Установление уроков и погостов княгиней ольгой: Чему способствовало установление княгиней Ольгой уроков и погостов?

Налоговая реформа княгини Ольги

История Древней Руси изобилует самыми разными событиями одним из которых, несомненно, является налоговая реформа княгини Ольги, повлиявшая на жизнь широкого круга населения страны.

Причины и предпосылки реформы

В 945 году умирает киевский князь Игорь Рюрикович. Князь был убит во время полюдья, когда он пытался собрать налог выше установленного с древлян. Трудно сказать, почему именно с древлян Игорь решил собрать больше дани, возможно, это было связано с тем, что древляне не участвовали в походах князя в Византию. А может быть и так, что Игорь намеревался и с остальных племен собрать больше дани, если бы добрался до них, ведь древляне первыми стояли на пути князя во время полюдья. Как бы там ни было, древляне убили князя Игоря и поводом стал сбор дани.

ИНТЕРЕСНО! В древней Руси князья сами в сопровождении дружины объезжали страну, собирая дань (налог). Объезд обычно совершали с ноября по апрель, после сбора урожая. Такой способ сбора дани получил название полюдье, так как князь ездил по людям и собирал дань.

Оставшаяся вдовой с малолетним сыном княгиня Ольга приняла ряд важных мер, чтобы подобного не повторилось. С одной стороны убийство князя не должно было остаться безнаказанным. И Ольга так жестоко наказала древлян, что ни они, ни другие племена и не думали больше восставать против власти.

С другой же стороны княгиня понимала, что одними жестокими мерами здесь не обойтись и необходимо менять всю структуру сбора налогов. Необходимо было предотвратить злоупотребления при сборе и со стороны власти, так как могло повториться то, что случилось с князем Игорем.

Расправившись с древлянами, Ольга осенью 946 года объехала их земли, по пути облагая их данью. После этого княгиня вернулась в Киев, где обдумывала свои дальнейшие действия.

В итоге княгиня Ольга решила провести масштабную налоговую реформу, которая затронула как сами налоги, так и способ их сбора.

Суть налоговой реформы княгини Ольги

В 947 году княгиня Ольга с дружинниками выехала на север страны в направлении Новгорода и Пскова. В отрывках летописи приведенных историком В. Н. Татищевым в своем труде «История Российская» говорится об этом так:

«Ольга, оставив в Киеве во управлении сына своего, сама со многими вельможами пошла к Новгороду и устроила по Мсте и по Полю погосты, и по Лугу оброки и дани уложила».

Однако ряд известных ученых, таких как Шахматов А.А., Грушевский М. С., Лихачев Д. С. ставили под сомнение путешествие Ольги в Новгород, считая, что в этой информации много нестыковок.

Правда это или нет, но Ольга в это время провела реформы, возможно, во время своей поездки по стране. Проезжая по разным местам княгиня выбирала населенные пункты, с целью сделать их налоговыми центрами. Датой проведения реформы принято считать 946-947 годы.

ИНТЕРЕСНО! Одним из мест сбора дани был небольшой укрепленный городок у реки Луга, что в современной Ленинградской области. Здесь не так давно местными археологами были обнаружены следы древнего поселения.

Погосты

Новые места сбора, установленные реформой, получили название погосты. Это слово произошло от видоизмененного слова погостье, т.е. погостить. Они первое время существовали наравне со становищами, которые были местами остановки князя во время полюдья.

Налоговая реформа Ольги сопровождалась фактически не осознанной административно-территориальной реформой, так как погосты в виде бывших сел и торговых мест стали превращаться в местные административные центры, где прибывали представители центральной княжеской власти. Погосты превращали в настоящие крепости с валами и частоколами.

Теперь князю не надо было полгода проводить в путешествии по стране, подвергая себя опасности. Выгодно было и местным племенам, которым не надо было терпеть присутствие у себя не очень вежливых княжеских дружинников. Тем более, что во время полюдья княжеские дружинники часто гостили у местных жителей на «добровольной» основе, что сильно раздражало последних. Согласно изменениям данники (налогоплательщики) сами привозили дань в виде мехов, либо другого добра в погосты.

В погосты были назначены и княжеские подчиненные тиуны, в обязанности которых входил сбор, учет и отправка собранной дани в Киев. Через пару веков погосты станут окружными центрами.

Несмотря на отмену княгиней Ольгой полюдья, оно продолжало существовать параллельно погостам в годы правления последующих князей вплоть до 1190 года.

Уроки и уставы

Кроме мест сбора дани были также определены время выплаты дани и ее объем. Ведь до этого размеры налогов не были строго фиксированными. Это должно было минимизировать злоупотребления в налоговой сфере. Новые правила, связанные со сроками и объемом дани получили название уставы. Саму же дань, а также размер дани установленный по реформе, стали называть уроками.

Согласно летописным источникам новые объемы дани были более легкими для всех племен кроме древлян.

ИНТЕРЕСНО! Слово уроки происходит от более старого названия вознаграждения за ущерб, а точнее его установления, которое называли уреченным, т. е. установленным.

Что платили люди в виде дани (налога)

Налоги с населения Киевской Руси были установлены еще Олегом и являлись основным источником государственных доходов. В качестве дани принимались:

  • Натуральные продукты (основной вид дани), в виде продуктов земледелия и скотоводства;
  • Меха и шкуры животных. Особенно ценны были шкуры соболя и куницы;
  • Деньги (очень редко), которые в основном были представлены арабскими монетами «шелягами»;
  • Гривны – слитки из серебра весом 200 грамм;
  • Кроме того, во время полюдья местное население выполняло различные работы в пользу князя и его дружины, например строительство становищ, мощение дорог и т.п. Это было что-то вроде прообраза будущей барщины для зависимых крестьян.

Как реформы княгини Ольги способствовали укреплению государства

Кратко можно выделить следующие основные результаты реформ княгини Ольги, благотворно повлиявшие на укрепление страны:

  • Развивалась общая транспортная сеть страны, так как приходилось строить дороги для более быстрой доставки дани в столицу;
  • Появление новых административных укрепленных центров, в виде погостов, по всей стране, что укрепляло княжескую власть на местах;
  • Благодаря введению «уроков» и «уставов» власть смогла делать более точные расчеты относительно сроков и объемом пополнения государственной казны;
  • Появляется местная администрация в виде княжеского наместника тиуна, что также способствует укреплению центральной власти на местах;
  • Вместо полюдья появился «подвоз» (люди сами везли дань), что было более безопасным как для князя, так и для местного населения;
  • Новый вид налогообложения был более цивилизованным, так как он практиковался почти во всех европейских странах.

То, что в дальнейшем ни один князь не отменил налоговые изменения княгини Ольги, говорит о том, что ее реформа была правильной, своевременной и проверенной временем.

Источники:

  1. «Домонгольская Русь: князь и княжеская власть на Руси VI — первой трети ХШ вв» — Свердлов М.Б. Санкт-Петербург, 2003
  2. Древняя Русь в средневековом мире: энциклопедия / Институт всеобщей истории РАН; Под общей ред. Е.А. Мельниковой, В.Я. Петрухина. — М.: Ладомир, 2014
  3. Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. Учебник.— М.:«ПРОСПЕКТ», 1997
  4. Повесть временных лет / Л. Летописец Нестор – «Эксмо», 2011
  5. Соловьев С.М. Сочинения: в 18 кн. Кн. 1: История России с древнейших времен. Т.1-2 – М.: Голос, 1993
  6. Татищев В. Н. Собрание сочинений: в 8-ми томах: Т.2, 3 «История Российская». Ч.2: — М.: «Ладимир», 1994.

Основные вехи истории Древней Руси до раздробленности (до окончания

  • Согласно древнерусскому летописному своду XII века «Повести временных лет», в 862 году варяг Рюрик с братьями по приглашению таких племён как: чудь, ильменские словене, кривичи и весь был призван княжить в Новгород. Это событие, с которого традиционно отсчитывается начало государственности восточных славян, в историографии получило условное название Призвание варягов. Летописец назвал причиной приглашения междоусобицу, охватившую жившие на новгородских землях славянские и финно-угорские племена.

  • После смерти Рюрика другой варяжский князь Олег (есть сведения, что он был родственником Рюрика), правивший в Новгороде, объединил Новгород и Киев в 882 г. Так сложилось, по мысли летописца, государство Русь (называемое историками также Киевская Русь).
    Олег предпринял поход на Киев, где в это время княжили Аскольд и Дир (некоторые историки считают этих князей последними представителями рода Кия).

