СМЕРТЬ ЯРОСЛАВА И НАСТАВЛЕНИЕ СЫНОВЬЯМ. Допетровская Русь. Исторические портреты.
СМЕРТЬ ЯРОСЛАВА И НАСТАВЛЕНИЕ СЫНОВЬЯМ. Допетровская Русь. Исторические портреты.ВикиЧтение
Допетровская Русь. Исторические портреты.
Федорова Ольга Петровна
Содержание
СМЕРТЬ ЯРОСЛАВА И НАСТАВЛЕНИЕ СЫНОВЬЯМ
В год 6562 (1054). Скончался великий князь русский Ярослав. Ещё при жизни он дал завещание сыновьям своим, сказав им: «Вот я покидаю мир этот, сыны мои; живите в любви, потому что все вы братья, от одного отца и одной матери. И если будете жить в любви друг к другу, Бог будет с вами и покорит вам врагов ваших. И будете мирно жить. Если же будете в ненависти жить, в распрях и междоусобиях{72}, то погибнете сами и погубите землю отцов и дедов своих, которую они добыли трудом своим великим, но живите мирно, слушаясь брат брата».
Наставление Шелехова
В гавани стоял первый корабль, пришедший из Ост-Индии. Капитан Вильям Питере с уважением разглядывал своего гостя, приглашенного на борт судна. А Григорий Шелехов, только что вернувшийся сГлава XXI Смерть Ярослава II и Гаюка — великого хана
Глава XXI Смерть Ярослава II и Гаюка — великого хана В то самое же время, обратною миссией, Батый, идя к Востоку, всех половцев разбил. Создал на Волге ханство, чтоб управлять Россией, Тавридою, Кавказом, и власть установил. Никто не мог противиться владычеству Батыя, Всех
Из наставлений младшим братьям, сыновьям и сподвижникам
Из наставлений младшим братьям, сыновьям и сподвижникам
…И сказал Чингисхан четырем сынам своим такое наставление:
«В крутых горах ищи пологий спуск,
Среди безбрежных вод – надежный брод.
Дорога далека – не унывай:
Не станешь медлить – одолеешь путь.
Фрагменты биликов из «Поучений Чингисхана его младшим братьям и сыновьям»[248]
Фрагменты биликов из «Поучений Чингисхана его младшим братьям и сыновьям»[248] Чингисхан спросил у своих сыновей: «Какое празднество выше всех празднеств? Какое наслаждение выше всех наслаждений?»На это Цагадай сказал: «Если устроить счастливое празднество и пировать по
Сюй Цзэшу. Наставление о чае
Сюй Цзэшу. Наставление о чае ЗавариваниеПринесите все необходимое для заваривания чая и снимайте с чайника крышку, положив на стол ее вверх дном. Низ крышки не должен соприкасаться с поверхностью стола, ибо запах лака, нанесенного на дерево, убивает вкус чая. Налейте в
ПОТОМКИ ЯРОСЛАВА МУДРОГО НАСЛЕДСТВО ЯРОСЛАВА
ПОТОМКИ ЯРОСЛАВА МУДРОГО
НАСЛЕДСТВО ЯРОСЛАВА
После смерти Ярослава в 1054 году согласно традиционной истории Русь была поделена на уделы между сыновьями Ярослава.
Изяслав, как старший сын, получил Киев и Новгород. Святослав — Чернигов, Тмутаракань, Рязань. Всеволод —
Глава четырнадцатая Сыновьям и внукам
Глава четырнадцатая Сыновьям и внукам IА пока первенец Дмитрия Ивановича всё ещё находился в качестве заложника у хана Тохтамыша. Кроме него и тверского княжича Александра под неусыпным призором ханской стражи в Орде жили нижегородец Василий Кирдяпа и сын Олега
Смерть Ярослава Свидетельство Иоанна де Плано Карпини, архиепископа Антиварийского
Смерть Ярослава Свидетельство Иоанна де Плано Карпини, архиепископа Антиварийского «Когда мы приехали к Куйюку, то он велел дать нам шатёр и продовольствие, какое обычно дают татары. К нему самому, однако, нас не позвали, так как он ещё не был избран и не допускал к себе по
1054 Смерть Ярослава, распря его сыновей
1054 Смерть Ярослава, распря его сыновей
После смерти Ярослава, как и раньше, после кончины его отца Владимира, на Руси воцарились раздоры и усобицы.
Как писал H. M. Карамзин, «древняя Россия погребла с Ярославом свое могущество и благоденствие». Но это произошло не сразу. Из
Смерть Ярослава
Смерть Ярослава Помер Ярослав старим уже чоловіком 20 лютня, 1054 р. Сподіваючися смерти, Ярослав заздалегідь розпорядився державою, що згідно з тогочасними поглядами, була якби приватною власністю пануючого. Найстаршому з живих синів Ізяславові (двох старших померло до
Смерть Ярослава Ярополковича
Смерть Ярослава Ярополковича Хоч як сильно почував себе Мономах, Ярослав Ярополкович не давав за вигране. Зразу пробував вернути собі Волинь при допомозі поляків, але не пішов далі поза невдачну облогу Червна. Згодом, у 1123 р. він уже взяв собі до помочі не тільки поляків, а
Смерть Ярослава Осьмомисла
Смерть Ярослава Осьмомисла
Дня 1 жовтня 1187 р.
помер Ярослав. Почуваючи себе хорим, він скликав на двір бояр та духовенство, вбогих та багатіїв, гостював їх через три дні, роздавав милостиню й просив їх вибачити йому всі провини. Своїм боярам залишив Ярослав політичне
Фрагменты биликов из «Поучений Чингисхана его младшим братьям и сыновьям»[414]
Фрагменты биликов из «Поучений Чингисхана его младшим братьям и сыновьям»[414] Чингисхан спросил у своих сыновей: «Какое празднество выше всех празднеств? Какое наслаждение выше всех наслаждений?»На это Цагадай сказал: «Если устроить счастливое празднество и пировать по
ГЛАВА 9. О том, что он был сыном благочестивого василевса и оставил власть царственным сыновьям
ГЛАВА 9. О том, что он был сыном благочестивого василевса и оставил власть царственным сыновьям
Впрочем, совершая это на словах, он не медлил и самыми делами.
Преуспевая во всякой добродетели, он изобиловал и плодами благочестия: ближних привязывал к себе великодушно
Смерть Ярослава Мудрого. Княжеские междоусобицы
Смерть Ярослава Мудрого. Княжеские междоусобицы Великий князь Ярослав Мудрый умер в 1054 году Старший его сын Изяслав стал после отца великим князем в Киеве. 14 лет после смерти Ярослава его сыновья жили в полном согласии, совместно вели борьбу с дикими кочевниками и
Рассказ как наставление
Рассказ как наставление Наш следующий пример дает прекрасную иллюстрацию ситуации разговора между умудренным опытом собеседником и несведущими интервьюерами, а также показывает сложность и подвижность динамического контекста подобной коммуникации. В интервью 2005
Кончина — РУССКАЯ ИСТОРИЯ
В Ипатьевской летописи приведена более полная датировка:
«Ярославу же приспе конец житья и предаст душю свою месяца февраля в 20 в суботу 1 недели поста в святого Федора день».
(10, 150)
Великий князь умер 20 февраля. Этот же день приводит Татищев:
«И приспе Ярославу конец жития, предаде душу свою Богу февраля 20, в субботу 1-ю поста. Изяслав же и Всеволод, похороня тело отца своего, взложили на сани и везли к Киеву со множеством клира, поющих обычные песни. И принесши, положили в раке мраморяне у церкви святыя Софии со многим плачем детей его и всего народа. Жил бо лет 76, а на великом княжении бысть 35 лет». (29, 82)
Продолжительность великого княжения Ярослава исчислена в 35 лет. Фёдоровская суббота приходилась на 20 февраля в 1059 году, в котором Пасху справляли 4 апреля. Дата кончины великого князя приведена по весенней «эре — 5504 года». (8, 15)
В 1054 году, к которому обычно относят кончину Ярослава, фёдоровская суббота приходилась на 19 февраля. Эта разница всего в один день смущала уже Татищева:
«Сего года суббота 1-я поста была 19 числа, а неделя 20, ибо пасха была апреля 3 числа, и тако видно, что в ночи субботы на неделю скончался».
(29, 245)
По предположению Татищева, кончина пришлась в ночь с субботы на воскресенье, что привело к путанице в днях. Карамзин, признававший только весенний счёт лет, предложил исправить не только день, но и год. Ведь 19 февраля 1054 года по весеннему счёту шёл не 6562, а 6561 год от сотворения мира. (11, примеч. II, 50) Н. В. Шляков считал днём смерти фёдоровскую субботу весеннего 6562 года, что даёт 4 марта 1055 года. (33, 400) В источниках 4 марта не упоминается, но есть 17 февраля и 28 февраля, которые внимания исследователей не привлекли. (33, 367)
Ян Длугош относил кончину Ярослава к 7 ноября 1051 года. (13, 10) Седьмое ноября празднуется день памяти св. Феодора Мелитинского. Имена святых перепутаны, что привело к смещению даты на ноябрь. Год у Длугоша отличается от реального на восемь лет, что следует связать с ошибкой в переводе на католическое летосчисление. Дата его информаторов имела осеннюю «эру — 5508 года».
В Тверской летописи время кончины связано с памятью папы римского Льва:
«Ярославу же приспе конец жития, и предаст душу свою месяца февраля 20, в суботу 1 недели поста, на память иже во святых отца нашего Лва, папы римскаго».
(22, 152)
20 февраля отмечается память Льва, епископа Катанского. Память Льва, папы римского, отмечается 18 февраля. Около интересующего нас времени фёдоровская суббота на 18 февраля не выпадала. Упоминание римского папы ошибочно. Субботой 18 февраля было в 1055 году, что соответствует 6562 году по весенней «эре — 5508 года». Фёдоровская суббота была в этом году в марте.
Для летописцев, которые пользовались иной, нежели весенняя «эра — 5504 года», эрой, фёдоровская суббота 20 февраля не соответствовала 6562 году, что приводило к подгонке дня кончины.
Семнадцатое февраля было субботой в 1056 году. Автор этого исправления применял «эру — 5506 года». Пасха в 1056 году была 7 апреля, а фёдоровская суббота — 24 февраля. 28 февраля было субботой в 1058 году, в котором Пасха была 19 апреля, фёдоровская суббота — 7 марта. Этот редактор использовал осеннюю «эру — 5504 года». При подгонке не учитывалось соотнесение с фёдоровской субботой. Архаичность использованных эр говорит о том, что дискуссия по поводу времени кончины великого князя возникла не позднее конца XI века.
На стене центрального нефа киевского Софийского собора неподалёку от изображения Ярослава Мудрого с семейством под слоем поздней штукатурки было обнаружено граффити:
«В лето 6562 месяца февраля 20 успение царя нашего в в… с… Феодора». (4, 39)
Подобные надписи делались современником событий. Судя по редкому применению титула «царь», автор граффити не зависел от летописных источников. Совпадение хронологических указаний с данными Ипатьевской летописи не оставляет сомнений в том, что перед нами сообщение о кончине Ярослава. Две строки пострадали, но могут быть восстановлены. Буква «с» — остаток слова «святого», то есть святого Феодора, буква «в» входила в название Вышгород, в котором Ярослав умер. В конце граффити речь шла о кончине в Вышгороде на день святого Феодора. В надписи кратко изложены сведения, более пространно записанные в старших летописях, авторы которых использовали эту эпитафию.
В обозначении года последняя цифра «2» вынесена вверх над титлом числа «60».
Автор как бы оставляет возможность записать иную последнюю цифру на свободном поле справа от числа «60». Это свидетельствует о его сомнениях в правильности счёта по «эре — 5504 года».
Граффити подтверждает правильность данных Ипатьевской летописи. Замена дня кончины на 19 февраля или иные дни недостоверна.
Вплотную подошёл к обоснованию правильной даты А. А. Куник, но не решился опубликовать находку. В примечаниях к своей статье, специально посвящённой времени кончины Ярослава Мудрого, он писал:
«Из теперь уже устаревших заметок, составленных мною 40 лет тому назад, сохранились ещё только две, а именно 1055 и 1059 годов. В 1855 году я уже хотел принять 1055 год за год смерти Ярослава… Но в следующие затем годы я смотрел на все эти заметки как на наброски». (13, 16)
Историк обнаружил, что соответствующая летописным данным фёдоровская суббота была в 1059 году, но столь большое расхождение с общепринятым мнением парализовало его волю.
Тем не менее, дав таблицу фёдоровских суббот за ряд лет, он не включил в неё 1059 год из опасения дать кому-либо ключ к возможному открытию. (13, 11)
В Никоновской летописи кончина Ярослава приурочена к четвёртому году правления Михаила IV Пафлагона:
«В лето 6562, в четвертое лето Михаила Пефлогоненина греческаго царя. Преставление Ярославле…
Ярославлю же приспе конец жития, и предаст блаженную свою душу Господеви месяца февраля в 20 день, в суботу 1 недели поста, на память святаго мученика Феодора Тирона». (19, 85–86)
Согласно святцам, память Феодора Тирона отмечается 17 февраля, а кончина датируется временем около 306 года. (24, 46) Первой субботой Великого поста 17 февраля было в 305 году. Кончина святого была датирована по весенней «эре — 5506 года» или по осенней «эре — 5507 года». Произошло это в правление императора Диоклетиана, который в церковных преданиях был заменён на Юлиана Отступника.
Святому установили два празднества: непереходящее — 17 февраля и переходящее, привязанное к пасхальному циклу. В Никоновской летописи подразумевается фёдоровская суббота.
Михаил IV Пафлагон правил в 1034–1041 годах. В 1041–1042 годах правил Михаил V Калафат, в 1056–1057 годах — Михаил VI Стратиотик. Судя по времени правлений, одноимённые императоры спутаны, и отсчёт следует вести от начала правления Михаила VI. Четвёртый год в зависимости от способа счёта приходится на 1059 или 1060 год.
В Никоновской летописи перечень императоров доведён до Константина X Дуки, правившего в 1059–1067 годах. После этого говорится о начале правления Изяслава Ярославича. Согласно перечню императоров, Изяслав начал править не ранее 1059 года. Данные этой летописи подкрепляют отнесение кончины Ярослава к 1059 году.
После смерти Ярослава Мудрого в Софийском соборе бытовала столь поразившая Куника весенняя «эра — 5504 года». Её использование подтверждают сведения о кончине новгородского посадника Остромира.
В Тверской летописи в статье 6562 года читаем:
«И приде Изяслав к Новогороду, и посади Остромира в Новегороде. И иде Остромир с новогородци на чюдь, и убиша его чюдь, и паде много с ним новогородцев. И пакы Изяслав иде на чюдь, и взя Осек Кевидив, сиречь Солнца рука». (22, 152)
Изяслав пришёл в Новгород на княжение и почему-то возвёл в новгородские посадники Остромира. Остромир погиб в походе, а Изяслав отомстил за его смерть. Аналогичное сообщение есть в Никоновской летописи, где оно также помещено после рассказа о кончине Ярослава.
Несколько иначе события этого же года изложены в Софийской первой летописи:
«И прииде Изяслав к Киеву граду, и посади Остромира в Новегороде, и иде Остромир с новгородци на чюдь, и убиша и чюдь, и много паде с ним новгородцев. И пакы Изяслав иде на чюдь, и взя Осек Кедипив, сиречь Солнца Рука». (28, 182)
Изяслав возвёл Остромира в посадники, отправляясь на великое княжение в Киев по смерти Ярослава.
Это объясняет причину назначения Остромира. Перед смертью Ярослава Мудрого Изяслав был новгородским князем, сменив умершего Владимира Ярославича. Новгородским князем Изяслав стал в конце 1052 года. Отправляясь на великое княжение, он решил оставить Новгородское княжество за собой, а не передавать кому-либо из братьев. Так как собственные сыновья его в это время были ещё несовершеннолетними, посадником в Новгороде был поставлен Остромир.
Карамзин отметил, что «солнце» в эстонском языке обозначается словом «пяв», или «пяйв», рука — «кясси». (11, примеч. II, 144) К эстонскому языку ближе название из Софийской летописи, нежели из Тверской. «Солнца Рука» — перевод названия Кедипив. Название Осек созвучно имени литовской богини солнечных лучей Ауска. (16, 156) «Солнца Рука» не что иное, как солнечный луч. Город имел как балтское именование Осек, так и близкое по смыслу финно-угорское — Кедипив.
По «эре — 5508 года» Остромир погиб в 1054 году.
Но в авторской приписке диакона Григория, переписавшего Евангелие для Остромира, говорится, что работа была начата 21 августа 6564 года и закончена 12 мая 6565 года. 6565 год по «эре — 5508 года» даёт 1057 год, а по бытовавшей в Новгороде «эре — 5506 года» — 1059 год.
Остромир был жив по крайней мере в 1057 году. Но далее в приписке сообщается о том, что книга была закончена во время правления Изяслава, унаследовавшего власть как своего отца Ярослава, так и брата Владимира. Править же Новгородом Изяслав поставил Остромира. (11, примеч. II, 144) Следовательно, Григорий пользовался «эрой — 5506 года» и завершил своё Евангелие 12 мая 1059 года. Остромир в мае 1059 года был ещё жив.
Татищев связывал взятие чудского города с Остромиром, а не с Изяславом:
«6564 (1056). Стромил, посадник новгородский, ходил с войском на чюдь и взя град их Осик Кедитив, сиречь Солнечная рука». (29, 82)
Известие о кончине отца Изяслав получил в Новгороде в марте 1059 года. Поход на чудь состоялся не ранее лета 1059 года.
Захватчиком города назван Остромир. У Татищева использована «эра — 5504 года». Остромир погиб в чудском походе в 1060 году.
Кто скрывается под чудью, разъясняют последующие события. Татищев в статье 6568 года пишет:
«Того же лета ходил Изяслав на ссолы и велел им дань давать по 2000 гривен от всея земли. Они же хотя обещали, но когда войска ушли, возпротивились и вирников (зборщиков) Изяславлих выгнали. А на весну, около Юрьева дни (апреля 22) пришед, повоевали плесковские пределы, много зла сотворя, села пожгли до самого Плескова. Плесковичи же и новогородцы, вышед противо их, учинили бой жестокий, на котором руских побито до 1000, а ссол бес числа». (29, 82)
Юрьев день отмечается 23 апреля. 22 апреля было взято из источника. В Типографской летописи речь идёт о городе Юрьеве, современном Тарту:
«Того же лета ходи Изяслав на колыванцы, соселы и дань даати заповеда 2000 гривен. Они же, поручешеся, изгнаша даникы.
На весну же пришедше, повоеваша села о Юрьеве и град и хоромы пожгоша. И много зла сотвориша и до Пскова доидоша, воююще». (30, 57)
Колыванью новгородцы называли чудскую столицу Ревель, современный Таллин. (18, 61) Чудская земля находилась на территории современной Эстонии. Путь на Псков из Чудской земли проходил мимо Юрьева, и поэтому город подвергся разгрому. 22 апреля связано с крупным сражением — жестоким боем, закончившемся русской победой. 22 апреля было четвергом в 1064 году. У Татищева чудское восстание датировано по «эре — 5504 года».
Соединение известий с «эрой — 5504 года» и «эрой — 5508 года» привело к тому, что разновременные события оказались в одной статье. В 1060 году Остромир погиб в чудском походе, но чудской столицы не захватывал. Летом 1064 года состоялся крупный военный поход коалиции русских князей во главе с Изяславом на торков. Торки были разгромлены и бежали в пределы Византии. Сражение датировано по «эре — 5504 года». (7, 251) Сбросившую русское владычество чудь Изяслав покорял несколько ранее.
У Татищева перед сообщением о чудском походе Изяслава говорится о кончине новгородского епископа Луки. Лука скончался 15 октября 1063 года. Это значит, что столица сысолы-чуди Кедипив, позднейшая Колывань, была завоёвана Изяславом в осенне-зимний период 1063/1064 годов. Придя по осени 1063 года в Новгород, Изяслав поставил князем своего сына Мстислава. После ухода войск великого князя, по весне, чудь восстала, но была разбита в апрельской битве.
В старших летописях в статье 6569 года описано поражение Всеволода в битве 2 февраля с половецким войском хана Сокала. (21, 70) 2 февраля было четвергом в 1066 году. Поражение датировано по весенней «эре — 5504 года».
Влияние «эры — 5504 года» прослеживается в описании более поздних событий. У Татищева победа над двенадцатитысячным половецким войском хана Сокала 1 ноября на реке Снови описана дважды. 1 ноября было четвергом в 1069 году. Первый раз битва помещена в статью 6572 года и датирована по осенней «эре — 5504 года». Предводителем русского войска назван Изяслав.
Второй раз о ней говорится в статье 6575 года и предводителем показан Святослав. (29, 83–85) Здесь использована осенняя «эра — 5507 года». Одержанная Святославом 1 ноября 1069 года победа одним из летописцев была приписана Изяславу.
В Псковской первой летописи приведена редкая датировка кончины Ярослава по более привычной для историков осенней «эре — 5508 года»:
«В лето 6567. Преставися Ярослав, иже Правду устави. И положиша его в церкви святеи Богородицы в Киеве». (20, 9)
Церковью Богородицы обычно именовали Десятинную. Но судя по граффити Софийского собора, отпевание и похороны происходили в этом соборе. Летописец датировал кончину 1059 годом. Имеющиеся свидетельства позволяют отнести кончину Ярослава Мудрого к 20 февраля 1059 года.
Е.И.В. Великий Князь Михаил Александрович
Зал славы
Великий князь Михаил Александрович (1878-1918) был третьим и любимым сыном российского императора Александра III и его датской супруги императрицы Марии Федоровны.
Он родился четвертым в очереди на престол после своего отца и старших братьев Николая и Георгия. Дедушка маленького великого князя Александр II был убит в 1881 году, став жертвой террористической бомбы, взорвавшейся у ног царя, что побудило Александра III переместить императорскую семью в относительно уединенный Гатчинский дворец за пределами Санкт-Петербурга.
Самодержавный правитель, Александр III повернул вспять путь своего отца к реформам, и его сыновья прошли строгую военную школу, больше подходящую статному, спортивному Михаилу, чем миниатюрному и застенчивому наследнику Николаю. «Высокий, красивый и добродушный, Майкл физически был гораздо больше в традиционном романовском стиле, чем Ники», — пишет Кэролли Эриксон в «Александра: Последняя царица » (2003). «Михаил был бравым, искусным фехтовальщиком и смелым наездником, артиллеристом конногвардейской артиллерии, хорошо чувствовал себя в обществе и привлекателен для женщин».
В 1894 году от болезни почек умер Александр III, и брат великого князя Михаила был провозглашен царем Николаем II.
Новый царь считал себя плохо подготовленным и плохо себя зарекомендовавшим после давки на Ходынских полях под Москвой в день своей коронации, в результате которой погибло 1400 его подданных. Вдовствующая императрица не скрывала, что считала Михаила более сильным царем и считала императрицу Александру разочаровывающей.
Царица произвела на свет четырех дочерей подряд, а великий князь Георгий погиб в автокатастрофе в 189 году.9, казалось бы, оставляя Майклу путь к трону свободным. Он был одним из самых богатых людей в мире и самым подходящим из королевских династий. «В иностранных дворах делались запросы о Майкле, которого стали развлекать дипломаты и приглашать за границу», — пишет Эриксон. «Королева Виктория, проницательно оценив обстановку в России, пригласила Михаила навестить ее в Балморал». Неспособность царицы родить наследника мужского пола и успехи великого князя Михаила при дворах Европы посеяли семена недоверия между царем и его братом.
В 1902 году великий князь Михаил ухаживал за принцессой Беатрис «Бэби Пчелка» Саксен-Кобургской, но на брак было наложено вето, поскольку они были двоюродными братьями и сестрами.
Известие о том, что Михаил влюбился в Александру «Дину» Косиковскую, его любимую сестру, фрейлину великой княгини Ольги, привело в ужас его мать, вдовствующую императрицу и царя. Романов не мог жениться на простолюдинке. Хотя Дина была изгнана из Петербурга, Михаил не хотел ее отдавать и испросил у царя позволения на морганатический брак в 1906. Это было опровергнуто. Великий князь планировал сбежать и жениться в Неаполе, но Дина была задержана в Санкт-Петербурге охранкой, царской тайной полицией, и выслана из России.
Следующий выбор супруги Великого Герцога был еще более неприятным для Императорской Семьи. В 1907 году Майкл познакомился с Натальей Вульферт, которая была замужем за сослуживцем и имела ребенка от предыдущего брака.
По возвращении в Россию царь отправил Михаила присоединиться к полку в Ориеле, в 250 милях от Москвы, но Наталья быстро бросила своего второго мужа, чтобы жить как fille du régiment и любовница. В 1910 году Наталья родила Майклу сына Джорджа, прежде чем был оформлен ее второй развод. Царь разрешил ребенку взять фамилию Брашова (одно из поместий Михаила), но отказался признать или принять Наталью или ее сына. Графиня Брасова, как она теперь называлась, открыто жила с великим князем в Москве и на его вилле в поместье Гатчина, но она подвергалась социальному остракизму больше из-за боязни оскорбить вдовствующую императрицу, чем из-за все более непопулярных царя и царицы.
Как следует из царских писем, цесаревич Алексей выздоравливал после тяжелого приступа кровотечения в 1912 году, когда Михаил объявил, что женился на Наталье в сербской православной церкви в Вене. «Он нарушил свое слово: свое честное слово», — писал царь царице. «Как в разгар болезни мальчика они могли сделать такое?» Вдовствующая герцогиня назвала брак «невыразимо ужасным во всех отношениях». Царь изгнал Михаила из России, отстранил его от командования кавалергардами, лишил его права быть соправителем и конфисковал его имущество и активы. Великий герцог и графиня Брасова были вынуждены вести странствующее существование в Швейцарии, на Французской Ривьере и в Англии, где они арендовали дом Небуорт.
Когда Россия мобилизовала свои войска в 1914 году, великий князь Михаил попросил разрешения вернуться в Россию и сражаться за свою страну. Он был назначен командиром Кавказской туземной кавалерии и, к огорчению царя, оказался гораздо более популярным военачальником, чем его старший брат.
Решение царя взять на себя верховное командование русской армией, оставив императрицу в Санкт-Петербурге в качестве регента под влиянием зловещего мистика Распутина, было катастрофическим. Воодушевленный вдовствующей императрицей, великий князь Михаил написал царю отчаянное письмо. «Общественная ненависть к некоторым якобы близким вам людям, входящим в состав нынешнего правительства, свела, к моему изумлению, правых, левых и умеренных; и эта ненависть, наряду с требованиями перемен, уже высказываются открыто».
Великий князь предвидел русскую революцию в глазах своих войск, а царь и царица слепо следовали за Распутиным. Еще в 1915 году он писал графине, что ему «стыдно смотреть в глаза людям… потому что они могут подумать, что человек несет ответственность за то, что он стоит так высоко и все же не смог защитить свою страну от катастрофы». К 1917 году великий князь писал генералу Алексею Бруселову: «Я не имею влияния. Мой брат снова и снова получал предупреждения и мольбы такого рода со всех сторон».
15 марта 1917 года Николай II отрекся от престола как за себя, так и за своего сына Алексея. Хотя великий князь так и не был провозглашен царем Михаилом II, он подумывал принять корону; написание декларации о том, что он будет править только по воле народа и как конституционный монарх. Но Петроградский Совет не собирался продлевать 300-летнее правление династии Романовых, и события превзошли благие намерения. Михаил был последним членом царской семьи, который видел царя, царицу и их детей, прежде чем советский правящий совет отправил семью на Урал, где они были убиты в подвале в Екатеринбурге в 1918.
Великий князь Михаил и графиня Брасова содержались под домашним арестом в поместье Гатчина и по дипломатическим каналам просили разрешения покинуть Россию и жить в ссылке в своих поместьях Сассекс. Хотя массовый исход Романовых был благословлен главой временного правительства князем Львовым, король Георг V отказал в убежище. Это решение не давало покоя британскому монарху, когда всерьез началась резня его родственников Романовых.
В марте 1918 года Ленин начал кампанию по уничтожению династии Романовых. Великий князь и его секретарь г-н Джонсон были отправлены в Пермь по распоряжению большевистского правящего совета. Великого князя поселили в относительно роскошной гостинице в Перми на восемь недель, и Наталье разрешили его навестить.
Но 12 го июня четверо негодяев-членов Уральского Совета разбудили Великого Князя Михаила и глубокой ночью загнали его и мистера Джонсона в закрытые экипажи, запряженные лошадьми. Кареты остановились в густом лесу на окраине Перми, где Великому князю и мистеру Джонсону приказали выйти из кареты и расстреляли в упор. Великий князь Михаил был первым членом российской царской семьи, убитым большевиками. Его тело никогда не было найдено.
100 лет спустя — Русский легитимист
28 января 1919 г.
28 января 2019 г.
Петропавловской крепости, выведены на двор и казнены без суда и следствия. Великий князь Павел Александрович (1860 г.
р.), великий князь Дмитрий Константинович (1860 г.р.), великий князь Николай Михайлович (1859 г.р.) и его брат великий князь Георгий Михайлович (1863 г.р.) были хладнокровно убиты захватившими их большевиками. .
В марте 1918 года всем мужчинам из семьи Романовых, оставшимся в столице или ее окрестностях, было приказано зарегистрироваться в штабе ВЧК, а затем они были отправлены в ссылку в другие районы страны.
По состоянию здоровья Великому князю Павлу Александровичу было разрешено оставаться с супругой под домашним арестом в своем дворце в Царском Селе. Великие князья Дмитрий Константинович, Николай Михайлович и Георгий Михайлович были сосланы в город Вологду, в 655 км к востоку от Санкт-Петербурга. Им было позволено довольно беспрепятственно передвигаться по Вологде и довольно часто навещать друг друга. Двоюродных братьев, несмотря на неформальное заточение, никто не беспокоил до лета.
13 июня 1918 г., после казни Великого Князя Михаила Александровича, младшего брата Императора Николая II, гвардейцы в Перми зафиксировали, что, по их мнению, Великий Князь Михаил строил планы побега или мог иметь пытались координировать спасательные работы.
Было это правдой или нет, но большевики использовали этот инцидент как предлог для издания приказов о полном тюремном заключении оставшихся Романовых мужчин как врагов государства.
г. Великие князья Дмитрий, Николай и Георгий были арестованы в Вологде 1 июля 1918 г. и под арестом возвращены в Санкт-Петербург и помещены в Шпалерную тюрьму, где они пробудут большую часть своего заключения. Великий князь Павел Александрович, несмотря на слабое здоровье, был также арестован 13 августа и также препровожден в Шпалерную.
Каждый из Великих Князей содержался в жалких и нечеловеческих условиях, в камерах размером всего 7 на 3 фута. Хотя им разрешалось ограниченное количество упражнений, двоюродные братья редко встречались во дворе для прогулок, и им разрешалось обменяться несколькими словами друг с другом. В то время как семьи великих князей всячески пытались добиться освобождения своих родственников, все попытки ни к чему не привели.
Княгиня Палей, морганатическая жена великого князя Павла, была допущена в гости и сообщила об ужасных условиях:
«Я зашла в кабинет.
Справа на кушетке сидел арестант с женой; слева на двух стульях стояла еще пара. В дальнем конце комнаты, возле письменного стола, стоял товарищ Шинклер. Я никогда не забуду взгляд этого человека; у него были глаза убийцы. Круглое лицо, чисто выбритые, вьющиеся волосы. Поскольку большевики узурпировали власть, он прибыл из Америки, где жил во времена царизма после побега из каторжной тюрьмы. Я поздоровался с ним при входе, но он не поздоровался со мной в ответ.
«Ваше разрешение!»
Я показал ему свой документ.
«Удивительно, как они щедры на эти разрешения,» он насмешливо рассмеялся; «если бы это осталось мне…»
Затем, повернувшись к солдату:
«Введите пленного Романова».
Через десять минут вошел Великий Князь. Мы сели чуть в стороне. Я говорил с ним о детях и о доме; Я расспросил его о здоровье и т. д. Я заметил, что тов. Шинклер не сводил с нас глаз. Внезапно он взял стул и уселся между нами.
«Я имею право знать, о чем говорят заключенные», — сказал он. «Теперь говори!»
Я заметил гнев в глазах Великого Князя — я сжал его руку.
«Но, товарищ, — сказал я, — у нас нет секретов, вы можете слушать». (…)
Два солдата увели Великого Князя, который, несмотря на эту ненавистную атмосферу, сохранял вид благородного достоинства. Я уехала с двумя другими женщинами, которые, как и я, проклинали советскую власть, такую произвольную, такую несправедливую и такую жестокую».
Другие родственники отчаянно пытались помочь четырем великим князьям. Великий князь Георгий Михайлович смог написать жене в Великобританию, и она уговорила королеву Дании Александрину, его племянницу, попытаться вмешаться с помощью датского посла.
6 декабря здоровье Великого Князя Павла настолько ухудшилось, что его перевели в тюремную больницу. К январю 1919 года мольбы семей великих князей в России и родственников за границей не увенчались успехом.
Княгиня Палей доблестно заручилась поддержкой Горького, чтобы защитить дело четырех Романовых. Когда Горький заметил, что великий князь Николай был действительно достойным историком, Ленин, как известно, ответил: «Революции не нужны историки».
27 января Великий Князь Павел был разбужен и переведен с тюремной больничной койки в Гороховую тюрьму, где содержался до 22 часов, а оттуда перевезен в Петропавловскую крепость. К 23:30 той же ночи великие князья Дмитрий, Николай и Георгий были разбужены в своих камерах Шпалерной тюрьмы и доставлены к своему двоюродному брату.
Четверо великих князей в последний раз встретились в Петропавловской крепости и были доставлены в Трубецкой бастион, где содержались политзаключенные. С них сняли пальто и рубашки и заставили выстроиться вдоль края рва, выкопанного напротив собора на площади перед Государственным монетным двором, где они были расстреляны без суда и следствия. на своих больничных носилках.
Принцесса Палей услышала позже от другой стороны:
«Доктор.
Мальцов рассказал мне тогда, что старый слуга, присутствовавший при убийстве, поклялся на данном им слове сказать ему всю правду: великого князя одного отвезли на Гороховую, где его продержали до десяти часов вечера в среду. . Ему сказали, что он собирается уходить, но весь его багаж должен оставаться там. Его отвезли на автомобиле в крепость Святых Петра и Павла; остальные великие князья были доставлены туда прямо со Шпалерной. Их заперли в черных застенках Трубецкого бастиона. В три часа ночи два солдата, по имени Благовидов и Соловьев, вывели их голых по пояс и повели на площадь Монне за оградой крепости, перед собором. Они увидели огромную, глубокую братскую могилу, в которой уже лежало тринадцать тел. Эти солдаты поставили их в шеренгу возле могилы, и гнусное преступление было совершено. Несколько мгновений назад старый слуга услышал, как великий князь произнес вслух слова:
«Прости им господь, не ведают, что творят…»
30 января в «Правде» было объявлено о казни великих князей, и братская могила лежала неоткрытой и нетронутой многие десятилетия.
