Учение жан кальвин: В Чем состоит учение жана кальвина и как оно связано с развитием капитализма

51 — Жан Кальвин и его учение

ПОДРОБНЫЕ сведения по этой теме даны в материале Жан Кальвин и кальвинизм. Читайте также статьи Кальвинизм, Жан Кальвин — краткая биография и Мигель Сервет

Впрочем, протестантизм времен Лютера и Цвингли был еще терпимее и более носил на себе следов влияния гуманизма, чем при третьем реформаторе Кальвине. Лютеранская и цвинглианская реформация возникла в германском племени и почти не выходила из его пределов, а реформация кальвинистическая совершилась в романском племени и распространилась среди разных других народов. По времени она была много позднее реформации Лютера и Цвингли.

Портрет Жана Кальвина

 

Жан Кальвин был по происхождению француз и на двадцать пять лет моложе Лютера и Цвингли. Человек сухой и черствый, заслуживший от своих школьных товарищей кличку Accusativus [«Обвинитель»], он получил юридическое образование. Если Лютер по воспитанию был схоластик, а Цвингли – гуманист, то Кальвин был прежде всего юрист. На изучении римского права с его точными и ясными формулами и с его строгою систематичностью он выработал свою логику, отличавшуюся неумолимою последовательностью. Лютер и Цвингли многое высказывали в пылу спора, сами себе нередко противореча или прямо переменяя свои мнения, а Кальвин, нашедший уже готовыми главные положения нового вероучения, построил из них стройную систему. Чувствуя себя небезопасным на родине после перехода в протестантизм, он переселился в Женеву, где и прожил с небольшим перерывом около двадцати пяти лет, сделавшись в этом городе как бы диктатором.

«Наставление в христианской вере» Кальвина. Женевское издание 1559 г.

 

В своей реформе Кальвин продолжал дело Цвингли, так же дав основанной им церкви республиканское устройство. Он начал свою деятельность с систематического изложения протестантизма, написав в 1536 г. знаменитое «Наставление в христианской религии». Кальвин принял учение Лютера, что человек оправдывается перед Богом не своими заслугами, но верою, и что эта вера есть особый дар милости Божией. И вера, учил Кальвин, не зависит от самого человека: иначе от человека зависело бы его спасение, что было бы только ограничением всемогущества Божия.

Свободную волю человека отрицал уже Лютер (между прочим, в полемике с Эразмом, стоявшим за свободную волю), но только Кальвин сделал последние выводы из учения о предопределении. По его взгляду, Бог изначала и совершенно независимо от будущего поведения людей одних предопределяет к вечному блаженству, других – к вечному мучению. Только одни «избранные» и составляют истинную церковь, но так как при жизни никто не знает, к чему он предопределен, то все должны принадлежать к видимой церкви и вести себя так, как требует закон Божий, дабы быть достойными благодати Божией, в случае предызбрания к спасению. Учение Кальвина об евхаристии тоже стоит в тесной связи с догматом о предопределении; в таинстве сообщается благодать, но только «избранным».

Реформаторы Женевы: Гийом Фарель, Жан Кальвин, Теодор Беза, Джон Нокс. «Стена реформаторов» в Женеве

 

Истинные последователи Кальвина все были внутренне убеждены в своем избранничестве и применяли к себе библейские указания о народе Божием, призванном истреблять безбожников. (Впрочем, эта черта была и у сектантов). Отсюда их непреклонная гордость, строгость нравов и неумолимая суровость к грешникам и к людям, не разделявшим их взглядов. При помощи своих сторонников Кальвин превратил Женеву в подобие монастыря. Реформатор осудил и сектантов, заявив, что Бог раз навсегда открыл свою волю в Священном Писании, осудил и светский гуманизм, признав, что «невежество верующего лучше гордости знающего». Кальвину удалось (по цюрихскому соглашению) соединить основанную им церковь с цвинглианскою в одну, которая стала называться реформатской. В середине XVI в. он занял положение главного представителя реформации («женевский папа»), и Женева сделалась своего рода «протестантским Римом». Сюда стекались из разных мест гонимые за веру, отсюда отправлялись проповедники реформации в другие страны. Кальвинизм из Швейцарии распространился во Франции и Германии, в Англии и Шотландии, в Голландии, в Венгрии, в Польше и Литве.

 

Учение Кальвина (кальвинизм) | История.

Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тест

Загрузка…

Тема:

Реформация в Германии

Раздел:

Реформация в Западной Европе

Волны Реформации разо­шлись по всей Европе. В середине 30-х годов XVI в. ее важным центром стала Швейцария. В отличие от Германии, она не знала давления импе­раторской и княжеской власти и значительно слабее чувствовала влия­ние католической церкви. Это позволило швейцарским реформаторам действовать решительнее лютеран.

Развитие Реформации в Швейцарии связано с именем Жана Кальвина (1509-1564).

Жан Кальвин родился во Франции в семье юриста. В 14 лет поступил в универ­ситет, получил прекрасное гуманитарное и юридическое образование. После того как во Франции начались жестокие преследо­вания сторонников Реформации, Кальвин был вынужден покинуть родину. По при­глашению магистрата Женевы он стал про­поведником в этом крупном торгово-бан­ковском центре. Суровый аскет с железной силой воли, Кальвин был человеком ред­костной трудоспособности: полное собра­ние его сочинений составляет 59 томов.

Жан Кальвин

Кальвин утверждал, что человек не является свободным в выборе своего жизненного пути. Его судьба заранее предопределена Богом: одни обречены на вечное проклятие и скорбь, другим даровано спасение и вечное блаженство. Изменить этот приговор или избежать его никто не в силах. Однако, если человек правильно реализует свое жизненное призвание, он может надеяться на спасение. Каждый — от правителя государства до обычного слуги — должен проявить свои способности, заложенные в него Богом, и стремиться достичь успеха в том деле, кото­рым занимается. Именно в этом заключается его главное служение Богу и вера в него. Лень — это большой недостаток, а заслуги, богатство, успех и даже обычная благодарность — проявление божественной благо­склонности, знак будущего спасения души.

Загрузка…

Вместе с тем Кальвин требовал от верующих умеренности в трате денег на питание, одежду, украшение жилья. Он считал, что человек работает и копит деньги не для того, чтобы бездумно развлекаться, а для обретения Царства Небесного. В Женеве резко сократилось количе­ство праздничных дней и установился жесткий контроль за поведением жителей. Им запрещалось не только играть в азартные игры и танце­вать на пирах, но и читать развлекательную литературу, смотреть спектакли, сопровождать музыкой процессии. Особенно строго следили за посещением церковных служб, поощряя доносы соседей на наруши­телей этого правила.

Уклад кальвинистской церкви заметно отличался не только от като­лической, но и от лютеранской. В ней отсутствовала церковная иерар­хия. Все дела решала община, объединявшая несколько десятков веру­ющих. Каждая община была самостоятельной и независимой от других, но между собой они поддерживали связи для обмена опытом, а в случае необходимости — и для совместных действий.

Учение Кальвина убеждало в необходимости старательно и плодо­творно работать, нацеливало на воспитание в человеке дисциплины, собранности, волевых качеств. Оно нашло понимание и поддержку со стороны бережливого бюргерства и ранних предпринимателей. Настав­ления женевского проповедника наилучшим образом соответствовали духу и потребностям времени — времени зарождения капитализма. Материал с сайта http://worldofschool.ru

Не существовало у кальвинистов и возведенного в сан духовенства. Отправлял службу и читал проповедь пастор, которого избирали из числа людей образованных и красноречивых. Кальвинистская церковь отлича­лась более демократичной, чем в других церквях, организацией, и это вызывало симпатии к ней простых людей. Часть дворянства, недоволь­ную усилением королевской власти, привлекало то, что Кальвин призна­вал за подданными право на свержение правителя. Деловые круги достой­но оценили идеалы труда, накопления и бережливости, заложенные в учении Кальвина. Все это обеспечило кальвинизму множество привер­женцев.

Наряду с лютеранством он распространился на значительные территории. К кальвинизму примкнула часть населения Англии, Фран­ции, Нидерландов, Германии, Скандинавских стран, Шотландии, Венг­рии, Чехии, Польши. Со временем европейцы, которым из-за религиозных убеждений пришлось спасаться от преследований власти и эмигрировать, перенесли идеи кальвинизма в Америку.

Вопросы по этому материалу:

Материал с сайта http://WorldOfSchool.ru

Христианские мыслители 101: Ускоренный курс по Джону Кальвину


Жан Кальвин был одним из великих голосов протестантской Реформации, но во что именно он верил и какой еще вклад он внес в христианство? Вот ваш краткий курс о жизни и достижениях Жана Кальвина, а также о том, почему он по-прежнему важен сегодня.

Кем был Джон Кальвин?

Жан Кальвин (1509–1564) родился в Нуайоне, Пикардия, Франция, в религиозной римско-католической семье. Он изучал гуманитарные науки в Парижском университете, но его отец хотел, чтобы он изучал право, поэтому он получил степень юриста в Орлеанском университете. Поскольку Джон Кальвин не хотел быть юристом, он вернулся к изучению классической литературы. В Париже он оставил Римско-католическую церковь и стал частью протестантского движения Реформации, которое тогда распространялось по Европе. Позже он переехал в Женеву, Швейцария, где стал одним из лидеров формирующейся реформатской теологической традиции. Хотя он был реформатором во втором поколении, Джон Кальвин стал вторым по величине голосом протестантской Реформации после Мартина Лютера. Его часто называют величайшим систематическим теологом Реформации и самой влиятельной фигурой во всей реформатской теологической традиции. Но он также был скромным и неприхотливым человеком. По его собственной просьбе он был похоронен в безымянной могиле. Я думаю, пастор Кальвин был бы обеспокоен тем, что реформатская богословская традиция широко известна как «кальвинизм».

Что написал Джон Кальвин?

Возможно, двумя самыми важными работами Кальвина являются  Институты христианской религии  и его обширные комментарии к Библии. Первый начинался как основной катехизис реформатской веры, но позже был развит Кальвином в полное систематическое изложение реформатского богословия. Он считается настоящим богословским шедевром протестантской Реформации. Вторая работа представляет собой не отдельную книгу, а скорее группу отдельных комментариев, которые Кальвин, одаренный библейский толкователь, написал ко многим книгам Библии.

Во что верил Джон Кальвин?

Христиане различных традиций продолжают защищать некоторые верования Жана Кальвина. Ниже приведены, пожалуй, три наиболее важные богословские идеи Жана Кальвина:

  1. Sensus Divinitatis  (Чувство Божественного): Кальвин утверждал, что, поскольку люди созданы по образу Бога, мы обладаем базовым и интуитивным пониманием Бога, которое усиливается нашей встречей с сотворенным порядком.
  2. Жан Кальвин, как и последователи кальвинистского движения после него, верил, что люди были созданы по образу Божию. Однако их грехопадение отрицательно повлияло на все наше существо и, таким образом, сделало нашу волю порабощенной грехом, сделав нас неспособными выбирать Бога без возрождающей благодати.
  3. Находясь под сильным влиянием писаний апостола Павла в Священном Писании, Кальвин провозгласил, что из падшего человечества Бог избрал определенных людей (избранных) и пролил на них спасительную благодать через личность Иисуса Христа, гарантируя, что эти люди пребудут ко спасению.

Почему Джон Кальвин важен сегодня?

Жана Кальвина критикуют за его твердое убеждение в предопределении и избрании, а также за его связь с казнью раскольника шестнадцатого века Михаила Серветуса, которого реформатские политические власти в Женеве обвинили в ереси. Однако именно политические лидеры Женевы, а не Кальвин, казнили Сервета. Тем не менее, Жан Кальвин несомненно является одним из величайших христианских теологов всех времен и одним из самых влиятельных людей в истории христианского мира и западной цивилизации.

Хотя Кальвина часто ошибочно принимают за спекулятивного мыслителя, в глубине души он был глубоким ученым и проницательным толкователем Библии.

Когда христиане-евангелисты подтверждают суверенитет Бога и в то же время верят, что люди в какой-то мере являются морально ответственными агентами, они поднимают тот спорный теологический вопрос, о котором писал Жан Кальвин. Более того, когда евангелисты утверждают, что люди кажутся религиозными по своей природе, они затрагивают идею, подчеркнутую Кальвином.

Другие статьи из серии «Христианские мыслители 101»: Святой Августин; К. С. Льюис; Блез Паскаль; Святой Ансельм; Святой Афанасий; Святой Фома Аквинский; Джонатан Эдвардс; Сёрен Кьеркегор; Святой Бонавентура; Мартин Лютер; Ириней; Тертуллиан; Святой Василий; Святой Иероним; Юстин Мученик; Уолтер Мартин; Рональд Нэш; Мортимер Адлер

Размышления: Ваша очередь

Хотя богословская доктрина суверенитета Бога может быть довольно противоречивой, есть ли смысл, в котором она может быть практически утешительной? Если да, то как? Посетите Reflections  на WordPress, чтобы прокомментировать свой ответ.

Ресурсы

  • Хорошая биография Кальвина находится в «Джон Кальвин: Пилигрим и пастор » У. Роберта Годфри.
  • Для изучения Кальвина и теологической традиции, которая часто носит его имя, см. Неприспособленный Кальвин: Исследования в основании богословской традиции Ричард А. Мюллер.
  • Чтобы изучить горячо оспариваемые богословские дебаты об истинности или ложности кальвинизма среди протестантов-евангелистов, см. книги За кальвинизм
    Майкла Хортона и Против кальвинизма Роджера Олсона.

Учение Жана Кальвина — Протестантский музей

Кальвин изложил свое учение в своем основном труде : Институты христианской религии.

Институты христианской религии

  • Кальвин

Кальвин родился через поколение после Лютера и Цвингли, и его задачей было не предлагать оригинальные идеи, а последовательно организовывать новое видение его предшественников. Его ясное изложение доктринальных вопросов во многом способствовало продвижению этих идей.

Он повторил центральное послание Лютера о свободном спасении верующих через Христа. Он также утверждал, что оправдывается только верой, sola fide , а не делами. Но в то время как центральное послание Лютера было сосредоточено на Иисусе-Христе, послание Кальвина вслед за Цвингли было скорее сосредоточено на Боге, Soli Deo Gloria означающем славу одному Богу.

Учение о свободном спасении лучше всего определяется благодаря двойному предопределению, которое означает, что Бог избирает одних для спасения, а других для проклятия. Реформаторы нашли большую силу в этом учении. Для верующего было радостью узнать, что он был избран из-за своей веры в Бога. Кальвин настаивал на падении человека после совершения первородного греха, чтобы возвеличить Божье величие и благословение спасения.

Как и Лютер, Кальвин утверждал, что истину можно найти только в Писании, sola scriptura , но он использовал гуманистическую методологию.

Подобно Лютеру и Цвингли, он отвергал чистилище, молитвы за усопших и поклонение святым, которые, как он считал, не имели силы заступничества.

Церковные таинства

Кальвин соблюдал два таинства – крещение и Евхаристию. Он не соглашался с Лютером по поводу Евхаристии и сближался с Цвингли. Оба они отвергли католическое учение о пресуществлении. Лютер считал, что Христос присутствовал в хлебе и вине причастия, тогда как для Кальвина Христос присутствовал во время Святого причастия, но только через Святого Духа и веру верующих.

В своих церковных таинствах Кальвин утвердил свою экклезиологию, провозглашенную в Женеве в 1541 году.

Он организовал Церковь и ее связи с гражданскими властями. Эти основы реформированной Церкви все еще присутствуют сегодня в четырех служениях, т. е. пасторах, докторах, старейшинах и дьяконах.

Кальвин отделил власть церкви от власти гражданского правительства. Церковь приобрела некоторую независимость от государства.

Библиография

  • Книги
    • ФУКС Эрик, Мораль Селон Кальвин , Серф, Париж, 1986
    • Жизель Пьер, Ле Крист де Кальвин , Дескле, Париж, 1990
    • MILLET Olivier, Calvin et la dynamique de la parole , Champion, Париж, 1992
    • WENDEL François, Calvin, sources et évolution de sa pensée religieuse , Labor et Fides, Genève, 1985

Сопутствующие туры

  • Жан Кальвин

    С публикацией своей книги «Учреждение христианской религии» Жан Кальвин заявляет о себе как о главном богослове реформатского течения. Его вызвали в Женеву, что…

Связанные примечания

  • Церковные уставы (1541)

    В церковных постановлениях Жан Кальвин определяет организацию Церкви и отношения между реформированной Церковью и политической властью в Женеве.

  • Ульрих Цвингли (1484-1531)

    Цвингли, пастор и теолог, основал Реформацию на изучении Библии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *