В к третьяковский: HTTP 429 — too many requests, слишком много запросов

Василий Кириллович Тредиаковский | это… Что такое Василий Кириллович Тредиаковский?

Василий Кириллович Тредьяковский

Запрос «Тредьяковский» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения.

Васи́лий Кири́ллович Тредиако́вский (Тредьяковский) (5 марта (22 февраля) 1703(17030222) — 17 (6) августа 1769) — известный русский учёный и поэт XVIII века.

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Реформа русского стихосложения
  • 3 Творчество
  • 4 Василий Тредиаковский в искусстве
  • 5 Ссылки

Биография

Родился в 1703 году в Астрахани, в семье священника. По невыясненным причинам в 1723 убежал в Москву и поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Здесь он написал первые свои не дошедшие до нас драмы «Язон» и «Тит Веспасианов сын», а также «Элегию на смерть Петра Великого» 1725 и «Песенку» 1725.

В 1726 году Тредиаковский, не кончив курса в Академии, отправился в Голландию и пробыл два года в Гааге.

Ему приходилось бедствовать за границей: его просьба в Россию «определить годовое жалованье» для окончании богословских и философских наук не была уважена, потому что он числился бежавшим из Академии. В Париже, куда он явился «шедши пеш за крайней уже своей бедностию», он учился в Сорбонне математическим и философским наукам, слушал богословие, принимал участие в публичных диспутах.

Вернувшись в 1730 Россию, Тредиаковский издал перевод романа Поля Тальмана «Езда в остров любви» (1730). К переводу прилагались стихи самого Тредиаковского, на русском, французском языках и латыни. Успех книге обеспечило само содержание книги, посвящённое изображению чувств изящной любви и уважения к женщине, новых в то время для русских читателей. В той же книге Тредьяковский поместил предисловие, в котором впервые высказал мысль об употреблении в литературных произведениях русского, а не старославянского языка, как было до того времени.

Тредиаковский стал придвордным поэтом Анны Иоанновны. В 1733 он был принят на службу в Академию Наук с обязательством «вычищать язык русской, пишучи как стихами, так и не стихами; давать лекции, ежели от него потребовано будет; окончить грамматику, которую он начал, и трудиться совокупно с прочиими над дикционарием русским; переводить с французского на русской язык все, что ему дастся».

С начала 1740 годов поэтическая слава Ломоносова затмила Тредиаковского, а смерть Анны Иоановны и приход в 1741 к власти Елизаветы ухудшила положение Тредиаковского при дворе. Следующие годы Тредиаковский жил в крайней нужде, и его свадьба в 1742 году только усугубила это положение. Лишь в 1745 одновременно с Ломоносовым его назначили профессором Академии по кафедре элоквенции, и это улучшило его материальное состояние.

Тредиаковский активно занимался переводами и издал девятитомную «Древнюю историю» Ролленя, и шестнадцатитомную «Римскую историю» того же автора.

В 1766 он издал «Телемахиду» — вольный перевод «Приключений Телемаха» Фенелона, выполенный гекзаметром. Произведение и его автор сразу же становятся объектом насмешек и нападок, так в «Эрмитажном этикете» императрицы Екатерины II установлено было шуточное наказание за лёгкую вину: «Если кто противу вышеписанного проступится, то по доказательству двух свидетелей, за всякое преступление должен выпить стакан холодной воды, не исключая того и дам, и прочесть страницу „Тилемахиды“ (Третьяковского). А кто противу трех статей в один вечер проступится, тот повинен выучить шесть строк „Тилемахиды“ наизусть»[1].

Умер Тредиаковский 6 августа 1769.

Сын Лев (1746—1812) — ярославский и смоленский губернатор.

Реформа русского стихосложения

Тредиаковский является одним из основателей силлабо-тонического стихосложения в России.

Поэзия XVI — начала XVII строилась на силлабической основе, то есть ударения в стихе не были упорядочены, фиксированным было только количество слогов. Такой тип стиха пришёл в Россию из Польши.

В 1735 Тредиаковский издал «Новый и краткий способ к сложению стихов Российских». В этой работе он ввёл понятие стихотворной стопы, а на её основе — понятие ямба и хорея. Стихотворные строки Тредиаковский предложил строить на основе хорея: «тот стих … совершенен и лучше, который состоит только из хореев … а тот весьма худ, который весь иамбы составляют». Фактически, Тредиаковский предложил обновить традиционные размеры силлабического стихосложения (13-ти и 11-ти-сложник) путём введения постоянных ударений и цезуры.

В своём труде Тредиаковский также дал определения различных жанров: сонета, рондо, эпистолы, элегии, оды и пр.; приводит многочисленные примеры.

С критикой стихосложения, предложенного Тредиаковским, выступил Ломоносов. В «Письме о правилах российского стихотворства» (1739) он указал, что кроме хорея, в русской поэзии можно использовать ямб, а также трёхдольные размеры — дактиль, амфибрахий, анапест. Также Ломоносов оспорил утверждение Тредиаковского, согласно которому в стихе могут использоваться только женские рифмы, введя в русский стих мужские и дактилические рифмы.

В целом, Тредиаковский принял систему, предложенную Ломоносовым, и даже переписал несколько своих прежних од, с тем, чтобы они соответствовали новым правилам стихосложения. Тем не менее, один вопрос вызвал дальнейшее обсуждение:

Ломоносов считал, что ямбические размеры подходят для написания героических произведений, в частности, оды, а хорей «с природы нежность и приятность имеющий, должен составлять собой только элегический род стихотворения».

Этого же мнения придерживался и Сумароков. Тредиаковский же считал, что размер сам по себе никаких эмоциональных оттенков не несет.

Этот спор нашёл следующее продолжение: спорившие поэты выпустили книгу «Три оды парафрастические псалма 143». В ней один и тот же псалом был переведён: Ломоносовым и Сумароковым — ямбом, а Тредиаковским — хореем.

Творчество

Поэтическое творчество Тредиаковского оценивалось негативно, как современниками, так и потомками; в XIX веке его имя сделалось нарицательным для обозначении бездарных стихотворцев.

Поэзия В. К. Тредиаковского ещё при жизни называлась «тёмною и невразумительной».

Для того чтобы отличать поэтическую речь от прозы, Тредиаковский старался использовать в своих работах как можно больше инверсий, доводил их часто до абсурда меняя местами восклицания, предлоги, и союзы, оставляя главное слово стиха в самом его конце. Церковно-славянизмы использованые Тредиаковским для «повышения штиля» так же загромождали стих, делая его труднопонимаемым.

Стиль Тредиаковкого во многом определялся связью с силлабической традицией, от которой идут сокращения слов («что либ» вместо «что либо»; «зерцая» вместо «созерцая»), произвольные расширения слов («Из каменя потёк им мёд, Елей из твёрда камя равно»), скудость эпитетов и так далее. С самого начала поэтической деятельности Тредиаковский проявлял интерес к строфике, в области которой он настойчиво работал до конца жизни.

Василий Тредиаковский в искусстве

  • Василий Тредиаковский является одним из героев исторического романа Валентина Пикуля «Слово и Дело».
  • Исторические повести Юрия Нагибина «Беглец» и «Остров любви» рассказывают о жизни Василия Тредиаковского

Ссылки

  • Тредиаковский, Василий Кириллович в библиотеке Максима Мошкова.
  • Тредиаковский в Русской виртуальной библиотеке.
  • Тредиаковский в библиотеке ImWerden, в том числе воспроизведение издания 1752 г. «Сочинения и переводы», включающего в себя «Способ к сложению российских стихов против выданного в 1735 годе исправленный и дополненный»
  • Сложеникина Ю. В., Растягаев А. В. Языковая и персональная модели Тредиаковского // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». — 2009. — № 5 — Филология.

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).


Ошибка цитирования Для существующего тега <ref> не найдено соответствующего тега <references/>

Василий Кириллович Тредиаковский | это… Что такое Василий Кириллович Тредиаковский?

Василий Кириллович Тредьяковский

Запрос «Тредьяковский» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения
.

Васи́лий Кири́ллович Тредиако́вский (Тредьяковский) (5 марта (22 февраля) 1703(17030222) — 17 (6) августа 1769) — известный русский учёный и поэт XVIII века.

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Реформа русского стихосложения
  • 3 Творчество
  • 4 Василий Тредиаковский в искусстве
  • 5 Ссылки

Биография

Родился в 1703 году в Астрахани, в семье священника. По невыясненным причинам в 1723 убежал в Москву и поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Здесь он написал первые свои не дошедшие до нас драмы «Язон» и «Тит Веспасианов сын», а также «Элегию на смерть Петра Великого» 1725 и «Песенку» 1725.

В 1726 году Тредиаковский, не кончив курса в Академии, отправился в Голландию и пробыл два года в Гааге. Ему приходилось бедствовать за границей: его просьба в Россию «определить годовое жалованье» для окончании богословских и философских наук не была уважена, потому что он числился бежавшим из Академии. В Париже, куда он явился «шедши пеш за крайней уже своей бедностию», он учился в Сорбонне математическим и философским наукам, слушал богословие, принимал участие в публичных диспутах.

Вернувшись в 1730 Россию, Тредиаковский издал перевод романа Поля Тальмана «Езда в остров любви» (1730). К переводу прилагались стихи самого Тредиаковского, на русском, французском языках и латыни. Успех книге обеспечило само содержание книги, посвящённое изображению чувств изящной любви и уважения к женщине, новых в то время для русских читателей. В той же книге Тредьяковский поместил предисловие, в котором впервые высказал мысль об употреблении в литературных произведениях русского, а не старославянского языка, как было до того времени.

Тредиаковский стал придвордным поэтом Анны Иоанновны. В 1733 он был принят на службу в Академию Наук с обязательством «вычищать язык русской, пишучи как стихами, так и не стихами; давать лекции, ежели от него потребовано будет; окончить грамматику, которую он начал, и трудиться совокупно с прочиими над дикционарием русским; переводить с французского на русской язык все, что ему дастся».

С начала 1740 годов поэтическая слава Ломоносова затмила Тредиаковского, а смерть Анны Иоановны и приход в 1741 к власти Елизаветы ухудшила положение Тредиаковского при дворе. Следующие годы Тредиаковский жил в крайней нужде, и его свадьба в 1742 году только усугубила это положение. Лишь в 1745 одновременно с Ломоносовым его назначили профессором Академии по кафедре элоквенции, и это улучшило его материальное состояние.

Тредиаковский активно занимался переводами и издал девятитомную «Древнюю историю» Ролленя, и шестнадцатитомную «Римскую историю» того же автора.

В 1766 он издал «Телемахиду» — вольный перевод «Приключений Телемаха» Фенелона, выполенный гекзаметром. Произведение и его автор сразу же становятся объектом насмешек и нападок, так в «Эрмитажном этикете» императрицы Екатерины II установлено было шуточное наказание за лёгкую вину: «Если кто противу вышеписанного проступится, то по доказательству двух свидетелей, за всякое преступление должен выпить стакан холодной воды, не исключая того и дам, и прочесть страницу „Тилемахиды“ (Третьяковского). А кто противу трех статей в один вечер проступится, тот повинен выучить шесть строк „Тилемахиды“ наизусть»[1].

Умер Тредиаковский 6 августа 1769.

Сын Лев (1746—1812) — ярославский и смоленский губернатор.

Реформа русского стихосложения

Тредиаковский является одним из основателей силлабо-тонического стихосложения в России.

Поэзия XVI — начала XVII строилась на силлабической основе, то есть ударения в стихе не были упорядочены, фиксированным было только количество слогов. Такой тип стиха пришёл в Россию из Польши.

В 1735 Тредиаковский издал «Новый и краткий способ к сложению стихов Российских». В этой работе он ввёл понятие стихотворной стопы, а на её основе — понятие ямба и хорея. Стихотворные строки Тредиаковский предложил строить на основе хорея: «тот стих … совершенен и лучше, который состоит только из хореев … а тот весьма худ, который весь иамбы составляют». Фактически, Тредиаковский предложил обновить традиционные размеры силлабического стихосложения (13-ти и 11-ти-сложник) путём введения постоянных ударений и цезуры.

В своём труде Тредиаковский также дал определения различных жанров: сонета, рондо, эпистолы, элегии, оды и пр.; приводит многочисленные примеры.

С критикой стихосложения, предложенного Тредиаковским, выступил Ломоносов. В «Письме о правилах российского стихотворства» (1739) он указал, что кроме хорея, в русской поэзии можно использовать ямб, а также трёхдольные размеры — дактиль, амфибрахий, анапест. Также Ломоносов оспорил утверждение Тредиаковского, согласно которому в стихе могут использоваться только женские рифмы, введя в русский стих мужские и дактилические рифмы.

В целом, Тредиаковский принял систему, предложенную Ломоносовым, и даже переписал несколько своих прежних од, с тем, чтобы они соответствовали новым правилам стихосложения. Тем не менее, один вопрос вызвал дальнейшее обсуждение:

Ломоносов считал, что ямбические размеры подходят для написания героических произведений, в частности, оды, а хорей «с природы нежность и приятность имеющий, должен составлять собой только элегический род стихотворения». Этого же мнения придерживался и Сумароков. Тредиаковский же считал, что размер сам по себе никаких эмоциональных оттенков не несет.

Этот спор нашёл следующее продолжение: спорившие поэты выпустили книгу «Три оды парафрастические псалма 143». В ней один и тот же псалом был переведён: Ломоносовым и Сумароковым — ямбом, а Тредиаковским — хореем.

Творчество

Поэтическое творчество Тредиаковского оценивалось негативно, как современниками, так и потомками; в XIX веке его имя сделалось нарицательным для обозначении бездарных стихотворцев.

Поэзия В. К. Тредиаковского ещё при жизни называлась «тёмною и невразумительной».

Для того чтобы отличать поэтическую речь от прозы, Тредиаковский старался использовать в своих работах как можно больше инверсий, доводил их часто до абсурда меняя местами восклицания, предлоги, и союзы, оставляя главное слово стиха в самом его конце. Церковно-славянизмы использованые Тредиаковским для «повышения штиля» так же загромождали стих, делая его труднопонимаемым.

Стиль Тредиаковкого во многом определялся связью с силлабической традицией, от которой идут сокращения слов («что либ» вместо «что либо»; «зерцая» вместо «созерцая»), произвольные расширения слов («Из каменя потёк им мёд, Елей из твёрда камя равно»), скудость эпитетов и так далее. С самого начала поэтической деятельности Тредиаковский проявлял интерес к строфике, в области которой он настойчиво работал до конца жизни.

Василий Тредиаковский в искусстве

  • Василий Тредиаковский является одним из героев исторического романа Валентина Пикуля «Слово и Дело».
  • Исторические повести Юрия Нагибина «Беглец» и «Остров любви» рассказывают о жизни Василия Тредиаковского

Ссылки

  • Тредиаковский, Василий Кириллович в библиотеке Максима Мошкова.
  • Тредиаковский в Русской виртуальной библиотеке.
  • Тредиаковский в библиотеке ImWerden, в том числе воспроизведение издания 1752 г. «Сочинения и переводы», включающего в себя «Способ к сложению российских стихов против выданного в 1735 годе исправленный и дополненный»
  • Сложеникина Ю. В., Растягаев А. В. Языковая и персональная модели Тредиаковского // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». — 2009. — № 5 — Филология.

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).


Ошибка цитирования Для существующего тега <ref> не найдено соответствующего тега <references/>

Константин Третьяков — IMDb История шоумена (2010) и Старые Шишки (2021).

  • Еще на IMDbPro

Известен

Глухар

Сериал

Зайцев, жги! История шоумена

Старые Шишки

Алмаз в Шоколаде

Кредиты

Актер

  • Старые Шишки

  • Экипаж 314

    1 00с

    900с 09
    • Сериал
  • Я знаю твои секреты

    • Осолодкин
    • ТВ Серия Мини
    • 2015–2020
  • Галка и Гамаюн

      Серия
    • 0004
  • Родина

    • Телеведущий
    • Сериал
  • Бриллиант в шоколаде

3 Славик

9

34 Славик
  • Водоворот чужих желаний

    • Сериал
  • Пепель

    • Лейтенант (как К. Третьяков)
    • Мини сериал
  • Деффчонки

    • Дима
    • Телесериал
  • Удача напрокат

    • Телефильм
  • История шоумена

  • Высший пилотаж

    • Сериал
  • 1009040 Глухар 03 Костик
    • Сериал

    Личные данные

    • Альтернативное имя
      • К. Третьяков

    Новости по теме

    Внесите свой вклад в эту страницу

    Предложите отредактировать или добавить отсутствующий контент

    Еще для изучения

    0 Недавно просмотренные 11

    У вас нет недавно просмотренных страниц

    Иван Крамской | Журнал «ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ»

    Анжелика Мышкина, Елена Прасолова

    Статья: 

    МУЗЕИ РОССИИ

    Выпуск журнала: 

    №3 2018 (60)

    Характер русского художника-пейзажиста Архипа Ивановича Куинджи уже более века окутан легендами. Художник поднялся из бедности и во второй половине жизни стал миллионером, владельцем многоквартирных домов в Петербурге, но не привык говорить о себе, о своем детстве или семье. После смерти он не оставил ни дневников, ни записей, а личная переписка художника сводилась в основном к деловым вопросам и мало что о нем говорит. Первые биографы Куинджи, собирая материал для своих 1913 монографий о художнике, столкнулись с таким недостатком основной информации.

    Горленко Наталья

    Артикул:

    ЭКСКЛЮЗИВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ

    Выпуск журнала: 

    №3 2010 (28)

    Когда в 1839 году мир узнал об изобретении фотографии, большинство художников не долго думали, прежде чем признали ее чисто научным открытием. Мало кто, если вообще кто-либо, думал, что фотография окажет влияние на искусство живописи. Хотя первые фотографии были результатом сотрудничества ученого и художника, а позднее многие профессиональные живописцы стали фотографами, а фотография существенно повлияла на искусство живописи, долгое время художественная общественность была «против» фотографии. Однако если мы оглянемся на состояние живописи до 1839 г., мы видим целый ряд разработок, которые как бы заложили основу для возникновения нового искусства.

    Элеонора Пастон

    Выпуск журнала: 

    Специальный выпуск. ИВАН ПОХИТОНОВ. ХУДОЖНИК-ЧАРОК

    В ПУБЛИКУЕМЫХ ПИСЬМАХ ИВАНА ПОХИТОНОВА ОН ЧАСТО УПОМИНАЕТ О «СЕМЕЙНЫХ НЕПРИЯТИЯХ», ПОМЕШИВШИХ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ НЕКОТОРЫХ ПРОЕКТОВ, И ПРИВЕЛИШИХ К ЗАТЯЖНОЙ РАЗЛУЧЕНИИ С РОДИНОЙ. ПЕРВАЯ ПУБЛИКАЦИЯ ПИСЕМ ПЕРВОЙ ЖЕНЫ ПОХИТОНОВА К.В.А. В НЕКОТОРОЙ СТЕПЕНИ ЭТО ЗАТРУДНЕНИЕ ЕГО ЖИЗНИ.0011

    В ПУБЛИКУЕМЫХ ПИСЬМАХ ИВАНА ПОХИТОНОВА ОН ЧАСТО УПОМИНАЕТ «СЕМЕЙНЫЕ ТРУДНОСТИ», ПОМЕШИВШИЕ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ НЕКОТОРЫХ ПРОЕКТОВ И ПРИВЕЛИ К ЗАТЯЖНОЙ РАЗЛУЧЕНИЮ С РОДИНОЙ. ПЕРВАЯ ПУБЛИКАЦИЯ ПИСЬМА ПОХИТОНОВА ПЕРВАЯ. МФИС В НЕКОТОРОЙ СТЕПЕНИ ЭТО ЗАТРУДНЕНИЕ ЕГО ЖИЗНИ . НАСЛЕДСТВО

    Выпуск журнала: 

    №3 2012 (36)

    Среди имен, увековеченных Павлом Третьяковым в его галерее русского национального искусства, многие остаются синонимами русской культуры и сегодня: Пушкин, Гоголь, Толстой, Достоевский, Некрасов, Шевченко, Грибоедов, Чехов и многие другие.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *