Педагогические идеи Дени Дидро
Дени Дидро (1713—1784)—один из виднейших французских материалистов XVIII в. Как и все представители этого направления, Дидро был материалистом снизу (в объяснении природы) и идеалистом сверху (в трактовке общественных явлений). Он признавал материальность мира, считал движение неотделимым от материи, мир познаваемым, решительно выступал против религии.
Стоя на позициях материалистического сенсуализма, Дидро считал источником знания ощущения. Но в отличие от Гельвеция он не сводил к ним сложный процесс познания, а признавал, что второй его ступенью является переработка ощущений разумом. Он также полагал, что “мнения правят миром”, и ошибочно связывал возможность переустройства общества не с революцией, а с изданием мудрых законов и распространением просвещения, правильным воспитанием. Свои мысли о воспитании он изложил в основном в произведении “Систематическое опровержение книги Гельвеция “О человеке”.
Дидро отвергал утверждение Гельвеция о всемогуществе воспитания и отсутствии у людей индивидуальных природных различий. Он стремился ограничить те крайние выводы, к которым пришел Гельвеций. Так, Дидро писал: “Он (Гельвеций) говорит: Воспитание значит все.
Скажите: Воспитание значит много.
Он говорит: Организация не значит ничего.
Скажите: Организация значит меньше, чем это обычно думают…
Он говорит: Воспитание — единственный источник различия между людьми
Скажите: Это один из главных источников”.
Признавая, что при помощи воспитания можно достигнуть многого, Дидро отмечал значение для формирования человека его физической организации, его анатомо-физиологических особенностей. Он также не соглашался с положением Гельвеция о том, что мышление может быть сведено к способности ощущать. Умственные операции зависят, по мнению Дидро, от определенного состояния и организации мозга.
Люди имеют, говорил он, разные природные задатки и особенности; природная организация, физиологические особенности людей предрасполагают их природные задатки к развитию, но их проявление целиком зависит от общественных причин, в том числе и от воспитания. Дидро справедливо полагал, что воспитатель сможет достигнуть больших результатов, если он будет стремиться развить присущие ребенку от природы положительные задатки и заглушить дурные. Призыв Дидро учитывать природные особенности! ребенка, развивать его индивидуальность заслуживает положительной оценки.Дидро правильно утверждал, что благоприятными задатками наделены от природы все люди, а не только избранные. Мало того, он говорил, что люди из народа значительно чаще являются носителями гениальности и талантов, чем представители знати: “Число хижин и прочих частных жилищ относится к числу дворцов, как десять тысяч к единице, и соответственно с этим мы имеем десять тысяч шансов против. одного за то, что гений, талант и добродетель скорее выйдут из стен хижины, нежели из стен дворца”.
Дидро восставал против засилия в школах классического образования и на первый план выдвигал реальные знания; в средней школе, считал он, все учащиеся должны изучать математику, физику и естественные науки, а также гуманитарные предметы.
Уделяя большое внимание учителю, Дидро требовал, чтобы он глубоко знал предмет, который преподает, был скромным, честным и обладал другими высокими нравственными качествами. Он предлагал создать учителю хорошие материальные условия, позаботиться о нем в случае болезни и инвалидности.
Педагогические взгляды французских материалистов XVIII в., неразрывно связанные с их философской концепцией, отражали накануне революции 1789 г. требования буржуазии в области просвещения. Они нашли свое выражение в наиболее передовых проектах организации народного образования, созданных в период французской буржуазной революции, и были в дальнейшем развиты на иной социальной основе социалистами-утопистами.
Его произведения были враждебно встречены властями. Как только вышла в свет его работа «Письма о слепых в назидание зрячим», Дидро был арестован. После освобождения из заключения он отдал все силы подготовке к изданию «Энциклопедии наук, искусств и ремесел». Энциклопедия, вокруг которой он собрал весь цвет тогдашней буржуазной интеллигенции, сыграла огромную роль в идеологической подготовке буржуазной французской революции.
Из всех французских философов-материалистов Дидро был наиболее последовательным: он страстно защищал мысль о неуничтожаемости материи, вечности жизни, великой роли науки.
Дидро придавал большое значение ощущениям, однако он не сводил к ним познание, а справедливо указывал, что большое значение имеет переработка ощущений разумом. Органы чувств — это только свидетели, суждение же есть результат деятельности разума на основе полученных от них данных.
Дидро высоко оценивал роль воспитания, однако в своих возражениях Гельвецию он не считал воспитание всемогущим. Он написал в форме диалога известное «Систематическое опровержение книги Гельвеция «Человек» (1773—1774).
Приведем одно характерное место:
«Гельвеций. Я рассматривал ум, гений и добродетель как продукт воспитания.
Дидро. Только воспитания?
Гельвеций. Эта мысль представляется мне все еще истинной.
Дидро. Она ложна, и в силу этого ее никогда не удастся доказать вполне убедительным образом.
Гельвеций. Со мной согласились в том, что воспитание имеет на гений и характер людей и народов большее влияние, чем это думали.
Дидро. И это все, в чем можно было согласиться с вами».
Дидро решительно опровергает положение Гельвеция, что воспитание может сделать все. Он считает, что воспитанием можно достигнуть многого, однако воспитание развивает то, что дала ребенку природа. Путем воспитания возможно развить хорошие природные задатки и заглушить дурные, но лишь в том случае, если воспитание будет учитывать физическую организацию человека, его природные особенности.
Положение Дидро о значении, которое имеют природные различия людей в их развитии, о необходимости считаться в воспитании с особенностями физической организации и психики ребенка заслуживают положительной оценки.
Однако в силу ограниченности французской материалистической философии XVIII века Дидро ошибочно рассматривает человеческую природу как нечто неизменное, абстрактное. Между тем, как впоследствии установили основоположники марксизма, природа человека изменяется в ходе исторического развития, люди в процессе революционной практики изменяют свою собственную природу.Дидро считал, что хорошие природные задатки имеются отнюдь не только у избранных; он, напротив, доказывал, что народ значительно чаще является носителем талантов, чем представители знати.
«Число хижин и прочих частных жилищ, — писал Дидро, — относится к числу дворцов, как десять тысяч к единице, и соответственно с этим мы имеем десять тысяч шансов против одного за то, что гений, талант и добродетель скорее выйдут из стен хижины, нежели из стен дворца».
При этом Дидро справедливо заявлял, что сплошь и рядом кроющиеся в народных массах таланты гибнут, так как дурной общественный строй лишает детей народа правильного воспитания и образования. Он был сторонником просвещения широких народных масс, признавал его огромную освободительную роль. По словам Дидро, «просвещение дает человеку достоинство, и раб немедленно почувствует, что он не рожден для рабства».
Так же как и Гельвеций, Дидро решительно критиковал французскую феодальную систему воспитания, подчеркивая, что начальные школы, находящиеся в руках духовенства, пренебрегают воспитанием детей из народа, а привилегированные средние школы классического типа воспитывают только отвращение к наукам и дают ничтожные результаты. Вся система обучения и воспитания негодна, «необходимо изменить до самого основания метод народного образования».
Необходимо, чтобы в школах обучались все дети, вне зависимости от их социальной принадлежности. Школы должны быть изъяты из ведения духовенства и сделаны государственными. Начальное образование должно быть бесплатным и обязательным, в школах следует установить общественное питание. Дети бедняков лучше знают цену просвещения, чем богатые. Дидро требовал решительной перестройки средней школы. Он выступал против засилья в средних школах классического образования, считал необходимым обеспечить в них преподавание на научных основах математики, физики, химии, естествознания, астрономии, настаивал на осуществлении реального образования.
В 1773 году Дидро по приглашению Екатерины II совершил поездку в Петербург и прожил там около года. Как известно, Екатерина в то время разыгрывала роль «просвещенного деятеля» и покровителя гонимых философов.
Дидро составил в 1775 году план организации в России народного образования на новых основах под названием «План университета для России» (подразумевая под университетом всю систему народного образования). Екатерина и не собиралась, конечно, проводить в жизнь план Дидро, он был чересчур радикален.
Педагогические идеи и социально-педагогические воззрения Д. Дидро, К.А.Гельвеция.
Французские материалисты ХVШ в. о воспитании (А. Гельвеций ,Д Дидро).
Педагогические взгляды Клода Адриана Гельвеция (1715-1771). В 1758 году вышла в свет знаменитая книга Гельвеция «Об уме». Власти осудили и запретили эту книгу, как направленную против религии и существующего строя. Книга была публично сожжена. Гельвеции уехал за границу и в это время написал новый труд — «О человеке, его умственных способностях и его воспитании» (издана в 1773 году). Гельвеции
полагал, что все представления и понятия у человека образуются на основе чувственных восприятий. Большое значение он придавал формированию человека под влиянием среды. Он указывал, что феодальный строй калечит людей. Церковь портит человеческие характеры. Гельвеции считал необходимым сформулировать единую цель воспитания для всех граждан. Эта цель заключается в стремлении к благу всего общества, к наибольшему удовольствию и счастью наибольшего количества граждан. Гельвеции утверждал, что все люди в равной мере способны к образованию, так как они рождаются с одинаковыми духовными способностями. Гельвеции считал, что человек формируется только под влиянием среды и воспитания. При этом понятие «воспитание» он трактовал очень широко. Под воспитанием Гельвеции «понимает не только воспитание в обычном смысле этого слова, но и совокупность всех условий жизни индивидуума…»1. Гельвеции заявлял, что «воспитание нас делает тем, чем мы есть», и даже более: «Воспитание может все». Необходимо широкое просвещение народа, надо перевоспитывать людей. Г. надеялся, что в результате просвещения и воспитания будет создан человек, свободный от предрассудков. Педагогические взгляды Дени Дидро (1713-1784). Его произведения были враждебно встречены властями. Как только вышла в свет его работа «Письма о слепых в назидание зрячим», Дидро был арестован. Дидро решительно опровергает положение Гельвеция, что воспитание может сделать все. Он считает, что воспитанием можно достигнуть многого, однако воспитание развивает то, что дала ребенку природа. Путем воспитания возможно развить хорошие природные задатки и заглушить дурные, но лишь в том случае, если воспитание будет учитывать физическую организацию человека, его природные особенности.
Дидро считал, что хорошие природные задатки имеются отнюдь не только у избранных; он, напротив, доказывал, что народ значительно чаще является носителем талантов, чем представители знати.
Так же как и Гельвеции, Дидро решительно критиковал французскую феодальную систему воспитания, подчеркивая, что начальные школы, находящиеся в руках духовенства, пренебрегают воспитанием детей из народа, а привилегированные средние школы классического типа воспитывают только отвращение к наукам и делают ничтожные результаты.
Дени Дидро (1713-1784), французский философ, просветитель, писатель. Учился в иезуитском колледже, получил звание магистра искусств. Первые философские сочинения Дидро были сожжены по решению французского парламента (за критику христианской религии и церкви в духе деизм, был арестован за распрастранение «опасных мыслей»). В 1773-74г. посетил Россию, по предложению Екатерины 2 участвовал в разработке демократической программы воспитания и образования в России. Написал «План университета, или школы публичного преподавания наук для Российского правительства».
Виднейший представитель французского материализма 18в. Вдохновитель, организатор и один из основных авторов знаменитой «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел», главной задачей которого были пропаганда естественнонаучных знаний — сильнейшего оружия против традиционной идеологии. Д. Дидро высоко ценил роль воспитания в формировании человека. Он призывал в процессе воспитания учитывать его анатомо-физиологические особенности, а также социальные условия, в которых происходит становление личности. Дидро наметил новые принципы организации просвещения: всеобщность и бесплатность обучения, его бессословность, светскость. Высказал соображения о содержании учебного плана школы с учетом взаимосвязи и взаимозависимости наук. Он призывал ученых к составлению научно обоснованных учебников, предлагал дифференцированно подходить к обучению, поощрять способных учащихся. Особое внимание уделял подбору учителей, обладающих всеми необходимыми, по его мнению, качествами. К этим качествам он относил, прежде всего, глубокое знание предмета, честность, отзывчивость и любовь к детям.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Реферат
Педагогические идеи и социально-педагогические воззрения Д. Дидро, К.А.Гельвеция.
От 250 руб
Контрольная работа
Педагогические идеи и социально-педагогические воззрения Д. Дидро, К.А.Гельвеция.
От 250 руб
Курсовая работа
Педагогические идеи и социально-педагогические воззрения Д. Дидро, К.А.Гельвеция.
От 700 руб
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
DENIS DIDEROT SCHOOL: КАЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ С ИННОВАЦИОННЫМ ПОДХОДОМ
Современный образовательный подход, идея обучения как опыта и ориентация на общее личностное развитие — мечта любого родителя, который хочет обеспечить лучшее их ребенок
Созданная при поддержке ProCredit Bank Школа Дени Дидро предлагает детям возможность учиться в окружении природы, развивать свои таланты и легко добиваться успеха. Рени Пейчева, исполнительный директор и член правления ProCredit Bank, рассказывает историю воплощения в жизнь новаторской идеи, столь необходимой болгарской системе образования.
Госпожа Пейчева своим открытием Школа Дени Дидро провозгласила новую модель образования. Как появилась концепция школы?
Все мы, инициаторы идеи Школы Дени Дидро, считаем, что для того, чтобы иметь гармоничный и устойчивый мир завтра, мы должны сегодня заложить его основы. В связи с этим концепция школы родилась как ответ на традиционную модель образования, в которой мы находим сильно ориентированную на энциклопедические знания, а не на детскую индивидуальность и развитие сложных практических навыков.
Рени Пейчева
Мы хотим, чтобы Школа Дени Дидро создала позитивную модель для изменения болгарской системы образования, направленную на знакомство с детьми и предоставление им свободы самовыражения и развития своих талантов.
В чем заключаются основные отличия от традиционной болгарской школы и к каким изменениям они приводят в процессе обучения?
Одним из первых и наиболее заметных отличий является расположение школы Дени Дидро. Он расположен в городе Банкя на площади 6000 кв. м среди чистейшей проветриваемой природы горы Люлин. Место было выбрано специально, чтобы предоставить студентам пространство и позволить им учиться, творить и играть, вдали от перегруженных городских районов и пробок в Софии.
Школьный кампус включает в себя три корпуса, в которых расположены светлые и уютные классы, тематические кабинеты естествознания и искусства, две библиотеки, большой и малый спортзалы, танцевальный зал, большой (25 м) и малый бассейны, активные игры зоны, столовая, открытые спортивные площадки и беговая дорожка.
С точки зрения формы и расположения кампус не похож на суровый вид традиционной школы. Корпуса образуют внутренний двор, в сторону которого ориентированы все классы и столовая. Широкие зеленые насаждения, деревья и растения, сохраненные в процессе строительства, создают ощущение близости и единения с природой.
Все внутренние и наружные помещения спроектированы таким образом, чтобы их можно было включить в учебный процесс. Это дает возможность использовать разнообразные методы обучения, создает дружескую атмосферу, которая способствует игре и получению удовольствия от обучения как в классе, так и вне его.
Что касается процесса обучения, то одним из самых существенных отличий является наша вера в то, что у каждого ребенка есть своя индивидуальность, которую мы хотим поддерживать, давая ей возможность расти.
Эта идея определяет наш общий подход к образованию. Чтобы развить естественную любознательность, исследовательский дух и любовь к учебе, мы внедрили индуктивный подход в образовании в школе Дени Дидро. С его помощью учащиеся исследуют, анализируют и самостоятельно находят знания и ответы, которые они искали. Учитель является наставником, который стимулирует учебную среду, чтобы спровоцировать творческое и критическое мышление и задавать вопросы. Знания, полученные при таком подходе, переживаются, обдумываются; он остается навсегда запомненным и может быть повторно применен учащимися.
Обучение проводится в 15-ти студенческих классах с двумя квалифицированными преподавателями одновременно. Суть в том, чтобы обеспечить постоянное присутствие преподавателя, который может обратить внимание на индивидуальные потребности каждого ребенка, оказывая дополнительную поддержку в обучении или стимулируя прогресс дополнительными заданиями по конкретному предмету.
Значит ли это, что вы уклоняетесь от образовательной программы, установленной Министерством образования и науки?
Нет. Это не значит. Знания и компетенции, которые мы хотим, чтобы наши студенты получили к концу учебного года, интегрированы в ежемесячные темы и подтемы. Они включают обязательное содержание учебного плана, но разница в том, что они не ограничиваются им. Работа над темами позволяет учащимся углубляться в детали знаний, находить и исследовать взаимосвязи между различными науками.
Каковы ваши выводы об установленной новой модели спустя более чем полгода учебного года?
Прежде всего, мы рады, что дети охотно приходят в школу. Это продемонстрировало, что мы создали для них доброжелательную и спокойную обстановку, что было первой частью нашей задачи. Отныне важно сохранить стремление к обучению в образовательном процессе и выстроить успешное сочетание знаний и навыков, которое подготовит учащихся к будущим жизненным вызовам.
В этом смысле мы все отчетливее видим выдающуюся роль учителя. Учитель – это тот, кто провоцирует детскую любознательность, стимулирует учебную среду различными средствами и методами, фактически создает учебный процесс, обогащая его. В дополнение к этому важно, чтобы учителя разделяли одни и те же идеи образования, чтобы они могли активно участвовать во всем процессе.
Что вы считаете показательным для качества обучения – количественное измерение через оценки или у вас есть другие критерии?
В школе Дени Дидро оценки не ставятся. Для нас они создают ощущение стремления к конкретному количественному результату, ориентированному на накопление энциклопедических знаний.
Мы обращаем внимание на процесс обучения, благодаря которому накопленные знания и навыки становятся компетенциями, которые можно применять на практике. Для нас качественное образование означает создание соответствующей учебной среды, которая стимулирует любознательность и помогает детям оставаться открытыми для обучения на протяжении всей жизни. Мы понимаем, что во все более развивающемся и меняющемся мире глобализации, технологий и науки информация, полученная в школе, может быстро стать непригодной для использования. Вот почему так важно, чтобы дети росли гибкими и адаптировались к изменениям, мыслили глобально и стратегически, накапливали навыки правильного управления временем, работы в команде и убедительной аргументации тезисов. Обучаясь в Школе Дени Дидро, мы стремимся достичь всего вышеперечисленного.
Bankya, 2 Tenev Bair St
phone: +359 2 813 5808
www. denisdiderot.bg
Энциклопедист Дени Дидро — Библиотека Калифорнийского университета в Дэвисе
Энциклопедия Дени Дидро, Planches, vol. ВИ
- Кристин Ченг
- 10 июня 2017 г.
В последних пяти материалах, посвященных 50-летию Special Collections , мы сосредоточимся на массивной работе, которая стала представлять идеалы Просвещения и, как говорят, вдохновила Французскую революцию: Encyclopédie, ou Dictionnaire raisonné des Sciences, des Arts et des Métiers или Энциклопедия или Аналитический словарь наук, искусств и ремесел . С помощью математика Жана д’Аламбера, коллег-философов Жана-Жака Руссо и Вольтера, ученого-медика Луи де Жокура и многих других Дени Дидро потратил 25 лет — часто под угрозой религиозных и королевских преследований — на редактирование Encyclopédie с 1747 по 1772 гг. Когда в конце концов в 1772 году были завершены последние тома, энциклопедия превратилась в «самый массовый единый справочный труд в Европе», состоящий из 17 томов фолио, содержащих 71 818 статей, 11 томов фолио из 2885 иллюстраций и пяти томов фолио с дополнительными материалами. . Даже после того, как соредактор Даламбер покинул проект в 1757 году, Дидро продолжал редактировать Энциклопедия сам. Более 150 человек, или энциклопедистов, как их стали называть, внесли статьи в Encyclopédie , при этом Луи де Жокур, как полагают, написал более 17 500 статей — около 27 процентов от общего количества.
Энциклопедия Дени Дидро, Planches, vol. VIВ Encyclopédie Дидро стремился собрать и записать информацию по всем отраслям науки, гуманитарным и механическим искусствам Европы восемнадцатого века. Что еще более важно, Дидро стремился «изменить общий образ мышления», поставив под сомнение устоявшийся авторитет католической церкви и короны. Дидро и другие энциклопедисты критически относились к абсолютной монархии и христианской доктрине, утверждая, что люди приписывают власть суверенному органу, а не отдельному человеку, и что суждение и исследование должны основываться на «чувствующем, материальном теле, понимаемом через философскую призму».