Русские земли
Древляне должны были ожидать мести от родных Игоря от Руси из Киева, Игорь оставил сына-младенца, Святослава, да жену Ольгу; воспитателем (кормильцем) Святослава был Асмуд, воеводою — знаменитый Свенельд. Ольга не дожидалась совершеннолетия сына и отомстила сама древлянам, как требовал закон. Народное предание, занесенное в летопись, так говорит о мести Ольгиной. Убив Игоря, древляне стали думать: «Бот мы убили русского князя, возьмем теперь жену его Ольгу за нашего князя Мала, а с сыном его, Святославом, сделаем, что хотим». Порешивши таким образом, древляне послали двадцать лучших мужей своих к Ольге в лодье. Узнав, что пришли древляне, Ольга позвала их к себе и спросила, зачем они пришли? Послы отвечали: «Послала нас Древлянская земля сказать тебе: мужа твоего мы убили, потому что он грабил нас, как волк, а наши князья добры, распасли Древлянскую землю, чтобы тебе пойти замуж за нашего князя Мала?» Ольга сказала им на это: «Люба мне ваша речь; ведь, в самом деле, мне мужа своего не воскресить! Но мне хочется почтить вас завтра пред своими людьми; теперь вы ступайте назад в свою лодью и разлягтесь там с важностию; а как завтра утром я пришлю за вами, то вы скажете посланным: не едем на конях, нейдем пешком, а несите нас в лодье! Они вас и понесут».
Таково предание об Ольгиной мести: оно драгоценно для историка, потому что отражает в себе господствующие понятия времени, поставлявшие месть за убийство близкого человека священною обязанностию; видно, что и во времена составления летописи эти понятия не потеряли своей силы. При тогдашней неразвитости общественных отношений месть за родича была подвигом по преимуществу: вот почему рассказ о таком подвиге возбуждал всеобщее живое внимание и потому так свежо и украшенно сохранился в памяти народной. Общество всегда, на какой бы ступени развития оно ни стояло, питает глубокое уважение к обычаям, его охраняющим, и прославляет, как героев, тех людей, которые дают силу этим охранительным обычаям. В нашем древнем обществе в описываемую эпоху его развития обычай мести был именно этим охранительным обычаем, заменявшим правосудие; и тот, кто свято исполнял обязанность мести, являлся необходимо героем правды, и чем жесточе была месть, тем больше удовлетворения находило себе тогдашнее общество, тем больше прославляло мстителя, как достойного родича, а быть достойным родичем значило тогда, в переводе на наши понятия, быть образцовым гражданином.
Характер Ольги, как он является в предании, важен для нас и в других отношениях: не в одних только именах находим сходство Ольги с знаменитым преемником Рюрика, собирателем племен. Как Олег, так и Ольга, отличаются в предании мудростию, по тогдашним понятиям, т. е. хитростию, ловкостию: Олег хитростию убивает Аскольда и Дира, хитростию пугает греков, наконец, перехитряет этот лукавейший из народов; Ольга хитростию мстит древлянам, хитростию берет Коростень; наконец, в Царе-граде перехитряет императора. Но не за одну эту хитрость Олег прослыл вещим, Ольга — мудрейшею из людей: в предании являются они также как нарядники, заботящиеся о строе земском; Олег установил дани, строил города. Ольга объехала всю землю, повсюду оставила следы своей хозяйственной распорядительности. Предание говорит, что немедленно после мести над древлянами Ольга с сыном и дружиною пошла по их земле, установляя уставы и уроки: на становища ее и ловища, т. е. на места, где она останавливалась и охотилась, указывали еще во времена летописца. Под именем устава должно разуметь всякое определение, как что-нибудь делать; под именем урока — всякую обязанность, которую должно выполнять к определенному сроку, будет ли то уплата известной суммы денег, известного количества каких-нибудь вещей или какая-нибудь работа.
Как женщина, Ольга была способнее ко внутреннему распорядку, хозяйственной деятельности; как женщина, она была способнее к принятию христианства. В 955 году, по счету летописца, вернее в 957, отправилась Ольга в Константинополь и крестилась там при императорах Константине Багрянородном и Романе и патриархе Полиевкте. При описании этого события летописец основывается на том предании, в котором характер Ольги остается до конца одинаким: и в Константинополе, во дворце императорском, как под стенами Коростеня, Ольга отличается ловкостию, находчивостию, хитростию; перехитряет императора, как прежде перехитрила древлян. Император, говорит предание, предложил Ольге свою руку; та не отреклась, но прежде требовала, чтоб он был ее восприемником; император согласился, но когда после таинства повторил свое предложение, то Ольга напомнила ему, что по христианскому закону восприемник не может жениться на своей крестнице: «Ольга! ты меня перехитрила!» — воскликнул изумленный император и отпустил ее с богатыми дарами. Император Константин Багрянородный оставил нам описание приемов, сделанных русской княгине при византийском дворе; церемонии, соблюденные при этих приемах, не могли польстить честолюбию Ольги: в них слишком резко давали чувствовать то расстояние, которое существовало между особами императорского дома и русскою княгинею; так, напр[имер, Ольге давали место наряду с знатными гречанками, она сама должна была выгораживаться из их среды, приветствуя императрицу только легким поклоном, тогда как гречанки падали ниц. Из этих известий о приеме Ольги мы узнаем, что с нею был племянник, знатные женщины, служанки, послы, гости, переводчики и священник; вычислены и подарки, полученные Ольгою и ее спутниками: один раз подарили ей с небольшим сорок, в другой — около двадцати червонцев. Известия о подарках очень важны; они могут показать нам, как мы должны понимать летописные известия, где говорится о многих дарах, о множестве золота, серебра и проч.
О побуждениях, которые заставили Ольгу принять христианство и принять его именно в Константинополе, не находим ничего ни в известных списках нашей летописи, ни в известиях иностранных. Очень легко могло быть, что Ольга отправилась в Царь-город язычницею, без твердого еще намерения принять новую веру, была поражена в Константинополе величием греческой религии и возвратилась домой христианкою. Мы видим, что везде в Европе, как на западе, так и на востоке, варвары, несмотря на то, что опустошали области Империи и брали дань с повелителей обоих Римов, питали всегда благоговейное уважение к Империи, к блестящим формам ее жизни, которые так поражали их воображение; таковы бывают постоянно отношения народов необразованных к образованным. Это уважение варваров к Империи способствовало также распространению между ними христианства. Не одна надежда корысти могла привлекать нашу Русь в Константинополь, но также и любопытство посмотреть чудеса образованного мира; сколько дивных рассказов приносили к своим очагам бывальцы в Византии. Как вследствие этого возвышался тот, кто был в Константинополе, и как у других разгоралось желание побывать там! После этого странно было бы, чтобы Ольга, которая считалась мудрейшею из людей, не захотела побывать в Византии. Она отправляется туда. Что же прежде всего должно было обратить ее внимание? Разумеется то, что всего резче отличало греков от Руси — религия; известно, что греки обыкновенно сами обращали внимание варварских князей и послов на свою религию, показывали им храмы, священные сокровища; разумеется, при этом и основные догматы веры были объясняемы искусными толковниками. Если многие из мужчин, воинов русских, принимали христианство в Греции, то нет ничего удивительного, что обратилась к нему Ольга, во-первых, как женщина, в характере которой было к тому менее препятствий, чем в характере князей-воинов, во-вторых, как мудрейшая из людей, могшая, следовательно, яснее других понять превосходство греческой веры перед русскою. Но, кроме этого, трудно отвергать, что Ольга была уже в Киеве знакома с христианством и предубеждена в его пользу, это предубеждение в пользу христианства могло сильно содействовать к принятию его в Царе-граде, но от предубеждения в пользу до решительного шага еще далеко. Есть известие, что Ольга еще в Киеве была расположена к христианству видя добродетельную жизнь исповедников этой религии, даже вошла с ними в тесную связь и хотела креститься в Киеве, но не исполнила своего намерения, боясь язычников. Принимая первую половину известия, мы не можем допустить второй: опасность от язычников не уменьшалась для Ольги и в том случае, когда она принимала крещение в Константинополе; утаить обращение по приезде в Киев было очень трудно, и при том Ольга, как видно, вовсе не хотела таиться — это было несовместно ни с ревностию новообращенной, ни с характером Ольги; не. хотела она таиться и равнодушно смотреть, как сын ее, вся семья и весь народ остаются в язычестве, следовательно, лишаются вечного спасения. Так, по возвращении в Киев Ольга начала уговаривать сына Святослава к принятию христианства, но он и слышать не хотел об этом; впрочем, кто хотел креститься, тому не запрещали, а только смеялись над ним. В этом известии мы находим прямое указание, что христианство распространялось в Киеве, тогда как прежние христиане из варягов могли принимать греческую веру в Константинополе. Над принимавшими христианство начали смеяться в Киеве, но на прежних христиан при Игоре, как видно, не обращали внимания; следовательно, хотя не было явного преследования, однако насмешки были уже началом преследования и знаком усиления христианства, чего обращение Ольги могло быть и причиною и следствием; можно заметить, что новая религия начала принимать видное положение, обратила на себя внимание древней религии, и это враждебное внимание выразилось насмешками. Борьба начиналась: славянское язычество, принятое и руссами, могло противопоставить христианству мало положительного и потому должно было скоро преклониться пред ним, но христианство само по себе без отношения к славянскому язычеству встретило сильное сопротивление в характере сына Ольгина, который не мог принять христианства по своим наклонностям, а не по привязанности к древней религии. Ольга, по свидетельству летописи, часто говорила ему: «Я узнала бога и радуюсь; если и ты узнаешь его, то также станешь радоваться», Святослав не слушался и отвечал на это: «Как мне одному принять другой закон? Дружина станет над этим смеяться». Ольга возражала: «Если ты крестишься, то и все станут то же делать». Святославу нечего было отвечать на это; не насмешек дружины боялся он, но собственный характер его противился принятию христианства. Он не послушался матери, говорит летописец, и жил по обычаю языческому (творил норовы поганские). Эта самая невозможность отвечать на возражение матери должна была раздражать Святослава, о чем свидетельствует и летопись, говоря, что он сердился на мать. Ольга даже ожидала больших опасностей со стороны язычников, что видно из ее слов патриарху: «Народ и сын мой в язычестве; дай мне бог уберечься от всякого зла!».
Мы видели, что предание провожает Ольгу в Константинополь и заставляет мудрейшую из всех людей русских перехитрить грека: тогда не знали лучшего доказательства мудрости. Предание провожает мудрую княгиню и домой, в Киев, заставляет ее и здесь постыдить греческого императора, охотника до даров и вспомогательного войска, и отомстить ему за то унижение, которому подвергались руссы в константинопольской гавани и которое, как видно, лежало у них на душе. Мы знаем из Игорева договора, что греки, опасаясь буйства русских и воинских хитростей с их стороны, выговорили себе право не впускать их в город до тех пор, пока в точности не узнают характера новоприбывших, имена которых должны были находиться на княжеском листе; эти меры предосторожности, как видно, очень раздражали русских, и вот в предании Ольга мстит за них императору. Когда Ольга, говорит летопись, возвратилась в Киев, то царь греческий прислал сказать ей: «Я тебя много дарил, потому что ты говорила мне: возвращусь на Русь, пришлю тебе богатые дары — рабов, воску, мехов, пришлю и войско на помощь». Ольга велела отвечать ему: «Когда ты столько же постоишь у меня на Почайне, сколько я стояла у тебя в гавани цареградской, тогда дам тебе обещанное».
Ольга воспитывала сына своего до возраста и мужества его, говорит летописец.
Как христианство появилось на Руси? — блог издательства ✍ «Никея»
24 июля празднуется день святой княгини Ольги. Она была простой девушкой, а стала мудрой правительницей и первой на Руси приняла веру. В чем была мудрость Ольги, как она сохранила верность мужу и что преодолела, чтобы стать христианкой — в отрывке из книги «Житие святой равноапостольной княгини Ольги в пересказе для детей».
#BOOK_WITH_PHOTO#
Оставаясь язычницей, великая княгиня вела жизнь, достойную христианки: дело своё делала с большой любовью, о сыне и подданных заботилась по-матерински, всегда о других думала больше, чем о собственном благополучии.
Как и полагается настоящей хозяйке, за своим княжеством Ольга следила лично. Установила «погосты» — специальные места, где люди могли торговать и обмениваться товарами, там же собирались уроки — то есть денежные налоги в казну. Назначила размер и время уплаты уроков. Мудро распорядилась распределением собранных денег: что на нужды государственные потратить, что на строительство, что на войско.
В отличие от князей-мужчин, Ольга не увлекалась военными походами, не старалась завоёвывать чужие племена. Но и свой народ в обиду давать не собиралась: много труда она приложила, чтобы усилить оборону государства. Города стали укреплять и со всех сторон обносить высокими каменными и дубовыми стенами, земляными валами, частоколами. Такие ограждения нелегко врагу преодолеть. И людям жить стало спокойнее.
Благодаря Ольге в Киеве начали строить первые каменные здания. А до этого на Руси дома были только деревянные, а они, сами понимаете, совсем не такие прочные, как каменные. К тому же деревянные дома при пожаре сгорали дотла, их практически невозможно было потушить. А пожары в те времена были частыми, от одного дома занимался соседний, за ним ещё один, и так сгорали целые города. Вот почему строительство каменных зданий было таким важным шагом.
Всё государство за время правления княгини Ольги преобразилось, стало и красивее, и богаче, и безопаснее. Чужеземцы зачастили в столицу со своими товарами, многие чужестранные воины нанимались служить в Ольгино войско.
От гостей-греков услышала Ольга, что греки верят в Бога единого, который сотворил землю и всё вокруг, и нет кроме него других богов. Уважая греков, Ольга посчитала, что у лучших людей и вера должна быть лучшая. Оказалось, что среди чужестранных наёмников, которые появились в её войске, были христиане. Ольга часто говорила с ними о Боге. И, в конце концов, решилась отправиться к грекам, чтобы самой посмотреть на церковную службу и услышать их учение об истинном Боге.
Взяв с собой знатных людей и купцов, княгиня Ольга отправилась в столицу Византии город Константинополь. Надо сказать, что к этому времени Русь стала поистине великой державой. Но Византия, в которой давно господствовало христианство, смотрела на язычников-русов как на варваров, дикарей. Так что перед Ольгой была непростая задача: показать цивилизованному миру, что Русь — вовсе не дикий народ, а мощное, достойное уважения государство.
Император Византии согласился принять русскую княгиню, но не забыл указать ей «её место»: прежде, чем Ольге был устроен приём во дворце, ей пришлось больше месяца ждать на своём корабле в гавани Константинополя. Для великой княгини это было унизительно, но она всё вытерпела, не отступила, не развернула с обидой флот и не вернулась домой. Ольга проявила удивительное, поистине христианское смирение. Это время она потратила на изучение Слова Божьего, посещала богослужения, присматривалась ко всем сторонам христианской жизни. Её поразило не только само учение, но и великолепие храмов, святая София Константинопольская, святыни. Сердце Ольги открылось истинной вере, и она окончательно утвердилась в своём желании стать христианкой.
Когда же, наконец, Ольгу пригласили во дворец, русскую княгиню приняли, как и подобает её чину: был и пир горой, и богатые подарки с обеих сторон. А византийского императора так покорили ум и красота княгини, её мудрость и решительность, что он даже предложил ей стать его женой. Это было новым испытанием для Ольги. Ведь выходить замуж во второй раз она не хотела ни за кого, а отказать… Как откажешь столь знатному человеку, императору великой державы, который, к тому же ещё и принял тебя с такими почестями? Для императора такой отказ стал бы большим оскорблением. А это означало, что Ольге пришлось бы не просто вернуться домой ни с чем, а ещё и навлечь на себя гнев могущественного владыки. Так, глядишь, и до войны недалеко. Что было делать Ольге в такой ситуации? Но и тут её выручили мудрость и женская хитрость.
— Не подобает мне, дикарке, язычнице, быть твоей женой, — ответила она. — Позволь мне прежде креститься и окажи великую честь: стань моим крёстным отцом!
Император согласился. Вскоре Ольгу крестили в соборе Святой Софии — главном храме Вселенской Церкви того времени. Патриарх Феофилакт, который крестил Ольгу, проповедал ей церковный устав о посте и молитве, о милостыне и воздержании, а великая русская княгиня смиренно стояла, склонив голову, боясь пропустить хоть одно слово. В святом крещении Ольга получила имя Елена.
Когда же после крещения император напомнил Ольге о своём предложении, она только руками развела:
— Ведь ты только что стал моим крёстным отцом, великий император! Как же могу я быть тебе и дочерью и женой?
— Обхитрила ты меня, Ольга, — рассмеялся император, в который раз подивившись уму и находчивости русской красавицы.
Домой Ольгу проводили с почестями, ведь теперь она была крёстной дочерью императора, а это означало, что Византия отныне признаёт величие и могущество русской державы. Перед отъездом княгиня попросила патриарха молиться о ней:
— Народ мой в язычестве, также и сын мой, помолись обо мне, владыка святой, чтобы Господь уберёг меня от всякого зла.
— Чадо верное, ты во Христа крестилась и облеклась, Христос сохранит тебя! — сказал ей на прощание патриарх.
Вернувшись в Киев из Константинополя, Ольга стала проповедовать христианство. Начала она со своего сына Святослава. Много зависело от того, примет ли он новую веру, ведь Святослав должен был вот-вот взойти на престол, обратится он — обратится за ним и всё государство. Но тут княгиню ждало разочарование: юный Святослав не только не захотел креститься, но и посмеялся над матерью и её крещением. Он ничего не желал и слышать о христианском смирении и кротости… Славные сражения, дальние походы, шумные пиры — вот чего желала его душа.
— Что скажет мне моя дружина, если я изменю вере отцов? — говорил он матери, да ты же просто хочешь сделать меня посмешищем в глазах воинов!
— Примешь веру ты, примут и все остальные, — твердила ему Ольга.
Но сколько ни увещевала сына Ольга, он оставался глух к её словам. Без сомнения, Ольге больно было слышать колкие слова сына и видеть его неприятие христианства, когда сама она уверовала. Но княгиня не отчаивалась, уповала на волю Бога и только молилась и молилась день и ночь, прося у Бога прозрения для сына и для людей русских, такого же, какое было даровано ей. «Если захочет Господь помиловать род мой и землю русскую, то вложит им в сердце истинную веру», — думала она.
Вспоминая удивительной красоты храмы, которые она видела в Константинополе, Ольга начала строить церкви и на Руси. Она воздвигла храм во имя Святителя Николая над могилой Аскольда — первого киевского князя-христианина и над могилой Дира заложила деревянный собор во имя Святой Софии Премудрости Божией.
Главной святыней нового Софийского храма стал крест, который Ольга привезла из Константинополя. По преданию, этот крест был вырезан из цельного куска Животворящего Древа Господня. Отныне везде, где Ольга бывала на Руси, она уничтожала языческих идолов и устанавливала кресты, от которых свершались многие знамения и чудеса, приводившие язычников в трепет и восторг. Куда бы ни шла и ни ехала Ольга, всюду она проповедовала христианство, и были люди в Киеве, Великом Новгороде и других городах, которые уверовали и приняли святое крещение.
Сохранилось предание о том, как Ольге дано было видение. Проповедуя христианство, не забыла она и о тех местах, где провела детство. Однажды оказалась княгиня неподалеку от родного села, у той самой реки, где когда-то встретилась с молодым князем Игорем, своим будущим мужем. И вдруг увидела, что на востоке с неба сходят три сияющих светлых луча. Обратившись к своим спутникам, которые от изумления замерли на месте и не могли отвести глаз от чудесного видения, Ольга сказала:
– По велению Господа построим здесь церковь во имя Пресвятой и Животворящей Троицы, и будет здесь великий и славный город.
На этом месте Ольга воздвигла крест и основала храм во имя Святой Троицы и повелела строить «град велик, славен и во всём изобилии». Троицкий собор стал главным собором города Пскова.
Молитвы и труды Ольги дали свои плоды: христианство на Руси стало понемногу распространяться. Но сын Ольги Святослав по-прежнему оставался твёрдым и неприступным в своих убеждениях. Сколько ни уговаривала его княгиня, сколько ни убеждала, он только сердился на мать и всё чаще старался бывать вдали от неё. Так до конца жизни Святослав и оставался язычником. Жизнь свою он проводил в походах и пирах, бросая управление государством на мать. Оставались в Киеве, на руках у Ольги, внуки, сыновья Святослава: Ярополк, Олег и Владимир. Проводя с ними много времени, бабушка-княгиня старалась зажечь в сердцах мальчиков огонёк веры христианской. Говорила им о Боге всё, что знала сама, рассказывала об удивительных знамениях и чудесах. Мальчики слушали, запоминали.
И Господь ответил на Ольгины молитвы. Прошли годы, и семена веры, заложенные ею, дали могучие всходы: повзрослев, один из мальчиков, став князем Владимиром Ясное Солнышко, продолжил начатое княгиней Ольгой дело: крестил Русь в православную веру. А когда решали бояре, принимать ли им христианство, то сказали князю: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшая из людей».
О том, как Ольга познакомилась с князем, как защищала свои земли и мстила за гибель мужа, читайте в «Житии святой равноапостольной княгини Ольги в пересказе для детей»
Святая Ольга Киевская, молись за Украину!| Национальный католический реестр
После жизни в поисках мести своим врагам Ольга крестилась и стала покровительницей вдов и новообращенных.
До недавнего времени я никогда не слышал об Ольге Киевской. Она малоизвестна в западном мире, но более широко прославляется в восточно-православной и восточно-католической церквях, где ее почитают как святую под эпитетом «Равноапостольная». Но сейчас, когда народ Украины борется с яростными атаками России, кажется уместным призвать на помощь мужественного святого.
Ольга до своего обращения
Родившаяся в семье викингов на восточнославянской территории Киевской Руси на рубеже 10-го века, Ольга была молодой матерью, когда ее муж, князь Игорь Киевский, был схвачен и жестоко убит. соседним племенем, древлянами. Согласно византийскому греческому историку Льву Диакону, убийство князя Игоря было особенно ужасным: два крепких дерева тянули друг к другу, и Игорь был привязан между ними; затем стволы были отпущены, отчего они отлетели назад и разорвали тело Игоря. Великой княгине Ольге, скорее всего, было еще около 20 лет, и смерть мужа оставила ее одну на воспитание трехлетнего сына Святослава.
Вождь древлян, князь Мал, видимо, воодушевился пленением и последующим убийством князя Игоря. Согласно «Первой летописи » , рукописи XI века, написанной христианскими монахами Украины, древляне отправили ко двору Ольги отряд эмиссаров, призывая ее выйти замуж за князя Мала и таким образом соединить их два царства.
Вместо того, чтобы сразу отклонить их просьбу, Ольга попросила их вернуться на следующий день. — Ваше предложение мне приятно, — сказала она. «Воистину, мой муж не может воскреснуть из мертвых. Но я желаю почтить тебя завтра в присутствии моего народа. Возвращайтесь к своей лодке и оставайтесь там. … Я пошлю за вами завтра.
Но тут история делает крутой поворот: Пока их не было, Ольга вырыла траншею. Когда на следующий день древляне вернулись, Ольга приказала своим людям поднять древлянскую делегацию и их лодку и нести их на параде. Мужчины были удивлены, когда вместо чествования их и их лодку отнесли в новую траншею, бросили в землю и заживо похоронили.
Затем, прежде чем новости о казнях достигли родины древлян, Ольга послала за второй группой древлян. По прибытии Ольга приказала своим людям приготовить для них ванну. Ожидая праздничного приема, древлянская делегация вошла в баню, но тут Ольга приказала запереть двери, и здание было подожжено. Все погибли в огне.
Все еще ища возмездия за смерть своего мужа, Ольга затем отправилась на место казни своего мужа, якобы чтобы провести «поминки» в его честь. Древляне присоединились к пиршеству, и когда они были пьяны и выведены из строя, Ольга приказала своим людям убить их.
Наконец-то Ольга нашла еще один способ наказать древлян за их жестокое убийство. Она приказала своим воинам осадить лагерь древлян в Искоростене, современном украинском городе Коростень, на реке Уж. Она предложила мир, в обмен на который каждый дом должен отдать ей трех голубей и трех воробьев из своего дома. Как только птицы оказались в ее распоряжении, Ольга приказала своим людям привязать ткань, смоченную в серной кислоте, к каждой из птичьих ног. С наступлением вечера птицы улетели обратно в свои гнезда, и сера подожгла все дома одновременно, спалив весь город. Всякий, кто бежал из горящего города, попадал в плен к воинам Ольги и уничтожался или брался в рабство.
Обращение Ольги в христианскую веру
Первичная летопись продолжает описывать окончательное обращение Ольги в христианство в 950-х годах и ее крещение в Константинополе византийским императором Константином VII. Наставлял ее в вере Константинопольский патриарх, согласно Первой летописи ,
. … Он научил ее учению Церкви, научил ее молитве и посту, милостыне и сохранению целомудрия. Она склонила голову и, как губка, впитывающая воду, жадно впитывала его учения.
Ольга приняла в крещении имя Елена, в честь древней Императрицы, матери Константина Великого. По возвращении в Киев она безуспешно пыталась обратить в веру сына Святослава; но он отверг ее, опасаясь, что его соотечественники в языческом обществе осмеют его. Однако Святослав согласился, что не будет преследовать христиан в своем царстве. Хотя Ольге не удалось обратить свою страну в христианскую веру, она возвела храмы в Киеве и других городах Украины.
Хотя Ольге не удалось обратить свою землю в христианство, ее внук Владимир (Владимир) Великий принял веру и официально принял христианство в 988 году. Именно Владимир расширил царство до того, что сейчас считается первым русским княжеством ( которую Владимир Путин считает предтечей имперского Российского государства).
Святая Ольга почитается вместе со Святым Архангелом Михаилом, покровителем современного Киева. Для народа Украины, страдающего под натиском русских, святая Ольга остается образцом патриотизма и твердой решимости.
Святая Ольга Киевская – The Viking Times
- Информационная
- Новости
- Витрина
11 апреля 2022
Ольга была королевой-реагентом своего сына Святослава с 945 по 960 год. Она была наиболее известна своей жестокой местью дервиланам, племени, которое жестоко убило ее мужа Игоря Киевского. Они привязали его к двум стволам деревьев, которые освободили, и он был расколот надвое… действительно ужасный способ увидеть конец своей жизни.
Дервиляне послали двадцать человек на лодке, чтобы передать послание короля, чтобы Ольга вышла замуж за убийцу своего покойного мужа, принца Мала. Придя в ее двор, они сказали царице: «доложить, что убили ее мужа… и чтобы Ольга пришла и вышла замуж за их князя Мала».
На что Ольга ответила: «Ваше предложение мне приятно, ведь мой муж не может воскреснуть из мертвых. Но я желаю почтить тебя завтра в присутствии моего народа. Теперь вернитесь в свою лодку и оставайтесь там с высокомерным видом. Я пошлю за тобой завтра, и ты скажешь: «Мы не поедем на лошадях и не пойдем пешком, везите нас в нашей лодке». И тебя повезут в твоей лодке». Древляне считали, что нести их — большая честь, пока их не бросили в вырытую траншею и не сожгли заживо по приказу Ольги. Она была очень мстительной женщиной, но на этом ее история не заканчивается.
Затем она вызвала второе древлянское посольство, и они отправили своих лучших людей. Когда они прибыли, Ольга велела своим людям приготовить для них ванну. Она пригласила мужчин отобедать с ней, но сначала они должны были принять ванну. Древляне вошли в баню, и Ольга приказала запереть двери и подожгла здание.
Ольга отправила древлянам послание, велела подготовить город, где был убит ее муж, потому что хотела устроить поминки и оплакать его смерть. Действительно, она оплакивала его, но она также запланировала нападение на этот день.
Древляне сели, чтобы присоединиться к устраиваемому пиршеству. Как только они напились и не смогли защитить себя, она приказала своим людям начать резню. А по Первой летописи было убито пять тысяч древлян. Ольга вернулась в Киев, чтобы подготовить войско, чтобы добить оставшихся в живых.
Она осадила базу древлян в Искоростене (современный город Коростень в Украине). Ольга обманула жителей города предложением мира и обратилась к ним с небольшой просьбой: «Дайте мне по три голубя… и по три воробья из каждого дома». и древляне сделали, как она просила, прислали им птиц.
Когда у Ольги были птицы, она приказала своим людям привязать сернистую ткань к одной из ног каждой птицы. Когда она выпустила птиц, и они вернулись в свои гнезда, сера подожгла все здания одновременно. Тогда она приказала своим воинам схватить всех, кто бежал из города, и взять их в рабство. На этом ее буйство мести мужа закончилось.
Но как она стала святой?
В 950-х годах Ольга отправилась в Константинополь к императору Константину. Она обратилась в христианство при содействии императора и патриарха. Ольга берет имя Елена в честь Святой Елены, матери Константина Великого. Константин, казалось, имел желание взять Ольгу себе в жены, так как она была «прекрасна лицом и к тому же мудра», он знал, что обретет власть над Русью. Но Ольга попросила его крестить ее, зная, что он станет ее крестным отцом, и их брак будет духовным инцестом.
Когда император вызвал Ольгу, он сказал, что хочет на ней жениться.