Регламент, или Устав духовной коллегии.1721 г. Книжные памятники. Топ 100. Новости
04.08.2021
Книга содержит так называемый Духовный Регламент 1721 г. (полное название: Регламент, или Устав духовной коллегии) — закон, изданный в форме манифеста Петром I, определявший правовое положение Православной церкви в Российской империи (Православной российской церкви). Этим регламентом соборная и патриаршая власть в России была фактически упразднена; вместо патриарха был создан совещательный орган управления Церковью при полном его подчинении власти монарха.
«Духовный Регламент» был общим делом Феофана Прокоповича и самого Петра. В Феофане Петр нашел понятливого исполнителя и истолкователя своих пожеланий и мыслей, не только услужливого, но и угодливого. Феофан умел угадывать и договаривать не только недосказанное, но и недодуманное Петром. И умел не только досказывать, но и подсказывать». В октябре 1718 г. Петр указал Феофану (Прокоповичу) написать проект для Духовной коллегии — «Духовный регламент».
К февралю 1720 г. проект «Духовного регламента» был подготовлен; 23 февраля Петр послал Указ обер-секретарю Сената, чтобы Сенат и архиереи выслушали проект и высказали свое мнение: «чтоб ремарки поставили и на каждой ремарке экспликацию вины дела». Важнейшей реформой, вводившейся в церковное управление Регламентом, было упразднение патриаршества и учреждение вместо него Святейшего Правительствующего Синода («Духовной коллегии»). Был определен состав Синода: президент; два вице-президента; четыре советника, четыре асессора (в число их входили представители черного и белого духовенства).
Представителем императора в Синоде был обер-прокурор. Состав Синода был аналогичен с составом светских коллегий. Лица, состоявшие при Синоде, были таковы же, как и при коллегиях, от которых и была взята его внешняя организация.
При Синоде было и целое ведомство фискалов. Устанавливалась духовная цензура. По сути дела, «Духовный регламент» — это манифест и декларация новой жизни. требование признать и принять новую программу жизни, признать новый порядок вещей и принять новое мировоззрение. Это было требование внутреннего перелома и приспособления к новым реалиям.Благодатию и милосердием человеколюбца бога. Тщанием же и повелением, богом даннаго и богом умудренного государя нашего, царя и великаго князя Петра Перваго, всероссиискаго императора. И протчая, и протчая, и протчая. Уставленное в святои православнои россиискои церкви, духовное синедрион или синод. То есть, соборное духовных дел правительство /
По соизволению и приговору всероссиискаго духовнаго чина, и Правительствующаго Сената. В царствующем Санктъпитербурхе, в лето от рождества Христова 1721, месяца февруариа 14. ; Напечатася же сеи духовныи регламент, повелением его царскаго величества. Благословением же всего святеишаго правительствующаго духовнаго Синода, в Санктъпитербургской типографии.
Шифр РНБ: П-606.
СМИ о событии:
Национальный союз библиофилов
Особенности церковной реформы Петра I
Пётр I для своей эпохи был, пожалуй, самым выдающимся реформатором из всех европейских правителей. Он вступил на престол в 1682 году, но фактически самостоятельно стал править с 1696 года, после смерти брата – Иоанна V. До 1721 года он считался царём, а последние четыре года на троне – императором.
Его реформы затронули все стороны государства – управление, финансы, армию, календарь и церковь. Сутью церковной реформы стало упразднение патриаршества и замена его синодальным управлением Русской церковью, которое продолжалось до 1917 года.
- 1 Русская церковь на рубеже XVII-XVIII веков
- 2 Деятельность Стефана Яворского
- 3 Создание Синода
- 4 Значение церковной реформы Петра I
Русская церковь на рубеже XVII-XVIII веков
XVII век в истории Московского патриархата выдался трудным не только из-за Смутного времени, но и по причине церковного раскола, который произошёл при патриархе Никоне в 1654-1666 годах. При малолетнем Петре I, то есть в период регентства царевны Софьи, патриархом был Иоаким. В 1690 году на патриарший престол вступил Адриан. Отношения с царём у него складывались по-разному. Не все начинания молодого монарха нравились патриарху. На начало 1690-ых годов пришлись забавы Петра, связанные с “Всепьянейшим собором”. При Адриане из Москвы были отправлены в ссылку братья Лихуды, а преподаванием в Славяно-греко-латинской академии стали заниматься их ученики и Палладий Роговский, вернувшийся после учёбы в Европе.
Адриан скончался осенью 1700 года, когда Пётр I осаждал Нарву. Царь отложил избрание нового патриарха. 16 декабря он издал указ о назначении местоблюстителем патриаршего престола выходца из Русского воеводства Речи Посполитой – митрополита рязанского и муромского Стефана Яворского. Этот деятель только в начале 1700 года приехал в Москву из Киева, где получил образование в Киево-Могилянской академии и был игуменом одного из монастырей, помощником местного митрополита.
В 1701 году последовал новый указ Петра I о сосредоточении всей хозяйственной деятельности вокруг Монастырского приказа. Царь приказал переписать все монастыри и выгнать из них дьячков-немонахов. Такие действия власти были связаны с жалобами предыдущих лет на падение нравственности духовенства. В том же 1701 году власти запретили монастырям власть вотчинами и пускать на ночлег греческих и армянских купцов.
Деятельность Стефана Яворского
Пётр I не только сделал митрополита блюстителем патриаршего престола, но и поручил ему управление Славяно-греко-латинской академией в Москве. Стефан стал протектором этого учебного заведения и ввёл в преподавание латинский элемент вместо греческого, чем сделал заведение похожим на Киево-Могилянскую академию. Таким шагом он настроил против себя Иерусалимского патриарха Досифея.
При Стефане на пост сибирского митрополита был назначен Филофей Лещинский, тоже выпускник Киево-Могилянской академии. При нём в Сибири было построено нескольких каменных храмов, в том числе и Троицкий монастырь в Тюмени, который похож своими куполами на храмы Приднепровья. В этом же монастыре Филофей был похоронен.
В 1708 году последовал царский указ о том, чтобы дети священников учились в школах, а кто откажется, того не следовало принимать в дьяконы и подьячие. Духовенство было недовольно деятельностью Монастырского приказа, а сам Стефан Яворский, посетив вместе с Петром I Киев в 1706 году, стал проситься обратно. Позже он поздравлял царя со взятием прибалтийских городов – Риги и Ревеля.
Иногда он игнорировал царские просьбы, например, отказался от поездки в Санкт-Петербург и уехал в Рязань, сославшись на болезнь. Не понравилась ему и царская инициатива о введении в государстве должности фискалов для наблюдения за чиновниками. В Москве Стефан боролся с еретиками. Дело одного из них, лекаря Тверитинова, было передано в Сенат.
Этот новый орган власти заменил Боярскую думу и находился в Санкт-Петербурге, куда к 1714 году перенесли столицу. Стефан посетил новую столицу в 1714 году, где оказался участником прений с сенаторами в деле еретика. Пётр I увидел в действиях местоблюстителя превышение полномочий.
После создания Сената был введён запрет на назначение архиереев на епархию без согласования с новым органом власти. Церковь всё сильнее ощущала на себе давление государства, а отношения Стефана с царём продолжали ухудшаться. В 1718 году митрополит был вызван в Санкт-Петербург и, вместо временного пребывания в городе, его ждал царский указ, требовавший жить в столице. К переезду Стефан не был готов и стал жаловаться государю и вскоре получил отказы на все свои претензии.
Создание Синода
В столице Стефан Яворский встретился со своим бывшим противником, Феофаном Прокоповичем, которого когда-то считал еретиком. Пётр I в 1718 году задумал создать Духовную коллегию для организации управления делами церкви. К этому времени в Санкт-Петербурге по шведскому образцу были созданы восемь коллегий, заменивших устаревшие приказы. Например, образованная в 1718 году Коллегия иностранных дел заменила Посольский приказ, существовавший с середины XVI века.
Стефану Яворскому идея о создании Духовной коллегии не понравилась, зато с ней согласился Феофан Прокопович и стал работать над регламентом нового учреждения. Последний включал в себя широкий круг вопросов, например, о предметах, которые следовало преподавать в духовных училищах. К таковым относились:
- Грамматика, история, география.
- Арифметика с геометрией.
- Логика.
- Риторика.
- Физика.
- Политика.
- Богословие.
Также в регламенте Феофан объяснил причины создания коллегии:
- Коллегиальное управление лучше единоличного и решение будет иметь больше силы, чем приговор одного лица.
- В коллегии дела решаются быстрее и нет места лихоимству.
- Свободный дух коллегии располагает к правосудию.
В январе 1721 года, то есть накануне завершения Северной войны, последовал манифест Петра I о создании Духовной коллегии. Вскоре она была переименована в Святейший правительствующий Синод. Руководителем последнего в должности президента царь назначил Стефана Яворского. Помимо него, в орган управления церковью вошли архиепископы и архимандриты. Первым среди них по старшинству был новгородский архиепископ Феодосий, а вторым – псковский Феофан Прокопович.
Синод начал работу 14 февраля 1721 года. Пётр I в конце 1721 года принял императорский титул. Стефан Яворский отошёл от дел и скончался в 1722 году. В том же 1722 году он приказал из всех епархий и монастырей привозить в Синод рукописи, летописи и степенные книги, чтобы снять с них копии для синодальной, то есть бывшей патриаршей библиотеки.
В мае 1722 года император издал указ о введение для управления Синодом должности обер-прокурора. Первым её занял полковник Иван Болтин – герой Полтавский битвы.
Для лучшего понимания устройства Синода можно сделать такую таблицу:
Какие приказы и ведомства подчинялись Синоду |
|
Обязанности Синода |
|
При Синоде появилась должность протоинквизитора – главного фискала. От него требовалось выбирать провинциал-инквизиторов, которые должны были наблюдать за исполнением своих обязанностей духовными чинами. Синоду приходилось рассматривать разные дела, например, юродивых. Одного из них, Василия Босого, из города Белёва, доставили сначала в Синод, а затем в Юстиц-коллегию. В 1723 году Синод был признан антиохийским и константинопольским патриархами.
Значение церковной реформы Петра I
Император добился своей цели – сделал управление Русской церковью частью бюрократической системы Российской империи. Его церковная реформа не встретила такого сопротивления, как нововведения патриарха Никона при царе Алексее Михайловиче. Для её понимания следует запомнить двух церковных деятелей первой половины XVIII века – Стефана Яворского и Феофана Прокоповича.
Использованная литература:
- Соловьёв С.М. История России с древнейших времён. Т.15-18.
- Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. Том 2.
Проклятие Петра Великого все еще присутствует сегодня – Redlands Daily Facts
Из всех колоритных персонажей дореволюционной России двое стоят на голову выше остальных. Это были, конечно, Петр Великий и его преемница Екатерина Великая, оба правившие как Россией, так и Украиной, и их решения благословляют или проклинают мир Восточной Европы вплоть до сегодняшнего дня.
Грегори Элдер, житель Редлендса, почетный профессор истории и гуманитарных наук в колледже Морено-Вэлли и римско-католический священник. Это фото примерно 2017 года. (Courtesy Photo)Как и многие успешные монархи, они оба были жадны до новых земель, а также более чем желали использовать религию и церковь для продвижения своего дела.
Петр Первый родился Петром Алексеевичем Романовым в 1672 году. Он был внуком основателя династии Романовых, царя Михаила, и сыном преемника Михаила, царя Алексея.
Питер никогда не предназначался для престола, потому что у него было два старших сводных брата. Первый из них, Федор, правил как Федор III, но был нездоров. Другой брат, Иван, страдал умственной отсталостью. Но при немалой борьбе между императорской семьей и дворянами после смерти Федора было решено, что двое мальчиков должны взойти на престол совместно, как Иван V и Петр I, в возрасте 10 лет. Реальная власть принадлежала их старшая сестра София.
Принцесса София отправила Питера в отдаленное поместье, где он проводил время, играя в солдата и изучая огнестрельное оружие. К сожалению, у Софьи были свои политические взгляды на Крым, и под ее властью Россия сильно потерпела поражение в двух войнах. Когда позже она замышляла заговор против жизни Петра, он бежал из фамильных поместий, собрал банду молодых дворян, которые помогли ему свергнуть непопулярную теперь Софью. После еще немного махинаций Петр обрел полную власть к 1696 году.
Достижений Петра слишком много, чтобы их можно было описать в рамках одной короткой статьи. Он был основателем российского флота, закупил огромное количество западноевропейских картин и импортировал ученых, врачей, химиков и учителей, чтобы модернизировать свое древнее феодальное государство и основать промышленность. Чтобы показать свою власть и власть обновленного государства, он построил город Санкт-Петербург, который должен был соперничать с Версальским дворцом Людовика XIV.
Питер был известен своей эксцентричностью. Одной из его великих реформ, которой он очень гордился, было введение в России голландского изобретения пожарного шланга. Он стал одержим недавно развивающейся наукой о стоматологии и, как известно, ходил по дворцу, набрасывался на дворян и насильно удалял зубы, чтобы пополнить свою растущую коллекцию. Однажды он наблюдал в прямом эфире операцию перед наркозом. Когда один дворянин вздрогнул, увидев, как хирург врезается в мышцу агонизирующего пациента, Петр пришел в крайнее раздражение и приказал дворянину наклониться над больным и зубами перерезать мышцу. Количество его любовниц и внебрачных детей неизвестно, но определенно значительно. Запои Петра были долгими и громкими и часто заканчивались тем, что царь и его приближенные бродили вне дворца и громили магазины и лавки. Духовенство очень тихо начало задаваться вопросом, действительно ли Петр был антихристом, пришедшим на землю.
С религиозной точки зрения Питер проблематичен. С одной стороны, в молодости он был весьма религиозным и набожным членом православной церкви. Однако духовенство он считал бандой идиотов, у которых было слишком много богатства и власти. Петр выжидал, пока не умер глава русской церкви, патриарх Московский. Въехал Петр, приказал упразднить патриаршество и заменить его комитетом, известным как Священный Синод, который был им назначен. Чтобы не допустить мужчин в духовенство, он постановил, что никто не может поступать в монастырь до 50 лет. Церковь оставалась под строгим контролем правительства до революции 19 года.17, о чем не забыли позднейшие большевики.
Подобно многим монархам, считавшимся «великими», Петр привел свой народ к серии войн с большинством окружающих его народов. Швеции, Польше и туркам-османам пришлось столкнуться с русскими. В своей затяжной борьбе со шведами Петр применил теперь известную тактику выжженной земли, когда был вынужден отступить, чтобы те, кто побеждал его, не нашли припасов. Армия шведского короля Карла XII замерзла в российских степях, как и позже войска Наполеона и Гитлера. Достаточно сказать, что крестьяне-фермеры, чей урожай и скот были сожжены, не были в восторге от этой политики.
Два особых случая требуют нашего внимания.
Грегори Элдер, житель Редлендса, почетный профессор истории и гуманитарных наук в колледже Морено Вэлли и римско-католический священник. Напишите ему в «Исповедь веры», P.O. Box 8102, Redlands, CA 92375-1302, напишите ему по адресу [email protected] или подпишитесь на него в Twitter @Fatherelder.
Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
(Русская Православная Церковь)
Распределение членства:
— Российская Федерация: 113 500 000
— Украина: 30 000 000
— Беларусь: 8 200 000
— Молдова: 4 100 000
— Казахстан: 5 900 000
— Центральная Азия: 1 000 000
— Страны Балтии: 1 400 000
Распределение приходов:
— Российская Федерация: 12 638
— Украина: 10 377
— Беларусь: 1 319
— Молдова: 1 520
— все остальные страны: 275
Русская Православная Церковь является многонациональной поместной автокефальной церковью, поддерживающей общение в молитве, вере, таинствах и каноническом праве с другими поместными православными церквями. Ее юрисдикция распространяется на лиц православного исповедания, проживающих на канонической территории Русской Православной Церкви, в том числе в России, Украине, Белоруссии, Молдове, Азербайджане, Казахстане, Киргизии, Латвии, Литве, Таджикистане, Туркменистане, Узбекистане, Эстонии, а также на Православные люди, являющиеся ее добровольными членами, проживающие в других странах. В состав Московского Патриархата входят автономные и самоуправляемые церкви. В настоящее время самоуправляются Латвийская православная церковь, Молдавская православная церковь и Эстонская православная церковь. Украинская Православная Церковь является самоуправляемой церковью с правом широкой автономии.
Японская и Китайская Автономные Православные Церкви являются самостоятельными церквями, свободными в своих внутренних делах и связанными со Вселенским Православием через Русскую Православную Церковь.
Христианские миссионеры впервые широко проповедовали на Руси в IX-X веках. Около 988 года император Владимир принял крещение и установил христианство в качестве официальной религии в своих владениях. Первоначально он привел священников из Византийской империи и установил греческую иерархию под началом митрополита. С самого начала в богослужении использовался славянский язык, и постепенно русское духовенство заменило греческий. В начале 14 века митрополичий престол был перенесен из Киева в Москву. Московский Патриархат был создан в 1589 году.Иеремия II, патриарх Константинопольский. Петр Великий (1676 — 1725) упразднил должность патриарха и заменил ее священным синодом, члены которого назначались императором и могли быть им уволены в любое время. В 1917-18 годах в Москве собрался большой собор архиереев, приходского духовенства и мирян, инициировавший основательную реорганизацию всех сторон церковной жизни, в частности восстановление Патриаршества.
Высшими органами управления Русской Православной Церкви являются Поместный Собор, Архиерейский Собор и Священный Синод под председательством Патриарха Московского и всея Руси. Патриарх избирается пожизненно. Поместный собор состоит из епископов и представителей духовенства, монахов и мирян. Он интерпретирует учение Православной Церкви, сохраняя вероучительное и каноническое единство с поместными православными церквями. Он также занимается внутренними делами церковной жизни, канонизирует святых, избирает патриарха Московского и всея Руси и устанавливает порядок таких выборов. Архиерейский совет состоит из епархиальных архиереев и викарных архиереев и собирается раз в 4 года. Священный Синод под председательством Патриарха Московского и всея Руси является руководящим органом Русской Православной Церкви между архиерейскими соборами. Помимо патриарха, священный синод состоит из 12 членов — семи постоянных (самых старших митрополитов) и пяти временных, избираемых из епархиальных архиереев.
В церкви имеются отделы внешних церковных связей, катехизиса и религиозного образования, благотворительного и социального служения, миссии, молодежи, вооруженных сил, издательство, комитет по образованию и канцелярия. Имеются пять духовных академий, 32 семинарии, 43 предсеминарии, один богословский институт, два православных университета, шесть пастырских курсов, две епархиальные женские богословские школы, несколько певчих и иконописных школ и отделений, а также воскресный школы в большинстве приходов.