В каком году фернан магеллан отправился в кругосветное плавание: Первое кругосветное путешествие — урок. География, 5 класс.

В честь 500-летия первого кругосветного плавания Фернана Магеллана вышел в свет филателистический выпуск

«Церковь говорит, что земля плоская, а я знаю, что она круглая, потому что я видел тень луны, и мне легче уверовать в тень, чем в церковь».

Фернан Магеллан

Почтовое ведомство Проекта «POSTVENTURE & Почтовое приключение», Министерство Морской & Бутылочной Почты, Международный морской клуб «Мореплаватель» при поддержке Приморского краевого отделения Русского географического общества — Общества изучения Амурского края и Международного сообщества филатуризма, выпустили в свет филателистический выпуск в честь 500-летия первого кругосветного плавания Фернана Магеллана, куда вошли почтовые сувениры: конверт, почтовая карточка, марка-виньетка, сертификат с 3D деревянной маркой и специальный штемпель.

Автором филателистического выпуска в честь 500-летия первого кругосветного плавания Фернана Магеллана стал автор и руководитель Проекта «POSTVENTURE & Почтовое приключение», Министр Морской & Бутылочной Почты, президент Международного морского клуба «Мореплаватель», гл. почтмейстер Международного сообщества филатуризма — Валерий Сушков.

Проект 3D деревянной марки разработан и выполнен на 3D WOOD Студии. Марка с 3D гравировкой отпечатана на дереве из бука толщиной 1,5 мм., весом 20 грамм, размер которой составляет 70 x 35 мм., а суммарное время производства одной марки «под ключ» составляет 12 часов. 3D деревянные марки имеют свой персональный номер.

Филателистический выпуск в честь 500-летия первого кругосветного плавания Фернана Магеллана будут подарены в фонды Музея Мирового океана (г. Калининград), Центрального музея связи имени А.С. Попова (г. С-Петербург), Приморского краевого отделения Русского географического общества — Общества изучения Амурского края и многие морские музеи России и различных стран мира.

Заказать филателистический выпуск в честь 500-летия первого кругосветного плавания Фернана Магеллана и 3D деревянную марку можно по E-mail: infopostventure.ru и тел./WhatsApp: +7-950-805-22-11.

ДЛЯ СПРАВКИ

Специальный позывной сигнал 4U500M в честь 500-летия первого кругосветного плавания Фернана Магеллана.

С 1 по 30 сентября 2019 г. Международный морской клуб «Мореплаватель» и International Amateur Radio Contest DX Club (4U1A) при поддержке Организации Объединенных Наций организовали в честь 500-летия первого кругосветного плавания Фернана Магеллана активность уникальным позывным сигналом 4U500M (https://www.qrz.com/db/4u500m).

В рамках этой активности была учреждена и организована Международная радиолюбительская дипломная программа «МАГЕЛЛАН-500» в честь 500-летия первого кругосветного плавания Фернана Магеллана (https://magellan500.hamlogs.net), а специальным позывным сигналом 4U500M было проведено более 10 тыс. радиолюбителей из более 100 стран мира.

Выдавались специальные QSL-карточки за работу в эфире 4U500M, деревянная карта мира 3D WOOD MAP «МАГЕЛЛАН-500», обладателями которой стали более 100 человек из разных стран мира, а также специальная радиолюбительская 3D деревянная QSL-карточка 3D WOOD QSL 4U500M.

Всемирный флешмоб в честь 500-летия первого кругосветного плавания Фернана Магеллана

20 сентября 2019 года прошел Всемирный флешмоб в честь 500-летия первого кругосветного плавания Фернана Магеллана (https://aroundtheworld. team), который был создан для объединения физических и юридических лиц с целью сохранения всемирного морского наследия, популяризации морских профессий, позволяющих вносить неоценимый вклад моряков в дело международной торговли, мировой экономики, в развитие гражданского общества и посвящен миллионам профессионалам, связавших свою жизнь с водной стихией, а также всем тем, кто влюблен в моря и океаны.

Организаторы флешмоба: Международный морской клуб «Мореплаватель», Всемирная аллея славы мореплавателей, Министерство Морской & Бутылочной Почты и Международный оргкомитет по подготовке и проведению Всемирного флешмоба в честь 500-летия первого кругосветного плавания Фернана Магеллана.

Организация и проведение Всемирного флешмоба в честь 500-летия первого кругосветного плавания Фернана Магеллана с участием 100+ морских транспортных и плавательных средств и 500+ участников из разных стран мира, разных национальностей, вероисповеданий, профессий, объединенных одной целью – сохранения Всемирного морского наследия.

Сохранение памяти о величайших свершениях Человечества. Выражение благодарности тем, кем эти свершения были осуществлены. Объединение огромного числа людей во имя этой памяти и благодарности, во имя новых свершений. Ознаменование 500-летия одного из величайших событий в истории Человечества – Первого кругосветного плавания.

Радиолюбительский морской код: «87!»

В день проведения Всемирного флешмоба в честь 500-летия первого кругосветного плавания Фернана Магеллана 20 сентября 2019 г. Международный морской клуб «Мореплаватель» (автором выступил президент клуба и радиолюбитель с более 30-летним стажем — Валерий Сушков, RM0L) учредил специальный радиолюбительский морской код: «87!» — «Попутного ветра и семь футов под килем!». Цифровой радиолюбительский код «87» означает: первая цифра «8» – «попутного ветра», а вторая цифра «7» — «семь футов под килем!». Рекомендуется передавать цифровой радиолюбительский код «87» при проведении QSO с радиолюбителями, работающих из морских передвижных объектов …/MM!

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Первое кругосветное путешествие Фернана Магеллана

Мореплаватель Фернан Магеллан отправился в кругосветное путешествие полтысячелетия назад, 20 сентября 1519 года. Предприятие, задуманное как коммерческая экспедиция, стало одним из главных событий XVI века.

Суда «Тринидад», «Сан-Антонио», «Сантьяго», «Консепсион» и «Виктория», на борту которых было примерно 280 человек, отплыли из испанского порта Санлукар-де-Баррамеда. Подобно Христофору Колумбу, Магеллан придерживался идеи, что Земля круглая, а значит, путешествие к западу приведёт на восток.

При пересечении Атлантического океана корабли ни разу не потеряли друг друга из виду благодаря придуманной Магелланом системе сигнализации. Флотилия прошла вдоль атлантического побережья Южной Америки. На оставшихся трёх судах в октябре 1520 года мореплавателям за 38 дней удалось обогнуть Новый Свет с юга по проливу, который затем получил имя Магелланова. 28 ноября они вышли в океан, названный Тихим из-за того, что за четыре месяца плавания в его водах не случилось ни одной бури. Правда, флотилии пришлось столкнуться с другой проблемой — голодом и цингой.

«В продолжение трёх месяцев и двадцати дней мы были совершенно лишены свежей пищи. Мы питались сухарями, но то уже не были сухари, а сухарная пыль, смешанная с червями, которые сожрали самые лучшие сухари. Она сильно воняла крысиной мочой. Мы пили жёлтую воду, которая гнила уже много дней. Мы ели также воловью кожу, покрывающую грот-грей, чтобы ванты не перетирались; от действия солнца, дождей и ветра она сделалась неимоверно твёрдой. Мы замачивали её в морской воде в продолжение четырёх-пяти дней, после чего клали на несколько минут на горячие угли и съедали её. Мы часто питались древесными опилками. Крысы продавались по пол дуката за штуку, но и за такую цену их невозможно было достать», — описывал лишения моряков летописец экспедиции Антонио Пигафетта.

