Мольер жан: биография, роли, звания, награды, фото

МОЛЬЕР ЖАН-БАТИСТ — Российская Государственная библиотека для слепых

Российская государственная библиотека для слепых

Тифлобиблиографический отдел

ЖАН-БАТИСТ МОЛЬЕР

(1622-1673)

400 лет со дня рождения

 Рекомендательный список воспроизведённой литературы

Москва 2022

Жан-Батист Поклен, театральный псевдоним — Мольер (фр. Molière; 15 января 1622, Париж — 17 февраля 1673, там же) — французский комедиограф XVII века, создатель классической комедии, по профессии актёр и директор театра, более известного как труппа Мольера (Troupe de Molière, 1643—1680).

Ранние годы Поклена

Жан-Батист Поклен происходил из старинной буржуазной семьи, в течение нескольких веков занимавшейся ремеслом обойщиков-драпировщиков. Мать Жан-Батиста, Мария Поклен-Крессé (ум.11 мая 1632), умерла от туберкулёза, отец, Жан Поклен (1595—1669), был придворным обойщиком и камердинером Людовика XIII и отдал сына в престижную иезуитскую школу — Клермонский коллеж (ныне лицей Людовика Великого в Париже), где Жан-Батист основательно изучил латынь, поэтому свободно читал в подлиннике римских авторов и даже, по преданию, перевёл на французский язык философскую поэму Лукреция «О природе вещей» (перевод утерян). По окончании коллежа в 1639 году Жан-Батист выдержал в Орлеане экзамен на звание лиценциата прав.

Находился под идейным влиянием философа Гассенди, лекции которого слушал в компании других молодых интеллектуалов.

 Начало актёрской карьеры

Юридическая карьера привлекала его не больше отцовского ремесла, и Жан-Батист избрал профессию актёра, взяв театральный псевдоним Мольер. После встречи с комедиантами Жозефом и Мадленой Бежар, в возрасте 21 года Мольер стал во главе «Блистательного театра» (Illustre Théâtre), новой парижской труппы из 10 актёров, зарегистрированной столичным нотариусом 30 июня 1643 года. Вступив в жестокую конкуренцию с уже популярными в Париже труппами Бургундского отеля и Марэ «Блистательный театр» проигрывает в 1645 году. Мольер с друзьями-актёрами решают искать счастья в провинции, примкнув к труппе бродячих комедиантов, возглавляемой Дюфреном.

Труппа Мольера в провинции. Первые пьесы

Скитания Мольера по французской провинции на протяжении 13 лет (1645—1658) в годы гражданской войны (фронды) обогатили его житейским и театральным опытом.

С 1645 года Мольер с друзьями заступают к Дюфрену, и в 1650 году он возглавляет группу. Репертуарный голос группы Мольера и явился стимулом к началу его драматургической деятельности. Так годы театральной учёбы Мольера стали годами и его авторских работ. Множество фарсовых сценариев, сочинённых им в провинции, исчезло. Сохранились только пьески «Ревность Барбулье» (La jalousie du Barbouillé) и «Летающий лекарь» (Le médécin volant), принадлежность которых Мольеру не вполне достоверна. Известны ещё заглавия ряда аналогичных пьес, игранных Мольером в Париже после его возвращения из провинции («Гро-Рене школьник», «Доктор-педант», «Горжибюс в мешке», «План-план», «Три доктора», «Казакин», «Притворный увалень», «Вязальщик хвороста»), причём заглавия эти перекликаются с ситуациями позднейших фарсов Мольера (напр. «Горжибюс в мешке» и «Проделки Скапена», д. III, сц. II). Эти пьесы свидетельствуют, что традиция старинного фарса оказала влияние на основные комедии его зрелого возраста.

Фарсовый репертуар, исполняемый труппой Мольера под его руководством и с его участием в качестве актёра, способствовал упрочению её репутации. Ещё больше возросла она после сочинения Мольером двух больших комедий в стихах — «Шалый, или Всё невпопад» (L’Étourdi ou les Contretemps, 1655) и «Любовная досада» (Le dépit amoureux, 1656), написанных в манере итальянской литературной комедии. На основную фабулу, представляющую вольное подражание итальянским авторам, наслаиваются здесь заимствования из различных старых и новых комедий, соответственно приписываемому Мольеру принципу «брать своё добро всюду, где он его находит». Интерес обеих пьес сводится к разработке комических положений и интриги; характеры в них разработаны ещё весьма поверхностно.

Труппа Мольера постепенно добилась успеха и славы, и в 1658 году, по приглашению 18-летнего Месье, младшего брата короля, она вернулась в Париж.

Парижский период

В Париже труппа Мольера дебютировала

 24 октября 1658 года в Луврском дворце в

 присутствии Людовика XIV. Утерянный фарс

 «Влюблённый доктор» имел громадный успех и

решил судьбу труппы: король предоставил ей

придворный театр Пти-Бурбон, в котором она

играла до 1661, пока не перешла в театр Пале-Рояль, где уже оставалась до смерти Мольера. С

 момента водворения Мольера в Париже

 начинается период его лихорадочной

 драматургической работы, напряжённость которой

 не ослабевала до самой его смерти. За те 15 лет с

1658 по 1673 Мольер создал все свои лучшие

пьесы, вызывавшие, за немногими исключениями, ожесточённые нападки со стороны враждебных ему общественных групп.

Персонаж Сганареля в парижском издании 1850 года

Ранние фарсы

Парижский период деятельности Мольера открывается одноактной комедией «Смешные жеманницы» (фр. Les précieuses ridicules, 1659). В этой первой, вполне оригинальной, пьесе Мольер сделал смелый выпад против господствовавшей в аристократических салонах вычурности и манерности речи, тона и обхождения, получившей большое отражение в литературе (см. Прециозная литература) и оказывавшей сильное влияние на молодёжь (преимущественно женскую её часть). Комедия больно уязвила виднейших жеманниц. Враги Мольера добились двухнедельного запрещения комедии, после отмены которого она шла с удвоенным успехом.

При всей своей крупной литературно-общественной ценности «Жеманницы» — типичный фарс, воспроизводящий все традиционные приёмы этого жанра. Та же фарсовая стихия, придававшая юмору Мольера площадную яркость и сочность, пропитывает также следующую пьесу Мольера «Сганарель, или Мнимый рогоносец» (Sganarelle, ou Le cocu imaginaire, 1660). Здесь на смену ловкому слуге-плуту первых комедий — Маскарилю — приходит придурковатый тяжеловесный Сганарель, впоследствии введённый Мольером в целый ряд его комедий.

Брак

23 января 1662 года Мольер подписал брачный контракт с Армандой Бежар. Ему 40 лет, Арманде 20. Против всех тогдашних приличий, на свадьбу пригласили лишь самых близких. Церемония венчания состоялась 20 февраля 1662 года в парижской церкви Сен-Жермен-л’Осеруа. Арманда подарила супругу троих детей, однако их брак не был счастливым: сказалась большая разница в возрасте, привычках, характерах. Крёстным первенца Мольера был сам король Людовик IV.

Комедии воспитания

Комедия «Школа мужей» (L’école des maris, 1661), которая тесно связана с последовавшей за ней ещё более зрелой комедией «Школа жён» (L’école des femmes, 1662), знаменует поворот Мольера от фарса к социально-психологической комедии воспитания. Здесь Мольер ставит вопросы любви, брака, отношения к женщине и устроения семьи. Отсутствие односложности в характерах и поступках персонажей делает «Школу мужей» и особенно «Школу жён» крупнейшим шагом вперёд в сторону создания комедии характеров, преодолевающей примитивный схематизм фарса. При этом «Школа жён» несравненно глубже и тоньше «Школы мужей», которая по отношению к ней — как бы набросок, лёгкий эскиз.

Столь сатирически заострённые комедии не могли не вызвать ожесточённых нападок со стороны врагов драматурга. Мольер ответил им полемической пьеской «Критика „Школы жён“» (La critique de «L’École des femmes», 1663). Защищаясь от упрёков в гаерстве, он с большим достоинством излагал здесь своё кредо комического поэта («вникать как следует в смешную сторону человеческой природы и забавно изображать на сцене недостатки общества») и высмеивал суеверное преклонение перед «правилами» Аристотеля. Этот протест против педантической фетишизации «правил» вскрывает независимую позицию Мольера по отношению к французскому классицизму, к которому он примыкал однако в своей драматургической практике.

Другим проявлением той же независимости Мольера является и его попытка доказать, что комедия не только не ниже, но даже «выше» трагедии, этого основного жанра классической поэзии. В «Критике „Школы жён“» он устами Доранта даёт критику классической трагедии с точки зрения несоответствия её «натуре» (сц. VII), то есть с позиций реализма. Критика эта направлена против тематики классической трагедии, против ориентации её на придворные и великосветские условности.

Новые удары врагов Мольер отпарировал в пьесе «Версальский экспромт» (L’impromptu de Versailles, 1663). Оригинальная по замыслу и построению (действие её происходит на подмостках театра), комедия эта даёт ценнейшие сведения о работе Мольера с актёрами и дальнейшее развитие его взглядов на сущность театра и задачи комедии. Подвергая уничтожающей критике своих конкурентов — актёров Бургундского отеля, отвергая их метод условно-напыщенной трагической игры, Мольер вместе с тем отводит упрёк в том, что он выводит на сцену определённых лиц. Главное же — он с невиданной дотоле смелостью издевается над придворными шаркунами-маркизами, бросая знаменитую фразу: «Нынешний маркиз всех смешит в пьесе; и как в древних комедиях всегда изображается простак-слуга, заставляющий хохотать публику, точно так же и нам необходим уморительный маркиз, потешающий зрителей».

Зрелые комедии. Комедии-балеты

Из баталии, последовавшей за «Школой жён», Мольер вышел победителем. Вместе с ростом его славы упрочились и его связи со двором, при котором он всё чаще выступает с пьесами, сочинёнными для придворных празднеств и дававшими повод развернуть блестящее зрелище. Мольер создаёт здесь особый жанр «комедии-балета», сочетая балет (излюбленный вид придворных увеселений, в котором сам король и его приближённые выступали в качестве исполнителей) с комедией, дающей сюжетную мотивировку отдельным танцевальным «выходам» (entrées) и обрамляющей их комическими сценами. Первая комедия-балет Мольера — «Несносные» (Les fâcheux, 1661). Она лишена интриги и представляет ряд разрозненных сценок, нанизанных на примитивный сюжетный стержень. Мольер нашёл здесь для обрисовки светских щёголей, игроков, дуэлистов, прожектёров и педантов столько метких сатирико-бытовых чёрточек, что при всей своей бесформенности пьеса является шагом вперёд в смысле подготовки той комедии нравов, создание которой являлось задачей Мольера («Несносные» были поставлены до «Школы жён»).

Успех «Несносных» побудил Мольера к дальнейшей разработке жанра комедии-балета. В «Браке поневоле» (Le mariage forcé, 1664) Мольер поднял жанр на большую высоту, добившись органической связи комедийного (фарсового) и балетного элементов. В «Принцессе Элиды» (La princesse d’Elide, 1664) Мольер пошёл противоположным путём, вставив шутовские балетные интермедии в псевдоантичную лирико-пасторальную фабулу. Так было положено начало двум типам комедии-балета, которые разрабатывались Мольером и дальше. Первый фарсово-бытовой тип представлен пьесами «Любовь-целительница» (L’amour médécin, 1665), «Сицилиец, или Любовь-живописец» (Le Sicilien, ou L’amour peintre, 1666), «Господин де Пурсоньяк» (Monsieur de Pourceaugnac, 1669), «Мещанин во дворянстве» (Le bourgeois gentilhomme, 1670), «Графиня д’Эскарбаньяс» (La comtesse d’Escarbagnas, 1671), «Мнимый больной» (Le malade imaginaire, 1673). При всей громадной дистанции, отделяющей такой примитивный фарс, как «Сицилиец», служивший только рамкой для «мавританского» балета, от таких развёрнутых социально-бытовых комедий, как «Мещанин во дворянстве» и «Мнимый больной», мы имеем здесь всё же развитие одного типа комедии — балета, вырастающего из старинного фарса и лежащего на магистрали творчества Мольера. От других его комедий эти пьесы отличаются только наличием балетных номеров, которые вовсе не снижают идеи пьесы: Мольер не делает здесь почти никаких уступок придворным вкусам. Иначе обстоит дело в комедиях-балетах второго, галантно-пасторального типа, к которому относятся: «Мелисерта» (Mélicerte, 1666), «Комическая пастораль» (Pastorale comique, 1666), «Блистательные любовники» (Les amants magnifiques, 1670), «Психея» (Psyché, 1671 — написана в сотрудничестве с Корнелем).

Сцена из «Тартюфа», илл. Пьера Брисара, 1682

«Тартюф»

(Le Tartuffe, 1664—1669). Направленная против духовенства, в первой редакции комедия содержала три акта и изображала лицемера-попа. В таком виде она была поставлена в Версале на празднестве «Увеселения волшебного острова» 12 мая 1664 под названием «Тартюф, или Лицемер» (Tartuffe, ou L’hypocrite) и вызвала недовольство со стороны религиозной организации «Общества святых даров» (Société du Saint Sacrement). В образе Тартюфа Общество усмотрело сатиру на своих членов и добилось запрещения «Тартюфа». Мольер отстаивал свою пьесу в «Прошении» (Placet) на имя короля, в котором прямо писал, что «оригиналы добились запрещения копии». Но это прошение не привело ни к чему. Тогда Мольер ослабил резкие места, переименовал Тартюфа в Панюльфа и снял с него рясу. В новом виде комедия, имевшая 5 актов и озаглавленная «Обманщик» (L’imposteur), была допущена к представлению, но после первого же спектакля 5 августа 1667 снова снята. Только через полтора года «Тартюф» был наконец представлен в 3-й окончательной редакции.

Хотя Тартюф и не является в ней духовным лицом, последняя редакция вряд ли мягче первоначальной. Расширив очертания образа Тартюфа, сделав его не только ханжой, лицемером и развратником, но также предателем, доносчиком и клеветником, показав его связи с судом, полицией и придворными сферами, Мольер значительно усилил сатирическую остроту комедии, превратив её в социальный памфлет. Единственным просветом в царстве мракобесия, произвола и насилия оказывается мудрый монарх, который разрубает затянутый узел интриги и обеспечивает, как deus ex machina, внезапную счастливую развязку комедии. Но именно в силу своей искусственности и неправдоподобности благополучная развязка ничего не меняет в существе комедии.

«Дон-Жуан»

Если в «Тартюфе» Мольер нападал на религию и церковь, то в «Дон-Жуане, или Каменном пире» (Don Juan, ou Le festin de pierre, 1665) объектом его сатиры стало феодальное дворянство. В основу пьесы Мольер положил испанскую легенду о Дон Жуане — неотразимом обольстителе женщин, попирающем законы божеские и человеческие. Он придал этому бродячему сюжету, облетевшему почти все сцены Европы, оригинальную сатирическую разработку. Образ Дон Жуана, этого излюбленного дворянского героя, воплотившего всю хищную активность, честолюбие и властолюбие феодального дворянства в период его расцвета, Мольер наделил бытовыми чертами французского аристократа XVII века — титулованного развратника, насильника и «либертена», беспринципного, лицемерного, наглого и циничного. Он делает Дон-Жуана отрицателем всех устоев, на которых основывается благоустроенное общество. Дон-Жуан лишён сыновних чувств, он мечтает о смерти отца, он издевается над мещанской добродетелью, соблазняет и обманывает женщин, бьёт крестьянина, вступившегося за невесту, тиранит слугу, не платит долгов и выпроваживает кредиторов, богохульствует, лжёт и лицемерит напропалую, состязаясь с Тартюфом и превосходя его своим откровенным цинизмом (ср. его беседу со Сганарелем — д. V, сц. II). Своё негодование в адрес дворянства, воплощённого в образе Дон-Жуана, Мольер вкладывает в уста его отца, старого дворянина Дон-Луиса, и слуги Сганареля, которые каждый по-своему обличают порочность Дон-Жуана, произнося фразы, предвещающие тирады Фигаро (напр.: «Происхождение без доблести ничего не стоит», «Я скорее окажу почтение сыну носильщика, если он честный человек, чем сыну венценосца, если он так же распущен, как вы» и т. п.).

Но образ Дон-Жуана соткан не из одних отрицательных черт. При всей своей порочности Дон-Жуан обладает большим обаянием: он блестящ, остроумен, храбр, и Мольер, обличая Дон-Жуана как носителя пороков, одновременно любуется им, отдаёт дань его рыцарскому обаянию.

«Мизантроп»

Если Мольер внёс в «Тартюфа» и «Дон-Жуана» ряд трагических черт, проступающих сквозь ткань комедийного действия, то в «Мизантропе» (Le Misanthrope, 1666) эти черты настолько усилились, что почти совсем оттеснили комический элемент. Типичный образец «высокой» комедии с углублённым психологическим анализом чувств и переживаний героев, с преобладанием диалога над внешним действием, с полным отсутствием фарсового элемента, с взволнованным, патетическим и саркастическим тоном речей главного героя, «Мизантроп» стоит особняком в творчестве Мольера.

Альцест не только образ благородного обличителя общественных пороков, ищущего «правды» и не находящего её: он отличается меньшей схематичностью, чем многие прежние персонажи. С одной стороны, это — положительный герой, благородное негодование которого вызывает сочувствие; с другой стороны, он не лишён и отрицательных черт: он слишком несдержан, бестактен, лишён чувства меры и чувства юмора.

Поздние пьесы

Чересчур глубокая и серьёзная комедия «Мизантроп» была холодно встречена зрителями, искавшими в театре прежде всего развлечения. Чтобы спасти пьесу, Мольер присоединил к ней блестящий фарс «Лекарь поневоле» (фр. Le médécin malgré lui, 1666). Эта безделка, имевшая громадный успех и до сих пор сохранившаяся в репертуаре, разрабатывала излюбленную Мольером тему о врачах-шарлатанах и невеждах. Любопытно, что как раз в самый зрелый период своего творчества, когда Мольер поднялся на высоту социально-психологической комедии, он всё чаще возвращается к брызжущему весельем фарсу, лишённому серьёзных сатирических заданий. Именно в эти годы Мольером написаны такие шедевры развлекательной комедии-интриги, как «Господин де Пурсоньяк» и «Проделки Скапена» (фр. Les fourberies de Scapin, 1671). Мольер вернулся здесь к первичному источнику своего вдохновения — к старинному фарсу.

В литературоведческих кругах издавна установилось несколько пренебрежительное отношение к этим грубоватым пьескам. Это отношение восходит к законодателю классицизма Буало, порицавшему Мольера за шутовство и потакание грубым вкусам толпы.

Основная тема этого периода — осмеяние буржуа, стремящихся подражать аристократии и породниться с нею. Эта тема развита в «Жорже Дандене» (фр. George Dandin, 1668) и в «Мещанине во дворянстве». В первой комедии, разрабатывающей в форме чистейшего фарса популярный «бродячий» сюжет, Мольер высмеивает богатого «выскочку» (фр. parvenu) из крестьян, который из глупой спеси женился на дочери разорившегося барона, открыто изменяющей ему с маркизом, выставляющей его в дураках и напоследок заставляющей его же просить у неё прощения. Ещё острее разработана та же тема в «Мещанине во дворянстве», одной из самых блестящих комедий-балетов Мольера, где он достигает виртуозной лёгкости в построении диалога, приближающегося по своему ритму к балетному танцу (ср. квартет влюблённых — д. III, сц. X). Эта комедия — самая злая сатира на буржуазию, подражающую дворянству, какая вышла из-под его пера.

В знаменитой комедии «Скупой» (L’avare, 1668), написанной под влиянием «Кубышки» (фр. Aulularia) Плавта, Мольер мастерски рисует отталкивающий образ скряги Гарпагона (имя его стало во Франции нарицательным), у которого страсть к накоплению приняла патологический характер и заглушила все человеческие чувства.

Проблему семьи и брака Мольер ставит также в своей предпоследней комедии «Учёные женщины» (фр. Les femmes savantes, 1672), в которой он возвращается к теме «Жеманниц», но разрабатывает её гораздо шире и глубже. Объектом его сатиры являются здесь женщины-педантки, увлекающиеся науками и пренебрегающие семейными обязанностями.

Вопрос о распаде мещанской семьи поставлен также и в последней комедии Мольера «Мнимый больной» (фр. Le malade imaginaire, 1673). На этот раз причина распада семьи — мания главы дома Аргана, воображающего себя больным и являющегося игрушкой в руках недобросовестных и невежественных врачей. Презрение Мольера к врачам проходило сквозь всю его драматургию.

Последние дни жизни и смерть

Написанная смертельно больным Мольером комедия «Мнимый больной» — одна из самых весёлых и жизнерадостных его комедий. На её 4-м представлении 17 февраля 1673 года Мольер, игравший роль Аргана, почувствовал себя дурно и не доиграл спектакля. Он был перенесён домой и через несколько часов скончался. Парижский архиепископ Арле де Шанваллон запретил было хоронить нераскаявшегося грешника (актёры на смертном одре должны были приносить покаяние) и отменил запрет только по указанию короля. Величайшего драматурга Франции похоронили ночью, без обрядов, за оградой кладбища, где хоронили самоубийц.

ВОСПРОИЗВЕДЁННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Литературоведение

Рабле. Мольер. Вольтер. Гюго. Жорж Санд. Золя [Звукозапись] : биогр. повествования / сост., общ. ред. и послесл. Н. Ф. Болдырев ; читает В. Макеев. – М. : РГБС, 2010. – 5 мфк.  (21 ч 10 мин) : 2,38 см/с, 4 доp. – С изд.: Челябинск : Урал, 1998.

МХР: АБ, НА, ПФ

 Художественная литература

Корнель, П.  Сид [Шрифт Брайля] / П. Корнель. Тартюф, или Обманщик : пер. с фр. / Ж. Б. Мольер ; сост., авт. предисл. и коммент. С. Д. Артамонов. – М. : Просвещение, 1989. – 3 кн. – Перепеч. с изд. 1987 г.- (Шк. б-ка).

МХР: АБ, ЗА, ПФ

Мольер, Жан Батист. Комедии [Звукозапись] : пер. с фр. / Ж. Б. Мольер ; читает Е. Терновский. – М. : ИПТК “Логос” ВОС, 2007. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM)  (24 ч 31 мин). – Формат MP3.- Загл. с этик. диска.- С изд.: М. : Худож. лит., 1972.

МХР: АБ

Мольер, Жан Батист. Комедии [Звукозапись] / Ж. Мольер ; читает Е. Терновский. – М. : Логосвос, 2003. – 7 мфк. (24 ч 38 мин) : 2,38 см/с, 4 доp. – С изд.: М.: Худож. лит., 1972.

МХР: ПФ

Мольер, Жан Батист. Мещанин во дворянстве [Звукозапись] / Ж. Б. Мольер ; читает И. Прудовский. – М. : РГБС, 2013. – 1 фжд.  (3 ч 9 мин). – С изд.: М. : Ардис, 2008.

МХР: КХ

Мольер, Жан Батист. Мещанин во дворянстве [Звукозапись] / Ж. Б. Мольер ; читает И. Прудовский. – М. : АРДИС, 2008. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM)  (3 ч 9 мин). – Формат MP3.- Загл. с этик. диска.- Источник зап. не указан.

МХР: АБ, ПФ, НА

Мольер, Жан Батист. Мещанин во дворянстве [Шрифт Брайля] : комедия-балет в 5 д. / Жан-Батист Мольер ; пер. с фр. Н. Любимова. – М. : Логосвос, 2019. – 1 кн. – Перепеч.: М. : Дет. лит., 1978. (Школьная библиотека).

МХР: АБ, ПФ

Мольер, Жан Батист. Мещанин во дворянстве [Шрифт Брайля] ; Плутни Скапена : 12+ / Ж. Б. Мольер. – М. : Чинар, 2019. – 3 кн. – Перепеч.: М. : Эксмо, 2006.

МХР: АБ, НА, ПФ

Мольер, Жан Батист. Мещанин во дворянстве [Шрифт Брайля] : комедия-балет в 5 д. / Жан-Батист Мольер ; пер. с фр. Н. Любимова. – М. : Логосвос, 2020. – 1 кн. – Перепеч.: М. : Дет. лит., 1978. (Школьная библиотека).

МХР: КХ

Мольер, Жан Батист. Тартюф, или Обманщик [Звукозапись] / Ж. Б. Мольер ; читает Е. Терновский. – М. : Логосвос, 2014. – 1 фжд.  (2 ч 21 мин). – С изд.: М. : Логосвос, 1996.

МХР: КХ

 Искусство. Искусствознание

Мольер, Жан Батист. Плутни Скапена [Электронный ресурс] : спектакль / Ж. Б. Мольер ; исполняют З. Герт, Е. Весник. – М. : АРДИС, 2002. – 2 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Формат CD-DA.- Загл. с этик. контейнера.- Источник зап. не указан.

МХР: АБ, ПФ, НА

Мольер, Жан Батист. Плутни Скапена [Электронный ресурс] : спектакль / Ж. Б. Мольер ; исполняют Е. Весник, В. Кольцов. – М. : Союз, 2005. – 2 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Формат MP3.- Загл. с этик. диска.- Источник зап. не указан.

МХР: АБ, ПФ, КХ

Мольер, Жан Батист. Тартюф [Звукозапись] : аудиоспектакль / Ж. Б. Мольер ; читают артисты Театра музыкальной драмы. – М. : РГБС, 2013. – 1 фжд.  (2 ч 7 мин). – С изд.: СПб. : Вира-М, 2012.

МХР: КХ

Мольер, Жан Батист. Тартюф [Звукозапись] : аудиоспектакль / Ж. Б. Мольер ; пер. с фр. В. С. Лихачева ; исполн.Т. Семенова [и др.]. – СПб. : Вира-М, 2012. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM)  (2 ч 7 мин ). – Формат MP3. – Загл. с этикетки диска. – Источник записи не указан.

МХР: КХ

Использованные источники:

Список сокращений:

МХР — место хранения

АБ — отдел абонемента

ИСК — нотно-музыкальный отдел

НА — отдел надомного абонемента

ПФ — отдел нестационарного обслуживания

ТФ – тифлобиблиограф. отдел

мфк. — магнитная фонограмма на кассете

фжд. — файл на жестком диске

фк. — флеш-карта

Составитель Л. М. Жданова

Компьютерная верстка Л. М. Ждановой

Жан-Батист Мольер — 400 лет со дня рождения

Мольер Жан-Батист

Портрет Мольера (1622-1673). Пьер Миньяр (1612-1695), холст, масло

15 января 2022 исполняется 400 лет со дня рождения Жана-Батиста Мольера (1622-1673), французского актера и драматурга, создателя жанра «высокой комедии».

Родившись в эпоху французской театральной классики Корнеля и Расина, Мольер поднял комедийный жанр на неслыханную высоту, сравняв его с почтенным жанром трагедии. Вольтер назвал его «живописцем Франции», поскольку его комедии отразили все пороки и добродетели этой страны. Именно к Мольеру обращались с 1660-х английские драматурги, стремясь возродить театр, разоренный пуританами. Под знаком Мольера развивалась вся французская комедия XVIII в. Из школы Мольера вышел знаменитый творец «Женитьбы Фигаро» Бомарше, а в XIX в. комедийная техника Мольера использовалась, в частности, Мельяком и Галеви. В Италии под воздействием Мольера сформировался стиль Гольдони. В России «школа Мольера» воспитала Сумарокова, Фонвизина и Гоголя.

Отметился Мольер и в музыкальном театре, создав жанр «комедия-балет», сочетающий традицию придворных балетов эпохи Людовика XIV с драматической сюжетной основой – новаторские пьесы создавались на музыку придворного композитора Жана-Батиста Люлли (еще один «юбиляр» этого года, 28 ноября 2022 исполнится 390 лет со дня его рождения). Сотрудничество Люлли и Мольера началось с постановки «Брака поневоле» (1664), а продолжилось при создании комедий-балетов «Принцесса Элиды» (1664), «Любовь-целительница» (1665), «Сицилиец, или Любовь-живописец» (1666), «Комическая пастораль» (1666), «Жорж Данден» (1668), «Господин де Пурсоньяк» (1669), «Мещанин во дворянстве» (1670), «Блистательные любовники» (1970), трагедии-балета «Психея» (1671, текст написан совместно с П. Корнелем и Ф. Кино) и др. В 1670-х пути композитора и драматурга разошлись, и последние свои комедии-балеты – «Графиня д’Эскабанья» (1671), «Мнимый больной» (1673) – Мольер ставил в содружестве с Марком-Антуаном Шарпантье.

Самой востребованной комедией-балетом тандема Мольер-Люлли остается «Мещанин во дворянстве», а одной из лучших ее постановок – спектакль-реконструкция режиссера Бенджамина Лазара и дирижера Венсана Дюместра (видеоверсия спектакля, записанная в театре Трианон, была выпущена на DVD в 2005).

Четырехвековой юбилей главного национального драматурга широко отмечается во Франции – к памятной дате открыта интернет-платформа Molière 2022, где представлена обширная программа конференций, выставок и театральных событий, посвященных Мольеру. Выставки состоятся в Версале и Библиотеке-музее Парижской оперы. 15 января спектакль «Тартюф» Комеди Франсез будет транслироваться в прямом эфире в 200 французских кинотеатрах.

В 2022 в мировом театральном репертуаре – целая россыпь музыкальных спектаклей по Мольеру:

«Мещанин во дворянстве»
14-21 января 2022
Национальная опера Бордо (Бордо)
Дирижер Тибо Ноалли, режиссер Жером Дешам

9-19 июня 2022
Королевская опера Версаля (Версаль)
Дирижер Кристоф Куан, режиссер Дени Подалиде

«Психея» (в концертном исполнении)
27 января 2022
Театр ан дер Вин (Вена)
Дирижер Кристоф Руссе

30 января 2022
Королевская опера Версаля (Версаль)
Дирижер Кристоф Руссе

«Мнимый больной»
15-16 января 2022
Опера Масси (Масси)
Дирижер Эрве Нике
Режиссер Венсан Тавернье

22-30 января 2022
Театр Граслен (Нант)
Дирижер Николя Андре / Эрве Нике
Режиссер Венсан Тавернье

1 февраля – 5 марта 2022
Большой театр Анже (Анже)
Дирижер Николя Андре / Эрве Нике
Режиссер Венсан Тавернье

В России в начале февраля 2022 Издательство ГИТИС представит читателям новое издание одной из лучших работ мировой мольеристики – книгу Карла Манциуса «Мольер.

Театры, публика, актеры его времени». Впервые книгу Манциуса на русский язык перевел в 1922 театральный режиссер Федор Каверин. Спустя век выходит в свет отредактированное издание, где впервые переведены все сноски оригинала и исправлены неточности перевода.

Кроме того, в июне 2022 ГИТИС выпустит сборник шести разных переводов комедии Мольера «Мизантроп». Впервые эта пьеса выйдет в переводах Сергея Самойленко, Дмитрия Быкова, также в сборник войдут переводы Михаила Донского, Татьяны Щепкиной-Куперник, Василия Курочкина, Ивана Елагина.

Екатерина РОМАНОВА, «МО»

Мольер (Жан-Батист Поклен) | Французский драматург

15 января 1622 года в Париже крестился один из величайших французских писателей. Его звали Жан-Батист Поклен, но все сразу узнают его по сценическому псевдониму Мольер. Считается, что Мольер взял свой сценический псевдоним в честь романиста Франсуа де Мольера д’Эссертина, печально известного распутника, убитого в 1624 году. композитор Луи де Молье (1615-1688) имел в виду при выборе своего сценического псевдонима.

Портрет Жана-Батиста Поклена (Мольера) работы Пьера Миньяра

Мольер был одним из величайших комических гениев, которых когда-либо видел мир, и он, безусловно, мастер социальной комедии. В своих пьесах он единолично анализировал различные стороны современного ему общества, «вникая в сущностную характеристику людей». Он основал труппу, известную как «Иллюстрационный театр», и гастролировал по французским провинциям, сочиняя пьесы и играя в них.

Людовик XIV Французский

Мольеру удалось основать в Париже постоянный театр под покровительством Людовика XIV, а его пьесы «составляют портрет всех слоев французского общества XVII века и отличаются добродушным и интеллигентным издевательством над человеческими пороками, тщеславием и глупости». Французский писатель XIX века Стендаль справедливо называл Мольера «великим художником человека таким, какой он есть».

Жан-Батист Люлли: Месье де Пурсоньяк (отрывок) (Джером Корреас, клавесин; Les Paladins; Джером Корреас, дирижер)

Среди предков Мольера было несколько музыкантов, в том числе его дядя-скрипач Мишель Мазюэль, которого Людовик XIV назначил в 1654 году «композитором музыки для четырех виолончелей». В то время он был известен как актер. и певец, Мольер действительно окружил себя известными музыкальными деятелями, в том числе лютнистом Шарлем Дассуси (1605–1679) и скрипачом и мастером танцев Полем де ла Пьером (1612–1689). Однако его самым важным музыкальным соавтором, без сомнения, был Жан-Батист Люлли (1632–1687).

«Портрет Жана-Батиста Люлли» работы Поля Миньяра

«Начиная с единственного вклада в комедию Les Fâcheux , поставленную в замке Во-ле-Виконт 17 августа 1661 года, и заканчивая Психеей, трагиком -comédie et ballet , представленный в Тюильри 17 января 1671 года, «les deux Baptiste» (как их окрестила аристократическая писательница мадам де Севинье) вступили в партнерство, в которое вошли десять разных произведений». Месье де Пурсоньяк , комедия, поставленная для развлечения короля в Шамборе в октябре 1669 года, стала решающей отправной точкой для Мольера и Люлли, поскольку впоследствии они стали исключительными поставщиками зрелищ, предназначенных для придворных развлечений.

Жан-Батист Люлли: Le mariage forcé «Suite» (Оркестр Тонкюнстлера; Дитфрид Берне, дирижер; Хильда Лангфорт, клавесин) их максимальный потенциал. Скрипач-композитор и танцор опробовали совершенно новый жанр — лирическую трагедию, в которой сочетаются итальянские и французские элементы. Одновременно актер-автор придавал своему театру комическую и критическую силу. «Благодаря их партнерству они собирались добиться успеха в «смешанных развлечениях», типичных для вкуса барокко, где язык, пение, танцы, «симфония» и декорации сцены сочетались и смешивались». Оба также выступали вместе на сцене как певцы, танцоры и комики.

Сочинения Мольера Том 1, 1739

Мольер был, без сомнения, непревзойденным шоуменом и артистом, и он «рассматривал музыку как полноценную черту своей общей творческой деятельности». На самом деле, Мольер был известен тем, что поощрял музыкальные формы, которые были популярны у публики, «используя итерации, смоделированные на музыкальных практиках повторов и вариаций, а также резких изменений тона или маскировки». Мольер явно участвовал в интеллектуальных дебатах о музыке того периода, подтверждая «музыку как искусство удовольствия, как демонстрацию невероятности и как источник того блестящего театрального искусства, которое позволяет ей функционировать в сочетании с драматическим сюжетом».

Марк-Антуан Шарпантье: Брачная сила «La, la, la, bonjour» (Жером Корреас, клавесин; Les Paladins; Джером Корреас, дирижер)

Картина Людовика XIV и Мольера Жана-Леона Жером

Незадолго до смерти Мольер серьезно поссорился с Люлли. Я полагаю, что это было неизбежно, поскольку в комедийном балете, по сути, комедия и балет борются за сценическое пространство. Наиболее вероятная причина вражды была связана с установлением королевской оперной привилегии. Люлли хотел оставить комедию-балет, чтобы сосредоточиться на развитии нового жанра — французской оперы. Король Людовик XIV был в восторге, так как он считал оперу предпочтительным художественным средством для демонстрации своей власти и в конце концов предоставил Люлли привилегию французской оперы.

Марк-Антуан Шарпантье

Мольер решил продолжить постановку комедийного балета и нашел нового сотрудника в лице Марка-Антуана Шарпантье (1643-1704). Это новое партнерство имело ошеломляющий успех, и для возрождения «Брачная сила » Мольер заменил оригинальную композицию Люлли музыкой и текстом Шарпантье. Толпа взбесилась, и Луллию это было не до смеха. Он даже дошел до того, что добился королевского постановления, запрещавшего парижским комикам использовать в своих выступлениях более шести певцов и шести инструменталистов. «Это положило начало конфликту за монополистический контроль, который будет будоражить культурную жизнь до конца старого режима».

Жан-Батист Люлли: «Мещанин во дворянстве»

Как бы то ни было, «Мещанин во дворянстве» , обычно переводимый как «Аристократ из среднего класса», стал кульминацией сотрудничества Мольера и Люлли. Эта пьеса, смешанная с музыкой, танцем и пением, «высмеивает попытки социального восхождения и буржуазную личность, высмеивая как вульгарный, претенциозный средний класс, так и тщеславную снобистскую аристократию».

Мольер Le Bourgeois gentilhomme , 1688

Как уже отмечалось, сам титул является оксюмороном, поскольку человек благородного происхождения не может быть буржуазным джентльменом. Центральным персонажем пьесы является г-н Журден, буржуа средних лет, который хочет подняться над своим прошлым среднего класса и быть признанным аристократом. Он носит дорогую одежду и изучает джентльменское искусство фехтования, танцев, музыки и философии, и ему обычно удается выставить себя дураком. Его умная жена убеждает его прийти в себя, но он продолжает давать деньги взаймы бедному дворянину. Он также мечтает, чтобы его дочь Люсиль вышла замуж за аристократа, но Люсиль влюблена в представителя среднего класса Клеонте. Он ловко маскируется под сына султана Турции. Журден в восторге, и спектакль заканчивается нелепой свадебной церемонией под названием «Балет Наций», балетом в балете.

Габриэль Форе: «Серенада буржуазного дворянина» (Марк Моийон, баритон; Анн Ле Бозек, фортепиано)

«Портрет Габриэля Форе» Джона Сингера Саржана Затем последовали различные ритурнели, которые чередовались с сольными песнями. Заканчивая первую Интерлюдию, мы находим мастера танцев, демонстрирующего свое искусство. Когда его танцоры начинают, он называет названия конкретных танцев: Air, Sarabande, Bourrée, Gailiarde. Эта танцевальная последовательность завершается «Канарией», быстрым тройным танцем, родом из Канарских островов, поддающимся красочному сопровождению гитары и бубна. Различные танцы перемежаются во втором и третьем акте, а в четвертом акте мы находим знаменитую «Церемонию турок», приветствующую прибытие мусульманского ученого, дервишей и других турецких танцоров и музыкантов. Для заключительного «Балета Наций» Люлли предлагает танцы испанского и итальянского происхождения, чтобы сопровождать персонажей пантомимы из комедии дель арте.

Le Bourgeois gentilhomme

Оригинальная музыка Люлли для Le bourgeois gentilhomme часто переделывалась, аранжировалась и заменялась новыми композициями. Габриэль Форе (1845–1924) работал над изменением музыки Люлли, когда решил сочинить небольшую песенку в стиле мадригала под названием «Серенада буржуазного дворянина». Серенада — это первая музыка, которую мы слышим во 2-й сцене акта I пьесы, и она является частью урока музыки для мсье Журдена.

Рихард Штраус: Мещанин во дворянстве (Der Bürger als Edelmann) «Сюита», соч. 60 (Норвежский камерный оркестр; Терье Тённесен, дирижер)

Журдена посещают как Maistre à Danser, так и Maistre de Musique. Учитель музыки говорит, что желает, чтобы месье Журден услышал серенаду, которую он потребовал положить на музыку, так как один из его учеников выполнил поручение. «Легко оскорбительно, господин Журден, который считает, что заслуживает только самого лучшего, спрашивает, почему это сделал простой ученик, а не сам мастер». Затем он просит у одного из своих Лаке одежду, чтобы, по его словам, лучше слышать музыку. После исполнения мсье Журден оценивает песню как «лугубре» и требует, чтобы учитель музыки раскрасил ее, немножко здесь, немножко там.

Рихард Штраус и Хьюго фон Хофмансталь

Рихарда Штрауса и его либреттиста Хьюго фон Хофмансталя не интересовали отдельные сцены, их скорее интересовала двухактная адаптация оперы Мольера «Буржуазный дворянин » . Спектакль будет поставлен под новую музыку Штрауса, а заключительный балетный спектакль «Балет Наций» по оригинальной пьесе Мольера примет форму новой оперы « Ариадна на Наксосе ». Однако создать оперу в пьесе было недостаточно, поэтому они решили, что Ариадна сама будет контрастировать и сочетать мифические фигуры, переплетающиеся с персонажами из труппы комедии дель арте. Результат уморительный, а «Сюита» Штрауса стала фаворитом концертного зала.

Эммануэль Бондевиль: L’Ecole des Maris, «O ciel, pardonne encore…». (Натали Дессе, сопрано; Филармонический оркестр Монте-Карло; Патрик Фурнилье, дирижер)

Эммануэль Бондевиль

Мольер продолжал вдохновлять композиторов 20-го века, в том числе Эммануэля Бондевиля (1898–1987). Он начал свою карьеру в качестве органиста в церкви Сен-Никез в Руане и Нотр-Дам в Кане. Следовательно, он начал сочинять произведения для фортепиано, симфонические поэмы, комические оперы и оперы. с 19С 49 по 1951 год Бондевиль был директором Комической оперы, а затем занимал аналогичную должность в Парижской опере с 1952 по 1969 год. Бондевиль был трижды женат, и его интерес к «Школе женщин » Мольера, возможно, связан с его личная жизнь.

Мольер Школа женщин

В этой пьесе изображен зрелый мужчина, который настолько боится женственности, что решает жениться на своей юной и наивной подопечной Аньес. Ухаживая за ней с 4 лет, он помещает Аньес в женский монастырь до 17 лет, чтобы она оставалась слишком невежественной, чтобы изменить ему, когда они поженятся. В конце концов, все интриги, конечно же, оказываются бесполезными. Бондевиль излагает историю по-своему, и его комическая опера L’École des maris , премьера которого состоялась в Париже в 1935 году.

Стефан Вольпе: «Музыка для сцены» к опере Мольера «Воображаемый недуг» (Ансамбль «Recherche»; Вернер Херберс, дирижер) Премьера «Воображаемого болезни » («Ипохондрик») Мольера состоялась 10 февраля 1673 года в Театре дю Пале-Рояль в Париже. Это должна была быть последняя работа Мольера, и, поскольку он уже поссорился с Жаном-Батистом Люлли, Марк-Антуан Шарпантье поставил танцевальные сцены и музыкальные интерлюдии. В этом возмутительно смешном шедевре ипохондрик Арган хочет, чтобы его дочь Анжелика вышла замуж за врача, чтобы он мог сэкономить на своих медицинских счетах. Однако она влюблена в другого молодого человека по имени Клеанте. Когда Анжелика отказывается, Арган дает ей четыре дня, чтобы она согласилась или стала монахиней. Веселье возникает, когда вся семья пытается изменить его мнение. В конце концов, он убеждается, когда, притворяясь мертвым, обнаруживает, что его новая жена занимается этим только из-за денег, но его дочь действительно любит его. Он соглашается на ее брак с Клеанте. Аргана, в свою очередь, уговаривают стать врачом и лечить себя.

Штефан Вольпе

Штефан Вольпе (1902-1972), ученик Франца Шрекера и Феруччо Бузони в Берлине, в 1934 году взялся за написание музыки к спектаклю. другие методы тональной организации, и Эллиот Картер классно сказал о музыке Вольпе, что «он все делает неправильно, и все получается правильно».

Нино Рота: Воображаемый Мольер, «Сюита» (Симфонический оркестр Норчепинга; Ханну Койвула, дирижер)

Морис Бежар

В 1976 году Морис Бежар, один из самых значительных хореографов второй половины 20-го века, попросил композитора Нино Рота принять участие в проекте, посвященном трехсотлетию со дня смерти Мольера. . Таким образом, 3 декабря 1976 года в Брюсселе впервые была показана балет-комедия «Воображаемый Мольер ». Спустя пару лет Рота подготовил сюиту из балетной музыки, которую когда-то охарактеризовали как «…праздник с трагическими паузами» и «праздник, завуалированный нежной и непочтительной меланхолией». По словам Бежара, «для Мольера гримаса, взрыв смеха или песня так же важны, как и красивая строчка. Природа есть жизнь, Мольер жив».

Нино Рота

В своей партитуре Рота воссоздает Францию ​​17-го века, но, смешивая разные стили, он «сохраняет поэтический и выразительный язык, свойственный только ему». Тем временем Генри Перселл (1659–1695) написал полуоперу «Король Артур, или Достойные британцы » на либретто Джона Драйдена в 1691 году. на основе эфира «La Mort de Molière», который также включает мрачную хоровую хвалебную речь.

Чтобы узнать больше о лучших произведениях классической музыки, читайте наш электронный информационный бюллетень

Генри Пёрселл: Король Артур, или Достойные британцы, «Смерть Мольера» (Морис Беван, баритон; Деллер Консорт; Клеменсик Консорт, René Clemencic, Cond. )

Le Ballet des Jean-Baptiste на Château de Versailles Spectacles

Экстракты от Le Bourgeois gentilhomme , Monsiur de Pourceaugnac , Lastor. Lastor. … … ряд.0003

С днем ​​рождения, Мольер! Le Poème Harmonique и Винсент Дюместр прославляют в музыке принца французских драматургов по случаю его 400-летия в 2022 году. сочинить свой редко исполняемый «саундтрек». Когда Батист встречает Батиста…

Назад в 1661 год. Новобрачный Король-Солнце похоронил Мазарини и принял бразды правления королевством. В том же году Мольер-парижанин и Люллий-флорентиец представили свою первую комедию-балет Les Fâcheux в замке Фуке де Во-ле-Виконт. Следующее десятилетие, десятилетие удовольствия и праздника, было отмечено их изобретениями. Эти пьесы, смешивающие пение и танцы, раскрывают космополитическую и причудливую вселенную: неаполитанские негодяи вокруг Пурсоньяка, фальшивые турки со знаменитым маршем, приветствующие мсье Журдена как нового Мамамучи.

Экстравагантные карнавальные сцены призывают певцов и баладин для веселых чакон и паспье. Музыка снова убаюкивает пасторальной сладостью George Dandin , с его пастушескими мелодиями из Эдема, или любовные блуждания Psyché , разворачивающиеся в итальянском плаче. Поддерживаемая королевской милостью, пара расширила возможности оркестра и использовала в ансамблях до пяти-шести голосов.

Идиллию, увы, разрушили ревность и честолюбие. Завидуя прибыли, полученной и несправедливо разделенной Мольером от его театра в Пале-Рояль, Люлли воспользовался в 1672 году туберкулезом, поразившим его бывшего коллегу, чтобы получить исключительные права на новый вид развлечения: оперу. Флорентийский музыкант продолжил приключение французского лирического искусства, начатое его другом-драматургом. Когда Мольер вернулся на сцену, он уже не мог выбирать количество своих музыкантов. Выпадение было полным. Мольер умер на сцене в течение 9 лет.0013 Le Malade Imaginaire

на музыку Шарпантье.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *