Ученый гераклит годы жизни: Гераклит – биография, фото, личная жизнь, философия, учение

Гераклит – биография, фото, личная жизнь, философия, учение

Биография

Гераклит – излюбленный объект исследований как у древних биографов, так и у современных ученых. Они пытались отделить темное философское учение от не менее темной и таинственной биографии. Отсюда и прозвище философа – Гераклит Темный или Гераклит Мрачный. Ключевым моментом при исследовании жизни, а особенно смерти, этого философа стала необычайная антипатия, переходящая в ненависть, которую он вызывает в душах читателей и биографов.

Портрет Гераклита

Враждебность, понятная в определенной степени, достигает беспрецедентных высот, когда Гераклит умирает, погребенный в экскрементах. Чтобы понять эту смерть, следует подробно рассмотреть традиционную биографию Гераклита, поскольку важна реакция биографов на толкование философских трудов Гераклита и их интерпретация для истинного понимания жизни и подробностей смерти этого человека-загадки.

Детство и юность

Гераклит родился в городе Эфесе (земли, принадлежащие нынешней Турции). Точная дата рождения философа неизвестна, примерно 540 г. до н.э. Традиционно Гераклит считается потомком правящей семьи Андрокла, по другим источникам, имя отца философа – Геракон или Блосон. В детстве мальчик ничем не отличался от сверстников, играл с другими мальчишками в бабки (аналог игры в кости).

Вот только перспектива унаследовать власть отца юношу не радовала. По свидетельствам историков, он отказался от права наследования в пользу брата, а сам жил и предавался философским размышлениям в храме богини Артемиды, продолжая периодически играть с ребятишками в кости.

Сведения о жизни и учении философа из Эфеса дошли до наших времен из трудов Диогена, который выступал в роли биографа философов древности. Диоген в ранних текстах трактовал этот поступок как доказательство великодушия Гераклита, а позднее называл гордостью, высокомерием, надменностью или даже презрением.

Развалины Эфеса, родного города Гераклита

Благодаря этим чертам характера Гераклит впоследствии стал мизантропом. Таким образом, понимание трудов и философии Гераклита начинается с этих личностных качеств. Ни учителей, ни последователей у Гераклита не было, разве только Кратил из города Афины.

Гераклит часто говорил о том, что учителя не научат учеников мудрости, иначе научили бы и Ксенофана, и Пифагора. Еще одно изречение гласит, что Гомер заслуживал того, чтобы его преследовали и избивали палкой на поэтических конкурсах. Это демонстрирует доминирующие черты характера и личности Гераклита – высокомерие и презрительное отношение к людям. Причина такого отношения проста – эти люди не достигли мудрости, по мнению Гераклита.

Гераклит

Философ с юности считал окружающих людей необразованными и глупыми. В беседах других философов участия не принимал, на все имел собственные взгляды с явным экстремистским уклоном, о чем свидетельствуют дошедшие до нас выражения философа. Подтверждением также служат основные идеи философа о том, что источник развития в мире – война, а смерть одного существа дает жизнь другому. Позднее меланхолика-Гераклита ставили в противоположность смеющемуся мудрецу Демокриту.

Философия и учение

Взгляды Гераклита таинственны и неоднозначны. Практически все его работы имеют двусмысленное трактование. Кроме того, до современности не дошли оригиналы работ, о мировоззрении известно только из трудов других философов и ученых. У Гераклита было собственное понимание мудрости. Он не выражал мысли прямо — только в форме загадок или намеков. Отсюда и пошло второе прозвище Гераклита — философ-поэт, он не писал в стихах, но его мысли были столь метафоричны, что напоминают поэтический слог.

Гераклит и Демокрит

Способность понять работы философа имели только глубоко образованные и аналитически мыслящие люди. Даже Сократ писал о том, что разобрал лишь незначительную часть идей Гераклита, но нашел их прекрасными. Кроме того, эфесский философ изобрел неповторимый подход: сложные идеи доносить в форме крайне упрощенных примеров, как правило, это были происходящие в природе процессы.

Так последователи самостоятельно приходили к задуманной философом мысли или даже собственным неповторимым умозаключениям. Вкладом Гераклита в развитие древнегреческой философии стало введение универсалии «логос». Изначально под термином понималось как «изречение», так и «смысл». Сейчас логос отражает смысл бытия и закономерности всего существующего.

Гераклит

Гераклитовское учение о логосе представляет собой отражение картины мира, где гармония сохраняется наряду с динамичностью. Так, в учении философа всемирная гармония представляет собой космический Логос. Но человек не в состоянии понять его и считает свое слово, собственный Логос, выше всеобщего.

Гармоничность же заключается во всеединстве: как говорил Гераклит, «все течет», материя трансформируется в различные формы, но Логос остается постоянен. Продолжением этой мысли стала цитата «Дважды в одну реку не войдешь». В наше время это выражение приобрело новый смысл, но по-прежнему отражает авторскую философскую мысль.

Фреска Рафаэля «Афинская школа»

Постоянное изменение и трансформацию материи и субстанций Гераклит называл мировым течением и полагал, что все в мире не только претерпевает постоянные трансформации, но и имеет противоположности. Диалектику души человека философ представлял так: душа состоит из двух компонентов – благородного (огонь) и неблагородного (вода). Именно огонь у Гераклита был первоначалом.

Гераклит вводил также понятие «мирового пожара», в котором разрушается космос, чтобы снова возродиться. Теорию уничтожения космоса опровергал Гегель в XVIII столетии, а Шлейермахер не признавал огонь первоначальной стихией. В противоположность гераклитовским законам трансформации материи основные идеи другого древнегреческого философа — Парменида, жившего в тот же период времени, заключаются том, что материя неизменна, постоянна и однородна.

Гераклит на фреске Рафаэля «Афинская школа»

В IV столетии до н.э. сторонники натурфилософии Платон, Аристотель вложили новое значение в термин «логос», лишив его онтологического смысла. А последователи школы стоицизма вернули Логосу космическую сущность. Кстати, термин «космос» тоже ввел Гераклит. Часть исследователей относит Гераклита к ученым-естествоиспытателям, а не философам. Это объясняется тем, что единственная работа Гераклита, дошедшая до наших дней, называется «О природе».

Работа имеет вид сотни отдельных фрагментов высказываний, интерпретацией которых занимался филолог Герман Дильс. В труде «О природе» Гераклит заложил основы теории атомизма. Вклад в науку Гераклита стал преждевременным, по мнению некоторых авторов. Ученый ввел понятие атома как мельчайшего структурного элемента, разрешая парадоксы элеатов, философ разработал концепцию дифференциального исчисления.

Смеющийся Демокрит и плачущий Гераклит

По его представлениям, даже душа человека состоит из атомов, которые после физической смерти трансформируются в другую материю – так называемая теория атомизма. Гераклитовская анатомия человека соответствует строению мира: тело построено из таких же атомов, что и мир вокруг, а главный орган человеческого тела – желудок. Законы природы физического мира и человеческой души, открытые Гераклитом, легли в основу милетской школы, представителями которой были Пифагор, Фалес.

Личная жизнь

Проблемы Гераклита в отношениях с обществом, заключающиеся в его презрении к людям, наложили отпечаток и на личную жизнь философа. Гераклит не имел жены и детей, поскольку жизнь провел в храме вечно молодой и невинной богини плодородия Артемиды. Учеников, как таковых, Гераклит, тоже не имел – проблемы познания мира, которые он затрагивал в своих трудах, ученые оценили лишь после смерти философа.

Смерть Гераклита

Современников и исследователей Гераклита возмущают не столько образ жизни, мировоззрение и взгляды Гераклита, сколько подробности смерти философа. По свидетельствам легенд, Гераклит умер, обмазавшись навозом, другие рассказы гласят о том, что его тело разорвали собаки.

Памятник Гераклиту

Наиболее достоверным источником информации считаются записи Марка Аврелия, где говорится о том, что причиной смерти философа стала водянка живота (заболевание, при котором в брюшной полости скапливается избыток жидкости вследствие заболеваний почек и сердца).

Библиография

  • Натурфилософская теория атомизма
  • Первоначальная форма диалектики
  • «Музы»
  • «О природе. Часть 1. О Вселенной»
  • «О природе. Часть 2. О государстве»
  • «О природе. Часть 3. О богах»
  • «Правило негрешимое уставу жить»

жизнь, смерть и философия основоположника диалектики

Гераклит Эфесский – древнегреческий философ, основоположник диалектики. В основе учения лежит идея о постоянной изменчивости всего сущего, единстве противоположностей, управляемом вечным законом Логосом-огнем.

О жизни Гераклита Эфесского сохранилось очень мало данных. О достоверности большинства из них все еще продолжаются ученые споры. Считается, что у Гераклита не было учителей. По всей видимости, он был знаком с учениями многих своих современников и предшественников, но о себе говорил, что он «ничей слушатель» и «сам от себя научившийся». Современники прозвали его «Мрачным», «Темным». Причиной тому была его манера формулировать свои мысли в загадочной, не всегда понятной форме, а также явная склонность к мизантропии и меланхолии. В связи с этим, его иногда противопоставляли «смеющемуся мудрецу» Демокриту.

Происхождение

Известно, что Гераклит родился и прожил всю жизнь в городе Эфес, расположенном на западном побережье Малой Азии (территория современной Турции). Временем рождения философа ориентировочно называют 544-541 гг. до н. э. Такие предположения строятся, исходя из сведений, что во время 69-й Олимпиады, проходившей в 504-501 гг. до н. э., Гераклит уже вступил в возраст «акме». Так древние греки называли период, когда человек достигал физической и духовной зрелости – возраст около 40 лет.

Род Гераклита имел царское происхождение, в его семействе по наследству передавался титул басилевса (царя-жреца). Есть версия, что его отца звали Гераконтом, другие источники (более достоверные) называют его Блосоном. Один из представителей рода – Андрокл – был основателем Эфеса. Еще в молодости Гераклит решил посвятить жизнь философии и сложил с себя унаследованные высокие полномочия, добровольно уступив их своему младшему брату. По традиции тех времен, он поселился при эфесском храме Артемиды и ежедневно предавался размышлениям. Кстати, именно этот храм в 356 г. до н. э. сжег некто Герострат, мечтающий оставить свое имя в веках.

Гераклитова диалектика, логос-огонь

Ближе всех взгляды Гераклита сходятся с идеями представителей ионийской школы древнегреческой философии. Их связывала мысль, что все сущее едино и имеет некое первоначало, выражающееся в конкретном виде материи. Для Гераклита причиной и началом мира был огонь, существующий всюду и во всем, постоянно изменяющийся, «разгорающийся и угасающий согласно мере». Время от времени случается «мировой пожар», после которого космос полностью уничтожается, но лишь для того, чтобы заново возродиться. Именно Гераклит впервые использовал слово «космос» в известном сегодня значении вселенной, мироздания.

Связь всего со всем, борьба противоположностей и постоянная изменчивость мира – главная идея философии Гераклита, фундамент будущего развития диалектики. Не существует ничего постоянного и абсолютного, все относительно. Мир вечен и в его основе – круговорот веществ и стихий: земли, огня, воздуха, воды. Именно Гераклиту приписывают авторство фраз о том, что все течет и изменяется, и о реке, в которую невозможно войти дважды.

Противоположности тождественны, раздор между ними вечен и через него они ежесекундно переходят одна в другую: день в ночь, жизнь в смерть, зло в добро. Также и наоборот. Таким образом, согласно Гераклиту, война есть смысл и источник любого процесса, «отец и царь всего». Однако вся эта изменчивость не есть хаос; она имеет свои границы, ритмы и меру.

Управляет мировыми процессами неизменная судьба, особый вселенский закон, который Гераклит признает ценностью всех ценностей. Имя ему – Логос. Огонь и логос – два элемента единого целого, вечно живая душа природы, с которой человеку следует «сообразоваться». Согласно Гераклиту, все, что людям кажется неподвижным, постоянным – всего лишь обман чувств. Философ говорит, что ежедневно встречаясь с логосом, люди враждуют с ним; истинное кажется им чуждым.

Устройство человеческой души

Мизантропия философа распространялась на людей в целом и на граждан Эфеса в частности: «сами не сознают, что говорят и делают». Это подарило ему еще одно прозвище: «Плачущий». Он так сокрушался, наблюдая вокруг глупость, что порой лил слезы бессильной ярости. Гераклит считал невежество одним из страшнейших пороков, а невежественными называл тех, кто ленился размышлять, легко поддавался внушению и предпочитал погоню за богатствами совершенствованию души.

Философ считал, что путь к мудрости лежит через единение с природой, но достичь цели дано очень немногим: «Один для меня достоин тысяч, если он наилучший». При этом, просто накопление знаний не способно научить человека мыслить: «многознание не научает уму». «Варварство» человеческих душ Гераклит объясняет весьма просто: они парообразны и подпитываются теплом вселенского огня. По мнению философа, души плохих людей содержат много влаги, а души лучших людей предельно сухи и излучают свет, что свидетельствует об их огненной природе.

Политические и религиозные взгляды

Гераклит не был сторонником тирании, так же, как не поддерживал и демократию. Слишком неразумной признавал он толпу, чтобы можно было ей доверить управление городом или страной. Презирая человеческие пороки, философ говорил, что звери становятся ручными, живя с людьми, люди же лишь дичают в обществе друг друга. Кода эфесяне обратились к нему с просьбой составить для них мудрый свод законов, Гераклит отказался: «у вас дурное правление и сами вы дурно живете». Однако, когда его приглашали к себе прослышавшие о его славе афиняне или царь Персии Дарий, он отказал и им, выбрав остаться в родном городе.

Философ решительно отвергал привычные для тех времен политеистические верования и обряды. Единственным божеством, которое он признавал, был вечный логос-огонь. Гераклит утверждал, что мир не был создан никем из богов или людей, а в потустороннем мире людей ожидает то, чего они не предполагают. Философ считал, что достиг огненного просветления: открыл истину и победил все пороки. Он был уверен, что благодаря его мудрости, имя его будет жить, покуда существует род человеческий.

Рассуждения о природе вещей

Единственное сочинение Гераклита, о котором известно ученым – «О природе». Целиком оно не сохранилось, но досталось потомкам в виде около полутора сотен фрагментов, вошедших в произведения более поздних авторов (Плутарх, Платон, Диоген и др.). Сочинение содержало три части: о вселенной, о государстве и о боге. Гераклиту было свойственно высказываться метафорически, он часто использовал поэтические образы и аллегории, что часто затрудняет понимание глубинного смысла его разрозненных цитат и перифразов. Лучшей исследовательской работой в этом направлении считается изданный в начале XX в. труд немецкого филолога-классика Германа Дильса «Фрагменты досократиков».

Отшельничество и смерть

Однажды философ ушел в горы и стал отшельником. Пищей ему служили травы и коренья. Некоторые свидетельства указывают, что Гераклит умер от водянки, обмазавшись навозом в надежде, что его тепло испарит излишнюю жидкость из организма. Некоторые исследователи склонны видеть в этом связь с зороастрийскими традициями погребения, с которыми якобы был знаком философ. Другие ученые придерживаются мнения, что Гераклит умер позже и при иных обстоятельствах. Точная дата смерти философа неизвестна, но большинство предположений сходятся на 484-481 годов до н. э. В 1935 г. одному из кратеров на видимой стороне Луны было присвоено имя Гераклита Эфесского.

Гераклит Эфесский практически не имел последователей; «гераклитовцами» в большинстве случаев называют людей, в одностороннем порядке воспринявшим идеи философа. Наиболее известен Кратил, ставший героем одного из платоновских диалогов. Доводя мысли Гераклита до абсурда, он утверждал, что ничего определенного о действительности сказать нельзя. В античности идеи Гераклита оказали заметное влияние на учения стоиков, софистов и Платона, а в дальнейшем и на философскую мысль нового времени.

Гераклит | Биография, философия, логос, огонь и факты

Год рождения:
около 540 г.
до н.э. Эфес
Умер:
около 480 г. до н.э.
г.
Предметы изучения:
космология огонь элемент логотипы

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Почему Гераклит важен?

Гераклит был греческим философом, которого помнят за его космологию, в которой огонь образует основной материальный принцип упорядоченной вселенной. Рассматривая огонь как сущностную материю, объединяющую все вещи, Гераклит писал, что миропорядок есть «вечноживой огонь, мерно возгорающийся и мерою угасающий».

Во что верил Гераклит?

Гераклит утверждал, что мир существует как связная система, в которой изменение в одном направлении в конечном счете уравновешивается соответствующим изменением в другом. Он подчеркивал необходимость того, чтобы люди жили вместе в социальной гармонии, но жаловался, что большинство людей не в состоянии понять универсальный принцип, посредством которого все вещи взаимосвязаны.

Что писал Гераклит?

Считается, что Гераклит написал одну книгу, которая сейчас утеряна. Его взгляды сохранились в коротких фрагментах, цитируемых и приписываемых ему более поздними авторами, таких как его знаменитая аналогия жизни с рекой: «На тех, кто вступает в одни и те же реки, стекают разные и всегда разные воды».

Гераклит , также пишется как Гераклит , (родился ок. 540 г. до н.э., Эфес, Анатолия [ныне Сельчук, Турция] — умер с. 480), греческий философ, известный своей космологией, в которой огонь образует основной материальный принцип упорядоченной вселенной. Мало что известно о его жизни, и единственная книга, которую он, по-видимому, написал, утеряна. Его взгляды сохранились в коротких фрагментах, цитируемых и приписываемых ему более поздними авторами.

Хотя в первую очередь его интересовало объяснение окружающего мира, Гераклит также подчеркивал необходимость совместной жизни людей в социальной гармонии. Он жаловался, что большинство людей не понимают logos (греч. «причина»), универсальный принцип, посредством которого все вещи взаимосвязаны и происходят все природные явления, и, таким образом, жили как мечтатели с ложным представлением о мире. Существенным проявлением логоса, утверждал Гераклит, является глубинная связь между противоположностями. Например, здоровье и болезнь определяют друг друга. Добро и зло, горячее и холодное и другие противоположности связаны подобным образом. Кроме того, он отмечал, что одно и то же вещество может восприниматься по-разному — морская вода одновременно вредна (для человека) и полезна (для рыб). Его понимание отношения противоположностей друг к другу позволило ему преодолеть хаотическую и дивергентную природу мира, и он утверждал, что мир существует как связная система, в которой изменение в одном направлении в конечном счете уравновешивается соответствующим изменением в другом. . Между всеми вещами существует скрытая связь, так что то, что кажется «расходящимся», на самом деле «сближается».

Викторина «Британника»

Философия 101

Рассматривая огонь как сущностное объединяющее все сущее вещество, Гераклит писал, что миропорядок есть «вечноживой огонь, возгорающийся мерами и мерами угасающий». Он расширил проявления огня, включив в них не только топливо, пламя и дым, но и эфир в верхних слоях атмосферы. Часть этого воздуха или чистого огня «превращается» в океан, предположительно в виде дождя, а часть океана превращается в землю. Одновременно равные массы земли и моря повсюду возвращаются к соответствующим аспектам моря и огня. Результирующее динамическое равновесие поддерживает упорядоченный баланс в мире. Это сохранение единства, несмотря на перемены, иллюстрируется знаменитой аналогией Гераклита жизни с рекой: «На тех, кто вступает в одни и те же реки, стекают разные и всегда разные воды». Позже Платон понял, что это учение означает, что все вещи находятся в постоянном движении, независимо от того, как они воспринимаются органами чувств.

Гераклит был непопулярен в свое время и часто презирался более поздними биографами. Его основной вклад заключается в понимании формального единства мира опыта.

Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно пересмотрена и обновлена ​​Адамом Августином.

4 важных факта о Гераклите, древнегреческом философе

 

Гераклит жил в Эфесе, Малая Азия (современная Турция), и занимался философской деятельностью около 500 г. до н.э. Говорят, что он унаследовал титул «король Ионии», который передал своему брату. Древние источники сообщают нам, что он написал всего одну книгу, которую представил в храме Артемиды. У нас нет этого произведения в его полном виде, а те сотни или около того фрагментов, которые у нас есть, не выражают большого единства ни стилистически, ни с точки зрения затрагиваемых тем. Насколько мы все еще склонны видеть единство в сочинениях Гераклита, остается предметом некоторых дискуссий, равно как и сопутствующее, противоположное беспокойство относительно того, насколько далеко мы можем усматривать неясность, двусмысленность и разобщенность смысла в сочинениях Гераклита, что мы и делаем.

иметь. В любом случае его работы оказали несомненно важное влияние на историю философии.

 

1. Основные учения Гераклита: огонь, изменение и противоположности
Гераклит Йоханнеса Морелзе, 1630 г., через Google Arts and Culture.

 

Что касается его философских влияний, Гераклит знал о работах коллег-философов из Малой Азии, таких как милетцы (Фалес, Анаксимен и Анаксимандр), а также о работах Пифагора. Тем не менее, как древние, так и современные писатели обнаружили, что работа Гераклита противоречит какой-либо философской школе или традиции.

 

Гераклит наиболее известен тремя доктринами; учение о том, что вещи постоянно меняются, что огонь является основным элементом или материалом мира и что противоположности совпадают. Лежащая в основе этих трех догм мысль — что нет ничего статичного, нет ничего определенного, даже логические и семантические структуры, которые большинство из нас использует в качестве своего самого надежного ориентира, — с тех пор не была доминирующей мыслью в западной философии.

Часто говорят, что Парменида, который подчеркивал фундаментальное единство вещей, был принят в качестве модели для западной мысли, а гераклитовские подходы всегда подавлялись или игнорировались.

 

Тем не менее, Гераклит продолжал оказывать сильное влияние на многих наиболее значительных современных философов — особенно на Гегеля, Хайдеггера и Ницше, если назвать только трех. Но чтобы понять влияние, которое Гераклит оказал на философию в последнее время, необходимо более глубоко изучить то, что мы могли бы назвать его философскими наклонностями, чем его доктрины как таковые.

 

2. Он верил во тьму истинной реальности
Портрет Фридриха Ницше, 1882 г.; Одна из пяти фотографий фотографа Густава Шульце, Наумбург. Через Викисклад.

Получайте последние статьи на свой почтовый ящик

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей

 

Можно понять, что это расположение состоит из двух основных компонентов: его убежденности в неясности истинной реальности и его философской эстетики. Во-первых, как и у многих греческих философов, его подход был аристократическим в том смысле, что он полагал, что истинная природа реальности скрыта от обычных людей и даже от большинства предшествующих философов. Гераклит особенно полемизирует со своими предшественниками, выказывая открытое презрение к мудрости великих поэтов Гомера и Гесиода, мысли Пифагора.

 

Хотя Гераклит явно не был эгалитаристом в области философского понимания, интересно отметить, что одна из его главных педагогических проблем касается polumathiê , или тенденции рассматривать понимание с точки зрения сбора информации. Сбор информации строго отделен от понимания, и это понимание не является очевидным признаком повседневного существования.

 

Мраморный бюст Гомера, Wikimedia Commons.

 

Скорее:

 

«В том, что это Слово есть вечность, люди оказываются непонимающими, и до того, как они услышат, и однажды услышав его.
Ибо хотя все вещи происходят по этому Слову, они подобны неопытным переживаниям слов и дел, которые я объясняю, когда различаю каждую вещь по ее природе и показываю, как она есть. Другие люди не осознают того, что они делают, когда бодрствуют, точно так же, как они забывают о том, что они делают, когда спят».

 

Интересное понятие забывчивости. В контексте развития понимания мы могли бы рассматривать это как характеристику своего рода повышенной чувствительности, почти сродни утонченной палитре или хорошему вкусу в каком-то чувственном контексте. Забывчивость — это притупление ощущений в такой же степени, как и притупление интеллекта. Схожую мысль можно найти и у Парменида, который также старается отрицать очевидность истинного знания и правильного понимания.

 

3. Его стиль письма был чрезвычайно сложным и запутанным
Фотография современных руин Эфеса, с Wikimedia Commons.

 

Второй элемент подхода Гераклита к философии, на который стоит обратить внимание в самом начале, — это его стиль.

Обсуждения философского стиля Гераклита и, в частности, его предполагаемого предпочтения неясных форм философского выражения, а не ясных, доминировали в восприятии его философии с древних времен. Никто не спорит с тем, что труды Гераклита сложны и что какой бы интерпретационный подход ни предпочитали для их понимания, это не простое упражнение.

 

Один из критических пунктов разногласий заключается в том, заслуживает ли Гераклит критики за свою неясность, или же стиль Гераклита каким-то образом составляет неотъемлемую часть общей цели его философии, по крайней мере, в его собственной концепции. Одним из старейших критиков Гераклита был Аристотель, который заметил, что в процитированном выше отрывке неясно, когда Гераклит утверждает, что «от того, что это Слово существует навсегда, люди оказываются непонимающими», означает ли это, что это факт, что бытие длится навсегда, что люди не в состоянии понять, или просто факт существования этого Слова всегда неправильно понимается.

 

Бронзовый бюст Аристотеля, скульптор Георгий В. Царас. Через Викисклад.

 

Добрая критика Аристотеля не вышла из моды. На самом деле, многие философы, особенно в англоязычном мире, придают большое значение ясности выражения, поскольку это отчасти относится к избеганию двусмысленностей и двойных значений, подобных этому. Философия в этом отношении есть попытка сказать что-то ясно и точно или, по крайней мере, как можно яснее и точнее. Один из способов объяснения этого шага — ответ на абстрактность и сложность, с которыми приходится бороться философам. Вполне возможно признать эту абстрактность и сложность и в то же время утверждать, что это все основания не стремиться к ясным или недвусмысленным формам выражения.

 

В связи с этим такие формы соответствуют предмету философии, и попытка навязать стилистические нормы, несовместимые с этим предметом, склонна поощрять менее изощренное мышление. Конечно, двойные смыслы вышеприведенного рода являются частью общего стиля Гераклита, как и структура его сочинения, согласно тем, кто его знал. Теофраст, прочитавший его полностью, описал его как наполовину законченный. Это положительное влияние Гераклита могло бы сказать, что это признак интеллектуальной честности, а не слабость гераклитовской мысли.

 

Гераклит Хендрика тер Брюггена, 1628 г., через Рейксмузеум.

 

Точно так же мы должны скептически относиться к аристотелевской критике Гераклита не только на том основании, что абстракция или двусмысленность в философских сочинениях часто соответствуют абстрактному или двусмысленному характеру предмета философии, но и на том основании, что непрямая коммуникация допустима, если мы признать, что за чтением или занятием философией стоит целый ряд законных целей.

 

Довольно часто можно услышать, как философию обсуждают как своего рода прогрессивную дисциплину, в которой происходит прогресс, хотя и несколько неравномерный, спорный. Этот взгляд на философию, по-видимому, моделирует ее в естественных науках, где знания накапливаются с течением времени по мере того, как реальность раскрывается нам по крупицам (по крайней мере, так может показаться). Но ни в коем случае не так мы должны рассматривать философию; каждый должен развивать для себя философское понимание, и этот процесс приобретения понимания не может просто начинаться с того места, где другие уже пошли раньше, как это может быть в науках.

 

Точно так же философия может стремиться к большему, чем поощрять созерцание. Он также может надеяться на стремление к действию, чтобы изменить жизнь тех, кто его понимает. То, что считается «прямой» коммуникацией, будет зависеть от различных целей, которые контекстуализируют конкретную философию.

 

4. Гераклит вдохновил недавнее философское движение под названием «критический реализм»
Гераклит Авраама Янссенса, 1601-2, через Sotheby’s.

 

Более того, самопровозглашенный гераклитов подход к философии приобрел известность в последние годы, наиболее видным сторонником которого является Рой Бхаскар. Его подход и подходы его последователей стали известны как «критический реализм» и могут быть обобщены в пяти позициях. Во-первых, «трансцендентальный реализм», заменяющий вопрос «что есть» вопросом «что должно было бы быть». Во-вторых, самый фундаментальный уровень понимания реальности — это уровень потенциала или способности, а не того, что мы знаем или даже того, что просто существует. В-третьих, разные слои реальности в той или иной степени автономны от других, и поэтому нам нужно различать логики, лежащие в основе этих слоев, а не стремиться к единой, объединяющей логике. В-четвертых, реальность состоит из открытых систем, а это означает, среди прочего, что мы никогда не сможем предсказать будущие события с абсолютной точностью. В-пятых, в контексте науки мы должны отказаться от разговоров о законах и вместо этого сосредоточиться на тенденциях.

 

Афинская школа Рафаэля, ок. 1509-11, через Musei Vaticani.

 

Это невероятно краткое изложение развивающегося философского движения, но даже это краткое описание иллюстрирует важные моменты того, как были восприняты работы Гераклита.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *