Учреждения патриаршества в россии дата: Учреждение патриаршества на Руси. Патриарх Московский и всея Руси – Музей Фелицына

Содержание

История патриаршества в России — Газета.Ru

В день смерти патриарха Русской православной церкви Алексия II «Газета.Ru» предлагает своим читателям вспомнить краткую историю патриаршества в России.

С момента образования и в течение многих веков Русская православная церковь была одною из митрополий, подведомственных Константинопольскому патриарху. Как представитель церковной иерархии русский митрополит осуществлял в своей митрополии власть патриарха Константинопольского и находился под его юрисдикцией. Фактически же он являлся главой национальной церкви самостоятельного государства и потому обладал большей независимостью по отношению к Константинополю по сравнению с другими, подчиненными Царьграду епископами.

Митрополиты, управлявшие землями, населенными русскими (как во времена единого государства, так и во времена раздробленности), как правило, присылались из Константинополя. Они выбирались из тамошних церковных иерархов, были обычно греками, сербами, болгарами и т. п. и приезжали в Россию, не зная ни языка, ни реалий этой земли. Как правило, это объяснялось тем, что русское духовенство слабо образовано, плохо ориентируется в богословских вопросах, поэтому нуждается в помощи просвещенных иностранцев. В свою очередь, русские князья по понятным причинам стремились передать управление митрополией в руки соотечественников, русских иерархов.

Впервые это удалось сделать в ХI веке, когда в 1051 году киевскую кафедру занял первый русский по рождению митрополит Иларион.

Он был рекомендован на эту должность собором русских епископов и утвержден Константинопольским патриархом. Однако правилом это не стало – большей частью русской церковью все-таки управляли присылаемые из Царьграда греки и лишь изредка русскому духовенству удавалось «продвинуть» своего.

Это было связано еще и с тем, что русская митрополия считалась «лакомым кусочком» и попасть сюда считалось редкой удачей, поэтому продвигали, естественно, своих. Она была одной из самых богатых, если не самой богатой. Недаром же Константинопольский патриарх Иосиф незадолго до Флорентийского собора, предлагая открыть совместный с католиками собор не в Италии, а в Константинополе, говорил: «Кто приедет сюда с Запада, тот не будет иметь нужды в нашем вспоможении. Но если бы и потребовалось для того до ста тысяч аспров, можно было бы собрать с епископов. Митрополит Русский один привезет такую сумму».

После татаро-монгольского нашествия ситуация усугубилась еще и тем, что русские оказались разделенным народом – часть русских земель попала под власть татарской Золотой Орды, часть оказалась в Великом Княжестве Литовском, а еще небольшой кусок – Галиция – отошла Польше. Так как резиденцией русского митрополита после нашествия стала Москва, литовские и польские властители опасались «московского влияния» на своих подданных и стремились заполучить собственного, отдельного митрополита. Иногда им это удавалось (во время ослабления Константинополя митрополитов уже откровенно ставились «по мзде»), были периоды, когда на Руси было два, а то и три митрополита, каждый из которых претендовал на верховную власть.

Одновременно с усилением Москвы, когда она начала де-факто превращаться в независимое государство, началось и стремление к церковной самостоятельности.

Однако де-факто она оформилась только после Флорентийского собора. Напомним, что тогда Византия находилась в отчаянном положении – она потеряла почти все земли и турки стояли едва не у стен Константинополя. Греки воззвали за помощью в Европу, к единоверцам-христианам, однако католики, воспользовавшись бедственным положением православных, потребовали предварительно урегулировать все разногласия между двумя христианскими конфессиями, и с этой целью был созван Флорентийский собор. От России на него выехал грек Исидор, только-только назначенный митрополитом Киевским и Русским. Исидор оказался ярым сторонником унии (соединения) и после того, как на соборе православные приняли все выдвинутые католиками требования, вернулся в Россию с вестью о том, что западная и восточная ветвь православия объединились.

Однако в Великом Княжестве Московском, где «ересь латинская» всегда считалась страшным грехом (даже к мусульманам относились с большим благодушием, чем к католикам), понимания он не нашел. Экстренно созванный князем Василием Темным собор русских епископов унию решительно отверг, а Исидор был заключен под стражу. Что делать с церковным иерархом столь высокого ранга, никто не понимал, поэтому через год Исидору дали возможность бежать, и он ей незамедлительно воспользовался, уйдя через Литву в Италию, где папа римский вскоре сделал его епископом.

А русские иерархи, посовещавшись, избрали митрополитом епископа Рязанского Иону.

Утверждаться в Константинополь Иона не поехал – не у кого было утверждаться.

Императорский трон там занимал подписавший унию Иоанн VIII, а патриарший престол – униат Григорий Мамма. После этого с подчинением Византии было покончено навсегда, и русские митрополиты утверждались только собором русских церковных иерархов.

Правда, с независимостью Русской православной церкви совпал и ее раскол. В 1458 в Риме патриарх-униат посвятил в митрополиты Русские Григория, ученика Исидора, который вскоре выехал в Киев, ведь на литовские и польские земли власть московских князей не распространялась. В 1460 году Григорий прислал в Москву посольство и потребовал смещения митрополита Ионы. Последовавший категорический отказ оформил разделение митрополии на Киевскую и Московскую.

В 1453-м Константинополь пал и Византийская Империя навсегда исчезла с карты мира.

После этого едва-едва обретшее независимость Московское Царство оказалось единственной независимой православной державой на планете.

И пусть византийское духовенство вскоре после заключения отвергло флорентийскую унию, авторитет тамошней церкви и доверие к ней на Руси были изрядно подорваны. Русские архиереи даже постановили в 1480 году не принимать греков на епископские кафедры.

Несмотря на то, что фактически Русская церковь обрела полную независимость, согласно канонам древней церкви юридически оформить ее самостоятельность было невозможно – патриарх мог быть только в независимой стране. И хотя Великое Княжество Московское было, по сути, независимым со времен стояния на Угре при Иване III, официально суверенитет не был оформлен. Лишь когда в 1547-м по византийскому обряду был венчан на царство его внук Иван IV, будущий Грозный, исчезло последнее формальное препятствие.

Патриаршество было введено в царствование сына Ивана IV – Федора Ивановича.

Случилось это так. В 1586-м в Москву приехал патриарх Антиохийский Иоаким. Приехал просить денег на нужды оказавшихся «под туркой» единоверцев (восточных патриархов тогда уже чуть не в глаза обзывали «побирушками»). Решив этим воспользоваться, царь (а точнее – управлявший за него Борис Годунов) заявил, что хочет устроить в Москве «превысочайший престол патриарший». Патриарх Иоаким вызвался урегулировать все вопросы с другими патриархами (по каноническим правилам при учреждении нового патриархата необходимо участие всех восточных патриархов).

Через два года в Россию прибыл патриарх Константинопольский Иеремия. Все ожидали, что он привез с собой постановление вселенского собора об учреждении патриаршества в русском государстве. Однако гость, как вскоре выяснилось, мало того, что приехал «пустым», так еще и откровенно вымогал денег, отказываясь благословить учреждение московского патриаршего престола. Поняв, что принимать безденежных восточных иерархов можно до бесконечности, Иеремии поставили жесткие условия – его не выпустят из России, пока не возведет на патриарший престол тогдашнего митрополита Иова. А согласие других патриархов, мол, можно и задним числом оформить.

Так и случилось –

26 января 1589 года Иеремия утвердил Иова патриархом, а через два года Москва получила грамоту за подписью трех патриархов, 42 митрополитов и 20 епископов, утверждавшую патриаршество в России.

Правда, и здесь малость надули – согласно договоренности, московский патриарх должен был занимать третье место, после Константинопольского и Александрийского патриархатов, но в грамоте ему дали лишь пятое.

Россия получила патриаршество, и отныне ритуал поставления в сан патриарха Московского совершался в Успенском соборе Московского кремля. Порядок поставления был следующим. От имени царя или блюстителя патриаршего престола рассылались грамоты смерти святителя к высшим церковным иерархам и игуменам крупных монастырей. В назначенный день приглашенные являлись в Кремль в Золотую палату и царь открывал собор. Патриарха избирали посредством жребия: царь называл шесть кандидатов, бумажки с их именами обливались воском, опечатывались царской печатью и отсылались в церковь, где заседал собор. Жребии укладывали на панагию (нагрудная иконка Божьей Матери) умершего патриарха и вынимали по очереди, пока не оставался один. Его нераспечатанным вручали царю, который и называл имя нового патриарха.

Первому патриарху, Ионе (патриарх с 1589 по 1607 год), выпала незавидная судьба. В России началась страшная напасть – Смутное время. Патриарх твердо выступил против Лжедмитрия Первого и предал его анафеме. Захватив власть, Лжедмитрий сместил Иова и отправил его в Старицу, где тот вскоре и умер. Не дожидаясь его смерти, Лжедмитрий самостоятельно назначил нового патриарха — архиепископа Рязанского Игнатия, грека, ранее занимавшего кафедру на Кипре.

Игнатия РПЦ патриархом не признает, после свержения Лжедмитрия он был лишен сана и сослан в Чудов монастырь.

Вторым патриархом был избран Гермоген (1606–1612) , бывший митрополитом в Казани. Его патриаршество пришлось на Смутное время, и судьбу тоже не назовешь завидной – он был захвачен вошедшими в Москву поляками, которые заточили его в Чудовом монастыре, где уморили голодом.

С момента смерти Гермогена в течение семи лет Русская церковь оставалась без патриарха. И лишь по окончании Смутного времени был избран новый. Им стал вернувшийся из польского плена митрополит Филарет (1619–1634) , отец недавно избранного царя Михаила Романова. Это был едва не наивысший взлет патриаршей власти. Филарет, в миру боярин Федор Никитич Романов, представитель одной из знатнейших фамилий страны, теперь ставшей царской, был государственным деятелем божьей милостью — не зря же его когда-то насильно постриг в монахи опасавшийся конкуренции Борис Годунов. Он и был фактическим правителем страны первые годы царствования Михаила Романова, именно он вытаскивал страну из страшных последствий Смуты.

Даже титул у него был тот же, что и у царя — «Великий государь».

Следующие два патриарха — Иоасаф (1634–1640) и Иосиф (1640–1652) — были куда менее заметными фигурами, не занимали столь высокого положения и не носили титула великого государя. Но вот шестым русским патриархом стал Никон (1652–1666) – одна из самых яркий фигур на этом посту. Человек, сделавший немыслимую карьеру (от сына мордовского крестьянина до великого государя российского, он и свои знаменитые реформы смог провести только потому, что смог сосредоточить в своих руках власть, едва не превышавшую царскую). Вот это, без сомнения, был пик влияния патриархов на судьбу страны. И именно этим Никон едва не погубил патриаршество как явление. Царь Алексей Тишайший, не желая делиться властью (по сути – уступать ее патриарху), перестал слушаться Никона. В отместку тот демонстративно объявил о том, что оставляет патриаршество, и в 1658 удалился в Новый Иерусалим, рассчитывая, что его тут же призовут обратно.

Не позвали.

А когда тот в 1664-м попытался вернуться в Москву – не пустили. А в 1666 году Архиерейский собор, на котором присутствовали Антиохийский и Иерусалимский патриархи, низложил Никона, лишив его патриаршества. Это единственный патриарх в нашей истории, законным образом отправленный «в отставку». Но сила харизмы этого человека была столь велика, что когда в 1681 году новый царь Федор Алексеевич разрешил сосланному в Кирилло-Белозерский монастырь Никону вернуться в Москву, попутно начались переговоры и о возможности его восстановления в прежнем святейшем достоинстве. Но, увы, по дороге в Москву бывший патриарх Никон скончался.

Хотя последующие патриархи Иоасаф II (1667–1673), Питирим (1673), Иоаким (1673–1690) и Адриан (1690–1700) не обладали и сотой долей никоновской власти, царская власть не могла не помнить, как она в одночасье едва не осталась не у дел. Патриархов стали бояться, и едва следующий царь, Петр Алексеевич, вошел в силу, он ликвидировал патриаршество.

После смерти Адриана Петр сначала самолично поставил во главе церкви рязанского митрополита Стефана Яворского с титулом местоблюстителя патриаршего престола. А вскоре после этого заменил патриарха Духовной коллегией (Святейший правительствующий синод) во главе с обер-прокурором — светским чиновником, назначаемым императором и ответственным перед предержащей властью. Церковь фактически потеряла самостоятельность и стала одним из государственных департаментов, находившихся под неусыпным контролем властей.

Два века с лишним Священный синод оставался высшим церковным и правительственным учреждением в России.

Разговоры о восстановлении патриаршества не затихали никогда, но особенно усилились в царствование Николая II – с неуклонным падением авторитета церкви в глазах народа надо было что-то делать. Но Николай, славный тем, что все самые насущные вопросы предпочитал не решать, а откладывать на потом, повел себя привычным образом – всячески затягивал требуемый иерархами и паствой созыв Священного собора. В итоге он собрался только после Февральской революции, когда Святейший синод обратился к архипастырям и пастырям России с посланием, где говорилось, что при изменившемся государственном строе «Российская православная церковь не может уже оставаться при тех порядках, которые отжили свое время». Поместный собор 1917–1918 годов открылся в праздник Успения Богородицы и был наиболее продолжительным в истории Русской церкви. На нем и было восстановлено патриаршество, и одиннадцатым российским патриархом стал Тихон (Белавин) (1917–1925) .

На долю этого человека, пришедшего на пост митрополита Московского с должности архиепископа Алеутского и Североамериканского, досталась, пожалуй, самая трудная доля.

В чем-то первый избранный после долгого перерыва патриарх повторил судьбу первого русского патриарха Ионы. Практически сразу же после избрания – Великая смута. У Тихона вообще разрыва-то практически нет — старец Зосимовской пустыни Алексий в храме Христа Спасителя вынул жребий, на котором было имя Тихона 5 ноября 1917 года, через день после того, как вооруженные отряды большевиков окончательно захватили Москву. Иона был смещен самозванцем, Тихона также не раз принуждали к отказу от патриаршества, на его жизнь неоднократно покушались. Основным направлением деятельности нового патриарха стал поиск путей хоть какого-то урегулирования отношений между церковью и новообразованным советским государством.

После его смерти о выборах нового патриарха не могло быть и речи – священников целенаправленно преследовали по всей стране.

Не стоит забывать и о движении «обновленцев» — движения в РПЦ, возникшего после Февральской революции, требовавшего обновления церкви, демократизации управления и модернизации богослужения. Это выступавшее против руководства церковью патриархом Тихоном, заявлявшее о полной поддержке нового режима и проводимых им преобразований движение с 1922 по 1927 год было единственной официально признаваемой государственными властями РСФСР православной церковной организацией, пользовалось признанием других поместных церквей.

Все местоблюстители, назначенные Тихоном, арестовывались и ссылались, и поэтому в конце 1925 года в качестве временного заместителя патриаршего местоблюстителя был утвержден митрополит Сергий (Страгородский). Через год Сергий был арестован, а освобожденный весной 1927 года образовал временный синод и вместе с ним опубликовал 29 июля в газете «Известия» декларацию, в которой призвал всех православных быть законопослушными «гражданами Советского Союза» и, «оставив свои политические симпатии дома, приносить в церковь только веру».

Именно эта декларация была основным препятствием объединения с Русской православной церковью за границей –«зарубежники» трактовали «сергианство» как «ересь конформизма».

Но именно «конформиста» Сергия (вместе с митрополитами Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем)), а не услужливых обновленцев 4 декабря 1943 года принял у себя Сталин.

Возможно, потому, что в 1941-м, в первый же день войны, митрополит Сергий написал послание к своей пастве, в котором благословил верующих на защиту родины и призвал всех помогать делу обороны страны. Именно на этой встрече митрополит Сергий сообщил о желании церкви созвать собор для избрания патриарха, на что глава правительства ответил, что с его стороны препятствий не будет.

Собор епископов состоялся в Москве 8 сентября 1943-го, а 12 сентября совершилась интронизация новоизбранного патриарха Сергия. С этого началось возрождение РПЦ, «обновленцы» дружно принялись вливаться в состав легализованного Московского патриархата.

Правда, патриархом Сергию пришлось быть недолго — 14 мая 1944 года он скончался.

Его преемники — Алексий I (Симанский) (1945–1970) и Пимен (Извеков) (1970–1990) — занимались упорядочиванием взаимоотношений церкви и советского государства, восстанавливали взаимоотношения Русской православной церкви с другими автокефальными церквами, возобновляли издательскую и образовательную деятельность Московской патриархии.

Это, конечно, было нелегко, но жребий пятнадцатого патриарха – Алексия II (Ридигера) (1990–2008) — оказался куда тяжелее. Ему пришлось заново выстраивать отношения с новой, кардинально изменившейся властью, возрождать тысячи новых храмов и монастырей, разбираться с религиозными смутами (расколы на Украине, в Молдавии и Эстонии), обострением православно-католических отношений, чем-то отвечать на беспрецедентную активизацию деятельности различных сект.

Сегодня Алексия II не стало. Весь православный (и не только) мир ждет – кто же будет шестнадцатым.

Учреждение патриаршества в России. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты

Учреждение патриаршества в России. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты

ВикиЧтение

История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты
Анисимов Евгений Викторович

Содержание

Учреждение патриаршества в России

До 1589 г. Русская Православная церковь находилась формально в подчинении Константинопольского патриарха, хотя на самом деле была независима от него. Наоборот, обедневшие под гнетом османов константинопольские патриархи не обходились без щедрой русской помощи, сами часто приезжали в Россию за дарами. Когда в Москву из Стамбула приехал патриарх Иеремия, то Годунов уговорил его дать благословение на избрание первого русского патриарха, которым стал митрополит Московский Иов. Высший церковный чин патриарха добавлял Русской Православной церкви внешнего блеска, хотя первый патриарх – выходец из посадских людей – полностью зависел от Бориса и потому оставался самым горячим сторонником избрания его на царство. И все же Иов оказался достойным и благодарным человеком. После смерти Бориса в 1605 г., несмотря на всеобщее воодушевление москвичей, с нетерпением ждавших самозванца – «государя Дмитрия», Иов отказался присягать Лжедмитрию I, предал его анафеме, за что патриарха насильственно низложили и выслали из Москвы в дальний монастырь.

При Борисе патриарх Иов много сделал для создания новой церковной иерархии: он учредил митрополичьи кафедры (Новгородская, Ростовская, Крутицкая), архиепископии (Вологодская, Суздальская, Рязанская, Тверская, Смоленская) и епископии (Псковская, Карельская, Астраханская). Так начался первый краткий (длившийся чуть больше 100 лет) патриарший период Русской Православной церкви (второй начался в 1918 г.).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Глава 3 Реформа духовенства. Упразднение патриаршества

Глава 3 Реформа духовенства. Упразднение патриаршества IРодившийся в Киеве в 1681 году, Феофан Прокопович принадлежал по своему происхождению к сфере польских влияний, а по воспитанию – к католической церкви. Первоначальное образование он получил в униатской школе, затем

§ 64. Учреждение патриаршества в Москве и указы о крестьянах

§ 64. Учреждение патриаршества в Москве и указы о крестьянах Теория «Москва — Третий Рим» и учреждение московского патриаршества (1589). Четыре новых русских митрополии. Уход крестьян из центральных русских областей. Крестьянские «вывозы». Составление писцовых книг. Указы

УЧРЕЖДЕНИЕ СЕНАТА И КОЛЛЕГИЙ В РОССИИ

УЧРЕЖДЕНИЕ СЕНАТА И КОЛЛЕГИЙ В РОССИИ Слова «первый» и «новый» постоянно мелькают практически в любом рассказе о царствовании Петра I. По окончании Северной войны (1721) Петр первым из правителей России принял титул императора. При нем стала выходить первая русская газета

УЧРЕЖДЕНИЕ ПАТРИАРШЕСТВА В РОССИИ

УЧРЕЖДЕНИЕ ПАТРИАРШЕСТВА В РОССИИ Иван Грозный завещал трон слабоумному сыну Федору. Незадолго до смерти он назначил регентский совет, в который вошли удельный князь Иван Мстиславский, князь Иван Шуйский, Никита Романов и Богдан Бельский. Трое регентов принадлежали к

Отмена Юрьева дня и введение патриаршества

Отмена Юрьева дня и введение патриаршества Вскоре, в июне 1591 года, крымский хан Казы-Гирей напал на Москву. В посланных царю грамотах он уверял государя, что идет воевать с Литвой, а сам вплотную подошел к Москве.Борис Годунов выступил против хана Казы-Гирея и в сражениях,

5.

5. ОТМЕНА ПАТРИАРШЕСТВА ПЕТРОМ I

5.5. ОТМЕНА ПАТРИАРШЕСТВА ПЕТРОМ I Начало церковных реформ Петра. После прихода к власти (1689) Пётр не проявлял открыто своего отношения к Русской церкви. Все изменилось после смерти авторитетного патриарха Иоакима (1690), а затем матери (1694). С патриархом Адрианом (1690—1700) Пётр

1589 Учреждение патриаршества в России

1589 Учреждение патриаршества в России До 1589 г. Русская православная церковь находилась в формальном подчинении Константинопольского патриарха, хотя на самом деле была независима от него. Наоборот, обедневшие под гнетом османов константинопольские патриархи не

Отмена Юрьева дня и введение патриаршества

Отмена Юрьева дня и введение патриаршества Вскоре, в июне 1591 года, крымский хан Казы-Гирей напал на Москву. В посланных царю грамотах он уверял государя, что идет воевать с Литвой, а сам вплотную подошел к Москве.Борис Годунов выступил против хана Казы-Гирея и в сражениях,

Учреждение патриаршества

Учреждение патриаршества Пал Царьград – с ним пало и значение царьградского, или византийского, патриарха: он стал как бы пленником турецкого султана. Турки смотрели на христиан с презрением, всячески их теснили, грабили – и некогда богатые христианские области на

К рассказу «Учреждение патриаршества»

К рассказу «Учреждение патриаршества» Царьград– Константинополь, с 1453 г. Стамбул, столица турецкого султана.Толмач –

4. Отмена патриаршества

4. Отмена патриаршества Дальше — вопрос об отмене патриаршества. Умирает патриарх Адриан. Это было самое первое время Северной войны, и Петр переписывался по вопросам управления Церковью из лагеря под Нарвой с теми, кто остался в Москве. Не впервые Церковь оставалась без

ГЛАВА ВТОРАЯ. Деятельность Годунова. — Учреждение в России патриаршества. — Шуйские и другие бояре действуют с Годуновым заодно. — Опасения их касательно воцарения Дмитрия Угличского. — Убиение Дмитрия. — Стремление Годунова к престолу. — Пожар в Москве. — Нашествие хана и битва под Москвою. — Проис

ГЛАВА ВТОРАЯ. Деятельность Годунова. — Учреждение в России патриаршества. — Шуйские и другие бояре действуют с Годуновым заодно. — Опасения их касательно воцарения Дмитрия Угличского. — Убиение Дмитрия. — Стремление Годунова к престолу. — Пожар в Москве. — Нашествие

Синодальные учреждения / Новости / Патриархат.

ру
Святейший Патриарх Кирилл встретился с исполняющим обязанности генерального секретаря ВСЦ протоиереем Иоанном Саука

17 октября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл встретился с исполняющим обязанности Генерального секретаря Всемирного Совета Церквей протоиереем Иоанном Саука.

Фото

19 декабря 2022 года 18:33

Митрополит Волоколамский Антоний освятил икону для храма Святого Духа в Монголии

19 декабря, в день памяти святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских, митрополит Волоколамский Антоний, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, совершил Божественную литургию в храме Рождества Христова Иоанна Предтечи на Пресне в Москве.

16 декабря 2022 года 17:29

Встреча председателя ОВЦС с руководством Российского союза евангельских христиан-баптистов

16 декабря состоялась встреча председателя ОВЦС митрополита Волоколамского Антония с президентом Российского союза евангельских христиан-баптистов П. М. Мицкевича в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата.

9 декабря 2022 года 12:49

Митрополит Волоколамский Антоний посетил Пловдив

8 декабря Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Антоний, находящийся с визитом в Болгарии для празднования 70-летия Софийского Подворья Русской Православной Церкви посетили г. Пловдив.

8 декабря 2022 года 11:09

Председатель ОВЦС посетил мемориал на перевале Шипка,

7 декабря Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Антоний, находящийся с рабочим визитом в Болгарии по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, посетил Шипкинский перевал, где в ходе русско-турецкой войны 1877-1878 гг. велись ожесточенные бои между русскими войсками, поддерживаемыми болгарским ополчением, и войсками Османской империи.

7 декабря 2022 года 12:39

Встреча председателя ОВЦС с Главой Болгарского Королевского Дома Саксен-Кобург-Гота Симеоном II

6 декабря в Софии состоялась встреча председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Антония с главой Болгарского царского дома Симеоном II Саксен-Кобург-Готским. Высокопреосвященнейший Антоний прибыл в Болгарию на торжества по случаю 70-летия Подворья Русской Православной Церкви.

7 декабря 2022 года 10:21

Председатель ОВЦС принял участие в торжествах по случаю 70-летия Подворья Русской Православной Церкви в Софии

6 декабря в храме св. Николая в Софии была совершена Божественная литургия, посвященная 70-летию Подворья Русской Православной Церкви. На праздничной службе, которую возглавил митрополит Ловецкий Гавриил, присутствовало много верующих; митрополит Волоколамский Антоний, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; и епископ Мельникский Герасим, главный секретарь Священного Синода Болгарской Православной Церкви.

5 декабря 2022 года 11:20

Митрополит Волоколамский Антоний возглавил престольные торжества храма св. Екатерины в Риме

4 декабря, Введение во Храм Пресвятой Богородицы, митрополит Волоколамский Антоний, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата и управляющий приходами Московского Патриархата в Италии совершил Божественную литургию в храме великомученицы Екатерины в Риме.

25 ноября 2022 года 11:31

Митрополит Волоколамский Антоний принял участие во встрече с главой Управления мусульман Татарстана

24 ноября митрополит Волоколамский Антоний, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, в здании Управления мусульман Республики Татарстан (УМРТ) в г. Казани состоялась встреча с митрополитом Казанским и Татарстанским Кириллом и главой Управления мусульман РТ Камиль-хазратом Самигуллиным.

18 ноября 2022 года 17:12

Предстоятель Ассирийской Церкви Востока завершил свой визит в Россию

16 ноября Католикос-Патриарх Ассирийской Церкви Востока Мар Ава III завершил свой первый официальный визит в Россию Россия.

14 ноября 2022 года 13:43

Встреча исполняющего обязанности заместителя председателя ОВЦС и делегации Фонда поддержки христианской культуры и наследия с епископом Баня-Лукским Иефремом

11 ноября исполняющий обязанности заместителя председателя Отдела внешних связей Церковные связи Московского Патриархата, протоиерей Игорь Якимчук и делегация Фонда поддержки христианской культуры и наследия посетили Республику Сербскую, субъект Боснии и Герцеговины.

11 ноября 2022 года 13:46

Состоялась встреча Председателя ОВЦС со Святейшим Патриархом Сербским Порфирием

10 ноября в Сербском Патриархате в Белграде состоялась встреча Святейшего Патриарха Сербского Порфирия с Председателем ОВЦС Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Антоний, прибывший в сербскую столицу с рабочим визитом по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

11 ноября 2022 года 12:24

Визит Святейшего Патриарха Сербского Порфирия и Митрополита Волоколамского Антония в Белградское Представительство Русской Православной Церкви

10 ноября Святейший Патриарх Сербский Порфирий и митрополит Волоколамский Антоний, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, находящийся в столице Сербии с рабочим визитом по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, посетил русский храм Святой Троицы на Тасмайдане — Подворье Русской Православной Церкви, поклониться ее святыням и оценить ход ремонтно-реставрационных работ, проводимых в ней.

8 ноября 2022 года 10:50

Митрополит Волоколамский Антоний встретился с Патриархом Коптским Тавадросом II

7 ноября председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Антоний посетил резиденцию Коптские Патриархи встретятся с Предстоятелем Коптской Церкви Его Святейшеством Патриархом Тавадросом II.

7 ноября 2022 года 12:18

Митрополит Волоколамский Антоний прибыл в Египет

6 ноября председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Антоний по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла прибыл в Каир.

5 ноября 2022 года 11:43

Митрополит Волоколамский Антоний возглавил престольные торжества в Горненском женском монастыре в Иерусалиме

4 ноября, в день Казанской иконы Божией Матери, особо почитаемой Горненским женским монастырем в Иерусалиме митрополит Волоколамский Антоний, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, совершил Божественную литургию в соборе Всех Святых, в земле Российской просиявших — главном храме обители.

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | следующая →

Украина против России: религия как оружие

Дата: 31 января 2019

Движение Украинской православной церкви за независимость стало самым значительным ударом по Русской православной церкви за последние десятилетия, поскольку последняя организация остается традиционным инструментом в руках Кремля. Решение Украинской православной церкви вызвало ярость в Москве, но лишь недавно президенту России Владимиру Путину удалось официально совместить неприязнь к украинским церковным делам с политической доктриной России.

ИСТОЧНИК: KREMLIN.RU

Путин выступил на церемонии по случаю 10-летия интронизации Патриарха Кирилла . Патриарх Московский может в конечном итоге вести эту битву, хотя уже сказано, что дни его сочтены и его преемником должен стать митрополит Псковский Тихон, известный также как духовник Путина. Кремль должен оказать как можно большую поддержку патриарху Кириллу, а также возглавляемому им учреждению.

В своем выступлении 31 января Президент Владимир Путин дал понять, что Россия не намерена мириться с поражением РПЦ на Украине. «Москва уважала и будет уважать самостоятельность церковных дел, особенно в соседней суверенной стране. И все же мы оставляем за собой право реагировать и делать все возможное для защиты прав человека, включая право на свободу вероисповедания», — сказал он. Он добавил, что «на Украине происходит вопиющее вмешательство в церковные дела, а его инициаторов учили атеисты прошлого века, которые изгоняли верующих из церквей, подвергали остракизму и гонениям священнослужителей». КГБ. Интересно, что Путин, как политик, выросший из антихристианской атеистической традиции, сейчас стремится защищать Православную Церковь, утверждая, что «такой проект, не имеющий отношения к вере и совершенно лживый, реализуется в Украине. ” По словам российского лидера, факт предоставления автокефалии Украинской православной церкви тесно связан с борьбой за власть, с явной отсылкой к проходящей сейчас в Украине президентской кампании.
Тем не менее подобные утверждения звучат странно в устах высокопоставленного политика, сделавшего Московскую церковь одной из опор российского государства и его политики.

Таким образом, резкое заявление Путина может стать реакцией на ситуацию на Украине, возможное развитие которой может оказаться хуже, чем предполагалось в Москве. Кроме того, все больше приходов Московской подмосковной церкви принимают решение о смене своей принадлежности, таким образом присоединяясь к единой автокефальной Украинской Православной Церкви. За последние несколько недель более 140 православных приходов решили изменить свою религиозную юрисдикцию. Такой процесс кажется особенно заметным в западных и центральных областях Правобережной Украины.

Киевские власти активно поддержали независимость церкви от российской юрисдикции. Участники объединительного собора собрались 15 декабря 2018 года, чтобы создать независимую автокефальную поместную Украинскую Православную Церковь. 6 января 2019 года Вселенский патриарх Константинопольский Варфоломей вручил Томос об автокефалии митрополиту новой Православной церкви в Украине Епифанию.

Однако Русская православная церковь не намерена признавать самостоятельность украинского института, поскольку первая имеет свои структуры в Украине, считая эту страну своей канонической территорией. До недавнего времени это была также самая влиятельная православная церковь из трех действующих на украинской земле учреждений. Осталось только два, из которых Украинская Православная Церковь признана канонической. Слова Путина звучат как прямая угроза Украине, а Москва претендует на право вмешиваться во внутренние дела соседа, в том числе под предлогом религиозных аспектов. Сейчас трудно интерпретировать речь Путина как предвестник немедленного военного вторжения, однако слова президента могут спровоцировать новые случаи религиозной провокации. Согласно некоторым предыдущим предупреждениям, предоставление автокефального статуса Украинской Православной Церкви вызовет гнев России, а факт изменения религиозной принадлежности последующими приходами, в основном в ее финансовом и имущественном аспектах, может привести к беспорядкам, поджогам, нападениям и убийствам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *