Художественное своеобразие повести гоголя портрет: Проблематика и художественное своеобразие повести гоголя портрет. Гоголь «Портрет» – анализ

Содержание

Николай Васильевич Гоголь (1809 – 1852). Художественное своеобразие повести «Портрет»

Николай Васильевич Гоголь
(1809 – 1852)
Художественное своеобразие повести
«Портрет»
Цели занятия:
1. Раскрыть идейно-смысловое
содержание и показать
художественное своеобразие
повести.
2. Формировать навыки
аналитического чтения.
3. Воспитать чувство
ответственности за свои поступки.
Спасай чистоту души
своей. Кто заключил в
себе талант, тот чище
всех
должен
быть
душою.
Н.В.Гоголь

4. История создания повести «Портрет»

Замысел повести — 1831-1832 гг.
Сборник “Арабески” : “Невский проспект”,
“Портрет” (1 ред.), “Записки сумасшедшего” ,
( 1835 г.).
В начале 40-х годов перерабатывает повесть
после критики В. Г. Белинского .
Во второй редакции он углубил эстетическую
проблематику, чётче выразил эстетический
идеал.

5. Поговорим о художественных особенностях повести «Портрет»

В повести «Портрет» Гоголь разрабатывает
важную для его творчества тему –
тему ответственности художника перед
Богом, людьми и самим собой за своё
творчество.

6. Посеешь поступок – пожнешь ПРИВЫЧКУ, посеешь привычку – пожнешь ХАРАКТЕР, посеешь характер – пожнешь СУДЬБУ

Поступок – обида или раздражение
Привычка – злиться и обижаться
Характер – гневливый и обидчивый
Судьба – отсутствие друзей, одиночество.

8. Поразмышляем!

Из скольких частей
состоит повесть? Чему
они посвящены?
Кто изображен на
портрете?
Кто такой ростовщик,
каково значение этого
слова?
РОСТовщик — тот, кто
дает деньги в долг под
большие проценты.

9. Докажем тезис «поступки влияют на судьбу», обратившись к образу художника Чарткова, героя первой части повести Н.В.Гоголя

«Портрет».
Аргументируем!
Какие плохие поступки
совершает Чартков?
Какие он приобретает
дурные привычки?
Каким становится его
характер?
Почему трагичная
судьба этого героя?

10. В начале

Был ли у него талант? Было
ли ему что терять?
О чем предупреждал Чарткова
профессор живописи?
«Молодой Чартков был
художник с талантом,
пророчившим многое…»
«Смотри, чтоб из тебя не
вышел модный живописец»
«…можно пуститься писать
модные картинки, портретики
за деньги. …Терпи. Обдумывай
всякую работу, брось
щегольство …»

11. В конце жизненного пути

Каким становится характер
Чарткова?
«В душе его возродилось адское
намерение, какое когда-либо
питал человек…»
«…и все его даже знакомые,
завидя его издали, старались
увернуться и избегнуть такой
встречи, говоря, что она
достаточна отравить потом весь
день».
ПОДУМАЕМ!
есть деньги развивать талант,
появилась возможность работать 3
года за границей, не заботясь о хлебе
насущном.
На что Чартков тратит эти деньги?
Он вернул долг за съем жилья хозяину
квартиры?
обманул, что портрет ростовщика его
кисти,
съехал с квартиры, не заплатив хозяину
долг за съем жилья,
дал лживое объявление в газете, что он
модный художник,
обманул клиентку, продав старый эскиз
Психеи
ВОРОВСТВО И ЛОЖЬ – первые дурные
ПОСТУПКИ
заставляет клиентов поверить, что их
портреты в виде героев и богов особенность его творчества.
получая похвалы от клиентов, гордится,
кичится своим обманом,
считает себя достойным этой славы,
критикует молодых художников, считая
себя настоящим профессионалом
ОБМАН, ГОРДОСТЬ, ТЩЕСТАВИЕ становятся
ПРИВЫЧКАМИ

15. Подумаем

Выиграл ли герой
в погоне за
славой?
Какую картину он
увидел в
Академии
художеств, куда
его однажды
пригласили?

16. А.Иванов Явление Христа народу

«С очей его вдруг слетела повязка. Боже! И
погубить так безжалостно лучшие годы
своей юности, истребить, погасить искру
огня …» «Досада его проникла».
«Им овладела ужасная зависть, зависть до
бешенства. Желчь проступала у него на лице,
когда он видел произведение, носившее
печать таланта».
Почему он завидовал?
Каким стал его характер?
ХАРАКТЕР – ТЩЕСЛАВНЫЙ,
ЗАВИСТЛИВЫЙ, ЗЛОЙ,
ЖЕЛЧНЫЙ
СУДЬБА – СУМАСШЕСТВИЕ,
СМЕРТЬ В СТРАДАНИИ
У него началась «жестокая горячка,
соединенная с самою быстрою
чахоткой . ..». «K этому
присоединились все признаки
безнадежного, сумасшествия».
СУДЬБА – СУМАСШЕСТВИЕ,
СМЕРТЬ В СТРАДАНИИ
Находясь на смертном одре Чартков
«ничего не понимал и не чувствовал,
кроме своих терзаний, и издавал одни
ужасные вопли и непонятные речи.
Наконец жизнь его прервалась в
последнем, уже безгласном, порыве
страдания».

20. Сравним поступки-привычки-характер-судьбу двух художников

Сравним поступки-привычкихарактер-судьбу двух художников
Они бедны , но талантливы, есть желание творить,
Богатство искушает их: другая часть души жаждет
мгновенного успеха и славы.
Нарушив равновесие сил добра и зла в душе,
всегда существует возможность исправить зло,
покаяться. Именно этот поступок изменил автора
портрета ростовщика, не дал зародиться дурным
привычкам.
Его характер стал смиренным. В монастыре он
покаялся, нарисовал лучшую картину в своем
творчестве, завещал сыну уничтожить дьявольский
портрет. Его судьба не трагична.

21. Заповедь художника сыну

«Я ждал тебя, сын мой… Тебе предстоит путь, по
которому отныне потечет жизнь твоя. Путь твой чист, не
совратись с него. У тебя есть талант; талант есть
драгоценнейший дар Бога — не погуби его.
… Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе
талант, тот чище всех должен быть душою. Другому
простится многое, но ему не простится. Человеку,
который вышел из дому в светлой праздничной одежде,
стоит только быть обрызнуту одним пятном грязи из-под
колеса, и уже весь народ обступил его, и указывает на
него пальцем, и толкуют об его неряшестве, тогда как тот
же народ не замечает множества пятен на других
проходящих, одетых в будничные одежды. Ибо на
будничных одеждах не замечаются пятна».

22. Подумайте

Как должны себя вести публичные,
известные люди в открытом
информационном пространстве,
рассказывая о своем творчестве и
личной жизни?

23. Домашнее задание

Эссе на тему
«Влияние поступков человека на
его судьбу
(по повести Н. В. Гоголя «Портрет»)»

English     Русский Правила

Художественное своеобразие повести

Идейно — художественное своеобразие повести «Шинель» Основное значение повести Гоголя для русской литературы состоит в том, что он показал в ней «маленького человека», вывел его как главного героя, постарался, чтобы читатель увидел в нём живого человека. Образ главного героя — Акакия Акакиевича Башмачкина — имеет две стороны. Первая — духовное и физическое убожество персонажа (нельзя жить мечтой о шинели), что сознательно подчёркивается и выводится на первый план. Вторая — произвол и бессердечие окружающих по отношению к Акакию Акакиевичу (сослуживцы, генерал). Соотношение первого и второго определяет гуманистический пафос произведения: даже такой человек, как Акакий Акакиевич, имеет право на существование и справедливое к себе отношение.

Слайд 10 из презентации «Произведения Н.Гоголя». Размер архива с презентацией 1963 КБ.

краткое содержание других презентаций

««Заколдованное место» Гоголь» — «Заколдованное место». Ваши впечатления. Словарная работа. Эпиграф. Внутрипредметные связи. Сколько раз попадал дед на заколдованное место. Ответим на вопросы. Н.В. Гоголь. Цели урока. Кто является рассказчиком повести. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Словесное рисование. Поработаем над иллюстрацией. Повесть «Заколдованное место» имеет подзаголовок быль.

«Произведения Николая Гоголя» — Выражение из произведения, ставшее крылатым. Творчество Н.В Гоголя. Очерк жизни и творчества. Молодая жена сотника взглянула на падчерицу. Жанр произведения. «Майская ночь, или Утопленница». Смысл жизни для старого Тараса. Кузнец был человеком. Тест. Сборник повестей. Наблюдая за трапезой Пацюка, Вакула разинул рот от удивления. Гоголь. Комедия «Ревизор». Истинное стремление Хлестакова. «Поэмой о любви к Родине» В.Г. Белинский назвал произведение.

«Майская ночь, или Утопленница» — Художник И.Н.Крамской. Молодые люди. Ясноокая красавица. Вечера на хуторе близ Диканьки. Познакомимся с юными героями. Песни, поверья, обычаи. Высказывания Н.В.Гоголя о народном творчестве. Открылось окно. Кто такая русалка. Майская ночь. Левко глядит на водящих хороводы девушек. Ганна и Левко. Сотник. Знаете ли вы украинскую ночь. Тихое украинское село. Место народного творчества в «Вечерах на хуторе близ Диканьки».

«Гоголь «Ночь перед Рождеством»» — Ритуал празднования Рождества. В.Г. Белинский. Кроссворд. На ярмарке литературных героев. Ритуал колядования. Вакула. Образ Оксаны. Знакомство с главными героями повести. Составить предложения. Изображения главных героев повести. Украинские народные традиции. Ночь перед Рождеством. Отношение Оксаны к Вакуле. Отрывок из повести. Мешки с гостинцами. Кадры кинофильма. Честность. Имя литературного героя.

«Повесть Гоголя «Невский проспект»» — Характеры Пискарева и Пирогова. Окончание приключений. Сон. Герой повести. Преследование. Характер. Гоголь. Судьбы двух петербуржцев. Отношение автора. Невский проспект. Противоположность героев. Искусство. Портрет.

«Повесть «Портрет»» — Портрет.

Явление Христа народу. Кабала. Товарищ Чарткова. Проблема выбора. Связь советов. Материал к уроку. Ростовщики. Советы отца художника. Художник Чартков. Словарная статья. Описание внешности ростовщика. Роль в обществе. Неудачная попытка. Деньги. Проблема истинного искусства. Аукцион. Проценты. Гиперссылка. Отец художника. Этимология слова «искусство». Талант. Герард Доу.

Всего в разделе «Произведения Гоголя» 12 презентаций

Искусство и ремесло в «Портрете» Николая Гоголя Очерк — Пример очерка

Рассказ Н. В. Гоголя «Портрет» построен на противопоставлении художественного и ремесленного понятий друг другу. Многие гоголисты отмечали это в своих произведениях. Противопоставление этих двух понятий возникает с самого начала. Картины в лавке, куда случайно забрел Чартков, вызывают восхищение народа и недоумение художника. Он искренне не понимает, что именно привлекает людей в этих простых картинках, в которых все карикатурно, неправдоподобно, нарочито, бесчувственно.

Главный герой мысленно назвал их «простой тупостью, устойчивой неспособностью, стоявшей по своеволию в рядах искусства» «Портрет». Чутьем художника Чартков выхватывает из всего портрета поистине живописное — не случайно он останавливается перед портретом старика и замирает. Еще не подозревая, что перед ним не совсем обычное произведение, Чартков чувствует силу кисти художника, написавшего портрет. Различен характер этих картин, характер самого вдохновения, по воле которого они созданы.

Творчество (живописное, музыкальное, архитектурное, литературное) — это своеобразная попытка преодоления дисгармонии, возникающей в результате внутренних противоречий человека или неприятия окружающей действительности. Создавая произведение, автор трансформирует мучающие его сомнения в художественные образы, вступая в диалог с самим собой и адресатом. Искусство призвано гармонизировать душу человека (автора и вероятного читателя) и окружающую его действительность, поэтому истинные произведения искусства всегда совершенны и гармоничны в единстве всех своих структурных элементов.

В этом главное отличие от графоманских экспериментов в литературном, от музыки, удовлетворяющей незатейливые запросы масс, от картин, созданных на заказ, — от того, что сейчас называют поп-культурой, эстрадой, китчем. Искусство — творческий порыв души; ремесло — средство заработка. Искусство живо по своей природе; ремесло, внешне притворяющееся творчеством, — мертво. Творец по натуре, Чартков улавливает именно эту разницу. Но чувствовать, понимать творчество, быть талантливым и служить искусству — не одно и то же. Чартков теряет свои замечательные способности в погоне за модой, деньгами, славой.

Как только жизнь ставит перед ним выбор искусства или ремесла, он выбирает второе. Блеск его таланта постепенно угасает. В конце первой части рассказа мы сталкиваемся с разгневанным человеком, который понимает, что променял свой талант на роскошную жизнь и почести, в которых, к его сожалению, талант не смог развиться — уж слишком отвлекающее тщеславие. Также богатство и слава дают утешение, притупляют чувства, обостряются в трудных ситуациях. Способность тонких чувств и осознание несовершенства действительности вызывает дисгармонию в той или иной мере, необходимой для творческого процесса.

Чартков не может устоять перед искушением и покупает себе известность и славу за деньги, выпавшие из-под рамы загадочного портрета. В первое время еще дает о себе знать его дар художника: Чартков старается не только выполнять заказы, но и творить — работает с удовольствием, с замиранием сердца ловит тени, не замечает, как бежит время. Однако дама, заказавшая портрет, не хочет видеть то, что он есть на самом деле, она хочет, чтобы ее дочь была другой, не такой, как в жизни: без слегка желтоватой кожи, без едва заметной синевы под глазами, без темных пятен. на ее лице.

Другими словами, заказчик желает, чтобы ее дочь стала «абсолютным», совершенством. Но внешнее совершенство холодно и мертво, оно не становится живым, животворящим. Это не становится искусством. Чартков старается сопротивляться, стремится придать портрету больше сходства с оригиналом, Но не столько для того, чтобы остаться верным своему призванию, сколько «чтобы кто-нибудь не обвинил его в действительной неприкрытой лести. » Портрет. В этот момент, когда он работает над первым индивидуальным заказом, Чартков как будто находится на распутье.

Оказавшись, подобно герою «Пиковой дамы», на распутье, Чартков выбирает один из двух возможных путей.

Быстрый успех не приносит ему счастья, это мираж, иллюзия, рассыпающаяся прахом по сравнению с настоящим искусством. Присланное из Италии произведение одного из друзей юности Чарткова поражает не только его самого, но и всех без исключения: когда Чартков вошел в комнату, он обнаружил уже собравшуюся перед картиной толпу посетителей. Над всеми царило глубочайшее молчание, какое редко бывает у толпы критиков.

Портрет. Все эти годы, пока Чартков предавался славе и тратил деньги, его друг много работал: «Там он погрузился в работу, из которой не позволял ничему отвлекать себя. » Портрет. Только так, отрешившись от мирских отвлекающих факторов, не гоняясь за мнимыми ценностями, не обращая внимания на социум, можно создать настоящий шедевр. Показательно, что в рассказе нет ни фамилии, ни имени художника, творчество которого так подействовало на зрителей.

Неслучайно этот персонаж остается анонимным, его имя — Художник, Мастер, Творец. Настоящий художник не гонится за признанием толпы, шедевры не создаются на потеху праздной публике. Процесс создания произведения искусства — невозможность «молчать», не выражать. Гёте говорил, что если бы он не написал роман «Страдания юного Вертера», то не смог бы двигаться дальше. Ремесленник, даже научившись подражать искусству, не способен достичь этой цели. Осознание разрыва между ним и настоящим художником поражает Чарткова.

Как бы герой, продавший свой дар, ни пытался что-то сказать, «бытовое выражение; норовил произнести какое-нибудь такое банальное замечание» «Портрет», он не может оставаться равнодушным, «слезы и рыдания вырвались наружу неудержимо, и он бросился из комнаты, как вне себя» «Портрет». То, что происходит при Чарткове, напоминает синдром Стендаля (при синдроме Стендаля человек, пораженный художественным произведением, чрезвычайно остро воспринимает все эмоции, как бы переносясь в пространство изображения; реакции пострадавших от синдрома различны, вплоть до истерии или попытки уничтожить картину).

Сначала он не может сдержать рыданий, потом начинает: покупать лучшее, что произведено искусством всякого рода. Купив картину за большие деньги, он перенес ее в свою комнату, бросился на нее с яростью тигра, резал, рвал, рубил на куски и топал по ней с ухмылкой восторга. Портрет. Однако такая реакция вызывает не столько восхищение, сколько зависть, понимание того, что он никогда так не писал, не создает столь прекрасного, чистейшего, гармоничного произведения. Он пытается вернуть утраченный талант, снова берется за кисть, но граница, которую он прошел много лет назад, прочно отделяет его от прошлого.

Чартков в пропаже подарка винит портрет старика, приобретенный им в лавке много лет назад, портрет, принесший ему тысячу золотых, положивший начало его славе. Странный портрет только дает Чарткову средство, возможность прославиться. Как и при получении денег, перед молодым художником стоит выбор: жить на них долго, делая только необходимые траты, посвящая себя упорному труду и искусству, или громко заявлять о своих «талантах», приобретать клиентов и заказы, которые означает славу и богатство.

Таким образом, портрет старика есть лишь формальное воплощение той границы, после которой для Чарткова уже нет пути назад. Действительно, склонность писать «портреты» и щеголять была у Чарткова задолго до того, как он приобрел странный портрет. Недаром профессор предупредил его: «Берегись! общество уже начинает питать к вам симпатию: я видел вас в блестящей шляпе, в пижонском шейном платке. . . . » Портрет. Опасения профессора были небезосновательны — Чартков иногда жил в состоянии отчаяния и был готов отказаться от своего напрасного, как ему казалось, труда:

Да, но что за этюды, зарисовки, все будет этюдами, пробными зарисовками до конца. А кто купит, даже не зная меня по имени? Кому нужны рисунки из античности, или натурный класс, или моя незаконченная любовь к Психеи, или интерьер моей комнаты, или портрет Никиты, хотя он лучше, по правде говоря, портретов любого из модные художники? Зачем мне беспокоиться и трепаться, как ученик, над азбукой, когда я могу сиять так же ярко, как и все остальные, и иметь деньги, как и они? Портрет.

Творчество Чарткова подтвердило двойственность его натуры и сомнения профессора: «В настоящее время ваша окраска начинает слишком громко утверждаться»; Портрет. Таким образом, портрет старика и заключенная в нем дьявольская сила были не причиной отказа Чарткова от истинного искусства, а лишь мотивом, своеобразным катализатором этого процесса. Чартков противоречив по характеру: с одной стороны, он обладает незаурядным талантом, с другой стороны, он не в состоянии выдержать всех тягот, связанных с настойчивым достижением цели, со следованием по пути Искусства.

Рассказ Чарткова — это только первая часть рассказа, из которой мы почти ничего не узнаем о самом портрете, приобретенном молодым художником. Мы не знаем, кто изображен на портрете, как портрет попал в лавку, где бродил Чартков, когда и кем он был написан. Единственное, что можно сказать, — это то, что портрет написан настоящим Художником: «Как ни был портрет запылен и испорчен, Чартков увидел, когда ему удалось стереть грязь с лица, следы работы большого художник. Портрет казался незаконченным, но сила обращения с ним была поразительна.

Портрет. Удивляет одно: портрет — тоже произведение искусства, почему в нем нет стремления, внутренней предрасположенности к гармонии, почему он вызывает зависть, гнев, разрушение? Картина необычная, странная, «Они (глаза) изрядно глядели из портрета, нарушая своей странной живостью его стройность. » Портрет. В портрете нет гармонии, хотя он написан талантливым художником. Но мастер, создавший его, говорит: «Скажу только, что писал я его с отвращением: я не чувствовал симпатии к своей работе даже тогда.

Я пытался заставить себя и, жестокосердно подавляя всякое чувство, быть верным природе. » Портрет. На портрете изображен гомбин-человек (об этом, как и история создания портрета, рассказана во второй части рассказа), обладающий странной темной силой: «Вот как я должен нарисовать Дьявола! «Портрет» — художник думает о старике. Дьявольская сила, заключенная в портретной раме, разрушает гармонию картины. Произведение искусства перестает быть великим, портрет становится лишь окном, через которое силы зла могут проникнуть в мир.

Портрет гомбенца разрушает не только собственную гармонию, гармонию одной картины, но как бы восстает против искусства вообще: в первой части рассказа он рассказывает нам историю загубленного таланта Чарткова, в вторая — рассказ о создателе портрета, его борьбе с дьявольской силой, поработившей его волю и талант: работая над картиной для церкви, «он всем фигурам даровал глаза ростовщика. » Портрет. Нечистая сила овладевает душой художника, он не может избавиться от ее влияния.

Дьявольская сила в «Портрете» не шалит — она отчаянно и мрачно пытается погубить Художника, помешать внести гармонию в мир, вышедший из-под его кисти. На время гений и искусство порабощены дьявольской силой. Однако истинное искусство и стремление к гармонии в нем все же сильнее. Верный своему призванию, художник отдаляется от мирской суеты, живет подвижником, достигшим наконец просветления, создает замечательную картину: «В конце года картина была готова. Это была действительно замечательная работа.

Ни приор, ни братья мало знали о живописи; но все были поражены дивной святостью фигур. » Портрет. Так, настоящего художника, верного своему призванию и пути, можно на время сломить злым духом, но одолеть — никогда. Роман «Портрет» Николая Гоголя — история двух художников, испытанных дьявольским искушением: Чарткова — славой и деньгами, создателя портрета — умением изобразить «духа тьмы». Один из них остается верен себе и служит искусству, другой — теряет свой талант, а затем и себя.

У тебя есть талант: талант — самый бесценный из даров Божиих» Портрет, ? «Намек на небесный рай божий содержится для художника в искусстве» Портрет, поэтому искусство прежде всего сильнее дьявольской силы. Он не терпит суетливой погони за славой, деньгами, успехом, требует напряженной работы и растворения мастера в своем деле, полного погружения в творчество. Искусство дает силы сопротивляться разрушению и злу, устоять перед дьявольским искушением. Он помогает сохранить или восстановить гармонию в душе творца и людей.

Портреты Александра Пушкина и Николая Гоголя доступны в виде репродукций в рамке, фотографий, настенных рисунков и фотоподарков #15000968

Наши стандартные фоторепродукции (идеально подходят для обрамления) отправляются в тот же или на следующий рабочий день, а большинство других товаров отправляются через несколько дней позже.

Фотопечать
Фотопечать производится на яркой архивной фотобумаге, в результате чего получаются неподвластные времени и захватывающие дух отпечатки, которые также идеально подходят для оформления в рамку

Печать плакатов
Печать плакатов производится на бумаге Vibrant Poster Paper, в результате чего получаются вневременные и захватывающие дух плакаты, которые также идеально подходят для обрамления. Открытки, подходящие для дней рождения, свадеб, юбилеев, выпускных, благодарностей и многого другого

Печать на холсте
Печать на холсте придаст цвет, глубину и текстуру любому пространству. Профессионально натянутый холст на скрытую деревянную раму и готов к подвешиванию

Пазлы
Пазлы — идеальный подарок по любому поводу

Репродукции репродукций
Наши художественные репродукции с мягкой текстурной поверхностью соответствуют стандартам самые критичные кураторы музеев

Фотография в рамке
Фотопечать поставляется в специальном картонном футляре, готовом для оформления в раму

Старинные рамы
Репродукции в рамах и в рамах с эффектом скошенной кромки под дерево – профессионально изготовлены и готовы к подвешиванию

Каркас премиум-класса
Рамка из натурального дерева FSC и двойное крепление с белой подкладкой для консервации — профессионально изготовлено и готово к подвешиванию

Открытки
Открытки с фотографиями — отличный способ оставаться на связи с семьей и друзьями.

Стеклянная подставка
Индивидуальная стеклянная подставка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *