21.Учение Платона и Аристотеля об обществе и государстве.
Платон
Государство возникает потому, что человек как индивид не может обеспечить удовлетворение своих главных потребностей. Он строит теорию идеального государства, которое в большей или меньшей степени являлось бы логическим следствием его системы объективного идеализма. Идеальное государство возникает как общество трех социальных групп: правители (философы), стратеги (воины) и производители (земледельцы и ремесленники). У философов преобладает разумная часть души, у воинов — воля и благородная страсть, у производителей — чувственность и влечения, которые должны быть управляемыми, умеренными. Мудрость является добродетелью правителей и философов, храбрость — добродетель воинов, а умеренность — добродетель народа. Четвертая добродетель — справедливость — не относится к отдельным сословиям.
Платон классифицирует существующие государственные формы на две большие группы: приемлемые государственные формы и регрессивные — упадочные

К упадочным он относит тимократию (власть нескольких личностей, основанная на военной силе). Существенно ниже тимократии стоит олигархия (власть нескольких личностей, опирающаяся на торговлю, ростовщичество, тесно связанные с чувственной частью души).
Платон подчеркивает значение набожности и почитание богов.
Надо разделить общество на три слоя: мудрецы — правление, стражники — защита государства, ремесленники, обслуживающие первых и вторых (низшие).
Можно переходить из одного слоя в другой — тест, испытание. Хотя в целом слои достаточно сильно разграничены. Евгеника — браки только со своими. Коммунистическое распределение женщин и мужчин. Моногамия — все женщины слоя принадлежат всем мужчинам этого слоя
. Все система подчинена интересам государства.
Аристотель
Аристотель подверг критике учение Платона о совершенном государстве, и предпочитал говорить о таком политическом устройстве, которое может иметь у себя большинство государств. Он считал, что предлагаемая Платоном общность имущества, жён и детей приведёт к уничтожению государства
Основным
в его социальных взглядах была характеристика
человека как общественного существа. Жизнь
в государстве является естественной
сущностью человека. Государство он
понимает как развитое сообщество общин,
а общину — как развитую семью. Рабовладение
Аристотель считает естественным
состоянием организации общества. Общество
свободных людей состоит, по Аристотелю,
из трех основных классов граждан:
богатые, крайне бедные и средний класс.
Для благополучного состояния государства
особую важность представляют средние
слои. В их численном увеличении Аристотель
видит спасение рабовладельческого
порядка.
Сущность государства он видит в политическом сообществе людей, которые соединились для достижения определенного блага. Аристотель различает три хорошие и три дурные формы государства, последние возникают как деформация хороших.
Хорошими он считает монархию, аристократию и политею.
Плохими — тиранию, олигархию и демократию.
Основными
задачами государства Аристотель считает
предотвращение чрезмерного накопления
имущества граждан, чрезмерного роста
политической власти личности и удержание
рабов в повиновении.
Он отвергает «идеальное государство» Платона. Идеальным он считает такое государство, которое обеспечивает максимально возможную меру счастливой жизни для наибольшего числа рабовладельцев. Рабов и свободную бедноту он считает политически бесправными. Остальные свободные (состоятельные) граждане обязаны принимать участие в делах государства. Идеал государства, по Аристотелю, — общество, которое опирается на частную собственность: на орудия труда, земли и рабов.
Наилучшее
государство — это такое общество, которое достигается
через посредство среднего элемента (то
есть «среднего» элемента между
рабовладельцами и рабами), и те государства
имеют наилучший строй, где средний
элемент представлен в большем числе,
где он имеет большее значение сравнительно
с обоими крайними элементами. Аристотель
отмечал, что, когда в государстве много
лиц лишено политических прав, когда в
нём много бедняков, тогда в таком
государстве неизбежно бывают враждебно
настроенные элементы.
Основным общим правилом, по идее Аристотеля, должно служить следующее: ни одному гражданину не следует давать возможности чрезмерно увеличивать свою политическую силу сверх надлежащей меры.
Античные философы об обществе и человеке. Ч. 2 11 класс онлайн-подготовка на Ростелеком Лицей
Суть учения Платона об обществе и человеке
Крупнейшими представителями классического периода древнегреческой философии считаются Платон (см. рис. 1) и его ученик Аристотель. В их учениях много схожих моментов, хотя традиционно они считаются основателями двух противоборствующих линий мировой философии.
