Учения будды краткое содержание: Кратко о буддизме — Православный портал «Азбука веры»

Кратко о буддизме — Православный портал «Азбука веры»

5 ступеней веры


Осно­ва­тель буд­дизма Сид­дхартха Гау­тама (при­бли­зи­тельно с 623г. до н. э. по 543 г. до н. э.), при­няв­ший эпитет Будда (на санскр. бук­вально — «про­бу­див­шийся») решил, что для осво­бож­де­ния от сан­сары инду­ист­ские культы и методы несо­вер­шенны. Свое рели­ги­оз­ное миро­воз­зре­ние он свел к четы­рем поло­же­ниям:

  1. мир полон стра­да­ний (дукха).
  2. при­чина стра­да­ний есть резуль­тат моей плохой кармы, порож­да­е­мой при­вя­зан­но­стью ко всему зем­ному (саму­дая).
  3. стра­да­ние можно пре­кра­тить (ниродха)
  4. суще­ствует путь для пре­кра­ще­ния стра­да­ний (марга)

В учении Будды отпала необ­хо­ди­мость инду­ист­ской куль­то­вой прак­тики, поли­те­и­сти­че­ским боже­ствам Индии был отве­ден более скром­ный статус. Адепт учения должен был напра­вить свои усилия на дости­же­ние состо­я­ния уга­са­ния всех земных жела­ний (нир­вана на санскр. «уга­са­ние, пре­кра­ще­ние») без чьей-либо помощи. Для этого пред­ла­гался вось­ме­рич­ный путь пра­виль­ного воз­зре­ния, реши­мо­сти, речи, пове­де­ния, образа жизни, усилия, направ­ле­ния мысли и сосре­до­то­че­ния, через кото­рый надо достичь осво­бож­де­ния от всех при­вя­зан­но­стей. В то же время Будда не отверг поли­те­и­сти­че­скую кар­тину мира по сути. Места божеств ока­за­лись неза­ня­тыми и стали посте­пенно засе­ляться суще­ствами достиг­шими нир­ваны (или отка­зав­ши­мися войте в нее – бод­хи­саттвы) и мно­го­чис­лен­ными богами, «при­няв­шими» буд­дизм. Так возник слож­ный буд­дий­ский пан­теон, тре­бу­ю­щий жрецов и обря­дов.

В буд­дизме можно выде­лить два основ­ных направ­ле­ния: Маха­яна (вели­кая колес­ница) и Тхе­ра­вада (Тера­вада — учение ста­рей­ших). Отли­чи­тель­ной чертой маха­яны явля­ется стрем­ле­ние к осво­бож­де­нию всех без исклю­че­ния живых существ. Она раз­ви­вает культ бод­хи­саттв («тот, чья сущ­ность — про­свет­ле­ние») как существ, кото­рые созна­тельно отка­зы­ва­ются от нир­ваны с целью осво­бож­де­ния всех.

Маха­яна полу­чила рас­про­стра­не­ние в Китае, Корее, Японии, Тибете, Мон­го­лии, а также у ряда наро­дов России (бурят, кал­мы­ков, тувин­цев). Тибет­ский буд­дизм маха­яны (лама­изм) развил мощную иерар­хи­че­скую струк­туру и слож­ную обря­до­вую прак­тику, в кото­рой главы иерар­хии объ­яв­лены живыми бод­хи­саттвами. Тхе­ра­вада – един­ствен­ное сохра­нив­ше­еся из направ­ле­ний ран­него буд­дизма. В ней нет учения о Бод­хи­саттвах, ритуал более прост. Буд­дизм тхе­ра­вады рас­про­стра­нен глав­ным обра­зом в Шри-Ланке (Цейлон), Бирме, Таи­ланде, Лаосе и Кам­бодже. В буд­дис­кой общине (сангха) при­нято деле­ние на мона­хов и мирян. После­до­ва­тели тхе­ра­вады счи­тают, что достичь нир­ваны могут только монахи.

Оценка буд­дист­ского учения

Буд­дизм, в про­ти­во­по­лож­ность хри­сти­ан­ству, про­по­ве­дует абсо­лют­ное непри­я­тие мира; его идеал – полное уни­что­же­ние мира и прежде всего уни­что­же­ние лич­ного бытия, само­уни­что­же­ние.

Усилия буд­дий­ского муд­реца все время направ­лены не к обна­ру­же­нию поло­жи­тель­ной основы фактов и явле­ний жиз­нен­ного про­цесса, не к обре­те­нию истины, а к раз­об­ла­че­нию отри­ца­тель­ных качеств бытия, к выяс­не­нию при­зрач­но­сти и обман­чи­во­сти вещей, дей­ствий и явле­ний, состав­ля­ю­щих содер­жа­ние жизни. Всюду в этой слож­ной, полу-фило­соф­ской, полу-мисти­че­ской работе про­би­ва­ется непре­рыв­ное стрем­ле­ние не к вели­чай­шей реаль­но­сти, не к абсо­лют­ному бытию, не к Богу, а к умень­ше­нию интен­сив­но­сти бытия, к сли­я­нию само­раз­ла­га­ю­ще­гося и искус­ственно раз­ла­га­е­мого живу­щего суще­ства с абсо­лют­ным небы­тием, с нир­ва­ной. Это не рост духа, состав­ля­ю­щий цель хри­сти­ан­ской аске­тики и мистики; это, выра­жа­ясь под­лин­ными сло­вами буд­дизма, «пре­кра­ще­ние духа».

Сооб­разно с этой основ­ной тен­ден­цией буд­дий­ского экс­таза, от него веет ледя­ным холо­дом, насто­я­щим дыха­нием смерти. Во всех рас­суж­де­ниях нет ни одного слова о любви. Но зато, сколько забот, дум, грез об «уга­ше­нии,» о «пре­кра­ще­нии» …

Если конеч­ная цель есть избав­ле­ние от пере­во­пло­ще­ний и совер­шен­ное уни­что­же­ние лич­ного бытия, то доб­ро­де­тель низ­во­дится на сте­пень лишь под­го­то­ви­тель­ного сред­ства, кото­рое на извест­ной сту­пени совер­шен­ства грозит стать поме­хой на пути к цели. Дей­стви­тельно, дела, совер­шен­ные в насто­я­щей жизни, необ­хо­димо пере­во­дить к новому пере­во­пло­ще­нию. Дурные дела не выгодны: они при­ве­дут к новому вопло­ще­нию с уве­ли­чен­ными стра­да­ни­ями. Но и добрые дела при­во­дят к новому вопло­ще­нию; правда они обес­пе­чи­вают «небес­ные радо­сти,» но они пре­зренны, потому что они не вечны и не избав­ляют от воз­рож­де­ний.

«Как бы велики не были нужды и потреб­но­сти других, никто не должен ради них жерт­во­вать своим соб­ствен­ным спа­се­нием,» нахо­дим мы в своде буд­дий­ской морали.

Фон Шредер (иссле­до­ва­тель индус­ской куль­туры) гово­рит: «Снова и снова, со сто­роны буд­дизма – отри­ца­ние; со сто­роны хри­сти­ан­ства – утвер­жде­ние. Любить, стра­дать и, нако­нец, жить – вот обя­зан­ность, вот жела­ние истин­ного хри­сти­а­нина! Не любить, не стра­дать, не жить – вот идеал буд­ди­ста. Здесь воис­тину выяс­ня­ется глу­бо­кая и широ­кая, не пере­хо­ди­мая про­пасть буд­дизма и хри­сти­ан­ства».

Отверг­нув идею Творца и твари, и пони­мая мир как только зло, одно недолж­ное, фило­со­фия буд­дизма вносит зло в само Абсо­лют­ное, в кото­ром зарож­да­ется непо­нят­ная «суета», «вол­не­ние», порож­да­ю­щие ничтож­ный мир, заслу­жи­ва­ю­щий лишь уни­что­же­ния.

  • 439 0

Буддизм: краткое описание религии | Ashaindia

Содержание:

  1. Кратко об истории возникновения буддизма
  2. Основные понятия и идеи буддизма
  3. Неотъемлемые четыре истины, лежащие в основе буддизма
  4. В буддизме выделяют три драгоценности
  5. Кратко о философии буддизма
  6. Направления буддизма

Идеи буддизма стали основой для возникновения одного из религиозных направлений. Для его последователей характерно желание достичь просветления, несмотря на расу или национальность. Буддизм относится к философским учениям, охватывающим различные направления человеческого мышления. Он подходит для людей с любым происхождением, вероучением и не требует знания определенного языка.


Кратко об истории возникновения буддизма

Согласно мнениям большинства историков, буддизм появился в середине первого тысячелетия до н. э. Изначально это учение было противопоставлением лидирующему в тот момент индийскому брахманизму. Его специфика заключалась во взаимосвязи между политикой и духовностью.

Известно, что появлению нового философского учения предшествовало кризисное состояние культуры и экономики страны. В родственных и политических связях индийского социума стали происходить изменения. Этот период характеризуется становлением взаимоотношений между различными классами общества.

Вскоре образовалось несколько групп и одиночных монахов, странствующих по Индии в целях распространения буддизма и обретения Дхармы (истины). Обычно они отказывались от мирских удовольствий и соблюдали аскезу. Странствующие монахи (шраманы) обычно имели собственное мировоззрение, которым делились с непросвещенными. 

Большинство исследователей сходится во мнении, что основоположником новом религии стал Сиддхартха Готама (Гаутама), иначе называемый Буддой Шакьямуни, что переводится как «Просветленный мудрец из рода Шакья». Есть и другие его имена:

  • Джина – Свободный;

  • Саттхадева-Мануссанам – Учитель истины для людей и богов;

  • Саммасамбуддхо – Пробужденный полностью;

  • Локавиду – Знаток миров;

  • Арахам – Достойный уважения и почитания;

  • Виджья-чарана-сампано – Обладатель великих знаний и идеального нрава.

Авторы священных писаний говорят, что Сиддхартха родился в ночь майского полнолуния и сразу стал творить чудеса. Согласно легендам, младенец после появления на свет разом встал и объявил, что пришел спасти людей от мучений. Затем он сделал несколько шагов в направлении каждой из четырех сторон света. Под его ногами вырастали красивейшие цветы, позже названные лотосами.

Будде предрекали великое будущее, но один из предсказателей сообщил, что принц может стать царем или святым. Отец Сиддхартхи старался оберегать сына от внешнего мира в течение всей юности. Он окружал сына роскошью своих дворцов и не выпуская за их пределы. Будда стремился к получению знаний, поэтому у него было прекрасное образование. 

Сиддхартха женился в 16 лет и через несколько лет обзавелся сыном. Но это не остановило его стремления познать мирскую жизнь. В 29 лет он тайно выбрался из дворца с помощью слуги Чанны, с которым они были друзьями. 

Согласно легендам, Гаутама увидел за пределами дома реалии, от которых защищал его отец. Принц встретил на улицах родного города больных, нищих и старых людей. Затем он наблюдал похороны, после которых увидел отшельника, остававшегося спокойным и безмятежным.

Сиддхартха познал ранее не виденные реалии жизни. После этого царевичу стало понятно, что на Земле существуют неизменные вещи – старость, бедность, болезни и смерть. Но его не оставляла мысль о безмятежности встреченного монаха. Она привела Готаму к выводу, что можно избавиться от мучений, если идти по пути просветления.

Сиддхартха долгое время странствовал и осваивал новые техники для саморазвития. Он соблюдал строгую аскезу, проходил обучение у наставников по йоге, медитации. В своих экспериментах по самопознанию царевич использовал техники умерщвления плоти, из-за которых был на грани гибели. После этого он изменил отношение к своему пути. Сиддхартхе стало ясно, что строгие ограничения только изнуряют тело и мешают развитию духа.

При сообщении Буддой Гаутамой нового знания соратники по аскезе покинули его, считая, что он дал слабину и оставил свой путь к нирване. Царевич стал снова странствовать в одиночестве. Однажды в изнурении он оказался возле г. Гая региона Мадагха, где увидел дерево Бодхи. Он сел медитировать под его крону, дав обет, что не встанет, пока не испытает просветления. 

Сиддхуртху искушали демоны и приспешники злых духов, но царевич был непоколебим. Через 49 дней с начала медитации Готама Будда достиг своей цели, а затем еще несколько суток размышлял о будущих деяниях. После этого Сиддхартха отправился в мир, проповедуя новое знание о Дхарме, нирване и сансаре.

Следует упомянуть, что Будда предупредил учеников о своей предстоящей смерти. Он попросил их задать любые интересующие вопросы. Но ни один из последователей не нашел в себе сомнений или непонимания. Более подробную информацию можно найти в книгах соответствующей тематики, которые продаются в магазине «Ашанти».


Основные понятия и идеи буддизма

Буддизм – древнее философское учение, построенное на отсутствии расового разделения. Его основатель Сиддхартха Гаутама не хотел делать из своих достижений культа и не требовал поклонения. Но в итоге учение стали называть мировой религией благодаря его широкому распространению и своеобразному пониманию каждым адептом.

Буддизм считают мировой религией, популярной благодаря своей многогранности. В его основе лежит принятие всех людей с их хорошими и плохими мыслями, отрицаниями:

  • атеизм – отсутствие веры в высшие силы и божества;

  • агностицизм – истина о невозможности познать весь мир;

  • скептицизм – сомнение в существовании Дхармы.

Главная цель буддизма – вступление (в том числе – наставление других) на кратчайший путь, ведущий к нирване. Она является высшей точкой пробуждения и осознания своей души. Согласно легендам, просветления достигают те, кто прошел через самоотречение и отказ от внешнего комфорта. Путь аскезы считают наиболее подходящим для достижения просветления. Важно пройти его с опытным наставником, помогающим придерживаться золотой середины, а не крайностей. 

Благодаря долгим и глубоким размышлениям в медитативном состоянии Сиддхартха смог прийти к самосознанию. Гаутама Будда определил для себя, что люди зависят от мнения других и очень привязаны к благам этого мира. От этого и появляются страдания, ведь из-за таких размышлений дух человека деградирует и теряет свою уникальность. 

Неотъемлемые четыре истины, лежащие в основе буддизма

Одним из основных учений буддизма считают «Четыре благородные истины», которые были составлены Гаутамой Буддой. Эти принципы житпришли к нему во время просветления. Будда сообщил своим последователям, что они сложны для восприятия, так как доступны только мудрецу. 

Сиддхартха считал, что большинство людей околдованы страстями и желаниями. Поэтому они не смогут осознать условность существующих в мире вещей. По словам разных монахов, Готама считал, что есть люди, способные прийти к самосознанию, так как они еще не погрузились в жажду жизни. Краткая формулировка четырех истин, на которых основан буддизм:

Существует понятие дукхи, включающее негативные переживания (злость, страх, страдания), которые влияют на каждого человека. Они связаны не только с несчастьями или болезнями, но и с радостными событиями (рождение ребенка, погоня за счастьем, стремление к богатству). Но Сиддхартха пришел к мысли, что нет возможности избежать старения, болезни, смерти. Это приводит к выводу, что потеря любимых и близких людей, здоровья, богатства неизбежна.

Дукхи имеют причины, способствующие возникновению зависимости. Ее основой служит невежество, ведущее к желанию иметь все мирские и духовные богатства. Согласно мнению Сиддхартхи, люди стремятся обладать властью над всеми органами чувств. Это становится основой для привязанности к собственному телу и материальным вещам. Также человек стремится к бессмертию, но в нем неискоренимо самоуничтожение. В буддизме люди подобны огню – в своем желании стать значительнее, они сами себя поглощают и в итоге становятся пеплом. 

От любых негативных переживаний и причин их появления можно избавиться. Сущность буддизма подразумевает, что важно отказаться от страстей и жажды всех проявлений физической жизни. Это значит, что необходимо отказаться от бездумных помыслов и сосредоточиться на добродетели. Важно осознать, что все желания непостоянны, поэтому они принесут только временное удовлетворение. 

Освобождение от страстей помогает достичь нирваны. Если человек погасит огонь своих желаний, то он сможет остановить колесо сансары. Это приводит к остановке цикла перерождений, а значит, и избеганию страданий – болезней, старения, смерти. В этом случае дух человека приходит к умиротворенности, безмятежности и не испытывает страданий. 

Будда Шакьямуни считал, что нужно держаться срединного пути, то есть отыскать золотую середину между роскошью и аскезой. Благодаря такому мышлению Сиддхартха сумел достичь просветления. Этот способ достижения нирваны и стал четвертой истиной, высказанной Буддой.


В буддизме выделяют три драгоценности

Все буддистские направления объединяют Три Драгоценности, представляющие их основы. В некоторых учениях говорится о том, что они являются более уникальными, чем другие богатства всех миров. В этих трех ценностях адепты во время медитации или молитвы находят убежище от мирских страстей. Основы буддизма:

  • Дхарма – истина, лежащая у корней учения;

  • Будда – достигший пробуждения создатель или последователь знания;

  • Сангха – буддийская община, живущая по законам учения.

Шакьямуни считал, что есть вероятность возрождения человека в любом теле. Благодаря кармическому закону душа может пройти колесо сансары и появиться на Земле среди плохих людей или получить более низкий статус. Также человек, в тело которого вселяется дух, может обладать несчастной судьбой. 

Начинающие и опытные буддисты верят, что для достижения драгоценностей и последующего пробуждения нужно бороться с невежеством. Оно вызывает страсти, желания и неспособность принять истину. Избавление от этих качеств помогает достижения нирваны.

Кратко о философии буддизма

На основе определения википедии, буддизм не является полноценной религией, а больше относится к философии, так как не ставит в центре учения создателя мира (Бога). Он помогает человеку встать на путь самосознания и развития. В буддизме нет идеи о вечности души, которая искупает свои грехи. Общие истины учения Сиддхартхи:

  1. Жизнь – это страдание. Все составные вещи временны. После того, как возникают, рано или поздно они уничтожаются. Любое существование в буддизме символизируют огнем, который сам себя поглощает.

  2. Страдания появляются из-за страстей. Люди сильно привязаны к материальным вещам, поэтому жаждет жизни во всех ее проявлениях. Страдания соразмерны желаниям.

  3. Спасение от мучений возможно через отказ от страстей и жажды. В нирване человек достигает блаженства, освобождающего от мирских желаний и колеса сансары.

  4. Для спасения от страстей прибегают к восьмеричному пути. Именно такой способ избавления от страданий считают золотой серединой, так как он позволяет избежать крайностей. 

Буддизм проповедует истину о том, что каждое деяние человека к нему вернется. Все поступки находят свой отклик и оставляют отпечаток на карме. Идеи буддизма говорят, что для спасения души нужно следовать Восьмеричному пути. Он включает в себя правильное понимание вещей и следование канонам. Восьмеричный путь рассказывает о этапах постижения истины:

  • осознать наполненность мира страданиями;

  • ограничить страсти и желания, основанные на эгоизме;

  • следить за речью – она не должна нести зла и соответствовать канонам буддизма;

  • совершать добродетельные деяния и избегать плохих поступков;

  • вести правильную жизнь без вреда окружающему миру;

  • прикладывать усилия – настроиться на добро, избавиться от гнева, алчности, гордыни;

  • развивать верное памятование – уйти от мирских страстей, желаний и мыслей, несущих зло;

  • тренировать сосредоточенность и заниматься медитацией до ощущения полнейшего спокойствия.

Первые два этапа пути предполагают приход к мудрости и называют «праджня». Следующие три ступени – «шила» – правила поведения для выработки подходящей для просветления нравственности. Шестой, седьмой и восьмой этап пути воплощают «самадху» — дисциплину помыслов и ума.


Направления буддизма

Первые последователи Будды объединились в сангху (общину) и странствовали 8 месяцев в году, проповедуя Дхарму. Во время сезона дождей они собирались в монастырях, продолжая рассказывать о новом знании всем желающим. Буддисты отказывались от своих денег и собственности, брили голову налысо и одевались в простые одежды (обычно – желтых цветов). 

Они придавали большое значение аскезе и согласны были жить даже в пещерах. На месте их захоронений помещали ступы – полусферические монолитные сооружения. Иногда они имели внутреннее помещение, входы в которые замуровывали.

После ухода Шакьямуни из земного тела его последователи канонизировали буддистские положения. Но большая часть учения и жизнеописания Будды была записана через 3-4 столетия после его смерти. В результате постепенно образовалось несколько школ, описывающих пути к пробуждению.

Основные направления буддизма


Название

Описание

Махаяна

Учение говорит, что любой человек может прийти к просветлению и спасению духа. В нем сказано о тройственной природе Будды – реальная, нематериальная и великие качества.

Первое воплощение является той частью, которая участвует в перерождениях (сансара). Второе представляет собой возвышенные или божественные формы, а третье – набор черт, делающих Будду великим.

Благодаря этому учению появился пантеон бодхисаттв, помогающих людям на пути к пробуждению. В основе махаяны лежит знание, что поддержка ближнего помогает достичь нирваны.

Тхеравада

Для достижения просветления последователи этого учения строго соблюдают каноны буддизма. Основной смысл тхеравады – саморазвитие. Человек должен придерживаться аскезы и самостоятельно стремиться к просветлению.

Ваджраяна

Это направление учит техникам медитации и контролю сознания с помощью гуру, дакини, йидам. Первый термин обозначает наставника, передающего свое мастерство последователю.

Дакини – это женщины или энергетические формы, которые владеют таинством различных буддистских практик. Характеристика Йидам представляет описание живого божества или высшего существа, выбранного учеником для помощи в достижении нирваны.

Ламаизм

Это учение практикуют тибетские монахи. Оно названо в честь основателя Далай-ламы. Учение объединяет каноны Ваджраяны, Тхеравады и Махаяны. Основное его отличие от других направлений заключается в способе передачи власти. Ламаисты считают, что личность правителя может получить свой титул снова после перерождения.

Хинаяна

Идеальным образом учения считают монаха – единственного, кто способен выйти из колеса сансары. В хинаяне нет бодхисаттв, божеств и других высших созданий, помогающих человеку достичь просветления.

Учение говорит о том, что каждый должен самостоятельно идти к нирване, придерживаясь аскетичного или простого образа жизни. В некоторых источниках есть информация о существовании многих мест, где люди блаженствуют (Рай) или подвергаются мучениям (Ад). 

Основой философии буддизма, если говорить кратко, является знание о том, что мир наполнен страстями, зависимостями и страданиями. Для достижения блаженства человек стремится к спасению от них, чтобы прийти к пробуждению. Освободившись от мирских желаний, можно достичь спокойствия и безмятежности.

Особенность буддизма в том, что он стал философским учением, популярным во всем мире. Его причисление к классу религий ошибочно, так как в нем нет общепризнанных догм о божественном происхождении мира. В центре буддизма нет всепрощающего и всемогущего существа свыше. Божества здесь воспринимаются иначе, чем в других вероучениях. 

Цель буддизма состоит в просветлении, достижении спокойствия и безмятежности. Его сходство с всемирными религиями заключается в отказе от страстей, негативных мыслей и совершении хороших поступков. Такой путь ведет к добродетели, постижению высшей истины и окончательном избавлении души от любых мучений.

Будда запрещал создание скульптур в свою честь. Но после его смерти учение постепенно набрало популярность, поэтому статуи и храмы для поклонения стали возводить повсеместно. Одна из известнейших скульптур отлита из бронзы и установлена на острове Лантау (Гонконг). Ее высота 34 м, а вес – 250 т.

Видео: Буддизм — краткая суть

Буддийское общество

Поделитесь этой статьей


Электронная почта

Слово Будда означает Пробужденный, происходящее от санскритского корня budh – «пробуждать». Это человек, который полностью пробудился, словно от глубокого сна, и обнаружил, что страдание, как и сон, закончилось. Однако исторический Будда был таким же человеком, как и все остальные, но исключительным; то, что он заново открыл, было способом, которым может идти каждый, при условии, что он к этому склонен.

Исторический Будда Гаутама не был первым Буддой. Были и другие, которые прошли этот путь до него. Он не был богом, пророком или каким-либо сверхъестественным существом. Он был, как мы видели, тем, кто родился, жил и умер человеком. Замечательный человек, открывший способ достижения истинной мудрости, сострадания и свободы от страданий. Он «вновь открыл древний путь в древний город», который был сокрыт и забыт. Своими собственными усилиями он смог найти путь от страданий к освобождению, и те, кто последовал за ним, сохранили этот путь открытым.

Будда не учил, что Бог создал Вселенную. Он указал на великий Закон или Дхарму, пронизывающую все сущее. Живя в соответствии с этим Законом, можно достичь истинной Мудрости и Сострадания и, следовательно, свободы от страданий. Однако страдание можно преодолеть, только столкнувшись с ним и пережив его. Говоря словами Будды: «Я учу страданию и выходу из страдания». Основные буддийские доктрины включают следующее:

Причинно-следственная цепь / Двенадцать связанных причинно-следственных связей

Эта важная доктрина учит взаимосвязи всех вещей и, в частности, закону Кармы и механизму, с помощью которого мы создаем мир страданий для себя и других, и наоборот; образ жизни, уменьшающий страдания для всех и ведущий к освобождению.

Три признака бытия

(1) Изменение (2) Страдание (3) отсутствие «я»
Первый, Изменение, указывает на основной факт, что в мире нет ничего фиксированного или постоянного. Мы сами уже не те люди ни физически, ни эмоционально, ни ментально, какими были десять лет — или даже десять минут назад! Таким образом, живя так, как мы живем, как изменчивые существа на зыбучих песках, мы не можем обрести постоянную безопасность.

Что касается второго Знака, то мы уже видели, как опыт Страдания отправил Будду в его великий духовный поиск, хотя страдание — не очень хороший перевод исходного слова, дуккха. Дуккха подразумевает в целом неудовлетворительную и несовершенную природу жизни. Однако из этого не следует, что буддисты верят, что вся жизнь состоит из страданий. Буддисты верят, что в жизни есть счастье, но знают, что оно недолговечно и что даже в самых удачливых жизнях есть страдание. Счастье подчиняется закону изменения и непостоянства.

Нет-I, третий Знак, немного сложнее.
Буддисты не верят, что в человеческих существах есть что-то вечное или неизменное, нет души или самости, в которых могло бы закрепиться устойчивое чувство «я». Вся идея «я» на самом деле в основе своей ложна, она пытается устроиться в неустойчивом и временном наборе элементов. Возьмем традиционную аналогию с тележкой. Тележку можно разбить на основные компоненты — ось, колеса, валы, борта и т. д. Тогда тележки больше нет; все, что у нас есть, это куча компонентов. Точно так же «я» состоит из различных элементов или совокупностей (кхандх): формы (рупа-кхандха), чувства-ощущения (приятного, неприятного, нейтрального), (ведана-кхандха), восприятия (санна-кхандха), волевая умственная деятельность (санкхара-кхандха), чувственное сознание (виннана-кхандха).

Четыре благородные истины

(1) Благородная истина о страдании (2) Благородная истина о происхождении страдания (3) Благородная истина о прекращении страдания (4) Благородная истина о пути, ведущем к прекращению Страдания: Благородный Восьмеричный Путь.
Буддизм начинается с факта страдания. Однако, прежде чем мы сможем что-то с этим сделать, мы должны узнать его причину, которая является глубоко укоренившимся чувством «я», которое есть у всех нас. Из-за этого мы всегда боремся за получение приятных вещей и избегаем болезненных вещей, чтобы обрести легкость и безопасность, и вообще манипулировать людьми и ситуациями, чтобы они были такими, какими «я» их хочу. И поскольку остальной мир не обязательно соответствует тому, что я хочу, мы часто обнаруживаем, что движемся против общего течения вещей, и в процессе получаем боль и разочарование. Таким образом, страдание можно положить конец, превзойдя это сильное чувство «я», чтобы прийти к большей гармонии с вещами в целом. Средством для этого является Благородный Восьмеричный Путь.

Благородный восьмеричный путь

(1) Правильный взгляд. (2) Правильная мысль. (3) Правильная речь. (4) Правильное действие. (5) Правильный образ жизни. (6) Правильное усилие (7) Правильное внимание. (8) Правильная концентрация.
Колесо является символом Дхармы и изображено с восемью спицами, которые представляют Благородный Восьмеричный Путь. Правильные воззрения важны с самого начала, потому что, если мы не можем увидеть истину Четырех Благородных Истин, мы не сможем ничего начать. Из этого естественным образом вытекает правильная мысль. «Правильно» здесь означает в соответствии с фактами: с тем, как обстоят дела, которые могут отличаться от того, какими я хотел бы их видеть. Правильная мысль, правильная речь, правильное действие и правильный образ жизни включают в себя моральную сдержанность, воздержание от лжи, воровства, совершения насильственных действий и зарабатывания на жизнь способом, наносящим вред другим. Моральное сдерживание не только помогает достичь общей социальной гармонии, но также помогает нам контролировать и уменьшать чувство «я». Подобно жадному ребенку, «я» становится большим и непослушным, чем больше мы позволяем ему идти своим путем. Далее важно Правильное Усилие, потому что «я» процветает в праздности и неправильном усилии; некоторые из величайших преступников являются самыми энергичными людьми, поэтому усилие должно соответствовать уменьшению I, и в любом случае, если мы не готовы прилагать усилия, мы не можем вообще надеяться на достижение чего-либо ни в духовном смысле, ни в жизни. . Последние два шага Пути, Правильная Внимательность, или осознание, и Правильная Концентрация, или погружение, представляют собой первую стадию на пути к освобождению от страдания. Осознавать и быть в единстве с тем, что мы делаем, необходимо для правильной жизни. Эта практика принимает множество форм, но на Западе формальная практика называется медитацией. В самой простой форме буддийской медитации человек сидит со скрещенными ногами на подушке на полу или прямо на стуле. Он/она спокойно наблюдает за подъемом и спадом дыхания. Если возникают мысли, эмоции или импульсы, он просто наблюдает, как они появляются и исчезают, как облака в голубом небе, не отвергая их, с одной стороны, и не увлекаясь мечтами или беспокойством, с другой. Этому следует учиться под руководством учителя, точно так же, как Будда изучал медитацию.

Три Огня

(1) Желание/Жажда, (2) Гнев (3) Заблуждение
‘Ваш дом в огне, горит Тремя Огнями; в нем нет жилища», — так говорил Будда в своей великой Огненной проповеди. Дом, о котором он здесь говорит, — это человеческое тело; его сжигают три огня: (1) Желание/Жажда, (2) Гнев и (3) Заблуждение. Это все виды энергии, и их называют «огнями», потому что, не прирученные, они могут бушевать в нас и причинять вред нам и другим людям! Однако должным образом успокоенные посредством духовной тренировки, они могут быть преобразованы в подлинное тепло настоящего человечества.

В целом

‘Не делать зла; взращивать добро; очистить свое сердце — таково учение всех будд».

Хотя буддисты высоко ценят такие добродетели, как любящая доброта, человечность, терпение и даяние, возможно, больше всего они ценят мудрость и сострадание. Идея ахимсы или непричинения вреда очень тесно связана с состраданием. Сострадательное желание не причинять вреда всем существам, включая животных, растения и мир в целом. Во всем буддизм придает большое значение уверенности в себе, и сам Будда говорил своим последователям не верить без вопросов, а проверять это на себе. Буддизм также является очень практичной религией и направлен на то, чтобы помочь людям жить мирной жизнью.

Буддисты также стараются активно практиковать буддийские добродетели в своей повседневной жизни. Конечная цель всей буддийской практики — вызвать такое же пробуждение, которого достиг сам Будда посредством активной трансформации сердца и страстей и освобождения от «я».

Дхарма: Учение Будды

Достигнув просветления, Будда произнес свою первую проповедь, рассказывая своим ученикам о страдании и способах его избежать. Это учение включает Срединный Путь, Четыре Благородные Истины и Восьмеричный Благородный Путь. Истины, которые открыл Будда, называются Дхарма .

Скачать (PDF) Дополнительный контент

Посмотреть полный альбом

Проповеди и учения Будды указывали на истинную природу вселенной, на то, что в буддизме известно как Дхарма . Свою первую проповедь он произнес на окраине города Варанаси в оленьем парке под названием Сарнатх. Эта первая проповедь представляет обзор страданий и пути избавления от страданий. Она называется «Четыре благородные истины». Будду часто описывают как врача, который сначала диагностирует болезнь, а затем предлагает лекарство для ее лечения. «Четыре благородные истины» следуют этому образцу:

1. Жизнь включает в себя страдание, духкха .

«Болезнь», которую Будда диагностировал как человеческое состояние, — это duhkha , термин, часто переводимый на английский язык как «страдание» или «неудовлетворенность». Будда говорил о трех типах духкха . Во-первых, это обычное страдание душевной и физической боли. Во-вторых, есть страдание, вызванное изменением, простой факт, что все вещи, включая счастливые чувства и состояния блаженства, непостоянны, как и сама жизнь. В-третьих, это страдание, вызванное неспособностью признать, что ни одно «я» не существует в одиночестве, но все и все, включая то, что мы называем своим «я», обусловлено и взаимозависимо.

2. Страдание вызвано желанием и цеплянием.

Будда видел, что побуждение страстно желать, желать или схватить что-то, чего у человека нет, является основной причиной страдания. Из-за непостоянства и постоянного изменения всего того, что мы называем «реальностью», попытка удержаться за нее так же обречена на разочарование, как и попытка застолбить кусок реки.

3. Есть выход из страданий.

Это хорошие новости Дхармы . Можно положить конец эгоцентричному желанию, положить конец духкхе и таким образом обрести свободу от постоянного чувства «неудовлетворенности».

4. Путь — это «Благородный восьмеричный путь».

Чтобы развить эту свободу, человек должен практиковать привычки этического поведения, мышления и медитации, которые позволят ему двигаться по пути. Эти восемь привычек включают в себя:

  • Правильное понимание: истинное и глубокое знание, например, того, что неблаготворные действия и мысли имеют последствия, как и благотворные действия и мысли.
  • Правильное намерение: признание того, что действия формируются привычками гнева и эгоизма или привычками сострадания, понимания и любви.
  • Правильная речь: признание моральных последствий речи; правдивость.
  • Правильное действие: Соблюдение пяти заповедей, лежащих в основе всякой нравственности: не убивать, не воровать, не вступать в сексуальные проступки, не лгать и не затуманивать разум одурманивающими веществами.
  • Правильные средства к существованию: Зарабатывать на жизнь способами, согласующимися с основными заповедями.
  • Правильное усилие: взращивание такого образа жизни с вниманием, терпением и настойчивостью, которые необходимы для возделывания поля.
  • Правильная осознанность: развитие «присутствия ума» посредством ежеминутного осознания медитативной практики, включая осознанность дыхания, осознанность ходьбы и осознанность телесных ощущений.
  • Правильная концентрация: развитие способности направлять рассеянный и рассеянный ум и сердце в центр, фокус и ясно видеть сквозь эти сосредоточенные ум и сердце.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *