В каком году умер лермонтов: Парус — Лермонтов. Полный текст стихотворения — Парус

Детская художественная школа №1 имени П. П. Чистякова г. Екатеринбург

Нет, я не Байрон, я другой,
Ещё неведомый избранник,
Как он гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.

Родился 3 октября 1814 в  Москве. Умер  15 июля 1841 у  подножья горы Машук, близ Пятигорска; похоронен в селе Тарханы Пензенской области.

В 2014 году 200-летие со дня рождения поэта.

Михаил Юрьевич Лермонтов — великий русский поэт, прозаик, драматург, художник, офицер и художник.

Заболотский П. Е. Лермонтов в ментике
лейб-гвардии Гусарского полка (1837)

Известно, что Лермонтов всю свою сознательную жизнь, до своей безвременной гибели, посвящал не только литературе, но и рисованию.

Многое из его художественных работ не сохранилось, но то, что дошло до наших дней, — это более десятка картин маслом, более пятидесяти акварельных работ, свыше трёхсот рисунков — даёт нам возможность оценить его художественное наследие.

Талант художника Лермонтова очень многогранен. Он увлекался портретом, изображая с большой достоверностью людей своего круга. Ему великолепно удавались пейзажи, как в живописи, так и графике. Лермонтов проявил себя незаурядным мастером карикатуры и анималистических зарисовок скачущих лошадей и групп всадников. Множество его работ посвящены военной тематике – это изображение поединков, сражений, вооружённых черкесов, русских офицеров и юнкеров. По художественной пластике его рисунки необычайно динамичны и выразительны, а живописные картины    

 

прекрасны по своему колориту и напоминают таких мастеров того времени, как братья Никанор и Григорий Чернецовы, князь Гагарин и другие. Некоторые из его работ являлись предвестниками его очередного литературного произведения.

Так поэт Лермонтов данным ему природой талантом художника запечатлел тот образ природы или иное событие, которые потом воплощались в его стихах и прозе.

Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
 Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ.

Михаил Юрьевич Лермонтов был очень одарённым человеком. Помимо высокого дара поэзии и природной музыкальности, он был наделён большим талантом художника. Многие исследователи его творчества считают, что если бы он занимался живописью и графикой более серьёзно и профессионально, то, несомненно, он бы стал большим русским художником.

Воспоминания об увлечении рисованием Лермонтова относятся к его раннему детству. Так, например, в одном из самых ранних детских портретов, выполненном неизвестным художником, он изображён с мелком в правой руке за рисованием в возрасте 4-5 лет. В его детской комнате в Тарханах (в имении его бабушки) пол был обит сукном, что позволяло мальчику постоянно рисовать мелом.

Многие современники по детству в Тарханах вспоминают об его увлечении изобразительным искусством.
«Великим постом Мишель был мастер делать из талого снегу человеческие фигуры в колоссальном виде; уже в раннем детстве – рисовал акварелью довольно порядочно и лепил из крашеного воску целые картины; охоту за зайцем с борзыми, которую раз всего нам пришлось видеть, вылепил очень удачно также переход через Граник и сражение при Арбеллах, со слонами, колесницами, украшенными стеклярусом, и косами фольги» (А.П. Шан-Гирей).
 Переехав в Москву в 1827 году, Лермонтов поступил на обучение в
благородный пансион при Московском университете
. Там он посещал обязательные уроки рисования, изучал перспективу, «снимал», как тогда говорили, с натуры ландшафты. А затем уже в Петербурге брал уроки у известного тогда живописца П.Е. Заболотского. В своих самых ранних литературных произведениях Лермонтов упоминает имена своих любимых художников: Рафаэля, Перуджино, Рембрандта.

Известно, что Лермонтов всю свою сознательную жизнь, до своей безвременной гибели, посвящал не только литературе, но и рисованию. Многое из его художественных работ не сохранилось, но то, что дошло до наших дней, — это более десятка картин маслом, более пятидесяти акварельных работ, свыше трёхсот рисунков — даёт нам возможность оценить его художественное наследие.

 

 

 

 


       

 

 

 

 

 

Талант художника Лермонтова очень многогранен. Он увлекался портретом, изображая с большой достоверностью людей своего круга. Ему великолепно удавались пейзажи, как в живописи, так и графике. Лермонтов проявил себя незаурядным мастером карикатуры и анималистических зарисовок скачущих лошадей и групп всадников. Множество его работ посвящено военной тематике – это изображение поединков, сражений, вооружённых черкесов, русских офицеров и юнкеров. По художественной пластике его рисунки необычайно динамичны и выразительны, а живописные картины прекрасны по своему колориту и напоминают таких мастеров того времени, как братья Никанор и Григорий Чернецовы, князь Гагарин и другие. Некоторые из его работ являлись предвестниками его очередного литературного произведения. Так поэт Лермонтов данным ему природой талантом художника запечатлел тот образ природы или иное событие, которые потом воплощались в его стихах и прозе.

Художественное наследие Лермонтова является подлинной изобразительной летописью его жизни. Огромное место, как и в его литературном творчестве, занимает Кавказ. Первые детские воспоминания о Кавказе связаны с поездками в 1820-х и 1825-х годах вместе с бабушкой, Е.А.Арсеньевой, которая возила слабого здоровьем внука на Горячие воды (Пятигорск).   

М. Лермонтов, 1825год. 13 июня. На Горячих водах

Путешествие на Кавказ было длинным, долгим и опасным. Ехали на лошадях через всю Россию. Как правило, отправлялись на почтовой карете с «оказией», в сопровождении целого отряда вооружённых казаков и двумя пушками. На самой окраине посёлка, у подножия Горячей горы останавливались в доме у родной сестры бабушки Лермонтова.

Кавказ надолго останется в памяти поэта и отразится в лирических строках и художественных картинах.

Своё первое восхищение красотой Кавказа Лермонтов передаст в детском рисунке акварелью,  подписанном на французском языке «М.Л. 1825 год. 13 июня. На Горячих водах». Горы на рисунке по силуэту напоминают Бештау и Машук, у их подножия огромное озеро и лодка под парусом. Символично, что именно у одной из этих гор встретит свой последний час великий поэт.

Почти все самые лучшие картины, рисунки акварели поэта связаны с зародившейся в детстве любовью к Кавказу. Он был одним из первых русских художников, начавших писать природу Кавказа.

Сам Лермонтов признавался, что привёз из первой ссылки на Кавказ «порядочную коллекцию» рисунков, снятых «на скорую руку», они и послужили ему материалом для будущих картин. Именно по возвращению с Кавказа талант Лермонтова – живописца раскрылся в полной мере.

В 1837 году за стихотворение «Смерть поэта», посвящённое гибели А.С. Пушкина, Лермонтов был выслан на Кавказ. По дороге в Кахетию, где стоял нижегородский драгунский полк, Лермонтов заболел и, попав в ставропольский госпиталь, в середине мая был переведён на лечение в Пятигорск. До конца лета Лермонтов продолжал курс лечения в Кисловодске и Железноводске. Кавказские впечатления жизни «на водах» легли в основу повести «Княжна Мэри», и тогда же им был написан прекраснейший пейзаж маслом «Вид Пятигорска». Именно в это панорамном пейзаже с прохладными голубыми далями и аккуратными домиками в долине жили герои его литературных произведений. «… внизу передо мной пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа, — а там, дальше, амфитеатром громоздятся горы все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльбрусом…»

Лермонтов М. Ю. Вид Пятигорска, 1837

На многих рисунках и картинах Лермонтова изображены конкретные места Кавказа, бесспорно, выполненные с натуры, поскольку они очень точны в деталях. Это пейзаж окрестностей Пятигорска: «Бештау около Железноводска» и «Офицер верхом и амазонка». На них изображён посёлок Иноземцево, что в нескольких километров от Пятигорска. Это бывшее селение Шотландка – немецкая колония Каррас, как чаще её называли в то время. Сюда Лермонтов приезжал и весёлой шумной компанией, но иногда и один. Здесь хорошо думалось, здесь он писал стихи и делал пейзажные зарисовки, здесь же он провёл последние часы перед роковой дуэлью.

Военные экспедиции были приостановлены, и Лермонтову не пришлось принимать участие в боевых действиях. «Я приехал в отряд слишком поздно, — писал он Раевскому, — …я слышал только два-три выстрела…».

Лермонтов М. Ю. Развалины близ селения Караагач в Кахетии, 1837


По предписанию командования он едет по Военно-Грузинской дороге в Грузию, в свой полк.
На своей картине «Развалины близ селения Караагач в Кахетии» Лермонтов изобразил его окрестности, где стоял нижегородский драгунский полк, в котором он служил. Изображенная на картине скала над Караагачем была видна за много десятков километров из левобережной части Алазанской долины, где пролегал старинный торговый путь.

«Роскошной Грузии долины
Ковром раскинулись вдали:
Счастливый, пышный край земли!»

— такой Грузия предстала перед Лермонтовым, такой он её увидел и полюбил.     

Одна из лучших живописных работ Лермонтова «Крестовая гора» написана под сильными впечатлениями от увиденного им на Кавказе. Она выполнена по зарисовкам, сделанным с натуры, в конце 1837 года.

Лермонтов М. Ю. Крестовая гора, 1837

 Вот как описывает свои впечатления Лермонтов в письме своему другу С. Раевскому:
«Как перевалился через хребет в Грузию, так бросил тележку и стал ездить верхом; лазил на снеговую гору (Крестовая) на самый верх, что не совсем легко; оттуда видна половина Грузии как на блюдечке, и, право, я не берусь объяснить или описать этого удивительного чувства: для меня горный воздух – бальзам; хандра к чёрту, сердце бьётся, грудь высоко дышит – ничего не надо в эту минуту: так сидел бы да смотрел целую жизнь».
Эту картину Лермонтов в 1841 году, в последний свой приезд в Петербург, подарил своему другу, писателю В.Ф. Одоевскому

Долгие годы её местонахождение было неизвестно, а 1966 году она была найдена в Финляндии и теперь хранится в Государственном музее-заповеднике М.Ю. Лермонтова в Пятигорске.
В это же время, в 1837-1838 годах Лермонтов создаёт свой автопортрет. Он изобразил себя в черкеске с газырями на груди, наброшенной на плечо бурке, с шашкой на поясе, на фоне гор. Это один из лучших и достовернейших портретов поэта. Он передаёт глубокий, напряжённый мир поэта, его страдания, его состояние души. Взгляд его задумчив, даже печален. Таким современники видели Лермонтова в Грузии.

Вот как он пишет о своих странствиях Раевскому:

«С тех пор как выехал из России, поверишь ли, я находился до сих пор в беспрерывном странствовании, то на перекладной, то верхом; изъездил Линию всю вдоль, от Кизляра до Тамани, переехал горы, был в Шушке, в Кубе, в Шемахе, в Кахетии, одетый по-черкесски, с ружьём за плечами; ночевал в чистом поле, засыпал под крик шакалов, ел чурек, пил кахетинское         Лермонтов М. Ю. Автопортерт.           даже…».

 

Древняя столица Грузии – Мцхета ярко отражена как в художественном, так и в поэтическом творчестве Лермонтова.
Великолепие гор, величественные стены собора Светицховели, развалины монастыря Джвариссагдари воскрешали в памяти поэта давно минувшие образы. Эти места воспел Лермонтов в поэме «Мцыри», действие которой происходит «…там, где, сливаяся, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры…»Эти места Лермонтов запечатлел на своей картине «Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты».

 

Лермонтов стремился сохранить в памяти пейзажи, бытовые сцены, которые не только взволновали его, но и рождали новые поэтические образы. По существу для него это были памятные записки, ведь рисовались они раньше, чем поэт создавал свои литературные произведения. Хотя многие картины и рисунки Лермонтова могли служить иллюстрациями к его стихам и поэмам.

Лермонтов М. Ю.

Военно-грузинская дорога близ Мцхета.

(Кавказский вид с саклей),1837

На многих Грузинских картинах и рисунках Лермонтова изображены караульные башни или старинные крепости. Он так верно почувствовал характерную особенность грузинского пейзажа, в котором эти безмолвные свидетели былых сражений против иноземцев были неотъемлемой частью. Такова, например, картина «Башня в Сиони».
 

И башни замков на скалах
Смотрели грозно сквозь туманы-
У врат Кавказа на часах

Сторожевые великаны!

 

Лермонтов М. Ю. Тифлис, 1837

Полк, в котором служил Лермонтов, располагался недалеко от Тифлиса – всего в ста верстах. И поэт неоднократно бывал в этом замечательно древнем городе. Так появилась ещё одна замечательная картина Лермонтова «Вид Тифлиса». Он является отличным образцом романтической живописи, характерной для той эпохи.

 

В письме к С. Раевскому Лермонтов писал: «Хороших ребят здесь много, особенно в Тифлисе есть люди очень порядочные…». Поэт встречался с ссыльными декабристами – передовыми людьми того времени. Здесь он знакомится с местными легендами и преданиями, своеобразным бытом жителей, это  отражается в его творчестве.                                     
 

В ладони мерно ударяя,
они поют – и бубен свой
Берёт невеста молодая.
И вот она, одной рукой
Кружа его над головой,
То вдруг помчится легче птицы,
То остановится, глядит –
И влажный взор её блестит
Из-под завитливой ресницы.

 

Во вторую ссылку Лермонтов был отправлен в Тенгинский пехотный полк, в район тяжёлых военных действий. Совсем иным предстал Лермонтову любимый Кавказ.

 

В сентябре 1840 года в одном из своих писем в Петербург Лермонтов сообщал: У нас были каждый день дела, и одно довольно жаркое, которое продолжалось 6 часов сряду. Нас было всего 2000 пехоты, их до 6 тысяч; и всё время дрались штыками… вообрази себе, что в овраге, где была потеха, час после дела ещё пахло кровью».

Лермонтов М. Ю., Гагарин Г. Г. Эпизод сражения при Валерике 11 июня 1840 года, 1840

Это нашло своё отражение в композиции «Эпизод сражения при Валерике 11 июня 1840 года», который был выполнен Лермонтовым вместе с князем Гагариным. Лермонтов выполнил рисунок композиции, а Гагарин дописал его акварелью. Этот рисунок обнаруживает в Лермонтове блестящего рисовальщика и баталиста. Война изображена им во всём её драматизме, без прикрас.

 

«…Я думал: жалкий человек.
Чего он хочет!…небо ясно,
Под небом места много всем,
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он – зачем?»

 

Лермонтов М. Ю. Перестрелка в горах Дагестана, 1840

Одной из картин на военную тему явилось полотно «Перестрелка в горах Дагестана».   Здесь Лермонтов средствами живописи сумел показать суровую обстановку военной жизни и утомительный бой русских с черкесами.

Лермонтов, как и многие великие поэты и художники, изобрёл свою собственную тайнопись. Например, Леонардо Да Винчи писал зеркально так, что его текст можно было прочитать при помощи зеркала. Лермонтов зашифровывал имена и фразы из своих стихотворений в штриховке на рисунках.

     

 

       

 

Тайнопись-это способ зашифровки каких-либо имён и фраз, у художников это способ незаметной вставки текста в свои работы и их маскировка. Автограф посвящения к поэме Аул Бастунджи 1831 «Тайнопись Лермонтова» была обнаружена одним профессиональным художником-графиком, Л.Н. Шаталовой. Она занималась работами Лермонтова шесть лет, восполняя реальные прообразы, и только потом смогла увидеть вплавленный в рисунки текст. Извилины текста просматривались не более заметно, чем хамелеон в гранитной трещине, — только иногда некоторые редкие штрихи, некоторые линии лермонтовского рисунка оказывались неоправданными, не образовывая, но скрадывая, даже извращая форму. Сами штрихи и линии возникали на листе чрезвычайно искусно, более того, они замечательно камуфлировались автором, и потому совершенно исключалось, что их нерадивость в этом карандашном или чернильном месиве, в абрисе многочисленных человечьих фигур, голов, многочисленных скакунов на галопе – порождение дилетантизма. Наоборот, только виртуоз мог так незаметно включать их в общую ткань своих рисунков. Но у гипотезы «Тайнописей Лермонтова» нет пока притязаний стать абсолютной истиной.

Рисунки и картины Лермонтова, которых он создал большое количество за свою недолгую и беспокойную жизнь, – это живописные и графические дневники его жизни. Он открыл миру красоты Кавказа, всматриваясь в него зорким взглядом гениального поэта и замечательного художника.

«Как я любил, Кавказ мой величавый,
Твоих сынов воинственные нравы,
Твоих небес прозрачную лазурь
И чудный вой мгновенных, громких бурь…»

 

Источники:

1. Художественный календарь. Ежегодное иллюстрированное издание. М. 1988.

2. Графическое и живописное наследие Лермонтова М. Ю. [Электронный ресурс: http://lermontov.sch2262.ru/7.html

3. Михаил Лермонтов: Pro et contra. СПб., 2002.

 

Просмотров: 7086

«Что самое главное из биографии Лермонтова нужно знать?» — Яндекс Кью

Популярное

Сообщества

М. ю. лермонтов

Анонимный вопрос

  ·

331,0 K

ОтветитьУточнить

Ольга Лихачева

Филология

2,5 K

Вебрайтер, копирайтер, редактор, корректор, SEO-семантик. Работаю с текстами с 2006 года…  · 25 нояб 2019

Михаил Юрьевич Лермонтов родился 3 октября (или 15-го, по новому стилю) 1814 года в Москве. В детстве был болезненным и невеселым мальчиком. В 1825 году бабушка впервые привезла Мишу на Кавказ, где юного Лермонтова поразили природа и люди.

С 1830 года Лермонтов учится в Московском университете, который также считал очень важным для своего развития. Учился на нравственно-политическом, а затем словесном отделении. Затем из-за споров с преподавателями (юноша был невероятно начитан, обо всем имел свое мнение) попытался перевестись в Петербургский университет. Там ему отказались засчитывать два года обучения и предложили снова поступить на 1-й курс. Так в 1832 году оскорбленный Лермонтов поступил в Школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. Кстати, его сокурсником стал Николай Мартынов, который позже и застрелит поэта на дуэли.

В 1837 году после смертельной дуэли Александра Пушкина Лермонтов пишет стихотворение «Смерть поэта», за что Лермонтова арестовали, а потом отправили в первую ссылку на Кавказ. В это время он работает над поэмами «Мцыри» и «Демон», посещает Пятигорск.

В 1838 году уже знаменитым поэт вернулся в Петербург. Вошел в литературные круги столицы, печатался в «Отечественных записках».

В 1840 году за дуэль с сыном французского посла Лермонтова снова ссылают на Кавказ, на этот раз для участия в боевых действиях. В это время Лермонтов пишет и издает отрывками роман «Герой нашего времени». Выходит единственный прижизненный сборник его стихотворений.

27 июля 1841 года, «потроллив» Николая Мартынова и получив от него вызов, Лермонтов дерется с ним на дуэли у горы Машук около Пятигорска, демонстративно стреляет в воздух. Но обиженный Мартынов убивает поэта выстрелом в грудь.

Продала душу текстам. В моем блоге регулярно – о языке и копирайтинге.

Перейти на t.me/textoshnaja

226,6 K

Рома К.

3 декабря 2019

тепер на литературе 5555555555555++++++++++++++++++++++++++++++

Комментировать ответ…Комментировать…

annmolo

2,8 K

Образование высшее. Все свободное время провожу с семьей, люблю октивный отдых  · 8 янв 2018

Лермонтов родился 3 (15) октября 1814. Воспитывался бабушкой в ее усадьбе в Тарханах, где и провел почти все детство. Получал домашнее образование, а с 1928 в университетском пансионе Москвы. Там и написал первые стихотворения. С 1930 г. учился в Московском университете. В 1834 году начал служить в Гусарском полку в Царском селе. После написания стихотворения «Смерть… Читать далее

99,8 K

elena c.

27 октября 2019

Даты неверные стоят, родился в 1814, а умер аж в 1941 в возрасте 126 лет?

Комментировать ответ…Комментировать…

Александр Грубер

10,3 K

Engineer — programmer ⚡⚡ Разбираюсь в компьютерах, технике, электронике, интернете и…  · 17 нояб 2018  ·

gruber

К главным событиям в биографии великого поэта Михаила Юрьевича Лермонтова я отношу следующие: — 1814 — рождение поэта; — 1817 — смерть матери и переезд к бабушке; — 1829 — первая редакция поэмы «Демон»; — 1832 — создание стихотворения «Парус»; — 1834 — служба в Гусарском полку; — 1835 — создание драмы «Маскарад»; — 1837 — стихотворение «Смерть Поэта», ссылка на. .. Читать далее

51,2 K

Марина К.

18 октября 2019

коротко и ясно\

Комментировать ответ…Комментировать…

Первый

Лера Чернова

1

Меня зовут Чернова Валерия Дмитриевна родилась в гусиноозёрске Бурятия мне 12 лет меня…  · 10 нояб 2020

Самое главное это когда умер Лермонтов
А ещё когда умирает у мамы и бабушки когда он родился в каком городе во сколько а почему он умер и где он умер

Комментировать ответ…Комментировать…

Первый

Анонимный ответ18 ноября 2019

Лермонтов родился 3 октября 1814. Воспитывался бабушкой в ее усадьбе в Тарханах, где и провел почти все детство. Получал домашнее образование, а с 1828 в университетском пансионе Москвы. Там и написал первые стихотворения. С 1830 г. учился в Московском университете. В 1834 году начал служить в Гусарском полку в Царском селе. После написания стихотворения «Смерть поэта»… Читать далее

24,8 K

Светлана Л.

20 ноября 2019

написал первые стихотворения. С 1830 г. учился в Московском университете.

Комментировать ответ…Комментировать…

Первый

Виталий Треценцов

2

24 мар 2022

Биография Лермонтова очень интересная, там лучше знать все.) У albery ru/biografiya_lermontova и с биографией можете ознакомиться и интересные факты из его жизни прочесть.

Комментировать ответ…Комментировать…

Анна Тайстра

3

29 нояб 2020

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 — 1841) — русский поэт. Родился М. Ю. Лермонтов в семье офицера, воспитывался бабушкой. В биографии Лермонтова Михаила Юрьевича после домашнего образование началась учеба в университетском пансионе Москвы. Там были написаны первые стихотворения Лермонтова. Затем в жизни Лермонтова проходило обучение в Московском университете, школе… Читать далее

Комментировать ответ…Комментировать…

Валентина Дорожкина

3

18 нояб 2020

Из биографии надо знать дату рождения, где жил, самое интересные моменты в его жизни и когда умер. (как умер, из-за чего?) Интересные моменты смотря по его деятельности!

Комментировать ответ…Комментировать…

Первый

Анастасия Бонсевич

3

16 нояб 2020

1814 — рождение поэта; 1817 — смерть матери и переезд к бабушке; 1829 — первая редакция поэмы «Демон»; 1832 — создание стихотворения «Парус»; 1834 — служба в Гусарском полку; 1835 — создание драмы «Маскарад»; 1837 — стихотворение «Смерть Поэта», ссылка на Кавказ; 1838 — выход в свет произведения «Песня про купца Калашникова», 1839 — стихотворение «Дума»; 1840 –. .. Читать далее

Комментировать ответ…Комментировать…

Родион Алешкин

29

1 дек 2019

Mихaил Юpьeвич Лepmoнтoв — oдин из вeлиkих и любиmых pycckих пoэтoв, хyдoжниk и дpamaтypг. Emy oднomy из нemнoгих yдaлocь пoлyчит пpизнaниe eщe пpи жизни. Oн внec нeoцeниmый вkлaд в paзвитиe литepaтypы 19 вeka — источник: https://lermontov-biography.ru/ Kpaтkaя хpoнoлoгия жизни 3 okтябpя 1814 гoдa – poдилcя Mихaил Юpьeвич в Mockвe в cemьe Юpия Пeтpoвичa и Mapии… Читать далее

Ринат К.

19 февраля 2020

!!!11!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!Высший класс!

Комментировать ответ…Комментировать…

Михаил Лермонтов — русский писатель-романтик

5 июля 2017 22:18:59

Михаил Лермонтов

Михаил Юрьевич Лермонтов (15 октября 1814 — 27 июля 1841) оставил уникальное наследие в русской литературе и его поэтическая репутация вторая в родной стране только к Пушкину. Он родился в Москве. Его отец был обедневшим армейским офицером, а мать — богатой молодой наследницей из знатной аристократической семьи. Бабушка Лермонтова по материнской линии, Елизавета Арсеньева, считала их брак явным несоответствием и глубоко не любила своего зятя.

Пара вскоре разошлась. Мать Лермонтова умерла через три года в возрасте 21 года. После ее смерти мать, Елизавета, решила воспитывать маленького Михаила одна, всегда опасаясь, что отец рано или поздно может сбежать с ним. Она даже пригрозила лишить его наследства, если его отец заберет мальчика.

Михаил Лермонтов получил лучшее образование. Он свободно говорил на французском и немецком языках, играл на нескольких музыкальных инструментах и ​​был талантливым художником.

У него было слабое здоровье, поэтому бабушка трижды возила его на кавказские курорты, где экзотические пейзажи произвели на него неизгладимое впечатление.

Когда ему было 14 лет, бабушка забрала его в Москву, чтобы продолжить образование. В Москве Лермонтов познакомился с Гете и Шиллером, познакомился с поэзией Александра Пушкина и Василия Жуковского. В 1830 году он поступил в Московский университет. Однако карьера Лермонтова в университете оказалась недолгой. Он редко принимал участие в студенческой жизни и мало интересовался лекциями, вместо этого часто принося книги из дома. В конце концов он бросил университет, не закончив курс, и серьезно пересмотрел свою будущую карьеру.

Он решил переехать в Санкт-Петербург и поступил в военное кавалерийское училище. В то время он начал писать стихи, подражая и Пушкину, и Байрону. Он также интересовался русской историей и средневековыми эпосами. Позднее его глубокое знание истории отразилось в «Песне о купце Калашникове», длинной поэме «Бородино» (заученной наизусть учениками каждой русской гимназии) и многих других коротких стихотворениях.

По окончании учебы два года спустя Лермонтов погрузился в гламурную придворную жизнь, завоевав известность как поэт. Но 1837 год изменил его жизнь. Смерть Пушкина стала для Лермонтова настоящим потрясением. Он написал известное стихотворение «Смерть поэта». Стихотворение было адресовано аристократам, двору и царю Николаю I. В последних строках высшее общество России прямо обвинялось в убийстве Пушкина.

Поэма произвела настоящий фурор. С одной стороны, это принесло Лермонтову большую известность. С другой стороны, это вызвало гнев царя. Поэта арестовали и выслали из Москвы на Кавказ.

По иронии судьбы, местом его изгнания была и земля, которую он так любил. Лермонтов прекрасно провел там время, изучая местные языки, встречаясь с некоторыми другими великими русскими писателями и поэтами, сочиняя некоторые из своих самых известных стихов и рисуя картины. Однако благодаря стараниям бабушки он вскоре вернулся в Петербург. Поскольку он считался многообещающим литературным талантом, он смог опубликовать несколько своих произведений и начал свой знаменитый роман под названием «Герой нашего времени». Он подружился с редакцией ведущего журнала западноориентированной интеллигенции, а в 1840 г. познакомился с видным прогрессивным критиком В.Г. Белинского, видевшего в нем великую надежду русской литературы.

Единственный роман Лермонтова принес ему признание как одного из основоположников русской прозы. Частично автобиографический рассказ считается новаторской классикой русского психологического реализма. Он был опубликован в 1840 году и принес автору широкое признание.

25 июля 1841 года в Пятигорске его однополчанин Николай Мартынов вызвал Лермонтова на дуэль. Дуэль состоялась через два дня у подножия горы Машук. Лермонтов был убит первым выстрелом Мартынова. Большая часть его лучших стихов была посмертно обнаружена в его бумажнике.

Жизнь Лермонтова считается одной из самых эпических и драматических в истории русской литературы. Хотя многие из его крупных поэтических произведений остаются в значительной степени неизвестными англоязычным читателям, миллионы россиян могут охотно цитировать их по памяти. Его драматические сочинения сыграли значительную роль в развитии театрального искусства, а его жизнь послужила материалом для многих романов, стихов, пьес и фильмов.

Источники
  • Википедия
  • Русапедия
  • Британская энциклопедия
Об авторе

Арина Анашкина

1840 | Муза Байрона

Архив тегов: 1840

19 ноябрь

«Я был готов любить весь мир, но меня никто не понял, и я научился ненавидеть».

Кристина Робертсон, великие княжны Ольга и Александра, дочери Николая I, 1840

Я впервые прочитал увлекательный роман Михаила Лермонтова «Герой нашего времени» несколько лет назад, и он мне очень понравился, и я получил огромное удовольствие, читая его, особенно часть под названием «Княжна Мэри». Главный герой, молодой человек по имени Печорин, очень остроумен, и его комментарии и замечания о мире, любви, людях вокруг него очень забавны, и я могу с ним в какой-то степени согласиться. Я буквально смеялся, пока читал, некоторые диалоги просто истерические.

Лермонтов написал роман в 1839 годуи она была опубликована в 1840 году. Через год Лермонтова не стало. В возрасте двадцати семи лет. Как романтично!? Умереть на дуэли в таком возрасте. Роман разделен на пять частей, не в хронологическом порядке, и часть, которую я больше всего люблю, называется «Княжна Мери» из дневника Печорина и начинается с его приезда в Пятигорск одним прекрасным днем ​​в начале мая. Начинается она лирическим описанием природы Кавказа и ее воздействия на душевное и душевное состояние Печорина: « ВЧЕРА Я приехал в Пятигорск. Я нанял квартиру в самом конце города, в самой высокой части, у подножия горы Машук: во время бури тучи сойдут на крышу моего жилища. Сегодня утром, в пять часов, когда я открыл окно, комната наполнилась благоуханием цветов, растущих в скромном палисаднике. Ветки цветущей черемухи заглядывают в мое окно, и ветерок то и дело осыпает мой письменный стол их белыми лепестками. Вид, открывающийся моему взору с трех сторон, прекрасен (….) Чувство, близкое к восторгу, разливается по всем венам моим. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце яркое, небо голубое — чего еще можно желать? Какая нужда в таком месте, как это, в страстях, желаниях, сожалениях? »

Григорий Гагарин, Бал, 1832

Но очень быстро Печорин выходит в свет и читатель знакомится с другими персонажами, о которых Печорин пишет откровенно; фальшиво-сентиментальный кавалер Грушницкий, молодой, красивый и неглубокий в эмоциях. Вот как описывает его Печорин: « он ничего не знает о людях и их слабостях, потому что всю свою жизнь никем, кроме самого себя, не интересовался. Его цель состоит в том, чтобы сделать себя героем романа. Он так часто пытался убедить других, что он существо, созданное не для этого мира и обреченное на какие-то таинственные страдания, что почти убедил себя, что таковым он и является на самом деле. Отсюда гордость, с которой он носит свою толстую солдатскую шинель. Я видел его насквозь, и он не любит меня по этой причине, хотя внешне мы находимся в самых дружеских отношениях. » Грушницкий, следовательно, противоположен Печорину; чувства первого поверхностны, а второй скрывает глубину своих эмоций и держит их при себе. Существует явное сходство между пушкинскими персонажами Евгения Онегина, который является лишним человеком, и Печорина, который также является таковым, и их двойниками: пушкинский персонаж Владимир Ленский — наивный романтик, похожий на Грушницкого.

Карл Брюллов, Всадница, 1832

Лишний человек — русский вариант байронического героя; Лермонтов даже упоминает лорда Байрона в своих стихах и на протяжении всего романа. Подобно байроническому герою, лишний человек полон противоречий; он чувствует превосходство над своим окружением, но он ничего не делает, чтобы использовать свои таланты и интеллект с пользой, он проницательный и имеет глубокие эмоции, но поверхностность и поверхностность общества вынудили его скрывать эти более глубокие чувства, потому что мир не понял бы их . Склонный к саморазрушению, страдающий от скуки и обладающий чувством, что жизнь в своей основе не имеет реального смысла; все это толкает лишнего человека, вроде Евгения Онегина и Печорина, к бесцельному путешествию или к флирту, который для них ничего не значит. Пока день приятно проведён, истинные намерения сердца не имеют значения.

Дуэли, флирт, сплетни; этого романа в избытке, и Печорин одновременно видит пустоту такой жизни, но тем не менее предается ей, потому что его циничные мировоззрения мешают ему верить в искренность и любовь.

Ах, любовь, да! Каким был бы роман без него. Печорин дает женщинам мало поводов любить его, и тем не менее они его любят, но дает этому ясное циничное оправдание: «Женщины любят только мужчин, которых они не знают». Это, безусловно, верно для такого рода романов; это таинство мужчины, которое манит милых, наивных девиц, потому что они потом приписывают всякие благородные качества дворянам, которых только видели издалека и с которыми говорили, может быть, несколько фраз. Печориным руководит то же эгоистическое желание, каким был Евгений Онегин, когда он давал бедной Татьяне ложные надежды, и это потому, что для Печорина ничто не имеет значения, он ничем не дорожит, так как же он мог понять, что вещи имеют значение для других людей:

Я часто спрашиваю себя, почему я так упорно пытаюсь завоевать любовь молодой девушки, которую не хочу обманывать и на которой никогда не женюсь. К чему это женское кокетство? Вера любит меня больше, чем княгиня Мэри. (…) По правде говоря, есть безграничное наслаждение в обладании молодой, едва зародившейся душой! Он подобен цветку, который источает свой лучший аромат при поцелуе первого луча солнца. В эту минуту нужно сорвать цветок и, наполнившись его ароматом, бросить его на дорогу: авось кто-нибудь поднимет! Я чувствую в себе тот ненасытный голод, который пожирает все, что встречается на пути… »

Княгиня Мария Лиговская не имеет такой глубокой и чистой души, как у пушкинской Татьяны, ведь она надменная и образованная барышня из Москвы, читавшая сочинения лорда Байрона по-английски и знающая алгебру. С такой девушкой нельзя связываться. Интересно отметить, что Печорин начал флиртовать с ней только после того, как Грушницкий признался ему в своих тайных чувствах к ней. Лишний человек не удовлетворен, пока не разрушит и не испортит чужие перспективы на счастье. И действительно ли он удовлетворен тогда? Нет, к сожалению, он никогда не бывает удовлетворен, ибо для него жизнь — лишь бессмысленная череда событий, каждое из которых скучнее и менее значимо, чем предыдущее, пока не приходит сладкая смерть. В одной беседе по-французски с Грушницким Печорин говорит: « Друг мой, я презираю женщин, чтобы не любить их, потому что иначе жизнь превратилась бы в слишком нелепую мелодраму. »

Карл Брюллов, Сестры Шишмаревы, 1839

В отличие от слепой юношеской влюбленности княжны Марьи в Печорина, совершенно обожает его другая женщина, Вера, верная красавица из прошлого Печорина. Мария влюбилась в Печорина, потому что он «высокий, смуглый и красивый», таинственный, манящий — и он, кажется, не очарован ею, что служит ей только мотивацией, чтобы завоевать его. Он — романтический герой, о котором она только читала тоскливыми зимними вечерами в Москве. Но Вера любит его очень сильно, хоть их жизненные пути разошлись, и хоть она замужем…. во второй раз и не ему. Хотя на бумаге она может быть чьей-то женой, но сердце ее принадлежит только Печорину. Она говорит ему, краснея, как они вместе сидят на природе: « Ты знаешь, что я твой раб: я никогда не мог сопротивляться тебе… и я буду наказан за это, ты перестанешь меня любить! По крайней мере, я хочу сохранить свою репутацию. .. не для себя — это ты прекрасно знаешь!.. О! Умоляю вас: не мучайте меня, как прежде, праздными сомнениями и притворной холодностью! Быть может, я скоро умру; Я чувствую, что день ото дня слабею… И все же я не могу думать о будущей жизни, я думаю только о вас… Вы, мужчины, не понимаете прелести взгляда, пожатия руки… но как для меня, клянусь вам, что, когда я слушаю ваш голос, я чувствую такое глубокое, странное блаженство, что самые страстные поцелуи не могли заменить его. »

А Печорин позже хвалит глубину характера Веры: « Вера не заставляла меня ни клясться в верности, ни спрашивать, любил ли я других с тех пор, как мы расстались… Она вновь доверилась мне со всем своим прежним равнодушием, и я не обмануть ее: она единственная женщина в мире, которую я никогда не был бы в силах обмануть. Я знаю, что скоро нам снова придется расстаться, а может быть, и навсегда. Мы оба разными путями пойдем в могилу, но память о ней останется неприкосновенной в моей душе. Я всегда повторял ей это, и она мне верит, хотя говорит, что не верит. »

Наивная, глупая дурочка, вот кто Мария Лиговская, подумать только, что этот темный и загадочный человек откажется от своего цинизма и свободы, чтобы жениться на ней. Печорин совершенно ясно излагает свои взгляды на брак: « … надо мной слово «жениться» имеет какую-то магическую силу. Как бы страстно я ни любил женщину, если она только дает мне почувствовать, что я должен на ней жениться, — тогда прощай, любовь! Мое сердце обратилось в камень, и ничто не согреет его заново. Я готов на любую другую жертву, кроме этой; двадцать раз жизнь свою, нет, честь свою поставил бы на карту… а свободу свою никогда не продам. Почему я так высоко ценю его? Что в этом для меня? К чему я себя готовлю? Чего я жду от будущего?.. По правде говоря, ровно ничего. »

Наталья Пушкина, Портрет Александра Брюллова, 1831

Вот разговор Печорина с Верой, который меня так позабавил:

Она смотрела мне в лицо своими глубокими, спокойными глазами. Во взгляде ее выражалось недоверие и что-то вроде упрека.

— Мы давно не виделись, — сказал я.

«Давно, и мы оба во многом изменились».

«Значит, ты меня больше не любишь?»…

«Я замужем!»… сказала она.

«Опять? Несколько лет назад, правда, эта причина тоже была, но тем не менее…

Она отдернула свою руку от моей, и ее щеки вспыхнули.

«Может быть, ты любишь своего второго мужа?»…

Она ничего не ответила и отвернулась.

«Или он очень ревнивый?»

Она молчала.

Михаил Лермонтов, Автопортрет, 1837

И в завершение, вот мой любимый отрывок из романа, который мне очень близок:

“ Я не обладал. Но они предполагали, что я это сделал, и так они развивались. Я был скромен, и меня обвинили в лживости: я стал скрытным. У меня было сильное чувство добра и зла; вместо доброты я не получил ничего, кроме оскорблений, так что я возмущался. Я был угрюм, другие дети веселы и разговорчивы. Я чувствовал себя выше их, но считался ниже: я стал завидовать. Я был готов любить весь мир, но меня никто не понимал, поэтому я научился ненавидеть. Моя бесцветная юность прошла в борьбе с собой и с миром. Боясь насмешек, я похоронил свои лучшие чувства на дне сердца: там они и умерли».

Теги: 1839, 1840, 19 век, Герой нашего времени, Байронический герой, смешной, Лермонтов, Литература, Михаил Лермонтов, Печорин, Россия, Русская литература, Лишний человек, остроумный

23 июль

Джозеф Мэллорд Уильям Тернер, Клоттен и Бург Корайдельштейн с востока, 1840

Великий британский художник Джозеф Мэллорд Уильям Тернер не довольствовался лишь рисованием зеленых английских лугов и соборов, как Джон Констебл, или валлийских замков и гор, как Пол Сэндби. Его видения были более грандиозными, а его дух более ненасытным для новых пейзажей и новых небес. Ведомый романтической страстью к путешествиям, Тернер отправился в Германию и десять раз посетил район Среднего Рейна с 1817 по 1844 год. Уже тогда этот район был известен своими живописными и духовными красотами; пышные зеленые холмы, окружающие реку, были усеяны замками и руинами замков, остатками монастырей и церквей, которые были разрушены в ходе политических войн после Реформации и в более поздние века в результате походов Наполеона. А еще есть златовласая сирена, прославившаяся благодаря поэме Генриха Гейне «Лорелей», написанной в 1824 году, которая сидит на скале Лорелей, расчесывает свои длинные волосы и одним своим голосом ведет странников и моряков к их гибели.

Дж.М.В. Тернер, Лорелей Рок, ок. 1817

Не знаю, есть ли причина
Почему мне так грустно на душе.
Легенда минувших веков
Не дает мне покоя и не отходит.

С наступлением темноты воздух прохладен.
Спокойный Рейн движется своим путем.
Вершина горы сверкает
Вечерним последним лучом.

Прекраснейшая из дев сидит
Так чудесно там,
Ее золотые украшения сияют,
Она расчесывает свои золотые волосы.

(Прочитайте остальную часть стихотворения здесь.)

Художник, живший в эпоху романтизма, восхваляющую природу, воображение и прошлое, просто не мог посетить район Рейна, не будучи очарован жуткими легендами и стихами, окружающими его. скала Лорелей. В 1817 году, когда Тернер впервые посетил этот район, он нарисовал изображение скалы Лорелей, которую вы можете видеть выше. Как бы ни была интересна эта картина и похожа на многие романтические пейзажи, которые мне нравятся, я предпочитаю более спонтанные работы Тернера, выполненные графитом, акварелью и гуашью, написанные во время его путешествия в Германию в 1839 году.и 1840. Его внимание явно сместилось с реки и скалы Лорелей на замки на холмах вокруг Рейна. Эскизы менее театральны, чем знаменитые ранние морские пейзажи Тернера, сверкающие желтым и золотым, а атмосфера более мягкая, чем атмосфера его диких кораблекрушений и морей в лунном свете. Как бы мне ни нравились эти картины за их романтическое преувеличение и драматическое чутье, взгляд на эти мечтательные акварели идеально подходит для того, чтобы погрузиться в задумчивость.

Мягкость и расплывчатость этих замков и пейзажей кажется так, будто они созданы для того, чтобы быть завершенными в воображении. Кое-где видны следы карандаша, просвечивающиеся под слабыми слоями теплых сумеречных цветов. Кажется, что закат окрашивает замки в оранжевые и желтые оттенки, а на некоторых рисунках всплески синего и резкого белого пробуждают наш взгляд. Расплывчато-мечтательно, где-то богатые пласты коричневого и желтого образуют горы, а кое-где контуры башен и крыш просто меркнут… Расплывчатые, рыхлые мазки, почти импрессионистские. Думаю, эти акварели можно с полным правом назвать «впечатлениями Тернера» от старых замков, холмов, неба и руин. Именно эта расплывчатость и привлекает меня к этим рисункам, и именно это качество сделало эти произведения непопулярными в его время, особенно в Германии. Мне нравятся все эти акварели, потому что они заставляют меня мечтать, но та, которая называется «Бург Турандт» 1839 года.особенно интересует меня, потому что это так абстрактно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *