Кратко о буддизме — Православный портал «Азбука веры»
5 ступеней веры
Основатель буддизма Сиддхартха Гаутама (приблизительно с 623г. до н. э. по 543 г. до н. э.), принявший эпитет Будда (на санскр. буквально — «пробудившийся») решил, что для освобождения от сансары индуистские культы и методы несовершенны. Свое религиозное мировоззрение он свел к четырем положениям:
- мир полон страданий (дукха).
- причина страданий есть результат моей плохой кармы, порождаемой привязанностью ко всему земному (самудая).
- страдание можно прекратить (ниродха)
- существует путь для прекращения страданий (марга)
В учении Будды отпала необходимость индуистской культовой практики, политеистическим божествам Индии был отведен более скромный статус. Адепт учения должен был направить свои усилия на достижение состояния угасания всех земных желаний (нирвана на санскр. «угасание, прекращение») без чьей-либо помощи. Для этого предлагался восьмеричный путь правильного воззрения, решимости, речи, поведения, образа жизни, усилия, направления мысли и сосредоточения, через который надо достичь освобождения от всех привязанностей. В то же время Будда не отверг политеистическую картину мира по сути. Места божеств оказались незанятыми и стали постепенно заселяться существами достигшими нирваны (или отказавшимися войте в нее – бодхисаттвы) и многочисленными богами, «принявшими» буддизм. Так возник сложный буддийский пантеон, требующий жрецов и обрядов.
В буддизме можно выделить два основных направления: Махаяна (великая колесница) и Тхеравада (Теравада — учение старейших). Отличительной чертой махаяны является стремление к освобождению всех без исключения живых существ. Она развивает культ бодхисаттв («тот, чья сущность — просветление») как существ, которые сознательно отказываются от нирваны с целью освобождения всех.
Оценка буддистского учения
Буддизм, в противоположность христианству, проповедует абсолютное неприятие мира; его идеал – полное уничтожение мира и прежде всего уничтожение личного бытия, самоуничтожение.
Усилия буддийского мудреца все время направлены не к обнаружению положительной основы фактов и явлений жизненного процесса, не к обретению истины, а к разоблачению отрицательных качеств бытия, к выяснению призрачности и обманчивости вещей, действий и явлений, составляющих содержание жизни. Всюду в этой сложной, полу-философской, полу-мистической работе пробивается непрерывное стремление не к величайшей реальности, не к абсолютному бытию, не к Богу, а к уменьшению интенсивности бытия, к слиянию саморазлагающегося и искусственно разлагаемого живущего существа с абсолютным небытием, с нирваной. Это не рост духа, составляющий цель христианской аскетики и мистики; это, выражаясь подлинными словами буддизма, «прекращение духа».
Сообразно с этой основной тенденцией буддийского экстаза, от него веет ледяным холодом, настоящим дыханием смерти. Во всех рассуждениях нет ни одного слова о любви. Но зато, сколько забот, дум, грез об «угашении,» о «прекращении» …
Если конечная цель есть избавление от перевоплощений и совершенное уничтожение личного бытия, то добродетель низводится на степень лишь подготовительного средства, которое на известной ступени совершенства грозит стать помехой на пути к цели. Действительно, дела, совершенные в настоящей жизни, необходимо переводить к новому перевоплощению. Дурные дела не выгодны: они приведут к новому воплощению с увеличенными страданиями. Но и добрые дела приводят к новому воплощению; правда они обеспечивают «небесные радости,» но они презренны, потому что они не вечны и не избавляют от возрождений.
«Как бы велики не были нужды и потребности других, никто не должен ради них жертвовать своим собственным спасением,» находим мы в своде буддийской морали.
Фон Шредер (исследователь индусской культуры) говорит: «Снова и снова, со стороны буддизма – отрицание; со стороны христианства – утверждение. Любить, страдать и, наконец, жить – вот обязанность, вот желание истинного христианина! Не любить, не страдать, не жить – вот идеал буддиста. Здесь воистину выясняется глубокая и широкая, не переходимая пропасть буддизма и христианства».
Отвергнув идею Творца и твари, и понимая мир как только зло, одно недолжное, философия буддизма вносит зло в само Абсолютное, в котором зарождается непонятная «суета», «волнение», порождающие ничтожный мир, заслуживающий лишь уничтожения.
- 439 0
Буддизм: краткое описание религии | Ashaindia
Содержание:
- Кратко об истории возникновения буддизма
- Основные понятия и идеи буддизма
- Неотъемлемые четыре истины, лежащие в основе буддизма
- В буддизме выделяют три драгоценности
- Кратко о философии буддизма
- Направления буддизма
Идеи буддизма стали основой для возникновения одного из религиозных направлений. Для его последователей характерно желание достичь просветления, несмотря на расу или национальность. Буддизм относится к философским учениям, охватывающим различные направления человеческого мышления. Он подходит для людей с любым происхождением, вероучением и не требует знания определенного языка.
Кратко об истории возникновения буддизма
Согласно мнениям большинства историков, буддизм появился в середине первого тысячелетия до н. э. Изначально это учение было противопоставлением лидирующему в тот момент индийскому брахманизму. Его специфика заключалась во взаимосвязи между политикой и духовностью.
Известно, что появлению нового философского учения предшествовало кризисное состояние культуры и экономики страны. В родственных и политических связях индийского социума стали происходить изменения. Этот период характеризуется становлением взаимоотношений между различными классами общества.
Вскоре образовалось несколько групп и одиночных монахов, странствующих по Индии в целях распространения буддизма и обретения Дхармы (истины). Обычно они отказывались от мирских удовольствий и соблюдали аскезу. Странствующие монахи (шраманы) обычно имели собственное мировоззрение, которым делились с непросвещенными.
Большинство исследователей сходится во мнении, что основоположником новом религии стал Сиддхартха Готама (Гаутама), иначе называемый Буддой Шакьямуни, что переводится как «Просветленный мудрец из рода Шакья». Есть и другие его имена:
-
Джина – Свободный;
-
Саттхадева-Мануссанам – Учитель истины для людей и богов;
-
Саммасамбуддхо – Пробужденный полностью;
-
Локавиду – Знаток миров;
-
Арахам – Достойный уважения и почитания;
-
Авторы священных писаний говорят, что Сиддхартха родился в ночь майского полнолуния и сразу стал творить чудеса. Согласно легендам, младенец после появления на свет разом встал и объявил, что пришел спасти людей от мучений. Затем он сделал несколько шагов в направлении каждой из четырех сторон света. Под его ногами вырастали красивейшие цветы, позже названные лотосами.
Будде предрекали великое будущее, но один из предсказателей сообщил, что принц может стать царем или святым. Отец Сиддхартхи старался оберегать сына от внешнего мира в течение всей юности. Он окружал сына роскошью своих дворцов и не выпуская за их пределы. Будда стремился к получению знаний, поэтому у него было прекрасное образование.
Согласно легендам, Гаутама увидел за пределами дома реалии, от которых защищал его отец. Принц встретил на улицах родного города больных, нищих и старых людей. Затем он наблюдал похороны, после которых увидел отшельника, остававшегося спокойным и безмятежным.
Сиддхартха познал ранее не виденные реалии жизни. После этого царевичу стало понятно, что на Земле существуют неизменные вещи – старость, бедность, болезни и смерть. Но его не оставляла мысль о безмятежности встреченного монаха. Она привела Готаму к выводу, что можно избавиться от мучений, если идти по пути просветления.
Сиддхартха долгое время странствовал и осваивал новые техники для саморазвития. Он соблюдал строгую аскезу, проходил обучение у наставников по йоге, медитации. В своих экспериментах по самопознанию царевич использовал техники умерщвления плоти, из-за которых был на грани гибели. После этого он изменил отношение к своему пути. Сиддхартхе стало ясно, что строгие ограничения только изнуряют тело и мешают развитию духа.
При сообщении Буддой Гаутамой нового знания соратники по аскезе покинули его, считая, что он дал слабину и оставил свой путь к нирване. Царевич стал снова странствовать в одиночестве. Однажды в изнурении он оказался возле г. Гая региона Мадагха, где увидел дерево Бодхи. Он сел медитировать под его крону, дав обет, что не встанет, пока не испытает просветления.
Сиддхуртху искушали демоны и приспешники злых духов, но царевич был непоколебим. Через 49 дней с начала медитации Готама Будда достиг своей цели, а затем еще несколько суток размышлял о будущих деяниях. После этого Сиддхартха отправился в мир, проповедуя новое знание о Дхарме, нирване и сансаре.
Следует упомянуть, что Будда предупредил учеников о своей предстоящей смерти. Он попросил их задать любые интересующие вопросы. Но ни один из последователей не нашел в себе сомнений или непонимания. Более подробную информацию можно найти в книгах соответствующей тематики, которые продаются в магазине «Ашанти».
Основные понятия и идеи буддизма
Буддизм – древнее философское учение, построенное на отсутствии расового разделения. Его основатель Сиддхартха Гаутама не хотел делать из своих достижений культа и не требовал поклонения. Но в итоге учение стали называть мировой религией благодаря его широкому распространению и своеобразному пониманию каждым адептом.
Буддизм считают мировой религией, популярной благодаря своей многогранности. В его основе лежит принятие всех людей с их хорошими и плохими мыслями, отрицаниями:
-
атеизм – отсутствие веры в высшие силы и божества;
-
агностицизм – истина о невозможности познать весь мир;
-
скептицизм – сомнение в существовании Дхармы.
Главная цель буддизма – вступление (в том числе – наставление других) на кратчайший путь, ведущий к нирване. Она является высшей точкой пробуждения и осознания своей души. Согласно легендам, просветления достигают те, кто прошел через самоотречение и отказ от внешнего комфорта. Путь аскезы считают наиболее подходящим для достижения просветления. Важно пройти его с опытным наставником, помогающим придерживаться золотой середины, а не крайностей.
Благодаря долгим и глубоким размышлениям в медитативном состоянии Сиддхартха смог прийти к самосознанию. Гаутама Будда определил для себя, что люди зависят от мнения других и очень привязаны к благам этого мира. От этого и появляются страдания, ведь из-за таких размышлений дух человека деградирует и теряет свою уникальность.
Неотъемлемые четыре истины, лежащие в основе буддизма
Одним из основных учений буддизма считают «Четыре благородные истины», которые были составлены Гаутамой Буддой. Эти принципы житпришли к нему во время просветления. Будда сообщил своим последователям, что они сложны для восприятия, так как доступны только мудрецу.
Сиддхартха считал, что большинство людей околдованы страстями и желаниями. Поэтому они не смогут осознать условность существующих в мире вещей. По словам разных монахов, Готама считал, что есть люди, способные прийти к самосознанию, так как они еще не погрузились в жажду жизни. Краткая формулировка четырех истин, на которых основан буддизм:
Существует понятие дукхи, включающее негативные переживания (злость, страх, страдания), которые влияют на каждого человека. Они связаны не только с несчастьями или болезнями, но и с радостными событиями (рождение ребенка, погоня за счастьем, стремление к богатству). Но Сиддхартха пришел к мысли, что нет возможности избежать старения, болезни, смерти. Это приводит к выводу, что потеря любимых и близких людей, здоровья, богатства неизбежна.
Дукхи имеют причины, способствующие возникновению зависимости. Ее основой служит невежество, ведущее к желанию иметь все мирские и духовные богатства. Согласно мнению Сиддхартхи, люди стремятся обладать властью над всеми органами чувств. Это становится основой для привязанности к собственному телу и материальным вещам. Также человек стремится к бессмертию, но в нем неискоренимо самоуничтожение. В буддизме люди подобны огню – в своем желании стать значительнее, они сами себя поглощают и в итоге становятся пеплом.
От любых негативных переживаний и причин их появления можно избавиться. Сущность буддизма подразумевает, что важно отказаться от страстей и жажды всех проявлений физической жизни. Это значит, что необходимо отказаться от бездумных помыслов и сосредоточиться на добродетели. Важно осознать, что все желания непостоянны, поэтому они принесут только временное удовлетворение.
Освобождение от страстей помогает достичь нирваны. Если человек погасит огонь своих желаний, то он сможет остановить колесо сансары. Это приводит к остановке цикла перерождений, а значит, и избеганию страданий – болезней, старения, смерти. В этом случае дух человека приходит к умиротворенности, безмятежности и не испытывает страданий.
Будда Шакьямуни считал, что нужно держаться срединного пути, то есть отыскать золотую середину между роскошью и аскезой. Благодаря такому мышлению Сиддхартха сумел достичь просветления. Этот способ достижения нирваны и стал четвертой истиной, высказанной Буддой.
В буддизме выделяют три драгоценности
Все буддистские направления объединяют Три Драгоценности, представляющие их основы. В некоторых учениях говорится о том, что они являются более уникальными, чем другие богатства всех миров. В этих трех ценностях адепты во время медитации или молитвы находят убежище от мирских страстей. Основы буддизма:
-
Дхарма – истина, лежащая у корней учения;
-
Будда – достигший пробуждения создатель или последователь знания;
-
Сангха – буддийская община, живущая по законам учения.
Шакьямуни считал, что есть вероятность возрождения человека в любом теле. Благодаря кармическому закону душа может пройти колесо сансары и появиться на Земле среди плохих людей или получить более низкий статус. Также человек, в тело которого вселяется дух, может обладать несчастной судьбой.
Начинающие и опытные буддисты верят, что для достижения драгоценностей и последующего пробуждения нужно бороться с невежеством. Оно вызывает страсти, желания и неспособность принять истину. Избавление от этих качеств помогает достижения нирваны.
Кратко о философии буддизма
На основе определения википедии, буддизм не является полноценной религией, а больше относится к философии, так как не ставит в центре учения создателя мира (Бога). Он помогает человеку встать на путь самосознания и развития. В буддизме нет идеи о вечности души, которая искупает свои грехи. Общие истины учения Сиддхартхи:
-
Жизнь – это страдание.
Все составные вещи временны. После того, как возникают, рано или поздно они уничтожаются. Любое существование в буддизме символизируют огнем, который сам себя поглощает.
-
Страдания появляются из-за страстей. Люди сильно привязаны к материальным вещам, поэтому жаждет жизни во всех ее проявлениях. Страдания соразмерны желаниям.
-
Спасение от мучений возможно через отказ от страстей и жажды. В нирване человек достигает блаженства, освобождающего от мирских желаний и колеса сансары.
-
Для спасения от страстей прибегают к восьмеричному пути. Именно такой способ избавления от страданий считают золотой серединой, так как он позволяет избежать крайностей.
Буддизм проповедует истину о том, что каждое деяние человека к нему вернется. Все поступки находят свой отклик и оставляют отпечаток на карме. Идеи буддизма говорят, что для спасения души нужно следовать Восьмеричному пути. Он включает в себя правильное понимание вещей и следование канонам. Восьмеричный путь рассказывает о этапах постижения истины:
-
осознать наполненность мира страданиями;
-
ограничить страсти и желания, основанные на эгоизме;
-
следить за речью – она не должна нести зла и соответствовать канонам буддизма;
-
совершать добродетельные деяния и избегать плохих поступков;
-
вести правильную жизнь без вреда окружающему миру;
-
прикладывать усилия – настроиться на добро, избавиться от гнева, алчности, гордыни;
-
развивать верное памятование – уйти от мирских страстей, желаний и мыслей, несущих зло;
-
тренировать сосредоточенность и заниматься медитацией до ощущения полнейшего спокойствия.
Первые два этапа пути предполагают приход к мудрости и называют «праджня». Следующие три ступени – «шила» – правила поведения для выработки подходящей для просветления нравственности. Шестой, седьмой и восьмой этап пути воплощают «самадху» — дисциплину помыслов и ума.
Направления буддизма
Первые последователи Будды объединились в сангху (общину) и странствовали 8 месяцев в году, проповедуя Дхарму. Во время сезона дождей они собирались в монастырях, продолжая рассказывать о новом знании всем желающим. Буддисты отказывались от своих денег и собственности, брили голову налысо и одевались в простые одежды (обычно – желтых цветов).
Они придавали большое значение аскезе и согласны были жить даже в пещерах. На месте их захоронений помещали ступы – полусферические монолитные сооружения. Иногда они имели внутреннее помещение, входы в которые замуровывали.
После ухода Шакьямуни из земного тела его последователи канонизировали буддистские положения. Но большая часть учения и жизнеописания Будды была записана через 3-4 столетия после его смерти. В результате постепенно образовалось несколько школ, описывающих пути к пробуждению.
Основные направления буддизма
Название |
Описание |
Махаяна |
Учение говорит, что любой человек может прийти к просветлению и спасению духа. В нем сказано о тройственной природе Будды – реальная, нематериальная и великие качества. Первое воплощение является той частью, которая участвует в перерождениях (сансара). Второе представляет собой возвышенные или божественные формы, а третье – набор черт, делающих Будду великим.
Благодаря этому учению появился пантеон бодхисаттв, помогающих людям на пути к пробуждению. |
Тхеравада |
Для достижения просветления последователи этого учения строго соблюдают каноны буддизма. Основной смысл тхеравады – саморазвитие. Человек должен придерживаться аскезы и самостоятельно стремиться к просветлению. |
Ваджраяна |
Это направление учит техникам медитации и контролю сознания с помощью гуру, дакини, йидам. Первый термин обозначает наставника, передающего свое мастерство последователю. Дакини – это женщины или энергетические формы, которые владеют таинством различных буддистских практик. Характеристика Йидам представляет описание живого божества или высшего существа, выбранного учеником для помощи в достижении нирваны. |
Ламаизм |
Это учение практикуют тибетские монахи. |
Хинаяна |
Идеальным образом учения считают монаха – единственного, кто способен выйти из колеса сансары. В хинаяне нет бодхисаттв, божеств и других высших созданий, помогающих человеку достичь просветления. Учение говорит о том, что каждый должен самостоятельно идти к нирване, придерживаясь аскетичного или простого образа жизни. В некоторых источниках есть информация о существовании многих мест, где люди блаженствуют (Рай) или подвергаются мучениям (Ад). |
Основой философии буддизма, если говорить кратко, является знание о том, что мир наполнен страстями, зависимостями и страданиями. Для достижения блаженства человек стремится к спасению от них, чтобы прийти к пробуждению. Освободившись от мирских желаний, можно достичь спокойствия и безмятежности.
Особенность буддизма в том, что он стал философским учением, популярным во всем мире. Его причисление к классу религий ошибочно, так как в нем нет общепризнанных догм о божественном происхождении мира. В центре буддизма нет всепрощающего и всемогущего существа свыше. Божества здесь воспринимаются иначе, чем в других вероучениях.
Цель буддизма состоит в просветлении, достижении спокойствия и безмятежности. Его сходство с всемирными религиями заключается в отказе от страстей, негативных мыслей и совершении хороших поступков. Такой путь ведет к добродетели, постижению высшей истины и окончательном избавлении души от любых мучений.
Будда запрещал создание скульптур в свою честь. Но после его смерти учение постепенно набрало популярность, поэтому статуи и храмы для поклонения стали возводить повсеместно. Одна из известнейших скульптур отлита из бронзы и установлена на острове Лантау (Гонконг). Ее высота 34 м, а вес – 250 т.
Видео: Буддизм — краткая суть
Буддийское общество
Поделитесь этой статьей
Электронная почта
Слово Будда означает Пробужденный, происходящее от санскритского корня budh – «пробуждать». Это человек, который полностью пробудился, словно от глубокого сна, и обнаружил, что страдание, как и сон, закончилось. Однако исторический Будда был таким же человеком, как и все остальные, но исключительным; то, что он заново открыл, было способом, которым может идти каждый, при условии, что он к этому склонен.
Исторический Будда Гаутама не был первым Буддой. Были и другие, которые прошли этот путь до него. Он не был богом, пророком или каким-либо сверхъестественным существом. Он был, как мы видели, тем, кто родился, жил и умер человеком. Замечательный человек, открывший способ достижения истинной мудрости, сострадания и свободы от страданий. Он «вновь открыл древний путь в древний город», который был сокрыт и забыт. Своими собственными усилиями он смог найти путь от страданий к освобождению, и те, кто последовал за ним, сохранили этот путь открытым.
Будда не учил, что Бог создал Вселенную. Он указал на великий Закон или Дхарму, пронизывающую все сущее. Живя в соответствии с этим Законом, можно достичь истинной Мудрости и Сострадания и, следовательно, свободы от страданий. Однако страдание можно преодолеть, только столкнувшись с ним и пережив его. Говоря словами Будды: «Я учу страданию и выходу из страдания». Основные буддийские доктрины включают следующее:
Причинно-следственная цепь / Двенадцать связанных причинно-следственных связей
Эта важная доктрина учит взаимосвязи всех вещей и, в частности, закону Кармы и механизму, с помощью которого мы создаем мир страданий для себя и других, и наоборот; образ жизни, уменьшающий страдания для всех и ведущий к освобождению.
Три признака бытия
(1) Изменение (2) Страдание (3) отсутствие «я»
Первый, Изменение, указывает на основной факт, что в мире нет ничего фиксированного или постоянного. Мы сами уже не те люди ни физически, ни эмоционально, ни ментально, какими были десять лет — или даже десять минут назад! Таким образом, живя так, как мы живем, как изменчивые существа на зыбучих песках, мы не можем обрести постоянную безопасность.
Что касается второго Знака, то мы уже видели, как опыт Страдания отправил Будду в его великий духовный поиск, хотя страдание — не очень хороший перевод исходного слова, дуккха. Дуккха подразумевает в целом неудовлетворительную и несовершенную природу жизни. Однако из этого не следует, что буддисты верят, что вся жизнь состоит из страданий. Буддисты верят, что в жизни есть счастье, но знают, что оно недолговечно и что даже в самых удачливых жизнях есть страдание. Счастье подчиняется закону изменения и непостоянства.
Нет-I, третий Знак, немного сложнее.
Буддисты не верят, что в человеческих существах есть что-то вечное или неизменное, нет души или самости, в которых могло бы закрепиться устойчивое чувство «я». Вся идея «я» на самом деле в основе своей ложна, она пытается устроиться в неустойчивом и временном наборе элементов. Возьмем традиционную аналогию с тележкой. Тележку можно разбить на основные компоненты — ось, колеса, валы, борта и т. д. Тогда тележки больше нет; все, что у нас есть, это куча компонентов. Точно так же «я» состоит из различных элементов или совокупностей (кхандх): формы (рупа-кхандха), чувства-ощущения (приятного, неприятного, нейтрального), (ведана-кхандха), восприятия (санна-кхандха), волевая умственная деятельность (санкхара-кхандха), чувственное сознание (виннана-кхандха).
Четыре благородные истины
(1) Благородная истина о страдании (2) Благородная истина о происхождении страдания (3) Благородная истина о прекращении страдания (4) Благородная истина о пути, ведущем к прекращению Страдания: Благородный Восьмеричный Путь.
Буддизм начинается с факта страдания. Однако, прежде чем мы сможем что-то с этим сделать, мы должны узнать его причину, которая является глубоко укоренившимся чувством «я», которое есть у всех нас. Из-за этого мы всегда боремся за получение приятных вещей и избегаем болезненных вещей, чтобы обрести легкость и безопасность, и вообще манипулировать людьми и ситуациями, чтобы они были такими, какими «я» их хочу. И поскольку остальной мир не обязательно соответствует тому, что я хочу, мы часто обнаруживаем, что движемся против общего течения вещей, и в процессе получаем боль и разочарование. Таким образом, страдание можно положить конец, превзойдя это сильное чувство «я», чтобы прийти к большей гармонии с вещами в целом. Средством для этого является Благородный Восьмеричный Путь.
Благородный восьмеричный путь
(1) Правильный взгляд. (2) Правильная мысль. (3) Правильная речь. (4) Правильное действие. (5) Правильный образ жизни. (6) Правильное усилие (7) Правильное внимание. (8) Правильная концентрация.
Колесо является символом Дхармы и изображено с восемью спицами, которые представляют Благородный Восьмеричный Путь. Правильные воззрения важны с самого начала, потому что, если мы не можем увидеть истину Четырех Благородных Истин, мы не сможем ничего начать. Из этого естественным образом вытекает правильная мысль. «Правильно» здесь означает в соответствии с фактами: с тем, как обстоят дела, которые могут отличаться от того, какими я хотел бы их видеть. Правильная мысль, правильная речь, правильное действие и правильный образ жизни включают в себя моральную сдержанность, воздержание от лжи, воровства, совершения насильственных действий и зарабатывания на жизнь способом, наносящим вред другим. Моральное сдерживание не только помогает достичь общей социальной гармонии, но также помогает нам контролировать и уменьшать чувство «я». Подобно жадному ребенку, «я» становится большим и непослушным, чем больше мы позволяем ему идти своим путем. Далее важно Правильное Усилие, потому что «я» процветает в праздности и неправильном усилии; некоторые из величайших преступников являются самыми энергичными людьми, поэтому усилие должно соответствовать уменьшению I, и в любом случае, если мы не готовы прилагать усилия, мы не можем вообще надеяться на достижение чего-либо ни в духовном смысле, ни в жизни. . Последние два шага Пути, Правильная Внимательность, или осознание, и Правильная Концентрация, или погружение, представляют собой первую стадию на пути к освобождению от страдания. Осознавать и быть в единстве с тем, что мы делаем, необходимо для правильной жизни. Эта практика принимает множество форм, но на Западе формальная практика называется медитацией. В самой простой форме буддийской медитации человек сидит со скрещенными ногами на подушке на полу или прямо на стуле. Он/она спокойно наблюдает за подъемом и спадом дыхания. Если возникают мысли, эмоции или импульсы, он просто наблюдает, как они появляются и исчезают, как облака в голубом небе, не отвергая их, с одной стороны, и не увлекаясь мечтами или беспокойством, с другой. Этому следует учиться под руководством учителя, точно так же, как Будда изучал медитацию.
Три Огня
(1) Желание/Жажда, (2) Гнев (3) Заблуждение
‘Ваш дом в огне, горит Тремя Огнями; в нем нет жилища», — так говорил Будда в своей великой Огненной проповеди. Дом, о котором он здесь говорит, — это человеческое тело; его сжигают три огня: (1) Желание/Жажда, (2) Гнев и (3) Заблуждение. Это все виды энергии, и их называют «огнями», потому что, не прирученные, они могут бушевать в нас и причинять вред нам и другим людям! Однако должным образом успокоенные посредством духовной тренировки, они могут быть преобразованы в подлинное тепло настоящего человечества.
В целом
‘Не делать зла; взращивать добро; очистить свое сердце — таково учение всех будд».
Хотя буддисты высоко ценят такие добродетели, как любящая доброта, человечность, терпение и даяние, возможно, больше всего они ценят мудрость и сострадание. Идея ахимсы или непричинения вреда очень тесно связана с состраданием. Сострадательное желание не причинять вреда всем существам, включая животных, растения и мир в целом. Во всем буддизм придает большое значение уверенности в себе, и сам Будда говорил своим последователям не верить без вопросов, а проверять это на себе. Буддизм также является очень практичной религией и направлен на то, чтобы помочь людям жить мирной жизнью.
Буддисты также стараются активно практиковать буддийские добродетели в своей повседневной жизни. Конечная цель всей буддийской практики — вызвать такое же пробуждение, которого достиг сам Будда посредством активной трансформации сердца и страстей и освобождения от «я».
Дхарма: Учение Будды
Достигнув просветления, Будда произнес свою первую проповедь, рассказывая своим ученикам о страдании и способах его избежать. Это учение включает Срединный Путь, Четыре Благородные Истины и Восьмеричный Благородный Путь. Истины, которые открыл Будда, называются Дхарма .
Скачать (PDF) Дополнительный контент
Посмотреть полный альбом
Проповеди и учения Будды указывали на истинную природу вселенной, на то, что в буддизме известно как Дхарма . Свою первую проповедь он произнес на окраине города Варанаси в оленьем парке под названием Сарнатх. Эта первая проповедь представляет обзор страданий и пути избавления от страданий. Она называется «Четыре благородные истины». Будду часто описывают как врача, который сначала диагностирует болезнь, а затем предлагает лекарство для ее лечения. «Четыре благородные истины» следуют этому образцу:
1. Жизнь включает в себя страдание, духкха .
«Болезнь», которую Будда диагностировал как человеческое состояние, — это duhkha , термин, часто переводимый на английский язык как «страдание» или «неудовлетворенность». Будда говорил о трех типах духкха . Во-первых, это обычное страдание душевной и физической боли. Во-вторых, есть страдание, вызванное изменением, простой факт, что все вещи, включая счастливые чувства и состояния блаженства, непостоянны, как и сама жизнь. В-третьих, это страдание, вызванное неспособностью признать, что ни одно «я» не существует в одиночестве, но все и все, включая то, что мы называем своим «я», обусловлено и взаимозависимо.
2. Страдание вызвано желанием и цеплянием.
Будда видел, что побуждение страстно желать, желать или схватить что-то, чего у человека нет, является основной причиной страдания. Из-за непостоянства и постоянного изменения всего того, что мы называем «реальностью», попытка удержаться за нее так же обречена на разочарование, как и попытка застолбить кусок реки.
3. Есть выход из страданий.
Это хорошие новости Дхармы . Можно положить конец эгоцентричному желанию, положить конец духкхе и таким образом обрести свободу от постоянного чувства «неудовлетворенности».
4. Путь — это «Благородный восьмеричный путь».
Чтобы развить эту свободу, человек должен практиковать привычки этического поведения, мышления и медитации, которые позволят ему двигаться по пути. Эти восемь привычек включают в себя:
- Правильное понимание: истинное и глубокое знание, например, того, что неблаготворные действия и мысли имеют последствия, как и благотворные действия и мысли.
- Правильное намерение: признание того, что действия формируются привычками гнева и эгоизма или привычками сострадания, понимания и любви.
- Правильная речь: признание моральных последствий речи; правдивость.
- Правильное действие: Соблюдение пяти заповедей, лежащих в основе всякой нравственности: не убивать, не воровать, не вступать в сексуальные проступки, не лгать и не затуманивать разум одурманивающими веществами.
- Правильные средства к существованию: Зарабатывать на жизнь способами, согласующимися с основными заповедями.
- Правильное усилие: взращивание такого образа жизни с вниманием, терпением и настойчивостью, которые необходимы для возделывания поля.
- Правильная осознанность: развитие «присутствия ума» посредством ежеминутного осознания медитативной практики, включая осознанность дыхания, осознанность ходьбы и осознанность телесных ощущений.
- Правильная концентрация: развитие способности направлять рассеянный и рассеянный ум и сердце в центр, фокус и ясно видеть сквозь эти сосредоточенные ум и сердце.