Русско-византийская война 907 года | это… Что такое Русско-византийская война 907 года?
Русско-византийская война 907 года — легендарный победоносный поход древнерусского князя Олега на Константинополь.
Поход подробно описан в «Повести временных лет» (нач. XII века) и завершился подписанием мирного договора в 907 году. Широко известен в русском обществе по фразе: «Вещий Олег прибил свой щит на вратах Царьграда». Однако данный набег не упомянут ни в одном византийском или ином источнике, кроме древнерусских летописей. В 911 году был заключён новый русско-византийский договор, достоверность которого под сомнение не ставится.
Содержание
|
Положение Византии
В начале X века в Византии правил император Лев VI Философ, вступивший в конфликт с церковными иерархами из-за 4-го брака. Основным врагом Византии в этот период времени были сарацины, наступавшие в Малой Азии на византийские владения и совершавшие морские набеги с юга. Самым известным набегом стал захват пиратом Львом Триполийским в июле 904 года греческого города Фессалоники. Византийский флот под командованием друнгария Имерия не смог помешать сарацинской флотилии, состоявшей всего из 54 кораблей.
Воспользовавшись слабостью империи, в том же 904 году болгарский царь Симеон I отнял часть земель у Византии, которая откупилась ежегодной данью, исправно выплачивая её до 913 года. В Европе в начале X века появилась новая сила, венгры, которые осели в Паннонии, разгромив славянское государство Великую Моравию. В скором времени европейские хроники заполнятся сообщениями о набегах венгров на соседние страны, но в начале 900-х они представляли угрозу прежде всего Болгарскому царству, и византийская дипломатия пыталась натравить их на Симеона I.
Хотя после набега на Константинополь в 860 году византийские источники не отмечают каких-либо конфликтов с русами, есть косвенные свидетельства о том, что набеги продолжались и позже. Так в своём военном наставлении (написано около 905 года) в главе о морских сражениях император Лев VI заметил, что враждебный народ, «так называемые северные скифы» (именование русов в византийской традиции), используют небольшие быстрые корабли, поскольку они не могут иначе выйти из рек в Черное море.
Из событий, близких по времени к 907 году, византийские хроники отмечают победу своего флота над сарацинским в октябре 906 года.[1] В 907 и следующих годах больших сражений или войн около Константинополя не отмечено. Следующее сражение произошло в октябре 911 года возле Крита, в котором византийский флот потерпел поражение от сарацин. За византийцев сражались 700 русов.[2] Летом 913 года болгарский царь Симеон I совершил победоносный поход под стены Константинополя, завершившийся выгодным для болгар мирным договором.
Поход Олега по «Повести временных лет»
«Повесть временных лет», самая ранняя из сохранившихся древнерусских летописей (нач. XII века), начинает рассказ о походе на Царьград с перечисления славянских и финно-угорских народов и племён, которых Олег привлёк к походу:
«В год 6415 (907). Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и словен, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки «Великая Скифь». И с этими всеми пошел Олег на конях и в кораблях; и было кораблей числом 2000. И пришел к Царьграду: греки же замкнули Суд, а город затворили. И вышел Олег на берег, и начал воевать, и много убийств сотворил в окрестностях города грекам, и разбили множество палат, и церкви пожгли. А тех, кого захватили в плен, одних иссекли, других замучили, иных же застрелили, а некоторых побросали в море, и много другого зла сделали русские грекам, как обычно делают враги.»
Согласно летописи, часть войска двигалось по берегу на конях, другая по морю на 2 тысячах кораблях, каждый из которых вмещал по 40 человек. Однако текст Новгородской летописи младшего извода[3], который по предположению историка Шахматова содержит в изначальном виде часть самой ранней несохранившейся летописи (Начальный свод), не говорит о 2 тысячах кораблей, но о 100 или 200 кораблей («И заповЂда Олегъ дань даяти на 100, 200 корабль. ..»). Историки избегают трактовки неясной фразы начального летописца XI века, но из неё легко выводится цифра в 2000 кораблей более поздним автором «Повести временных лет» (ПВЛ). В остальном автор ПВЛ следует рассказу Начального свода с более точным указанием дат. Круглая цифра в 200 кораблей могла быть взята из рассказа о более раннем набеге руси на Царьград в 860 году.
Затем в описании похода начинаются легенды. Олег поставил свои корабли на колёса и при попутном ветре двинулся по полю к Константинополю.
Помимо разовых выплат, на Византию была наложена постоянная дань и заключён договор (договор 907 года), регулирующий пребывание и торговлю русских купцов в Византии. После взаимных клятв Олег повесил в знак победы щит на воротах Царьграда, затем приказал грекам сшить паруса: для руси из паволок (златотканый шёлк), славянам из коприны (простой шёлк). Согласно летописи, по возвращении в Киев с богатой добычей народ прозвал Олега Вещим.
Некоторая аналогия с парусами из драгоценных тканей прослеживается в скандинавской саге о будущем норвежском короле Олафе Трюггвасоне, записанной монахом Оддом в конце XII века. Олаф служил у князя Владимира в 980-х годах и совершил поход в Византию, согласно саге для крещения. Один из его военных набегов описывается так: «Говорят, после одной великой победы повернул он домой в Гарды [Русь]; они плыли тогда с такой большой пышностью и великолепием, что у них были паруса на их кораблях из драгоценных материй, и такими же были и их шатры.»[5]
Если древнерусский летописец рассказывает о походе руси на Царьград в 860 году исключительно по византийским источникам (хроника Амартола), то рассказ о походе 907 года основан только на местных устных преданиях, некоторые мотивы из которых находят отражение в скандинавских сагах.
Договор 907 года
Согласно ПВЛ после победы Олег заключил в Константинополе мир на очень выгодных условиях. Приходящие в город русские фактически находились на содержании византийских властей и не платили пошлин. Договор пересказан на словах, формально-процессуальное содержание опущено.
В сентябре 911 года (по ПВЛ в 912 году из-за начала нового года с 1 марта) был заключен новый договор, список с которого полностью приводится в летописи. Содержание договора 907 года никак не пересекается с договором 911 года, за исключением имён послов, но почти буквально воспроизводит фрагмент из русско-византийского договора 944 года. Таблица ниже передаёт текст договора 907 года в соответствии с фрагментами из более поздних русско-византийских договоров.
Договор 907 года | Договоры 911, 944, 971 года |
---|---|
Участники: Карл, Фарлаф, Вермуд, Рулав и Стемид («посла к ним в град карла фарлоф. вельмуда. и стемид») | Договор 911 года Участники: Карл, Фарлаф, Веремуд, Рулав, Стемид и ещё 10 имён. «Мы от рода русскаго. карлы. инегелдъ фарлофъ. веремудъ. рулавъ. гоуды | роуалдъ. карнъ. фрелавъ. руалъ. актеву. труанъ. ли|доул фостъ. стемид. иже послани от олга великого князя роуска и от всех иж соут под роукою ег светлых и великих князь. и ег великих бояръ.» |
Когда приходят русские, пусть берут содержание для послов, сколько хотят; а если придут купцы, пусть берут месячное на 6 месяцев: хлеб, вино, мясо, рыбу и плоды. И пусть устраивают им баню — сколько захотят […] и торгуют, сколько им нужно, не уплачивая никаких сборов… | нет соответствия в договорах |
Когда же русские отправятся домой, пусть берут у царя на дорогу еду, якоря, канаты, паруса и что им нужно […] Если русские явятся не для торговли, то пусть не берут месячное; пусть запретит русский князь указом своим приходящим сюда русским творить бесчинства в селах и в стране нашей. Приходящие сюда русские пусть живут у церкви святого Мамонта, и пришлют к ним от нашего царства, и перепишут имена их, тогда возьмут полагающееся им месячное, — сперва те, кто пришли из Киева, затем из Чернигова, и из Переяславля, и из других городов. И пусть входят в город только через одни ворота в сопровождении царского мужа, без оружия, по 50 человек… | Договор 944 года И те русские, которые отправляются отсюда, пусть берут от нас все необходимое: пищу на дорогу и что необходимо ладьям […] Если же русские придут не для торговли, то пусть не берут месячины. Пусть накажет князь своим послам и приходящим сюда русским, чтобы не творили бесчинств в селах и в стране нашей. И, когда придут, пусть живут у церкви святого Мамонта, и тогда пошлем мы, цари, чтобы переписали имена ваши, и пусть возьмут месячину — послы посольскую, а купцы месячину, сперва те, кто от города Киева, затем из Чернигова, и из Переяславля, и из прочих городов. Да входят они в город через одни только ворота в сопровождении царева мужа без оружия, человек по 50. .. |
Олега с мужами его водили присягать по закону русскому, и клялись те своим оружием и Перуном, своим богом, и Волосом, богом скота, и утвердили мир. | Договор 971 года … пусть […] будем прокляты от бога, в которого веруем, — в Перуна и в Волоса, бога скота, и да будем желты, как золото, и своим оружием посечены будем. |
Сведения о походе Олега из других источников
Новгородская Первая летопись младшего извода излагает события иначе, называя два похода на Византию Игоря со своим воеводой Олегом, датируя их 920 и 922 годами:
И бысть у него воевода, именемъ Олегъ, муж мудръ и храборъ… В лѣто 6430 [922]. Иде Олегъ на Грѣкы и прииде къ Цесарюграду; и Греци замкоша Съсуд, а град затвориша.
При этом поход 920 года по описанию воспроизводит хорошо задокументированный поход князя Игоря в 941 году.
В византийской хронике Псевдо-Симеона (последняя треть X века) рассказывается о росах (руси):
«Росы, или еще дромиты, получили своё имя от некоего могущественного Роса, после того как им удалось избежать последствий того, что предсказывали о них оракулы, благодаря какому-то предостережению или божественному озарению того, кто господствовал над ними.
Дромитами они назывались потому, что могли быстро двигаться.»[6]
В этом фрагменте некоторые исследователи готовы видеть элементы, схожие с предсказанием волхвами грядущей смерти Олегу, а в самом Росе — Вещего Олега. В популярной литературе широко цитируются построения В.Д. Николаева[7] о набеге росов-дромитов на Византию в 904 году. Росы, согласно Николаеву (Псевдо-Симеон не упоминает об этом), были разбиты у мыса Трикефал византийским адмиралом Иоанном Радином, и только часть их спаслась от «греческого огня» благодаря озарению их предводителя .
А.Г. Кузьмин[8], исследуя текст «Повести временных лет» о князе Олеге, предположил, что летописец использовал греческие или болгарские источники о походе Олега. Летописец приводит слова византийцев: «Это не Олег, но святой Дмитрий, посланный на нас Богом». Эти слова могут указывать на события 904 года, когда Константинополь не оказал помощи городу Фессалоники, покровителем которого считался Дмитрий Солунский, в результате чего жители города подверглись резне и только часть их удалось выкупить из рук пиратов-арабов.
Интерпретации
Поход на Царьград Вещего Олега. Рисунки XV века в Радзивилловской летописи.
Поход известен исключительно по русским источникам, византийские хранят по поводу него молчание. Лишь в «Истории» Льва Диакона есть свидетельство реальности не столько похода, сколько мирного договора: Иоанн Цимисхий во время переговоров со Святославом напоминает ему, как князь Игорь, «презрев клятвенный договор», напал на византийскую столицу. Здесь по мнению М. Я. Сюзюмова и С. А. Иванова[9], а также А. А. Васильева[10] имеется в виду договор Олега 911 года, заключённый после похода 907 года и известный по Повести временных лет.
Г. Г. Литаврин нашёл договор таким, что он «без военного давления со стороны Руси был абсолютно невозможен»[11]. При заключении империей договора с другой страной, составлялся основной экземпляр договорной грамоты от имени императора, затем такой же на греческом языке, но от имени правителя другой страны, и уже эта грамота переводилась на язык народа, с которым договаривались. Известный лингвист, академик С.П. Обнорский заключил, что текст договора 911 года именно переводной, пестрит грецизмами и нарушениями требований русского синтаксиса[12][13].
Таким образом, тексты договоров, включённые в Повесть временных лет, свидетельствуют о том, что поход не был полным вымыслом. Молчание византийских источников некоторые историки склонны объяснять неверной датировкой войны в Повести. Были попытки связать её с набегом «русов-дромитов» в 904, в то время, когда Византия сражалась с пиратом Львом Триполийским. Наиболее вероятная гипотеза была выдвинута Б. А. Рыбаковым и Л. Н. Гумилёвым: описание похода 907 года в Повести на самом деле относится к войне 860 года, место которой заняло сообщение о неудачном рейде Аскольда и Дира 866 года, навеянное византийскими легендами о чудесном избавлении христиан от враждебных язычников.
Это тем вероятнее, что Русь с начала X века выступает в греческих текстах как союзник Византии. Патриарх Николай Мистик (901—906 и 912—925) угрожает Болгарии русским вторжением, 700 русских наёмников принимали участие в неудачной византийской экспедиции на Крит в 911.
В своей работе, посвященной походу Вещего Олега на Царьград, визаентиевед А.А. Васильев пришел к выводу, что набег Олега не был вымыслом древнерусского летописца, который в традициях скандинавских героических саг превратил обычный грабительский рейд на византийские владения в эпохальное событие.[14]
Датировка похода
Помимо вопроса о том, имел ли место поход Олега, описанный в «Повести временных лет», существует проблема датировки такого похода.
Дата 907 года в «Повести временных лет» условна и возникла в результате сложных расчётов летописцев при сопряжении абсолютной и относительной хронологии источников, имевших даты указанные в различных эрах. Изначально рассказ о княжении Олега не имел датировки, поэтому позже рассказ был разделен на части, которые тяготели к датам начала и конца правления Олега.
По мнению А.Г. Кузьмина изначально информация конца правления Олега датировалась в «Повести временных лет» 6415 (907) годом, но при сличении с датой договора 911 года, датировка была изменена, поэтому появилось две летописных статьи в которых говорилось о походе, заключении договора и смерти Олега. Так в летописи появилось два договора (текст и его «пересказ»). Таким образом, события, описанные в статьях 907 и 912 годов, изначально никак не датировались, но были связаны, как, например, в тексте «Иоакимовской летописи», в которой нет абсолютной датировки и сведений о смерти князя: «После того Олег обладал всей страной той, многие народы себе покорил, ходил воевать на греков морем и принудил тех мир купить, возвратился с честию великою и богатствами многими».
По косвенным данным поход датируется 904-909 гг. Нижняя дата, 904 год, определяется известиями о союзных росах-дромитах и нападению арабов на Фессалоники. Верхняя дата, 909-910 гг., определяется по известию о разведывательном походе русов в Каспийское море, за которым последовал поход 913 года. Русы, совершившие этот поход, не могли пройти через Чёрное и Азовское моря в Дон без союзнических отношений с Византией. Союз Руси и Византии к 909-910 году подтверждается данными Константина Багрянородного (сер. X в.) об участии русских вспомогательных судов в критской экспедиции 910 года.
Вместе с тем в «Повести временных лет» имеется и относительная датировка похода. В тексте сказано, что предсказание волхвов о смерти Олега сбылось на пятое лето после его похода на Константинополь. «Смерть» Олега можно датировать временем не позже июля 912 года (принесение жертв, упомянутое В.Н. Татищевым, при появлении кометы Галлея), или осени этого года, указанной в летописи (время полюдья). Поход 913 года поставил точку на карьере Олега (он погиб или ушёл на север). Следовательно, поход на Византию приходится на 907-908 гг., и летописец не ошибся в расчётах. Верность указанной в легенде относительной даты подтверждается другим местом «Повести» — под 1071 год сказано, что в Киеве объявился волхв: «…Он рассказывал людям, что на пятый год Днепр потечет вспять и что земли начнут перемещаться» Видимо, пятилетний срок пророчества был обычным для волхвов.
Датировку похода подтверждает и динамика византийско-болгарских отношений. В 904 году болгарский царь Симеон I совершил поход на разграбленные арабами Фессалоники, пытаясь расширить свои владения. В 910-911 годах он собирается начать войну с Византией, но начнет её лишь в 913 году. В качестве одного из сдерживающих факторов по отношению к болгарам византийцы использовали флот русов.
Примечания
- ↑ Васильев А.А. «Византия и арабы». т. 2, с. 156
- ↑ Константин Багрянородный, «О церемониях»: В списке экспедиции на Крит среди 47 тысяч воинов отмечены 700 русов.
- ↑ Новгородская 1-я летопись младшего извода по Толстовскому списку
- ↑ Некоторые параллели с походом Вещего Олега в 907 году присутствуют в датских легендах, записанных Саксоном Грамматиком в XII веке: Легендарный викинг середины IX века Рагнар Лодброк в сражении против жителей Геллеспонта поставил бронзовых коней (бронзовый конь являлся поэтическим образом корабля викингов) на колеса и направил их на врагов.
- ↑ Олав Трюггвасон: Джаксон Т. Четыре норвежских конунга на Руси: из истории русско-норвежских политических отношений последней трети X – первой половины XI в. – М.: Языки русской культуры, 2002.
- ↑ Ps.-Sym. 707. 3-6. : Псевдо-Симеон дал буквальный перевод с греческого слова дромос, то есть бег.
- ↑ Николаев В.Д. Свидетельство хроники Псевдо-Симеона о руси-дромитах и поход Олега на Константинополь в 907 г. // Византийский временник. — 1981. — Т. 42. — С. 147-153.
- ↑ А.Г.Кузьмин, Начальные этапы древнерусского летописания
- ↑ Лев Диакон История — Наука, М.: 1988, в серии памятники исторической мысли. Книга 6 в переводе М. М. Копыленко, комментарии М. Я. Сюзюмова, С. А. Иванова, см. комментарии 64 и 66.
- ↑ Васильев А. А. История Византийской империи: Византийская империя и Русь
- ↑ Литаврин Г. Г. Византия, Болгария, Древняя Русь (IX – начало XII в.). — СПб., 2000. С. 64.
- ↑ Обнорский С. П. Язык договоров русских с греками // Язык и мышление. 1936, VI-VII. С. 102.
- ↑ Лихачев Д. С. Великое наследие. Классические произведения литературы Древней Руси
- ↑ A. A. Vasiliev, The second Russian attack on Constantinople, 1951
Ссылки
- Повесть временных лет в переводе Д. С. Лихачева (см. 907-912 годы).
- Текстологический анализ сообщения летописи о походе на Царьград на сайте www.textology.ru.
Поход князя олега на константинополь причины и итоги похода
О походе князя Олега на Константинополь нам поведала старинная летопись “Повести временных лет”. Будучи опекуном малолетнего сына Рюрика, он повел себя как истинный князь. Как мудрого и талантливого руководителя древнерусского государства, его волновал вопрос процветания княжества, которое было немыслимо без развития торговли. Но как торговать, если все дороги затворены.
Причины похода
Он собрал войско, в состав которого входили:
- варяги,
- славяне,
- чуди,
- кривичи,
- меря,
- поляне,
- древляне,
- радимичи,
- многие другие.
Овладев Киевом, он перенес сюда столицу древнерусского княжества. Ему импонировало место расположения, так как город стоял на пути “из варяг в греки”. Князю приписывают легендарные слова: “Се будет мать городам русским”.
Русы, которых на западе называли норманнами, варягов называли руссами, а Олег был одним из них, создавали обширные поселения вблизи границ Киевской Руси. Они не были прочными государственными образованиями, хотя предприимчивые конунги превращали их в собственные владения. Обогатившись за счет дани, они возвращались в Скандинавию. В Киеве князь был ими окружен.
Олег был не первым, кто отважился совершить военный поход на Царьград. Причины предполагаются следующие:
- Будучи по своей природе варягом, он дал воинам возможность получить богатую добычу. Для них это был единственный источник дохода. Только так они могли обеспечить себя продовольствием;
- Константинополь был воротами, через которые суда попадали из Черного моря в Средиземное. Через них открывался весь мир. Только силовой акцией можно было заставить богатую империю заключить мир на условиях, продиктованных руссами.
В договоре Олега с Византией перечисляются лица, сопровождавшие его в том легендарном походе, от светлого великого князя до сопровождавших светлых и великих бояр. Их имена указывают на скандинавское происхождение: Карл, Фарлоф, Инегельф, Веремуд. Византийцы подметили, что между норманнскими викингами, собранными Олегом под свою руку, существует равенство.
Константинополь накануне вторжения
В начале 10-го века Византией правил император Лев VI Мудрый. Государство переживало нелегкие времена:
- на восточных границах шла война с Багдадским халифатом;
- прибрежные города атаковались арабскими пиратами;
- на западе – неудачная война с Болгарией. Византия не только потеряла часть территорий, но и платила дань болгарским правителям;
- внутри государства император конфликтовал с церковью.
Все это ослабляло государство и делало его уязвимым.
Поход на Византию
Первая война с Византией приходится на 907 год. К походу Олег приготовил 2 тыс. ладей, в каждую из которых помещалось 40 воинов. Пешком и на конях по суше, по морю на кораблях они добрались до Черного моря, далее вдоль побережья до стен Константинополя. К тому времени по приказу Льва VI ворота города закрыли, вход в гавань перекрыли цепями. Этот способ не раз выручал их от нападок соседних племен. Русичи тем временем разоряли окружавшие столицу селения.
Поняв, что в город сходу не зайти, Олег приказал к ладьям прикрепить колеса и двинуться по суше. Благо, дул попутный ветер. Увидев, как по суше движется неприятельская армада, словно по морю, греки ужаснулись и отправили навстречу Олегу переговорщиков, предложивших откуп.
Византийцы издавна славились коварством. Послы прибыли с отравленным вином и пищей. Отравить киевского князя не удалось, не таким уж наивным он оказался. Посланники изумились, когда он опрокинул сосуды с вином, и оно вылилось на землю. За этот поступок в летописях Олега часто именуют вещим (мудрым).
Итоги похода
Результатом переговоров стало заключение мира Олега с цесарями, соглашение на уплату дани. За каждую уключину Олег потребовал 12 гривен на каждого воина, а было их 80 тыс. человек. Византия обязалась платить ежегодную дань. Полученное вознаграждение позволило оснастить корабли новыми шелковыми парусами. Для богатой империи это мало, что значило, для русичей составляло огромное богатство.
Отдельно вытребована дань для русских городов:
- Киев,
- Переславль,
- Полоцк,
- Ростов,
- Любеч,
- другие.
Они присягнули друг другу. Одна сторона целовала крест по христианскому обычаю, Олег с соратниками клялись оружием и своими богами – Перуном и Волосом (скотий бог). В довершение ко всему к воротам Царьграда Олег прибил свой щит.
Прибитый в знак мира щит не был диковинкой. Так делали многие победители в норманнских войнах. Сам факт является свидетельством того, что описанные события происходили в действительности, так как упоминаются в разных источниках.
Главное достижение – русско-византийский договор
Быстрый успех объясняется тем, что греки помнили погром, учиненный русичами на 50 лет раньше, и решили откупиться от варваров. Итогом похода стало первое торговое соглашение, по условиям которого:
- русские купцы имеют право на беспошлинную торговлю;
- купцы получают содержание от имперской казны, пока пребывают на территории Царьграда, и на обратный путь.
Через 2 года договор был обновлен. На сей раз миссия была дипломатической. Прежние положения нашли свое подтверждение и дополнились новыми:
- утверждение дружеских отношений;
- определение порядка выкупа пленных;
- определены меры наказания за преступления со стороны греков и русских купцов на византийской земле;
- каким образом проводить суды;
- утверждение берегового права. Если судно выбросило на берег, его не следует захватывать. Владелец берега должен оказать всемерную помощь и спасти потерпевших.
Договор, заключенный в 911 году, начинается со слов: “Мы из рода русскаго …”. Самым значимым положением было получение статуса колонии поселению купцов из северных земель. Отныне они заходят в город через определенные ворота безоружными, численностью не более 50 человек. Их сопровождает императорская гвардия.
Этим договором были заложены впервые в истории основы морского и торгового права. Олег в нем именовался как великий русский князь. Фигурируют фразы типа “проведем ее в русскую землю”.
Реальность происходивших событий
События многовековой давности нашли отражение не только в летописи “Повести временных лет”. Внимания заслуживает Иоакимивськая летопись, на которую ссылается историк В. Н.Татищев. Киевские былины прославляли князя Олега, предпринявшего грандиозный военный поход. Но греки не отразили это событие в своих хрониках.
В работах Кремонского епископа Лиетпранда, побывавшего примерно в это время в Константинополе, есть упоминание о русах, которых в Западной Европе называют норманнами.
Сомнений в том, что поход Олега состоялся, нет. Договоры о мире и торговых отношениях имели место быть. Есть путаница в хронологии событий.
Список литературы:
1. «Повесть временных лет», Нестор;
2. «История государства Российского», Н. М. Карамзин;
3. «Литературная газета», №38 за 2000 год.
Олег у истоков русской исторической оперы | Чарующая русская опера: Царица из состояния на сцену
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЗавораживающая русская опера: Царица от государства к сценеМузыка бароккоМузыкология и история музыкиOperaBooksJournals Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЗавораживающая русская опера: Царица от государства к сценеМузыка бароккоМузыкология и история музыкиOperaBooksJournals Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
CITE
Naroditskaya, INNA,
‘ Oleg на корнях российской исторической оперы’
,
Берегая русскую оперу: Tsarina от штата до этапа
(
11;
;
;
;
;
;
;
;
;
;
;
;
;
;
;
;
;
;
;
;
;
;
;
;
;
;
;
;
;
;
;
;
;
;
;
;
;
;
Oxford Academic
, 19 января 2012 г.
), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780195340587.003.0046,
, по состоянию на 2 ноября 2022 г.
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЗавораживающая русская опера: Царица от государства к сценеМузыка бароккоМузыкология и история музыкиOperaBooksJournals Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЗавораживающая русская опера: Царица от государства к сценеМузыка бароккоМузыкология и история музыкиOperaBooksJournals Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Реферат
В Начало царствования Олега Екатерина сплела политику и театр в связное повествование. Ее Величество освоила повествование о завоеваниях, опираясь на родное мифологическое прошлое (которое она сама воссоздала в своих исторических заметках) и на литературные авторитеты разных времен и мест — Еврипида, Шекспира, Ломоносова. Завершив пьесу составлением карты победоносного плавания своего предшественника, князя Олега, Екатерина отправилась в монументальное путешествие по этой самой карте. Впоследствии ее политическое и литературное увлечение «греческим проектом» спровоцировало войну с османами. Таким образом, имперские предания о войне десятью веками ранее совпали с аппетитами Екатерины к той же области (Византии/Константинополя/Стамбула). Хоры в триумфальном финале преклоняются перед Олегом, обращаясь к «её» красоте и щедрости; Она-Олег соотносила себя не только с абстрактными далекими римскими и греческими богами и монархами, но и с первыми правителями, с самим началом древней Руси.
Ключевые слова: Греческий проект, Князь Олег, Повествование о завоевании, Ломоносов, Османы, Еврипид, Шекспир, Русь
Предмет
Музыковедение и история музыкиОпераМузыка барокко
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Войти с помощью личного кабинета
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.
Покупка
Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.
Информация о покупке
Кем были викинги Византии?
Что делал отряд датских, английских и русских викингов, охраняя византийского императора в разгар эпохи викингов? Варяжская гвардия была самым современным явлением; международная группа наемников, собранная из самых ужасающих воинов мира, верно охранявших Императора почти пять столетий. Чтобы разобраться в их истории, нам придется проплыть по внутренним водным путям Восточной Европы, пройти через пески Леванта и подняться на горы византийской Италии.
Прежде чем говорить о том, кем была Варяжская гвардия, мы должны обсудить, что такое «варяг». Нет, не та гонка из «Звездного пути» (это ференги). Вместо того, чтобы быть конкретным народом, который считал себя «варягом», этот термин в широком смысле относится к имени, которое люди в Восточной Европе и Восточном Средиземноморье присваивали людям норвежского (скандинавского) происхождения.
Современная англизация слова «варяг» происходит от ряда различных средневековых слов, таких как средневеково-греческий Βάραγγος, « Várangos», и древневосточнославянский варягъ, « Varjagŭ », оба из которых относятся к норвежскому языку. люди. Это заимствованные слова, транслитерированные от древнескандинавского слова væringi , означающего «заклятый товарищ». Ученые считают, что это означает, что скандинавы, которые регулярно встречались в Восточной Европе и Средиземноморье, были либо наемниками, либо вассалами, присягнувшими на службу местной феодальной элите. Таким образом, когда историки и историки говорят о «варягах», они имеют в виду тех же людей, которых мы обычно знаем как «викингов»: скандинавских рейдеров, торговцев, поселенцев и наемников, которые стремительно распространились из Скандинавии с 9 в. й век н.э.
Викинги на Востоке
Обычно мы связываем викингов с Северной и Западной Европой. Очевидно, скандинавские народы произошли из Скандинавии — преимущественно современных Дании, Норвегии и Швеции — до того, как они начали совершать набеги и колонизировать Англию, Исландию и Нормандию (современная северная Франция). Но в то же время викинги также направились на восток. Экспедиции викингов путешествовали по многим водным путям восточной части Балтийского моря, в современную Восточную Европу и Россию. Там они нашли альтернативный торговый путь в Среднюю Азию, Индию и Китай, известный как «Волжский торговый путь».
Вам нравится эта статья?
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей
Вместо того, чтобы проходить через Малую Азию и в Средиземное море через Константинополь, волжские торговые пути шли от Черного моря прямо через чрево Украины и России по крупным судоходным рекам, таким как Волга и Днепр, в Балтийское море возле древнего города. Новгорода. К середине IX века на этом пути варяги вместе с местными славянскими, финскими и балтскими племенами образовали свое государство, известное под общим названием Киевская Русь. Согласно традиционной истории, король викингов Рюрик (родом из Рослагена на востоке Швеции) основал государство Киевская Русь где-то в 9 в.веке, прежде чем переместить свою штаб-квартиру в Новгород, в современной России.
Не утихают споры о том, были ли волжские торговые пути уже созданы под контролем местных славянских народов, или же сами варяги первыми проложили эти пути. Руси IX века идентифицируются в ранних текстах (в том числе в XII веке «Первая летопись Руси» ) именно как варяги, варяги, жившие на территории современной Швеции и мигрировавшие вниз по Волге, — но в этом есть немало сомнений. Арабские писатели, вступившие в контакт с этими торговцами на самой южной части волжских торговых путей, описывают русов как тюрков, что указывает на их происхождение в среднеазиатских степях гораздо дальше на восток.
Лингвисты, однако, считают слово « Русь » заимствованным из финского языка словом «Швеция» — « Руотси ». Само это слово, вероятно, связано со старонорвежским róþsmenn , что означает «гребцы» и относится к средствам, с помощью которых викинги пересекали внутренние реки региона, или к Roslagen , шведскому дому короля Рюрика. Но скудость ранних источников и понятное желание придать значение конкретной истории славянских народов оставили много неопределенности.
Тем не менее, безусловно, неопровержимым фактом является то, что люди с сильным скандинавским культурным наследием (как скандинавы, так и восточноевропейская русь) торговали, действовали в качестве наемников и принимали вассальную зависимость от государств Восточного Средиземноморья с самой ранней части Эпоха викингов.
Генезис Варяжской гвардии
Большинство историков связывают происхождение варяжской гвардии с договором между византийским императором Василием I и варягами Киевской Руси. Византийская империя была самым богатым и наиболее организованным государством в регионе, особенно по сравнению с раздробленными и экономически отсталыми западноевропейскими государствами. Варяги, сохранившие всю свирепость своих скандинавских собратьев, выглядели на Miklagard («Город Святого Михаила» — Константинополь) как заманчивую цель для налетов. Преодолев огромные расстояния по широким рекам Восточной Европы (и перекатывая свои плоскодонные лодки по бревнам по суше), они с середины IX века совершали нападения на византийские поселения в Причерноморье и Малой Азии. Эти ужасающие воины носили то, что мы называем одеждой викингов: нечеловеческие шлемы с масками для глаз, яркие кольчуги и ярко раскрашенные круглые щиты.
В 860 году н.э. эти люди осмелились напасть на сам Константинополь, опустошая сельскую местность и грабя церкви. Патриарх Фотий, писания которого дошли до нас, пишет о « страшной молнии, спустившейся на нас с крайнего севера» и о «густом внезапном граде варваров» . Это изображение варягов как силы природы действительно подчеркивает апокалиптическую ярость, свидетелями которой стали византийцы.
Реакция византийцев была захватывающей — вместо того, чтобы отреагировать карательной экспедицией, они ответили в сдержанной римской манере, увидев возможность превратить этих жестоких язычников в ценный актив. Вместо солдат прислали миссионеров. Ясно, что эти византийские миссионеры смогли убедить русскую элиту в том, что сотрудничество более выгодно, чем война, и к концу 860-х годов русы начали обращаться в христианство и вступать в союз с византийцами.
В начале 10 века н.э. император Лев IV и русский царь Олег подписали официальный договор, известный как Римско-русский договор 911 года. -постоянный союз, и это дает нам ценное представление об отношениях Византии и Руси. В нем говорится об обязательствах русов помогать византийским кораблям и вести их по их рекам. Но самое главное, он скрепил военные отношения между Русью и Новым Римом. Договор предусматривал, что русы теперь могли по своему желанию служить в византийских вооруженных силах. Это, несомненно, было отличным источником престижа и добычи для варягов, а также серьезным военным благом для византийского императора. Семьсот воинов Руси участвовали во вторжении императора Льва на Крит в том же году, что и договор, и пятьсот были отправлены русами во второй поход в 9 г.49. Использование иностранных наемников в византийской армии в тот период было редкостью, поэтому мы можем быть уверены, что русы были первопроходцами.
В то время как в X веке русские наемники выполняли узкую военную роль, призванные в качестве наемников для службы в качестве ударных отрядов в императорской армии, восстание Варды Фоки в конце IX в.80-е ознаменовались кардинальными переменами. Они совершили переход от полевых войск к политическим телохранителям — настоящей Варяжской гвардии.
Византийская политика славилась тем, что воплощала в жизнь все стереотипы придворных интриг. Закулисные сделки, удары в спину (иногда буквальные) и отравления засоряют страницы византийской истории, и лишь немногим императорам удается править более нескольких лет. Поскольку русские князья начали тяготеть к имперской политике благодаря своему растущему богатству и удачным бракам, было неизбежно, что из-за их значительной военной мощи они оказались втянутыми в придворные интриги.
В 986 году только что коронованный император Василий II стремился ослабить влияние своих придворных соперников, Дома Фокада-Лакапина, лишив их различных придворных должностей. Объединившись с внешними врагами в сказке, достойной оперы, отпрыск Дома Варды Фока поднял восстание против Василия. Однако у Бэзила была последняя карта, и, как обычно, в центре ситуации оказалась женщина. Василий выдал свою сестру Анну замуж за русского князя Владимира Великого в обмен на военную помощь, которую Владимир должным образом предоставил в виде огромной армии из 6000 плачущих варягов. Эти войска сыграли решающую роль в подавлении восстания, и это событие поставило варяжскую военную мощь прямо за императорским троном и ознаменовало основание Варяжской гвардии.
С начала XI века в личном пользовании императора находилась постоянная бригада варягов: Варяжская гвардия. Именно в этот период появляется слово «варяг», обозначающее связанный статус группы с Императором. В документах того времени это слово, по-видимому, использовалось специально для обозначения норвежских потомков викингов, жителей Руси, в отличие от славян (до этого периода они, вероятно, все считались русами). Сама Варяжская гвардия, вероятно, была сформирована из русов, которых князь Киевской Руси Владимир Великий возглавлял в своих совместных походах с императором Василием II в Леванте и Северной Африке.
Понятие «императорская гвардия» было древним, когда печально известная преторианская гвардия охраняла (а позже доминировала) императоров Западной Римской империи, но эта традиция угасла много веков назад. В то время как имперская византийская армия была раздираема соперничеством и политическими расколами, варяжская гвардия была бы фанатично предана императору, и она была бы как разрушительным активом на поле боя, так и страховкой от внутренних интриг.
Инопланетная одежда и устрашающая манера поведения Варяга станут символом присутствия Императора. Современная археология раскрыла путь варяжской гвардии по Средиземноморью: скандинавское снаряжение XI века было найдено в Сирии и Болгарии, где в этот период доминировал Василий II.
Битва при Каннах (Нет, Другая)
Особо следует упомянуть битву при Каннах, которая произошла в 1018 г. н. э. на том же поле, где Ганнибал обратил в бегство легионы Римской республики в 216 г. до н. э. Варяжская гвардия была отправлена в Византийскую Италию, чтобы помочь катапану Василию Бойоаннесу подавить восстание местных лангобардов. Ломбардская знать наняла несколько норманнских наемников, авантюристов норвежского происхождения из северной Франции, чтобы сокрушить византийскую оккупацию. Таким образом, на поле боя друг против друга столкнулись две группы скандинавов: нормандская тяжелая кавалерия и варяжская гвардия. Хотя дни византийской Италии были сочтены, варяжская гвардия в тот день взяла верх, уничтожив лангобардов и убив лидера норманнов вместе с большей частью их контингента.
Варяжская гвардия стала постоянной принадлежностью императорского двора после смерти Василия II в 1032 году и постепенно начала видоизменяться. Чрезвычайно положительный опыт византийцев в отношении иноземных наемников (начатый русами) привел к тому, что все больше и больше федеративных войск стало служить в имперских армиях, а Варяжская гвардия стала привлекать скандинавских воинов из еще более дальних стран.
Молодой датский дворянин по имени Харальд Хардрада, будущий король Дании, в молодости служил в Варяжской гвардии, став ее командиром. В современных византийских текстах «Аралтес» (Харальд) прославлялся как выдающийся воин. Эти североевропейские воины были увековечены в наборе резных фигурок в Швеции, известных как «Варяжские рунические камни», которые описывают великие путешествия на Восток тех, кто служил при дворах иностранных королей. Эти люди часто возвращались домой с экзотическими товарами и множеством историй.
англосаксов из современной Англии также зарегистрированы как служившие в варяжской гвардии к концу XI века. В 1081 г. н.э. англосаксы и норманны столкнулись друг с другом — не в Гастингсе, а в Диррахии, на территории современной Албании, где большинство англосаксонской варяжской гвардии противостояло натурализованным итало-норманнам из южной Италии. Англо-саксонские дворяне даже образовали недолговечную балканскую колонию в черноморских опорных пунктах варяжской гвардии после их изгнания из Англии в 1066 году, получившую название «Нова Англия».