Учения сократа: Философия Сократа кратко

Сократ — Краткий словарь по эстетике

СОКРАТ (469 — 399 до н.э.) — древнегреческий философ-идеалист. Выступил в Афинах с устным изложением своего учения и объединил вокруг себя многочисленную группу учеников, часть которых (Алкивиад, Критий и др.) была враждебно настроена к политическому укладу афинской демократии. Высказывания Сократа и его учеников, направленные против выборности государственно-важных должностей, и общий критический дух учения Сократа, отвергавшего многие общепризнанные воззрения, как необоснованные и внутренне-противоречивые, сделали проповеди Сократа опасными в глазах демократических правителей Афин.

Сократ был привлечён к суду по обвинению в совращении молодёжи, неуважении к старо-отеческой религии и приговорён к смертной казни. И умер, выпив кубок яда.

Сократа не оставил никаких литературных произведений. Сведения об учении Сократа оставили его современники — Ксенофонт, Платон и позднее Аристотель.

Сократ был одновременно и завершителем софистики (см.

Софисты) и борцом против неё. Так же как и софисты, Сократ перенёс центр тяжести философских исследований на вопросы нравственности. Он отрицал необходимость изучения происхождения и строения мироздания, считая, что решение этих вопросов недоступно человеческому познанию.

Сократ считал, что философия должна быть учением о том, как следует жить, а жизнь есть искусство, для совершенства в котором необходимо знание. Знание Сократ определял как усмотрение общего для целого ряда вещей или их признаков. Знание выражается в понятии о предмете и есть определение предмета, основывающееся не только па усмотрении общности, по также и па усмотрении различия между предметами.

Сократ считал, что предметом познания может быть только то, что осуществляется целесообразной деятельностью человека и подлежит его власти. Наиболее подвластна человеку деятельность его души. Поэтому главной задачей познания Сократ провозгласил самопознание, толкуя в этом смысле формулу дельфийского оракула: «Познай самого себя».

Этика Сократа тесно связана с рационализмом его понятий о знании. Деятельность человека, согласно Сократа, всецело определяется его понятиями о благе и вытекающими из этих понятий целями, которые человек ставит перед собой.

Сократ утверждал, что никто не может ни заблуждаться, ни дурно поступать по доброй воле: кто знает истинную цель, тот не может не следовать ей.

Основными добродетелями Сократ считал:

  1. умеренность (знание того, как обуздывать страсти),
  2. храбрость (знание того, как преодолевать опасности),
  3. справедливость (знание того, как соблюдать божественные и человеческие законы).

По свидетельству современников и учеников, Сократ производил огромное впечатление силой своей «диалектики» — искусством вести мысль к познанию предмета через раскрытие противоречий в несовершенных понятиях о предмете,— иронией, неутомимостью в исследовании поставленных вопросов, искусством изобличения сбивчивых положений и мастерским расчленением вопросов.

Образ Сократа, нарисованный в диалогах Платона, есть образ идеального искателя истины.

Некоторые ученики Сократа, достигши философской зрелости, основали собственные школы (см. Сократические школы). Учение Сократа явилось одним из источников идеализма в античной философии и было развито учеником Сократа — Платоном (см. Платон).

Сократ принадлежит видная роль в развитии древнегреческих учений о воспитании. В этой области, так же как и в области философии, Сократ выступил одновременно как продолжатель софистики и как убеждённый её противник. Он отстаивал практическую цель воспитания и обучения. Хорошо обученный и воспитанный человек есть, по Сократу, человек, подготовленный к практической деятельности. Условием достижения такой подготовки Сократ считал самопознание, а также выявление и развитие данных от природы каждому человеку способностей к исследованию вопросов и понятий этики. Из практики воспитании и обучения должен быть исключён всякий догматизм. В связи с этим Сократ отказался от лекции как формы обучения, принятой у софистов, и заменил её беседой или спором.

В ходе беседы происходит выяснение несостоятельности догматически усвоенной точки зрения и наведение ума обучаемого на истинное понятие. Важной чертой сократовской педагогики было отрицание принуждения, насилия. Единственным средством обучения и воспитания Сократ признавал убеждение. С возникновением в 17 веке рационализма принципы сократовской дидактики получили развитие в рационалистических учениях этого времени, например в «Великой дидактике» чешского мыслителя Я. А. Коменского.

Содержание учения Сократа / Очерк истории греческой философии


  • Предыдущая статья
  • Содержание
  • Следующая статья

В противоположность физикам, Сократ хотел ограничиться этическими исследованиями; ибо они одни, по его мнению, имеют цену для человека, и лишь ими в состоянии овладеть познавательная способность человека; напротив, натурфилософские умозрения не только бесплодны, но и тщетны и даже дерзостны, как это показывают несогласия между их глашатаями и те очевидные нелепости, к которым они привели даже Анаксагора.

Не доверять, вместе со Шлейермахером, этому указанию, или, вместе с некоторыми новейшими исследователями, относить его к позднейшему периоду в жизни философа, мы не имеем основания, так как его подтверждает Аристотель и с ним согласуется все остальное поведение Сократа; тогда как карикатура в «Облаках» Аристофана ничего не может доказать. Средоточие Сократовой этики лежит, в соответствии с основным направлением её автора, в сведении добродетели к знанию.

По мнению Сократа, невозможно не только делать надлежащее, если не знаешь его, но и не делать его, если его знаешь. Ибо так как добро есть не что иное, как то, что полезно действующему, а всякий желает своего собственного блага, то, как полагает Сократ, немыслимо, чтобы кто-либо делал что-либо иное, чем то, что он считает благом: никто не может быть добровольно дурным.

Поэтому, чтобы сделать людей добродетельными, нужно только уяснить им, что есть добро; добродетель возникает через обучение, и все добродетели состоят в знании: храбр тот, кто знает, как нужно вести себя в опасности, благочестив тот, кто знает, что подобает в отношении богов, справедлив тот, кто знает, что подобает в отношении людей и так далее. Все добродетели, таким образом, сводятся на одну: на знание или мудрость. Для мудрости же предназначены все люди одинаково: все классы людей имеют одинаковую нравственную задачу и одинаковые нравственные задатки; и точно так же в этом отношении нет существенного различия между мужчинами и женщинами.

— Но что такое есть то добро, знание которого делает добродетельным, — определить это тем труднее для Сократа, что его этика лишена всякого антропологического или метафизического основания. Поэтому он, с одной стороны, объявляет, что справедливо то, что соответствует законам государства и неписанным законам богов; с другой стороны, однако, — и это есть более обычное и более последовательное у него — он пытается открыть основание нравственных законов в успехе соответствующих им действий, в их пользе для человека. Ибо хорошо, как он говорит, то, что полезно человеку; доброе и прекрасное суть, поэтому, относительные понятия: все хорошо и прекрасно для того, для чего оно полезно и пригодно.

Как на нечто безусловно полезное и прежде всего необходимое, Сократ, впрочем, указывает — не только у Платона — на заботу о душе и её совершенствовании; но его несистематическое трактование этических вопросов не позволяет ему строго проводить эту точку зрения; и потому этому более глубокому определению цели нередко противостоит, по крайней мере у Ксенофонта, эвдемонистическое выведение нравственных требований, обосновывающее эти требования нарушение для нашего внешнего блага.

Правда, содержание Сократовой морали, даже там, где её научное обоснование недостаточно, оказывается всегда чрезвычайно благородным и чистым. Чуждый всякого аскетизма, Сократ все же решительно настаивает на том, что человек должен с помощью непритязательности, умеренности и упражнения сделать себя независимым, что развитию духа следует придавать большую цену, чем всем внешним благам. Он требует справедливости и деятельного благожелательства в отношении других, восхваляет дружбу, решительно порицает злоупотребления любви к юношам; тогда как его понимание брака не возвышается над господствовавшим у греков представлением.

Он в полной мере признает значение государственной жизни; он считает обязанностью по мере сил участвовать в ней; он старается подготавливать государству дельных граждан и чиновников; он требует того безусловного повиновения законам, которое он сам подтвердил своей смертью. Но так как одно только знание делает способным к правильному поведению, то только за знающими дело специалистами он признает право на политическую деятельность, и их одних он хочет считать властителями; тогда как замещение должностей путём выборов или жребия он считает несообразным, а господство массы — гибельным.

С другой стороны, он свободно относится к греческому предубеждению против ремесла и промысла. Если ему приписывается (Цицероном, Tusc. V, 37, 108 и др. мест.) признание в духе космополитизма, то это конечно, неверно; принцип, что нельзя причинять зла и врагам, так как всякое (причинение зла) есть (несправедливое дело) приписывается ему Платоном, в противоположность свидетельству.

К существенным обязанностям Сократ причисляет обязанности в отношении богов, и вся его мораль тем менее может обойтись без этой опоры, что именно в силу своего ограничения этикой он лишён средств показать естественную необходимость той связи между действиями и их последствиями, которою он обосновывает нравственные законы, и что эти законы, поэтому, представляются ему в обычной форме «неписанными установлениями богов».

Но на простой вере не может успокоиться мыслитель, первый принцип которого есть все проверять; он должен отдать себе отчёт в основаниях веры; и, пытаясь сделать это, он, вопреки своему принципиальному уклонению от всякого чисто теоретического умозрения, почти против воли становится зачинателем того понимания природы и божества, которое до нынешнего дня оказывает определяющее влияние. Им руководит при этом та же мысль, что и в этике. Подобно тому, как человек правильно устраивает свою жизнь, если он относит все действия к своему высшему благу как к последней цели, — так Сократ рассматривает и весь мир с точки зрения его отношения к этой цели; он находит, что всё в нем, малейшее, как и величайшее, служит на пользу человека; и если в большинстве случаев он разъясняет это в духе внешней и ненаучной телеологии, то он не забывает указывать на духовные задатки и преимущества человека как на высшее из благ, дарованных ему природой.

Это устройство мира может проистекать только от мудрости и благости миротворящего разума, а последний мы можем искать лишь у богов. Под богами Сократ разумеет прежде всего богов своего народа; но у него, как и у великих поэтов 5-го века, множество богов сливается в единство, и он отличает от других божеств устроителя и властителя мирового целого, которого он мыслит по аналогии с человеческой душой, как присущий миру дух; но, конечно, враг всяких трансцендентных умозрений не осмеливался более подробно исследовать природу этого божества. Как душа заботится о своём теле, так божественное провидение заботится о мире и в особенности о человеке; особое доказательство этой заботы Сократ видит в разного рода пророчествах. В отношении почитания богов он устанавливает принцип, что всякий должен следовать обычаям своей страны; помимо того он учит, что дело не в величине жертвы, а в настроении жертвующего, и он воспрещает молить об определённых благах, так как боги сами лучше всего знают, что полезно для нас.

Он не сомневается в богоподобности человеческой души; с другой стороны, он не решается определённо утверждать её бессмертие.

Метод Сократа

Советы по обучению

30 августа 2021 г. 13:46

Фото автора Вангелис Арагианнис

Фото автора Вангелис Арагианнис

Метод Сократа часто используется для развития критического мышления. Он фокусируется на том, чтобы давать учащимся больше вопросов, чем ответов, и способствует изучению предметов. В идеале ответы на вопросы — это не точка остановки для размышлений, а начало дальнейшего анализа и исследований. Преподаватели должны подготовить вопросы перед занятием, чтобы представить их во время занятий со студентами. Преподаватели должны требовать от студентов подумать о том, как они рационализируют темы и реагируют на них, тем самым обучая их обработке информации. Кроме того, метод Сократа должен способствовать сотрудничеству и непредубежденности, а не спорам.

Краткие советы по использованию метода Сократа:

1. Учащиеся должны прийти в класс подготовленными к обсуждению.

Это означает, что им нужно будет приложить усилия, чтобы ознакомиться с материалом в достаточной степени, чтобы внести свой вклад. Вы можете помочь им подготовиться, выполнив предварительное задание.

2. При составлении вопросов для своего класса не забудьте позволить обсуждению вести материал. Ваши вопросы являются руководством, учебными моментами, которые вы хотели бы освоить во время занятий, но они не высечены на камне. Это даст вам гибкость, чтобы обеспечить среду обучения, ориентированную на студента.

3. Убедитесь, что ваши вопросы достаточно открыты, чтобы способствовать исследованию. Хорошие вопросы помогают учащимся исследовать разные точки зрения. Этот метод должен помочь учащимся получить перспективу и изучить различные точки зрения и точки зрения своих одноклассников. Каждый вопрос должен вести к обсуждению, а не к одному ответу. Возможно, потребуется подготовить дополнительные вопросы на случай, если возникнет необходимость в обсуждении.

4. Рационализировать! Работайте над идеями и разными ответами. Моменты, потраченные на рационализацию неверных теорий, часто дают больше знаний, чем просто констатация фактов. Вы руководите мыслительным процессом студентов, учите их думать о материале, а не просто учите их материалу.

5. Делайте заметки об обсуждении, чтобы использовать их для повторения или викторин/экзаменов. Обсуждение облегчит учащимся извлечение информации позже, потому что у них будут подсказки в памяти из того, что было сказано. Вы можете помочь им установить эти связи, просматривая вместе с ними заметки о том, что они обсуждали (или попросите учащихся действовать в качестве хранителей записей во время обсуждения, обмениваясь мнениями по каждому уроку).

6. Хорошим признаком того, что вы успешно применяете этот метод, является то, что учащиеся открыто участвуют в обсуждении, свободно задавая вопросы или идеи без подсказок, особенно если они допускают ошибки в своем понимании. Это признаки того, что вы создали безопасное место для открытого самовыражения.

Узнать больше:

Семинар Сократа: https://youtu.be/RBjZ-4MK1WE
Как провести сократический семинар в классе: https://www.teachingchannel.org/videos/bring-socratic-seminars-to-the-classroom
Для получения дополнительных советов посетите: https://www.unl.edu/gradstudies/current/news/asking-good-questions-socratic-method-classroom
Харрингтон, К. и Закрайсек, Т. (2017). Динамическое чтение лекций: стратегии, основанные на исследованиях, для повышения эффективности лекций. Стерлинг: В.А.: Издательство Stylus Publishing Company.

Коупленд, М. (2005). Сократические кружки: развитие критического и творческого мышления. Портленд, Миннесота: Stenhouse Publishers, с. 7.
Тредуэй, Л. (1995). «Сократовские семинары: вовлечение студентов в интеллектуальный дискурс». Образовательное лидерство. 53 (1).

Адаптировано из материалов, представленных:

Кимберли А. Уайтер, MS, MLS(ASCP) CM
Директор факультета развития и межпрофессионального образования
Доцент Колледжа медицинских наук Джефферсона
Инструктор, Медицинская школа Технологического института Вирджинии Карилион

УЧЕНИЯ СОКРАТА, ЦИТАТЫ СОКРАТА.

Три принципа Сократа, метод Сократа, знаменитые высказывания Сократа

 

Известные высказывания

по Сократ ▪ 3 принципа Сократа ▪ Метод Сократа

 
 

Цитаты Сократа

 
 

Самосовершенствование

 

Мы не можем жить лучше, чем в стремлении к стать лучше .

Сократ

 

Неисследованный жизнь не стоит того, чтобы жить.


Познай самого себя. >>>


Чтобы найти себя, подумайте сами . >>>


Не благодари тех верных, которые восхваляют все твои слова и дела; но тех, кто любезно порицает твои недостатки.


Я знаю, ты мне не поверишь, но высшая форма Человека Совершенство это к задавать вопросы себе и другим.

 

Великий мыслитель

Разбуди свой гений

Самосознание

Открой свое истинное Я

Духовный рост

Лидер мнений

 

Удивительный мыслитель 360

электронная книга

PowerPoint

 

Будь таким, каким хочешь казаться. >>>


Чтобы завоевать хорошую репутацию, нужно стараться быть тем, кем вы являетесь. желание появиться.


Во всех смыслах выйти замуж; если у тебя будет хорошая жена, ты становиться счастливый; если вы получите плохой, ты станешь философом. >>>


Остерегайтесь бесплодия занятой жизни. >>>


Секрет счастья не найти стремясь к большему, но развивая способность наслаждаться меньшим. >>>


Тот, кто не доволен тем, что имеет, не будет довольствоваться тем, что он хотел бы иметь.


Довольство — это естественное богатство, роскошь — это искусственная бедность.


Вы должны есть, чтобы жить; не жить, чтобы есть.


Честный человек всегда ребенок.


Относитесь к своему доброму имени как к самой богатой драгоценности, которой вы можете быть. обладание кредитом подобно огню; когда однажды вы зажгли его вы можете легко сохранить, но если вы однажды погасите его, вы возродить его снова будет трудной задачей. Способ получить хорошая репутация заключается в стремлении быть тем, кем вы хотите казаться.

 

Личный успех

Саморазвитие

Программа личного развития

Личный прорыв

Прорыв Успех

Будь любящим творцом

Будь отличным телом

Жизненные советы

7 даров жизни

Симфония жизни

Прекрасная жизнь

Осмеливаются жить!

Ваша жизненная миссия

Законы взаимности

Парадоксальные правила

Великий день

 

для учителей

Личный успех 360

 

Знание, Обучение

 

Образование – это возгорание пламени, не наполнение сосуда.

Сократ

 

единственная правда мудрость в знании тебя ничего не знаю. >>>


Я не могу научить кого-либо чему-либо. Я могу только сделать их думать.


Удивление есть начало мудрости. >>>


Единственное хорошее знание и единственное зло — это невежество. >>>


Каждый действие имеет свои удовольствия и свою цену.


Я решил, что это не мудрость, которая позволила поэтам писать свои поэзия, а своего рода инстинкт или вдохновение, например вы найдете в провидцах и пророках, которые передают все свои возвышенные сообщения, даже не зная, что они означают.

 

Удивительный мыслитель

Мышление

Лидер мнений

Целостное мышление

Холистическое и аналитическое мышление

Мыслитель прорыва

Восточная и западная философии

Цитаты Конфуция

 

для учителей

Удивительный мыслитель

 

 

Три принципа Сократа

 

Описаны три принципа Ниже приведены основы всех учений Сократа. Сократ выступал за самопонимание и чувствовал это так сильно, что он считал это более важным, чем любое другое занятие в жизнь . Эти принципы Сократ считал наиболее важными. важные цели философии.

1. Откройте для себя и Преследуйте цель своей жизни

Стремиться к обнаружить кто ты, что такое ваша жизненная миссия и кем вы пытаетесь стать. Это необходимо вести ответственно и бодро жизнь. Если ты не пытаешься понять, кто ты и что ты верьте, тогда вы довольны тем, что просто существуете, и что точка в этом? В чем ценность вашего существования? >>>

«Нанять ваше время в улучшать себя чужими писаниями, чтобы вы легко добьетесь того, ради чего тяжело трудились другие».

2. Уход за твоя душа

Самая главная задача в жизни забота о своей душе. Твоя душа — это настоящий человек, которого ты действительно есть. Это центр вашего характер и что делает ты кто ты есть. Это основа вашего мысли, чувства, ценности и решения

.

Самая важная задача, которая перед вами стоит реализовать свой потенциал как личности, кто вы есть. Штат твоя душа делает тебя либо глупым, либо мудрым. Так же, как тело, душа должна быть здоровой. Нездоровая душа это не знает истинных приоритетов в жизни. Вы можете сохранить свою душу здоровым самоанализом и избавление от невежества.

«Богаче всех тот, кто довольствуется наименьшим, ибо довольство есть богатство природы»

3. Будь хорошим человеком и вам не причинят вреда внешние силы

Если у тебя на душе хорошо, то внешние силы не могут не причинить вам вреда. Если самое главное часть вас — это ваша душа, а душа не физическая, а внутренняя тогда он не может быть поврежден. Тело может быть повреждено другим человека, но душа не может, если вы не позволите себе стать восприимчивы к другим. Постоянно ищите мудрости путем практики самооценки, если вы хотите освободить душу от внешнего зла.

«Зависть — это язва души.»  

 

Сократовский метод

 

Сократовский метод является основным вклад в Западная философия . Сократ применил свою диалектический метод исследования в основном к изучению ключевых нравственные понятия, такие как Добро и Справедливость.

Сократ считается отец политической философии, этики или моральной философии, и как подставное лицо всех центральных тем в Западная философия.

Сократ также разработал эффективный подход к решение проблем. Он разбивал проблему на ряд вопросов, ответы на которые постепенно перегоняют ответ, который человек хотел бы искать. Влияние этого подхода сильно ощущается сегодня в использование некоторых научных методов, а также в бизнесе приложения, такие как 5-Почему техника… Еще

Сократ (469 г. до н.э. 399 г. до н.э.) был классическим греческим афинский философ. Считается одним из основателей западная философия, он загадочная фигура, известная в основном благодаря трудам своих учеников Платон и Ксенофонта и пьесы его современника Аристофана. Часто называют одним из самых мудрых людей, которые когда-либо жили, Сократ стремился использовать философия как способ узнать, как мы должны жить, если хотим быть по-настоящему состоявшихся и успешных людей.

я обменял бы все свои технологии на вечер с Сократом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *