Софист кто такой: СОФИСТЫ | Энциклопедия Кругосвет

СОФИСТЫ | Энциклопедия Кругосвет

СОФИСТЫ (от греч. «софос» – мудрый) – представители интеллектуального течения в общественной и культурной жизни Древней Греции сер. 5–1-й пол. 4 вв. до н.э., платные преподаватели красноречия и различных знаний, считавшихся необходимыми для деятельного и успешного участия в гражданской жизни. Новая ориентация софистического движения по сравнению с досократиками состояла в исключительном интересе к человеку и обществу и почти полному игнорированию натурфилософской проблематики. Основные сочинения софистов до нас не дошли, об их взглядах можно судить главным образом по сочинениям их оппонентов – Платона и Аристотеля.

К старшим софистам (2-я пол. 5 в. до н.э.) причисляют Протагора, Горгия, Гиппия, Продика, Антифонта, Крития. К следующему за ними поколению младших относят Ликофрона, Алкидаманта, Фрасимаха.

Свою главную педагогическую и просветительскую задачу софисты видели в воспитании «добродетели» (арете) и «умении хорошо говорить», что подразумевало знакомство с основами истории, права, теоретических дисциплин, в т. ч. математики и философии. При этом общей чертой их учений был релятивизм, нашедший классическое выражение в положении Протагора «человек – мера всех вещей»: в интерпретации Платона это означало отказ от критериев истинности, абсолютизацию любого частного мнения и оправдание интеллектуального произвола. Упрочению представления об отсутствии абсолютной истины и объективных ценностей способствовал широко применявшийся софистами метод сопоставления противоречивых гражданских норм и религиозных обрядов, господствовавших у различных народов. Важнейшую роль играло противопоставление природы и закона, где природа выполняла функцию элемента объективного и постоянного, а закон, установленный произволом людей, находящихся у власти, – элемента изменчивого и произвольного.

Много внимания софисты уделяли разработке приемов убедительности речи и разработке логики. Протагор сделал первые попытки систематизировать приемы умозаключения. Ликофрон анализировал роль связки «есть» в предложении. Протагор, согласно традиции, положил начало словесным состязаниям, в которых многие софисты прибегали к логическим передержкам и парадоксам, получившим уже в древности название «софизмов»; он же ввел в практику т. н. «двойные речи», когда практиковалось умение говорить «за» и «против» одного и того же тезиса. Горгий и другие софисты развили преподавание ораторского искусства, заложили основы науки о языке. Протагор занимался категориями словоизменения и синтаксисом предложения. Продик разработал основы учения о синонимах.

В социально-политических области были сторонниками демократии и высказывали идеи равенства всех людей. Алкидамант заявлял, что «бог сделал всех свободными, природа никого не сделала рабом».

Софисты неизбежно впадали в противоречие с традиционными религиозными верованиями. Так, Протагор утверждал, что не знает, существуют ли боги. Фрасимах полагал, что боги не обращают внимания на людей. Продик видел истоки религии в почитании хлеба и вина, солнца, луны и рек – всего, что необходимо для поддержания жизни. Критий, вставший во главе правительства «30 тиранов» в Афинах после поражения в Пелопоннесской войне, в сочинении Сизиф объявил религию выдумкой, принуждающей людей соблюдать законы и удерживающей от тайных преступлений из-за страха перед всеведающим божеством.

Софисты не были объединены институционально в рамках определенной «школы», их взгляды не отличались единством даже по основным вопросам. В то время как «аноним Ямвлиха» (автор текста, известного по Протрептику Ямвлиха) считал законы основой нормального существования людей, Антифонт объявлял государственные установления злом. Ликофрон отводил закону роль гаранта личных прав граждан (Аристотель. Политика III 9, 1280b8), а Фрасимах, по Платону, утверждал, что правители везде навязывают гражданам выгодные для себя законы (Платон. Государство, 336b-354c). Тем не менее, консолидация различных мыслителей вокруг определенного комплекса идей позволяет зафиксировать начало, а конец популярности того же комплекса идей позволяет определить завершающий момент истории движения.

Вследствие усиления в Афинах консервативного умонастроения после поражения в Пелопоннесской войны, просветительский рационализм софизма потерял ту широкую социальную поддержку, которой пользовался в пору своего расцвета. Дальнейшее развитие многих идей, обсуждавшихся или только намеченных греческой софистикой, происходило в сократических школах, особенно в философских школах Платона и Аристотеля.

Фрагменты: Маковельский А.О. Софисты, ч. 1–2, Баку, 1940–1941.

См. также СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ; АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ; ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ.

Мария Солопова

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Философия»

Какую плату за обучение брал со своих учеников Конфуций?

Пройти тест

СОФИСТЫ • Большая российская энциклопедия

Авторы: А. В. Лебедев

СОФИ́СТЫ (греч. σοφιστής  – учи­тель муд­ро­сти, от σοφίζω  – умуд­рять, на­став­лять, обу­чать ка­ко­му-то ис­кус­ст­ву), в Древ­ней Гре­ции ча­ст­ные пре­по­да­ва­те­ли на­ук и ис­кусств во 2-й пол. 5 в. до н. э., пред­ла­гав­шие за пла­ту мо­ло­дым лю­дям под­го­то­вить их к ус­пеш­ной дея­тель­но­сти в пуб­лич­ной и ча­ст­ной сфе­ре. К древ­ним С. от­но­сят­ся Про­та­гор, Гор­гий, Про­дик из Ке­о­са, Гип­пий из Эли­ды, Ан­ти­фонт, Кри­тий Афин­ский, Фра­си­мах Хал­ке­дон­ский, т.  н. Ано­ним Ямв­ли­ха (не­из­вест­ный со­фис­тич. ав­тор кон. 5 в., вы­держ­ки из ко­то­ро­го со­хра­ни­лись в «Про­треп­ти­ке» Ямв­ли­ха) и ав­тор трак­та­та «Двой­ные ре­чи». К древ­ним С. сле­ду­ет так­же при­чис­лить ав­то­ра па­пи­ру­са из Дер­ве­ни (из кру­га Про­ди­ка) – трак­та­та о про­ис­хо­ж­де­нии ре­ли­гии, в ко­то­ром ре­лиг. со­дер­жа­ние ор­фич. тео­го­нии (см. Ор­физм) по­ле­ми­че­ски под­ме­ня­ет­ся на­ту­ра­ли­стич. фи­зи­кой Анак­са­го­ра. Сре­ди С. – эн­цик­ло­пе­ди­сты, пре­по­да­вав­шие весь круг на­ук то­го вре­ме­ни, вклю­чая ес­т­ест­воз­на­ние и ма­те­ма­ти­ку (Гип­пий и др.). Но гл. упор, как пра­ви­ло, де­лал­ся на ри­то­ри­ку и диа­лек­ти­ку – уме­ние убе­ж­дать, ар­гу­мен­ти­ро­вать и пред­став­лять «сла­бый те­зис силь­ным» (напр., в су­де). С. вне­сли зна­чит. вклад в раз­ви­тие со­ци­аль­ной фи­ло­со­фии, эти­ки, ан­тро­по­ло­гии, ис­то­рии, грам­ма­ти­ки. Со­чи­не­ния древ­них С. (за ис­клю­че­ни­ем «Двой­ных ре­чей» и не­сколь­ких шут­ли­вых дек­ла­ма­ций Гор­гия) не со­хра­ни­лись, их взгля­ды из­вест­ны толь­ко из ссы­лок и ци­тат у позд­ней­ших ав­то­ров, пре­ж­де все­го у Пла­то­на. Пла­тон изо­бра­зил С. тео­ре­тич. оп­по­нен­та­ми Со­кра­та и по­свя­тил по­ле­мич. бе­се­дам Со­кра­та с са­мы­ми из­вест­ны­ми С. од­но­им. диа­ло­ги: «Про­та­гор», «Гор­гий», «Гип­пий Боль­ший», «Гип­пий Мень­ший» и др.

Боль­шин­ст­во древ­них С. бы­ли сто­рон­ни­ка­ми на­ту­ра­ли­стич. кар­ти­ны ми­ра, соз­дан­ной пред­ста­ви­те­ля­ми ио­ний­ской тра­ди­ции (см. До­со­кра­ти­ки) и ис­клю­чав­шей уча­стие бо­гов в про­ис­хо­ж­де­нии ми­ра и их влия­ние на жизнь лю­дей (в 5 в. в Афи­нах эта тра­ди­ция пред­став­ле­на Анак­са­го­ром). С. до­пол­ни­ли ио­ний­скую кос­мо­го­нию ис­то­ри­ей куль­ту­ры и ци­ви­ли­за­ции (трак­тат Про­та­го­ра «О пер­во­быт­ном со­стоя­нии»), со­дер­жа­щей идею про­грес­са че­ло­ве­че­ско­го ро­да. На этих ба­зис­ных иде­ях был ос­но­ван про­грамм­ный ант­ро­по­ло­гизм и гу­ма­низм Про­та­го­ра («Че­ло­век есть ме­ра всех вещей»): не бо­ги, а че­ло­век де­ла­ет дей­ст­ви­тель­ны­ми при­ня­тые в об­ще­ст­ве пред­став­ле­ния о до­б­ре и зле, спра­вед­ли­во­сти и не­спра­вед­ли­во­сти. Для мно­гих про­стых афи­нян (осо­бен­но кон­сер­ва­тив­ных и на­бож­ных) взгля­ды С. ка­за­лись «без­бож­ны­ми». Рев­ни­те­ли ста­рин­но­го бла­го­чес­тия ини­ции­ро­ва­ли ряд про­цес­сов про­тив афин­ских ин­тел­лек­туа­лов по «об­ви­не­нию в не­чес­тии» (γραφὴ ἀσεβείας), жерт­ва­ми ко­то­рых ста­ли Анак­са­гор, Дио­ген Апол­ло­ний­ский, Про­та­гор (его соч. «О бо­гах» бы­ло пуб­лич­но со­жже­но гла­ша­та­ем на аго­ре, а сам он при­го­во­рён к из­гна­нию) и в 399 Со­крат (хо­тя он был про­тив­ни­ком со­фис­тов). Пла­тон, ко­то­рый, в от­ли­чие от С., был глу­бо­ко ре­лиг. мыс­ли­те­лем и не­при­ми­ри­мым кри­ти­ком де­мо­кра­тии, от­вер­гал со­фис­тич. ис­то­рию ци­ви­ли­за­ции и тео­рию об­ществ. до­го­во­ра. Порт­ре­ты С. в его диа­ло­гах име­ют ка­ри­ка­тур­ный ха­рак­тер, и имен­но под их влия­ни­ем воз­ник­ли не­га­тив­ные кон­но­та­ции сло­ва «со­фист», до Пла­то­на быв­ше­го ней­траль­ным тер­ми­ном, не­ред­ко с по­ло­жи­тель­ным зна­че­ни­ем. По­сле по­ра­же­ния Афин в Пе­ло­пон­нес­ской вой­не на сме­ну на­ту­ра­лиз­му и гу­ма­низ­му С. при­шло воз­ро­ж­де­ние ре­лиг. ме­та­фи­зи­ки Пи­фа­го­ра в Ака­де­мии Афин­ской: «Не че­ло­век, а бог есть ме­ра всех ве­щей», объ­я­вил Пла­тон в «За­ко­нах».

От эпо­хи древ­них С. сле­ду­ет от­ли­чать Вто­рую со­фис­ти­ку 2 в. н. э., свя­зан­ную с лит. дви­же­ни­ем ат­ти­циз­ма – ори­ен­та­ци­ей на клас­сич. об­раз­цы ат­ти­че­ской про­зы. Пи­са­те­ли Вто­рой со­фис­ти­ки (Элий Ари­стид, Ди­он Хри­со­стом, Фи­ло­ст­рат, Лу­ки­ан, от­час­ти Плу­тарх и др.) бы­ли пре­им. ри­то­ра­ми, куль­ти­ви­ро­ва­ли изя­ще­ст­во сло­га и лю­би­ли пуб­лич­ные дек­ла­ма­ции эпи­дейк­ти­че­ско­го («по­каз­но­го») и мо­ра­ли­стич. тол­ка.

Sophist Определение и значение — Merriam-Webster

соф ·​ист ˈsä-fist 

1

: философ

2

с большой буквы : любой из класса древнегреческих учителей риторики, философии и искусства успешной жизни, выдающихся примерно в середине пятого века до н. э. за их ловкие тонкие и якобы часто благовидные рассуждения

3

: придирчивый или ошибочный рассуждатель

Примеры предложений

Недавние примеры в Интернете И если изложение контринтуитивной позиции отдано в руки хитрого

софист , а тот, кто поддерживает здравый смысл, прост и менее учен, то битва уже проиграна, не начавшись. — Разиб Хан, Discover Magazine , 3 января 2013 г. Гибрид постмодернистского ученого и публичного интеллектуала в конечном счете является гностическим софистом высшего порядка, превращающим простые, хотя и неприятные истины о мире в темное культовое зелье. — Разиб Хан, 9 лет. 0025 Журнал Discover , 29 декабря 2011 г. В самом известном диалоге Платона «Государство» Сократ вступает в разговор со смелым и устрашающим Фрасимахом, который является софистом , то есть тем, кто дает инструкции о том, как аргументировать дело, независимо от его достоинств. — Ребекка Ньюбергер Гольдштейн,
WSJ
, 15 марта 2018 г. Даже самый бессовестный софист будет утверждать, что что-то подобное произошло. — Хью Хьюитт, The Denver Post , 10 марта 2017 г.

Эти примеры предложений автоматически выбираются из различных онлайн-источников новостей, чтобы отразить текущее использование слова «софист». Мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв.

История слов

Этимология

Латинское sophista , от греческого sophistēs , буквально, эксперт, мудрец, от sophizesthai становиться мудрым, обманывать, от sophos умный, мудрый

Первое известное использование

значение, определенное в 14 веке смысл 1

Путешественник во времени

Первое известное использование софиста было в 14 веке

Посмотреть другие слова из того же века софизм

софист

софист

Посмотреть другие записи поблизости

Процитировать эту запись «Софист».

Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/sophist. По состоянию на 24 января 2023 года. существительное

соф ·​ист ˈsäf-əst 

: один, который утверждает, используя софизм

Подробнее от Merriam-Webster на

Sophist

Britannica English: перевод Sophist для арабских колонок

Britannica.com: Encyclopedia Arante Abstry Abstry .

Последнее обновление:

22 января 2023 г. — Обновлены примеры предложений

Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!

Merriam-Webster без сокращений

балканизировать

См. Определения и примеры »

Получайте ежедневно по электронной почте Слово дня!


Большая британская викторина по словарному запасу

  • Названный в честь сэра Роберта Пиля, как называется британская полиция?
  • Робби Берти
  • Пилхеды Бобби

Вы знаете, как это выглядит… но как это называется?

ПРОЙДИТЕ ТЕСТ

Сможете ли вы составить 12 слов из 7 букв?

PLAY

софист — Викисловарь

Содержание

  • 1 Английский
    • 1. 1 Этимология
    • 1.2 Произношение
    • 1.3 Существительное
      • 1.3.1 Замечания по использованию
      • 1.3.2 Связанные термины
      • 1.3.3 Переводы
    • 1.4 Каталожные номера

Английский[править]

Английский В Википедии есть статья:

софист

Википедия

Этимология0199, также

sophistes , само заимствовано из древнегреческого σοφιστής (sophistḗs, «стремящийся к мудрости»), из σοφίζομαι (sophízomai, «стать мудрым»).

Произношение

  • (США) IPA (ключ) : /ˈsoʊfɪst/
  • Существительное

    1. Один из класса учителей риторики, философии и политики в Древней Греции.
    2. (образно) Учитель, использующий правдоподобные, но ошибочные рассуждения.
    3. (образно, в более широком смысле) Тот, кто придирчив, ошибочен или обманчив в аргументах.
      Синоним: логический прерыватель
    4. (датированный) Альтернативная форма софист («студент университета, окончивший не менее одного года»)
    Примечания по использованию ссылается. Софист самого раннего периода был мастером в своем искусстве или ремесле, который демонстрировал (учил на собственном примере) свои практические навыки / обучение в обмен на плату. Более поздние софисты были поставщиками всестороннего образования, призванного дать ученикам
    arete – «добродетель, человеческое совершенство». К поздней античности софистов / софистов имели тенденцию обозначать исключительно опытного оратора и / или учителя риторики. [1] [2]
    Родственные термины[править]
    • софизм
    • софистер
    • сложный
    • софистика
    • софистика
    • второкурсник
    Переводы[править]

    древний учитель риторики и др.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *