Устное народное творчество русского народа — Щи.ру
Устное народное творчество представляет собой обширный пласт русской культуры, формировавшийся на протяжении многих столетий. В произведениях русского фольклора отражаются многие чувства народа и его переживания, история, серьезные раздумья о смысле жизни, юмор, веселье и многое другое. Большинство произведений устного народного творчества существуют в стихотворной форме, которая позволяла их хорошо запоминать и передавать из поколения в поколение в устной форме.
К малым жанрам фольклора относятся небольшие по объему произведения: частушки, потешки, прибаутки, пословицы, загадки, колыбельные песни, небылицы, скороговорки. Иногда их относят к детскому фольклорному творчеству, потому, что знакомство человека в давние времена с этими произведениями происходило в том возрасте, когда он еще даже не разговаривал. Эти произведения интересны своей яркостью, доступностью, понятной для всех формой.
Малые жанры русского фольклора:
Русские пословицы и поговорки — представляют собой краткое, ритмически организованное, образное народное высказывание часто назидательного, поучающего содержания, это своеобразные народные афоризмы.
Часто состоят из двух частей, подкрепленных рифмой, имеют ритм, характерную аллитерацию и ассонансы.
Подробнее >>
Народные потешки – рифмованные коротенькие истории, песенки и стишки, сочетаемые с простыми движениями, предназначенные для развлечения ребенка, тренировки его памяти, развития мелкой моторики рук и координации движений, гармоничного развития ребенка в целом, посредством ненавязчивой игровой формы.
Подробнее >>
Прибаутки или забавушки – маленькие смешные часто рифмованные произведения, рассказывающие в яркой, занимательной форме об интересных событиях, произошедших с её героями. Отличаются динамичным содержанием, энергичными поступками героев, призваны заинтересовать ребенка, развить его воображение, принести позитивные эмоции.
Подробнее >>
Русские народные небылицы — небольшие по объему сказочные истории, иногда поданные в рифмованной форме, сюжет которых построен на бессмысленных, неподдающихся логике событиях.
Их задача – развеселить слушающего, привить ребенку чувство юмора, логику, фантазию и развить весь процесс мышления в целом.
Подробнее >>
Русская скороговорка – короткая шуточная фраза, построенная на сочетании труднопроизносимых звуков, придуманная нашими предками для развлечения и используемая сейчас для коррекции проблем с речью и дикцией.
Подробнее >>
Русские частушки — широта души русского человека, его тонкое чувство юмора и красота поэтической души в коротких, хлестких, берущих за душу, заставляющих смеяться и плакать в мелодичных рифмованных четверостишиях.
Подробнее >>
Русская загадка – вопросительное иносказательно описание предметов и явлений, особый вид развлекательного, острословного жанра, призванный заставлять человека думать, проявлять сообразительность, развивать его память и внимание.
Подробнее >>
Русская колыбельная – тихий, ритмичный и мелодичный напев, призванный успокоить ребенка и уложить его спать, сопровождающийся легким покачиванием детской колыбельки.
Подробнее >>
Устное народное творчество
Устное народное творчество – это словесное творчество народа, не записывающего свои сочинения, а изустно передаваемого (из уст в уста) из поколения в поколение. Устное народное творчество также называют одним словом – фольклор.
Фольклор (англ. folk-lore — «народная мудрость») – это не только устное словесное творчество народа, но и музыкальное.
В данной статье мы поговорим об устном народном творчестве, которое создавалось на протяжении многих веков.
К слову сказать, устное народное творчество изучают во 2, 3, 5 и 7 классе школы. Однако если вы любите разные интересные факты, то это будет вам также непременно интересно.
Особенности русского фольклора
На протяжении долгого времени создавалось множество сказаний, которые придумывались народом во время размышлений над теми или иными проблемами.
Испокон веков люди думали о том, что такое хорошо, и что такое плохо; как достичь счастья в семейной жизни, и как воспитывать детей.
Также устное народное творчество постигало проблему всестороннего развития личности, пытаясь дать важные советы на счет того, как стать мудрым.
В результате этого появилась масса поучительных сказок, поговорок и притч, помогающих человеку получить ответы на самые разные интересующие его вопросы.
Жанры устного народного творчества
Жанрами фольклора являются былины, сказки, песни, пословицы, загадки и другие вещи, о которых мы узнали от наших предков.
С течением времени многие выражения и мудрые высказывания видоизменялись, благодаря чему смысл того или иного изречения становился более глубоким и поучительным.
Нередко произведения, придуманные народом, рифмовались и складывались в стихи и песни, которые легко запоминались. Благодаря этому способу на протяжении долгих столетий русский фольклор передавался из уст в уста.
Произведения устного народного творчества
Итак, давайте перечислим произведения устного народного творчества, чтобы сформировать четкий список имеющихся видов фольклора.
- Былины
- Сказки
- Песни
- Пословицы и поговорки
- Загадки
- Легенды
- Колыбельные песни
- Пестушки и потешки
- Прибаутки
- Игровые приговоры и припевы
Это основные виды произведений, которые создаются не одним человеком, а непосредственно всем народом.
Камень на развилке дорогУстное народное творчество России
Ну что же, мы рассмотрим устное народное творчество России, так как нас интересует именно эта тема. При этом нужно сказать, что у других народов жанры фольклора очень похожие.
Песни
В народе песни являлись одним из наиболее популярных способов для выражения чувств. Несмотря на то, что они по объему значительно уступали сказкам и былинам, люди пытались закладывать в них глубокий и содержательный смысл.
Таким образом, в песнях отражались любовные переживания человека, размышления о жизни и будущем, общественные и семейные проблемы, и многие другие вещи.
Стоит заметить, что песни из устного народного творчества могут отличаться по стилю и манере исполнения.
Песни бывают лирическими, хвалебными, плясовыми, романтическими и т. д.
В устном народном творчестве очень часто используется прием параллелизма, помогающий ощутить природу настроения какого-либо конкретного персонажа.
Исторические песни посвящались разным выдающимся личностям или событиям.
Так, например, русские люди воспевали подвиги Степана Разина и Емельяна Пугачева, а также вспоминали о битвах, в которых они одерживали блестящие победы.
Былины
Интересен факт, что впервые термин «былины» был введен Иваном Сахаровым в середине 19 века. Былины представляют собой устное народное творчество в виде эпических песен, повествующих о героических событиях и знаковых эпизодах в истории народа.
Стоит отметить что они возникли еще в 9 веке. Ярким примером могут служить былины о богатырях, обладавших невероятной силой, красотой, мужеством и храбростью. Самыми известными русскими богатырями были Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович.
Как правило, исторические персонажи или события описываются в былинах в приукрашенном, и даже фантастическом стиле.
В них национальные герои могут в одиночку уничтожать целые вражеские войска, убивать разных чудовищ и преодолевать большие расстояния в кратчайшие сроки.
Герои былин никогда не испытывают страха перед врагом и всегда готовы выступить в защиту Родины.
Сказки
Сказки играют важную роль в устном народном творчестве. В данном жанре присутствуют элементы волшебства и чудесного героизма.
Нередко в сказках представлены совершенно разные сословия: от царей до простых крестьян. В них можно встретить работников, солдат, королей, принцесс, шутов и многих других персонажей.
Однако сказка – это не просто выдуманная и красиво сложенная история для детей. С помощью сказок народ старался воспитывать детей, закладывая в них глубокую мораль.
Как правило, все сказки имеют счастливый конец. В них всегда добро торжествует над злом, каким бы сильным и могущественным оно ни было.
Легенды
В устном народном творчестве под легендами подразумеваются устные недостоверные рассказы о фактах реальной действительности.
В них красочно отображаются события прошлого.
Существует множество легенд о происхождении народов, государств, океанов и подвигах вымышленных героев.
Особенно этот жанр был популярен в Древней Греции. До наших дней дошло множество мифов, рассказывающих о 12 подвигах Геракла, Одиссея, Тесея и прочих персонажах.
Загадки
Загадки представляют собой метафорические выражения, в которых один предмет изображается с помощью другого, имеющего с ним какое-либо сходство.
На этом основании человеку требуется посредством размышлений и смекалки угадать тот или иной предмет.
На самом деле очень сложно представить устное народное творчество без загадок, которые часто подавались в зарифмованном виде. Например, известное всем детям «Зимой и летом – одним цветом». Конечно, вы знаете, что это ёлка.
Благодаря сказкам, как дети, так и взрослые могут развивать свое логическое мышление и сообразительность. Интересен факт, что в сказках неоднократно встречаются загадки, которые обычно успешно разгадывает главный герой.
Пословицы и поговорки
Пословицы и поговорки играют одну из ключевых ролей в устном народном творчестве. Пословица – это краткое образное изречение с поучительным подтекстом, несущее какую-либо обобщенную идею или иносказание с дидактическим (нравоучительным) уклоном.
Поговорка представляет собой образное изречение, отражающее какое-нибудь явление жизни. При этом она не является законченным высказыванием. Нередко поговорки могут носить юмористический характер.
Пословицы и поговорки принято относить к малым жанрам устного народного творчества.
Кроме них к такому жанру можно причислить прибаутки, колыбельные песни, игровые приговоры, загадки, пестушки и потешки. Далее можно более подробно рассмотреть все эти разновидности фольклора.
Колыбельные песни
В устном народном творчестве колыбельные песни часто называют байками, поскольку корень этого слова «баить» – «рассказывать».
С помощью них родители старались убаюкивать своих детей, которые не могли уснуть.
Именно поэтому в народе начали появляться разные колыбельные песни, слушая которые ребенок быстро засыпал.
Пестушки и потешки
Пестушки и потешки в фольклоре использовались для воспитания подрастающего ребенка. Пестушки происходят от слова «пестовать», то есть «нянчить» или «воспитывать». Раньше их активно использовали для комментирования движений новорожденного.
Постепенно пестушки переходят в потешки – ритмичные песенки, напеваемые во время игры ребенка с пальцами ног и рук. Наиболее известными потешками в устном народном творчестве являются «Сорока-ворона» и «Ладушки».
Интересно, что в них также прослеживается определенная мораль. Благодаря этому, малыш с первых дней жизни учится различать добро и зло, а также хорошие или плохие качества человека.
Прибаутки
Когда малыши подрастали, им начинали петь так называемые прибаутки, которые были уже более глубокого содержания и не ассоциировались с играми.
По своей структуре они напоминали короткие сказки в стихах.
Наиболее известными прибаутками являются «Курочка Ряба» и «Петушок – золотой гребешок».
Чаще всего в прибаутках описывается какое-нибудь яркое событие, отвечающее подвижной жизни ребенка.
Однако поскольку малышам трудно долгое время сосредотачиваться на какой-то одной теме, прибаутки имеют очень краткий сюжет.
Игровые приговоры и припевы
С давнего времени игровые приговоры и припевы пользовались большой популярностью у народа. Их использовали во время игр. Они говорили о возможных последствиях при нарушении установленных правил.
В основном приговоры и припевы включали в себя различные крестьянские занятия: посев, жатву, сенокос, рыбалку и т. д. После их частого повторения, дети с ранних лет учились правильным манерам и усваивали общепринятые правила поведения.
Виды устного народного творчества
Из всего сказанного можно сделать вывод, что устное народное творчество состоит из многих составляющих. Вкратце для закрепления учащимся 2, 3, 5 и 7 класса напомним его виды:
- Былины
- Сказки
- Песни
- Пословицы и поговорки
- Загадки
- Легенды
- Колыбельные песни
- Пестушки и потешки
- Прибаутки
- Игровые приговоры и припевы
Благодаря всему этому, народу удавалось в краткой форме искусно передавать глубокие мысли и предания предков, сохраняя добрые традиции и народную мудрость.
Теперь вы знаете, что такое устное народное творчество и фольклор. Если вам понравилась данная статья – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам нравятся интересные факты вообще, и саморазвитие в частности – подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org. С нами всегда интересно!
Понравился пост? Нажми любую кнопку:
Русская народная мудрость в произведениях устного народного творчества
Всем известно, что каждая страна имеет творческое наследие от давних предков. Для любого народа его смело можно поставить на вершину культурного наследия всех времен, ибо здесь наиболее проявляется мудрость поколений и даже самосознание народа в целом.
Истоки происхождения
Как известно, художественные произведения, отнесенные к устному народному творчеству, не имеют единого автора.
Его автор — народ, передающий из поколения в поколение разные знания. Что самое интересное, в него входят и музыка, и театрализованные представления, и так называемые крылатые фразы, пословицы, пословицы, загадки, песни, былины, сказки.
Очень часто народная мудрость в произведениях устного народного творчества связана с понятием фольклор. Что это такое, мы сейчас рассмотрим подробнее.
Понятие фольклор
В целом само понятие фольклор об английском слове folklore, которое представляет собой сочетание двух терминов — folk (народ) и lore (знание, мудрость). Отсюда становится ясно, что, по сути, фольклор означает народную мудрость, и неважно, в какой художественной форме она выражена.
В чем красота и народная мудрость в произведениях устного народного творчества
Русский фольклор в мире считается одним из самых уникальных и богатых по наследию, оставленному нам нашими предками. Судите сами: какую работу не бери — в ней всегда есть мораль, как в басне. Но только в этом случае необходимо смотреть гораздо глубже, читать между строк, чтобы до конца понять, что народная мудрость выражается в произведениях устного народного творчества. Пословицы или те же крылатые фразы с поговорками, например, являются некими поучительными элементами народного творчества.
По большому счету, можно сказать, что их основная идея как бы предостерегает нас от неверных действий. Часто такие высказывания приобретают иносказательную форму и не всегда имеют буквальное значение, скажем, как во фразе о том, что без усилий и рыбки не поймаешь.
Возьмем, к примеру, самое известное выражение: «не зная брода, не лезь в воду» (брод — мелководье в пруду). Понятно, что изначально оно действительно было применимо для избежания опасности при переходе через пруд за прудом. Однако со временем оно приобрело более широкое значение, связанное с тем, чтобы заранее продумать исход ситуации, чтобы она не закончилась плохо. Такая народная мудрость в произведениях устного народного творчества прослеживается и во фразе «Семь раз отмерь…». И таких примеров очень много. Например, понятно, что фраза о том, что делу нужно дать время, а забаве — час, в понимании сводится к тому, что, пока не закончишь все дела, нельзя отдыхать, или к Дело в том, что вы должны сначала закончить начатую работу, а потом уже отдыхать.
Чему учит народный фольклор
Мудрость поколений может многому научить. Очень интересен еще один элемент, который включает в себя народную мудрость в произведениях устного народного творчества. Былины, сказки или легенды, например, произведения, сочетающие в себе литературный и музыкальный аспекты. Очень часто их исполняли бродячие кассирши.
Большинство из них описывают какие-то исторические события или надежды людей на лучшую жизнь. Благодаря таким произведениям можно даже изучать историю того или иного народа. Хотя сюжет или образы главных героев могут быть сильно приукрашены, но тем не менее основная идея или ход исторических событий остается неизменным. Одним из важнейших сокровищ русского фольклора является «Слово о полку Игореве».
Почти во всех жанрах можно встретить некоторые ассоциации, помогающие понять, почему появились те или иные словосочетания, используемые в повседневной жизни. Богатыри всегда считались на Руси сильными, как дубы. Ну не зря народ придумал такое сравнение о непобедимости своих героев? Иногда добрых молодцов сравнивали с орлами (иногда с селезнями), а я краснею девушку с лебедем или голубем.
Заключение
В педагогическом плане народная мудрость в произведениях устного народного творчества имеет более глубокий смысл, чем об этом думают. Многие считают, что те же сказки — это просто вымысел. О, нет! Хотя в них есть одушевленные животные, птицы, растения, предметы или стихии, а также персонажи и явления, не существующие в природе, сами люди говорят, что хоть сказка и вымысел (ложь), но в ней содержится скрытый намек на то, что должно послужить уроком на будущее.
Если хорошенько подумать, это правда. При этом не стоит воспринимать народные фольклорные произведения в буквальном смысле. Здесь нужно вникнуть в самую суть повествования. Самое интересное, что многие классики литературы переняли этот прием сравнительного иносказания из народного фольклора.
Что относится к устному народному творчеству. Произведения устного народного творчества как источник выразительности, образности детской речи
Фольклор…. Это история народа, его духовное богатство.
Уже тысячу лет назад никто на Руси не мог свидетельствовать с тех пор, когда было принято петь былины, рассказывать сказки. Они передавались из поколения в поколение вместе с обычаями и обрядами, с теми навыками, без которых избы не срубишь, меда не добудешь, ложки не вырежешь. Это были своего рода духовные заповеди, заветы, которые чтились народом. Пение былин, рассказывание сказок, пословиц, поговорок понималось народом как сила, действующая с целью созидания. Одним из пластов этого творения является мудрость образования. Народ есть величайший учитель-мыслитель, учитель-практик. Теоретическая глубина и поэтическое обаяние, образность и афоризм — все слилось в поэтическом народном голосе. К. Д. Ушинский писал: «Воспитание существует в русском народе столько веков, сколько существует сам народ — с ним рождались, с ним выросли, отразили в себе всю историю!» Устное народное творчество является одним из важнейших фондов обучения родному языку. В работе с детьми дошкольного возраста художественное слово занимает очень большое место.
Дети очень любят слушать народную сказку, колыбельную, потешку. Устное народное творчество в первую очередь радует их интересным содержанием, красотой художественных образов, выразительностью языка. В настоящее время она имеет для детей воспитательное значение… В.Г. Белинский писал, что детская книга пишется для воспитания, а воспитание — великое дело, оно решает судьбу человека. Детский фольклор русского народа необычайно богат и разнообразен. Он представлен сказками, многочисленными произведениями малых жанров — колыбельными, потешками, припевками, скороговорками, считалками, дразнилками, шутками, загадками. Детский фольклор – это своеобразная кладовая, в ней хранятся произведения взрослых, ставшие детскими. Ценность устного народного творчества заключается в его влиянии на всестороннее развитие ребенка. Устное народное творчество помогает ребенку уточнить и закрепить знания, постепенно обогащая их новыми понятиями и представлениями. Самые маленькие дети в первую очередь знакомятся с произведениями устного народного творчества.
Гениальный создатель языка и величайший учитель — народ создал такие произведения художественного слова, которые проводят ребенка по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития. Младший ребенок усваивает звуки родного языка, их мелодии, затем овладевает умением понимать их значение, в более старшем возрасте начинает постигать точность, выразительность и красоту языка и, наконец, приобщается к народному опыту, народной морали, народная мудрость… Знакомство малыша с устным народным творчеством начинается с песенок, потешек. Под звуки их нежных, мелодичных слов Малыш проснется легче, даст себя умыть: Воды, водички, Чтоб щечки покраснели, Умой личико, Чтоб смеялся ротик, Чтоб глазки блестели, Укусить зуб. Моменты ухода за ним, не всегда приятные для ребенка, под звуки песен переходят в тот эмоциональный контакт, в те формы речевого общения, которые так необходимы для развития. Особенно детям нравится играть со взрослыми. В народе создано множество песенок-игр, сопровождая действия с малышом словами понравившейся ему песенки, взрослые учат ребенка прислушиваться к звукам речи, улавливать их ритм, отдельные звукосочетания и постепенно вникать в их смысл: Сорока — белобокая Каша сварилась, Детей накормила Этот дал, Этот дал, Я этому дал, этому дал, а этому не дал — Ты воды не носил, Ты дрова не рубил, Ты каши не варил — У тебя есть ничего! Своевременное развитие фонематического слуха, формирование умения улавливать тонкие звуковые различия подготавливает ребенка к овладению правильным звукопроизношением.
Наиболее трудны для усвоения детьми звукосочетания, в которых много шипящих, свистящих, звонких, то и дело можно услышать в песенках: Ладно, ладно Где ты был? — Что ты ел у бабушки? — каша… Цыпочки, цыпочки, цыпочки, березки! Летели две птички, маленькие были… Скока — прыгай, мостик сделаю, серебром вымощу, отпусти всех ребят! Научившись различать вариативность забавных звукосочетаний, дети, подражая взрослым, начинают играть словами, звуками, звукосочетаниями, улавливая специфику звучания русской речи, ее выразительность, образность. Слушая певучесть, образность народного языка, ребенок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и своеобразию русского слова. Простота и мелодичное звучание потешек, песенок, анекдотов помогает детям запомнить их. Они начинают вводить в свои игры народные потешки, песенки, шутки, кормя куклу или укладывая ее спать. Для всестороннего развития детей особое значение приобретают игры — забавы с использованием фольклора. Взрослые стараются ввести в игры хорошо знакомые детям потешки, чтобы дать возможность проявить речевую активность.
.. Солнышко, солнышко, Дождик, дождик, Посмотри в окошко, Полно льет, Малыши ждут тебя, Малыши мокрые! Они ждут молодых. Вызывают интерес у детей фольклорные произведения, в которых есть звукоподражания голосам животных и очень конкретно описываются их повадки. В таких потешках малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому. Наши утки с утра: Кря, кря, кря! Наши гуси у пруда: Ха-ха-ха! Ха-ха-ха! Наши куры на окошке: Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! Детские народные песни неординарны по своему содержанию, композиции, музыкальному строю и характеру исполнения. Песни поются соло, поются хором, просто так и в танце, говорят в речитативе, читаются как стихи. Зайка, ты зайка, короткие лапки Куда мне бежать? Марокканские сапоги. Медведь — мой дядя… Детские песенки поддерживают интерес детей к поэтическому слову, не дают угаснуть их чувству юмора, служат делу воспитания звонкоголосого, веселого, жизнерадостного человека… Скороговорки зародились в Россия в древности. В них отражались разные стороны жизни русского народа, его быт, интересы, верования, суеверия.
Скороговорки – безобидные словесные игры для детей. Они произносятся быстро повторяющимися труднопроизносимыми стихами и фразами. Скороговорка объединяет однокоренные или созвучные слова: Во дворе — трава, на траве — дрова. Не ищи у гуся усов — не найдешь. Особой популярностью пользуются скороговорки со сложным и богатым звуковым оформлением: Грека перевез через реку, Он грека руку в реку сунул Он грека в реке видит Рак грека рак рукой цапа! Скороговорки помогают правильно и чисто произносить труднопроизносимые стихи и фразы, знакомят с богатством русского языка, с новыми поэтическими образами. Одни скороговорки живут много лет и дошли до наших дней из глубины веков, другие складываются в наше время. Человек начал загадывать загадки еще в глубокой древности. Загадка развивала наблюдательность, учила воспринимать мир многогранно и образно, способствовала совершенствованию человеческого мышления. Загадка — это краткое описание предмета или явления, часто в стихотворной форме, содержащее замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предложенного (скрытого) вопроса.
Воспитательные и воспитательные возможности головоломки разнообразны. С помощью загадок формируют любовь к народному творчеству, родному языку, живому, образному и точному слову, вводят ребенка в мир народной поэзии, доставляя ему эстетическое удовольствие. Загадка как никакое другое произведение малого жанра дает наглядный пример того, как емко, красочно, по-разному можно сказать об одном и том же предмете, близком опыту людей. Под деревом, под осиной мальчик с пальчиком, в серкафтане, в красной шапочке — это свежий, свежий грибок. В лесу, в лесу старые старики, на них красные шапочки — это приземистые подосиновики. Таким образом, под влиянием произведений устного народного творчества у ребенка вырабатывается привычка рассматривать слово как живое и многогранное. средства речи . Это улучшает языковую подготовку ребенка, развивает образность, выразительность детской речи, естественно и успешно развивает ее мыслительные способности, расширяет представления о материальном и духовном мире.
Устное народное творчество как средство формирования культурного поля школьника
ДокументУстное народное творчество уходит своими корнями в историю народа. За долгие годы фольклорная кладовая пополнилась бесценными сокровищами. Народное творчество зародилось в глубокой древности и долгое время, до появления письменности, было
Рабочая программа дисциплины «Методика развития речи детей с логопедическим практикумом» Специальность 050704
Рабочая программаСоставлена в соответствии с государственными требованиями к минимальному содержанию и уровню подготовки выпускников по специальности 050704 «Дошкольное образование»
М.В. Ломоносова, филологический факультет, кафедра русского устного народного творчества Программы Акурс а «Русское устное народное творчество» Для государственных ВУЗов Программа
ПрограммаСпецифика фольклора как устного традиционного народного творчества. Фольклористика как наука со своим особым предметом изучения.
Его место в ряде смежных наук гуманитарного цикла: литературоведении, языкознании, искусствоведении,
203
03 Назад вперед
Внимание! Предварительный просмотр слайдов предназначен только для информационных целей и может не отображать все параметры презентации. Если вас заинтересовала эта работа, пожалуйста, скачайте полную версию.
Цель занятия: обобщить знания детей об изучаемых видах устного народного творчества, привить любовь к истории своего Отечества, закрепить умение школьников разбираться в разных жанрах устного народного творчества.
На занятиях
1. введение преподаватели:
Устное народное творчество возникло очень давно, когда у людей возникло желание поделиться друг с другом своими мыслями, чувствами и мечтами. Изучая жанры устного народного творчества, вы научились еще больше любить свою страну и прикоснулись к истории нашей Родины.
Давайте вспомним, что мы узнали сегодня на этих уроках магии, путешествуя по волнам чудесных открытий. Удачи тебе!
2. Основной курс урока:
1) Какие виды устного народного творчества вы знаете?
Давайте проверим, что говорят нам голубые океанские волны.
(Учитель показывает Слайд 2 презентацию.)
Конечно, вы правы. Мы знаем:
2) Следующая остановка «Русские народные сказки».
Учитель: «Народные сказки – это произведения устного народного творчества о вымышленных событиях и героях. Это сказки о людях, их поступках и отношении друг к другу. Вы также знаете сказки о животных, которые сочинил наш народ.
(Показать Слайд 3. )
Какие сказки вы знаете?
Чему учат народные сказки?
Какая твоя любимая сказка?
А теперь поиграем в угадывание названий сказок.
Игра «Угадай сказку»:
( Показать слайд 4.)
A) «Угадай сказку»:
Румяный круглый мальчик
Сбежал из дома на день.
С песней веселой бродил
И всех бед избегал.
До тех пор пока в лесу
я не встречал хитрую лису.
(Ответ: булочка)
Б) Кто это?
(Показать слайд 5.)
Парень слез с любимой печки,
Я поплелся к реке за водой.
Поймал щуку в проруби
И с тех пор не знал забот.
(Ответ: Емеля.)
В) Еще одна загадка
(Показать слайд 6.)
На кочке болотной
Невеста ждет
Когда за ней
Придет принц.
(Царевна-лягушка)
3) Следующая остановка — Детская.
(Показать слайд 7.)
Для чего они были созданы? (Рассмешить людей и в забавной форме показать отрицательные черты человека и его ошибки.
Где ты мог услышать детские стишки? (На ярмарках, гуляниях и праздниках.)
Запомни наизусть любимые детские стишки.
4) Стоп — «Скороговорки».
( Показать слайд 8.)
Какие скороговорки вы знаете?
Что такое скороговорка?
Какой темп речи нужен для скороговорок? (Быстро и понятно.)
Запомните несколько скороговорок.
5) Остановка — «Загадки».
( Показать слайд 9.)
Что такое загадки?
Что загадка развивает в человеке?
Вспомни свои любимые загадки.
Блиц-турнир по загадкам:
1. – Есть чудо в семи шубах,
Кто его тронет, сам заплачет.
(Лук.)2 — Подставки в горшке
На окне стоит ёжик.
(Кактус)3. Горбатый мост
Стоит на четырех опорах.
(верблюд)4. В пустой лощине сто домов.
Сто котлов,
Посередине ярмарка.![]()
(улей)5. Из-под снега расцветает,
Первая встречает весну.
(Подснежник.)
6) Остановка «Былины».
Герои былин — герои, обладавшие недюжинной силой, умом и отвагой.
(Показать слайд 10.)
Что такое эпос?
Былины — это произведения русского фольклора о подвигах богатырей, живших в далеком прошлом.
Каких героев былин вы знаете?
Добрыня Никитич, Илья Муромец и др.
Назовите те былины, которые вы уже читали?
7) Остановка «Колыбельные».
Учитель: Название песни «Колыбельная» происходит от слова «колыбель». Люлька-качалка для младенцев. Мама качала малыша и пела песенку. Эта песня помогла ребенку уснуть.
— Прочитайте выразительные колыбельные, которые вы подготовили.
(Дети читают песенки.)
3. Конспект урока:
( Показать слайд 11.)
Вопросы к уроку:

Ответы на задания. С.В. Кутявина Тетрадь для литературного чтения. 3 класс. М.: ВАКО, 2017
1. Что относится к устному народному творчеству? Писать.
Сказки, загадки, припевки, басни, былины, сказки, песни, скороговорки, потешки, пословицы, поговорки.
2. Прочтите стихотворение четко, выразительно. Определите жанр этого текста. Писать.
На краю избы
У каждой старухи есть корзина.
В каждой корзине есть кот.
Кошки в корзинах
Шьют сапоги старушкам.
Это скороговорка.
3. Эти стихи нужны во время игр. Прочтите их четко, выразительно.
Мотылек Вителлок,
Принеси нам ветерок:
От ворот до поворота
Вгони лодку в ручей.
Речки
Нести стружку
Из тихих вод
К великой реке.
4. Читать только русские буквы. Вы узнаете, к какому жанру устного народного творчества относятся стихотворения.
Писать.
L NS SW PI VSG G LI OB WS OP IV K L A
ЗАКЛИНАНИЕ
5. Рассмотрите рисунок. Какие песни могут петь дети? Подчеркивать.
Колыбельные, плясовые песни, припевы, напевы, хороводные песни.
6. В веселых припевах часто обращались к солнцу, дождю, прося тепла и богатого урожая. Читай песнопения. Объясните, чем они отличаются.
Радужная дуга!
Принеси нам дождь!
Радужная дуга!
Убей дождь!
Давай, солнышко
Звонок!
В первом звонке просят, чтобы пошел дождь, во втором — перестал.
7. Сочинить песню-призыв на любую тему.
Весна красная!
Зима ушла!
Подарите бабочке цветы!
Береза - зеленые бутоны!
Полей луг дождем,
Подсуши землю солнцу!
Медведь — медовая колода,
Чтоб не пугать лесных людей!
8. Дополните текст нужными словами.
Кто не знает пословиц и поговорок? В них люди раскрывают свое отношение к жизни.

Его место в ряде смежных наук гуманитарного цикла: литературоведении, языкознании, искусствоведении,