История Москвы кратко, дата основания 1147 Юрием Долгоруким, первое летописное упоминание, в каком году Москва стала столицей, происхождение названия
История
12.11.21
8 мин.
Данная статья «История Москвы» кратко расскажет о развитии и становлении нынешней прекрасной столицы России, познакомит читателя с эпохой её зарождения и расцвета.
Оглавление:
- Сколько лет Москве
- Кто основал Москву
- Краткая история города
- Почему Москву назвали Москвой
- В каком году Москва стала столицей
- Что входит в исторический центр Москвы
- Заключение
Статья подходит для учащихся начальной школы, а также для детей постарше, и поможет подготовиться к уроку, докладу или презентации.
Сколько лет Москве
Датой образования города Москвы считается её первое летописное упоминание, а именно 1147 год.
Поэтому на данный момент, как нетрудно посчитать, её возраст составляет 871 год. В 2019 году 8 сентября Москве исполнится уже 872 года.
Кто основал Москву
Основателем древней Москвы принято считать Юрия Долгорукого, Великого Киевского князя. Согласно старинным источникам, именно он пригласил черниговского князя посетить данный город.
Как становится понятно, Москва существовала и до этого события, однако никаких письменных упоминаний о ней не было. Построил Юрий Долгорукий город на Боровицком холме, где происходило слияние двух – реки Москвы и Неглинной.
В те времена расположение населенного пункта у реки считалось очень выгодным, поскольку гораздо легче становилось осуществлять торговлю между соседними городами.
Краткая история города
Как уже говорилось ранее, заслуга открытия Москвы в 1147 году принадлежит Юрию Долгорукому. Этот год можно считать началом её постепенного развития.
В 1156 году на территории Москвы была сооружена деревянная крепость, именуемая Кремлем.
Позже стены Кремля сделали белокаменными, стали возникать многочисленные монастыри, создавалась система кольцевых оборонительных сооружений. После такого прогресса, как известно, приходит время спада.
Неурожай и нашествия со стороны поляков и литовцев в начале XVII века затормозили развитие города. Но, благодаря подвигу Минина и Пожарского, Москва вскоре была освобождена от врагов.
Перенос столицы в Санкт-Петербург лишь ненамного ослабил Москву: она всё так же оставалась политическим, торговым и религиозным центром. В 1812 г., во время Отечественной войны, к городу плотно подошел Наполеон I, но русские войска прогнали незваных гостей со своей отчизны.
Со временем город становился и промышленным центром Российской империи: строились многочисленные заводы и железные дороги.
Москва также пережила и революцию 1905 — 1907 гг., после чего, в 1918 году, вновь стала столицей России. Тогда и началась активная застройка города.
Период застоя и разрушений пришелся на годы Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов. Совсем рядом с городом произошла великая Московская битва, а уже 24 июня 1945 года победа была отпразднована парадом на Красной площади. В дальнейшем производилось восстановление города.
В 1991 году, ввиду развала Советского Союза, Москва стала столицей Российской Федерации. И на данный момент она продолжает активно развиваться.
Это была лишь краткая история города, затрагивающая ключевые аспекты его развития.
Почему Москву назвали Москвой
Ни для кого не секрет, что название города произошло от названия реки Москвы, на которой он был основан. А вот этимология, то есть историческое происхождение слова, указывает на язык коми, где оно имеет значение «Коровья река».
Некоторые школьники спрашивают, как раньше называлась Москва? Ответим просто — никогда другого наименования она не носила, в отличие от многих других русских городов.
В каком году Москва стала столицей
Москва становилась столицей целых два раза. Первый раз — в 1389 году в ходе объединения Руси. Тогда существовало много городов, претендующих на звание столицы. Однако, благодаря выгодному географическому положению и грамотному правлению князей, Москва одержала победу в этом своеобразном соревновании.
Столицей она пробыла вплоть до 1712 года, когда Пётр I сделал центром России город Санкт-Петербург. Но уже в 1918 году титул столицы снова вернулся к Москве по решению Советского правительства.
Что входит в исторический центр Москвы
По праву красивейшими местами в Москве считаются Красная площадь и Кремль, где расположились такие достопримечательности как Оружейная палата, памятник Минину и Пожарскому, Собор Василия Блаженного, Мавзолей В. И. Ленина.
Собор Василия БлаженногоПомимо этого, в исторический центр также входят Третьяковская галерея, Мемориальный парк «Поклонная Гора», улицы Новый и Старый Арбат и многие другие места.
Заключение
Москва – удивительный город, потрясающий своей красотой и достоинством. Она пережила многое: от достижения пика своего величия и смен правителей до лишения её статуса столицы и опустошающих и разрушительных войн.
Она имеет богатейшую историю, которой другие города могут только позавидовать. И хоть Москве уже довольно приличное количество лет, несомненно, она ещё проявит себя.
Юрий Долгорукий основал Москву. Но каменные топоры и загадочные конусы были здесь до него
9 сентября, 12:15
Статья
Археологические раскопки 1969 года на месте Вознесенского монастыря в Кремле позволили погрузиться в прошлое столицы глубже, чем рассчитывали те, кто их вел. Из-под фундамента здания, построенного в 1386 году и снесенного в 1929-м, на свет извлекли предмет, по возрасту превосходящий всю письменную историю столицы.
Изготовленный из камня 35 веков назад боевой топор-молот служил хозяевам этих мест — людям бронзового века — фатьяновцам. В кругу культур шнуровой керамики, к которым относится фатьяновская, к каменному оружию относились по-язычески: предавали земле вместе с владельцами — и пускали в ход только против неприятелей. В I тысячелетии до н.э. фатьяновцев на берегах Москвы сменили дьяковцы. Их захоронения в избушках среди чащ обнаруживали славяне, верившие в хозяйку леса Ягу. Они переселились в центральную Россию много веков спустя.
Древняя цивилизация рядом с нами
Читайте также
Кремль с нуля: как стихийное бедствие раз и навсегда изменило облик Москвы
Нельзя исключать, что могильники доисторической фатьяновской культуры располагаются у москвичей буквально под ногами: современная археология не разработала технологии, позволяющей обнаруживать их надежно. Раскопанные по стечению обстоятельств захоронения незаметны издали: это могильные ямы, укрепленные лубом или берестой.
Чаще всего они располагаются у воды. Люди бронзового века, обживавшие лесные земли, старались держаться рек и двигаться осторожно. Обычно поселения этого времени существовали недолго — сегодня их называют сезонными стоянками.
В глубине неизведанной Русской равнины, куда вторгались фатьяновцы, их ждали неприятели — волосовцы. В одном из могильников обнаружены останки древнего первопроходца, пронзенного наконечниками волосовских стрел. Встреча людей двух племен могла привести к сотням погибших и без стычки. Прибывшие с запада фатьяновцы и жившие на северо-востоке волосовцы различались по происхождению и не имели иммунитета к болезням друг друга. Случайного заражения после обмена товарами хватало, чтобы обезлюдить целые селища.
Глиняные изделия и топоры Фатьяновской культуры
© CC0/Wikipedia Commons
На берегах Москвы фатьяновцам эта опасность не грозила из-за того, что у них не было соседей. В черте будущего города люди бронзового века (XXXIII–XII века до н.э.) предпочитали селиться в Царицыно.
На территории одноименного музея-заповедника обнаружено около 6 тыс. фрагментов их материальной культуры. Но каменные топоры первооткрывателей находят и в других местах, где близко до воды: на Воробьевых горах, у Сивцева Вражка, Софийской набережной и близ Свято-Андроникова монастыря. На остальной части будущего города рос лес. Фатьяновцы пробовали корчевать его, но природа была сильнее. Технологии, которыми они располагали, не позволяли менять условия среды на благо человека, поэтому до большой распашки московских берегов дело во II тысячелетии до н.э. не дошло.
Тысячелетие до Руси
В течение многих десятилетий археологи избегали привязывать исчезнувшие культуры к ныне живущим народам. Успехи палеогенетики в 2010-е позволили отказаться от осторожности. Сегодня мы знаем, что выходцы из центральной Европы — фатьяновцы разговаривали на диалекте индоевропейского языка, который не являлся славянским. Их соседи и недоброжелатели волосовцы признаются в наши дни финно-уграми. Устойчивое равновесие между теми и другими сохранялось, пока древние люди не научились добывать железо из болотной руды.
К наступлению нового века — железного — лучше оказались готовы финно-угры. Сформированная ими новая общность — дьяковцы — потеснила фатьяновцев с московского берега. Индоевропейцы отступали с боем, но едва ли могли задержаться: по мнению ученых, на пользу наступавшим дьяковцам играло локальное изменение климата.
Как и их предшественники, победители поселились на территории будущего Кремля. Но чаще для своих жилищ они выбирали не его, а Царицыно. В радиусе этой части города дьяковских укрепленных поселений — они называются городищами — больше всего. С доставшимся от фатьяновцев наследием дьяковцы обошлись благоразумно, часто селясь на том же месте, что и предшественники, но укрепляя его лучше. Земледельческая культура, дьяковцы приступили к распашке и вопреки скудости почв обеспечивали себя. Созданная ими сельская цивилизация просуществовала тысячу лет — вплоть до V–VIII веков н.э.
Украшения эпохи Дьяковской культуры
© CC BY-SA 4.0/Wikipedia Commons
В эпоху письменной истории дьяковский мир превратился в смутное воспоминание, а потом окончательно потонул в легендах.
Средневековые люди отдавали себе отчет, что земли, когда-то возделанные дьяковцами, хранят в себе следы неизвестного прошлого. Отсюда пугающие названия на юге столицы: «Чертов городок», «Чертова лестница», река Чертановка — и ходившие вокруг них поверья, записанные уже в эпоху Нового времени. Но куда больше, чем странности ландшафта, славян изумляли погребения в чащах и лесах в форме изб или полуземлянок. Историки предполагают, что неожиданные находки не прошли даром — закрепили в общей памяти картину избушки посреди леса, на которую наложился общеславянский образ Яги — подательницы несчастий, но притом хозяйки зверей, живущей в гуще бора. Самих дьяковцев, чтобы объяснить суть погребального обряда, ко времени славянского расселения уже не оставалось.
Река времен
От эпохи дьяковцев в Москве остались десять городищ, каждое из которых вмещало приблизительно сотню жителей. Но говорить о тысяче первых «москвичей» преждевременно: выживавшая веками аграрная цивилизация менялась, и не все ее поселения должны были существовать одновременно.
Во II веке до н.э. мир финно-угров нарушило прибытие выходцев с запада, говоривших на языках балтской группы. Восточные балты и дьяковцы предпочли не конфликт, а сосуществование: население региона становилось смешанным, а технологический уклад менялся под влиянием соседей.
От этой эпохи до наших дней дошли загадочные артефакты в форме усеченных конусов, признанные символом дьяковской культуры. Исчерпывающего объяснения им не дано. Большинство археологов видит в этих предметах грузики для ткацкого станка или пряслица. Но нельзя сбрасывать со счетов и гипотезы о языческих артефактах, включая такую: как и степняки-тюрки, носившие с собой амулеты-онгоны, дьяковцы могли верить, что в крошечных предметах заключены души почивших людей.
Упадок, постигший дьяковскую культуру в V–VIII веках н.э., остается загадкой для историков. Самая естественная причина — чужеземное вторжение — имеет меньше всего сторонников и аргументов. Следов насилия в слоях этого времени, в отличие от времен противостояния с фатьяновцами, не сохранилось.
Дьяковцев, так долго господствовавших на пространствах Верхневолжья и справившихся с волной восточно-балтского переселения, подтачивало что-то другое: изменение климата, разрыв торговых цепочек или эпидемия. С VI века их место на карте занимают балты, правда, делают это не целиком. Территория Москвы на несколько столетий просто заросла лесом.
Открытие Москвы
Пришедшие на оставленные берега Москвы славяне-вятичи выбрали то же место для поселения, что и дьяковцы: Царицыно. Эта преемственность интригует археологов, констатирующих необъясненные связи. По неизвестной причине славяне ввели у себя обычай есть конину — характерный, судя по остаткам костей, для дьяковской культуры. Расовый тип вятичей — изначально западных славян — в ходе движения на восток сместился к финно-угорскому. Появилась гипотеза, что славянское проникновение в центральную Россию началось рано, еще около IV века н.э., и наши предки впитали в себя дьяковское население, приняв в наследство и часть его традиций.
В противном случае — если ничего этого не было — вятичи приходили на пустое место, борьбу за которое им оставалось вести с балтами, известными в средневековых источниках как племя голядь.
Основная волна древнерусской колонизации накрыла московский край в XII–XIII веках, идя с юга. Славян вели князья Рюриковичи, в числе которых Юрий Долгорукий был первым правителем отдельного государства в Верхневолжье. Взиравший из своего главного города Суздаля Юрий рассчитывал укрепить границы на берегах Москвы, где сходились рубежи Черниговского, Рязанского и Смоленского независимых княжеств. Но ко времени, когда Юрий прибыл, чтобы заложить Кремль в стратегическом месте, оно уже было занято. Новгородские берестяные грамоты фиксируют существование Кучкова — небольшого поселения, предположительно в центре будущей столицы.
Оставленное веками назад дьяковцами место нынешнего Кремля могли занимать балты, а если нет, то славяне — в точности это неизвестно. По летописному рассказу, хозяин берега Степан Кучко отказался с честью принять суздальского князя.
Конфликт разгорелся — а затем разрешился в логике культуры далекого прошлого. Юрий распорядился казнить Степана, но дочь его выдал замуж за своего сына, а тот сделал сыновей убитого ближними боярами. Расправа переходила в союз, а тот — в брачный альянс. Земли Кучковичей (имя Кучко иногда считают балтским) перешли под прямой контроль Суздаля.
Другие подробности произошедших тогда событий нам неизвестны, кроме одной: на московском берегу стала расти крепость, которой предстояла долгая история.
Игорь Гашков
Теги:
История
Восстановление Москвы – семнадцать моментов советской истории
Тексты Изображения Наглядные очерки Видео Музыка Другие ресурсы маяком мирового социализма. Но Москва была почти 800-летним городом, с десятками церквей и жилых построек, датируемых шестнадцатым и семнадцатым веками, множеством узких извилистых улочек и с преобладанием деревянных, кирпичных и каменных зданий конца девятнадцатого и начала двадцатого века.
веков. «Генеральный план реконструкции города Москвы», разработанный комиссией под руководством Лазаря Кагановича и подписанный Сталиным и Вячеславом Молотовым 10, 19 июля.35, задумывался как «наступление на старую Москву», которое полностью преобразит город. План, разрабатывавшийся четыре года, предусматривал расширение площади города с 285 до 600 квадратных километров, в основном за счет сельхозугодий на юге и западе за Ленинскими (он же Воробьевыми) горами. Он включал в себя шестнадцать крупных автодорожных проектов, строительство «нескольких монументальных зданий государственного значения» и пятнадцать миллионов квадратных метров нового жилья для размещения примерно пятимиллионного населения. Вокруг города будет зеленая полоса шириной до десяти километров. Еще в то время, когда разрабатывался генплан, старая Москва уступала место новой. Одним из образцов новой Москвы должен был стать Московский метрополитен, который был заложен в марте 1932 г. и введен в эксплуатацию 14 мая 1935 г.
Вторым проектом, начатым в начале 1930-х гг., был канал Москва-Волга, построенный армии заключенных численностью 200 000 человек и открыт в июле 1937 года. Еще один проект монументального Дворца Советов, способного вместить до 15 000 человек, был предметом архитектурного конкурса, проведенного в 1931. Заявки поступили от 160 советских и зарубежных архитекторов, включая Вальтера Гропиуса и Ле Корбюзье. В июне 1933 года жюри во главе с Молотовым присудило проект советскому архитектору Борису Иофану. Его дворец с террасами и колоннадой должен был стать самым высоким зданием в мире, возвышаясь на восемь метров над недавно построенным Эмпайр Стейт Билдинг. Его должна была увенчать массивная 90-метровая статуя Ленина.
Местом, выбранным для колосса, было достаточно символично место, на котором стоял Храм Христа Спасителя до его сноса в 19 г.31. Это была одна из многих церквей и религиозных аббатств, разрушенных в безумной попытке восстановить столицу. Работы над Дворцом Советов начались в 1935 году и продолжались до фашистского вторжения.
В 1960 году на этом месте открылся гигантский открытый бассейн с подогревом, самый большой в Советском Союзе (и, по общему мнению, в мире). Он, в свою очередь, уступил место в 1990-х годах копии собора, построенной под эгидой эпатажного мэра Москвы Юрия Лужкова.
История Москвы | Московский район
Добро пожаловать на страницу истории Москвы, Пенсильвания. Эта страница посвящена сохранению и распространению истории Москвы.
Меня зовут Брайан Шаффер, и я являюсь основателем Исторического общества Северного Поконо. Благодаря популярности исторического общества и моим обширным познаниям в истории области, я стал официальным историком Москвы.
Следующее цитируется из книги Томаса Мерфи «История округа Лакаванна» 1928 года:
(Помните, что ссылки на настоящее или сегодня относятся к28 и не обязательно отражают жизнь в 2003 году.)
Своим началом Москва обязана преподобному Питеру Руперту, лютеранскому священнику. Примерно через четыре года после открытия магистрали Дринкер, а точнее в 1830 году, мистер Руперт построил свой бревенчатый дом на участке деревни, который тогда принадлежал ему.
Лесозаготовка и земледелие были основными занятиями москвичей в первые дни существования поселения. В частности, лесозаготовке был дан толчок со строительством железной дороги через город. Мельницы Руперта хватало для всех целей до 1855 года, когда компания Storms & Gardner начала работу. Э. Херманс позже приобрел эту мельницу во владение. С. П. Ван Брант был третьим владельцем мельницы с заводом к западу от самой деревни. Первоначальные мельницы приводились в действие силой воды. Уильяму Э. Доджу приписывают первую паровую мельницу, расположенную на участке, который позже принадлежал преподобному Н. Г. Парку из Питтстона. Мельница Dodge сгорела.
Центральное расположение Москвы в городке Ковингтон сделало его доступным для зерновой мельницы. Ковингтон и другие близлежащие поселки в то время должны были зависеть от мельницы в Слокум-Холлоу и Питтстоне. В 1836 году Леви Депью решил ситуацию, построив скромную мельницу. Джозеф Поттер перестроил и расширил его, а позже продал Э.
Эргуду, который около 1873 года построил новую мельницу и эксплуатировал ее в течение многих лет. HL Gaige & Co построила паровую мельницу на Милл-стрит в 1873 году. Позже ею управляла Gaige & Clement. Г-н Гейдж был членом первого совета уполномоченных округа Лакаванна.
Почтовое отделение было открыто в Москве в 1852 году под руководством Леандера Л. Гриффина. Его магазин и почта располагались на месте бывшего магазина О. Э. Вогана, который, в свою очередь, несколько лет был почтмейстером. Джордж Шварц возил почту из Москвы в Клифтон. Джон Ла Туш был первым агентом станции. Линия сцены между Скрэнтоном и Страудсбургом над магистралью началась в 1846 году. Доктор С. Дж. Уилбур был первым врачом и аптекарем. Доктор К. Фришкарн из Ковингтона, однако, имел обширную практику в деревне с 1850 года. Уильям и Розуэлл Нобл рядом со старым Питером Рупертом были первыми владельцами таверн, открывшими трактир на углу улиц Мейн и Черч в 1856 году. Пожар уничтожил отель в 1867. Swartz & Townsend когда-то были владельцами.
Первый школьный дом, построенный в 1838 году, использовался также для церковных нужд. Элайджа Депью был первым учителем. На месте школы позже располагался магазин Gaige & Clements на Милл-стрит. Эта структура использовалась до 1872 года. Сначала московские методисты отправились в Дейлвилл, где в 1826 году было основано общество. В 1836 году собрания проводились в доме Джозефа Лавленда на Дейлвилл-роуд, а затем в Таверне Руперта.
В 1853 году была возведена церковь. В начале жизни общества это было на конференции в Филадельфии, позже известной как миссия Мэдисона в районе Хонсдейл, конференция в Вайоминге. Преподобный Чарльз Уайт был пастором во время постройки церкви. Новая церковь заменила старую структуру.
Преподобный Мозес Уитти, будучи пастором церкви Святого Винсента в Скрэнтоне, часто служил мессу в частном доме или зале в Москве. После того, как Данмор стал приходом, Москва стала миссией. Церковь Святой Екатерины была возведена на холме Руперта в 1872 году. В 1884 году Москва стала приходской и включала в себя всю территорию от Делавэр-Гэп до Данмора. Сегодня [1928] на территории целая дюжина церквей и вдвое меньше приходов. Преподобный М. Дж. Мэнли был первым пастором церкви Святой Екатерины. Кладбище находилось в церковном дворе. В последние годы рядом было основано новое кладбище. Многие католические семьи из Скрэнтона приобрели участки в этом новом месте захоронения, которое превращается в одно из самых красивых мест такого рода в графстве.
Несколько лет назад была освящена новая католическая церковь. Находится недалеко от самой деревни.
В Москве существует необычная группа братских обществ, в том числе масонская ложа, основанная 12 апреля 1872 г.; Odd Fellows, учрежденный 30 марта 1870 г., имеет собственный зал; Красные люди, сыновья ветеранов, P.O.S. А., и Младший Орден. Почта капеллана Т. Д. Шварца, ВАР, находится в Москве.
Москва на протяжении многих лет привлекала множество дачников. Город является одним из самых перспективных в области. В пределах легкой досягаемости от Скрэнтона Москва в последние годы привлекала многих людей из этого города. Чтобы обеспечить необходимые улучшения, которые было трудно найти в составе поселка, Москва в 1919 году запросила городской устав.08. В.Б. Миллер был избран первым горожанином. В городе в то время проживало около 1200 жителей. Первый национальный банк в Москве был учрежден через год после присоединения города и начал свою деятельность в марте 1910 года.![]()