    Выдав себя за купцов, воины Олега с помощью обмана убили Аскольда и Дира и захватили город.

  • В 907 году, снарядив 2000 ладей по 40 воинов в каждой (ПВЛ), Олег выступил в поход на Царьград. Византийский император Лев VI Философ приказал закрыть ворота города и загородить цепями гавань, предоставив таким образом варягам возможность грабить и разорять пригороды Константинополя.Испуганные греки предложили Олегу мир и дань. Согласно договору, Олег получил по 12 гривен за каждую уключину, и Византия обещала платить дань на русские города. В знак победы Олег прибил свой щит к вратам Царьграда.

  • В 911 году Олег отправил в Константинополь посольство, которое подтвердило «многолетний» мир и заключило новый договор. По сравнению с договором 907 года из него исчезает упоминание о беспошлинной торговле. Олег именуется в договоре «великим князем русским». В подлинности соглашения 911 года сомнений не возникает: она подкрепляется как лингвистическим анализом, так и упоминанием в византийских источниках.

  • После смерти Олега в Киеве стал княжить Игорь (912-945). При Игоре произошло первое народное возмущение, описанное в летописи, — восстание древлян в 945 г. Их обогащение вызвало ропот в дружине Игоря.
    Собрав дань и отправив обозы в Киев, Игорь с небольшим отрядом вернулся обратно, «желая больше имения». Древляне собрались на вече.Вече решило: «Повадится волк к овцам, то перетаскает все, если не убить его». Дружину Игоря перебили, а князя казнили.

  • В 946 году Ольга вышла с войском в поход на древлян. По Новгородской Первой летописи киевская дружина победила древлян в бою. Ольга прошлась по Древлянской земле, установила дани и налоги, после чего вернулась в Киев. По Повести Временных Лет после безуспешной осады в течение лета Ольга сожгла город с помощью птиц, к ногам которых велела привязать зажжённую паклю с серой. Часть защитников Искорростеня были перебиты, остальные покорились.

  • Покорив древлян, Ольга в 947 году отправилась в новгородские и псковские земли, назначая там уроки (дань), после чего вернулась к сыну Святославу в Киев.
    Ольга установила систему «погостов» — центров торговли и обмена, в которых более упорядоченно происходил сбор податей; затем по погостам стали строить храмы.

  • По достижению совершеннолетия сын Ольги и Игоря Святослав начал самостоятельно княжить в Киеве. В 965 он атаковал Хазарский каганат. По одной версии, Святослав вначале взял Саркел на Дону (в 965 году), затем вторым походом в 968/969 году покорил Итиль и Семендер. По другой версии, имел место один большой поход 965 года, русское войско двигалось вниз по Волге и взятие Итиля предшествовало взятию Саркела.

    Святослав не только сокрушил Хазарский каганат, но и пытался закрепить завоёванные территори

  • В 967 году между Византией и Болгарским царством разгорелся конфликт. Византийский император решил нанять для помощи русских войнов и отправил свое посольство к Святославу, пообещав ему сокровища из казны и право на завоеванные земли. В 968 году Святослав вторгся в Болгарию и после войны с болгарами обосновался в устье Дуная, в Переяславце, куда к нему были высланы дары от Византии.

  • Весной 970 года Святослав в союзе с болгарами, печенегами и венграми напал на владения Византии во Фракии.Войско Святослава дошло до Аркадиополя (в 120 км от Константинополя), где и произошло генеральное сражение. По сообщениям византийских источников, были окружены и перебиты все печенеги, а затем были разгромлены основные силы Святослава. Древнерусская летопись излагает события иначе, что Святослав одержал победу, вплотную подошёл к Царьграду, но отступил, лишь взяв большую дань.

  • По дороге в Киев Святослав попал в засаду, которую кочевники печенеги устроили у днепровских порогов, и был убит. Печенежский хан приказал сделать из черепа Святослава чашу, окованную золотом, и пил из нее на пирах, считая, что к нему перейдет слава убитого.

  • После борьбы сыновей Святослава за киевский престол на нем воцарился Владимир Святославович, младший сын. При Владимире I все земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси. Окончательно были присоединены вятичи, земли по обе стороны Карпат, червленские города.Была решена одна из важнейших задач того времени: обеспечение защиты русских земель от набегов многочисленных печенежских племен. Для этого по рекам Десна, Осетр, Суда, Стугна был сооружен ряд крепостей.

  • В 988 г. при Владимире I в качестве государственной религии было принято христианство.Этому предшествовала помощь Владимира византийскому императору Василию II в борьбе с мятежником Вардой Фокой. Василий не сдержал данного Владимиру обещания отдать за него свою дочь Анну. Тогда Владимир осадил Корсунь и принудил отдать за него византийскую принцессу в обмен на принятие их веры. Владимира крестили в Корсуни (Херсонес, Крым). После этого Владимир крестил своих бояр, а потом и весь русский народ.

  • После смерти князя Владимира началась борьба между братьями за киевский престол. Сначала Киев захватил Святополк, убив братьев, князя ростовского Бориса, смоленского Глеба и древлянского Святолава.

    Победив Святополка в 1019 и взяв киевский престол, Ярослав был вынужден вести борьбу с братом Мстиславом, тмутараканским князем. В этой борьбе победил Мстислав, но в 1036 году он умер, тогда вся Русская земля соединилась в руках Ярослава.

  • Внешняя политика Ярослава Мудрого была достойна сильного монарха, направлена на укрепление международного авторитета Руси. Он совершил несколько удачных военных походов против финских народов, Литовского княжества, Польши. В 1036 году Ярослав одержал окончательную победу над печенегами, самую долгожданную для отечества. А на месте сражения построил церковь святой Софии.

  • В 1043 году, Ярослав, за убийство «одного знаменитого россиянина» в Константинополе[57], послал сына своего Владимира совместно с Харальдом Суровым и воеводой Вышатой в поход на императора Константина Мономаха, в котором военные действия разворачивались на море и суше с переменным успехом и который закончился миром, заключённым в 1046 году

HIstory of Canada

арабско-израильский конфликт

FROM THE HISTORY OF ITALY

Распад и деколонизационные приключения Британской Империи

Самые известные события в Русской истории

Югославская война

Древний Египет

Правление Владимира Святославича

Романовы (c Софьи)

Внешняя политика России в 19 веке

История Отечества. IX — XV вв.

Правление Алексея Михайловича

Правление Николая I. События

Иван IV Грозный

Главные события в истории человечества, случившиеся в период с 1 года н.э. по 1918 год н.э.

History

Правление Александра II

История мировых экономических кризисов.

Значимые события — Павел I и Александр I

Крестовые походы

Петр Первый

Самые значимые даты в истории России

Важнейшие события истории России

Крестовые походы

История культуры. Зимовец Кристина

Эпоха Дворцовых Переворотов

Крестовые походы Адриан Плотников 7.Е

Дворцовые перевороты

Летопись исторических событий России

Развитие государственности в России и мире

Правление Николая I События

История Ольги Киевской, правительницы викингов, которая жестоко отомстила за убийство своего мужа и стала святой

Чтобы увидеть больше статей о викингах, нажмите здесь.

Женевьева Карлтон | Проверено Джоном Куроски. убил ее мужа, князя Игоря, она поклялась отомстить.

В 945 году Игорь, правитель Киевской Руси на территории современной Украины, Белоруссии и России, путешествовал по окраинам своей империи. Местное племя, известное как древляне, перестало платить дань. Игорь спросил почему.

В ответ древляне схватили Игоря и подвергли его ужасным пыткам. Но вскоре Ольга отомстила.

В течение следующих 15 лет Ольга Киевская почти каждую минуту бодрствования работала над уничтожением древлян. Тогда, в 1547 году, Русская православная церковь причислила ее к лику святых, и сегодня она остается в Украине покровительницей вдов и новообращенных.

Как Ольга стала регентом Киевской Руси

Ольга Киевская родилась около 900 г. н.э. на территории современного Пскова, Россия, недалеко от границы с Эстонией. Но в то время город был частью обширной внутренней империи викингов, известной как Киевская Русь.

Jennifer Boyer/FlickrПамятник княгине Ольге на Михайловской площади в Киеве.

Сама Ольга была варягой, потомком первых варягов, поселившихся в империи, и ей было не больше 15 лет, когда она вышла замуж за великого князя Игоря I, правителя Киевской Руси.

Поколением ранее предшественник и приемный отец Игоря, князь Олег, укрепил власть и основал новую столицу Киев. (Раньше этот город назывался по-английски «Киев» до распада Советского Союза, и прозвище Ольги происходит от этой исторической орфографической связи с «Киевской Русью».)

Но было одно племя, которое он не мог полностью контролировать: Древляне. Со своей идентичностью и целями древляне часто становились на сторону Киевской Руси в войнах с Византийской империей и платили дань Олегу. Но когда он умер в 945 г. н. э. они перестали платить.

А когда князь Игорь поехал в их столицу (сегодня город Коростень на севере Украины) собирать, они его зверски убили. По словам одного византийского летописца, «пригнули к ногам князя две березы и привязали их к ногам его. Затем они позволили деревьям снова выпрямиться, таким образом разорвав тело принца на части».

Но древляне сильно недооценили его жену, княгиню Ольгу Киевскую. В то время Ольге было около 20 лет, и у нее был трехлетний сын Святослав. А поскольку он был слишком молод, чтобы править, Ольга стала регентом Киевской Руси.

Месть Ольги Киевской

Немедленно княгиня Ольга Киевская начала заговор против древлян. И ее враги дали ей возможность уничтожить их.

Василий Суриков/Wikimedia CommonsОля похоронила умершего мужа Игоря, а потом взялась за месть.

Даже разорвав мужа Ольги пополам, князь древлян Мал сделал предложение княжне Киевской Руси. Теперь, когда Ольга была одинока, Мал думал, что через брак он сможет поставить территорию Киевской Руси под контроль древлян.

Прежде чем тело Игоря остыло, Мал отправил в Киев двадцать высокопоставленных лиц, чтобы убедить Ольгу выйти за него замуж. Но Ольга не собиралась выходить замуж за человека, который помог убить ее мужа.

Тем не менее предложение древлян дало возможность Ольге. Вместо того чтобы категорически отвергнуть предложение, Ольга приветствовала послов в Киеве и обещала оказать им честь. Затем она приказала своим солдатам вырыть ров.

На следующий день высокопоставленные лица прибыли в своих лучших одеждах. Ольга подвела их к краю рва, и ее воины сбросили их на дно. На глазах у Ольги солдаты хоронили мужчин заживо.

Пока высокопоставленные лица медленно задыхались, Ольга смотрела на них с края траншеи. Она спросила высокопоставленных лиц, «нашли ли они честь по своему вкусу». Умирающие призывали, что их страдания были «страшнее смерти Игоря».

И Ольга все еще не была удовлетворена.

Как Ольга еще больше отомстила, сжег баню

Похоронив заживо древлянских послов, Ольга Киевская задумала следующий акт мести.

Не успела дойти до древлян весть о зверских пытках Ольги, как княгиня написала князю Малу. Делая вид, что она все еще открыта для брака, Ольга попросила Мала прислать своих лучших людей в Киев, чтобы сопроводить ее обратно к князю.

Radziwił Chronicle/Wikimedia CommonsОльга сначала отомстила, закопав и сжег своих врагов, как показывает эта хроника 15-го века.

Мал, не подозревая о ярости Ольги и о том, что она уже убила двадцать его людей, послал группу вождей с наградами.

Когда прибыли древлянские вожди, Ольга предложила им свою баню, чтобы освежиться после дороги. Но когда они вошли, Ольга заперла двери и сожгла все здание дотла. Никто не ушел живым.

А Ольга все еще требовала мести, но действовать нужно было быстро.

Прежде чем Мал и древляне осознали кровавую судьбу своих сановников и атаманов. Так Ольга Киевская отправилась на север, в древлянскую столицу, опережая известия о жестоких убийствах из мести.

Приехав, Ольга устроила поминки по мужу и пригласила древлянских воинов для проявления добросовестности. Но как только древляне напились, верные Ольге воины выхватили мечи и перебили 5000 человек.

Ольга Киевская уничтожила древлян в их столице

В этот момент древляне опасались, что Ольга Киевская не остановится, пока не уничтожит все их племя. Поэтому уцелевшие умоляли Ольгу принять их дань и вернуться в Киев.

Ольга обдумала их предложение, но потом отказалась. Вместо этого она осаждала их столицу более года, пока они не стали молить о пощаде. И когда они не могли больше терпеть, Ольга предложила им мир.

«Дайте мне по три голубя и по три воробья из каждого дома», — сказала Ольга, согласно древневосточнославянской летописи Киевской Руси, известной как Повесть временных лет . «Я не хочу налагать тяжелую дань, как мой муж, но я требую от вас только этого небольшого подарка».

Radziwił Chronicle/Wikimedia Commons Следующим шагом Ольги была резня древлянских солдат и сжигание их городов.

Древляне быстро согласились, удивившись небольшой цене за мир, и собрали птиц. Но у Ольги был другой план.

«Теперь Ольга дала каждому воину в своем войске по голубю или по воробью, и велела им привязать угрозой к каждому голубю и воробью по кусочку серы, обвязанному небольшими кусками ткани», — записал летописец.

Той ночью Ольга приказала своим солдатам выпустить птиц. Когда стада садились обратно в свои соломенные гнезда в домах древлян, они поджигали их.

«Не было дома, который бы не сгорел, и нельзя было потушить пламя, потому что все дома загорелись разом», — сообщает летопись Киевской Руси.

«Люди бежали из города, и Ольга приказала своим воинам поймать их. Так она взяла город и сожгла его, а старейшин города взяла в плен».

Ольга разделила пленников. Некоторых она зарезала. Других она продала в рабство. И немногим счастливчикам разрешили отстроить город.

Возмездие, наконец, свершилось, Ольга оставила древлян полностью сломленными, но готовыми отдать любую дань уважения, чтобы остаться на ее стороне.

Как Ольга Киевская стала святой Ольгой

Ольга Киевская заживо сжигала своих врагов, хоронила дипломатов и разрушала целые города. Так как же она стала святой в римско-католической и восточно-православной церквях?

В 10 веке, когда Ольга правила Киевской Русью, люди были язычниками. Но соседние византийцы выполняли миссию по обращению своих соседей в христианство.

Завершив свою месть древлянам, император Константин VII пригласил Ольгу посетить Константинополь. В этом путешествии Ольга приняла христианство. Вернувшись в Киев, она призвала своих подданных обратиться в христианство.

Михаил Нестеров/Wikimedia CommonsИзображение святой Ольги Киевской, XIX век.

Византийцы объявили Ольгу «равноапостольной» за ее обращение.

«Она сияла, как луна ночью, — записано в византийской хронике, — и сияла среди неверных, как жемчуг в тине, ибо люди были осквернены и еще не очистились от греха своего святым крещением».

Византийский император согласился. Когда император Константин VII встретил Ольгу Киевскую, он попросил ее руки и сердца. Ольга отказала ему. И на этот раз она сделала это без кровопролития.

Затем, в 1547 году, Русская Православная Церковь официально причислила ее к лику святых Ольги Киевской, покровительницы вдов и новообращенных.

Статья опубликована в АТИ 15 апреля 2022 года

Нравится:

Нравится Загрузка…

Украинская Греко-Католическая Церковь | Католики и культуры

Вы находитесь здесь

Главная » Восточно-католические церкви » Украинская Греко-Католическая Церковь

Свв. Церковь Владимира и Ольги, Львов, построенная после возвращения церкви в 1990-е.

Украинская греко-католическая церковь, крупнейшая из «восточных» католических церквей, уходит своими корнями в сложное культурное наследие: в византийскую литургическую, богословскую и духовную традицию, зародившуюся в первые шесть веков нашей эры в Константинополе, когда он был столицей восточная половина Римской империи; в украинской культуре, как из дохристианского наследия, так и изменившейся за тысячелетие христианской веры; и в его отношении к Западу и Римской церкви более 400 лет.1

В Украине греко-католики составляют большинство верующих в западном регионе страны, когда-то известном как Галиция, который является сердцем Церкви. Они составляют меньшинство в таких местах, как Киев, в центре страны, и очень незначительное меньшинство в восточной части страны.

Слово «грек» в слове «греко-католик» относится к византийскому литургическому и духовному наследию Церкви, а не к грекам в этническом смысле2. идентичности, как в Украине, так и за рубежом.

Около 3,85 миллиона из почти 4,5 миллионов членов Украинской греко-католической церкви проживают в Украине, но несколько волн миграции с 1880-х годов расширили охват церкви на многие континенты. Сегодня украинских греко-католиков насчитывается 172 800 в Бразилии, 169 600 в Аргентине, 55 000 в Польше, 49 000 в США и 48 000 в Канаде. Епархии есть и в других странах Европы, а также в Австралии3. После полного подавления советскими властями в 1946–1989 годах Церковь возродилась и восстанавливается на своей родине.

История

Более полная история Церкви доступна на странице Украина этого сайта. Церковное предание гласит, что святой апостол Андрей впервые проповедовал христианскую весть в глубинке Украины в первые годы после смерти Иисуса, но на практике установление веры можно проследить до принятия ее княгиней Киевской Ольгой, а затем ее внуком Владимиром (Владимиром) Киевлянином, который сделал ее государственной религией после своего обращения. Год крещения Владимира, 988 год обычно называют годом, когда христианство утвердилось на землях, которые сейчас являются Украиной и Россией.

Когда Великий Раскол разделил Восточную и Западную Церкви в 1054 году, Киевская Церковь осталась в общении с Константинополем. В 1596 году, когда большая часть западной половины современной Украины находилась под властью Польши, группа епископов Православной церкви восстановила общение с Римом посредством договора, известного как Брестская уния,4 создав Украинскую греко-католическую церковь. .5

Позднее Российская империя взяла под свой контроль большую часть территории нынешней Украины и восстановила православие на этих землях, но в западных областях Галиции (Галичина по-украински) и Закарпатья (Закарпатье), вошедших в состав Австрийско-католической империи Габсбургов, процветала греко-католическая церковь. Миграция в конце 19-го и начале 20-го веков из Галиции в Америку в поисках земли и работы привела к тому, что украинские католические епархии, церкви и учреждения попали в США, Канаду, Аргентину и Бразилию.

После Второй мировой войны Советы взяли под свой контроль Галицию и Закарпатье и полностью подавили Украинскую греко-католическую церковь в ее родной стране. Украинская греко-католическая практика продолжалась в изгнании в Риме и в диаспоре в других местах.

В 1989 году в ходе позднесоветских реформ Михаила Горбачева в Украине был восстановлен правовой статус греко-католической церкви. Украинской греко-католической церкви были возвращены многие храмы, отстроены новые храмы и другие учреждения.

Современные проблемы

Украинская Греко-Католическая Церковь, как и другие Восточно-Католические Церкви, имеет свой собственный катехизис и каноническое право. В последние десятилетия она более активно работала над тем, чтобы избавиться от некоторых «латинизированных» религиозных элементов — Розария, Первого причастия, Крестного пути, поклонения Святому Сердцу и других практик — чтобы «византинизировать» католическую жизнь. Некоторые греко-католики в Украине рассматривают их как маркеры католической идентичности, задаваясь вопросом, почему, если католическая церковь их отвергает, нужно заботиться о том, чтобы не просто быть православным? их Главного Архиепископа как Патриарха Киевского. Даже без названия прилагательное «патриархальный» часто используется в церковной обстановке.

Все это порождает определенный парадокс: хотя Церковь все больше и сознательнее укореняется в византийских традициях, культурно укоренившихся в Украине и на Востоке, она продолжает расти до того, чем была уже более века— глобальная церковь, живущая в различных контекстах.

  • 1. Особая благодарность за советы и отзывы на всех страницах об украинском греко-католицизме священникам Мирославу Татарину и священнику Роману Завийскому.
  • 2. Церковнославянский, а не греческий, долгое время был языком литургии.
  • 3. Цифры взяты из Annuario Pontificio Ватикана, любезно собранного и обобщенного здесь о. Рональд Роберсон.
  • 4. Борис Гудзяк, Кризис и реформа: Киевская митрополия, Константинопольский патриархат и генезис Брестской унии (Кембридж, Массачусетс: Гарвард, 2001).
  • 5. Название «греко-католическая церковь» не использовалось до конца 18 века.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *