История крепостного права в России. Крепостничество от Екатерины II до отмены крепостного права
Весь урок мы говорили об истории крепостничества в России. Пришло время подвести итоги и вспомнить главное.
✍️ Крепостное право — явление, при котором крестьянин становится в худшем случае собственностью феодала, а в лучшем — арендатором той земли, к которой прикреплен феодал.
🔝 Крепостные отношения складывались вокруг земли, потому что земля имела первостепенное значение после распада Римской империи.
🔀 Условия работы крестьян на феодальных землях отличались в разных странах Европы. В одних регионах крестьяне только выплачивали феодалу ренту за пользование землей: натуральную (продуктовую) или денежную. А в других становились почти собственностью феодала.
🤴 На Древней Руси изначально не было крепостного права — крестьяне жили самоуправляемыми общинами. Ситуация изменилась с приходом варяжских князей, но даже тогда крестьяне первое время могли свободно переходить от одного феодала к другому по своему желанию.
📶 Появление княжеской власти ускорило процесс социального расслоения: верхушкой иерархии стал князь с дружиной и знатью, затем шли свободные люди (горожане, духовенство, купцы, ремесленники), затем полузависимые крестьяне (рядовичи, закупы и смерды), и самой низшей группой считались полностью зависимые крестьяне — холопы (рабы, которых покупали или захватывали в плен во время разных войн).
🔓 Закрепощение крестьян на Руси началось в 15 веке с Судебника Ивана III 1497 года, в котором он ограничил возможность перехода крестьян неделей до и неделей после Юрьева дня, а также ввел «пожилое» — сумму, которую крестьянин должен был платить феодалу, от которого уходил.
💪 Иван III сделал это для укрепления русского государства и мощи армии. Крестьяне, прикрепленные к одному феодалу, приносили стабильный доход, благодаря чему феодал мог вооружиться сам и вооружить свое войско.
🔒 При Иване Грозном и его сыне Федоре продолжилось закрепощение крестьян. Грозный ввел временный запрет на переход крестьян указом «О заповедных летах», а Федор Иоаннович утвердил срок сыска беглых крестьян указами «Об урочных летах».
⛓ Окончательное закрепощение крестьян произошло после Смуты со вступлением на престол династии Романовых. При царе Алексее Михайловиче было принято Соборное уложение 1649 года, которое окончательно отменяло Юрьев день.
🤷♂️ Это было сделано из-за невозможности власти другими способами расплатиться за поддержку дворянства во время Смуты. У России не было европейских колониальных денег, поэтому они могли наградить дворян только землей с крестьянами.
💰 При Петре I жизнь крестьян стала сложнее из-за активной внешней политики, строительства флота и городов, появления мануфактур. К тому же, Петр ввел дополнительный налог — подушную подать, которую должен был платить каждый крестьянин мужского пола.
👸 При Екатерине II положение крестьян продолжило ухудшаться, потому что императрица всячески благоволила дворянству. Она дарила своим фаворитам огромные имения с тысячами и десятками тысяч крепостных, закрепостила население левобережной Украины и запретила крестьянам подавать ей жалобы на произвол помещиков.
🔐 Павел I первым попытался облегчить положение крестьян. Его начинания продолжили Александр I и Николай I, пока в 1861 году Александр II не отменил крепостное право.
➡️ К отмене крепостного права привели его экономическая неэффективность, прогрессирующие в стране гуманистические взгляды и необходимость более глобальных изменений государственной системы, которые были невозможны без отмены крепостного права.
Почему отмена крепостного права в России обернулась «черным переделом»
Все попытки модернизации и либерализации России за последние 160 лет заканчивались неудачей, поскольку, считает историк Михаил Давыдов, власть и значительная часть общества неизменно мечтали о «самобытной» великой державе, отвергающей западную приверженность к соблюдению гражданских прав. Публикуем главу его книги «Цена утопии», рассказывающую о последствиях Великой реформы 1861 года, отменившей крепостное право.
Все мы начиная с 24 февраля 2022 года оказались перед лицом наступающего варварства, насилия и лжи. В этой ситуации чрезвычайно важно сохранить хотя бы остатки культуры и поддержать ценности гуманизма — в том числе ради будущего России. Поэтому редакция «Горького» продолжит говорить о книгах, напоминая нашим читателям, что в мире остается место мысли и вымыслу.
Михаил Давыдов. Цена утопии: История российской модернизации. М.: Новое литературное обозрение, 2022. Содержание
Что не так с Великой реформой?
Я убежден, что ключевой вопрос состоит вовсе не в том, кого — крестьян или помещиков — «больше ограбили».
Для судеб России куда важнее было то, что реформа не позволила ни крестьянам, ни помещикам эффективно адаптироваться к новой жизни, к рыночным условиям, что коридор возможностей для их мирного сосуществования и эволюционного развития их хозяйств оказался очень узким.
И произошло это не потому, что крестьяне потеряли землю или переплатили за свободу, а потому, что наспех собранная — во многом экспромтом — временная конструкция реформы, вопреки первоначальным планам правительства, превратилась в постоянную, и реформа, условно говоря, застряла даже не на полдороге, а лишь выйдя из прихожей за дверь.
Это — в числе прочего — еще больше разобщило крестьянство с помещиками. Раньше помещики могли держать его в узде не только принуждением, но и взаимными выгодами, договариваться, а теперь их резко разделили, обособили и противопоставили друг другу.
Отчасти это было сделано намеренно, и не только из-за опасения возможных рецидивов крепостничества. У РК*Редакционные комиссии (административная, хозяйственная и финансовая) — специальный орган, в 1859-1860 гг. занимавшийся подготовкой законов об отмене крепостного права. был и другой расчет. Демократический цезаризм Наполеона III, «крестьянского императора», был тогда в большой моде.
В 1865 году Н. А. Милютин говорил на этот счет, что «прежде дворянство стояло между государем и частью подданных, но… и тогда уже не было никого между царем и государственными крестьянами. Теперь же вместо 10 млн, имеющих прямое общение с царем, 20 млн, — вот и все различие. Управление по-прежнему будет состоять из элементов интеллигенции без различия сословий, призываемых к правительственной деятельности правительственной властью».
Настоящей миной под страной стала сама концепция реформы, а именно: помещики по приказу правительства за выкуп отдают часть своей земли крестьянам. То, что император фактически заставил помещиков продать землю, нарушив тем самым принцип незыблемости частной собственности, имело роковые последствия.
В ходе реформы столкнулись два противоположных и непримиримых подхода, олицетворявших две формы сознания — рациональное и мифологическое.
Большой бедой России было то, что в ней тогда одновременно жили как бы два разных народа, говорящих на одном языке, — образованные люди и простой народ.
Последний, на 90% состоявший из крестьян, ментально жил в Средневековье, потому что со времен условного Алексея Михайловича не имел возможности изменить ситуацию. Психологию меняет школа, образование, а русские элиты, как мы знаем, не спешили просвещать народ. В результате у крестьянства, за редкими исключениями, не было цивилизованного правосознания, в том числе представления о частной собственности, так же как о свободе и многом другом.
Отсюда — катастрофическое непонимание по ряду ключевых проблем между крестьянами, с одной стороны, и правительством и помещиками — с другой, а в частности, разная интерпретация сути реформы.
Напомню, что тезис «земля Божья (Царская), но нашего пользования» возник задолго до отмены крепостного права, еще в те времена, когда крепостное право оправдывалось тем, что, дескать, барин воюет, защищает царя, Отечество и нас заодно, а мы его кормим.
Века принудительного труда сформировали в крестьянском сознании твердое убеждение: право на землю имеет только тот, кто на ней работает. Идею дворянской собственности на землю крестьяне просто не воспринимали. Отсюда вековая мечта о «черном переделе», то есть захвате всех некрестьянских земель (помещичьих прежде всего) и последующем равном их разделе. Да и полтора века правительственного аграрного коммунизма не могли остаться без последствий. «Раскулачивать» ведь можно не только крестьян.
Поэтому Сперанский и Киселев еще в Комитете 1835 года были готовы на безземельное освобождение не только крепостных, но и государственных крестьян, лишь бы минимизировать влияние этих взглядов.
Увы, данная проблема не привлекла внимания РК.
Уже в 1861 году среди крестьян ходили слухи, что Положения 19 февраля — подделка, составленная помещиками и чиновниками, чтобы скрыть настоящую «Царскую волю», то есть передачу им всей земли. Точно так же они думали о «золотых грамотах» и раньше. Поэтому они упорно ждали передачи им оставшейся ее части или, по крайней мере, очередной прирезки. Об этом постоянно говорят самые разные источники второй половины XIX — начала XX века.
Желание Александра II и реформаторов дать крестьянам помещичью землю, то есть чужую собственность, хотя бы и за плату, было, конечно, гуманным и нравственным. Однако подмена закона нравственностью — опасная вещь.
На этом, то есть на смешении и фактическом уравнении понятий законности и «высших нравственных начал», диктовавших, по мнению правительства, необходимость наделения крестьян помещичьей землей, РК буквально поймал депутат первого приглашения Д. Н. Шидловский: «Нравственности низкой нет, следовательно, нет и нравственности высшей; она одна для всех; она, например, всегда твердит: располагать чужим без воли хозяина есть насилие… В новейшее время деление нравственности на степени и выражение „высшие начала“ часто встречаются в сочинениях с направлением коммунизма и социализма», а потому, говорит депутат, ему «странно было встретить то же выражение в соображениях» РК.
А вот как 34 депутата второго приглашения прокомментировали пункт проекта Положения, объявляющий, что после реформы «помещик ни в каком случае не обязан. .. увеличивать крестьянский поземельный надел».
Такие обещания относительно будущего, резонно заметили они, не слишком успокаивают, поскольку им противоречит то, что предлагается в настоящем.
Если сейчас помещики должны принудительно отдать всю площадь крестьянских запашек, нет гарантии, что с ростом населения эта ситуация не повторится и опять под флагом «государственной потребности». Ведь «если нынешние предположения правильны и законны, то нельзя не признать законными подобные меры и для будущего времени. Никакая государственная потребность не может состоять в том, чтобы принимать меры, несправедливые в отношении к частной собственности».
РК стремятся дать крестьянам как можно больше земли, но этого нельзя делать «в нарушение прав собственности. Все интересы общественной жизни так тесно связаны между собою, что нарушение одного из коренных начал, на которых утверждается общество, поведет к расстройству всего общественного организма».
Депутаты, как мы знаем, оказались абсолютно правы — дополнительная прирезка помещичьей земли стала главным лозунгом всех партийных программ оппозиции в 1905—1906 годах, которая этим обеспечивала себе народную поддержку.
И правительство само было в этом повинно.
Статья 3 Общего положения о крестьянах гласит:
«Помещики… предоставляют за установленные повинности в постоянное пользование крестьянам усадебную их оседлость и сверх того, для облегчения их быта и для выполнения их обязанностей перед правительством и помещиком, то количество полевой земли и других угодий, которые определяются на основаниях, указанных в местных положениях».
Из этого абзаца ясно, что крестьяне получили от государства пайку, прожиточный минимум, позволяющий им работать и на казну, и на бывшего барина (до заключения выкупной сделки), платить подати и нести повинности, не умирая при этом с голоду.
Подчеркну: именно правительство определило размеры этого минимума.
Но тем самым оно взяло на себя ответственность за соблюдение созданной им ситуации, и как бы морально обязалось давать крестьянам землю дополнительно, если ее будет не хватать (хотя в тексте Положения говорится ровно обратное — нового наделения землей не будет). Во всяком случае, такой взгляд на статью 3 возможен, и неудивительно, что крестьяне его разделяли.
Вот уж точно, «нам не дано предугадать…».
humus.livejournal.com
Демографический взрыв после 1861 года уменьшил наделы. Крестьянские платежи со временем также понизились, но в той ли мере, что наделы? Как это подсчитать? Да и не тот здесь случай, когда арифметика убеждает.
С. М. Соловьев считал, что освобождение «было произведено революционным образом… Красные торжествовали: у прежних землевладельцев отняли собственность и поделили между народом, замазавши дело выкупом, но выкуп был насильственный! Глупые славянофилы торжествовали, не понимая, на чью мельницу они подлили воды: им нужно было провести общинное землевладение!
Во многих местах с самого начала уже крестьяне не были довольны наделом, — что же будет с увеличением народонаселения?
Для простого практического смысла крестьян естественное и необходимое решение вопроса представлялось в новом наделе, и они стали его дожидаться как чего-то непременно долженствующего последовать.
…Крестьянин пьянствует и терпит нужду, не имеет, чем уплатить податей; он уже испытал правительственный или революционный способ действия для перемены своей судьбы и надеется, что таким же способом произойдет и новая перемена: правительство, царь нарежет крестьянам еще земли».
То есть Соловьеву понятно, что государство само спровоцировало ожидания новой прирезки, и, разумеется, он не случайно дважды употребляет эпитет «революционный», характеризуя действия правительства.
О том, что «великий акт» 19 февраля является «принесением в жертву принципа собственности» политическим потребностям, пишет и С. Ю. Витте:
«А раз стали на этот путь, естественно было ожидать и последствий сего направления. Но этого не только тогда не понимали, но многие не понимают или не желают понимать и теперь».
Между тем, пишет Витте, подводя итог пореформенному неокрепостничеству, мысли крестьян текут примерно в таком направлении:
«Раз ты попечитель, то, если я голодаю, корми меня. На сем основании вошло в систему кормление голодающих и выдающих себя за голодающих. <…>
Раз ты регулируешь землевладение и землепользование так, что мы не можем развивать культуру, делать ее интенсивнее, то давай земли по мере увеличения населения. Земли нет. — Как нет, смотри, сколько ее у царской семьи, у правительства (казенной), у частных владельцев? — Да ведь это земля чужая. — Ну так что же, что чужая. Ведь государь-то самодержавный, неограниченный. Видно, не хочет дворян обижать, или они его опутали. — Да ведь это нарушение права собственности. Собственность священна. — А при Александре II собственность не была священна — захотел и отобрал, да нам дал. Значит, не хочет».
В определенном смысле реформа 1861 года стала началом пореформенного государственного социализма.
То есть даром подмена закона нравственностью не прошла. И лично мне трудно оспаривать мнение К. И. Зайцева о том, что «идея черного передела заложена в основах наделения крестьян, принятых реформой».
Однако нам важно понимать, что проблема была не только в формальном нарушении права собственности помещиков, а и в том, как власть обошлась с реквизированной землей.
Поэтому здесь логично повторить вопрос: а были ли другие варианты реформы?
Были.
Примерно в те же годы в русской Польше и в Японии правительство также нарушило существовавшие отношения собственности и взяло в свои руки распоряжение помещичьей землей, выплачивая владельцам компенсацию. Однако оно сразу же отдавало крестьянам эту землю в собственность, начиная менять их психологию и не затевая тяжелой выкупной операции на полстолетия.
Жестокая даже не ирония, а самая настоящая издевка истории состоит в том, что те же самые люди — Милютин, Самарин и Черкасский — с благословения того же самого императора провели в связи с восстанием 1863—1864 годов весьма удачную крестьянскую реформу в Польше.
К началу 1860-х стало очевидным, что в тех странах, где крестьянство было собственником земли, оно становилось равнодушным к любой революционной агитации. И наоборот.
Поэтому, решив навсегда оторвать польских крестьян от мятежного дворянства, имперское правительство выбрало единственно правильный путь.
Согласно указам 19 февраля 1864 года крестьяне получили в полную собственность ту землю, которой фактически пользовались, ее недра, а также все постройки и весь инвентарь. Кроме того, они могли требовать возвращения всех земель, ранее несправедливо отнятых помещиками. Они получили право охоты, рыбной ловли, выделки и розничной продажи вина и сохранили право пользования господскими пашнями и лесными угодьями, так называемыми сервитутами, подразумевавшими право получать из помещичьего леса топливо, строевой лес на ремонт строений, листья и хвою на подстилку для скота, пасти скот в помещичьем лесу, а иногда на парах или жнивье. Земли нельзя было дробить на части меньше 6 моргов (3 десятин). Разрешался обмен чересполосицы.
Крестьянам прирезали из помещичьих и казенных земель около 2 млн моргов (1 млн десятин). В 1859 году в Польше было 424,7 тыс. крестьянских усадеб, в 1872 году — 657,6 тыс., то есть в полтора раза больше.
Сперва планировался выкуп крестьянами повинностей, но затем правительство решило вознаграждать помещиков за счет казны, создав для этого особый денежный фонд.
Итак, первое отличие этой реформы от реформы 1861 года было в том, что крестьяне получили в собственность всю землю, которой фактически располагали.
Второе — польские крестьяне были избавлены от трудной выкупной операции.
Третье — на них еще с момента освобождения их Наполеоном распространялись общие нормы гражданского права, что значительно повысило их гражданское самосознание.
Результат известен — повышение благосостояния крестьянства и отсутствие аграрного вопроса в том масштабе, в каком он был во внутренней России. Да и в 1905 году накал страстей в польской деревне был куда ниже, чем у нас, крестьяне боролись за сервитуты, не за землю.
Почему в мятежной Польше власть своими руками провела агротехнологическую революцию, а российским крестьянам уготовила куда менее выигрышный путь развития, вполне понятно.
Когда у правительства нет идеологической зашоренности, когда оно открыто для экономических идей, у него больше возможностей вести эффективную политику. А если оно сковано идеологией — новым общественным настроением, например, — список имеющихся вариантов невелик.
Упомянутое настроение к Польше отношения не имело, поэтому там власть пошла по общеевропейскому пути. И выиграла.
Польский вариант был применим и в России, пожелай власть воздвигнуть институт частной крестьянской собственности на твердом основании. Нужно было, как и в Польше, зафиксировать в форме частного права те многообразные имущественные поземельные отношения, которые были налицо ко времени реформы.
А чем обернулась наделение землей?
Подрывом идеи, на которой можно было основать начало частной собственности. Ведь крестьянин получил в 1861 году надел не потому, что эту землю поколениями обихаживали его предки, а потому, что государство, которому были нужны его подати и повинности, выделило ему для этого земельную пайку.
Разница, кажется, невелика, но лишь на первый взгляд. Дело было не в размерах прирезок и отрезок (где-то помещики были очень даже щедры), а в том, что землю, которая должна была быть личной собственностью, сделали общим достоянием, которое по тем или иным основаниям подлежало переделу.
Предвижу возражение: в России начала 1860-х годов не было инфраструктуры, землемеров и т. д.
Это правда. Но не было и постановления Политбюро ЦК ВКП(б) о сроках коллективизации. И не было, условно говоря, Ганнибала у ворот. Впереди были десятилетия мирной жизни, за которые было вполне возможно поработать над инфраструктурой, создать сеть землемерных училищ, сделать профессию землемера престижной и т. д. Была бы добрая воля.
Строго говоря, можно было растянуть процесс освобождения на десять или двадцать лет. Только этим надо было заниматься, и тогда сорок пять лет, которые прошли от реформы Александра II до реформы Столыпина, дали бы другой результат.
Добавлю также, что действие негативных факторов освобождения даже в принятом варианте могло быть нейтрализовано — хотя бы частично — таким позитивным изменением жизни деревни, таким значительным подъемом благосостояния крестьян, который заставил бы многих из них махнуть рукой на барскую землю и если не забыть о ней совсем, то лишить, условно говоря, статуса «бельма в глазу».
Разумеется, пошло бы на пользу и сближение уровня правосознания народа и элит после 1861 года. Ведь, казалось бы, элементарным является соображение о том, что крестьян, вышедших из векового крепостного права, в принципе было необходимо приучать к таким понятиям, как правопорядок, законность и т. п.
А что получили крестьяне?
Организацию жизни, которая, как мы увидим, попросту испытывала несовершенство человеческой природы, которая укрепила их выработанный веками крепостничества правовой нигилизм и стала мощным фактором деградации и пролетаризации значительной части русской деревни.
Свидетельства Российской империи Андрея Маркевича, Екатерины Журавской :: SSRN
Скачать эту статьюОткрыть PDF в браузере
ssrn.com» data-abstract-auth=»false»/> Добавить бумагу в мою библиотеку
Делиться:
124 страницы Опубликовано: 27 октября 2014 г. Последняя редакция: 11 ноября 2017 г.
Смотреть все статьи Андрея Маркевича
Российская экономическая школа
Парижская школа экономики (PSE)
Есть 2 версии этой статьи
Дата написания: 27 января 2017 г.
Реферат
Мы документально подтверждаем значительное увеличение производительности сельского хозяйства, промышленного производства и питания крестьян в Российской империи в результате отмены крепостного права в 1861 году. составляли большинство сельскохозяйственных батраков, отставая от провинций, опиравшихся преимущественно на бесплатную рабочую силу. Эмансипация привела к значительному, но частичному наверстыванию. Улучшение стимулов крестьян в результате прекращения эффекта храповика было вероятным механизмом относительно быстрого положительного эффекта реформы на производительность сельского хозяйства. Земельная реформа, установившая после освобождения общинное землевладение, уменьшила рост производительности труда в передельных коммунах.
Ключевые слова: крепостное право, освобождение, экономическое развитие, Россия
JEL Классификация: N13, N53, O1
Рекомендуемое цитирование: Рекомендуемая ссылка
Маркевич, Андрей и Журавская, Екатерина, Экономические последствия отмены крепостного права: свидетельства из Российской империи (27 января 2017 г.). American Economic Review, готовится к публикации, доступно на SSRN: https://ssrn.com/abstract=2514964 или http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.2514964
У вас есть вакансия, которую вы хотели бы рекламировать в SSRN?
Связанные электронные журналы
Обратная связь
Обратная связь с SSRN
Обратная связь (требуется)
Эл. адрес (требуется)
Если вам нужна немедленная помощь, позвоните по номеру 877-SSRNHelp (877 777 6435) в США или +1 212 448 2500 за пределами США с 8:30 до 18:00 по восточному поясу США с понедельника по пятницу.
Американское рабство и русское рабство в постэмансипационном воображении | Стипендия Северной Каролины онлайн
Иконка Цитировать Цитировать
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
Процитируйте
Беллоуз, Аманда Брикелл,
Американское рабство и русское рабство в постэмансипационном воображении
(
Чапел-Хилл, Северная Каролина,
2020;
онлайн edn,
Стипендия Северной Каролины онлайн
, 20 мая 2021
), https://doi. org/10.5149/northcarolina/9781469655543.001.0001,
44422.
393.001.0001,
44422.
9543.001.0001,4442.
95543.001.0001,4443935543.001.0001,
4443935543.001.0001,
4. Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Стипендия Северной Каролины онлайнАмериканское рабство и русское крепостное право в воображении после эмансипацииАфроамериканская историяАфроамериканская историяКнигиЖурналыOxford Academic Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Стипендия Северной Каролины онлайнАмериканское рабство и русское крепостное право в воображении после эмансипацииАфроамериканская историяАфроамериканская историяКнигиЖурналыOxford Academic Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Abstract
Отмена крепостного права в России в 1861 г. и американское рабство в 1865 г. изменили обе нации, поскольку русские крестьяне и афроамериканцы получили новые права как подданные и граждане. Во второй половине долгого девятнадцатого века американцы и русские отреагировали на эти социальные преобразования захватывающим набором новых культурных продуктов. Анализируя изображения афроамериканцев и русских крепостных в картинах маслом, рекламе, художественной литературе, поэзии и однодневках, хранящихся в американских и российских архивах, Аманда Брикелл Беллоуз утверждает, что эти широко распространенные изображения сформировали коллективную память о рабстве и крепостном праве, повлияли на развитие национального самосознания. и повлияли на общественное мнение, поскольку крестьяне и вольноотпущенники стремились реализовать свои вновь обретенные права. Признавая основные различия между движимым рабством и крепостным правом, а также различия между эпохой после освобождения каждой страны, Беллоуз подчеркивает поразительное сходство между представлениями о рабах и крепостных, которые были созданы элитами в обеих странах, когда они стремились поддержать патриархальное видение.
общества. Русские крестьяне и афроамериканские вольноотпущенники противостояли упрощенческим, патерналистским и расистским изображениям, создавая достойное самопредставление своих традиций, общин и достижений. Эта книга представляет собой важный пересмотр постэмансипационной ассимиляции, расы, класса и политической власти.Ключевые слова: рабство, крепостное право, вольноотпущенники, крестьяне, эмансипация, отмена рабства, американское рабство, русское крепостное право, реклама, раса
Тема
История афроамериканцев
Содержание
Передний вопрос
- Иллюстрации
- Благодарности
- Примечание о переводе
- Введение
- Расширять Один
Радикальная литература накануне эмансипации
- Расширять Два
Популярная историческая фантастика
- Расширять Три
Иллюстрированные периодические издания и литографии
- Расширять Четыре
Картины маслом
- Расширять Пять
Реклама и эфемеры
- Расширять Шесть
Литература и визуальная культура на рубеже ХХ века
- Эпилог
Конец Материи
- Расширять Заметки
- Библиография
- Индекс
- Расширять Заметки
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Нажмите Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр ваших зарегистрированных учетных записей
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.