неудачи. В начале было Слово, чистота и совершенство, и Слово было Бог. Но затем Бог совершил юношескую ошибку. Он сотворил мир, чтобы завершить Себя, но вместо этого осквернил Себя и скрылся от стыда. Первородный грех, освобождение несовершенного, был Божий, а не Адамов. Попав в мир, люди восприняли факты и испытали чувства, которые нельзя было собрать в соответствии с тем, что было разумом Бога. Каждая индивидуальная мысль или страсть усиливали власть сатаны над миром.
Так русский философ понял историю как позор. Мир с момента сотворения представлял собой бессмысленную смесь фрагментов. Чем больше люди стремились понять его, тем более греховным он становился. Современная жизнь с ее плюрализмом и гражданским обществом углубила пороки мира и держала Бога в изгнании. Единственная надежда Бога заключалась в том, что праведный народ последует за лидером, чтобы создать новую политическую целостность и тем самым начать восстановление мира, которое, в свою очередь, может искупить божественное. Поскольку объединяющий принцип Слова был единственным благом во вселенной, все средства, которые могли привести к его возвращению, были оправданы.
Так этот русский философ, которого звали Иван Ильин, пришел к мысли о русском христианском фашизме. Родившийся в 1883 году, он закончил свою диссертацию о Божьих мирских неудачах незадолго до русской революции 1917 года. Изгнанный с родины в 1922 году советской властью, которую он презирал, он поддержал дело Бенито Муссолини и в 1925 году завершил еще одну книгу, посвященную оправдание насильственной контрреволюции. В немецкой и швейцарской эмиграции он писал в 1920-е и 1930-е годы для белоэмигрантов, бежавших с родины после поражения в Гражданской войне в России, а в XIX в. 40-е и 1950-е годы для будущих россиян, которым предстояло увидеть конец советской власти.
Неутомимый графоман, Ильин выпустил около двадцати книг на русском и еще двадцать на немецком языках. Некоторые из его работ носят бессвязный и здравомыслящий характер, но одно направление его мысли остается последовательным на протяжении десятилетий: метафизическое и моральное оправдание политического тоталитаризма, которое он выразил в практических набросках фашистского государства. Хотя он умер в забвении в 1954 году, работа Ильина была возрождена и переиздана несколькими энтузиастами после распада Советского Союза в 1919 году.91 и широко читается и цитируется российскими политиками, особенно Владимиром Путиным, с 2000-х годов. Его самая влиятельная книга — сборник политических эссе «Наши задачи ».
Российская Федерация начала двадцать первого века меньше, чем старая Российская империя, и отделена от нее во времени семью десятилетиями советской истории. Тем не менее, сегодняшняя Российская Федерация напоминает Российскую империю ильинской юности в одном ключевом аспекте: она не установила верховенство права в качестве принципа правления. Траектория ильинского понимания права от обнадеживающего универсализма к произвольному национализму прослеживается в дискурсе российских политиков, в том числе Путина. Поскольку Ильин нашел способы представить провал верховенства закона как русскую добродетель, он помогает сегодняшним российским клептократам изображать экономическое неравенство как национальную невиновность. Превратив международную политику в обсуждение духовных угроз, Путин использовал идеи Ильина о геополитике, чтобы изобразить Украину, Европу и Соединенные Штаты как экзистенциальную опасность для России.
Ильин столкнул русские проблемы с немецкими мыслителями. Его отец был русским дворянином, мать немецко-русского происхождения протестанткой, принявшей православие. Будучи студентом в Москве между 1901 и 1906 годами, Ильин изучал философию, прежде всего этическую мысль Иммануила Канта. Для неокантианцев, господствовавших тогда в университетах Европы и России, люди отличались от остального творения способностью рассуждать, которая позволяла делать осмысленный выбор. Они могли свободно подчиняться закону, поскольку могли понять и принять его дух.
Закон был в то время главным предметом вожделения русских мыслящих классов. Он как бы предлагал противоядие от древнерусской проблемы proizvol — произвола самодержавных царей. В молодости Ильин надеялся на грандиозный бунт, который ускорит просвещение русских масс. Когда русско-японская война создала условия для революции 1905 года, Ильин отстаивал право на свободное собрание. Вместе со своей девушкой Натальей Вокач он перевел немецкую анархистскую брошюру. В 1919 году царь был вынужден принять новую конституцию.06, который создал новый российский парламент. Но после того как царь дважды распустил парламент и незаконно изменил избирательную систему, нельзя было и думать, что новая конституция принесла в Россию законность.
Advertisement
Работая преподавателем права в Московском государственном университете в 1909 г., Ильин опубликовал на русском (1910 г.) и немецком (1912 г. ) прекрасную статью о концептуальных различиях между правом и властью. Но как сделать закон действенным на практике и привлекательным для правителей и подданных? Как и других русских интеллигентов, Ильина тянуло к Гегелю, и в 1912 он провозгласил «гегельянский ренессанс». Тем не менее, как огромное русское крестьянство заставило его задуматься о том, насколько легко донести закон до русского общества, так и опыт заставил его усомниться в том, что историческое изменение было делом гегелевского духа. Он находил русских, даже принадлежащих к его классу и окружению в Москве, отвратительно телесными. В спорах о философии и политике 1910-х годов он обвинял своих противников в «сексуальных извращениях».
В 1913 году Ильин предложил Фрейда в качестве спасителя России. Еще во время подготовки диссертации о Гегеле он предложил себя в качестве пионера отечественной психотерапии, поехав с Вокачом в Вену в 1919 г.14 сеансов с Фрейдом. С точки зрения Фрейда, цивилизация возникла из коллективного соглашения по подавлению основных влечений. Индивид заплатил психологическую цену за то, что принес свою природу в жертву культуре. Только в результате долгих консультаций на кушетке психоаналитика бессознательный опыт мог выйти на поверхность осознания. Таким образом, психоанализ предлагал иной портрет мысли, чем гегелевская философия, которую тогда изучал Ильин.
Ильин был типичен для русской интеллигенции в своем быстром и восторженном восприятии противоречивых немецких идей. Другим источником, помимо Гегеля и Фрейда, был Эдмунд Гуссерль (1859 г.–1938), основатель школы мысли, известной как феноменология, у которой Ильин учился в Геттингене в 1911 году. Кант поставил перед русским политическим мыслителем исходную проблему: как установить верховенство права. Гегель, казалось, предложил решение, Дух, продвигающийся сквозь историю. То, как Ильин читал Фрейда, привело его к переопределению проблемы России как сексуальной или психологической, а не духовной. Гуссерль позволил Ильину переложить ответственность за политические неудачи и сексуальные неурядицы на Бога. Философия означала созерцание, которое позволяло соприкоснуться с Богом и положило начало Божьему исцелению.
Пока Ильин размышлял о Боге в 1914, 1915 и 1916 годах, люди миллионами убивали и умирали на полях сражений Первой мировой войны по всей Европе. Российская империя то приобретала, то теряла территории на восточном фронте, а в марте 1917 года царский режим сменился новым конституционным строем. Новое правительство пошатнулось, продолжая вести дорогостоящую войну. В апреле Германия отправила Владимира Ленина в Россию в пломбированном поезде, а его большевики в ноябре совершили вторую революцию, обещая землю крестьянам и мир всем. К моменту защиты Ильиным диссертации в 1918 августа большевики были у власти, их Красная Армия вела гражданскую войну, а их ЧК террором защищала революцию. Подобно тому, как Первая мировая война дала шанс революционерам, она также открыла дорогу контрреволюционерам. Без войны ленинизм, вероятно, остался бы в марксистской мысли сноской; без ленинской революции Ильин мог бы и не сделать из своей диссертации реакционных политических выводов.
Ленин и Ильин лично не знали друг друга, но их встреча была жуткой. Ленин писал под псевдонимом «Ильин», и настоящий Ильин рецензировал некоторые из этих псевдонимов. Когда Ильин был арестован ЧК как противник революции, Ленин вмешался от его имени в знак уважения к его философской работе. Их интеллектуальное взаимодействие, начавшееся в 1917 и продолжается в России сегодня, возникла из общего понимания Гегеля. Оба интерпретировали Гегеля радикально, соглашаясь по важным пунктам, таким как необходимость уничтожения среднего класса, расходясь во мнениях относительно окончательной формы бесклассового общества.
Ленин принял от Гегеля, что история есть история прогресса через конфликт. Как марксист, он считал, что конфликт возник между социальными классами: буржуазией, владеющей собственностью, и пролетариатом, который позволял получать прибыль. Ленин добавил к марксизму положение о том, что рабочий класс, хотя и созданный капитализмом и предназначенный для захвата его достижений, нуждается в руководстве со стороны дисциплинированной партии, понимающей законы истории. Однако он никогда не сомневался в том, что существует добрая человеческая природа, пойманная в ловушку историческими условиями и потому способная высвободиться благодаря историческому действию.
Марксисты вроде Ленина были атеистами. Они думали, что под «Духом» Гегель подразумевал Бога или какое-то другое теологическое понятие, и заменил Дух обществом. Ильин не был типичным христианином, но верил в Бога. Ильин тоже думал, что Гегель имел в виду Бога и что гегелевский Бог создал разрушенный мир. Для марксистов частная собственность выполняла функцию первородного греха, и ее уничтожение освободило бы добро в человеке. Для Ильина сам акт творения Бога был первородным грехом. В истории никогда не было хорошего момента, и в человечестве не было внутреннего добра. Марксисты были правы, ненавидя средний класс, и на самом деле ненавидели его недостаточно. «Гражданское общество» среднего класса разбивает надежды на «всесильную национальную организацию», в которой нуждается Бог. Поскольку средний класс блокирует Бога, он должен быть сметен бесклассовым национальным сообществом. Уехав из России, Ильин утверждал, что русским нужны герои, выдающиеся персонажи из внеисторического мира, способные желать власти. Это была идеология, ожидающая формы и имени.
Advertisement
Вскоре после эмиграции из России в 1922 году воображение Ильина захватил Марш Бенито Муссолини на Рим, государственный переворот, приведший к установлению первого в мире фашистского режима. Он посетил Италию и опубликовал восхищенные статьи о дуче , когда писал свою книгу «Об использовании насилия для сопротивления злу » (1925). Если его диссертация заложила основу для метафизической защиты фашизма, то эта книга стала этической апологией зарождающейся системы. Христианство означало призыв благоразумного философа к решительному насилию во имя любви. Погрузиться в такую любовь означало бороться «с врагами божественного порядка на земле».
Так теология становится политикой. Ильин смешал «демократию», «социализм» и «марксизм» в единый континуум коррупции и утверждал, что политика, которая не противостоит большевизму, противостоит Богу. Он использовал слово «Дух» ( Дух ) для описания вдохновения фашистов. Захват власти фашистами, писал он, был «актом спасения». Фашист — истинный искупитель, поскольку он понимает, что в жертву нужно приносить врага. Ильин взял у Муссолини понятие о «рыцарской жертве», которую фашисты приносят чужой кровью. (Говоря о Холокосте в 1943 Генрих Гиммлер хвалил своих эсэсовцев почти в тех же выражениях.)
Ильин посвятил свою книгу 1925 года белым, сопротивлявшимся большевистской революции. Это было задумано как руководство к их будущему, будущему, которое было абсолютным отрицанием его надежды 1910-х годов на то, что Россия может стать правовым государством. «Фашизм, — писал Ильин, — есть искупительный избыток патриотического произвола». В этом одном предложении рушатся два универсальных понятия, закон и христианство. Дух беззакония сменяет дух закона; дух убийства сменяет дух милосердия.
Sputnik/Алексей Дружинин/Кремлин/Reuters
Владимир Путин выходит из вод озера Селигер во время празднования Крещения Господня, Тверская область, Россия, январь 2018 г.
1922 и 1938 годы были Германией. Как сотрудник Российского научного института (Russisches Wissenschaftliches Institut), он был академическим государственным служащим. Написав по-русски для своих соотечественников-эмигрантов, Ильин сразу же восхвалял захват Гитлером власти в 1933. «Должна была прийти реакция на большевизм», — писал он. Прежде всего, он хотел убедить русских и других европейцев в том, что Гитлер был прав, когда относился к евреям как к агентам большевизма. Эта «жидо-большевистская» идея была специфической идеологической связью между белыми и нацистами. Утверждение, что евреи были большевиками, а большевики были евреями, было белой пропагандой во время Гражданской войны в России. Конечно, большинство коммунистов не были евреями, а подавляющее большинство евреев не имели никакого отношения к коммунизму. Смешение двух групп было не ошибкой и не преувеличением, а превращением традиционных религиозных предрассудков в инструменты национального единства.
Во время и после гражданской войны в России некоторые белые бежали в Германию в качестве беженцев. Именно их концепция иудео-большевизма, пришедшая в Германию в 1919 и 1920 годах, завершила воспитание Адольфа Гитлера как антисемита. До этого момента Гитлер представлял врагом Германии еврейский капитализм. Однажды убедившись, что евреи несут ответственность как за капитализм, так и за коммунизм, он мог сделать последний шаг и заключить, как он сделал в «Майн кампф» , что евреи были источником всех идей, угрожавших немецкому народу. В этом отношении Гитлер был учеником русского Белого движения. Ильин, идеолог белых, хотел, чтобы мир знал, что Гитлер был прав.
Однако по прошествии 1930-х годов Ильин начал сомневаться в том, что нацистская Германия продвигает дело русского фашизма, и предостерег русских белых от нацистов. Попав под подозрение, он потерял работу в правительстве и в 1938 году уехал из Германии в Швейцарию, которую хорошо знал по предыдущим отпускам. С безопасного места недалеко от Цюриха Ильин наблюдал за Второй мировой войной. Хотя у него были сомнения в отношении нацистов, он назвал вторжение Германии в СССР «судом большевизму». После победы советских войск под Сталинградом в 1943 г., когда стало ясно, что Германия, скорее всего, проиграет войну, Ильин изменил свою позицию. Затем и в последующие годы он представит войну как одну из серии нападок Запада на русскую добродетель на протяжении веков.
Русская невинность становилась одной из великих тем Ильина. Как концепция, она завершала его фашистскую теорию: мир утратил свою «божественную тотальность» и «гармоническое единство». Только Россия каким-то образом избежала зла «истории» или «фрагментации человеческого существования». Поскольку он «черпал силу своей души от Бога», он постоянно подвергался нападкам со стороны остального злобного мира. Его непорочная сущность выдержала «тысячелетие страданий». Эта Россия была не страной с личностями и учреждениями, а бессмертным существом, «живым органическим единством». Ильин заключил слово «украинцы» в кавычки, так как, по его мнению, они были частью русского организма. Фашистский язык органического единства, хотя и дискредитированный войной, оставался для него центральным. Но победа Красной Армии в 1945 сделали невозможным, как Ильин в 1920-е годы, возможность того, что белые когда-нибудь вернутся из ссылки к власти в России. Вместо этого требовался план постсоветской России, созданный «национальным диктатором».
«Сила приходит сама собой, — заявил Ильин, — к сильному». Этот лидер будет нести ответственность за каждый аспект политической жизни в качестве главы исполнительной власти, главного законодательного органа, главного судьи и главнокомандующего вооруженными силами. Демократические выборы, думал Ильин, институционализировали порочное представление об индивидуальности. Из этого следовало, что «мы должны отказаться от слепой веры в количество голосов и их политическое значение». Выборы скорее должны быть ритуалом подчинения россиян своему лидеру. Россия — это тело, думал Ильин, поэтому позволить русским голосовать — все равно, что позволить «эмбрионам выбирать свой вид». В организме не было места «механическому и арифметическому пониманию политики». Средний класс, «самый низший уровень общественного существования», имел власть развратить Россию и даже остановить ее искупительную миссию. Они и их индивидуализм должны были быть подавлены.
«Свобода для России», как ее понимал Ильин (в тексте, выборочно процитированном Путиным в 2014 г.), будет означать не свободу россиян как личностей, а «органически-духовное единство власти с народом, а народ с правительством»; таким образом можно было преодолеть даже «эмпирическое разнообразие людей».
Россия сегодня — это медийно-насыщенная авторитарная клептократия, а не то религиозное тоталитарное образование, которое представлял себе Ильин. Тем не менее его концепции освещают, а иногда даже направляют российскую политику. В начале 2000-х Путин утверждал, что Россия может стать правовым государством. Вместо этого ему удалось сделать экономическую преступность системной. Как только государство стало преступным предприятием, верховенство закона стало непоследовательным, неравенство укоренилось, а реформы стали немыслимыми.
Нужен еще один политический сюжет. Поскольку победа Путина над российскими олигархами также означала контроль над их телевизионными станциями, новые медиа-инструменты были под рукой. Западная тенденция к информационно-развлекательным технологиям достигла в России апофеоза, порождая альтернативную реальность, призванную укреплять веру в российскую добродетель и циничное отношение к фактам. Эту трансформацию спроектировал Владислав Сурков, гений российской пропаганды. Это было поразительное движение к миру, каким его представлял себе Ильин, темному, запутанному царству без правды, оформленному только русской невинностью.
Начиная с 2005 года Путин начал реабилитировать самого Ильина как кремлевского придворного философа. В том же году он цитировал Ильина в своих обращениях к Федеральному Собранию Российской Федерации и организовал перезахоронение останков Ильина в России. Сурков тоже стал его цитировать, приняв мысль Ильина о том, что «русская культура есть созерцание целого», и резюмируя собственное произведение как создание нарратива о невинной России, окруженной перманентной враждой. Враждебность Суркова к факту столь же глубока, как и у Ильина, и, как и Ильин, он требует для нее богословских оснований. Дмитрий Медведев, лидер путинской политической партии, рекомендовал книги Ильина российской молодежи. Его цитировали глава Конституционного суда, министр иностранных дел и патриархи Русской православной церкви.
После четырехлетнего перерыва между 2008 и 2012 годами, когда Путин был премьер-министром и позволил Медведеву стать президентом, Путин вернулся на высший пост. Аргументы Ильина помогли ему превратить неудачу своего первого периода правления — неспособность ввести верховенство права — в обещание второго периода правления, подтверждение русской добродетели и ее превосходства над Европой. Европейский Союз, крупнейшая экономика в мире, основан на предположении, что международные правовые соглашения обеспечивают основу для плодотворного сотрудничества между правовыми государствами. В конце 2011 — начале 2012 года Путин обнародовал новую идеологию, основанную на мысли Ильина, которая определила Россию как оппозицию этой модели Европы.
В статье «Известий », опубликованной 3 октября 2011 года, Путин объявил о создании конкурирующего Евразийского союза, который объединит государства, не сумевшие установить верховенство права. В «Независимой газете» от 23 января 2012 года со ссылкой на Ильина он представил интеграцию государств как добродетель. Верховенство закона было не всеобщим стремлением, а частью чуждой западной цивилизации; Тем временем русская культура объединила Россию с постсоветскими государствами, такими как Украина. Ильин представлял себе, что «Россия как духовный организм служила не только всем православным народам и не только всем народам Евразийского континента, но и всем народам мира». В третьей статье, опубликованной в Московские новости 27 февраля 2012 года Путин предсказал, что Евразия преодолеет Европейский Союз и объединит его членов в более крупное образование, которое будет простираться «от Лиссабона до Владивостока».
Когда Путин вернулся к власти в 2012 году, то благодаря демонстративно сфальсифицированным президентским и парламентским выборам, во время протестов, участников которых он осудил как иностранных агентов. Лишая Россию любых общепринятых средств, с помощью которых его мог бы сменить кто-то другой или российский парламент мог бы контролироваться другой партией, кроме его, Путин следовал рекомендации Ильина. Выборы превратились в ритуал, а те, кто думал иначе, грозные государственные СМИ изображали предателями. Пока россияне протестовали против фальсификаций на выборах, Путин размышлял на радиостанции с фашистом Александром Прохановым. «Можем ли мы сказать, — риторически спросил он, —
что наша страна полностью восстановилась и зажила после драматических событий, произошедших после распада Советского Союза, и что теперь у нас сильное, здоровое государство? Нет, конечно, она еще совсем больна; но тут надо вспомнить Ивана Ильина: «Да страна наша еще больна, но мы не бежали от постели больной матери».
Тот факт, что Путин процитировал Ильина в этом контексте, очень наводит на размышления, но то, как он это сделал, кажется странным. Ильину пришлось покинуть Россию, потому что он был выслан ЧК. Ильин, всю жизнь мечтавший о распаде СССР, думал, что офицеров КГБ (одним из которых был Путин) следует запретить заниматься политикой после распада Советского Союза. Повторное захоронение Путиным останков Ильина было мистическим освобождением от этого противоречия. Его перезахоронили в монастыре, где покоится прах тысяч советских граждан, расстрелянных НКВД (наследник ВЧК и предшественник КГБ ). Когда позже Путин посетил это место, чтобы возложить цветы к могиле Ильина, это было в компании православного монаха, который видел НКВД палачи как русские патриоты и потому молодцы. На момент перезахоронения главой Русской православной церкви был человек, который сам служил агентом КГБ .
Как писали критики второй книги Ильина в 1920-е годы, философ-эмигрант был «чекистом для Бога». Ильина телом и душой вернули в ту Россию, которую он был вынужден покинуть. И само это возвращение, в его невнимании к противоречию и пренебрежении фактами, было чистейшим выражением уважения к его наследию. Правда, Ильин выступал против советской системы, но однажды СССР прекратил свое существование в 1991 году, это была история, а прошлое для него было не чем иным, как познавательным сырьем для фикции вечной добродетели. Таким образом, даже недостатки советской системы стали необходимой реакцией России на прежнюю враждебность Запада.
В самой России Ильин — не единственный исконный источник фашистских идей, с одобрением цитируемых Путиным, но именно его произведения, похоже, в наибольшей степени удовлетворяют политические потребности и обеспечивают «духовный ресурс» клептократической государственной машины. В 2017 году, когда российскому государству было так трудно отметить столетие большевистской революции, Ильин был выдвинут как ее героический противник. В телевизионной драме о революции он осудил злые обещания социального прогресса россиянам.
Продолжающаяся российская кампания против «декадентства» Европейского Союза соответствует мировоззрению Ильина, как и тревожная мужественность путинской России. Сначала Ильин назвал Россию гомосексуальной, потом лечился у своей девушки и, наконец, обвинил во всем Бога. Сначала Путин выдержал многолетние фотосессии в мехах и перьях, затем развелся с женой, а затем обвинил Европейский Союз в российском гомосексуализме. Ильин сексуализировал то, что он воспринимал как внешнюю угрозу.
Когда в конце 2013 года украинцы начали собираться за европейское будущее своей страны, российские СМИ подняли призрак «гомодиктатуры». Аргументы Ильина были повсюду, поскольку в 2014 году российские войска неоднократно входили в Украину. Когда в январе 2014 года солдаты получили приказы о мобилизации для вторжения в украинскую крымскую область, всем высокопоставленным чиновникам России и региональным губернаторам была разослана копия приказа Ильина 9.0033 Наши задачи. После того, как российские войска оккупировали Крым и российский парламент проголосовал за аннексию, Путин снова сослался на него в качестве оправдания.
Ильин задумал быть пророком нашего века, постсоветского века, и, может быть, так оно и есть.