В основе философии Платона лежит учение об идеях, т. е. своеобразных образцах чувственных вещей, которые существуют независимо от нашего познания и воли и поэтому является подлинно объективными.
Рис. 1. Статуя Платона (Источник)
Предметы нашего мира подвержены постоянным изменениям, они то возникают, то исчезают, но, в отличие от идей, не гарантируют нам никакой достоверности.
Каким же образом, находясь в пределах нашего чувственного изменчивого мира, человек может получать знания об идеях? Ответ на этот вопрос Платон перенимает у своего учителя Сократа. Он говорит о так называемом анамнезисе, или припоминании, благодаря которому душа, находящаяся в своем несовершенной телесной оболочке, как бы вспоминает свое бытие в царстве идей и таким образом получает доступ к достоверному знанию.
Платон часто говорит о сложном устройстве души, в которой, с одной стороны, присутствует разум, а с другой – воля и вожделение. Борьба между этими началами представляется Платоном в образе души как колесницы, запряженной двумя лошадьми. Очевидно, что подлинное благо достижимо в том случае, если будет найден своеобразный баланс между разумным, волевым и вожделеющим началом. Обнаружение этого баланса обозначается Платоном при помощи термина «справедливость», т. е. равномерного устроения всех способностей души под предводительством разума.
Социальное устройство государства, по мнению Платона
Свое представление об устройстве души Платон распространяет и на социальное устройство в целом. В знаменитом диалоге «Государство» он создает модель идеального государства (идеальное оно не потому, что оно лучшее из возможных, а потому что устроено в соответствии с необходимостью изучать эти идеи, образцы чувственных вещей). В государстве Платона, неизбежно являющемся утопическим, у власти оказываются философы, т. е. те, кто, согласно мысли Платона, имеет достоверный доступ к идее. Кроме философов, Платон в этом государстве выделяет сословие воинов (стражников), а также сословие земледельцев.
Каждая из этих частей воплощает одну из частей душевного устройства. Разум в случае философов, волю в лице воинов и вожделение в лице земледельцев.
У Платона государство рассматривается не как синоним той или иной прослойки граждан, находящихся у власти, а как совокупное устройство всех граждан государства в целом. Соответственно, Платона можно считать родоначальником представления государства как гражданского союза, объединения всех, кто имеет отношение к политической форме бытия.
Часто критикуется представление Платона о том, что руководители государства должны жить в коммуне, будучи лишенными собственности и, тем самым, не имея корыстных интересов. Представление Платона о необходимости отказа от собственности для правителей связано с тем, что его идеал государства носит аристократический характер. У власти находятся лучшие граждане, которые являются образцом не только интеллектуальным, но и нравственным.
Платон предлагает лестницу форм государственного устройства, которая движется от аристократии, находящейся на самой вершине, к таким недостойным формам государственной жизни, как демократия (т. е. власть большинства), охлократия (т. е. власть толпы), тирания (т. е. власть одного лица, которое не учитывает позицию остальных граждан).
Законы Платона
В своем позднем сочинении «Законы» Платон дает модель государственного устройства, отличающуюся от той, которая представлена в его сочинении «Государство».
Здесь, в «Законах», граждане делятся на 4 класса, в зависимости от имущественного ценза. Допускается личная собственность, и в целом все описание общественного устройства выглядит более либерально, чем в диалоге «Государство».
Развитие взглядов Платона на государство так, как оно представлено в разных его работах, представляет собой важную дискуссионную проблему истории и философии вплоть до настоящего времени.
Суть учения Аристотеля об обществе и человеке
Если говорить о воззрениях Аристотеля (см. рис. 2), то при всех различиях с Платоном их этические взгляды во многом пересекаются.
Для Аристотеля центральным является вопрос о добродетели. Однако добродетель он понимает как процесс обнаружения середины между двумя крайностями (например, между безрассудным мужеством и полной трусостью; или бесконечными неумеренными тратами и крайней скупостью).
Рис. 2. Статуя Аристотеля (Источник)
Единственным исключением из этого процесса обнаружения добродетели между двумя крайностями является справедливость.
Справедливость, с точки зрения Аристотеля, возникает в процессе взаимодействия между людьми. Для Аристотеля этика, как и другие разделы философии, имеет прагматический (
Социальное устройство государства, по мнению Аристотеля
Этим и определяются особенности его классификации форм государственного устройства. Аристотель разделяет желательные и нежелательные, благие и неблагие формы государственного устройства. Но к числу нежелательных форм относит те, в которых подвергается искажению практика государственного управления.
Правильными формами государственного устройства Аристотель считает:
- монархию,
- аристократию,
- демократию.
Неправильными, с его точки зрения, считаются:
- охлократия,
- олигархия,
- тирания.
Основной критерий различия связан с тем, что в случае неправильных форм те, кто находятся у власти думают прежде всего о собственном благе или о благе той группы, которую они представляют. В то время как правильные формы связаны с тем, что правители ставят на первое место заботу об обществе.
Наилучшей формой государственного устройства, по Аристотелю, является «полития», т. е. умеренная форма демократии. Для Аристотеля важно искать не столько идеальное государство, сколько наилучшее из возможных. Таким Аристотелю представлялось Афинское государство – так называется одно из его сочинений: «Афинская полития», т. е. Афинский полис.
Сходства и различия между философскими системами Платона и Аристотеля
Следует сказать о том, что при всех различиях, существующих между философскими системами Платона и Аристотеля, их объединяет один важный посыл, а именно представление о том, что все человеческое существование пронизано рациональностью (рационально постижимо, т.
«Поэтика» Аристотеля
Важной частью работ Аристотеля является его теория художественного творчества, изложенная им в трактате под названием «Поэтика». В этой работе Аристотель говорит о том, что искусство связано с подражанием, но эта подражающая деятельность не является точным копированием или точным воспроизведением действительности, чем занимается история.
С точки зрения Аристотеля, искусство должно вести к осветлению и облагораживанию души человека (этот эффект он называет катарсисом – «очищением»).
Именно Аристотель сформулировал классические для драматургии последующих столетий идеи о необходимости единства места, времени и действия, а также дал очерк основных типов характера.
Однако если для Платона это означает выход за рамки конкретных эмпирических условий существования и даже пренебрежения ими, то для Аристотеля – необходимость преобразовательной работы, связанную с конкретными жизненными условиями, работой, вызванной возможностями и необходимостью менять эти условия.
Стоики и эпикурейцы
К числу влиятельных школ античности причисляют также стоиков и эпикурейцев.
Стоическая школа вошла в историю философии благодаря тому, что в ней впервые оформилось разделение предметов философского исследования на логику, т. е. учение о закономерностях человеческого мышления, физику, т. е. учение о природе, и этику, т. е. учение о добродетели.
Влияние стоической философии связано в основном с этикой, поэтому именно стоики сформулировали представление о том, что человек может достигнуть счастья, только находясь в значительной степени независимым от аффектов, т. е. своих чувственных влечений и пристрастий.
С точки зрения стоиков, внешние блага никогда не могут полностью удовлетворить человека. Важным является правильно сформировать внутреннее отношение к происходящему. Известно знаменитое изречение Сенеки: «Покорного судьба ведет, а непокорного – тащит». Взгляды стоической школы разделяли разные люди: от вольноотпущенного раба Эпиктета до римского императора Марка Аврелия.
Еще одной известной школой греческой философии было эпикурейство, провозглашавшее главным принципом человеческой жизни удовольствие. Но удовольствие не чувственное, а духовное, удовольствие, извлекаемое из сознательной способности ограничиваться малым.
И стоики, и эпикурейцы сформулировали такие этические программы, влияние которых на дальнейшую философию хорошо ощущается вплоть до нашего времени. Во многом их взгляды стали составной частью христианского вероучения, как оно распространялось в Западной Европе после возникновения христианства.
Список литературы
- Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Лазебникова А.Ю. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю. Обществознание, 11 класс. – АО «Издательство «Просвещение», 2016.
- Никитин А.Ф., Грибанова Г.И., Мартьянов Д.С. Обществознание, 11 класс. – ООО «ДРОФА», 2018.
- Гаман-Голушина О.В., Ковлер А.И., Пономарева Е.Г. и др.; под общ. ред. Тишкова В.А. Обществознание, 11 класс.
– 2019.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
- Интернет-портал «rushist.com» (Источник)
- Интернет-портал «barucaba.livejournal.com» (Источник)
- Интернет-портал «philologos.narod.ru» (Источник)
Домашнее задание
Подумайте и объясните фразу: «Свобода – это величайший плод ограничения желаний свободы». Запишите свое объяснение в 5-10 предложениях.
Жизнь, Учения и Политические Идеи
РЕКЛАМА:
Сократ: Жизнь, Учения и Политические Идеи!
Жизнь и учение Сократа : Сократ был самым знаменитым философом и интеллектуальным гигантом доплатоновской Греции. Он увидел свет этого мира в 469 г. до н.э. и покинул этот бренный мир в 399 г. до н.э. Его философские, политические и юридические мысли принесли ему большую известность. Даже Карл Маркс высоко отзывался о нем. Он происходил из семьи афинских скульпторов или каменщиков.
Поскольку его отец был скульптором, он посвятил себя ремеслу. Но в более позднем возрасте он серьезно занимался философией. Его увлечение философией, говорят историки, не было внезапным. Сократ сначала со всей серьезностью занимался физическими науками, и это не могло удовлетворить его тягу к знаниям, потому что физические науки, по его мнению, содержали только механическое объяснение о материи и явлениях.
Он страстно желал проникнуть в глубины всего, и это стремление привело его к изучению философии. Он обнаружил, что физические науки, по словам Баркера, давали только механическое объяснение того, как были созданы вещи, а то, что он хотел, было телеологическим объяснением, показывающим, почему они существуют и каков их смысл существования.
Сократ провел всю свою жизнь в изучении философских и политических проблем и связанных с ними вопросов.
Он обсуждал эти проблемы с простыми членами общества и пытался убедить их во внутреннем значении различных социальных и философских вопросов. Сократ был прежде всего философом. Но в то же время он проявлял живой интерес к делам государства, политики и права.
Он был человеком большой храбрости и никогда не колебался бросить вызов приказу тиранического правителя. Тогдашние правители Афин сочли его уроки вредными, и ему запретили дальнейшую проповедь, а его уроки запретили.
Сократ был против получения денежного вознаграждения за уроки. Мы знаем, что эту систему ввели софисты. Он считал, что брать плату за уроки равносильно проституции. Это указывает на то, насколько самоотверженным человеком был Сократ. Сократ неукоснительно придерживался этого принципа, несмотря на то, что его семья находилась в большом финансовом кризисе.
РЕКЛАМА:
Сократ был строго наказан за проповедь и отстаивание прогрессивных идей. Его обвинили в «развращении молодежи» и нечестии. Обвинение против него гласило: «Сократ виновен в отказе признать богов, признанных государством, и во введении других, новых божеств. Он также виновен в развращении молодежи. Казнь требовала его смерти. Афинский суд из 501 судьи большинством в 80 голосов приговорил его к смертной казни».
Как и у многих других греческих философов, взгляды Сократа не представлены в письменной форме. Он разговаривал со своими учениками, друзьями и противниками. Которые впоследствии были отмечены ими в виде заметок? Лучшими источниками идей Сократа являются Платон, Ксенофонт и Аристотель.
Политические идеи Сократа :Сократ в своем анализе политических и философских проблем и вопросов применил метод диалектики, и в этом отношении он отошел от софистов, которые систематизировали различные темы. а потом их обсуждали.
Сократ, с другой стороны, принял метод вопрос-ответ. Само собой разумеется, его ученик Платон также следовал за ним.
РЕКЛАМА:
По мнению Сократа, этика и политика тесно связаны друг с другом. Без политики этика не имеет ценности, а без этики политика становится вредной. «Высшей из всех добродетелей является политическое искусство, которое включает в себя управление государством и делает людей хорошими политиками и государственными деятелями».
Примерно такое же мнение высказал Аристотель. Другими словами, Сократ считал, что цель политики не в том, чтобы захватить власть, и не в том, чтобы оставаться у власти. Политическая этика делает хороших и порядочных граждан. И государственные, и частные лица должны научиться искусству политической этики.
Сократ также обсуждал понятие закона. Он разделил закон на неписаный божественный закон и писаный человеческий закон. Он предостерег нас, указав, что между этими двумя наборами законов нет расхождений.
Справедливость была корнем всех законов. Если закон не оправдан справедливостью, он бесполезен. Если что-то не одобрено правосудием, оно не может быть законным. Точнее, Сократ отдавал приоритет справедливости в своей системе мышления и в этом отношении Сократ следовал за своими предшественниками.
Сократ имел дело с популярной и в то же время важной концепцией политики, широко известной как верность закону. Он разработал теорию согласия, которая означает, что граждане должны проявлять верность и повиновение закону. Толкуя верность Сократа закону, Ксенофонт, самый надежный толкователь сократовской точки зрения, говорит: «Республика, послушная законам, счастлива в мирное время и непобедима в войне. Кроме того, вы знаете, что согласие есть великое счастье в государстве. Сократ признавал различия среди граждан и различия во мнениях.
Но тем не менее они должны единодушно подчиняться законам. Он считал, что без безоговорочного «законопослушания» в республике не может быть единства и целостности. Его превознесение законопослушности не исключало важности и необходимости критики. Законы, не соответствующие справедливости, могут вызывать критику.
Сократ был большим сторонником царя-философа. Он не любил демократию, олигархию, наследственную аристократию и тиранию. Только царь-философ, думал он, может служить цели полиса.
Сократ дал краткую классификацию правительства, которая выглядит следующим образом. Власть людей над невольной массой была для него тиранией. Имущественный ценз на должность был для него плутократией.
Это была демократия, когда все люди могли участвовать в управлении государством. Сократ рекомендовал только правило мудрых. Все остальные формы правления, по его мнению, были непригодны.
Сократ рассматривал понятие правления под другим углом. Целью правителя должно быть не получение удовольствия или удовлетворение личных прихотей и желаний, а обеспечение благосостояния простых людей. Правитель должен следить за нуждами людей и никогда не должен пытаться удовлетворить свои собственные нужды.
Если правитель уделяет больше внимания продвижению своих интересов, он должен быть наказан. Восхождение к власти, по мнению Сократа, вовсе не происходит автоматически. Вышеупомянутые требования должны быть удовлетворены.
С понятием справедливости связано равенство, и Сократ очень подчеркивал его. Равенство — это политическая добродетель, и высший долг мудрого правителя — обеспечить его. Полис должен быть основан на равенстве.
Нарушение равноправия приведет к беспорядку, хаосу и нарушению нормальной деятельности полиса. Равенство Сократа есть геометрическое равенство. «Под геометрическим равенством Сократ понимает политическую справедливость и справедливость или правильное суждение с точки зрения политической добродетели, в отличие от простого числового или арифметического равенства».
Общеизвестно, что политическая мысль Древней Греции и особенно Сократа оказала положительное и далеко идущее влияние на философию Платона и Аристотеля.
Поэтому необходимо пролить свет на то, как Сократ повлиял на Платона и Аристотеля в формировании и распространении их философских и политических концепций. Сократ (469–399 гг. до н. э.) «является одним из самых замечательных и широко известных персонажей в интеллектуальной истории человечества.
Уже более двух с половиной тысячелетий вокруг его имени витает ореол славы и вокруг его личности ореол загадочности» (В. С. Нерсесянц. Политическая мысль Древней Греции, с. 93). Это был Сократ. Даже Карл Маркс высоко восхвалял его.
Хотя Сократ не был в основном политическим мыслителем или политиком, он занимался рядом тем, которые удобно включить в предмет политики или политической философии. Его главными заботами были закон, справедливость и полис. Его метод анализа был диалектическим. Диалектика – это вопросно-ответная форма. Обсуждение любого предмета могло продолжаться до тех пор, пока не было достигнуто окончательное мнение. Он вел дискуссии со своими учениками.
Если мы изучим политические идеи Сократа, Платона и Аристотеля, мы обнаружим, что Сократ оказал огромное влияние на двух последних гигантов греческой философии.
Макси говорит: «В Платоне снова жил Сократ. Не в том смысле, что ученик был неизменной копией учителя, даже не в том смысле, что Платон был литературным и философским душеприказчиком великого искателя, а скорее в том смысле, что ум и душа Платона были полностью поглощены мысль и дух своего учителя, чтобы вдохновить его собственный парящий гений на создание более возвышенного Сократа, чем когда-либо ступал по шумным улицам Афин» (стр. 39).). Мои сочинения, интеллект, логика и, прежде всего, мысль Сократа оказали большое влияние на Платона. То, что мы называем системой мысли Платона, имеет «подлинно сократовское происхождение». Макси также говорит, что нельзя утверждать, насколько оригинальна философия Платона.
В. С. Нерсесянц писал: «Идеи Сократа, особенно его упор на закон как критерий классификации форм правления, противопоставление монархии и тирании и др., оказали значительное влияние на последующие политические теории античной мыслителей, прежде всего Платона, Аристотеля и Полибия, а через них и различные политико-правовые учения Средневековья и Нового времени.
Взгляды Сократа на демократию повлияли как на Платона, так и на Аристотеля. Он не считал демократию желательной формой правления на том основании, что некомпетентные чиновники назначаются для управления администрацией демократического государства.
Другая причина в том, что простые люди не имеют возможности участвовать в государственных делах. Сократ также отстаивал концепцию царя-философа. Оба эти взгляда на Сократа были приняты Платоном.
Сократовская классификация правительства или конституции повлияла на Аристотеля. Хотя Аристотель следовал Сократу в классификации конституции, его критерии отличались от критериев Сократа.
Сократ ввел новую концепцию, которую можно назвать этической политикой. Мы находим его повторное появление у Платона и Аристотеля. Без этики политика неизбежно заразит все общество. Для идеального или хорошего и хорошо организованного государства этика и политика должны идти рука об руку. Это может быть этическая политика или политическая этика. Однако и Платон, и Аристотель заимствовали эту идею у Сократа.
Самой основой их идеального государства была этика. И Сократ, и Платон считали, что чиновники государственных служб должны быть нравственными и нравственными людьми. Такой же точки зрения придерживался и Аристотель.
Эти три человека были единодушны в том, что без хороших и идеальных политиков граждане не могут быть хорошими и нравственными. «Сократ традиционно считается основоположником теоретической этики, проложившей дорогу логическим и политическим концепциям Платона и Аристотеля» (Нерсесянц).
РЕКЛАМА:
Хотя мысли и философия Сократа оказали прямое и положительное влияние на Платона и Аристотеля, нельзя сказать, что они были точной копией Сократа. Нет сомнения, что и Платон, и Аристотель были великими и оригинальными мыслителями.
Эти три великих греческих философа построили ткань политической философии с помощью опыта греческих городов-государств, но мыслительные системы Платона и Аристотеля действительно всеобъемлющи.
Главной заботой идеального государства Платона является справедливость, но оно имеет дело со многими другими аспектами, которых нет у Сократа.
Аристотель заимствовал свою классификацию правительства или конституции у Сократа. Но есть разница. Его классификация касается сравнительного аспекта политики, который до сих пор помнят изучающие политологию. Взгляды Аристотеля на революцию и государство до сих пор заслуживают особого упоминания.
Сократ, Платон и Аристотель, без сомнения, были великими апостолами греческой философии. Сократ заложил основы многих концепций особенно диалектики и подводных камней демократии. Даже сегодня они составляют важную часть политической мысли.
Главная ››
Согласно Сократу, Платону и Аристотелю Free Essay Example
«Философия вообще возникла, когда греки обнаружили неудовлетворенность сверхъестественными и мифическими объяснениями реальности» (Kreis, 2000). Философия в том виде, в каком мы ее знаем сегодня, получила основу своих учений от древних греков, которые хотели найти логическое объяснение устройства вселенной, в которой мы живем. через некую условность, основанную на мифических неопределенностях.
Среди таких людей были Сократ, Платон и Аристотель.
Не используйте плагиатные источники. Получите индивидуальное эссе на тему
«Идеальное государство: Согласно Сократу, Платону и Аристотелю»
НОВИНКА! умное сопоставление с писателем
Все три великих философа считали, что человек не самодостаточен и что ему нужны другие, чтобы жить. Фактически, «Сократ, Платон и Аристотель считали, что человеку необходимо быть частью государства, чтобы жить по-настоящему хорошей жизнью» (Studyworld, 19).96-2006). Отсюда мы можем сказать, что общим для этих трех великих умов была идея идеального государства, способного править людьми. Хотя Сократ, Платон и Аристотель верили в концепцию идеального государства, у них были разные представления о том, как это идеальное государство должно работать.
Сократ, наиболее известный своим методом преподавания, заключавшимся в бесконечных беседах с молодыми афинскими студентами, был первым философом (среди трех), сформулировавшим общую идею идеального государства. Сократ в свое время открыто возражал против демократии как формы правления (Википедия, 2006). Прямая демократия, которую просто понимают как систему правления, при которой люди непосредственно управляют собой, была афинским правлением во времена Сократа.
Сократ считал, что прямая демократия — не лучшая система управления, потому что считал, что средний человек не способен эффективно управлять собой. Для Сократа совершенной республикой могут управлять только философы, потому что только философы обладают мудростью или пониманием для этого. Сократ был первым философом, выдвинувшим идею идеального Государства и идеального Правителя для него. Однако представление Сократа о совершенном государственном управлении не ограничивалось им одним, а скорее передавалось его самому ценному ученику — Платону.
Платон, как и Сократ, считал, что для эффективного управления государством требуется нечто большее, чем обычному человеку. Платон считал, что существование государства возникло потому, что человек сам по себе экономически не самодостаточен. Таким образом, ему нужно жить в обществе, в котором существует рынок и концепция разделенного труда между людьми. Платоновская концепция справедливости проистекает из представления о разделении труда в обществе. Он считает, что интересы людей не должны пересекаться, потому что противоречивые желания часто приводят к хаосу.
В результате Платон предполагает, что идеальное государство должно управляться по принципу разделения труда между его лидерами. В идеальном государстве Платона есть два явных разделения в управлении государственными делами. Первое подразделение подразумевает, что только торговцы могут заниматься экономической деятельностью. Роль торговца заключается в том, чтобы брать на себя ответственность за экономические дела и производить товары для людей; этот долг, без внешнего вмешательства, должен выполнять только он один. Второе подразделение, с другой стороны, влечет за собой роль Стражей государства.
В этом подразделении есть роль военной (во главе с Вспомогательными войсками) и законодательной власти (во главе с Правителями). Военная составляющая государства предназначена для защиты общего богатства людей, в то время как законодательная составляющая принимает законы или выносит суждения для обеспечения порядка в государстве. Короче говоря, Платон считает, что должны быть определенные роли для конкретных вождей в государстве и, далее, строгое соблюдение каждым своего задания.
Платон, как и Сократ, верил в концепцию философов как правителей государства, поскольку они обладают мудростью и большим пониманием государственных дел. Платон называет таких людей «царями-философами» и описывает их как людей, которые понимают, что истинно и непреходяще. Платон, . В «Республике » говорится, что «пока философы не будут править как цари… пока политическая власть и философия полностью не совпадут… городам не будет покоя от зла… и, я думаю, не будет покоя человеческому роду».
Аристотель, самый многообещающий ученик Платона, усвоил представления своего учителя об идеальном государстве, но все же не согласился с ним по многим пунктам (Boeree, 2000). Идеальное государство Аристотеля отличалось от идеального государства Платона из-за того, что он считал, что все граждане должны участвовать в государственных делах. Больше всего он считал, что точка зрения Платона на идеальное государство слишком нереалистична и недостижима.
В конце концов, где найти человека, достойного титула «король-философ»? Аристотелю казалось слишком «идеальным» найти такого правителя и в то же время гармонично править среди других людей. Благодаря этому Аристотель создал свои собственные рамки правильно функционирующего государства. Подобно идеальному государству Платона, Аристотель считал, что правители государства должны быть образованными и хорошо осведомленными о государственных делах.
Однако, поскольку он не согласен с Платоном в том, что цари-философы могут существовать, он предлагает вместо этого управлять государством среднему классу. По Аристотелю, средний класс подходит для управления демократической системой правления, потому что, в отличие от класса элиты, он еще не запятнан такой большой жадностью и коррупцией и, в отличие от бедняков, не является необразованным. В самой известной работе Аристотеля « Политика » он говорит, что «средний класс меньше всего уклоняется от власти или проявляет к ней чрезмерные амбиции; и то, и другое наносит ущерб государству».
В заключение отметим, что все три философа верили в возможность существования системы правления, которая наилучшим образом удовлетворяла бы потребности людей. Они стремились к эффективному управлению государством без ущерба для прав людей, которым оно служило. Хотя три философа расходились в своих выводах о том, кто лучше всего будет управлять идеальным государством и как следует вести его дела, все они стремились к одному и тому же желанию, которое заключается в достижении всех благ.
Список ссылок:
1) Википедия: Бесплатная энциклопедия. Сократ . 30 ноября 2006 г. 30
Ноябрь 2006 г.
Республика . (Новый перевод CUP на английский язык).
3) Бори, Джордж К. Древние греки . 2000. 30 ноября 2006 г.
4) Крайс, Стивен. Греческая мысль: Сократ, Платон и Аристотель . 2000. 30
Ноябрь 2006 г.
Политика .
6) Studyworld. Греческие философы . 1996-2006 гг. 30 ноября 2006 г.