Сократ — Краткий словарь по эстетике
СОКРАТ (469 — 399 до н.э.) — древнегреческий философ-идеалист. Выступил в Афинах с устным изложением своего учения и объединил вокруг себя многочисленную группу учеников, часть которых (Алкивиад, Критий и др.) была враждебно настроена к политическому укладу афинской демократии. Высказывания Сократа и его учеников, направленные против выборности государственно-важных должностей, и общий критический дух учения Сократа, отвергавшего многие общепризнанные воззрения, как необоснованные и внутренне-противоречивые, сделали проповеди Сократа опасными в глазах демократических правителей Афин.
Сократ был привлечён к суду по обвинению в совращении молодёжи, неуважении к старо-отеческой религии и приговорён к смертной казни. И умер, выпив кубок яда.
Сократа не оставил никаких литературных произведений. Сведения об учении Сократа оставили его современники — Ксенофонт, Платон и позднее Аристотель.
Сократ был одновременно и завершителем софистики (см.
Сократ считал, что философия должна быть учением о том, как следует жить, а жизнь есть искусство, для совершенства в котором необходимо знание. Знание Сократ определял как усмотрение общего для целого ряда вещей или их признаков. Знание выражается в понятии о предмете и есть определение предмета, основывающееся не только па усмотрении общности, по также и па усмотрении различия между предметами.
Сократ считал, что предметом познания может быть только то, что осуществляется целесообразной деятельностью человека и подлежит его власти. Наиболее подвластна человеку деятельность его души. Поэтому главной задачей познания Сократ провозгласил самопознание, толкуя в этом смысле формулу дельфийского оракула: «Познай самого себя».
Сократ утверждал, что никто не может ни заблуждаться, ни дурно поступать по доброй воле: кто знает истинную цель, тот не может не следовать ей.
Основными добродетелями Сократ считал:
- умеренность (знание того, как обуздывать страсти),
- храбрость (знание того, как преодолевать опасности),
- справедливость (знание того, как соблюдать божественные и человеческие законы).
По свидетельству современников и учеников, Сократ производил огромное впечатление силой своей «диалектики» — искусством вести мысль к познанию предмета через раскрытие противоречий в несовершенных понятиях о предмете,— иронией, неутомимостью в исследовании поставленных вопросов, искусством изобличения сбивчивых положений и мастерским расчленением вопросов.
Образ Сократа, нарисованный в диалогах Платона, есть образ идеального искателя истины.
Некоторые ученики Сократа, достигши философской зрелости, основали собственные школы (см. Сократические школы). Учение Сократа явилось одним из источников идеализма в античной философии и было развито учеником Сократа — Платоном (см. Платон).
Сократ принадлежит видная роль в развитии древнегреческих учений о воспитании. В этой области, так же как и в области философии, Сократ выступил одновременно как продолжатель софистики и как убеждённый её противник. Он отстаивал практическую цель воспитания и обучения. Хорошо обученный и воспитанный человек есть, по Сократу, человек, подготовленный к практической деятельности. Условием достижения такой подготовки Сократ считал самопознание, а также выявление и развитие данных от природы каждому человеку способностей к исследованию вопросов и понятий этики. Из практики воспитании и обучения должен быть исключён всякий догматизм. В связи с этим Сократ отказался от лекции как формы обучения, принятой у софистов, и заменил её беседой или спором.
Содержание учения Сократа / Очерк истории греческой философии
- Предыдущая статья
- Содержание
- Следующая статья
В противоположность физикам, Сократ хотел ограничиться этическими исследованиями; ибо они одни, по его мнению, имеют цену для человека, и лишь ими в состоянии овладеть познавательная способность человека; напротив, натурфилософские умозрения не только бесплодны, но и тщетны и даже дерзостны, как это показывают несогласия между их глашатаями и те очевидные нелепости, к которым они привели даже Анаксагора.
Не доверять, вместе со Шлейермахером, этому указанию, или, вместе с некоторыми новейшими исследователями, относить его к позднейшему периоду в жизни философа, мы не имеем основания, так как его подтверждает Аристотель и с ним согласуется все остальное поведение Сократа; тогда как карикатура в «Облаках» Аристофана ничего не может доказать. Средоточие Сократовой этики лежит, в соответствии с основным направлением её автора, в сведении добродетели к знанию.
По мнению Сократа, невозможно не только делать надлежащее, если не знаешь его, но и не делать его, если его знаешь. Ибо так как добро есть не что иное, как то, что полезно действующему, а всякий желает своего собственного блага, то, как полагает Сократ, немыслимо, чтобы кто-либо делал что-либо иное, чем то, что он считает благом: никто не может быть добровольно дурным.
Поэтому, чтобы сделать людей добродетельными, нужно только уяснить им, что есть добро; добродетель возникает через обучение, и все добродетели состоят в знании: храбр тот, кто знает, как нужно вести себя в опасности, благочестив тот, кто знает, что подобает в отношении богов, справедлив тот, кто знает, что подобает в отношении людей и так далее.
Все добродетели, таким образом, сводятся на одну: на знание или мудрость. Для мудрости же предназначены все люди одинаково: все классы людей имеют одинаковую нравственную задачу и одинаковые нравственные задатки; и точно так же в этом отношении нет существенного различия между мужчинами и женщинами.
— Но что такое есть то добро, знание которого делает добродетельным, — определить это тем труднее для Сократа, что его этика лишена всякого антропологического или метафизического основания. Поэтому он, с одной стороны, объявляет, что справедливо то, что соответствует законам государства и неписанным законам богов; с другой стороны, однако, — и это есть более обычное и более последовательное у него — он пытается открыть основание нравственных законов в успехе соответствующих им действий, в их пользе для человека. Ибо хорошо, как он говорит, то, что полезно человеку; доброе и прекрасное суть, поэтому, относительные понятия: все хорошо и прекрасно для того, для чего оно полезно и пригодно.
Как на нечто безусловно полезное и прежде всего необходимое, Сократ, впрочем, указывает — не только у Платона — на заботу о душе и её совершенствовании; но его несистематическое трактование этических вопросов не позволяет ему строго проводить эту точку зрения; и потому этому более глубокому определению цели нередко противостоит, по крайней мере у Ксенофонта, эвдемонистическое выведение нравственных требований, обосновывающее эти требования нарушение для нашего внешнего блага.
Правда, содержание Сократовой морали, даже там, где её научное обоснование недостаточно, оказывается всегда чрезвычайно благородным и чистым. Чуждый всякого аскетизма, Сократ все же решительно настаивает на том, что человек должен с помощью непритязательности, умеренности и упражнения сделать себя независимым, что развитию духа следует придавать большую цену, чем всем внешним благам. Он требует справедливости и деятельного благожелательства в отношении других, восхваляет дружбу, решительно порицает злоупотребления любви к юношам; тогда как его понимание брака не возвышается над господствовавшим у греков представлением.
Он в полной мере признает значение государственной жизни; он считает обязанностью по мере сил участвовать в ней; он старается подготавливать государству дельных граждан и чиновников; он требует того безусловного повиновения законам, которое он сам подтвердил своей смертью. Но так как одно только знание делает способным к правильному поведению, то только за знающими дело специалистами он признает право на политическую деятельность, и их одних он хочет считать властителями; тогда как замещение должностей путём выборов или жребия он считает несообразным, а господство массы — гибельным.
С другой стороны, он свободно относится к греческому предубеждению против ремесла и промысла. Если ему приписывается (Цицероном, Tusc. V, 37, 108 и др. мест.) признание в духе космополитизма, то это конечно, неверно; принцип, что нельзя причинять зла и врагам, так как всякое (причинение зла) есть (несправедливое дело) приписывается ему Платоном, в противоположность свидетельству.
К существенным обязанностям Сократ причисляет обязанности в отношении богов, и вся его мораль тем менее может обойтись без этой опоры, что именно в силу своего ограничения этикой он лишён средств показать естественную необходимость той связи между действиями и их последствиями, которою он обосновывает нравственные законы, и что эти законы, поэтому, представляются ему в обычной форме «неписанными установлениями богов».
Но на простой вере не может успокоиться мыслитель, первый принцип которого есть все проверять; он должен отдать себе отчёт в основаниях веры; и, пытаясь сделать это, он, вопреки своему принципиальному уклонению от всякого чисто теоретического умозрения, почти против воли становится зачинателем того понимания природы и божества, которое до нынешнего дня оказывает определяющее влияние. Им руководит при этом та же мысль, что и в этике. Подобно тому, как человек правильно устраивает свою жизнь, если он относит все действия к своему высшему благу как к последней цели, — так Сократ рассматривает и весь мир с точки зрения его отношения к этой цели; он находит, что всё в нем, малейшее, как и величайшее, служит на пользу человека; и если в большинстве случаев он разъясняет это в духе внешней и ненаучной телеологии, то он не забывает указывать на духовные задатки и преимущества человека как на высшее из благ, дарованных ему природой.
Это устройство мира может проистекать только от мудрости и благости миротворящего разума, а последний мы можем искать лишь у богов.
Под богами Сократ разумеет прежде всего богов своего народа; но у него, как и у великих поэтов 5-го века, множество богов сливается в единство, и он отличает от других божеств устроителя и властителя мирового целого, которого он мыслит по аналогии с человеческой душой, как присущий миру дух; но, конечно, враг всяких трансцендентных умозрений не осмеливался более подробно исследовать природу этого божества. Как душа заботится о своём теле, так божественное провидение заботится о мире и в особенности о человеке; особое доказательство этой заботы Сократ видит в разного рода пророчествах. В отношении почитания богов он устанавливает принцип, что всякий должен следовать обычаям своей страны; помимо того он учит, что дело не в величине жертвы, а в настроении жертвующего, и он воспрещает молить об определённых благах, так как боги сами лучше всего знают, что полезно для нас.
Он не сомневается в богоподобности человеческой души; с другой стороны, он не решается определённо утверждать её бессмертие.
Метод Сократа
Советы по обучению
30 августа 2021 г. 13:46
Фото автора Вангелис Арагианнис
Фото автора Вангелис Арагианнис
Метод Сократа часто используется для развития критического мышления. Он фокусируется на том, чтобы давать учащимся больше вопросов, чем ответов, и способствует изучению предметов. В идеале ответы на вопросы — это не точка остановки для размышлений, а начало дальнейшего анализа и исследований. Преподаватели должны подготовить вопросы перед занятием, чтобы представить их во время занятий со студентами. Преподаватели должны требовать от студентов подумать о том, как они рационализируют темы и реагируют на них, тем самым обучая их обработке информации. Кроме того, метод Сократа должен способствовать сотрудничеству и непредубежденности, а не спорам.
Краткие советы по использованию метода Сократа:
1. Учащиеся должны прийти в класс подготовленными к обсуждению.
2. При составлении вопросов для своего класса не забудьте позволить обсуждению вести материал. Ваши вопросы являются руководством, учебными моментами, которые вы хотели бы освоить во время занятий, но они не высечены на камне. Это даст вам гибкость, чтобы обеспечить среду обучения, ориентированную на студента.
3. Убедитесь, что ваши вопросы достаточно открыты, чтобы способствовать исследованию. Хорошие вопросы помогают учащимся исследовать разные точки зрения. Этот метод должен помочь учащимся получить перспективу и изучить различные точки зрения и точки зрения своих одноклассников. Каждый вопрос должен вести к обсуждению, а не к одному ответу. Возможно, потребуется подготовить дополнительные вопросы на случай, если возникнет необходимость в обсуждении.
4.
Рационализировать! Работайте над идеями и разными ответами. Моменты, потраченные на рационализацию неверных теорий, часто дают больше знаний, чем просто констатация фактов. Вы руководите мыслительным процессом студентов, учите их думать о материале, а не просто учите их материалу.
5. Делайте заметки об обсуждении, чтобы использовать их для повторения или викторин/экзаменов. Обсуждение облегчит учащимся извлечение информации позже, потому что у них будут подсказки в памяти из того, что было сказано. Вы можете помочь им установить эти связи, просматривая вместе с ними заметки о том, что они обсуждали (или попросите учащихся действовать в качестве хранителей записей во время обсуждения, обмениваясь мнениями по каждому уроку).
6. Хорошим признаком того, что вы успешно применяете этот метод, является то, что учащиеся открыто участвуют в обсуждении, свободно задавая вопросы или идеи без подсказок, особенно если они допускают ошибки в своем понимании. Это признаки того, что вы создали безопасное место для открытого самовыражения.
Узнать больше:
Семинар Сократа: https://youtu.be/RBjZ-4MK1WE
Как провести сократический семинар в классе: https://www.teachingchannel.org/videos/bring-socratic-seminars-to-the-classroom
Для получения дополнительных советов посетите: https://www.unl.edu/gradstudies/current/news/asking-good-questions-socratic-method-classroom
Харрингтон, К. и Закрайсек, Т. (2017). Динамическое чтение лекций: стратегии, основанные на исследованиях, для повышения эффективности лекций. Стерлинг: В.А.: Издательство Stylus Publishing Company.
Тредуэй, Л. (1995). «Сократовские семинары: вовлечение студентов в интеллектуальный дискурс». Образовательное лидерство. 53 (1).
Адаптировано из материалов, представленных:
Кимберли А. Уайтер, MS, MLS(ASCP) CM
Директор факультета развития и межпрофессионального образования
Доцент Колледжа медицинских наук Джефферсона
Инструктор, Медицинская школа Технологического института Вирджинии Карилион
|

Три принципа Сократа, метод Сократа, знаменитые высказывания Сократа
>>>

Сократ
выступал за самопонимание и чувствовал это так сильно, что
он считал это более важным, чем любое другое занятие в жизнь .
Эти принципы Сократ считал наиболее важными.
важные цели философии.
Это центр вашего
характер и что делает
ты кто ты есть. Это основа вашего
мысли, чувства,
ценности и решения
Постоянно ищите
мудрости путем практики самооценки, если вы хотите
освободить душу от внешнего зла.
Влияние этого подхода сильно ощущается сегодня в
использование некоторых научных методов, а также в бизнесе
приложения, такие как 5-Почему техника… Еще