В Алуште установили памятник первооснователю места императору Юстиниану
https://crimea.ria.ru/20220828/v-alushte-ustanovili-pamyatnik-pervoosnovatelyu-mesta-imperatoru-yustinianu-1124320678.html
В Алуште установили памятник первооснователю места императору Юстиниану
В Алуште установили памятник первооснователю места императору Юстиниану — РИА Новости Крым, 28.08.2022
В Алуште установили памятник первооснователю места императору Юстиниану
В Алуште открыли памятник основателю крепости Алустон, византийскому императору Юстиниану l. РИА Новости Крым, 28.08.2022
2022-08-28T15:03
2022-08-28T15:03
2022-08-28T15:03
алушта
крым
культура
археология в крыму
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn1.img.crimea.ria.ru/img/07e6/08/1c/1124320651_0:31:2560:1471_1920x0_80_0_0_0b08fbeb22ce0bf03c96bd0b436131ca.jpg
СИМФЕРОПОЛЬ, 28 авг — РИА Новости Крым. В Алуште открыли памятник основателю крепости Алустон, византийскому императору Юстиниану l. Бюст на постаменте установили в сквере у стен круглой крепостной башни Ашага-Куле. Об этом сообщает глава Алушты Галина Огнева. «Это человек, который дал жизнь нашему городу. Да, тогда это была всего лишь крепость, потом только было поселение. Но с этой крепости пошло развитие Алушты. Это праздник каждого из нас и каждого из гостей города», — уверенна Огнева.Как отметила Огнева, памятник был изготовлен на средства из городского бюджета при поддержке алуштинских предпринимателей.Исторические города России получат «туркод»: кабмин утвердил правила>>Как следует из археологических и исторических исследований, крепость Алустон была основана в 6 веке по приказу Юстиниана I – императора Византии, который присоединил к империи Восточный Крым и земли на Южном берегу Крыма. Именно при Юстиниане Византия максимально расширила свои границы. Строительство Алустона площадью всего ), 25 га было необходимым для поддержания порядка в крымских владениях Византии.
https://crimea.ria.ru/20180719/1114862902.html
алушта
крым
РИА Новости Крым
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2022
РИА Новости Крым
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://crimea.ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости Крым
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
1920
1080
true
1920
1440
true
https://cdnn1.img.crimea.ria.ru/img/07e6/08/1c/1124320651_280:0:2281:1501_1920x0_80_0_0_26aa865594b65f1760862fc6d748a2b5. jpg
1920
1920
true
РИА Новости Крым
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости Крым
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
алушта, крым, культура, археология в крыму
СИМФЕРОПОЛЬ, 28 авг — РИА Новости Крым. В Алуште открыли памятник основателю крепости Алустон, византийскому императору Юстиниану l.
Бюст на постаменте установили в сквере у стен круглой крепостной башни Ашага-Куле. Об этом сообщает глава Алушты Галина Огнева.
«Стоит отметить, что это третий в мире памятник исторической личности повелителя Византийской империи», — подчеркнула она в посте на своей странице Вконтакте.
«Это человек, который дал жизнь нашему городу. Да, тогда это была всего лишь крепость, потом только было поселение. Но с этой крепости пошло развитие Алушты. Это праздник каждого из нас и каждого из гостей города», — уверенна Огнева.
Как отметила Огнева, памятник был изготовлен на средства из городского бюджета при поддержке алуштинских предпринимателей.
Исторические города России получат «туркод»: кабмин утвердил правила>>
Как следует из археологических и исторических исследований, крепость Алустон была основана в 6 веке по приказу Юстиниана I – императора Византии, который присоединил к империи Восточный Крым и земли на Южном берегу Крыма. Именно при Юстиниане Византия максимально расширила свои границы. Строительство Алустона площадью всего ), 25 га было необходимым для поддержания порядка в крымских владениях Византии.
19 июля 2018, 07:34
От столицы до столицы: что посмотреть по дороге из Симферополя в Ялту
Юстиниан (император Византии)
Император Юстиниан. Мозаика в Равенне. VI в.
- Будущий император Византии родился около 482 г. в маленькой македонской деревушке Таурисий в семье бедного крестьянина. В Константинополь он попал подростком по приглашению своего дяди Юстина, влиятельного придворного. Своих детей у Юстина не было, и он покровительствовал племяннику: вызвал в столицу и, несмотря на то что сам так и остался неграмотным, дал ему хорошее образование, а потом нашёл должность при дворе. В 518г. сенат, гвардия и жители Константинополя провозгласили престарелого Юстина императором, а тот вскоре сделал своим соправителем племянника. Юстиниана отличали ясный ум, широкий политический кругозор, решительность, настойчивость и исключительная работоспособность. Эти качества делали его фактически правителем империи. Огромную роль играла и его молодая, красивая жена Феодора. Её жизнь сложилась необычно: дочь бедного циркового артиста и сама цирковая артистка, она 20-летней девушкой уехала в Александрию, где попала под влияние мистиков и монахов и преобразилась, став искренне религиозной и благочестивой. Красивая и обаятельная, Феодора обладала железной волей и оказалась незаменимой подругой императору в трудные минуты. Юстиниан и Феодора были достойной парой, хотя злым языкам долго не давал покоя их союз.
В 527г., после смерти дяди, 45-летний Юстиниан стал автократором — самодержцем — империи ромеев, как называлась тогда Византийская империя.
Он получил власть в трудное время: от бывших римских владений осталась только их восточная часть, а на территории Западной Римской империи образовались варварские королевства: вестготы в Испании, остготы в Италии, франки в Галлии и вандалы в Африке. Христианскую церковь раздирали споры о том, был ли Христос «богочеловеком»; зависимые крестьяне (колоны) разбегались и не обрабатывали землю, произвол знати разорял простой народ, города сотрясали бунты, финансы империи были в упадке. Спасти положение можно было лишь решительными и самоотверженными мерами, и Юстиниан, чуждый роскоши и удовольствий, искренне верующий православный христианин, богослов и политик, как нельзя лучше подходил для этой роли.
В царствовании Юстиниана I ясно выделяется несколько этапов. Начало правления (527-532 гг.) было периодом широкой благотворительности, раздачи средств бедным, снижения налогов, помощи пострадавшим от землетрясения городам. В это время укрепились позиции Христианской Церкви в борьбе с другими религиями: в Афинах был закрыт последний оплот язычества — платоновская Академия; ограничены возможности для открытого исповедания культов инаковерующих — иудеев, самаритян и т. д. Это был период войн с соседней иранской державой Сасанидов за влияние в Южной Аравии, целью которых было укрепиться в портах Индийского океана и тем подорвать монополию Ирана на торговлю шёлком с Китаем. Это было время борьбы с произволом и злоупотреблениями знати.
Главное событие этого этапа — реформа права. В 528 г. Юстинианом была учреждена комиссия из опытных юристов и государственных деятелей. Главную роль в ней играл специалист по праву Требониан. Комиссия подготовила собрание императорских указов — «Кодекс Юстиниана», свод сочинений римских юристов — «Дигесты», а также руководство по изучению права- «Институции». Проводя законодательную реформу, исходили из необходимости сочетания норм классического римского права с духовными ценностями христианства. Выразилось это прежде всего в создании единой системы имперского гражданства и провозглашении равенства граждан перед законом. Более того, при Юстиниане унаследованные от Древнего Рима законы, связанные с частной собственностью, приняли окончательный вид. Кроме того, законы Юстиниана рассматривали раба уже не как вещь — «говорящее орудие», а как человека. Хотя рабство не отменялось, для раба открывалось много возможностей освободиться: если он стал епископом, ушёл в монастырь, стал солдатом; раба было запрещено убивать, а убийство чужого раба влекло за собой жестокую казнь. Кроме того, по новым законам права женщины в семье были уравнены с правами мужчины. Законы Юстиниана запрещали осуждённый Церковью развод. Вместе с тем на право не могла не наложить отпечаток эпоха. Часты были казни: для простолюдинов — распятие на кресте, сожжение, отдание на съедение диким зверям, избиение розгами до смерти, четвертование; знатных особ обезглавливали. Смертью каралось и оскорбление императора, даже повреждение его скульптурных изображений.
