Ученик платона сократ: Платон: ученик Сократа и учитель Аристотеля, едва избежавший участи раба

Платон: ученик Сократа и учитель Аристотеля, едва избежавший участи раба

Платон, общавшийся как с Сократом, так и с Дионисием, познал, насколько опасен гнев тирана.

Ученик Сократа, родственник тирана

Биографии поэтов и философов редко попадали в поле зрения серьезных греческих историков. О них писали в основном любители занимательных фактов. Поэтому в биографии Платона и других философов правду не всегда легко отделить от вымысла. Кроме поздней работы о мыслителе, написанной Диогеном Лаэртским, сохранились и письма Платона. Некоторые факты его биографии можно вычленить из его философских трудов.

Под вопросом даже настоящее имя философа. В Античности писали, что в действительности его звали Аристокл, а Платон было прозвищем. Он получил его то ли за физические данные, то ли за ширину лба. Скорее всего, это легенды, и Платон было настоящим именем.

Он происходил из аристократической семьи. Отцом Платона был Аристон, а матерью — Периктиона. Семья принадлежала к дему Коллит. Родители философа были выходцами из знатных семей, предки которых занимали почетную должность архонта-эпонима в VII и VI веках до н. э. Мать Платона происходила из того же рода Кодридов, что и законодатель Солон.

Платон на фреске Рафаэля «Афинская школа».

У Платона было два старших брата Адимант и Главкон и сестра Потона. Братья Платона сражались в рядах афинского ополчения при Мегаре в 409 году до н. э.

Вскоре после рождения Платона умер его отец Аристон. Периктиона была выдана замуж за брата своей матери (в Афинах такие браки допускались) Пирилампа. Он был вдовцом и воспитывал сына Демоса от первого брака.

Известно, что Пириламп был состоятельным человеком и другом Перикла. Он разводил экзотических птиц и, как поговаривали злые языки, посылал их в подарок любовницам Перикла. Тем не менее он сражался в рядах афинского ополчения в битве с беотийцами при Делии (424 год до н.

э.) и был ранен. Периктиона родила новому мужу еще одного сына, которого назвали Антифонт в честь отца Пирилампа.

Точные даты о жизни Платона практически не известны. Немногие факты можно извлечь из фрагментов современных ему авторов. Так, известно, что будущий философ родился в Афинах в 420-е годы до н. э. Он покинул полис в 28 лет, после казни Сократа. А скончался в Афинах на 13-й год правления Филиппа Македонского (348/347 год до н. э.).

Как и другие знатные афиняне, Платон должен был получить домашнее образование. Оно включало музыку, основы математики, астрономии, философии, истории. С общественной жизнью подростка должны были знакомить старшие родственники. В случае с Платоном это, вероятно, делали его братья. Скорее всего, так он и познакомился с Сократом, которого знал Главкон.

Платон должен был слушать и модных в ту эпоху софистов, собиравших вокруг себя учеников. Тот факт, что он сделал некоторых из них героями своих диалогов, говорит о его знакомстве с софистами.

В юности, как и другие молодые афинские аристократы, Платон был учеником Сократа. О дружбе юноши с философом писал в своих «Воспоминания о Сократе» его другой ученик Ксенофонт. В частности, он вспоминает подробный разговор между Сократом и братом Платона Главконом, который уже в юности имел политические амбиции.

Судя по сохранившемуся письму Платона, он достиг совершеннолетия к концу Пелопоннесской войны, когда Афинами управляла коллегия Тридцати. Молодой человек возлагал большие надежды на новое правительство из 51 человека (30 и двух подчиненных им коллегий), в которое входили его родственники — дядя Хармид и дядя или двоюродный дед Критий (глава правительства). Тогда же он получил предложение от своего родственника Крития заняться политикой. Платон решил подождать, а потом увидел, что режим Тридцати еще хуже прежней демократии.

Давид «Смерть Сократа».

Через год в ходе гражданской войны в Афинах восстановили демократию, а Критий и Хармид погибли. В 399 году до н. э., когда Сократа осудили на казнь, Платону было около 25. Через несколько лет он с несколькими другими учениками Сократа уехал в Мегару, чтобы учиться у философа Евклида. После обучения у Евклида Платон вернулся в Афины. Ему исполнилось 30, и он должен был вступить в права земельного владения.

Тиран Дионисий

Платон писал, что ему было около 40 лет, когда он впервые посетил двор сиракузского тирана Дионисия Старшего. Правитель был деятельным и просвещенным, при его дворе неоднократно гостили выдающиеся современники.

Платон отправился ко двору Дионисия около 385 года до н. э. К этому времени он уже написал часть своих диалогов и должен был приобрести известность в греческом мире. Предполагают, что часть его диалога «Государство» тоже уже была написана и опубликована.

Сначала Дионисий был расположен к Платону. Однако спустя некоторое время философ своими суждениями вызвал гнев тирана. Греческие историки приводят разные детали, но все повторяют рассказ, как Дионисий продал Платона в рабство.

Согласно Диодору, философа продали на невольничьем рынке за 20 мин. Несколько греческих философов собрали деньги, чтобы выкупить Платона. Они отправили его в Грецию, напомнив, что мудрому человеку следует меньше общаться с тиранами.

Плутарх приводит более захватывающую историю. Пока Платон жил в Сиракузах, приближенные Дионисия и его родственник Дион (позже сыграл видную роль в истории Сиракуз) охотно слушали философа. Платон и Дион остались друзьями вплоть до гибели последнего. Свободные речи и критика тирании вызвали гнев Дионисия. Молодой Дион тайно посадил философа на триеру, уходившую с Сицилии. Капитаном корабля был спартанец Поллид, которому Дионисий чуть ранее приказал убить Платона или хотя бы продать в рабство. Поллид так и сделал — он отвез философа на Эгину и продал.

Спартанец Поллид был реальным историческим лицом, о котором писали современники. Чуть позже продажи Платона в рабство, которая должна была произойти в 380-е годы до н. э., в 376 году до н. э. Поллид командовал спартанской эскадрой в морской битве против афинян при Наксосе. Хотя, как писал Диодор, Поллид храбро сражался, спартанцы проиграли морскую битву, а сам Поллид погиб. Так он и вошел в историю — спартанец, который продал в рабство Платона и проиграл морской бой при Наксосе. «Так божество отомстило за философа», — подводит итог судьбе Поллида Диоген Лаэртский.

Диоген Лаэртский приводит третью версию рассказа о продаже в рабство. Дионисий выдал философа прибывшему с посольством Поллиду. Он отвез его на Эгину, где философа продали в рабство. В это время Эгину посетил философ Анникерид Киренский, который выкупил Платон и отвез в Афины. Когда друзья философа или Дион отдали Анникериду деньги, он купил на них земельный участок, на котором Платон основал свою Академию.

Академия Платона

После возвращения с Сицилии около 383 года до н. э. философ основал свою школу, которую он назвал Академией. Это была открытая площадка в роще, куда мог прийти любой желающий, чтобы вместе с другими изучать философию.

Учениками мыслителя становились не только афиняне, но и уроженцы других полисов.

Карта Аттики с Академией.

Во времена Платона с учеников Академии не брали плату. Из труда Диогена Лаэртского известны имена 19 самых выдающихся учеников, но их было намного больше.

Среди учеников Академии были две женщины — Аксиотея из Флиунта и Ластения из Мантинеи. Также при жизни основателя в Академию пришли историк Гераклид Понтийский, племянник и преемник Платона Спевсипп, Ксенократ Халкедонский, который стал третьим главой Академии после Спевсиппа, и, естественно, Аристотель.

Платон, Дион и Дионисий

В 366 году до н. э. Платон снова отправился в Сиракузы. Годом раньше умер Дионисий, и власть на Сицилии унаследовал его сын Дионисий Младший. К тому времени прежний ученик Платона Дион достиг зрелого возраста и стал ближайшим советником нового правителя.

Дион потратил много сил, чтобы уговорить мыслителя вновь приехать на Сицилию. Он убеждал его, что втроем они могли провести реформы и положить конец творящемуся злу тирании. Кроме того, убеждал Дион, если откажется Платон, наставниками Дионисия станут недостойные люди.

Дионисий хорошо принял философа. Платон и Дион пытались развить лучшие качества Дионисия, которого они считали способным человеком. Вскоре произошел конфликт между тираном и его родственником Дионом. При дворе правителя действовала партия во главе с другим родственником Дионисия — Филистом. Он предоставил тирану доказательства, что Дион вел тайные переговоры с Карфагеном.

Дионисий изгнал Диона из государства, но демонстративно попросил Платона остаться при его дворе и поселил его в своем дворце, откуда трудно было сбежать. Платон пытался помирить тирана с родственником, но потерпел неудачу. Писали, что философ вызвал гнев Дионисия, но в этот раз у него нашелся влиятельный заступник — правитель-философ Тарента Архит.

Письмо последнего Дионисию с просьбой позволить Платону безопасно покинуть город цитирует Диоген Лаэртский. После этого он вернулся в Афины, но продолжил поддерживать переписку с Дионисием, надеясь помирить его с Дионом.

Предположительно, бюст Архита Тарентского.

Тем временем изгнанный Дион отправился в Грецию. Он побывал в нескольких городах, где был тепло принят, и некоторое время жил и учился в Академии. Там он, в частности, подружился с учеником и будущим преемником Платона Спевсиппом.

В 361−360 годах до н. э. Платон в третий раз побывал при дворе Дионисия Младшего. Дионисий настойчиво приглашал Платона (но не своего родственника Диона) на Сицилию. Платон согласился только после третьего приглашения, когда тиран прислал за ним корабль и пообещал помириться с Дионом, если философ примет его приглашение. Дионисию вторил правитель Тарента Архит, писавший, что от Платона зависят отношения между Тарентом и Сиракузами.

Прибыв на Сицилию, философ понял, что Дионисий не будет следовать его наставлениям. Кроме того, ранее тиран позволял Диону получать доходы со своих владений. Теперь он объявил, что эти средства должен получать сын Диона, опекуном которого являлся тиран.

Между Платоном и Дионисием произошла ссора, и философ хотел отбыть в Афины на первом судне, которое идет в Грецию. Тирану снова удалось его удержать. Как писал сам философ, для всей Сицилии они делали вид, что дружат, но Платон искал способ покинуть Сиракузы.

Через некоторое время Дионисий выселил Платона из своего дворца и поселил за пределами городских стен Сиракуз. Там философ жил в окружении наемников тирана. Афиняне, служившие наемниками, предупредили земляка, что наемники раздражены и хотят его убить. Платон послал письмо Архиту, и правитель Тарента убедил Дионисия отпустить философа на родину.

Платон сообщил Диону, что не смог помирить его с Дионисием. Это было последней каплей для изгнанника, и он начал подготовку к войне. В 357 году до н. э. Дион завещал свое имущество в Академии Спевсиппу и со сторонниками отправился на Сицилию. Вместе с ними отправился ученик Платона Тимонид, чтобы записать их деяния для истории. Дион захватил Сиракузы, а через три года смог захватить и внутреннюю крепость Ортигию.

Место, где располагалась Академия.

Через несколько месяцев Дион был убит заговорщиками во главе с его другом афинянином Каллиппом, который провозгласил себя тираном Сиракуз. Так закончилась жизнь человека, который был настоящим другом Платона и пытался воплотить его идеи в жизнь.

Платон дал достойную эпитафию погибшему другу: «От его глаз нисколько не скрылось, что те, кто его погубил, были скверные люди, однако какова сила их дикости, мерзости и ненасытности, этого он не видел».

Хотя Платон, похоже, так и не женился, он был окружен своими родственниками. Его племянник Спевсипп был его учеником и преемником в качестве главы Академии. В 360-е годы до н. э. умерли две племянницы философа, и он взял на себя опеку над их 4 детьми. Адимант, вероятно внук брата Платона того же имени, был объявлен по завещанию наследником его имущества.

Спевсипп в представлении гравера 17 века.

Платон умер около 347 года до н. э. Философ был похоронен в Академии, которая стала главным его детищем, продолжившим существовать на протяжении всей античной истории.

Платон – краткая биография — Русская историческая библиотека

если вам нужны ПОДРОБНЫЕ сведения по этой теме, прочтите на нашем сайте статью Платон – биография. Читайте также статьи Диалоги Платона – краткое содержание, Диалоги Платона – анализ, Диалектика у Платона, Мир идей и мир вещей у Платона, Платон о Вселенной, Учение Платона о душе, Учение Платона о государстве, Платон «Государство» – краткое содержание, Платон «Законы» – краткое содержание, Аристотель – биография и Аристотель – краткая биография

 

Платон. Краткая биография. Слушать аудиокнигу

 

 

Великий древнегреческий философ Платон (428–348 до Р. X.) был гениальнейшим из учеников другого крупнейшего эллинского мудреца – Сократа. Основа философии Платона – учение об идеях – имело источником сократовский призыв к истинному познаванию понятий, которые не субъективны (как утверждали модные современники Сократа и Платона – софисты), а составляют самостоятельный бестелесный мир, существующий вне мира чувственного. Платон полагал, что только в мире идей и заключается действительная истина.

Великий греческий философ Платон

 

Сын знатных афинских граждан Аристона и Периктионы, Платон вёл происхождение от легендарного аттического царя Кодра. Многие из родственников матери Платона были видными политиками. Его дядя, Хармид, участвовал в знаменитом аристократическом правительстве «тридцати тиранов». День рождения Платона – 7-го фаргелиона (21 мая) – приходился на число, которое древние греки праздновали как день рождения бога Аполлона. Многие почитатели философа считали его воплощением этого божества. В Элладе рассказывали легенды о том, что чрезвычайное красноречие Платона было дано ему в младенчестве музами, которые послали пчёл положить на уста ребёнка чудесный мёд.

Юность Платона пришлась на годы, следовавшие за великой эпохой Перикла. Афинская образованность в это время процветала. Но Перикл слишком потворствовал желаниям демократической черни, и после его смерти преобладание легкомысленной народной толпы принесло Афинам немало бедствий. Семья Платона и сам философ принадлежали к аристократической оппозиции, мечтавшей изжить в согражданах сильно распространившиеся после Перикла леность, болтливость, трусость и корыстолюбие.

Настоящее имя Платона – Аристокл. Прочно закрепившееся за ним прозвище «Платон» («широкий») философ получил в юности то ли за свою широкую грудь, то ли за широкий лоб. Происходя из богатого класса, Платон имел средства смолоду приобщиться к превосходному афинскому образованию. Кроме различных отраслей естественного и гуманитарного знания, он занимался рисованием и музыкой, а в гимнастике достиг такого совершенства, что, как говорят, даже одержал победу на олимпийских и немейских играх. Обладая поэтическим талантом, Платон в юности пробовал сочинять стихотворения и драмы, но после знакомства на 20-м году жизни с великим Сократом бросил литературу и целиком отдался философии. Говорят, что Платон благодарил небо за четыре благодеяния: что он родился человеком, а не животным, мужчиной, а не женщиной, греком, а не варваром, и более всего – за то, что он родился афинским гражданином и современником Сократа. И сам Сократ сразу разглядел в Платоне философский гений.

Учитель Платона, Сократ

Автор фото — Eric Gaba

 

Гибель любимого учителя, присуждённого афинским народом к смерти по преувеличенному обвинению (399 г. до Р. Х.), усилила в Платоне неприязнь к демократии. Он отошёл от участия в общественной жизни родного города и ещё настойчивее предался научным исследованиям. 30-летний Платон покинул Афины и отправился в длительное путешествие, рассчитывая встретиться во время него с мудрыми людьми различных стран и почерпнуть от них глубокие познания. Он прожил некоторое время в городе Мегаре, у другого ученика Сократа – Эвклида, который пытался соединить сократизм с диалектикой элейской школы. Затем Платон изучал в ливийской Кирене геометрию у математика Феодора. Потом он около трёх лет жил в Египте, и некоторые биографы утверждали, что тамошние жрецы ознакомили его со своим древним тайным учением. Из Египта Платон хотел ехать в Персию и к индийцам, чтобы приобщиться к восточной мудрости, но отказался от этого дальнего путешествия, хотя, по некоторым сведениям, встречался с халдеями и магами в Финикии. С Востока Платон отправился в Южную Италию, вёл в Таренте учёные беседы с правителем этого города, прославленным пифагорейцем Архитом. Из Тарента Платон выехал на Сицилию.

В Сиракузах правил тогда знаменитый тиран Дионисий Старший. Зять его Дион, юноша большого ума и высоких стремлений, познакомившись с идеями Платона, представил его тестю в надежде облагородить Дионисия идеализмом платоновского учения. Но Дионисий пришёл в страшный гнев, когда Платон сказал ему, что обычному человеку легче достигнуть добродетели, нежели тирану и что счастье и несчастье в жизни человека зависит более всего от того, справедлив он, или нет. Составитель сборника биографий философов Диоген Лаэрций пишет, что Дионисий сказал Платону: «Твои речи отзываются старческой слабостью!», а философ отвечал: «А твои – тиранством».

Южная Италия в эпоху Дионисия Старшего и Дионисия Младшего

Автор изображения – FlankerFF

 

Дионисий отослал Платона к спартанскому послу Поллису. Платон был гражданином враждебных Спарте Афин, и сиракузский тиран втайне внушил Поллису мысль схватить философа и продать его в рабство. Поллис так и поступил на острове Эгине, и из невольничества Платона едва успели выкупить за немалую сумму друзья. На 40-м году жизни он возвратился в родные Афины из странствий, длившихся около десятилетия.

Платон основал в Афинах философскую школу. Он устроил её к северо-западу от города, в Академии – роще, посвященной мифическому герою Академу и богине Афине. Школа Платона была общедоступной. Лекции философа могли слушать все желающие, вне зависимости от возраста, благосостояния и общественного положения. Академия пользовалась у афинян большой популярностью, хотя мало смысливший в сложных философских вопросах народ часто расходился, когда Платон начинал беседы о слишком тонких материях.

Деятельность Платона в Академии продолжалась около 40 лет, но прерывалась ещё двумя поездками в Сиракузы. Умершему в 368 г. до Р. Х. Дионисию Старшему наследовал его сын, Дионисий Младший. Новый тиран, человек ещё молодой, поначалу находился под сильным влиянием своего дяди, вышеупомянутого почитателя Платона, Диона. Потерпев неудачу в попытке воздействовать платоновской философией на Старшего Дионисия, Дион теперь решил возобновить её в отношении Дионисия Младшего.

Узнав от Диона, что новый сиракузский владыка обладает многими похвальными качествами, Платон загорелся мыслью осуществить в Сицилии политические идеалы, развитые им в сочинении «Государство». Так состоялась его вторая поездка в Сиракузы (367-365 до Р. Х.). Поначалу Платон был принят там с большими почестями и приобрёл уважение молодого тирана. Говорят, что дворец Дионисия окружило целое облако пыли, ибо под руководством Платона множество знатных лиц стало заниматься геометрией и чертить фигуры на песке. Но легкомысленный Дионисий вскоре подчинился влиянию кутил, ненавидевших идеалистов Платона и Диона. Собутыльники внушали молодому правителю, что Дион собирается отнять у него трон. Диону, а потом и Платону пришлось уехать из Сиракуз. Платон вернулся в Афины и возобновил преподавание в Академии.

Но вокруг снискавшего широкое уважение Диона в Греции сплотилась сильная партия. Она приобрела много сторонников и в Сиракузах. Под давлением этой группировки Дионисию пришлось вернуть на родину Диона. По вызову Диона в Сиракузы вновь – уже в третий раз – поехал и Платон (361 г. до Р. Х.). Однако вражда партии Диона и её сиракузских противников вскоре дошла до большой остроты. Дион был опять изгнан, а старика Платона перевели из дворца в квартал наёмных войск. Там его собирались убить, и жизнь философа спасло лишь влиятельное заступничество пифагорейца Архита тарентского. В 360 г. Платон возвратился в Афины. Дион три года спустя вооружённой силой изгнал Дионисия Младшего из Сиракуз, но и сам укрепился там лишь ненадолго.

Ученик Платона, Аристотель. Скульптура работы Лисиппа

 

Остаток жизни Платон провёл в Афинах, продолжая преподавать в Академии, где у него появился великий ученик – Аристотель. Платон умер тихой кончиной на 81-м году от рождения, в 348 до Р. X. И при жизни великого философа, и после смерти его личность была окружена всеобщим уважением. По Греции ходили яркие рассказы о скромности, уме, самообладании и прочих высоких душевных качествах Платона.

Главная часть философско-литературного наследия Платона — его знаменитые диалоги.

 

Сократ и Платон | Введение в философию: Hymowech

Сократ

Сократ широко известен как основатель философии и рационального исследования. Он родился около 470 г. до н. э., его судили и казнили в 399 г. до н. э. Сократ был первым из трех крупнейших греческих философов; другие — ученик Сократа Платон и ученик Платона Аристотель.

Сам Сократ ничего не писал. Мы знаем о его взглядах прежде всего из диалогов Платона, где Сократ является главным персонажем. Сократ также известен благодаря пьесам Аристофана и историческим сочинениям Ксенофонта. Во многих диалогах Платона трудно определить, когда представлены взгляды Сократа, а когда персонаж Сократа используется как рупор для взглядов Платона.

Сократ был хорошо известен в Афинах. Он был эксцентричным, бедным, уродливым, смелым, стойким и сдержанным. Он был выдающимся ветераном, который храбро сражался за Афины и явно был равнодушен к неудобствам войны. Сократ утверждал, что слышал божественный внутренний голос, который он называл своим даймоном , и он был склонен впадать в кататоническое состояние концентрации.

Противоречивые взгляды ионийских и элейских философов-естествоиспытателей поощряли скептицизм в отношении нашей способности получать знания путем рационального исследования. У софистов этот скептицизм проявляется в эпистемическом и моральном релятивизме. Эпистемический релятивизм — это точка зрения, согласно которой не существует объективного стандарта для оценки истинности или вероятной истинности наших убеждений. Скорее, эпистемологические стандарты рассуждений соотносятся с точкой зрения и интересами человека. Грубо говоря, это точка зрения, согласно которой то, что верно для меня, может быть неверно для вас (когда мы говорим не только о себе). Эпистемический релятивизм не проводит различия между знанием, верой или мнением, с одной стороны, и истиной и реальностью, с другой. Возьмем довольно глупый пример: если я думаю, что сегодня вторник, то для меня это правда; и если вы думаете, что это четверг, то это то, что верно для вас. В подобных случаях эпистемологический релятивизм кажется довольно абсурдным, однако многие из нас привыкли к мысли, что, скажем, убеждения о моральной приемлемости смертной казни могут быть истинными для одних людей и нет для других.

Моральный релятивизм — параллельное учение о моральных стандартах. Моральный релятивист считает, что нет объективных оснований считать одни этические мнения правильными, а другие нет. Скорее, этические суждения могут быть сделаны только относительно той или иной системы моральных убеждений, и ни одна система не может быть оценена как объективно лучшая, чем другая. Поскольку более ранние попытки рационального исследования дали противоречивые результаты, софисты считали, что ни одно мнение не может быть названо знанием. Согласно софистам, вместо того, чтобы давать основания думать, что одни убеждения истинны, а другие ложны, рациональная аргументация может быть плодотворно использована только как риторика, искусство убеждения. Для эпистемического релятивиста ценность разума заключается не в раскрытии истины, а в продвижении своих интересов. Эпистемический и моральный релятивизм софиста снова стал популярным в последние годы и имеет академическое продолжение во многих «постмодернистских» произведениях.

Сократ не был эпистемологическим или моральным релятивистом. Он преследовал рациональное исследование как средство открытия правды об этических вопросах. Но он не выдвигал никаких этических доктрин и не претендовал на какое-либо знание этических вопросов. Вместо этого его критика софистов и его вклад в философию и науку пришли в форме его метода исследования.

Как сократовский метод изображается в сократовских диалогах Платона, собеседник предлагает определение или анализ какого-то важного понятия, Сократ выдвигает возражение или приводит контрпримеры, затем собеседник переформулирует свою позицию, чтобы справиться с возражением. Сократ выдвигает более изощренное возражение. Предлагаются дальнейшие переформулировки и так далее. Сократ использует диалектику для дискредитации чужих притязаний на знание. Обнажая невежество своих собеседников, Сократ также показывает, как можно продвигаться к более адекватному пониманию.

Хороший пример сократовского метода в действии можно найти в одном из ранних сократовских диалогов Платона, Euthyphro .

  • Вот ссылка: http://www.gutenberg.org/ebooks/1642 .
  • Вот Euthyphro в виде аудиокниги: http://www.gutenberg.org/ebooks/19840.

В диалогах Платона мы часто встречаем Сократа, который спрашивает о природе чего-либо, а затем критически исследует предлагаемые ответы, находя разнообразные разъясняющие возражения, которые часто подсказывают следующие шаги. В этом диалоге Сократ и Евтифрон обсуждают природу благочестия или святости. Сократ и Евтифрон так и не смогли окончательно определить, что такое благочестие, но они многое узнают о том, как терпят неудачу различные попытки определить благочестие. Диалог работает так же, если мы заменим благочестие нравственной добродетелью. Понимание таким образом, Euthyphro приводит классический аргумент против теории божественного повеления, представления о природе морали, согласно которому правильное является правильным просто потому, что так повелевает Бог.

Сократ не хотел, чтобы мы верили, что на наши вопросы нет правильных ответов. Он искренне ищет истину в этом вопросе. Но он хотел убедить нас, что исследование трудно и что непроверенные притязания на знание представляют собой не более чем тщеславие. Хотя Евтифрон и Сократ не достигают полного знания природы благочестия, их понимание расширяется за счет проверки ответов, которые предлагает Евтифрон. Мы приходим к выводу, почему благочестие нельзя понять, просто приведя его примеры. Хотя примеры благочестивых поступков не могут дать нам общего понимания благочестия, тот факт, что мы можем идентифицировать примеры того, что благочестиво, предполагает, что мы имеем некоторое представление об этом понятии даже при отсутствии ясного его понимания.

После нескольких неудачных попыток дать определение благочестию Евтифрон предполагает, что благочестиво то, что любимо богами (всех их греки признали немало). Многие верующие продолжают придерживаться той или иной версии Теории Божественного Повеления. В своем ответе Евтифрону Сократ указывает нам на довольно разрушительную критику этого взгляда и любого взгляда, который основывает мораль на авторитете. Сократ спрашивает, является ли благочестие благочестивым потому, что его любят боги, или же боги любят благочестивое, потому что оно благочестиво. Предположим, что боги согласны любить только то, что благочестиво. Остается вопрос, объясняет ли их любовь к благочестивым их благочестие, или же благочестие некоторых вещей объясняет, почему боги любят их. Как только этот вопрос о том, что должно объяснять то, что становится ясным, Евтифрон соглашается с Сократом в том, что боги любят то, что благочестиво, потому что оно благочестиво. Проблема с альтернативным взглядом, что благочестивое является благочестивым, потому что оно любимо богами, состоит в том, что этот взгляд делает благочестие совершенно произвольным. Все могло бы быть благочестивым, если бы благочестие сводилось лишь к тому, чтобы боги любили вас. Если боги любят пытки щенков, то это было бы благочестиво. Надеюсь, это кажется абсурдом. Ни Сократ, ни Евтифрон не желают признать, что благочестивое совершенно произвольно. В этот момент Сократ указывает Евтифрону, что, поскольку благочестие поступка объясняет, почему боги любят его, он не смог объяснить, что такое благочестие. Объяснение не может работать в обоих направлениях. Принимая благочестие за объяснение любви богов, мы остаемся без объяснения того, что такое благочестие само по себе. Евтифрон сдается вскоре после этой неудачной попытки и уходит в раздражении. Если мы заменим в этом обмене идеями разговоры о том, что Бог делает вещи правильными или неправильными, на разговоры о богах, любящих благочестие, мы легко увидим, что теория божественного повеления приводит к довольно неприятным результатам, поскольку мучить невинных щенков было бы невыносимо. правильно, если Бог повелел. Мы вернемся к этой проблеме позже, когда будем рассматривать этическую теорию. Хотя мы не доходим до конца исследования благочестия (или доброты) в Euthyphro , мы заметно продвинулись в понимании того, почему несколько ошибочных учетных записей должны быть отброшены. Сократ не опровергает скептика или релятивистского софиста, заявляя, что он открыл истину о чем бы то ни было. Вместо этого он показывает нам, как заниматься рациональным исследованием, и показывает нам, как мы можем добиться прогресса, серьезно принимая возможность рационального исследования.

Платон

Платон

Платон (429-347 до н.э.) происходил из семьи с высоким статусом в древних Афинах. Он был другом и поклонником Сократа, и в некоторых из его ранних диалогов рассказывается о событиях из жизни Сократа. Сократ — персонаж всех диалогов Платона. Но во многих образ Сократа используется как выражение собственных взглядов Платона. В отличие от Сократа, Платон предлагает очень развитые и тщательно аргументированные взгляды на очень многие вещи. Здесь мы кратко представим его основные метафизические, эпистемологические и этические взгляды.

Метафизика и эпистемология

Метафизику и эпистемологию Платона лучше всего резюмирует его устройство разделительной линии. Вертикальная линия между столбцами ниже разделяет реальность и знание. Он разделен на уровни, которые определяют, что в действительности соответствует конкретным способам мышления.

Объекты Способы мышления
Формы Знания
Математические объекты Мышление
Отдельные предметы Вера/мнение
Изображения Визуализация

Здесь мы имеем иерархию Модусов Мышления, или типов ментальных репрезентативных состояний, где высшим является знание форм, а низшим — воображение (в буквальном смысле формирование образов в уме). Соответственно этим степеням знания у нас есть степени реальности. Менее реальное включает в себя физический мир и еще менее реальное — наши представления о нем в искусстве. Чем более реальными мы встречаемся, исследуя универсальную природу различных видов вещей и процессов, с которыми мы сталкиваемся. Согласно Платону, единственными объектами познания являются формы, являющиеся абстрактными сущностями.

Говоря, что формы абстрактны, мы говорим, что, хотя они и существуют, они не существуют в пространстве и времени. Они являются идеалами в том смысле, что форма, скажем, форма лошадиности, является образцом или парадигмой бытия лошадью. Все физические лошади принимают форму лошадиности, но олицетворяют ее лишь в частичной и различной степени совершенства. Например, ни один реальный треугольный объект не является идеально треугольным. Но все настоящие треугольники имеют нечто общее — треугольность. Форма треугольности свободна от всех несовершенств различных реальных случаев треугольности. Мы получаем представление о чем-то более или менее идеально треугольном. Тот факт, что различные треугольники подходят ближе к совершенству, чем другие, предполагает, что существует некий идеальный стандарт «идеальной треугольности». Для Платона это форма треугольника. Платон также использует моральные стандарты, такие как справедливость, и эстетические стандарты, такие как красота, чтобы допустить такие степени совершенства. Красивые физические вещи в той или иной степени являются частью формы красоты. Но все они несовершенны в той или иной степени и в той или иной степени. Однако в форме красоты отсутствуют несовершенства ее пространственно-временных экземпляров. Совершенная красота — это не то, что мы можем изобразить или вообразить. Но идеальная форма красоты необходима для объяснения того, насколько красивые вещи похожи, и для понимания того, как вещи могут быть красивыми в той или иной степени, меньшей, чем совершенная.

О физических вещах, событиях и положениях дел, с которыми мы знакомы благодаря нашему чувственному опыту, может быть только мнение. Поскольку физические вещи постоянно меняются, степень, в которой мы можем понять, как обстоят дела в любом данном месте и в любое время, не имеет большого значения. Знание природы форм есть постижение всеобщей сущностной природы вещей. Именно интеллектуальное восприятие того, что общего у различных вещей, таких как лошади или люди, делает их предметами своего рода. Платон разделяет мнение Сократа о том, что знать добро — значит делать добро. Таким образом, его представление об эпистемическом совершенстве в поиске знаний о формах будет центральным компонентом его концепции моральной добродетели.

Этика

Платон предлагает нам тройственное описание души. Душа состоит из рационально мыслящего элемента, мотивирующего волевого элемента и порождающего желание вожделеющего элемента. Платон предлагает историю рационального элемента души, выходящего из состояния благодати (знания форм) и низвергаемого в человеческое состояние непокорными аппетитами. Эта история об отношении души к несовершенному телу подтверждает точку зрения Платона о том, что познание форм является своего рода воспоминанием. Это обеспечивает удобный источник знаний в качестве альтернативы просто эмпирической и несовершенной поддержке нашего чувственного опыта. Платон проводит аналогию между своим представлением о душе и колесницей, запряженной двумя лошадьми, одна послушная, другая мятежная. Возничий на этой картине олицетворяет разумную стихию души, добрый конь — послушную волю, а плохой конь, конечно же, олицетворяет эти скверные земные аппетиты. Каждому из элементов души соответствует добродетель; для разумного элемента есть мудрость, для волевого элемента души есть мужество, а для вожделения есть воздержание. Умеренность — это умение держать свои аппетиты под контролем. Это может звучать как хроническое самоотречение и подавление, но при правильном понимании это не так. Умеренность и мужество воспитываются привычкой. Управляя своим аппетитом, культивируя хорошие привычки, считает Платон, мы можем желать того, что действительно полезно для нас (вы знаете, хорошее питание, физические упражнения, меньше кабельного телевидения и больше философии — такого рода вещи).

Мудрость приобретается через обучение, диалектику или «воспоминание». Возможно, чтобы сделать эпистемологический момент менее метафизически нагруженным, мы можем думать о воспоминании как о прозрении. Более общая добродетель справедливости понимается как каждая вещь, функционирующая так, как должна.

Чтобы понять платоновскую концепцию справедливости применительно к человеку, подумайте о возничем, управляющем и контролирующем свою команду; обе лошади бегут в заданном направлении и с заданной скоростью. Справедливость включает в себя рациональный элемент, будучи мудрым и ответственным. Для человека быть справедливым — это просто вопрос наличия других добродетелей и их гармоничного функционирования вместе.

Учитывая этический взгляд Платона на добродетель как на три элемента души, функционирующих вместе должным образом, политическая философия Платона выражается в его взгляде на государство как на человеческое «предписание в целом». Спроецируйте стандарты, которые Платон предлагает для добродетели отдельного человека, на совокупность индивидуумов в обществе, и вы получите платоновское видение добродетельного государства. В добродетельном состоянии властвует рациональный элемент (философы). Добровольный элемент (опекуны или военное сословие) послушен и смел в проведении политики рационального руководства. А аппетитный элемент (бизнес-класс, ориентированный на прибыль) действует в рамках правил и ограничений, разработанных рациональным элементом (например, честно придерживаясь стандартов бухгалтерского учета). Умеренный бизнес-класс имеет мотив получения прибыли, руководствуясь интересами общества посредством регулирования, разработанного наиболее рациональными. Добродетельный бизнес-класс воздерживается от того, чтобы сделать свой комфорт и снисходительность главной заботой государства. Другими словами, Платон не был бы поклонником полностью свободных рынков, но он также не отказался бы полностью от рыночной экономики.

Платоновское видение социальной справедливости неэгалитарно и антидемократично. Хотя его взгляд сегодня не был бы популярен, все же стоит принять во внимание его критику демократии и правления народа. Платон предлагает Сократу подойти к этому диалектически, задав ряд вопросов о том, кого мы хотели бы взять на ту или иную работу. Предположим, у нас есть зерно и мы хотим, чтобы оно было переработано в муку.

Мы не пойдем за этим к сапожнику или дрессировщику, мы пойдем к мельнику. Предположим, у нас есть лошадь, которую нужно дрессировать. Мы явно не пошли бы к мельнику или пекарю для этого важного дела, мы пошли бы к дрессировщику лошадей. В общем, мы хотим, чтобы важные функции выполнялись людьми, обладающими опытом или мудростью, чтобы делать их хорошо. Теперь предположим, что у нас есть состояние, которое нужно запустить. Очевидно, мы не хотели бы поручать эту важную работу мельнику, сапожнику или дрессировщику лошадей. Мы хотели бы, чтобы кто-то, кто знает, что он или она делает, отвечал. Платон имеет здоровое отношение к опыту. По Платону, демократия сводится к передаче наиболее важных с этической точки зрения должностей людям, у которых меньше всего знаний и мудрости в этой области. Очень мало оснований ожидать, что государство, управляемое сапожниками, мельниками и дрессировщиками, будет добродетельным государством.

Сократ, Платон и Аристотель: большая тройка греческой философии

Обновлено: 22-12-2021

Этика для чайников учения Сократа, Платона и Аристотеля. Вы не можете начать изучение мировой философии, не упомянув об этих парнях: Большой тройке древнегреческих философов.

Сократ: афинский философ на углу улицы

Сократ был философом большого города в древних Афинах. Обвиненный и осужденный за развращение молодежи, его единственным настоящим преступлением было смущение и раздражение ряда важных людей. Его наказанием была смерть.

Известная цитата: «Неизученная жизнь не стоит того, чтобы жить».

Сократ не писал книг; он просто любил задавать наводящие, а иногда и унизительные вопросы, что и породило знаменитый сократовский метод обучения. Этот уличный философ сделал карьеру, разоблачая напыщенных болтунов.

Платон: философ, который станет королем

Аристократический человек с большим количеством денег и превосходным телосложением, Платон в свое время выиграл два приза как борец чемпионата. На самом деле, настоящее (и малоизвестное) имя этого человека было Аристокл; Платон был просто прозвищем, данным ему его друзьями, первоначальный оттенок которого указывал на его широкие плечи.

Платон стал увлеченным и талантливым учеником Сократа и написал знаменитые диалоги, в которых его учитель словесно боролся с противниками. Наш борец верил в предсуществование и бессмертие души, считая, что жизнь есть не что иное, как заточение души в теле. В дополнение к физическому миру существует небесное царство большей реальности, состоящее из Форм, Идеалов или Идей (таких как Равенство, Справедливость, Человечность и т. д.).

Его главное достижение: он написал знаменитый трактат (Республика) об идеальном обществе, в котором он выразил мысль, что королем из всех людей должен быть философ (большой сюрприз!).

Аристотель: долгий путь к золотой середине

Аристотель был лучшим учеником Платона. Он стал очень хорошо оплачиваемым наставником — возможно, самым высокооплачиваемым философом в истории — Александра Македонского. Аристотель основал свою собственную философскую школу, когда ему было 50 лет. Хотя он прожил еще всего десять лет, он выпустил почти тысячу книг и брошюр, лишь немногие из которых сохранились.

Этого великого мыслителя называли перипатетиком философом (peripateo означает «гулять»), потому что он любил читать лекции своим ученикам во время прогулки. Другую группу философов называли стоиков , потому что они предпочитали сидеть на крыльце ( stoa ), когда дули на ветер.

Ключевой темой мысли Аристотеля является то, что счастье является целью жизни. Аристотель был гораздо менее потусторонним, чем Платон. Он добровольно отправился в изгнание из Афин, когда условия стали для него несколько политически опасными, по его словам, «чтобы Афины дважды не согрешили против философии».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *