В чем сущность катерины в пьесе гроза: Катерина и Варвара в драме А.Н. Островского «Гроза» Гроза Островский А.Н. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения

Содержание

Катерина и Варвара сравнительная характеристика в пьесе Гроза

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Островский
  4. Катерина и Варвара в пьесе Гроза

В произведении «Гроза» есть героиня Катерина. Катерина молодая девушка, в доме у Кабановых оказалась после того, когда вышла замуж за Тихона, который был безвольным. В этой семье девушка познала то, что ранее вообще не встречала. Сплошное непонимание, неприятности, как пишет автор «темное царство». Катерине сложно, она угнетенная, но держится, принимая все как есть. В этой семье была еще одна молодая девушка Варвара, она приходилась сестрой Тихону. Девушка также недовольна атмосферой в семье, в которой творится тирания, неравенство. Внешне Катерина и Варвара похожи, но все же они разные, не похожие друг на друга.

Каждый человек формирует свой характер и натуру еще в детстве. Две героини росли в семьях, которые если сравнивать, можно сказать одно – совершенно разные. У Катерины была семья патриархальна, но девушка росла в тепле и в любви.

В доме Катерины всегда было взаимопонимание, любовь, доброта, вера в Бога. Поэтому еще с детства у нее выстроилось свое понимание семи. Катерина хотела мужа, который будет любить ее и с которым они вырастят много детей. Для девушки приоритетом в жизни было добро, мир в семье.

Варвара выросла в семье, которая была очень уважаемая, с их семьей считались во всем Калинове – семья Кабанихи. Варвара не смотря на свою истинную сущность, должна была вести себя подобающе. Ей нельзя было давать слабину и жаловаться на что-то. Но, все же нутро победило, Варвара поняла, что такая жизнь не для нее, она так жить не может.

Выходит так, то перед Катериной и Варварой стоит выбор, смириться и жить по законам семьи или попытаться что-то поменять и жить, как хочется. Каждая из девушек идет своим путем решения этого вопроса. Катерина повинуется и живет по законам дома. Девушка выполняет все обязанности, старается угодить каждому. Катерина считает своей обязанностью любить мужа.

Варвара вроде и живет по законам семь, но это только игра, девушка притворяется. По сути все, что происходит в их доме чуждо Варваре. К такой жизни Варвара привыкла с детства, которое научило ее, притворятся и обманывать. Варвара в доме никогда не выступала против кого-то  открыто, но по итогу действует всегда так, как нужно ей. Варвара живет по принципу, делай что хочешь, если чего то желаешь, то делай. 

Пьеса «Гроза» показывает два немного схожих, но в итоге совершенно разных женских образа. Что Катерина, что Варвара не могут нормально жить в таком царстве лжи, не любови. Каждая пытается бороться  с этим, но выбирая свой путь. Это обусловлено тем, что девушки имели разное воспитание и соответственно разные взгляды на жизнь. Чей путь правильный сложно сказать.

Островский это поэт новатор, который внес в жанр пьесы свои новые веяния. Поэт показал людям, другую сторону жизни купеческих домов. Островский видел в этом то, что многие другие люди не видят. Все видят только благополучие, но поэт рассказал о жестокости, бесправии, обмане, который твориться в стенах домов.

Такая атмосфера очень сложная, но еще труднее приходится женщинам.

Сравнительная характеристика Катерины и Варвары в Грозе

Островский создал множество пьес для постановок на сцене. Одним из самых известных и глубокомысленных произведений является «Гроза». Сюжет и герои смогли задеть сердца зрителей и читателей, таким образом, пьеса вошла в список классичеких произведений мира. Главными и запоминающимися героинями являются две девушки – Катерина и Варвара. Автор их представляет, как два антипода, а чем именно они отличаются друг от друга, рассмотрим далее.

Катерина и Варвара яркие и запоминающиеся личности. Не все их черты различны, так же есть и сходства, но их очень мало. Например, они родом из одной семьи, которая имеет фамилию Кабановы. Варвара приходится Катерине золовкой, то есть сестрой мужа. Молодых девушек связывают не только родственные связи, но и дружеские. Так же они обе хороши и красивы внешностью. Главной общей чертой их жизни является страдание от деяний старухи- кабанихи. Она не считается не только с невесткой, но и с собственной дочерью.

В отличие от прозаических произведений в пьесе нет конкретного описания героев и их действий, всю суть писатель передает через диалоги героев. Так из них в пьесе «Гроза» читателю становится ясно о различиях в характере главных героинь.

Катерина — девушка мечтательная, что не скажешь о Варваре, которая считает глупостью болтовню подруги. Даже для безопасного проживания в семье Катерина не умеет врать и притворяться, но же Варя свободно лжет для своего блага, при этом сохраняя прямоту в высказываниях по отношению к своему брату. Она убеждена, что разрушать собственное счастье ради тех, кто этого не ценит.

Катерина в противоположную сторону, предпочитает оставаться верной себе и родным людям. Несмотря на несчастный брак, она держит себя в руках, для этого прочит мужа взять с нее клятву оставаться верной женой. Она чиста душой и сердцем и даже после свидания с Борисом, на покорно ожидает кары всевышнего. Варвара же не примиряется со своей жизнью с матерью и сбегает прочь с возлюбленным. Катерине вовсе проще распрощаться со своей жизнью. Чем принимать ее удары.

Антиподы девушек автор приводит для сопоставления чести с совестью и не смирения и постоянной борьбой. Когда в одной ситуации люди могут поступать по-разному, исходя из своих жизненных принципов, предрассудков и характеров. Вера в лучшее и непостижимое и приземленные понятия о жизни могут существовать вместе. Островский смог передать через поколения великое противостояние, которое покоряет сердца людей до сих пор.

Сравнение 3

Катерина является главным персонажем пьесы. Варвара – один из основных героев, который помогает автору раскрыть образ Катерины. Их положение очень похоже. Обе героини молоды и являются членами одной семьи: Катерина замужем за Тихоном, а Варвара – его сестра. Обе испытывают на себе всю тяжесть характера Кабанихи – матери Тихона и Варвары. Они живут в одном городе Калинове и принадлежат к одной социальной среде мещанства. Героини одарены живым умом и характером, небезучастно воспринимая все происходящее. Они подруги и много общаются, делясь своими мыслями и впечатлениями. Обобщая сказанное, подчеркнем, что сходство образов в основном внешнее, связанное с обстоятельствами их жизни.

Глубокий анализ характеров героинь показывает, что у них больше различий. Взаимное сопоставление их мыслей, поступков, мировоззрения помогают лучше понять как образ Катерины, так и основной конфликт пьесы. Обе девушки тяготятся положением, в которое они поставлены, но по-разному к нему относятся. Катерина хочет быть верной женой, для немыслимы бесчестные способы изменения своей жизни. Она стремится быть честной, правдивой и искренней с собой, со своими близкими и во всех своих поступках. Именно поэтому тайные свидания с Борисом заставляют ее переживать, испытывать угрызения совести. В

арвара же не стесняется обманывать, хитростью добиваясь своих целей. Она спокойно относится в своим тайным встречам с Ваней, хотя знает, что мать этого не позволила бы ей. Когда возникает необходимость, она не останавливает перед побегом из семьи. Разговоры героинь также выявляют различие их натур. Катерина мечтательная, возвышенная, а Варвара мыслит практически, более конкретно. Таким образом, по своему духовному складу это непохожие личности. Однако трудно утверждать, что они прямо противоположны. Например, обе героини добрые, отзывчивые и чуткие, прекрасно понимающие в какой обстановке и с какими людьми они живут. Традиционно считается, что Катерина – положительный персонаж, а Варвара – если не отрицательный, то спорный. Однако с этой точки зрения некоторые важные поступки Катерины неоднозначны. Более верно сказать, что они разные и по-своему решает те задачи, с которыми сталкиваются. Читатель, таким образом, должен сам размышлять об особенностях характера героинь и определять свое отношение к ним.

Вариант 4

Главной героиней драмы «Гроза», написанной Александром Николаевичем Островским в 1859 году, становится юная Катерина Кабанова. Девушку совсем недавно выдали замуж за Тихона Кабанова, однако она чувствует себя глубоко несчастной в семье ее супруга, где Катерину постоянно унижает и упрекает свекровь, Марфа Игнатьевна Кабанова или Кабаниха, как нередко называют купчиху другие жители города. Безрадостность повседневного существования в доме Кабановых заставляет Катерину решиться на измену мужу, однако в итоге стыд и отчаяние из-за этого поступка вынуждают молодую женщину совершить самоубийство.

Оказавшись в семействе Кабановых, Катерина с искренней грустью вспоминает годы своего детства и отрочества, когда мать окружала девочку заботой и любовью и позволяла ей заниматься только тем, что действительно нравилось дочери. Дом мужа становится для Катерины настоящей клеткой, темницей, но женщина не может оттуда убежать, поскольку является законной женой Тихона Кабанова. Она пытается поделиться своей внутренней болью и тоской с Варварой, сестрой своего супруга, но эта девушка смотрит на жизнь совершенно иначе и не понимает душевных страданий новой родственницы.

Варвара с раннего возраста растет в семье, где царит подлинный домострой. Как и ее брат Тихон, она постоянно испытывает на себе моральное давление со стороны жесткой и чрезвычайно властной матери, стремящейся к тому, чтобы жизнь ее домочадцев полностью соответствовала старинным правилам и обычаям. Кабанихе удается полностью сломить сына, молодой мужчина покорно выслушивает ее нравоучения, и единственной радостью для него становится возможность ненадолго покинуть дом и поглощать спиртные напитки, оставшись на некоторое время без материнского надзора.

Однако Варвара отличается более твердым и свободолюбивым нравом, она лишь внешне подчиняется родительнице, но при этом регулярно встречается тайком со своим избранником Кудряшом. Девушка откровенно говорит Катерине о том, что принятые в ее семье нравственные нормы не имеют для нее никакого значения. По мнению Варвары, жить следует в свое удовольствие, но при этом скрывать правду от окружающих. Дочь Кабанихи давно научилась постоянно лгать и всегда действовать сообразно обстоятельствам, думая только о собственной выгоде.

Но искренняя, бесхитростная и чрезвычайно набожная Катерина не может вести себя подобным образом, по ее признанию, она абсолютно не умеет обманывать. Полюбив Бориса, женщина испытывает сильнейшие угрызения совести, Катерина не в силах поверить в то, что у нее появилось желание изменить супругу. Когда она под влиянием Варвары все же совершает то, что сама Катерина считает непростительным грехом, ее душа не может смириться со случившимся. Осознание своей вины приводит к тому, что Катерина кается перед мужем и свекровью и лишает себя жизни, полагая, что не имеет права существовать далее с такой тяжестью на сердце.

Варвара в определенной степени приспосабливается к окружающим ее условиям, но при этом никогда не забывает о своих интересах. Она убегает из дома, не видя иного способа избавиться от деспотизма матери и не задумываясь о том, как отнесутся к ее поступку другие люди. В то же время ограниченное и нетерпимое мещанское общество, в котором вынуждены обитать обе героини пьесы, растаптывает и уничтожает чистую и светлую душу Катерины, что приводит и к физической гибели юной женщины. 

Другие сочинения:

← Анализ пьесы Свои люди — сочтемся↑ ОстровскийОбраз и характеристика Большова в пьесе Свои люди — сочтемся →

Катерина и Варвара в пьесе Гроза

Несколько интересных сочинений

сочинение по литературе на Сочиняшка.

Ру


Варвара из пьесы «Гроза» является сестрой мужа Катерины. А.Н. Островский показывает взаимоотношения между этими героинями.

Варвара жалеет Катерину, которой пришлось стать частью семьи Кабановой. Варвара на себе испытала деспотический характер Кабанихи, поэтому понимает чувства Катерины. Девушек сближает нахождение в позиции жертвы по отношению к Кабанихе. Но Варвара, которая признается, что уже приспособилась к характеру матери, понимает, что Катерина никогда не сможет также приспособиться. Варвара признается Катерине, что видит, что та «завяла», живя в доме Кабановых, где нет свободы и возможности выражения собственного мнения.

Когда Тихон ругает Катерину за то, что из-за нее мать срывается на нем, Варвара защищает Катерину, говоря о том, что она ни в чем не виновата. Варваре жаль Катерину, на которую «нападает» не только Кабаниха, но и собственный муж.

Варвара открыто говорит Катерине, что жалеет ее и что любит ее. И эта любовь проявляется не только но словах, но и на деле.

Катерина ценит поддержку Варвары. Героиня дорожит ею, ведь именно Варвара стала единственным человеком, проявившим к ней сострадание. На это указывают и слова Катерины («Ты милая такая, я сама тебя люблю до смерти»), и ее поступки. Катерина доверяет Варваре и открывает ей свою душу. Именно с Варварой Катерина разговаривает о своей прошлой жизни. Именно с Варварой Катерина делится своими предчувствиями о том, что скоро умрет.

Варвара понимает, что Катерина не любит Тихона. Катерина признается Варваре, что любит другого человека. Варвара не судит Катерину, а относится к признаниям спокойно, потому что понимает, что у каждого человека есть собственные грехи. Наоборот, Варвара успокаивает отчаявшуюся Катерину и обещает ей помочь: «Вот погоди, завтра братец уедет, подумаем; может быть, и видеться можно будет».


И действительно, Варвара организует встречу Катерины с Борисом, в которого была влюблена главная героиня. Варвара хочет, чтобы Катерина почувствовала себя счастливой, чтобы она, наконец, обрела настоящую любовь. Катерина, хоть сначала и противится, все же чувствует благодарность.

Варвара искренне беспокоится за Катерину, которая не может даже глаз поднять на приехавшего Тихона. Варвара понимает, что Катерина может что-то сделать с собой, поэтому пытается поговорить с Борисом, чтобы тот помог Катерине.

Катерина не обвиняет Варвару за то, что это она организовала встречу с Борисом. Главная героиня понимала, что все поступки она совершала самостоятельно, осознанно, что Варвара тут не причем.

Варвара, понимающая, что за признание Катерины в измене Кабаниха не даст ей спокойно жить, пытается ее выгородить: «Врет она, она сама не знает, что говорит».

Таким образом, Варвара стала единственным человеком в городе Калинове, который поддержал Катерину, который относился к ней заботливо и дружелюбно, который помогал ей не только словом, но и делом. Катерина чувствовала эту поддержку, была благодарна Варваре, действительно доверяла ей все свои тайны и мысли.



Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Взаимоотношения Катерины и Кабанихи (по пьесе Островского «Гроза»)
  • Взаимоотношения Катерины и Тихона (по пьесе Островского «Гроза»)
  • Взаимоотношения Катерины и Бориса (по пьесе Островского «Гроза»)
  • Образ птицы в пьесе Островского «Гроза»

  • Разница между Катериной и Ларисой Островских. Что сближает Ларису Огудалову из «Бесдомницы» и Катерину Кабанову из «Гроза»? (Островский А

    Не понравилось сочинение?
    У нас есть еще 10 похожих композиций.


    Одним из основных мотивов русской литературы является выведение женского образа как главного, ведущего в произведении. Это же делает и А. Н. Островский в своих пьесах «Приданое» и «Гроза». Лариса и Катерина. Главные герои, на первый взгляд, очень похожи, но если разобраться в этом вопросе подробнее, то мы обнаружим не только много общего, но и много различий.

    Итак, сравним Ларису и Катерину. Для начала сравним жанры произведений, в которых они главные герои. «Приданое», в отличие от «Гроза», является драмой, потому что в нем нет Ларисиной трагедии как таковой. Лариса осознает свой грех только перед смертью, а Катерина гораздо раньше. Она живет, борется со своим грехом, но все же умирает. В этом выражение трагедии Катерины.

    А в чем сходство Ларисы и Катерины? Изначально их судьбы очень похожи. Ни у Катерины, ни у Ларисы нет счастья в личной жизни, нет любви. Из-за этого Катерина влюбляется в Бориса, хотя, как сказал Добролюбов, Борис всего лишь вещь из окружающей Катерину среды. А Лариса, в свою очередь, влюбляется в Паратова. Мотив реки – Волги – также сближает обеих героинь: они обе убегают на Волгу со своими возлюбленными. Для обоих река символизирует смерть: и Катерину, и Ларису смерть настигает на реке…

    Говоря о мотивах пьес, сближающих главных героев, нельзя забывать о мотиве птицы и полета. И Лариса, и Катерина мечтают летать, как птицы. «Лариса» означает «чайка» — птица, умирающая в море. А Катерину можно сравнить с голубем или лебедем, так как голубь символизирует святой дух, а «Катерина», как известно, означает «чистая». Оба хотят летать, хотят испытать полет души, стать птицами. Но бегство их превращается в падение, оба падают в бездну из-за своего греха. Помните слова Ларисы: «Я сама!»? Этим она признает свою вину, а Катерина еще более грешна, чем Лариса, так как кончает жизнь самоубийством. Но именно в этом ее трагедия: она понимает, осознает, что согрешила, раскаивается. В осозии каждой героини ее греха заключается их главное отличие.

    Светлые, одухотворенные черты Катерины, вероятно, имел в виду Добролюбов, называя ее «луч света в темном царстве». Но с Добролюбовым можно поспорить. И не потому, что Катерина этого недостойна, вовсе нет. Просто чтобы быть лучом, нужно сиять вечно. Но Катерина этого не сделала, она не выдержала ниспосланного ей Богом испытания, не стала бороться за свою любовь и умерла. Поэтому Катерину можно назвать просто «свечей», на которую подул ветер, и она погасла.

    В отличие от Катерины, Лариса не смогла бы принять такой грех, как самоубийство, у нее не хватило бы смелости.

    Таким образом, можно сказать, что у этих героинь Островского много общего: это и жажда полета, и стремление к воле, свободе, и их протест против «темного царства». И главное их отличие заключается в выражении этого протеста. Характер у Катерины намного сильнее, чем у Ларисы. И трагедия Катерины гораздо глубже трагедии Ларисы.
    Связанные эссе:

    Я говорю, почему люди так не летают
    как птицы?
    А. Н. Островского
    Александр Николаевич Островский в своих пьесах создал целую галерею незабываемых русских персонажей, целый репертуар русского театра. Трепетные, романтичные и такие разные образы Катерины из «Гроза» и Ларисы Огудаловой из «Приданого». Эти две драмы были написаны в разное время, может быть, поэтому героини Островского так сильно отличаются.

    Катерина – романтичная, мечтательная, богобоязненная женщина. Ее душу поначалу грызут противоречивые чувства: порыв к свободе и христианское смирение перед судьбой. Катерина — купеческая дочь, вышла замуж без любви. Но душа ее стремится к счастью, жаждет свободы.
    Лариса Огудалова гораздо образованнее и сложнее по своему внутреннему складу, спектру переживаемых чувств. Она живет в другой среде — в мире книг, музыки. Но это не делает героиню счастливее. Все тот же порыв к счастью. Лариса жаждет семейного уюта и покоя. Она живет как в «цыганском таборе». Вокруг толпится много случайных людей, среди них много сброда. Все это вызывает отвращение у девушки. Но она приданое, ей не на что рассчитывать. С красотой, умом, манерами, талантами, но без денег, у Ларисы одна дорога — на содержанку. Она могла бы найти счастье со скромным и порядочным человеком, но такого не было рядом. Лариса влюблена в бессердечного и корыстного эгоиста — Паратова. Он «идеальный мужчина» для героини. Но Лариса не осознает, как ошибалась, когда влюбилась в холеного бездельника, блестящего джентльмена, который ради собственного благополучия готов продать себя, но не браться за дело. Времена изменились, но выход у героини только один – на Волгу.
    Только для Катерины — это единственный и достаточно доступный способ. Она всегда знала, что, если станет совсем невмоготу, она сможет «покинуть» ненавистное ей «темное царство»: «Ой, Варя, ты не знаешь моего характера! Конечно, не дай Бог, чтобы это случилось! И если мне здесь станет слишком холодно, они не удержат меня никакой силой. Я выпрыгну из окна. Я еду на Волгу. Я не хочу здесь жить, поэтому не буду, даже если ты меня порежешь!»
    У Ларисы нет такой твердой решимости. Она внутренне тяготеет к «блеску» в обществе, богатству, ей противно все простое, она видит пошлость в бедной, простой, скромной жизни, хотя говорит, что была бы рада покинуть окружающий ее «базар» в своей жизни. собственный дом. Карандышев для Ларисы не спасение. Она презирает этого незначительного и чванливого мужчину. Героиня оказывается перед дилеммой: умереть, потому что так дальше жить невозможно, или продолжать страдать, стать дорогой «вещью» для богатого «хозяина». И больше склоняюсь ко второму пути. Она говорит Карандышеву с презрением: «Как ты мне противен, если бы ты знал! Зачем ты здесь?.. Для меня тяжелейшее оскорбление твое покровительство… Я теперь убедился, что испытал себя… Я вещь!.. У каждой вещи должен быть хозяин, я пойду на хозяин… Даже если быть вещью, так одно утешение — быть родным, очень родным. Сделай мне последнюю услугу: поди пошли ко мне Кнурова…»
    Для Катерины деньги по-прежнему не имеют значения, она готова следовать за Борисом пешком, лишь бы он согласился взять ее с собой. Лариса отравлена ​​блеском золота, она не хочет прозябать со своим несчастным и бедным мужем.
    Но в то же время Лариса «благодарна» Карандышеву за то, что он спас ее от дальнейшей опалы, выстрелом «упав» в пучину порока.
    Обе пьесы Островского до сих пор составляют «золотой фонд» репертуара русского театра, потому что раскрывают прекрасные женские характеры, оправдывают поступки героинь.

    Женские образы в пьесах Н. Островского — это собирательный портрет русских женщин, их судеб в контексте времени и положения в обществе. В статье мы проанализируем, что роднит Ларису Огудалову и Катерину Кабанову — героинь пьес Н. Островского «Приданое» и «Гроза». Обе героини несчастны, их судьбы заканчиваются трагически, а чистые души остаются непонятыми и невостребованными.

    Любовь в судьбах героинь

    Случайное чувство выпало на долю Екатерины, оно осветило ее темную, безрадостную жизнь, в которой не было ничего стоящего, кроме веры в Бога. Избранник Катерины, как и Паратов из «Бесприданницы», — не способен стать частью будущего того, кто преданно его любит. Оба мужчины не стоят героинь: Паратов — лжец и негодяй, а Борис бездействует, когда решается судьба его любимой женщины.

    Несчастная любовь — вот что объединяет два образа из разных пьес автора. Лариса Огудалова и Екатерина Кабанова не встретили на своем пути достойного человека, который мог бы стать равным им по своим нравственным и духовным качествам.

    Семья и окружающая среда

    Лариса находится под притеснением своих родственников, которые пытаются «продать» ее как можно выгоднее. Героиня не получает ни заботы, ни понимания от собственной матери, ее взгляды на жизнь и замужество являются причиной того, что Лариса стыдится ее.

    Катерина совсем одна, даже собственный муж — пустой мягкотелый человек не проявляет к ней заботы и участия, пока не случается трагедия. Приданое так же одинока среди своего окружения, как и жертва тирании — Катерина. Сравнение Ларисы и Катерины в этом аспекте приводит к выводу, что автор делает особый акцент на бесправии женщины, на зависимости судьбы женщины от ее социального положения.

    Отношение к жизни

    Лариса Огудалова в некотором смысле более свободна и независима, в отличие от Катерины. Но ограничения, вызванные обществом и временем, давили на нее не меньше. Героини живут в разные временные периоды, но тяга к свободному выбору, к поиску себя, к верности своему внутреннему миру сильна у обеих девушек.

    И Екатерину, и Ларису объединяет безвыходность положения: любовь оказалась не спасением, а проклятием. Будущее зашло в тупик, и чувственная натура пришла к пониманию бессмысленности дальнейшего существования. В обоих случаях смерть является спасением и, видимо, единственно возможным достойным выходом из ситуации в рамках мировоззрения героинь.

    Материал статьи будет полезен при подготовке к сочинению «Сравнительная характеристика Ларисы Огудаловой и Катерины Кабановой».

    Художественный тест

    Между «Грозой» и «Приданым» двадцать лет. За это время изменилась страна, изменился писатель. Все эти изменения можно проследить на примере спектакля «Гроза» и драмы «Приданое».

    Торговцы в «Приданом» уже не невежественные и деспотичные представители «темного царства», а претендующие на образованность, читающие иностранные газеты, одетые по-европейски.

    Главные герои двух пьес А.Н. Островские существенно различаются по своему социальному статусу, но очень похожи своими трагическими судьбами. Катерина в «Грозах» — жена богатого, но безвольного купца, полностью находящегося под влиянием деспотической матери. Лариса в «Приданом» — красивая незамужняя девушка, рано потерявшая отца и воспитанная матерью, женщиной бедной, очень энергичной, которая, в отличие от свекрови Катерины, не склонна к тирании. Вепрь заботится о счастье своего сына Тихона, как она его понимает. Не менее ревностна и Харита Игнатьевна Огудалова о счастье дочери Ларисы, опять же, в ее собственном понимании. В результате Катерина бросается в Волгу и погибает от руки несчастного жениха Лариса. В обоих случаях героиням суждено умереть, хотя близкие и друзья, кажется, желают им только добра.

    Главных героинь, Катерину и Ларису, часто сравнивают друг с другом. Оба они стремились к свободе, оба получили ее не в этом мире, оба были чистыми и светлыми натурами, любили недостойных, всей своей сущностью выказывали протест против «темного царства» (на мой взгляд, «Бесприданное» общество тоже подходит это определение).

    Катерина Кабанова живет в маленьком городке на Волге, где жизнь по-прежнему во многом патриархальна. А действие «Гроза» происходит до реформы 1861 года, оказавшей огромное влияние на жизнь русской провинции. Лариса Огудалова – жительница крупного города, тоже расположенного на Волге, но патриархальность семейных отношений давно утрачена. Волга объединяет героинь, для обеих река символизирует свободу и смерть: и Катерину, и Ларису смерть настигает на реке. Но вот отличия: город Бряхимов не отделен от остального мира, как Калинов, не исключен из исторического времени, он открыт, в него приходят и уходят люди (в Грозе река Волга воспринимается , прежде всего, как граница, а в «приданом» становится средством связи с миром).

    Действие «Приданого» происходит в конце 1870-х годов, в конце второго десятилетия после освобождения крестьян. Капитализм процветает. Бывшие коммерсанты превращаются в предпринимателей-миллионеров. Семья Огудаловых небогата, но благодаря настойчивости Хариты Игнатьевны она заводит знакомства с влиятельными и состоятельными людьми. Мать внушает Ларисе, что, хотя у нее нет приданого, она должна выйти замуж за богатого жениха. И Лариса в этом не сомневается, надеясь, что и любовь, и богатство соединятся в лице ее будущего избранника. За Катериной выбор давно сделан, выдавая за нелюбимого, безвольного, но богатого Тихона. Лариса привыкла к веселой жизни волжского «света» — вечеринкам, музыке, танцам. У самой есть способности — Лариса хорошо поет. Представить Катерину в таком окружении просто невозможно. Оно гораздо теснее связано с природой, с народными верованиями, истинно религиозно. Лариса тоже вспоминает о Боге в трудную минуту и, согласившись выйти замуж за мелкого чиновника Карандышева, мечтает уехать с ним в деревню, подальше от городских соблазнов и прежних богатых знакомых. Однако в целом она человек другой эпохи и среды, чем Катерина. Лариса обладает более тонким психологическим складом, более тонко чувствует прекрасное, чем героиня «Гроза». Но это же делает ее еще более беззащитной перед любыми неблагоприятными внешними обстоятельствами.

    Купцы Грозы только обуржуазиваются, это проявляется в том, что их традиционные патриархальные отношения изживают себя, устанавливается обман и лицемерие (Кабаниха, Варвара), которые так противны Катерине.

    Лариса тоже жертва обмана и лицемерия, но у нее есть и другие, немыслимые для Катерины жизненные ценности, источник которых, прежде всего, кроется в образовании. Лариса получила европеизированное воспитание и образование. Она ищет возвышенно-красивую любовь, элегантно-красивую жизнь. Для этого, в конечном счете, ей нужно богатство. И нет в ней силы характера, цельности натуры. Казалось бы, образованная и культурная Лариса должна была выразить хоть какой-то протест, в отличие от Катерины. Но она слаба во всех отношениях. Слабой не только для того, чтобы покончить с собой, когда все рухнуло и все стало противно, но даже для того, чтобы хоть как-то сопротивляться бурлящим вокруг нее нормам жизни, глубоко ей чуждым. В душе и теле сама Лариса оказывается выражением обмана окружающей жизни, пустоты, душевного холода, скрывающегося за эффектным внешним блеском.

    Суть конфликта в драмах тоже иная. В «Грозах» происходит столкновение между мелкими тиранами и их жертвами. В пьесе очень сильны мотивы несвободы, духоты, подавленности, замкнутого пространства. Катерина, привыкшая жить «как птица на воле», мечтающая летать, не может подчиниться законам мира, в котором оказалась после замужества. Ее положение поистине трагично: свободное проявление чувства любви к Борису вступает в противоречие с ее истинной религиозностью, ее внутренней неспособностью жить во грехе. Кульминацией пьесы является публичная исповедь Катерины, которая происходит под гром надвигающейся грозы.

    Событие, которое, как удар грома, сотрясает весь город, — смерть Катерины. Традиционно она воспринимается зрителями драмы как протест против жестоких законов жизни, как победа героини над силой, которая ее сокрушает.

    В «Приданом» на первый взгляд все наоборот. Лариса не настроена резко против окружающих ее героев, ею восхищаются, ее боготворят. Ни о каком подавлении и деспотизме не может быть и речи. Но в пьесе чрезвычайно силен другой мотив, которого не было в «Грозах», мотив денег. Именно он формирует конфликт драмы. Лариса — приданое, и это определяет ее положение в пьесе. Все окружающие ее персонажи Кнуров, Вожеватов, Паратов, Карандышев говорят только о деньгах, прибыли, наживе, купле-продаже. В этом мире чувство человека также становится предметом торговли. Это столкновение денежных, материальных интересов с чувствами героини приводит к трагическому финалу.

    Да и отношение к смерти у героинь очень разное, сила воли у Ларисы гораздо слабее, чем у Катерины. Катерина видит в смерти возможность слиться с миром природы и избавиться от страданий, когда дом мужа стал для нее могилой: «Куда теперь? Иди домой? Нет, мне все равно, что домой, что в могилу. Да, что домой, что в могилу!.. что в могилу! В могиле лучше… Под деревом есть могилка… как хороша!.. Солнышко ее греет, дождем мочит… Весной на ней трава вырастет, такая мягкая… птицы прилетят к дереву, запоют, детей выведут, цветы зацветут: желтые, красные, синие… всякие (думает) всякие…»

    Лариса, после того как надежды на замужество с Паратовым окончательно рухнули, а Кнуров откровенно предложил ей стать богатой содержанкой, подумывает броситься в Волгу, как Катерина. Однако у нее не хватает для этого решимости: «Лариса. Я только что смотрел вниз сквозь решетку, у меня кружилась голова, и я чуть не упал. А если упадешь, так, говорят… верная смерть. (Подумав.) Хорошо бы поторопиться! Нет, к чему спешить!.. Встань у решетки и посмотри вниз, у тебя закружится голова и ты упадешь… Да, так лучше… беспамятство, никакой боли… ты ничего не почувствуешь! (Подходит к решетке и смотрит вниз. Нагибается, крепко хватается за решетку и в ужасе убегает.) О, о! Как страшно! (Чуть не падает, хватается за беседку.) Что за головокружение! Я падаю, падаю, о! (Садится за стол у павильона.) О нет… (Сквозь слезы.) Расстаться с жизнью совсем не так легко, как я думал. Вот и нет сил! Вот я какой несчастный! Но есть люди, которым легко…».

    Здесь ремарки автора передают растерянность главной героини «Приданого», ее тягу к самоубийству и невозможность его совершить. Лариса то приближается к обрыву, то отходит от него. Она продолжает надеяться, что какая-то сила поможет ей умереть, действуя против ее воли. Лариса мечтает уйти из жизни чистой, безгрешной, в том числе без греха самоубийства. И ей явно не хватает решимости покончить с собой. Другое дело Кэтрин. Она осознает, что грешна, потому что изменила мужу, пусть даже нелюбимому, пусть даже ради настоящей, искренней любви. Ее самоубийство есть и искупление греха (хотя посредством, с точки зрения христианства, другого греха, но для Катерины это обстоятельство уже не имеет значения), и воссоединение с природным миром — птицами, деревьями, и освобождение от земного могила — дом ненавистных Кабанов. Катерина перед смертью совсем не прощает убившей ее свекрови. Лариса, в полном соответствии с христианскими идеалами, заявляет, что любит всех тех — Паратова, Кнурова, Вожеватова, Карандышева — кто вольно или невольно способствовал ее гибели. Вера Катерины более страстная и менее каноническая, в чем-то близкая к языческому обожествлению природных стихий. Вера Ларисы более спокойная, несколько книжная, хотя и не менее искренняя. Героиня «Гроза» более волевая личность. Она способна на такой решительный поступок, как самоубийство. У героини «Приданого» отсутствует воля к самоубийству. На помощь ей ​​приходит случай в лице Карандышева, который своим выстрелом оборвал Ларисе жизнь.

    Свобода и любовь — вот главное, что было в характере Катерины. Она верила в Бога свободно, не по принуждению. По своей воле она согрешила и наказала себя. Более того, самоубийство для верующего человека – еще более страшный грех, но Катерина пошла на это. Порыв к свободе, к воле оказался в ней сильнее страха перед загробными муками, но, скорее всего, сказалась ее надежда на милость Божию, ибо Бог Катерины, несомненно, есть воплощение доброты и всепрощения.

    В своих произведениях великий драматург Александр Николаевич Островский часто говорит о непростой, порой трагической судьбе женщины. Примером могут служить героини двух, пожалуй, самых популярных пьес А.Н. Островского — Лариса Огудалова из «Приданого» и Катерина Кабанова из спектакля «Гроза». Главных героинь, Катерину и Ларису, часто сравнивают друг с другом. Основанием для их сравнения является стремление обоих к свободе, оба были чистыми и светлыми натурами, любили недостойное, их объединяет равнодушие и жестокость окружающих и, главное, смерть в финале.
    В спектакле «Приданое» юная, красивая, талантливая девушка становится игрушкой в ​​чужих руках. Жестокость, эгоизм, бессердечие и равнодушие окружающих сводят юную Катерину Кабанову из Грозы в могилу. Эти две пьесы были написаны в разное время, поэтому героини Островского так сильно отличаются. Трепетные, романтичные и такие разные образы этих девушек.
    Катерина – романтичная, мечтательная, богобоязненная женщина. Ее душу поначалу грызли противоречивые чувства, порыв к свободе и христианское смирение перед судьбой. Катерина — купеческая дочь, выданная без любви за богатого, но безвольного купца, полностью находящегося под влиянием деспотической матери. Девушке приходится слушаться свекрови, нелюбимого мужа и терпеть все нападки и унижения. Ее душа стремится к счастью, вырывается на свободу. Потому что она выросла в другой среде:
    «Жил, ни о чем не тужил, как птица на воле».
    Стремящаяся к свободе птица никогда не сможет смириться со своим пленом. Она будет бороться за свою свободу до конца, даже ценой своей жизни. Катерина внутренне не могла примириться со своей несчастной судьбой; с каждым днем ​​она чувствовала себя все более и более несчастной.
    У Ларисы нет главного, что есть у Катерины — цельности характера, способности к решительным действиям. В Ларисе нет простой, природной цельности Катерины, наоборот, чувствуется в ней ранняя усталость от жизни, какая-то опустошенность, разочарование. Казалось бы, образованная и культурная Лариса должна была выразить хоть какой-то протест. Но нет, она слабая натура во всех отношениях, слабая даже для того, чтобы не быть игрушкой в ​​чужих, грязных руках. Эта красивая, всесторонне одаренная девушка становится приманкой для состоятельных женихов. Ведь мать внушает Ларисе, что хоть у нее и нет приданого, но она должна «удачно» выйти замуж. А желающих развлечь себя забавной и красивой «игрушкой» предостаточно. Это и блестящий щеголь Паратов, и Кнуров, играющий со своими соперниками девчонкой в ​​жребий. Даже влюбленный в Ларису Карандышев воспринимает девушку не как человека, а как вещь:
    «Они не смотрят на тебя как на женщину, как на человека… они смотрят на тебя как на вещь.»
    Лариса привыкла к веселой жизни — вечеринкам, музыке, танцам. Представить Катерину в таком окружении просто невозможно, она гораздо теснее связана с природой, с народными верованиями, она истинно религиозна. Лариса тоже вспоминает Бога в трудную минуту и, согласившись выйти замуж за Карандышева, мечтает уехать с ним в деревню.
    Конфликт в спектакле «Приданое» строится иначе, чем в «Гроза». О бедности Катерины как основе ее трагедии не могло быть и речи. Судьба Ларисы с самого начала предопределена ее бедностью: она как клеймо, которое невозможно скрыть, как судьба, неукротимо преследующая человека. В «Грозах» происходит столкновение между мелкими тиранами и их жертвами. В «Приданом» другим мотивом является мотив денег. Именно он формирует основной конфликт драмы. Лариса — приданое, и это определяет ее положение в пьесе. Девушка ищет возвышенно-красивую любовь и такую ​​же жизнь. Для этого ей нужно богатство. Конечно, Карандышев ей не ровня по всем параметрам. Но ее кумир, воплощение ее идеалов, гениальный мастер Паратов, в итоге оказался совсем не тем, что ей было нужно.
    После разочарований в Паратове и Кнурове Лариса подумывает броситься в Волгу, но решимости у девушки не хватает:
    «А если упадешь, так, говорят… верная смерть. Хорошо бы попрыгать! Нет, зачем спешить! … Какое головокружение! Я падаю, падаю, о! О нет… Отказаться от жизни не так просто, как я думал. Вот и нет сил! Вот я какой несчастный! Но есть люди, которым легко…»
    Лариса мечтает уйти из жизни чистой, безгрешной, в том числе без греха самоубийства. И решимости покончить с собой ей явно не хватает.
    Другое дело Кэтрин. Она осознает, что грешна тем, что изменила мужу, пусть даже ради настоящей, искренней любви. Катерина Кабанова всегда знала, что, если станет совсем невмоготу, она сможет «уйти» из ненавистного ей «темного царства»:
    «Ой, Варя, ты не знаешь моего характера! Конечно, не дай Бог, чтобы это случилось! И если мне здесь станет слишком холодно, они не удержат меня никакой силой. Я выпрыгну из окна. Я еду на Волгу. Я не хочу здесь жить, поэтому не буду, даже если ты меня порежешь!»
    Ее самоубийство — искупление греха. Катерина прекрасно понимает, что самоубийство — еще больший грех, но это ее не останавливает: именно в этом проявляется сила ее характера.
    Как мог автор оставить такого персонажа в доме Кабановой? Нет. Думаю, что решение автора покончить с жизнью Катерины таким образом вполне оправдано. Своим самоубийством девушка бросила вызов всему произволу, она больше не будет жертвой бездушной свекрови, она больше не будет томиться взаперти. Она свободна! Конечно, такое освобождение грустно и горько, но другого выхода просто не было. У героини «Приданого» отсутствует воля к самоубийству. На помощь ей ​​приходит случай в лице Карандышева, который своим выстрелом оборвал Ларисе жизнь и, тем самым, освободил ее от страданий. Девушка благодарит убийцу за то, что он спас ее от жизни в мире, где она «ни от кого не видела сочувствия, не слышала теплого, сердечного слова. Но так жить холодно».
    Между этими героинями А.Н. У Островского — у Ларисы Огудаловой из «Приданого» и Катерины Кабановой из спектакля «Гроза» много общего: это и жажда полета, и стремление к воле, свободе; их протест против «темного царства». Но главное их отличие в выражении этого протеста. Катерина гораздо более сильная натура, чем Лариса. И трагедия Катерины гораздо глубже трагедии Ларисы.

    Очерк литературы.

    Отношение Катерины к любви в спектакле «Гроза». Гроза любви Катерины к Борису. Катерина как воплощение чистой, сильной и светлой народной души

    Была ли преступлением любовь Катерины Кабановой из пьесы А. Н. Островского «Гроза»? Заслужила ли бедная женщина такое ужасное наказание?

    Несчастья Катерины начинаются после того, как, выйдя замуж за Тихона Кабанова, она переезжает в его дом. Там молодая женщина осознает, что попала в чуждую ей среду, в царство невежества, косности и произвола. Катерина всеми силами пытается противостоять ему, что выражается в конфликте с самой яркой представительницей этого мира — Марфой Игнатьевной Кабановой.

    Неприязнь, сразу возникшая между свекровью и невесткой, во многом основана на различии их характеров.

    Внутренний мир Катерины в основном формировался в соответствии с образом жизни, который она вела до замужества. Она росла доброй, отзывчивой, очень религиозной (находила утешение и силу в вере) и мечтательной. Воображение уносило ее от бесцветного мира, в котором она теперь жила. Одна из главных черт, отличающих Катерину от других, заключается в том, что ей важна суть всего происходящего, а не форма; оно не может жить среди мертвых формул, потерявших смысл.

    А для Марфы Игнатьевны соблюдать правила, строго следовать древним устоям — смысл и цель жизни. Она с усердием ищет отступников. Но соблюдение правил «Домостроя» служит только объяснением его деспотизма, душившего все проявления жизни и воли.

    Сначала Катерина пытается примириться с атмосферой, в которую она попала, погасить свой протест против «увядания» под гнетом Марфы Игнатьевны. Но постоянное давление, ущемление прав и одиночество сделали свое дело: Катерина выступила против. Ее протест нашел выражение в любви к племяннику Дикого Борису Григорьевичу, так как любовь — единственное, в чем могла проявить себя женщина того времени.

    А теперь, поняв, в каком положении оказалась Катерина, как можно винить ее за непроизвольный порыв, внезапное чувство? Ведь девушка очень рано вышла замуж. «В девчонки не надо было ходить, так сердце еще не вышло!» — рассказывает ей Барбара. А кому дали? Для того, кто и шага не может сделать без «материнского» слова, не говоря уже о том, чтобы постоять за жену! Так Катерина оказалась один на один с Марфой Игнатьевной.

    Поэтому Катерина подсознательно ищет того, кто мог бы стать ей опорой, оказать ей поддержку, понять ее. Она выбирает Бориса, потому что, на первый взгляд, он сильно отличается от тех людей, которые окружают героиню. Но постепенно становится ясно, что Борис Григорьевич всего лишь «образованный Тихон». У него нет той решимости, которая есть у Катерины. Он, видя всю нелепость мира Диких и Кабановых, не может и не хочет сделать ничего, чтобы избавиться от его влияния и, вопреки ему, быть счастливым с любимой. Подобно Тихону, Борис только жалуется на свою судьбу и причитает: «О, если бы силы были!» Для него Катерина слишком сложная, глубокая натура. Он подсознательно это понимает и через некоторое время ему хочется отдалиться от нее, убежать.

    Героиня, мечтая найти у Бориса утешение, надежду и новые силы, погружается в чувство, словно в водоворот, не думая о последствиях и не страшась никакого суда: ни божьего, ни человеческого.

    Но через некоторое время неизбежно приходит озарение. Катерина понимает, что совершила тяжкий грех, изменив мужу. И все отговорки, все надежды на будущее отступают и рушатся перед страшным словом «измена».

    Чтобы продолжить отношения с Борисом после приезда мужа, надо было прятаться, хитрить; Она не хотела и не могла. Она не хотела жить, как Варвара: «Делай, что хочешь, лишь бы это было зашито и прикрыто». Катерина уже начинает чувствовать, как ее затягивает эта двойная жизнь. Ведь она грешила, но внешне оставалась честной женщиной.

    Мне кажется, что если для многих людей самое страшное наказание — человеческий суд, то для Катерины самое страшное наказание — угрызения совести. Конечно, совершив «преступление», она знала, что настроит против себя всех жителей города Калинова. Но героиня рассуждала: «Если я не боюсь греха, то буду ли я бояться человеческого суда?» Сразу вспоминается фраза Грибоедова: «А судьи кто?» Ведь в городе Калинове любой, кто отступает от древних традиций и распорядка, уже преступник. И так ли праведны сами «судьи»? Нет, просто у них все «скрыто и прикрыто», все «под личиной благочестия»!

    Поэтому настоящим возмездием для Катерины стал не человеческий суд, а раскаяние. И первое, что пришло ей на ум, была кара божья. Ведь с детства героиня считала, что Бог все видит, что ни один грех не может от него скрыться, и ничто не может быть оправдано на Страшном Суде. «Вдруг я предстану перед Богом такой, какая я есть, со всеми своими грехами — вот что страшно!»

    Такое положение невыносимо для Катерины: дни и ночи она думала, страдала и решила, что нужно покаяться, объявить о содеянном. И это будет не признание вины, не отказ от права на свободу, а, наоборот, единственная форма защиты внутренней свободы — свободы ее совести.

    Буря, пророчество сумасшедшей дамы, картина «Страшный суд», которую она видит на стенах галереи – все это доводит ее до исступления, и в таком состоянии героиня исповедуется в своем «грехе» перед мужа на глазах у всех. Катерина не раскаивается в содеянном в отсутствие мужа, а только открывается, чтобы искупить свою вину признанием.

    Мне кажется, что любовь к Борису – это не тяжкое преступление, а единственно возможная форма протеста бедной женщины, оставшейся одинокой в ​​«царстве тиранов». Я думаю, что наказание, принятое Катериной, слишком жестоко. Мне искренне жаль героиню, которая волею судьбы оказалась перед выбором: любовь, а значит жизнь, или «увядание» под гнетом Кабановой, но без противостояния совести.

    Почему Катерина решила полюбить Бориса? Литр. Островского «Гроза» СРОЧНО!!! и получил лучший ответ

    Ответ от Madam_freud[guru]
    Борис не выставлял напоказ свои мужские качества. Возможно, причина была в том, что ей не хватало чего-то чистого в душной атмосфере дома Кабаниха. И любовь к Борису была эта чистая, не давала Катерине совсем зачахнуть, как-то поддерживала ее. Она пошла на свидание с Борисом, потому что чувствовала себя человеком с гордостью, элементарными правами. Это был бунт против покорности судьбе, против беззакония. Катерина знала, что совершает грех, но знала и то, что дальше жить все равно нельзя. Она пожертвовала чистотой своей совести во имя свободы и Бориса.

    Ответ от Людмила Шарухия [гуру]
    Катерина давно пытается приспособиться к образу жизни в семье Кабановых. Но тогда это не длится. Ее любовь к Борису – это своеобразный протест против угнетения, унижений и рабства. Каким Катерина видит Бориса? Конечно, он кажется ей совсем не таким, как Тихон и большинство окружающих ее людей. Каждый человек, влюбляясь, склонен идеализировать объект своей любви, и, конечно же, Катерина не исключение. Она идеализирует любимого, он кажется ей сильнее, благороднее и возвышеннее, чем есть на самом деле.
    Однако молодой человек выгодно отличается от основной массы героев Островского. Он выглядит умнее и образованнее. Он культурен и образован. Но в то же время Борис слаб, а потому малоактивен и плывет по течению. Он принес несчастье даже любимой женщине. Катерина отдала ему все, что могла, пожертвовала честью, даже жизнью. Борису не хватило мужества помочь бедной женщине, стоящей на краю пропасти.
    Борис с самого начала знал, что любить замужнюю женщину — преступление. Он давно приметил Катерину, но не решался с ней познакомиться. Когда Борис ведет с Кудряшем разговор о любви, тот рассказывает ему о местных обычаях: «Мы свободны в этом. Девочки ходят как хотят, папе с мамой пофиг. Взаперти только женщины». И тут Борис признается, что влюблен в замужнюю женщину. Курчавый уговаривает его отказаться от этой идеи, ведь такую ​​любовь надо запретить. — Ведь это значит, — говорит Кудряш, — вы хотите ее совсем погубить, Борис Григорьевич!
    Какова реакция Бориса на эти слова? Он всячески уверяет, что ни в коем случае не хочет губить любимую женщину: «Боже, храни! Спаси меня, Господи! Нет, Кудри, как ты можешь! Я хочу убить ее! Я просто хочу увидеть ее где-нибудь, мне больше ничего не нужно».
    Катерина открыта миру, как ребенок. Она отдает все, ничего не получая взамен. Беда Катерины в том, что Борис оказался недостоин ее любви. При кажущихся положительных качествах он на самом деле мелкий эгоист, думающий только о себе. Любовь Катерины к нему всего лишь развлечение, хотя он и пытается доказать ей, что действует только поддаваясь силе страсти. Когда Борис узнает, что муж Катерины уехал на две недели, он радуется: «Ой, так погуляем! Времени достаточно». Эти простые фразы как нельзя лучше говорят о его отношении к Катерине и их связи.
    Борис подчиняется воле дяди, который отправляет его в Сибирь. Сцена прощания Катерины с возлюбленным показывает, как тяжело приходится женщине и как одновременно сдержанно ведет себя Борис. Он говорит: «Что тут говорить обо мне! Я вольная птица».
    Чудовищными кажутся слова Бориса: «Ну, с богом! Только об одном мы должны просить у Бога, чтобы она поскорее умерла, чтобы долго не мучилась! До свидания! «. И эти слова мужчина говорит о любимой женщине! Он даже не пытается облегчить ее участь, хотя бы утешить. Борис просто хочет ее смерти. И такова расплата Катерины за счастье, длившееся всего десять дней!

    Борис не выставлял напоказ свои мужские качества. Возможно, причина была в том, что ей не хватало чего-то чистого в душной атмосфере дома Кабаниха. И любовь к Борису была эта чистая, не давала Катерине совсем зачахнуть, как-то поддерживала ее. Она пошла на свидание с Борисом, потому что чувствовала себя человеком с гордостью, элементарными правами. Это был бунт против покорности судьбе, против беззакония. Катерина знала, что совершает грех, но знала и то, что дальше жить все равно нельзя. Она пожертвовала чистотой своей совести во имя свободы и Бориса.

    Катерина давно пытается приспособиться к образу жизни в семье Кабановых. Но тогда это не длится. Ее любовь к Борису – это своеобразный протест против угнетения, унижений и рабства. Каким Катерина видит Бориса? Конечно, он кажется ей совсем не таким, как Тихон и большинство окружающих ее людей. Каждый человек, влюбляясь, склонен идеализировать объект своей любви, и, конечно же, Катерина не исключение. Она идеализирует любимого, он кажется ей сильнее, благороднее и возвышеннее, чем есть на самом деле.
    Однако молодой человек выгодно отличается от основной массы героев Островского. Он выглядит умнее и образованнее. Он культурен и образован. Но в то же время Борис слаб, а потому малоактивен и плывет по течению. Он принес несчастье даже любимой женщине. Катерина отдала ему все, что могла, пожертвовала честью, даже жизнью. Борису не хватило мужества помочь бедной женщине, стоящей на краю пропасти.
    Борис с самого начала знал, что любить замужнюю женщину — преступление. Он давно приметил Катерину, но не решался с ней познакомиться. Когда Борис ведет с Кудряшем разговор о любви, тот рассказывает ему о местных обычаях: «Мы свободны в этом. Девочки ходят как хотят, папе с мамой пофиг. Взаперти только женщины». И тут Борис признается, что влюблен в замужнюю женщину. Курчавый уговаривает его отказаться от этой идеи, ведь такую ​​любовь надо запретить. — Ведь это значит, — говорит Кудряш, — вы хотите ее совсем погубить, Борис Григорьевич!
    Какова реакция Бориса на эти слова? Он всячески уверяет, что ни в коем случае не хочет губить любимую женщину: «Боже, храни! Спаси меня, Господи! Нет, Кудри, как ты можешь! Я хочу убить ее! Я просто хочу увидеть ее где-нибудь, мне больше ничего не нужно».
    Катерина открыта миру, как ребенок. Она отдает все, ничего не получая взамен. Беда Катерины в том, что Борис оказался недостоин ее любви. При кажущихся положительных качествах он на самом деле маленький эгоистичный человек, который думает только о себе. Любовь Катерины к нему всего лишь развлечение, хотя он и пытается доказать ей, что действует только поддаваясь силе страсти. Когда Борис узнает, что муж Катерины уехал на две недели, он радуется: «Ой, так погуляем! Времени достаточно». Эти простые фразы как нельзя лучше говорят о его отношении к Катерине и их связи.
    Борис подчиняется воле дяди, который отправляет его в Сибирь. Сцена прощания Катерины с возлюбленным показывает, как тяжело приходится женщине и как одновременно сдержанно ведет себя Борис. Он говорит: «Что тут говорить обо мне! Я вольная птица».
    Чудовищными кажутся слова Бориса: «Ну, с богом! Только об одном мы должны просить у Бога, чтобы она поскорее умерла, чтобы долго не мучилась! До свидания! «. И эти слова мужчина говорит о любимой женщине! Он даже не пытается облегчить ее участь, хотя бы утешить. Борис просто хочет ее смерти. И такова расплата Катерины за счастье, длившееся всего десять дней!

    Катерина и Борис в спектакле «Гроза» — персонажи, на уровне которых реализуется любовный конфликт произведения. Чувства молодых людей изначально были обречены, любовь Катерины и Бориса сложилась трагично: Катерина была замужем, изменяла мужу и сбежала с другим человеком ниже ее моральных принципов. Автор не рассказывает о первой встрече Катерины и Бориса, читатель узнает о ней со слов Бориса: «И тогда я сдуру решил влюбиться. Да кому? В женщину, с которой ты никогда не сможешь даже поговорить! Едет она с мужем, ну и свекровь с ними! Ну разве я не дурак? Загляни за угол и иди домой». Это была не любовь, а скорее влюблённость с первого взгляда. Для Кати чувства значили гораздо больше. В таком увлечении девочка увидела ту самую настоящую и искреннюю любовь, о которой мечтало её сердце Поэтому девушка, воспитание которой не позволяло мужу изменять, отчаянно пыталась успокоить свое сердце. Решение Кати выйти в сад Бориса было роковым. После десяти ночей тайных свиданий Катерина призналась мужу и свекрови. -закон, который она испытывала к Борису.Последнее свидание Катерины и Бориса произошло после разговора Кати с Тихоном и Кабанихой.

    Каждый из персонажей ищет встречи друг с другом, у каждого есть ощущение, что они должны что-то сказать друг другу. Но оба молчат. И говорить особо не о чем. Надо сказать, что перед встречей Катя находилась в каком-то пограничном состоянии. Обрывки мыслей и фраз, как будто Катя хочет признаться в чем-то важном. Идея страшного самосуда как бы витала в воздухе, еще не приняв четких форм, но после встречи с Борисом решение было окончательно принято. Что произошло во время их разговора?

    Катя все еще надеется, что сможет быть счастлива с этим человеком, она начинает оправдываться за свои поступки, извиняться, просить прощения. Ее вопрос о том, забыл ли он ее, дает понять читателям, что в чувствах Кати произошли некоторые изменения. На все замечания девушки Борис отвечает отстраненно, показывая, что ему ничего не нужно. Катя узнает, что Борис едет в Сибирь. И вот, последнее, на что решается девушка: «Ты возьмешь меня с собой?»

    Замечание лишний раз доказывает силу характера Кати, стойкость и веру в эту любовь. Девушка отчаянно надеется на положительный ответ. На самом деле этому вопросу были посвящены десятки других, более важных. «Ты меня любишь?», «Что для тебя значат наши чувства?», «Я ошибаюсь в тебе?» — и многие другие. Катя рассказывает о себе, а Борис в столь важный для девушки момент вспоминает о дяде: «Я только что попросил дядю на минутку, хотел хотя бы проститься с тем местом, где мы встретились».

    Заметьте, прощайтесь с местом, а не с Катей. В этот момент Катерина получает ответы на все свои незаданные вопросы, окончательно решив покончить жизнь самоубийством. Именно после этих слов наступает такое резкое и болезненное озарение, которого так боялась и в то же время ждала девушка.

    Несмотря на это, девушка думает о том, чтобы сказать что-то важное. Действительно важно. Но Борис торопит Катю, времени у него мало. Девушка умалчивает о том, что уже приняла решение расстаться с жизнью — это жертва не для Бориса, а для себя. Смерть не от несчастной любви (это сделало бы все вульгарным), а от неумения жить честно.
    В прощании Катерины с Борисом есть одна примечательная деталь: Борис начинает догадываться, что на уме у Кати, хочет подойти поближе, обнять девушку. Но Кэтрин отстраняется. Нет, это не оскорбление, не гордыня. Катя просит Бориса подать милостыню всем, кто попросит ее помолиться за ее грешную душу. Наконец девушка отпускает Бориса. И Борис уходит, не понимая масштаба и значения этого разговора для Кати.

    Образ Катерины в спектакле «Гроза» идеально контрастирует с мрачными реалиями России дореформенного периода. В эпицентре разворачивающейся драмы находится конфликт между героиней, стремящейся отстоять свои человеческие права, и миром, в котором всем правят сильные, богатые и влиятельные люди.

    Катерина как воплощение чистой, сильной и светлой народной души

    С первых же страниц произведения образ Катерины в спектакле «Гроза» не может не привлекать внимание и не вызывать симпатии. Честность, способность глубоко чувствовать, искренность натуры и склонность к поэзии – вот те черты, которые отличают саму Катерину от представительниц «темного царства». В главном герое Островский попытался запечатлеть всю красоту простой народной души. Свои эмоции и переживания девушка выражает незатейливо и не использует искаженных слов и выражений, распространенных в купеческой среде. В этом нетрудно убедиться, сама речь Катерины больше похожа на мелодичный распев, она изобилует уменьшительно-ласкательными словами и выражениями: «солнце», «трава», «дождь». Героиня проявляет невероятную откровенность, когда рассказывает о своей свободной жизни в отцовском доме, среди икон, спокойных молитв и цветов, где она жила «как птица на воле».

    Образ птицы – точное отражение душевного состояния героини

    Образ Катерины в спектакле «Гроза» прекрасно перекликается с образом птицы, в народной поэзии символизирующей свободу. Разговаривая с Варварой, она неоднократно ссылается на эту аналогию и утверждает, что является «вольной птицей, попавшей в железную клетку». В неволе ей грустно и больно.

    Жизнь Катерины в доме Кабановых. Любовь Катерины и Бориса

    В доме Кабановых мечтательная и романтичная Катерина чувствует себя совершенно чужой. Унизительные упреки свекрови, привыкшей держать в страхе всех домочадцев, атмосфера произвола, лжи и лицемерия угнетают девушку. Однако сама Катерина, по натуре сильный, цельный человек, знает, что есть предел ее терпению: «Я не хочу здесь жить, не буду, даже если вы меня порежете!» Слова Варвары о том, что без обмана в этом доме не выжить, вызывают у Катерины резкое неприятие. Героиня выступает против «темного царства», его приказы не сломили ее волю к жизни, к счастью, они не заставили ее уподобиться другим обитателям дома Кабановых и начать лицемерить и лгать на каждом шагу.

    По-новому раскрывается образ Катерины в спектакле «Гроза», когда девушка предпринимает попытку вырваться из «ненавистного» мира. Она не умеет и не хочет любить так, как это делают обитатели «темного царства», для нее важны свобода, открытость, «честное» счастье. Пока Борис убеждает ее, что их любовь останется тайной, Катерина хочет, чтобы об этом знали все, чтобы все видели. Тихона, ее мужа, однако ей кажется светлое чувство, пробудившееся в ее сердце И как раз в этот момент читатель сталкивается лицом к лицу с трагедией ее страданий и мучений. С этого момента у Катерины происходит конфликт не только с окружающим миром, но и с самой собой. Ей трудно сделать выбор между любовью и долгом, она старается запретить себе любить и быть счастливой. Однако борьба с собственными чувствами не под силу хрупкой Катерине.

    Образ жизни и законы, царящие в окружающем мире, давят на девушку. Она стремится покаяться в содеянном, очистить душу. Увидев в церкви картину на стене «Страшный суд», Катерина не выдерживает, падает на колени и начинает публично каяться в грехе. Однако и это не приносит девушке желаемого облегчения. Другие герои драмы» Гроза» Островского не в состоянии поддержать ее, даже любимый человек. Борис отказывается от просьб Катерины забрать ее отсюда. Этот человек не герой, он просто не в состоянии защитить ни себя, ни свою возлюбленную.

    Смерть Катерины — луч света, озаривший «темное царство»

    Зло атакует Катерину со всех сторон. Постоянные домогательства со стороны свекрови, метания между долгом и любовью – все это в итоге приводит девушку к трагическому финалу.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *