Иоанн Скот Эриугена.
Даже на фоне некоторого оживления культуры, свойственного Каролингскому возрождению, резко выделяется фигура Иоанна Скота Эриугены (ок. 810-ок. 877). Ирландец по происхождению, он пришел во Францию, где жил при дворе Карла Лысого; покровительство короля обеспечило ему необходимую свободу для ученых трудов. В мышлении Эриугены наиболее ощутимо влияние платонизма, воспринятого им через западную (Августин) и восточную (Ориген, Григорий Нисский, Псевдо-Дионисий, Максим Исповедник) патристику. Некоторые сочинения греческих Отцов Церкви Эриугена перевел на латинский язык.
Согласно Эриугене, истинная философия совпадает с истинной религией. Поскольку и разум, и авторитет (Священное Писание) проистекают из божественной мудрости, в религии не может быть ничего несогласного с разумом. Человеческий дух уклонился вследствие грехопадения от непосредственного созерцания истины, поэтому усвоение истины, о которой свидетельствует св. Писание, требует усилий разума. Разум, ведущий по пути богопознания, — это разум человека, духовно просветленного верой. Он не ставит под сомнение слова св. Писания даже в том случае, когда их не понимает, считая своей задачей проникнуть в их смысл. Но истинность любых человеческих высказываний, какими бы авторитетными они ни были, в том числе и Отцов Церкви, должна быть удостоверена разумом. Целью философии является определение истинного смысла Откровения, содержащегося в Св. Писании. Откровение лишь указывает, где и как искать истину, но не дает ее в готовом виде.
Учение о Боге и творении Эриугена формулирует как учение о природе. Понятие природы обнимает все: и Бога-Творца, сверхбытийную Первопричину всего сущего (природа творящая и несотворенная), и Божественные Идеи, вечно сотворенные Богом в акте Божественного знания (природа творящая и сотворенная), и мир, сотворенный Богом (природа нетворящая и сотворенная), и наконец Бога как окончательную полноту, к которой как к высшему совершенству изначально устремлено все сущее (природа нетворящая и несотворенная).
В процессе творения Бог выступает как начало, середина и конец. Вне Бога ничего нет. Все есть Бог, и Бог есть все. Творение всего сущего есть теофания, когда непостижимый из-за абсолютной своей простоты Бог являет себя. Это акт и Божественного самопознания. Бог познает себя в Сыне-Логосе, т.е. в акте творения Идей; в этом акте сам Бог получает бытие. Сверхсущественность Бога, превышающая бытие и небытие, является, по Эриугене, тем началом, из которого сотворено все сущее. Учение о тварности Божественных Идей отличает Иоанна Скота от других христианских мыслителей средневековья. Идеи, от века сотворенные в Логосе образцы всего сущего, тем не менее не совечны Богу, ибо только он безначален, тогда как Идеи имеют в нем свое начало. Следуя Псевдо-Дионисию, Эриугена уподобляет Бога духовному умосозерцаемому Свету. Явление Богом себя в Божественных Идеях — высший Свет, который сияет, постепенно уменьшаясь, во всей твари. В соответствии со степенью духовной просветленности творения образуют иерархию, по которой от высших, ангельских чинов к низшим, вплоть до материального мира, передается свет. Материальный мир включен в иерархию духовных умопостигаемых существ. Он одновременно является и духовным, и телесным. Духовным, поскольку лежащая в его основе материя есть нечто умопостигаемое: рассматривается ли она как субстрат — носитель определенных свойств, или же как смесь всех умопостигаемых качеств, находящихся в неразличенном еще друг от друга состоянии. Телесным, поскольку он познается не только разумом, но и чувством.
Человек, согласно учению Иоанна Скота, находится в средоточии всего творения, он призван осуществить связь духовного и телесного миров. В человеке как образе и подобии Божием воспроизводится тождество бытия и мышления, присущее Божественному знанию: все сотворенное, будучи предметом знания для человека, существует в нем не только в виде понятий, но и на самом деле. Все вещи существуют, поскольку существует мыслящий и знающий их Божественный Дух. Человеческий дух есть также мысль, произведенная Божественным умом и в нем существующая. Поэтому все, составляющее предмет человеческой мысли, всецело заключается в ней. Именно благодаря человеку, через его познание телесный, чувственно воспринимаемый мир одухотворяется, включается в иерархию духовных существ.
В результате грехопадения разрывается связь духовного и телесного миров. Способность чувственного познания отделяется в человеке от его интеллекта; вследствие этого телесная природа человека и весь чувственный мир оказываются противопоставленными духу. Задача человека состоит в восстановлении нарушенного единства. Человек должен осуществить возвращение тварной природы к Богу путем воссоединения человеческой природы с миром Идей и самим Богом; при этом тело человека и весь материальный мир должны возвратиться в дух человека, соединиться с ним, а через него — с Богом. Однако своими силами человек, в греховном своем состоянии, не способен на это. Только Божественная помощь, Боговоплощение открывает возможность восстановления единства с Богом.
Философское учение Эриугены не нашло отклика у современников. Оно приобретает известность лишь к XII в., а уже в XIII в., когда его приверженцами были подчеркнуты моменты пантеистического отождествления Бога и природы у Иоанна Скота, его главное сочинение «О разделении природы» было осуждено церковью. Иоанн Скот Эриугена был одиноким мыслителем, находившимся несколько в стороне от основной линии развития средневековой философии. Несравненно более значительное влияние на последующую схоластику оказали сочинения Ансельма Кентерберийского, «отца схоластики», одного из основоположников наряду с Боэцием схоластического метода.
Литература: Столяров А.А. Иоанн Скот Эриугена./История философии. Запад-Россия-Восток. Книга первая. Философия древности и средневековья.- М.:Греко-латинский кабинет, 1995 — с.358-360
studfiles.net
Эриугена Иоанн Скот — Философия.НЭС
Эриугена Иоанн Скот
неоплатоник, сторонник рационализации теологии. Обосновывал необходимость разумного истолкования «св. писания», считал, что непостижимый бог открывается для познания в своих творениях. Э. признавал свободу человеч. воли; утверждал, что самопознание — гл. путь к «чистейшему созерцанию первообраза», т. е. бога. Пантеистич. идеи Э. были осуждены католич. церковью. Осн. труд -»О разделении природы».
Оцените определение:
Источник: Атеистический словарь
ИОАНН СКОТ ЭРИУГЕНА
Johannes Scotus Eriugena) (род. ок. 810, Ирландия — ум. после 877, Франция или Англия) — средневековый философ. Создал систематизированное учение о мире, привлекая (частично переведенные им) соч. псевдо-Дионисия, стремился сблизить христ. и неоплатоническое учения под знаком почитания Библии, которая не обладала для Эриугены исключительностью авторитета. Бог живет в вечно осуществляющемся творении, особенно в искании и познании Бога людьми, непосредственно преисполненными Бога; эти взгляды, изложенные в главном труде Эриугены «De divisione naturae», оказали влияние на развитие мистики; они были отвергнуты папой Гонорием III в 1225.
Оцените определение:
Источник: Философский энциклопедический словарь
Эриугена, Иоанн Скот
(Erigena, John Scot, 810877). Ирландский философ, сыгравший значительную роль в усвоении Западом греческой мысли. Принимал участие в двух важных теологических дискуссиях о предопределении (с Готшальком) и о евхаристии (с Пасхазием Радбертом).
Философские работы Эриугены способствовали развитию и утверждению нарождающейся схоластики. Он переводил и комментировал произведения неоплатоника, назвавшего себя Дионисием Ареопагитом, а также трактаты Боэция по Аристотелевой логике. Эриугена не делал различий между философией и теологией; он стремился дать исчерпывающее рациональное объяснение христианского учения, как оно изложено в Св. Писании и у ранних церковных теологов. Не оспаривая авторитета Библии, он утверждал, что истинное библейское истолкование то, к-рое наилучшим образом согласуется с разумом. Напр., он писал, что «разум и авторитет исходят из одного источника божественной мудрости и не могут противоречить один другому». Труды Эриугены ознаменовали некрое смещение центра философских интересов в Европе от платонизма к аристотелизму. Св. Писание оставалось для него основным источником знания о Боге, но он полагал, что задача разума (просвещенного Богом) изучать и истолковывать данный свыше текст.
Из главного труда Эриугены «О разделении природы» (Dedivisionenaturae), крый подвергся осуждению в XIIIв., можно представить его взгляды на мир и творение. Автор различает четыре формы природы, проводит резкую грань между Богом и Его творением и описывает эманацию тварного мира из Бога. Отрицая, что творение часть Бога, Эриугена в то же время провозглашает, что Бог единственная подлинная реальность. Мысль Эриугены в немалой степени пронизана пантеизмом.
D.K. McKiM(nep. Ю.Т.) Библиография: F. Copleston,^ History of Philosophy, II/l,chs. 1213; Encyclopedia of Philosophy; E. Gilson, History of Christian Philosophy in the Middle Ages; J. Gonzalez, A History of Christian Thought, II; ODCC, 46061.
См. также: Схоластика; Неоплатонизм; Аристотель, Аристотелизм.
Оцените определение:
Источник: Теологическ
terme.ru
ИОАНН СКОТ ЭРИУГЕНА — Философия.НЭС
Эриугена Иоанн Скот
неоплатоник, сторонник рационализации теологии. Обосновывал необходимость разумного истолкования «св. писания», считал, что непостижимый бог открывается для познания в своих творениях. Э. признавал свободу человеч. воли; утверждал, что самопознание — гл. путь к «чистейшему созерцанию первообраза», т. е. бога. Пантеистич. идеи Э. были осуждены католич. церковью. Осн. труд -»О разделении природы».
Оцените определение:
Источник: Атеистический словарь
ИОАНН СКОТ ЭРИУГЕНА
Johannes Scotus Eriugena) (род. ок. 810, Ирландия — ум. после 877, Франция или Англия) — средневековый философ. Создал систематизированное учение о мире, привлекая (частично переведенные им) соч. псевдо-Дионисия, стремился сблизить христ. и неоплатоническое учения под знаком почитания Библии, которая не обладала для Эриугены исключительностью авторитета. Бог живет в вечно осуществляющемся творении, особенно в искании и познании Бога людьми, непосредственно преисполненными Бога; эти взгляды, изложенные в главном труде Эриугены «De divisione naturae», оказали влияние на развитие мистики; они были отвергнуты папой Гонорием III в 1225.
Оцените определение:
Источник: Философский энциклопедический словарь
Эриугена, Иоанн Скот
(Erigena, John Scot, 810877). Ирландский философ, сыгравший значительную роль в усвоении Западом греческой мысли. Принимал участие в двух важных теологических дискуссиях о предопределении (с Готшальком) и о евхаристии (с Пасхазием Радбертом).
Философские работы Эриугены способствовали развитию и утверждению нарождающейся схоластики. Он переводил и комментировал произведения неоплатоника, назвавшего себя Дионисием Ареопагитом, а также трактаты Боэция по Аристотелевой логике. Эриугена не делал различий между философией и теологией; он стремился дать исчерпывающее рациональное объяснение христианского учения, как оно изложено в Св. Писании и у ранних церковных теологов. Не оспаривая авторитета Библии, он утверждал, что истинное библейское истолкование то, к-рое наилучшим образом согласуется с разумом. Напр., он писал, что «разум и авторитет исходят из одного источника божественной мудрости и не могут противоречить один другому». Труды Эриугены ознаменовали некрое смещение центра философских интересов в Европе от платонизма к аристотелизму. Св. Писание оставалось для него основным источником знания о Боге, но он полагал, что задача разума (просвещенного Богом) изучать и истолковывать данный свыше текст.
Из главного труда Эриугены «О разделении природы» (Dedivisionenaturae), крый подвергся осуждению в XIIIв., можно представить его взгляды на мир и творение. Автор различает четыре формы природы, проводит резкую грань между Богом и Его творением и описывает эманацию тварного мира из Бога. Отрицая, что творение часть Бога, Эриугена в то же время провозглашает, что Бог единственная подлинная реальность. Мысль Эриугены в немалой степени пронизана пантеизмом.
D.K. McKiM(nep. Ю.Т.) Библиография: F. Copleston,^ History of Philosophy, II/l,chs. 1213; Encyclopedia of Philosophy; E. Gilson, History of Christian Philosophy in the Middle Ages; J. Gonzalez, A History of Christian Thought, II; ODCC, 46061.
См. также: Схоластика; Неоплатонизм; Аристотель, Аристотелизм.
Оцените определение:
Источник: Теологическ
terme.ru
ИОАНН СКОТ ЭРИУГЕНА (ок. 810–877)
Иоанн Скот Эриугена родился в Ирландии и на европейском континенте оказался примерно в 840 г., когда был приглашен участвовать в теологическом споре о Божественном предопределении. Результатом участия в дискуссии стал написанный им трактат «О предопределении». Молодой ирландец, судя по всему даже не имевший священнического сана, выказал такое глубокое понимание христианского вероучения, что в конце 40-х гг. IX в. ему предложили занять место руководителя школы в Париже при дворе французского короля Карла Лысого.
В конце 50-х гг. Иоанн Скот Эриугена занялся переводом неизвестных до того времени в Западной Европе «Ареопагитик» с греческого на латинский язык. Дело втом, что в Ирландии, в отличие от континента, среди христианских философов было распространено знание греческого языка, которым прекрасно владел и сам Эриугена. Под впечатлением, произведенным на него текстами Псевдо-Дионисия, в 862–866 гг. он написал собственное сочинение под названием «О разделении природы», имеющее форму диалога между «Учителем» и «Учеником».
В своих произведениях Иоанн Скот Эриугена предстает как христианский философ неоплатонического направления, считающий, что вера и разум, религия и наука неразделимы. «Истинная философия есть истинная религия, и обратно, истинная религия есть истинная философия», — писал он. Более того, он утверждал, что без знания вообще не может быть истинной веры, что бездоказательная догматика сама по себе неубедительна: «Авторитет рождается от истинного разума, но разум никогда не рождается из авторитета». Поэтому с его точки зрения «никто не восходит на небо иначе, чем через философию».
В неоплатоническом духе Иоанн Скотт Эриугена трактует и строение мироздания, «природы», состоящей из четырех уровней. Сама структура мироздания определяется неоплатонически-христианским принципом, проповедуемым Псевдо-Дионисием: Бог есть Начало и Конец всего сущего. Следовательно, мир, сотворенный Богом, проходит несколько уровней своего развития и в конце концов вновь возвращается к Богу.
Первый уровень — природа несотворенная, но творящая. Это сам Бог-Отец, пребывающий в абсолютном единстве, бесконечно возвышающийся над всей множественностью и порождающий все сущее. В духе Псевдо-Дионисия, Иоанн Скот Эриугена утверждает, что к познанию Бога можно идти двумя путями положительным и отрицательным. Однако полное постижение Божественной сущности невозможно, ибо человеческие понятия бессильны выразить неизреченную природу Бога-Отца. Бог-Отец незримо присутствует во всем и доступен человеку только в виде богоявлений — теофаний. Поэтому человек посредством теофаний обнаруживает бытие Бога в бытии всех вещей.
Второй уровень — природа сотворенная и творящая. В соответствии с христианизированным неоплатонизмом, Эриугена воспринимал эту природу, как первую ипостась, первое порождение Бога-Отца — Логос, Божественный ум или всеведение Бога. Логос уже множественен — в нем содержатся бестелесные первообразны всех вещей (идеи), которые обладают бессмертием. «Все, что в Нем, остается всегда — это вечная жизнь», — утверждает философ.
Третий уровень — природа сотворенная, но не творящая. Это, собственно мир, созданный в пространстве и во времени, но другого мира уже не создающий. На этом уровне природа достигает апогея своей множественности, ибо возникает бесчисленное число единичных вещей. Эти вещи обладают материальностью, в которых воплощаются первообразы, однако сама материальность призрачна. По сути самостоятельной материи не существует вообще, ибо материя — это лишь одна из теофаний, богоявлений.
Человек, живущий в данном мире, способен познать свою природу, а, следовательно, познать богоявления и таким образом приблизиться к постижению Бога. Знание же заключается в том, чтобы понять греховную природу своей материальности, и конечность телесной жизни, и бесконечность жизни духовной. «Тело — наше, — пишет Эриугена, — но мы — не тело».
Четвертый уровень — природа несотворенная и нетворящая. Этот уровень конечная цель всякой жизни, сотворенной Богом. Вся природа, пройдя предыдущие уровни своего развития, возвращается к Богу. Все единичные, все конкретные элементы мира на этом уровне теряют свои индивидуальные особенности и, прежде всего, свою материальность и воссоединяются в своем первоначале — Боге.
И человек должен уподобиться Сыну Божему, который, вочеловечившись, указал людям истинный смысл их пребывания на земле — возвращение к Божественному единству и вечной жизни.
Влияние идей Псевдо-Дионисия прослеживается и в учении о предопределении, разработанном Иоанном Скотом Эриугеной. С его точки зрения, Бог, предопределяя все судьбы мира, не может быть источником зла. Зло, являясь ослабленным добром, само по себе не существует и на него Божественное предопределение не распространяется. Источник зла — в человеке, которому Бог даровал свободу воли. И уже сам человек выбирает свой жизненный путь. Поэтому Бог, предопределяя все доброе в человеке, дает человеку возможность самостоятельно сделать выбор между Божественным добром и присущим человеку злом.
Само стремление Иоанна Скота Эриугены совместить науку и религию в едином учении оказало большое влияние на всю западноевропейскую схоластику. Однако многие его конкретные идеи, особенно учение о предопределении и свободе воли, не были приняты официальной церковью. Еще при жизни он неоднократно обвинялся в ереси, а после его смерти трактат «О разделении природы» был осужден (в 1050 г.) и даже приговорен к сожжению (1225 г.).
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
fil.wikireading.ru
Иоанн скот эриугена Жизнь и произведения
Иоанн Скот Эриугена (или Эригена) родился около 810 года и прожил примерно до 877 года. Был выходцем из Ирландии, о чем говорят оба его имени: Скот, которое относилось к ирландцам и шотландцам, и Эриугена (“Эрин” — Ирландия). В 847 году он переселяется в Галлию, куда его приглашает правитель Галлии Карл Лысый. К тому времени в западной Европе обостряются философские и богословские споры, в частности, возникает спор о свободе и предопределении. Многих не могло успокоить известное августиновское положение: с одной стороны — человек свободен, а с другой — при сотворении мира все люди были предопределены: одни ко спасению, другие — к осуждению.
В 851 году Иоанн Скот Эриугена вступил в спор с известным богословом Готтшальком, который считал, что все люди предопределены ко спасению или осуждению, и написал работу “О божественном предопределении”.
Главный аргумент Эриугены состоял в том, что зло не существует, а к несуществующему нельзя предопределить. Зло может быть понято только как отрицательное, поэтому человек полностью свободен, он не предопределен ко злу, тем более что Бог выше времени и Он не предопределяет во времени. Единственное предопределение Богом человека состоит в том, что Бог дает человеку свободу. А источником зла является злоупотребление человеком этой свободой.
Этот труд Эриугены был осужден как еретический, но король его, тем не менее, не изгнал и не лишил своего благословения. Наоборот, он поручил Иоанну Скоту Эриугене заняться комментаторской и переводческой деятельностью, и по просьбе Карла Лысого, Эриугена переводит “Ареопагитики” (работы Псевдо-Дионисия Ареопагита), “Ambigua” и “Вопросоответы к Фалассию” преподобного Максима Исповедника, работу св. Григория Нисского “О сотворение человека”, и в это же время пишет свою главную работу “О разделении природы”. Кроме Дионисия Ареопагита, преп. Максима Исповедника и св. Григория Нисского повлиял на Эриугену и бл. Августин, от которого он взял философский стиль своего мышления. Греческую философию, он знал мало — только в изложении. Однако философия Иоанна Скота Эриугены во многом наследовала проблемы греческой философии.
Об Иоанне Скоте Эриугене написана замечательная работа Александра Ивановича Бриллиантова: “Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены”. В этой работе кроме детального анализа философии Эриугены рассматривается вообще философия раннего средневековья, в том числе и специфика католического и восточно-православного образа мышления, ибо Иоанн Скот Эриугена, как никакой другой мыслитель средневековья, был связан и с западной, и с восточной культурами.
Предмет философии
Согласно Эриугене, противоречий между философией и религией не существует, ибо истинная философия и есть истинная религия. И наоборот, истинная религия это и есть истинная философия. Между разумом и верой, разумом и авторитетом как источником веры и откровения не существует противоречия. Даже более того, любой авторитет должен быть разумным, поэтому любой авторитет рождается от разума, но не наоборот. Поэтому Божественное откровение должно быть разумным. Священное Писание тоже поддается разумному толкованию и возбуждает работу человеческого разума. Поэтому задача философа и богослова состоит в правильном понимании того, что написано в Священном Писании. Философ должен восходить при этом к общим понятиям, разделять роды и виды, видеть решающую роль общих понятий в познании, поскольку в любом познании чувственного мира надо понимать, что общее существует прежде единичного. Общее более реально, чем единичное, индивидуальное. Эта концепция, восходящая к Платону, получила средневековое наименование “реализм”. Реализм — это концепция, считающая реально существующими общие понятия, т.е. платоновские идеи, а материальные конкретные тела обладают реальностью лишь в той степени, в какой они причастны к общему, сами же по себе они существовать не могут.
studfiles.net
Иоанн скот эриугена
(ок. 810—877)
Иоанн Скот Эриугена родился в Ирландии и на европейском континенте
оказался примерно в 840 г., когда был приглашен участвовать в теологическом
споре о Божественном предопределении. Результатом участия в дискуссии стал
написанный им трактат «О предопределении». Молодой ирландец, судя по всему
даже не имевший священнического сана, выказал такое глубокое понимание
христианского вероучения, что в конце 40-х гг. IX в. ему предложили занять
место руководителя школы в Париже при дворе французского короля Карла
Лысого.
В конце 50-х гг. Иоанн Скот Эриугена занялся переводом неизвестных до
того времени в Западной Европе «Ареопагитик» с греческого на латинский язык.
Дело втом, что в Ирландии, в отличие от континента, среди христианских
философов было распространено знание греческого языка, которым прекрасно
владел и сам Эриугена. Под впечатлением, произведенным на него текстами
Псевдо-Дионисия, в 862—866 гг. он написал собственное сочинение под
названием «О разделении природы», имеющее форму диалога между «Учителем» и
«Учеником».
В своих произведениях Иоанн Скот Эриугена предстает как христианский
философ неоплатонического направления, считающий, что вера и разум, религия
и наука неразделимы. «Истинная философия есть истинная религия, и обратно,
истинная религия есть истинная философия», — писал он. Более того, он
утверждал, что без знания вообще не может быть истинной веры, что
бездоказательная догматика сама по себе неубедительна: «Авторитет рождается
от истинного разума, но разум никогда не рождается из авторитета». Поэтому с
его точки зрения «никто не восходит на небо иначе, чем через философию».
В неоплатоническом духе Иоанн Скотт Эриугена трактует и строение
мироздания, «природы», состоящей из четырех уровней. Сама структура
мироздания определяется неоплатонически-христианским принципом,
проповедуемым Псевдо-Дионисием: Бог есть Начало и Конец всего сущего.
Следовательно, мир, сотворенный Богом, проходит несколько уровней своего
развития и в конце концов вновь возвращается к Богу.
Первый уровень — природа несотворенная, но творящая. Это сам Бог-Отец,
пребывающий в абсолютном единстве, бесконечно возвышающийся над всей
множественностью и порождающий все сущее. В духе Псевдо-Дионисия, Иоанн Скот
Эриугена утверждает, что к познанию Бога можно идти двумя путями —
положительным и отрицательным. Однако полное постижение Божественной
сущности невозможно, ибо человеческие понятия бессильны выразить
неизреченную природу Бога-Отца. Бог-Отец незримо присутствует во всем и
доступен человеку только в виде богоявлений — теофаний. Поэтому человек
посредством теофаний обнаруживает бытие Бога в бытии всех вещей.
Второй уровень — природа сотворенная и творящая. В соответствии с
христианизированным неоплатонизмом, Эриугена воспринимал эту природу, как
первую ипостась, первое порождение Бога-Отца — Логос, Божественный ум или
всеведение Бога. Логос уже множественен — в нем содержатся бестелесные
первообразны всех вещей (идеи), которые обладают бессмертием. «Все, что в
Нем, остается всегда — это вечная жизнь», — утверждает философ.
Третий уровень — природа сотворенная, но не творящая. Это, собственно
мир, созданный в пространстве и во времени, но другого мира уже не
создающий. На этом уровне природа достигает апогея своей множественности,
ибо возникает бесчисленное число единичных вещей. Эти вещи обладают
материальностью, в которых воплощаются первообразы, однако сама
материальность призрачна. По сути самостоятельной материи не существует
вообще, ибо материя — это лишь одна из теофаний, богоявлений.
Человек, живущий в данном мире, способен познать свою природу, а,
следовательно, познать богоявления и таким образом приблизиться к постижению
Бога. Знание же заключается в том, чтобы понять греховную природу своей
материальности, и конечность телесной жизни, и бесконечность жизни духовной.
«Тело — наше, — пишет Эриугена, — но мы — не тело».
Четвертый уровень — природа несотворенная и нетворящая. Этот уровень
— конечная цель всякой жизни, сотворенной Богом. Вся природа, пройдя
предыдущие уровни своего развития, возвращается к Богу. Все единичные, все
конкретные элементы мира на этом уровне теряют свои индивидуальные
особенности и, прежде всего, свою материальность и воссоединяются в своем
первоначале — Боге.
И человек должен уподобиться Сыну Божему, который, вочеловечившись,
указал людям истинный смысл их пребывания на земле — возвращение к
Божественному единству и вечной жизни.
Влияние идей Псевдо-Дионисия прослеживается и в учении о
предопределении, разработанном Иоанном Скотом Эриугеной. С его точки зрения,
Бог, предопределяя все судьбы мира, не может быть источником зла. Зло,
являясь ослабленным добром, само по себе не существует и на него
Божественное предопределение не распространяется. Источник зла — в
человеке, которому Бог даровал свободу воли. И уже сам человек выбирает свой
жизненный путь. Поэтому Бог, предопределяя все доброе в человеке, дает
человеку возможность самостоятельно сделать выбор между Божественным добром
и присущим человеку злом.
Само стремление Иоанна Скота Эриугены совместить науку и религию в
едином учении оказало большое влияние на всю западноевропейскую схоластику.
Однако многие его конкретные идеи, особенно учение о предопределении и
свободе воли, не были приняты официальной церковью. Еще при жизни он
неоднократно обвинялся в ереси, а после его смерти трактат «О разделении
природы» был осужден (в 1050 г.) и даже приговорен к сожжению (1225 г.).
studfiles.net
Иоанн Скот Эриугена это кто такой Иоанн Скот Эриугена — Философия.НЭС
Эриугена Иоанн Скот
неоплатоник, сторонник рационализации теологии. Обосновывал необходимость разумного истолкования «св. писания», считал, что непостижимый бог открывается для познания в своих творениях. Э. признавал свободу человеч. воли; утверждал, что самопознание — гл. путь к «чистейшему созерцанию первообраза», т. е. бога. Пантеистич. идеи Э. были осуждены католич. церковью. Осн. труд -»О разделении природы».
Оцените определение:
Источник: Атеистический словарь
ИОАНН СКОТ ЭРИУГЕНА
Johannes Scotus Eriugena) (род. ок. 810, Ирландия — ум. после 877, Франция или Англия) — средневековый философ. Создал систематизированное учение о мире, привлекая (частично переведенные им) соч. псевдо-Дионисия, стремился сблизить христ. и неоплатоническое учения под знаком почитания Библии, которая не обладала для Эриугены исключительностью авторитета. Бог живет в вечно осуществляющемся творении, особенно в искании и познании Бога людьми, непосредственно преисполненными Бога; эти взгляды, изложенные в главном труде Эриугены «De divisione naturae», оказали влияние на развитие мистики; они были отвергнуты папой Гонорием III в 1225.
Оцените определение:
Источник: Философский энциклопедический словарь
Эриугена, Иоанн Скот
(Erigena, John Scot, 810877). Ирландский философ, сыгравший значительную роль в усвоении Западом греческой мысли. Принимал участие в двух важных теологических дискуссиях о предопределении (с Готшальком) и о евхаристии (с Пасхазием Радбертом).
Философские работы Эриугены способствовали развитию и утверждению нарождающейся схоластики. Он переводил и комментировал произведения неоплатоника, назвавшего себя Дионисием Ареопагитом, а также трактаты Боэция по Аристотелевой логике. Эриугена не делал различий между философией и теологией; он стремился дать исчерпывающее рациональное объяснение христианского учения, как оно изложено в Св. Писании и у ранних церковных теологов. Не оспаривая авторитета Библии, он утверждал, что истинное библейское истолкование то, к-рое наилучшим образом согласуется с разумом. Напр., он писал, что «разум и авторитет исходят из одного источника божественной мудрости и не могут противоречить один другому». Труды Эриугены ознаменовали некрое смещение центра философских интересов в Европе от платонизма к аристотелизму. Св. Писание оставалось для него основным источником знания о Боге, но он полагал, что задача разума (просвещенного Богом) изучать и истолковывать данный свыше текст.
Из главного труда Эриугены «О разделении природы» (Dedivisionenaturae), крый подвергся осуждению в XIIIв., можно представить его взгляды на мир и творение. Автор различает четыре формы природы, проводит резкую грань между Богом и Его творением и описывает эманацию тварного мира из Бога. Отрицая, что творение часть Бога, Эриугена в то же время провозглашает, что Бог единственная подлинная реальность. Мысль Эриугены в немалой степени пронизана пантеизмом.
D.K. McKiM(nep. Ю.Т.) Библиография: F. Copleston,^ History of Philosophy, II/l,chs. 1213; Encyclopedia of Philosophy; E. Gilson, History of Christian Philosophy in the Middle Ages; J. Gonzalez, A History of Christian Thought, II; ODCC, 46061.
См. также: Схоластика; Неоплатонизм; Аристотель, Аристотелизм.
Оцените определение:
terme.ru