Утро на куликовом поле картинки: Описание картины Александра Бубнова «Утро на Куликовом поле» 👍

Куликово поле: 12 картин | Правмир

Куликовская битва стала зримым воплощением идей патриотизма. События, предшествовавшие битве, и само сражение на столетия остались в поле внимания творческих людей. Историки, писатели, скульпторы и живописцы не устают обращаться к батальной теме. В подборке Дарьи Рощеня – десять живописных полотен, отражающих знаменитое сражение.

21 сентября отмечается День воинской славы России – День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве в 1380 году. Историки единодушны во мнении, когда говорят о Куликовской битве: тем ветреным осенним днем у берегов реки Непрядвы решилось будущее Русской земли. В одной точке соединились горе и терпение, жажда освобождения от ига, сила, воля и вера. В одном месте совпали в своих чаяниях величайшие люди своего времени: деятельные, мудрые, дальновидные, сильные духом монахи и воины. Преподобный Сергий, игумен Радонежский, и великий князь Дмитрий Иванович, прозванный после битвы Донским, их предшественники митрополиты Московские и всея Руси Петр и Алексий, воспитавшие князя Дмитрия, а также сотни тысяч безымянных русских воинов – вот они, победители.

Воинский подвиг стал ещё и подвигом духовным, подвигом священным. Как катализатор он запустил мощные процессы, способствовавшие объединению разрозненных земель в единое государство. Нет, Куликовская битва не была окончательной победой над татаро-монголами. Иго было сброшено только сто лет спустя. Однако именно Куликовская битва развеяла миф о непобедимости Золотой Орды, дала надежду и породила героев.

XVI-XVII век: житийная икона

Куликовская битва на многие столетия остается в поле внимания художников. И если в XVI-XVII веках речь идет о редких и каноничных изображениях в рамках летописных списков и житийных клейм на иконах, то тремя веками позже, с развитием интереса к истории и исторической картине, – сюжет Куликовской битвы становится одной из центральных тем исторического жанра.

Исторический жанр в живописи во все времена был идеологическим. Но это никогда не мешало художникам делать свои работы концептуальным высказыванием и личным переживанием.

Преподобный Сергий Радонежский. Житийная икона

В 1959 году реставраторами была раскрыта одна из икон ярославской школы. Под темным слоем олифы и верхними записями было открыта так называемая наделка (то есть дополнение к иконе) с сюжетом о «Мамаевом побоище». По всей видимости, наделка была сделана в восьмидесятые годы XVII века.

В центре композиции изображен легендарный поединок Пересвета с Челубеем, справа – воинство Дмитрия Донского, готовое к бою, слева – лагерь Мамая. В самой нижней части композиции изображены встреча победителей и погребение воинов, погибших за други своя. Икона находится в собрании Ярославского художественного музея.

Первая половина XIX века: «Поднять из гроба знаменитых предков»

Развитие искусства, вектор его движения напрямую зависит от среды и общества, времени и его моды. Военные потрясения начала XIX века, победное шествие Наполеона по Европе, война 1812 года, – эти события так или иначе коснулись практически всех сфер русской жизни и определили всплеск интереса не только к настоящему, но и к героическому прошлому страны.

Изданная в 1818 году «История государства Российского» Карамзина буквально взорвала общественное мнение и надолго стала предметом бурных салонных дискуссий. Перу Карамзина также принадлежала и статья «О случаях и характерах в Русской истории, которые могут быть предметом художеств». Этой статьей историк задал планку и определил тему актуальную в искусстве:

«Мысль задавать художникам предметы из отечественной истории достойна вашего патриотизма и есть лучший способ оживить для нас ее великие характеры и случаи, особливо пока мы еще не имеем красноречивых историков, которые могли бы поднять из гроба знаменитых предков наших и явить тени их в лучезарном венце славы… Должно приучить россиян к уважению собственного; должно показать, что оно может быть предметом вдохновений артиста и сильных действий искусства на сердце. Не только историк и поэт, но и живописец и ваятель бывают органами патриотизма…

Мы приблизились в исторических воспоминаниях своих к бедственным временам России; и если живописец положит кисть, то ваятель возьмет резец свой, чтобы сохранить память русского геройства в несчастиях, которые более всего открывают силу в характере людей и народов. Тени предков наших, хотевших лучше погибнуть, нежели принять цепи от монгольских варваров, ожидают монументов нашей благодарности на месте, обагренном их крови. Может ли искусство и мрамор найти для себя лучшее употребление?»

Но еще задолго до карамзинской статьи профессура Академии художеств в качестве экзаменационных испытаний предлагала выпускникам тему «Дмитрий Донской на Куликовом поле», причем программа четко оговаривала, как должен быть изображен князь: «Представить Великого Князя Дмитрия Донского, когда по содержании победы над Мамаем, оставшиеся Князья Русские и прочие воины находят его в роще при последнем почти издыхании, кровь струилась еще из ран его: но радостная весть о совершенном поражении татар оживляет умирающего великого князя

».

Одной из таких академических работ является картина Ореста Кипренского, написанная им в 1805 году и названная «Дмитрий Донской на Куликовом поле». Такое же название имеет и созданная двадцатью годами позже, в 1824 году, работа Василия Сазонова.

Орест Кипренский. Дмитрий Донской на Куликовом поле

Лучшие произведения итальянской и фламандской школы живописи были ориентирами для молодого Ореста Кипренского, взявшегося за разработку сюжета выпускного экзамена в Академии художеств. Наверное, поэтому на его картине героический защитник отечества, князь Дмитрий Донской, меньше всего похож на русского князя, каким мы привыкли его себе представлять. Отсутствие национального колорита ничуть не смущало автора, как не удивило оно и экзаменаторов.

«Голова великого князя исполнена выражения. И радость об одержанной победе, его одушевляются, купно с благодарностью ко Всевышнему, живо изображены в томных взорах его, устремленных к небесам. Сие произведение есть первый опыт трудов сего молодого художника, подающего о себе большую надежду», – говорилось в отзыве на работу будущего первого русского портретиста. 1 сентября 1805 года Кипренский был удостоен за картину большой золотой медали. Сейчас работа находится в собрании Русского музея (Санкт-Петербург).

Василий Сазонов. «Дмитрий Донской на Куликовом поле»

Крепостной графа Николая Румянцева Василий Сазонов был определен своим патроном в 1804 году на учебу в Академию художеств. Успехи молодого живописца в области рисования были настолько выдающимися, что граф дал крепостному вольную. Блестящий выпускник Академии, Сазонов при поддержке графа продолжил обучение в Италии, где делал копии работ Караваджо и Тициана.

Вернувшись в Россию, художник обратился к учебной теме Академии художеств и написал картину «Дмитрий Донской на Куликовом поле». Сазонов изобразил раненого князя в окружении воинов. Перед ним коленопреклоненные казаки и человек в латах и царской мантии. По всей видимости, это боярин Михаил Бренок, с которым князь поменялся одеждой и конем в самом начале сражения. За эту картину, а также выполненные в Италии копии, Сазонов в 1830 году был удостоен звания академика. Картина находится в собрании Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге.

Вторая половина XIX века: недостижимая историческая достоверность

К середине XIX века история Куликовского сражения исчезает из поля зрения художников, уступая место сюжетам современности. И даже попытки Николая I превратить Зимний дворец, переживши в декабре 1837 года страшный пожар, в «Новый Ватикан», остались нереализованными. В том пожаре погибли уникальные интерьеры, выполненные Растрелли, Монферраном, Кваренги, и были утрачены росписи, описывающие ключевые события отечественной истории. Новый цикл картин из русской истории не получился, однако официальный запрос не остался без внимания академическим сообществом.

Ивон Адольф. «Битва на Куликовом поле»

В 1850 году по заказу Николая I французский баталист Ивон Адольф в Париже пишет монументальное полотно «Битва на Куликовом поле». Первоначально планировалось, что картина украсит интерьеры нижнего коридора Храма Христа Спасителя, задуманного как храм-памятник героям войны 1812 года. Однако планы изменились. Сегодня работа украшает пролет лестницы (аванзал), ведущий в Георгиевский зал Большого Кремлевского дворца.

В 1870-е годы «Куликовская битва» как тема включалась в программу оформления интерьеров Исторического музея. Одно из панно было заказано Валентину Серову, историческим консультантом которого стал Иван Забелин. Забелин был не только руководителем Исторического музея, но и одним из авторитетнейших специалистов по истории Древней Руси. На стенах музея он желал видеть народный эпос, который не оставит зрителя равнодушным и даст почувствовать связь времен.

Но ни Серов, ни Сергей Малютин, которому после Серова было поручено сделать панно, ни Сергей Коровин, так и не завершили работу. Слишком много противоречий возникало между заказчиками и исполнителями. Всех требований ученых так и не удалось удовлетворить ни одному живописцу. Рама, в которой планировалось разметить панно, пустовала вплоть до 1950 года, пока в ней не был помещен нейтральный пейзаж с видами Москвы.

Валентин Серов. После Куликовской битвы, эскиз

Серов напряженно работал над эскизом к панно. В 1894 году, побывал на Куликовом поле, детально прорабатывал композицию. Сохранились сотни набросков и восемь эскизов, часть из которых была выполнена в масле. Работа регулярно обсуждалась на заседаниях Ученого совета Исторического музея, менялась композиционно и даже художественно по настойчивому требованию Забелина.

Первое время Серов послушно следовал указаниям, но в 1898 году после очередного заседания отказался от продолжения работы над эскизом и вернул деньги, выданные ему Историческим музеем в счет оплаты картины. Многочисленные эскизы сегодня хранятся в собраниях Третьяковской галереи и Исторического музея.

Чуть раньше к теме событий Куликовской битвы обратился выходец из уфимского купечества Михаил Нестеров. Впрочем, выпускника Московского училища живописи, ваяния и зодчества интересовала не только батальная сторона событий 1380 года.

Нестеров был тем художником, который одним из первых обратился к теме религиозной самобытности страны и сделал героем живописного полотна – святого отшельника. Троице Сергиева лавра, рядом с которой поселился художник (он гостил в имении Мамонтовых в Абрамцево), прочно вошла в его жизнь. Здесь он черпал вдохновение и силы.

Первой работой над образом святого стала картина «Видение отроку Варфоломею» (1889-90). Работа была куплена Третьяковым, имела успех, но публикой была оценена неоднозначно. Зато сам Нестеров утвердился в своем желании написать «житие» великого подвижника земли русской, тем более что в 1892 году в России должно было отмечаться 500-летия со дня Успения преподобного Сергия, игумена Радонежского. Так появляется «Юность преподобного Сергия» (1892), триптих «Труды преподобного Сергия» (1896-97) и «Преподобный Сергий Радонежский» (1899).

С каждой новой работой образ святого становился все выразительнее, монументальнее и глубже. Не мог Нестеров обойти вниманием и встречу князя Дмитрия с преподобным Сергием.

Благословение Сергием Радонежским Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Эскиз Нестерова

Всю русскую землю, а не только свой личный удел шел защищать молодой князь Дмитрий. Он твердо верил в помощь Божию: и когда перед Донской иконой Божией Матери читал «Бог нам прибежище и сила», и когда пришел взять благословение у старца вступить в бой с безбожниками.

Для Нестерова ключевой темой стало напряжение той минуту, когда преподобный благословляет коленопреклоненного князя. Впрочем, эскиз «Благословение Сергием Радонежским Дмитрия Донского на Куликовскую битву» так и не был завершен Нестеровым. Он был не удовлетворен своими набросками и писал о них Елизавете Мамонтовой: «…тема давно была намечена мной для серии картин к истории Радонежского чудотворца, но все наброски, что я делал, не были интереснее любой программы…» В 1897 году «Юность преподобного», «Труды преподобного» и акварель «Преподобный Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на битву с татарами» были переданы художником в дар городской галерее братьев Третьяковых.

XX век: главный герой – народ

В самые сложные и тяжелые годы Второй мировой войны заработала идеологическая машина. Мобилизованы были все силы, в том числе изобразительное искусство, перед которым стояла цель через воскрешение народной памяти, через примеры доблестных побед над агрессором поддержать дух народа. Александр Бубнов пишет свое знаменитое «Утро на Куликовом поле» (1943-47), а баталист Михаил Авилов создает «Поединок на Куликовом поле» (1943).

Александр Бубнов. «Утро на Куликовом поле»

Александр Бубнов окончил Высший художественно-технический институт. Увлекаясь творчеством художников-передвижников и русским реализмом, он сосредоточился на историческом жанре. Молодой романтик, Бубнов в начале своей творческой карьеры грешил чрезмерной идеализацией советской действительности. Но именно в годы Великой Отечественной войны, работая над агитационными плакатами и листовками, он серьезно обращается к историческому жанру.

В 1943 году Бубнов работает над своим программным произведением «Утро на Куликовом поле». Замысел «Утра» возник у художника еще в 1938 году. Первоначально темой его картины была история битвы на Чудском озере, однако обращение к документам и серьезное погружение в историческую литературу убедило Бубнова писать именно Куликовское сражение.

Полтора года работы над эскизами, поиск образов и пластических решений, долгая и тщательная проработка деталей, исключающая даже намека на бутафорность персонажей, позволили художнику создать характерное полотно. В картине есть не только историческая правда, в ней читается эпический размах и посыл: главный герой любого сражения – народ.

За картину «Утро на Куликовом поле» в 1948 году Бубнов был удостоен Государственной премии СССР. Его картина, репродукции которой вошли в учебники по истории, находится в собрании Третьяковской галереи, в Москве.

Михаил Авилов. Поединок Пересвета с Челубеем

Выпускник батальной мастерской Академии художеств, участник Первой мировой и гражданской войн, Михаил Авилов в своих работах демонстрирует не только мастерство живописца, он поражает убедительностью изображения батальных сцен.

К теме поединка богатыря-монаха Александра Пересвета и татарского мурзы Челубея Авилов обратился еще в 1917 году. Но тогда картина не получилась и даже была уничтожена автором.

В 1942 году, приехав в Москву из эвакуации, художник получил большую мастерскую, что позволило ему вернулся к теме Куликовского сражения. «Дмитрий Донской у Сергия Радонежского», «Дмитрий Донской решает переправляться за Дон», «Куликовская битва», «Бегство Мамая» – четыре больших эскиза были созданы Авиловым, но лишь один из них – противостояние русского витязя и татарского богатыря – стал законченным произведением, вошедшим в анналы мирового изобразительного искусства. В 1946 году за картину «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» Авилов был награжден Сталинской премией первой степени. В настоящее время картина находится в собрании Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге.

1980-й: новая волна интереса

80-е годы XX века стали следующим периодом и новой волной интереса к теме Куликовского сражения: в 1980 году страна отмечала 600-летие со дня Куликовской битвы. К этому юбилею были приурочен цикл «Поле Куликово» Ильи Глазунова, триптих «Поле Куликово» Юрия Ракши, а на киностудии Мосфильм режиссером Романом Давыдовым снят мультипликационный фильм «Лебеди Непрядвы».

Илья Глазунов. Цикл «Поле Куликово». Дмитрий Донской. 1980

Илья Глазунов. Цикл «Поле Куликово». Канун. 1978

Ленинградец, блокадник, Илья Глазунов, как и многие, потерял в той страшной войне родителей. После эвакуации вернулся в Ленинград, окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Изучая историческую литературу, летописи, жития, Глазунов двадцать лет своей жизни посвятил работе над циклом «Поле Куликово», в который вошло тридцать картин. В шестидесятые годы появились первые полотна: «Гонец», «Штурм города», «Хан Мамай», а знакомство публики с циклом было приурочено к грандиозному юбилею, 600-летию Куликовской битвы.

В 1980 году Глазунов был удостоен звания народного художника СССР. Говоря о своем цикле, Глазунов поясняет, что стремился «передать только жизненную достоверность, истинность происходящего, чтобы еще раз наш современник прикоснулся к великому прошлому Родины, с новой силой почувствовал бы неразрывную связь времен, связь поколений, свою сопричастность к событиям давно минувших эпох».

Юрий Ракша. Триптих «Поле Куликово». 1980.
Левая часть — «Благословение на битву»

Юрий Ракша с детства увлекался не только рисованием, но и историей. Он с серебряной медалью окончил Суриковскую художественную школу, ВГИК, работал на Мосфильме, участвовал в съемках десятка фильмов и никогда не оставлял живопись. Каждый новый фильм рождал в нем замысел для будущего полотна. Так было и с картиной «Восхождение» по роману В. Быкова. «Без сцены казни главного героя Сотникова, – вспоминал Ракша, – я не решился бы на громаду «Куликова поля»».

Работать над картиной он начал в 1879 году и уже тогда понял, что она станет его главным и последним творением. В ноябре врачи поставили страшный диагноз – лейкоз, пообещали «максимум месяц». Жена художника вспоминает, как Юрий работал до изнеможения, мужественно боролся со смертью и старался скрыть физические муки. «Он торопился, — вспоминала Ирина Ракша, – держался за кисть, как за спасательный круг, и тогда же сказал, что у каждого должно быть свое поле Куликово».

Юрий Ракша. Триптих «Поле Куликово». Центральная часть — «Предстояние»

Ракша любил работы Нестерова и ориентировался на них в своем замысле, но его композиционное решение было все-таки иным, кинематографичным. Три места действия, разбросанные по времени, даны одновременно. Эта авторская находка, имеющая иконописные истоки, позволяет зрителю последовательно воспринять события. «Благословение на битву», «Проводы ополчения» и ключевой центр «Предстояние» – рождают состояние народного духа. Духовный подвиг совершается именно здесь и сейчас, когда стоят бок о бок святой отшельник и молитвенник, матери, сестры и жены, среди которых смиренная и мужественная Евдокия и воины, вглядывающиеся вдаль, туда, где лагерем стоит враг.

Юрий Ракша. Триптих «Поле Куликово». Правая часть — «Проводы ополчения»

Ракша писал о своей картине: «Почему же Куликово поле осталось в веках? Да потому, что здесь утверждалась идея и вера в русскую государственность. Русь поверила в себя. Русь стала Русью… по-прежнему главное должно быть в лицах, в глазах, и я высвечиваю их, а потому меньше костюмности, антуража. Очень важен пейзаж. Единый для всех частей горизонт объединяет и Москву, и Троицкий монастырь, и поле Куликово. Объединяет в одно целое, и все это – Родина. Благословенная наша Родина, которую надо отстоять».


Читайте также:

  • Меч и молитва – возможна ли симфония?
  • Может ли воинская победа стать национальной идеей?

 

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

В дни Куликовской битвы ее попытаются воссоздать на Куликовом поле

Свежий номер

РГ-Неделя

Родина

Тематические приложения

Союз

Свежий номер

Общество

08.09.2022 19:40

Поделиться

Елена Яковлева

Сентябрь — время высокого туристического сезона на Поле Куликовом. В этом году 642-ю годовщину знаменитой битвы отметят военно-историческим фестивалем. Его особенность — верность истории.

Илья Питалев/РИА Новости

Верность, во-первых, фактическая. Вход на фестиваль открыт для всех, но те, кто хотят в нем участвовать должны пройти строгий отбор. Критерии отбора — знание истории.

Тот, кто историю «придумывает» сообразно своим фантазиям и без оглядки на факты и научные исследования, допускаться к активному участию в фестивале — боям, турнирам, конным ристалищам — не будет. Разве что зрителем. «Малейшее отступление от исторической правды, и вы за бортом», — предупреждают организаторы фестиваля.

На Куликовом поле берегут историческую среду: курить и пользоваться мобильником можно будет только в закрытых от зрителей местах

По словам директора Государственного музея-заповедника «Куликово поле» Владимира Гриценко, праздник будет «реальным действом с историческим уклоном». Фрагменты великой битвы, квартал средневековья, ремесла и научение зрителей их азам (от кузнечного дела до ткачества), в общем, всех, кто решится приехать на поле Куликово кроме удлиненного графика работы музея ждут интересные интерактивные занятия в средневековом стиле.

Реконструкции средневековых сражений — не просто хобби, а важная работа, связанная с проверкой исторических открытий и археологических находок, считает заместитель директора Государственного музея-заповедника «Куликово поле» Андрей Наумов. В частности, все реконструкции различных типов вооружений, русских и ордынских, сделаны с учетом реальных научных обоснований.

— Мы стараемся придерживаться высокой исторической правды, — подчеркивает Андрей Наумов.

При этом фестиваль не повторяется, и в этом году он будет отличаться большой программой маневров, пеших и конных, а также ремесленными кварталами.

Профессиональные историки и религиоведы прямо на фестивале будут читать лекции на средневековые темы. А вечером всех ждет концерт фолк-музыки.

Организаторы исторического праздника постараются максимально воссоздать и сохранить историческую среду. Курить, например, можно будет только в специальном месте, где тебя никто не видит, пользоваться мобильником только в закрытых палатках, не стоит привозить и включать современные электрические приборы и т. п.

Все участники фестиваля будут в костюмах эпохи Куликовской битвы, реконструирующих Русь и Орду второй половины XIV века. Другие эпохи не приветствуются, ведь фестиваль специализированный. А кто удивится генуэзским костюмам, пусть вспомнит, что их носители участвовали в Куликовской битве.

— Мы не можем повторить всю Куликовскую битву, — поясняет режиссер празднования ее годовщины Александр Игнатченко, — по сути, это будет реконструкция эпизодов.

По его словам, к фрагментам сражения также будут добавлены реконструкции некоторых предшествующих битве событий.

На территории фестиваля в 40 га пройдут конные ристалища, будут устроены ринги для пеших боев, а на интерактивных площадках будут представлены биваки — от средневековых до советских, времен Великой Отечественной войны. Ведь праздник проходит под девизом Дня воинской славы.

Любителей квестов ждет квест-фестиваль «Щит предков», молодежные команды уже готовы к участию в нем.

От других знаменитых реконструкций — например, Бородинского сражения — Куликовская битва отличается меньшей масштабностью, но большей историчностью. И на Куликово поле поначалу приезжало очень много участников, но строгий отбор по критериям исторической правды, уменьшил их число, зато праздник стал зрелищнее, ярче и гораздо красивее, чем в первые годы.

Ход битвы можно будет наблюдать с трибун, а вот какие-то интересные детали сражения будут повторяться на больших экранах. На празднике можно также увидеть и репродукции знаменитых картин, посвященных Куликовской битве.

При реконструкции битв будут использованы далеко не все виды оружия, применявшегося участниками исторической битвы. В турнирные бои будут принесены только реплики средневекового оружия, специально затупленные в определенных местах. С кистенем на фестиваль никак не попасть просто по правилам безопасности.

Раньше количество бойцов доходило до 100 человек, сейчас их, по словам организаторов, их примерно 45, и они пополам поделены на ордынцев и русских воинов.

Стараниями дизайнера-реконструктора Елены Журавлевой на фестивале будет представлена женская одежда средневековой Руси, а женщин-гостей фестиваля ждут мастер-классы по прядению, бусоделанию, ткачеству.

Наш фестиваль очень научен и педантичен, еще раз подчеркнул директор Государственного музея-заповедника «Куликово поле» Владимир Гриценко.

Программу фестиваля можно уточнить на сайте музея

Российская газета — Столичный выпуск: №202(8850)

Поделиться

История

Западный песочник | Полевой справочник Audubon

Справочник по птицам Северной Америки

Разведение взрослых особей. Фото: Мик Томпсон/Flickr (CC BY NC 2.0)

Об этой птице О Климатическая уязвимость Климат Узнать больше Учиться

Priority Bird

Статус консервации По-прежнему многочисленны, но уязвимы, поскольку большой процент популяции может остановиться во время миграции в нескольких ключевых точках, таких как дельта реки Коппер на Аляске.
В некоторых районах зафиксировано сокращение числа мигрантов.
Семья Кулики
Среда обитания Берега, пляжи, илистые отмели; летом сухая тундра. Перелетные и зимующие птицы обычно находятся на открытых береговых линиях, илистых отмелях, песчаных пляжах, в приливных устьях рек. Зимой в основном вдоль побережья, тогда как внутри страны остается немного. Гнездится на тундровых склонах, выбирая для кормления сухие участки с невысоким кустарниковым ярусом и близлежащие болота.

Близкий родственник полупальчатого кулика. Западные кулики гнездятся в основном на Аляске и мигрируют в основном вдоль Тихоокеанского побережья, но многие осенью достигают Атлантического побережья и остаются там на зиму. Из различных тускло-серых куликов, которых обычно можно встретить зимой на прибрежных пляжах, западный — самый маленький.

Фотогалерея

Пищевое поведение

Добыча пищи путем хождения по мелководью или по грязи и зондирования грязи клювом; также кормится путем визуального поиска и сбора предметов с поверхности берега.


Яйца

4, иногда 3, возможно, редко 5. От беловатого до коричневого, с более темными коричневыми пятнами. Насиживают оба родителя, около 21 дня. Сначала самка насиживает с позднего вечера до середины утра, самец только в полдень, но позже доля самцов увеличивается. Самка иногда уходит до вылупления яиц. Молодняк: пушистые детеныши покидают гнездо через несколько часов после вылупления. Иногда оба родителя заботятся о птенцах, но часто самка бросает их через несколько дней, оставляя самца заботиться о птенцах. Молодые кормятся сами. Возраст при первом полете около 17-21 дня.


Птенцы

Пушистые птенцы покидают гнездо через несколько часов после вылупления. Иногда оба родителя заботятся о птенцах, но часто самка бросает их через несколько дней, оставляя самца заботиться о птенцах. Молодые кормятся сами. Возраст при первом полете около 17-21 дня.

Диета

Включает насекомых, ракообразных, моллюсков, морских червей. На нерестилищах питается в основном мухами и жуками, а также другими насекомыми, пауками, мелкими рачками. Рацион во время миграции и зимой различается. На побережье питается многими амфиподами и другими ракообразными, мелкими моллюсками, морскими червями, насекомыми. Внутренние мигранты питаются в основном насекомыми, немного семенами.


Гнездование

Самец поет во время показательного полета над территорией гнездования. На земле одинокий самец приближается к самке в сгорбленной позе с поднятым над спиной хвостом; неоднократно издает трели. Гнездо находится на земле, обычно под низким кустом или травой. Гнездо представляет собой неглубокое углубление с редкой выстилкой из осоки, листьев, лишайников. Самец делает несколько царапин в гнезде, самка выбирает одну.

Иллюстрация © Дэвид Аллен Сибли.
Узнайте больше об этих чертежах.

Текст © Кенн Кауфман, адаптировано из
Жизнь североамериканских птиц

Загрузите наше приложение Bird Guide

Миграция

Из мест размножения на Аляске и в Восточной Сибири мигрирует на юго-восток к местам зимовки на обоих побережьях Северной и Южной Америки.

По-видимому, мигрирует сериями коротких или средних полетов, без длительных полетов над водой некоторых куликов.

  • Все сезоны — общий
  • Все сезоны — Необычный
  • Разведение — Обычный
  • Размножение — редко
  • Зима — Обычный
  • Зима — редкость
  • Миграция – общий
  • Миграция — нечасто

См. полностью интерактивную карту миграции этого вида в Bird Migration Explorer.

Узнать больше

Песни и звонки

Мягкий писк или крип, выше и тоньше, чем у Semipalmated.
Аудио © Лэнг Эллиотт, Боб Макгуайр, Кевин Колвер, Мартин Стюарт и другие.
Узнайте больше об этой коллекции звуков .

Как изменение климата изменит ареал западного кулика

Ученые Одюбона использовали 140 миллионов наблюдений за птицами и сложные климатические модели, чтобы спрогнозировать, как изменение климата повлияет на ареал этой птицы в будущем.

Увеличьте масштаб, чтобы увидеть, как текущий ареал этого вида будет смещаться, расширяться и сокращаться при повышении глобальной температуры.

Климатические угрозы рядом с вами

или

AlabamaAlaskaArizonaArkansasCaliforniaColoradoConnecticutDelawareFloridaGeorgiaHawaiiIdahoIllinoisIndianaIowaKansasKentuckyLouisianaMaineMarylandMassachusettsMichiganMinnesotaMississippiMissouriMontanaNebraskaNevadaNew HampshireNew JerseyNew MexicoNew YorkNorth CarolinaNorth DakotaOhioOklahomaOregonPennsylvaniaRhode IslandSouth CarolinaSouth DakotaTennesseeTexasUtahVermontVirginiaWashingtonWashington D. C.West VirginiaWisconsinWyomingOntarioQuebecNova ScotiaNew BrunswickManitobaBritish ColumbiaPrince Edward IslandSaskatchewanAlbertaNewfoundland and LabradorNorthwest TerritoriesNunavutYukonAguascalientesBaja CaliforniaBaja California SurCampecheChiapasChihuahuaCoahuilaColimaMexico CityDurangoGuanajuatoGuerreroHidalgoJaliscoMéxicoMichoacánMorelosNayaritNuevo LeónOaxacaPueblaQuerétaroQuintana RooSan Luis PotosíSinaloaSonoraTabascoTamaulipasTlaxcalaVeracruzYucatánZacatecas

Климатические угрозы западному кулику

Выберите температурный сценарий ниже, чтобы увидеть, какие угрозы повлияют на этот вид по мере увеличения потепления. Те же самые угрозы, связанные с изменением климата, которые подвергают риску птиц, коснутся и других диких животных и людей.

Этим птицам нужна ваша помощь

Получите Audubon в своем почтовом ящике

Мы будем присылать вам последние новости о птицах и их охране.

Адрес электронной почты

Найдите ближайший к вам Audubon

Посетите местный центр Audubon, присоединитесь к отделению или помогите спасти птиц в рамках государственной программы.

Исследуйте сеть

Стать членом Audubon

Преимущества членства включают один год журнала Audubon и последние новости о птицах и их среде обитания. Ваша поддержка помогает обеспечить будущее птицам, находящимся в опасности.

Присоединяйтесь сегодня

Наименьший кулик | Полевое руководство Audubon

Путеводитель по птицам Северной Америки

Разведение взрослых особей. Фото: Том Уилбердинг/Flickr (CC BY NC ND 2.0)

Об этой птице О Климатическая уязвимость Климат Узнать больше Учиться

Статус консервации Широко распространены и распространены, численность, вероятно, стабильна. Менее зависимы, чем некоторые другие кулики, от ключевых точек остановки во время миграции, поэтому, возможно, менее уязвимы.
Семья Кулики
Среда обитания Илистые отмели, травянистые болота, лужи, берега. На пролете чаще встречается в глубине суши, чем на побережье, предпочитая илистые края болот, прудов, рек; иногда на заливных полях или сырых лугах. На побережье обычно избегает песчаных пляжей и широко открытых приливных отмелей, вместо этого встречается на узких приливных ручьях и на краю солончаков. Гнездится в тундре, на осоковых лугах, северных болотах.

Самый маленький член семейства куликов, не больше воробья. Это кулик, которого чаще всего можно увидеть на небольших водоемах внутри страны. На песчаных берегах рек, озер и краев прудов для очистки сточных вод маленькие стайки куликов-малюток взлетают, кружат над местностью, а затем снова оседают, издавая на ходу тонкие, пронзительные крики. На внешнем побережье, где более крупные кулики уступают по численности, они ищут укромные места на илистых краях болот.

Фотогалерея

Пищевое поведение

Добывает корм, в основном, медленно передвигаясь и собирая мелкие предметы с поверхности земли. Иногда роется в грязи в поисках еды.


Яйца

4, редко 3. Бледно-желтые, с пятнами коричневого цвета. Насиживают оба пола, самки насиживают ночью и рано утром, самцы сначала большую часть дня. На более поздних стадиях самец может выполнять большую часть или всю инкубацию. Молодняк: Пушистые детеныши покидают гнездо вскоре после вылупления. Сначала за детенышами обычно ухаживают оба родителя, но самка обычно покидает их раньше самца, иногда улетая даже до вылупления яиц; самец обычно остается с молодыми, по крайней мере, до тех пор, пока они не смогут летать. Молодые питаются сами, могут летать примерно через 14-16 дней после вылупления.


Птенцы

Пушистые птенцы покидают гнездо вскоре после вылупления. Сначала за детенышами обычно ухаживают оба родителя, но самка обычно покидает их раньше самца, иногда улетая даже до вылупления яиц; самец обычно остается с молодыми, по крайней мере, до тех пор, пока они не смогут летать. Молодые питаются сами, могут летать примерно через 14-16 дней после вылупления.

Диета

Крошечные ракообразные, насекомые, улитки. Диета зависит от сезона и места. В местах размножения может питаться в основном личинками различных мух. Во время миграции на побережье может питаться в основном мелкими ракообразными, называемыми амфиподами и изоподами; во внутренних районах может питаться в основном насекомыми. В рацион также входят мелкие улитки, морские черви, семена. Весной на Атлантическом побережье может присоединиться к другим куликам в питании икрой мечехвоста.


Гнездование

Во время показательного полета над гнездовой территорией, самец кружит, чередуя порхания и парение, во время пения. Во время ухаживания на земле самец приближается к самке, наклоняясь вперед с поднятым хвостом, иногда поднимая над спиной одно или оба крыла. Гнездо находится на земле у воды, обычно в комочках травы или на кочках мха. Гнездо (начатое самцом, завершаемое самкой) представляет собой неглубокую ямку, выстланную травинками, листьями, мхом.

Иллюстрация © Дэвид Аллен Сибли.
Узнайте больше об этих рисунках.

Текст © Кенн Кауфман, адаптировано из
Жизнь североамериканских птиц

Загрузите наше приложение Bird Guide

Миграция

Мигрирует стаями. Птицы из восточной Канады могут совершать беспосадочные перелеты через океан в северную часть Южной Америки; другие движутся на юг через внутренние районы Северной Америки, вероятно, с короткими перелетами и частыми остановками. Большое количество зимует на юге США.

  • Все сезоны — общий
  • Все сезоны — Необычный
  • Разведение — Обычный
  • Размножение — редко
  • Зима — Обычный
  • Зима — редкость
  • Миграция – общий
  • Миграция — нечасто

См. полностью интерактивную карту миграции этого вида в Bird Migration Explorer.

Узнать больше

Песни и звонки

Ясное дерево; при кормлении тихое посмеивание.
Аудио © Лэнг Эллиотт, Боб Макгуайр, Кевин Колвер, Мартин Стюарт и другие.
Узнайте больше об этой коллекции звуков .

Как изменение климата изменит ареал наименьшего кулика

Ученые Одюбона использовали 140 миллионов наблюдений за птицами и сложные климатические модели, чтобы спрогнозировать, как изменение климата повлияет на ареал этой птицы в будущем.

Увеличьте масштаб, чтобы увидеть, как текущий ареал этого вида будет смещаться, расширяться и сокращаться при повышении глобальной температуры.

Климатические угрозы рядом с вами

или

AlabamaAlaskaArizonaArkansasCaliforniaColoradoConnecticutDelawareFloridaGeorgiaHawaiiIdahoIllinoisIndianaIowaKansasKentuckyLouisianaMaineMarylandMassachusettsMichiganMinnesotaMississippiMissouriMontanaNebraskaNevadaNew HampshireNew JerseyNew MexicoNew YorkNorth CarolinaNorth DakotaOhioOklahomaOregonPennsylvaniaRhode IslandSouth CarolinaSouth DakotaTennesseeTexasUtahVermontVirginiaWashingtonWashington D.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *