В каком веке было написано горе от ума: «Век нынешний» и «век минувший» в комедии «Горе от ума» Грибоедова – материалы сочинения на тему спора поколений

«Век нынешний» и «век минувший» в комедии «Горе от ума» Грибоедова – материалы сочинения на тему спора поколений

Фамусов и фамусовское общество как представители «века минувшего»

Комедия «Горе от ума» А.С.Грибоедова написана в первой половине 19 века и представляет собой сатиру на взгляды дворянского общества того времени. В пьесе сталкиваются два противоборствующих лагеря: консервативное дворянство и молодое поколение дворян, имеющих новые взгляды на устройство общества. Главный герой «Горя от ума» Александр Андреевич Чацкий метко назвал спорящие стороны «веком нынешним» и «веком минувшим». Также представлен в комедии «Горе от ума» спор поколений. Что представляет собой каждая из сторон, каковы их взгляды и идеалы, позволит понять анализ «Горя от ума».

«Век минувший» в комедии гораздо многочисленнее, чем лагерь его оппонентов. Главным представителем консервативного дворянства является Павел Афанасьевич Фамусов, в доме которого происходят все явления комедии. Он управляющий в казенном доме. Его дочь Софья с самого детства воспитывалась им, т.к. мать ее умерла. Их взаимоотношения отражают конфликт отцов и детей в «Горе от ума».

В первом действии Фамусов застает Софью в комнате с Молчалиным, своим секретарем, живущим в их доме. Ему не нравится поведение дочери, и Фамусов начинает читать ей мораль. В его взглядах на воспитание отражается позиция всего дворянского сословия: «Дались нам эти языки! Берем же побродяг, и в дом, и по билетам, чтоб наших дочерей всему учить». К иностранным учителям предъявляют минимум требований, главное, чтобы их было «числом поболее, ценою подешевле».

Однако Фамусов полагает, что самое лучшее воспитательное воздействие на дочь должен оказать пример ее собственного отца. В связи с этим в пьесе «Горе от ума» проблема отцов и детей становится еще острее. О себе Фамусов говорит, что он «монашеским известен поведеньем».

Но такой ли он хороший пример для подражания, если за секунду до того, как он начал давать нравоучения Софье, читатель наблюдал за тем, как он откровенно заигрывает со служанкой Лизой? Для Фамусова имеет значение только то, что о нем говорят в свете.
И если дворянское общество не судачит о его любовных похождениях, значит, совесть его чиста. Даже Лиза, проникнувшись нравами, царящими в доме Фамусова, предостерегает свою молодую хозяйку не от ночных свиданий с Молчалиным, а от общественных пересудов: «Грех не беда, молва не хороша». Эта позиция характеризует Фамусова как морально разложившегося человека. А имеет ли безнравственный человек право рассуждать о нравственности перед своей дочерью, да еще и считаться примером для нее?

В связи с этим напрашивается вывод, что для Фамусова (а в его лице и для всего старомосковского дворянского общества) важнее казаться достойным человеком, а не являться таковым. Причем желание представителей «века минувшего» производить хорошее впечатление распространяется только на богатых и знатных людей, потому что общение с ними способствует приобретению личной выгоды. Люди же, не имеющие высоких званий, наград и богатства, удостаиваются только презрения со стороны дворянского общества: «Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли, а тем, кто выше, лесть, как кружево плели».


Этот принцип обхождения с людьми Фамусов переносит и на отношение к семейной жизни. «Кто беден, тот тебе не пара»,- говорит он дочери. Чувство любви не имеет никакой силы, оно презирается этим обществом. Расчет и выгода господствуют в жизни Фамусова и его сторонников: «Будь плохонький, да если наберется душ тысячки две родовых, – тот и жених». Такая позиция порождает отсутствие свободы этих людей. Они заложники и рабы своего собственного комфорта: «Да и кому в Москве не зажимали рты обеды, ужины и танцы?»

То, что для прогрессивных людей нового поколения является унижением, для представителей консервативного дворянства норма жизни. И это уже не просто спор поколений в произведении «Горе от ума», а гораздо более глубокое расхождение во взглядах двух противоборствующих сторон. С большим восхищением Фамусов вспоминает своего дядю Максима Петровича, который «перед всеми знал почет», имел «сто человек к услугам» и был «весь в орденах». Чем заслужил он свое высокое положение в обществе? Однажды на приеме у императрицы он оступился и упал, больно ударившись затылком.

Увидев улыбку на лице самодержицы, Максим Петрович решил еще несколько раз повторить свое падение, чтобы повеселить императрицу и двор. Такое умение «подслужиться», по мнению Фамусова, достойно уважения, и молодому поколению следовало бы брать с него пример.

Своей дочери Фамусов прочит в женихи полковника Скалозуба, который «слова умного не выговорит сроду». Он хорош лишь тем, что «знаков тьму отличья нахватал», а ведь Фамусов, «как все московские», «желал бы зятя… с звездами и чинами».

Молодое поколение в обществе консервативного дворянства. Образ Молчалина.

Конфликт «века нынешнего» и «века минувшего» не определяется и не ограничивается в комедии «Горе от ума» темой отцов и детей. Например, Молчалин, принадлежа по возрасту к молодому поколению, придерживается взглядов «века минувшего». В первых явлениях он предстает перед читателем в качестве скромного возлюбленного Софьи. Но он, как и Фамусов, очень опасается, как бы о нем не сложилось дурного мнения в обществе: «Злые языки страшнее пистолета». По мере развития действия пьесы раскрывается истинное лицо Молчалина. Оказывается, что с Софьей он «по должности», то есть для того, чтобы угодить ее отцу. На самом деле он больше увлечен служанкой Лизой, с которой ведет себя куда раскованнее, чем с дочерью Фамусова. Под немногословностью Молчалина скрывается его двуличие. Он не упускает возможности на званом вечере проявить свою услужливость перед влиятельными гостями, ведь «надобно ж зависеть от других». Этот молодой человек живет согласно правилам «века минувшего», а потому «Молчалины блаженствуют на свете».

«Век нынешний» в пьесе «Горе от ума». Образ Чацкого.

Единственным защитником иных взглядов на затрагиваемые в произведении проблемы, представителем «века нынешнего», является Чацкий. Он воспитывался вместе с Софьей, между ними была юношеская любовь, которую герой и в момент событий пьесы хранит в своем сердце. Чацкий три года не был в доме Фамусова, т.к. странствовал по свету. Теперь он вернулся с надеждами на взаимную любовь Софьи. Но здесь все переменилось. Возлюбленная встречает его холодно, а его взгляды в корне расходятся со взглядами фамусовского общества.

На призыв Фамусова «поди-тка послужи!» Чацкий отвечает, что служить-то он готов, но только «делу, а не лицам», а вот «прислуживаться» ему вообще «тошно». В «веке минувшем» Чацкий не видит свободы для человеческой личности. Он не желает быть шутом для общества, где «тот и славился, чья чаще гнулась шея», где человека оценивают не по личным качествам, а по тем материальным благам, которыми он обладает. И вправду, как можно судить о человеке лишь по его чинам, если «чины людьми даются, а люди могут обмануться»? Чацкий видит в фамусовском обществе врагов свободной жизни и не находит в нем образцов для подражания. Главный герой в своих обличительных монологах в адрес Фамусова и его сторонников выступает против крепостного права, против рабской любви русских людей ко всему иностранному, против чинопоклонничиства и карьеризма. Чацкий – сторонник просвещения, творческого и ищущего ума, способного действовать в согласии с совестью.

«Век нынешний» уступает в пьесе «веку минувшему» по численности. Только поэтому Чацкий обречен на поражение в этой битве. Просто пока не наступило время чацких. Раскол в дворянской среде лишь наметился, но в дальнейшем прогрессивные взгляды главного героя комедии «Горе от ума» дадут пышные всходы. Сейчас же Чацкий объявлен сумасшедшим, ведь обличительные речи безумного не страшны. Консервативное дворянство, поддержав слух о безумии Чацкого, лишь на время оградили себя от перемен, которых они так боятся, но которые неизбежны.

Выводы

Таким образом, в комедии «Горе от ума» проблема поколений не является основной и отнюдь не раскрывает всей глубины конфликта между «веком нынешним» и «веком минувшим». Противоречия двух лагерей кроются в разнице их восприятии жизни и устройства общества, в разных способах взаимодействия с этим обществом. Этот конфликт нельзя решить словесными баталиями. Только время и череда исторических событий естественным образом сменит старое на новое.

Проведенный сравнительный анализ двух поколений поможет учащимся 9 классов описать конфликт «века нынешнего» с «веком минувшим» в своём сочинении на тему ««Век нынешний» и «век минувший» в комедии «Горе от ума» Грибоедова»

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Анастасия Якименко

    11/15

  • Арыстан Мынбаев

    13/15

  • Ирина Дубовская

    13/15

  • Egor Glazunov

    15/15

  • Лия Рябова

    15/15

  • Даня Яскин

    10/15

  • Варвара Перфильева

    15/15

  • Асхаб Тамаев

    10/15

  • Манэбу Юичиро

    15/15

  • Иван Таныгин

    15/15

Век нынешний и век минувший в «Горе от ума»

Вариант 1

Главное произведение А.С. Грибоедова написано в мирное, но непростое время.

Давно отшумела война. И французы в России чувствуют себя лучше, чем дома. А московская знать радуется тому, как обновилась столица после сожжения. Вот только: «дома новы, но предрассудки стары». Время застоя и надвигающихся перемен, к которым мало кто готов.

Основной конфликт пьесы состоит в противоборстве «века нынешнего» с «веком минувшим». Консервативные дворяне, коих большинство, сталкиваются с новыми идеями, людьми иных взглядов на жизнь.

Первый раз в истории отечественной драматургии был выписан не единичный порок социума, а все в комплексе: крепостничество, прогрессирующий бюрократизм, карьеризм, лакейство

, угодничество, лесть, солдафонство, чинопочитание, низкий уровень образования и культуры, преклонение перед иностранщиной, неприязнь к науке, ценность не человека как личности, а «душ тысячки две родовых», должность, богатство.

Проблема ума

В одном из своих писем драматург отмечал, что в его работе на двадцать пять глупцов лишь один умный. Но это утверждение спорно. Да, Чацкий лучше образован, обладает живым мышлением, знаниями, опытом жизни в других странах. Не стесняется своих идей, не боится открыто выражать мнение. А «фамусовская Москва» держится за традиции, устои. Но так ли они глупы на самом деле? Фамусов шокирован высказываниями молодого гостя. Говорит ему, что он глупец, гордец, сумасшедший. Но при этом думает лишь о том, как бы не пришлось отвечать за крамольные идеи юноши перед обществом. Поэтому легко хватается за спасительную соломинку. Которая выражается в идеи безумности молодого человека. Ведь так проще прикрыть его «преступные» мысли. И не придется за них нести ответственность.

Понимает Павел Афанасьевич и то, что в качестве учителей своим детям они нанимают проходимцев. Но так заведено: неважно кто, лишь бы иностранец. Управляющий казенным домом лишь следует традициям. Тем более, что сам он к образованию относится резко отрицательно. Мечтает сжечь все книги, считает их злом.

Не такие уж глупцы и остальные дворяне. Но каждый преследует свою цель. Кому-то выдавать замуж шесть дочерей, кто-то спешит разнести сплетню, привлечь внимание, другие думают лишь о наживе. Но всем не хочется терять свой статус, уважение, деньги, чины. На этом «век минувший» и держится.

Взгляды на культуру и образование

Происходит засилье всего иностранного: мода, одежда, язык, манера поведения, романы. Мудрые люди понимают, что смешение «французского с нижегородским» выглядит нелепо. Но сделать ничего не в силах.

Любой француз, пусть воришка или плут, всегда желанный гость в домах русской знати. Рады ему будут и в качестве педагога для барских детишек. Уже само рождение в Германии или Франции делало человека историком, географом. Чацкий высмеивает эту тенденцию, чем вызывает недоумение толпы.

Крепостничество

Весь цвет столичной аристократии – крепостники. Для них человеческая жизнь не является ценностью. А если точнее, то крестьянин вовсе не человек. А всего лишь собственность, как любая другая вещь. Его можно продать, обменять, проиграть в карты, истязать, лишить семьи, заставить играть любую роль, даже убить.

В своем знаменитом монологе: «а судьи кто», Чацкий приводит несколько ярких примеров. Многие помещики создавали из крепостных театры на забаву себе, да публике. Один такой барин скупил детей, оторвав их от родителей. Собрал театр. А после распродал актеров по одиночке за долги. А другой верных слуг, не раз спасавших ему жизнь, обменял на трех борзых щенков. Александра Андреевича возмущает такое отношение к людям. Поэтому многие современники автора узрели в пьесе идеи декабристов.

Не менее красноречиво поведение Хлестовой на званом вечере. Она взяла с собой шпица и девушку «арапку». Эти двое для нее равны, существуют лишь для забавы. Девочку она готова демонстрировать всем, ведь это весело. Рассказывая при этом, как Загорецкий ее приобрел. И что африканцев выводят «как скот» на показ для представления.

Ценности семьи и брака

Свадьбы играют лишь по договоренности. Любви здесь не место, только расчет. Пусть жених будет «плохенький», но у него будет не менее двух тысяч душ в родовом поместье. А того, кто умен, красив, но не богат, «в семью не включат». Поэтому Фамусов не видит пару Софье ни в Чацком, ни в Молчалине. Он восклицает: «Кто беден, тот тебе не пара!»

Служить бы рад …

На службе происходит то же самое. Пособничество, блат процветают: «при мне чужие редки, все сестрины, свояченицы детки». В почете те, кто «сгибается» перед вышестоящими чинами.

Чацкий же не готов прислуживаться лицам, он хочет служить делу, Отечеству. К сожалению, кроме него больше нет способных противостоять мощи отживающих порядков. Вся молодежь заражена. Девушки жеманничают, вешаясь на иностранцев и военных. А юноши, либо глупы, либо слабы. Кто-то, как Репетилов состоит в тайной клубе, где лишь шумят и пишут фельетоны. А другие, как Молчалин, играют по заданным стариками правилам.

Вариант 2

В комедии Грибоедова «Горе от ума»  мы можем наблюдать столкновение двух различных эпох, двух стилей русской жизни, что реалистически показано автором в его бессмертном произведении. Различие в мировоззрении старого московского барства и передового дворянства в 10—20-е годы XIX столетия составляет основной конфликт пьесы – столкновение «века нынешнего» и «века минувшего».

«Век минувший» – Фамусов и «фамусовское» общество

«Век минувший» в комедии гораздо многочисленнее, чем лагерь его оппонентов. Главным представителем консервативного дворянства является Павел Афанасьевич Фамусов, в доме которого происходят все явления комедии. Он управляющий в казенном доме. Его дочь Софья с самого детства воспитывалась им, так как мать ее умерла. Их взаимоотношения отражают конфликт отцов и детей в произведении.

В первом действии Фамусов застает Софью в комнате с Молчалиным, своим секретарем, живущим в их доме. Ему не нравится поведение дочери. В его взглядах на воспитание отражается позиция всего дворянского сословия: «Дались нам эти языки! Берем же побродяг, и в дом, и по билетам, чтоб наших дочерей всему учить». К иностранным учителям предъявляют минимум требований, главное, чтобы их было «числом поболее, ценою подешевле».

Однако Фамусов полагает, что самое лучшее воспитательное воздействие на дочь должен оказать пример ее собственного отца. В связи с этим в пьесе «Горе от ума» проблема отцов и детей становится еще острее. О себе Фамусов говорит, что он «монашеским известен поведеньем». Но такой ли он хороший пример для подражания, если за секунду до того, как он начал давать нравоучения Софье, читатель наблюдал за тем, как он откровенно заигрывает со служанкой Лизой? Для Фамусова имеет значение только то, что о нем говорят в свете. И если дворянское общество не сплетничает о его любовных похождениях, значит, совесть его чиста. Даже Лиза, проникнувшись нравами, царящими в доме Фамусова, предостерегает свою молодую хозяйку не от ночных свиданий с Молчалиным, а от общественных пересудов: «Грех не беда, молва не хороша». Эта позиция характеризует Фамусова как морально разложившегося человека. А имеет ли безнравственный человек право рассуждать о нравственности перед своей дочерью, да еще и считаться примером для нее?

В связи с этим напрашивается вывод, что для Фамусова (а в его лице и для всего старомосковского дворянского общества) важнее казаться достойным человеком, а не являться таковым. Причем желание представителей «века минувшего» производить хорошее впечатление распространяется только на богатых и знатных людей, потому что общение с ними способствует приобретению личной выгоды. Люди же, не имеющие высоких званий, наград и богатства, удостаиваются только презрения со стороны дворянского общества: «Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли, а тем, кто выше, лесть, как кружево плели».

Этот принцип обхождения с людьми Фамусов переносит и на отношение к семейной жизни. «Кто беден, тот тебе не пара»,- говорит он дочери. Чувство любви не имеет никакой силы, оно презирается этим обществом. Расчет и выгода господствуют в жизни Фамусова и его сторонников. Такая позиция порождает отсутствие свободы этих людей. Они заложники и рабы своего собственного комфорта.

То, что для прогрессивных людей нового поколения является унижением, для представителей консервативного дворянства норма жизни. И это уже не просто спор поколений, а гораздо более глубокое расхождение во взглядах двух противоборствующих сторон. С большим восхищением Фамусов вспоминает своего дядю Максима Петровича, который «перед всеми знал почет», имел «сто человек к услугам» и был «весь в орденах». Чем заслужил он свое высокое положение в обществе? Однажды на приеме у императрицы он оступился и упал, больно ударившись затылком. Увидев улыбку на лице самодержицы, Максим Петрович решил еще несколько раз повторить свое падение, чтобы повеселить императрицу и двор. Такое умение «подслужиться», по мнению Фамусова, достойно уважения, и молодому поколению следовало бы брать с него пример.

Своей дочери Фамусов прочит в женихи полковника Скалозуба, который «слова умного не выговорит сроду». Он хорош лишь тем, что «знаков тьму отличья нахватал», а ведь Фамусов, «как все московские», «желал бы зятя… с звездами и чинами».

«Век нынешний» – образ Чацкого.

Единственным защитником иных взглядов на затрагиваемые в произведении проблемы, представителем «века нынешнего», является Чацкий. Он воспитывался вместе с Софьей, между ними была юношеская любовь, которую герой и в момент событий пьесы хранит в своем сердце. Чацкий три года не был в доме Фамусова, так как странствовал по свету. Теперь он вернулся с надеждами на взаимную любовь Софьи. Но здесь все переменилось. Возлюбленная встречает его холодно, а его взгляды в корне расходятся со взглядами фамусовского общества.

На призыв Фамусова «поди-ка послужи!» Чацкий отвечает, что служить-то он готов, но только «делу, а не лицам», а вот прислуживаться ему вообще тошно. В «веке минувшем» Чацкий не видит свободы для человеческой личности. Он не желает быть шутом для общества, где человека оценивают не по личным качествам, а по тем материальным благам, которыми он обладает. И вправду, как можно судить о человеке лишь по его чинам, если «чины людьми даются, а люди могут обмануться»? Чацкий видит в фамусовском обществе врагов свободной жизни и не находит в нем образцов для подражания. Главный герой в своих обличительных монологах в адрес Фамусова и его сторонников выступает против крепостного права, против рабской любви русских людей ко всему иностранному, против чинопочитания и карьеризма. Чацкий – сторонник просвещения, творческого и ищущего ума, способного действовать в согласии с совестью.

«Век нынешний» уступает в пьесе «веку минувшему» по численности. Только поэтому Чацкий обречен на поражение в этой битве. Просто пока не наступило время «чацких». Раскол в дворянской среде лишь наметился, но в дальнейшем прогрессивные взгляды главного героя комедии «Горе от ума» дадут пышные всходы. Сейчас же Чацкий объявлен сумасшедшим, ведь обличительные речи безумного не страшны. Консервативное дворянство, поддержав слух о безумии главного героя, лишь на время оградило себя от неизбежных перемен, которых оно так боится.

Чацкий – победитель или побежденный?

В комедии «Горе от ума» представлен сложный исторический процесс смены старых взглядов помещиков-крепостников новыми прогрессивными идеями устройства общества. Этот процесс не может произойти в одночасье. Требуется время и немало усилий и жертв со стороны представителей нового типа мышления.

В пьесе представлена борьба консервативного дворянства, «века минувшего», с «веком нынешним» – Чацким, обладающим незаурядным умом и желанием действовать во благо своего Отечества. Старомосковские дворяне защищают в этой борьбе свое личное благополучие, личный комфорт. Чацкий же стремится развивать страну за счет повышения ценности личности в обществе, развития наук и просвещения, глубоко презирая и оставляя на заднем плане чинопочитание и карьеризм.

Уже в заглавии комедии Грибоедов указывает на то, что ум, в широком его понимании, не принесет счастья главному герою комедии. Его обличительные речи не нравятся как свету, ведь они угрожают его привычному укладу жизни, так и его возлюбленной Софье, поскольку они ставят под угрозу ее личное счастье.

В любви Чацкий однозначно терпит поражение. Софья предпочла Чацкому Молчалина, который отличается лишь своей скромностью и услужливостью. А умение «подслужиться» очень важно в свете. Для Чацкого же это унижение. И это нежелание угождать дворянскому обществу приводит к тому, что герой оказывается из него изгнанным.

Любовный конфликт порождает конфликт Чацкого с Фамусовским обществом, с которым, как оказалось, он расходится по всем основополагающим вопросам. Вся комедия – словесная борьба Чацкого с московским дворянством. Герой противопоставлен многочисленному лагерю «века минувшего». Чацкий в одиночестве бесстрашно выступает против него. Главному герою комедии противно, что Фамусов считает ученье «чумой», что Скалозуб получил чин полковника не с помощью личных заслуг, а с помощью связей, что Молчалин всячески старается угодить Фамусову и его гостям, унижаясь перед ними только потому, что он не имеет большого веса в этом обществе, что никто не готов жертвовать личной выгодой во благо Отечества.

Представителям фамусовского общества не хочется допустить развенчания своих идеалов. Они по-другому жить не умеют и не готовы. Поэтому, защищаясь, свет быстро распространяет сплетню о том, что Чацкий «не в своем уме». Объявив Чацкого сумасшедшим, общество делает его слова безопасными. Герой покидает Москву, которая развеяла «весь чад и дым» его надежд. Кажется, что уезжает Чацкий побежденным.

Однако невозможно ответить однозначно на вопрос, кем является Чацкий – победителем или побежденным – в комедии «Горе от ума». Он не одержал победу только потому, что пребывал в меньшинстве. Но он остался верен своим взглядам, и слова его, как семена, вскоре дадут всходы. Вокруг него соберутся единомышленники. Кстати, они упоминаются и в пьесе. Например, двоюродный брат Скалозуба, который, оставив успешную карьеру, уехал в деревню, где стал вести спокойную жизнь и много читать. Люди, равнодушные к чинам и деньгам, ставящие превыше всего ум и сердце, в конечном итоге одержат победу над фамусовским обществом.

Чацкий уезжает, не зная о том, что он победитель. Позднее это покажет история. Этот герой вынужден страдать, но его слова не останутся не услышанными. Борьба старого с новым не может длиться вечно. Она рано или поздно закончится крушением устаревших взглядов. Потому-то, как пишет Гончаров, в этой комедии Чацкий опровергает известную пословицу «один в поле не воин». Если он Чацкий, то воин, «и притом – победитель».

Смысл, идея и суть комедии «Горе от ума»

Смысл комедии Грибоедова заключается в описании столкновения двух миров – старого аристократического, представителем которого является Фамусов, и нового прогрессивного — в лице Чацкого. На всем протяжении повествования Чацкий – личность образованная, ведет борьбу с отсталым крепостническим обществом. Столкновение этих людей, олицетворяющих собой два совершенно разных типа общества предсказуемо и неизбежно, так как представители старого времени придерживаются старого уклада жизни, не принимают перемен, им комфортно и сытно и до других нет дела. Общество нового поколения стремится к новой жизни, к развитию себя и своего государства.

Идея комедии «Горе от ума» состоит в том, что новые взгляды и помыслы Чацкого не вписываются в старые аристократические устои и окружающее общество считает его безумным. Считать человека безумным намного проще, чем вносить в свою привычную жизнь новые перемены, ведь они не оставят без изменений ни одну из сфер человеческой жизни.

Пьеса Грибоедова «Горе от ума» в то время вдохновляла общество на борьбу с произволом и подлостью, с насилием и невежеством. Автор выразил с помощью своего героя Чацкого отвращение к «фамусовскому» обществу, к лености и праздности. Монологи этого мужчины остроумны и пугающе смелы. Чацкий точно знает, чего хочет. Но данная комедия не лишена трагизма. Трагедией данной пьесы является то, что умный и смелый Чацкий влюбляется в девушку из ненавистного ему общества, но его любовь остается безответной и не понятой. Это приводит к тому, что Чацкий уезжает из Москвы.

Название комедии говорит само за себя. Проблема ума всегда была актуальна. Во все времена умные, разносторонне развитые, образованные люди своего времени считались безумными. Их идеи, идущие наперекор общепринятым правилам, подвергались гонению и жесточайшей критики. Вот и обвинение Чацкого в сумасшествии было выгодно обществу, потому что это дает возможность аристократам старого мировоззрения оправдать свой образ жизни.

Сегодня, как и в прошедшие годы, комедия «Горе от ума» побуждает к борьбе с себялюбием, рабовладением и другими отрицательными социальными явлениями.

Выводы

Таким образом, в комедии «Горе от ума» проблема поколений не является основной и отнюдь не раскрывает всей глубины конфликта между «веком нынешним» и «веком минувшим». Противоречия двух лагерей кроются в разнице их восприятии жизни и устройства общества, в разных способах взаимодействия с этим обществом. Этот конфликт нельзя решить словесными баталиями. Только время и череда исторических событий естественным образом сменит старое на новое.

Вариант 3

Комедия «Горе от ума» А.С. Грибоедова написана в первой половине 19 века и представляет собой сатиру на взгляды дворянского общества того времени. В пьесе сталкиваются два противоборствующих лагеря: консервативное дворянство и молодое поколение дворян, имеющих новые взгляды на устройство общества. Главный герой «Горя от ума» Александр Андреевич Чацкий метко назвал спорящие стороны «веком нынешним» и «веком минувшим». Также представлен в комедии «Горе от ума» спор поколений.

Сравнение двух эпох

Комедия была написана в непростые для России времена период восстания декабристов. Отсюда и исходит образ современного человека, особенности его мышления и проблемы с окружающими людьми. Премьера произведения на сцене театра откладывалась долгое время, но все же состоялась в 1829 г., хотя некоторые фрагменты пришлось изменить в связи с цензурой.

Уклад жизни старого барства представлен на примере Павла Афанасьевича Фамусова. В его поведении заложены правила, которые уже издавна были установлены обществом. А пример он берет с еще более старшего поколения — своего дяди Максима Петровича. Фамусов восхищается им, орденами и жизнью при дворе, «да при каком дворе!». Но тут же понимает, что уже находится в другой реальности, его окружают другие нравы и устои.

Представителя века нынешнего в «Горе от ума» автор описал в образе Александра Андреевича Чацкого. Заметно пренебрежительное отношение дворянской молодёжи к «Веку минувшему». Это видно и в поведении, и в речи в сторону барства. Он их как будто ненавидит.

Однако никуда не деться от привычек, которые устанавливались годами, а, может, и целыми веками. Они будут оставлять свой след еще долгое время. Скоро коснутся прошлые устои и самого Чацкого. Фамусов же, несмотря на негативное отношение, при личной встрече все же признает, что из будущего поколения может быть толк. Об этом он говорит Скалозубу.

Интересно изображает автор еще одних героев: Софью и Молчалина. Видно, что это молодые люди, любящие друг друга. Но они не сопротивляются действительности, не живут своим умом. Все устои прошлых лет прочно вошли в их обыденную жизнь. Да и рассуждения о поведении современных людей полностью совпадают с мнениями отцов. Софья, вопреки себе, выбирает Молчалина как услужливого, покорного, «удобного» для семейной жизни человека. При этом не отрицает, что мужчина недостаточно умен. Ну что ж в этом страшного, если нравы старой Москвы принимают этот факт спокойно.

Трагедия фамусовского общества

Все фамусовское общество представлено в произведении такими людьми, которые ценят в своей жизни только положение в обществе, богатства и чины. Деньги для представителей «века минувшего» являются основной жизненной ценностью. Именно поэтому Павел Афанасьевич Фамусов говорит своей дочери Софье, что бедный человек ей не пара. По мнению фамусовского общества, жених – это тот, у кого «наберется душ тысячки две родовых». А.С. Грибоедов демонстрирует то, что любовь для «века минувшего» не имеет значения, главенствует брак по расчету. Чтобы показать свое значение, представители фамусовского общества все свое время тратили на балы и проведение роскошных мероприятий. Мотовство и стремление прыгнуть выше головы – отличительные черты «века минувшего».

А.С. Грибоедов в своей комедии «Горе от ума» отражает состояние русского дворянства 19 века. Он иллюстрирует средоточие всех отрицательных черт помещичества того времени. Таким образом, комедия «Горе от ума» остается актуальной и по сей день, так как пороки, высмеянные Грибоедовым, находят место и в современном мире, и они вряд ли исчезнут в будущем.

Молодое поколение в обществе консервативного дворянства

Конфликт «века нынешнего» и «века минувшего» не определяется и не ограничивается в комедии «Горе от ума» темой отцов и детей. Например, Молчалин, принадлежа по возрасту к молодому поколению, придерживается взглядов «века минувшего». В первых явлениях он предстает перед читателем в качестве скромного возлюбленного Софьи. Но он, как и Фамусов, очень опасается, как бы о нем не сложилось дурного мнения в обществе: «Злые языки страшнее пистолета». По мере развития действия пьесы раскрывается истинное лицо Молчалина. Оказывается, что с Софьей он «по должности», то есть для того, чтобы угодить ее отцу. На самом деле он больше увлечен служанкой Лизой, с которой ведет себя куда раскованнее, чем с дочерью Фамусова. Под немногословностью Молчалина скрывается его двуличие. Он не упускает возможности на званом вечере проявить свою услужливость перед влиятельными гостями, ведь «надобно ж зависеть от других». Этот молодой человек живет согласно правилам «века минувшего», а потому «Молчалины блаженствуют на свете».

Общественный конфликт в пьесе

В основу социального конфликта комедии легло противоборство «века нынешнего» и «века минувшего» – прогрессивного и консервативного дворянства. Единственным представителем «века нынешнего», за исключением внесценических персонажей, в комедии является Чацкий. В своих монологах он страстно придерживается идеи служения «делу, а не лицам». Ему чужды нравственные идеалы фамусовского общества, а именно стремление приспособиться к обстоятельствам, «подслужиться», если это поможет получить очередной чин или другие материальные выгоды. Он ценит идеи Просвещения, в разговорах с Фамусовым и другими персонажами защищает науку и искусство. Это человек, свободный от предрассудков.

Основной представитель «века минувшего» – Фамусов. В нем сосредоточились все пороки аристократического общества того времени. Пуще всего озабочен он мнением света о себе. После отъезда Чацкого с бала его волнует только «что станет говорить княгиня Марья Алексевна». Он восхищен полковником Скалозубом, глупым и неглубоким человеком, который мечтает лишь «добыть» себе генеральский чин. Это его Фамусов желал бы видеть своим зятем, ведь Скалозуб обладает главным достоинством, признанным светом, – деньгами. Фамусов искренне побаивается прогрессивных взглядов Чацкого, ведь они угрожают привычному укладу жизни консервативного дворянства.

Следует обратить внимание на то, что столкновение «века нынешнего» и «века минувшего» это вовсе не конфликт отцов и детей «Горя от ума». Например, Молчалин, являясь представителем поколения «детей», разделяет взгляды фамусовского общества о необходимости заводить полезные знакомства и умело их использовать для достижения своих целей. Он питает такую же трепетную любовь к наградам и чинам. В конце концов, он общается с Софьей и поддерживает ее увлечение им только из желания угодить ее влиятельному отцу.

Софью, дочь Фамусова, нельзя отнести ни к «веку нынешнему», ни к «веку минувшему». Ее противостояние отцу связано только с ее влюбленностью в Молчалина, но не с ее взглядами на устройство общества. Фамусов, откровенно заигрывающий со служанкой, является заботливым отцом, но не является хорошим примером для Софьи. Молодая девушка довольно прогрессивна в своих взглядах, умна, не обеспокоена мнением общества. Все это и является причиной разногласий отца и дочери. Однако она и не на стороне Чацкого. Ее руками, а точнее словом, сказанным из мести, Чацкий изгнан из ненавистного ему общества. Именно Софья автор слухов о сумасшествии Чацкого. А свет с легкостью эти слухи подхватывает, ведь в обличительных речах Чацкого каждый видит прямую угрозу своему благополучию. Таким образом, в распространении слуха о безумии главного героя в свете решающую роль сыграл любовный конфликт. Чацкий и Софья сталкиваются не на идейной почве. Просто Софья обеспокоена тем, что бывший возлюбленный может разрушить ее личное счастье.

Словесные дуэли

Первый раунд – отношение к богатству и чинам. Молодёжь готова и хочет служить России. «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Это лозунг Чацкого. А что Фамусов может предложить в ответ? Служба, передающаяся по наследству. Его идеал – дремучий дядя Максим Петрович (и где он только его откопал)? Он служил ещё при Екатерине Великой, и не важно, что он был глупым шутом.

Раунд второй – отношение к вопросам воспитания. Выпад Фамусова – образование не нужно, оно страшно, как чума. Образованные люди опасны и страшны. Но следуя моде, нанимают иностранных учителей. Чацкий парирует – Россию он видит образованной, просвещённой, культурной. Чем-то напоминают идеи ранних декабристов.

Раунд третий – отношение к крепостному праву. Чацкий в негодовании – он не понимает, как люди людей продают, как скот, меняют, на них играют в карты, разлучают семьи, отправляют в далёкую холодную Сибирь. Для Фамусова это обычная практика.

«Век минувший», как и зачастую принято в России, борется не по правилам, не честно. Если проигрываешь противнику, то надо его на какое-то время обезвредить и вывести из игры. Всё простенько и со вкусом сделано руками некогда любимой женщины. Чтобы не мешал ей и другим жить по-старому, она публично оклеветала Чацкого, сказав, что он душевно больной. Хорошо хоть не буйно помешанный, а то вообще бы изолировали от общества. А с больного человека что взять. Сам не ведает, что говорит.

По сути Чацкого и поддержать-то некому. Нет у него соратников, а одному с Фамусовым и ему подобными не справиться. В пьесе упоминаются люди, которые с точки зрения фамусовской компании, странные. Это двоюродный брат Скалозуба, читающий книги в деревне. Да князь Фёдор, к которому намертво приклеили ярлык «химик и ботаник». А что в этом смешного и постыдного  – не понятно. Репетилов по секрету сообщает, что он вхож в какое-то общество. Что они там делают, никто не знает. «Шумим», как выражается сам Репетилов о своей деятельности.

Униженному, оскорбленному, но не побеждённому Чацкому не остаётся ничего другого, как покинуть этот город и людей, которые оклеветали и отвергли его.

Выводы

Итак, «век нынешний» и «век минувший» не могли не вступить в конфликт из-за слишком разных, противоречащих друг другу взглядов на правильное устройство общества и поведение людей в нём. И хотя в комедии Чацкий бежит из Москвы, признавая своё поражение, «фамусовскому обществу» остается недолго. Гончаров пишет об этом так: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей».

Список литературы

  1. Ищук-Фадеева Н. Комедия о трагедии личности. // Литература. – 1997 г.
  2. Вяземский П.А. Заметки о комедии «Горе от ума».// Новое литературное обозрение.- 1999 г.
  3. Злобина А. Загадки Грибоедова. //Новое время.- 1995 г.
  4. Доризо Н. «И гений, парадоксов друг»: Полемическое прочтение «Горе от ума» //Юность.- 1986 г.

Даниил Романович | Просмотров: 2.6k

Беспокойство и страх в горе: когда твой разум тебе не друг

За последний год в моей семье две женщины умерли от рака. Я почувствовал жгучую потерю и боль, которые принесли эти смерти, отчасти потому, что я сам в стадии ремиссии от рака. Дважды. Семнадцать лет разницы.

Благодаря этому я многое знаю о том, как мой разум работает с тревогой и страхом. Я научился распознавать разные голоса в своем уме; некоторые голоса способствуют свободе и счастью, а некоторые заключают меня в тюрьму, которую я создал сам.

В прошлом году, незадолго до смерти моей любимой двоюродной сестры/сестры/дочери/друга Дженни, я понял, что мне понадобится помощь, чтобы подготовиться к смерти Дженни. Мы с ней вместе прошли ее раковый путь, и мне было плохо. Кроме того, Дженни была на одиннадцать лет моложе меня, и я боролся с гневом и чувством несправедливости в отношении жизни и смерти. Я знаю, что многим из вас не чужд этот опыт.

Я обратился за помощью к консультанту по горю по имени Лин Прашант из Центра интегративной терапии горя.

Лин начала наш сеанс особым образом. Она призвала меня прислушиваться исключительно к потребностям моего скорбящего тела, а не к тому, что, по мнению моего разума, я должен чувствовать. Она сказала: «Тело не умеет лгать». Ваше тело даст вам более точную информацию о том, что вам нужно, чтобы исцелиться и двигаться вперед.

А потом она рассказала мне историю, чтобы проиллюстрировать, что она имела в виду.

История Лин была рассказана ей несколько лет назад автором и учителем Ондреей Левин. Стивен и Ондреа Левин — всемирно известные учителя сознательной жизни и смерти.

Вот сцена: Солнечный день в прекрасной северной Калифорнии.

Ондреа идет по улице, просматривая витрины, ожидая встречи со Стивеном через полчаса, чтобы вместе поужинать.

Внутренний голос Ондреа №1: Я хочу рожок мороженого.

Внутренний голос №2: Нет, до ужина всего полчаса, можно подождать?

Внутренний голос №1: Ну да, но на улице тепло — прекрасный день — рожок мороженого пришелся бы кстати.

Внутренний голос №2: Ты испортишь себе ужин.

Внутренний голос №1: Какая разница, я хочу рожок мороженого, правда хочу.

Ондреа полностью наслаждается своим рожком мороженого.

Теперь это ключ. В голове Ондреа раздается новый голос, голос всезнайки. В нем совершенно ясно сказано: «На вашем месте я бы этого не сделал».

Можете представить? Вы только что наслаждались своим мороженым, и какая-то маленькая работа в вашей голове говорит: я бы не сделал этого на вашем месте».

Как рассказала Лин, для Ондреи это был ах-ха-ха-ха. Это тот хлам, который мозг швыряет в вас — просто потому, что может. Потому что хочет быть прав. Потому что любит мыльницы и читать лекции. Потому что — если его разоблачить — он будет вести еще более нелепую битву, заезженную пластинку оправданий, повторяя свои истории снова и снова. Именно тогда Ондреа поняла, что разум ей не друг. Был ли разум великолепным инструментом, способным выучить иностранные языки, физику, получить степень доктора философии? или делать ваши налоги? Конечно! Но друг? Нет. Ложь очень естественна для ума из-за эго.

Когда я услышал эту историю, я тоже был в восторге. Как человек, который вел семинары по писательскому мастерству, я вспомнил инструменты, которые мы часто используем, когда пишем, — это называние голоса внутри нас, который постоянно критикует и вредит себе. Иногда мы называем этот голос «Критик».

Но в данном случае, охваченный страхом и тревогой по поводу рака, я решил дать этому внутреннему голосу особо сильное имя, чтобы не возникало сомнений в ее личности. Я назвал ее Беспокойной ведьмой. Во время лечения рака в 2008 году я каждый день вел дневник, и в один особенно плохой день я нашел предложение, которое написал:

Тревога — ведьма, которая прыгнет на любой синапс, который ее заполучит.

Это помогает мне точно вспомнить, с чем я имею дело, когда слышу этот звук в своей голове. Это помогает мне помнить, что тревожная ведьма не умна и не сообразительна (хотя она уверена, что так оно и есть). Скорее, она убивает радость, вызывает стыд и нагнетает страх. Я помню, что чудесный ум, которым я одарен, тем не менее является для нее средством доставки; постоянно движущаяся бегущая лента в нижней части моего мысленного экрана. Помню, что ничего с этим делать не надо, потому что остановиться все равно невозможно. Достаточно осветить процесс.

Постскриптум: Несколько месяцев назад мой онколог посоветовал мне пройти генетическое тестирование из-за семейной связи с женскими раковыми заболеваниями. Я пошел вперед и заказал весь материал, а когда он прибыл — все двадцать пять страниц — я начал заполнять подробную анкету. Прочитав несколько страниц, я остановился. Что именно это мне даст, спрашивал я себя? У меня нет детей, с которыми можно разделить эти возможные риски. Я знаю, что именно так идет лечение рака, но наука, возможно, еще не все готова. А тем временем это, несомненно, усилит мое беспокойство.

Итак, я швырнул страницы в ближайшую круглую банку. Они приземлились с удовлетворительным стуком. В этот момент я ощутил легкость в своем теле, безоговорочное стремление к свободе и целостности и отказ от страха.

А потом знаете что? Беспокойная ведьма сказала: «Тебе действительно не следовало этого делать».

44 Детские книги о психическом здоровье

От ежа, который слишком хочет покататься на коньках, до щенка, который не может писать правильно, детские книги решают многие эмоциональные, поведенческие и учебные проблемы, с которыми сталкиваются дети. Эти книги помогают детям называть и понимать чувства и переживания, с которыми они могут бороться. В Институте детского разума мы связались с издателями по всему миру, чтобы заказать книги, посвященные психическому здоровью и расстройствам обучения, а также другим распространенным проблемам, таким как преодоление болезненных переживаний и преодоление сильных эмоций. Мы включили книги для детей до 12 лет, от книжек с картинками для дошкольников до книг с главами для самостоятельного чтения детьми старшего возраста. Наши клиницисты прочитали их все и выбрали лучшие в каждой категории в зависимости от того, насколько они были полезны. Здесь вы увидите описания 44 книг, которые нам нравятся и, надеемся, будут вам полезны.

Перейти к книгам о: Насилие | СДВГ | Беспокойство | Аутизм | Запугивание | Депрессия | Дислексия | Чувства | Горе и потеря | Личность | Пренебрежение | ОКР | Самоуважение | Селективный мутизм | Сенсорная обработка | Синдром Туретта | Травма

Насилие

Я сказал нет! Руководство для детей по сохранению интимных частей тела в тайне
Авторы Зак и Кимберли Кинг, иллюстрации Сью Рама

Эта умная книга помогает детям понять границы, используя терминологию «красный флаг» и «зеленый флаг». «В нем рассматривается множество классических сценариев простым языком», — говорит эксперт из Института детского разума. Возраст 4-8 лет. Опубликовано издательством Boulden Publishing.

СДВГ

Истории Кори: детская книга о жизни с СДВГ
Написано Жанной Краус, иллюстрировано Уитни Мартин . Кори говорит, что иногда дети смеются над ним, и он не знает, почему. «Иногда все тело падает со стула!» Но читатели также узнают, что Кори проявлял упорство, сосредоточившись на занятиях карате, заводя друзей в боулинг-клубе и помогая другим детям с математикой. Важное прощальное послание: «Никто не должен быть хорош во всем. Но я обнаружил, что я хорош во многих вещах». Возраст 6-11 лет. Опубликовано Magination Press.

Не могу усидеть на месте! Жизнь с СДВГ
Написано Пэм Поллак и Мег Белвисо, иллюстрировано Мартой Фабрега

В рассказе от первого лица этой книжки с картинками Лукас узнает, что СДВГ является причиной, по которой он выкрикивает ответы на математические задачи в классе, и у него есть трудно соблюдать правила в кикболе. Его врач дает ему лекарства и стратегии, которые помогают ему выздороветь. «Он дает четкое объяснение общих симптомов и вмешательств в понятных для детей терминах», — говорит эксперт из Института детского разума. Вы также оцените руководство для родителей в конце книги. 5-9 лет . Опубликовано B.E.S. Издательский.

Почему Джимми не может усидеть на месте?
Написано Сандрой Л. Тунис, доктором философии, иллюстрировано Мейв Келли

Семилетний Джимми выкрикивает ответы в школе, увлекается на переменах и отвлекается, когда делает домашнее задание. Он не понимает, почему не может успокоиться, пока родители не отведут его к врачу, и он не узнает, что у него СДВГ. Эта книга написана психологом, который обсуждает общие симптомы в соответствии с возрастом и разъясняет, что СДВГ не является виной ребенка. Возраст 4-8 лет. Опубликовано New Horizon Press.

Беспокойство

Не корми жука-беспокойника
Написано и проиллюстрировано Энди Грин

надоедливый WorryBug растет. В конце концов WorryBug становится настолько большим, что его нельзя игнорировать, и Wince понимает, что ему нужно что-то делать. Книга хорошо иллюстрирует, как беспокойство может стать непреодолимым, и учит детей, как они могут справиться со своей тревогой. Возраст 3-8 лет. Опубликовано Monsters in My Head.

Друзья-помощники: не бойся!
Написано Николь С. Кир, иллюстрировано Трейси Докрей

Семилетняя Вероника хочет помочь своей однокласснице Майе победить страх перед жуками, который мешает ей играть на перемене. Вероника придумывает пошаговый план, который начинается с рисования паука. «Демонстрация постепенного воздействия тревог — отличный подход», — говорит эксперт Института детского разума. Возраст 7-10 лет. Опубликовано издательством Imprint.  

Любимое место Гектора
Написано и проиллюстрировано Джо Рукс

Милый ежик из-за беспокойства отказывается кататься на коньках и играть в снегу со своими друзьями-животными. «Что, если бы он разучился кататься на коньках? Он может упасть и пораниться». Когда Гектор получает забавное приглашение на вечеринку в зимнем лесу, он некоторое время колеблется, а затем понимает, что должен быть смелым. «Это очаровательная история, — говорит эксперт Института детского разума. «Мне нравится, что Гектор делает немного больше, потом еще немного и так далее». Возраст 4-8 лет. Опубликовано Magination Press.

Насколько велики твои заботы, Медвежонок?
Автор Джейнин Сандерс, иллюстрации Стефани Файзер Коулман

Беспокоясь о школе, футбольных тренировках и монстрах под кроватью, медвежонок беспокоился день и ночь, несмотря на то, что его семья говорила ему перестать беспокоиться. Но когда мама стала поощрять его говорить о своих переживаниях и даже излагать их, чувства стали утихать. «Мне нравится, что в книге подчеркивается важность того, чтобы делиться своими мыслями и чувствами», — говорит эксперт Института детского разума. Еще один плюс: книга предлагает вопросы, которые вы можете задать своему ребенку во время совместного чтения. Возраст 6-10 лет. Опубликовано Educate2Empower Publishing.

Беспокойство Пилар
Написано Викторией М. Санчес, иллюстрировано Джесс Голден

В этой новой книжке с картинками Пилар живет и дышит балетом — она даже делает плие, когда чистит зубы. Но пробы на зимний балетный спектакль пугают ее, и она почти не идет. Используя умные методы выживания, такие как позитивное мышление и общение с друзьями, она может преодолеть свои страхи. Браво! Возраст 4-8 лет. Опубликовано Альбертом Уитменом и компанией.

Что делать, если вы слишком сильно беспокоитесь: руководство для детей по преодолению беспокойства
Написано Дон Хюбнер, иллюстрировано Бонни Мэтьюз такие темы, как «С чего начинаются беспокойства?» и «Отбросим заботы». Предложения включают упражнения на расслабление и установление определенного «времени для беспокойства». Несколько страниц побуждают детей рисовать или писать о том, что их беспокоит. На блестящей последней странице детям предлагается беззаботно нарисовать себя. Возраст 6-12 лет. Опубликовано Magination Press.

Аутизм

Армонд идет на вечеринку: книга о синдроме Аспергера и дружбе
Написано Нэнси Карлсон и Армондом Исааком, иллюстрировано Нэнси Карлсон

книга «дает простое понимание того, почему дети с синдромом Аспергера с трудом посещают вечеринки, и говорит о важности гибкости в обучении», — говорит эксперт из Института детского разума. Читатели могут понять, что Армонд боится лопнуть воздушные шары и не может придумать, что сказать. В конце концов, Армонд признается своей маме, что вечеринка была тяжелой, но он рад, что пошел. Возраст 4-8 лет. Издано издательством Free Spirit Publishing.

Мальчик по имени Летучая мышь
Написано Эланой К. Арнольд, иллюстрировано Чарльзом Сантосо

На первый взгляд, это милая история о мальчике, который хочет питомца. Мама Биксби (она же Бэт) — ветеринар, и она приносит домой детеныша скунса, которого он отчаянно хочет оставить себе. Но читателям с аутизмом может быть интересна болтовня о зудящей и неудобной одежде, приверженности распорядку и наличии только взрослых друзей. «Он прекрасно описывает повседневный опыт высокофункциональных детей с РАС», — говорит эксперт Института детского разума. Возраст 6-10 лет. Опубликовано Walden Pond Press.

Совершенно новая игра в мяч: Рип и Красная книга
Написано Филом Билднером, иллюстрировано Тимом Пробертом

В первой книге серии лучшие друзья Рип и Рэд только что пошли в пятый класс. У Реда аутизм, а у Рипа нет. Их общее увлечение: баскетбол. Многие главы, такие как «Hoops Madness» и «Bulldozed and Blitzed», посвящены их приключениям в школьной команде по бейсболу. «Эта книга явно не об аутизме, — говорит эксперт из Института детского разума. «Это веселая, беззаботная история с персонажами, которые покажутся очень близкими подросткам». Возраст 8-12 лет. Опубликовано Square Fish.

Запугивание

Я хулиган?
Написано Хоуп Гилкрист, иллюстрировано Зои Джордон

Тоби заставляет своих друзей смеяться, когда дразнит одноклассника из-за его странной одежды. Он просто пытается быть забавным и никого не бьет, поэтому он не может быть хулиганом — не так ли? Эта независимо изданная книга в мягкой обложке помогает детям распознать, когда поддразнивание переходит черту в издевательство. Возраст 6-9 лет. Опубликовано независимой издательской платформой CreateSpace.

Хризантема
Написано и проиллюстрировано Кевином Хенкесом. В первый день в школе Виктория придирается к Хризантеме, потому что у нее то же имя, что и у цветка, а Хризантема увядает от насмешек. Потом ученики узнают, что у учительницы такое же имя, и вдруг Хризантема оказывается крутой. 4-8 лет . Издано Малберри Букс.  

Tease Monster: Книга о том, как дразнить и травить
Автор Джулия Кук, иллюстратор Анита ДюФалла. «Есть два типа поддразнивания: хорошее и подлое», — пишет Кук. «Ты думаешь, что все против тебя, но это не так». Читатели узнают, как реагировать на добродушные поддразнивания и травлю. Возраст 5-10 лет. Опубликовано издательством Boys Town Press.

Скорость деформации
Автор: Лиза Йи

В быстро развивающемся сборнике глав, который понравится неохотным читателям, Марли думает, что седьмой класс будет скучным, пока он не привлечет внимание школьного хулигана. Диггер толкает Марли в коридоре, и драма разворачивается. «Это очень интересная история для детей, которые чувствуют себя чужаками», — говорит эксперт Института детского разума. Бонус: если ваш ребенок является поклонником «Звездных войн», есть множество отсылок. Возраст 8-12 лет. Издано издательством Arthur A. Levine Books.

Чудо
Автор Р.Дж. Palacio

В этом популярном сборнике глав, спровоцировавшем движение «Выбери вид» в классах, мальчик с уродством лица переходит в общеобразовательную школу в пятый класс и подвергается издевательствам. «Но у него есть сильная сеть семьи и друзей, которые помогают ему преодолеть травлю», — говорит эксперт Института детского разума. «В конце концов, читатели увидят, как следует отмечать различия». Возраст 8+. Издано Knopf Books для юных читателей.

Депрессия

Могу ли я подхватить ее, как простуду? Как справиться с депрессией родителей
Написано Центром зависимости и психического здоровья, иллюстрировано Джо Вайсманном

Папа Алекса больше не работает и все время хочет спать. Когда Алекс узнает, почему — что он страдает от депрессии, — он признается своей подруге Анне. Она говорит ему, что у ее мамы тоже депрессия, и она посещает терапевта, чтобы помочь ей почувствовать себя лучше. «Мне нравится, что это пропагандирует преимущества терапии для всей семьи», — говорит эксперт Института детского разума. Возраст 7-12 лет. Издательство «Тундра Букс».

Моя разделенная семья: путешествие одной девушки домой, потеря и надежда
Автор Дайан Герреро и Эрика Мороз о депортации ее колумбийских родителей, когда ей было 14 лет. Она также рассказывает, как боролась с депрессией и у нее были мысли о самоубийстве, когда ей было чуть больше 20 лет. «Я так сильно хотел доказать, что могу позаботиться о себе. Что я никому не нужен. Что я взрослая», — пишет она. «К тому времени, когда я признался себе, что мне все еще нужны другие, я оттолкнул людей, которых любил». Возраст 12+. Опубликовано Генри Холтом и Ко.

Дислексия

Назад вперед и вверх ногами!
Написано и проиллюстрировано Клэр Александр

Эта милая книжка с картинками рассказывает о щенке Стэне и его одноклассниках-животных. Буквы Стэна выходят «задом наперёд и вверх ногами, а некоторые вообще не похожи на буквы», но он боится просить учителя о помощи, потому что думает, что другие дети будут смеяться над ним. Когда он, наконец, это делает, он узнает, что с помощью — и много практики — он может добиться успеха. «Книга посылает позитивный сигнал о том, что если немного потрудиться, все станет лучше», — говорит эксперт Института детского разума. Возраст 4-8 лет. Издано Eerdmans Books для юных читателей.

Рыба на дереве
Автор Линда Маллали Хант

В этом вдохновляющем сборнике глав рассказывается о проблемах, с которыми ежедневно сталкиваются учащиеся с дислексией, не только в чтении, но и в самооценке. Главной героине Элли удавалось скрывать свое неумение читать в каждой школе — до сих пор. «Сюжет истории меняется, когда Элли заводит друзей и, наконец, находит учителя, который признает ее трудности и то, насколько она умна», — говорит эксперт Института детского разума. Возраст 8-12 лет. Издано издательством Puffin Books.

Чувства

В моем сердце: книга чувств
Написана Джо Витек, иллюстрирована Кристин Русси

полный чувств. Каждый разворот фокусируется на разных эмоциях, таких как счастье, храбрость и страх. Описание чувств особенно увлекательно: «Иногда на сердце становится тяжело, как у слона. Над моей головой темная туча, и слезы падают, как дождь. Это когда на сердце грустно». Возраст 3-6 лет. Опубликовано Гарри Н. Абрамсом.

Многоцветные мои дни
Написано доктором Сьюзом, иллюстрировано Стивом Джонсоном и Лу Фанчером эмоции. Бонус: это также поможет малышам и дошкольникам выучить цвета. Возраст 3-5 лет. Издано Knopf Books для юных читателей.

Крутые парни (есть и чувства)
Написано и проиллюстрировано Китом Негли

Остроумные иллюстрации в этой книге могут быть даже сильнее текста. Дети увидят разных «крутых парней», проявляющих эмоции. Космонавт в космосе держит фотографию своей семьи. Борец плачет в раздевалке. Татуированный байкер жалеет, что переехал белку. Последнее изображение отца и сына особенно трогательно. Возраст 3-6 лет. Издано издательством Flying Eye Books.

Когда Софи злится — очень, очень злится…
Написано и проиллюстрировано Молли Бэнг

Когда сестра Софи смахивает мягкую игрушку, она чувствует, что готова взорваться, «как вулкан». Яркие иллюстрации изображают Софи, которая пинается, кричит и даже ревет. Но затем цветовая палитра иллюстраций меняется, когда Софи немного плачет и позволяет природе успокаивать ее. «Эта книга нормализует гнев и показывает, что он не длится вечно», — говорит эксперт из Института детского разума. Возраст 4-8 лет. Опубликовано Scholastic Paperbacks.

Горе и потеря

Art With Heart Presents: Draw It Out
Автор Стефани Лориг и Розали Франкель

В этом учебном пособии на 40 с лишним страниц детям помогают справиться со своими эмоциями письмо и рисунок. Мероприятия включают создание «Круга силы» и использование календаря для выражения чувств в разные дни. «Я использую эту книгу в терапии скорбящих детей и считаю ее чрезвычайно эффективной», — говорит эксперт Института детского разума. Возраст 6-10 лет. Опубликовано Art With Heart.

Я скучаю по тебе: первый взгляд на смерть
Автор Пэт Томас, иллюстрации Лесли Харкер. Настоящий гений: «А как насчет тебя?» коробки, разбросанные по всей книге, содержат вопросы, которые вы можете задать детям. «Мне особенно нравится, что это нормализует грустные чувства, связанные со смертью», — говорит эксперт Института детского разума. Возраст 4-8 лет. Опубликовано B.E.S. Издательский.  

Невидимая нить
Автор Патрис Карст, иллюстратор Джоанн Лью-Вритхофф

Эта книга-бестселлер с картинками знакомит малышей с концепцией невидимой связи между людьми, даже когда они разлучены. В этой истории мама объясняет своим детям, что существует «особая нить любви», соединяющая их со всеми, кого они любят. «Когда ты в школе и скучаешь по мне, твоя любовь путешествует по струне, пока я не почувствую рывок в своем сердце», — пишет Карст. История продолжается объяснением того, как далеко тянется нить — капитану подводной лодки в океане, танцовщице во Франции и даже любимому родственнику на небесах. Возраст 3-8 лет. Издано Little, Brown Books для юных читателей.

Одна волна за раз: история о горе и исцелении
Написано Холли Томпсон, иллюстрировано Эшли Кроули чувствовать себя плоским и роботизированным. «Сюжетная линия показывает переход от борьбы к выздоровлению и делает упор на использование сетей поддержки», — говорит эксперт Института детского разума. Возраст 4-8 лет. Опубликовано Альбертом Уитменом и компанией.

Когда умирают динозавры: руководство по пониманию смерти
Написано и проиллюстрировано Лори Красни Браун и Марком Брауном

Эта книга с простым языком и милыми рисунками, которые не слишком наглядны, отвечает на многие вопросы детей о смерти , как люди прощаются, и как мы вспоминаем людей, которых потеряли. Лучший раздел посвящен переживаниям по поводу смерти и побуждает детей говорить о них, говорит эксперт Института детского разума. 5-9 лет. Издано Little, Brown Books для юных читателей.

Идентификация

Красный: история мелка
Написано и проиллюстрировано Майклом Холлом

Ваш ребенок сразу поймет проблему: синий мелок ошибочно обозначен красным. Он не может делать то, что все от него ожидают (и другие мелки дают ему всевозможные советы о том, как стать лучше красным), пока однажды он не встречает фиолетовый мелок, который видит его истинный цвет. Потом он взлетает. «Послание об идентичности великолепно», — говорит эксперт Института детского разума. Возраст 5-10 лет. Издано издательством Greenwillow Books.

Пренебрежение

Кто-то заботится: руководство для детей, переживших пренебрежение чувство пренебрежения, но с трудом выражающее. Особенно пронзительный отрывок: «Я старался быть сильным и смелым, но часто волновался и боялся. Я старался выжать максимум из того, что у меня было, но иногда мне нужно было больше». В конце концов в дело вмешиваются социальный работник и психотерапевт, и история заканчивается сладко. «Здорово, что на иллюстрациях изображены разные семьи», — добавляет эксперт Института детского разума. Возраст 6-12 лет. Издательство Magination Press.

ОКР

В поисках идеального
Автор: Элли Шварц

ее мама, которая временно переехала на работу. Вначале многие склонности Молли к ОКР — например, организация меню еды на вынос в алфавитном порядке и поиск закономерностей в телефонных номерах — небрежно вплетены в сюжетную линию, которая сосредоточена на ее желании выиграть поэтический турнир, чтобы ее мама пришла домой на банкет. Но со временем ее обсессивно-компульсивное расстройство обостряется: «Раньше я просто мыла руки, а потом начала мыть руки много, а теперь чищу их до сырости», — пишет Шварц. Когда Молли зацикливается на счете, отец ведет ее к врачу, который ставит ей диагноз. Возраст 9-14. Опубликовано Фарраром, Штраусом и Жиру.

Мистер Беспокойство: история об ОКР
Написано Холли Л. Найнер, иллюстрировано Грегом Свирингеном «его разум не потеет». К концу истории обсессивно-компульсивное расстройство Кевина улучшилось благодаря терапии и лекарствам. Возраст 7-12 лет. Опубликовано Альбертом Уитменом и компанией.  

OCD Даниэль
Автор Уэсли Кинг

Эта книга для подростков сочетает в себе рассказ о взрослении и детективный роман. Главный герой — 13-летний Даниэль, который прячет свои «запы» — переставляет чашки в геометрические узоры, много завязывает шнурки и считает вещи — от других детей в школе и на футбольных тренировках. Написанная от первого лица, «эта книга отлично описывает стигматизацию и содержит очень точное описание того, как возникают навязчивые идеи и принуждения», — говорит эксперт Института детского разума. В конце концов Дэниел обнаруживает, что у него ОКР, движется к самопринятию и помогает другу разгадать тайну. Возраст 12+. Издано издательством Simon & Schuster/Paula Wiseman Books.

Up and Down the Worry Hill: Детская книга об обсессивно-компульсивном расстройстве и его лечении
Написано Аурин Пинто Вагнер, доктором философии, иллюстрировано Полом А. Джаттоном

Эта история о маленьком мальчике с ОКР объясняет , говоря понятным для детей языком, не только о том, что такое расстройство и как оно мешает его жизни, но и о том, как лечение с помощью когнитивно-поведенческой терапии помогает детям избежать этого. Лучше читать вместе с ребенком. Возраст 7-10 лет. Опубликовано Lighthouse Press.

Самоуважение

Что мне в себе нравится!
Написано Аллией Зобель Нолан, иллюстрировано Мики Сакамото

В этой простой книге для маленьких детей школьники отмечают свое разнообразие — от брекетов до очков, от кудрявых волос до больших ступней. «Это дает очень позитивный сигнал о пользе этих различий», — говорит эксперт Института детского разума. Возраст 3-7 лет. Издатель Studio Fun International.

Избирательный мутизм

Слова Лолы исчезли
Написано и проиллюстрировано Элахе Бос

Эта книга помогает читателям понять, что дети могут быть очень вербальными дома, но на публике слова, кажется, застревают. Лола, главная героиня, в школе не могла и слова сказать. Но постепенный подход, начиная с домашних занятий со школьной подругой, позволил ей обрести голос. 5-8 лет. Опубликовано независимой издательской платформой CreateSpace.

Сенсорная обработка

Стэнли, вероятно, будет в порядке
Автор Салли Дж. Пла, иллюстрировано Стивом Вулфардом на Comic Fest, что означает, что он должен выиграть охоту за сокровищами Trivia Quest, происходящую в центре города. Он отлично справляется с комическими мелочами, но его сенсорная чувствительность и беспокойство иногда могут мешать. С помощью храброго нового соседа и супергероя, которого он изобрел, Стэнли находит в себе мужество, в котором он нуждается. «К концу книги Стэнли становится более социально активным и храбрым, чем когда-либо прежде», — говорит эксперт Института детского разума. Возраст 8-12 лет. Опубликовано HarperCollins.

Синдром Туретта

Не забывай меня
Автор: Элли Терри ее одноклассник Джинсон. Большинство студентов дразнят и отвергают Калли из-за ее тиков. «Я захожу в мужскую раздевалку и слышу только: «Новенькая носит старую одежду. Новая девушка закатывает глаза. Новая девушка издает жуткие звуки своим горлом», — говорит Джинсон. «Это все правда. Но почему-то мне кажется неправильным слышать, как они это говорят». Читатели будут довольны к концу истории, когда Калли начнет постоять за себя и обретет уверенность в себе, считает эксперт Института детского разума. Возраст 8-12 лет. Опубликовано Square Fish.

Незначительные события из жизни кактуса
Автор Дасти Боулинг

Рожденный без рук, главный герой Авен заводит дружбу с Коннером, одноклассником, страдающим синдромом Туретта. Их отношения дают читателям окно в жизнь с инвалидностью через честный (а иногда и забавный) диалог. Один пример: «Коннер был на двух собраниях группы поддержки, и у меня возникло ощущение, что они ему действительно начинают нравиться, хотя он и злил Декстера». В целом книга хорошо объясняет синдром Туретта и виды лечения, отмечает эксперт Института детского разума. Возраст 12+. Издательство Sterling Children’s Books.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *