Распад древнерусского государства на отдельные княжества
К концу XI в. в Древнерусском государстве усилились центробежные тенденции и оно вступило в стадию политической и экономической раздробленности, фактически распавшись на полтора десятка больших и малых княжеств, управляемых разными ветвями Рюриковичей. Князья довольно долго придерживались «лествичного права» наследственного перемещения – рассматривали свои «уделы» как ступени на пути к главному, Киевскому, переходившему к тому или иному наследнику по старшинству в роде. Это порождало бесконечные усобицы и военные столкновения. Любечский съезд князей 1097 г. по инициативе крупнейшего политического деятеля эпохи, великого князя Владимира Мономаха упорядочил права наследования князьями владений своих отцов: «Каждый да держит отчину свою». Тем самым юридически был зафиксирован распад Древней Руси на независимые государства с собственными династиями.
Способствовали разделению и особенности формирования княжеского, боярского, церковного землевладения – более развитого на Юге и менее – в Новгородской земле.
Развитие этих государств было нарушено татаро-монгольским нашествием 1237–1240 гг., когда на основной территории Руси завоеватели полностью разрушили города, уничтожили население, убив или угнав в рабство практически всех носителей знаний и умений – ремесленников, духовных лиц, торговцев. В бою физически истребили княжеские дружины, состоявшие из носителей военно-административных традиций и «рыцарской» психологии. Достаточно тонкий цивилизационный слой исчез мгновенно, а восстанавливался несколько столетий, ввиду географической отдаленности и религиозной обособленности Руси от культурных центров Запада и Востока. Возрождавшиеся княжества признавали себя вассалами Орды, население платило колоссальную дань и обязано было поставлять воинов в ханские армии, рабов и рабынь. Новые княжеские дворы и дружины набирались из простолюдинов, всецело зависящих от князя и не похожих на вольных богатырей-рыцарей прошлого, типа Ильи Муромца и других героев, оставшихся только в былинах. Множество ремесел умерло, некому было учить стеклянному делу, каменной архитектуре, ковке оружия, эмальерному и другим искусствам, даже грамоте.
Неизвестный художник. Ярослав III Великий князь Российский
Договорная (докончальная) грамота Новгорода Великого с великим владимирским и тверским князем Ярославом Ярославичем. [1264 г.] РГАДА
4
РГАДА
Чориков Б.А. Ярослав Ярославич в Новгороде.
Лебедев К.В. Вече в Новгороде.
1917 г.
Васнецов А. М. Новгородский торг.
Васнецов А.М. Двор удельного князя.
Князья московские и ростовские: было ли равенство?
Ученые исследуют фрагмент летописи начала XV века, повествующий о родословной многих русских княжеских династий. Он представляет собой не просто перечень властителей Древней Руси и ее удельных княжеств — это политико-генеалогическая концепция, призванная уравнять значение московских и ростовских князей. Департамент истории Санкт-Петербургской школы гуманитарных наук и искусств ВШЭ провел пятое заседание Летописного семинара.
Научный сотрудник Института российской истории РАН Сергей Городилин представил доклад «Политико-династическая концепция статьи “Начало князей Рускых” из летописного сборника Отдела рукописей Российской государственной библиотеки».
Сергей Городилин отметил, что этот летописный сборник давно известен и многие составляющие его тексты изучали отечественные ученые. Долгое время сборник считали одним из списков (копий) Софийской летописи. Советский исследователь Арсений Насонов выявил в нем памятник, названный «Летописец русский», начинающийся с перечня византийских императоров. Публикуя «Летописец» как документ, значимый для истории средневекового летописания Ростова, Арсений Насонов в приложении издал и статью «Начало князей Рускых» — предшествующую «Летописцу» родословную, в завершении которой упомянут князь Юрий Васильевич Белозерский. Последние названные в ней герои умерли в 1425 году.
Арсений Насонов опубликовал текст по двум спискам, продемонстрировал его связь с памятником, называемым Московской академической летописью, и доказал, что этот памятник связан с ростовским церковным летописанием XV века. В дальнейшем на статью только ссылались, «Начало князей Рускых» специально не изучали, считая текст исключительно генеалогическим списком. Однако там перечисляются многочисленные князья, список идет от Рюрика и продолжается до владимирского князя Всеволода Юрьевича, известного как Всеволод Большое Гнездо. После него ведется родословная московских и ростовских князей, причем цепочка четко выстроена: в ней первоначально упоминаются только правившие князья, там нет других сыновей.
Последний из упомянутых московских князей — Василий Дмитриевич, правивший в 1389–1425 годах, из ростовских — Андрей Александрович, правивший несколько лет в Пскове и умерший после 1417 года. В летописной статье указывается степень родства с Рюриком и Всеволодом Большое Гнездо. Затем в списке появляются тверские и белозерские князья вплоть до Александра Михайловича и Юрия Васильевича, после них упоминаются все сыновья Всеволода Большое Гнездо.
Сергей Городилин считает текст уникальным, следы его ранней версии присутствуют в Синодальной типографской и Погодинской летописях, он повлиял на генеалогические статьи XVI века. Датировка статьи — сложная проблема: в описываемых конце XIV — начале XV века произошло много событий. Помогает указание ростовских князей, которые обозначены вторыми в перечне. В эти годы ростовские князья теряют свой статус, передают часть своей власти московскому князю.
Последний из них, Андрей Александрович, правил в Ростове с 1404 по 1414 год (по другой версии — до 1415 года). Поэтому упоминание ростовских князей как полноценных правителей княжества ограничивает дату написания концом 1410-х годов.Сергей Городилин подчеркнул, что летописец представляет ростовских и московских князей на равном расстоянии от Рюрика и Всеволода Большое Гнездо, хотя к тому времени ростовские князья продали половину княжества. Автор перечня князей лояльно и даже комплиментарно относится к ним, подчеркивая сопоставимость потомков Всеволода на момент написания. «Мы должны понимать, что летописание первой половины XV века — это летописание бурное и противоречивое», — подчеркнул докладчик.
Он полагает, что статья написана епископским летописцем, поскольку в конце XIV — начале XV века в Ростове отмечался всплеск именно церковного летописания, которое тем не менее уделяет много внимания ростовским князьям. «Я бы скорее говорил о епископских корнях текста», — сказал Сергей Городилин.
Отвечая на вопрос старшего преподавателя Санкт-Петербургской школы гуманитарных наук и искусств ВШЭ Антона Введенского о вероятности более ранней датировки, Сергей Городилин заметил, что для этого нет достаточных оснований: до 1416–1417 годов передача Ростовского княжества под власть Москвы не была очевидной, окончательно она оформилась только в 1423–1424 годах.
Профессор Нижегородского государственного университета Андрей Кузнецов поинтересовался происхождением и контекстом проростовских настроений автора летописи. По мнению Сергея Городилина, такая точка зрения может происходить из некоторых летописей второй половины XIII века, где Ростов и Владимир показаны как близкие по значению центры Северо-Восточной Руси. Докладчик отметил: в летописи речь идет не о равенстве, а о сопоставимости Ростова и Москвы, что было приемлемо для ростовских князей.
Доцент школы исторических наук факультета гуманитарных наук ВШЭ Дмитрий Добровольский назвал доклад интересным продолжением изучения важного периода отечественной истории, события которого повлияли на развитие российской государственности.
В обсуждении также принял участие старший научный сотрудник Института российской истории РАН Сергей Полехов.
На фото: «Взятие Нового Торга (Торжка) дружиной князя Всеволода Юрьевича Большое Гнездо в 1178». Миниатюра Радзивилловской летописи. 15 в. Библиотека Академии наук (С.-Петербург). Источник: bigenc.ru
исследования и аналитика репортаж о событии история России
Пять старинных русских городов с увлекательными легендами
Санкт-Петербург может быть самым большим городом на Северо-Западе России, но по возрасту он не имеет ничего против 1000-летних городов этого региона, в их истории смешались фольклор и факты. Как возникли некоторые из этих древних мест?
Первое упоминание в 859
Два брата – Словен и Русе – вместе со своей свитой отправились на поиски «нового отечества». Двигаясь на север, они достигли озера Мойско, из которого вытекала река Мутная. Гадание помогло им решить остаться там, и они основали город у истока реки — Словенск. Озеро Мойско переименовали в честь дочери Словена Ильмера, а реку – в честь сына Словена Волхова. Они жили там долгое время и процветали, пока не пришла чума и все жители не бежали. Спустя годы славяне обнаружили этот пришедший в упадок край и решили основать новый город – Новгород («новый город»).
Первое упоминание в 862
В настоящее время это не совсем город, но мы не могли исключить его из списка, так как существует теория, что именно здесь Рюрик пришел править Русью, что сделало бы Старую Ладогу – теперь просто деревня – первая русская столица. Эта теория подтверждается несколькими списками из «Первой летописи», а также частично археологическими исследованиями, доказывающими, что в этом регионе ильменские словенцы, финно-угорские племена и норманны находились в тесном контакте еще в IX в. век.
Первое упоминание в 903
Одна из самых известных легенд Пскова связана с Ольгой Киевской. Согласно ей, Троицкий собор — сердце Пскова — был построен после того, как она стала свидетельницей знамения от Бога: три ярких луча исходили с неба и соединялись на скалистом мысе у реки. Ольга приказала построить там храм и предсказала, что город вокруг него будет велик. В 19 веке на берегу реки была возведена часовня святой Ольги, где княгине было явлено чудотворное знамение.
Первое упоминание в 1295 году
О самой известной туристической достопримечательности Приозерска – крепости Корела ходит легенда. Согласно ему, карелы хотели найти для себя новое место для поселения независимо от других финно-угорских народов и славян. Сначала начали строить крепость на острове Тиури, но процесс строительства шел не очень хорошо. Затем они услышали голос с неба, который сказал, что это место для них не подходит, и им нужно идти дальше по реке Вуоксе, пока они не услышат кукушку. Они последовали совету богов и поселились там, где сегодня находится Приозерск. Хотя, возможно, это всего лишь легенда, это прекрасное объяснение шведского (Кексгольм — «кукушкина гора») и финского (Кякисалми — «кукушкин пролив») названий крепости Корела.
Первое упоминание в 1166
К сожалению, этот город был превращен в руины во время Второй мировой войны и сегодня почти ничего не напоминает нам о его многовековой богатой истории. Великие Луки начинались с поселения на реке Ловать недалеко от их нынешнего местоположения. В 1166 году это место впервые упоминается под названием Луки как место, куда Ростислав I Киевский приехал для встречи с новгородскими боярами.
Существует легенда о телохранителях Рюрика – Аскольде и Дире, сопровождавших его в Луки, где они прослышали о Мале, известном колдуне, умевшем предсказывать будущее. У него было две прекрасные внучки, которых Аскольд и Дир похитили и сбежали, чтобы найти новую свободную землю для их правления. Мал знал тайные тропы региона и сумел найти Аскольда и Дира. Они спросили его, почему его магия и навыки не помогли ему спасти своих внучек, на что он ответил предсказанием, что внучек ему не вернут, а преступники станут правителями, но в конце концов их обманут и лишат прав. все. За эти слова Мала убили, но предсказание сбылось – позже наследник Рюрика Олег выманил Аскольда и Дира из города, убил их и сел на киевский престол. Судьба внучек Мэла неизвестна.
Вернуться к началу
Ксения Терещенко
Журналист
Метки
- Путешествия
- История России
- Русский понедельник
- Русский фольклор
- городов России
Славянские праздники и традиции зимнего солнцестояния
5 природных чудес России
4 невероятных русских церкви в глуши
Торговля и ремесла :: История русской торговли и ремесел :: Бизнес и право :: Россия-ИнфоЦентр
Древняя Русь (Русь) занимала территорию Восточной Европы и лежала на торговых путях, идущих из Запад на мусульманский Восток и обратно. До сих пор клады находили на путях, по которым двигались караваны.
Западные путешественники представляли Средневековую Русь страной обширных лесов и равнин с далеко разнесенными поселениями и деревнями, хотя варяги воспринимали Русь иначе: самый популярный Волжский торговый путь, соединявший страны, лежащие на севере и юге, назывался Торговым путем от Варяги к грекам. В старых скандинавских сагах упоминается 12 крупных городов Древней Руси, среди них: Новгород, Киев, Полоцк, Смоленск, Муром и Ростов.
Городские ремесла
В то время городами управляли князья-воины, чья воля, военная и экономическая мощь определяли судьбу поселения. Хозяйственное и культурное значение города во многом зависело от живших в нем искусных мастеров – зодчих, каменщиков, слесарей, иконописцев и т. д. Изделия русских городских мастеров славились далеко за пределами России. Причудливые навесные замки вместе со сложной конструкцией ключей были очень популярны в соседних странах под названием «русские» навесные замки. Немецкий писатель Теофил признавал тонкость изделий серебряных и золотых мастеров. Так, в XI веке ювелиры-ремесленники изготавливали золотонаполненные гробницы для первых русских святых – братьев Бориса и Глеба.
Монгольское нашествие пагубно сказалось на русских ремеслах, так как многие люди были убиты или уведены. Многие приемы были забыты, это было забвенное время для русских ремесел.
Однако в середине XIV века наблюдается новый подъем ремесленного производства. Сегодня старинные ворота Софийского собора Новгорода хранят образ простого мастера того времени: это бородатый мужчина в кафтане выше колен и сапогах, его основные орудия труда — молоток и гибочный станок.
Во второй половине XIV в. началось производство клепаных и кованых пушек, а также листового железа. Развивалось литейное дело, особенно литье колоколов и бронзовых пушек.
Торговля в Древней Руси
Одной из причин, по которой города привлекали так много людей, была хорошая возможность выторговать нужную вещь. Купцы, переезжая с места на место, привозили не только различные товары, но и последние новости. Они рассказали о зарубежных странах, обычаях и традициях. Русь имела три основных торговых пути: восточный, западноевропейский и средиземноморский. Персия снабжала Русь шелком, кожей и козьей шкурой, красителями, дорогим восточным оружием и т. д. Однако пряности, такие как перец, канелла, имбирь, мускат и шафран, а также сладости, такие как изюм, чернослив, миндаль, сахар и орехи, стоили дорого. за деньги.
Через города Псков и Новгород проходил оживленный торговый путь в Западную Европу через северогерманские города. Материалы для ремесел и ткани нашли рынок на Руси. Например, квадрат ткани, произведенный в Ипре во Фландрии, считался прекрасным и ценным подарком. Два целых платья из Ипра можно было обменять на тысячу беличьих мехов с позолоченной опушкой. В XIV-XV вв. Русь занималась дорогим и престижным стеклом – кубками и чашами для больших народных застолий. Венеция была известна как один из главных поставщиков. Кроме предметов роскоши купцы, путешествуя в Западную Европу, привозили товары огромной важности – металлы, которых в то время не хватало на Руси. Археологические раскопки под Новгородом дали ученым 150-килограммовый слиток свинца, который был произведен в Польше во времена правления Казимира Великого.
Кроме того, Русь вела торговлю через Черное море со странами Средиземноморья. В основном венецианские, турецкие, египетские и булатные ткани сначала поставлялись в Сурож (современный Судак в Крыму), крупнейший торговый центр на побережье, и только потом они появились в русских городах. Самыми популярными иностранными товарами на русских рынках оказались ювелирные изделия (серебряные сосуды, иконы, византийские кресты), дворяне могли позволить себе покупку богатого качества базилика и итальянской бумаги.
Из российских товаров, вывозимых в обмен, следует упомянуть меха и кожу, воск и мед. Беличий мех занимал первое место в списке, его классифицировали по месту обитания и перевозили в бочках.