Реформы императора были прерваны народным восстанием «Ника» в Константинополе (532 г.). Всё началось с конфликта между двумя партиями болельщиков в цирке: венетами («голубыми») и прасинами («зелёными»). Это были не только спортивные, но отчасти и социально-политические союзы. К традиционной борьбе болельщиков добавились политические обиды: прасины считали, что правительство их притесняет, а венетам покровительствует. Кроме того, низы были недовольны злоупотреблениями «министра финансов» Юстиниана — Иоанна Каппадокийского, знать же надеялась избавиться от императора-выскочки. Лидеры прасинов предъявили свои требования императору, причём в очень резкой форме, а когда он их отверг, назвали его убийцей и покинули цирк. Тем самым автократору было нанесено неслыханное оскорбление. Ситуация осложнилась тем, что, когда в тот же день арестовали подстрекателей к столкновению из обеих партий и приговорили их к смерти, двое осуждённых сорвались с виселицы («были помилованы Богом»), но власти отказались их освободить.
Тогда была создана единая «зелено-голубая» партия с лозунгом «Ника!» (цирковой клич «Побеждай!»). В городе начался открытый бунт, совершались поджоги. Император согласился на уступки, отправив в отставку наиболее ненавистных народу министров, но успокоения это не принесло. Большую роль сыграло и то, что знать раздавала бунтующему плебсу подарки и оружие, подстрекая к мятежу. Ничего не дали ни попытки силой подавить восстание с помощью отряда варваров, ни публичное покаяние императора с Евангелием в руках. Мятежники требовали теперь его отречения и провозгласили императором знатного сенатора Ипатия. Пожаров между тем становилось всё больше. «Город представлял груду чернеющих развалин», — писал современник. Юстиниан был готов отречься, но в этот момент императрица Феодора заявила, что предпочитает смерть бегству и что «пурпур императора — отличный саван». Её решительность сыграла большую роль, и Юстиниан решил бороться. Верные правительству войска предприняли отчаянную попытку восстановить контроль над столицей: отряд полководца Велизария, победителя персов, проник в цирк, где шёл бурный митинг мятежников, и устроил там жестокую резню. Говорили, что погибло 35 тыс. человек, но трон Юстиниана устоял.
Страшная катастрофа, постигшая Константинополь, — пожары и смерти — не повергла, однако, в уныние ни Юстиниана, ни горожан. В том же году на средства казны началось бурное строительство. Пафос восстановления захватил широкие слои горожан. В каком-то смысле можно сказать, что город восстал из пепла, как сказочная птица Феникс, и стал ещё красивее. Символом этого подъёма было, конечно, строительство чуда из чудес — константинопольского храма Святой Софии. Оно началось сразу же, в 532 г., под руководством архитекторов из провинции — Анфимия из Тралл и Исидора из Милета. Внешне здание мало чем могло поразить зрителя, но настоящее чудо преображения происходило внутри, когда верующий оказывался под огромным мозаичным куполом, который как бы висел в воздухе без всякой опоры. Купол с крестом парил над молящимися, символизируя божественный покров над империей и её столицей. Юстиниан не сомневался, что его власть имеет божественную санкцию. В праздники он восседал на левой части трона, а правая была пуста — на ней невидимо присутствовал Христос. Автократор мечтал, что невидимый покров будет вознесён над всем римским Средиземноморьем. Идеей восстановления христианской империи — «римского дома» — Юстиниан вдохновил всё общество.
Когда купол константинопольской Софии ещё возводился, с Великого освободительного похода на Запад начался второй этап правления Юстиниана (532-540 гг.).
К концу первой трети VI в. варварские королевства, возникшие в западной части Римской империи, переживали глубокий кризис. Их раздирала религиозная рознь: основное население исповедовало православие, но варвары, готы и вандалы были арианами, чьё учение было объявлено ересью, осуждённой в IV в. на I и II Вселенских соборах Христианской Церкви. Внутри самих варварских племён быстрыми темпами шло социальное расслоение, усиливалась рознь между знатью и простолюдинами, что подрывало боеспособность армий. Элита королевств была занята интригами и заговорами и не заботилась об интересах своих государств. Коренное население ждало византийцев как освободителей. Поводом для начала войны в Африке послужило то, что вандальская знать свергла законного короля — друга империи — и посадила на престол его родственника Гелизмера. В 533 г. Юстиниан отправил 16-тысячную армию под командованием Велизария к африканским берегам. Византийцам удалось скрытно высадиться и беспрепятственно занять столицу вандальского королевства Карфаген. Православное духовенство и римская знать торжественно встречали императорские войска. Простой народ также относился к их появлению сочувственно, так как Велизарий сурово карал грабежи и мародёрство. Король Гелизмер пытался организовать сопротивление, но проиграл решающее сражение. Византийцам помогла случайность: в начале боя погиб брат короля, и Гелизмер покинул войска, чтобы похоронить его. Вандалы решили, что король бежал, и армию охватила паника. Вся Африка оказалась в руках Велизария. При Юстиниане I здесь развернулось грандиозное строительство — было построено 150 новых городов, восстановлены тесные торговые контакты с Восточным Средиземноморьем. Провинция переживала экономический подъём все 100 лет, пока она была в составе империи.
Вслед за присоединением Африки началась война за обладание историческим ядром западной части империи — Италией. Поводом к началу войны стали свержение и убийство законной королевы остготов Амаласунты её супругом Тео-датом. Летом 535 г. Велизарий с восьмитысячным отрядом высадился на Сицилии и в короткий срок, почти не испытывая сопротивления, занял остров. На следующий год его войско переправилось на Апеннинский полуостров и, несмотря на огромный численный перевес противника, отвоевало его южную и центральную части. Италийцы всюду встречали Велизария с цветами, сопротивление оказал лишь Неаполь. Огромную роль в такой поддержке народа сыграла Христианская Церковь. Кроме того, в стане остготов царил разброд: убийство трусливого и коварного Теодата, бунт в войсках. Армия выбрала новым королём Вити-гиса — смелого солдата, но слабого политика. Он тоже не смог остановить наступление Велизария, и в декабре 536 г. византийская армия без боя заняла Рим. Духовенство и горожане устроили византийским солдатам торжественную встречу. Население Италии более не желало власти остготов, о чём свидетельствует следующий факт. Когда весной 537 г. пятитысячный отряд Велизария был осаждён в Риме огромной армией Витигиса, битва за Рим длилась 14 месяцев; несмотря на голод и болезни, римляне сохранили верность империи и не впустили Витигиса в город. Показательно и то, что и сам король остготов печатал монеты с портретом Юстиниана I — только власть императора считалась законной. Глубокой осенью 539 г. армия Велизария осадила столицу варваров Равенну, и через несколько месяцев, опираясь на поддержку друзей, императорские войска заняли её без боя.
Казалось, власть Юстиниана не знает границ, он в апогее своего могущества, сбываются планы восстановления Римской империи. Однако главные испытания ещё только ждали его державу. Тринадцатый год правления Юстиниана I был «чёрным годом» и начал полосу трудностей, преодолеть которые могли только вера, мужество и стойкость ромеев и их императора. Это был третий этап его царствования (540-558 гг.).
Ещё когда Велизарий вёл переговоры о капитуляции Равенны, персы нарушили подписанный ими десять лет назад «Вечный мир» с империей. Шах Хосров I с огромным войском вторгся в Сирию и осадил столицу провинции — богатейший город Антиохию. Жители смело защищались, но гарнизон оказался небоеспособным и разбежался. Персы взяли Антиохию, разграбили цветущий город и продали жителей в рабство. На следующий год войска Хосрова I вторглись в союзную с империей Лазику (Западная Грузия), началась затяжная византийско-персидская война. Гроза с Востока совпала с нашествием славян на Дунае. Пользуясь тем, что укрепления границы остались почти без гарнизонов (войска были в Италии и на Востоке), славяне дошли до самой столицы, прорвались через Длинные стены (три стены протяжённостью от Чёрного моря до Мраморного, защищающие предместья города) и начали грабить пригороды Константинополя. Велизарий был срочно переброшен на Восток, и ему удалось остановить нашествие персов, но пока его армии не было в Италии, там оживились остготы. Они выбрали королём молодого, красивого, смелого и умного Тотилу и под его руководством начали новую войну. Варвары зачисляли в армию беглых рабов и колонов, раздавали своим сторонникам земли Церкви и знати, привлекали тех, кого обидели византийцы. Очень быстро маленькая армия Тотилы заняла почти всю Италию; под контролем империи остались лишь порты, которые без флота взять было невозможно.
Но, наверное, самым тяжёлым испытанием для державы Юстиниана I стала страшная эпидемия чумы (541-543 гг.), унёсшая чуть ли не половину населения. Казалось, что невидимый купол Софии над империей дал трещину и в неё хлынули чёрные вихри смерти и разрушения.
Юстиниан хорошо понимал, что главная его сила перед лицом превосходящего противника — вера и сплочённость подданных. Поэтому одновременно с непрекращающейся войной с персами в Лазике, тяжёлой борьбой с Тотилой, который создал свой флот и захватил Сицилию, Сардинию и Корсику, внимание императора всё больше и больше занимали вопросы богословия. Некоторым казалось, что престарелый Юстиниан выжил из ума, проводя в такой критической ситуации дни и ночи за чтением Священного писания, изучением творений Отцев Церкви (традиционное название деятелей Христианской Церкви, создавших её догматику и организацию) и написанием собственных богословских трактатов. Однако император хорошо понимал, что именно в христианской вере ромеев их сила. Тогда была сформулирована знаменитая идея «симфонии Царства и Священства» — союза церкви и государства как гарантии мира — Империи.
В 543 г. Юстиниан написал трактат, осуждающий учение мистика, аскета и богослова III в. Оригена, отрицающее вечные муки грешников. Однако главное внимание император уделял преодолению раскола православных и монофизитов. Конфликт этот вот уже более 100 лет терзал Церковь. В 451 г. IV Вселенский собор в Халкидоне осудил монофизитов. Богословский спор был осложнён соперничеством между влиятельными центрами православия на Востоке — Александрией, Антиохией и Константинополем. Раскол между сторонниками Халкидонского собора и его противниками (православными и монофизитами) в царствование Юстиниана I принял особую остроту, так как монофизиты создали свою отдельную церковную иерархию. В 541 г. начинается деятельность известного монофизита Якова Барадея, который в одежде нищего обошёл все страны, населённые монофизитами, и восстановил монофизитскую церковь на Востоке. Религиозный конфликт осложнился национальным: греки и римляне, считавшие себя правящим народом в империи ромеев, были преимущественно православными, а копты и многие арабы — монофизитами. Для империи это было тем более опасно, что богатейшие провинции — Египет и Сирия — давали огромные суммы в казну и от поддержки правительства торгово-ремесленными кругами этих областей многое зависело. Пока была жива Феодора, она помогала смягчать конфликт, покровительствуя монофизитам, несмотря на нарекания православного духовенства, но в 548 г. императрица умерла. Юстиниан решил вынести вопрос о примирении с монофизитами на V Вселенский собор. Замысел императора сводился к тому, чтобы сгладить конфликт путём осуждения учения врагов монофизитов — Феодорита Киррского, Ивы Эдесского и Фёдора Мопсуэтского (так называемые «три главы»). Сложность состояла в том, что все они умерли в мире с Церковью. Можно ли осуждать умерших? После долгих колебаний Юстиниан решил, что можно, но с его решением не согласились Папа римский Вигилий и подавляющее большинство западных епископов. Император вывез Папу в Константинополь, держал его чуть ли не под домашним арестом, пытаясь добиться согласия под нажимом. После долгой борьбы и колебаний Вигилий сдался. В 553 г. V Вселенский собор в Константинополе осудил «три главы». Папа не участвовал в работе собора, ссылаясь на недомогание, и пытался противодействовать его решениям, но в конце концов всё же подписал их.
В истории этого собора следует различать его религиозный смысл, заключающийся в торжестве православного догмата о том, что божественная и человеческая природа соединены в Христе не-слиянно и нераздельно, и политические интриги, которые его сопровождали. Прямая цель Юстиниана не была достигнута: примирения с монофи-зитами не наступило, и чуть было не произошёл разрыв с западными епископами, недовольными решениями собора. Однако этот собор сыграл большую роль в духовной консолидации Православной Церкви, а это было крайне важно и в то время, и для последующих эпох. Время правления Юстиниана I было периодом религиозного подъёма. Именно в это время получила развитие церковная поэзия, написанная простым языком, одним из виднейших представителей которой был Роман Сладкопевец. Это была эпоха расцвета палестинского монашества, время Иоанна Лествичника и Исаака Сирина.
Произошёл перелом и в политических делах. В 552 г. Юстиниан снарядил новую армию для похода в Италию. На этот раз она отправилась сухопутной дорогой через Далмацию под командованием евнуха Нарсеса, храброго полководца и хитрого политика. В решающем сражении конница Тотилы атаковала войска Нарсеса, построенные полумесяцем, попала под перекрёстный обстрел лучников с флангов, обратилась в бегство и смяла свою же пехоту. Тотила был тяжело ранен и умер. В течение года византийская армия восстановила своё господство над всей Италией, а ещё через год Нарсес остановил и уничтожил полчища лангобардов, хлынувших на полуостров.
Италия была спасена от страшного разграбления. В 554 г. Юстиниан продолжил завоевания в Западном Средиземноморье, попытавшись захватить Испанию. Полностью этого сделать не удалось, но небольшая область на юго-востоке страны и Гибралтарский пролив перешли под господство Византии. Средиземное море вновь стало «Римским озером». В 555г. имперские войска разгромили огромное персидское войско в Лазике. Хосров I подписал сначала перемирие на шесть лет, а потом и мир. Удалось справиться и со славянской угрозой: Юстиниан I заключил союз с кочевниками-аварами, которые взяли на себя охрану дунайской границы империи и борьбу со славянами. В 558 г. этот договор вступил в силу. Для империи ромеев наступил долгожданный мир.
Последние годы правления Юстиниана I (559- 565 гг. ) прошли спокойно. Финансы империи, ослабленные четвертьвековой борьбой и страшной эпидемией, восстанавливались, страна залечивала раны. 84-летний император не оставлял своих богословских занятий и надежд покончить с расколом в Церкви. Он даже написал близкий по духу монофизитам трактат о нетленности тела Христа. За сопротивление новым взглядам императора в ссылке оказались константинопольский патриарх и многие епископы. Юстиниан I одновременно был продолжателем традиций ранних христиан и наследником языческих кесарей. С одной стороны, он боролся против того, чтобы в Церкви были активны только священники, а миряне оставались лишь зрителями, с другой — постоянно вмешивался в церковные дела, смещая епископов по своему усмотрению. Юстиниан проводил реформы в духе евангельских заповедей — помогал бедным, облегчал положение рабов и колонов, восстанавливал города — и одновременно подвергал население жестокому налоговому гнёту. Пытался восстановить авторитет закона, но так и не смог уничтожить продажность и злоупотребления чиновников. Его попытки восстановить мир и стабильность на территории Византийской империи обернулись реками крови. И всё же, несмотря ни на что, империя Юстиниана была оазисом цивилизации в окружении языческих и варварских государств и поражала воображение современников.
Значение деяний великого императора выходит далеко за рамки его времени. Укрепление позиции Церкви, идейная и духовная консолидация православия сыграли огромную роль для становления средневекового общества. Кодекс императора Юстиниана I стал основой европейского права последующих веков.
Жизнь византийского императора в 9 фактах
4 сентября 476 года разразился один из величайших антикульминационных моментов в истории. Империя, которая когда-то простиралась от северных окраин Британии до пустынных границ Сирии и Северной Африки, наконец рухнула. Это было сделано не с каким-то большим крещендо, а скорее с кротким хныканьем. Раздираемый десятилетиями войн и политической нестабильности, его слабость была подтверждена разграблением города Аларихом в 410 году. Одоакру предстояло войти в бывшую имперскую столицу несколько десятилетий спустя и заставить отречься от престола Ромула Августула, императора в возрасте всего 16 лет. старый. Судьба свергнутого мальчика-императора остается неясной, но с его устранением Римская империя перестала существовать.
По крайней мере, так было на западе Европы. На востоке империя устояла. Основанная в Константинополе, новая столица, выбранная Константином в 330 г., уже более века была резиденцией империи де-факто , а Рим сохранял лишь свое идеологическое и историческое значение. Феодосий I фактически разделил империю в 395 году, реализовав прагматические политические и административные цели Диоклетиана, поставленные столетием ранее. Для этой новой Византийской империи на востоке идея Рима оставалась соблазнительной. Но мечтает о renovatio imperii , или восстановление империи, так и осталось мечтами. Императору Юстиниану, правившему с 527 по 565 год, предстояло еще раз воссоединить империю.
Будущие амбиции Юстиниана хорошо замаскированы его ничем не примечательным началом. Он родился около 482 года в древнем городе Таурезиум (современный Градиште в Северной Македонии) в небогатой семье иллиро-римских крестьян. Однако он был носителем латыни и считается последним римским императором. После него имперским языком станет греческий. Он также делит свое место рождения с Теодахадом, будущим королем остготов, родившимся в Таврезии около 480 г.
У матери Юстиниана, Виджилантии, был брат Джастин с хорошими связями. На момент рождения своего племянника Юстин был командиром отряда экскубиторов, имперской гвардии, основанной императором Львом I в 460 году. Excurbitors оказались в лучшем положении, чтобы действовать как создатели королей…
Вам нравится эта статья?
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей
Однако до этого Джастину приходилось присматривать за образованием своего племянника. Юстиниана доставили в Константинополь. Там он получил образование, которое включало в себя юриспруденцию, теологию и римскую историю; три предмета, которые определят ход его дальнейшей жизни. В это время Юстин служил одним из личных телохранителей императора. Это означало, что он был в хорошем положении. После смерти Анастасия I в 518 году он был провозглашен императором, по общему мнению, при большой поддержке своего племянника. Его правление было сравнительно коротким. Юстиниан был близким советником во всем, настолько, что к концу своей жизни Юстиниан фактически действовал как император для своего все более и более немощного дяди. Взлет Юстиниана был замечательным, учитывая его скромное происхождение. К 521 году он был консулом, а позже получил командование восточной армией. Это гарантировало, что его восхождение на престол 1 августа 527 г. на самом деле было чем угодно, только не удивительным.
Римская империя, которую Юстиниан стремился восстановить, была больше, чем просто политика и география. Их связывало общее понимание мира. Хотя греко-римская культура значительно изменилась за столетия после обращения Константина в христианство, империю по-прежнему связывало общее чувство идентичности. Центральным в этом был закон. Образование Юстиниана включало юридическую подготовку, и его правление в качестве императора началось с обширного и беспрецедентного обзора и пересмотра римского права. Плоды его трудов известны сегодня под общим названием Corpus juris civilis , «Свод гражданского права».
Первым из этих текстов, которые нужно было завершить, был Кодекс Юстиниана . Это послужило кодификацией имперских конституций с начала 2 века и далее. Содержащиеся конституции не предшествовали правлению Адриана. Явной целью этого текста было составить единый свод законов из предыдущих попыток, включая Кодекс Феодосия. За ним последовал Digest , а затем Institutiones , в котором изложены принципы права. Эти тексты легли в основу латинской юриспруденции, но политические реалии разделения Востока и Запада стали очевидны уже в IX в.0004 Новеллы . Этот сборник новых законов, датируемых правлением Юстиниана, был составлен на греческом языке, распространенном в восточной империи. Правовые реформы Юстиниана намного превзошли влияние других его попыток восстановить империю, будучи фундаментальными для большей части юридической практики в Европе.
Основные понятия сохранились в норманнском праве, а также в каноническом праве католической церкви.
Сегодня в Европе, Северной Африке и на Ближнем Востоке впечатляющие останки свидетельствуют о известности и популярности развлечений в Римской империи. От театров до постановок драм и комедий, до арен, на которых люди и звери сражались и умирали под лай толпы. Гладиаторские бои в амфитеатрах постепенно сокращались в течение 4 века и стали незаконными в 5 веке. Тем не менее гонки на колесницах на ипподромах оставались чрезвычайно популярными, как и на протяжении веков. Печально известный угрюмый император Каракалла, по общему мнению, был большим поклонником этого вида спорта.
На константинопольском ипподроме синие, которых поддерживал Юстиниан, соревновались с зелеными. Поддержка этих команд была тесно связана с другими социальными и политическими вопросами. В 532 году непопулярность Юстиниана и его советников (включая Трибониана), вызванная среди прочего высокими налогами, разожгла пламя беспорядков. Последовавшие за этим события были вызваны неудачной казнью несколькими днями ранее некоторых членов каждой команды, спровоцировавших насилие. Мужчины скрылись с места казни и укрылись в церкви. На последующих гонках они стали центром общественного единства перед лицом имперского гнета.
Мозаика с изображением возничего и лошади из четырех упряжек (по часовой стрелке сверху слева: зеленый, красный, синий, белый), III век, Палаццо Массимо алла Терме, Рим, через flickr
Константинопольский ипподром примыкал к Императорскому дворцовому комплексу — так же, как Палатинские дворцы в Риме выходили на Большой цирк. Тем не менее, это также предоставило населению возможность высказать свое разочарование. Это они громко и громогласно проделали на скачках 13 января 532 г. , в событиях, описанных Прокопием (9).0004 История войн 1.24). Типичные крики поддержки партизан сменились единым криком « Ника!» («Победа!»). Толпы обратились к насилию, сжигая здания и штурмуя дворец. Насилие продолжалось почти неделю, поскольку усилились призывы к отставке Трибониана и даже к смещению Юстиниана с поста императора. Якобы укрепленный мужеством жены, Юстиниан сплотился. Он направил верных генералов, в том числе Нарсеса и Велизария. Нарсес доставил золото сторонникам «синих». Когда они распались, Велизарий и его солдаты штурмовали ипподром и вырезали всех, кто остался.
По общему мнению, около 30 000 бунтовщиков были убиты в течение недели, что сделало это восстание одним из самых кровавых в истории Рима. Однако пролитая кровь обеспечила императору Юстиниану положение доминирующей фигуры в средиземноморском мире. Разрушение города во время бунта также предоставило императору чистый холст, на котором вскоре могло быть создано архитектурно-топографическое проявление его власти…
90 010 Война была обычным явлением для Римской империи, и правление Юстиниана не было исключением. После своего воцарения он унаследовал от Юстина незаконченный поход на Восток, так называемую Иберийскую войну (Иберийское королевство в Грузии, а не Пиренейский полуостров). Кампания, начавшаяся в 526 году, столкнула Восточную Римскую империю с Сасанидской империей, и это была война, вызванная напряженностью из-за торговли и дани.
Кампания была в значительной степени неудачной для римлян, которые потерпели поражение в битве при Таннурисе в 528 г. и при Каллиникуме в 531 г. Смерть сасанидского царя Кавада позволила Юстиниану добиться дипломатического решения с сыном Кавада, Хосровом I. подписанный договор, известный как «Вечный мир», предусматривал возврат обеими сторонами всех оккупированных территорий и единовременный платеж римлян в размере 11 000 фунтов золота. Однако название было каким-то неправильным. Кампании Юстиниана на Западе позже оставили эти провинции без присмотра, предоставив Хосрову слишком хорошую возможность, чтобы ее игнорировать…
Западные походы императора Юстиниана происходили в несколько этапов. Первая фаза конфликта включала попытку отвоевать утраченные североафриканские территории, захваченные вандалами в пятом веке. Свержение короля Хильдерик Гелимером в 530 году дало Юстиниану предлог для вмешательства. Император отправил Велисария в Африку. Там он победил вандалов в серии сражений, в том числе решительно при Трикамаруме в декабре 533 года. Гелимер был доставлен в Константинополь в 534 году и прошел через имперскую столицу в качестве военнопленного.
Как и в Северной Африке, Юстиниан использовал династическую борьбу в Итальянском остготском королевстве — в частности, узурпацию Теодахада в 534 году — как casus belli для попытки реконкисты. Сицилия была захвачена в 535 году. К 536 году Велизарий продвигался через полуостров, разграбив Неаполь. Сам Рим пал, а восточно-римские армии маршировали через Порта Азинарии в бывшую имперскую столицу.
Однако война была далека от завершения. Продолжение кампании на севере Италии ознаменовалось огромным кровопролитием, включая разграбление Медиолана (Милана). В конце концов Велизарий вошел в столицу остготов Равенну в 540 году, незадолго до того, как Юстиниан вызвал его обратно в Константинополь.
Велизарий был отозван перед лицом возобновившегося давления Сасанидов на востоке. Хосров нарушил условия Вечного мира и вторгся на римскую территорию в 540 году, разграбив важные города, такие как Антиохия, и взимая дань.
Точно так же, будучи оккупированными на востоке, остготы под предводительством Тотилы в 541 г. восстали против власти Восточной Римской империи, разгромив их при Фаэнце в 542 г. и отвоевав большую часть территории на юге Италии. Велизарий был отправлен обратно на запад, но, не имея достаточных сил, не смог восстановить господство Восточной Римской империи. Сам Рим несколько раз переходил из рук в руки в ходе этой кампании. Только когда Юстиниан отправил значительные силы под командованием Нарсеса, римляне смогли победить остготов, сначала в битве при Буста Галлорум, а затем в битве при Монс Лактариус в 552 году. Угроза со стороны франков была подавлена победой. в Казилине в 554 году. Италия была возвращена под контроль римлян, но власть восточных римлян на полуострове оставалась в лучшем случае ненамного более чем незначительной.
История попыток Юстиниана восстановить римский контроль над бывшими территориями не может быть рассказана без признания влияния Велисария. Обычно признанный воплощением традиционных римских добродетелей — он был одним из длинного списка «последних римлян», в который входили такие разные фигуры, как Брут, убийца Юлия Цезаря, и Стилихон, полководец римлян-вандалов в начале V века. успешная военная карьера, часто несмотря на неблагоприятные обстоятельства.
Он помог обеспечить правление Юстиниана, подавив гражданские волнения во время восстания Ника. Затем кампании за императора на востоке и западе, возвращение территорий, которые давно вышли из-под контроля римлян, включая города Карфаген и Рим. В 540 г. остготы предложили Велизарию трон «Западной империи». Он симулировал принятие, но когда он взял город Равенну, он сделал это от имени Юстиниана. Тем не менее, семена подозрения были посеяны…
В 562 г., в конце жизни, Велизарий предстал перед судом в Константинополе по обвинению в заговоре против императора. Признанный виновным и заключенный в тюрьму, он был освобожден вскоре после имперского помилования, отражающего бурные отношения между двумя мужчинами. Это также превратилось в историю, которая стала особенно популярной в средневековый период. В нем говорилось, что Велизарий был ослеплен по приказу Юстиниана и превращен в жалкого нищего, оставленного умолять о доброте незнакомцев с улиц Рима.
Большинство современных ученых утверждают, что это выдумка, но эта история захватила воображение художников на протяжении всей истории. Жестокость Юстиниана и благородный характер Велисария, низложенные на землю, давали удобный и податливый исторический сюжет для изображения жестокости монархов.
Нечасто святых критикуют за распущенность или «продажное обаяние», как писал о ней Эдвард Гиббон, но императрица Феодора, жена Юстиниана, не была обычной женщиной. Ее происхождение было скромным, она родилась у родителей, которые якобы работали в сфере развлечений: ее отец, Акакий, был дрессировщиком медведей на ипподроме, а мать — актрисой и танцовщицей.
Первоначально закон запрещал Юстиниану жениться на Феодоре, но Юстин вмешался от имени своего племянника. Возможно, это спасло ему жизнь. По общему мнению, Феодора укрепила своего мужа перед лицом бунтов Ника, пристыдив его мысли о побеге, заявив, что «царский пурпур — благороднейший саван». Фактически она имела в виду, что благороднее умереть императором, чем бежать и продолжать жить в безвестности. Она также занимала видное место при императорском дворе, и в юридическом кодексе Юстиниана ее называли «партнером в моих размышлениях» (9).0004 Роман 8.1). Ее известность в Империи иллюстрируется впечатляющими мозаиками из базилики Сан-Витале в Равенне, где императрица смотрит на верующих сверху вниз.
Обнаружение «настоящей» Теодоры сильно затруднено из-за противоречивых рассказов о ее жизни. Даже самый плодовитый историк царствования Юстиниана Прокопий предлагает несколько поразительно контрастных портретов императрицы. Самым устойчивым является нелестное изображение, предлагаемое в его Тайная история , в которой распущенность и склонность Теодоры к политическим интригам занимают центральное место.
Однако оказывается, что Феодора была набожной христианкой, защищавшей дело своей миафизитской веры, которая противоречила халкидонским верованиям ее мужа. Следовательно, ее обвинили в ереси и поощрении разногласий в Империи. Тем не менее, ее вера оставалась непоколебимой. Это, по-видимому, стало особенно очевидным после ее смерти в 548 году (вероятно, от рака). Тогда попытки Юстиниана гармонически сблизить миафизитов и халкидонян объяснялись его уважением к памяти любимой жены. Она, как и ее муж, была канонизирована, став святой как в Восточной, так и в Восточной Православной Церкви.
В последние десятилетия правления Юстиниана великие замыслы имперского завоевания и славы были сорваны. Начиная с 530-х годов империю сотрясала череда бедствий, из-за которых казалось, что Бог покинул империю. Сначала 530-е годы были окружены тьмой и голодом. Извержение вулкана — возможно, в Исландии — выбросило ядовитые газы, лишив фермеров Средиземноморья и Ближнего Востока солнечного света, в котором нуждался их урожай. Вскоре голод опустошил Империю и ее соседей. Менее чем через десять лет, начиная с 542 года, империю Юстиниана охватила эпидемия чумы. Сегодня это было признано вспышкой бубонной чумы, подобной той болезни, которая охватила Европу и Азию в средневековый период. Вспышка убила бесчисленное количество людей по всей империи. Сам Юстиниан заразился этой болезнью, но чудом выжил. Сасанидская империя также пострадала от этой болезни.
Римская империя ранее страдала от вспышек чумы, в первую очередь от чумы Антонина, опустошившей Империю в так называемый Золотой век правления Марка Аврелия. По словам историка Прокопия, в отчете, который перекликается с повествованием Фукидида об Афинской чуме в V веке до нашей эры, болезнь была впервые обнаружена в Пелусии, порту в контролируемом римлянами Египте.
Оттуда он быстро распространился. Корабли с зерном прибыли в Константинополь из Египта, чтобы накормить растущее население города, невольно распространяя смертельную заразу. Юстиниан и империя оправились, но не получили передышки от превратностей природы. Десять лет спустя, в 551 году, Средиземноморский бассейн потряс Бейрутское землетрясение. Подземные толчки ощущались по всей восточной части Средиземного моря, от Александрии до Антиохии. В результате цунами погибли десятки тысяч человек.
Чтобы иметь такое же отношение, как и к величайшим римским императорам древности, императору Юстиниану нужна была соответствующая имперская столица. Его правление было отмечено интенсивной и часто впечатляющей строительной деятельностью, особенно в самом Константинополе. Самым известным из всех его памятников был собор Святой Софии (Святой Мудрости), построенный между 532 и 537 годами. Предыдущая итерация этой церкви была освящена в 360 году нашей эры Констанцием II, преемником Константина Великого, и была построена в «западном стиле». (т.е. стиль базилики). Однако это сооружение было сожжено во время восстания Ника, что дало Юстиниану возможность произвести неизгладимое впечатление на столицу.
Исидор Милетский и Анфимий Тралльский руководили строительством архитектурного шедевра. По общему мнению, Юстиниан воскликнул: «Соломон, я превзошел тебя!» как только он впервые ступил внутрь обширного куполообразного интерьера церкви. Это был самый большой собор на протяжении почти тысячи лет, пока Севильский собор не был завершен в 1520 году.
Строительная деятельность императора не остановилась на реконструкции собора Святой Софии. Он также курировал церковь Святых Апостолов и церковь Святых Сергия и Вакха, позже переименованную в Малую Святую Софию, построенную в 530-х годах по велению Юстиниана и Феодоры. Считается, что первый из них был местом захоронения ряда императоров, в том числе пары «Великих» — Константина и Феодосия, а последний был посвящен народному культу пары римских солдат — Сергия и Вакха. которые были замучены за свои христианские убеждения во время гонений Диоклетиана в 303 году. Строительная деятельность Юстиниана не ограничивалась святыми сооружениями. Он также использовал городские пространства имперской столицы, чтобы прославить себя в великой традиции римских императоров. В частности, он воздвиг внушительную колонну Юстиниана в Августеуме (главная церемониальная площадь города). Он был увенчан внушительной конной статуей императора и праздновал его победы на Востоке.
Основным источником о жизни и временах императора Юстиниана является Прокопий Кесарийский, крупнейший историк VI века, писавший на греческом языке. Он написал три рассказа, охватывающих период правления Юстиниана: История войн , Здания и Тайная история . В 527 году он был назначен адессором Велизария, что привело его в центры имперской власти. Судьба Прокопия тесно переплелась с судьбой великого полководца, которого он сопровождал в походах как на восток, так и на запад. Прокопий также был свидетелем великих беспорядков и кровопролития восстаний Ника. Вполне вероятно, что Прокопий также занимал место в сенате Константинополя, что сделало его человеком значительного влияния и важности. История войн остается самым важным историческим повествованием Прокопия, охватывающим в восьми книгах войны на востоке, завоевание вандалами Северной Африки и готские войны, которые Велисарий вел в Италии.
«Его здания» — это, по сути, панегирик, восхваляющий императора Юстиниана за общественные архитектурные работы, которые он выполнил по всей империи. Юстиниан повсюду представлен как идеализированный христианский император, строящий церкви и защищающий империю на благо ее граждан. Этот взгляд на императора и императорский двор резко контрастирует с тем, что встречается в IX в.0004 Тайная история , работа, благодаря которой Прокопий наиболее известен. При этом Прокопий пронзает Юстиниана, Феодору, Велисария и его жену Антонину. Император жесток до демонизма, Феодора — олицетворение безудержной похоти и холодного расчета, а Велизарий, у которого служил Прокопий, — слабый рогоносец, часто умышленно не знающий измен своей жены. Мотивы внезапной смены такта Прокопия остаются спорными; некоторые предположили, что это был запасной план: если Юстиниан будет свергнут, то публикация порочащего документа может позволить Прокопию сохранить свое положение, снискав расположение новых правителей. Как бы то ни было, работа Прокопия оказалась неизменно популярной, вдохновляя более поздних авторов, в том числе Роберта Грейвса, автора Граф Велизарий (1938).
«Этот человек, однако, ни одному живому человеку во всем римском мире не посчастливилось спастись». Таков был приговор Прокопия Юстиниану. Далекий от повсеместно популярной фигуры, нет никаких сомнений в том, что император Юстиниан возвышался над Восточной Римской империей в шестом веке и что его наследие в сводах законов, архитектуре и других сферах до сих пор находит отклик. Мечты о renovatio imperii , возможно, так и остался далеким, но сам Рим был восстановлен. Хотя бы на мгновение.
Византийская империя: карта, история и факты
Карта Византийской империи в период ее наибольшего расширения в 565 году нашей эры. (Изображение предоставлено Димитриосом Карамитросом через Getty Images)Византийская империя, также известная как Византия, относится к восточной половине Римской империи, которая просуществовала почти 1000 лет после краха западной части империи.
Византийская империя располагалась в Константинополе (современный Стамбул) и на пике своего развития контролировала территорию от юга Испании до Сирии.
На протяжении всей своей истории византийцы редко контролировали Рим и говорили в основном по-гречески. Несмотря на это, жители Византии продолжали называть себя «римлянами», писал Тимоти Грегори, почетный профессор истории Университета штата Огайо, в книге « A History of Byzantium » (Wiley- Блэквелл, 2010). Их более широкая империя считалась «римской» империей, хотя она редко контролировала Рим.
В отличие от западной половины империи, Византийская империя процветала и переживала «золотой век» во время правления Юстиниана (527–565 гг. н. э.), когда территории империи простирались до Западной Европы, а строители императора построили Собор Святой Софии, большой собор, который стоит до сих пор и теперь используется как мечеть (откроется в новой вкладке).
После смерти Юстиниана Византийская империя ослабла и потеряла территорию. В 1204 году во время крестовых походов византийцы были преданы, когда крестоносцы с запада разграбили Константинополь, пытаясь получить деньги.
Византийская империя в конце концов пала, когда Константинополь был завоеван Османской империей в 1453 году после осады.
Происхождение
К началу четвертого века нашей эры Римская империя охватила огромную территорию, от северной Англии до Сирии. Однако им стало трудно управлять и возникло много проблем, поэтому в 293 году нашей эры император Диоклетиан ввел систему, известную как тетрархия. Это фактически разделило империю на четыре региона, двумя из которых правили императоры (Август), а двумя другими правил наследник каждого императора (Цезарь). Констанций (жил в 250–306 гг.) был назван одним из этих цезарей и в конце концов стал августом на западе. После его смерти в 306 году армия объявила его сына Константина августом.
Константин взял под свой контроль западную половину Римской империи после победы в битве у Мильвийского моста в 312 году нашей эры против Максенция, претендента на западный престол. Легенды, рассказанные при жизни Константина, говорят, что перед битвой у Константина был какой-то религиозный опыт, который привел к тому, что он стал христианином. В 324 году нашей эры Константин стал императором всей Римской империи после победы в битве при Хрисополисе на территории современной Турции против Лициния, императора на востоке.
После воссоединения империи Константин внес ряд важных изменений, которые заложили основы Византийской империи.
«Наиболее значительными из этих изменений были появление христианства как излюбленной (а затем и официальной) религии государства и создание Константинополя как нового городского центра империи на берегу Босфора, на полпути между все границы империи, — отметил Григорий.
Статуя римского императора Константина Великого, 274-337 гг., расположенная за пределами Йоркского собора, Англия. Здесь он был провозглашен римским императором в 306 году нашей эры. (Изображение предоставлено RichieChan через Getty Images)Константинополь был построен на месте Византии, городского центра, имевшего долгую историю предшествующей оккупации. Писатель Созомен, живший в пятом веке нашей эры, утверждал, что выбор Константином места для его нового города был вдохновлен Богом — якобы Бог явился перед Константином и повелел ему построить город там, где он это сделал.
Григорий отметил, что Константин крестился незадолго до своей смерти в 337 году нашей эры. Смерть Константина привела к череде недолговечных преемников. Феодосий I был последним единоличным римским императором. После его смерти в 39 г.5 империя разделилась на две империи — восточную и западную.
Пятый век станет концом западной половины Римской империи. После потери территорий так называемыми «варварскими» группами и раздираемой междоусобицами Западная Римская империя рухнула в 476 году, когда ее последний император был вынужден отречься от престола.
Восточная Римская империя, напротив, выжила, превратившись в то, что мы сегодня называем «Византийской империей», хотя ее жители по-прежнему считали себя «римлянами».
Юстиниан I
Юстиниан I стал императором в 527 году. Он был племянником и приемным сыном Юстина I, который был дворцовой стражей до узурпации престола в 518 году. Хотя многие историки говорят, что золотой век Византии пришелся на время его правления, Правление Юстиниана началось не очень многообещающе.
В начале своего правления Юстиниан решил еще больше укрепить христианство как официальную религию Византийской империи. Ко времени его вступления на престол традиционные греко-римские религии были в значительной степени запрещены. Юстиниан расширил это, закрыв философскую школу в Афинах в 529 г., место, где студенты узнали о работах древнегреческих философов, таких как Платон, которые следовали традиционным греко-римским религиям.
В 532 году, всего через пять лет после его правления, в Константинополе произошли восстания Ника (Ника означает «победа» или «завоевание» по-гречески). Древний писатель Прокопий (живший в шестом веке нашей эры) писал, что Константинополь, наряду с другими имперскими городами, был расколот на две фракции — «синих» и «зеленых», — которые имели тенденцию устранять свое соперничество в гонках на колесницах и другие события. Гонки на колесницах были чрезвычайно популярны в то время и были связаны с имперской властью: сам Юстиниан был «Синим», как писал автор Джеймс Граут в Римская энциклопедия (открывается в новой вкладке).
Перед беспорядками византийские власти арестовали нескольких членов обеих фракций и приговорили их к казни. Это спровоцировало сторонников «синих и зеленых», которые также были возмущены высокими налогами, введенными Юстинианом. Когда требования фракций об освобождении арестованных членов были проигнорированы, они объединились и попытались свергнуть императора.
«Члены двух фракций, сговорившись между собой и объявив перемирие друг с другом, схватили заключенных, а затем сразу же вошли в тюрьму и освободили всех, кто там находился в заточении… Город был обстрелян, как если бы он попал под рука врага…» — писал Прокопий. 14 через веб-сайт Университета Фордхэма (открывается в новой вкладке)).
Подробная византийская мозаика императора Юстиниана со свитой. (Изображение предоставлено Ричардом Т. Новицем через Getty Images)Беспорядки длились несколько дней, и Юстиниану пришлось призвать войска, чтобы подавить бунтовщиков. (Прокопий писал, что в результате было убито 30 000 человек.) Беспорядки причинили значительный ущерб, но Юстиниан воспользовался ситуацией, чтобы построить что-то грандиозное. На месте разрушенной церкви, называемой Святой Софией (что означает «Святая Премудрость»), он приказал построить новый, гораздо более величественный собор.
«Размеры собора Святой Софии огромны для любой конструкции, построенной не из стали», — написали историк искусства Хелен Гарднер и профессор истории искусств Бостонского университета Фред Кляйнер в книге « Искусство Гарднера на протяжении веков: А. Global History (открывается в новой вкладке)» (Cengage Learning, 2015). Замещающий собор «около 270 футов [82 метра] в длину и 240 футов [73 метра] в ширину. Диаметр купола составляет 108 футов [33 метра], а его корона возвышается примерно на 180 футов [55 метров] над мостовой». написал.
Говорят, что после того, как он был построен, около 537 года, Юстиниан заметил: «Соломон, я превзошел тебя». Эта цитата впервые упоминается писателями спустя столетия после постройки собора Святой Софии и может быть недостоверной. Большой баптистерий собора , который, возможно, недавно был обнаружен археологами, был местом, где крестили многих византийских императоров.
В дополнение к строительству невероятного собора Юстиниан руководил крупной территориальной экспансией империи, отвоевывая территории в Северной Африке, Италии (включая Рим) и части Западной Европы.
Интеллектуальные достижения Юстиниана также были значительны. «Искусство и литература процветали при его правлении, и его чиновники осуществили удивительно тщательный синтез римского права, который до наших дней служил основой правовых систем большей части Европы», — писал Григорий.
Собор Святой Софии (Ая-София), большой купольный монумент, построенный как собор и ныне являющийся музеем в Стамбуле, Турция. (Изображение предоставлено Эмадом Альджума через Getty Images)Эти достижения произошли, несмотря на то, что Юстиниан не оказывал прямой поддержки искусству или литературе, писала Филиппомария Понтани, профессор Университета Ка’ Фоскари в Венеции, в книге « История древнегреческой стипендии: От истоков до Конец византийской эпохи г. (открывается в новой вкладке)» (Brill, 2020).
«Долгое правление императора Юстиниана (527–565) стало свидетелем замечательного расцвета поэтов, юристов, архитекторов и историков», но «прямое покровительство Юстиниана в конкретной области литературы было на самом деле довольно ограниченным», — писал Понтани. . Кроме того, в 562 году произошло крупномасштабное сожжение книг, которые считались «языческими».
В период с 541 по 542 год чума охватила империю Юстиниана и даже поразила самого императора, хотя он и выжил. Однако «многие из его соотечественников этого не сделали, и некоторые ученые утверждали, что погибла до одной трети населения Константинополя», — писал Григорий, отмечая, что болезнь будет повторяться примерно каждые 15 лет с этого момента до седьмого. век.
Нехватка продовольствия, вызванная более прохладными погодными условиями, произошла примерно в то же время, что усугубило ситуацию. Исследования показывают, что кусок кометы Галлея врезался в Землю в 536 году нашей эры, в результате чего в атмосферу попало столько пыли, что планета значительно остыла. Также было высказано предположение, что извержение вулкана в Сальвадоре способствовало более прохладному климату.
Темные века Византии
Карта Византийской империи при императоре Юстиниане I, до его вступления на престол и после его смерти. (Изображение предоставлено Димитриосом Карамитросом через Getty Images)Юстиниан I умер в 565 году. Столетия после смерти Юстиниана иногда называют византийским «Темным веком», так как империю постигла череда несчастий.
На западе большая часть территории, захваченной Юстинианом, была потеряна. К началу седьмого века «большая часть Италии находилась под властью лангобардов, Галлия была в руках франков, а прибрежные районы Испании, окончательное завоевание Юстинианом повторного завоевания, должны были вскоре перейти к вестготам», Эндрю Лаут, почетный профессор святоотеческой и византийской филологии Даремского университета, написал в главе книги « The Cambridge History of the Byzantine Empire » (Cambridge University Press, 2008).
Лаут отметил, что между 630 и 660 годами большая часть восточной территории империи, включая Египет, была завоевана особенно таких, как Рашидунский и Омейядский халифаты. Это значительно ослабило позиции Византии. «Это радикальное потрясение вместе с упорной агрессией арабов против оставшихся византийских земель и вторжениями славян и народов, происходящих из среднеевропейских степей, на Балканы , ускорил переход городов восточного Средиземноморья, который уже шел полным ходом», — писал Лаут. 0011
«К концу (седьмого) века города утратили большую часть своего социального и культурного значения и сохранились как укрепленные анклавы», а также рынки, добавил Лаут. «Даже Константинополь едва выжил, и сделал это в гораздо более тяжелых условиях».
Недавнее исследование обнаружило свидетельства того, что в некоторых византийских городах были остановлены даже службы по вывозу мусора; археологи обнаружили, что он закончился в Элузе в Израиле в середине шестого века.
Эти трудные времена, возможно, способствовали иконоборчеству, имевшему место в восьмом и девятом веках в Византийской империи. В этот период было уничтожено много византийских религиозных произведений искусства.
Византийское возвращение?
К 1025 году Византийская империя простиралась на территорию современной Турции, Греции и Балкан. (Изображение предоставлено Cplakidas/Creative Commons.)Византия так и не вернулась к «золотому веку», который она пережила во время правления Юстиниана. Тем не менее в IX веке военное положение стабилизировалось, и к XI веку Византия вернула себе значительную территорию, которую она потеряла.
Ко времени смерти императора Василия II в декабре 1025 г., после почти 50-летнего царствования, Византия была «господствующей державой на Балканах и Ближнем Востоке, с явно безопасными границами по Дунаю, в Армянском нагорье и за Евфрат», — писал Майкл Ангольд, почетный профессор Эдинбургского университета, в другой главе «Кембриджской истории Византийской империи». Кроме того, византийцам удалось распространить христианство на Руси.
Тем не менее, это своего рода возвращение было, мягко говоря, незначительным. «Пятьдесят лет спустя Византия боролась за свое существование. Все ее границы были нарушены», — писал Ангольд. К этому времени кочевники проникали в Турцию и придунайские провинции, а норманны захватили итальянские территории Византийской империи.
Тем не менее, империя, в конце концов, вновь обрела некоторое подобие стабильности и продолжила свое существование.
Великий раскол 1054 года
16 июля 1054 года папский легат (представитель) по имени Гумберт Сильва Кандидский отлучил от церкви Константинопольского патриарха Михаила I Керулария. В то время Папа Лев IX недавно умер, а новый Папа еще не был выбран. Патриарх отказался отказаться от власти и взамен отлучил Гумберта от церкви. Это привело к расколу между церковью в Константинополе и церковью в Риме.
Михаил Керуларий ввел правила, согласно которым все церкви в Константинополе должны следовать греческим обычаям — даже те, в чьих прихожанах было много членов из Западной Европы, — писал Филип Кеннеди, старший научный сотрудник богословия Мэнсфилд-колледжа Оксфордского университета в его книга «Христианство: введение» (Bloomsbury Publishing, 2011). Это разозлило папу Льва IX, который отправил легатов во главе с Гумбертом в Константинополь с письмом протеста против его действий. Керуларий отказался встречаться с этими легатами, и после смерти папы Льва IX Гумберт решил отлучить Керуларий от церкви, писал Кеннеди.
На протяжении столетий между западными и греческими церквями возник ряд различий в обычаях. Например, церкви в Риме использовали пресный хлеб, тогда как греческие церкви, как правило, использовали квасной хлеб. Были также различия в том, как следует формулировать Никейский символ веры — заявление веры. Были также различия в безбрачии священников — греческие церкви разрешали женатым священникам.
Кеннеди отметил, что в начале 11 века, когда норманны вторглись на Сицилию, они заставили греков, живущих на острове, принять религиозные обычаи, используемые в Риме, что раздражало церковных чиновников в Константинополе, включая Керулария.
Четвертый крестовый поход
В 1204 году армия крестоносцев с запада разграбила Константинополь и установила недолговечную линию правителей.
Идея крестового похода христиан против других христиан была странной даже по меркам Средневековья. Есть ряд причин, почему это произошло. Великий раскол 1054 года и последующие десятилетия разделения между Православной церковью и церковью в Риме были значительным фактором, писали Джон Гибфрид, доцент истории в Государственном колледже Восточной Джорджии, и Кайл Линкольн, специальный лектор в Оклендском университете, в своей книге «Переделка средневекового мира, 1204 г. , Четвертый крестовый поход» (University of North Carolina Press, 2021). Другим важным фактором является то, что люди с запада были убиты в Константинополе в 1182 году, писали Гибфрид и Линкольн.
Это означало, что в 1203 году ряд безденежных крестоносцев, которые искали деньги для финансирования военной экспедиции в Египет, были готовы выслушать Алексия Ангелоса, претендента на византийский престол, который призвал крестоносцев отправиться в Константинополь.
«Портрет четырех тетрархов» — скульптурная группа из порфира, изображающая четырех римских императоров, датируемая примерно 300 годом нашей эры. Со времен средневековья она была прикреплена к углу фасада базилики Святого Марка в Венеции, Италия. Вероятно, первоначально он был частью украшений Филадельфии в Константинополе. (Изображение предоставлено Франческо Кантоне через Getty Images)Алексей Ангелос пообещал крестоносцам, что, если «они помогут восстановить его в Константинополе, он заплатит им 200 000 марок, даст им все необходимое и предоставит армию из 10 000 человек. папство», — написал Джонатан Филлипс, профессор лондонского Королевского университета Холлоуэй, в статье журнала History Today в 2004 году.
форма. «Смерть императора Мануила Комнина (1143–1180) предвещала серию регентств, узурпаций и переворотов. Между 1180 и 1204 годами в империи произошло не менее пятидесяти восьми восстаний или восстаний».
Крестоносцам удалось взять Константинополь в 1204 году, они разграбили город и посадили на византийский престол новую линию «латинских» королей с запада. Эти правители оставались на своих местах до тех пор, пока греческий полководец по имени Михаил Палеолог не захватил Константинополь и не короновал себя Михаилом VIII в 1261 году (он продолжал править до 1282 года).
Конец Византийской империи
В то время как Константинополь снова находился под властью греческого правителя, его конец приближался. Империя боролась до 15 века, но императоры постепенно теряли свое значение в пользу религиозных деятелей.
В 1395 году Патриарх Антоний, Патриарх Константинопольский, почувствовал необходимость произнести речь, объясняющую, почему византийский император по-прежнему важен. «Святой император имеет великое место в церкви, ибо он не подобен другим правителям или правителям иных областей. Это потому, что с самого начала императоры установили и утвердили [истинную] веру во всем населенном мире…» он (Из книги «Византия: церковное общество и цивилизация глазами современников», University of Chicago Press, 19.84, через Веб-сайт Фордхэмского университета )
В 1453 году Османская империя, которая расширялась на территорию Византии с 14 века, осадила и захватила Константинополь, положив конец Византийской империи. Сегодня, хотя Византийской империи уже давно нет, город Константинополь (сейчас он называется Стамбул ) процветает и до сих пор считается перекрестком, в прямом и переносном смысле, между Европой и Азией.
Эта статья была обновлена 10 мая 2022 г. участником Live Science Оуэном Джарусом.
Дополнительные ресурсы
Воины Византийской империи участвовали во многих битвах. Читайте об обнаружении солдата 14-го века, чья сломанная челюсть была залечена золотой нитью . Вы также можете узнать о некоторых редких 1000 — летних византийских мечах в этой статье. Некоторые примеры кораблекрушений византийской эпохи можно увидеть в этой фотогалерее.
Библиография
Геанакоплос, Д. (1984) «Византия: церковное общество и цивилизация глазами современности», University of Chicago Press
Теотокис, Г., и Мешко, М. (редакторы) (2021) «Война в одиннадцатом -Century Byzantium» Routledge, 2021
Грегори Т. (2010) «История Византии» Wiley-Blackwell
Джон Гибфрид и Кайл Линкольн «Переделка средневекового мира, 1204 г. Четвертый крестовый поход» University of North Carolina Press , 2021
Кеннеди, Филип «Христианство: введение» Bloomsbury Publishing, 2011
Филлипс, Дж. (2004) «Четвертый крестовый поход и разграбление Константинополя» History Today, 54, 5
https://www.historytoday. com/archive/crusades/fourth-crusade-and-sack-constantinople
Piltz, E. (2005) «Византия в зеркале: послание Скилица Матритенского и собора Святой Софии в Константинополе» Британские археологические Отчеты
Понтани, Ф. «История древнегреческой науки: от истоков до конца византийской эпохи», Брилл, 2020 г.
Шепард, Дж. (редактор) «Кембриджская история Византийской империи» Cambridge University Press, 2008
Хронология
312 октября Константин I побеждает в битве у Мильвийского моста и становится императором западной половины Римская империя.
324 Константин побеждает в битве при Хрисополисе и становится единоличным правителем Римской империи. После этого Византия (позднее переименованная в Константинополь) становится второй столицей Римской империи.
337 Константин умирает вскоре после обращения в христианство.
395 Феодосий I, последний император, контролировавший всю Римскую империю, умирает. После этого раскол между западной и восточной половиной Римской империи становится постоянным, а Константинополь становится столицей восточной половины.
476 Западная Римская империя рушится, и ее последний император свергнут. »
527 Юстиниан становится императором Византийской империи.
532 Беспорядки в Нике привели к массовым разрушениям в Константинополе. По их следу Юстиниан начинает строительство собора Святой Софии.
536 Примерно в это время температура падает, возможно, в результате извержения вулкана или столкновения с куском кометы.
537 Примерно в это же время завершено строительство собора Святой Софии.
541/542 Чума пронзает Византийскую империю; умирает до трети населения Константинополя.
565 Юстиниан умирает. Годы после его смерти иногда считаются византийским темным веком, поскольку территория империи уменьшается, а ее власть ослабевает.
630-660 Арабское вторжение привело к потере Египта и Леванта.
1025 Смерть императора Василия II. К этому времени Византийская империя стабилизировалась и вернула себе территории на Балканах и Ближнем Востоке
1054 Православная церковь отделяется от Римско-католической церкви, создавая религиозный раскол между Византийской империей и Западной Европой.