Указ о трехдневной барщине 1797 года – суть, причины и итоги издания манифеста
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 180.
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 180.
Император Павел I занимал российский престол всего 5 лет, с 1796 по 1801 год. Его короткое правление было продуктивным в плане различной законотворческой деятельности. В 1797 году был издан указ о трехдневной барщине. Кратко правление императора Павла 1 изучают в школьном курсе истории 10 класса.
Предпосылки и причины появления
Вторая половина XVIII века, особенно правление императрицы Екатерины II стало периодом наибольшего роста крепостничества в Российской империи.
Рис. 1. Император Павел I.Формой эксплуатации крестьянского труда стала барщина — принудительный труд крепостного на поле помещика. В ряде случаев землевладельцы переводили крестьян на месячину, то есть шестидневный рабочий график. От помещика за свой труд при таком раскладе крестьяне получали содержание, одежду и продукты. По сути эксплуатация их труда достигла уровня рабства.
Также начали разоряться мелкие крестьянские хозяйства и росло недовольство крестьянского населения. Разные общественные деятели второй половины XVIII века разрабатывали идеи по регламентации крестьянских повинностей.
Итак, причинами ограничения барщины следует считать:
- недовольство крестьян. Оно выражалось в жалобах и даже в вооруженных мятежах;
- тяжелое положение крестьянства;
- значительные привилегии у дворян. Их Павел I тоже ограничивал в свое короткое правление.
Интерес к улучшению положения крестьян появился у Павла I еще до вступления на престол. Он сократил барщину до двух дней в своих имениях вблизи Петербурга: в Павловске и Гатчине. За 17 лет до вступления на престол он рассуждал о положении крестьян в своих записках на социальную тему. Важным фактором появления манифеста стала и личная воля императора.
Рис. 2. Павел I, император.Содержание и последствия
Крестьяне освобождались от работ на землевладельца в воскресенье.
Данная норма существовала и в своде законов Российской империи на тот момент — Соборном уложении 1649 года.Окружение императора встретило закон одобрительно, это касалось и чиновников эпохи Екатерины II, например, Александра Безбородко, так и молодых, проявивших себя в первой трети XIX века, например, Михаила Сперанского и Виктора Кочубея.
Впервые манифест был зачитан принародно на коронации императора — 5 апреля 1797 года. Современники хвалили императора за него, хотя были и исключения, например, граф Иван Лопухин, который опасался, что крепостные станут хуже подчиняться землевладельцам.
Многие помещики не соблюдали манифест, и фактически крестьяне работали не по схеме «3 дня для себя, 3 дня на барщине». Какого-то контроля не существовало. При следующем императоре, Александре I, реализации манифеста на местах добивались дворянские круги и губернские администрации. При императоре Николае I этот манифест внесли в полное собрание законов Российской империи 1833 года.
Подтверждения манифеста крестьяне ждали 56 лет. Он был подтвержден циркуляром от 24 октября 1853 года, который издал министр внутренних дел Бибиков. Через 8 лет крепостное право было окончательно отменено.
Итоги реализации данного манифеста оказались спорными. Например, император не предусмотрел санкций за нарушение своего решения помещиками. Также от указа о трехдневной барщине проиграли крестьяне Малороссии, у которых она была двухдневной.
Рис. 3. Крестьяне барщина.Что мы узнали?
Одним из действий императора Павла I стало издание манифеста о 3-дневной барщине в 1797 году. Он несколько улучшил положение крепостных крестьян, но часто не соблюдался.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Пока никого нет. Будьте первым!
Оценка доклада
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 180.
А какая ваша оценка?
Манифест о трехдневной барщине Павла 1
Социальная история XVIII столетия в России характеризуется тенденциями усиления крепостного права, а также увеличения роли дворянства. Окончательное закрепление крепостных порядков произошло в годы правления Екатерины Великой. Ее сын, император Павел 1, понимал, что подобная тенденция несет множество рисков для государственного развития. Именно он предпринял первый в истории России закон, ограничивающий собственникам крестьян количество дней в недели, в которые они могут использовать труд своих крепостных. Статья посвящена описанию причин принятия Манифеста о трехдневной барщине, его основных пунктов, а также анализу результатов принятия этого документа.
Причины принятия
Еще до того как стать императором Павел 1 показал на собственном примере, как можно изменить отношения к крестьянству: на своих землях ввел двухдневную барщину и разрешил крестьянам заниматься другими промыслами, вплоть до торговли. Когда же император Павел 1 стал задумываться над тем, что бесправие крепостных может создать ряд проблем для государственного строя России. Для ограничения барщины было ряд причин:
- Положение дворянства и крестьянства. Большинство населения были бесправные крестьяне, в то же время, дворяне за несколько столетий превратились в очень сильное и влиятельное сословие.
- Эксплуатация крестьянства. Барщина не ограничивалась, не было законов, которые бы заставляли помещиков уменьшать дни отработки.
- Бунты и восстания. Сложное положение крестьянства приводило к большому всплеску социального возмущения, которые начинались мирно (петиции, жалобы), но из-за отсутствия мер могли переходить в активные протесты.
- Отсутствие мотивации у крестьян. Из-за брака времени крестьяне не имели возможности развивать свои участки, что проявлялось в виде низких урожаев.
- Религия. Это не главный фактор, но то, что из-за отсутствия времени крестьяне работали в воскресенье, это подрывало их веру в идеалы православия.
Учитывая все это, 5 апреля 1797 года Павел 1 принял документ, который вошел в историю как «Манифест о трехдневной барщине».
Суть манифеста
Этот Манифест содержал два главных положения:
- Принуждать крестьянина работать в воскресенье запрещено.
- Оставшиеся шесть дней недели нужно было разделить пополам: три дня крестьянин работает на помещика, три на себя.
Далее среди историков существуют большие дискуссии. Ведь фактически в Манифесте о трехднейной барщине провозглашалась норма 3 на 3, как рекомендационная. Из-за этого некоторые помещики продолжали использовать свою систему, только оставляя крестьянину воскресенье. Однако учитывая, что текст называется Манифест, а принимал его абсолютный монарх, значит, он носил характер обязательного закона. По нормам Российской империи, указ подписанный императором считался обязательным для исполнения, даже если в нем не содержалось информация о наказании.
Реакция населения
Многие чиновники России, в том числе из поколения «екатерининской» эпохи, приветствовали манифест с радостью, называя его «новым этапом в жизни России». Представители иностранных государств (например, представитель прусского посольства Вегенер), которые были в тот момент в стране, выражали поддержку императору, говорили, что это начало крестьянских реформ. В 1820-х годах декабристы называли Манифестпро трехдневную барщину одним из самых прогрессивных по отношению к крестьянству.
Результаты манифеста
Главной проблемой этого Манифеста было то, что он воспринимался неоднозначно, иногда даже противоречиво. Фактически не было создано контроля за его исполнением. То есть, многие помещики воспринимали его действительно как рекомендацию. Кроме того, в некоторых регионах Российской империи существовала двухдневная барщина, теперь помещики получили официальное разрешение на ее увеличение.
Несмотря на несколько негативных моментов, в целом Манифест о трехдневной барщине можно считать прогрессивным. Часть крестьянства смогла воспользоваться этим законом, усиленно работая в свои три дня, заработав капитал.
Если анализировать результаты Манифеста в целом, то можно сказать, что на локальном уровне он не принес желаемых результатов, поскольку был не обязательным для выполнения. Если смотреть с позиций всей истории России, то есть фактически на глобальном уровне, то этот Манифест был первой попыткой ликвидировать крепостное право. Именно поэтому его называют первой конституцией России.
Августовские декреты — Энциклопедия всемирной истории Франции и закончились привилегии освобождения от налогов высших классов. Хотя и не без недостатков, принятие декретов было значительным достижением революции.
Национальное собрание, сформированное из трех сословий дореволюционной Франции во время Генеральных штатов 1789 г., стремился доказать свою преданность народу и закрепить достижения революции. В состоянии патриотического порыва дворянские депутаты отказывались от своих привилегий, а другие доходили до того, что требовали отмены десятины и новой судебной системы, при которой все граждане были бы равны перед законом.
Удалить рекламу
Реклама
Хотя многие статьи не вступили в силу сразу, декреты в целом оказали большое влияние на разрушение деспотической 9 Франции.0013 Ancien Régime и проложили путь к будущему развитию равенства и прав человека.
YouTube Следите за нами на YouTube!Прелюдия: Сумерки феодализма
Французский историк Франсуа Фюре резюмирует значение ночи вторника, 4 августа 1789 года, следующим образом:
Удалить рекламу
Реклама
[Дата] отмечает момент, когда судебный и общественный порядок, выковывавшийся веками, составленный из иерархии отдельных орденов, корпусов и общин и определяемый привилегиями, каким-то образом испарился, оставив на своем месте социальный мир, задуманный в новый путь как совокупность свободных и равных индивидуумов, подчиненных всеобщей власти закона. Дебаты 4 августа 1789 г., состоявшееся ночью, на самом деле было связано с очень сильным чувством у всех депутатов, что они являются свидетелями сумерек и рассвета.
Но даже это классическое сравнение не может полностью передать эмоции участников этого знаменитого сеанса, которые в течение нескольких часов чувствовали себя божественными механиками, помогающими создать это невероятное зрелище. Эти сумерки и этот рассвет были их работой. (107)
Сумерки, о которых говорит Фюре, а именно демонтаж пережитков феодализма в пользу новой политической организации, не стояли на повестке дня Национального учредительного собрания до 4 августа. Наоборот, это было почти импровизированное решение, реакция на волну паники и беспорядков, охватившую сельскую местность в последние недели июля после штурма Бастилии. Крестьянство, уже находящееся в напряжении из-за полувека ужасных урожаев, начало распространять слухи о заговоре дворянства с целью заставить их голодом вернуть их в подчинение после успеха третьего сословия и создания Национального учредительного собрания. Эта теория заговора, по-видимому, также подтверждается бегством знатных эмигрантов из королевства после падения Бастилии; считалось, что это только вопрос времени, прежде чем они вернутся во главе иностранных армий, чтобы восстановить свое господство силой.
За пределами таких территорий, как Бургундия или Франш-Конте, где еще процветал феодализм, сеньоральный режим уже давно пришел в упадок.
Эти слухи, которым способствовало нарушение надежной связи из-за революционного возбуждения в Париже, заставили группы крестьян вооружиться и объединиться для собственной защиты. Во время события, которое историки называют Великим страхом, некоторые из этих крестьян напали на замки, принадлежащие сеньорам. Они сжигали феодальные записи, в том числе реестры, в которых сеньоры записывали свои различные поместные взносы, а также приставали к самим сеньорам, заставляя их отказаться от своих феодальных привилегий. Внезапно в течение примерно трех недель вспыхнули крестьянские восстания на территориях Эно, Эльзаса, Бургундии и Франш-Конте. Если ничего не предпринимать, беспорядки скоро охватят еще большую часть королевства.
Любите историю?
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!
Национальное собрание было занято обсуждением Декларации прав человека и гражданина и ее отношения к готовящейся конституции, когда оно было вынуждено изменить курс, чтобы справиться с восстаниями. Первой реакцией Собрания было смущение, поскольку восстания произошли, несмотря на усилия недавно созданных ими буржуазных гражданских ополченцев. В ночь на 3 августа было объявлено, что «письма из всех провинций делают вид, что собственность всех видов стала жертвой самого преступного грабежа. Повсюду сожжены замки, разрушены монастыри, фермы брошены на разграбление» (Фюре , 108). Хотя Собрание признало, что оно должно действовать, подавление восстаний с помощью оружия было исключено, поскольку это вернет легитимность и власть королевским солдатам (несмотря на то, что некоторые восстания уже были подавлены солдатами). Вместо этого был составлен законопроект для обсуждения на следующую ночь, который подтвердил «священную ценность» всех форм собственности и взносов, а также разработал программу помощи бедным.
Это не были действия Собрания, намеревавшегося отменить феодализм. Действительно, многие депутаты, возможно, не видели для этого особых причин; за пределами таких территорий, как Бургундия или Франш-Конте, где все еще процветал феодализм, сеньоральный режим уже давно пришел в упадок. Хотя Франция все еще была в основном сельскохозяйственной, модернизирующаяся Европа открывала дворянству более быстрые пути к богатству, чем манориализм. Теперь, чтобы конкурировать с растущим классом буржуазии за влияние и власть, некоторые дворяне начали обращаться к инвестициям в промышленность или землеустройство. Тем не менее, следы феодализма, такие как барщина , практика бесплатного и принудительного труда, были распространены в районах, где традиционное манориализм отмирало .
Великий страх Неизвестный художник (общественное достояние)
Некоторые депутаты считали патриотическим долгом Собрания раз и навсегда избавить страну от феодализма во всех его формах. Идея, скорее всего, возникла во время собрания Бретонского клуба, члены которого тайно собрались после завершения заседания 3 августа, чтобы обсудить полное уничтожение всех привилегий, принадлежащих любым социальным классам, провинциям, городам или корпорациям. Предшественник печально известного Якобинского клуба, Бретонский клуб был основан группой антироялистских делегатов из Бретани, которые собирались перед каждой сессией Ассамблеи, чтобы сформулировать согласованную стратегию. К июлю состав клуба насчитывал более 200 депутатов. Когда в ночь на 4 августа Собрание вновь собралось для обсуждения вопросов собственности и крестьянского восстания, члены Бретонского клуба были готовы отстаивать свою собственную повестку дня.
Удалить рекламу
Реклама
Ночь 4 августа
После открытия заседания в 20:00 4 августа обсуждение законопроекта о собственности быстро сошло на нет. Примечательно, что человеком, который первым выступил против привилегий высших классов, был Луи-Мари, виконт де Ноай, сам аристократ, происходивший из одной из самых прославленных дворянских семей во Франции. Ноай начал свою речь с признания того, что, хотя мятежные крестьяне действительно были преступниками, их преступления были оправданы деспотической природой их сеньоров, и поэтому они должны быть оправданы.
Он утверждал, что Национальное собрание уже было на распутье в своем молодом существовании, заявляя, что королевство колеблется между «полным разрушением общества и правительством, которым будут восхищаться и которому будут следовать по всей Европе» (Schama, 438). Собранию нужно было доказать свои заявления о том, что оно стоит за народом, что могло быть достигнуто только путем официальной отмены систем личного рабства, таких как барщины , и позволения гражданам платить формальные налоги только в соответствии со своими средствами.
Луи-Мари, виконт де Ноай
Гилберт Стюарт (авторское право)
Заканчивая свою речь, Ноай немедленно был поддержан герцогом д’Эгийоном, одним из самых богатых людей во Франции. Эгийон пошел еще дальше, чем Ноай, утверждая, что Ассамблея может доказать свою приверженность правам человека, только устранив остатки «феодального варварства», от которого продолжали страдать люди (Шама, 438). После страстных речей этих двух выдающихся людей другие дворяне начали перекрикивать друг друга, стремясь доказать свой патриотизм, отказавшись от своих привилегий.
Удалить рекламу
Реклама
Идеи, выбрасываемые возбужденными депутатами, становились все более радикальными. Один депутат согласился на полную ликвидацию феодализма, говоря об унизительных титулах, которые «требовали, чтобы люди были привязаны к плугу, как тягловые животные» (Шама, 438). Вскоре после этого кто-то еще предложил отменить десятину, к большому разочарованию собравшегося духовенства. Возможно, в отместку епископ Шартрский затем предложил прекратить исключительные права дворян на дичь, утверждая, что любой крестьянин должен иметь право убивать животных, мешающих их урожаю. Другие депутаты говорили о необходимости равенства при вынесении приговоров по уголовным делам и прекращении всех налоговых льгот, которыми пользовалось дворянство.
Было подготовлено 19 статей об отмене феодализма, прежде чем заседание, наконец, закончилось в 2 часа ночи.
Это был, как отмечает Шарль-Эли де Ферьер, «момент патриотического опьянения» (Schama, 439). Вскоре депутаты плакали, обнимались и пели патриотические песни. Естественно, не все присутствующие на заседании одобрили направление разговора. Маркиз де Лалли-Толлендаль был явно встревожен, когда передал своему другу герцогу де Лианкур, председательствовавшему на заседании, записку, в которой говорилось: «Они не в своем уме. Отложите заседание» (Schama, 439).). Когда Лианкур отказался это сделать, Лалли-Толлендаль поднялся на ноги и попытался сделать все возможное, чтобы спасти ситуацию. Он напомнил своим коллегам-депутатам не забывать короля, по приглашению которого они собрались в Версале и которого поэтому следует провозгласить «Восстановителем французской свободы».
Никакого законопроекта об охране имущества и личной безопасности в ту ночь не обсуждалось. Вместо этого было подготовлено 19 статей об отмене феодализма, прежде чем заседание окончательно закончилось в 2 часа ночи. Когда новости об этом событии распространились по улицам Парижа, вспыхнули массовые празднования. Архиепископ Парижский предложил Te Deum в честь этого события, в то время как другие хотели, чтобы национальный праздник проводился 4 августа каждого года.
Удалить рекламу
Реклама
Тем не менее, обсуждение еще не завершено. Собранию потребуется еще неделя, чтобы закончить обсуждение специфики центральных вопросов, особенно вопроса о десятине. В конце концов было решено, что десятины будут отменены без возмещения убытков, хотя Церкви по-прежнему будет разрешено собирать их до тех пор, пока Собрание не выработает альтернативу. Во вторник, 11 августа, окончательный текст был официально кодифицирован, и его вступительное предложение разнеслось по всем уголкам Франции: «Национальное собрание полностью уничтожает феодальный режим» (Furet, 110).
Статьи
Из 19 статей, составлявших Августовские Указы, наиболее значимые приведены ниже:
- Статья 1 : Феодальная система полностью упразднена. Все феодальные права и повинности, а также личное рабство отменяются безвозмездно. Все другие виды взносов подлежат погашению; цена и способ их выкупа определяются Национальным собранием.
- Статья 2 : Исключительное право на fuies [разрешить пастись птицам] и голубятни отменены. Голуби будут заперты в течение времени, определенного сообществами.
- Статья 3: Также отменяются исключительные права на охоту. Любой землевладелец сохраняет за собой право убить любую добычу, но только на той земле, которой он владеет. Однако охотничьи угодья короля должны быть сохранены.
- Статья 4: Все дворянские судьи упраздняются без компенсации, хотя должности продолжают выполнять свои обязанности до тех пор, пока Национальное собрание не примет решение о новом судебном порядке.
- Статья 5: Все виды десятины отменяются без возмещения убытков в ожидании уведомления о других средствах субсидирования Церкви.
- Статья 7: Практика продажи государственных должностей объявляется вне закона, и утверждается принцип беспошлинного отправления правосудия.
- Статьи 9-10: Все специальные привилегии отменены, и каждый гражданин должен платить одинаковые налоги со всего.
- Статья 11: Любой гражданин, независимо от его происхождения, может занимать любую военную, гражданскую или церковную должность.
- Статья 17: Король Людовик XVI провозглашен Восстановителем французской свободы.
Отмена привилегий, 4 августа 1789 г.
Джебулон (общественное достояние)
Король отвечает
Принятие августовских декретов стало первым испытанием новой роли короля Людовика XVI как короля-патриота. Отступив после падения Бастилии, король был вынужден признать власть Национального собрания, приняв их назначения Жана Сильвена Байи и маркиза де Лафайета мэром Парижа и командующим Национальной гвардией соответственно. Он принял революционную кокарду от Байи перед толпой горожан, многие из которых истолковали это событие как примирение короля с революцией.
Конечно, все было не так просто. У короля было двоякое мнение относительно публикации Августовских указов. Хотя он написал в письме архиепископу Арля о своем удовлетворении усилиями Ассамблеи по классовому примирению, он не мог заставить себя согласиться с уничтожением классовых привилегий. «Я никогда не соглашусь, — писал он, — на ограбление моего духовенства и моей знати… Я никогда не соглашусь с декретами, которые их грабят, ибо тогда французский народ однажды обвинит меня в несправедливости или слабости» ( Шама, 442).
Портрет Людовика XVI из Франции
Антуан-Франсуа Калле (общественное достояние)
Верный своему слову, Людовик несколько недель отказывался одобрять декреты. 18 сентября он представил Ассамблее свои официальные замечания, составленные его недавно восстановленным в должности министром Жаком Некером. В этих замечаниях король согласился с принципом выкупа сеньориальных прав, но протестовал против списка прав, которые Собрание отменило без компенсации. Отказ короля искренне поддержать указы оставался предметом напряженности в течение уходящих летних месяцев 1789 года.. Он не сдавался до октября, когда Женский марш в Версале насильно переселил королевскую семью в Париж и вынудил его согласиться с указами.
Последствия и значение
Августовские декреты стали монументальным шагом на пути к свержению деспотического Ancien Régime Франции. В течение одной ночи были уничтожены обременительные десятины, устаревшие феодальные повинности и привилегии высших сословий; по крайней мере, так это выглядело на бумаге. На самом деле все было довольно запутанно, поскольку Ассамблея пыталась прояснить, что именно она имела в виду в своем возбужденном пылу той августовской ночью.
Это, естественно, привело к некоторой путанице и непониманию. Большая часть крестьянства считала, что указы должны были вступить в силу немедленно, игнорируя предостережения о том, что многие взносы еще должны быть уплачены до тех пор, пока не будет внедрена новая система. Многие крестьяне сопротивлялись выплате своих долгов и становились все более враждебными по отношению к налогообложению, что не помогло и без того тяжелому финансовому кризису во Франции. Фактически, только в 1793 году, через пять лет после принятия указов, все сеньориальные пошлины были окончательно отменены без возмещения убытков.
Многие в высших кругах были не слишком довольны отказом от своих ценных привилегий. Возмущенные дворяне недоумевали, как Собрание, собравшееся якобы для голосования по вопросам налогообложения, накопило достаточно полномочий, чтобы полностью разрушить феодальный режим. Церковь тоже протестовала против отмены их десятины. Это было предметом самых ожесточенных дебатов в период между 4 августа и оформлением указов неделей позже. Именно в ходе этих дебатов впервые была высказана мысль о принадлежности церковного имущества государству, что в конечном итоге привело к конфискации церковных земель. На практике десятина не отменялась до 1 января 179 г.1, но принятие декретов было началом вражды между церковью и революцией, которая привела к ожесточенному и кровавому конфликту.
В ноябре 1789 г. деятельность 13 парламентов , или высших судебных судов во Франции, была приостановлена, как это предусмотрено декретами. В следующем году они были полностью отменены. Это было серьезным грехопадением для учреждения, которое всего годом ранее во время восстания парламентов превозносили как народный щит против королевской тирании. Тем не менее, это был еще один кирпич, снятый со стен, составлявших Ancien Régime , поскольку парламентов неизменно служили дворянским инструментам для обретения власти.
Сессия парижского парламента в 1787 году
Ж. Нике (CC BY-SA)
Наследие Августейших Указов анализировалось историками в течение столетий после их создания. Некоторые были менее чем впечатлены их результатом, утверждая, что указы не сделали ничего, кроме признания складывающегося статус-кво. Ведь феодализм во Франции уже отмирал, так что дворянские депутаты действительно мало чем жертвовали. В противовес этим взглядам следует отметить, каким значительным достижением явилась полная отмена феодализма. Даже если система все равно вымирает и не будет полностью упразднена до 179 г.3 акт отменил основополагающий элемент Ancien Régime и позволил построить новый политический организм. Августовские декреты проложили путь к принятию Декларации прав человека и гражданина, переломного документа в истории прав человека. Утверждение, что многие дворяне не сильно рисковали в финансовом отношении, могло быть правдой, но утверждать, что они действовали исключительно из эгоизма, было бы несправедливо. Дворяне, подобные Ноайю, служившему под началом его зятя Лафайета во время Войны за независимость США, были по-настоящему страстными сторонниками свободы и, вероятно, действительно чувствовали, что выполняют свой патриотический долг.
Августовские декреты были важным событием Французской революции и, возможно, одним из самых важных и прочных достижений революции. В то время как многие указы, принятые несколькими сменявшими друг друга правительствами Революции, были такими же мимолетными, как и сами эти правительства, августовские декреты продолжали действовать, зайдя так далеко, что повлияли на будущий Гражданский кодекс, более известный как Кодекс Наполеона, принятый в 1804 году. Августовские декреты воплощали идеалы свободы, равенства перед законом и собственности, которые были фундаментальными для эпохи Просвещения и важными строительными блоками западных демократий.
Редакционный обзор Перед публикацией эта статья прошла проверку на точность, надежность и соответствие академическим стандартам.
Павел Я вырос в атмосфере страха и подозрения на из его 020202020202020202020202020202020202 годы 2020202020202020202 годы 20202020202020202 годы состояние дел и демонстративно пренебрегал им. Отличился несбалансированной символ и вспыльчивость. С другой стороны, он получил острое чувство долга и ответственности перед страной , соблюдение дисциплины и порядка. |