В каком году оон создана: United Nations in Western Europe

Содержание

Организация Объединенных Наций: что это, страны, конвенция

Организация Объединенных Наций появилась сразу после Второй мировой войны. Однако идея создать структуру, которая сможет поддерживать мир на планете, возникла гораздо раньше. Рассказываем, когда и для чего создали ООН

  • Что такое ООН
  • Какими проблемами занимается
  • История
  • Страны
  • Основополагающие конвенции и декларации

Что такое Организация Объединенных Наций

Организация Объединенных Наций (ООН) — это международная некоммерческая организация, которая создана для развития политического и экономического сотрудничества между государствами-членами. У ООН есть устав, в котором описаны права и обязанности ее членов. Вступая в Организацию, страна обязуется следовать целям и правилам, которые описаны в документе. Четыре основные цели звучат так:

  1. Поддерживать мир на планете.
  2. Развивать дружественные отношения между странами.
  3. Совместными усилиями улучшать жизнь бедных, бороться с голодом и болезнями, ликвидировать неграмотность и содействовать уважению прав и свобод.
  4. Помогать странам достигать описанные цели.

Генеральным секретарем ООН является бывший премьер-министр Португалии Антониу Гутерриш. 1 января 2022 года его переизбрали на второй пятилетний срок. Эмблема ООН представляет собой карту мира, которая обрамлена оливковыми ветвями. Эти предметы символизируют главную миссию Организации — сохранять мир во всем мире. На флаге эмблема помещена на фон голубого цвета. Выбор такого оттенка тоже символичен.

Фото: ООН / Марк Гартен

Здания главной штаб-квартиры ООН располагаются в восточной части Манхэттена между 42-й и 48-й улицами, Первой авеню и проливом Ист-Ривер в Нью-Йорке. Площадь участка внутри обозначенного квадрата составляет более 70 тыс. кв. м и является международной зоной, но подчиняется законам США. Кроме зданий в Нью-Йорке у ООН есть три региональных штаб-квартиры в Женеве (Швейцария), Вене (Австрия) и Найроби (Кения).

Фото: maps.google.ru

В ООН шесть языков имеют статус официальных. Большинство документов издаются на английском, арабском, испанском, китайском, русском и французском языках. Но рабочими языками считаются английский и французский. Что касается структуры, то руководят деятельностью ООН шесть основных органов.

  1. Генеральная Ассамблея — это главный совещательный, директивный и представительный орган.
  2. Совет Безопасности — отвечает за поддержание мира и безопасности. Состав Совета включает 15 стран. Пять из них — это постоянные члены (Россия, Китай, Великобритания, США и Франция). **А десять стран носят статус непостоянных. Их обычно избирают сроком на два года. В 2022 году непостоянным членами являются: Албания, Бразилия, Габон, Гана, Индия, Ирландия, Кения, Мексика, Норвегия, ОАЭ.
  3. Экономический и Социальный Совет — главная площадка для обсуждения масштабных политических, экономических и экологических вопросов. В состав входят 54 члена, которые избираются сроком на три года Генеральной Ассамблеей.
    Места в Совете распределяются по географическому принципу.
  4. Совет по Опеке — занимался наблюдением за подопечными территориями. До 1994 года таких государств было 11 (часть территорий Камеруна и Того, Танганьика, Руанда-Урунди, Сомали, Новая Гвинея, Западное Самоа, Каролинские, Марианские, Маршалловы острова). Все подопечные территории уже достигли самоуправления или независимости. Совет по Опеке решил приостановить свою работу с одной поправкой: собираться по мере необходимости.
  5. Международный Суд — выполняет две основные задачи: разрешает юридические споры и выносит консультативные заключения по юридическим вопросам. Суд не принимает апелляций. Его решение является окончательным.
  6. Секретариат — это персонал, который работает в учреждениях по всему миру. Именно этот орган выполняет повседневную работу Организации.

Пять из описанных органов располагаются в главной штаб-квартире (Нью-Йорк), а Международный Суд — в Гааге (Нидерланды). Также ООН координирует работу различных фондов, программ, учреждений и организаций. Среди них: Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Всемирная продовольственная программа Организации Объединенных Наций, Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк, Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и не только. У них не только собственный бюджет и мандат, но и руководство и штаб-квартира.

По последним данным, в ООН работает не менее 37 тыс. сотрудников в 193 странах. Бюджет Организации формируется из взносов стран-членов. При этом выплаты рассчитываются по определенной шкале, которая учитывает несколько ключевых показателей:

  • платежеспособность страны;
  • валовый национальный доход;
  • численность населения.

Так, США вносят 22%, Китай — 12%, Япония — 8,5,% Германия — около 7%, Франция — почти 4,5%, Бразилия — 2,9%, Канада — 2,7%, Россия — 2,4%, Австралия — 2,2%, Казахстан — 0,18%.

Какими проблемами занимается ООН

В середине октября 2021 года в ООН утвердили регулярный бюджет на 2022 год. Предложенная сумма ассигнований составила $3,12 млрд. Эта сумма меньше, чем была в 2021 — $3,2 млрд. В документе бюджета подробно расписаны статьи расходов Организации. Рассмотрим на примере 2021 года. Из 14 разделов документа выделим основные.

  • Общее формирование политики, руководство и координация
     — более $419 млн.
  • Политические вопросы (разоружение, операции по поддержанию мира, использование космического пространства в мирных целях) — около $865 млн.
  • Региональное сотрудничество в целях развития (экономическое и социальное развитие в Западной Азии, Латинской Америке и Карибском бассейне, Азиатско-Тихоокеанском регионе, Африке) — $324 млн.
  • Общее вспомогательное обслуживание (административное обслуживание офисов в Женеве, Найроби, Вене и т.д) — $305 млн.
  • Налогообложение персонала — $281 млн.
  • Международное сотрудничество в целях развития (контроль над наркотическими средствами, предупреждение преступности и терроризма и уголовное правосудие, окружающая среда, торговля, развитие и не только) — $262 млн.
  • Права человека и гуманитарные вопросы (палестинские беженцы, гуманитарная помощь, права человека) — $224 млн.
  • Охрана и безопасность — $130 млн.

Помимо регулярного бюджета есть отдельный бюджет операций на поддержание мира (миротворческая деятельность). Он составляет $6,38 млрд. Самые большие взносы на операции ООН по поддержанию мира в 2020–2021 годах внесли США, Китай, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Италия и Россия. Миротворческие миссии предотвращают развитие военных конфликтов на территориях разных стран. Так, при содействии ООН остановили Кубинский ракетный кризис в 1962 году, прекратили войны в Конго, между Ираном и Ираком, в Сальвадоре, Гватемале. Также был достигнут мир в Мозамбике, Тимора-Лешти, а в декабре 2005 года завершилась миссия в Сьерра-Леоне. Миротворческая деятельность продолжится в этом году. Благодаря взносам в 2022 году удастся покрыть расходы 12 миссий.

В видео рассказывается о работе миротворцев по всему миру

ООН также руководит международными кампаниями по борьбе с оборотом наркотиков и терроризмом, занимается проблемами продовольственной безопасности, оказывает помощь беженцам, направляет работу по борьбе с ВИЧ, решает вопросы окружающей среды, космического пространства и морского дна, защищает и восстанавливает права незащищенных слоев населения.

Помимо сотрудников достигать поставленных целей Организации помогают волонтеры и послы доброй воли. По данным ООН, в 2018 году насчитывалось более 7 тыс. волонтеров по всему миру. Пополнить их ряды может любой гражданин. Главное — соответствовать определенным критериям. Минимальный возраст волонтеров для зарубежного назначения составляет 25 лет, а для национальных назначений — 22 года. У кандидата должно быть высшее образование или диплом технического специалиста, два года соответствующего опыта и знание иностранного языка (английского, французского или испанского).

Назначение послов доброй воли имеет другую процедуру. Ими становятся знаменитые люди из сферы кинематографа, искусства, науки, спорта и других областей. Вместе с представителями ООН они посещают отдаленные точки планеты, помогая и поддерживая местных жителей.

  1. Уже более 20 лет послом доброй воли Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев является голливудская актриса Анджелина Джоли. С момента ее назначения (2001 год) она побывала в Танзании, Камбодже, Пакистане, Намибии, Тайланде, Кот-д’Ивуаре и не только.
  2. В 2019 году послами доброй воли ВОЗ по вопросам укрепления здоровья стала семейная пара: Алисон Бекер и Наталия Леве Бекер. Алисон Бекер — вратарь сборной Бразилии и футбольного клуба «Ливерпуль». Его жена — врач и общественник.
  3. Актриса Энн Хэтэуэй в 2016 году стала послом доброй воли «ООН-Женщины». Она выступает за продвижение гендерного равенства на рабочих местах.
  4. Голливудская актриса Люси Лью — посол доброй воли ЮНИСЕФ. Она занимается проблема детей по всему миру.
  5. Звезда «Пиратов Карибского моря» Орландо Блум помогает работе Детского Фонда ООН. Послом доброй воли он стал в 2009 году. За это время он объездил полмира, реализовывая программы Фонда.
  6. В 2020 году Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев объявил о назначении первого российского посла доброй воли. Им стала
    независимый музыкант и филантроп Манижа Сангин.

В видео рассказывается о будущих планах Манижи в качестве посла доброй воли в беседе с представителем Агентства ООН по делам беженцев в России Ванно Нупеком

История Организации Объединенных Наций

Предшественницей ООН считается Лига Наций. Это международная организация, которая появилась в 1919 году. Главная цель ее создания — развивать сотрудничество между народами и обеспечивать мир и безопасность. Однако со своим главным предназначением Лига не справилась. Участники союза не смогли предотвратить начало Второй мировой войны. Тогда руководство отдельных стран решило создать новую организацию. Обсуждение будущего проекта длилось не один год. Процесс был запущен в 1941 году. 14 августа на борту военного корабля в Атлантическом океане президент США Франклин Рузвельт и премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль поставили свои подписи в Атлантической хартии. Документ провозглашал сотрудничество двух стран против общего врага — Германии и ее союзников.

Рузвельт (слева) и Черчилль после подписания хартии (Фото: ООН)

24 сентября того же года декларацию подписал и СССР. Позже — в январе 1942 года — хартию поддержали еще 26 государств. Они подписали декларацию Объединенных Наций. Необходимость создания новой организации понимали все страны-союзники. Но среди них отсутствовало единство мнений по структуре, полномочиям и задачам объединения.

В октябре 1943 года состоялась Московская конференция министров иностранных дел СССР, Великобритании и США. По итогам этой встречи участники подписали документ, который призывал создать новую организацию в сжатые строки. 1 декабря того же года в Тегеране (Иран) прошла встреча Рузвельта, Сталина и Черчилля. Они представили миру новую Декларацию. Документ стал результатом разработки планов для окончательной победы над Германией. По сути, ООН выросла из объединения стран Антигитлеровской коалиции, по этой причине пять постоянных мест в Совбезе заняли ведущие державы-победительницы.

В апреле 1945, когда война подходила к завершению, представители 50 стран собрались в Сан-Франциско (США) на Конференции Организации Объединенных Наций по международной организации. Во время мероприятия шло обсуждение Устава будущего союза. 26 июня 1945 года документ поддержали представители 50 присутствующих стран. Польша подписала Устав позднее и стала 51 государством-основателем. Организация официально заработала в октябре 1945 года.

Страны ООН

На данный момент в ООН насчитывается 193 участника. За это время ни одну страну не исключили из состава. Лишь в 1965 году Индонезия решила временно выйти из Организации. Причиной такого шага стал конфликт с соседней Малайзией. В 1966 году Индонезия вернулась обратно. Но есть страны, которые до сих пор не являются членами Организации. Их можно разделить на две группы.

  • Из признанных независимых государств в ООН не входит Святой Престол (Ватикан).
  • Из частично признанных стран — Западная Сахара (Сахарская Арабская Демократическая Республика), Палестина, Тайвань (Китайская Республика), Абхазия, Косово, Южная Осетия, Северный Кипр, Луганская и Донецкая Народные Республики.

При этом Палестина и Святой Престол (Ватикан) имеют статус государств-наблюдателей. Они присутствуют на заседаниях Генеральной Ассамблеи, но не могут голосовать.

Как говорится в Уставе, прием в ООН открыт всем миролюбивым странам. Решение принимает Генеральная Ассамблея по рекомендации Совета Безопасности. Процедура имеет прописанный порядок действий.

  • Государство, которое заинтересовано во вступлении ООН, направляет заявление и письмо на имя Генерального секретаря. В письме он указывает на то, что готов принять и выполнить все обязательства, прописанные в Уставе ООН.
  • Заявление страны рассматривает Совет Безопасности. Государство будет принято, если свое согласие подтвердили 9 из 15 членов Совета Безопасности. При этом пять постоянных членов не должны проголосовать против.
  • Когда Совет одобряет кандидатуру, вопрос обсуждается и рассматривается Генеральной Ассамблеей. Для приема необходимо получить две трети голосов.
  • Государство считается членом ООН с момента принятия резолюции о приеме.

Если у страны-члена имеется задолженность по взносам, то она лишается права голоса во время заседаний Генеральной Ассамблеи. Но это правило относится лишь к тем государствам, у которых сумма долга равна или превышает объем взносов за два предыдущих года. Например, в июне 2021 года права голоса лишались Иран и Центральноафриканская Республика. У стран имелась задолженность по регулярным взносам за два года. Чтобы вернуть себе возможность голосования, им нужно было погасить долги в размере $16,2 млн и $29,3 тыс. соответственно. Те страны, которые смогут объяснить, что просрочка образовалась в силу объективных причин, не лишаются права голоса.

Основополагающие конвенции и декларации ООН

Деятельность ООН регулируется рядом основных документов. Устав Организации — это главный инструмент международного права. Государства-члены ООН обязаны его соблюдать. Особое место занимают декларации и конвенции. Если декларация является рекомендацией и не имеет обязательной силы, то конвенция — с точностью наоборот. Расскажем об основных документах.

Всеобщая декларация прав человека

Всеобщая декларация прав человека — это основополагающий документ. Она была принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН в Париже 10 декабря 1948 года. В разработке участвовали специалисты в области права со всех регионов планеты. Декларация переведена на 500 языков и состоит из 30 статей. В документе подробно описано, что каждый человек имеет право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность. Никто не должен содержаться в рабстве, подвергаться пыткам или произвольному задержанию.

Статья 2:

«Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения».

Конвенция о правах ребенка

Конвенция о правах ребенка — первый и основной международно-правовой документ, который носит обязательный характер. Его приняли 20 ноября 1989 года. Конвенция состоит из 54 статей, которые закрепляют права ребенка на жизнь в условиях без голода, нужды, жестокости и эксплуатации.

Статья 6:

«Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка».

Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации

Конвенция вступила в силу 4 января 1969 года. Надзор за соблюдением документа ведет Комитет по ликвидации расовой дискриминации. В него входят 18 экспертов. Документ состоит из преамбулы и 25 статей, разделенных на три части. Конвенция подробно описывает понятие расизма, осуждает любые проявления сегрегации и апартеида, запрещает расовую пропаганду и не только.

Статья 3:

«Государства-участники особо осуждают расовую сегрегацию и апартеид и обязуются предупреждать, запрещать и искоренять всякую практику такого характера на территориях, находящихся под их юрисдикцией».

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин

Документ вступил в силу 3 сентября 1981 года. В России Конвенцию ратифицировали в 2004 году. Благодаря конвенции, удалось принять закон о гендерном равенстве в Монголии; закон о бытовом насилии в Турции, Непале, Южной Африке и Республике Корея; провести расследование убитых или пропавших женщин коренных народов Канады; бороться с торговлей людьми в Украине и Молдове; сократить случаи выборочных абортов по признаку пола в Китае и не только.

Статья 3:

«Государства-участники принимают во всех областях, и в частности в политической, социальной, экономической и культурной областях, все соответствующие меры, включая законодательные, для обеспечения всестороннего развития и прогресса женщин, с тем чтобы гарантировать им осуществление и пользование правами человека и основными свободами на основе равенства с мужчинами».

Международный пакт о гражданских и политических правах

Документ основан на Всеобщей декларации прав человека и вступил в силу 23 марта 1976 года. Пакт обязывает уважать гражданские и политические права людей, включая право на жизнь, свободу религии, слова, собраний, справедливое судебное разбирательство и так далее. Пакт состоит из преамбулы и 53 статьей, разделенный на шесть частей.

Статья 3:

«Участвующие в настоящем Пакте Государства обязуются обеспечить равное для мужчин и женщин право пользования всеми гражданскими и политическими правами, предусмотренными в настоящем Пакте».

Справочная информация о Совете по правам человека

Продвижение лучших стандартов в области прав человека

​Совет по правам человека является межправительственным органом в системе Организации Объединенных Наций, отвечающим за содействие всеобщему уважению и защите всех прав человека по всему миру и за рассмотрение ситуаций, связанных с нарушением прав человека, а также подготовку соответствующих рекомендаций. В компетенцию Совета входит обсуждение всех тематических вопросов и ситуаций в области прав человека, которые требуют его внимания в течение всего года. Заседания Совета по правам человека проходят в Офисе ООН в Женеве.

Совет состоит из 47 государств-членов Организации Объединенных Наций, которые избираются Генеральной Ассамблеей ООН. Совет по правам человека сменил предшествующую ему Комиссию О​ОН по правам человека*.

История

Совет был создан на основании Резолюции 60/251 Генеральной Ассамблеи ООН 15 марта 2006 года. Его первая сессия состоялась с 19 по 30 июня 2006 года. Спустя год после своего первого заседания, Совет по правам человека принял Пакет решений для определения своей работы и установления процедур и механизмов.

Среди них: Универсальной периодический обзор, в рамках которого проводится оценка ситуаций в области прав человека в каждом из государств-членов ООН; Консультативный комитет, который является «мозговым центром» Совета, предоставляет ему экспертные заключения и проводит консультации по тематическим вопросам в области соблюдения прав человека; и Процедура подачи и рассмотрения жалоб, которая позволяет частным лицам и организациям довести до сведения Совета о нарушениях прав человека.

Совет по правам человека также работает со Специальными процедурами ООН, созданными бывшей Комиссией по правам человека и теперь принятыми Советом. Специальные процедуры состоят из специальных докладчиков, специальных представителей, независимых экспертов и рабочих групп, которые осуществляют мониторинг, проводят исследования, консультации и представляют открытые отчеты по тематическим вопросам, касающимся соблюдения прав человека в конкретных странах.

Обзор работы Совета

При создании Совета по правам человека в марте 2006 года Генеральная Ассамблея ООН приняла решение, что работа и функционирование Совета должны быть пересмотрены через пять лет его существования на уровне Генеральной Ассамблеи. Более подробная информация о работе Совета и результатах на 2011 год доступна здесь.

10-я годовщина Совета

В июне 2016 г. Совет отметил свою 10-ю годовщину, по случаю которой было проведено несколько мероприятий.

Меры по повышению эффективности работы Совета

С целью обеспечения и повышения эффективности работы Совета, в том числе путем устранения финансовых и временных ограничений, на своих организационных сессиях Совет одобрил заявления Председателя от 3 декабря 2018 г. и 6 декабря 2019 г., в которых предлагаются конкретные меры.

Работа Совета по правам человека в 2021 году

2021

Прошлый год стал одним из самых активных для Совета по правам человека. Под председательством посла Нажат Ш. Хан с Фиджи – первого Председателя, представляющего малое островное развивающееся государство в Тихоокеанском регионе, – Совет продолжил делать нововведения, разрушать границы и устанавливать новые правозащитные стандарты. И все это Совет делал в условиях пандемии COVID-19, которая продолжала разрушать огромное число жизней и источников доходов по всему миру.

Инновации

В одной из своих резолюций Совет впервые принял историческое решение признать право человека на чистую, здоровую и устойчивую окружающую среду.

Впервые за 15 лет своей деятельности Совет:

  • дал своим делегатам возможность голосовать удалено
  • привлек наибольшее когда-либо число высокопоставленных лиц, выступивших в рамках его сессий
  • поддержал участие 19 делегатов из наименее развитых стран и малых островных развивающихся государств за счет своего Целевого фонда помощи для обеспечения участия наименее развитых стран и малых островных развивающихся государств

В 2021 году Совет также впервые провел пять специальных сессий, что опять же демонстрирует его эффективность в реагировании на экстренные глобальные кризисы. Данные сессии касались ситуаций в следующих странах:

  • Мьянма
  • Оккупированная палестинская территория и Израиль
  • Афганистан
  • Судан
  • Эфиопия

Деятельность

В 2021 году Совет продлил действие 17 мандатов Специальных процедур и органов, ведущих расследования, и создал 7 новых мандатов:

  • проект по обеспечению подотчетности в Шри-Ланке
  • мониторинговая миссия в Беларуси
  • Комиссия по расследованию на оккупированной палестинской территории и в Израиле
  • Специальный докладчик по Афганистану
  • орган, занимающийся вопросами расовой справедливости и борющийся с системным расизмом в правоохранительных органах по всему миру
  • Специальный докладчик по вопросам изменения климата
  • орган по расследованию событий в Эфиопии

На протяжении всего года Совет дал возможность около 260 организациям гражданского общества выступить с более чем 900 заявлениями.

Рабочая группа Совета по Универсальному периодическому обзору провела три сессии, после которых была дана оценка ситуации с правами человека в 41 государстве. Совет также провел несколько тематических форумов, панельных дискуссий и семинаров в перерывах между регулярными и специальными сессиями.

Целевая группа по услугам Секретариата, доступности и использованию информационных технологий

Целевая группа по услугам Секретариата, доступности и использованию информационных технологий была учреждена в июле 2011 г. Она уполномочена исследовать вопросы, связанные с совершенствованием услуг секретариата, оказываемых для Совета и его механизмов, доступностью к работе Совета для инвалидов и возможностью использования информационных технологий.

В ходе 22-й сессии Совета в марте 2013 года были приняты дополнительные меры для повышения доступности Совета по правам человека для инвалидов, включая улучшенные указатели, ведущие в зал XX, и доступные туалеты, а также подъезд ко входу Pregny gate во Дворец Наций.

Ежегодная интерактивная дискуссия Совета по правам человека о правах инвалидов стала доступной благодаря введению английских субтитров и синхронного перевода посредством международного жестового языка. Кроме того, на каждой сессии стала доступна ещё одна дискуссия Совета по правам человека благодаря специально собранным или выделенным средствам. 

В 2014 году Целевая группа провела консультации с государствами, заинтересованными сторонами, а также сотрудниками ООН о существующих практиках по предоставлению “разумного приспособления” для инвалидов с целью обеспечения их участия в заседаниях по вопросам информационных и коммуникационных технологий, интернет-ресурсов и документов, а также доступа к помещениям. Результаты этой консультации были учтены в работе Целевой группы и использованы в тренинге/семинаре по повышению осведомленности для сотрудников ООН, вовлеченных в работу Совета по правам человека (рекомендация Целевой группы 30 e) в A/HRC/23/CRP.2). Резюме консультации доступно здесь*.

Выставки и специальные мероприятия

Государства и международные организации могут организовывать выставки и специальные мероприятия в здании ООН в Женеве (Швейцария). Если выставки совпадают с заседаниями Совета по правам человека, то их содержание необходимо согласовать заранее с Секретариатом Совета. Выставки должны соответствовать ценностям, целям и принципам ООН и не должны иметь коммерческой выгоды. Они должны представлять интерес скорее с точки зрения искусства и/или культуры, а не политики, в частности, они не должны быть посвящены вопросу, рассматриваемому Советом по правам человека; они не должны выделять и ссылаться на какое-либо другое государство без его согласия, а также в ней не должны сильно преобладать графические изображения. Вы можете ознакомиться с руководством Совета по правам человека касательно выставок здесь*

Всемирный конкурс модели суда по правам человека в честь Нельсона Манделы

Конкурс модели суда в честь Нельсона Манделы, соорганизатором которого выступает отдел по обеспечению работы Совета по правам человека, является единственным конкурсом модели суда для студентов со всего мира, посвященным правам человека.

Брошюры

Совет по правам человека*

 

Консультативный комитет СПЧ*

 

Процедруа жалоб СПЧ

 

** Эти неофициальные версии, легкие для чтения, предоставляются другими источниками или внешними организациями исключительно в информационных целях; они не представляют собой поддержку или одобрение со стороны ООН какого-либо текста или продукта, услуги или мнения организации или отдельного человека. ООН не несет никакой ответственности за точность, правомерность и содержание заявлений и мнений.

Члены-основатели — членство в ООН

Организация Объединенных Наций была создана на основании Устава Организации Объединенных Наций и Статута Международного Суда.

Хартия была подписана 26 июня 1945 г. представителями 50 стран; Польша подписала 15 октября 1945 года. В 1945 году был 51 член-основатель. Членами-основателями Организации Объединенных Наций являются страны, которые были приглашены для участия в конференции в Сан-Франциско 1945 года, на которой были приняты Устав ООН и Статут Международного Суда. Участие определялось подписанием или присоединением к Декларации Организации Объединенных Наций (1942) или утвержденных на Конференции.

В соответствии со статьей 110 Устав вступил в силу 24 октября 1945 года после ратификации пятью постоянными членами Совета Безопасности и большинством других стран. Впоследствии свои ратификационные грамоты сдали на хранение двадцать две страны. В приведенной ниже таблице отражена схема ратификации: сначала пять постоянных членов, затем другие страны, ратифицировавшие до 24 октября, а затем остальные страны.

С 1945 года некоторые члены-основатели изменили свои имена, другие были распущены, а их место заняли новые государства.

Первоначальное государство-член Дата подписания Депозит о ратификации Текущее имя/состояния-преемники
Китайская Республика 26 июня 1945 г. 28 сентября 1945 г. Китайская Народная Республика
Франция 26 июня 1945 г. 31 августа 1945 г.  
Союз Советских Социалистических Республик 26 июня 1945 г. 24 октября 1945 г. Российская Федерация
Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии 26 июня 1945 г. 20 октября 1945 г.  
Соединенные Штаты Америки 26 июня 1945 г. 8 авг. 1945  
Аргентина 26 июня 1945 г. 24 сентября 1945 г.  
Бразилия 26 июня 1945 г. 21 сентября 1945 г.  
Белорусская Советская Социалистическая Республика 26 июня 1945 г. 24 октября 1945 г. Беларусь
Чили 26 июня 1945 г. 11 19 окт.45  
Куба 26 июня 1945 г. 15 октября 1945 г.  
Чехословакия 26 июня 1945 г. 19 октября 1945 г. Чехия и Словакия
Дания 26 июня 1945 г. 9 октября 1945 г.  
Доминиканская Республика 26 июня 1945 г. 4 19 сентября45  
Египет 26 июня 1945 г. 22 октября 1945 г.  
Сальвадор 26 июня 1945 г. 26 сентября 1945 г.  
Гаити 26 июня 1945 г. 27 сентября 1945 г.  
Иран 26 июня 1945 г. 16 октября 1945 г.  
Ливан 26 июня 1945 г. 15 октября 1945 г.  
Люксембург 26 июня 1945 г. 17 октября 1945 г.  
Новая Зеландия 26 июня 1945 г. 19 сентября 1945 г.  
Никарагуа 26 июня 1945 г. 6 сентября 1945 г.  
Парагвай 26 июня 1945 г. 12 октября 1945 г.  
Содружество Филиппин 26 июня 1945 г. 11 октября 1945 г. Филиппины
Польша 15 октября 1945 г. 24 октября 1945 г.  
Саудовская Аравия 26 июня 1945 г. 18 октября 1945 г.  
Сирийская Арабская Республика 26 июня 1945 г. 19 октября 1945 г.  
Турция 26 июня 1945 г. 28 сентября 1945 г.  
Украинская Советская Социалистическая Республика 26 июня 1945 г. 24 октября 1945 г. Украина
Югославия 26 июня 1945 г. 19 октября 1945 г. Босния и Герцеговина, Хорватия, Черногория, Северная Македония, Сербия и Словения
Австралия 26 июня 1945 г. 1 ноября 1945 г.  
Бельгия 26 июня 1945 г. 27 декабря 1945 г.  
Боливия 26 июня 1945 г. 14 ноября 1945 г.  
Канада 26 июня 1945 г. 9 ноября 1945 г.  
Колумбия 26 июня 1945 г. 5 ноября 1945 г.  
Коста-Рика 26 июня 1945 г. 2 ноября 1945 г.  
Эквадор 26 июня 1945 г. 21 декабря 1945 г.  
Эфиопия 26 июня 1945 г. 13 ноября 1945 г.  
Греция 26 июня 1945 г. 25 октября 1945 г.  
Гватемала 26 июня 1945 г. 21 ноября 1945 г.  
Гондурас 26 июня 1945 г. 17 ноября 1945 г.  
Индия 26 июня 1945 г. 30 октября 1945 г.  
Ирак 26 июня 1945 г. 21 декабря 1945 г.  
Либерия 26 июня 1945 г. 2 ноября 1945 г.  
Мексика 26 июня 1945 г. 7 ноября 1945 г.  
Нидерланды 26 июня 1945 г. 10 декабря 1945 г.  
Норвегия 26 июня 1945 г. 27 ноября 1945 г.  
Панама 26 июня 1945 г. 13 ноября 1945 г.  
Перу 26 июня 1945 г. 31 октября 1945 г.  
Южно-Африканский Союз 26 июня 1945 г. 7 ноября 1945 г. Южная Африка
Уругвай 26 июня 1945 г. 18 декабря 1945 г.  
Венесуэла 26 июня 1945 г. 15 ноября 1945 г.  

Соединенные Штаты и основание Организации Объединенных Наций, август 1941 г.

          Толчок к созданию Организации Объединенных Наций в значительной степени связан с неспособностью ее предшественницы, Лиги Наций, предотвратить начало Второй мировой войны. Несмотря на оккупацию Германией ряда европейских государств и неспособность Лиги остановить другие серьезные международные нарушения в 1930-х годов, таких как вторжение Японии в Маньчжурию, многие международные лидеры оставались приверженными идеалам Лиги. Когда началась Вторая мировая война, президент Франклин Д. Рузвельт решил, что лидерство США необходимо для создания еще одной международной организации, нацеленной на сохранение мира, и его администрация занялась международной дипломатией для достижения этой цели. Он также работал над созданием внутренней поддержки концепции Организации Объединенных Наций. После смерти Рузвельта президент Гарри С. Трумэн также взял на себя важную задачу сохранения поддержки Организации Объединенных Наций и работал над сложными международными проблемами, особенно с Советским Союзом, чтобы сделать возможным создание новой организации. После почти четырех лет планирования международное сообщество наконец учредило Организацию Объединенных Наций весной 1945.   

 

Происхождение Организации Объединенных Наций

 

          Концепция создания глобальной организации государств-членов, посвященной сохранению международного мира посредством коллективной безопасности, приобрела популярность во время Первой мировой войны.  Кровопролитие Великой войны убедило президента Вудро Вильсона и ряд других американских и международных лидеров искать создание международного форума, на котором конфликты могли бы решаться мирным путем. 1919 Версальского договора, завершившего Первую мировую войну, переговоры по которому Вильсон заключил от имени Соединенных Штатов, содержал основу для Лиги Наций, предназначенной для поддержания мира и стабильности. Однако, несмотря на усилия Уилсона заручиться внутренней поддержкой политических лидеров и американской общественности, ему не удалось убедить Сенат Соединенных Штатов одобрить членство США в Лиге. Это произошло из-за сильных изоляционистских настроений и межпартийных конфликтов, отчасти из-за того, что он не включил каких-либо видных республиканцев в мирные переговоры. Противники Лиги критиковали его как угрозу суверенитету и безопасности Америки и наиболее резко возражали против статьи 10 Устава Лиги, которая обязывала государства-члены защищать территориальную целостность всех других государств-членов от внешней агрессии. Многие американские законодатели утверждали, что статья 10 может обязывать Соединенные Штаты принимать участие в войнах в защиту сомнительных, часто оспариваемых колониальных границ. Рассмотрев членство в Лиге с оговорками, Сенат в конечном итоге не позволил Соединенным Штатам присоединиться к Лиге. Отсутствие Соединенных Штатов ослабило Лигу, которой также мешали в ее усилиях по разрешению споров широкомасштабные экономические кризисы 19-го века. 30-х годов, его неспособность заставить государства выполнять его решения и его требование, чтобы многие решения, включая те, которые связаны с реакцией на агрессию, принимались единогласно. Тот факт, что государствам-членам, участвующим в споре, было предоставлено место в Совете Лиги, что позволило им предотвратить единогласные действия, означал, что Лига в конечном итоге прибегла к изгнанию государств-агрессоров, таких как Япония и Италия, без особого эффекта.

 

Предложение концепции Организации Объединенных Наций

 

          Президент Рузвельт признал присущие Лиге Наций слабости, но, столкнувшись с реальностью новой мировой войны, также увидел ценность планирования создания международной организации для поддержания мира в эпоху после Второй мировой войны. Он чувствовал, что на этот раз Соединенным Штатам необходимо сыграть ведущую роль как в создании организации, так и в самой организации. Более того, в отличие от Лиги, новой организации требовались полномочия для обеспечения выполнения ключевых решений. Первая военная встреча между премьер-министром Великобритании Уинстоном Черчиллем и президентом Рузвельтом, Атлантическая конференция, состоявшаяся у побережья Ньюфаундленда 19 августа.41, произошло до того, как Соединенные Штаты официально вступили в войну в качестве комбатанта. Несмотря на свою официальную позицию нейтралитета, Соединенные Штаты присоединились к Великобритании в принятии совместной декларации, которая стала известна как Атлантическая хартия. В этом заявлении изложено видение послевоенного порядка, частично поддерживаемого эффективной международной организацией, которая заменит борющуюся Лигу Наций. Во время этой встречи Рузвельт в частном порядке предложил Черчиллю название будущей организации: ООН.

 

          Правительства Соединенных Штатов, Советского Союза, Соединенного Королевства и Китая формализовали предложения по Атлантической хартии в январе 1942 года, вскоре после вступления Соединенных Штатов в войну. В Декларации Организации Объединенных Наций эти основные союзные страны вместе с 22 другими государствами согласились работать вместе против держав оси (Германия, Япония и Италия) и в принципе обязались создать Организацию Объединенных Наций после войны. .

 

            Узнав о том, что Вудро Вильсону не удалось заручиться поддержкой Лиги Наций в Конгрессе, администрация Рузвельта стремилась привлечь широкий круг представителей администрации и выборных должностных лиц к своим усилиям по созданию предполагаемой Организации Объединенных Наций. Государственный департамент сыграл значительную роль в этом процессе и создал специальный подкомитет по международным организациям в Консультативном комитете по послевоенному планированию для консультирования Конгресса. Подкомитет рассмотрел прошлые усилия по международному сотрудничеству, и к 19 марта43 подготовили официальное предложение о создании новой, более эффективной международной организации. Государственный секретарь Корделл Халл передал это предложение членам Конгресса, чтобы заручиться двухпартийной поддержкой предложенной послевоенной организации. Консультации между Конгрессом и Государственным департаментом продолжались до лета 1943 года, и к августу был подготовлен проект Устава Организации Объединенных Наций. Конгресс неоднократно принимал резолюции, заявляя о своей поддержке создания международной организации и членства Соединенных Штатов в этой организации.

 

          Крупнейшие союзные державы — Соединенные Штаты, Советский Союз, Соединенное Королевство и Китай — подтвердили свою приверженность созданию международной организации в Московской декларации от 30 октября 1943 г. и более конкретном международном планировании структуры началась новая организация. Представители этих четырех стран встретились в Думбартон-Оукс в Вашингтоне, округ Колумбия, с 21 августа по 7 октября 1944 года, и четыре союзные державы опубликовали заявление о предложениях по созданию Всеобщей международной организации, в значительной степени основанное на проекте хартии, сформулированном Подкомитет Госдепартамента по международным организациям в консультации с Конгрессом США.

 

           Государственный департамент провел кампанию по связям с общественностью, чтобы заручиться поддержкой Организации Объединенных Наций. В рамках этих усилий Департамент напечатал более 200 000 экземпляров предложения Думбартон-Оукс и информативного восьмистраничного справочника по проекту Устава Организации Объединенных Наций. Департамент сотрудничал с заинтересованными группами, чтобы информировать общественность об Организации Объединенных Наций, и даже разослал должностных лиц по стране, чтобы они ответили на вопросы о предлагаемой организации. К концу работы Государственный департамент координировал почти 500 таких встреч.

 

Создание Организации Объединенных Наций

 

          Основная структура предлагаемой Организации Объединенных Наций основывалась на видении президента Рузвельта о том, что Соединенные Штаты, Советский Союз, Соединенное Королевство и Китай будут играть ведущую роль в послевоенной международной системе. Именно эти четыре государства, с добавлением Франции, займут постоянные места в постоянно меняющемся членстве в Совете Безопасности Организации Объединенных Наций. На англо-американской мальтийской конференции в начале 19 в.45, обе стороны предложили, чтобы постоянные члены Совета Безопасности имели право вето. Сразу после этого на Ялтинской конференции Соединенные Штаты, Советский Союз и Великобритания договорились о праве вето для постоянных членов Совета Безопасности. Это принципиально важное решение по существу требовало единогласия между пятью постоянными членами в отношении неотложных международных решений, касающихся международной безопасности и применения силы, которые должны были быть вынесены на рассмотрение Совета Безопасности.

 

          Черчилль и Рузвельт также сделали важную уступку советскому лидеру Иосифу Сталину и потребовали, чтобы Украинская Советская Социалистическая Республика и Белорусская Советская Социалистическая Республика заняли места в Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций, таким образом увеличив количество мест Советского Союза в этом органе до трех. Первоначально Сталин запросил места для всех шестнадцати Советских Социалистических Республик, но в Ялте эта просьба была отклонена, и компромисс состоял в том, чтобы допустить Украину и Белоруссию в Организацию Объединенных Наций. Первоначально Соединенные Штаты ответили на предложение Сталина просьбой допустить все пятьдесят американских штатов в Организацию Объединенных Наций, предложение, которое побудило Сталина согласиться на компромисс. В Ялте Соединенные Штаты, Советский Союз и Великобритания также подготовили приглашения на конференцию, которая начнется 19 апреля.45 в Сан-Франциско, что официально учреждает Организацию Объединенных Наций.

 

           После смерти Рузвельта 12 апреля 1945 года, за несколько дней до запланированной конференции в Сан-Франциско, вице-президент Гарри С. Трумэн принес присягу и немедленно объявил, что конференция должна проходить в соответствии с планом. Тронутый смертью Рузвельта, Сталин, который первоначально планировал направить посла Андрея Громыко в качестве советского представителя на конференцию в Сан-Франциско, объявил, что он также направит министра иностранных дел Вячеслава Молотова. Эта новость воодушевила американских официальных лиц, которые были обеспокоены сохранением интереса Советского Союза и его участия в Организации Объединенных Наций после ряда разногласий по поводу степени советского влияния в Восточной Европе и судьбы Германии в послевоенный период. Вскоре после этого в обращении к Конгрессу Трумэн призвал американцев, независимо от партии, расы, вероисповедания или цвета кожи, поддержать наши усилия по созданию сильной и прочной Организации Объединенных Наций.

 

          Конференция в Сан-Франциско, официально известная как Конференция Организации Объединенных Наций по международным организациям, открылась 25 апреля 1945 года, на ней присутствовали делегации пятидесяти стран. В состав делегации США в Сан-Франциско входили госсекретарь Эдвард Р. Стеттиниус-младший, бывший госсекретарь Корделл Халл и сенаторы Том Конналли (штат Техас) и Артур Ванденберг (штат Мичиган), а также другие представители Конгресса и общественности. представителей. Среди наиболее спорных вопросов на конференции в Сан-Франциско было местонахождение некоторых стран, в частности Аргентины, Украинской и Белорусской Советских Социалистических Республик и Польши. Голосование за место Аргентины было особенно спорным, потому что Советский Союз категорически выступал против членства Аргентины, утверждая, что Аргентина поддерживала Оси во время войны. Однако другие латиноамериканские государства отказались поддержать кандидатуры Украины и Белоруссии в случае блокировки Аргентины. Соединенные Штаты поддерживали членство Аргентины, но также защищали места Украины и Белоруссии, чтобы сохранить участие Советского Союза в Организации Объединенных Наций. Состав польского правительства был постоянным источником напряженности между союзниками во время войны, и поэтому польская делегация не заседала до окончания конференции.

 

          В Сан-Франциско делегаты просматривали и часто переписывали текст, согласованный в Думбартон-Оукс. Делегации обсудили роль региональных организаций под эгидой Организации Объединенных Наций и изложили полномочия канцелярии Генерального секретаря, в том числе право передавать конфликты на рассмотрение Совета Безопасности. Участники конференции также рассматривали предложение об обязательной юрисдикции Всемирного суда, но Стеттиниус признал, что такой результат может поставить под угрозу ратификацию Сенатом. Затем делегаты согласились, что каждое государство должно принять собственное решение о членстве во Всемирном суде. Конференция одобрила создание Экономического и Социального Совета и Совета по Опеке для оказания помощи в процессе деколонизации и согласилась с тем, что эти советы будут иметь чередующееся географическое представительство. Устав Организации Объединенных Наций также предоставил Организации Объединенных Наций более широкую юрисдикцию в отношении вопросов, которые в основном относились к внутренней юрисдикции государств, таких как права человека, чем Лига Наций, и расширил ее сферу действия по экономическим и технологическим вопросам.

 

          Определение степени права вето постоянных членов Совета Безопасности оказалось более серьезным потенциальным препятствием для согласования устава Организации Объединенных Наций. Советский Союз выступал за широкое использование права вето, рассматривая его как возможный инструмент сдерживания обсуждения конфликтов с участием постоянного члена. Такая интерпретация обеспокоила более мелкие государства, которые уже колебались в отношении постоянного права вето. Чтобы получить согласие СССР на изменение такого расширительного толкования вето, Трумэн приказал Гарри Хопкинсу, у которого во время войны было много дискуссий со Сталиным, поехать в Москву и провести переговоры с советским лидером по этому вопросу. После двусторонних советско-американских переговоров в Москве Советский Союз в конце концов согласился на менее широкое право вето. Хотя постоянные члены сохраняли за собой право вето в отношении непроцедурных вопросов, Совету Безопасности не требовалось бы единогласия для принятия решения, и он имел бы право принимать решения, обязательные для исполнения государствами-членами.

 

          После решения наиболее нерешенных вопросов конференция в Сан-Франциско закрылась 26 июня 1945 года. В знак поддержки Трумэн присутствовал на заключительном заседании, посвященном подписанию Устава Организации Объединенных Наций, и поздравил делегатов с созданием прочной структуры на что мы можем построить лучший мир. Однако Трумэну все еще нужно было добиться ратификации Хартии Сенатом. И он, и Стеттиниус призвали Сенат дать совет и дать согласие на ратификацию; Трумэн сказал: «Я хочу, чтобы Соединенные Штаты сделали это первыми». В подтверждение неустанных усилий в военное время по укреплению поддержки Организации Объединенных Наций Устав был одобрен в Сенате 28 июля 19 года.45, 89 голосами против 2 при 5 воздержавшихся. (Ратификация США последовала за ратификацией Никарагуа и Сальвадора.) Организация Объединенных Наций официально возникла 24 октября 1945 года, после Соединенных Штатов, Советского Союза, Соединенного Королевства, Китая и Франции, а также большинства другие подписавшие стороны ратифицировали Устав Организации Объединенных Наций.

 

Ранние вызовы и будущие изменения

 

          На первом заседании 14 февраля 19 года46 декабря Генеральная Ассамблея ООН проголосовала за создание постоянной штаб-квартиры в Нью-Йорке. В мире, выходящем из разрушительного конфликта Второй мировой войны, Организация Объединенных Наций, казалось, олицетворяла надежду на то, что такое опустошение больше не повторится. Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей в 1948 году, стала символом этого оптимизма и идеализма. Однако первое настоящее испытание способности Организации Объединенных Наций предотвратить широкомасштабный международный конфликт произошло в июне 1950 года, когда Северная Корея вторглась в Южную Корею. В ответ Совет Безопасности ООН инициировал военные санкции против Северной Кореи, что стало возможным благодаря отсутствию советского представителя, который ушел в знак протеста против отказа Совета принять представителей коммунистического Китая. Это позволило Совету Безопасности помочь Южной Корее отразить нападение и сохранить свою территориальную целостность.

 

          Среди других вопросов, поставленных перед Организацией Объединенных Наций в первые годы ее существования, были греческий и турецкий спор по поводу Кипра и кубинский ракетный кризис. Однако по мере ухудшения отношений между Востоком и Западом в эпоху холодной войны принятое в Ялте решение предоставить всем постоянным членам Совета Безопасности право вето часто ставило Совет Безопасности в тупик. Это повысило авторитет Генеральной Ассамблеи, где ни одно государство не имело права вето. Поскольку вопросы, касающиеся международной безопасности, оставались в тупике в Совете Безопасности во время холодной войны, все более активная Генеральная Ассамблея расширила сферу деятельности Организации Объединенных Наций, включив, среди прочего, экономическое развитие, помощь голодающим, права женщин и защиту окружающей среды.

 

          С окончанием холодной войны Организация Объединенных Наций взяла на себя все большую ответственность за обеспечение безопасности, провела переговоры по мирному урегулированию конфликтов и развернула миротворческие силы по всему миру. В знак признания значительного вклада организации ООН и Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан были удостоены Нобелевской премии мира 2001 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *