В каком году была принята конституция в которой утверждалось что ссср: В каком году принята Конституция, в которой утверждалось что в СССР построено < развитое социалистическое...

Исследование: граждане СССР чаще всего предлагали закрепить в конституции низкие цены

23 июня 2020, 02:36

МОСКВА, 23 июня. /ТАСС/. Советские граждане чаще всего предлагали закрепить в конституции гарантии предоставления социальных прав, зафиксировать цены на товары первой необходимости, а также отменить деньги. К такому выводу пришли ученые Рязанского госуниверситета (РГУ) им С. А. Есенина, сообщила ТАСС руководитель исследования, доктор исторических наук Анна Попова.

Предложения советских граждан по конституции изучаются в РГУ им. С.А. Есенина на средства гранта Российского фонда фундаментальных исследований. Ученые анализируют «письма во власть», которые хранятся в Государственном архиве Российской Федерации. Обращения граждан учитывались при составлении Конституции СССР 1977 года, а также Конституции Российской Федерации 1993 года.

«Если выделить общую тенденцию, то на протяжении XX века у людей укрепилась вера в то, что именно государство должно заботиться о благе народа, в частности, установить низкие цены и дать всем работу по специальности, и до сегодняшнего времени это тоже крепко сохраняется. В начале ХХ века люди предлагали отменить деньги, в 1960-е годы — вернуть довоенные цены на товары первой необходимости. А в 1990-е годы — требовали сохранить цены и обуздать кооперативы», — отметила собеседница агентства.

Как уточнила еще одна участница исследования, доктор исторических наук Ольга Попова, в советское время письма с предложениями поправок в конституцию направляли представители всех социальных слоев. Часть идей нашла отражение в окончательных версиях документов.

«Контроль за ценами находится за пределами регулирования основного закона, поэтому такое положение, конечно же, включено не было. Зато в конституцию 1977 года по предложениям народа вошла шестая статья о руководящей партии — люди предлагали закрепить особую роль Коммунистической партии, а также впервые — право на получение медицинской помощи. В 1936 году в документе были закреплены социальные права, в том числе, на труд и на отдых», — сказала Ольга Попова.

10 июля 1918 года на V Всероссийском съезде Советов была принята первая Конституция РСФСР, в которой был закреплен принцип диктатуры пролетариата, утверждена новая избирательная система, согласно которой рабочие получили более чем трехкратное преимущество в представительстве по сравнению с крестьянами. 31 января 1924 года на II съезде Советов СССР была принята первая общесоюзная конституция, которая в основном повторяла положения Конституции РСФСР 1918 года.

5 декабря 1936 года VIII чрезвычайный съезд Советов утвердил советскую конституцию, в которой декларировалась победа социализма в СССР, устанавливались государственная и кооперативно-колхозная собственность, были закреплены основные гражданские свободы. 7 октября 1977 года на внеочередной сессии Верховного Совета СССР был принят новый основной закон. Он закрепил цель на создание «бесклассового коммунистического общества», в преамбуле утверждалось, что в Советском Союзе построен «развитой социализм». В шестой статье было повторено положение о «руководящей и направляющей» роли КПСС в советском государстве. Также в документе были закреплены новые социальные права граждан: на охрану здоровья, жилище, пользование достижениями культуры и др.

1 декабря 1988 года в общесоюзный документ были внесены изменения, согласно которым высшим органом государственной власти становился Съезд народных депутатов СССР. 12 декабря 1993 года по результатам народного голосования была принята первая Конституция Российской Федерации, в которой был закреплен принцип разделения властей, определен состав федеративного устройства России. Документ в равной мере защищает все формы собственности. 

Теги:

Россия

Мифология и идеология СССР | Drupal

Мифология и идеология СССР

  1. Мечты о будущем
  2. Будущее – единственная наша религия
  3. Мы покоряем пространство и время
  4. Труд в СССР – дело чести, доблести и геройства
  5. Наш лозунг – Всемирный Советский Союз
  6. Новая историческая общность – советский народ
  7. Все лучше, зажиточнее, веселее будут жить труженики в СССР
  8. СССР на страже мира во всем мире
  9. КПСС – ум, честь и совесть нашей эпохи

Этот раздел представляет собой своеобразный парадный автопортрет советского государства, создававшийся по правилам идеологии, присущей тоталитарному режиму.

Коммунистическая идеология заимствовала многие образы, каноны и ритуалы религии, которую она отрицала. Главным ее догматом была возможность создания совершенного общества, где не будет ни эксплуатации, ни войн, ни несправедливости, где расцветут добродетели и исчезнут пороки. Руководителем утопического проекта построения коммунизма была партия большевиков. Она обладала всей полнотой политической, экономической и идеологической власти в стране. Военные парады и гражданские демонстрации, спортивные праздники и коммунистические субботники, политические митинги и партийные собрания были частью тоталитарной машины, подчинявшей себе общество, заставлявшей его мыслить, действовать и чувствовать как единый организм. Этой же цели добивались образование, литература, искусство.

Тоталитарная пропаганда работала эффективно. Энтузиазм значительной части общества был неподдельным. Иллюзия счастливого будущего успешно скрывала царящие в стране насилие, страх и бесправие.

 

Стремление к светлому будущему, свойственное человеку, находило воплощение в трудах писателей, философов, общественных деятелей, художников, архитекторов на протяжении всей истории человечества.

Проекты построения идеального общества предлагали древнегреческий философ Платон (427 – 347 до н.э.) в трактате « Государство», английский писатель, мыслитель Томас Мор (1478 – 1535 гг.) в книге « Утопия», итальянский поэт Томазо Кампанелла (1568-1639 гг.) в « Городе Солнца». Художники и архитекторы прошлого создавали в своем воображении и на бумаге идеальные города. Проект идеального города предложил в середине XVI века известный итальянский архитектор П. Катанео. Идеальное поселение на 2000 жителей, основанное на принципах английского социалиста-утописта Р. Оуэна, спроектировал по заданию автора в начале XIX века архитектор С. Уайтвелл. В конце XIX в. английским экономистом Э. Говардом была выдвинута идея города-сада.

Революция 1917 г. в России обещала неограниченные возможности для преобразования мира. Многие условности, многие традиции, сковывавшие живое творчество, были в один момент отброшены и забыты. Борцы за светлое будущее истово верили, что Россия дает толчок к мировой революции, а со временем размах преобразовательной деятельности коснется и космоса.

Потому и характерна для многих архитектурных проектов в первые десятилетия после революции устремленность вверх, к небу: и проект летающего города, и город на воздушных путях сообщения. Все лишения, сопутствовавшие осуществлению «многовековой мечты человечества», можно было оправдать тем, что советским людям дарована миссия созидания того, чего никогда не было у других. « Мы рождены, чтоб сказку сделать былью», – слова из популярной песни стали олицетворением веры народа в свою избранность, в свою исключительную миссию в деле преображения мира.

Как все тоталитарные государства, Советский Союз представлял себя обществом, находящимся в начале «нового мира» или «новой эры». Из этого активно проповедуемого государственной идеологий взгляда на мир проистекало чувство новизны, перспективы «светлого будущего». Доверие к будущему возбуждало массовый энтузиазм и позволяло переносить лишения.

 

Перспективами, которые открывала революция, вдохновлялись не в последнюю очередь люди искусства. Александр Блок искренне призывал « сердцем слушать революцию». Велимиру Хлебникову революция представлялась не борьбой классов, а космическим переворотом, открытием новых « законов времени». Валерий Брюсов увидел в культурном процессе своего времени « новые формы жизни» и думал о « новом языке, новом стиле, новых метафорах, новых ритмах».

1910-20-е гг. были расцветом русского авангарда, для которого характерны активная позиция, энтузиазм, творческий поиск без оглядки на авторитеты, презрение к общепринятым ценностям, стремление разрушить сложившиеся традиции.

Основными чертами нового искусства стали его особая утопичность, социальная направленность, революционность, стремление к созиданию нового мира. К. Малевич считал, что « кубизм и футуризм были движения революционные в искусстве, предупредившие и революцию в экономической и политической жизни 1917 года», конструктивист Эль Лисицкий выводил коммунизм непосредственно из супрематизма Малевича, а « Газета футуристов», издаваемая Маяковским, Каменским и Бурлюком, в 1917 г. стала выходить под лозунгом « революция духа», которая понималась как радикальная ломка устоев старой культуры. Основы нового языка в живописи – квадрат, крест, круг – успешно развивали идею преодоления пространства. Созданный К. Малевичем в 1915 г. « Черный квадрат» стал своего рода иконой для искусства ХХ и XXI веков. Картина оказалась символом некоей новой религии, один из постулатов которой сформулировал итальянский футурист Филиппо Маринетти –

«будущее – наша религия».

Отрицание искусства как самоцели, его связь с реалиями жизни, производительным, полезным трудом отразилось в модном течении 20-х гг. – производственном искусстве. « Ни к новому, ни к старому, а к нужному», – провозгласил пионер советского дизайна В. Татлин. « Производственники» создавали современную мебель, образцы новой полиграфии, текстиля, одежды. Идеи о переделке мира и человека отразились и в быту. Ведущие архитекторы разрабатывали новый тип жилья, рассчитанного исключительно на коллективный образ жизни. Проекты носили различные названия – «дом-коммуна», «жилкомбинат», « дом нового быта».

Со временем основной функцией советского искусства стало воспитание « нового советского человека».

 

В первые годы советской власти особенной революционной романтикой и пафосом были наполнены призывы к преобразованию природы. Природу требовалось низвергать, как и все старое, и строить новую окружающую среду, более соответствующую коллективным потребностям советского общества. Обновление и переделка природы были тесно связаны с формированием « нового советского человека». « Человек, изменяя природу, изменяет себя», – говорил в 1930-е гг. Максим Горький.

Освоение воздушного и космического пространства, строительство электростанций, прокладывание тысячекилометровых железных дорог и каналов, возведение промышленных гигантов, освоение целинных земель, строительство метрополитена и высотных зданий в столице, добыча полезных ископаемых в шахтах говорили о том, что человеку подвластны все стихии. « Нам нет преград, ни в море, ни на суше»

, – слова из популярной песни « Марш энтузиастов» утверждали пафос покорения пространства. Постоянная и преувеличенная демонстрация успехов социалистического строительства призвана была рождать у народа чувство гордости за свою страну и уверенность в преимуществах социализма, в неизбежности построения в СССР коммунизма. Эта неизбежность превращения из утопии в действительность ежедневно декларировалась всеми средствами пропаганды и агитации, печатью, радио и кино. Новости с великих строек коммунизма – Днепрогэса, Магнитки, Каракумского канала, Байкало-Амурской магистрали, Турксиба, Волго-Донского судоходного канала, Каховской и Сталинградской ГЭС и многих других – не сходили со страниц советских газет. « Пройдут годы, пройдут десятилетия, и человечество, пришедшее к коммунизму во всех странах мира, с благодарностью вспомнит советских людей, которые впервые, не боясь трудностей, смотря далеко вперед, вступили в великую мирную битву с природой, чтобы стать ее господами, чтобы показать человечеству путь к овладению ее силами, к ее преобразованию», – утверждала официальная пропаганда.
Литература и кино создавали произведения, воспевающие романтику труда и созидания, насыщенные духом « героизма и творчества народа», пафосом коллективных усилий.

 

У советской тоталитарной культуры свои мифологические герои – простые люди, отличающиеся дисциплинированностью, энтузиазмом в труде, непримиримостью к недостаткам в быту и на производстве, ненавистью к врагам социализма, верой в мудрость власти и безграничной преданностью вождю. Новые герои, которых планомерно создавала власть, были призваны стать для народной массы примером для подражания. Готовность пожертвовать собой ради « светлого будущего» стала одной из важнейших добродетелей советского человека. Легендарные летчики В. Чкалов, П. Осипенко, М. Раскова, В. Гризодубова, М. Водопьянов, исследователи Арктики

О. Шмидт, И. Папанин, космонавты Ю. Гагарин, Г. Титов были кумирами своего поколения.

Будничная жизнь тоже могла стать подвигом. Возможность совершить мирный подвиг предоставлял ударный труд на благо своей страны и всего народа. Возникновение ударничества, главным признаком которого было перевыполнение производственной нормы, относится к середине 20-х гг., когда на промышленных предприятиях передовые рабочие создавали ударные группы, а затем бригады. С особенной силой ударничество развернулось на стройках – первенцах социалистической индустриализации: Днепрострое, Сталинградском и Харьковском тракторных заводах, Магнитогорском и Кузнецком металлургических комбинатах, Московском и Горьковском автозаводах и многих других. С середины 1930-х гг. возникло движение стахановцев, после того, как в 1935 г. забойщик шахты « Центральная-Ирмино» в Донбассе Алексей Стаханов выполнил за смену не одну, а сразу четырнадцать норм (в действительности на Стаханова работала вся бригада). Его трудовой рекорд улучшил шахтер

Никита Изотов. Это движение стало массовым. Кроме материального, передовики социалистического соревнования получали и моральное поощрение: государство присваивало им звания Героя Социалистического Труда, награждало орденами и медалями, переходящими Красными знаменами ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ, едиными общесоюзными знаками « Победитель социалистического соревнования» и « Ударник пятилетки».

В каждой сфере производственной, научной, культурной жизни были свои примеры для подражания.

 

Официальной идеологией Советский Союз представлялся центром мира, источником обновления всей человеческой истории. « Начинается земля, как известно, от Кремля», – учили все советские дети, убежденные в том, что живут в лучшей стране мира. В воспитании « нового человека» огромную роль играла полнейшая изоляция от реальной жизни остального мира, все сведения о ней советские люди получали только из советских средств массовой информации. В Страну Советов могли приехать только друзья, настроенные лояльно к существующему в СССР режиму. Среди них были писатели Г. Уэллс, Р. Роллан, Л. Фейхтвангер, художник П. Пикассо, певцы П. Робсон, Д. Рид. Искусство большевистской манипуляции народом было в том, что « простого советского человека» возмущала несправедливость к людям везде, только в своей стране он ее не замечал. Он готов был кинуться на защиту негров Америки, шахтеров Англии, республиканцев Испании. Это называлось интернационализмом. Воспитание нового поколения в духе интернационализма было важной задачей, которая ставилась перед социалистической пропагандой. С 1919 по 1943 г. существовал Коммунистический интернационал (3-й Интернационал) – международная организация, объединявшая компартии различных стран и служившая при Сталине проводником интересов СССР. Частью этой организации был Коммунистический интернационал молодежи (КИМ). А в 1922 г. при Коминтерне была создана Международная организация помощи борцам революции (МОПР), которая оказывала материальную и моральную помощь политическим заключенным на Западе, готовила кадры для будущей революции и построения мирового социализма.

Во все время своего существования советская власть выделяла громадные финансовые ресурсы для поддержки « братских коммунистических партий» за рубежом, а лидеры государства публично демонстрировали дружеские отношения с главами социалистических стран (Ф. Кастро, М. Цзэдуном и др.) и руководителями компартий (Л. Корваланом, Б. Кармалем и др.).

Идеи интернационализма, дружбы и взаимопомощи между « братскими народами», то есть теми, кто хотя бы формально принимал социалистическую идеологию, находили воплощение в плакатах и лозунгах, с которыми проходили колонны демонстрантов, в песнях и кинофильмах. Идеями интернационализма были проникнуты молодежные фестивали (1957 г.) и олимпийские игры (1980 г.).

 

Сама Страна Советов должна была демонстрировать миру « интернационализм в действии» – свободную, счастливую жизнь всех наций и народностей, объединенных одной границей Союза Советских Социалистических Республик, общая протяженность которой превышала 60 тыс. км.

Создание СССР было провозглашено 30 декабря 1922 г. в результате заключения договора между РСФСР, Украиной, Белоруссией и Закавказской Федерацией, в которую тогда входили Азербайджан, Армения и Грузия. В Декларации об образовании СССР определялись основные причины, побуждавшие республики к объединению: невозможность преодоления послевоенной разрухи, восстановления народного хозяйства при их раздельном существовании; необходимость противостоять опасности новых нападений извне; интернациональная природа новой власти, порождающая потребность межнационального объединения трудящихся. Утверждалось, что образование СССР базируется на свободном и суверенном волеизъявлении народов, на принципах добровольности и равноправия. За каждой республикой закреплялось право свободного выхода из Союза и в то же время отмечалось, что доступ в него открыт всем социалистическим советским республикам, как существующим, так и могущим возникнуть в будущем. 31 января 1924 г. была принята 1-я Конституция СССР. В 1936 г. СССР объединял 11 союзных республик. 5 декабря 1936 г. была принята Конституция СССР, законодательно закрепившая победу социализма. А в 1977 г. в СССР, объединявшем 15 союзных республик, была принята Конституция « развитого социалистического общества», провозгласившая создание в стране «новой исторической общности – советского народа». Символом счастливой « семьи братских народов» стал грандиозный фонтан «Дружба народов», установленный в Москве (на ВДНХ) в 1954 г.

На протяжении всей истории СССР литературой и средствами массовой информации, монументальным искусством и живописью, всенародными праздниками, демонстрациями и фестивалями утверждались « непререкаемые истины»: трудящиеся всех национальностей в СССР любят свое отечество именно за его социалистическую сущность – за справедливую демократическую Конституцию, социалистический гуманизм, колхозный строй, счастливую и зажиточную жизнь и все прочие достижения социализма.

 

Именно « счастливая, зажиточная жизнь» простого советского человека со временем стала идеологическим подтверждением успехов социалистического строительства. В первые годы после революции искусством и средствами массовой информации создавался образ идеального советского государства будущего. С 1930-х гг. народу преподносятся как данность достижения в повседневной жизни, которые, впрочем, также не имеют ничего общего с действительностью. Крылатые слова Сталина: «Жить стало лучше, жить стало веселее» – подтверждались художественными произведениями, бодрыми газетными рапортами, восторженным энтузиазмом, демонстрируемым на плакатах, во время спортивных парадов и других массовых мероприятий, ставших отличительной чертой сталинского правления. Популярная песня из кинофильма «Цирк» рисовала образ уже построенного идеального социалистического общества: «молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет», «человек всегда имеет право на ученье, отдых и на труд», «за столом никто у нас не лишний, по заслугам каждый награжден». Главным принципом пропаганды было изображение благополучной атмосферы, в которой живут и действуют смеющиеся или радующиеся персонажи, будь то рабочий коллектив в парке культуры и отдыха, семья, въезжающая в новую квартиру, бодрые физкультурники, посетители Выставки достижений народного хозяйства, ребятишки на новогодней елке.

Доклады руководителей государства информировали о ликвидации неграмотности в Советском Союзе и общедоступности среднего образования, « широком развитии различных форм приобщения трудящихся к достижениям культуры» и росте материального благосостояния. Бодрые, оптимистичные официальные рапорты о небывалых урожаях, увеличении выплавки чугуна и стали на душу населения, связки баранок и горы алюминиевых кастрюль на фотографиях в газетах, плакаты, рекламирующие черную икру и пылесосы, яркие витрины столичных магазинов и фантастические рецепты блюд из осетрины в книгах « О вкусной и здоровой пище» создавали виртуальный образ общества изобилия. А реальная жизнь « простого советского человека» накрепко была связана с понятием « тотальный дефицит» – с распределением продуктов по карточкам и талонам, а позже с огромными очередями за гречкой, колбасой, романами Дюма, финскими сапогами и туалетной бумагой.

 

Одна из важных составляющих любой тоталитарной мифологии – создание образа внешнего врага, к борьбе с которым необходимо быть всегда готовым. Постоянные напоминания о враждебном капиталистическом окружении, в котором живет « самое передовое в мире государство», было для советских людей ни чем иным, как своеобразной формой приказа о подготовке к войне. Военные сборы, учения по гражданской обороне были непременными составляющими жизни советских людей в мирное время. Важным элементом идеологического воспитания детей во всех советских школах стало военное обучение, включавшее в себя уроки военной подготовки как для мальчиков, так и для девочек, памятные многим « смотры строя и песни», военные игры « Орленок» и « Зарница», в которых участвовали миллионы школьников, военные кафедры и курсы медицинских сестер в высших учебных заведениях.

Все, связанное с военными реалиями, в Советском Союзе было романтизировано. Красные кавалеристы, Чапаев, Щорс, Буденный и Павка Корчагин – реальные участники Гражданской войны и героические литературные персонажи – были кумирами нескольких поколений. Образы героев Великой Отечественной войны – Зои Космодемьянской, Александра Матросова, « молодогвардейцев», пожертвовавших жизнью ради победы, вдохновляли на подвиги не только в военное, но и в мирное время. Жертвенность во имя Родины, народа, вождей коммунистической партии была в ряду главных добродетелей советского человека. Любовь к социалистическому отечеству тесно связывалась с ненавистью к его « врагам». Народ и армия представлялись единым целым. « Мы армию нашу растили в сраженьях, Захватчиков подлых с дороги сметем», – слова из государственного гимна СССР говорили о неразрывной связи народа и армии, которая делала их непобедимыми.

Знаменитый образ воина-освободителя символизировал мессианское значение советского государства в избавлении народов не только от немецко-фашистских захватчиков, но и от несправедливости капиталистического строя. Официальные речи и лозунги, превозносившие достижения СССР в борьбе за мир, сопровождались наращиванием вооружения, чрезмерным развитием военно-промышленного комплекса, что отражалось в двусмысленных словах песен: «Для мира народов, для счастья народов ракета у нас рождена».

 

Особое священное значение в Советском Союзе приобрела коммунистическая партия, единственная партия страны, выполняющая, согласно пропагандистским утверждениям, «руководящую и направляющую роль» в деле построения «светлого будущего». «Зовет на подвиги советские народы Коммунистическая партия страны», – пелось в песне « Партия – наш рулевой». Канонической характеристикой этой организации стали слова Ленина: «Партия – ум, честь и совесть нашей эпохи».

Портреты вождей мирового пролетариата – Маркса, Энгельса, Ленина и их верных последователей украшали кабинеты официальных учреждений, не сходили со страниц газет и журналов, висели в школьных классах, красных уголках на заводах и фабриках, в домах простых советских граждан. Памятник Ленину или площадь его имени становились центрами ритуальной жизни города или поселка, здесь проводились праздничные демонстрации и торжественные мероприятия. Различные изображения Ленина переполняли жизнь советского человека: октябрятская звездочка, пионерский значок, комсомольский значок, ордена и медали, партийный билет, бюсты, барельефы, вымпелы, грамоты…

В тоталитарном обществе фигура вождя служит единственным человеческим воплощением божественного всевластия государства. В литературе и искусстве вождь выступал в нескольких ипостасях. Как ключевая фигура мировой истории он возвышался над народом. Огромные монументальные фигуры Ленина, Сталина должны были символизировать надчеловеческий характер образа вождя. Вождь выступал как вдохновитель и организатор побед: в революционной борьбе, Гражданской и Великой Отечественной войне, в покорении целины, Арктики, космоса. Вождь – мудрый учитель демонстрировал исключительный ум, проницательность, скромность, простоту и человечность. Вождь-человек представлялся как друг детей, спортсменов, колхозников, ученых. Атмосфера прославления коммунистической партии и ее вождей окутывала человека с самого рождения. Стихи и песни о Ленине и Сталине дети разучивали в детских садах, первым написанным в школе словом становилось имя вождя, да и за « счастливое детство» говорилось спасибо не родителям, а « родному Сталину». Так воспитывались поколения, «беззаветно преданные делу коммунизма».

C1936 Конституция СССР, часть IV

СТАТЬЯ 118. Граждане СССР имеют право на труд, то есть им гарантируется право на трудоустройство и оплата их труда в соответствии с его количеством и качеством.

Право на труд обеспечивается социалистической организацией народного хозяйства, неуклонным ростом производительных сил советского общества, устранением возможности экономических кризисов, ликвидацией безработицы.

СТАТЬЯ 119. Граждане СССР имеют право на отдых и досуг. Право на отдых и досуг обеспечивается сокращением рабочего дня до семи часов для подавляющего большинства работающих, учреждением ежегодных отпусков с сохранением полной заработной платы для рабочих и служащих и обеспечением широкой сети санаториев, домов отдыха. и клубы для размещения трудящихся.

СТАТЬЯ 120. Граждане СССР имеют право на содержание в старости, а также в случае болезни или утраты трудоспособности. Это право обеспечивается широким развитием социального страхования рабочих и служащих за государственный счет, бесплатным медицинским обслуживанием трудящихся, созданием для трудящихся широкой сети санаторно-курортных учреждений.

СТАТЬЯ 121. Граждане СССР имеют право на образование. Это право обеспечивается всеобщим обязательным начальным образованием; по образованию, в том числе высшему, бесплатному; системой государственных стипендий для подавляющего большинства студентов вузов и колледжей; обучением в школах на родном языке, организацией на заводах, в совхозах, машинно-тракторных станциях и колхозах бесплатного профессионально-технического и агрономического обучения трудящихся.

СТАТЬЯ 122. Женщинам в СССР предоставляются равные права с мужчинами во всех сферах хозяйственной, государственной, культурной, общественной и политической жизни. Возможность реализации этих прав обеспечивается женщинам путем предоставления им равного с мужчинами права на труд, оплату труда, отдыха и досуга, социального страхования и образования, а также государственной защитой интересов матери и ребенка, дородовым отпуском и отпуском по беременности и родам. с полной оплатой труда и обеспечением широкой сетью родильных домов, яслей и детских садов.

СТАТЬЯ 123. Равенство прав граждан СССР, независимо от их национальности и расы, во всех сферах хозяйственной, государственной, культурной, общественной и политической жизни является непреложным законом. Всякое прямое или косвенное ограничение прав или, наоборот, всякое установление прямых или косвенных привилегий для граждан по признаку их расы или национальности, а также всякое пропаганда расовой или национальной исключительности либо ненависти и презрения наказываются закон.

СТАТЬЯ 124. В целях обеспечения гражданам свободы совести церковь в СССР отделена от государства, а школа от церкви. За всеми гражданами признается свобода вероисповедания и свобода антирелигиозной пропаганды.

СТАТЬЯ 125. В соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя гражданам СССР законом гарантируется:

  1. свобода слова;
  2. свобода печати;
  3. свобода собраний, включая проведение массовых собраний;
  4. Разрешение уличных шествий и демонстраций.
Эти гражданские права обеспечиваются предоставлением в распоряжение трудящихся и их организаций типографий, запасов бумаги, общественных зданий, улиц, средств связи и других материальных реквизитов для осуществления этих прав.

СТАТЬЯ 126. В соответствии с интересами трудящихся, в целях развития организационной инициативы и политической активности народных масс гражданам СССР обеспечивается право объединяться в общественные организации — торговые союзы, кооперативы, молодежные организации, спортивные и оборонные организации, культурные, технические и научные общества; а наиболее активные и политически сознательные граждане в рядах рабочего класса и других слоев трудящихся объединяются в Коммунистическую партию Советского Союза (большевиков), являющуюся авангардом трудящихся в их борьбе за укрепление и развивать социалистический строй и является руководящим ядром всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных.

СТАТЬЯ 127. Гражданам СССР гарантируется неприкосновенность личности. Никто не может быть подвергнут аресту иначе как по решению суда или с санкции прокурора.

СТАТЬЯ 128. Неприкосновенность жилища граждан и тайна переписки охраняются законом.

СТАТЬЯ 129. СССР предоставляет право убежища иностранным гражданам, преследуемым за защиту интересов трудящихся, либо за свою научную деятельность, либо за национально-освободительную борьбу.

СТАТЬЯ 130. Каждый гражданин СССР обязан соблюдать Конституцию Союза Советских Социалистических Республик, соблюдать законы, соблюдать трудовую дисциплину, добросовестно выполнять общественные обязанности, уважать правила социалистического общения.

СТАТЬЯ 131. Обязанностью каждого гражданина СССР является беречь и укреплять общественную, социалистическую собственность как священную и неприкосновенную основу советского строя, как источник богатства и могущества страны, как источником богатой и культурной жизни всех трудящихся.

Лица, совершающие преступления против общественной, социалистической собственности, являются врагами народа.

СТАТЬЯ 132. Всеобщая воинская повинность является законом. Воинская служба в Рабоче-Крестьянской Красной Армии является почетной обязанностью граждан СССР.

СТАТЬЯ 133. Защищать отечество — священный долг каждого гражданина СССР Измена Родине — нарушение присяги на верность, переход на сторону врага, подрыв военной мощи государства, шпионаж — наказуемы со всей суровостью закона как самое гнусное из преступлений.

ГЛАВА XI

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

СТАТЬЯ 134. Члены всех Советов депутатов трудящихся — Верховного Совета СССР, Верховных Советов союзных республик, Советов депутатов трудящихся краев и областей, Верховных Советов автономных республики, Советы депутатов трудящихся автономных областей, краевых, районных, городских и сельских (станционных, поселковых, сел, кишлаков, аулов) Советы депутатов трудящихся избираются избирателями на основе всеобщего, прямого и равное избирательное право при тайном голосовании.

СТАТЬЯ 135. Выборы депутатов являются всеобщими: все граждане СССР, достигшие восемнадцатилетнего возраста, независимо от расы и национальности, вероисповедания, образовательного и жилищного ценза, социального происхождения, имущественного положения или прошлой деятельности имеют право избирать на выборах депутатов и быть избранным, за исключением невменяемых и лиц, осужденных судом и приговоренных к лишению избирательных прав.

СТАТЬЯ 136. Выборы депутатов равны: каждый гражданин имеет один голос; все граждане участвуют в выборах на равных основаниях.

СТАТЬЯ 137. Женщины имеют право избирать и быть избранными наравне с мужчинами.

СТАТЬЯ 138. Граждане, служащие в Красной Армии, имеют право избирать и быть избранными наравне со всеми другими гражданами.

СТАТЬЯ 139. Выборы депутатов прямые: все Советы депутатов трудящихся, от сельских и городских Советов депутатов трудящихся до Верховного Совета СССР включительно, избираются гражданами прямым голосованием.

СТАТЬЯ 140. Голосование на выборах депутатов является тайным.

СТАТЬЯ 141. Кандидаты на выборы выдвигаются по избирательным округам. Право выдвижения кандидатов закреплено за общественными организациями и обществами трудящихся: парторганизациями, профсоюзами, кооперативами, молодежными организациями и культурными обществами.

СТАТЬЯ 142. Каждый депутат обязан отчитываться перед избирателями о своей работе и о работе Совета депутатов трудящихся и может быть отозван в любое время в порядке, установленном законом. по решению большинства избирателей.

ГЛАВА XII

ОРУЖИЕ, ФЛАГ, ЗАГЛАВНАЯ

СТАТЬЯ 143. Герб Союза Советских Социалистических Республик состоит из серпа и молота на фоне земного шара, изображенного в лучах солнца и окруженного колосьями с надписью «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» на языках союзных республик. В верхней части герба пятиконечная звезда. Социалистических республик из красного сукна с золотыми серпом и молотом в верхнем углу у древка и над ними пятиконечной красной звездой с золотой каймой. Отношение ширины к длине 1:2.

СТАТЬЯ 145. Столицей Союза Советских Социалистических Республик является город Москва.

ГЛАВА XIII

ПОРЯДОК ИЗМЕНЕНИЯ КОНСТИТУЦИИ

СТАТЬЯ 146. Изменения в Конституцию СССР могут быть внесены только по решению Верховного Совета СССР, принятому большинством не менее чем в две трети голосов, поданных в каждой из его палат.

Университет Бакнелла, Льюисбург, Пенсильвания 17837
© 1996 Роберт Берд

Чему конституции Советского Союза и Северной Кореи могут научить нас в отношении прав и цели конституции

5 декабря 1936 года в Москве произошло историческое событие, когда VIII съезд Советов утвердил и Иосиф Сталин подписал Советская Конституция 1936 года.

Этот документ, также известный как «Сталинская Конституция», был провозглашен советскими лидерами «самым демократичным в мире». Это был действительно революционный документ — и даже не в первую очередь из-за его откровенно социалистической идеологии. Что делало ее поразительной, так это то, что она давала больше прав — гражданских, политических и личных — чем почти любая западная конституция (или дает сегодня, если уж на то пошло). Забудьте всеобщее право голоса, пять свобод, предоставленных Первой поправкой к Конституции США, или право на неприкосновенность частной жизни; Конституция СССР гарантировала все это и многое другое. Существовало право на «отдых и досуг», «право на содержание в старости, а также в случае болезни или утраты трудоспособности», а также «право на трудоустройство и оплату своего труда в соответствии с его количеством». и качество».

Несмотря на эту новую эгалитарную Конституцию, следующие два года были отмечены эскалацией террора и сталинской кампанией «по устранению несогласных членов Коммунистической партии и всех, кого он считал угрозой». Более 750 000 человек были казнены и более миллиона были отправлены в ГУЛАГ (система принудительных трудовых лагерей). Этот период стал известен как Великая чистка. В последующие десятилетия от голода, вызванного крайне неэффективной государственной экономикой, погибло еще много миллионов человек, а другие были убиты за выражение инакомыслия. Граждане не имели права протестовать против правительства, вступать в союз, не контролируемый государством, или даже покидать государство без специального разрешения правительства.

Все это было сделано во имя создания лучшего общества; и это было сделано, несмотря на возвышенный, ориентированный на права язык их новой Конституции. Иными словами, несмотря на законодательное закрепление утопии, СССР оказался одной из самых худших и репрессивных стран в истории.

Таким образом, необходимо задать вопрос: как это могло произойти? Как могли случиться террор и жестокость Советского Союза при такой, казалось бы, прогрессивной и дальновидной Конституции?

Ответ на удивление прост — и поучителен для нашего времени.

Цель Конституции

Ужасы СССР смогли состояться, несмотря на все права, заложенные в их Конституции, по двум причинам.

первая причина в том, что рамки, очерченные Конституцией СССР, и созданные ею структуры не препятствовали централизации власти. На самом деле, он фактически сделал обратное, сохранив абсолютную власть Коммунистической партии, а также предоставив правительству юрисдикцию практически во всех сферах жизни.

Однако создание систем, предназначенных для удержания полной власти в руках любой группы, является и целью, и признаком сильной конституции. Это гарантирует, что даже если некоторые люди захотят нарушать права других — будь то из-за личной выгоды или идеологических соображений — они не смогут этого сделать, потому что существуют ограничения на количество власти, которое может накопить любой человек или организация.

вторая причина в том, что Конституция СССР закрепила в законе утопическое видение. Дело, конечно, в том, что утопии достичь невозможно, даже если включить ее в конституцию.

Но что на самом деле делает конституцию утопией?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны провести различие между двумя совершенно разными представлениями о том, откуда берутся наши права и какова на самом деле роль правительства в обществе.

Многие, в том числе отцы-основатели Америки, верят, что наши права предшествовали правительству — что они либо дарованы Богом, либо просто обусловлены природой, в зависимости от вашей точки зрения. Роль правительства заключается в защите этих прав, которые традиционно называют «негативными» правами, и в защите отдельных лиц от действий со стороны другого лица или группы (например, правительства). Наиболее ярким примером такого подхода является Конституция США.

Другие считают, что права предоставляются правительствами и что, поскольку обстоятельства со временем меняются, правительства должны предоставлять больше прав людям. Эта группа считает, что роль правительства состоит в том, чтобы выйти за рамки защиты прав личности и фактически гарантировать что-то своим гражданам — эти «вещи» традиционно называют «позитивными» правами. Это «утопическое» видение.

В эссе 2019 года почетный президент FEE Лоуренс У. Рид попытался объяснить основное различие между ними, сначала написав список вещей, которые — с его точки зрения — — это права и то, что не является правами . В первый список входили такие вещи, как собственная жизнь, мысли и речь; последний список включал такие вещи, как доступ в Интернет, образование, финансируемое налогоплательщиками, и чужой автомобиль.

Он объясняет основное различие между двумя списками.

— В случае с первым списком от других людей ничего не требуется, кроме того, чтобы они оставили вас в покое, — объяснил Рид. «Однако для того, чтобы вы имели право на что-то из второго списка, необходимо, чтобы другие люди были вынуждены предоставить вам это что-то. Это монументальная разница!»

Это, безусловно, монументальное различие, и оно проливает свет на то, почему позитивные права вообще нельзя назвать «правами»: они могут быть предоставлены гражданам только в том случае, если против другого лица применяется сила. Но, называя вещи, которые было бы неплохо иметь правами, это дает государству больше власти, а также больше легитимности для реализации этого утопического видения любыми необходимыми средствами. Доведенное до крайности нарушение фактических прав другого человека может быть легко оправдано как необходимое, краткосрочное зло, которое в конечном итоге позволит расцвести утопии: верный путь к тирании.

Таким образом, конституции должны: 1) обеспечивать стабильную структуру правительства путем создания структур, предотвращающих централизацию власти; 2) , а не , использоваться для обещания утопии (т. е. наделения людей положительными правами, которые требуют агрессии против человека А, чтобы обеспечить что-то для человека Б.

Государство, которое игнорирует один из этих фактов, обречено на игнорирует оба ведет к катастрофе

Примеры из сегодняшнего мира

Со временем многие страны пришли к пониманию того, что чрезмерная централизация и акцент на «позитивных» правах в конституции являются ошибкой. Однако есть еще несколько исключений, самым крайним из которых, вероятно, является Северная Корея. Их Конституция гарантирует все права, предусмотренные Конституцией СССР 1936 года, а также, в частности, «свободу заниматься научной и творческой деятельностью». И все же сегодня на земле нет страны, которая была бы менее свободной, чем Северная Корея, даже несмотря на то, что они якобы предоставляют гражданам гораздо больше «прав» в своей конституции, чем Соединенные Штаты в своей. Причины почти те же, что и в СССР: концентрация власти и утопические видения.

Конечно, СССР и Северная Корея являются крайними примерами, которые большинству здравомыслящих людей понимают как удручающие неудачи. Чуть более противоречивой является, однако, такая страна, как Венесуэла, принявшая новую, социалистическую конституцию в 1999 году. В то время ее праздновали миллионы, но Венесуэла становилась жертвой тех же самых опасностей практически каждого государственного утопического проекта, который возник. до этого, измученный диктатором, гиперинфляцией и ухудшением гражданских свобод. Согласно Индексу свободы человека 2021 года, Венесуэла является второй наименее свободной страной в мире.

Эти современные примеры должны служить постоянным напоминанием об опасностях централизации власти во имя равенства или обещания утопии. Вместо этого кажется, что все больше людей забывают эти уроки прошлого, даже те, кто должен знать лучше.

Когда народ Чили недавно проголосовал за предложенную конституцию, которая была «более длинной, более развитой и даже более социалистической версией Венесуэлы», как описал Даниэль Ди Мартино в National Review , Американская газета, The New York Times , представила это предложение как самоочевидное благо.

Отметив в заголовке, что предлагаемая Конституция «закрепит рекордное количество прав», Times перечислила многие черты утопического мира, которые предвидели создатели предложенной чилийской Конституции: «всеобщее общественное здравоохранение; гендерный паритет в правительстве; уполномоченные профсоюзы; большая автономия коренных народов; права на животных и природу; и конституционные права на жилье, образование, пенсионные пособия, доступ в Интернет, чистый воздух, воду, санитарию и уход «от рождения до смерти» 9 .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *