В каком году родился фонвизин: Краткая биография Фонвизина, творчество Дениса Ивановича и интересные факты

Хитрости Дениса Фонвизина — Год Литературы

Текст: Арсений Замостьянов, заместитель главного редактора журнала «Историк»

Хитер был Денис Иванович Фонвизин – создатель русского сатирического театра. Умел прятаться в аллегориях и гримироваться по-театральному… Настолько хитер, что мы даже не знаем, в каком году он родился. Впрочем, так бывает со многими писателями и государственными деятелями допушкинских времен. Нам достоверно неизвестен точный возраст Суворова, Кутузова, Тредиаковского… Только дата смерти неоспорима, а когда они родились – покрыто мраком истории.

Странный юбилей

С днем рождения Фонвизина вроде бы споров не возникает – 14 апреля по новому стилю. А вот годы называют разные – и 1744, и 1745 и даже 1743… Но чаще всё-таки 1745-й, значащийся в большинстве энциклопедий. Да и на могиле писателя на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры написано: «Под сим камнем погребено тело статского советника Дениса Ивановича Фонвизина. Родился в 1745 году». Тут многое вызывает сомнения, и потому мы называем юбилей Фонвизина странным, но поверим надгробному камню.

А значит, в эти дни классику русской сатиры, ее «смелому властелину» исполняется 275 лет. Юбилей веский! А ведь он – позволим себе обобщение – был самым остроумным человеком русского XVIII века. «Бригадир» и «Недоросль» тому лучшие доказательства.

Университетский острослов

Откуда у русского барина немецкая фамилия? Случай, конечно, далеко не редкий. Фонвизины происходили из лифляндской рыцарской династии. Предок писателя попал в Москву еще в бурном XVI веке, и его потомки совершенно обрусели. Правда, первый русский Фон-Визин стал служить Грозному царю не совсем по доброй воле: во время одного из сражений Ливонской войны его взяли в плен. Но он принял православие и прижился на Руси. До такой степени, что Пушкин называл Дениса Ивановича «из перерусских русским». «Не забудь Фон-Визина писать Фонвизин. Что он за нехрист? – наставлял он из Михайловского брата Льва, готовящего издание 1-й главы «Онегина». – Он русский, из перерусских русский».

Ему повезло: Фонвизин был одним из первых учеников московской университетской гимназии. Там его однокашником был в то время мало чем примечательный Григорий Потёмкин – будущий всесильный фаворит Екатерины Великой, фельдмаршал, князь Таврический и прочая и прочая…

О своей учебе Фонвизин, как правило, вспоминал в саркастическом духе. Но его, в числе лучших учеников, удостоили знакомства с Иваном Шуваловым и беседы с Михайлом Ломоносовым, памяти которого Фонвизин всю жизнь поклонялся… Тогда же, в Петербурге, он впервые побывал в настоящем театре и познакомился с Сумароковым и с лучшими русскими актерами того времени.

Переводчик

Сначала в Фонвизине проснулся даже не писательский, а артистический дар и способности к изучению иностранных языков. Хотя и русские стихи слагать он умел не хуже будущих знаменитых стихотворцев. Он много переводил – и не только из европейских современников. Обращался и к античному наследию – например, к «Метаморфозам» Овидия. От перевода к переводу проявлялась легкость пера. Скуку он презирал больше всего в жизни. «Острые слова мои носились по Москве; а как они были для многих язвительны, то обиженные оглашали меня злым и опасным мальчишкою; все же те, коих острые слова мои лишь только забавляли, прославили меня любезным и в обществе приятным. Меня стали скоро бояться, потом ненавидеть», – с наслаждением вспоминал Фонвизин на склоне лет.

В молодости он любил шумное общество. Но писательство все-таки занимало его сильнее пирушек.

Послание к слугам

Он был одним из самых талантливых поэтов того времени, хотя писал «в рифму» сравнительно редко. Тут можно вспомнить не только классическую басню «Лисица-казнодей», но и изящное «Послание к слугам моим, Шумилову, Ваньке и Петрушке»:

Скажи, Шумилов, мне: на что сей создан свет?

И как мне в оном жить, подай ты мне совет.

Любезный дядька мой, наставник и учитель,

И денег, и белья, и дел моих рачитель!

Боишься бога ты, боишься сатаны,

Скажи, прошу тебя, на что мы созданы?

На что сотворены медведь, сова, лягушка?

На что сотворены и Ванька и Петрушка?

Какое мастерство риторических вопросов – с грустью и лукавством. Фонвизин здесь так грациозно прошелся по грани пародии и лирики (да-да, лирики), что получилось живое стихотворение. Тут уже даже сатирическая острота не важна. С одной стороны, он высмеивает элегические сомнения пиитов, с другой – сам фантазирует о вечном. И это получается у Фонвизина обаятельнее, чем у многих самых талантливых современников. Хитро сделано! Недаром тот же Пушкин, очень чувствительный к удачным стихотворным строчкам, процитировал из этого послания Фонвизина в «Капитанской дочке». Именно так – «И денег, и белья, и дел моих рачитель!» называет Петруша своего дядьку Савелича.

Бригадир

Его первым большим успехом стал «Бригадир» – настоящая, полноценная комедия, сильно выделявшаяся в ряду тогдашних потешных однодневок. Он с успехом исполнял свою комедию в лицах – в том числе и в присутствии императрицы Екатерины II, которая сама сочиняла комедии и, возможно, отнеслась к драматургу несколько ревниво. И всё-таки смеялась. Слишком ловко вышло у Фонвизина: девушку хотят выдать за богатого дурака. Сановитый господин заглядывается на чужую жену. К тому же Фонвизин в «Бригадире» нещадно разоблачал галломанию дворянства – а Екатерина терпеть не могла преклонение перед всем французским… В конце концов, как водится, Софья выходит за светлоликого Добролюбова. Разумеется, Фонвизин искусно выдумывал говорящие фамилии. Добролюбов – значит, славный парень, любит добро… В то время это уже было почти штампом, но еще не вызывало такого раздражения, как в наше время.

Недоросль

К коллизиям «Недоросля» он подбирался долго, существует несколько протовариантов знаменитой комедии. Получилось крайне зло и крайне точно. Цитировать можно страницами. И Простакову, и Митрофанушку, и Скотинина… До сих пор эта комедия не сходит со сцены и не исчезает из школьной программы. Актуализировать ее несложно: в «Недоросле» можно увидеть и борьбу с предрассудками (а они и в наше время все чаще бросаются в глаза), и вызов коррупции (вот уж бич всех времен!). Каждый герой – из жизни, каждый узнаваем, и не только в XVIII веке. Фонвизин лишь слегка добавлял им эксцентричности.

«Умри, Денис, лучше не напишешь», – сказал ему старый университетский дружок Потёмкин после премьеры (а может быть, и не премьеры – тут тоже идут споры) «Недоросля». Правда это или исторический анекдот – но Потёмкин попал в точку. Ничего лучшего ни Фонвизин, ни другие русские драматурги XVIII века не создали.

Комедия действительно получилась вечная, несмотря на некоторую прямолинейность положительных героев. Сочиняя своего идеального Стародума, он вспоминал любимого отца. Сугубо положительные герои в комедиях всегда – слабое звено. Но разве Стародум – это не одно из лиц русского века Просвещения? Думаю, если Фонвизин и пересластил, то лишь самую малость. По крайней мере, у некоторых актеров получалось сыграть Стародума вполне обаятельным. Без нафталина.

Сам Денис Иванович – круглолицый, полноватый – конечно, играл одного из отрицательных, Тараса Скотинина. И на его саморазоблачающие, потешные репризы зал отвечал овациями. Это был настоящий успех. Одна из первых великих театральных легенд России.

Письма из заграничного путешествия

Записки Фонвизина о Европе – чтение не менее острое и увлекательное, чем его пьесы. Особенно порадуются ему наши русофилы. Кстати, это еще и едва ли не самый живой образец прозы XVIII века.

Он основательно попутешествовал по Европам – но в западника не превратился. Совсем наоборот. Познакомившись с французскими бедами, он снисходительнее стал относиться к российским недостаткам. При всей любви к Руссо и Вольтеру, полюбить их родину он не сумел, сколько ни старался. Не вызывала восторгов драматурга и Германия. Он писал: «Здесь во всем генерально хуже нашего: люди, лошади, земля, изобилие в нужных съестных припасах – словом, у нас все лучше, и мы больше люди, нежели немцы». Еще сильнее его разочаровала Италия, показавшаяся замусоренной донельзя. Возможно, он сгущал краски, нападая на Европу, включил писательское воображение – и превратил Старый Свет в объект своей сатиры.

Редко встретишь подобного патриота!

Опальный мыслитель

Но в число любимых писателей Екатерины он не вошел. Слишком уж тесно он был связан с графом Никитой Ивановичем Паниным, а значит и с наследником престола Павлом Петровичем… Ведь Панин, по существу, хотел перехватить власть у императрицы и передать ее Павлу, а Фонвизин был чуть ли не главным его сотрудником, доверенным лицом и соавтором всех политических прожектов. Это вызывало отторжение императрицы, вполне объяснимое, хотя и несправедливое. Отсюда ее едкий ответ на политические мечтания Дениса Ивановича: «Вот уже и господин Фонвизин хочет учить меня царствовать…» К другим писателям она была милостивее – даже если те «вскрывали общественные язвы». А Фонвизину даже запретила издавать собрание сочинений, о котором он мечтал.

Быть может, опасалась его политических предложений? Ведь Фонвизин был открытым противником крепостного права. «Мужик, одним человеческим видом от скота отличающийся» может привести государство «в несколько часов на самый край конечного разрушения и гибели» – это его слова, и в Зимнем об этом знали.

К тому же Фонвизин рано стал хворать и не мог (а скорее всего, и не хотел) участвовать в придворной жизни. После сорока лет он чувствовал себя больным стариком. А в последние месяцы своей 47-летней жизни, страдая от паралича, и вовсе потерял интерес к литературе.

Для юного Пушкина он был кумиром в сонме русских писателей. Да и в «Евгении Онегине» он удостоил его лестной формулы: «Блистал Фонвизин – друг свободы».

Придворная грамматика

Не всех драматургов можно читать. И – тем более – не всех классиков XVIII века. Тут нужна особая сноровка, а еще важнее – особое настроение. Но Фонвизин остается нашим современником. Вспомним хотя бы его «Придворную грамматику» – невообразимо смелые и меткие диалоги:

«– Что есть Придворная Грамматика?

– Придворная Грамматика есть наука хитро льстить языком и пером.

– Что значит хитро льстить?

– Значит говорить и писать такую ложь, которая была бы знатным

приятна, а льстецу полезна.

– Что есть придворная ложь?

– Есть выражение души подлой пред душою надменною. Она состоит из бесстыдных похвал большому барину за те заслуги, которых он не делал, и за те достоинства, которых не имеет».

Придворных в наше время в России, кажется не имеется, но разве этот диалог по-прежнему не едок и не смешон?

Остроумие Фонвизина достойно внимательного изучения – хотя бы для того, чтобы снова и снова брать на вооружение его приемы. Прошло почти три века – и юмор Фонвизина, театр Фонвизина не умерли. А это уже бессмертие, о котором он на закате недолгой жизни, наверное, и не мечтал. Впрочем, был человеком дальновидным и лукавым. А потому – чем черт не шутит…

Тест: Биография Д.И.Фонвизина — Литература 8 класс

Тест: Биография Д.И.Фонвизина — Литература 8 класс

Английский язык

Астрономия

Белорусский язык

Биология

География

ИЗО

Информатика

История

Итальянский язык

Краеведение

Литература

Математика

Музыка

Немецкий язык

ОБЖ

Обществознание

Окружающий мир

ОРКСЭ

Русский язык

Технология

Физика

Физкультура

Химия

Черчение

Для учителей

Дошкольникам

VIP — доступ

  • Предметы
  • »
  • Литература
  • »
  • 8 класс
  • »
  • Биография Д.И.Фонвизина

Биография Д.И.Фонвизина

Тест дает возможность проверить знания учащихся по биографии Д.И.Фонвизина

Литература 8 класс | Автор: Юмагулова Н.М. | ID: 5700 | Дата: 5.10.2015

Помещать страницу в закладки могут только зарегистрированные пользователи
Зарегистрироваться

Вопрос № 1

Фонвизин Денис Иванович родился

1754
1745
1744
1792

Вопрос № 2

Где родился Д. И.Фонвизин?

Петербург
Оренбург
Москва
Тула

Вопрос № 3

Каким было самое первое образование Д.И.Фонвизина?

в гимназии
в колледже
домашнее образование
частный пансион

Вопрос № 4

Годы учебы в гимназии?

1700-1703
1765-1768
1755-1760
1711-1714

Вопрос № 5

1761 год — это год учебы в Московском университете на

филологическом факультете
философском факультете
юридическом факультете
экономическом факультете

Вопрос № 6

Комедия «Недоросль» написана в

1785 году
1780 году
1781 году
1771 году

Вопрос № 7

Кем был Н. Панин?

Столоначальником
Руководителем Министерства труда и занятости
Руководителем Коллегии иностранных дел
Воспитателем наследника престола
Судьёй

Вопрос № 8

В какой стране Д.И.Фонвизин был 2 раза?

Франция
Италия
Германия
Испания

Вопрос № 9

Когда и где умер Д.И.Фонвизин?

1 декабря 1892 года в Москве
12 декабря 1792 года в Москва
1 декабря 1792 года в Петербурге
1 декабря 1892 года в Петербурге

Показать ответы

Получение сертификата
о прохождении теста

Доступно только зарегистрированным пользователям

© TestEdu.ru 2013-2022

E-mail администратора: administrator@testedu. ru

Дмитрий Фонвизин Русская драма Поэзия Проза Книга в

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

  • Нажмите, чтобы увеличить

Звездный продавец

Star Sellers имеют выдающийся послужной список в обеспечении отличного обслуживания клиентов — они постоянно получали 5-звездочные отзывы, вовремя отправляли заказы и быстро отвечали на любые полученные сообщения.

| 884 продаж |

5 из 5 звезд

Редкая находка

₪53.80

Загрузка

Доступен только 1

Включены местные налоги (где применимо)

Продавец звезд. Этот продавец неизменно получал 5-звездочные отзывы, вовремя отправлял товары и быстро отвечал на все полученные сообщения.

Исследуйте другие похожие поисковые запросы

Внесен в список 8 ноября 2022 г.

4 избранных

Сообщить об этом элементе в Etsy

Выберите причину… С моим заказом возникла проблемаОн использует мою интеллектуальную собственность без разрешенияЯ не думаю, что это соответствует политике EtsyВыберите причину…

Первое, что вы должны сделать, это связаться с продавцом напрямую.

Если вы уже это сделали, ваш товар не прибыл или не соответствует описанию, вы можете сообщить об этом Etsy, открыв кейс.

Сообщить о проблеме с заказом

Мы очень серьезно относимся к вопросам интеллектуальной собственности, но многие из этих проблем могут быть решены непосредственно заинтересованными сторонами. Мы рекомендуем связаться с продавцом напрямую, чтобы уважительно поделиться своими проблемами.

Если вы хотите подать заявление о нарушении прав, вам необходимо выполнить процедуру, описанную в нашей Политике в отношении авторских прав и интеллектуальной собственности.

Посмотрите, как мы определяем ручную работу, винтаж и расходные материалы

Посмотреть список запрещенных предметов и материалов

Ознакомьтесь с нашей политикой в ​​отношении контента для взрослых

Товар на продажу…

не ручной работы

не винтаж (20+ лет)

не ремесленные принадлежности

запрещены или используют запрещенные материалы

неправильно помечен как содержимое для взрослых

Пожалуйста, выберите причину

Расскажите нам больше о том, как этот элемент нарушает наши правила.

Расскажите нам больше о том, как этот элемент нарушает наши правила.

Бернштам, Леопольд

Биография

Родился в Риге в 1859 году. В тринадцать лет поступил в мастерскую профессора скульптуры Д. Йенсена в Риге, а через год уехал в Петербург, где посещал рисовальную школу Общества Поощрения Художеств. С 1879 по 1881 год учился в Академии художеств. Получил известность как скульптор-портретист, создав ряд бюстов известных русских писателей, ученых, музыкантов и др. Лучшими из них считаются бюсты Фонвизина, Достоевского, Гончарова, Салтыкова, Каткова, Рубинштейна, Пушкина.

В 1882 совершил путешествие по Германии и Италии. В 1883 году он вернулся в Петербург и продолжил обучение в Академии художеств. В 1884 году художник оставил Академию и уехал за границу. В первую очередь в Риме, а затем во Флоренции, где зарабатывал, делая портреты по фотографиям, и учился под руководством профессора Ривальти.

Участвовал в нескольких художественных выставках. В 1884-85 годах он выставил в Риме скульптуры «Неаполитанский рыбак», «Давид» и «Голова монаха», вызвавшие восторженные отзывы итальянской критики.

В 1890 г. в галереях Жоржа Пети Бернштейна была выставлена ​​вся коллекция статуэток, представляющих поразительное разнообразие взглядов и костюмов всех типов иностранцев, посетивших Парижскую всемирную выставку 1889 г. На эту выставку пришли толпы народа; Президент Карно также посетил выставку. В этой коллекции фигурок скульптор блестяще отобразил яркие образы и характеры посетителей.

С 1887 года скульптор ежегодно выставлял свои работы в Салоне Елисейских полей. Его талант рос, а темы становились разнообразнее. Он был автором скульптур «У позорного столба», «Первая стрела» и «Палач Иоанна Крестителя». За различные композиции и бюсты жюри выставки в 1889 году наградило его серебряной медалью.. В то же время он изготовил гипсовую модель Шарля Флоке, мраморный бюст на тему «Скромность» (приобретен итальянским графом Торелли).

В 1891 году французское правительство наградило скульптора орденом Почетного легиона. В 1894 г. он вылепил скульптурную группу «Христос и неверная жена»; в 1895 году он создал бронзовый бюст «Жюля Шере».

В 1896 году Бернштама пригласили в Россию для изготовления бюстов царствующих монархов. Он приехал в Царское Село и начал работать. Кроме того, скульптор создал скульптурную группу под названием «Петр Великий и Людовик XV» для парижской выставки 1900. В 1901 году он получил заказ от Петербургской консерватории на создание мраморной статуи Рубинштейна. Работы Бернштама покупали в основном император Александр III и итальянское правительство.

Художник жил во Франции, периодически посещая Россию. Участвовал в выставках Парижского салона (1886), международных выставках в Венеции (1895, 1897), Париже (1900), Льеже (1905), Риме (1911). Провел персональную выставку в парижской галерее «Жорж Пети» (1889).

Он создавал дверцы шкафов и монументальные скульптуры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *