В чем поэт видит заслугу императрицы ломоносов: Как бы Вы сформулировали тему каждой оды М. В. Ломоносова?

Содержание

Оды М.В. Ломоносова (9 класс, Коровина, 1 часть, стр. 50-58)

Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 9 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).


Вопросы и задания

1. Как бы Вы сформулировали тему каждой оды М. В. Ломо­носова? Какие строки показались Вам особенно важными для жанра оды?

         Тема «Вечернего размышления о Божием величестве при случае, великого северного сияния» – вос­торженное преклонение перед могуществом Творца, создавшего пространство настоль­ко бескрайнее и насытить его настолько неисчерпаемыми загад­ками, что ум человека не в силах воспринимать и вмещать в себя такое разнообразие.

         Несомненна характерная для од торжественность в строчках: «Открылась бездна, звезд полна; // Звез­дам числа нет, бездне – дна».  Здесь Вселенная сравнивается с бездной, настолько она огромна и непостижима для человека, но это-то и будоражит ум и воображение автора, заставляет удивляться силе Творца.

         В «Оде на день восшествия на всероссийский престол Ея Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» затрагивается много тем: величие преобразований Петра I, утверждение национальной самодостаточности и само­бытности русского государства, восхищение огромными природными богатствами страны и надежда на великие способности русского народа.

 2. Какова главная мысль духовно-философской оды «Вечер­нее размышление о Божием Величестве при случае велико­го северного сияния» и «Оды на день восшествия на Все­российский престол Ее Величества государыни императри­цы Елисаветы Петровны 1747 года»? В чем поэт видит заслугу императрицы?

         Главная мысль «Вечернего размышления…» заключается в том, что разум человеку для того и дан, и для того сам человек является образом и подобием Бога, чтобы суметь постичь законы мироздания, научиться задавать «натуре» вопросы и находить на них ответы. Идея «Оды на день восшествия…» – прославление науки и ее возможностей.

         Елизавета Петровна – дочь Петра I – правила страной шесть лет, когда Ломоносов посвятил оду на день ее восшествия. Главной заслугой Елизаветы автор считает наступление «возлюбленной тишины», которая даёт спокойствие «рос­сам» и которой не нужен «крови ток» (Елизавета не вела войн).

         Заслугой Елизаветы Ломоносов считает возвращение политики Петра: «…Когда от радостной премены / Петровы возвышали стены / До звёзд плескание и клик!» Эту же мысль подчёркивает обширное прославление Петровых деяний и резюме: «…Великая Петрова дщерь / Щедроты отчи превышает, / Довольство муз усугубляет / И к счастью отверзает дверь».

         Покровительство наукам – это тоже Ломонос называет заслугой императрицы, хотя более верным было бы сказать: хорошо, что не мешала. Наукам покровительствовал ее фаворит И.И. Шувалов, который способствовал открытию Московского университета.

 3. Как Вы понимаете эти строки?

. ..может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

         Смысл строчек этих строчек в том, что Россия, будучи великой страной, способна быть первой и в науке, что нужно растить, воспитывать и учить русских людей, а не надеяться на западные умы. Нужно верить в свой народ!

4.  Каковы картины мира, рисуемые Ломоносовым в этих одах? Какую роль играют вопросы и восклицания?

         Картины мира, рисуемые в «Вечернем размышлении…», величественны и грандиозны по масштабу. В восклицательных предложениях в этой оде заключен восторг от сложности и непостижимости мироздания. Каждый вопрос – это вопрос, на который наука может и должна дать ответ в будущем.

         В «Оде на день восшествия…» изображены человеческие действия и устремления. Ломоносов описывает действия, которых следует ожидать от просвещённой императрицы, не только кровной, но и духовной дочери Петра Великого. Здесь восклицания направлены на передачу чувств, а вопросы более риторические, чем требующие какого-либо ответа.

 5. За что прославляет поэт Елизавету и на что надеется? Под­твердите ответы чтением фрагментов из текста оды «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния»

         Поэт фактически прославляет Елизавету за то, что она является дочерью великого отца («Великая Петрова дщерь / Щедроты отчи превышает, / Довольство муз усугубляет / И к счастью отверзает дверь»), за то, что она русская и при этом очень красивая («Но краше в свете не находит / Елисаветы и тебя»). Когда Елизавета воцарилась на русском престоле, то принесла с собою мир, ту долгожданную тишину, что именуется поэтом «отрадой», «воз­любленной» и «блаженством».

         М. В. Ломоносов надеется, что дочь Петра продолжит преобразования отца, и прежде всего, будет уделять внимание развитию наук и искусств.

         Ломоносов мечтает о процветании России, ведь в стране есть огромные природные богатства, для освоения которых необходимо развивать отечественную науку.

 

Развивайте дар слова

1. Объясните слова и подумайте, какие из них могут быть ис­пользованы в нашей разговорной речи сегодня: дерзнет, щедроты, утеха, отечество, благословенны, посрамляет, Парнас, бездна. Приведите примеры.

         Дерзнёт – попытается что-то сделать, несмотря на преграды и даже опасность.

         Щедроты – богатства, которыми одарил Творец мир. Это и природные богатства, и человеческие таланты.

         Ободренны – воодушевлены каким-либо явлением, собы­тием.

         Утеха – радость от новой возможности, какой-либо факт, уменьшающий вечную скорбь и тревогу падшего мира.

         Отечество – родная страна, её народ, её территория и куль­тура.

         Благословенны – получившие разрешение и одобрение от церкви, поддержка в каком-либо начинании.

         Посрамляет – показывает ограниченность и несовершенст­во, затмевает соперника собственными достоинствами.

         Парнас – в прямом значении – гора, на склонах которой жили музы. В переносном –высоты культурной жизни, мир, в котором царит чистое искусство.

         Бездна – безграничное пространство, отсутствие видимых границ, «без дна».

         В современной разговорной речи могут быть использованы не все слова, потому что большинство из них относятся к книжному стилю. В разговорной речи слова снижаются по своему пафосу. Можно сейчас услышать выражение «от щедрот душевных», которое обозначает «в подарок, бесплатно». Мы можем употребить слово бездна, но значение будет несколько другим «бездна новинок», то есть много, большой выбор. Слово «утеха» также будет снижено по своему значению, в разговорной речи оно будет обозначать развлечение: «Нашли себе утеху!»

 2. Вопрос, который не требует ответа, называется риторичес­ким. Подумайте, с какой целью используются риторичес­кие вопросы в одах М. В. Ломоносова.

         Риторические вопросы – это утверждения в форме вопроса, они не требуют ответа, то есть подразумевается, что ответ и так ясен.

В этом смысле вопросы «Вечернего размышления…» труд­но назвать риторическими: Ломоносов говорит о тех вопросах, ответы на которые ищет его пытливый ум; это не риторика ради риторики, а подлинное научное вопрошание, можно даже сказать, выдвижение гипотез:

         Несколько вопросительных предложений в «Оде на день восшествия…» вполне можно назвать риторическими: «Какая светлость окружает / В толикой горести Парнас?», «Твоей вели­кодушной воле / Что можем за сие воздать?»

4. Подготовьте «похвальное слово Елизавете», опираясь на текст оды Ломоносова.

         Нет ничего прекраснее на этом свете Елизаветы и мира, который она подарила русским людям на много лет. Она кротка душою, а взгляд ее так мягок, что обещает Рай. Вступив на трон, она приняла ответственность за свой народ, и не пожелала завоевывать земли за счет слез народа и его бедствий.

         Такие дары Елизаветы ободряют людей на свершения ради Отечества и государыни.  

Рекомендуем также ознакомиться:

  • Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 9 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).

Анализ стихотворения «Восшествие Елизаветы. Ода» Ломоносова. Вопросы и задания к одам М. В. Ломоносова В чем поэт видит заслугу императрицы

Петр Первый действительно немало сделал для России: он создал морской флот, при нем был основан и построен Петербург. Петр способствовал развитию всех наук, в связи с чем среди различных слоев населения стал появляться интерес к образованию. Ломоносов-один из величайших ученых России, именно поэтому он в своей оде столько внимания уделяет образованию. Сам язык оды удивителен. Поэт выражается витиевато, согласно литературным традициям своего времени. Современному читателю может быть трудно разобраться во всех сложностях языка оды. Но, безусловно, красота ломоносовского литературного стиля производит на читателя достойное впечатление.

Говоря о величии царицы, одновременно Ломоносов вспоминает заслуги Петра перед страной. Он выражает надежду, что Елизавета продолжит дела, способные поставить Россию выше всех других государств. Ломоносов говорит о красоте и величии России, о неисчерпаемых богатствах, которыми владеет эта страна. И поэтому считает, что великая страна достойна великого правителя, коим, безусловно, является Елизавета. В оде ясно слышится призыв к молодежи овладевать знаниями и науками.

В этих словах ясно слышится надежда Ломоносова на дальнейшее процветание своей страны. Ломоносов выражает надежду на то, что Елизавета станет достойной дочерью своего отца — великого Петра. Именно поэтому Ломоносов вспоминает заслуги Петра перед страной.

Но не стоит забывать, что поэт-классицист, которым является Ломоносов, в своем творчестве должен прославлять действительность, лишенную каких-либо пороков. Тем более хвалебная ода — это совершенно особый жанр. И ода Ломоносова построена таким образом, что он говорит о царице только хорошее. В своей оде Ломоносов воздает похвалы Елизавете за внимание к науке, которое она проявила: Молчите, пламенные звуки, И колебать престаньте свет: Здесь в мире расширять науки Изволила Елисавет.

Он в своей оде рисует ее как воплощение всех добродетелей. И у читателя может сложиться впечатление, будто Ломоносов не видел в ней каких-либо недостатков.

В оде Ломоносова царица Елизавета Петровна предстает возвышенным существом. Поэт возлагает на нее огромные надежды на мир и процветание России. В первую очередь Ломоносов говорит о мире, который является залогом процветания и счастья любой страны. Поэт выражает свою уверенность, что с ее вступлением на царский престол в России наступит благоденствие, способное сделать людей счастливыми. Ломоносов восхваляет щедрость Елизаветы, выражает свою надежду на ее милости и внимание к родной стране.

Ломоносов говорит о счастье всех людей. И царица Елизавета выступает залогом их спокойствия и счастья: Когда на трон она вступила, Как вышний подал ей венец, Тебя в Россию возвратила, Войне поставила конец. Ломоносов очень сильно идеализирует царицу Елизавету Петровну.

Какова главная мысль духовно-философской оды «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния» и «Оды на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»? В чем поэт видит заслугу императрицы?

Ответы:

Тему «Вечернего размышления о Божием величестве при случае, великого северного сияния» можно определить как восторженное преклонение перед могуществом Творца, сумевшего создать тысячи обитаемых миров, создать пространство настолько бескрайнее и насытить его настолько неисчерпаемыми загадками, что ум отказывается воспринимать и вмещать в себя такое разнообразие. Так, смысл строчек «Открылась бездна, звезд полна; // Звездам числа нет, бездне — дна» в том, что при проявлении небольшой наблюдательности можно обратить внимание на неисчерпаемость мира, свидетельства которой находятся совсем близко. Вселенная тогда предстаёт настолько безграничной и непонятной в своей сложности, что её можно сравнить только с бездной, наполненной бесчисленными звёздами. Сама мысль об этом будоражит ум и воображение, вызывает невольные размышления о необыкновенной сложности божеского творения. Тем не менее главная мысль произведения состоит в том, что разум для того и дан человеку, чтобы тот сумел постичь законы мира, научился задавать «натуре» вопросы, искать и находить на них ответы. Тему «Оды на день восшествия на всероссийский престол Ея Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» можно определить как возвеличение преобразований Петра I, утверждение национальной самодостаточности и самобытности русского государства, огромных природных богатств страны и великих способностей русского народа. Двадцатилетнее царствование Елизаветы Петровны началось в ноябре 1741 года. Ода написана к шестой годовщине царствования дочери Петра, за шесть лет уже проявились основные тенденции правления Елизаветы, и можно было подводить промежуточные итоги. Главной заслугой Елизаветы Ломоносов считает установление «возлюбленной тишины», которая даёт спокойствие «россам» и которой не нужен «крови ток» (Елизавета в первые 15 лет правления не вела войн). Вторая заслуга — возвращение к политике Петра (были восстановлены полномочия Сената, воссозданы коллегии, ликвидирован созданный Анной Иоанновной Кабинет министров): «…Когда от радостной премены / Петровы возвышали стены / До звёзд плескание и клик!» Эту же мысль подчёркивает обширное прославление Петровых деяний и резюме: «…Великая Петрова дщерь / Щедроты отчи превышает, / Довольство муз усугубляет / И к счастью отверзает дверь». Третья заслуга — покровительство наукам: «…Здесь в мире расширять науки / Изволила Елисавет». На самом деле Елизавета наукам уделяла немного внимания. Но её фаворитом был И. И. Шувалов, известный покровитель наук и искусств, друживший с Ломоносовым, переписывавшийся с Вольтером и Гельвецием, который способствовал открытию Московского университета и Академии художеств. Важнейшее достижение Ломоносова состоит в том, что он не только восхвалял Елизавету, но учил её тому, что она должна делать как императрица: если Всевышний поручил в «счастливое подданство» такое «земель пространство» и открыл сокровища, то надо знать, что. . .требует к тому Россия Искусством утверждённых рук. Сие злату очистит жилу; Почувствуют и камни силу Тобой восставленных наук. Право поэта учить царей проявилось в том же веке в творчестве Державина.

Вам путь известен всех планет; Скажите, что нас так мятет?

Что зыблет ясный ночью луч?

Что тонкий пламень в твердь разит? Как молния без грозных туч Стремится от земли в зенит?

Как может быть, чтоб мерзлый пар Среди зимы рождал пожар?

Там спорит жирна мгла с водой; Иль солнечны лучи блестят,

Склонясь сквозь воздух к нам густой;

И л ь тучных гор верьхи горят; Иль в море дуть престал зефир 1 ,

И гладки волны бьют в эфир.

Сомнений полон ваш ответ О том, что окрест ближних мест.

Скажите ж, коль пространен свет? И что малейших дале звезд? Несведом тварей вам конец? Скажите ж, коль велик Творец?

Ода на день восшествия на Всероссийский престол

Ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года

Царей и царств земных отрада, Возлюбленная тишина, Блаженство сел, градов ограда, Коль ты полезна и красна! Вокруг тебя цветы пестреют И класы на полях желтеют; Сокровищ полны корабли Дерзают в море за тобою; Ты сыплешь щедрою рукою Свое богатство по земли.

1 Зефир — в греческой мифологии бог западного ветра, легкого и теплого.

Великое светило миру, Блистая с вечной высоты На бисер, злато и порфиру, На все земные красоты,

Во все страны свой взор возводит, Но краше в свете не находит Елисаветы и тебя.

Ты кроме той всего превыше; Душа ее зефира тише, И зрак прекраснее Рая.

Когда на трон она вступила, Как Вышний подал ей венец, Тебя в Россию возвратила, Войне поставила конец; Тебя прияв облобызала:

Мне полно тех побед, сказала, Для коих крови льется ток.

Я россов счастьем услаждаюсь,

Я их спокойством не меняюсь, На целый запад и восток.

Божественным устам приличен, Монархиня, сей кроткий глас: О коль достойно возвеличен Сей день и тот блаженный час, Когда от радостной премены Петровы возвышали стены До звезд плескание и клик! Когда ты крест несла рукою И на престол взвела с собою

Доброт твоих прекрасный лик!

Чтоб слову с оными сравняться, Достаток силы нашей мал; Но мы не можем удержаться От пения твоих похвал.

Твои щедроты ободряют Наш дух и к бегу устремляют,

Как в понт1 пловца способный ветр

1 Понт — море.

Чрез яры волны порывает; Он брег с весельем оставляет;

Летит корма меж водных недр.

Молчите, пламенные звуки, И колебать престаньте свет;

Здесь в мире расширять науки Изволила Елисавет.

Вы, наглы вихри, не дерзайте Реветь, но кротко разглашайте Прекрасны наши времена.

В безмолвии внимай, вселенна: Се хощет лира восхищенна Гласить велики имена.

Ужасный чудными делами Зиждитель1 мира искони Своими положил судьбами Себя прославить в наши дни; Послал в Россию Человека, Каков неслыхан был от века.

Сквозь все препятства он вознес Главу, победами венчанну, Россию, грубостью попранну,

С собой возвысил до небес.

В полях кровавых Марс страшился, Свой меч в Петровых зря руках, И с трепетом Нептун чудился, Взирая на российский флаг.

В стенах внезапно укрепленна

И зданиями окруженна, Сомненная Нева рекла:

« И л и я ныне позабылась И с оного пути склонилась, Которым прежде я текла?»

Тогда божественны науки Чрез горы, реки и моря В Россию простирали руки, К сему монарху говоря:

1 Зиждитель — Бог, Творец.

«Мы с крайним тщанием готовы Подать в российском роде новы Чистейшего ума плоды». Монарх к себе их призывает, Уже Россия ожидает Полезны видеть их труды.

Но ах, жестокая судьбина! Бессмертия достойный муж, Блаженства нашего причина, К несносной скорби наших душ Завистливым отторжен роком,

Нас в плаче погрузил глубоком! Внушив рыданий наших слух, Верьхи Парнасски восстенали, И музы воплем провождали

В небесну дверь пресветлый дух.

В толикой праведной печали Сомненный их смущался путь; И токмо шествуя желали На гроб и на дела взглянуть. Но кроткая Екатерина, Отрада по Петре едина, Приемлет щедрой их рукой.

Ах, если б жизнь ее продлилась, Давно б Секвана постыдилась С своим искусством пред Невой!

Какая светлость окружает

В толикой горести Парнас? О коль согласно там бряцает

Приятных струн сладчайший глас! Все холмы покрывают лики;

В долинах раздаются клики: Великая Петрова дщерь Щедроты отчи превышает, Довольство муз усугубляет И к счастью отверзает дверь.

Великой похвалы достоин, Когда число своих побед

Сравнить сраженьям может воин

И в поле весь свой век живет; Но ратники, ему подвластны, Всегда хвалы его причастны,

И шум в полках со всех сторон Звучащу славу заглушает,

И грому труб ее мешает Плачевный побежденных стон.

Сия тебе единой слава, Монархиня, принадлежит, Пространная твоя держава О как тебе благодарит! Воззри на горы превысоки, Воззри в поля свои широки,

Где Волга, Днепр, где Обь течет; Богатство, в оных потаенно, Наукой будет откровенно, Что щедростью твоей цветет.

Толикое земель пространство Когда Всевышний поручил Тебе в счастливое подданство, Тогда сокровища открыл, Какими хвалится Индия; Но требует к тому Россия

Искусством утвержденных рук. Сие злату очистит жилу; Почувствуют и камни силу Тобой восставленных наук.

Хотя всегдашними снегами Покрыта северна страна, Где мерзлыми борей1 крылами Твои взвевает знамена;

Но Бог меж льдистыми горами Велик своими чудесами:

Там Лена чистой быстриной, Как Нил, народы напояет И бреги наконец теряет,

Сравнившись морю шириной.

1 Борей — в греческой мифологии бог холодного северного ветра.

Коль многи смертным неизвестны Творит натура чудеса, Где густостью животным тесны Стоят глубокие леса,

Где в роскоши прохладных теней На пастве скачущих еленей Ловящих крик не разгонял; Охотник где не метил луком; Секирным земледелец стуком Поющих птиц не устрашал.

Широкое открыто поле, Где музам путь свой простирать! Твоей великодушной воле Что можем за сие воздать?

Мы дар твой до небес прославим И знак щедрот твоих поставим, Где солнца всход и где Амур

В зеленых берегах крутится, Желая паки 1 возвратиться

В твою державу от Манжур.

Се мрачной вечности запону Надежда отверзает нам!

Где нет ни правил, ни закону, Премудрость тамо зиждет храм; Невежество пред ней бледнеет. Там влажный флота путь белеет, И море тщится уступить: Колумб российский через воды Спешит в неведомы народы Твои щедроты возвестить.

Там тьмою островов посеян, Реке подобен Океан; Небесной синевой одеян, Павлина посрамляет вран.

Там тучи разных птиц летают, Что пестротою превышают Одежду нежныя весны; Питаясь в рощах ароматных

1 Паки — снова.

И плавая в струях приятных, Не знают строгия зимы.

И се Минерва 1 ударяет

В верьхи Рифейски копием; Сребро и злато истекает Во всем наследии твоем.

Плутон2 в расселинах мятется, Что россам в руки предается Драгой его металл из гор, Которой там натура скрыла; От блеску древного светила Он мрачный отвращает взор.

\0 вы, которых ожидает Отечество от недр своих

И видеть таковых желает, Каких зовет от стран чужих, О, ваши дни благословенны! Дерзайте ныне ободренны Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать.

Науки юношей питают, Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастной случай берегут;

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха. Науки пользуют везде, Среди народов и в пустыне,

В градском шуму и наедине,

В покое сладки и в труде.

Тебе, о милости источник, О ангел мирных наших лет!

Всевышний на того помощник,

1 Минерва — богиня мудрости в римской мифологии.

2 Плутон — бог подземного царства и царства мертвых в греческой мифологии.

Кто гордостью своей дерзнет, Завидя нашему покою, Против тебя восстать войною; Тебя Зиждитель сохранит

Во всех путях беспреткновенну

И жизнь твою благословенну

С числом щедрот твоих сравнит

Как бы Вы сформулировали тему каждой оды М. В. Ломоносова? Какие строки показались Вам особенно важными для жанра оды?

2. Какова главная мысль духовно-философской оды «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния» и «Оды на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»? В чем поэт видит заслугу императрицы?

3. Как Вы понимаете эти строки?

Может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать.

4. Каковы картины мира, рисуемые Ломоносовым в этих одах? Какую роль играют вопросы и восклицания?

5. За что прославляет поэт Елизавету и на что надеется? Подтвердите ответы чтением фрагментов из текста оды «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния».

1. Объясните слова и подумайте, какие из них могут быть использованы в нашей разговорной речи сегодня: Всевышний, дерзнет, щедроты, утеха, отечество, благословенны, посрамляет, Парнас, бездна. Приведите примеры.

2. Вопрос, который не требует ответа, называется риторическим. Подумайте, с какой целью используются риторические вопросы в одах М. В. Ломоносова.

3. Выучите наизусть отрывок из оды со слов: «Науки юношей питают…». Подчеркните при чтении особое значение науки в жизни общества и отдельного человека.

4. Подготовьте «похвальное слово Елизавете», опираясь на текст оды Ломоносова.

Гавриил Романович Державин родился в Казанской губернии в небогатой дворянской семье. В начале своей жизни он узнал и горе, и нужду. Первоначальное скудное образование получил дома, затем обучался в казанской гимназии, которую, однако, не закончил. В 1762 году он прибыл в Преображенский полк в Петербург и долго служил солдатом. Лишь через десять лет его произвели в прапорщики. К тому времени он на своем опыте изучил военные и гражданские порядки, что позволило ему сохранить трезвость ума и здравый смысл.

В 1773 году Державин выступил в печати. В том же году был прикомандирован к секретной следственной комиссии и в течение 1774 года служил в войсках, действовавших против Пугачева. Там он продолжал писать стихи. Спустя два года из написанных стихотворений составился сборник. Выход его остался незамеченным, хотя наиболее чуткие читатели, как, например, младший современник Державина И. И. Дмитриев, находили в стихах молодого поэта «благородную смелость, строгие правила и резкость в выражениях». Серьезная поэтическая работа началась в Петербурге, когда в 1777 году Державин был переведен туда на статскую службу. Вскоре он женился.

Первые произведения («На рождение в Севере порфи-

ность, появились в 1779 году. Поэт полагал, что «велелепие и пышность» оды «несвойственны» его таланту. Следуя этому убеждению, он перенес античных богов в суровую русскую зиму и обошелся с ними запросто. Борея, например, он назвал «лихим стариком». Славя рождение великого князя Александра, будущего императора Александра I, он решился наставлять его:

Будь страстей своих владетель, Будь на троне человек!

В эти годы Державин входит в дружеский литературный кружок. Там собирались писатели Н. А. Львов, В. В. Капнист, баснописец И. И. Хемницер.

«Фелица» («Ода к премудрой Киргиз-кайсацкой царевне Фелице, писанная Татарским Мурзою, издавна поселившимся в Москве, а живущим по делам своим в Санкт-Петербурге. Передана с арабского языка») (1782). Екатерина II обратила внимание на Державина, когда он опубликовал оду в журнале «Собеседник любителей русского слова» (1783).

Державин опоэтизировал Екатерину II, создав ее живой облик и отдав должное ее человеческим качествам — энергии, деловитости, умению прощать слабости и промахи, простоте, справедливости. Императрице противопоставлен иронический двойник автора — ленивый и любящий роскошь мурза. Одновременно Державин задел и екатерининских вельмож, занимавших влиятельные посты в государстве. Как похвала Екатерине, так и нравоописательные картины, изображавшие сановников и мурзу, были выражены в непринужденном разговорном тоне, с живым, неподдельным юмором. В оду вошли будни, реальный быт, обстановка и распорядок державинского дома. Все это решительно противоречило традиционным жанровым и стилевым признакам похвальной оды. Впоследствии Гоголь как заслугу Державина отметил «необыкновенное соединение самых высоких слов с самыми низкими и простыми». Один из по-

Михаил Васильевич Ломоносов известен не только как выдающийся ученый, но и как талантливый писатель и поэт, внесший большой вклад в русскую литературу. Одним из известных его произведений является «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елизаветы Петровны 1747 году». Предлагаем краткий анализ «Ода восшествие Елизаветы на престол» по плану, который поможет при подготовке к уроку по литературе в 8 классе.

Краткий анализ

История создания — Стих написан в 1747 году.

Тема стихотворения – Прославление великих свершений императрицы Елизаветы Петровны.

Композиция – Композиция условно состоит из трех частей: в первой части прославляется монарх, во второй — описываются богатства и возможности России, в третьей части вновь возносятся хвалебные слова в адрес мудрого правителя.

Жанр – Ода.

Стихотворный размер – Четырехстопный ямб с использованием перекрестных, смежных и опоясывающих рифм.

Метафоры – «подать…ума плоды».

Эпитеты – «щедрая», «земные», «великая», «глубокие», «жестокая».

Сравнения – «душа ее зефира тише», «зрак прекраснее рая».

Олицетворения – «вихри, не дерзайте реветь», «Марс страшился».

Гипербола – «чрез горы, реки и моря».

Славянизмы – «град», «дщерь», «выя», «узреть».

История создания

«Ода на день восшествия…» была написана Михаилом Васильевичем в 1747 году, на шестую годовщину знаменательного события — восшествия на престол Елизаветы Петровны. В своем произведении он отметил положительные стороны правления новой императрицы, продолжившей добрые начинания Петра I.

Елизавета вплотную занялась реструктуризацией Академии наук: утвердила новый штат и новый указ, вдвое увеличила средства, необходимые на нужды академии, всячески поддерживала науку и русских ученых.

В этот же период весьма насущным был вопрос возможного вступления России в новую войну. Коалиция Австрии, Голландии и Англии предлагала российскому правительству принять участие в войне против Франции и германских государств за право получения Австрийского наследства.

В своем произведении Ломоносов не только прославляет Елизавету за ее стремление вывести Россию на новый уровень в вопросе просвещения, но и предостерегает от вступления в войну, настаивая на мирной программе развития государства.

Тема

Центральная тема произведения — прославление великих дел государыни Елизаветы Петровны, которая, по мнению автора, выбрала правильный курс в управлении государством Российским.

Главная идея произведения — долг перед своим Отечеством, служение которому является наивысшей наградой и честью для каждого человека, будь то простой труженик или монарх.

По сути, ода представляет собой послание, адресованное не только императрице, но также современникам и потомкам поэта. Он страстно мечтает о процветании и благополучии России, ее духовном развитии, жизни в мирное время, без войн и лишений.

Композиция

Композиция произведения полностью соответствует основным правилам построения оды и состоит из трех условных частей, логически связанных друг с другом.

В первой части стихотворения поэт выражает свой восторг и возносит хвалу императрице, ее заслуг перед отечеством. Также прославляет прошлые достижения государства и ее правителей, с особым восхищением вспоминает Петра I и его знаменитые реформы. По мнению автора, именно от него Елизавета переняла эстафету великих дел.

Во второй части поэт плавно отступает от личности правителя и фокусируется на величественном образе России, с ее бескрайними просторами, неисчерпаемыми природными богатствами и огромным творческим и духовным потенциалом. Укрепление и обогащение государства он видит в развитии наук, а будущее страны — в образованных, просвещенных молодых людях.

Финальная часть произведения вновь прославляет монарха за его деяния, направленные на благо отчизны.

Жанр

Произведение написано в жанре оды, который был излюбленным литературным жанром Ломоносова. Это торжественное произведение, призванное прославлять значительное лицо или важное событие, и в мастерстве написания од Михаилу Васильевичу не было равных.

Стихотворный размер произведения — четырехстопный ямб, также излюбленный размер Ломоносова. Он пользовался с большой искусностью, придавая стихотворению особую торжественность, звучность и музыкальность.

Рифмовка в данном произведении также заслуживает отдельного внимания. Для первых четырех строк характерны перекрестные рифмы, далее следуют 2 строки со смежной рифмой, и завершают стихотворение опоясывающие рифмы.

Средства выразительности

Произведение отличается удивительным многообразием художественных средств, с помощью которых ода приобретает торжественный, высокий стиль. Среди них сравнения (« душа ее зефира тише», «зрак прекраснее рая »), олицетворения (« вихри, не дерзайте реветь», «Марс страшился »), гиперболы (« чрез горы, реки и моря »), славянизмы (« град», «дщерь», «выя», «узреть »), метафоры (« подать…ума плоды »).

Особое место занимают невероятно красочные и образные эпитеты : « щедрая», «земные», «великая», «глубокие», «жестокая ».

Благодаря искусному использованию выразительных средств автору удается в полной мере раскрыть свой творческий замысел.

  1. Как бы Вы сформулировали тему каждой оды М. В. Ломоносова? Какие строки показались Вам особенно важными для жанра оды?
  2. Какова главная мысль духовно-философской оды «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния» и «Оды на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»? В чем поэт видит заслугу императрицы?
  1. Как Вы понимаете эти строки?
  2. Каковы картины мира, рисуемые Ломоносовым в этих одах? Какую роль играют вопросы и восклицания?
  3. За что прославляет поэт Елизавету и на что надеется? Подтвердите ответы чтением фрагментов из текста оды «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния».

Развивайте дар слова

  1. Объясните слова и подумайте, какие из них могут быть использованы в нашей разговорной речи сегодня: Всевышний, дерзнет, щедроты, утеха, отечество, благословенны, посрамляет, Парнас, бездна. Приведите примеры.
  2. Вопрос, который не требует ответа, называется риторическим. Подумайте, с какой целью используются риторические вопросы в одах М. В. Ломоносова.
  3. Выучите наизусть отрывок из оды со слов: «Науки юношей питают…». Подчеркните при чтении особое значение науки в жизни общества и отдельного человека.
  4. Подготовьте «похвальное слово Елизавете», опираясь на текст оды Ломоносова.

поэтов | История русской литературы

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicИстория русской литературыЛитературные исследования — WorldBooksJournals Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicИстория русской литературыЛитературные исследования — WorldBooksJournals Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

CITE

Kahn, Andrew and, др. ,

‘Poets’

,

История российской литературы

(

Oxford,

2018;

онлайн Edn,

Oxford

,

, EDN,

Acadecram

,

. май 2018 г.

), https://doi.org/10.1093/oso/9780199663941.003.0011,

, по состоянию на 6 ноября 2022 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicИстория русской литературыЛитературные исследования — WorldBooksJournals Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicИстория русской литературыЛитературные исследования — WorldBooksJournals Термин поиска на микросайте

Advanced Search

Abstract

В этой главе исследуется развитие поэзии при дворе и среди служащих канцелярии. В нем рассматриваются культурные процессы, лежащие в основе миграции гуманистической и неолатинской культуры в Москву, а также медленное освоение риторики и новой поэтики в сложном контексте, контролируемом церковью. Группа, известная как канцелярские поэты, действовавшая за пределами двора, хотя и поблизости, адаптировала лирические формы силлабического стиха к своим собственным выразительным потребностям. В этой главе представлено введение в основные собрания Полоцкого и обсуждаются словесные, просодические и визуальные приемы, которые Полоцкий и его последователи использовали в своих обширных произведениях для двора, примером которых является использование поэтического лабиринта и каллиграфической поэзии. Описывая, как переходная печатная культура повлияла на поэтическое творчество Полоцкого, в главе также затрагивается вопрос о наследии Полоцкого и балансе между преемственностью и разрывом с восемнадцатым веком.

Ключевые слова: Канцелярские поэты, Симеон Полоцкий, гербы, поэтические сады, изобразительная поэзия, акростих, лабиринт, элегия

Предмет

Литературоведение — Мир

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Нажмите Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Войти с помощью личного кабинета

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.

Информация о покупке

Михаил Ломоносов пишет своему покровителю Профессиональный идеал, литературная риторика и социальные амбиции

… Результаты поиска

Сбросить фильтр Показать результаты

Артикул Требуется авторизация

Подписка в интернет-магазине издателя

.RIS (RefWorks | Зотеро) .BIB (BibTeX | Менделей)

Отправить по электронной почте

JGO Jahrbücher für Geschichte Osteuropas


Том 59, июнь 2011 г., выпуск 2

Осповат Кирилл

Опубликовано Franz Steiner Verlag

Том 59, июнь 2011 г. , выпуск 2, стр. 240–266. Связанный контент

Резюме

Михаил Ломоносов пишет своему покровителю Профессиональный идеал, литературная риторика и социальные амбиции В статье рассматривается сложная социальная стратегия поэта и эрудита Михаила Ломоносова, которого часто считают отцом-основателем российской академической науки, и исследуются очевидные, но недостаточно оцененные связи между Ломоносовская траектория и социокультурные пространства русского двора времен императрицы Елизаветы Петровны и ее фаворита Ивана Шувалова. Сосредоточив внимание на письмах Ломоносова к своему покровителю Шувалову, статья освещает дискурсивные приемы, которые позволили этому низкородному интеллигенту совмещать, казалось бы, противоречивые роли человеконенавистнического «натурфилософа» и проницательного придворного писателя и завоевать общественное уважение посредством манипулирования эпистолярные и литературные условности. Утверждая свое достоинство, Ломоносов как бы апеллирует к античной традиции, возрожденной бэконовской идеологией «новой науки», приписывавшей интеллектуалам («философам») постоянное затворничество и презрение к мирским делам. Однако на самом деле Ломоносов зависел от суда в плане общественного и интеллектуального признания и, возможно, добился большего успеха как автор панегирических стихов и прозы, чем как естествоиспытатель. Рассматривая его эпистолярную риторику в этом ракурсе, можно различить устоявшуюся (хотя в современной науке часто игнорируемую) стратегию самоутверждения клиентов-интеллектуалов «за столом именитых вельмож», изложенную в известных эпистолярных пособиях. Ломоносова, на примере жизни и творчества многих центральных для литературной традиции авторов, в первую очередь Горация, прославленно охраняемого Меценатом и Августом. Называя себя русским Горацием в своих литературных произведениях, а также письмах, Ломоносов использовал идиому придворной литературы как инструмент социокультурного самоформирования. Мой анализ выявляет механику социального процесса, благодаря которой язык вообще и литературный язык в частности могут стать решающим фактором в формировании социальной ниши интеллектуала.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *