Философия Белинского — Русская историческая библиотека
Виссарион Григорьевич Белинский (1811 – 1848, см. его биографию), прозванный за свою пламенность «неистовым Виссарионом», был ведущим русским литературным критиком, законодателем литературных оценок своего времени, к слову которого прислушивалась вся причастная литературе Россия. В его оценках немало промахов, но он обладал несомненным критическим чутьем и силой убеждения, и русское общество долго оценивало Пушкина, Лермонтова, Гоголя сквозь призму оценок Белинского. Но он был больше чем только литературным критиком – он был глашатаем общественных идеалов, почти что общественной совестью тогдашней России. Будучи философским дилетантом, он обладал тем не менее способностью схватывать нравственный смысл влиявших на него учений.
Виссарион Григорьевич Белинский. Рисунок К. Горбунова, 1843
Вообще для него характерна приподнятая экзальтация нравственной совести, соединяемая с фанатичной нетерпимостью к инакомыслящим, – комбинация качеств, характерная для значительной части русской интеллигенции.
В философии он вначале увлекался сначала Шеллингом, затем Фихте, затем Гегелем (следуя за историей увлечений Бакунина) и, наконец, утопическим социализмом. Важно отметить два обстоятельства: почти до последних лет своей жизни Белинский был философским идеалистом, но делал из идеализма выводы, обратные выводам славянофилов: он с самого начала оставался на почве секуляризма и был исповедником внецерковного, адогматического христианства. И во-вторых, в центре его мировоззрения, при всех сменах его философских кумиров, всегда стояла человеческая личность. Именно это последнее обстоятельство, соединяемое с крайней нравственной чуткостью Белинского, привело его впоследствии к разрыву с Гегелем – и в этом разрыве, как ни странно это может показаться, нравственная правда была на стороне философского дилетанта Белинского, а не властителя дум Гегеля.
В первый, «шеллинговский» период своей деятельности, например в «Литературных мечтаниях», Белинский превозносил нарождающуюся русскую литературу за ее гуманное направление, за ее обличение темных сторон русского быта.
Под влиянием Шеллинга он тогда превозносил народность русской литературы. Учение Шеллинга о «национальном духе», в котором проявляется Мировой Дух, было тогда очень популярно в России.
Но когда Белинский, увлекся Гегелем, то он принял и тезис последнего о том, что «все действительное – разумно». Из этого Белинский делал вывод, что и «реакционные» эпохи, каковой считался конец правления Николая I, представляют собой необходимый момент в русской истории. Поэтому наперекор своей нравственной совести он пытался дать философское оправдание реакции Николаевской эпохи в своей статье «Бородинская годовщина».
Белинский, следуя за Бакуниным, недопонял Гегеля, который «действительное» отличал от просто «существующего». Сам Бакунин впоследствии понял свою ошибку, но впал в обратную крайность: он стал придавать исключительное значение гегелевскому моменту «антитезиса», то есть отрицания. Этот пафос отрицания и разрушения был для него мостом к переходу к анархизму. Белинский же, пережив четырехлетнее увлечение Гегелем, покорившим его именно философским реализмом, с Гегелем порвал совсем.
Эти метаморфозы имеют свои параллели и в развитии западной философии, где также шел спор между гегелевской «правой», то есть ортодоксальным гегельянством, и гегелевской «левой», подчеркивающей революционные моменты в учении знаменитого философа. Из гегелевской «левой» и вышел Людвиг Фейербах, автор глубоко атеистической книги «Сущность христианства», оказавшей огромное влияние на формирование философских взглядов Карла Маркса.
Разрыв Белинского с Гегелем и переход критика в стан атеистического социализма имеют огромное значение для эволюции мировоззрения всей русской интеллигенции. По учению Гегеля, исторический процесс есть процесс самоосуществления Мирового Духа. В истории нет ничего случайного, даже зло и страдания, эпохи деспотизма и реакции суть необходимые диалектические моменты в развитии человеческого духа. Мало того, периоды мирного благоденствия Гегель считает неблагоприятными для развития, так как они усыпляют человеческий дух. Такие мирные периоды он называет «пустыми страницами истории».
Нравственная совесть Белинского подняла бунт именно против такой ложной, по его мнению, теодицеи. Здесь, по его мнению, в жертву прогрессу приносится человеческая личность.
«Вопрос о личном бессмертии, – писал Белинский, – альфа и омега истины… Я не отстану от Молоха, которого философия называет «Общее», и буду спрашивать у него, куда она дела его». «Что мне в том, что живет общее, когда страдает личность, – писал он далее. – Общее, это – палач человеческой индивидуальности…»
В письме к Боткину он написал строки, которые знала в свое время вся русская интеллигенция и которые являются как бы манифестом его бунта не только против Гегеля, но и против ортодоксального христианства. «Субъект у Гегеля, – пишет он, – не сам по себе цель, но средство для мгновенного выражения общего… Смейся, как хочешь, а я свое: судьба субъекта, индивидуума, личности важнее судеб всего мира… и гегелевской Allgemeinheit. Мне говорят: развивай все сокровища своего духа для свободного самонаслаждения духом.
.. Кланяюсь покорно, Егор Федорович… но если бы мне удалось влезть на высшую ступень лестницы развития, я и там попросил бы вас дать мне отчет во всех жертвах живой жизни и истории… иначе я с верхней ступени лестницы бросаюсь вниз головой. Я не хочу счастья и даром, если не буду спокоен насчет каждого из моих братий… Говорят, что дисгармония есть условие гармонии. Может быть, это очень выгодно и усладительно для меломанов, но уж, конечно, не для тех, кому суждено выразить своей участью идею дисгармонии…»
Эти слова, между прочим предвосхищающие бунт Ивана Карамазова, делают честь нравственной чуткости Белинского, который, подобно библейскому Иову, не хотел дешевых утешений и дерзновенно требовал отчета у Бога. Практическое следствие этого бунта таково: идеалистическая философия, а также и традиционное христианство дают слишком дешевое утешение, предлагая покорность судьбе и личное совершенствование и забывая о муках и страданиях «униженных и оскорбленных». Поэтому Белинский, а за ним и большинство русской интеллигенции отвернулись от философского идеализма, а заодно и от церковного христианства, идя навстречу материализму, имеющему-де смелость смотреть прямо в глаза жестокой действительности и бороться с ней, и навстречу социализму, который тогда был единственным течением, боровшимся за социальную справедливость.
То, что истинная сущность христианства смешивалась при этом с параграфами катехизисов, что настоящее христианство призывает к помощи ближним, при этом забывалось. Вернее, это помнилось, но истинное христианство при этом резкой гранью отделилось от Церкви, которая своей покорностью несправедливой власти казалась поддержкой Молоху богатства и Левиафану власти.
Фейербах учил, что любовь к Богу несовместима с любовью к ближним, так как человек, верующий в Бога, будет переносить свои лучшие чувства на загробный мир и не будет бороться активно со злом, в то время как атеист, по его мнению, обратит все свои силы на борьбу со злом во имя блага человечества. Белинский в то время страстно воспринял учение Фейербаха – и как раз к этому периоду относятся его знаменитые споры с Достоевским.
Самое решительное исповедание новой веры Белинского было дано им в знаменитом письме к Гоголю, где критик огненными словами обличает писателя за его позднейшую проповедь христианского смирения и за отказ от его лучших произведений («Мертвые души»).
Гоголь, как представлялось Белинскому, невольно обличал раньше социальное зло, в то время как после своего «обращения» он впал в нездоровый мистицизм и религиозное ханжество. Слова Белинского дышат ненавистью к церкви. «В словах Бог и религия вижу тьму, мрак, цепи и кнут», – писал Белинский Герцену. В письме к Гоголю он утверждает: «Церковь была и остается поборницей неравенства, льстецом власти, врагом и гонительницей братства между людьми». Далее он говорит, что русский народ – «глубоко атеистический народ», хотя и пребывающий еще во власти религиозных предрассудков.
Письмо Белинского Гоголю – это манифест русского западничества позднейшего издания. Оно может считаться и манифестом русского «просвещенства». «Просвещенство» означает наивную веру в разум, науку, прогресс, веру во всесильность экономики, техники, совмещаемую с презрением к религии, философии, чистому искусству за их якобы бесполезность или даже вредность. В истории русской интеллигенции «просвещенство», с легкой руки Белинского, укоренилось и дало свои плоды в лице позднейших шестидесятников – Чернышевского, Добролюбова, Писарева – и отчасти в лице большевизма.
Эволюция Белинского от прекраснодушного, «шиллеровского» идеализма к Гегелю и затем к социализму и атеизму совпадает с эволюцией взглядов большинства русской интеллигенции и с эволюцией русского западничества.
Другие статьи по русской философии – см. ниже, в блоке «Ещё по теме…»
Белинский Виссарион Григорьевич — Лучшие педагоги России
Составитель учебника русской грамматики (1837). В центре педагогических размышлений — личность как индивидуальное целостное единство всех психических свойств человека. В противовес сословно-профессиональному обучению выдвигал идеи общечеловеческого воспитания, которое реализуется через «родные, национальные явления». Считал, что учить детей следует с шести лет. Первейшая задача образования ~~ привить детям любовь к Родине, ее природе, языку, истории. Важнейшими учебными предметами считал гуманитарные науки, способствующие «очеловечиванию» людей.
Разработал теорию народности искусства, литературы, просвещения и воспитания.
Считал, что природа щедро одаряет людей способностями и дарованиями, бездарные люди это редкость.
Сословная принадлежность человека также не должна ограничивать его право на воспитание и образование. «Создает человека природа, на развивает и образует его общество», только соц. общество, в котором всё равны, обеспечит возможность всестороннего развития и правильного воспитания человека. Выдвинул требование общечеловеческого воспитания. Первоначальное воспитание должно видеть в ребёнка человека. Говорил о необходимости воспитания детей в духе любви к своей родине.
Цель воспитания: подготовка бесстрашных борцов за лучший общественный строй при котором всё люди станут равноправными гражданами.
Основное положение педагогической теории Б. — гармоническое развитие человека.
Физ. воспитание. Задачи — охранять здоровье детей, развивать их физические силы, ловкость путём установления правильного образа жизни, организация игр, выполнение гимнастических упражнений.
Физ. воспитание должно осуществляться в тесной связи с нравственным.
Нравственное воспитание — считают важнейшей стороной формирования человека — общественного деятеля. Необходимо, чтобы дети прежде всего полюбили добро. Главную роль психического развития раннего возраста играют эмоции, поэтому надо воздействовать на чувства детей, а не на их сознание. От малолетних детей надо удалять всё дурное. Их надо не учить, а приучат к хорошим чувствам, наклонностям и манерам, основывая все преимущественно на привычки.
Умственное воспитание — необходимо, чтобы учащийся не только усвоили определенную суму знаний, но и приобрели цельное научное мировоззрение, требовал ликвидировать разрыв между теорией и практикой.
Важнейшими учебными предметами считал гуманитарные науки. «Переходить от анализа к синтезу, извлекать из примеров правила — самая полезная система преподавания».
Воспитание в семье. Задача общечеловеческого воспитания лежит не только на обществе, но и на семье и родителях.
Семейное воспитание должно развивать с малых лет общественные интересы и стремления, поэтому отношения должны строиться на взаимном доверии. Правильное отношение между родителями и детьми, уважение взрослых к личности ребёнка, они должны поддерживать в нем стремление к совершенству.
Григорьевич Белинский | Encyclopedia.com
gale
просмотров обновлено
Русский литературный критик Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1848) был крупной силой в интеллектуальной и литературной жизни своей страны, и его труды составляют основу русского языка. Литературная критика.
Виссарион Белинский родился 30 мая 1811 года в Суоменлинне (Свеаборг), Финляндия, в семье морского врача. Его юность прошла в Чембаре Пензенской губернии, Россия, где его отец был уездным врачом. Виссарион посещал местную гимназию и Пензенскую гимназию. В 1829 г.он поступил в Московский университет на литературный факультет; его послужной список не был блестящим, потому что он уже был ослаблен туберкулезом и, кроме того, сосредоточивал всю свою энергию (современники вспоминают его как «яростного Виссариона») на литературных проектах вне университета.
В 1831 г. он опубликовал несколько рецензий и стихов в Листок. В следующем году его исключили из университета за то, что его пьеса Дмитрий Калинин нападала на крепостное право.
В 1834 г. Белинский опубликовал серию критических статей «Литературные мечтания» в Молва, литературное приложение газеты Телескоп. В них отразились идеи немецкого философа Ф. В. Й. фон Шеллинга. Написанная в резком, хотя и несколько повторяющемся стиле, эта «элегия в прозе» мгновенно принесла Белинскому известность. Его заявление о том, что «у нас нет литературы», было здоровым противоядием от многих преувеличенных претензий, выдвинутых тогда в адрес русской литературы гиперпатриотическими критиками и историками.
В 1836 году правительство закрыло Телескоп. В 1838 г. Белинский работал на Московском наблюдателе, , но и он был закрыт через год. Белинский переехал в Петербург, где стал главным литературным критиком журнала « Отечественные записки».
В этот период на его мышление оказали большое влияние немецкий философ Г. В. Ф. Гегель и немецкий идеализм. В некоторых статьях 1839 и 1840 годов Белинский под влиянием Гегеля даже защищал институт самодержавия.
Белинский пережил нравственный кризис в 1841 году и отказался от гегельянства. Его Произведения Александра Пушкина (1843-1846) — это не только история русской литературы, но и исследование Пушкина. С 1841 г. и до самой смерти Белинский издавал ежегодный обзор русской литературы, два последних из которых (1846 и 1847 гг.) относятся к наиболее важным его теоретическим положениям. В 1843 году он женился на своей подруге детства М. В. Орловой.
В 1846 году Белинский присоединился к журналу Contemporary и до самой смерти был его главным литературным критиком. В июле 1847 года Белинский написал, вероятно, самое известное из своих произведений, Письмо Гоголю. № Не публиковавшийся до 1905 года, он был широко распространен в рукописном виде и стал важным документом среди более поздних революционеров.
Он умер 26 мая 1848 года.
Белинский оказал большое влияние на более поздних критиков. Современная российская критика считает его отцом многих направлений, которые стали ассоциироваться с социалистическим реализмом.
Дополнительная литература
Материалов о Белинском на английском языке немного. Единственное полномасштабное исследование — Герберт Э. Боуман, 9 лет.0015 Vissarion Belinski, 1811-1848 (1954), который посвящен главным образом интеллектуальному развитию Белинского и не всегда надежен. Ричард Хэйр, «Пионеры русской общественной мысли», (1951; исправленное издание 1964 г.), содержит короткую, но содержательную главу о Белинском. Полезный раздел о Белинском есть в Evgenii Lampert, Studies in Rebellion (1957). Для общего фона Эдвард Дж. Браун, Станкевич и его Московский кружок, 1830-1840 (1966) превосходен.
Дополнительные источники
Яковенко, Борис В. (Борис Валентинович), Виссарион Григорьевич Белинский: монография, Мельбурн: Д.
Яковенко, 1986. Newtonville: Oriental Research Partners, 1987. □
Encyclopedia of World Biography
Подробнее Из encyclopedia.com
Формализм Формализм в литературоведении касается не только формальных элементов литературы, хотя и подчеркивает важность изучения формы. На самом деле это про… Владимир Набоков, Набоков, Владимир
УМЕР: 1977, Монтро, Швейцария
НАЦИОНАЛЬНОСТЬ: русско-американская
ЖАНР: Художественная литература, поэзия
ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ:
Король, королева, валет (1928)
Spea… Георгий Валентинович Плеханов , Георгий Валентинович Плеханов
Георгий Валентинович Плеханов
Русский революционер и социальный философ Георгий Валентинович Плеханов (1856-1… Русский язык, русский язык, называемый также великорусским, член восточнославянской группы славянского подсемейства индоевропейской семьи языков (см. Сл… Фольклор, Фольклор сыграл огромную роль в жизни русского народа и оказал значительное влияние на литературу, музыку, танец и др…. Василий Осипович Ключевский, КЛЮЧЕВСКИЙ, ВАСИЛИЙ ОСИПОВИЧ
(1841–1919 гг.![]()
About this article
Updated About encyclopedia.com content Print Article
You Might Also Like
Belinsky, Vissarion
BELINSKY, VISSARION GRIGORIEVICH
Golden Age of Russian Literature
Эйхенбаум Борис Михайлович
Pavlova, Karolina (1807–1893)
Pavlova, Karolina (1807–1893)
Wellek, René Maria Eduard
Polukhina, Valentina
NEARBY TERMS
Grigorieva, Татьяна (1975–)
Григорий Евсеевич Зиновьев
Григореску Клаудия (1968–)
Григоренко Петр Григорьевич
Григорас, Кристина (1966–)
Григорас, Анка (1957–)
Гриньи, Николя де
Гриньон де Монфор, Луи-Мари, ул. –1705)
Григгс Ванесса Дэвис
Григгс Терри 1951-
Григгс Терри
Григгс Саттон Элберт
Григгс Джон Уильям0002 Griggs, Frederick Landseer Maur
Griggs, Andy
Griggs v.
Duke Power Company
Griggs v. Duke Power Co. Григг-Скеллеруп
Григорьевич Белинский
Григориу, Теодор
Григсон, Джейн (1928–1990)
Грим, Аманда
Грим, Аманда 9003- 9003-
002 Grijalva
Grijalva, Juan de
Grijalva, Juan de (c. 1489–1527)
Grijns, Gerrit
Griliches, Avenir
Grill Concepts, Inc.
grillade
grillade à lardoise
grillage
Гриль
Грильер
Гриль, Сидни (Аарон)
Гриль, Луиза Гортензия (1865–1952)
Грилли, Роберт (Л.) 1920-
Грилло, Франк F 196.0003
Грилло, Габриэла (1952–)
Грилло, Джоанн (1939–1999)
Грилло, Джон 1942–
Грилло-Марксаух, Хавье 1969–
Гриль
Grilo, Sarhah, 1919–
Grilo. и рациональной реальности (Примечание) Г.В. Плеханов: Белинский и разумная реальность (Примечание)
МВД > Архив > Плеханов > Белинский
Примечание редактора
Русская интеллигенция, единственная революционная интеллигенция в современной западной истории, оставила нам великое теоретическое наследие.
Их литературные и художественные произведения относительно известны за границей (Пушкин, Гоголь, Мусоргский и др.), но русские пионеры в области мысли практически неизвестны, особенно в нашей стране. Это относится, в частности, к В.Г. Белинский (1811-1848) и Н.Г. Чернышевский (1828-1889)).
Эти два великих русских ученых, критика и мыслителя были, подобно Франсуа Фурье во Франции (1772-1837), истинными учениками Гегеля (1770-1831). Они возглавляли плеяду интеллигентов, проложивших дорогу марксистской мысли в России.
Г.В. Плеханов, основатель русского марксизма, глубоко изучающий философию и наиболее подготовленный марксист своего времени, систематически занимался Чернышевским, написав книгу, а также очерки о его жизни и творчестве. Плеханов одинаково высоко ценил Белинского, считая его «самым замечательным философским организмом, когда-либо появлявшимся в русской литературе».
Главная заслуга Белинского, по мнению Плеханова, состояла в том, что он первым «гениальным полетом мысли поставил перед нами те вопросы теории, правильное решение которых вело непосредственно к научному социализму».
Лучшее из этих эссе, Белинский и рациональная реальность , — писал он в 1897 году, на пике своей блестящей марксистской карьеры, за много лет до того, как покинул дело, которому обязан своей славой. Даже для неспешной плехановской эпохи и его неторопливой манеры письма это была длинная статья. Она должна была быть напечатана двумя выпусками в революционном журнале Новое Слово ( Новое Слово , 1897, №№ 7 и 8). Плеханов начинает трактовку Белинского с четвертой главы из восьми написанных им.
Он считал это пространное начало необходимым, потому что решил сначала изложить действительный смысл Гегеля, точнее, смысл гегелевского общего положения диалектики: все действительное разумно; все, что разумно, реально. В то время в России это мало понимали.
