Учение платона об идеях кратко: Вопрос 5. Учение Платона об идеях

Вопрос 5. Учение Платона об идеях

Платон (427–347 гг. до н.э.). Все сущее Платон делит на две сферы: с одной стороны, вечные и самосущие идеи (общие понятия) и, с другой, проходящие, текущие и несамостоятельные вещи чувственного мира.

Идеи существуют безотносительно к миру вещей, они – более ранние мысли, чем мысли о вещах. Идеи – модели вещей, с которыми мы имеем дело. Они вечны, неизменны, беспредельны. Они их сущность. И доступны они лишь понимающему уму. Идеи рождаются из принципов Единого и Диады. «Единое» – есть Благо в себе.

Человеческая душа подобна идее. Она едина и неделима. Душа состоит из двух частей:

1) высшей, разумной, с помощью которой человек созерцает мир идей;

2) чувственной. Платон сторонник теории переселения душ. Только самые совершенные, исправившиеся души остаются навсегда в царстве идей. Тело – темница для души (1000 лет). Освободиться из нее можно путем познания идей, которые созерцает разумная душа.

С этим связано и учение о припоминании, которое оказало большое влияние на развитие идеалистической теории познания не только в античности, но и в Средние века, и в Новое время.

Платон полностью разделяет рационалистический подход Сократа к проблемам этики: условием нравственных поступков также считает истинное знание. Платон пытается преодолеть субъективизм теории познания софистов и достигнуть верно го, объективного знания. Работа с понятиями по установлению родовидовых отношений получила название диалектики.

Основная задача и предмет философии – познание мира идей путем диалектического процесса мышления как процесса образования и разделения понятий, и выявление их совместимости (или несовместимости) с предметным миром. Существует 2 метода познания: чувственный (неподлинный) и понятийно-мысленный (подлинный).

Объект познания распадается на два: мир изменчивых и конечных во времени предметов и мир вечных неизменных идеальных сущностей – идей.

Предметный мир есть мир теней, отражение подлинного, идеального; Идеи претендуют на роль «действительной» реальности.

Философия Платона – объективный идеализм, т.к. материя рассматривается как производное от нематериально предшествующих материи идей, существующих вне и независимо от сознания людей. Идея мыслится им как нечто неизменное и тождественное себе, а материя – как «начало иного» – изменчивого, текучего, непостоянного. Она – принцип чувственного мира. Материя лишена определенности и потому непознаваема. По Платону, вещи и явления мира «становления» не могут стать предметом научного знания в силу их материальности.

Платон признает существование вполне реального, независимого от сознания человека, т.е. объективного идеального бытия. Платон создал теорию общего как закона для единичного, теорию необходимых и вечных закономерностей природы и общества, противостоящую их фактическому смешению и слепой нерасчлененности.

Философская мысль Древней Греции достигла наибольшей высоты в творениях Аристотеля (384-322 до н. э.), воззрения которого, энциклопедически вобравшие в себя достижения античной науки, являют собой грандиозную систему конкретно-научного и собственно философского знания. Исходя из признания объективного существования материи, Аристотель считал ее вечной, несотворимой и неуничтожимой. Материя не может возникнуть из ничего, не может также увеличиться или уменьшиться в своем количестве. Однако сама по себе материя, по Аристотелю, пассивна. Она содержит лишь возможность возникновения вещей. Чтобы эту возможность превратить в действительность, надо придать материи соответствующую форму. Под формой Аристотель подразумевал активный творческий фактор, благодаря которому вещь становится действительной. Материя — своего рода глина. Для того чтобы из нее возникли разнообразные вещи, необходим гончар — бог (или ум). Форма и материя неразрывно связаны между собой, так что каждая вещь путем естественного развития получает свою форму. Весь мир представляет собой ряд форм, находящихся в связи друг с другом .

По утверждению Аристотеля, мировое движение есть цельный процесс: все его моменты взаимно обусловлены, что предполагает и наличие единого двигателя. Далее, исходя из понятия причинности, он приходит к понятию о первой причине. А это так называемое космологическое доказательство бытия божия. Бог есть первая причина движения, начало всех начал. Есть причина, сама себя обусловливающая, ни от чего не зависящая: причина всех причин. Началом является божество как общемировая сверхчувственная субстанция.

Аристотель дал анализ различных «частей» души: памяти, эмоций, перехода от ощущений к общему восприятию, а от него — к обобщенному представлению; от мнения через понятие — к знанию, а от непосредственно ощущаемого желания — к разумной воле. Душа различает и познает сущее. Согласно Аристотелю, смерть тела освобождает душу для ее вечной жизни: душа вечна и бессмертна.

Познание у Аристотеля имеет своим предметом бытие. Основание опыта — в ощущениях, в памяти и привычке. Любое знание начинается с ощущений: оно есть то, что способно принимать форму чувственно воспринимаемых предметов без их материи. Разум же усматривает общее в единичном. Нельзя приобрести научное знание лишь с помощью ощущений и восприятий в силу преходящего и изменчивого характера всех вещей. Формами истинно научного знания являются понятия, постигающие сущность вещи. Детально и глубоко разработав теорию познания, Аристотель создал труд по логике, который сохраняет свое непреходящее значение и сейчас. Он разработал теорию мышления и его формы, понятия, суждения, умозаключения и т.д. Аристотель является основоположником логики.

Философия Платона. Учение Платона об идеях, человеке и космосе

Философия Платона. Учение Платона об идеях, человеке и космосе


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………….3

1. Суть учения Платона о космосе и идеях…………………………………………………………..4

2. Понятие и содержание учения Платона об идеях и человеке……………………………………7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………. ..9

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………………………………10

 


ВВЕДЕНИЕ

Рассматривая тему Платона, а т.ж. его учений, нужно отметить, что Платона принято считать одним из основоположников идеалистического направления в мировой философии. И это неопровержимая истина.

Кроме того, при рассмотрении данной темы будет уместным отметить и то, что многие сочинения, которые вышли из-под пера великого философа, являются пронизанными и пропитанными мыслью о том, что в качестве бытия в подлинном смысле слова представляется возможным назвать только абсолютные сущности, которые продолжают сохранять своё бытие безотносительно пространства и времени. Именно данные абсолютные сущности в своих сочинениях называются Платоном идеями или эйдосами.

Можно с уверенностью констатировать тот неоспоримый факт, что в 21 веке наше общество пришло к этапу глубоких социально-экономических преобразований. Свойством и характерной особенностью таких этапов, можно даже сказать, что одним из основных свойств, является процесс так называемого «вынужденного переосмысления» людьми окружающего их мира, предпринимаемая ими попытка, направленная на возрождение старых и прийти к становлению новых философских учений.

Именно данным фактом представляется возможным объяснить имеющуюся актуальность и проявляемый интерес к рассмотрению трудов и точек зрения античных философов, среди которых особое место отводится Платону.

Платону довелось жить в эпоху, которую, вне всякого сомнения, по праву можно назвать эпохой великих потрясений. И это действительно так. Мир Платона можно с уверенностью назвать миром крушения системы греческих городов-полисов и периодом зарождения великой империи, которая была создана великим Александром Македонским.

Исходя из того, что 5 век до н. э. представляется возможным считать периодом, когда имел место факт процесса зарождения науки, в том числе и философской, которая выступала в качестве специальной сферы деятельности, то 4 век до н. э. отличается крайне плодотворностью для того, чтобы иметь возможность заниматься продолжением их дальнейшего развития.

Кроме того, стоит учитывать и тот немаловажный в аспекте рассматриваемого вопроса факт, что характерной особенностью данного периода является и то, что имел место факт создания двух самых известных философских систем – Платона и Аристотеля.

Цель написания работы: рассмотреть теоретический аспект и кратко описать суть учения Платона об идеях, человеке и космосе.

            Предмет данного исследования: Платон и его философия.

 

 

 

1. Суть учения Платона о космосе и идеях

Платон (427-347 до н.э.) по общему признанию является великим мыслителем, которому удалось пронизать посредством своих тончайших духовных нитей всю мировую философскую культуру.

Платоном утверждалось, что  мир является не просто телесным космосом, а т.ж. отдельными предметами и явлениями. Он считал, что в мире имеет место факт совмещения общественного с единичным, а космическое совмещено с человеческим. Согласно теории Плетона, — космос является своего рода художественным произведением. Платон видит его прекрасным, т.к. в нем заключается цельность единичностей. Платон видит в космосе жизнь, его дыхание, пульсацию, переизбыток различных потенций. Согласно теории Платона, — управление космосом осуществляется посредством сил, образующих общие закономерности. Он видит в космосе полноту божественного смысла, выступающего в качестве единства идей, вечных, нетленных и пребывающих в своей лучезарной красоте.

Кроме того, согласно теории Платона, мир по своей природе является двойственным: в нем наблюдается наличие некоего различия видимого мира изменчивых предметов и невидимого мира идей. В этой связи мир идей Платон называет истинным бытием, а конкретные, чувственно воспринимаемые вещи для него являются нечто средним между непосредственно бытием и небытием. Он считает, что конкретные вещи являются только тенями вещей, их слабыми копиями.

В аспекте рассматриваемого вопроса нужно отметить, что идея выступает в качестве центральной категории в философии Платона. А что касается непосредственно идеи вещи, то таковая является нечто идеальным.

Рассматривая данный вопрос, да и вообще в целом теории Платона, можно отметить и тот немаловажный фактор, что к периоду IV в. до н.э. уже было накоплено достаточно понятийных средств и сформулирован ряд проблем, посредством чего Платону была предоставлена возможность синтезировать достижения предыдущих философов в целостную систему.

Характерной особенностью идеализма Платона является то, что им был охвачен довольно широкий круг вопросов, таких, к примеру, как: вопросы о познании, вопросы об общественно-политическом строе, о языке, о воспитании, об искусстве и так далее. И это далеко не полный перечень направлений, затронутых идеализмом Платона.

Что касается непосредственно центрального понятия центрального понятия идеализма Платона, то в качестве такового выступает у него непосредственно сама идея. Содержанием теории Платона осуществляется внесение принципиальной перемены в применение термина «идея». Согласно трактовки, предложенной Платоном, слово «идея» и являющееся близким к нему слово «эйдос» («вид») также выступают в качестве применимых с целью обозначить сущность предмета равно как и для того, чтобы обозначить «формы», «фигуры», «облика», «вида». Эйдос, по мнению Платона, является сущностью, образцом[1].

Стоит учесть и тот немаловажный фактор, что идеи Платона, как и идеи Демокрита, постигаются не посредством чувства, а посредством ума. Однако если в материалистическом учении атомы-идеи выступают в качестве недоступных чувствам по причине того, что обладают малой величиной, то согласно теории Платона, — идеи-формы выступают в качестве недоступных чувствам в соответствии с тем, что непосредственно сама природа их не та, что природа вещей чувственного мира. В этой связи нужно обратить внимание на то, что демокритовские идеи-формы принято считать телесными, а платоновские идеи-формы — бестелесными[2].

Характерной особенностью целостной идеалистической системы Платона является то, что центральное место в ней отведено учению о двух видах бытия — об умопостигаемом мире идей (эйдосов) и о чувственно воспринимаемом многообразии конкретных вещей.

Первый мир является вечным и неизменным миром идей, суть содержания которых представляет собой подлинные сущности. Принято считать их истинным бытием, первичным миром, существующим объективно, независимо от материального мира.

Кроме того, Платоном также выделяется мир чувственных вещей, являющийся вторым видом бытия. В данной связи нужно обратить внимание на то, что данный мир не есть ни областью «идей», ни областью «материи». Он, согласно трактовки Платона, выступает в качестве некоего среднего между этими мирами.

Существование идей имеет место непосредственно само по себе, независимо от вещей, а вещи выступают, согласно теории Платона, в качестве несовершенных копий идей, являясь их тенями. Чувственный мир выступает в качестве порождения мира идей и материи.

Платоном не развивается свое учение об идеях в полном, систематическом виде.

Представление Платона о мире идей нам предоставляется возможность почерпнуть из целого ряда его произведений, среди которых можно назвать, к примеру, такие, как: «Гипий Больший», «Пир», «Федон», «Государство» и др. Содержание данных произведений гласит о том, что идеи выступают в качестве некоего упорядоченного множества.

Кроме того, идеи принято подразделять на высшие и низшие. Мир идей представляется возможным уподобить пирамиде. В качестве вершины такой пирамиды выступает непосредственно высшая идея Блага, от которой находятся в непосредственной прямой зависимости другие, являющиеся более частными, подчиненными ей, идеи. Можно утверждать с уверенностью, что Благо является своего рода Солнцем мира идей.

Платоном высказывается убеждение относительно того, что его надо ставить выше всего, выше всех идей. Так, Знание и Истина являются высокими идеями, но они все же располагаются ниже Блага. Подобно тому, как свет и зрение, солнце являются подобными, однако самим солнцем не являются, так Знание может выступать в качестве «благовидного», однако оно еще не само Благо. Согласно теории Платона, — Благо является выше пределов сущности: посредством его осуществляется придание познаваемым предметам способности быть познаваемыми и способность существовать. Кроме того, исходя из утверждения Платона, — Благо особенно ясно выступает в качестве символа того, что мир идей является миром бытия как такового, подлинного, вечного, неизменного[3].

Построение рассуждений, высказываемых Платоном о Благе, осуществляется по причине анализа вполне человеческих проблем, когда сами эти проблемы поднимаются до высоты «чистых» идеалов и образцов, устремлений людей к совершенству. Идея Блага является сообразуемой с человеческими поступками и устремлениями. Характерной особенностью в данном случае можно назвать и то, что в повседневной жизни люди считают благом те удовольствия, которые ими испытываются. Соответственно, злом считается то, что имеет непосредственную прямую связь с неудовольствием. Для Платона является категорически неприемлемым связывать Благо с переходящими, субъективными и относительными удовольствиями. Все, что смертно, множественно, не может именоваться Благом.

Наряду с идеей Блага к высшим по ценности категориям бытия принято причислять и идеи Истины, Прекрасного, Справедливого. Следующий класс идей состоит из идей чисел и геометрических объектов. Далее в иерархии идей располагаются идеи единичных вещей, которые создаются естественным, природным образом (к примеру, идея лошади, идея человека и т.д.)

В диалогах сократического периода к миру идей отнесены также идеи вещей, создаваемых человеком (к примеру, идея стола, идея кубка и т. д.). В более поздних диалогах Платон, однако, не считает, что идеи присущи вещам, создаваемым в результате практически творческой деятельности, осуществляемой человеком.

Все идеи наделены рядом свойств, являющихся противоположными свойствам чувственных вещей. В аспекте рассматриваемого вопроса представляется возможным выделить ряд некоторых характеристик чувственных вещей. К числу таковых можно отнести:

— они состоят из физических частей и разложимы на составляющие;

— подвергаются постоянным изменениям, образуя мир становления;

— они являются, вне всякого сомнения, смертными и уничтожаемыми;

— исследуются посредством органов чувств;

— допускают наличие сравнения;

— наделены причиной в чем-то другом и близки человеку и его жизни.

Что же касается непосредственно идей, то они, напротив, обладают следующими свойствами:

— находятся вне физического пространства;

— являются близкими божественному;

— не составляются из частей и не подвергаются разложению;

— всегда продолжают оставаться неизменными;

— являются неуничтожаемыми;

— обладают бессмертием;

— постижимы только умом и размышлением;

— не имеют отношения к полезности;

— ими не допускается проведение сравнения;

— всегда остаются прекрасными, не перерождаясь во что-то противоположное.

Рассматривая данный вопрос, является возможным отметить факт наличия связи, имеющей место непосредственно между идеями и вещами. Ее проявление имеет место в том, что идеи выступают в качестве:

— причины и источника бытия вещей, их свойств и отношений;

— образца для вещей;

— цели, к которой как к верховному Благу стремиться все существующее.

Учение Платона об идее Блага как высшей идее, стягивающей все другие идеи в некоторое единство, чрезвычайно существенно для всей системы его мировоззрения. Оно придает философии Платона «характер не просто объективного идеализма, но вместе с тем идеализма телеологического».

Таким образом, представляется возможным утверждать, что платоновский идеальный мир создан в качестве некой предельной абстракции от всех земных несовершенств.

Кроме того, характерной особенностью учения Платона является и то, что им вычленяются ряд общих и всеобщих понятий в особую сферу и решается выяснить, как они, эти понятия, действительно существуют.

 

2. Понятие и содержание учения Платона об идеях и человеке

На страницах своих произведений Платон говорит о модели «идеального», лучшего государства. Эта модель не являет собой непосредственно описание какого-либо существующего строя, системы, а, напротив, представляет собой модель такого государства, которого нигде и никогда не было, но которое должно возникнуть, говоря другими словами, Платон говорит об идее государства, создает проект, утопию. Данным не означается, что автором не предпринимались попытки оказать влияние на государственное управление.

В процессе конструирования идеального общества, Платоном проводится аналогия между справедливым человеком и справедливым государством. Так, трем началам (частям) человеческой души – разумному, яростному и вожделеющему – аналогичны в государстве три схожих начала – совещательное, защитное и деловое, а им соответствуют три сословия – правителей, воинов и производителей (ремесленников и земледельцев).

Подходя непосредственно с позиции своего идеального государства, Платоном классифицируются существующие государственные формы на две большие группы:

1. Приемлемые государственные формы

2. Регрессивные – упадочные.

Характерной особенностью данной классификации является то, что все жителей «идеального» государства Платоном подразделяются на три класса. Низшим классом осуществляется объединение людей, которыми производятся необходимые для государства вещи или они способствуют этому. В его состав входят самые разные люди, которые имеют непосредственную тесную связь с ремеслом, земледелием, рыночными операциями, деньгами, торговлей и перепродажей — это земледельцы, ремесленники, торговцы.

Принадлежность человека ко второму и третьему классам (а таковыми являются классы воинов-стражей и правителей-философов) определяется уже не по профессиональным, а в соответствии с нравственными критериями. Нравственные качества этих людей Платоном ставились гораздо на более высокие позиции, нежели нравственные качества, присущие первому классу.

Таким образом, можно отметить, что Платоном осуществляется создание тоталитарной системы разделения людей на разряды. Данная тоталитарная платоновская система слегка смягчается наличием возможности перехода из класса в класс (это достигается путем длительного воспитания и самосовершенствования). Переход этот осуществляется под руководством правителей.

Платон также выступает в качестве противника частной собственности: «Ни у кого не должно быть такого жилища или кладовой, куда бы не имел доступ всякий желающий».

Таким образом, правящими классами государства Платона составляются коммунистическое единство. Этим коммунизмом, как уже говорилось, не допускается среди высших классов бедности или богатства, и, как следствие, — в соответствии с логическим заключением автора, уничтожает среди них раздоры.

Представляется уместным утверждать, что «Идея» у Платона является именно[4]:

— причиной, выступая в качестве источника бытия вещей, тем, что дает им жизнь, волю к жизни, вызывает их бытие;

— образцом, взирая на который, демиургом создается вещный мир, стремясь подражать «идеальному»;

— целью, к достижению которой необходимо стремиться как к верховному благу;

— моделью, посредством которой порождается структура, принцип вещи.

Таким образом, можно предположить, что, создавая диалог «Государство», Платоном, в первую очередь, предпринимаются попытки  понять и осознать то, каковой является идея государства в нашем мире, с какого образца создавались существующие государства. Вне всякого сомнения, — проблема познания идеи государства является шире, чем проблема построения «лучшего» государства, поняв идею государства, мы одновременно поймем, к чему надо стремиться. Как следствие, — вопрос о том, насколько хорошим можно назвать государство Платона, вторичен. В данном случае наиболее важным является то, что это не существующее государство, но его «идея».

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проделанной работы можно заключить следующее:

1. Платона принято считать одним из основоположников идеалистического направления, которое имело место в мировой философии.

2. К периоду IV в. до н.э. уже было накоплено достаточно понятийных средств и сформулирован ряд проблем, посредством чего Платону была предоставлена возможность синтезировать достижения предыдущих философов в целостную систему.

3. Идеализмом Платона был охвачен довольно широкий круг вопросов: о познании, об общественно-политическом строе, о языке, о воспитании, об искусстве и так далее.

4. В качестве центрального понятия идеализма Платона выступает идея. Платоном вносится принципиальная перемена в применении термина «идея». У него слово «идея» и являющееся близким к нему слово «эйдос» («вид») также применимо с целью обозначить сущность предмета равно как и с целью обозначения «формы», «фигуры», «облика», «вида». Эйдос является сущностью, образцом.

5. Идеи Платона, как и идеи Демокрита, постигаются не посредством чувства, а посредством ума. Однако если в материалистическом учении атомы-идеи являются недоступными чувствам по причине малой величины, то у Платона идеи-формы являются недоступными чувствам по той причине, что сама природа их не та, что природа вещей чувственного мира.

6. В целостной идеалистической системе Платона центральное место занимает учение о двух видах бытия — об умопостигаемом мире идей (эйдосов) и о чувственно воспринимаемом многообразии конкретных вещей. Первый мир — это вечный и неизменный мир идей, которые представляют собой подлинные сущности. Это истинное бытие, первичный мир, существующий объективно, независимо от материального мира.

7. Платоном также выделяется мир чувственных вещей — второй вид бытия. Данный мир не есть ни областью «идей», ни областью «материи». Можно резюмировать, что он выступает в качестве некоего среднего, имеющего место непосредственно между этими мирами. Идеи существуют сами по себе, независимо от вещей, а вещи являются несовершенными копиями идей, их тенями. Чувственный мир выступает в качестве порождения мира идей и материи.

            Можно заключить, что цель, стоящая перед нами при написании данной работы, достигнута.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Бородай Т. Ю. Рождение философского понятия. Бог и материя в диалогах Платона. — М.: Изд. Савин С. А., 2008, с.203

2. Самойлов С. Ф., Просветов С. Ю. Философские жанры в творчестве Платона: опыт теоретического моделирования. — Краснодар, 2006, с.119

3. Политология: Учебное пособие/ Под ред. А.С. Тургаева, А.Е Хренова. — СПб.: Питер, 2009, — с.127

 

Платон разрабатывает свою теорию идей

  • Последнее обновление: 11 ноября 2022 г.

Греческий философ Платон разработал свою теорию идей, дав философскую формулировку концепции высшей реальности.

Краткое изложение события

Платоновская концепция эйдоса , что в переводе с греческого означает «видение», оказала влияние на мыслителей от Аристотеля до средневековых схоластов и от теологов до современных философов, таких как Рене Декарт, Барух Спиноза, Готфрид Вильгельм Лейбниц и даже немцев двадцатого века. математик Готтлоб Фреге. ПлатонСократ

Формы, или Идеи, являются предпоследней реальностью вещей. Платоновское царство идей содержит чистые Формы математических сущностей, таких как числа и геометрические фигуры, а также моральные и эстетические идеи, такие как «справедливое», «прекрасное» и «доброе». Эти Формы неизменны и вневременны, в отличие от явлений реального мира, которые являются теневыми, ненадежными отражениями их Форм. Хотя люди никогда не могут полностью сформулировать или определить Формы, используя ограниченные концептуальные термины, они могут понять их интуитивно. Чем чище зеркало ума, тем яснее отражение получается из царства Идей.

В одном смысле появление этой теории является законченным логическим выражением классического греческого взгляда на человеческий опыт мира, но в другом можно проследить появление теории Платона в контексте досократовской и сократическая мысль.

Например, у Парменида и софистов Платон заимствовал язык для описания природы Форм и их отношения к вещам реального мира; от Гераклита Эфесского он вывел идею самодостаточности и завершенности Форм; от пифагорейцев он абстрагировал идею трансцендентности Форм и того, как человеческая душа имеет доступ к этому небесному царству из низшего царства явлений.

Платон.

(Библиотека Конгресса)

Учитель и духовный отец Платона, Сократ, искал в последние годы пятого века до н. э. открыть науку о жизни, объективную систему знаний о жизненных целях и средствах, с помощью которых эти цели могут быть достигнуты. Расспрашивая своих молодых друзей-аристократов, Сократ обнаружил, что ни один человек не сделал этого открытия и что все люди придерживаются не более чем простых мнений об этих целях и средствах жизни. Тем не менее Сократ был убежден, что техника жизни заключается в том, чтобы разум знал объективные принципы и, когда они были известны, сообщал их рационально. На божественном уровне он был убеждён, что их постигло божество, по существу доброе и правдивое. Индивидуальный разум, или психика, имел интуитивный доступ к этим божественно известным принципам; более того, Сократ считал, что психика обязана доводить их до явной рациональной формулировки в диалоге с другими людьми. Ранние сократовские диалоги, особенно 9-й0009 Евтифрон (399–390 до н. э.; Евтифрон , 1804), Хармидес (399–390 до н. э.; Хармидес , 1804) и Ла chēs (399–390 до н. э.; Laches , 1804) Платона , которые обычно считаются достаточно точными описаниями характерных целей и действий Сократа, изображают его занятым индуктивным определением точной природы традиционных греческих моральных добродетелей благочестия, умеренности и мужества. Таким образом, в философской деятельности Сократа имплицитно присутствует дуализм общепринятого мнения и трансцендентальной моральной истины, к которой психика имеет интуитивный доступ.

Однако в описании Платоном Форм нет дуализма, потому что единственное, что действительно существует, — это Формы. Все остальное, например, скалы, растения и животные, всего лишь тени Форм. Это объясняет отвращение Платона к поэзии и искусствам. Если реальный мир — это просто тени Форм, то искусство и поэзия — это тени теней. По иронии судьбы, сам Платон использовал поэтический и вымышленный литературный стиль, чтобы излагать свою философию.

Платон, однако, предпочитал спекулятивный и аналитический способ мышления воображаемому. Он утверждал, что, чтобы размышлять о Формах, люди должны избегать сферы мнений (9).0009 doxa ) и принять науку о знании ( epitome ) или чистый интеллект, который использует логические выводы для абстрагирования истины Форм. Таким образом, Платон отделил познающий субъект от познания царства Идей.

Ионийская философская традиция уже различала два типа опыта: с одной стороны, чувственный опыт, открывающий множество различных впечатлений; а разум, с другой стороны, постигает рациональный образец, имеющий характер единства, порядка и постоянства. Более того, для греческого ума было характерно более высоко ценить и приписывать большую реальность статическому образцу порядка, визуализируемому умом и признаваемому как повторяющаяся черта опыта, чем постоянно меняющемуся потоку конкретных явлений. Греческое искусство и литература, особенно богатый запас мифических парадигм, ярко иллюстрируют эту греческую озабоченность вечным и повторяющимся образцом. С этой интеллектуальной точкой зрения согласуется то, что пифагорейская община Южной Италии обнаружила, что осмысленные паттерны чувственного опыта основаны на математических отношениях, схватываемых не чувствами, а только психикой во внутреннем видении. Таким образом, именно пифагорейцы отличали всеобщее (треугольник, квадрат, круг), увиденное только умом, от частного вида всеобщего, увиденного глазом и обретшего смысл только благодаря психическому схватыванию универсального. .

Платон, проведший некоторое время после смерти Сократа в 399 г. до н. э. в южной Италии и на Сицилии вместе с пифагорейцами, по-видимому, объединил пифагорейскую идею универсального и сократовскую идею объективного и вечно действительного морального понятия. Платон считал, что все значимые модели человеческого опыта должны быть основаны на вечной Форме или Идее, познаваемой психикой через интуитивный опыт и признаваемой органами чувств как имманентная конкретным конкретным объектам или явлениям или подражаемая ими. В Менон (388–368 до н. э. ; Менон , 1769), переходный диалог между его ранним и средним периодом, Платон дал первую ясную формулировку этого учения в терминах орфо-пифагорейского дуалистического мистицизма. Учение получило широкое выражение в нескольких диалогах среднего периода Платона, особенно в Phaedon (388–368 до н. э.; Phaedon , 1675) и Politeia (388–368 до н. э.; Republic ). , 1701). Судьба индивидуальной психики зависит от ее участия в последовательных жизненных периодах, в двух различных сферах опыта: трансцендентальной сфере, в которой душа, свободная от телесных ограничений чувственного опыта, постигает вечные формы в их чистоте. и физическое царство зарождения и разложения, в котором психика через телесное посредство чувств постигает несовершенные и бренные конкретные воплощения вечных форм. Функция философов состоит в том, чтобы очистить свое видение вечных форм в их идеальном трансцендентном порядке, чтобы в физической сфере они могли творчески упорядочить свою собственную жизнь и, если позволите, жизнь своего человеческого сообщества в соответствии с этим видением.

Платон прекрасно осознавал трудности и парадоксы, связанные с его понятием Форм. Намеки на эти трудности встречаются на протяжении всей его работы, особенно в Parmenidēs (388–368 до н. э.; Parmenides , 1793) и Meno , где обучение и преподавание становятся парадоксальными, поскольку предполагается, что люди имеют доступ к знанию Форм. до их опыта с миром.

Значение

Однако влияние этого учения на историю философии неизмеримо. Некоторые считают, что философия началась со знаменитых диалогов Платона. С некоторыми изменениями Аристотель сделал ее основой первого великого систематического понимания всего человеческого опыта. Онтологический статус Форм, будь то математические концепции или моральные идеалы, был основным предметом споров между противоположными философскими школами на протяжении всей западной традиции, и логические возражения эмпириков против Доктрины идей никогда не удавалось полностью опровергнуть ее убедительность и привлекательность. как необходимое основание для надежной эпистемологии.

Дополнительная литература
  • citation-type=»booksimple»xlink:type=»simple»>Бек, Марта С. Самокорректирующее развитие Платоном концепций души, форм и бессмертия в трех аргументах «Федона». Льюистон, Нью-Йорк: E. Mellen Press, 1999. Исследует философию Платона, включая его взгляды на формы.
  • citation-type=»booksimple»xlink:type=»simple»>Хорошо, Гейл. Об идеях: критика Аристотелем платоновской теории форм . Нью-Йорк: Кларендон Пресс, 19.93. Строгий и проницательный отчет о том, как Аристотель включил концепцию своего учителя о формах.
  • citation-type=»booksimple»xlink:type=»simple»>Хорошо, Гейл, изд. Платон 1: Метафизика и эпистемология . Нью-Йорк: издательство Оксфордского университета, 1999. Рассматриваются теории метафизики Платона, включая формы.
  • citation-type=»booksimple»xlink:type=»simple»>Заяц, Р. М. Платон . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 1989. Эта книга, написанная выдающимся философом, ясно и кратко описывает основные теории Платона. Особенно см. главу 6 «Определение, диалектика и добро».
  • citation-type=»booksimple»xlink:type=»simple»>Морган, Кэтрин А. Миф и философия от досократиков до Платона . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 2000. Дает основу для философских идей Платона, описывая те, которые были до него.
  • citation-type=»booksimple»xlink:type=»simple»>Рейнольд, Ноэль. Интерпретация «Евтифрона» и «Менона» Платона. Provo, Utah: Brigham Young University Press, 1988. Сравнительный анализ различных понятий Форм в Euthyphro , Meno и другие диалоги.
  • citation-type=»booksimple»xlink:type=»simple»>Росс, Уильям Дэвид. Теория идей Платона . 1951. Переиздание. Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press, 1976. Отчет о развитии и разветвлениях теории Платона.
Статьи по теме в Великие жизнеописания из истории: Древний мир

Аристотель; Гераклит Эфесский; Платон; Пифагор; Сократ.Идеи, теория (Платон)

Категории: История

Теория форм Платона: Резюме

Содержание

  1. Введение
  2. Теория форм Платона: Резюме
  3. Заключение
  4. Процитированные работы
  5. Видеоверсия

Введение

В В мире философии Платон — один из самых знаменитых и изученных философов. Одной из его основных работ является разъяснение «Форм», которые он описывает как сверхчувственные сущности. По его словам, «формы» или «идеи» не являются ментальными сущностями и не зависят от человеческого разума.

Основная мысль Платона о «Формах» заключается в том, что только изучая их, можно получить подлинное знание. Его основная работа над Формами началась с его попытки найти конкретное решение мировых проблем (Дэнси, стр. 11). Поэтому основная цель этой статьи — обсудить теорию форм как один из основных вкладов Платона.

Теория форм Платона: Резюме

Чтобы понять суть теории форм, он объясняет различные качества, которыми обладают формы. Трансцендентность — одна из характеристик, которыми обладают формы. Они заложены в природе и не ограничены пространством и временем. Из-за того, что формы воплощают одно свойство, они называются чистыми. Материальные объекты нечисты просто потому, что они сочетают в себе несколько свойств, таких как твердость, краснота и округлость, и это лишь некоторые из них. Еще одним свойством форм является то, что они являются архетипами.

Под этим подразумевается, что они являются совершенными примерами того, что они означают. Он далее утверждает, что все материальные объекты являются отражением форм, поскольку формы являются высшими реальными сущностями, а реальность объектных форм выводится из самих форм. Другая характеристика форм состоит в том, что они являются причинами всех вещей в том смысле, что они являются реальным источником бытия всех вещей в мире. Наконец, Платон утверждает, что существует систематическая взаимосвязь форм, наблюдаемая в диалектическом процессе, который мы приобретаем из знания форм (Дэнси, стр. 29).9).

Платон сформулировал теорию форм как результат основных проблем мира, которые он пытался решить. Первой проблемой, которую он пытался решить, была этическая проблема. До этого было неясно, как люди могут вести полноценную жизнь в изменяющемся мире, в котором те вещи, которые они к ним привязывают, могут быть лишены их.

Второй проблемой была проблема постоянства и изменения. Решение этой проблемы заключалось в том, чтобы ответить на вопрос о том, как возможно, что мир кажется одновременно изменяющимся и постоянным.

Пытаясь найти решение этих великих проблем, он сначала разделил существование на два царства, а именно: материальное царство и трансцендентное царство форм. Платон утверждает, что люди могут получить доступ к царству форм, используя свой разум посредством рассуждений.

Таким образом, это облегчает доступ к неизменному миру, свободному от боли и изменений, наблюдаемых в материальном мире. Тем не менее, это требует отстранения человека от материального мира и от тела, поскольку он больше занимается формами. Он утверждает, что только таким образом мы обретаем ценность, которая не подлежит ни распаду, ни изменению (Дэнси, стр. 314).

Подобным образом, разделение существования на две сферы помогает найти ответ на проблему постоянства и изменения. Что касается этой проблемы, через наш разум мы воспринимаем другой мир, в котором есть другие объекты. Это возможно благодаря нашим чувствам. Тем не менее, материальный мир всегда меняется, но сферы формы, воспринимаемые умом, остаются постоянными. Он заявляет, что именно этот мир реален, а мир перемен является всего лишь несовершенным отражением реального мира.

Заключение

Таким образом, согласно платоновской теории Форм, люди склонны обманывать свои чувства относительно того, как они различают окружающий мир. Важно отметить, что объекты, которые они воспринимают с помощью своих органов чувств, являются всего лишь образами или даже переживаниями их разума. Итак, чем более объективен объект, тем более реальным становится описываемый объект.

Процитированные работы

Дэнси, М. Рассел. Введение форм Платоном. Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 2004.

Версия видео

Это эссе по теории форм Платона: итоговое эссе было написано и представлено вашим коллегой студент. Вы можете использовать его для исследовательских и справочных целей, чтобы написать свою собственную статью; однако ты должны цитировать его соответственно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *