В каком году произошло разделение церквей на католическую и православную: раскол христианской церкви на католическую и православную

Содержание

Раскол христианской Церкви: исторические и политические причины

Полезные материалы

Молитва Николаю Чудотворцу

Молитва к святителю Николаю Угоднику, великому Чудотворцу

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Почти тысячелетие назад произошло одно из самых катастрофичных событий в истории христианства: раскол Церкви на две части. Каковы причины и последствия этого противостояния? Могут ли расколы быть полезными?

Содержание страницы

  • Что такое раскол
    • В каком году произошел Великий раскол
    • Предвестники раскола христианской Церкви
  • Причины церковного раскола
    • Первый раскол — Новацианский
    • Акакианская схизма 
  • Свидетели великого раскола 1054 года
  • Раскол внутри католической церкви
  • Первый крестовый поход
  • Преодоление раскола
  • Взаимные анафемы и снятие их
  • Раскол Православной Церкви
    • Коротко о реформе Никона и расколе в РПЦ
  • Разрыв отношений между РПЦ и Константинопольским Патриархатом
  • Историческое значение раскола христианской Церкви
  • Есть ли в расколах духовный смысл?
    • Похожие статьи

Что такое раскол

Под расколом понимается нечто большее, чем ссора между отдельными верующими внутри одной конфессии. Речь идёт о прекращении молитвенного и евхаристического общения Поместных Церквей. Причинами его могут являться догматические несостыковки, стремление к большей политической власти, личные амбиции, серьёзные обрядовые и культурные различия, как и разлад между руководителями Церквей.

История христианства знает несколько примеров настолько серьёзных расколов, что они приводили к разрушению единства между христианами на долгие столетия.

В каком году произошел Великий раскол

Самый известный в мировой истории церковный раскол датируется 1054 годом.

Это интересно: Кто первый принял христианство

Предвестники раскола христианской Церкви

Разъединение христианства на Западное и Восточное стало вопросом почти предрешённым. Слишком тесно оно переплелось с римскими госструктурами.

После образования двух равновесных политических центров сохранить единство Римской империи было крайне сложно. Ситуация усугубилась после того, как

в 476 г. Рим пал под натиском варварских племён.

Владыки Восточной части государства считали себя наследниками Вечного города не только в политическом, но и в духовном плане. Константинополь стали называть Вторым Римом — новой столицей всемирного христианства.

Собор святого Петра в Риме сегодня

Однако римские иерархи и не думали отказываться от первенства за влияние в Церкви. Они считали папу, главу всех католиков, преемником Петра — ученика Иисуса, проповедовавшего Евангелие и встретившего мученическую смерть в этом городе. Отсюда следовало, что именно духовенство Рима должно иметь самый высокий статус среди всех пастырей всемирного христианского собрания.

До определённого времени претензий пап на господствующее положение в Церкви Константинополь как будто не замечал. Но это стремление к верховной власти запустило часовой механизм бомбы замедленного действия, которая однажды взорвалась, разрушив единство верующих.

Собор Святой Софии построен императором Юстинианом I в Константинополе (ныне Стамбул) в 532-537 годах на месте сгоревших христианских храмов, возведенных в IV и V веках при императорах Константине I и Феодосии II. Был крупнейшим христианским храмом в мире до 1626 года — даты окончания строительства  собора Святого Петра в Риме. Официальное название на сегодня — Большая мечеть Айя-София.

Читайте также:

Сердце католического мира: собор святого Петра в Риме

Причины церковного раскола

К середине XI века греческая и латинская Церкви накопили друг к другу немало сложных вопросов и разномыслий. Причинами раздробленности стали:

  1. Споры о статусе папы римского. Кем его считать: главой христианских церквей всего мира или первым среди равных друг другу епископов?
  2. Несогласие по вопросу филиокве — католическому аспекту учения о Троице, согласно которому Святой Дух исходит не от одного Бога-Отца, но и от Сына. Христианские богословы издревле считали, что Святой Дух может исходить только от Отца. Этот догмат утвержден Вселенским Собором ещё в то время, когда Церковь была единой.
  3. Коронация папой римским императора Нового Рима Карла Великого, что говорило о чрезвычайных политических амбициях латинской Церкви.
  4. В латинской церкви для совершения Евхаристии можно было применять пресный хлеб, в то время как в греческой использовали хлеб, испечённый на закваске.
  5. Различное отношение к браку священнослужителей. Греческим пастырям разрешалось жениться, в то время как латинские были обязаны сохранять целибат.
  6.  Западные христиане еженедельно постились в день субботний, а восточные — нет.

Интересный факт

64-е правило св. апостолов гласит: «Аще кто из клира усмотрен будет постящимся в день Господень, или в субботу, кроме единыя только (Великой Субботы), да будет извержен». Шестой Вселенский Собор 55-м правилом постановил, чтобы и в римской Церкви (т. е. у будущих католиков) исполнялось 64-е правило св. апостолов, воспрещающее пост в субботу. «Узнав Святый Собор, — пишет толковник соборных правил, — что в римском граде преступают 64-е правило святых апостолов, которое повелевает кроме Великой Субботы в иныя субботы не поститься, повелел и в римской Церкви неподвижно таковому апостольскому правилу быти».

Читайте также: Православный Бог

Первый раскол — Новацианский

Новацианством называется общество раскольников III–VII веков. Его лидером стал

Новациан. Он воспротивился римскому епископу Корнилию и карфагенскому епископу Киприану, принимавших обратно в лоно Церкви тех, кто отрекался от Христа во времена страшных гонений, но затем раскаивался.

Новациане были уверены, что Церковь должна состоять только из святых людей. Поэтому все, кто пал духовно и нравственно и совершил смертный грех, должны изгоняться из христианского собрания без права на возвращение. Раскольники формально отделились от Церкви Рима. Их позиция привела к первому расколу в церковной истории.

Акакианская схизма 

Данный раскол случился в 484 году и оставался в силе 35 лет. Его участниками стали Церкви Рима и Константинополя.

После того как закончился IV Вселенский собор в Халкидоне, началась длительная смута.

Монахи, бывшие монофизитами, изгоняли из Александрии, Иерусалима и Антиохии епископов, принявших решения собора, проходившего в Халкидоне. Император Зенон и глава константинопольской Церкви Акакий прилагали усилия к сохранению единства верующих и согласия в государстве. Они пытались примирить монофизитов с Церковью.

Но папа Феликс II воспротивился их решению и обратился к Акакию с требованием явиться на заседание собора в Риме и объясниться по поводу документа, который он совместно с императором рассылал по собраниям.

Акакий отказался и даже попытался подкупить посланников папы, поэтому в 484 году Феликс II отлучил патриарха от Церкви. Тот не остался в долгу и отлучил папу. В 519 г. их решения отменили 52-й Римский Папа Гормизд и патриарх Константинопольский Иоанн II.

Свидетели великого раскола 1054 года

В 1054 году папа Лев IX решил улучшить отношения с Константинополем, патриарх которого Михаил Кируларий активно противился усилиям западных христиан подчинить Восточную Церковь западной теократии.

За год до этого в столице Византийской империи были закрыты все церковные здания, где богослужение совершалось по католическому образцу.

Главенство над папским посольством было поручено кардиналу Гумберту Силва-Кандидскому. Прибыв в Константинополь, он уговаривал императора Константина Мономаха низложить патриарха, с которым даже не соизволил поговорить. Император отказался удовлетворить прошение кардинала, но тот всё равно — прямо на богослужении — вручил патриарху папскую грамоту о его отлучении.

Михаил ответил созывом собора, на котором трёх папских легатов предали анафеме. Так и случилось то раздробление, что названо Великой Схизмой. К сожалению, он до конца не преодолён до сих пор.

Интересный факт

Древние греки использовали слово «схизма» для операции по раскалыванию грецкого ореха.

Раскол внутри католической церкви

Начало Реформации — католического раскола — датируется 31 октября 1517 г, когда Мартин Лютер выразил протест против индульгенций. Он всего лишь требовал изменений, возвращения христианского учения к апостольской версии, а в итоге появилась новая религия.

Мартин Лютер на Вормсском рейхстаге

Зародившись в Германии, протестантизм «заразил» другие королевства. Так было уничтожено религиозное единство Европы.

Римская Церковь не устраивала реформаторов по ряду причин :

  •  она не признавала национальную независимость западноевропейских государств;
  • провозглашала власть папы выше королевской;
  • торговала индульгенциями и церковными должностями, требовала десятину;
  • не пресекала нехристианское поведение духовенства.

Радикальные перемены сопровождались религиозными войнами и крестьянскими восстаниями. Завершилась Реформация подписанием Вестфальского мира в 1648 г.

С 1378 по 1417 г. у католиков было сразу несколько пап: сначала двое, а в 1409 г. их стало четверо. Всех их заменили Мартином V на Вселенском соборе 1414–1418 гг. На этом раскол почти закончился.

Христианские конфессии. Схема

Первый крестовый поход

Поход начался в 1096 г. На Клермонском соборе папа Урбан III призвал верующих к освобождению христианских территорий, занятых мусульманами. В основном в походе приняли участие бедняки, возглавляемые Петром Амьенским. В 1096 году они прибыли в Константинополь и, не дожидаясь рыцарей, пошли в Малую Азию, где были разбиты турецкими войсками.

В следующем году в поход отправилось более 300 000 рыцарей-крестоносцев. Они взяли крепость города Никея, Антиохию. В 1099 году был взят Иерусалим. На завоёванных землях европейцы основали новые государства, для защиты которых были созданы рыцарские ордена.

Преодоление раскола

Преодолеть Церковный раскол между православными и католиками пытались не раз:

  1. В 1274 г. христиане заключили унию под руководством папы Григория. Православные отдали главенство ему и его будущим преемникам, а также согласились с большей частью католических догматов. Однако уже в 1285 г. этот союз был осуждён.
  2.  Сходная уния была заключена в 1438 г. на соборе, созванном папой Евгением IV. Греческое церковное руководство и её осудило.

Русская Православная Церковь тоже прилагала усилия для устранения раскола среди христиан как в нашей стране, так и на международном уровне. На данный момент разделение между старообрядцами и РПЦ исцеляется усилиями обеих сторон. В отношениях с католиками руководство православия стоит на позиции уважения.

Взаимные анафемы и снятие их

К сожалению, разрыв между православным миром и католическим растянулся не на десятки лет, а на целые столетия. Он не преодолён до сих пор. В 1964 году патриарх Афинагор, предстоятель Константинопольской Православной Церкви, встретился с главой католиков Павлом VI.

7 декабря 1965 года
Встреча Патриарха Афинагора и Папы Павла VI

Благодаря этому в конце 1965 года они подписали совместную декларацию о снятии взаимных анафем. Увы, она оказалась формальным документом, не подтверждённым значимыми делами.

Раскол Православной Церкви

В 1650–60-е годы серьёзный церковный раскол произошёл в России. Его спровоцировали религиозные реформы патриарха Никона.

Никон, Патриарх Московский

Коротко о реформе Никона и расколе в РПЦ

Раскол — следствие:

  • ошибок, накопившихся в богослужебных книгах;
  • отсутствия единства в проведении церковных обрядов, создании икон, формировании уставов и т. д.

Никон ориентировался на богослужебные тексты и практики греческого образца того времени. К сожалению, он предпочитал не разъяснять несогласным с ним верующим причины, по которым принимал те или иные решения, а прибегал к своему авторитету и поддержке российского царя. Патриарх отличался очень гордым и властным характером.

Церковный Собор 1654 года (Патриарх Никон представляет новые богослужебные тексты) А. Д. Кившенко, 1880 г.

В 1654 г. на Соборе иерархов было принято решение о реформе богослужебных текстов. В 1656 г. крестное знамение, совершённое двумя перстами, было объявлено ересью. Все, кто не согласился креститься тремя пальцами, были приговорены к анафеме.

Из-за нетерпимости патриарха общество раскололось. Многие люди, включая представителей знати, восстали против реформ Никона. Некоторые монастыри заявили о неподчинении властям.

Не последнюю роль в расколе сыграл протопоп Аввакум — приходской священник, ставший лидером противников перемен. Он засыпал царя жалобами на земляка Никона (они оба родом из Нижегородской губернии) и обличал его публично. За это ревнителя старины и древнерусской религиозной литературы несколько раз ссылали в Сибирь и Забайкалье, затем расстригли.

Фрагмент картины П. Е. Мясоедова «Сожжение протопопа Аввакума»

Жестокие испытания его, однако, не сломили. Он продолжал проповедовать и обличать никонианство, пока царь Фёдор Алексеевич не приговорил мятежника и трёх его соратников к сожжению заживо.

После чего некоторые их последователи ездили по городам и сёлам и провозглашали, что в мир явился антихрист. Ужасно, что они призывали к самосожжению как средству для очищения души. В результате погибло множество доверчивых людей.

После гибели Аввакума произошло окончательное размежевание старообрядческого и реформированного православия на Руси. Попытка митрополита Платона (Левшина) ввести в XIX веке единоверие провалилась.

В 1971 году РПЦ признала старые и новые обряды равноспасительными.

Митрополит Корнилий (Титов) епископ Русской Православной Старообрядческой Церкви:

Мы бы желали преодоления разногласий через возрождение дораскольного православия, но, когда и как это будет, известно только Богу.

Боярыня Морозова, протопоп Аввакум и другие противники никоновской реформы…Все подробности в статье:

  • Церковный раскол в РПЦ. Причины и последствия

     

Разрыв отношений между РПЦ и Константинопольским Патриархатом

В октябре 2018 г. автокефалию Церкви Украины признал Константинопольский патриархат. Из-за этого руководство РПЦ решило прекратить с ним евхаристическое общение.

Историческое значение раскола христианской Церкви

У раскола несколько важных последствий:

  1. Формирование двух точек зрения на служение Богу и христианскую историю.
  2.  Православие сохранило принцип независимости поместных Церквей, что позволило создавать оригинальные богословские труды в рамках единого христианского учения.
  3.  Всемирной проповеди Евангелия был нанесён огромный ущерб. Многие люди стали воспринимать христианские Церкви как политические партии, использующие духовные потребности людей и религию в целом как средство для достижения своекорыстных интересов.

Есть ли в расколах духовный смысл?

Расколы — великая трагедия всего христианского мира.

Христианство и другие религии на карте мира

Это грех, которым нарушается настойчивый призыв Христа к единству всех Его учеников:

«Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы».

(Иоан.17:11)

Собрание последователей Иисуса в Писании называется Его Телом. Он (не папа Римский или другой иерарх) является нашим Вождём и Главой.

Что случится с телом, если рука решит взять на себя функцию мозга и перестанет слушаться голову? А если её дурному примеру последуют другие органы, то тело придёт в полное расстройство, заболеет и может даже погибнуть.

Печально, что многие христиане — как из числа католиков, так и среди православных — не ощущают всей трагичности ситуации, в которой оказалась Вселенская Церковь. Некоторые даже упиваются разделением Церквей, рассматривая его как повод для хвастовства личной праведностью.

С другой стороны, учит ли Библия, что мы должны поддерживать единство в Церкви любой ценой? Отказался ли Христос воскрешать Лазаря ради единства с саддукеями, не верившими в воскресение мёртвых? А, может, ради мира с фарисеями Он не стал обличать их в искажении духовных истин? Нет.

Воскрешение прав. Лазаря. Панель саркофага. IV в. (ц. Сан-Витали в Равенне, Италия)
Кликните или схватите картинку.
Воскрешение прав. Лазаря. Мозаика ц. Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне. 526 г.

В крайнем случае, раскол может служить благим целям. Положительным следствием Великого раскола стало то, что все искренние верующие имеют возможность узнать об альтернативных взглядах на Бога, Библию и христианство.

Так, то, что православные священники вступают в брак, в котором рождаются дети, ярко свидетельствует, что наш Господь заботится о благополучии семей и считает брак священным союзом мужчины и женщины. Конечно, и православным есть чему поучиться у инославных христиан: у католиков — активному социальному служению, принципам построения системы духовного образования, у протестантов: миссионерской ревности, знанию Библии и серьёзному отношению к её исследованию.

История расколов учит нас личному и конфессиональному смирению. Христиане должны думать о распространении славы и власти Спасителя, а не о своих амбициях. Истинного союза Вселенской Церкви можно добиться, только идя путём глубокого смирения, святости и горячей любви друг к другу.


Виктор Глебов

 

Похожие статьи

Хотим привлечь ваше внимание к проблеме разрушенных храмов, пострадавших в безбожные годы. Более 4000 старинных церквей по всей России ждут восстановления, многие находятся в критическом положении, но их все еще можно спасти.

Один из таких храмов, находится в городе Калач, это церковь Успения Божией Матери XVIII века. Силами неравнодушных людей храм начали восстанавливать, но средств на все работы катастрофически не хватает, так как строительные и реставрационные работы очень дорогие. Поэтому мы приглашаем всех желающих поучаствовать в благом деле восстановления храма в честь Пресвятой Богородицы. Сделать это можно на сайте храма

Помочь храму

Рекомендуем статьи по теме

Что было главной причиной разделения церквей? разделение христианской церкви на католическую и православную

XIV век

В середине XIV века существованию Византии стали угрожать турки-османы. Император Иоанн V решил обратиться за помощью к христианским странам Европы, однако Папа дал понять, что помощь возможна только в случае объединения Церквей. В октябре 1369 года Иоанн отправился в Рим, где принял участие в богослужении в соборе Святого Петра и объявил себя католиком, принимающим папскую власть и признающим филиокве. Чтобы избежать волнений на родине, Иоанн перешел в католичество лично, не давая никаких обещаний от имени своих подданных. Тем не менее, Папа объявил, что византийский император теперь заслуживает поддержки, и призвал католические державы прийти к нему на помощь в борьбе против османов. Однако призыв Папы не имел результата: помощь оказана не была, и вскоре Иоанн стал вассалом османского эмира Мурада I.

Возможно ли воссоединение

Великая схизма (в переводе с древнегреческого — раскол) произошла довольно давно. Сегодня отношения между католичеством и православием перестали быть такими натянутыми, как в прошлые века. В 2016 г. произошла даже краткая встреча между патриархом Кириллом и папой Франциском. Подобное событие еще 20 лет назад казалось невозможным.

Хотя взаимные анафемы были сняты в 1965 г., воссоединение Римской Католической Церкви с Автокефальными Православными церквями (а их больше десятка, РПЦ лишь одна из исповедующих православие) сегодня является маловероятным. Причин тому не меньше, чем тысячу лет назад.

Не столь важно, в каком году произошел раскол христианской церкви. Важней то, что сегодня церковь представляет собой множество течений и церквей — как традиционных, так и вновь созданных

Людям не удалось сохранить завещанное Иисусом Христом единство. Но тем, кто именует себя христианами, следует учиться терпению и взаимной любви, а не искать поводы к тому, чтобы еще больше отдаляться друг от друга.

Последствия раскола

«Именно после раскола 1054 года Римская церковь на Западе провозглашает себя католической («универсальной»), а на Востоке закрепилось именование Православная церковь — для обозначения сообщества всех православных престолов», — рассказал Олег Ульянов. По его словам, следствием раскола 1054 года стало завоевание Константинополя в 1204 году крестоносцами, считавшими православных схизматиками.

На фоне ослабления, а затем и гибели Византийской империи Рим несколько раз пытался склонить Православную церковь к объединению под своим началом.

В 1274 году византийский император Михаил VIII дал своё согласие на слияние церквей на условиях Папы Римского в обмен на военное сотрудничество с Западом. Это соглашение было оформлено на Втором Лионском соборе. Но оно было признано ничтожным при новом византийском императоре — Андронике II.

  • Подписание Флорентийской унии в Соборе Санта-Мария-дель-Фьоре.

Очередная попытка заключения унии была предпринята на Ферраро-Флорентийском соборе 1438—1445 годов. Однако его решения также оказались непрочными и недолговечными. Спустя короткое время их отказались выполнять даже те епископы и митрополиты, которые изначально с ними соглашались: они ссылались на то, что признали верховенство Папы Римского под давлением.

В дальнейшем католическая церковь, опираясь на светские власти государств, подконтрольных католикам, склонила к заключению уний отдельные православные церкви. Так была заключена Брестская уния 1596 года, учредившая Греко-католическую церковь на территории Речи Посполитой, и Ужгородская уния (1646 год), переподчинившая Папе Римскому в духовном плане православное население Закарпатья.

В XIII столетии германский Тевтонский орден предпринял масштабную попытку экспансии на восток, однако его вторжение на русские земли было пресечено князем Александром Невским.

В XVI—XVIII веках (после Брестской унии) православное население подвергалось жестоким репрессиям на территории Речи Посполитой, что в значительной мере и спровоцировало восстания под руководством Богдана Хмельницкого, а затем Максима Железняка и Ивана Гонты.

По его словам, Римско-католическая церковь является структурой, в которой всё подчиняется Папе Римскому, а православие более многообразно.

«Во многом в результате разделения церквей культурное и политическое развитие пошло по-разному на Западе и на Востоке. Папство претендовало на светскую власть, а православие, напротив, было подчинено государству», — отметил эксперт. 

  • Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (справа) и папа Римский Франциск после подписания совместной декларации по итогам встречи в Гаване
  • РИА Новости

Правда, по его мнению, в ХХ веке противоречия и различия между церквями были в известной мере сглажены. Это выражалось, в частности, в том, что Папа Римский стал терять светскую власть, а православная церковь в ряде ситуаций оказывалась в оппозиции к государству.

В 1964 году в Иерусалиме прошла встреча Папы Римского Павла VI с константинопольским патриархом Афинагором. На следующий год были сняты взаимные анафемы. При этом православие не признало filioque, а католицизм не согласился с отрицанием догматов о главенстве Папы Римского и о непогрешимости его суждений.

«В то же время, несмотря на разногласия, наблюдается процесс сближения: церкви демонстрируют, что могут быть союзниками в определённых вопросах», — подвёл итог Роман Лункин.

Разделение христианской церкви

Разделение церквей (Великая схизма), Великое разделение христианской церкви — церковный раскол, после которого окончательно произошло разделение Церкви на Римско-католическую церковь на Западе с центром в Риме и Православную — на Востоке с центром в Константинополе. Разделение не преодолено до настоящего времени.

Начало раскола

В IX веке произошел раскол между константинопольской патриархией и папством, который длился с 863 по 867 год. Константинопольскую патриархию в это время возглавлял патриарх Фотий (858—867, 877—886), во главе Римской курии был Николай I (858—867). Считается, что хотя формальным поводом к расколу стал вопрос о законности избрания Фотия на патриарший престол, глубинная причина раскола лежала в желании папы распространить своё влияние на епархии Балканского полуострова, что встретило сопротивление со стороны Византийской империи. Также с течением времени усиливался личный конфликт между двумя иерархами.

В X веке острота конфликта снизилась, споры сменяли длительные периоды сотрудничества.

Конец XI века ознаменовался началом активной экспансии выходцев из Нормандского герцогства в Южной Италии. Борьба за влияние в Италии вскоре привела к конфликту константинопольского патриарха и римского папы.

Приходы в Южной Италии исторически относились к юрисдикции Константинополя, однако по мере завоевания земель нормандцами ситуация стала меняться. В 1053 году патриарх Михаил Керуларий узнал, что греческий обряд на нормандских землях вытесняется латинским. В ответ Керуларий закрыл все храмы латинского обряда в Константинополе и поручил архиепископу болгарскому Льву Охридскому составить послание против латинян, в котором порицались бы различные элементы латинского обряда: служение литургии на хлебе из пресного теста; пост в субботу во время Великого поста; отсутствие пения «Аллилуйя» во время Великого поста; употребление в пищу удавленины и другое. Послание было отправлено «самому почтеннейшему папе».

Отлучителная грамота. Взаимная анафема

В 1054 году папа Лев направил Керуларию послание, которое в обоснование папских притязаний на полноту власти в Церкви. Патриарх отверг притязания Папы на верховенство, после чего Лев послал в том же году легатов в Константинополь для улаживания спора.

16 июля 1054 года, уже после смерти самого папы Льва IX, три папских легата вошли в собор Святой Софии и положили на алтарь отлучительную грамоту, предающую анафеме патриарха и двух его помощников. В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме легатов.

Усиление раскола

События 1054 года ещё не означали полного разрыва между восточной и западной Церквями, Первый крестовый поход вначале сблизил церкви, но при продвижении к Иерусалиму обострились разногласия. Когда предводитель крестоносцев Боэмунд захватил бывший византийский город Антиохию (1098 год), он изгнал греческого патриарха и заменил его латинским; захватив Иерусалим в 1099 году, крестоносцы также поставили во главе местной Церкви латинского патриарха. Византийский император Алексей, в свою очередь, назначил собственных патриархов обоих городов, но проживали они в Константинополе. Существование параллельных иерархий означало, что восточная и западная церкви фактически пребывали в состоянии раскола.

Другим событием, усилившим раскол, стал погром латинского квартала в Константинополе при императоре Андронике I (1182 год). Доказательств того, что погром латинян был санкционирован сверху нет, однако репутации Византии на христианском Западе был нанесён серьёзный урон.

Существует альтернативная точка зрения, согласно которой действительной причиной раскола стали притязания Рима на политическое влияние и денежные сборы на территориях, подконтрольных Константинополю. Однако в качестве публичного обоснования конфликта обе стороны называли богословские разногласия.

Это конспект по теме «Разделение христианской церкви». Выберите дальнейшие действия:

  • Перейти к следующему конспекту: 
  • Вернуться к списку конспектов по Всеобщей истории.

Причины раскола

Рассмотрим их более подробно.

  1. Способы осуществления церковных реформ были весьма жесткими. Они оттолкнули многих представителей духовенства и часть простого народа. Эти методы заключались в следующем: насильственно изымались церковные книги, иконы и другие святыни, несоответствующие греческим канонам. В дальнейшем их публично уничтожали.
  2. Резкость и непродуманность перехода к новым правилам богослужебных обрядов привела к тому, что у народа сформировалось убеждение, что им хотят навязать иную веру. Кроме того, те, кто отказывался принять нововведения, подвергались серьезным телесным наказаниям. А это не могло прибавить симпатий к патриарху и его окружению.
  3. Приходское духовенство имело очень низкий уровень образования, а порой священники были просто безграмотны в вопросах веры и поэтому не могли доходчиво объяснить прихожанам, в чем состоит суть изменений.
  4. Неточный перевод с греческого на русский язык отдельных текстов, которые, хотя и незначительно, но все же отличались от прежних старорусских. Наибольшее возмущение верующих вызвало то, что изменился смысл молитвы «Символ веры». Прежде о Царствии Божием говорилось в настоящем времени, а теперь – в будущем.
  5. В церковной среде не было единства по вопросам проведения реформ. Поэтому и противники нововведений появились и там, они стали духовными лидерами старообрядчества.

Далее следует сказать несколько слов о лидере раскола церкви на Руси – протопопе Аввакуме.

Великий раскол

В 1054 г. папа Лев написал в Константинополь, требуя признать за ним полную власть над христианской церковью. В качестве обоснования использовался поддельный документ — так называемая дарственная, в которой якобы император Константин передавал управление церквями римскому престолу. Притязания были отвергнуты, на что верховный епископ Рима снарядил посольство. Оно должно было, помимо прочего, добиться от Византии военной помощи.

Роковой датой стало 16 июля 1054 г. В этот день формально прекратилось единство христианской церкви. Хотя к тому времени Лев I. Х. уже умер, папские легаты все равно приехали к Михаилу. Они вошли в Собор св. Софии и возложили на алтарь грамоту, в которой константинопольский патриарх предавался анафеме. Ответное послание было составлено через 4 дня.

Что было главной причиной разделения церквей? Здесь мнения сторон расходятся. Часть историков считает, что это результат борьбы за власть. Для католиков основным было нежелание признать первенство Папы как преемника апостола Петра. Для православных важную роль играет спор о Филиокве — исхождении Духа Святого.

https://youtube.com/watch?v=QJMPeVHCJBI

Аргументы Рима

В историческом документе папа Лев впервые четко сформулировал причины, по которым всем остальным епископам следует признать первенство римского престола:

  • Поскольку Церковь стоит на твердости исповедания Петра, то удаляться от нее — большая ошибка.
  • Всякий, подвергающий сомнению авторитет Папы, отрекается и от святого Петра.
  • Отвергающий власть апостола Петра является надменным гордецом, самостоятельно ввергающим себя в пропасть.

Аргументы Константинополя

Получив обращение папских легатов, патриарх Михаил срочно собрал византийское духовенство. Результатом стали обвинения в адрес латинян:

  • Поскольку римское духовенство брилось, в этом усмотрели нарушение Писания (Левит, гл. 19), где говорится, что мужчине не подобает ходить с гладким лицом, словно он женщина.
  • Запрет на браки для духовенства называется нарушением канонов, принятых на Гангрском соборе, поскольку это выглядит так, словно они гнушаются брачными узами.
  • Филиокве — утверждение католиков о том, что Дух исходит как от Бога-Отца, так и от Сына — называется не иначе как «злословием». Яростные споры по этому поводу продолжаются по сей день.

Некоторое время Русь оставалась как бы в стороне от конфликта, хотя изначально находилась под влиянием византийского обряда и признавала духовным центром Константинополь, а не Рим. Православные всегда делали тесто для просфор на закваске. Формально в 1620 г. на местном соборе было принято осуждение католического обряда использовать пресное тесто для церковных таинств.

https://youtube.com/watch?v=oBa2VsrLb6M

Доникейский период Церкви

О том, что представляло собой христианство до 325 года, нам известно чрезвычайно мало. Мы знаем только, что это мессианское течение внутри иудаизма, которое было инициировано бродячим проповедником по имени Иисус. Учение его было отвергнуто большинством иудеев, а самого Иисуса распяли. Немногочисленные последователи, однако, заявили, что он воскрес из мертвых и объявили его мессией, обещанным пророками Танаха и пришедшим, чтобы спасти мир. Столкнувшись с тотальным неприятием среди своих соотечественников, они распространили свою проповедь среди язычников, из числа которых нашли немало приверженцев.

Предпосылки раскола

Христианство не всегда было доминирующей религией. Достаточно вспомнить, что все первые Папы начиная с апостола Петра, окончили жизнь мученичеством за веру. Столетиями римляне пытались истребить непонятную секту, члены которой отказывались приносить жертвы их богам. Единственным способом выживания для христиан была сплоченность. Ситуация начала меняться лишь с приходом к власти императора Константина.

Глобальные расхождения во взглядах западной и восточной ветвей христианства явно обнаружили себя лишь столетия спустя. Сообщение между Константинополем и Римом было затруднено. Поэтому эти два направления развивались сами по себе. И на заре второго тысячелетия стали заметны обрядовые расхождения:

  • В храмах восточной традиции служили на греческом, тогда как римляне использовали латынь.
  • Западная ветвь христианства запрещала духовенству иметь жен и детей, в православии же обряд безбрачия приносили только монахи.
  • Духовенство, подотчетное Риму, сбривало бороды и выстригало волосы на затылке; восточные христиане, наоборот, бороды отращивали и волос не выстригали.

Но не это, конечно, явилось причиной раскола христианства на православие и католицизм. Начальствующие епископы все чаще стали расходиться во мнениях. Возникали конфликты, разрешение которых не всегда происходило мирно.

Мы уверены, что Вам будет полезна статья о разнице между григорианским и юлианском календарем.

Фотиева схизма

Этот раскол произошел в 863 г. и тянулся несколько лет. Во главе константинопольской церкви тогда был патриарх Фотий, на римском престоле находился Николай I. Два иерарха имели непростые личные отношения, но формально повод к разногласиям дали сомнения Рима в правах Фотия на руководство восточными церквями. Власть иерархов была полной, она и сейчас распространяется не только на идеологические вопросы, но и на управление землями и финансами. Поэтому временами борьба за нее была довольно жесткой.

Считается, что настоящим поводом к ссоре между главами церкви стали попытки западного наместника включить под свою опеку Балканский полуостров.

Избрание Фотия было результатом внутренних разногласий, которые тогда царили в восточной части Римской империи. Патриарх Игнатий, которого сменил Фотий, был низложен благодаря козням императора Михаила. Сторонники консервативного Игнатия и обратились за справедливостью в Рим. А Папа постарался воспользоваться моментом и взять под свое влияние константинопольский патриархат. Дело окончилось взаимными анафемами. Состоявшийся очередной церковный собор на время сумел умерить рвение сторон, и воцарился мир (временно).

Спор об использовании пресного теста

Следующим шагом стало богословское обоснование конфликта — послание против латинского обряда. В нем выдвигалось много обвинений в нарушении церковных традиций (которые, впрочем, ранее никому не мешали):

  • Использование пресного теста во время богослужения. Представители римского лагеря утверждают, что первая литургия совершалась Христом на пресном хлебе, т. к. Пасха в тот год (по мнению католиков) наступала на следующий день. А по еврейскому обычаю весь пресный хлеб должен быть уничтожен до ее начала. Православные же считают, что на Тайной вечере еще был хлеб на закваске (дрожжевой).
  • Пост по субботам Великого поста.
  • Употребление в пищу трупов животных, в которых содержалась кровь.

Сочинение, конечно, дошло до главы римского престола. В ответ кардиналом Гумбертом было составлено послание «Диалог». Все эти события происходили в 1053 г. До окончательного расхождения между двумя ветвями единой церкви оставалось совсем немного времени.

https://youtube.com/watch?v=lnWMC48zv2U

Оформление раскола

В Средние века часть земель на юге Италии принадлежала Византии, а местные христианские приходы относились к юрисдикции Константинополя. Однако византийцам на Апеннинском полуострове противостояла Священная Римская империя и представители местного народа лангобардов. Именно они в Х веке призвали на помощь норманнов, которые активно включились в политическую борьбу на Апеннинах. В первой половине XI столетия на юге Италии возникли два норманнских графства, которые в 1047 году приняли вассальную зависимость от Священной Римской империи.

На подконтрольных норманнам землях западные христианские обряды стали вытеснять восточные, что вызвало сильное недовольство в Константинополе. В ответ были закрыты храмы латинского обряда в столице Византии. Параллельно между греческими и латинскими богословами обострилась полемика относительно того, какой хлеб — пресный или квасной — нужно использовать в таинстве Святого Причастия, и по ряду других канонических и догматических вопросов.

  • Интронизация патриарха Михаила Керулариоса

В 1054 году Папа Римский Лев IX отправил в Константинополь своих легатов, которыми руководил кардинал Гумберт. Патриарху Михаилу Керуларию папа передал послание, в котором изложил притязания на всю полноту власти в христианской церкви, ссылаясь на так называемый Константинов дар — документ, являвшийся якобы посланием императора Константина Великого папе Сильвестру и передававший Риму высшую духовную власть в христианском мире. Впоследствии Константинов дар был признан подложным (подделка была изготовлена, предположительно, в VIII или IX веке во Франции), однако в XI столетии Рим ещё официально называл его подлинным. Патриарх изложенные в послании притязания папы отверг, и переговоры с участием легатов оказались безрезультатными. Тогда 16 июля 1054 года папские легаты вошли в собор Святой Софии в Константинополе и положили на его алтарь отлучительную грамоту, предающую анафеме патриарха Михаила Керулария и его помощников. Четыре дня спустя патриарх в ответ предал анафеме папских легатов.

Патриарх Никон: влияние на царя

Церковный раскол в России неотделим от имени патриарха Никона. В миру он известен как Никита Минин. Годы его жизни – 1605-1681. Священнослужителем он стал по воле родителей и на этом поприще достиг больших высот. В 1643-м он получил значимую церковную должность, став игуменом в Кожеозерском монастыре, находившемся в Архангельской губернии.

В 1646 году Никон прибыл в Москву по делам монастыря, и его представили молодому в то время царю Алексею Михайловичу. Последнему было тогда 17 лет. Игумен настолько приглянулся юному государю, что он решил оставить его при дворе и назначил на должность архимандрита в Московский Новоспасский монастырь. Впоследствии, благодаря царскому расположению, Никон стал Новгородским митрополитом.

В 1651 году царь потребовал возвращения Никона в столицу, и с тех пор он стал влиять на Алексея Михайловича с еще большей силой. Пользуясь полным доверием правителя, церковник принимал активное участие в решении государственных дел.

Вершиной карьеры Никона было его восшествие на патриарший престол. Это произошло после ухода из жизни патриарха Иосифа в 1652 году. С этого момента и началась подготовка давно назревавшей церковной реформы.

Повод для раскола

Многие задаются вопросом, почему и как произошло разделение церквей. Главной движимой силой в данном деле послужили разногласия между столичными первоиерархами. В Риме пост занимал Лев Девятый, в Константинополе — Михаил Керулларий. Долгие годы они не принимали друг друга, воюя каждый за свои убеждения. Это было в самом начале, и пока они правили, все было еще спокойно.

Священный Синод Константинопольской церкви отменил действие указа 1686 года о передаче Киевской митрополии Московскому патриархату. Не за горами предоставление автокефалии Украинской православной церкви.

Расколов в истории христианства было множество. Началось все даже не с Великой схизмы 1054 года, когда христианская церковь разделилась на православную и католическую, а гораздо раньше.

Все изображения в публикации: wikipedia.org

Папский раскол в истории также именуют Великим западным. Произошел он из-за того, что практически в одно и то же время папами были объявлены сразу два человека. Один – в Риме, другой – в Авиньоне, месте семидесятилетнего пленения пап. Собственно, окончание Авиньонского пленения и привело к разногласиям.

В 1378 году умер папа Григорий XI, прервавший пленение, и после его смерти сторонники возвращения избрали папу в Риме – Урбана VI. Французские кардиналы же, выступавшие против ухода из Авиньона, сделали папой Климента VII. Разделилась и вся Европа. Часть стран поддержала Рим, часть – Авиньон. Длился этот период до 1417 года. Папы, правившие в это время в Авиньоне, сейчас относятся католической церковью к числу антипап.

Первым расколом в христианстве принято считать Акакианскую схизму. Начался раскол в 484 году и длился 35 лет. Споры разгорелись вокруг «Энотикона» – религиозного послания византийского императора Зенона. Работал над этим посланием не столько сам император, сколько константинопольский патриарх Акакий.

В догматических вопросах Акакий не сошелся с папой Феликсом III. Феликс низложил Акакия, Акакий же приказал вычеркнуть имя Феликса из поминальных диптихов.

Напряжение между Константинополем и Римом возрастало и возрастало. Вылилось взаимное недовольство в Великий раскол 1054 года. Христианская церковь тогда окончательно разделилась на православную и католическую. Произошло это при константинопольском патриархе Михаиле I Керуларии и папе Льве IX. Доходило до того, что в Константинополе выбрасывали и затаптывали просфоры, приготовленные на западный манер – без закваски.

Многие века католическая и православная церкви формально оставались непримиримыми врагами. Лишь в 1965 году обоюдные анафемы были сняты, однако противоречия и расхождения остаются и по сию пору.

Распад христианской церкви на католическую с центром в Риме и православную с центром в Константинополе назревал еще задолго до окончательного разделения в 1054 года. Предвестником событий XI века стала так называемая Фотиева схизма. Этот раскол, датируемый 863 – 867 гг., был назван именем Фотия I – тогдашнего патриарха Константинополя.

Отношения Фотия с римским папой Николаем I были, мягко скажем, натянутыми. Папа намеревался усилить влияние Рима на Балканском полуострове, со стороны же константинопольского патриарха это вызвало сопротивление. Николай также апеллировал к тому, что Фотий стал патриархом незаконно. Закончилось все тем, что церковные лидеры предали друг друга анафеме.

В середине XVII века произошел раскол в Русской церкви. Те, кто отказался принять реформы нового патриарха Никона, нацеленные на сближение с Византией, были впоследствии названы старообрядцами. Приверженцы старых обрядов в 1656 году и в 1666-м оказались преданы анафеме.

Противникам Никона не поздоровилось: действовали сторонники патриарха крайне жестоко. Одних ссылали в Сибирь, других сжигали в срубах, третьи же «удостоились» и того, и другого – как, например, знаменитый раскольник протопоп Аввакум. Только в XX веке было признано, что и те, и другие обряды равнозначны и имеют право на существование.

Первая в истории встреча Папы Римского и Патриарха Московского произошла только в феврале 2016 года на нейтральной кубинской территории. Феноменальному событию предшествовали неудачи, взаимные подозрения, столетия вражды и попыток свести всё к миру. Разделение христианской церкви на католическую и православную ветви произошло из-за разногласий в трактовке «Символа Веры». Так из-за единственного слова, согласно которому Сын Божий становился ещё одним источником Духа Святого, разделилась церковь на две части. Предшествовали Великой Схизме менее масштабные события, приведшие в итоге к современному положению дел.

Православные и Католики

Почему я считаю, что именно Римская Церковь отпала от Православия, а не наоборот? Ответ простой, христианство распространялось именно с востока на запад. Вся богословская жизнь зарождалась и кипела именно на востоке. Да, Рим не отпадал в ересь до раскола 1054 года, но отчасти это было продиктовано именно низким уровнем развития богословия (оно начало развиваться позже, в XI веке с приходом схоластики). Это было объективным следствием того упадка, который господствовал на западе с крушением Западной Римской Империи в течение нескольких столетий. Постепенно, Рим обособлялся от всех остальных восточных церквей, создавая новый церковный порядок на западе, центром которого был Рим. В итоге, это привело к конфликту со «старыми» церквями, которым это новое учение не было свойственно.

История раскола христианского мира на православие и католицизм — это трагедия, которая не может быть преодолена уже почти 1000 лет. Я не утверждаю, что указал все причины

Но, я хотел лишь обратить внимание на то, что за любой трагедией кроется длинная история, в которой тесно переплетается множество факторов. Люди часто становятся лишь жертвами обстоятельств и большой игры политиков

  • Автор: Владимир