«Бронзовый коллапс» или «бронза просто закончилась»?
Третье родитель Кронид поколенье людей говорящих
Медное создал, ни в чем с поколеньем не схожее с прежним.
С копьями. Были те люди могучи и страшны. Любили
Грозное дело Арея, насильщину. Хлеба не ели.
Крепче железа был дух их могучий. Никто приближаться
К ним не решался: великою силой они обладали,
И необорные руки росли на плечах многомощных.
Были из меди доспехи у них и из меди жилища,
Медью работы свершали: никто о железе не ведал.
Сила ужасная собственных рук принесла им погибель.
Все низошли безыменно; и, как ни страшны они были…
Гесиод «Труды и дни»[/right]
Мы закончили публикацию материалов по истории минойской цивилизации, написанных, так сказать, «по горячим следам». Но интерес к теме оказался настолько большим, что возникла необходимость ее расширить и рассмотреть еще несколько важных вопросов, непосредственно с ней связанных. В частности, это вопрос о гибели цивилизации минойского Крита, которая произошла из-за катасрофы, последствия которой сделали остров уязвимым для внешнего нашествия.
Бронзовый литой меч, копирующий более ранние образцы с деревянной рукояткой.
![](/800/600/http/images.myshared.ru/95/1397898/slide_11.jpg)
Хронологически все эти печальные события имели место в 1206—1150 гг. до н. э. Именно тогда произошло и нашествие «народов моря», погибли микенское царство, Хеттская держава на территории Анатолии и Сирии, да и доминированию Египта в Сирии и Ханаане тоже был положен конец, хотя само египетское государство устояло. Исчезло микенское линейное письмо и лувийская письменность. Почти каждый город, находившийся между Троей и Газой, был разрушен и после этого потом уже больше не заселялся: например, были заброшены навсегда такие города, как Хаттуса, Микены и Угарит.
Макет древнего минойского корабля.
Катастрофа, имевшая место в указанный период, привела к очень серьезным регрессивным явлениям практически во всех сферах духовной жизни и в области материальной культуры. Искусство кораблестроения, зодчество и архитектура, технологии металлообработки, ткацкое дело, а уж тем более живопись были разом отброшены на столетия назад и возродились лишь через тысячу лет, в эпоху уже поздней греческой архаики.
Дворец в Кноссе. Северный вход. Реконструкция Артура Эванса.
В каждом крупном городе хеттов был найден слой разрушений, датируемый концом бронзового века, причем хеттская цивилизация, как об этом говорят находки археологов, так и не сумела вернуться к прежнему уровню, предшествовавшему этой катастрофе. Кстати, и древняя Троя тоже разрушалась как минимум два раза, и только потом ее уже окончательно забросили, так что только римляне построили на этом же холме свой город.
Восьмеркообразные щиты – роспись дворца в Кноссе, зал Коллонад.
На Кипре города Энкоми, Китион и Синда были захвачены, подверглись разграблению, а затем были сожжены, причем опять-таки иногда по два раза, после чего люди покидали их окончательно. В городе Коккинокремос нашли множество кладов металлических изделий. Но раз их нашли археологи, то это однозначно говорит о том, что хозяева этих кладов за ними не вернулись. В то же время, «бронзовый коллапс» именно на Кипре привел не к его упадку, а напротив – к его расцвету, который затем продолжился до X века до н. э. То есть очень может быть, что именно Кипр, богатый залежами меди, стал своего рода «базой» для «народов моря». И это именно с него они совершали свои рейды в Левант, а затем свозили сюда награбленную добычу.
Возможно так выглядели воины «народов моря», доставившие столько хлопот цивилизациям Древнего Востока. Художник Дж. Рава.
Раскопки города Угарита показывают, что массовые разрушения произошли уже после правления фараона Мернептаха. Тексты на глиняных табличках, которые были обожжены огнем пожара, бушевавшего в разрушенном городе, говорят о нашествиях с моря, о городах, к тому времени уже разрушенных «народами моря». В одном из текстов есть сообщение об отсутствии угаритского флота, который был занят тем, что патрулировал побережье.
Шердены фараона бьются с филистимлянами. Художник Дж. Рава.
Ко времени переворота Хоремхеба для Египта все более серьезную угрозу стали представлять кочевники-шасу. Рамзес II после эпохальной битвы при Кадеше начал с ними войну. Египет и его наследники Египет отстояли, но города Ашдод, Ашкелон, Акко и Яффа были разрушены и более тридцати лет пустовали.
Люди минойской эпохи любили себя украшать…
… Но что толку в этих украшениях, если тебе нечего есть, либо с моря приходят враги, которых ты не в силах отразить? (Археологический музей Ираклиона, Крит)
На Крите из дворцов микенской эпохи катастрофу бронзового века тоже пережить не смог ни один. На Пелопоннесе было разрушено 90% поселений. А что люди? Люди погибли! После чего наступили «Греческие темные века», длившиеся более 400 лет. Социологи определяют век, как жизнь трех поколений. Поскольку в то время продолжительность жизни была меньше, вряд ли будет ошибкой считать тот век за четыре поколения. То есть за это время сменилось 16 поколений. Вот как долго заняло возвращение к прежнему уровню культуры. А новый подъем начался лишь только в эпоху геометрической керамики.
Гидрия в стиле геометрики. 750—700 гг. до н. э. (Лувр)
Аборигенное население Крита спасалось от набегов «народов моря» высоко в горах. Туда было трудно забраться, там было легко обороняться, но просто жить там было очень и очень неудобно.
Рельефы в храме Мединет Абу в Египте. Слева направо: пленные «народы моря» – лабу, шекелеш, ханааниты и пелесеты.
Ассирийцы, правда, сумели отбиться от нашествия мушков при Тиглатпаласаре I. Но и Ассирии и Вавилону пришлось очень тяжело. К тому же Вавилон тоже пострадал – был разграблен эламитами во главе с Шутрук-Наххунте, после чего на долгое время утратил свое значение.
Еще один египетский рельеф с изображением морской битвы египтян с «народами моря».
В Египет «народы моря» вторглись через Ливию. В их составе находились ахейцы, сикулы, ликийцы, шердены (или шарданы – возможно сардинцы?) и тирсены, после чего при Рамзесе III последовало новое нападение филистимлян (пеласгов?), чекер (тевкров?), шерденов и данайцев.
Карта миграций народов Средиземноморья в эпоху «бронзового коллапса». Рис. А.Шепса
Понятно, что память о столь страшной трагедии в памяти людей сохранилась, хотя и в достаточной степени подвергалась мифологизации. Ряд античных авторов сообщал о времени до этой катастрофы как о потерянном «золотом веке». Например, Гесиод об эпохах Золотого, Серебряного и Медного веков писал, как об отделенных от его жестокого Железного века Веком героев.
Воины во все времена любили заигрывать с хорошенькими женщинами! Художник Дж. Рава.
Существует множество точек зрения относительно возможных причин «бронзового коллапса». Это, например, сверхмощное извержение вулкана Гекла, датируемое 1159 г до н.
Район Эгейского моря периода извержения вулкана на острове Санторин. Рис. А.Шепса
Харви Вайс – специалист по ближневосточной археологии из Йельского университета, изучая засухи в Греции, Турции и на Ближнем Востоке, посчитал именно длительную засуху, резко ухудшившую социально-экономическое положение целого региона, причиной неизбежных войн и миграций. Это вполне согласуется и с теми древнегреческими источниками, которые сообщают о сильной засухе, начавшейся вскоре после Троянской войны.
Бронзовые кинжалы 2200 – 1600 гг. до н.э. (Музей Лозанны)
Ряд ученых, считая показательными находки множества мечей типа Naue II с юга Восточной Европы, и египетские и угаритские сообщения о вторжении «народов моря», видят в миграциях главную причину случившейся катастрофы. Недаром вскоре после правления фараона Рамзеса II египтяне построили несколько крепостей вдоль ливийского побережья именно для того, чтобы противостоять «морским народам».
Форма для литья наконечников копий, ок. 1400 – 1000 до н.э. (Соммерсет, музей графства)
«Железная концепция» Леонарда Палмера, например, говорит о том, что поскольку именно в это время была открыта металлургия железа, а оно было более доступно, нежели бронза, то армии с железным оружием смогли одолеть армии, использующие бронзовое оружие и колесницы, хотя оружие из железа и было сначала худшего качества. Впрочем, со временем стали считать, что окончательный переход к орудиям и оружию из железа имел место уже после того, как «катастрофа бронзового века» закончилась. То есть не железо само по себе стало причиной «бронзового коллапса».
Литейная форма для отливки бронзового меча, ок. 800 г. до н.э. Вюртемберг, Штутгард.
Могло ли уменьшится производство бронзы из-за сокращения поставок олова? Да, могло. Но с чего? Были исчерпаны оловянные рудники или случилось еще что-то? Скорее всего, имел место именно системный коллапс, затронувший не только Восточное Средиземноморье. В Центральной Европе тоже можно наблюдать заметный регресс между периодом культуры полей погребальных урн XIII—XII вв. до н. э. и более поздней гальштатской культурой в X—IX вв. до н. э. – то есть временем синхронному «греческим темным векам», начавшимся после крушения микенской цивилизации. Но тогда опять, что же вызвало кризис сразу в нескольких системах тогдашнего общества?
Бронзовые мечи из Национального музея Копенгагена.
Есть сугубо военная точка зрения историка Роберта Дрюса, считающего, что новые виды вооружения и доспехов, в частности литые (а не кованые) наконечники копий и длинные колюще-рубящие мечи типа Naue Type II, появившиеся в восточных Альпах и Карпатах около 1200 г. до н. э., привели к возникновению массовых армий, вытеснивших армии воинов-профессионалов с колющими мечами-рапирами. А затем бронза была и вовсе заменена железом (без изменения дизайна самого меча). Гомер часто использует слово «копья» в качестве синонима слова «воин», то есть именно это оружие в это время стало играть на войне главную роль.
Свою былую роль воины на колесницах постепенно потеряли… Художник Дж. Рава.
Этим оружием стали пользоваться прото-гоплиты, которые теперь смогли успешно отражать атаки боевых колесниц, и это они сокрушили армии прежних рабовладельческих государств, чья военная мощь основывалась именно на использовании боевых колесниц. Как видите, гипотез предостаточно, но как все было на самом деле сказать, разумеется, не возьмется никто, уж очень давно все это было!
Золотое поколение и легенда об Атлантиде. Чаша и клинок
Золотое поколение и легенда об Атлантиде
Древний поэт Гесиод, писавший в конце того периода, который западные историки называют греческим Темным веком, — через триста или четыреста лет после нашествий дорийцев, — сообщает о том, что некогда существовало «золотое поколение». Гесиод пишет: «Недостаток был им ни в чем не известен / Большой урожай и обильный / сами давали собой хлебодарные земли / Они же сколько хотелось, трудились / спокойно сбирая богатства / Стад обладатели многих / любезные сердцу блаженных».
Но на смену этому поколению «с спокойной и ясной душою» пришло «более низкое» «поколение из серебра», которое, в свою очередь, уступило место «поколению медному». «Были те люди могучи и странны… Любили грозное дело Арея, насильщину». Гесиод описывает, как эти люди — теперь очевидно, что это были ахейцы Бронзового века, — принесли с собой войну.
В отличие от двух предыдущих народов они не были мирными земледельцами, «хлеба не ели. Крепче железа был дух их могучий».
О третьем «поколении» Гесиода историк Джон Мэнсли Робинсон пишет: «Мы знаем, кто были эти люди. Они пришли с севера, примерно в 2000 г. до н. э., неся с собой оружие из бронзы. Они обосновались на материке, построили грандиозные микенские крепости и оставили после себя документы, написанные линейным письмом Б, которое, как нам теперь известно, является древней формой греческого языка… Они захватили территорию на юге до Крита и на востоке до побережья Малой Азии, где разграбили город Трою к началу XII века до н. э.».
Однако для Гесиода микенские потомки ахейцев и покоренных ими народов были четвертым самостоятельным «поколением». Оно было «справедливее прежних и лучше», — пишет Гесиод. Как и Гомер, он идеализирует этих людей, которые смогли отказаться от многих варварских обычаев и восприняли более цивилизованные традиции Древней Европы.
Но затем на историческом горизонте Европы появилось «пятое поколение». Это были люди, которые правили Грецией во времена Гесиода и из которых происходил он сам. «Если бы мог я не жить с поколением пятого века! Раньше его умереть я хотел бы иль позже родиться». Как замечает Робинсон, люди «пятого поколения» были дорийцами, своим железным оружием они разрушили микенский оплот и захватили эти земли.
Соответствие гесиодовских медного и железного поколений ахейским и дорийским захватчикам Греции признано наукой. Однако гесиодовское описание «золотого века» мирных земледельцев, которые еще не поклонялись Аресу, богу войны, устойчиво считалось фантазией.
Долгое время это предубеждение относилось и к, возможно, самому известному греческому мифу о древнем и лучшем времени, к легенде об Атлантиде, где, согласно Плейтону, некогда процветала великая и благородная цивилизация, которую поглотило море. Плейтон разместил ее в Атлантическом океане, основываясь, скорее всего, на рассказе египетских жрецов, пересказанном Солоном, которые утверждали, что она лежала «далеко на западе» и датировали ее более поздним временем. Однако, как пишет Дж. В. Льюс в работе «Конец Атлантиды», некоторые черты плейтоновской Атлантиды являются «поразительно точным слепком минойской империи в XVI веке до н. э.». Или, как считает греческий археолог Николае Плейтон, «легенда об утонувшей Атлантиде, дошедшая до нас через Платона, может быть отражением истории минойского Крита и его внезапной гибели». Ибо по Плейтону, Атлантида погибла из-за «невиданных землетрясений и наводнений», что соотносится с указанием современных ученых на то, что минойской цивилизации был нанесен смертельный удар, позволивший ахейцам захватить и Крит, и минойские колонии в Греции.
Эту теорию впервые выдвинул директор греческой Археологической службы профессор Спиридон Маринатос в 1939 году. Позднее она была подтверждена археологическими свидетельствами: примерно в 1450 году до н. э. в Средиземноморье прошла серия вулканических извержений такой силы, что часть острова Тира (теперь это узкий серп земли, которую иногда называют Санторин) погрузилась в море. Эти извержения также вызвали обширные землетрясения и сейсмические волны. То, что эти катастрофические стихийные бедствия, которые, очевидно, легли в основу народной памяти об утонувшей земле, названной Платоном Атлантидой, действительно имели место, также подтверждается археологическими раскопками Тиры и Крита. Там найдены свидетельства сильных разрушений, вызванных землетрясениями и сейсмическими волнами именно в этот период.
Как указывает Льюс, сейчас кажется, что «сейсмические волны были действительно „быком из моря“, посланным на правителей Кносса как проклятье». А история Атлантиды, очевидно, на самом деле — искаженная народная память не о погибшем континенте Атлантида, но о минойской цивилизации Крита.
Поколения богов и людей — РУССКАЯ ИСТОРИЯ
Гомер давал красочные описания битв с потоками крови, хрустом ломаемых костей, гулом воплей и стонов. У Гесиода нет столь реалистичных сцен. Но зато он обращался к самым ранним, из известных древним грекам временам. С Гесиодом соревновались герои диалогов Платона, рассказывая о незапамятных событиях.
Походы Геракла и аргонавтов, подвиги Тесея и Беллерофонта, взятие Трои и странствия Одиссея, в которых разбойничьи набеги чередовались с опасностями путешествий, вызывали большой интерес у античного читателя. Создателям любовной лирики, басен и других литературных произведений было далеко до славы Гомера и Гесиода.
Жизнь на Острове Блаженных, взятая за образец для рассказа об Атлантиде, была близка жизни золотого поколения людей. Гесиод:
«Создали прежде всего поколенье людей золотое
Вечно живущие боги, владельцы жилищ олимпийских.
Был еще Крон-повелитель в то время владыкою неба.
Жили те люди, как боги, с спокойной и ясной душою,
Горя не зная, не зная трудов. И печальная старость
К ним приближаться не смела. Всегда одинаково сильны
Были их руки и ноги. В пирах они жизнь проводили.
А умирали как будто объятые сном». (17,172)
То же богатство природы, то же блаженство жизни обитателей земного рая. Так жили и первые поколения атлантов. Далее народилось серебряное поколение людей:
«После того поколенье другое, уж много похуже,
Из серебра сотворили великие боги Олимпа.
Было, не схоже оно с золотым ни обличьем, ни мыслью.
Сотню годов возрастал человек неразумным ребенком,
Дома близ матери доброй забавами детскими тешась.
А, наконец, возмужавши и зрелости полной достигнув,
Жили лишь малое время, на беды себя обрекая
Собственной глупостью: ибо от гордости дикой не в силах
Были они воздержаться, бессмертным служить не желали,
Не приносили и жертв на святых алтарях олимпийцам,
Как по обычаю людям положено. Их под землею
Зевс-громовержец сокрыл, негодуя, что почестей люди
Не воздавали блаженным богам, на Олимпе живущим». (17,172)
Серебряное поколение резко отличалось от предыдущего своим странным обличьем и глупостью. За непочтение к богам оно живьем было сброшено под землю. Следующее медное поколение состояло из жадных и сильных захватчиков:
«Третье родитель Кронид поколенье людей говорящих,
Медное создал, ни в чем с поколеньем несхожее прежним.
С копьями. Были те люди могучи и страшны. Любили
Грозное дело Арея, насильщину. Хлеба не ели.
Крепче железа был дух их могучий. Никто приближаться
К ним не решался: великою силой они обладали
И необорные руки росли на плечах многомощных.
Были из меди доспехи у них и из меди жилища.
Медью работы свершали: никто о железе не ведал». (17,172-173)
Особенностью этих воинов было то, что они не ели хлеба. Значит, люди медного поколения принадлежали не к оседлым земледельческим народам, а к кочевым скотоводческим. Далее Гесиод намекает на то, что великие воители сгинули в междоусобной войне и в результате какой-то таинственной черной смерти. Обращает внимание отсутствие имен у страшных воинов:
«Сила ужасная собственных рук принесла им погибель.
В затхлую область они леденящего душу Аида
Все низошли безымянно; и, как ни страшны они были,
Черная смерть их взяла и лишила сияния солнца». (17,173)
Если люди золотого века были мудры, серебряного – простодушны, то медное поколение было представлено насильниками. Первые поколения людей стремительно деградировали.
После медного поколения народилось поколение героев, с которым Гесиод связывал поход семерых против Фив и Троянскую войну. Нападение на Фивы состоялось во время правления в Афинах Тесея, то есть за одно поколение до Троянской войны. Поколение героев, из которых самыми знаменитыми были Персей, Тесей, Геракл, Ясон, Одиссей, Ахилл – подробно описанная в греческой мифологии эпоха. Неизвестная мифам война с атлантами была раньше.
Атланты за ряд поколений также выродились, растеряв божественную природу. Платон:
«Но когда унаследованная от бога доля ослабела, многократно растворяясь в смертной примеси, и возобладал человеческий нрав, тогда они оказались не в состоянии выносить свое богатство и утратили благопристойность… они казались прекраснее и счастливее всего как раз тогда, когда в них кипела безудержная жадность и сила». (23,515)
Выродившиеся атланты стали свирепыми завоевателями, с которыми пришлось сражаться маленькой горстке доблестных праафинян.
Атланты и допотопные афиняне жили в одно время и принадлежали к одному поколению людей. Те и другие частично погибли во взаимных схватках, остаток был истреблен природной катастрофой. Такая же судьба была и у людей медного поколения. Одни пали от собственных рук, другие погибли насильственной «черной смертью».
Атланты не знали железа. Их основным металлом была медь. Атлантиду населяли воинственные и жадные люди, подобные представителям медного поколения. Значит, она утонула на исходе медного века.
В поэме «О происхождении богов» Гесиод рисует несколько иную картину начального периода земной истории, нежели в поэме «Труды и дни». Из Хаоса появилась земля в виде богини Геи, подземный мир — в виде божества Тартара, иные составляющие мироздания и одновременно боги, такие как Ночь, День, бог чувственного желания Эрос. Гея породила Урана в виде звездного неба, ставшего жилищем для богов. От брака Геи с Ураном родились Титаны, младшим из которых был Кронос. После Кроноса Гея родила Циклопов, Сторуких и Гигантов. Циклопов и Сторуких Уран заточил в подземный Тартар.
Младший из Уранидов Кронос сверг отца и возглавил небесных богов. Более старших своих братьев — Сторуких и Циклопов — Кронос низвергнул под землю. Младший из Кронидов Зевс пошел по пути отца, подговорив к мятежу родных братьев и сестер. Но силы молодого и старого поколения богов оказались примерно равными, и война зашла в тупик:
«Ибо уж долгое время сражалися друг против друга
В ярых, могучих боях, с напряжением, ранящим душу,
Боги-титаны и боги, рожденные на свет от Крона:
Славные боги-титаны – с Офрийской горы высочайшей,
Боги, рожденные Реей прекрасноволосой от Крона,
Всяких податели благ, — с вершин многоснежных Олимпа.
Гневом, душе причиняющим боль, пламенея друг к другу,
Десять уж лет непрерывно они меж собою сражались,
А разрешенья тяжелой вражды иль ее окончанья
Не приходило, и не было видно конца межусобью». (17,208)
Десять лет – знаковый период. Столько времени длилась Троянская война. Перелом войны под Троей наступил тогда, когда Ахилл, позабыв обиды, присоединился к ахейцам. Зевс, для того чтобы одолеть врага, выпустил на волю обиженных Кроном Циклопов и Сторуких. Кузнецы Циклопы сковали для олимпийцев чудесное оружие, Сторукие бросились в схватку:
«Жребий сраженья склонился. Но раньше, сошедшись
друг с другом,
Долго они и упорно сражалися в схватках могучих.
В первых рядах сокрушающе-яростный бой возбудили
Котт, Бриарей и душой ненасытный в сражениях Гиес». (17,210)
С помощью бывших заключенных Зевс победил Титанов и отправил их в Тартар:
«Триста камней из могучих их рук полетело в Титанов
Быстро один за другим, и в полете своем затенили
Яркое солнце они. И Титанов отправили братья
В недра широкодорожной земли, и на них наложили
Тяжкие узы, могучестью рук победивши надменных». (17,210)
Мотивы титаномахии были популярны и отразились в рассказе Геродота о битве при Фермопилах. Так затеняющие свет Солнца камни трансформировался в тучи дающих тень персидских стрел:
«Из всех этих доблестных лакедемонян и феспийцев (участников битвы при Фермопилах. – В. Т.) самым доблестным все же, говорят, был спартанец Диенек. По рассказам, еще до начала битвы с мидянами он услышал от одного человека из Трахина: если варвары выпустят свои стрелы, то от тучи стрел произойдет затмение Солнца. Столь великое множество стрел было у персов! Диенек же, говорят, вовсе не устрашился численности варваров и беззаботно ответил: «Наш приятель из Трахина принес прекрасную весть: если мидяне затемнят Солнце, то можно будет сражаться в тени». (7,373)
Война с Титанами под пером Гесиода вышла не менее драматичной, нежели побоища Троянской войны. Только вместо людей в титаномахии участвовали боги, а вместо копий и стрел летали скалы и молнии:
«Вышли навстречу Титанам они (сторукие. – В. Т.)
для жестокого боя,
В каждой из рук многомощных держа по скале крутобокой.
Также титаны с своей стороны укрепили фаланги
С бодрой душою. И подвиги силы и рук проявили
Оба врага. Заревело ужасно безбрежное море,
Глухо земля застонала, широкое ахнуло небо
И содрогнулось; великий Олимп задрожал до подножья
От ужасающей схватки. Тяжелое почвы дрожанье,
Ног топотанье глухое и свист от могучих метаний
Недр глубочайших достигли окутанной тьмой преисподней.
Так они друг против друга метали стенящие стрелы.
Тех и других голоса доносились до звездного неба.
Криком себя ободряя, сходилися боги на битву». (17,209)
Вслед за авангардом в бой вступил Зевс, чьим главным оружием были изготовленные Циклопами молнии:
«Молнии сыпля, пошел Громовержец-владыка. Перуны
Полные блеска и грома, из мощной руки полетели
Часто один за другим; и священное взвихрилось пламя…
С ревом от ветра крутилася пыль, и земля содрогалась;
Полные грома и блеска, летели на землю перуны,
Стрелы великого Зевса. Из гущи бойцов разъяренных
Клики неслись боевые. И шум поднялся несказанный
От ужасающей битвы, и мощь проявилась деяний». (17,210)
Разгромив Титанов, Зевс стал править миром – наступил век героев. Какие же небесные персонажи у Гесиода соответствуют первым трем поколениям людей? Золотое поколение после своей смерти стало добрыми для людей наземными демонами:
«После того, как земля поколение это покрыла,
В благостных демонов все превратились они наземельных
Волей великого Зевса: людей на земле охраняют,
Зорко на правые наши дела и неправые смотрят.
Тьмою туманной одевшись, обходят всю землю, давая
Людям богатство. Такая им царская почесть досталась». (17,172)
Гесиод в число божеств, зорко смотрящих за делами людей, особенно неправыми, помещал Мойр, Кер и Немезиду, дочерей Ночи:
«Мойр родила она (Ночь. – В. Т.) также и Кер, беспощадно
казнящих…
Тяжко карают они и мужей, и богов за проступки…
Также еще Немезиду, грозу для людей земнородных». (17,198)
Ночь у Гесиода – сестра Геи. К наказующим людей отнесен Орк, внук Ночи.
Подающими богатство в греческой мифологии были Нимфы. Так Нимфы полей наделяли их плодородием, Нимфы рек и морей – отвечали за изобилие рыбы. Из персонажей Гесиода к полевым благодетельницам можно отнести крылатых Ор и Гарпий, к морским – Океанид, дочерей Океана. Подательницей богатства людям у Гесиода названа Геката. Но эта внучка Титанов родилась уже в эпоху Зевса. Из покровителей людей мужского рода поименован только Прометей, сын Иапета. Его брат Эпиметей стал прародителем человеческого рода. Иапет и Океан были Титанами. Золотому поколению близки потомки Титанов и Ночи, сестры Геи.
Серебряное поколение перешло в разряд подземных демонов. Гесиод:
«После того, как земля поколенье и это покрыла,
Дали им люди названье подземных смертных блаженных.
Хоть и на месте втором, но в почете у смертных и эти». (17,172)
Из смертных обитателей подземного мира, описанного Гесиодом, к поколению Уранидов принадлежали одни лишь Циклопы. Ряд античных авторов считал, что позднее, уже в эпоху Зевса, их погубил Аполлон, мстя Зевсу за смерть своего сына Асклепия. (14,823-824) За убийство на Аполлона было наложено наказание – он в течение года пас скот у аргонавта Адмета. Гесиод:
«Также Киклопов с душою надменною Гея родила, —
Счетом троих, а по имени Бронта, Стеропа и Арга.
Молнию сделали Зевсу-Крониду и гром они дали.
Были во всем остальном на богов они прочих похожи,
Но лишь единственный глаз в середине лица находился.
Вот потому-то они и звались «Круглоглазы», «Киклопы»,
Что на лице по единому круглому глазу имели.
А для работы была у них сила, и мощь, и сноровка». (17,196)
В древнейших мифах одноглазые Циклопы выступают в роли подземных кузнецов. Боги-кузнецы почитались промышлявшими горным делом народами западной окраины Европы, цивилизация которых дала много материала для описания Атлантиды. В «Одиссее» одноглазый великан Полифем – пастух, живущий в пещере. Это уже выродившийся потомок божественных покровителей горного и кузнечного ремесла.
Своей одноглазостью циклопы отличались от предшествующих богов. Полифем изображен у Гомера примитивным созданием. Эпиметей аналогичен глупым Циклопам. Гесиод отмечал его простоватость. На керамике V века до нашей эры Эпиметей изображен с молотом в руках. (16,281)
Уродливостью облика и глупостью одноглазые кузнецы близки представителям серебряного поколения Дикая гордость людей серебряного века сродни надменности Циклопов. И те и другие богами были низвергнуты под землю заживо. Двойниками серебряного поколения являются Циклопы.
Кронос был младшим из сыновей Урана, Зевс – младшим сыном Кроноса. По аналогии, младший из одноглазых братьев Арг должен был быть предводителем Циклопов. Имена трех братьев обычно переводятся: «Бронт» – «гром», «Стероп» – «сверкающая молния», «Арг» – «перун, удар молнией». (14,817) Корень «арг» в греческом языке входит слова, обозначающие блестящую или белую окраску. От этого же корня происходит и греческое обозначение серебра — «аргирейос». (6,191) Имя самого активного из Циклопов имеет серебряное звучание, что соответствует принадлежности серебряному поколению.
О посмертном превращении медного поколения Гесиод молчит, что свидетельствует о тайном характере культа. Эти вооруженные копьями люди медного века идентичны копьеносным Гигантам:
«Мощных Эриний она (Гея. – В. Т.) родила и великих Гигантов
С длинными копьями в дланях могучих, в доспехах блестящих». (17,197)
Представители медного поколения не имели личных имен. Из Гигантов ни один у Гесиода не назван по имени. Именами их наделили более поздние авторы. Зашифрованные Гиганты тождественны воинственным Кабирам, култь которых играл важную роль в мистериальных таинствах. Отсюда и таинственность.
Медным поколением закончилась эпоха Кроноса. Гиганты были его младшими братьями, последними потомками Урана. Атланты, принадлежавшие к медному поколению, также тождественны гигантам. Праафинянам пришлось воевать с армией исполинов. Их победа, действительно, достойна восхищения.
На поверку оказывается, что первые три поколения людей — это Титаниды и рожденные из земли Циклопы и Гиганты. Только с эпохи героев начинается история собственно людей — потомков Эпиметея и Пандоры.
В источниках, использованных Гесиодом, речь шла о первых обитателях Земли. В разных версиях сказаний о заселении земных просторов использовалась разная степень обожествления первопредков. Поэт собрал эти версии воедино. Поэтому одно и то же поколение у него имеет вид и богов и людей.
Золотое поколение людей родилось во времена, когда верховным повелителем богов был Кронос. В эпоху героев на небесах верховным богом был уже Зевс, сын Кроноса. Сами герои были полубогами, и Зевс был отцом наиболее могущественных из них. Кронос сверг Урана, Зевс сверг Кроноса, поколения людей сменяли друг друга. На небесах и на земле происходили сходные процессы – один цикл развития сменялся другим через переходную эпоху бурных потрясений. Гибель Атлантиды стала небольшим эпизодом на фоне большой борьбы за власть на небесах.
Архив новостей |
Архив новостей |
Краткое изложение мифов
Глава 3: Мифы сотворения мира
ГЕНЕЗИС ИЗ ХАОСА
Гесиод в своей эпической поэме Теогония предлагает самую раннюю греческую версию происхождения.ХАОС («зияющая пустота») дает начало творчеству. Вселенная возникла из Хаоса. Более поздние авторы интерпретируют Хаос как массу многих элементов (или только четырех: земли, воздуха, огня и воды), из которых была создана Вселенная. Из Хаоса Гесиода произошли Ге, Тартар, Эрос, Эреб и Ночь.
- GAIA [geye’a], GAEA [jee’a] или GE [гей]. Самая важная и первая, Гайя, мать земли и плодородия, пришла из Хаоса. Современные феминистские подходы к мифологии придают большое значение тому факту, что многие ранние общества сначала воспринимали божество как женщину.
- EROS [er’os] (CUPID). Из Хаоса произошел Эрос, могущественная концепция Любви, которая является фундаментальной.
- ТАРТАР [tar’ta-rus], или ТАРТАРОС. Тартар, возникший из Хаоса, был областью в глубине земли. Он стал местом наказания в Подземном мире; ЭРЕБУС [er’e-bus], или ЭРЕБОС, его тьма, стало другим названием самого Тартара.
СВЯТОЙ ИЛИ СВЯТОЙ БРАК ЗЕМЛИ И НЕБА
УРАН [ou’ra-nus и you-ray’nus], или OURANOS.Из элементов, которые Гайя, земля, произвела самостоятельно, наиболее значительным является Уран, мужское небо или небеса, с его молнией и громом. Обожествление женского начала, матери-земли, и мужского начала, божества неба, лежит в основе мифологического и религиозного мышления. Их брак обозначается как СВЯТОЙ, или СВЯТОЙ БРАК, в переводе с греческого HIEROS GAMOS [hi’er-os ga’mos], ставшего техническим термином.
ДЕТИ УРАНА И ГАИ
Священный брак неба и земли произвел следующее:
- Три ЦИКЛОПА [seye-klo’peez], или KYKLOPES: каждый ЦИКЛОП [seye’klops], o KYKLOPS, что означает «круглоглазый», имел только один глаз посередине лба.Циклопы выковали молнии и молнии.
- Три HECATONCHIRES [hek-a-ton-keye’reez], или HEKATONCHEIRES, «сторукие»: сильные и чудовищные существа.
- Двенадцать ТИТАНОВ: шесть братьев и шесть сестер, спаривающихся друг с другом.
НЕКОТОРЫЕ ТИТАНЫ И ИХ ПОТОМКИ
Божества вод. Титан ОКЕАН [o-see’an-us], или OKEANOS, был потоком Океана, который окружает диск Земли в раннем географическом представлении.Он отец многих духов вод (рек, источников и т. Д.), ОКЕАНИДОВ [o-see’an-idz], трех тысяч дочерей и трех тысяч сыновей.
Боги Солнца. Титан ГИПЕРИОН [heye-per’i-on], бог солнца, был отцом ГЕЛИУСА [hee’li-us], или ГЕЛИОСА, также бога солнца. Позже бог АПОЛЛОН [a-pol’loh] стал также богом солнца. Бог Солнца обитает на Востоке, пересекает небесный купол на своей колеснице, запряженной упряжкой из четырех лошадей, спускается на западе в поток Океана, который окружает землю, и затем плывет обратно на Восток, чтобы начать. новый день.
Сын бога Солнца. Фаутон [фай’э-тон], сын бога солнца, назовем его Гиперионом, Гелием или Аполлоном, хотел убедиться, что Солнце действительно было его отцом, и поэтому он отправился в великолепный дворец Солнца. выяснить. Бог солнца заверил Фаэтона, что он его отец, поклявшись ужасной клятвой, что мальчик может получить все, что он пожелает. Таким образом, Фаэтону была удовлетворена его непреклонная просьба разрешить ему управлять солнечной колесницей в течение одного дня. Слишком неопытный, чтобы управлять лошадьми, Фаэфон устроил хаос и в ответ на молитвы Земли был убит молнией верховного бога, Зевса или Юпитера. Этот рассказ иллюстрирует отважное безумие юности, конфликт между родителями и их детьми и поиск идентичности.
Богини Луны. СЕЛЕНА [сели’ни], богиня луны, является дочерью титана Гипериона, и она управляет колесницей с двумя лошадьми. Позже богиня АРТЕМИДА [ar’te-mis] (ДИАНА) становится богиней луны. Селена (или Артемида) отчаянно влюбилась в охотницу ЭНДИМИОН [en-di’mi-on] и бросила свои обязанности на небесах, чтобы посетить пещеру своего возлюбленного.В конце концов, Эндимион получил вечный сон и вечную молодость.
Богиня Рассвета. EOS [ee’os] (АВРОРА), богиня рассвета, была третьим ребенком Гипериона. Она, как и Селена, управляет колесницей с двумя лошадьми. Эос влюбился в смертного ТИТОНУСА [ti-thoh’nus], или ТИТОНОСА, и унес его. Верховный бог Зевс исполнил ее молитву, чтобы Тифон стал бессмертным и жил вечно. Бедная Эос забыла попросить вечную молодость для своего возлюбленного. Тифон становился все старше и старше, в конце концов превратился в сморщенного кузнечика, а страсть вечно прекрасной богини остыла, превратившись в послушную преданность. Эта трагическая история иллюстрирует, как наши невежественные желания могут быть удовлетворены нашим горем, и подчеркивает контраст между прекрасной и чувственной юностью и уродливой и изнурительной старостью.
У Эоса и Тифона был сын по имени Мемнон, убитый Ахиллом в троянской саге (см. M / L, Глава 19). Любовный Эос унес с собой и других любовников, в том числе Цефала, который стал мужем Прокриды в афинской саге (см. M / L, глава 23).
КАСТРАЦИЯ УРАНА И РОЖДЕНИЕ АФРОДИТЫ
Уран ненавидел своих детей, и когда они собирались родиться, он спрятал их в глубинах Гайи, матери-земли.Мифический образ — это поэтическое слияние Гесиода бескрайнего неба и земли, представленных одновременно мужчиной и женщиной, мужем и женой. На страстные призывы Гайи отомстить ответил последний рожденный, коварный Кронос. Он согласился принять зубчатый серп, изготовленный его матерью, и из засады он кастрировал своего отца, когда он собирался заняться любовью с матерью. Отрубленные гениталии Урана были брошены в море, и из них выросла девушка, АФРОДИТА [аф-ро-деей’ти] (ВЕНЕРА), могущественная богиня красоты и любви.
ТИТАНЫ КРОН И РЕА И РОЖДЕНИЕ ЗЕВСА КРОН [kro’nus], или КРОНОС (САТУРН), и RHEA [ray’a и ree’a], два важных титана, имели несколько детей которые были съедены их отцом при рождении. Кронос, который кастрировал и свергнул своего собственного отца, Урана, боялся, что его тоже одолеет один из его детей. Поэтому, когда родился его сын ЗЕВС [zous] (ЮПИТЕР), мать, Рея, придумала, что рождение будет скрыто от Кроноса.Она родила Зевса на острове Крит и дала своему мужу камень, завернутый в одежду младенца, чтобы он пожрал. Зевс был спрятан в пещере и в конце концов вырос, чтобы свергнуть своего ничего не подозревающего отца; он женится на своей сестре HERA [hee’ra] (JUNO), и они станут в безопасности как король и королева богов. | |
Афина была девственной богиней искусств, ремесел и войны.![]() После того, как Зевс сверг своего отца Кроноса и стал верховным правителем неба, Гея предупредила своего внука, что если у Метиды будет второй ребенок, то это будет сын. Зевсу было сказано, что однажды этот сын свергнет его, как он сделал со своим отцом (Кроносом). Не желая постигнуть судьбу своего отца, он проглотил Метис, когда она была еще беременна. Месяцы спустя Зевс страдал от сильной головной боли. Либо Прометей, либо Гефест использовали топор, чтобы расколоть Зевсу голову. Афина выскочила из головы Зевса, одетая в полную броню и издавшая боевой клич. Боги были изумлены и глубоко встревожены этим чудом. Только когда она сняла шлем, Афина показала, что выглядит менее грозной. Афина стала любимым ребенком Зевса. Тритон, сын Посейдона, воспитывал Афину, когда она росла. Афину иногда называли эпитетом Тритогея — «трижды рожденная», либо из-за Тритона, либо потому, что она выросла на озере Тритонис в Ливии. У Тритона была дочь по имени Паллада, которая стала подругой Афины. Юная богиня играла со своей подругой, когда Афина случайно убила ее. В память о подруге детства она поставила имя друга перед своим. После этого она стала называться Pallas Athene (Παλλάς Ἀθήνη). Она также создала деревянное изображение своего друга, которое назвали Палладием (Παλλάδιομ). Однако ее отец (Зевс) сбросил статую с неба, и она приземлилась в шатре Илуса, сына царя Троса из Дардании. Существует некоторая путаница в происхождении и значении названия Pallas . Паллада — это имя, которое можно применять как к мужскому, так и к женскому персонажу. В случае Афины, когда это имя использовалось как имя для девушки, имя Паллада, вероятно, означает «девушка» или «дева». Однако некоторые современные ученые оспаривают это значение, потому что «Паллас» также может означать «брандишер». Что касается имени Афина, то значение теряется. Афина может быть доэллинским именем минойского или микенского происхождения. Существует теория, что Афина, по-видимому, была доэллинской богиней (то есть до прихода дорийцев, ионийцев и эолийцев), изначально существующей как минойская или микенская богиня ремесел, домов, очагов и общин. Когда эллинцы переселились в Грецию, они принесли с собой Палладу, девственную богиню войны. Две богини слились в одну богиню, известную как Афина Паллада, которую мы знаем сегодня, сохранив атрибуты и функции обеих богинь.Однако это скорее современные предположения, чем факт. Как богиня-девственница, она была известна под своим эпитетом Парфенос . Греки считали ее богиней суровой красоты, с самыми голубыми глазами, иногда с серыми сверкающими глазами, за что она получила прозвище Глаукопис (Γλαυκύπις), что означает «Сверкающий Глаз» или «Яркий Глаз». В искусстве она обычно изображалась одетой в вызывающую ужас aegis , символизирующую темные грозовые тучи, и была вооружена непоколебимым копьем (древком молнии).
Поскольку ее мать (Метида) была богиней мудрости, Афина унаследовала интеллектуальные способности своей матери, и одним из ее эпитетов была Полиметида (Πολυμήτις). Она олицетворяла чистый верхний воздух, а также ясность ума и остроту, воплощая дух истины и божественной мудрости. Но Афина также была богиней войны. Она умело и мудро участвовала в войнах, защищая государство, но она не сражалась, как Арес, с неконтролируемой жестокостью или из чистой любви к раздорам и бездумной бойне. Она участвовала в войне не из любви к убийству, а скорее, ее действия на войне были направлены на восстановление порядка, и, таким образом, в конечном итоге она была богиней мира. Афина представляла более благородные аспекты войны, такие как храбрость и самообладание, тогда как Арес символизировал более жестокие аспекты войны. Как богиня войны, она также стала богиней-покровительницей многих героев, действуя больше как идеальная старшая сестра, обеспечивая руководство. Она помогла Беллерофонту приручить крылатого коня Пегаса, предоставив ему уздечку. Согласно некоторым источникам, Афина, а не Посейдон, научила человечество искусству верховой езды, хотя Посейдон был богом лошадей. В войне Семи против Фив Афина спасла бы своего любимого воина, Тидея, и сделала бы его бессмертным, если бы Тидей не был обманут и проглотил мозги своего убийцы.Вид каннибализма возмутил ее, и она оставила Тидеуса умирать от его смертельной раны. Афина также помогла нескольким своим смертным сводным братьям, таким как Персей и Геракл. Она предоставила Персею информацию о том, как убить Горгону Медузу. Афина сопровождала и консультировала Геракла в различных приключениях. Именно Афина привела Геракла на помощь богам в войне против гигантов (гигантов), известных как гигантомахия. В этой войне она убила гиганта по имени Паллас, раздавив его огромным валуном. Афина была одной из богинь, которые хотели получить золотое яблоко во время Парижского суда. Она пообещала Пэрис сделать его великим героем, выиграв все его войны. Ее враждебность возникла в отношении троянцев, когда Париж вручил яблоко Афродите.Она встала на сторону греков, часто помогая своим фаворитам, особенно Ахиллу, Диомеду и Одиссею. С одобрения Афины Диомед ранил не только Энея, но и двух богов, Афродиту и Ареса. Когда Арес столкнулся с ней, она легко победила его. Когда Арес бросился на нее, размахивая мечом, Афина спокойно швырнула в Ареса большой камень, сбив бога войны без сознания. Она также ударила Афродиту двумя кулаками в грудь, когда богиня любви подбежала к своему возлюбленному. Это была не единственная конфронтация с Аресом. Согласно эпическому циклу, Телегония , Одиссей был вовлечен в войну между феспротийцами и бригами. Одиссей был на теспротийской стороне, потому что женился на Каллидице, царице феспротийцев. Арес разбил армию Одиссея в Феспроте, и Афина вступила в бой с Аресом. Никаких подробностей не сообщалось, за исключением того, что Аполлон разделил враждующих божеств. Афина была ответственна за то, что Гектор сражался с Ахиллом без божественной помощи: Ахиллес убил Гектора в единоборстве. Афина навлекла на себя безумие Аякса, когда он потерял доспехи Ахилла Одиссею. Это была священная статуэтка Афины или ее друга детства Паллада, называемая Палладием, сделавшая Трою неуязвимой для атак во время Троянской войны. Изначально Палладий хранился на Олимпе, но когда Плеяда Электра искала защиты от Зевса, который был полон решимости изнасиловать ее, Зевс сердито сбросил его с небес, приземлившись возле шатра Илуса. По совету троянского провидца Елены, Одиссей и Диомед украли Палладий с его алтаря. (Согласно Вергилию в «Энеиде», Палладий, украденный Диомедом и Одиссеем, был подделкой, и Эней взял настоящий Палладий с собой в Италию.) Афина вдохновила Одиссея на создание деревянного коня (троянского коня), который принесет о падении Трои. Однако ее враждебность была обращена к большинству греческих лидеров, когда они не смогли наказать Аякса Меньшего за изнасилование Кассандры в ее храме. Афина попросила Посейдона уничтожить большую часть греческого флота сильным штормом. Однако она продолжала помогать Одиссею и была главным покровителем его семьи во время отсутствия героя. Она появлялась в разных обличьях, давая советы Пенелопе и Телемаху. Она даже сопровождала Телемаха в путешествии в Пилос и Спарту под видом Ментора, старого друга Одиссея. Афина, вероятно, также была богиней справедливости. Когда Эринии (Фурии) преследовали Ореста и довели его до безумия, Афина выступила судьей на процессе над Орестом в Афинах. Когда афинские жюри присяжных были связаны в своем вердикте о невиновности и виновности Ореста, она вынесла свой вердикт в пользу Ореста. Тем самым она оправдала Ореста в убийстве его матери. Кекропс был королем Аттики (в то время регион был известен как Кекропия), когда она и ее дядя Посейдон стремились заявить свои права на Афины, став божеством-покровителем города. Горожане наградили город Афиной, потому что она заставила оливковое дерево вырасти из скалы на Акрополе. Тогда город был назван ее именем. См. Cecrops в Доме Афин. Именно в это время Гефест пытался изнасиловать девственную богиню войны. Афина легко отбила его любовное нападение на нее. Как богиня ремесел, она изобрела флейту, но отказалась от нее, когда Гера и Афродита смеялись над ней всякий раз, когда она дула на нее. Она проклинала любого, кто поднимал выброшенный ею музыкальный инструмент. Она помогла Аргусу построить «Арго» для Джейсона и его команды. Удивительно, но ее роль в Квесте была относительно небольшой. Ее эпитеты: Механитис (покровительница начинаний), Ника (Νίκη, победа), Паллада (девушка?), Парфения, Парфенос (Παρθένος, богиня-девственница), Полиметида (Πολυμήτι resource, находчивый), Промах (ρόμχος, покровительница) спаситель) и Тритогения (Τριτογένεια, Тритонорожденный или трижды рожденный). Ее место поклонения было не только в Афинах, но также в Аргосе, Спарте и Трои. Оливковое дерево было священным для нее, и ее священными животными были лошади, морские орлы, петухи и змеи, но ее любимой птицей была сова. |
|
зевс греческий проспект
Таким образом, это сыграло бы ключевую роль … Его имя связано с первым элементом его римского эквивалента Юпитером.![](/800/600/http/images.myshared.ru/26/1289520/slide_3.jpg)
![](/800/600/https/otvet.imgsmail.ru/download/2799938_169d23a48114332bd79e584abd777102_800.png)
![](/800/600/https/sun3-11.userapi.com/uK72VOeECbAZqRQEvmqlddLeD-yltdDDTaNLIQ/s4ijBwZNzXc.jpg)
![](/800/600/https/cs8.pikabu.ru/video/2018/04/17/9/og_og_1523974277365393938.jpg)
![](/800/600/https/ic.pics.livejournal.com/storm100/57290853/1078118/1078118_original.jpg)
![](http://museum-kam.ru/wp-content/plugins/a3-lazy-load/assets/images/lazy_placeholder.gif)
![](/800/600/https/fsd.multiurok.ru/html/2020/06/18/s_5eeaae605462c/img_s1481744_1_3.jpg)
![](/800/600/https/new.runivers.ru/upload/iblock/5cd/Poceluiny_obryad.jpg)
![](/800/600/http/images.myshared.ru/104/1404993/slide_5.jpg)
![](/800/600/https/pbs.twimg.com/media/DwEVaAGW0AI1otY.jpg)
![](/800/600/https/upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/ae/Gigants1.jpg/240px-Gigants1.jpg)
![](/800/600/https/ds02.infourok.ru/uploads/ex/0a84/0000f4e3-2ccf6b47/img11.jpg)
![](/800/600/http/zero50x.myjino.ru/allpic/47/9606-img_4.jpg)
![](/800/600/http/images.myshared.ru/17/1107692/slide_6.jpg)
![](/800/600/https/ds02.infourok.ru/uploads/ex/01a8/00004fc7-24080d4a/img12.jpg)
![](/800/600/https/filolen.ru/wp-content/uploads/2019/06/Sochineniya_ob_avtore_gesiod_1.jpg)
![](/800/600/https/phototass3.cdnvideo.ru/width/1020_b9261fa1/tass/m2/uploads/i/20200702/5627675.jpg)
![](/800/600/https/s1.slide-share.ru/s_slide/4e419ff3f03d1384fb7ddf1da135ff6e/8e4034b6-6baa-4d88-81bf-9b6e72b38bf2.jpeg)
![](/800/600/https/crosti.ru/patterns/00/20/81/51bde51ad4/preview.jpg)
![](/800/600/https/theslide.ru/img/thumbs/7ea622014983257d07e4a193e039f062-800x.jpg)
![](/800/600/http/images.myshared.ru/7/803853/slide_16.jpg)
![](/800/600/https/www.deutschlandfunkkultur.de/media/thumbs/4/4efaa19175febae5cf81c0dec9c722dev1_max_700x394_b3535db83dc50e27c1bb1392364c95a2.jpg)
![](/800/600/https/pbs.twimg.com/media/C7rTN3yXQAQImxC.jpg)
![](/800/600/https/theslide.ru/img/thumbs/20f2def5033b3b5fbe3321f5378b4c28-800x.jpg)
![](/800/600/https/ds02.infourok.ru/uploads/ex/0ed2/00040671-173c4289/img1.jpg)
Медуза — Всемирная историческая энциклопедия
Медуза была одной из трех сестер, рожденных Форцисом и Чето, известных как Горгоны. Согласно Теогонии Гесиода , Горгоны были сестрами Грайаев и жили в крайнем месте ближе к ночи у Гесперид за Океаном.Более поздние авторы, такие как Геродот и Павсаний, помещают жилище Горгон в Ливию. Сестрами Горгона были Стенно, Эвриала и Медуза; Медуза была смертной, а ее сестры бессмертны.
Помимо рождения Горгоны, мало упоминается о Горгонах как группе, но у Медузы есть несколько мифов о ее жизни и смерти. Самый известный из этих мифов касается ее смерти и кончины. В «Теогонии » Гесиода он рассказывает, как Персей отсек голову Медузы и из ее крови возникли Хрисаор и Пегас, Хрисаор был золотым гигантом, а Пегас — знаменитым белым крылатым конем.
Персей и Медуза
Миф о Персее и Медузе, согласно Пиндару и Аполлодору, начался с поиска. Персей был сыном Данаи и Зевса, пришедшего в Данаю в виде золотого источника. Отцу Данаи, Акрисию, царю Аргоса, было предсказано, что сын Данаи убьет его. Итак, Акрисий запер свою дочь в бронзовой комнате, но Зевс превратился в золотой дождь и оплодотворил ее. Акрисий, не желая провоцировать Зевса, бросил его дочь и внука в деревянном сундуке в море.Мать и сына спас Диктис на острове Серифос. Именно Диктис поднял Персея до зрелого возраста, но именно брат Диктиса, царь Полидект, отправил его на опасный для жизни поиск.
Полидект влюбился в мать Персея и хотел жениться на ней, но Персей защищал свою мать, так как считал Полидекта бесчестным. Полидекту удалось обмануть Персея; он устроил большой пир под предлогом сбора пожертвований на свадьбу Гипподамии, которая приручила лошадей.Он попросил своих гостей принести лошадей в качестве подарков, но у Персея их не было. Когда Персей признался, что у него нет дара, он предложил любой подарок, который царь назовет. Полидект воспользовался случаем, чтобы опозорить и даже избавиться от Персея, и попросил голову единственной смертной Горгоны: Медузу.
Медуза была грозным противником, так как ее отвратительный вид мог превратить любого зрителя в камень.
Медуза была грозным противником, так как ее отвратительный вид мог превратить любого зрителя в камень.В некоторых вариантах мифа Медуза родилась чудовищем, как и ее сестры, опоясанным змеями, вибрирующими языками, скрежетом зубами, имеющим крылья, медные когти и огромные зубы. В более поздних мифах (в основном у Овидия) Медуза была единственной Горгоной, у которой были змеиные замки, потому что они были наказанием Афины. Соответственно, Овидий сообщает, что некогда прекрасная смертная была наказана Афиной отвратительным видом и отвратительными змеями за волосы за то, что была изнасилована в храме Афины Посейдоном.
Персей с помощью божественных даров нашел пещеру Горгон и убил Медузу, обезглавив ее. Большинство авторов утверждают, что Персей смог обезглавить Медузу с помощью отражающего бронзового щита, который Афина дала ему, когда Горгона спала. При обезглавливании Медузы Пегас и Хрисаор (Посейдон и ее дети) выскочили из ее отрезанной шеи. Одновременно с рождением этих детей сестры Медузы Эвриале и Стенно преследовали Персея. Однако дар, данный ему Аидом, шлем тьмы, сделал его невидимым.Неясно, взял ли Персей Пегаса с собой в свои следующие приключения или продолжал использовать крылатые сандалии, которые дал ему Гермес. Приключения Пегаса с героем Персеем и Беллерофонтом — это классические сказки из греческой мифологии.
История любви?
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей по электронной почте!
Мозаика Медуза
Марк Картрайт (CC BY-NC-SA)
Персей теперь летал (либо на Пегасе, либо на крылатых сандалиях) с головой Медузы, надежно упакованной, и всегда могущественным своим каменным взглядом.По пути домой Персей остановился в Эфиопии, где царство царя Цефея и царицы Кассиопеи мучило морское чудовище Посейдона, Кит. Посейдон отомстил королевству за высокомерное заявление Кассиопеи о том, что ее дочь Андромеда (или она сама) по красоте не уступает Нереидам. Персей убил зверя и выиграл руку Андромеды. Тем не менее, Андромеда уже была обручена, что вызвало разногласие, в результате чего Персей использовал голову Медузы, чтобы превратить ее предыдущую невесту в камень.
Перед своим возвращением в свой дом Серифос Персей встретил титана Алтаса, которого он превратил в камень головой Медузы после нескольких сварливых слов, создав таким образом Атласские горы в Северной Африке. Также во время пути домой голова Медузы пролила кровь на землю, которая превратилась в ливийских змей, убивших аргонавта Моспоса.
Персей вернулся домой к своей матери, спасенный от нападок царя Полидекта, но Персей был взбешен обманом Полидекта. Персей отомстил, обратив Полидекта и его двор в камень головой Медузы.Затем он отдал королевство Диктису. После того, как Персей закончил с головой Горгоны, он отдал ее Афине, которая украсила ею свой щит и нагрудник.
Персей и Медуза
пользователь википедии: Amandajm (CC BY-SA)
Этимология
Слово Горгона происходит от древнегреческого слова «γοργός», означающего «жестокий, ужасный и мрачный». Имена Горгон имеют особое значение, которое помогает еще больше описать их чудовищность. Sthenno с древнегреческого «Σθεννω» переводится как «сила, мощь или сила», так как это связано с греческим словом: σθένος.Euryale происходит от древнегреческого «Ευρυαλη», что означает «широкие, широкие шаги, широкие молотьбы»; однако ее имя может также означать «широкого соленого моря». Это было бы подходящее имя, так как она дочь древних морских божеств Форкиса и Чето. Имя Медузы происходит от древнегреческого глагола «μέδω», что переводится как «охранять или защищать». Имя Медузы очень подходит, поскольку оно является синонимом того, что голова Горгоны стала представителем на щите Афины.
Представления в искусстве
Изображение Горгоны появляется в нескольких произведениях искусства и архитектурных сооружениях, включая фронтоны Храма Артемиды (ок.580 г. до н.э.) в Коркире (Корфу), середина VI века до н.э., огромная мраморная статуя (которая сейчас находится в археологическом музее Пароса) и знаменитая чаша Дуриса. Горгона стала популярным щитом в древности наряду с апотропным (отражающим зло) устройством. Богиня Афина и Зевс часто изображались со щитом (или эгидой), изображающим голову Горгоны, которую обычно считают Медузой.
Есть также несколько археологических примеров того, как лицо Горгоны использовалось на нагрудниках, в мозаиках и даже в качестве бронзовых наконечников корабельных балок в римский период.Возможно, самым известным примером Медузы в искусстве древности была статуя Афины Парфенос из Парфенона, созданная Фидием и описанная Павсанием. Эта статуя Афины изображает лицо Горгоны на нагруднике богини. В греческой мифологии есть также описание Гесиода щита Геракла, которое описывает события Персея и Медузы.
Перед публикацией эта статья была проверена на предмет точности, надежности и соответствия академическим стандартам.