В греческой мифологии боги: Боги Древней Греции: Древнегреческая мифология

Греческая мифология и астрономия — Андрей Климковский на vc.ru

190 просмотров

Астрономия — вполне себе точная наука. Она базируется на физике (в самом полном её виде — никакая другая наука не взаимодействует с физикой столь же широко). Все астрономические вычисления совершаются на основе самого сложного математического аппарата. А фиксация наблюдательных данных производится посредством самых чувствительных и точных приемников излучений всех диапазонов электромагнитного спектра. И сами наблюдения ныне все чаще производятся за пределами атмосферы, чтобы свести к минимуму всевозможные искажения.

Казалось бы, нет суровее науки. В ней не может быть никаких «ученым показалось…» или «ученые думают, что…» — ученые теперь лишь публикуют 100 раз проверенные данные и 100500 раз перепроверенные выводы из этих данных.

Есть и гипотетическая сторона астрономии, где — действительно — есть место непроверенным до конца догадкам. Но все равно идеи, возведенные в статус гипотезы многократно просчитаны на мощнейших компьютерах с глубочайшим по точности математическим моделированием физических процессов.

Но есть у астрономии одно удивительное свойство, которого нет ни у какой другой точной или естественной науки.

Астрономия насквозь мифологична.

Астрономия настолько привязана к мифам, что и по сей день однозначно отделить одно от другого не удается.

И дело не только в том, что астрономия выросла из мифов античных эллинов, впитав себя параллельным слоем альтернативные версии происхождения и сути всех известных тогда небесных объектов. Есть другая — куда более важная причина, по которой астрономия остается неотделима от мифологии. Эта причина кроется в том, что никакая другая наука не занимается вопросами происхождения нашего Мира, а так же не пытается предвидеть его крайне далекое будущее. Эти вопросы рассматривались в мифах. И теперь — осознанно или нет, но величайшие астрофизики, космологии, футурологи — углубляясь в процесс изучения прошлого и будущего Вселенной, тайком подглядывают ответ в греческих мифах — “А сходится ли то, что посчитали наши компьютеры с преданиями античной эпохи?”

С одной стороны в этом нет ничего странного, ведь ученые — тоже люди. А каждый человек нуждается в поддержке, особенно когда он находится один на один с неизвестностью. Но с другой стороны, люди, хорошо знакомые с древнегреческой мифологической космологией, вынуждены признать, что греческий взгляд на происхождение Вселенной, пожалуй, ближе всего к тому, что сейчас об этом может сказать наука. Ближе любой иной догадки, в том числе и многочисленных религиозных догм, свидетельств контактеров и ясновидящих.

Посудите сами.

С точки зрения греческой мифологии Мир родился из Хаоса. Хаос существовал всегда, но пока его пасть была закрыта, не существовало ни пространства, ни времени. А значит — не было никаких «всегда», пока Хаос не раскрыл свою пасть. И это тот самый парадокс, который не могут принять практически все люди Земли, погружающиеся в астрономию — «Как же так?! Разве возможно, чтобы у времени было какое-то начало?! А если и было, то что было до этого начала?» — уж последний вопрос точно вряд ли правомерен согласно существующей космологической парадигме, но современный человек его задает, а грек вполне принимал такое положение дел, что его мир мог начаться с чего-то конкретного, и не иметь предыдущих серий.

Хаос родил материю, но в том виде, в котором она ни на что не могла быть годной — ей предстояло разделиться на разные субстанции, и это произошло в эпоху Океана.

Океан — тоже мифологический персонаж — он правил миром после Хаоса. И за время его правления мир пришел к более или менее однородному равновесному состоянию. Предстоял следующий этап усложнения Мира.

Обратите внимание: Времени, в привычном для нас понимании, в этом Мире еще не было. И это тоже — парадокс, недоступный для логики современного человека, живущего в ощущении одномерного линейного времени. А оно — уж давайте сознаемся в этом — не является таковым.

Тут я вынужден сделать оговорку, и сообщить, что в ряде толкований Океан в космологических играх не участвует, и у Гесиода Океан — всего лишь титан — сын Урана и Геи. Но Гомер, собравший из разрозненных песен два крупномасштабных поэтических произведения — «Илиаду» и «Одиссею», считал именно Океана началом материального мира. И к Гомеру стоило бы прислушаться, поскольку в его натуре удивительным образом сочетались логические и интуитивные принципы познания Мира, удачно дополняющие друг друга.

Гомер — реконструкция облика

Но как бы то ни было, а Океан внезапно разделился, породив Небо — Уран, и Гею — Землю, оставаясь при этом где-то вокруг своих творений.

Уран — первый Бог этого Мира, который правил им безраздельно, не желая делить свою власть ни с кем. Гея — Земля — была его женой, и во всем подчинялась ему: вынашивала и рожала многочисленные стихии, которые были столь люты и ужасны, что сам Уран не мог смотреть на свои порождения, и всеми силами старался отправить их обратно — в чрево Геи, отчего Гея раздувалась шаром…

Конец этому кошмару положил Кронос — младший сын Урана, свергнув отца с престола Ойкумены, попутно лишив способности зачинать новых детей — порождать все более и более свирепые стихии этого Мира.

Кронос — это и есть время, а точнее — Бог Времени. С момента его появления во Вселенной всюду затикали часы — громко или едва слышно. С этого мгновения всему, что имело начало, было отведена некоторая определенная продолжительность, и момент, когда это прекратится.

Фактически уже сам Кронос многое прекратил в этом Мире. И греки считали, что с тех пор на Небе — в царстве Урана — воцарился порядок, и ничего более не менялось.

Самое время упомянуть, что понятие Хаос в греческом языке и в греческой философии означает буквально то, что мы и сейчас подразумеваем под этим словом: беспорядок, максимальный из возможных.

Есть еще одно интересное слово — Теос — оно имеет два значения «Бог или божественный» и «Сила, стремящаяся к порядку». Эти значения неразрывны и почти тождественны. По сути мы имеем расшифровку роли всех божеств, когда либо живших в этом Мире — их роль в том, чтобы максимально приблизить этот Мир к упорядоченному, гармоничному состоянию. Ведь на первых стадиях своего существования после Хаоса Мир был так далек от этого.

Ну, а божественный порядок, который силились навести Боги, называется известным всем словом Космос. И гречи считали, что где-то там — высоко в небе — своей цели — пусть, частично — Боги уже достигли. Вот только на Земле достичь этого им еще не удалось.

Ведь на Земле помимо прочего живут люди — столь сложные существа, которые — с одной стороны призваны завершить начатое Богами дело, но сами еще сильно нуждаются в том, чтобы многому научиться от Богов.

Но это мы забегаем вперед. Никаких людей еще нет. Земля ужасна в окружении своих стихий, которые сотрясают её, извергаются из неё, проносятся по ней ураганами. И все это запустил владыка Времени — Кронос, выпустив своих братьев и сестер из чрева Геи.

Греки рассматривали Время как одну из множества стихий — самую неукротимую.

Впрочем, укротить Время смог один из сыновей Кроноса — Зевс.

Кронос помнил, как он сам обошелся со своим папой. И как такое забыть, ведь репродуктивный орган Урана, отсеченный острым серпом, оказавшимся в руках Кроноса, упал с небес в воды Эгейского моря близ острова Китира. Но, конечно, это море так еще не называлось, и не родился еще афинский царь Эгей, отец легендарного Тесея, да и морей еще не было — мы же помним — сушу Геи омывал Океан. Но у Греков время с самого начала не было линейным, однородным, одномерным.

Мифологическим фактом остается то обстоятельство, что рожденная из вспенившегося в морской воде семени Кроноса родилась Афродита — богиня Любви, да и сама Любовь. Любовь стала последней дочерью и посланницей с неба на Землю. Любовь на Земле появилась раньше самого Зевса.

Зевс был не первым отпрыском Кроноса. Всех предыдущих Кронос проглатывал. Детей ему рождала Рея — титанида, не олицетворяющая ни одну из стихий или сил природы. Но Рее это и не требовалось, ведь по сути она оказалась матерью Олимпийских Богов, правящих Миром во главе с Зевсом все то время, пока эллины не придумали мифы о своих Богах, а как мы знаем, мифы сродни некрологам — их сочиняют, когда нечто уже перестало существовать, но осталось в памяти.

Рея была покорной женой, но и терпению покорной жены выделено ограниченное количество Времени. Одного из детей она решила Кроносу не отдавать — подсунула камень, завернутый в пеленки. И благодаря этой хитрости Зевс уцелел. Хотя, Бог хитрости Гермес еще не родился.

Зевса выкормила козочка Капелла (по другим сведениям — Амалфея) в пещере на острове Крит. Эту пещеру по сей день посещают туристы — она существует, как и многие другие античные артефакты, напрямую связанные с сюжетами мифов. Окрепнув Зевс встретился с отцом и провернул с ним тот же фокус — папа лишился способности дальше плодить детей, а кроме того утратил власть над Миром.

Задумайтесь!

С приходом Зевса Время утратило свою неотвратимость!

А что олицетворяет собой Зевс, Богом каких стихий, явлений или сил природы он является?

Зевс-Громовержец — таким мы его себе представляем — гром и молнии — что все это было для древних греков?

Безусловно, Зевс был аллегорией Энергии — всей энергии Вселенной. И оказывается, что появившись в полной мере Энергия может управлять временем.

Какая смелая метафизическая догадка — время может быть управляемо!

И мы знаем, что в сильных гравитационных полях время замедляется, а частицы — носители энергии излучения — вообще живут в каком-то своем времени, или даже вне его.

Мир наполненный энергией стал готов к появлению людей — зачем-то они понадобились Богам, раз сам Зевс отдал распоряжение титанам Эпиметею и Прометею — населить Гею существами, похожими на Богов, но не бессмертными, во всем Богам покорными. Братья титаны справились с заданием, но Прометей понял, что людям необходимо нечто еще. Что толку в послушных рабах — каждому из них нужен огонь внутри, который бы освещал им путь. И тут даже продвинутые мифологи спорят о том, что же такое даровал Прометей людям? — тот самый огонь, который который согревал их в холодной ночи, или это Душа, или это интуиция, дар видеть и предвидеть… а может Прометей даровал им потенциальное бессмертие?

Дальнейшая судьба Прометея известна — Зевс распорядился приковать титана к скале в горах Кавказа с напутственной фразой: «Пусть же те, кого ты так полюбил, и спасут тебя от нескончаемых мук!» И после этих слов Зевса каждый Божий день к скале прилетал Орел — тот самый, которого теперь мы видим на звездных картах, — раздирал кожу и крепкие мышцы титана, добирался до печени и выклевывал её. Вечером улетал. За ночь печень вырастала, затягивалась рана, но утром Орел прилетал вновь.

Страдания Прометея длились десять тысяч лет, пока однажды потомок людей и Богов — Геракл — ни освободил титана от этого наказания, свершив напутствие Зевса, и доказав, что люди тоже чего-то стоят.

Но в то время, когда эллины научились записывать собственные мифы, божественные проявления в мире населенном людьми случались все реже. Практически не встречались с степях за дальними греческими колониями кентавры — говорят их всех перебил еще обезумевший Геракл. А лесные нимфы и нереиды предпочитали не попадаться людям на глаза. Последнего сатира изловили в Балканских горах римские легионеры, и доставили к императору Суле (об этом есть убеждающие записи в летописях того времени), император был сильно был напуган его видом и распорядился вернуть назад — в тот греческий лес, где козлоногий и рогатый недочеловек был пойман. Но более сатиры не встречались ни грекам, ни римлянам, ни захватившим позже эти горы и леса арабам.

Некогда спокойный мир людей погрузился в эпоху нескончаемых войн. Он чуть было вновь не вернусь к Хаосу… как такое могло произойти?

Тут самое время вспомнить о расположении планет, которые тоже ассоциируются с представителями божественного пантеона древних греков.

Все прекрасно знают очередность планетных орбит:

Гелиос — бог Солнца — занимает в этой космической конструкции центральное место. Кстати, античные греки (умнейшие и проницательнейшие их них) уже догадывались о том, что вовсе не Земля есть центр Мира, а кто-то даже утверждал, что у Мира вообще нет никакого центра.

Меркурий, но он же и Гермес — самый быстрый и близкий к Солнцу — Гелиосу. Он олицетворяет собой хитрость, но и изобретательность, а еще коммуникативность и творчество.

Венера — вторая планета от Солнца — однозначно ассоциируется с богиней Любви и Красоты — Афродитой.

Третьей идет Земля — Гея.

Кровавый и слегка безумный в своей жестокости Арес — Бог Войны — в сопровождении свирепых спутников — Фобоса и Деймоса — движется по четвертой орбите, а мы называем его согласно римской традиции — Марс. Но Марс и Арес по сути — одно и то же.

О поясе астероидов греки, разумеется, ничего не знали. В их мифологии нет места ни планете Фаэтон, ни Нибиру, ничему такому. Но огромный, непропорциональный зазор между орбитами Марса и Юпитера я бы связал с той смутной эпохой, которая разделяет периоды создания мифов и времена, в которых они были закреплены на папирусе, пергаменте и восковых табличках.

Сочинение мифов и их последующее чтение разделяют тысячелетия. За этот период времени греки сильно переродились, и по сути перестали быть тем народом, который где-то подслушал свои Божественные Откровения. Но в Зевса греки продолжали верить.

Но был ли еще к тому времени Зевс повелителем Мира?

Если посмотреть на то, чем к тому времени были заняты люди, населяющие северные и южные Балканы, какое дело среди них считалось наиболее почетным, то можно увидеть, что наиболее уважаемым занятием для простого эллина было военное дело.

Давайте перенесемся на самые дальние окраины Солнечной системы. Вряд ли греки могли мыслить более масштабными категориями пространства. И нам этого масштаба вполне хватит.

Где-то там — в холодной дали, где нет солнечного света медленно дрейфуют диффузным облаком ледяные глыбы Облака Оорта. Ян Оорт, к счастью, не мифическое божество, а реальный человек — ученый, предсказавший существование подобной субстанции на периферии Солнечной системы.

Но чем Облако Оорта — не остаток древнего Хаоса — той части материи, которая не пришлась к случаю при строительстве Мира?

Двигаясь по направлению к Солнцу мы пересекаем орбиту планеты Нептун — самой дальней из планет известных людям. А Нептун смело можно ассоциировать с Океаном. Кто-то может возразить, что Нептун — тезка Посейдона, но это не совсем так. Планету назвали римским мифологическим персонажем за цвет — за сходство оттенка планеты с цветом океанических вод. Вот Вам и прямая отсылка к Океану.

Мы сканируем эпоху за эпохой, подобно тому, как можно рассматривать на срезе древесного ствола годовые кольца. Только у нас в этой аллегории выступают планетные орбиты. И на следующей орбите нам встречается планета Уран, названная в честь греческого Бога Неба. Минула еще одна эпоху.

Следом — ровно в порядке греческой мифологии о рождении Мира, в котором мы живем, — следует эпоха появления времени, а вместе с ней и орбита Сатурна — Кроноса (Сатурн — его римское название). Где-то вокруг окольцованной планеты обращается супруга Кроноса — Рея. Но мы пролетаем мимо.

И вот уже на подлете Зевс-Громовержец — крупнейшая и влиятельнейшая из планет Солнечной системы — Юпитер. Ему поклонялись древние греки в Кикладский и Микенский периоды своего становления. Они чтили Зевса, как верховного Бога и в период поздней античности, когда многие мыслители и ученые открыто заявляли: «Боги — выдумка!» Между прочим, за подобные высказывания Сократа приговорили к смерти, чему Сократ нисколько не воспротивился и добровольно выпил чашу с ядом, посчитав, что его жизнь и так уже наполнена до краев впечатлениями и мудростью — как та чаша с ядом. И вовремя уйти гораздо лучше, кем засидеться в Мире живых… Не годится ли та же мудрость Богам?

Вполне возможно, потому что за пять веков до начала Нашей Эры люди уже не ощущали в своей жизни явных посылов от Зевса. Зато не вылезали из войн, которыми заведовал Арес.

И не трудно догадаться, что следующей планетой в нашем путешествии является именно он — красная планета Марс, он же — Арес, он же — Бог Войны, жестокости, мародерства.

А не кажется ли Вам, мои читатели, что с той поры, как люди сложили миф о том, как Миром поочередно правили Океан, Уран, Кронос, Зевс (и на Зевсе они тогда остановились), власть на Божественном Олимпе вновь сменилась. И перешла к Аресу?

Порядок планет в Солнечной системе таков.

Стоит вспомнить, что в истории человечества неизвестно заметных войн в эпоху древнего Египта, Вавилона и Месопотамии, да и в Кикладской Греции войн не было. Воевать друг с другом человеческие государство стали позже, когда они смогли дотянуться друг до друга на карте, а до того, каждое из государств жило и развивалось в своей отдельной вселенной. И повода для масштабных войн не было.

Но последние две с половиной тысячи лет человечество только тем и занимается, что воюет, сливая в войну 90% и более своих ресурсов, своего населения, своего внимания — посвящает все это уничтожению себе подобных.

Сочинение мифов оборвалось именно в тот момент, когда люди начали истреблять друг друга в массовых масштабах.

И как не догадаться, что власть в подлунном мире перешла к Аресу, который в качестве трофея прихватил и энергию Зевса — все его Гром и Молнии, которые с тех пор использовал в своих кровавых целях.

Не хочу никого обнадеживать, но можно предположить, что эпоха войн все же уходит вдаль по течению Реки Времени. Если на Земле и случаются войны, то чаще всего небольшие, локальные. Акцент этих противостояний смещается в экономическую сторону. А сами люди становятся гуманнее.

Не за горами новая смена власти на вершине Олимпа. А какая следующая планета в нашем путешествии, ведь Марс мы уже миновали?

А следующая планета — Земля!

Явно приближается какая-то новая эпоха. С одной стороны Земля — это Гея. Но Греки никогда не ассоциировали образ Геи — жены Урана и планету, на которой мы живем. Так что скорее всего Земля, её орбита — это совершенно непознаваемый из мифологии рубеж, столкнуться с которым нам вот-вот предстоит.

Но мне видится перспектива такого рода, в которой мы наконец осознаем всю уникальность нашего космического дома — планеты Земля, и в какой-то мере наведем на ней порядок, к которому нередко призывают все эти лозунги в соцсетях, типа: «Прежде чем летать к другим планетам, научитесь жить по-людски на своей Земле!»

Но это никак не мешает нам совмещать одно с другим.

А учитывая, что каждая следующая эпоха все короче, равно как и дистанции между планетными орбитами, мы можем застать и наступление следующей эпохи, которая уж точно соответствует орбите планеты Венера, а заодно и связанными с ней доминирующими проявлениями Любви и Красоты, которыми только она одна и заведует.

Что же? — Было бы хорошо, если бы эта эмпирическая, основанная на мифологии и немного на современной астрономии теория нашла хоть какое-то соответствие в реальности. Потому что дальнейшие прогнозы в её рамках крайне позитивные. Ведь еще дальше нас ждет встреча с эпохой Гермеса-Меркурия, отвечающего за всевозможные творческие проявления. И — кто знает — быть может люди во всей своей массе вдруг научатся ценить подлинное искусство, а то ведь — нет смысла скрывать — доступна эта способность и по сей день лишь избранным — рожденным от Богов (по мнению греков).

А дальше — внутри орбиты Меркурия — нас ждет встреча с Гелиосом — Богом Солнца и всего того Света, который пронизана Вселенная с тех пор, как в ней было активировано время. И все мы погрузимся в царство света, но не во тьму.

Как видите, мифология, скрещенная с астрономией в первом приближении дает очень неплохие прогнозы, которым, правда, надо соответствовать — верить в них. Не знаю, как с последним качеством сейчас у Людей — не разучились ли они верить в хорошее? Ведь, как случается вдруг какой-то катаклизм — тот же вирус недавний, и большинство из нас сразу погружаются в панику, в страх и в ужас — сильны еще чары Ареса. Хочется надеяться, и даже ощущается всей душой, что дети недавно появившиеся на свет в нашем Мире уже не подвластны этому недугу — ни вирусу, и разного рода панике.

В заключение хочу отметить важный момент, который постоянно был на горизонте этого повествования, но ускользал от нашего внимания: в греческой мифологии время никогда не было линейным и одномерным. И даже однонаправленным. Анализируя сюжеты греческих мифов историки пришли к выводу, что их невозможно нанизать на единую нить. Более того, некоторые мифы имеют одновременно несколько разных, но практически равнозначных по началу и концу версий, будто реализовывались их сюжеты в различных Вселенных, а взирающие из гиперпространства на все это Боги смотрели и сравнивали — какой путь того или иного героя в разных интерпретациях мифа интереснее. Но не могли выбрать.

Впрочем, выбор чего-то одного из большого множества по сути равнозначных сценариев — чисто человеческий удел. Боги — в той же греческой мифологии — способны проживать несколько сценариев квази-одновременно. И это отражено в мифах. Но, кто знает, быть может и мы до подобных способностей дорастем. Ведь главное же — принять — не сопротивляться самой возможности того, что где параллельно с нашим Миром течет еще одна твоя жизнь, и — не одна, а бесчисленное количество твоих собственных проживаний материального воплощения Души с заметно различающимися ключевыми событиями, но твое внимание сосредоточено на какой-то одной жизни.

Греки умели видеть мир буквально в формате квантовой неопределенности, когда одно и то же “нечто” могло являться — в зависимости от ситуации — планетой, или стихией, тотальным качеством Мира, или антропоморфным божеством. Они без труда объединяли все множество воплощений в один персонаж. Кто знает, может быть и мы устроены столь же многогранно, но не осознаем многого из того, чем являемся?

Греческая мифология по своей глубине и величию сравнима только с самой Вселенной. Не удивительно, что народ, чье мировоззрение базировалось на этих странных историях, подарил цивилизации практически все существующие науки, искусства, и свой язык, который растворился почти во всех языках мира.

Я уверен, что потенциал греческих мифов не исчерпан и по сей день. В них еще можно найти удивительные аллегории и ключи к тому, чтобы суметь понять или принять огромное количество данных и новых открытий, которые в нашу эпоху сыплются на нас буквально, как из рога изобилия, благодаря революционным технологиям в изучении Вселенной.

Заатмосферные телескопы, оптические и радио-интерферометры с фантастической разрешающей способностью, компьютерные кластеры, способные моделировать эволюцию мега-скоплений галактик — все дает цунамический поток новой информации, сравнить который можно лишь с еще одним разверзанием пасти Хаоса. Нам недостает способности видеть этот мир в той степени приятия, каким обладали авторы и собиратели мифов, которые подчас допускали совершенно недопустимое, согласовывали все возникающие парадоксы. И нам вновь предстоит учиться этому — видеть Мир так, как его могли бы видеть только Боги с сияющего и недоступного людям прежней эпохи Олимпа.

Как боги людей дурачили и другие увлекательные «сказки для взрослых» из Древней Греции


Греческая мифология полна увлекательных историй, связанных с обращением в иных существ и не только: от Зевса, принявшего форму золотого дождя, чтобы соблазнить Данаю, до Цирцеи, превратившей спутников Одиссея в свиней. И это лишь малая часть того, с чем приходилось сталкиваться персонажам греческой мифологии, постоянно балансируя на грани между людьми, богами и природой.

Боги Олимпа. \ Фото: google.com.

Мастер перевоплощения в греческой мифологии — Протей, морской бог, который постоянно меняет форму и всегда избегает отвечать на вопросы. Однако трансформация — главная тема многих историй в классическом каноне. От «Одиссеи» Гомера до «Метаморфоз» Овидия существует множество историй, в которых герой или бог превращается во что-то другое.
На самом деле, кажется, что для греческих и римских мифов было обычным делом, чтобы боги меняли форму, дабы соблазнить смертных. Боги также обладали властью превращать других людей в иных существ, чтобы наказать или вознаградить.

Протей. \ Фото: wordpress.com.

Эти превращения часто играли важную роль в культе некоторых божеств. Попытка пережить, воспроизвести или увековечить трансформацию, произошедшую в воображаемом пространстве, которое представляла собой греческая мифология, часто занимала центральное место в мистических ритуалах и народных празднествах.

Зевс. \ Фото: gamek.vn.

Но больше всего эти истории преображения показывают очарование живым опытом. Они также указывают на раннюю попытку понять естественный мир, исследуя его пределы.

Наконец, стоит отметить, что эти мифологические трансформации были не только частью анимистического мировоззрения, что духи населяют всё: от деревьев до рек и статуй. Они также были частью богатой народной традиции, имеющей параллели почти во всех других культурах мира.

1. Миф о Дионисе


Миф о Дионисе и морских разбойниках. \ Фото: behance.net.

В одном мифе Дионис, бог вина, принял облик юноши и начал скитаться по земле. Возле моря несколько тирренских пиратов увидели и похитили бога, не подозревая о его истинной личности. Пока пираты связывали Диониса, намереваясь продать его в рабство, лоцман корабля по имени Акет (Акойт) понял, что с похищенным персонажем что-то не так. Полагая, что за спиной юноши скрывается бог, Акет тщетно пытался остановить своих товарищей.

Пираты не слушали лоцмана, и, наконец, Дионис раскрыл свою истинную сущность, наполнив корабль виноградными лозами и зверями. В ужасе пираты бросили корабль и нырнули в море. Прыгая, они превращались в дельфинов. Единственный, кого миновала злая участь, был Акет.

2. История Ганимеда


Похищение Ганимеда, Николас Герритс Мас, 1678 год. \ Фото: livejournal.com.

История Ганимеда обычно всплывает в каждом разговоре о педофилии в Древней Греции. Согласно мифу, Ганимед родился в Трое. Будучи юношей исключительной красоты, он привлёк внимание богов, а точнее, Зевса. Затем последний превратился в орла и похитил Ганимеда, приведя его на Олимп. Там юноша служил виночерпием богов. Зевс позаботился о том, чтобы Ганимед остался бессмертным и вечно молодым.

У Вергилия Гера, жена Зевса, рассматривала Ганимеда как противника, который имеет эротические отношения с Зевсом. Эта история стала одной из самых излюбленных тем не только среди художников, а и поэтов, которые при любом удобном случае упоминали о ней.

3. История Леды и Лебедя

Леда была дочерью этолийского царя Тестия (Фестий). День, когда она вышла замуж за своего мужа Тиндарея, был также днём, когда она привлекла интерес Зевса.

Тогда отец богов принял облик лебедя и соблазнил Леду. После этого Леда провела ночь с Тиндареем. Результат этой истории был ещё более странным. Прекрасная Леда «родила» два яйца, из которых вышли Елена Троянская, Клитемнестра, Кастор и Поллукс. Древние источники расходятся во мнениях о том, кто был сыном и дочерью Зевса, а кто детьми — Тиндарея.

4. Похищение Европы


Похищение Европы. \ Фото: pinterest.ru.

История похищения Европы — это ещё одна история Зевса, превращающегося в животное, чтобы соблазнить смертную женщину. В этом случае бог принял форму быка. Европа была потомком нимфы Ио из Финикии. Зевс превратился в белого быка и смешался с другими животными при дворе её отца, Агенора, царя Тира. В какой-то момент Европа погладила быка и забралась ему на спину. Зевс не упустил возможности и похитил женщину на остров Крит, где Европа стала царицей и дала своё имя всему континенту, ныне известному как Европа.

5. История Данаи


Миф о Данае. \ Фото: zeno.org.

История Данаи связана с самым известным персонажем греческой мифологии – одним из самых могущественных олимпийских богов, Зевсом. Зевс частенько появлялся в облике орла, лебедя или быка. Однако из любви к прекрасной Данае, матери Персея, Зевс пошёл гораздо дальше, дабы овладеть девушкой, он обратился золотым дождём.

История такова. Даная была дочерью Акрисия, царя Аргоса. Акрисий получил пророчество, в котором говорилось, что сын его дочери убьёт его. Чтобы убедиться, что пророчество не сбудется, Акрисий заключил Данаю в бронзовую камеру, специально сделанную для неё под королевским дворцом. И этот план сработал бы, если бы не игра богов. Короче говоря, Зевс принял форму золотого дождя и прокрался через крышу комнаты Данаи. В конце концов Даная родила Персея, и Акрисий понял, что сопротивляться судьбе бесполезно.

6. Пигмалион и Галатея


Пигмалион и Галатея. \ Фото: 1st-art-gallery.com.

Пигмалион был скульптором, который был разочарован безнравственностью некоторых женщин. Решив воздержаться от женского общества, он приложил все усилия, чтобы создать идеальную скульптуру женщины. Пигмалион в конце концов создал самый прекрасный женский образ. Она была настолько совершенна, что он стал одержим ею. Не успел Пигмалион опомниться, как влюбился в статую и стал называть её своей женой.

На празднике Афродиты, богини любви, Пигмалион умолял богиню дать ему жену, подобную его статуе, и богиня слушала. Когда скульптор вернулся домой, он обнаружил, что его скульптура становилась всё более и более живой, чем больше он прикасался к ней. В конце концов желание Пигмалиона было исполнено, Афродита, растроганная такой одержимостью, оживила статую, даровав Пигмалиону желанную возлюбленную.

7. Аполлон и Дафна


Аполлон и Дафна. \ Фото: imgur. com.

Однажды Аполлон, бог музыки, оскорбил Эроса, бога любви. Тогда Эрос придумал идеальную месть. Используя свои силы, он заставил Аполлона почувствовать сильное влечение к речной нимфе Дафне. Однако он также позаботился о том, чтобы Дафна дала отпор Аполлону.

Бог не мог контролировать свои эмоции и выследил Дафну, которая также дала клятву остаться девственницей на всю жизнь. Аполлон охотился за Дафной и в последний момент, когда он схватил её, она закричала, призывая на помощь своего отца, речного бога Пенея. Затем Пеней превратил Дафну в лавровое дерево (буквально «дерево Дафны» по-гречески). Аполлон никогда не забывал о своей любви к Дафне и заботился о дереве и о том, чтобы его листья всегда оставались зелёными.

8. Нарцисс


Миф о Нарциссе. \ Фото: surbzoravor.am.

Нарцисс был чрезвычайно красивым молодым человеком, чья красота привлекла внимание нимфы по имени Эхо. Когда она призналась ему в любви, Нарцисс отверг её и попросил оставить его в покое. Убитая горем, Эхо ушла и стала бродить одна. Её горе было так велико, что её тело растворилось в воздухе. Единственное, что осталось, — это её голос, который до сих пор слышен в лесах и горах.

Печальный финал Эхо привёл в ярость богиню мести Немезиду, которая решила наказать Нарцисса. Однажды Немезида заманила молодого человека выпить воды из озера со спокойной зеркальной водой. Нарцисс увидел своё отражение в воде и влюбился в него.

Трагический конец Нарцисса наступил вскоре после этого. Как только он понял, что его кумир находится вне его досягаемости, парень почувствовал невыразимую боль. Отказавшись от жизни, он лёг на землю и превратился в цветок с белыми лепестками и жёлтым «сердцем».

9. Миф о Цирцее


Цирцея. \ Фото: google.com.

В эпической поэме Гомера «Одиссея» Одиссей и его спутник пытаются вернуться на Итаку после Троянской войны. На обратном пути их прибивает к берегу острова, на котором обитает могущественная ведьма – одна из самых интересных персонажей греческой мифологии по имени Цирцея.

Цирцея приглашает спутников Одиссея на пир и использует свои силы, чтобы превратить их в свиней. Только одному человеку удаётся спастись, и он бежит обратно к Одиссею и другим своим спутникам, чтобы сообщить им о случившемся.

С помощью Гермеса Одиссею удастся убедить Цирцею разрушить чары и снова сделать своих спутников людьми. Самое странное в этой истории не то, что Цирцея превратила людей Одиссея в свиней, а то, что он прожил с ней один год, и у них родилось двое сыновей.

10. Миф о Медузе


Статуя Медузы Горгоны. \ Фото: frammenti-m.com.

Немногие другие греческие мифы получили такое же внимание, как миф о Горгоне Медузе. Все более или менее знают, на что способна Медуза. Вместо волос у неё змеи, а взгляд её превращает всех тех, кто на неё смотрит, в камень.

Но как Медуза стала такой? Всё началось с того, что Посейдон, бог океана, изнасиловал Медузу в храме Афины. Богиня, неспособная отомстить одному из своих равных, бессмертному олимпийскому богу, направила свой гнев за святотатство своего священного пространства на невинную Медузу.

Афина превратила девушку в отвратительное существо, настолько ужасное, что она обращала всех, кто смотрел на неё, в камень. Более тревожным, чем эта несправедливость, было то, что Афина сделала дальше.

Испытывая презрение к наказанию Медузы, она решила помочь герою Персею в его стремлении убить ужасное существо. В конце концов Персей обезглавил Медузу, а Афина взяла голову несчастной женщины и повесила её на своей эгиде, где она и осталась висеть, как своего рода трофей.

11. Миф о Кадме


Кадм. \ Фото: thehistorianshut.com.

Когда Зевс похитил Европу, Кадм, брат Европы, начал скитаться по Греции в поисках своей сестры. Добравшись до Дельф, он посоветовался с оракулом, который велел ему прекратить поиски Европы. Вместо этого ему было велено следовать за коровой и построить город, где она ляжет.

Кадм действовал соответственно. На том месте, где лежала корова, он решил посеять зубы дракона, убитого им в одном из своих приключений. Зубы превратились в группу могущественных воинов. С их помощью Кадм основал Фивы.

12. Девкалион


Девкалион и Пирра. \ Фото: commons.wikimedia.org.

Девкалион — один из самых интересных персонажей греческой мифологии. Он считался предком греков, точно так же, как во многих историях греческой мифологии Персей считался предком персов.

В греческой мифологии Девкалион — персонаж с историей, которая, очевидно, параллельна истории Ноя в Ветхом Завете. Более конкретно, Девкалион появляется как человек, который сделал ковчег, чтобы спасти себя и свою жену по имени Пирра от потопа, посланного Зевсом, чтобы уничтожить человечество.

Девкалион и его жена бродили по затопленной земле, пока наконец не нашли спасение на вершине горы Парнас. После жертвоприношения богам супруги спросили, как можно возродить человечество. Гермес, посланник Бога, велел им бросать камни позади себя, когда они идут. Девкалион и Пирра действовали соответственно. Камни, брошенные Девкалионом, превратились в мужчин, а камни Пирры — в женщин. Таким образом, человечество родилось заново.

О Греции можно говорить бесконечно долго, восхищаясь её богатой природой и не менее богатой культурой, а также историей, полной захватывающих дух событий. Исключением не стал и Дельфийский оракул, который и по сей день чтится многими греками, ведь в древние времена он был очень важен для них.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

4 Забытых бога греческой мифологии | Энн Розекранс | Розовость

И почему они заслужили свое место в центре внимания

W Хорошо известные греческие боги, такие как Зевс, Аид, Посейдон и Афина, неоднократно появлялись в книгах, фильмах, играх и других средствах массовой информации. Даже полубоги, такие как Персей или Геракл, часто появляются на сцене популярной культуры.

Но некоторые греческие боги несправедливо затерялись в колесах времени. Чтение первых нескольких стихов Гесиода Теогония сделает это предельно ясным. То, что не все персонажи греческой мифологии помнятся одинаково, неудивительно: в конце концов, скорость размножения греческих богов посрамила бы кроликов. Однако «потерянные» божества не кажутся уступающими звездам, таким как Дионис или Гермес, и все же они всегда кажутся в стороне, наблюдая, как сияют их собратья.

Но эти боги тоже заслуживают вашего внимания! Поэтому мы познакомим вас с четырьмя из них здесь.

Прежде всего: бог, чье имя вы, возможно, уже знаете по одному научно-фантастическому фильму…

1: Морфеус Морфеус посещал сны смертных. На этой картине восемнадцатого века, написанной французским художником Жаном Бернаром Ресту, сам Морфеус спит. Источник.

Первым богом, о котором пойдет речь, является Морфеус. Это может показаться неожиданным, но Морфеус — это не только имя героического персонажа из фильмов «Матрица», но и имя греческого бога снов. Морфей — один из многих сыновей Гипноса, бога сна.

Как следует из его названия, бог снов мог формироваться и появляться в снах людей. Это позволило Морфею передавать послания богов через сны. По этой причине многие люди предполагают, что именно Морфей передал послание Зевса царю Агемемнону в «Илиаде» Гомера .

2: Selene Каждую ночь богиня луны гоняла по небу на своей колеснице. Эту колесницу часто описывали как запряженную двумя белыми лошадьми. Источник.

Селена была греческой богиней Луны. Она была дочерью двух братьев и сестер Титанов: Гипериона и Тейи. Помимо Селены, у Гипериона и Тейи было еще двое детей: Гелиос (бог солнца) и Эос (богиня утренней зари).

Гелиос более известен, так как каждый день управлял своей солнечной колесницей по небу. Селена, однако, выполняла столь же важную обязанность, поскольку она отвечала за то, чтобы каждую ночь вести свою лунную колесницу по небу.

Греческая богиня луны тоже была безнадежно влюблена в смертного по имени Эндимион. Хотя существует множество версий их истории, в основном сходятся во мнении, что Зевс погрузил Эндимиона в вечный сон, сделав его бессмертным, нестареющим, но вечно спящим. Его поместили в горную пещеру, где каждую ночь его посещала Селена.

3: Немезида Немезида часто отвечала за отмщение за преступления. Здесь она изображена с Джастисом в погоне за убийцей. Картина Пьера-Поля Прюдона, 1808 год. Источник.

Древние греки, вероятно, боялись забыть богиню Немезиду, богиню божественного возмездия. Любой, кто виновен в гордыне (высокомерии перед богами), будет наказан ею. Немезида также следила за тем, чтобы в жизни был баланс. Так что, если Тихе, богиня удачи, была слишком восторженной, Немезида вмешивалась, чтобы уравновесить чашу весов.

Работу Немезиды можно увидеть в мифе о Нарциссе. Согласно Овидию, именно Немезида вмешалась после того, как красавец Нарцисс грубо отверг нимфу Эхо. Немезида заманила Нарцисса в бассейн, где он влюбился в собственное отражение, обрекая себя.

4: Фобос Фобос часто изображался смотрящим прямо с широко открытым ртом, как на этой мозаике четвертого века. Источник.

Фобос был сыном олимпийцев Ареса и Афродиты. Он был богом страха. Вместе со своим братом-близнецом Деймосом (бог Ужаса) и тетками Энио (богиней войны и разрушения) и Эридой (богиня раздора и раздора) он сопровождал своего отца Ареса (бога войны) в битве.

Хотя у Фобоса, похоже, нет собственных мифов, его имя упоминается в нескольких греческих историях. Он был, например, изображен на щитах Геракла (Геркулеса) и Агамемнона. Если верить Плутарху, Александр Македонский также приносил жертвы Фобосу накануне битвы при Гавгамелах. Учитывая, что Дарий в конце концов бежал из битвы, можно было бы относиться к богу страха немного серьезнее.

Надеюсь, вы узнали что-то новое об этих четырех забытых богах. И помните: это был всего лишь выбор. Мир греческой мифологии скрывает множество историй и персонажей, которые стоит изучить, многие из которых отвечают за слова или фразы, которые мы используем сегодня.

Хотите узнать больше о забытых богах? Прочтите нашу статью об этих четырех забытых скандинавских богах, с которыми вам обязательно стоит познакомиться!

Греческие боги и богини: учебник для начинающих

Примечание редактора: это гостевой пост Тони Вальдеса.

Греческая мифология может показаться малоизвестной областью изучения, как будто она имеет отношение только к сморщенным старым профессорам в шикарных кабинетах школ Лиги Плюща. Или, возможно, эта тема ассоциируется у вас со смутными воспоминаниями о нашумевших летних голливудских фильмах. Однако древнегреческая культура вносит гораздо больший вклад в современный мир, чем мы можем себе представить.

Влияние греческой мифологии на западную цивилизацию началось, когда римляне приняли пантеон греческих богов; это впоследствии повлияло на названия планет в нашей Солнечной системе. Перенесемся вперед по истории, и вы найдете свидетельства существования греков в искусстве, книгах, поэзии, фильмах, телевидении и массовой культуре. Например, каждый раз, когда вы надеваете пару обуви Nike, вы украшаете себя именем греческой богини победы, имя которой, конечно же, было Nike. Выбрав такое название, компания, производящая спортивную одежду, пытается что-то сказать о себе и о тех, кто носит их продукцию, вам не кажется? Точно так же автомагазин Midas, минивэн Honda Odyssey, Олимпийские игры и литературные тяжеловесы, такие как Уильям Шекспир, Данте Алигьери и Мэри Шелли, — все они взяли пример с греков. И это едва царапает поверхность.

Приобретение практических знаний по мифологии может обогатить жизнь человека и открыть культурные двери, которые в противном случае остались бы запертыми. Я бы сравнил знание греческой мифологии с одним из моих самых любимых героев: Индианой Джонсом. Помните, как у Инди, казалось, были все эти действительно смутные знания о мифах, легендах и религиях прошлых эпох? А помните, как здорово было, когда он мог посмотреть на какой-нибудь артефакт, документ или часть архитектуры и соединить точки? Приложив немного усилий, мы можем сделать то же самое, и мы стремимся сделать именно это в этой серии статей об основах греческой мифологии для современного человека. В конце этой серии я предложу вам забавное задание, в котором вы сможете стать своим собственным доктором Джонсом и произвести впечатление на милую даму в своей жизни. Начнем…

Что такое миф?

Хотя мы часто связываем слово «миф» с древними системами выдуманных религий, миф на самом деле представляет собой набор историй, имеющих важное значение для культуры. Хотя они, как правило, вымышлены, это не является обязательным требованием. Таким образом, Зевс, Супермен, Зона 51, Лохнесское чудовище и Джордж Вашингтон могут считаться частями различных мифологий.

Джордж Вашингтон может показаться странной частью этого списка, но подумайте о статусе «больше жизни», который американская история дала нашему первому президенту. Хотя он существовал в реальности, он уже не просто человек: Вашингтон — символ, наполненный смыслом для нашей нации. Наряду с вымышленными персонажами, такими как Супермен, Вашингтон является важной частью того, что определяет образ мышления американцев. Они навечно связаны с тем, кто мы есть и во что мы верим.

Проблема с греческой мифологией

Прежде чем погрузиться в красочный мир греческих историй, важно понять, что греческая мифология изобилует несоответствиями. Другими словами, многие истории будут звучать совершенно нелепо, а порой даже противоречить друг другу.

При рассмотрении этих историй мы должны помнить, что греки создавали истории, основанные на их собственной склонной к ошибкам человеческой природе. Таким образом, греческие боги часто столь же жестоки, непоследовательны и грешны, как и люди. Также имейте в виду, что греки не пытались создать систему абсолютной истины; они просто рассказывали истории, чтобы объяснить окружающий их мир. Если у вас был хороший день, то Зевс был добрым и доброжелательным богом. Если у тебя был паршивый день, то Зевс был мстителен и беспощаден.

Мы могли бы сравнить эту точку с некоторыми из наших современных мифов. Давайте вернемся и снова рассмотрим Супермена. В некоторых историях куска криптонита размером с гальку достаточно, чтобы Человек из стали упал на колени в агонии; в других историях требуется кусок размером с баскетбольный мяч, чтобы вызвать мучительную боль. Все зависит от того, кто рассказывает историю, и от его или ее взгляда на слабые и сильные стороны Супермена. Точно так же Бэтмен качается на маятнике, который варьируется от манерного изображения Адама Уэста до суровой трилогии, созданной Кристофером Ноланом.

Есть еще один момент, требующий уточнения: когда римляне приняли греческую мифологию, они дали римские имена каждому из персонажей. Для наших целей здесь мы будем называть каждого по его или ее греческому имени, но, когда это применимо, римское имя будет включено в скобки.

Итак, давайте приступим к изучению историй.

Война Божеств

Согласно грекам, в начале времен были Отец-Небо (Уран) и Мать-Земля (Гея). Вместе они родили детей, известных как Титаны. Кронос (Сатурн) и Рея (Кибела) возглавили восстание Титанов против Отца-Неба и Матери-Земли. Титаны победили своих родителей и стали правителями небес.

В свою очередь, у Кроноса и Реи были дети, известные как олимпийцы. Олимпийцы — это греческие боги, какими мы их знаем, во главе с Зевсом и Герой. Кронос, обеспокоенный тем, что его дети свергнут его так же, как он сверг Отца Время, пожрал своих детей. Рея, однако, бросила вызов Кроносу, обманом заставив его съесть камень, завернутый в пеленки, вместо младенца Зевса.

Когда Зевс достиг совершеннолетия, он был возмущен, узнав о судьбе своих братьев и сестер. Зевс устроил засаду на Кроноса и заставил его извергнуть олимпийцев, которые, по-видимому, выжили и созрели в желудке Кроноса. С помощью Прометея, титана-изгоя, олимпийцы победили Кроноса, и Зевс занял его место правителя небес. Зевс наказал большинство титанов, заключив их в тюрьму; однако титан по имени Атлас получил уникальное наказание: он был обречен нести на своих плечах тяжесть мира. Прометей, поскольку он помогал олимпийцам, не был наказан.

Олимпийцы

Хотя Зевс был самым могущественным из олимпийцев и, следовательно, лидером, он делегировал контроль над вселенной своим братьям и сестрам. Зевс, Посейдон, Аид, Гера, Деметра и Гестия были детьми Кроноса и первых шести олимпийцев; все дополнительные олимпийцы были детьми Зевса (хотя не все были рождены традиционными способами).

За исключением Аида, которого часто изображали обитающим в Тартаре, все греческие боги жили в великолепии в городе, названном ими Олимпом. Этот величественный город парил высоко над горой, которая в результате была названа горой Олимп. Могучие облака служили вратами Олимпа, и говорили, что ни сильный ветер, ни ненастье никогда не сотрясали город богов.

Олимпийцы — сыновья и дочери Кроноса — и их потомки были в центре всей мифологии, и понимание характера каждого из них имеет решающее значение для понимания каждого повествования в греческой мифологии, поэтому давайте на минутку взглянем на двенадцать, которые являются упоминается чаще всего.

Зевс (Юпитер)

После свержения титанов Зевс стал не только лидером олимпийцев, но и правителем вселенной. Символизируемый орлом и вооруженным молниями в качестве своего любимого оружия, немногие имели смелость бросить вызов даже самым простым аспектам воли Зевса. Те, кто это делал, часто делали это с помощью обмана и хитрости, а не путем прямой конфронтации. В зависимости от истории личность Зевса могла варьироваться от доброжелательного отца до отстраненного, всемогущего тирана. Поскольку греческие боги отражали те же недостатки и слабости, что и человечество, Зевс мог совершать ошибки и быть обманутым. Он также часто гонялся за юбками, принимая различные причудливые формы (включая, помимо прочего, быков, лебедей и золотой дождь), чтобы соблазнить смертную женщину. Шекспир рассказал еще об одной примечательной встрече в своей поэме «Похищение Лукреции». Считалось, что сверхчеловеческие полубоги, такие как Геракл и Персей, были детьми Зевса от смертных женщин.

Посейдон (Нептун)

Брат Зевса и бог морей, Посейдон также был ответственен за землетрясения, за что получил прозвище «сотрясатель земли». Его часто изображали с трезубцем, которым он взбалтывает океаны и создает штормы. Хотя он определенно не был таким могущественным, как Зевс, с Посейдоном нельзя было шутить. Его владычество над океанами и влияние на сушу могли создать или разрушить морскую культуру, подобную греческой. Посейдону приписывали создание всей морской жизни, но когда другие боги и богини высмеивали творения Посейдона (рыб и других морских обитателей), они бросили ему вызов создать что-то прекрасное. В ответ он создал лошадей.

Аид (Плутон)

Вопреки распространенному мнению и Диснеевскому Геркулесу , Аид не был греческим эквивалентом дьявола в иудео-христианской традиции. Брат Зевса и Посейдона, Аид просто получил короткую палку, когда братья-олимпийцы разделили свои владения. Аид правил подземным миром, также известным как Тартар. В отличие от иудео-христианского представления о рае и аде, все души — добрые или злые — прибыли в Тартар, где Аид отвечал за их заботу. Единственным исключением из этого правила был «Остров блаженных», который мы увидим, когда будем изучать концепцию греков о географии. Была определенная степень наказания для нечестивых и награда для праведников, но не до такой степени, как дихотомия рая и ада. Аид был единственным олимпийцем, который не поселился на вершине горы Олимп. Он насиживался в Тартаре со своим трехголовым псом Цербером, который охранял ворота и не давал живым войти, а мертвым выйти. Жена Аида, Персефона, была смертной женщиной, которую похитил Аид. Мать Персефоны, Деметра и Олимпиец, заключила сделку с Аидом, что ее дочь будет проводить с ней полгода, а другую половину — в подземном мире с ним. Греки считали, что результатом этой сделки стала весна/лето, когда Персефона была с матерью, и осень/зима, когда она была с мужем.

Гера (Юнона)

Гера была женой Зевса и, по иронии судьбы, богиней верности. Как вы можете себе представить, она особенно раздражалась, когда Зевс соблазнял богинь или, что еще хуже, смертных женщин. Быть смертным и объектом привязанностей Зевса было проклятием; женщине не только придется объяснять странные обстоятельства рождения ее ребенка, но и испытать на себе гнев Геры, который может быть действительно жестоким. Кроме того, пострадает и ребенок, которого родила женщина. Никто не знает этого лучше, чем бедный Геракл, о котором мы поговорим подробнее позже. Символом Геры был павлин, и, хотя сама она редко вступала в какие-либо бои, она была хитрой, скрытной и властвовала над своим мужем, делая ее такой грозной, какой не мог похвастаться ни один другой олимпиец.

Гестия (Веста)

Гестия не была такой яркой или драматичной, как многие другие олимпийцы, поэтому она редко привлекала внимание, но это не умаляет ее значения для греков. Она была богиней домашнего очага, а это означало, что если у вас был уютный дом и счастливая семья, то Гестия благословляла вас.

Деметра (Церера)

Подобно Гестии, Деметра часто отодвигалась на задний план своими собратьями-олимпийцами. Она была богиней зерна, что делало ее очень важной в повседневной жизни.

Афина Паллада (Минерва)

Афина Паллада, обычно называемая просто Афиной, была богиней мудрости. Греческий шлем гоплита, который она носила на голове, легко опознал ее. Ее также часто изображали со щитом и копьем в руке. Хотя она не связана напрямую с войной (эта похвала принадлежит Аресу), Афина, тем не менее, часто участвовала в битвах греков. Если Арес был дикой жестокостью и силой войны, то Афина была хитрой, стратегической ее стороной. Она была наиболее известна своим отношением к Одиссею, который был известен как умнейший из всех греков. Как и в большинстве мифов, существуют противоречивые истории о происхождении Афины; однако наиболее широко известно то, что она выросла из головы Зевса, что звучит ужасно болезненно для обеих сторон, если вы спросите меня.

Аполлон (Аполлон)

Аполлон был очень популярен среди греков, так как он был богом истины и пророчеств. По всей Греции были разбросаны храмы и оракулы, которые хвастались, что имеют прямую связь с Аполлоном; однако самым престижным из них был Оракул в Дельфах. Греческие короли часто советовались с Аполлоном по поводу войны и политических конфликтов. Олимпийцу не привыкать к бою; его любимым оружием был лук, но его также часто изображали с лирой, которая отображает различные качества этого конкретного бога.

Гермес (Меркурий)

Гермес был олимпийцем любопытного вида: на нем был шлем, похожий на чашу с крыльями, растущими из нее. Кроме того, у его сандалий были крылья, и он нес скипетр (крылатый жезл, обвитый змеями, который мы теперь используем как символ медицинской практики). Он был богом-посланником, своего рода почтальоном для Олимпа и, как это иногда делают ангелы в Писании, провозглашал волю Зевса смертному миру. Как можно догадаться по его крылатому одеянию, Гермес мог двигаться с огромной скоростью. Интересно, что Гермес был также богом воров. Можно подумать, что рупором Зевса будет выбран кто-то более надежный, но, насколько мне известно, Гермес никогда не пользовался своим статусом, чтобы проворачивать какие-либо авантюры.

Артемида (Диана)

Подобно Гестии и Деметре, Артемида редко занимала центральное место. Она была богиней охоты и сохранения дикой природы. Как и вышеупомянутые богини, Артемида играла важную роль в повседневной жизни греков, но из нее не складывались очень убедительные истории.

Афродита (Венера)

Ах, Афродита, богиня красоты и любви. Много можно было бы сказать об этой олимпийке, но достаточно сказать, что она выделялась даже среди физического совершенства олимпийцев. Как вы можете себе представить, Афродита часто переплетала свои прекрасные пальцы в наиболее памятных греческих мифах. Ее длинные светлые волосы, стратегически скрывающие ее женские части, делают ее мгновенно узнаваемой на многих картинах эпохи Возрождения; впрочем, она столь же часто обнажает все. Существуют противоречивые истории о ее рождении, но идея о том, что она возникла из морской пены, кажется самой популярной благодаря картине Сандро Боттичелли под названием «Рождение Венеры».

Арес (Марс)

Арес был печально известным богом войны. Он был не из тех богов, с которыми греки советовались бы, как Зевс, Аполлон или Афина, а, скорее, он был олицетворением дикой силы природы. Он был довольно устрашающим на поле боя, пока не был ранен, после чего он взревел от ярости и бежал на Олимп. У Ареса также был бурный роман с Афродитой, который серьезно его укусил.

Гефест (Вулкан)

Только один олимпиец был откровенно уродливым. Бедный Гефест был так некрасив, что его мать Гера сбросила его с вершины Олимпа, когда он родился. В результате Гефест хромал. Он действовал как бог огня и ковки, и все, что он создавал, было безупречным, нерушимым и имело огромную ценность. Иметь кубок, сделанный Гефестом, было честью, но иметь оружие или доспехи, выкованные этим олимпийцем, было привилегией. Впоследствии Гефест выковал молнии для своего отца Зевса. Великая ирония Гефеста заключалась в том, что его женой была прекрасная Афродита. Этот брак и последующий роман Афродиты с Аресом не остались незамеченными в греческих рассказах. Когда Гефест узнал о неверности своей жены, он выковал сеть, чтобы поймать свою жену в момент ее предательства. Однажды, когда Афродита и Арес — кхм — «встречались» друг с другом, Гефест ворвался в комнату и набросил на них сеть, а затем призвал других богов открыто издеваться над Аресом и Афродитой, оказавшимися посреди их постыдный поступок. Все честно в любовь и война , наверное.

Дионис (Бахус)

Наконец, у нас есть Дионис, бог вина и праздника. Хотя он, возможно, не был необходим для выживания, как некоторые из менее известных богинь, или не играл заметной роли в драме на Олимпе, Дионис, безусловно, был любимцем греков. Театр, торжества, спортивные состязания и богатое вино — все это находилось в ведении Диониса.

Подведение итогов

Каждая культура и эпоха имеют свои представления о божествах и их роли во вселенной, но лишь немногие из них были столь же стойкими и влиятельными, как греческая мифология. Их пантеон не был ни религией, ни набором культурных басен, а скорее чем-то, что попало прямо между этими знаками.

Я думаю, этого более чем достаточно для того, чтобы мы могли пожевать сегодня. Мы, конечно, могли бы подробно обсудить остальную часть греческого пантеона, который включает в себя других богов и богинь, а также меньших сверхъестественных существ, но эти двенадцать являются необходимыми элементами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *