Конфликты и противоречия в душе Алеко и Земфиры.
Тема: Конфликты и противоречия в душе Алеко и Земфиры.
Цели:
продолжить знакомство с поэмой А.С.Пушкина «Цыганы»,
приобщить учащихся к великим творениям поэта,
вызвать искреннее желание читать и перечитывать произведения А.С. Пушкина.
Тип урока : урок- исследование
Оборудование: иллюстрации к уроку
Ход урока
1.Орг.момент
Постановка целей урока. Оформление записей в тетрадях.
Начинаем урок Пушкина! И все мы волнуемся, ощущаем торжественность, приподнятость, радость. Это потому, что урок Пушкина-один из самых ответственных уроков. Ведь его имя святое для всех нас имя, это наша гордость, солнце русской поэзии. И я хочу, чтобы в этот день каждому захотелось раскрыть книгу, на которой начертано имя «Пушкин». Вот это и является целью нашего урока.
2.Актуализация знаний
Итак, природа Кавказа и Крыма, ощущение себя изгнанником усиливают романтический настрой в поэзии Пушкина. Пушкин начал писать «Цыганы» на юге, в конце 1823года, закончена она была в 1824 году в Михайловском. Пребывание поэта в Бессарабии, знакомство с бытом цыган, кочевавших там, дало ему материал для поэмы. По уверению поэта, какое- то время он бродил вместе с цыган.
3.Формирование умений и навыков.
Какие слова являются ключевыми в поэме?
Какова жизнь цыган ?
В чём её привлекательность?
Что заставляет Алеко присоединиться к цыганскому табору?
Найдите в тексте слова это подтверждающие.
Как Алеко оказался в цыганском таборе?
Чтение по ролям отрывка «О чем жалеть?»
Как намечается конфликт между Алеко и Земфирой?
Можно ли сказать что это конфликт между цыганским табором и европейским обществом?
4.Работа в группах.
Образ Алеко
(Алеко- главный герой поэмы.Пушкин стремился создать обобщенный характер молодого человека начала 19 века, к которому Пушкин причислял и себя самого. Этот герой все законы цивилизованного мира воспринимает как насилие над человеком.
Алеко бросает городов, надоевший шум веселой столицы. Он удален в «дикую» свободу. Превыше всего герой ценит свободу и надеется обрести ее в естественной вольной жизни цыганского табора. Алеко изучает быт и нравы чужих племен.
Но не мог он долго здесь жить. Героя преследует закон. Он восстал против власти. Алеко- протестант, вольнодумец. Он гневно рассказывает о жизни города.)
— Чтение отрывка «Подобно птичке беззаботной :»
Что за страсти кипели в душе молодого человека?
В это время в России кипели политические страсти. Декабристы призывали молодое поколение на борьбу за свободу человека.
Алеко нет дела до судьбы отчизны. Они заняты собой, хлопочут о личной свободе. Эгоистические побуждения- вот источник их страстей. Пушкин тревожно нас предупреждает: «Погоди!» Его сердцем играет роковая страсть и эта страсть- эгоизм. Такие натуры в центре всего ставят свое «я».
Исследование
— Почему старик рассказывает Алеко о своей жизни?
Чтение в лицах отрывка «Однажды близ кагульских вод:.»
Жизненное кредо Алеко проясняет в повести старый отец Земфиры. Если Алеко защищает права отдельного лица, то старик цыган, покорно принимающий естественный порядок бытия, выступает от имени родовой жизни. Он понял закон жизни как закон свободы. В непредсказуемом поведении женщины-цыганки, в стихийности ее любви он видит только выплеск природных сил, не подлежащих человеческому суду. Старик, когда-то в молодости тоже испытавший муки любви, теперь хочет предостеречь Алеко, передать ему свой опыт. Рассказ о бегстве Мариулы с возлюбленным- это внушение старого цыгана Алеко: «Хочешь быть свободным и счастливым, подавляй в себе эгоизм, уважай и цени свободу других». Образованный Алеко понял смысл притчи цыгана и тут же отверг его гуманистическую проповедь:
Я не таков. Нет,
Зависть,злоба, ревность- вот те страсти, которые дремали в «измученной груди» Алеко. Они проснулись, когда Земфира полюбила цыгана. Поборник свободы Алеко становится убийцей. Он не подкрепляет делом свои слова, его поступки— Что привлекает и что отталкивает в личности Алеко?
— Каково значение образа цыгана в раскрытии идеи поэмы?
противоречат тем принципам, которые он сам провозглашает.
Имел ли Алеко право убивать?
2 группа ( образ Земфиры и старика )
Герою противопоставлены герои из народной среды: Земфира, старик.
Каково понятие свободы у Земфиры?
Земфира — легкомысленная, изменчивая, но искренняя, храбрая.
Чтение отрывка «Умру любя».
Старик темный, невежественный. Его чувства глубоко человечны. В нем есть приветливость, гостеприимство, доброжелательность. Старик цыган понял причину злодеяния «Для себя лишь хочешь воли». Это идея произведения.
Таково отношение автора к Алеко?
Чтение отрывка «Оставь нас,гордый человек».
Устами старого цыгана Пушкин выносит герою приговор: «Оставь нас:» Автор осуждает героя- индивидуалиста. Это было новое слово в художественной литературе тех лет.
Но позиция Пушкина гораздо сложнее, чем разоблачение героя. Присутствие в нем автобиографических черт (А.- цыганская форма имени Александр) указывает на лирическую трактовку не только некоторых воззрений героя, но и на общую тональность авторского сострадания к его судьбе. В выразительном портрете героя времени, обреченного идти путями зла и оплачивающего жизнью свои заблуждения, Пушкин показал несовершенство самой природы человека, объективный трагизм путей развития человеческой культуры.
5.Применение умений и навыков
6.Развитие речи
Словарная работа.
Эгоизм — (др.-греч. Εγώ , лат. ego — «я») — поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, когда индивид ставит свои интересы выше интересов других.
Обладаете ли вы эгоизмом?
7.Рефлексия урока
Он был и остается поэтом, политическим писателем, подарил нам высокую прозу. («Дубровский», «Капитанская дочка»). Он драматург, критик, историк, детский писатель, он был другом декабристов, их учеником и учителем, он был просто здоровым и веселым, смелым и сильным человеком; умел создавать прекрасное, радоваться от души, умел любить, был храбр, он незаменимый собеседник, бескорыстный друг. Пушкин — самое дорогое, самое близкое и родное для каждого из нас. Он всегда с нами.)
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
8.Этапы информации о домашнее задание
сочинение: «Каким я представляю себе Алеко?»
АЛЕКО — это… Что такое АЛЕКО?
АЛЕКО — герой поэмы А.С.Пушкина «Цыганы» (1824). А. — прежде всего обобщенный образ молодого, европейски образованного поколения XIX века, к которому Пушкин причислял и себя самого. Это герой байронического типа, наделенный столь острым чувством достоинства, что все законы цивилизованного мира воспринимает как насилие над человеком. Конфликт с обществом, с которым А. связан рождением и воспитанием,- такова исходная точка биографии героя. Однако прошлое А. в повести не раскрыто. Герой характеризуется в самом общем смысле как «беглец», насильственно изгнанный или добровольно покинувший привычную среду. Превыше всего он ценит свободу и надеется обрести ее в естественной вольной жизни цыганского табора.
Повесть «Цыганы» строится на характерном для романтизма противопоставлении двух со циальных укладов: цивилизации и дикой воли. Критика противоречий цивилизации занимает в произведении важное место. А. обличает «неволю душных городов», в которых люди «торгуют волею своей», «главы пред идолами клонят и просят денег да цепей». Образ «цепей» традиционно использовался романтиками для характеристики феодального деспотизма и политической реакции. В «Цыганах» он отнесен к современности. Разрыв А. с цивилизацией выходит за пределы узколичных проблем и получает глубокое идеологическое обоснование. Таким образом, мотив изгнания в судьбе героя изначально воспринимается как знак его высоких возможностей, его нравственных преимуществ перед ущербной цивилизацией.
В дальнейшем изгнанник А. появляется среди первобытного народа, жизнь которого Пушкин характеризует метафорами «воля», «нега», «лень», «тишина». Это своеобразный рай, куда еще не проникло зло и где, кажется, А. может отдохнуть душой, найти свое счастье. Но именно такая среда, принципиально чуждая активности, по контрасту выявляет странности личности и характера А. Жизненная практика романтического героя традиционно осуществляется в страстях. Такой герой проявляет себя в бурных переживаниях, в исключительности желаний и поступков, особенно в сфере любовных отношений.
Жизненное кредо А. проясняет в повести старый отец Земфиры. Если А. защищает права отдельного лица, то старик цыган, покорно принимающий естественный порядок бытия, выступает от имени родовой жизни. В непредсказуемом поведении женщины-цыганки, в стихийности ее любви он видит только выплеск природных сил, не подлежащих человеческому суду. Старик, когда-то в молодости тоже испытавший муки любви, теперь хочет предостеречь А., передать ему свой опыт. Но «злой и сильный» А. не слышит старика, не принимает его советов. «Нет, я, не споря,
//От прав моих не откажусь,
//Или хоть мщеньем наслажусь»,- заявляет он.
Сталкивая две жизненные философии, Пушкин не отдает предпочтение той или другой. Важнейший в романтическом мышлении прием контраста необходим для особо яркого освещения рассматриваемого конфликта. В сущности А. символизирует в этом конфликте крайности развития современного индивидуалистического общества, непомерно разросшийся принцип личности. Этим, возможно, объясняется максимальная обобщенность характеристики героя, который лишен реальной биографии и национальной принадлежности, выключен из конкретной историко-бытовой среды. В литературной критике сложилась давняя традиция обвинений А. в несостоятельности (Белинский видел в нем эгоиста, Достоевский — вечного изгоя). Но позиция Пушкина гораздо сложнее, чем разоблачение героя. Хотя в «Цыганах» герой объективирован, но присутствие в нем автобиографических черт (А.- цыганская форма имени Александр) указывает на лирическую трактовку не только некоторых воззрений героя (критики современности, например), но и на общую тональность авторского сострадания к его судьбе. А. трагичен. В выразительном портрете героя времени, обреченного идти путями зла и оплачивающего жизнью свои заблуждения, Пушкин показал несовершенство самой природы человека, объективный трагизм путей развития человеческой культуры.
Лис: Белинский В.Г. Статья седьмая. Поэмы: «Цыга-ны», «Полтава», «Граф Пулин»
//Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. М., 1985; Достоевский Ф.М. Пушкин
//Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений. Л., 1984. Т.26; Фридман Н.В. Романтизм в творчестве А.С.Пушкина. М., 1980; Манн Ю. Динамика русского романтизма. М., 1995.
Л.М.Ельницкая
Образ пушкинского А. был воплощен в одноименной опере С.В.Рахманинова на либретто Вл.И. Немировича-Данченко (1892). Название оперы свидетельствует о переносе конфликта в интимное пространство лирико-пси-хологической «маленькой трагедии». Человек всесокрушающих страстей, А. с первой ноты мрачен, терзаем ревнивыми подозрениями. Композитор с сочувствием раскрывает трагедию одиночества отвергнутого героя. Музыка «от первого лица» рассказывает о всеоправды-вающем чувстве любви, которое возвышает А. над возлюбленной и соперником.
Выдающимися исполнителями партии А. были Ф.И.Шаляпин (1899) и А.П.Огнивцев (1954).
И.И.Силантьева
Литературные герои. — Академик. 2009.
dic.academic.ru
Образ Алеко в поэме Пушкина «Цыганы»
5 Октябрь 2017 админ Главная страница » контакты Просмотров: 5476Алеко — сильный человек, порвавший с «цивилизованным» обществом, недовольный существующим строем жизни и, может быть, выступивший против него. Зато смелый, решительный человек. Уйдя из своего круга людей, он хочет в простой и свободной жизни найти себе счастье. Но Алеко полон внутренних противоречий. Он сам является созданием презираемого им общества, несёт в себе его пороки.
Это и сказывается в ответственный, решительный момент жизни. Алеко оказался эгоистом. Эгоизм его проявился в ревности, которую он не только не стремится подавить, но, напротив, считает совершенно естественной. Эгоизм — черта, которая в итоге определяет судьбу Алеко. Эта черта, так сильно и с таким осуждением показанная в поэме, лишает образ обаяния.
Алеко не вызывает симпатии, и только безотрадное, ужасное одиночество, к которому приводят эгоизм и преступление, вызывает жалость к нему. Образ Алеко романтичен. Само имя, загадочное прошлое, неожиданное появление в таборе, тоска и забушевавшая в Алеко страсть создают романтический характер образа. Вместе с тем Алеко отражает типическое явление в жизни русского общества 1820-х годов: неудовлетворённость и тоску мыслящей молодой дворянской интеллигенции, стремление к свободе, поиски путей к лучшему.
Как у героя романтической поэмы, прошлое Алеко окутано дымкой таинственности. Кто он такой в прошлом, где и как он раньше жил, почему он попал в табор, — обо всем этом точных сведений нет. Есть лишь неясное замечание Земфиры в её словах отцу:
Он хочет быть, как мы, цыганом;
Его преследует закон…
По своим взглядам и настроениям Алеко родствен Кавказскому пленнику. Он разочаровался в жизни цивилизованного общества, резко протестует против «неволи душных городов», стремится к свободной вольной жизни, к опрощению, желает сбросить с себя оковы цивилизации, морально переродиться. Среди цыган, на лоне природы он хочет обрести счастье, спокойствие души. найти моральное удовлетворение.
Алеко расстался с прежним образом жизни, стал вести жизнь цыгана: «Он, прежних лет не помня даже, к бытью цыганскому привык». Но спокойная жизнь Алеко длилась всего два года. Затем наступила трагедия: Земфира полюбила другого. И вот в этот драматический момент в жизни Алеко обнаружилось, что, переменив внешний образ своей жизни, Алеко внутренне остался тем же человеком, каким воспитало его собственническое общество, в котором он родился и жил.
Пушкин показал невозможность для цивилизованного человека вернуться назад — в общество, живущее патриархальной жизнью, не тронутое просвещением: проповедник свободы, резко критиковавший мораль того общества, из которого ушел, Алеко оказался на деле индивидуалистом и эгоистом, признающим свободу только для себя. Он не может согласиться с мудрым стариком-цыганом, что свободу чувства надо уважать. Когда старик рассказал ему печальную повесть своей жизни, рассказал о том, как Мариула покинула его, уйдя с другим, и он не преследовал ни её, ни ее возлюбленного, ибо «кто в силах удержать любовь ?»
Алеко ответил:
Я не таков. Нет, я, не споря
От прав моих не откажусь;
Или хоть мщеньем наслажусь.
Алеко так и поступил: он убил и Земфиру, и молодого цыгана, которого она полюбила. Устами старого цыгана Пушкин осудил Алеко, как черствого эгоиста-собственника, развенчал героя своей поэмы:
Ты не рожден для дикой доли,
Ты для себя лишь хочешь воли.
В этих словах старика-цыгана и раскрывается основная идея поэмы. В лице Алеко осуждён представитель той морали, которая характерна для собственнического, эксплуататорского строя, будь то феодально-крепостническое общество или складывавшееся в то время буржуазно-капиталистическое.
Поразительна гениальная прозорливость Пушкина, единственного в то время поэта, который на заре буржуазной культуры, хвалившейся провозглашёнными ею принципами свободы, равенства и братства, показал, что свобода в понимании буржуазного общества есть лишь свобода для себя, не признающая свободы для других, что свобода в буржуазном мире неизбежно вырождается в индивидуализм.
Образ Алеко в поэме Пушкина «Цыганы»
5 (100%) 1 vote[s]
info-shkola.ru