Всего по Тихому океану экспедиция прошла более 17 тысяч километров. 6 марта 1521 года флотилия увидела остров Гуам, а вскоре Магеллан достиг ранее неизвестных Филиппинских островов, где погиб в стычке с туземцами. Оставшиеся в живых члены экипажа сбежали на свои корабли и продолжили плыть на запад. 6 сентября 1522 года путешествие под командованием Хуана Себастьяна Элькано завершила «Виктория». Привезённые пряности с лихвой окупили потерю остальных судов.

Отправившись на запад, мореплаватели вернулись обратно с востока и доказали, что Земля шарообразная, а большую часть её поверхности занимает не суша, а вода. Также европейцы пересекли самый большой из океанов — Тихий, открыв проход в него из Атлантического.

В честь Фернана Магеллана названы: Магелланов пролив; Подводная возвышенность Магеллана в Тихом океане, возле Маршалловых островов; Космический аппарат «Магеллан» в 1990 г., Магелланов пингвин; Кратер Магеллан на Луне, Большое и Малое Магеллановы Облака в Галактике.

Текст, фото: Валерий Сушков,

исследователь-путешественник, историк почты

Завершилось первое кругосветное плавание

«Виктория» — единственный вернувшийся корабль экспедиции Магеллана. Деталь карты Абрахама Ортелия.

Испанская морская экспедиция под руководством Фернана Магеллана, началась 20 сентября 1519 года и завершилась 6 сентября 1522 года. Экспедиция была укомплектована большой командой (по разным оценкам 265—280 человек) на 5 судах. В результате мятежей, тяжелейшего пересечения Тихого океана и стычек с населением Филиппин и Островов пряностей команда сильно сократилась. Только одному судну — «Виктории» — удалось вернуться в Испанию, имея 18 человек на борту. Ещё 18 человек, попавших в плен к португальцам, вернулись в Европу позднее. Экспедиция также оказалась весьма успешной в коммерческом отношении, принеся организаторам большую прибыль.

Идея экспедиции во многом являлась повторением идеи Колумба: достичь Азии, следуя на запад. Колонизация Америки еще не успела принести существенных прибылей в отличие от колоний португальцев в Индии, и испанцам хотелось самим плавать к Островам Пряностей и получать выгоду. К тому времени стало ясно, что Америка — это не Азия, но предполагалось, что Азия лежит сравнительно недалеко от Нового Света.

В 1513 году Васко Нуньес де Бальбоа, пройдя Панамский перешеек, увидел Тихий океан, названный им Южным морем. С тех пор пролив в новое море искало несколько экспедиций. Примерно в те годы португальские капитаны Жуан Лишбоа и Иштебан Фроиш дошли примерно до 35°ю.ш. и открыли устье реки Ла-Платы. Они не могли его серьёзно исследовать и приняли огромный затопленный эстуарий Ла-Платы за пролив.

В 1515 году Испания послала экспедицию из 3 судов на поиски пролива во главе с Хуаном Диасом де Солисом. Он достиг Ла-Платы и, высадившись на берег, начал исследования на суше, но вскоре погиб, и два оставшихся корабля вернулись в Испанию.

Магеллан, судя по всему, имел подробные сведения о поисках португальцами пролива и, в частности, о Ла-Плате, которую он считал проливом в Южное море. Эта уверенность сыграла важную роль в планировании им экспедиции, однако он был готов к поискам других путей в Индию, если этот окажется ложным.

В экспедицию готовилось пять кораблей с запасом продовольствия на два года. Магеллан сам лично следил за погрузкой и упаковкой продуктов, товаров и снаряжения. В качестве провизии были взяты на борт сухари, вино, оливковое масло, уксус, солёная рыба, вяленая свинина, фасоль и бобы, мука, сыр, мед, миндаль, анчоусы, изюм, чернослив, сахар, айвовое варенье, каперсы, горчица, говядина и рис. На случай столкновений имелось около 70 пушек, 50 аркебуз, 60 арбалетов, 100 комплектов лат и другое вооружение. Для торговли взяли материю, металлические изделия, женские украшения, зеркала, колокольчики и ртуть (ее использовали в качестве лекарства). Экспедиция обошлась более чем в 8 миллионов мараведи.

По штатному расписанию на судах полагалось находиться более, чем 230 морякам, но кроме них в экспедиции было немало сверхштатных участников, среди которых был родосский рыцарь Антонио Пигафетта, составивший подробное описание путешествия. А также прислуга и рабы, среди которых стоит упомянуть раба Магеллана Энрике, родившегося на Суматре и взятого Магелланом в качестве переводчика. Именно он станет человеком, первым вернувшимся на родину, обогнув земной шар. Несмотря на запрет в экспедиции нелегально оказалось несколько женщин-рабынь (вероятно индианок). Вербовка моряков продолжалась и на Канарских островах. Всё это затрудняет подсчёт точного количества участников. Разные авторы исчисляют количество участников от 265 до не менее чем 280.

Магеллан лично командовал «Тринидадом». «Сантьяго» командовал Жуан Серран — брат Франсишка Серрана, спасенного Магелланом в Малакке. Тремя другими кораблями командовали представители испанской знати, с которыми у Магеллана сразу начались конфликты. Испанцам не нравилось, что экспедицией командует португалец. Кроме того, Магеллан скрывал предполагаемый маршрут плавания, и это вызывало недовольство капитанов. Противостояние было довольно серьёзным. Капитану Мендосе даже было передано специальное требование короля прекратить препирательства и подчиниться Магеллану. Но уже на Канарских островах Магеллан получил сведения что испанские капитаны договорились между собой убрать его с поста, если посчитают, что он им мешает.

20 сентября 1519 года флотилия во главе с Магелланом вышла из порта Санлукар-де-Баррамеда (устье реки Гвадалквивир). Вскоре на эскадре разгорелся конфликт. Капитаны других кораблей вновь стали требовать, чтобы Магеллан дал им разъяснения о маршруте. Но он отказался, заявив: «Ваша обязанность следовать днем за моим флагом, а ночью за моим фонарем». Вместо прямого пути к Южной Америке Магеллан повел флотилию близко к Африке. Возможно он пытался избежать возможной встречи с португальскими кораблями. Этот маршрут был довольно труден для плавания. Магеллан заранее разработал систему сигналов позволявшую флотилии всегда держаться вместе. Каждый день корабли сходились на близкое расстояние для ежедневного рапорта и получения указаний.

Капитан «Сан-Антонио» Картахена, являвшийся представителем короны в плавании, во время одного из рапортов демонстративно нарушил субординацию и стал называть Магеллана не «капитан-генерал» (адмирал), а просто «капитан». Картахена был вторым лицом в экспедиции, по статусу почти равным командиру. В течение нескольких дней он продолжал это делать несмотря на замечания Магеллана. Тому пришлось терпеть это, пока капитаны всех кораблей не были созваны на «Тринидад» для решения вопроса о судьбе матроса-преступника. Забывшись, Картахена снова нарушил дисциплину, но на этот раз он был не на своем судне. Магеллан лично схватил его за шиворот и объявил арестованным. Картахене разрешили находится не на флагманском корабле, а на кораблях сочувствующих ему капитанов. Командиром «Сан-Антонио» стал родственник Магеллана Алвару Мишкита.

29 ноября флотилия достигла побережья Бразилии, а 26 декабря 1519 года — Ла-Платы, где проводились поиски предполагаемого пролива. «Сантьяго» был послан на запад, но вскоре вернулся с сообщением, что это не пролив, а устье гигантской реки. Эскадра начала медленно продвигаться на юг, исследуя берег. На этом пути европейцы впервые увидели пингвинов.

Продвижение на юг шло медленно, кораблям мешали штормы, близилась зима, а пролива все не было. 31 марта 1520 года, дойдя до 49°ю.ш. флотилия встает на зимовку в бухте, названной Сан-Хулиан.

Встав на зимовку, капитан распорядился урезать нормы выдачи продовольствия, что вызвало ропот среди моряков, уже измотанных длительным сложным плаванием. Этим попыталась воспользоваться группа офицеров недовольных Магелланом.

1 апреля в Вербное воскресенье Магеллан пригласил всех капитанов на церковную службу и праздничный обед. Капитан Виктории Мендоса и капитан Консепсьона Кесадо на обед не являются. В ночь на 2 апреля начинается мятеж. Бунтовщики освободили находившегося на их кораблях Картахену и решили захватить Сан-Антонио, чьим капитаном раньше он был. Они подплывают к Сан-Антонио, захватывают спящего капитана Мишкиту и заковывают в цепи. Кормчего Хуана де Элорьягу, пытавшегося оказать сопротивление, Кесадо убивает ножом. Командование Сан-Антонио поручается Себастьяну Элькано.

Магеллан узнает про мятеж только утром. В его распоряжении остается два корабля Тринидад и Сантьяго, почти не имевший боевой ценности. В руках же заговорщиков три крупных корабля Сан-Антонио, Консепсьон и Виктория. Но мятежники не желали дальнейшего кровопролития, опасаясь, что им за это придется отвечать по прибытии в Испанию. К Магеллану была послана шлюпка с письмом в котором говорилось, что их цель всего лишь заставить Магеллана правильно выполнить приказы короля. Они согласны считать Магеллана капитаном, но он должен советоваться с ними по всем своим решениям и не действовать без их согласия. Для дальнейших переговоров они приглашают Магеллана прибыть к ним для переговоров. Магеллан в ответ приглашает их на свой корабль. Те отказываются.

Усыпив бдительность противника, Магеллан захватывает шлюпку перевозившую письма и сажает гребцов в трюм. Мятежники больше всего опасались удара по Сан-Антонио, но Магеллан решил напасть на Викторию, где находилось много португальцев. Шлюпка, в которой находится альгвасил Гонсало Гомес де Эспиноса и пять надежных людей, отправляется к Виктории. Поднявшись на корабль, Эспиноса вручает капитану Мендосе новое приглашение от Магеллана прибыть на переговоры. Капитан начинает читать его с ухмылкой, но дочитать не успевает. Эспиноса наносит ему удар ножом в шею, один из прибывших матросов добивает мятежника. Пока команда Виктории пребывала в полной растерянности на борт вскакивает еще одна, на этот раз хорошо вооруженная, группа сторонников Магеллана во главе с Дуарте Барбозой, незаметно подошедшая на другой шлюпке. Экипаж Виктории сдается без сопротивления. Три корабля Магеллана: Тринидад, Виктория и Сантьяго — встают у выхода из бухты, перекрывая мятежникам путь к бегству.

После того, как у них отняли корабль, мятежники не решились вступить в открытое столкновение и, дождавшись ночи, попытались проскользнуть мимо кораблей Магеллана в открытый океан. Это не удалось. Сан-Антонио был обстрелян и взят на абордаж. Сопротивления не было, жертв тоже. Вслед за ним сдался и Консепсьон.

Для суда над мятежниками был создан трибунал. 40 участников мятежа были приговорены к смерти, но тут же помилованы, поскольку экспедиция не могла терять такое количество матросов. Был казнён только совершивший убийство Кесадо. Представителя короля Картахену и одного из священников, активно участвовавшего в мятеже, Магеллан казнить не решился, и они были оставлены на берегу после ухода флотилии. Больше про них ничего не известно.

Через несколько десятилетий, в эту же бухту зайдет Френсис Дрейк, которому также придется совершить кругосветное плавание. На его флотилии будет раскрыт заговор и в бухте состоится суд. Он предложит мятежнику выбор: казнь, или его оставят на берегу, как Магеллан Картахену. Подсудимый выберет казнь.

В мае Магеллан послал Сантьяго во главе с Жуаном Серраном на юг для разведки местности. В 60 милях к югу была найдена бухта Санта-Крус. Ещё через несколько дней в бурю корабль потерял управление и разбился. Моряки, кроме одного человека, спаслись и оказались на берегу без пищи и припасов. Они пытались вернуться к месту зимовки, но из-за усталости и истощения соединились с основным отрядом только через несколько недель. Потеря судна, специально предназначенного для разведки, а также припасов, находящихся на нём, нанесла большой ущерб экспедиции.

Магеллан сделал Жуана Серрана капитаном Консепсьона. В результате все четыре корабля оказались в руках сторонников Магеллана. Сан-Антонио командовал Мишкита, Викторией Барбоза.

Во время зимовки моряки вступили в контакт с местными жителями. Они были высокого роста. Для защиты от холода они обматывали ноги большим количеством сена, поэтому были названы патагонцами (большеногими, рождёнными с лапами). Сама страна по их имени была названа Патагония. По приказу короля было необходимо привезти в Испанию представителей встретившихся экспедиции народов. Поскольку матросы опасались схватки с высокими и сильными индейцами, они пошли на хитрость: давали им в руки множество подарков, а когда те уже не могли больше ничего удержать в руках, предлагали им в подарок ножные кандалы, назначение которых индейцы не понимали. Так как руки были заняты, патагонцы соглашались чтобы кандалы цепляли к их ногам, пользуясь этим матросы их сковывали. Так удалось захватить двух индейцев, но это привело к столкновению с местными жителями с жертвами с обеих сторон. Ни один из пленников не дожил до возвращения в Европу.

24 августа 1520 года флотилия вышла из бухты Сан-Хулиан. За время зимовки она лишилась 30 человек. Уже через два дня экспедиция вынуждена была остановиться в бухте Санта-Крус из-за непогоды и повреждений. В путь флотилия вышла только 18 октября. Перед выходом Магеллан объявил, что будет искать пролив вплоть до 75°ю.ш., если же пролив не обнаружится, то флотилия пойдет к Молуккским островам вокруг мыса Доброй Надежды.

21 октября под 52°ю.ш. корабли оказались у узкого пролива ведущего в глубь материка. Сан-Антонио и Консепсьон посылаются на разведку. Вскоре налетает буря длившаяся два дня. Моряки опасались, что посланные на разведку корабли погибли. И они действительно чуть не погибли, но когда их понесло к берегу, перед ними открылся узкий проход, в который они вошли. Они оказались в широкой бухте, за которой последовали еще проливы и бухты. Вода все время оставалась соленой, а лот очень часто не доставал дна. Оба судна вернулись с радостной вестью о возможном проливе.

Флотилия вошла в пролив и много дней шла по настоящему лабиринту скал и узких проходов. Пролив впоследствии был назван Магеллановым. Южную землю, на которой ночами часто виделись огни, назвали Огненной Землей. У «реки Сардин» был созван совет. Кормчий Сан-Антонио Эстебан Гомиш высказался за возвращение домой из-за малого количества провианта и полной неизвестности впереди. Другие офицеры не поддержали его. Магеллан хорошо помнил судьбу Бартоломео Диаша, открывшего мыс Доброй Надежды, но уступившего команде и вернувшегося домой. Диаш был отстранён от руководства будущими экспедициями и так никогда и не попал в Индию. Магеллан объявил, что корабли пойдут вперёд.

Магелланов пролив. Эскиз карты Пигафетты. Север внизу.

У острова Доусон пролив делится на два канала, и Магеллан снова разделяет флотилию. Сан-Антонио и Консепсьон идут на юго-восток, два других корабля остаются для отдыха, а на юго-запад отправляется лодка. Через три дня лодка возвращается и моряки сообщают, что видели открытое море. Вскоре возвращается Конспесьон, но от Сан-Антонио нет известий. Пропавший корабль ищут несколько дней, но всё бесполезно. Позже выяснилось, что кормчий Сан-Антонио Эстебан Гомеш поднял мятеж, заковал в цепи капитана Мишкиту и ушёл домой в Испанию. В марте он вернулся в Севилью, где обвинил Магеллана в измене. Началось следствие, всю команду посадили в тюрьму. Над женой Магеллана установили надзор. Впоследствии бунтовщиков выпустили, а Мишкита оставался в тюрьме вплоть до возвращения экспедиции.

28 ноября 1520 года корабли Магеллана выходят в океан. Путь по проливу занял 38 дней. На долгие годы Магеллан останется единственным капитаном, прошедшим пролив и не потерявшим ни одного корабля.

Выйдя из пролива, Магеллан 15 дней шел на север, дойдя до 38°ю.ш., где повернул на северо-запад, а 21 декабря 1520 года, дойдя до 30°ю.ш., повернул на северо-запад.

Флотилия прошла по Тихому океану не менее 17 тыс. км. Такие огромные размеры нового океана оказались неожиданными для моряков. При планировании экспедиции исходили из предположения, что Азия находится сравнительно близко от Америки. Кроме того, в то время считалось, что основную часть Земли занимает суша, и только сравнительно небольшую — море. Во время пересечения Тихого океана стало ясно, что это не так. Океан казался бескрайним. В южной части Тихого океана находится множество обитаемых островов, на которых можно было бы получить свежие припасы, но маршрут флотилии прошел в стороне от них. Не готовая к такому переходу, экспедиция испытывала огромные лишения.

«В продолжение трёх месяцев и двадцати дней, — отмечал в своих дорожных заметках летописец экспедиции Антонио Пигафетта, — мы были совершенно лишены свежей пищи. Мы питались сухарями, но то уже не были сухари, а сухарная пыль, смешанная с червями, которые сожрали самые лучшие сухари. Она сильно воняла крысиной мочой. Мы пили жёлтую воду, которая гнила уже много дней. Мы ели также воловью кожу, покрывающую грот-грей, чтобы ванты не перетирались; от действия солнца, дождей и ветра она сделалась неимоверно твёрдой. Мы замачивали её в морской воде в продолжение четырёх-пяти дней, после чего клали на несколько минут на горячие угли и съедали её. Мы часто питались древесными опилками. Крысы продавались по полдуката за штуку, но и за такую цену их невозможно было достать».

Кроме того, на кораблях свирепствовала цинга. Погибло, по разным источникам, от одиннадцати до двадцати девяти человек. К счастью для моряков, за все время плавания не было ни одной бури и они назвали новый океан Тихим.

Во время плавания экспедиция дошла до 10 °C.ш. и оказалась заметно севернее Молуккских островов, к которым стремилась. Возможно, Магеллан хотел убедиться, что открытое Бальбоа Южное море является частью этого океана, а, возможно, он опасался встречи с португальцами, которая для его потрепанной экспедиции закончилась бы плачевно. 24 января 1521 года моряки увидели необитаемый остров (из архипелага Туамоту). Высадиться на него не представлялось возможности. Через 10 дней был обнаружен еще один остров (в архипелаге Лайн). Высадиться тоже не удалось, но экспедиция наловила акул для пропитания.

6 марта 1521 года флотилия увидела остров Гуам из группы Марианских островов. Он был населен. Лодки окружили флотилию, началась торговля. Вскоре выяснилось, что местные жители воруют с кораблей все, что попадется под руку. Когда они украли шлюпку, европейцы не выдержали. Они высадились на остров и сожгли селение островитян, убив при этом 7 человек. После этого они забрали лодку и захватили свежие продукты. Острова были названы Воровскими (Ландронес). При уходе флотилии местные жители преследовали корабли на лодках, забрасывая их камнями, но без особого успеха.

Через несколько дней испанцы первыми из европейцев достигли Филиппинских островов, которые Магеллан назвал архипелагом Святого Лазаря. Опасаясь новых столкновений, он ищет необитаемый остров. 17 марта испанцы высадились на острове Хомонхом. Переход через Тихий океан закончился.

На острове Хомонхом был устроен лазарет, куда перевезли всех больных. Свежая пища быстро вылечила моряков, и флотилия отправилась в дальнейший путь среди островов. На одном из них раб Магеллана Энрике, родившийся на Суматре, встретил людей, говорящих на его языке. Круг замкнулся. Впервые человек обошёл землю.

7 апреля 1521 года экспедиция вошла в порт Себу на одноименном острове. Места были цивилизованные, и с европейцев даже попытались взять торговую пошлину. Испанцы отказались платить, а оказавшийся в городе мусульманский купец посоветовал радже не воевать с европейцами, и требование было снято.

Началась оживлённая торговля. За железные изделия островитяне легко отдавали золото и продукты. Впечатлённый силой испанцев и их оружием, властитель острова раджа Хумабон соглашается отдаться под покровительство испанского короля и вскоре крестится под именем Карлос. Вслед за ним крестится его семья, множество представителей знати и простых островитян. Покровительствуя новому Карлосу-Хумабону, Магеллан пытался привести под его власть как можно больше местных правителей.

Памятник Лапу-Лапу на острове Себу.

Один из вождей острова Мактан Лапу-Лапу (Силапулапу) противился новым порядкам и не собирался отдаваться под власть Хумабона. Магеллан организовал против него военную экспедицию. Он хотел наглядно продемонстрировать местным жителям мощь Испании. Сражение оказалось неподготовленным. Из-за отмели суда и лодки не смогли подойти на близкое расстояние, чтобы эффективно поддержать десантный отряд огнём. Во время нахождения европейцев на Себу местные жители имели возможность изучить европейское оружие и его слабые стороны. Они быстро двигались, не давая европейцам прицелиться, и атаковали моряков в незащищённые доспехами ноги. Когда испанцы начали отступать, Магеллан был убит.

В результате поражения погибло девять европейцев, но ущерб репутации был огромен. Кроме того сразу же дала себя знать потеря опытного руководителя. Вставшие во главе экспедиции Жуан Серран и Дуарте Барбоза вступили в переговоры с Лапу-Лапу предлагая ему выкуп за тело Магеллана, но тот ответил, что тело не будет выдано ни при каких условиях. Неудача переговоров окончательно подорвала престиж испанцев, и вскоре их союзник Хумабон заманил их на обед и устроил резню, убив несколько десятков человек, в том числе почти весть командный состав. Кораблям пришлось срочно отплыть. Находясь почти у цели, флотилия потратила несколько месяцев, чтобы достичь Молуккских островов.

Там были закуплены пряности, и экспедиции предстояло отправиться в обратный маршрут. На островах испанцы узнали, что португальский король объявил Магеллана дезертиром, поэтому его суда подлежали взятию в плен. Суда обветшали. «Консепсьон» был ранее оставлен командой и сожжён. Оставалось только два корабля. «Тринидад» был отремонтирован и отправился на восток к испанским владениям в Панаме, а «Виктория» — на запад в обход Африки. «Тринидад» попал в полосу встречных ветров, был вынужден возвратиться к Молуккским островам и был захвачен в плен португальцами. Большинство его экипажа погибло на каторге в Индии. «Виктория» под командованием Хуана Себастьяна Элькано продолжила маршрут. Экипаж был пополнен некоторым числом островитян-малайцев (почти все из них погибли в дороге). На корабле вскоре стало не хватать провизии (Пигафетта отмечал в своих записях: «Кроме риса и воды, у нас не осталось съестного; из-за недостатка соли все мясные продукты попортились»), и часть экипажа стала требовать от капитана взять курс на принадлежащий португальской короне Мозамбик и сдаться в руки португальцев. Однако большинство моряков и сам капитан Элькано решили любой ценой попытаться доплыть до Испании. «Виктория» с трудом обогнула мыс Доброй Надежды и затем два месяца без остановок шла на северо-запад вдоль африканского побережья.

9 июля 1522 года изношенный корабль с измождённым экипажем подошёл к островам Зелёного мыса, португальскому владению. Не сделать здесь остановки было невозможно по причине крайнего недостатка питьевой воды и провизии. Здесь Пигафетта пишет:

«В среду, 9 июля, мы добрались до островов Святого Иакова и тут же отправили лодку к берегу за провизией, придумав для португальцев историю, будто мы потеряли нашу фок-мачту под экватором (на самом же деле мы потеряли её у мыса Доброй Надежды), и за это время, что мы её восстанавливали, наш капитан-генерал уехал с двумя другими кораблями в Испанию. Расположив их таким образом к себе, а также отдав им нашего товару, нам удалось получить от них две груженные рисом лодки… Когда наша лодка снова подошла к берегу за рисом, были задержаны тринадцать человек экипажа вместе с лодкой. Опасаясь того, чтобы некоторые каравеллы не задержали также и нас, мы в спешном порядке направились дальше».

Интересно, что сам Магеллан совершенно не предполагал совершить кругосветную экспедицию — он лишь хотел найти западный маршрут к Молуккам и возвратиться назад, вообще для любого коммерческого рейса (а рейс Магеллана был таким) кругосветное путешествие бессмысленно. И только угроза нападения португальцев заставила один из кораблей продолжать следовать на запад, причём если бы «Тринидад» проделал свой маршрут благополучно, а «Виктория» была бы пленена, никакого кругосветного путешествия не было бы.

6 сентября 1522 года «Виктория» добралась до Испании, став, таким образом, единственным кораблём флотилии Магеллана, победно вернувшимся в Севилью. На корабле было восемнадцать выживших. Позже, в 1525 году, ещё четверо из 55 членов команды корабля Тринидад были доставлены в Испанию. Также были выкуплены из португальского плена те члены команды «Виктории», которые были схвачены португальцами во время вынужденной стоянки на островах Зелёного Мыса.

Продажа груза, привезённого «Викторией», не только покрыла все расходы на экспедицию, но и, несмотря на гибель 4 кораблей из 5, дала значительную прибыль. Что касается принадлежности Молуккских островов, то португальский король поверил в их принадлежность Испании и откупил их за огромную сумму в 350 тысяч золотых дукатов. В 1523 году был издан отчёт императорского секретаря Максимилиана Трансильвана о путешествии, а затем были опубликованы и подробные воспоминания одного из участников экспедиции — венецианца Антонио Пигафетты.

Таким образом, испанцы открыли западный путь к Азии и Островам Пряностей. Это первое в истории кругосветное плавание доказало правильность гипотезы о шарообразности Земли и нераздельности океанов, омывающих сушу.

Кроме того, как обнаружилось, участники экспедиции «потеряли день». В те времена ещё не было понятия о разнице между местным и Всемирным временем, так как самые далёкие торговые экспедиции проходили в обоих направлениях практически по одному и тому же маршруту, пересекая меридианы сначала в одном направлении, потом в обратном. В этом же случае, впервые зафиксированном в истории, экспедиция вернулась в начальный пункт, так сказать, «не возвращаясь», но двигаясь только вперёд, на запад.

Маршрут кругосветной экспедиции Магеллана—Элькано.

Кто первым совершил кругосветное плавание, Магеллан, Элькано или женщина?

Веб-сайт National Geographic порадовал нас статьей о том, что португальский исследователь Фердинанд Магеллан не человек, которому следует приписать первое кругосветное путешествие, а Хуан Себастьян Элькано .

Этот гипускоанский моряк был капитаном единственного корабля из 18 моряков, достигших Санлукар-де-Барраменда 6 сентября 1522 года. Два дня спустя они «завершили круг», когда достигли Севильи, откуда они отплыли с пять кораблей и 240 моряков. Они совершили кругосветное путешествие за 3 года и 27 дней. Этим они доказали, что Земля круглая, и открыли новые маршруты плавания.

Время как нельзя лучше: всего несколько дней до  Дня баскской диаспоры , который состоится 8 сентября после того, как всенародное голосование выбрало этот день в память о присутствии басков во всем мире.

Есть некоторые расхождения в количестве членов экипажа, отправившихся к Молуккам, или «Островам пряностей», в поисках пути на запад. Это несоответствие в количестве членов экипажа может быть связано с тем, что иногда не учитывались плывшие рабы и, как мы увидим, их роль в истории, казалось бы, также была украдена и забыта.

Гравюра корабля «Виктория», датированная 1580 годом, с портретами Фердинанда Магеллана (вверху слева) и Хуана Себастьяна Элькано (вверху справа), но которая говорит о подвигах, совершенных бывшим

Статья, написанная Пабло Эмилио Перес-Маллаина , профессора истории Нового Света в Школе географии и истории Университета Севильи, отпраздновать 500-летие этого подвига, значит подчеркнуть роль Элькано в том же самом, потому что, казалось бы, вне нашего стране этот подвиг обычно приписывают Магеллану.

В этом должна быть доля правды, когда об этом пишут и National Geographic , и The New York Times .

Стирание Элькано

Это также можно найти в интересной статье, опубликованной The New York Times (опять же наш дорогой New York Times и его корреспондент Raphael Minder цитируются в нашем блоге), которая можно найти ниже. В ней он выделяет моряка из Гетарии и вспоминает некоторые интересные факты. Это также дает прекрасное объяснение причин, по которым память Хуана Себастьяна Элькано была преуменьшена и даже стерта.

Хабьер Альберди, баскский историк, директор военно-морского музея в Сан-Себастьяне, примерно в 15 милях к востоку от Гетарии, сказал, что «политическая ерунда» подорвала память об Элькано с 19 века, когда Антонио Кановас дель Кастильо , историк, который также стал главой испанского правительства, описал Элькано как не более чем «авантюриста».

Страх перед баскским национализмом в период гражданских войн в Испании означал, что «испанцы чувствовали себя более комфортно, поставив Магеллана вместо Элькано на первое место в своем списке великих исследователей, сразу после Колумба», — сказал г-н Альберди.

Этот образ представляет собой официальную версию, рассказанную в Испании, от которой мы, баски, и наши учреждения не были освобождены. Это значит, что мы лишились не только возможности писать свою историю, по крайней мере официально, но и возможности учить ей нашу молодежь, и того признания, которое наш народ имел в мировой истории.

В защиту Элькано

Вот почему мы должны аплодировать, пока не сломаем руки, работе, проделанной за последние несколько лет Фонд Элькано . Нам нравится все, что они делают, даже их слоган: баска по всему миру, снова . Их веб-сайт является жемчужиной.

Тем не менее, это не самое главное, чем они занимаются. Их охват выходит далеко за рамки красивого веб-сайта, как мы можем видеть на некоторых примерах:

В 2020 году мы представили вам запись о том, как Книга рекордов Гиннеса признала баскскую национальность Элькано .

В  Google Arts and Culture , чрезвычайном хранилище информации, если мы посмотрим на эту историческую фигуру, мы наткнемся на большое количество информации, большая часть которой предоставлена ​​ Фонд Элькано . Именно так нам нужно сделать так, чтобы мы были главными действующими лицами в нашей собственной истории.

  • Эти страницы не только защищают баскского моряка, но и раскрывают данные, которые, мы уверены, многие из нас не знали, например, что три из пяти кораблей отплыли из Севильи в сентябре 1519 года 
    были баски
    (двое из Ондарроа, один из которых вернулся домой, а другой из Эрандио).
  • Мы также обнаружили, что 10% моряков, то есть 24, были басками , и что шесть из 18 выживших были басками.
  • В заключение, перед нами целый мир, который нужно исследовать и встать на защиту Хуана Себастьяна Элькано, баскского моряка, которому удалось сделать так, чтобы эта экспедиция смогла вернуться в порт приписки.
След «бискаинью» на Молуккских островах

Еще в 2017 году мы принесли вам статью о том, как король одного из Молуккских островов в 16 веке говорил на lingoa Bizcainha .

Как мы уже говорили:

Живя с этими басками, тогдашний принц острова выучил Lengua Bizcainha , как нам говорит Фернан Лопес де Кастаньеда в своей хронике, História do descobrimento e conquista da ndia Португальцы , когда он говорит о тогдашнем короле, как пишет Хулиан Диас в своем блоге:

E el rey seria de xvij. annos, &era aluo & gentil home: estua vestido muy ricamete, & tinhagrade magestade & estado,estua acõpaniiado de seus jrmãos, & de muytos mandarins. E como se criara co os Castelhanos sabia bem a sua lingoa: & Bizcainha, & Portuguesa : & prezauasemuyto de as falar.
(Королю было бы 27 лет, и он был белым и благородным человеком. Он был очень богато одет, имел большое величие и статус; его сопровождали его братья и множество мандаринов.  И так как он вырос с кастильцами, он хорошо знал их язык, а также бискейнский и португальский, которые он очень ценил.)

Как хорошо размышляет Диас: баскский и португальский были языками повседневного использования во время экспедиции; иначе принц не удосужился бы их выучить. Кастаньеда приходит в восторг, когда король говорит по-португальски, так как он враг Португалии. Такое же волнение должны были испытать баски, услышав басков в таком отдаленном месте, или нет?

Но были ли Элькано и его команда первой европейской экспедицией, совершившей кругосветное путешествие?

Что ж, существует техническая возможность, что это не так. Нет сомнения, что они были первыми, кто намеревался это сделать. Ранее мы упоминали, что среди более-менее добровольцев в экспедиции были и рабы. Одним из них был Энрике де Малака или де Молукка , также известный как Энрике эль-Негро , который был рабом и переводчиком Магеллана, сопровождавшим его в путешествии.

Малакка. Португальская гравюра

Энрике был захвачен на Суматре в 1511 году и был куплен Магелланом, который увез его обратно в Европу, тем самым завершив первую часть кругосветного путешествия.

Затем, на борту экспедиции, он проделал большую часть оставшейся части пути, вернувшись на Филиппины. Там он оставил экспедицию (или остался) на Себу, одном из главных островов архипелага. Если бы он добрался оттуда до своего родного острова Молукка, он бы завершил путешествие.

Но это еще не все. В публикации историка и писателя Энрике Сантамарии , опубликованной Фондом Элькано , выдвигается другая возможность. На борту экспедиции был еще один раб и переводчик Магеллана, который также был уроженцем Микронезии. Если это правда, то она, несомненно, была первым человеком, совершившим кругосветное путешествие .

Итак, как мы видим, здесь сплетено множество историй: забытые истории, забытые главные герои, жажда приключений, погоня за богатством, и все это в то время, когда мир стал очень, очень большим.

Добраться из Европы до Молуккских островов в то время было ничуть не проще, чем добраться до Луны в 1960-х годах. Конечно, это было сложнее, чем сейчас.

Это лишь верхушка айсберга историй и приключений этих истинных героев Эпохи Великих Открытий , проживших почти два столетия. Среди них многие баски, которые превратили Северную Атлантику в « свое море », совершили кругосветное плавание на лодках, сделанных на баскских верфях, или открывшие способ путешествовать между Азией и Америкой по Манила-Акапулько маршрут .

National Geographic — 30.08.2022 — США

Магеллан получил признание, но этот человек первым совершил кругосветное плавание

Хуан Себастьян Элькано совершил первое известное кругосветное плавание в сентябре 1522 года. Баск штурман привел разорванные остатки флота Магеллана обратно в Испанию после смерти командующего в 1521 году./2019 -USA

Кто первым обогнул земной шар? Не Магеллан, Испания хочет, чтобы вы знали

20 сентября 1519 года португальский исследователь Фердинанд Магеллан отправился в то, что должно было стать первым кругосветным плаванием. Экспедиция помогла изменить мировую торговлю и вписала имя Магеллана в учебники истории. Это остается главной гордостью Португалии, которая два года назад обратилась в ЮНЕСКО с просьбой предоставить статус всемирного наследия тому, что она назвала «маршрутом Магеллана».

(Следовать) (Автоматический перевод)

 

 

Последнее обновление: 6 сентября 2022 г. О Стране Басков


Lagun iezaguzu aboutbasquecountry.eus mantentzen!
Помогите нам поддерживать работу aboutbasquecountry.eus !
Информационная служба aboutbasquecountry. eus

Эпоха Великих географических открытий

Вернуться к


Португальский Завоеватели

Энрике Мелакский
Был ли первый человек, совершивший кругосветное плавание, малайец?

Больше годы велись серьезные споры о том, кто на самом деле был первый человек, совершивший кругосветное плавание. Нас всех этому учили историческая честь принадлежит Фердинанду Магеллану (Фернао де Магальяйнс, в его родной португальский), который возглавлял экспедицию из пяти кораблей и более 270 человек из Испании в 1519 г.и поплыл на запад, достигнув Филиппины, где он был убит. Однако считалось, что Магеллан путешествовал до Сабаха раньше, и можно утверждать, что он действительно фактически завершил кругосветное плавание. Это также те, кто утверждает, что награда по праву должна принадлежать Себастьяну дель Кано, мятежник из команды Магеллана, возглавлявший единственный уцелевший корабль, Виктория и 17 других мужчин, и хромал обратно в Испанию в сентябре 8, 1522.

Тем не менее, только один человек может действительно претендовать на звание первым человеком, покинувшим свой дом, совершившим кругосветное плавание и прибывшим на место мира, где говорили на его родном языке. Этот человек был малайцем, Способный слуга и переводчик Магеллана по имени Энрике Мелакский или Генри Черный.

Если есть хоть один малайец, который когда-либо оказал наибольшее влияние на мир история, это, вероятно, будет Энрике. Поэтому иронично, что мы так мало знаю человека. Его зовут Панглима Аванг на малайском языке. литературе, но ни в одном заслуживающем доверия малайском языке о нем нет упоминания. исторические записи. В официальном сообщении кратко упоминается Энрике. Списки испанского экипажа, а также последняя воля и завещание Магеллана. Почти все известные нам факты об Энрике исходят из самая полная хроника путешествия Магеллана, повествование Антонио Пигафетта, итальянский доброволец, присоединившийся к команде Магеллана.

Пигафетта кратко упоминает о происхождении Энрике — он был Малайец, который жил в Мелаке, но был родом из Заматры. (Суматра). Магеллан был в составе экипажа португальской эскадры. пять кораблей под командованием Диего Лопеса де Секейры, которые вошли в Мелаку 1 сентября 1509 года и стали первыми европейцами, вступившими в контакт с Малайский полуостров. Магеллан также принимал участие во взятии города португальцами в 1511 году, и, вероятно, именно тогда он приобрел Малайский раб, которому он дал имя Энрике.

юному Энрике в то время могло быть около 18 лет — воля Магеллана и В завещании, составленном восемью годами позже, Энрике упоминается как «в возрасте двадцать шесть лет, более или менее».

В завещании также конкретно говорилось, что Энрике был «захваченным рабом», что указывает на то, что Энрике не был куплен на невольничьем рынке Магелланом. Возможно, он был одним из защитников город, который был взят в плен во время последнего португальского штурма. Военнопленные считались бы рабами и могли быть разделены в качестве трофеев между офицерами и солдатами победившей Португальская экспедиция. Возможно, он также был рабом до падения город. В Малакке были тысячи рабов, принадлежавших купцов и малайской знати, а португальские записи свидетельствуют о том, что Только у султана Малакки Махмуда было более трех тысяч «амбаров». («Хамба Раджа» или королевские рабы). Многие из «хамба раджа» на самом деле были военнопленные, возвращенные из успешных кампаний Малакки против королевств Суматры, места рождения Энрике.

новый раб должен был быть полезным проводником и переводчиком, когда Магеллан затем путешествовал по разным частям Ост-Индии после захват, доходящий до Сабаха.

Затем он отплыл обратно в Лиссабон в 1512 г., со своим верным малайским слугой на буксире, и был отправлен в Португальские кампании против мавров в Марокко. Там Магеллан был был ранен в бою и всю оставшуюся жизнь хромал. Обвиненный в коррупции в то время как он был там, он с горечью оставил службу короля Португалии и предложил свои услуги королю Карлу I Испания в 1517 году. Португалия контролировала все восточные пути к богатым. Острова специй Малайского архипелага и Магеллан подарили королю Испании со своим дерзким планом — найти путь, идущий на запад к острова специй, избегая португальцев. Говорят, что у него даже Энрике представил королю и его Тайному совету, чтобы убедить их что сопровождать его в путешествии будет человек с местным язык, знания и опыт, необходимые для успешного путешествия.

Похоже, что до этого момента Энрике был верным и способным слуга, и что его отношения с хозяином были хорошими — возможно, даже дружбы. Это было, конечно, достаточно хорошо для Магеллану объявить в своем завещании и завещании, что после его смерти Энрике «должен быть свободен и отпущен на волю, и уволиться, освобожден и освобожден от всякой обязанности и подчинения, чтобы он мог действовать так, как хочет и считает нужным. » Магеллан даже оставил Энрике удобную долю от его поместье, «сумма в десять тысяч мараведи деньгами на его содержание».

Испанский король был покорен этим планом. Магеллан был снабжен пять парусников — Сан-Антонио, Консепшен, Виктория, Сантьяго и его флагман Trinidad — и экипажи, насчитывающие более 270 человек. Они уехали испанский порт Санлукар-де-Баррамеда 20 сентября 1519 г. и началось, пожалуй, самое смелое и историческое исследовательское путешествие за всю историю — путешествие, значение которого можно сравнить только с высадкой человека на Луна 450 лет спустя.

Через Атлантику, вдоль побережья Южной Америки и вверх по Тихого океана, они плыли и терпели много невзгод — жажду, голод, болезни, бури, дезертирство, враждебные туземцы, даже мятежи. Наконец, на 16 марта 1521 года — через восемнадцать месяцев после того, как они покинули Испанию — они увидел Самар, самый восточный из филиппинских островов. Они продолжили исследование островов и столкнулись с рядом аборигенов, но малайский язык Энрике был для них непонятен, и они общаться с помощью языка жестов. Магеллан, должно быть, отчаялся, думая, что они еще далеки от своей цели — островов Малайский архипелаг.

Но 28 марта произошло знаменательное событие. Пигафетта писал: «….мы увидели приближающиеся две длинные лодки, которые назвали Баллангаи, полный людей, а в большем их король сидел внизу навес из матов. И когда они приблизились к капитанскому кораблю, этот раб (Энрике) говорил с этим королем, который хорошо его понял».

От с этого момента Энрике стал единственным ушами и голосом этого группа исследователей. Продолжая свое путешествие по окрестностям островных королевств, только Энрике от имени Магеллана и испанская корона, говорила с королями и торговцами — с просьбой продовольствие, обменивая товары на торговлю, предлагая послания мира, донесение угроз войны.

Именно после одной такой угрозы Энрике потерял мастер и друг, Магеллан. Магеллан подружился с правителем Себу, Раджу Хумабона попросили наказать большую группу мятежных туземцев. в деревне Мактан, под предводительством воина по имени Лапу Лапу.

В субботу, 27 апреля, Магеллан напал на Лапу-Лапу. деревня с 60 воинами — пушками, мушкетами, арбалетами и сталью мечи против бамбуковых копий и отравленных стрел. Но маленький Испанские силы внезапно оказались разбиты более чем 1500 лапу. Воины Лапу.

Пигафетта заметил, что люди Лапу-Лапу сближаются. атаки на самого испанского капитана — Магеллан был впервые поражен в правую ногу стрелой, а позже копьем попало ему в руку. Для по какой-то причине его пушка перестала стрелять и, несмотря на давили атаки почти час, подкреплений не было с ожидающих его кораблей. Затем многие из его людей начали бежать в безопасности своих кораблей. Филиппинцы бросились вперед и с раненым рука, которая едва могла поднять меч для защиты, обмякшая Магеллан следовал за бегущими солдатами. Пробираясь по колено в прибой, в конце концов его проткнули копьем в правую ногу, и он рухнул лицом вниз. Стена копий обрушилась на павшего капитана. и он был мертв.

Энрике сам был ранен в бою. Опустошенный смертью Магеллана, он ушел в глубокий траур. Пигафетта пишет, что «он больше не ходил на берег по нужным делам, но всегда был завернут в одеяло». На место Магеллана был избран новый командующий — португалец имени Дуарте Барбоза — и он был полон решимости показать малайскому рабу что новый капитан не потерпит такого поведения. Кричать на Энрике, Барбоза сказал ему, что, хотя его хозяин умер, он не быть освобожденным, но остаться рабом. Дуарте приказал ему сойти на берег всякий раз, когда он был нужен, иначе его прогонят.

Затем Пигафетта пишет, что Энрике тогда подозревали в замышляя крушение своих товарищей по кораблю, но он не уточнил подробности Причина этого заговора. Энрике мог подозревать, что капитаны, оставшиеся на кораблях, могли замышлять смерть его мастер во время боя — намеренно не посылая ему подкрепление или поддерживающий артиллерийский огонь. Возможно, он был в ярости Барбоза за то, что он отказал ему в свободе, обещанной его мастер, что он должен быть освобожден после его смерти. Возможно, он чувствовал, что мастер, которого он любил и которым восхищался, теперь умер, и не было больше не было причин оставаться рабом — пришло время начать новую жизнь свободного человека.

Что угодно причина — была ли это верность, месть, ярость или просто попытка на свободе — заговор был задуман всего через три дня после того, как Магеллан смерть. Пигафетта пишет, что Энрике сошел на берег и сказал Хумабону, что испанцы собирались немедленно уйти, «но, если он последует за по его совету, он получит все товары с их кораблей… и поэтому они составил заговор.»

На следующий день Энрике сообщил испанцам, что Хумабон приготовил драгоценности и подарки для короля Испании и попросил их сойти на берег, чтобы получить их. Партия испанцев во главе с Барбоза действительно пришел в сопровождении Энрике, как обычно, но они были атакован. Единственный выживший побежал обратно к кораблям и, когда его спросили если и были другие, кто пережил нападение, он сказал, что все они мертвы, кроме переводчика.

В официальных испанских записях Энрике Мелакский указан как один из В том нападении было убито 27 человек, так что мы действительно не знаем, был ли Энрике пережил это нападение, как утверждает Пигафетта. Что мы знаем, так это то, что было последним, что мы слышим об Энрике в дневнике Пигафетты — и он исчезает в тумане истории. Никто не знает, остался ли он в Себу, или вернулся в Мелаку, или, может быть, даже вернулся в свою Родина на Суматре. Если бы он действительно добрался до дома, он бы прибыл туда намного раньше, чем дель Кано, сделав малайского раба первый человек, совершивший кругосветное плавание, а не Магеллан или дель Кано

Один можно также утверждать, что испанцы, возможно, действительно изменили официальные списки экипажа, чтобы убедиться, что это невозможно — как мог ли малайский раб побить цвет испанской мужественности в гонка вокруг земного шара? Конечно, Энрике должен был быть лишь примечанием к героические подвиги Магеллана и дель Кано, рассказанные в бесчисленных книг об этом замечательном путешествии, написанных в течение следующих нескольких сотен лет. годы. Только в этом столетии были подняты вопросы о этот малайский переводчик и его роль в этом историческом достижении. О нем мало что было известно даже в Малайе, пока в 19 г.58, писатель Харун Аминуррашид опубликовал один из величайших исторических романов в современная малайская фантастика «Панглима Аванг».

Несмотря на отсутствие письменных доказательств того, что Энрике имел какое-либо происхождение или связи с Филиппинами — и Совершенно ясное заявление Пигафетты о том, что он с Суматры — филиппинец писатели и историки теперь называют Энрике одним из своих земляки. Некоторые предполагают, что он мог быть похищен из Себу и привозили на Суматру или Малаку в качестве раба. Другие думают, что у него может быть был членом небольшой филиппинской общины, проживающей в Малакке на время его падения к португальцам. Самая удобная функция Эти теории заключаются в том, что если бы Энрике действительно был из Себу, это было бы Без сомнения, филиппинец стал первым человеком, совершившим кругосветное плавание. мир.

Основным аргументом этих теорий является то, что Энрике мог говорить в язык народа, населяющего острова вокруг Себу — Бисаян — и, следовательно, должен был быть из самого Себу. Есть фатальный недостаток в этом аргументе — повествование Пигафетты выше действительно показывает, что Энрике вообще не мог общаться с аборигенами при первой встрече с ними. Только когда он разговаривал с королевскими особами — в данном случае их королем — или с торговцами, которые вдруг нашли общий язык среди их. Это, конечно, неудивительно — к тому времени малайский был «лингва-франка» всего архипелага и официальный язык международная дипломатия и торговля для всего региона. Все ссылки Энрике в хронике Пигафетты говорит с королями, вождей или торговцев, а не простых людей, которые, возможно, не знали международный язык малайский.

Но непрекращающиеся споры о том, был ли он малайцем или филиппинцем, не умалить монументальные достижения этого человека. Сжигание с неутолимой страсти к путешествиям и мореходной страсти своей расы, Энрике Мелака плавал по морям Ост-Индии со своим хозяином; последовал его через Индийский океан и по краю африканского континент; преданно сражался вместе с ним в Северной Африке; жил в великолепие королевских дворов Португалии и Испании. Он приступил к величайшее приключение — обогнуть земной шар, последний рубеж; исследовать странные новые миры; искать новую жизнь и новые цивилизации; смело идти туда, куда еще не ступала нога человека.

Сделав это, он вернулся на круги своя, в землю, где он мог понять людей, и они могли понять его. И там остается вероятность того, что этот скромный малайский раб действительно был первый человек, совершивший кругосветное плавание.


Источники:

Pigafetta, Antonio, журнал, цитируется по Skelton, R.A., «Путешествие Магеллана — рассказ о первом кругосветном плавании», Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 1969

Цвейг, С. Магеллан. «Der Mann und seine Tat», Вена-Лейпциг-Цюрих, 1937 г. и Fischer Taschenbuch Verlag, 1983 г.

Пинтадо, MJ, «Португальские документы о Малакке», национальный Архив Малайзии, 1993 г.


О нас Автор

Написать автору: sabrizain@malaya.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *