Родился писатель, философ и публицист Александр Иванович Герцен
25 марта (6 апреля) 1812 г. в Москве в семье помещика И. Я. Яковлева и немки Генриетты-Вильгельмины-Луизы Гааг родился Александр Иванович Герцен, русский писатель, философ, публицист, революционер; один из основателей Вольной русской печати (1853). Брак его родителей не был официально оформлен, поэтому Яковлев придумал сыну фамилию «Герцен» от немецкого слова Herz – «сердце».
В 1833 г. Герцен окончил физико-математическое отделение Московского университета. На взгляды молодого человека сильное влияние оказало движение декабристов, события Июльской революции во Франции 1830 г., Польского восстания 1830-1831 гг. Его сочинение «О месте человека в природе» (1832) показывает близкое знакомство автора с вопросами естествознания, идеями философских и социальных учений европейских философов А. де Сен-Симона, Ф. В. Й. Шеллинга, В. Кузена.
В Московском университете вокруг Герцена сложился кружок демократического направления, члены которого изучали политические учения и утопический социализм. В июле 1834 г. о деятельности нелегального кружка стало известно властям: вместе с некоторыми участниками кружка его глава был арестован и через год выслан в Пермь, а оттуда — в Вятку, где стал служить в губернской канцелярии. В конце 1837 г. ему разрешили переехать во Владимир. Спустя два года Герцен вернулся в Москву, затем переехал в Петербург, где по настоянию отца поступил на службу в канцелярию Министерства внутренних дел. Но в июле 1841 г. за резкий отзыв в частном письме о полиции он был выслан в Новгород, где служил в губернском правлении.
В годы ссылки идейные искания Герцена носили социально-религиозные формы, что нашло отражение как в его переписке, так и в философско-беллетристических произведениях «Из римских сцен» (1838), «Вильям Пен» (1839). Вернувшись из ссылки в июле 1842 г. и поселившись в Москве, он принял участие в борьбе славянофилов и западников, и до середины 1840-х г. являлся главой левого крыла западников.
В цикле своих статей «Дилетантизм в науке» (1842-1843), идя по пути осмысления единства природы и человека (материи и сознания), Герцен пытался обосновать закономерность движения человечества к неантагонистическому обществу. Философ считал, что, когда произойдёт слияние духа и материи, начнётся пора «сознательного деяния», которое он понимал как суть истинно человеческой деятельности. Литературу Герцен рассматривал как отражение общественной жизни и средство борьбы с самодержавием. Его произведение «Кто виноват?» (1841-1846) стало одним из первых русских социально-психологических романов, главный герой которого отражал философские идеалы самого автора.
В философских «Письмах об изучении природы» (1844-1845) Герцен развивал идею единства противоположностей, подчеркивал важность преодоления антагонизма между естествознанием и философией или, как он писал, между «эмпирией» и «идеализмом». Закономерность исторического развития он искал в объективных условиях жизни человеческого общества, а к противоречиям, лежащим в основе общественного развития, относил борьбу между привилегированными и угнетёнными классами, а также конфликты между личностью и средой.
В 1847 г. Герцен с семьёй переехал в Париж. Поражение революции 1848 г. во Франции, очевидцем и участником которой он был, привело его к пересмотру собственных философских взглядов. В 1849 г. он опубликовал статью «Россия», в которой впервые сформулировал свои взгляды на сельскую общину, а в последующие годы начал разрабатывать теорию «русского социализма», став одним из основоположников народничества. В основу его теории легли идеи социалистического переустройства общества на основе крестьянской общины. С наибольшей полнотой его взгляды на русский исторический процесс были сформулированы в книге «О развитии революционных идей в России» (1850).
В 1849 г. Герцен переехал в Женеву, где принял участие в издании газеты французского публициста П. Ж. Прудона «Голос народа». В 1850 г. Герцен поселился в Ницце, где сблизился с деятелями итальянского освободительного движения. Два года спустя он переехал в Лондон, где основал Вольную русскую типографию. В начале 1850-х гг. писатель начал работать над автобиографическим произведением «Былое и думы».
В 1855 г. Герцен стал издавать альманах «Полярная звезда», получивший вскоре распространение и в России. В следующем году в Лондон к А. И. Герцену переехал его ближайший друг, поэт и публицист Н. П. Огарёв, с которым он приступил к изданию «Колокола» — первой русской революционной газеты. После крестьянской реформы (1861) в «Колоколе» были опубликованы статьи с резкой критикой половинчатости реформы, а также революционные прокламации. Распространение газеты в России способствовало сплочению оппозиционных сил и созданию революционной организации под названием «Земля и воля». В период Польского восстания в 1863-1864 гг. Герцен выступил в поддержку восставших, что оттолкнуло от «Колокола» значительную часть русских читателей, и тираж газеты сократился в несколько раз. В 1867 г. издание «Колокола» было прекращено.
Своеобразным теоретическим завещанием Герцена стала его последняя работа — письма «К старому товарищу» (1869), адресованные М. А. Бакунину и направленные против его призывов к уничтожению государства, немедленному социальному перевороту и полной свободе.
Александр Иванович Герцен скончался 9 (21) января 1870 г. в Париже и был похоронен на кладбище Пер-Лашез. Впоследствии прах А. И. Герцена был перевезён в Ниццу.
Лит.: А. И. Герцен [Электронный ресурс] // Philolog.ru. Б. д. URL: http://philolog.petrsu.ru/herzen/index.html; А. И. Герцен. 1870 — 21 янв. 1920: Сб. статей. Пг., 1920; Белявская И. М. А. И. Герцен и польское национально-освободительное движение 60-х гг. XIX в., М., 1954; Володин А. И. Герцен. М., 1970; Герцен А. И. Собрание сочинений: В 30 т. М., 1954-1966; Гинзбург Л. «Былое и думы» Герцена. Л., 1957; Каменев Л. Герцен Александр Иванович // Литературная энциклопедия: В 11 т. Т. 2. М., 1929; То же [Электронный ресурс] URL: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le2/le2-4841.htm; Нович И. С. Молодой Герцен. Страницы жизни и творчества. М., 1986; Павлов А. Т. От дворянской революционности к революционному демократизму: идейная эволюция А. И. Герцена. М., 1977; Пипер Л. О. Мировоззрение Герцена: Историко-философские очерки. М.; Л., 1935; Пирумова Н. М. А. Герцен, М., 1962; Проблемы изучения Герцена: Сб. статей. М., 1963; Семёнов В. С. Александр Герцен. М., 1989; Смирнова З. В. Социальная философия А. И. Герцена. М., 1973; Филатова Е. М. Экономические взгляды Герцена и Огарёва. М., 1953; Чуковская Л. К. «Былое и думы» Герцена. М., 1966; Шпет Г. Философское мировоззрение Герцена. Пг., 1921; Эйдельман Н. Я. Герценовский «Колокол». М., 1963.
См. также в Президентской библиотеке:
Александр Иванович Герцен (1812-1870) // Русские революционеры / под ред. И. Сверчкова. Ч. 1. Л., 1927. С. 161-186;
Батуринский В. П. А.И. Герцен, его друзья и знакомые. СПБ., 1904;
Богучарский В. Я. Александр Иванович Герцен // Три западника сороковых годов (П. Я. Чаадаев, В. Г. Белинский и А. И. Герцен) : историко-литературные очерки. СПб., 1901. С. 133—299;
Богучарский В. Я. Александр Иванович Герцен. СПб., 1912;
Бороздин А. К. Александр Иванович Герцен // Главные деятели освобождения крестьян / под ред. С. А. Венгерова. СПб., [1903];
Ганжулевич Т. Я. Достоевский и Герцен в истории русского самосознания. СПб., 1907;
Герцен А. И. Император Александр I и В. Н. Каразин. СПб., 1906;
Герцен А. И. Сочинения : в 2 т. М., 1985 Т. 1;
Герцен А. И. Сочинения : в 2 т. М., 1986 Т. 2;
Герцен А. И. Тюрьма и ссылка: из записок Искандера. Лондон, 1858;
Литературное наследство. 39/40: А. И. Герцен. I. М., 1941;
Литературное наследство. 41/42: А. И. Герцен. II. М., 1941;
Материалы для будущей истории Сибири и ссылки [М. Л.] Михайлова. Лейпциг, 1881;
Материалы для истории царствования императора Николая Павловича : [Сборник]. Лейпциг, 1880;
Некролог. А. И. Герцен // Вестник Европы. [Г. 5 1870, т. 1, кн. 2, февраль]. СПб., 1870. С. 935-945;
Скабичевский А. М. Очерки развития прогрессивных идей в нашем обществе. 1825-1860 г.: Н. А. Полевой, В. Ф. Одоевский, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, И. [!Н.] А. Добролюбов и их сподвижники. СПб., 1872.
Герцен Александр Иванович — биография
Русский революционер, писатель и публицист. Родоначальник русской политической эмиграции, издатель первой отечественной революционной газеты «Колокол» (1857-1867).
Александр Иванович Герцен был внебрачным сыном богатого помещика Ивана Алексеевича Яковлева (1767-1846). Получил придуманную отцом искусственную фамилию (от немецкого Herz — сердце). Воспитывался в доме И. А. Яковлева, получил хорошее образование.
Событием, определившим всю дальнейшую судьбу А. И. Герцена, стало восстание декабристов (1825) и последующая казнь пятерых его руководителей (1826). Они навсегда остались для него героями-патриотами, пожертвовавшими собой для того, чтобы разбудить новое поколение революционеров. В юности А. И. Герцен поклялся мстить за казненных и продолжать их дело.
В 1829-1833 годах А. И. Герцен был студентом физико-математического отделения Московского университета. В это время вокруг него и его друга Н. П. Огарева сложился дружеский кружок вольномыслящей молодежи, в котором «проповедовали ненависть к всякому насилью, к всякому правительственному произволу». В 1834 году А. И. Герцен и некоторые кружковцы были арестованы по ложному обвинению в пении антимонархических песен, а на самом деле за вольнодумство.
В апреле 1835 года А. И. Герцен был выслан в Пермь, оттуда в Вятку, где служил в губернской канцелярии. В ходе посещения Вятки цесаревичем Александром Николаевичем (будущим императором Александром II) в 1837 году отвечал за организацию выставки местных произведений, давал наследнику престола объяснения при ее осмотре. По ходатайству В. А. Жуковского в конце 1837 года А. И. Герцен был переведен на службу советником губернского правления во Владимир.
В начале 1840 года А. И. Герцен вернулся в Москву, а в мае того же года переехал в Санкт-Петербург, где по настоянию отца поступил на службу в канцелярию министерства внутренних дел. В июле 1841 года за резкий отзыв о полиции в письме отцу А. И. Герцен был выслан в Новгород, где служил в губернском правлении.
Вернувшись из ссылки в июле 1842 года, А. И. Герцен вышел в отставку и поселился в Москве. Он принял деятельное участие в борьбе главных направлений общественной мысли — славянофилов и западников, разделяя позиции последних. Блестящие способности полемиста, эрудиция, талант мыслителя и художника дали А. И. Герцену возможность стать одной из ключевых фигур русской общественной жизни.
С 1836 года А. И. Герцен начал публицистическую деятельность, печатал свои работы под псевдонимом Искандер. В 1840-х годах он опубликовал ряд философских трудов: цикл статей «Дилетантизм в науке» (1842-1843), «Письма об изучении природы» (1844-1845) и др., в которых утверждал союз философии с естественными науками. Рассматривая литературу как отражение общественной жизни и действенное средство борьбы с самодержавной действительностью, А. И. Герцен выступил с рядом беллетристических произведений, проникнутых антикрепостническим пафосом: «Доктор Крупов» (1847), «Сорока-воровка» (1848) и др. Роман А. И. Герцена «Кто виноват?» (1841-1846) стал одним из первых русских социально-психологических романов.
В 1847 году А. И. Герцен с семьей уехал за границу. Став свидетелем поражения европейских революций 1848-1849 годов он разочаровался в революционных возможностях Запада и разработал теорию «русского социализма», став одним из основоположников народничества.
В 1849 году в Женеве (Швейцария) он участвовал в издании газеты П. Ж. Прудона «Голос народа». В 1850 году А. И. Герцен поселился в Ницце, где сблизился с деятелями итальянского национально-освободительного движения. В том же году он ответил отказом на требование правительства Николая I вернуться в Россию, за что в соответствии с постановлением Сената был лишен всех прав состояния и объявлен «вечным изгнанником».
В августе 1850 года А. И. Герцен переехал в Лондон. В 1853 году в этом городе им была основана «Вольная русская типография», ставившая перед собой цель издавать для России бесцензурные произведения антисамодержавной и антикрепостнической направленности. В 1855 году А. И. Герцен начал издавать альманах «Полярная звезда», который получил широкое распространение в России.
В 1856 году в Лондон переехал Н .П. Огарев, вместе с которым в следующем году А. И. Герцен приступил к изданию «Колокола» — первой русской революционной газеты. «Колокол» оказывал огромное влияние на формирование общественной мысли в России, способствовал воспитанию молодого поколения русских революционеров, и в частности — созданию организации «Земля и воля».
В период Польского восстания 1863-1864 годов А. И. Герцен на страницах «Колокола» подвергал беспощадной критике действия русского правительства, выступал в защиту польских повстанцев. Либеральная читательская аудитория отхлынула от газеты, ее тираж сократился в несколько раз. Перенесение издания из Лондона в Женеву не поправило дела. В 1867 году издание «Колокола» было прекращено.
В 1868 году А. И. Герцен завершил работу над своим главным литературным произведением — автобиографическим романом «Былое и думы», который по праву считается одним из наиболее значительных и глубоких образцов отечественной мемуарной литературы.
Последние годы А. И. Герцен жил в разных городах Европы (Женева, Канн, Ницца, Флоренция, Лозанна, Брюссель и др.). Он умер в Париже 9 (21) января 1870 года. Первоначально А. И. Герцен был похоронен на кладбище Пер-Лашез, впоследствии его прах был перевезен в Ниццу.
Британика
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы. - Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю. - Спасение Земли
Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать! - SpaceNext50
Britannica представляет SpaceNext50. От полета на Луну до управления космосом — мы изучаем широкий спектр тем, которые питают наше любопытство к космосу!
Страница не найдена
Приносим свои извинения! Этот контент недоступен. Посетите домашнюю страницу Britannica или воспользуйтесь полем поиска ниже.
Научные названия съедобных растений
Известные выходцы из Вест-Индии в спорте и развлечениях
Первым мультяшным существом Уолта Диснея был не Микки Маус
Жан-Жак Руссо — New World Encyclopedia
Жан-Жак Руссо (28 июня 1712 — 2 июля 1778) был франко-швейцарским философом эпохи Просвещения, политические идеи которого повлияли на Французскую революцию, развитие социалистической и демократическая теория и рост национализма. Его наследие как радикального и революционного, возможно, лучше всего описано самой известной строкой в его самой известной книге, Общественный договор : «Человек рождается свободным, и везде он в цепях». Теория общественного договора Руссо, основанная на Томасе Гоббсе и Джоне Локке, послужит одной из основ современной демократии, в то время как его
Под «нахождением в цепях» Руссо имел в виду, что общество — и особенно модернизирующееся, индустриализирующееся общество его времени — оказывало негативное влияние на человеческое развитие. Руссо считал, что первоначальный человек в своем естественном состоянии был совершенно свободен и добродетелен. Только когда люди собрались вместе и образовали общества, они стали способны на зависть, жадность, злобу и все другие пороки, на которые способны мы. В этом отношении Руссо, по-видимому, создал философскую основу для убежденных индивидуалистических мыслителей, таких как Эмерсон, и крупнейших литературных писателей-романтистов по всей Европе, которые все так или иначе утверждали, что если бы люди могли вернуться к своим естественное состояние», они будут счастливы навсегда.
Однако идеи Руссо не были такими уж упрощенными. Хотя он чувствовал, что общество (особенно монархическое общество) оказало разлагающее влияние на человечество, он считал, что если человечество будет руководствоваться только природными инстинктами, оно неизбежно опустится до жестокости. Руссо считал, что человечеству нужен не возврат к примитивизму, а полная переоценка общественного строя. Хотя Руссо часто называют «протосоциалистическим» политическим мыслителем, чьи взгляды вдохновляли социалистические теории Карла Маркса, форма правления, за которую Руссо боролся всю свою жизнь, была не социализмом, а прямой, непредставительной демократией. Не был Руссо и атеистическим мыслителем, как Маркс. Хотя его взгляды на религию в свое время были весьма противоречивыми — в IX в.0141 Общественный договор он гнусно писал, что последователи Иисуса не станут хорошими гражданами — под этим Руссо имел в виду, что религиозное чувство, как и естественные добрые инстинкты человека, не вписываются в общество угнетения и несправедливости.
Содержание
- 1 Биография
- 2 Философия
- 2.1 Природа против общества
- 2.2 Политическая теория
- 2.2.1 Общественный договор
- 2.3 Образование
- 2.4 Религия
- 3 Наследие
- 3.1 Литература
- 4 См. также
- 5 Каталожные номера
- 6 Основные работы
- 7 изданий на английском языке
- 8 Внешние ссылки
- 9 кредитов
Вклад Руссо в политическую теорию был неоценим для развития демократии. Историки заметят, что не случайно Французская революция произошла вскоре после его смерти. Однако Руссо был не просто обычным философом, и, хотя его наследие в политике огромно, важно не игнорировать и другие направления его мысли. Руссо был также писателем, мемуаристом и музыкантом. Его интересы варьировались от искусства и живописи до современных наук. Он был «человеком Просвещения» в том же духе, что и Гёте в Германии и Кольридж в Англии. Любая оценка огромного влияния Руссо на французскую и европейскую мысль должна учитывать влияние всех его произведений.
Биография
Руссо родился в Женеве, Швейцария, и на протяжении всей своей жизни называл себя гражданином Женевы. Его мать, Сюзанна Бернар Руссо, умерла через неделю из-за осложнений после родов, а его отец Исаак, неудавшийся часовщик, бросил его в 1722 году, чтобы избежать тюремного заключения за дуэль. Его детское образование состояло исключительно из чтения « жизнеописаний » Плутарха и кальвинистских проповедей. Руссо избила и оскорбила сестра пастора, которая взяла на себя ответственность за Руссо после того, как его отец скрылся.
Руссо покинул Женеву 14 марта 1728 года, после нескольких лет обучения у нотариуса, а затем у гравера. Затем он встретил Франсуазу-Луизу де Варанс, французскую католическую баронессу, которая позже стала его любовницей, хотя была на двенадцать лет старше его. Под защитой де Варанса он обратился в католицизм.
Руссо провел несколько недель в семинарии и, начиная с 1729 г., шесть месяцев в хоровой школе собора Анси. Он также много времени путешествовал и занимался разными профессиями; например, в начале 1730-х годов он работал учителем музыки в Шамбери. В 1736 году он в последний раз останавливался у де Варанса недалеко от Шамбери, который он нашел идиллическим, но к 1740 году он снова уехал, на этот раз в Лион, чтобы обучать маленьких детей Габриэля Бонне де Мабли.
В 1742 году Руссо переехал в Париж, чтобы представить Академии наук новую изобретенную им систему нотной записи, основанную на одной строке, отображающей числа, представляющие интервалы между нотами, и точках и запятых, обозначающих ритмические значения. Система должна была быть совместима с типографикой. Академия отвергла его как бесполезный и неоригинальный.
С 1743 по 1744 год он был секретарем французского посла в Венеции, республиканское правительство которого Руссо часто упоминал в своих более поздних политических работах. После этого он вернулся в Париж, где подружился и жил с Терезой Лавассер, неграмотной швеей, которая родила ему пятерых детей. В результате его теорий об образовании и воспитании детей Руссо часто подвергался критике со стороны Вольтера и современных комментаторов за то, что он помещал своих детей в приют, как только они были отняты от груди. В свою защиту Руссо объяснил, что он был бы плохим отцом и что у детей была бы лучшая жизнь в приюте для подкидышей. Критики позже использовали такие эксцентричности, чтобы очернить Руссо как социально неблагополучного в попытке дискредитировать его теоретические работы.
Находясь в Париже, он подружился с Дидро и, начиная с 1749 г., опубликовал несколько статей в его Энциклопедии, начиная с нескольких статей о музыке. Его самым важным вкладом была статья по политической экономии, написанная в 1755 году. Вскоре после этого его дружба с Дидро и энциклопедистами обострилась.
В 1749 году, направляясь в Венсен, чтобы навестить Дидро в тюрьме, Руссо услышал о конкурсе эссе, спонсируемом Дижонской академией, в котором задавался вопрос, было ли развитие искусств и наук морально полезным. Ответом Руссо на эту подсказку, давшим отрицательный ответ, были его «Рассуждения об искусствах и науках» 1750 года, которые принесли ему первый приз на конкурсе и принесли ему значительную известность.
Руссо утверждал, что во время поездки в карете к Дидро он испытал внезапное вдохновение, на котором были основаны все его более поздние философские работы. Это вдохновение, однако, не ослабило его интереса к музыке, и в 1752 году его опера «Девин в деревне » была исполнена для короля Людовика XV.
В 1754 году Руссо вернулся в Женеву, где вновь обратился в кальвинизм и восстановил свое официальное женевское гражданство. В 1755 году Руссо завершил свою вторую крупную работу, Рассуждение о происхождении и основе неравенства среди мужчин . Начиная с этой пьесы, работы Руссо все больше и больше вызывали немилость у французского правительства.
Руссо в 1761 году опубликовал успешный романтический роман Julie, ou la nouvelle Héloise (Новая Элоиза) . В 1762 году он опубликовал две основные книги: сначала Общественный договор (Du Contrat Social) в апреле, а затем Эмиль, или Об образовании в мае. Обе книги критиковали религию и были запрещены как во Франции, так и в Женеве. Руссо был вынужден бежать из-под ареста и останавливался в Берне и Мотьере в Швейцарии. Находясь в Мотьере, Руссо написал Конституционный проект для Корсики (Проект Конституции для Корсики) .
Столкнувшись с критикой в Швейцарии — его дом в Мотье был забросан камнями в 1765 году — он нашел убежище у философа Дэвида Юма в Великобритании, но через 18 месяцев уехал, потому что считал, что Юм замышляет против него заговор. Руссо вернулся во Францию под именем «Рено», хотя официально ему не разрешалось вернуться до 1770 года. В 1768 году он женился на Терезе, а в 1770 году вернулся в Париж. В качестве условия его возвращения ему не разрешили издавать никаких книг, но после завершения его Признания, Руссо начал закрытые чтения. В 1771 г. он был вынужден остановиться, и эта книга вместе со всеми последующими вышла только в 1782 г., через четыре года после его смерти.
Руссо продолжал писать до самой смерти. В 1772 году его пригласили представить рекомендации для новой конституции Польши, в результате чего были составлены Соображения о правительстве Польши , которые должны были стать его последней крупной политической работой. В 1776 году он завершил диалогов: Руссо Судья Жан-Жака и начал работу над набором «Грезы одинокого ходока». Чтобы прокормить себя в это время, он вернулся к копированию музыки. Из-за своей благоразумной подозрительности он не искал внимания или компании других. Во время утренней прогулки по поместью маркиза де Гирадина в Эрменонвиле (28 миль к северо-востоку от Парижа) Руссо перенес кровотечение и умер 2 июля 1778 года.
Первоначально Руссо был похоронен на Иль-де-Пёплие. Его останки были перенесены в Пантеон в Париже в 179 г.4, через 16 лет после его смерти. Гробница была спроектирована так, чтобы напоминать деревенский храм, чтобы напомнить теории природы Руссо. В 1834 году женевское правительство неохотно установило в его честь статую на крошечном острове Руссо в Женевском озере. В 2002 году Espace Rousseau был открыт по адресу 40 Grand-Rue, Женева, место рождения Руссо.
Философия
Природа против общества
Руссо видел фундаментальный разрыв между обществом и человеческой природой. Руссо утверждал, что человек по своей природе добр, «благородный дикарь» в естественном состоянии (состояние всех «других животных» и состояние, в котором находилось человечество до создания цивилизации и общества), но испорчен общество. Он рассматривал общество как искусственное и считал, что развитие общества, особенно рост социальной взаимозависимости, враждебно благополучию людей.
Негативное влияние общества на в остальном добродетельных людей сосредотачивается в философии Руссо на его преобразовании amour de soi, положительного себялюбия, сравнимого с «самоуверенностью» Эмерсона, в amour-propre или гордость. Amour de soi представляет собой инстинктивное человеческое стремление к самосохранению в сочетании с силой человеческого разума. Напротив, amour-propre не является естественным, а искусственным и заставляет человека сравнивать себя с другими, создавая необоснованный страх и позволяя людям получать удовольствие от боли или слабости других. Руссо не был первым, кто провел это различие; на него ссылался, среди прочих, Вовенарг.
В «Рассуждении об искусствах и науках» Руссо утверждал, что искусства и науки не принесли пользы человечеству, потому что они развивались не в ответ на человеческие потребности, а в результате гордыни и тщеславия. Более того, созданные ими возможности для праздности и роскоши способствовали развращению человека. Он предположил, что прогресс знаний сделал правительства более могущественными и подавил индивидуальную свободу. Он пришел к выводу, что материальный прогресс фактически подорвал возможность искренней дружбы, заменив ее ревностью, страхом и подозрительностью.
Его последующие Рассуждения о неравенстве отслеживали прогресс и вырождение человечества от примитивного естественного состояния до современного общества. Он предположил, что самые ранние человеческие существа были изолированными полуобезьянами, которые отличались от животных своей способностью к свободе воли и способностью к совершенствованию. Он также утверждал, что эти первобытные люди обладали основным стремлением заботиться о себе и естественной склонностью к состраданию или жалости. По мере того как люди были вынуждены более тесно общаться друг с другом под давлением роста населения, они претерпели психологическую трансформацию и стали ценить хорошее мнение других как неотъемлемую часть своего собственного благополучия. Руссо связывал это новое самосознание с золотым веком человеческого расцвета. Однако развитие сельского хозяйства и металлургии, частной собственности и разделения труда привели к усилению взаимозависимости и неравенства. Возникшее в результате состояние конфликта привело Руссо к предположению, что первое государство было изобретено как своего рода общественный договор, заключенный по предложению богатых и могущественных. Этот первоначальный договор был глубоко ошибочным, поскольку самые богатые и влиятельные члены общества обманывали население в целом и, таким образом, сделали неравенство фундаментальной чертой человеческого общества. Собственную концепцию общественного договора Руссо можно понимать как альтернативу этой мошеннической форме ассоциации. В конце Рассуждения о неравенстве, Руссо объясняет, как желание иметь ценность в глазах других, зародившееся в золотой век, подрывает личную целостность и подлинность в обществе, отмеченном взаимозависимостью, иерархией и неравенством.
Политическая теория
Портрет Руссо 1766 года работы Аллана Рамзи
Общественный договорВозможно, наиболее важной работой Руссо является Общественный договор, , в котором изложены основы законного политического порядка. Опубликованная в 1762 г., она стала одной из самых влиятельных работ по политической философии в западной традиции. В ней были развиты некоторые идеи, упомянутые в более ранней работе, статье 9.0141 Economie Politique, фигурирует в энциклопедии Дидро . Руссо утверждал, что естественное состояние в конце концов вырождается в звериное состояние без закона и морали, и в этот момент человеческий род должен принять институты права или погибнуть. В дегенеративной фазе естественного состояния человек склонен к частому соперничеству со своими собратьями и в то же время становится все более зависимым от них. Это двойное давление угрожает как его выживанию, так и его свободе. Согласно Руссо, объединяясь посредством общественного договора и отказываясь от своих притязаний на естественное право, люди могут как сохранить себя, так и остаться свободными. Это связано с тем, что подчинение власти общей воли народа в целом гарантирует индивидам неподчинение воле других, а также обеспечивает их повиновение самим себе, поскольку они коллективно являются авторами закона. Хотя Руссо утверждает, что суверенитет должен быть в руках народа, он также проводит четкое различие между сувереном и правительством. Правительство отвечает за реализацию и обеспечение соблюдения общей воли и состоит из небольшой группы граждан, известных как магистраты. Руссо был категорически против идеи, что народ должен осуществлять суверенитет через представительное собрание. Скорее, они должны принимать законы напрямую. Утверждалось, что это помешало бы реализации идеального состояния Руссо в большом обществе, хотя в наше время общение могло продвинуться до такой степени, что это уже не так. Большая часть последующих споров о работе Руссо была связана с разногласиями относительно его утверждений о том, что граждане, вынужденные подчиняться общей воле, тем самым становятся свободными.
Образование
Руссо изложил свои взгляды на образование в Эмиль, , полувымышленном произведении, подробно описывающем рост мальчика с таким именем под руководством самого Руссо. Он воспитывает его в сельской местности, где, по его мнению, люди наиболее приспособлены, а не в городе, где мы только учимся дурным привычкам, как физическим, так и интеллектуальным. Цель образования, говорит Руссо, состоит в том, чтобы научиться жить, и это достигается путем следования за опекуном, который может указать путь к хорошей жизни.
Рост ребенка делится на три этапа, сначала до возраста около 12 лет, когда счетное и сложное мышление невозможно, а дети, по его глубочайшему убеждению, живут как животные. Во-вторых, с 12 до примерно 15 лет, когда начинает развиваться разум, и, наконец, с 15 лет и далее, когда ребенок становится взрослым. В этот момент Эмиль находит девушку, которая дополнит его.
Книга основана на идеалах здорового образа жизни Руссо. Мальчик должен понять, как следовать своим социальным инстинктам и защититься от пороков городского индивидуализма и застенчивости.
Религия
Руссо был самым противоречивым в свое время из-за своих взглядов на религию. Его мнение о том, что человек добр по своей природе, противоречит учению о первородном грехе, а его теология природы, изложенная савойским викарием в г. Эмилем г. , привела к осуждению книги как в кальвинистской Женеве, так и в католическом Париже. В Социальном договоре он утверждает, что истинные последователи Иисуса не станут хорошими гражданами. Это стало одной из причин осуждения книги в Женеве. Руссо попытался защитить себя от критики своих религиозных взглядов в своем Письме к Кристофу де Бомону, архиепископу Парижа.
Legacy
Хотя Французская революция началась как либеральная, в 1793 году Максимилиан Робеспьер, последователь Руссо, пришел к власти и казнил лидеров либеральной революции и всех, чья популярность угрожала его положению.
Такие писатели, как Бенджамин Констан и Гегель, обвинили Руссо в царстве террора и тоталитаризме Робеспьера, потому что можно было рассматривать идеологию Руссо как оправдание тоталитарного режима без гражданских прав, таких как защита тела и собственности личности от решения правительства. Однако Руссо выступал за прямую демократию вместо представительной демократии, и некоторые люди считают, что такие ужасные решения не были бы приняты при прямой демократии и, следовательно, гражданские права не были бы нужны. Робеспьер также разделял (прото)социалистические мысли Руссо.
Руссо был одним из первых современных писателей, серьезно критиковавших институт частной собственности, и поэтому его иногда считают родоначальником современного социализма и коммунизма (см. Карла Маркса, хотя Маркс редко упоминает Руссо в своих произведениях). Руссо также поставил под сомнение предположение, что воля большинства всегда верна. Он утверждал, что целью правительства должно быть обеспечение свободы, равенства и справедливости для всех в государстве, независимо от воли большинства (см. демократию).
Один из основных принципов политической философии Руссо состоит в том, что политика и мораль не должны быть разделены. Когда государство не действует нравственно, оно перестает функционировать должным образом и перестает оказывать подлинную власть над личностью. Второй важный принцип – это свобода, для сохранения которой и создано государство.
Идеи Руссо об образовании оказали глубокое влияние на современную теорию образования. В Эмиль он проводит различие между здоровыми и «бесполезными» детьми-калеками. Только здоровый ребенок может быть почетным объектом любой воспитательной работы. Он сводит к минимуму важность книжного обучения и рекомендует воспитывать эмоции ребенка, а не его разум. Особое внимание он уделял обучению на опыте. Джону Дарлингу 1994 книга «Образование, ориентированное на ребенка, и его критика » утверждает, что история современной теории образования представляет собой серию сносок к Руссо.
В своих основных произведениях Руссо отождествляет природу с первобытным состоянием дикаря. Позже под природой он понимал спонтанность процесса, посредством которого человек строит свой эгоцентрический, основанный на инстинктах характер и свой маленький мир. Таким образом, природа означает внутреннее и цельное, в противоположность тому заточению и порабощению, которое навязывает общество во имя постепенного освобождения от бессердечной жестокости.
Следовательно, вернуться к природе значит вернуть человеку силы этого природного процесса, поставить его вне всяких тягостных уз общества и предрассудков цивилизации. Именно эта идея сделала его мысль особенно важной в романтизме, хотя самого Руссо иногда считают фигурой эпохи Просвещения.
Почти все другие философы эпохи Просвещения спорили о разуме с мистицизмом; либерализм, свободный рынок, индивидуальная свобода; права человека, включая свободу слова и печати; прогресса, науки и искусства, тогда как Руссо получил огромную известность, доказывая обратное, мистицизм, (прото)социализм и отсутствие контроля над властью суверена над телом и собственностью человека. Он сказал, что наука зародилась в пороках, что в каменном веке человек был лучше и что следует применять цензуру, чтобы не вводить людей в заблуждение.
Литература
Вклад Руссо во французскую литературу своего времени огромен. Его роман « Гелиоза » был чрезвычайно популярен среди парижан 18-го века и стал «обязательной к прочтению» среди французских литераторов, как и « горести юного Вертера» Гёте. Однако как писатель Руссо значительно потерял популярность со времен своего времени. Хотя Руссо, безусловно, был одаренным писателем и, бесспорно, крупным политическим философом, дарование Руссо, по мнению большинства ученых, не очень хорошо распространялось на беллетристику. Как отмечают многие современные исследователи, художественная литература Руссо имеет неприятную склонность превращаться в плохо замаскированное философствование.
Тем не менее, риторический стиль Руссо был абсолютно идеальным для тогда еще нового жанра документальной литературы. Ближе к концу своей жизни Руссо начал сочинять эссеистические мемуары, несомненно, под влиянием монументального французского эссеиста Монтеня. Подобно Монтеню, Руссо обладал талантом чередовать свои философские мысли с небрежным и почти болтливым воспоминанием о собственной жизни и делах. Величайший вклад Руссо в этом ключе, его « исповедь » (которые, в дополнение к Монтеню, были явно созданы по образцу 9-го века).0141 Confessions of Saint Augustine) была одной из первых крупных автобиографий, появившихся на Западе на любом языке, и оказала огромное влияние на широкий круг европейских писателей. На разговорный (но глубоко проницательный) стиль Руссо оказали влияние такие крупные литературные деятели, как Толстой, Гёте и Троллоп.
Его трактат об актерском мастерстве намного опередил свое время.
См. также
- Либерализм
- Демократия
- Романтизм
- Социализм
Ссылки
Ссылки ISBN поддерживают NWE за счет реферальных сборов
- Робинсон, Дэйв и Джуди Гроувс. 2003. Введение в политическую философию. Лондон: Иконописные книги. ISBN 184046450X.
Основные работы
- Рассуждения о науках и искусствах (Рассуждения о науках и искусствах) , 1750
- Нарцисс, или Самолюбитель: комедия , 1752
- Девен-дю-Виллидж: опера , 1752
- Рассуждения о происхождении и основе неравенства среди мужчин ( Disours sur l’origine et les Fondements de l’inégalité parmi les hommes ), 1754
- Рассуждения о политической экономии , 1755
- Письма М. Д’Аламберу о театре , 1758 ( Lettre à D’Alembert sur les spectacles )
- Жюли, или Новая Элоиза (Жюли или новая Элоиза) , 1761
- Émile: или по вопросам образования ( Émile ou de l’éducation ), 1762
- Символ веры савойского священника , 1762 (в Эмиль )
- Общественный договор, или Принципы политического права (Du contrat social) , 1762
- Четыре письма г-ну де Малешербесу , 1762
- Письма, написанные с горы , 1764 (Lettres de la montagne)
- Признания Жан-Жака Руссо (Les Confessions) , 1770, опубликовано 1782
- Конституционный проект Корсики , 1772
- Соображения правительства Польши , 1772
- Reveries of a Single Walker , неполный, опубликованный 1782 (Rêveries du promeneur solitaire)
- Диалоги: Руссо Судья Жан-Жака , опубликовано 1782
Издания на английском языке
- Собрание сочинений, изд. . Роджер Д. Мастерс и Кристофер Келли, Дартмут: Университетское издательство Новой Англии, 1990–2005 гг., 11 томов. (Еще не включает Эмиль .)
- Эмиль, Everyman Press, 1992.
Внешние ссылки
Все ссылки получены 1 мая 2018 г.
- Презентация библиотеки Mondo Politico книги Жан-Жака Руссо, Общественный договор (перевод G.D.H. Cole; полный текст)
- Признания Жан-Жака Руссо, английский перевод, опубликованный Project Gutenberg, 2004 г. [Электронная книга № 3913]
- Rousseau Association/Association Rousseau, двуязычная ассоциация (английский и французский), посвященная изучению жизни и творчества Руссо
- Страница Жан-Жака Руссо в Интернет-энциклопедии философии
- Страница Жан-Жака Руссо в Philosophy Pages
Кредиты
Энциклопедия Нового Света писатели и редакторы переписали и завершили Википедия статья в соответствии со стандартами New World Encyclopedia .