События IV Крестового похода в оценке его участников
Четвертый Крестовый поход (1202–1204) — одно из самых противоречивых событий в средневековой истории. Воины Христа, которые отправлялись на завоевание Египта и Святой Земли, направили свое оружие на своих единоверцев, осаждали христианские города и разграбили Константинополь. Этот поход стал первым, в котором политическое начало столь явно превалировало над религиозным.
Четвертый крестовый поход нашел широкое отражение в историографии. Большой интерес к этой теме, как и крестоносносному движению вообще, проявляют западноевропейские ученые. Первые обобщающие труды появляются уже в XIX веке — это пятитомная «История Крестовых походов» Ж.-Ф. Мишо [5] и одноименное произведение Бернарда Куглера [6]. Они рассматривают крестовые походы, в том числе и Четвертый, как следствие религиозного энтузиазма. В конце ХХ века под редакцией английского историка Дж. Райли-Смита вышло издание «История Крестовых походов» [7], авторами которого являются английские ученые. Издание описывает движение крестоносцев с разных сторон. Уделяется серьезное внимание и практическим — юридическим, финансовым, организационным, — вопросам. Среди новейших исследований можно отметить работу «Четвертый крестовый поход» Джонатана Филипса [8]. Автор пытается найти объяснение, а иногда и оправдание действием крестоносцев.
Среди первых отечественных историков, изучавших данный период А.А Федоров-Давыдов, который в своем исследовании «Крестовые походы. Историческая хроника»[9] пытался поставить себя на место современников похода и Ф. И. Успенский, посвятивший Четвертому Крестовому походу одну из глав своей работы «История крестовых походов» [10], изданной в 1900 году. В ней он дает обзор существующей на тот момент историографии и подробно рассматривает причины и движущие силы похода. Другой историк, А. А. Васильев во втором томе «Истории Византийской империи» [11], написанном в 30-ых годах XX века, подчеркивает роль Венеции и дает оценку значимости похода, как для Византии, так и для крестоносного движения. Наибольший вклад в отечественную историографию Крестовых походов внес М. А. Заборов. Он является автором обобщающих трудов «Крестовые походы» [12] и «Крестоносцы на Востоке» [13], а также сборника документов и материалов, относящихся к тому периоду [14]. В своих работах он рассматривает Крестовые походы как своеобразное явление средневековой жизни и отстаивает мысль о том, что религиозное рвение являлось лишь маской для истинных грабительских мотивов. Четвертый Крестовый поход для него наиболее характерное проявление подобных мотивов. Кроме того, Заборов перевел на русский язык хроники Виллардуэна [1] и Клари [2], сопроводив их статьями [3] [4], в которых, помимо биографической информации, он подробно рассматривает их исторические концепции и выносит оценку достоверности информации. Из новейших исследований можно отметить «Историю крестовых походов» Е. Монусовой [15], которая пытается в доступной форме изложить события походов.
В центре внимания историков лежат мотивы верхушки рыцарства, Инокентия III и Венеции. Мало внимания уделяется тому, как сами участники похода относились к столь резкой перемене. Только М. А. Заборов в сопроводительных статьях к публикациям хроник поднимает этот вопрос. Он показывает, как рыцари пытались оправдать свое участие в авантюре (Клари) или обелить ее руководителей (Виллардуэна). Таким образом, из обзора историографии становится видно, что тема малоизучена и требует дальнейшей разработки.
Разумеется, такое резонансное событие не могло не найти отклик у современников. Поход на Константинополь очень широко освящен хронистами. Прежде всего, необходимо отметить две хроники, лежащие в основе данной работы. Это «Завоевание Константинополя» маршала Шампани Жоффруа де Виллардуэна и одноименный труд бедного рыцаря Робера де Клари. Они позволяют посмотреть на Крестовый поход глазами очевидцев и непосредственных участников. Отличительной особенностью этих хроник является их светский характер. Почти вся хронография представляет собой плод деятельности духовных лиц и это налагает отпечаток на изложение событий и их оценку. Рыцари-хронисты в свою очередь, хоть и не лишенные провиденциалисткого взгляда на историю и характерной для Средних веков набожности, во главу угла ставят мирское. В центре их повествования не божий промысел, а деяния людей, принявших участие в грандиозной авантюре. Виллардуэн и Клари независимо друг от друга являются носителями и возможно создателями особого взгляда на историю, получившего в историографии название «теории случайностей [4, с.104]. Суть этой концепции в том, что все происходящее с крестоносцами есть не что иное, как игра случая. Одно из первых предложений хроники Робера де Клари начинается со слов «случилось так, что как раз в то время папа Иннокентий был апостоликом римским а Филипп — королем Франции» Люди не могут предсказать череду случайностей, ведущую их от внезапной смерти Тибо Шампанского под стены Константинополя. Они могут лишь реагировать на то, что происходит. Еще один вопрос, на который стоит ответить, являются ли эти хроники достоверным источником. Сомнения здесь могут вызвать оба автора. Клари [4, с.83–101], относившийся к так называемому «меньшому люду» хоть и был непосредственным участником событий, но видел и знал далеко не все о том, что происходит с крестоносным воинством и, разумеется, не был посвящен в планы верхушки рыцарства. Свое незнание он беззастенчиво прикрывает слухами и живым воображением. Тем не менее, сведения о передвижении армии, битвах, в которых он участвовал и настроениях рядовых воинах заслуживают доверия. Другой историк похода, Жоффруа де Виллардуэн [3, с.128–140], не принадлежал ни к титулованной знати, ни к беднейшему рыцарству как Клари. Виллардуэна можно определить как феодала средней руки. Благодаря своим талантам он смог добится высокого положения в войске. Он, по собственным словам, «бывал на всех советах» [1, с.32], был наряду с Кононом Бетюнским главным дипломатом похода и своеобразным «начальником штаба» [3, с.132]. Именно он договаривался с венецианцами, присутствовал при переговорах с царевичем Алексеем и при других важнейших событиях. Его осведомленность не вызывает сомнений, он весьма точно описывает ход действий фактически и хронологически. Его хроника является основополагающей для изучения Четвертого Крестового похода. Но вместе с этим она носит явно тенденциозный характер и написана в интересах верхушки рыцарства. Поэтому, хоть автор и декларирует, что «ни разу ни единым словом не солгал с умыслом о том, что ему ведомо» [1, с.32] закономерно возникают сомнения в его искренности. Они касаются в основном интерпретации фактов и причинно-следственных связей. Некоторые события он умалчивает или приуменьшает, другие наоборот выпячивает. Но при сравнении с хроникой Клари и другими источниками можно добиться определенной степени достоверности.
Другие источники по этому периоду: анонимное сочинение «Разорение Константинополя», «История завоевания Константинополя» Гунтера Парисского,«История со времени царствования Иоанна Комнина» Никиты Хониата и другие — позволяют уточнить данные, передаваемые Клари и Виллардуэном.
Цель данной работы — выявить на основе текстов хроник Жоффруа де Виллардуэна и Робера де Клари отношение участников похода к ключевым событиям похода. Под ключевыми событиями здесь понимаются два «отклонения» похода: захваты Задара и Константинополя.
Выбранные для рассмотрения источники отражают две противостоящие другу другу точки зрения: рыцарской верхушки и «меньшого люда». Логичным видится начать с того, как оценивали поход его предводители, а потом сравнить ее с позицией рядовых участников.
Как уже упоминалось, Жоффруа де Виллардуэн был одним из главных действующих лиц похода. На основе того, что именно он держал слово перед венецианским народом [1, с.10], можно сделать предположение о том, что маршал Шампани был главой посольства, искавшего в Италии корабли для перевозки войска. Другое важнейшее решение, принятое по инициативе Виллардуэна — выборы нового предводителя крестоносцев после смерти Тибо Шампанского. После неудачных попыток пригласить на этот пост герцога Бургундского и графа Бар-Ле-Дюка, Жоффруа предлагает баронам избрать маркиза Бонифация Монферратского [1, с. 13–14]. Эти два шага и оказали решающее влияние на ход Крестового похода, венецианцы вынудили святое воинство разорить Задар, а маркиз, являвшийся родственником германского императора, инициировал переговоры с царевичем Алексеем. Оправдание венецианского дожа и Бонифация — одна из основных идей, вокруг которых строится вся хроника. Здесь действует простая логика, если решения, принимаемые ими неверны и даже преступны, то в этом виноват также и сам хронист. Следовательно, обеляя их, он снимает обвинения и с себя.
Вторая основополагающая идея хроники — осуждение «тех, кто хотел, чтобы войско распалось» [1, с.19], дезертиров и тех, кто отправился в Святую Землю самостоятельно. Виллардуэн выступает как поборник единства христианского воинства, вполне искренне считая, что лишь в целости оно смогло бы добиться победы. Вину за то, что крестоносное воинство так и не добралось до Египта хронист возлагает на «отступников». Он утверждает, что группа, желавшая распада войска, присутствовала в нем изначально. Из-за них крестоносцы не смогли выплатить требуемую венецианцами сумму [1, с.17]. А так как выполнение долга святая обязанность рыцаря, Виллардуэн не видит ничего зазорного в том, чтобы заключить договор о захвате Задара. Это отклонение от маршрута для него просто роковая случайность. Ведь никто не мог предсказать, что часть войска не прибудет в Венецию, а часть откажется платить по счетам. Это отлично вписывается в общую канву «теории случайностей». Противники договора представляются исключительно как желающие распада войска. Изображение захвата Задара как дела чести позволяет Виллардуэну снять обвинения с предводителей воинства. О том, что святому воинству не подобает воевать против единоверцев, вспоминается лишь дважды.
Перед самым взятием Задара о этом говорит аббат из Во: «Сеньоры, я запрещаю вам именем римского апостолика нападать на этот город, ибо в нем живут христиане, а ведь вы пилигримы». В ответ на это дож Дандоло вновь взывает к рыцарской чести [1, с.23]. Здесь мы видим как рыцарские идеалы, а также и жажда наживы пересиливают религиозные запреты. Второй же раз недовольство высказывает сам понтифик, отлучая крестоносцев от церкви. Но практически сразу он их и прощает. Маршал Шампани вкладывает свое видение ситуации сначала в уста послов, а потом и самого Инокентия III. Вина вновь перекладывается на плечи дезертиров. Предводители войска «действовали подобно людям, которые не могли поступить лучше из-за отсутствия тех, кто уехал в другие гавани, и потому, что иначе не могли сохранить рать в целости» [1, с.29].
Виллардуэн добросовестно упоминает о недовольстве в войске и конфликте между «меньшим людом» и венецианцами. Однако при этом он не называет причин этого конфликта. Если судить только по хронике Виллардуэна, то захват Задара сам по себе вызвал негативную реакцию только у духовенства. «Отступники» же были против любых действий, предпринимаемых предводителями похода. С точки зрения хрониста захват города — это исключительно политический шаг, необходимый для исполнения обязательств перед венецианцами, а не решение, противоречащее самой сути крестовых походов. И если бы не дезертиры, он бы не потребовался вовсе. Стоит заметить, что, несмотря на то, что некоторые дезертиры так и не добрались до Сирии, многие нашли способ попасть туда. И хотя Виллардуэн описывает их печальную участь, но возможность попасть на Святую Землю все-таки была и именно этим вызвано столь массовое дезертирство. Так во время стоянки на острове Корфу войско чуть не распалось [1, с.30–31]. То, что бароны не отправились напрямую в Святую Землю, может свидетельствовать о том, что план захвата Константинополя вынашивался заранее и вполне возможно был согласован с венецианцами. Это подтверждает и тот факт, что переговоры с Алексеем начались еще до отправления к Задару [1, с.20–21]
Отклонение в сторону Константинополя Виллардуэн описывает и вовсе как, безусловно, правильный и необходимый поступок. Крестоносцам, «изрядно поиздержавшимся» и ослабленным дезертирством необходима была финансовая и военная поддержка. Именно ее и обещал предоставить после восшествия на престол сын свергнутого императора Исаака II Ангела Алексей. Виллардуэн упирает на то, что Алексей является законным наследником империи. Следовательно, поддержка его претензий на престол будет благородным поступком, отвечающим идеологии рыцарства. Но на первом месте, наверное, стояла выгода. По договору с крестоносцами он не только должен был выплатить 200 тыс. марок и предоставить большое войско, но и обратить страну в католичество [1, с.25–26]. Это соглашение «самое знатное, какое когда-нибудь вообще заключалось с кем-либо» [1, с.25] помогло бы святому воинству создать надежную «тыловую базу» и стало бы важной победой для Рима. Однако нападать на Византийскую империю со столь малым войском было грандиозной авантюрой и договор подписали лишь 12 человек [1, с.27]. Остальные же, по мнению маршала Шампани, отказались из-за того, что хотели разделить войско и лишь вскользь упоминается, что часть духовенства вновь было недовольно нападением на христианский город. Он вновь не находит в войне с христианами, пусть и не католиками, ничего идущего вразрез с идеологией крестового похода. Здесь мы снова видим, что мирское довлеет над религиозным.
События, следующие за захватом Константинополя, и вовсе кардинально меняют цели похода. Возведенный крестоносцами на трон Алексей IV и его отец Сюрсак (Исаак II), обещавшие поддержку святому воинству не спешили выполнять обязательства, а в итоге и вовсе прекратили выплаты [1, с.53]. Крестоносцы попытались потребовать денег [1, с.54], что привело к открытому столкновению. Как и для предыдущих решений предводителей похода, Виллардуэн вновь находит объяснение в рыцарском кодексе. Невыполнение договора было расценено как предательство. А последовавшее за этим убийство императора Морчуфлем (Алексеем V Дукой) было для маршала Шампани и вовсе попранием всех законов чести. Кроме того, крестоносцы оказались загнанными в угол. Они были практически заперты во враждебной стране без денег и продовольствия. Стало понятно, что до Святой Земли им уже не добраться. Поэтому духовенство объявило, что война против узурпатора является «правой и справедливой» и если Византия будет приведена в «подчинение Риму», то погибшие на войне получат отпущение [1, с. 57]. Цель похода была официально перенесена из Египта на Византию. Крестоносцы теперь имели полное право захватывать и грабить греческие города. Намеренно или случайно, предводители похода поставили себя в ситуацию, когда религиозная составляющая похода была окончательно забыта. Собирались ли они вообще идти в Святую Землю мы можем только догадываться.
Как видно из вышесказанного, Виллардуэн не считает ошибочным столь резкое изменение похода. Оно логично вытекает из событий, происходивших со святым воинством. Да, захвата Константинополя можно бы было избежать, но в том, что этого не произошло, виноваты не предводители войска и не венецианцы, а люди, желавшие распада войска. Превращение священной войны в грабительский поход происходит незаметно для маршала Шампани, возможно потому, что таковым он являлся с самого начала.
С другой точки зрения показывает поход представитель рядового рыцарства Робер де Клари. Его хроника позволяет увидеть, как относились к походу, те кто составлял основу крестоносного войска, так называемый «меньшой люд». Любопытно, насколько схожи эти два произведения по своей структуре. Помимо того, что ход событий объясняется с позиции уже упоминавшейся «теории случайностей» в основу повествования также заложено восхваление одних и осуждение других. Если Виллардуэн восхваляет предводителей похода и порицает «отступников», то пикардиец расточает похвалы мужеству и воинской доблести рядовых рыцарей и недоволен действиями знатнейших баронов и венецианцев.
Именно предводители войска являются, по его мнению, виновниками всех неурядиц войска. Они манипулируют рядовыми воинами, отбирают их законную добычу. Характерно, что именно несправедливый дележ добычи вызывает самое большое негодование у Клари, а андрианопольский разгром для него является божьим возмездие «за их гордыню и за то вероломство, которое они выказали к бедному люду войска» [2, с.78]. Такое отношение показывает мотивы, которыми руководствовалась рыцарская беднота, отправляясь в поход. Возможно, они и были увлечены проповедью Фулька из Нейи и хотели отбить Гроб Господень у неверных. Но, наверное, больше всего их волновала та часть, где рассказывалось о богатствах заморских земель. Неслучайно такое большое место в хронике отведено описанию богатств Константинополя.
Как и Виллардуэн, Клари спокойно относится к изменению направления похода. Первое отклонение от маршрута произошло, по его словам, вообще без ведома рядовых воинов. [2, с.13] Предводители войска и дож Дандоло заключили договор у них за спиной. Причиной же, как и у Виллардуэна послужил невыплаченный долг [2, с.12]. Воины думали, что плывут за море, а оказались под стенами Задара. Разве они виноваты в этом? Ответственность лежит в первую очередь на венецианцах. Довольно важная деталь, которую упоминает Клари, заключается в том, что об угрозе отлучения было известно заранее [2, с.14]. Виллардуен же обходит молчанием этот момент, не желая подвергать сомнению правильность решений баронов. Также хронист утверждает, что Задар был сдан без боя [2, с.14] и ничего не упоминает о грабежах последовавших после, тогда как по свидетельству далматинского хрониста XIII в. Фомы Сплитского захватчики, овладев Задаром, выгнали оставшихся жителей и «разрушили все окружавшие его стены и башни и все здания» [4, с.132]. Замалчивая это, Робер пытается представить крестоносцев в более выгодном свете. Как и Виллардуэн, Клари упоминает стычку «меньшего люда» и венецианцев, не называя при этом причин. Скорее всего, именно венецианцам ставили в вину нападение на христианский город.
Именно дож Дандоло предстает в произведении пикардийца главной движущей силой похода. Он вынудил крестоносцев напасть на Задар, а после зимовки предложил отправиться в Грецию для пополнения запасов. Маркиз Монферратский же только нашел благовидный предлог [2, с.15]. Такое искажение происходит от непосвященности Робера в закулисные игры похода, но дает понять, как в войске видели ситуацию. Вообще, хотя Клари и упоминает о несогласии многих с подобным поворотом дел [2, с.25–26], но не высказывает поддержку ни одной, ни другой стороне, довольствуясь ролью стороннего наблюдателя. Он лишь добавляет, что духовенство поддержало эту инициативу и заверило войско в ее законности [2, с. 30].
Дальнейшие события описываются в схожем с Виллардуэном ключе. Единственное значительное отличие заключается в том, что инициатором открытого столкновения с Алексеем IV вновь выступает венецианский дож, который в весьма резкой форме бросил императору вызов [2, с.44].
Проанализировав хронику Робера де Клари можно сделать вывод, что к изменению направления похода он относился довольно спокойно. Да, крестоносцы должны были отправиться к Гробу Господню но по воле случая и венецианцев поход закончился разграблением Византии. И это вполне его устраивало. Рыцарской бедноте было все равно какие города грабить, христианские или находящиеся в руках неверных. Основной протест, выражаемый Клари, направлен на титулованную знать, отбирающую у рядовых воинов плоды их усилий. Пикардиец выглядит даже большим сторонником «теории случайностей», чем Виллардуэн. У последнего, события хоть и непредсказуемый, но все же результат действий людей (неявка дезертиров в Венецию, предварительный договор с Алексеем и т. д.), которые можно изменить. Поэтому довольно много места в хронике отведено под отповедь «отступников». Если бы они остались с войском до конца, все могло бы сложиться по-другому. У Клари же мы не видим этого понимания. Для него поход — это калейдоскоп удивительных случайностей, который позволил рыцарю с севера Франции оказаться в богатейшем городе мира. Если хроника Виллардуэна пропитана осуждением, то произведение Клари наполнена удивлением. Это может быть связано как со степенью осведомленности о событиях и ответственности за них, так и с целями, которыми руководствовались рыцари при написании своих хроник. Для Клари главным было показать во всем великолепии невероятную авантюру рыцарства. Для Виллардуэна же, показать руководство похода в более выгодном свете и подчеркнуть свою роль.
Четвертый Крестовый поход знаменует собой кризис крестоносного движения. По мнению, М. А. Заборова «хрупкая религиозная скорлупа … оказалась полностью разбитой» [11, с. 179]. Религиозный пыл, служивший главной движущей силой предыдущих походов окончательно сошел на нет. Это четко прослеживается на основе хроник участников похода: Робера де Клари и Жоффруа де Виллардуэна. О том, что цель похода лежит в религиозной плоскости они и не вспоминают. Их мотивы предельно прагматичны. Знати необходимы земли и титулы, бедноте — награбленные ценности, а Венеции — устранение торгового конкурента. Крестовые походы превращаются из религиозного предприятия в грабительские походы.
Литература:
1. Жоффруа де Виллардуэн. Завоевание Константинополя. М.:Наука, 1993.
2. Робер де Клари. Завоевание Константинополя. М.:Наука, 1986.
3. Заборов М. А. «Завоевание Константинополя» Жоффруа де Виллардуэна и историческая мысль средневековья // Жоффруа де Виллардуэн. Завоевание Константинополя. М.:Наука, 1993. С. 128–218.
4. Заборов М. А. Робер де Клари и его хроника как памятник исторической мысли средневековья // Робер де Клари. Завоевание Константинополя. М.:Наука, 1986. С. 81–122.
5. Мишо Ж.-Ф. История крестовых походов. М.: Вече, 2005.
6. Куглер Б. История крестовых походов. Ростов н/Д.: Феникс, 1995.
7. Райли-Смит Дж. История крестовых походов. М.: Крон-Пресс, 1998.
8. Филипс Д. Четвертый крестовый поход. М.: Астрель, 2010.
9. Федоров-Давыдов А.А Крестовые походы. Историческая хроника. М.: Тип. К. Л. Меньшова, 1905.
10. Успенский Ф. И. История крестовых походов. М.: Даръ, 2005.
11. Васильев А. А. История Византийской империи: От крестовых походов до падения Константинополя. СПб: Алетейя, 1998.
12. Заборов М. А. Крестовые походы. М.: Изд-во АН СССР, 1956.
13. Заборов М. А. Крестоносцы на Востоке. М.: «Наука», 1980.
14. Заборов М. А. История крестовых походов в документах и материалах. М.: Высшая школа, 1977.
15. Монусова Е. История крестовых походов. СПб: Астрель-СПб, 2010.
Основные термины (генерируются автоматически): Крестовый поход, поход, Святая Земля, крестоносец, маршал Шампани, святое воинство, том, III, Венеция, История крестовых походов.
«Благие намерения» крестоносцев
Крестоносцы в Венеции
Новый крестовый поход папа Иннокентий III готовил с 1198 года. Молодой, энергичный и ловкий политик, он стремился к усилению папского престола и подчинению всех христиан Риму. Целью похода был объявлен Египет — удобный плацдарм для отвоевания «Святой земли». Доставить войско взялся венецианский флот — он единственный на тот момент был способен предпринять такую операцию. Несмотря на титанические усилия папы, войско по плану насчитывало не так много воинов, как прошлые походы. Проповеди священников не имели ожидаемого эффекта. Даже самому знаменитому из них, Фульку из французского города Нейи на р. Марна, который инсценировал чудеса исцеления во время своих выступлений, не удалось собрать толпы последователей обещаниями небесных благ. Но обещания папы списать долги участникам похода, дать им земли и защитить их имущество от врагов сработали. Блага земные привлекли большое количество бедняков, должников и жаждущих наживы в крестоносное воинство.
На венецианских кораблях планировалось перевезти 33,5 тыс. человек. Вообще-то для Венеции, торговые связи которой с Египтом были хорошо налажены и стабильны, поход был невыгоден. Торговля и прибыль имели для этого города особое значение (позднее родилась даже конспирологическая версия о том, будто египетский султан подкупил венецианцев, чтобы те направили крестоносцев в другое место). Старый и слепой, но всё ещё бодрый и амбициозный венецианский дож Энрике Дандоло запросил за свои услуги огромную сумму в 85 тыс. марок (около 20 тонн серебром). Войско, которое должно было собраться в Венеции, смогло бы выплатить эту сумму. Однако договор был составлен таким образом, что если бы прибыло меньше воинов, то было бы непонятно, что делать, и дож мог бы всё равно требовать полной оплаты. Что, конечно же, и случилось. Вместо 33,5 тыс человек летом 1202 года Венеции достигло лишь около 10−13 тыс. человек. Размещённые на о. Лидо близ города, они ожидали остальных участников, которые, в свою очередь, задерживались или рассчитывали иными путями добраться до Египта.
С огромным трудом удалось выплатить дожу только 51 тыс. марок. Но он требовал полной уплаты оговорённой суммы.Папа римский Иннокентий III. (wikipedia.org)
Венецианцы даже перестали кормить крестоносцев и грозили вообще не дать никаких судов. Скопившиеся на острове крестоносные воины практически стали пленниками. В это время прибыл вождь похода Бонифаций Монферратский. Он, человек расчётливого ума, легко договорился с корыстным Дандоло. Денег у крестоносцев уже не было совсем, отпустить их по домам тоже было неприемлемо — все тогда стали бы называть венецианцев обманщиками и нечестивыми дельцами. И тогда дож предложил отработать долг мечом — пусть завоюют для Венеции венгерский город Задар, конкурента на Адриатике, и тем заработают отсрочку выплат. Некоторые крестоносцы, узнав об этом, покинули лагерь, не пожелав стать наёмниками дожа, напавшими на христиан, но большая часть осталась, скорее всего, даже и не разобравшись толком в происходящем.
Энрике Дандоло венецианский дож. (wikipedia.org)
Для папы же захват Задара был приемлемой ценой сохранения сошедшегося войска, которое иначе, с таким трудом собранное, разошлось бы навсегда. Формально он подтвердил свой запрет на войну против христиан, но его легаты давали понять, что реально папа потворствует происходящему. Тут надо иметь в виду, что папа довольно легко мог оплатить из католической казны сумму в 34 тыс. марок и помочь походу, но он не стал этого делать ради поддержки войны за освобождение «Святой земли». Задар был захвачен и жестоко разграблен. И хотя за это папа, как и должен был, отлучил крестоносцев от церкви, он довольно скоро снял это отлучение, взяв обещание, что впредь воины будут повиноваться престолу. Возможно, что Иннокентий III предвидел последовавшие события и попытку Венеции втянуть крестоносцев в конфликт с Византией, которая была самым сильным конкурентом дожа в регионе. Как бы то ни было, вскоре поход, который теперь должен был продолжиться уже в Египте, снова сменил своё направление — на сей раз он нацелился на Константинополь.
Папа и сам испытывал к Византии ненависть — империя давно сопротивлялась притязаниями Рима на религиозный контроль над её населением и, соответственно, церковными богатствами. Воины зимовали в Задаре, и в начале 1203 г. к ним прибыли послы царевича Алексея, сына свергнутого недавно императора Византии Исаака II.Сражение. (wikipedia.org)
Цель — Константинополь
Царевич Алексей обязался за помощь ему и его отцу в восстановлении власти выплатить крестоносцам 200 тыс. марок серебром. В случае успеха предприятия Алексей обещал подчинить греческую церковь римской, принять участие в крестовом походе или послать войско в 10 тыс. человек сроком на год. И большинство крестоносцев согласилось на новую авантюру. Предлог похода был благовидный (помощь законному монарху), награда должна была не только покрыть долг перед Венецией, но и обеспечить воинов всем необходимым для дальнейшей жизни и походов. А рассказы о богатствах Византии, накопленных за столетия могущества империи, будоражили воображение воинов. И снова папа в своих посланиях увещевал воинов креста не поднимать руки на христиан, пусть даже еретиков, угрожал анафемой, но в то же время намекал, что вред византийцам нельзя наносить, «разве только сами они станут необдуманно чинить препятствия вашему походу…», а такая формулировка по сути является ироничным разрешением.
Византия тогда находилась в кризисе — политическом, экономическом и социальном. Собственная торговля слабела, население было обобрано и устало от войн. Армия также утратила свою прежнюю силу, а флот давно стал ничтожным, так как василевсы уже долгое время в случае необходимости полагались на венецианские корабли. Как сообщает один из хронистов, начальник флота Михаил Стрифна, родственник императора украл и продал на флоте всё, что только мог, включая паруса и весла. Византийцы никак не готовились к тому, что их ожидало. Надеяться можно было на храбрость малочисленных защитников города и его стены, которые собирались брать 10−12 тыс. крестоносцев.
Битва. (wikipedia.org)
В суматохе собранные воины Константинополя приняли бой. 5 июля укрепления были атакованы с суши высадившимися крестоносцами. Но дух бойцов столицы империи (значительная часть — наёмники) и их подготовка были слабы. Военные действия длились всего несколько дней, укрепления были захвачены, и враг проник в город. 17 июля 1203 г. (в обстановке пожара и бегства узурпатора Алексея III) происходило последнее столкновение. Город был взят. Свергнутый братом император Исаак II был освобождён из темницы и провозглашён императором. Но он не был тем, кто обещал награду крестоносцам, и те принудили его править вместе с сыном Алексеем IV.
Четвёртый крестовый поход. (wikipedia.org)
Исполнилась мечта царевича. Но не так он представлял себе свое правление великой империей. Отец и сын, соправители, в отчаянии теперь искали средства для уплаты долга, нещадно обирая население. Ненавистные латиняне в это же время начали совершать грабительские рейды в город, будучи не в состоянии удержаться при виде несметных сокровищ. «Там было, — писал участник похода Робер де Клари, — такое изобилие богатств, так много золотой и серебряной утвари, так много драгоценных камней, что казалось поистине чудом, как свезено сюда такое великолепное богатство». Возмущение горожан, на долю которых выпало уже столько ненастий, росло. Христолюбивое войско с особым удовольствием грабило церкви, в которых было сосредоточено множество драгоценностей. В январе 1204 г. Исаак II, желая защитить себя от гнева горожан, пригласил крестоносцев в город. Об этих планах сообщил населению придворный Алексей Мурзуфл. Началось восстание, в ходе которого Мурзуфл был провозглашён императором Алексеем V. Алексея IV задушили по приказу нового властителя, а его отец Исаак через несколько дней умер от горя.
Алексей V, возглавив движение против императора, не сумевшего дать отпор крестоносцам, должен был открыто выступить против захватчиков. Последние в ответ на это решили наконец взять своё без стеснения. Василевс оказался в ужасном положении. Наёмникам платить было нечем, и немногие были готовы рисковать жизнью за одно только обещание жалования, а серьёзное ополчение так и не удалось создать. Народ, который разгневали латиняне и свои же правители, выпустил пар, но никто уже не хотел воевать за императоров.
9 апреля 1204 г. был нанесён первый удар, с моря, и его удалось отбить. Но новая атака спустя три дня принесла чужеземцам победу. 13 апреля 1204 г. Константинополь пал, почти не сопротивляясь. Всё ещё богатейший город, даже после пожаров, грабежей и сбора налогов, он был намного интереснее «Святой земли» и стал конечной точкой похода. Были довольны все: папа, дож и вожди крестоносцев. Византия была уничтожена почти на 60 лет, а на её месте рыцарями, как прежде в Палестине, было основано новое государство — Латинская империя (разумеется, католическая).
Алексей V бежал из города в день его падения (а после пойман и казнён за убийство Алексея IV). Рыцари готовились к борьбе с жителями и грандиозному сражению, которого не последовало, чему дивились все захватчики. Люди не хотели сражаться за государство, которое не считалось с их интересами. Величайший город Европы завоевало и затем опустошило небольшое войско жаждущих наживы защитников «Святой земли». Дворцы, дома, храмы и склады были разорены, жителей унижали, убивали и насиловали. В поиске добычи были вскрыты даже могилы императоров.В Константинополе. (wikipedia.org)
Католические священники перед битвой призывали воинов к храбрости и убеждали их в богоугодности взятия города. Иннокентий III взял Латинскую империю и первого её императора графа Балдуина Фландрского под своё покровительство. За участие в подготовке и попустительство всем этим злодеяниям Ватикан принёс извинения Константинополю только 800 лет спустя, в 2004 году: «Это постыдный день для католичества и скорбный для православия». Византия, реставрация которой всё же произошла спустя почти 60 лет (рыцарские королевства оказались неспособны на успешное развитие), не сумела оправиться от удара и позже была завоёвана Османской империей.
Сборник: Сибирь
В начале 17-го века в Западной Сибири возникли сразу несколько русских городов: Тобольск, Красноярск, Тюмень.
- Статьи
- Европа
- XIX-XX вв.
Транссибирская магистраль
Транссибирская магистраль
Транссибирская магистраль изначально простиралась от Владивостока до Миасса, позже достигла Москвы, став самым протяженным железнодорожным полотном в мире.
- Статьи
- Европа
Южный щит Сибири
Южный щит Сибири
Сибирские города, — Тобольск и Тюмень, крепнущие центры русской государственности, — острее всего нуждались в защите с юга.
- Статьи
- Азия
- XX век
Тува — республика, поглощённая Россией
Тува — республика, поглощённая Россией
Республика Тува имеет свою, кардинально отличающуюся от всех прочих регионов Российской Федерации историю. До 1944 года она была суверенным государством.
- Статьи
- Европа
- XVII век
Семён Дежнёв, первопроходец и казнокрад
Семён Дежнёв, первопроходец и казнокрад
Сибирский казак «отсоединил» Евразию от Америки благодаря мужеству и выносливости. А обеспечить старость он смог только при помощи хитрости и казнокрадства.
- Статьи
- Европа
- XVI-XXI вв.
Тобольск: древняя столица Сибири
Тобольск: древняя столица Сибири
Тобольск — старинный город, в настоящее время не только центр передовых технологий в области нефтехимии, но и привлекательный туристический кластер.
- ЕГЭ
- Азия
- XVI-XVII вв.
Освоение Сибири
Освоение Сибири
Почему коренные народы не крестили? Кто отделил Сибирь от России на 13 лет? Чем старатели себя развлекали?
- Статьи
- Европа
- XVI-XX вв.
Сибирь: инструкция по покорению
Сибирь: инструкция по покорению
Валентин Распутин, родившийся в Сибири, писал: «кажется, она могла бы существовать как самостоятельная планета». Как удалось освоить этот безразмерный край?
- Статьи
- Европа
- XIX-XX вв.
Транссибирская магистраль
Транссибирская магистраль изначально простиралась от Владивостока до Миасса, позже достигла Москвы, став самым протяженным железнодорожным полотном в мире.
- Статьи
- Европа
Южный щит Сибири
Сибирские города, — Тобольск и Тюмень, крепнущие центры русской государственности, — острее всего нуждались в защите с юга.
- Статьи
- Азия
- XX век
Тува — республика, поглощённая Россией
Республика Тува имеет свою, кардинально отличающуюся от всех прочих регионов Российской Федерации историю. До 1944 года она была суверенным государством.
- Статьи
- Европа
- XVII век
Семён Дежнёв, первопроходец и казнокрад
Сибирский казак «отсоединил» Евразию от Америки благодаря мужеству и выносливости. А обеспечить старость он смог только при помощи хитрости и казнокрадства.
- Статьи
- Европа
- XVI-XXI вв.
Тобольск: древняя столица Сибири
Тобольск — старинный город, в настоящее время не только центр передовых технологий в области нефтехимии, но и привлекательный туристический кластер.
- ЕГЭ
- Азия
- XVI-XVII вв.
Освоение Сибири
Почему коренные народы не крестили? Кто отделил Сибирь от России на 13 лет? Чем старатели себя развлекали?
- Статьи
- Европа
- XVI-XX вв.
Сибирь: инструкция по покорению
Валентин Распутин, родившийся в Сибири, писал: «кажется, она могла бы существовать как самостоятельная планета». Как удалось освоить этот безразмерный край?
Рекомендовано вам
Лучшие материалы
- Неделю
- Месяц
- Статьи
- Европа
- XIX век
И навеки веков: история жён декабристов
- Статьи
- Европа
- XX век
Почему адмирал Колчак проиграл?
- Статьи
- Америка
- XX век
Инвалидное кресло Рузвельта
- Статьи
- Америка
- XX век
Война токов: противостояние Томаса Эдисона и Николы Теслы
- Статьи
- Европа
- XV век
«Портрет четы Арнольфини» Яна ван Эйка
- Статьи
- Европа
- XI-XV вв.
Медицина Средневековья: жить или не жить?
- Статьи
- Азия
- XVI-XIX вв.
Как христиан в Японии мучили
- Статьи
- Европа
- IV век до н.э.
Суд над гетерой
- Статьи
- Европа
- XIX век
Последний император Франции Наполеон III
- Статьи
- Европа
- XVIII-XIX вв.
Отмена крепостного права: несостоявшееся освобождение
- Статьи
- Европа
- XX век
«Жизнь за жизнь». История Рут Эллис
- Статьи
- Европа
- XIX-XX вв.
Ненасытная Виктория
- Статьи
- Европа
- XIX век
Дуэль Лермонтова с Мартыновым
- Статьи
- Европа
- XIX-XX вв.
Пётр Столыпин: студент-агроном, ставший реформатором
- Статьи
- Европа
- XX век
Бухенвальд — лагерь смерти (18+)
- Статьи
- Европа
- XX век
Махно и его команда в эмиграции
- Статьи
- Европа
- V-XV вв.
Как вступали в брак в Средневековье
- Статьи
- Европа
- XIX век
И навеки веков: история жён декабристов
- Статьи
- Европа
- XVIII век
Эпоха дворцовых переворотов в Российской империи
- Статьи
- Европа
- XX век
Вторая мировая война: могло ли человечество её избежать?
- Неделю
- Месяц
- 📚 Статьи
- 👀 223909
- 📚 Статьи
- 👀 70336
- 📚 Статьи
- 👀 66160
- 📚 Статьи
- 👀 65833
- 📚 Статьи
- 👀 65534
- 📚 Статьи
- 👀 60998
- 📚 Статьи
- 👀 60443
- 📚 Статьи
- 👀 56671
- 📚 Статьи
- 👀 42262
- 📚 Статьи
- 👀 32090
- 📚 Статьи
- 👀 5000165
- 📚 Статьи
- 👀 811007
- 📚 Статьи
- 👀 437835
- 📚 Статьи
- 👀 379117
- 📚 Статьи
- 👀 365201
- 📚 Статьи
- 👀 335446
- 📚 Статьи
- 👀 230026
- 📚 Статьи
- 👀 223909
- 📚 Статьи
- 👀 93876
- 📚 Статьи
- 👀 88738
Результат | Четвертый крестовый поход (1202–04)
Рассказы для дошкольников
Рассказы для дошкольников Подарки Мировая история описывает историю человечества, установленную на основе изучения археологических и письменных источников. Древняя письменная история начинается с изобретения письменности. Однако корни цивилизации восходят к самому раннему внедрению примитивных технологий и культуры.Четвертый крестовый поход (1202–04)
Лишь относительно небольшое число участников Четвертого крестового похода, наконец, достигли своей изначально намеченной цели — Святой Земли. Исследования показывают, что около десятой части рыцарей, принявших крест во Фландрии, прибыли для подкрепления оставшихся там христианских государств, плюс около половины рыцарей из Иль-де-Франс. В последующие полвека нестабильная Латинская империя высосала большую часть энергии крестоносного похода Европы. Наследием Четвертого крестового похода стало глубокое чувство предательства, которое испытали греческие христиане. С событиями 1204 года раскол между Церквами Востока и Запада не только завершился, но и укрепился.
В качестве эпилога события Папа Иннокентий III, человек, который непреднамеренно начал злополучную экспедицию, высказался против крестоносцев так: охваченная скорбями и гонениями, возвратиться в церковный союз и к преданности Апостольскому Престолу, когда она видела в латинянах только пример погибели и дел тьмы, так что теперь она и небезосновательно ненавидит латинян более чем собаки? Что же касается тех, кто должен был искать целей Иисуса Христа, а не своих собственных целей, кто сделал свои мечи, которые они должны были использовать против язычников, окропить христианской кровью, то они не пощадили ни религию, ни возраст, ни секс. Они совершили инцест, прелюбодеяние и блуд перед глазами мужчин. Они подвергали как матрон, так и девственниц, даже посвященных Богу, грязным похотям мальчиков. Не довольствуясь взломом имперской казны и расхищением имущества князей и низших людей, они также прибрали к рукам сокровища церквей и, что еще серьезнее, само их имущество. Они даже сорвали с жертвенников серебряные тарелки и порубили их между собой. Они осквернили святые места, унесли кресты и мощи.
Тем не менее, Папа принял новую ситуацию. Когда крестоносцы отвезли часть денег, драгоценностей и золота, захваченных ими в мешке Константинополя, обратно в Рим, Иннокентий III принял украденные предметы. Кроме того, на Четвертом Латеранском соборе Папа приветствовал и признал на нем западных (католических) прелатов с кафедр, обосновавшихся на завоеванных землях, тем самым признав их легитимность на ранее православных территориях.
Латинская империя вскоре столкнулась с целым рядом врагов. Помимо отдельных византийских Византийская империя, г. , также называемая Восточной Римской империей или Византией, была продолжением Римской империи в основном в ее восточных провинциях в период поздней античности и средневековья, когда ее столицей был Константинополь. Он пережил фрагментацию и падение Западной Римской империи в 5 веке нашей эры и продолжал существовать еще в течение дополнительной тысячи лет до падения Константинополя Османской империей в 1453 году. Византийские греческие государства в Эпире и Никее, были также сельджуки. Султанат и Болгарское царство. Греческие государства боролись за господство как против латинян, так и друг против друга.
Несколько основных греческих и латинских героев события умерли или были убиты в годы после падения города. Предательство и ослепление Мурцуфлуса Алексиосом III привело к его захвату латинянами и казни в 1205 году. Вскоре после этого Алексиос III был схвачен Бонифаций и отправлен в изгнание в Южную Италию. Он умер в Никее в 1211 году. В 1205 году Калоян из Болгарии сокрушил латинских крестоносцев своей половецкой легкой кавалерией. 14 апреля 1205 г., через год после завоевания города, император Балдуин потерпел решительное поражение и был захвачен болгарами в битве при Адрианополе. В 1205 или 1206 году болгарский император Калоян изуродовал его и оставил умирать, в то время как другие предполагают, что его держали в плену в знаменитой Башне Балдуина в болгарской столице Велико Тырново, где он умер при неизвестных обстоятельствах. Венецианский дож Дандоло умер в мае 1205 года. 4 сентября 1207 года болгары убили Бонифация из засады. Ему наследовал его малолетний сын Деметрий Монферратский, который правил, пока не достиг совершеннолетия, но в конце концов потерпел поражение от Теодора I Дуки, деспота Эпира и родственника Мурцуфлуса. Королевство Фессалоники было восстановлено под властью Византии в 1224 г.
Различные латино-французские владения по всей Греции – в частности, Афинское герцогство и княжество Морея – обеспечивали культурные контакты с Западной Европой и способствовали изучению греческого языка. Была также французская культурная работа, в частности выпуск сборника законов Assises de Romanie. Хроники Мореи появились как во французской, так и в греческой (а позже итальянской и арагонской) версиях. Впечатляющие остатки замков крестоносцев и готических церквей все еще можно увидеть в Греции. Тем не менее Латинская империя всегда держалась на шатком фундаменте. Константинополь был повторно захвачен никейскими греками при Михаиле VIII Палеологе в 1261 году, и торговля с Венецией была восстановлена.
В середине 15 века Латинская церковь (Римско-католическая церковь) попыталась организовать новый крестовый поход, направленный на восстановление Восточной Римской или Византийской империи, которая постепенно разрушалась наступающими турками-османами. Однако эта попытка не удалась, так как подавляющее большинство греческих гражданских лиц и растущая часть их духовенства отказались признать и принять недолговечный почти союз Церквей Востока и Запада, подписанный на Флорентийском и Феррарском соборах Вселенским собором. патриарх Константинопольский Иосиф II. Греческое население, реагируя на латинское завоевание, считало, что византийская цивилизация, вращавшаяся вокруг православной веры, будет в большей безопасности под властью османского ислама. В целом, соблюдающие религию греки предпочли пожертвовать своей политической свободой и политической независимостью, чтобы сохранить традиции и ритуалы своей веры в отрыве от римского престола.
В конце 14-го и начале 15-го веков «крестовые походы» в ограниченном масштабе были организованы королевствами Венгрия, Польша, Валахия и Сербия. Это были не традиционные экспедиции, направленные на восстановление Иерусалима, а скорее оборонительные кампании, направленные на предотвращение дальнейшего расширения Османской империи на запад года. Османская империя, год, также известная как Турецкая империя, была империей, которая контролировала большую часть Юго-Восточной Европы. , Передняя Азия и Северная Африка между 14 и началом 20 веков. Османы положили конец Византийской империи, завоевав Константинополь в 1453 году. Поражение Османской империи и оккупация части ее территории союзными державами после Первой мировой войны привели к ее разделу и потере ближневосточных территорий. Османская империя. Во время османской осады Константинополя в 1453 году до 2000 венецианских и генуэзских добровольцев вошли в состав примерно 9000 защитников города.
- План Четвертого крестового похода (1202–1204 гг.)
ИСТОРИЧЕСКИЕ БИТВЫ
Четвертый крестовый поход (1202–04)
Четвертый крестовый поход (1202–04) — западноевропейская вооруженная экспедиция, созванная Папой Иннокентием III и первоначально предназначавшаяся для отвоевания контролируемого мусульманами Иерусалима посредством вторжения через Египет. Вместо этого череда событий завершилась разграблением крестоносцами города Константинополя, столицы контролируемой христианами Византийской империи. Посмотреть историческую битву »
Предыстория: Айюбид Султан Саладин завоевал большую часть франкского латинского Иерусалимского королевства, включая сам древний город, в 1187 году. Королевство было основано 88 лет назад, после захвата и разграбления Иерусалима. во время Первого крестового похода, который был византийским владением до мусульманских завоеваний 7 века.
Начало Крестового похода: Папа Иннокентий III стал папой в январе 1198 года, и проповедь нового крестового похода стала главной целью его понтификата, изложенной в его булле Post miserabile.
Нападение на Задар: К маю 1202 года основная часть армии крестоносцев была собрана в Венеции, хотя и в гораздо меньшем количестве, чем ожидалось: около 12 000 (4–5 000 рыцарей и 8 000 пехотинцев) вместо 33 500.
Диверсия на Константинополь: коммерческое соперничество между Венецианской республикой и Византийской империей и живая память о резне латинян во многом обострили чувство враждебности венецианцев к византийцам.
Разграбление Константинополя: Сильный северный ветер помог венецианским кораблям приблизиться к стенам, и после непродолжительного боя около семидесяти крестоносцев смогли войти в город.
Результат: Лишь относительно небольшое число участников Четвертого крестового похода, наконец, достигли своей изначально намеченной цели — Святой Земли. Исследования показывают, что около десятой части рыцарей, принявших крест во Фландрии, прибыли для подкрепления оставшихся там христианских государств, плюс около половины рыцарей из Иль-де-Франс.
ИСТОРИЯ
Четвертый крестовый поход (1202–04)
Четвертый крестовый поход (1202–1204 гг.) был западноевропейской вооруженной экспедицией, созванной Папой Иннокентием III, первоначально предназначенной для отвоевания контролируемого мусульманами Иерусалима посредством вторжения через Египет. Вместо этого череда событий завершилась разграблением крестоносцами города Константинополя, столицы контролируемой христианами Византийской империи.
- Фон
- Начало Крестового похода
- Атака на Задар
- Диверсия в Константинополь
- Разграбление Константинополя
- Результат
РЕСУРСЫ
В этой статье используются материалы из статьи Википедии «Четвертый крестовый поход (1202–04)» , выпущенной под лицензией Creative Commons Attribution-Share-Alike License 3. 0.
НАВЕРХ СТРАНИЦЫ
© Stories Preschool. Все права защищены.
«Создаем крутые обучающие материалы для детей и взрослых!» Венеция и Четвертый крестовый поход Нет никто никогда не сомневался, что дож Энрико Дандоло, 39-й дож Венеции, был умным. Его дерзкое присвоение сил Четвертого Крестовый поход на службу амбициям Венеции является неопровержимым доказательством того, что он был мастером интриг. Вопрос только в том, планировал ли он события 1201-1204 годов с самого начала или просто блестяще отреагировали к возможностям по мере их раскрытия. В первом крестовом походе за сто лет до этого европейцы захватили Иерусалим, Акко, Тир и другие города Святой Земли и установлены франкский монарх, чтобы управлять новым королевством. В промежуточный период сарацины отбили территорию и успешно защитили против сил Второго и Третьего крестовых походов (кроме Акра, отвоеванная европейцами во время Третьего крестового похода). К 1200 г. по настоянию Папы Иннокентия появилось лидерство. во Франции и Германии для Четвертого крестового похода, который должен начаться с новая стратегия. Новый план состоял в том, чтобы атаковать сарацинов с противоположного направления. путешествовали на корабле в Египет и шли на восток и север от туда на Святую Землю. Только у Венеции были ресурсы для перевозки такую армию, какую представляли себе французские и немецкие лидеры.
В 1201 году в Венецию прибыла делегация с севера для поручения строительство нового флота боевых кораблей и транспортов для предприятия. Венеция согласилась предоставить за 84 000 марок транспортные средства. и девять месяцев провизии для армии крестоносцев из 4500 рыцарей. и 19 000 оруженосцев и пехотинцев. Более того, Венеция согласилась поставить пятьдесят дополнительных галер в обмен на обещание половина любой территории, захваченной во время крестового похода. Июнь 1202 года был установлен как пора крестоносцам собираться в Венеции, платить за флот и отправляйтесь в атаку на Египет. Предвидели ли уже дож Дандоло и венецианцы, что крестоносцы сильно переоценил размер и финансовые ресурсы армии что бы они собрались? Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что Дандоло мог иметь уже работает отдельная повестка дня: в то же время, что договоренности с крестоносцами заключались, Венеция тоже вела переговоры договор с Египтом, который почти наверняка включал взаимное обещание ненападения. Только в следующем году индивидуальные цели Венеции начали поверхность. Включено 24 июня 1202 года — дата, согласованная годом раньше, — Венеция имела великолепный флот готов для крестоносцев Четвертого крестового похода. Нет христианина человек когда-либо видел более богатую или более тонкую коллекцию сосудов, сообщается один наблюдатель. Если бы 4500 французских и немецких рыцарей прибыли в Венецию, как было обещано крестоносцами, или если бы те, кто прибыл, были в состоянии заплатить 84 000 марок по договоренности, возможно, ход истории был бы кардинально отличается. Однако на самом деле собралось около 1500 рыцарей. и среди них всего 50 000 марок. Венецианский дож Энрико Дандоло предложил решение, которое решило бы две проблемы для Венеции одновременно: Венеция будет откладывать баланс должны крестоносцы за транспорт и припасы, если — в пути в Египет — крестоносцы помогут венецианцам отбить Зара, город на побережье Далмации через Адриатику. Зара недавно восстал против венецианского правления и связал свою судьбу с Королевство Венгрия. Аномалия нападения крестоносцев на христианина город был пропущен большинством собравшихся крестоносцев в свете финансовый дефицит, с которым они столкнулись (хотя и не из-за Папы, который отлучил все участники). В последнюю минуту дож Дандоло, по крайней мере, 85 лет и функционально слепой, объявил, что решил стать крестоносцем сам. 8 ноября 1202 года он отправился во главе флота. 480 кораблей. Зара пала в течение недели перед лицом такого могущественного сила, освобождающая крестоносцев для продолжения их первоначальной миссии в Египет после зимовки в Заре. Однако происходили новые события, ведет — под руководством Дандоло — к новому пункту назначения в Весна: Константинополь, столица Византии, Восточной Римской империи Империя. В годы в начале 13 века Византийская империя, с центром в Константинополе, был взволнован еще одним повторяющимся династическая борьба. Император Исаак II Ангелус, несколько странный правитель, был низложен и заключен в тюрьму своим братом, который правил как Алексий III. Каким бы нехорошим он ни был, Исаак II, тем не менее, сумел устроить брак своей дочери с Филиппом, королем Германии государство Швабия. После государственный переворот в Константинополе, Сын Исаака II, которого также звали Алексий, бежал в святилище своего немецкого шурин. Там он и король Филипп разработали роковой план, который они официально подчинились своенравным силам Четвертого крестового похода которые зимовали в Заре. Предложение состояло из двух основных элементов. Если бы крестоносцы перевозили молодого Алексия в Константинополь, свергнуть дядю-узурпатора и поставить молодой Алексий как император, новый император будет использовать свои имперские полномочия для финансирования крестового похода при завоевании Египта. Кроме того, он бы вернуть Восточную Православную Церковь в Константинополе власти Папы в Риме. Крестоносцы, возможно, также движимые невысказанное третье побуждение, возможность грабежа — согласовано с только символические дезертирства. Могучий флот прибыл в Константинополь в июне 1203 г. бросил якорь на азиатском берегу через Босфор от столицу Византии и потребовал поставить юного Алексия на сразу на трон. После этого Крестоносцы разработали быстрый и эффективный план действий. В июле 5 они пересекли Босфор и высадились в Галате, берег разделился от Константинополя широким устьем реки, известной как Золотой Рог. Их военная цель в Галате состояла в том, чтобы захватить укрепление который защищал один конец огромной железной цепи, протянувшейся через Золотой Рог и обезопасил фланг города от нападения с моря. Задание было выполнено в течение суток, и цепь была спущена. Поджидавшие галеры крестоносцев ворвались и уничтожили остатки. здесь стоял на якоре византийский флот. Генеральная атака на Константинополь последовала 17 июля. Крестоносцы из Франции, атакующие город с суши с запада, были остановлены и погнали обратно. Венецианцы атаковали одновременно кораблем вдоль побережье Золотого Рога. Сначала они занимались предварительно, пока вдруг одна галера вырвалась вперед и твердо и бесповоротно повела носом на берег. На его носу стоял во всеоружии древний и слепой дож Венеции, Энрико Дандоло, человек, для которого единственная победа был приемлемым. Ни одна из венецианских галер не осмелилась отступить в лицо такое смелое и дерзкое. Вскоре ход битвы твердо качнулся венецианцам, захватившим более 25 оборонительных башен города. С наступлением ночи император Алексей III бежал из города. только для того, чтобы получить заявленные пять тонн золота и мешок драгоценностей. Византийцы немедленно восстановили Исаака II на престоле. К июлю 1 молодой Алексей, ныне Алексий IV, был назначен соправителем, и его были возобновлены прежние обещания компенсации силам крестоносцев. Выполнив свою миссию, крестоносцы вернулись на свои места. лагерь в Галате, за Золотым Рогом, в ожидании оплаты. Делал кто-нибудь, за исключением, быть может, дожа Энрико Дандоло, понимает, что следующий год принесет разграбление Константинополя и расчленение Византийской империи? награды, которые Алексей IV обещал силам Четвертого крестового похода за нападение на Константинополь в июле 1203 г. и постановку его на престол Византийской империи вместо своего дяди оказался химерическим. Усилия Алексия собрать средства за счет новых налогов подорвали его собственная поддержка в городе. Его обещание поставить Византийскую церковь под властью папы в Риме вызвало еще больший гнев и оппозиция. В то же время войска крестоносцев расположились лагерем на Золотой Рог в Галате, оказались неприятными гостями на их периодические вылазки в город. С наступлением зимы события не оправдал ожиданий всех сторон — с возможным исключением дожа Энрико Дандоло, имевшего более широкое зрение и большую амбиции Венеции. Заключительный акт драмы начался в январе 1204 года. Византийский дворянин Алексиус Дука вероломно организовал убийство Ангелуса. соправители семьи Исаак II и Алексий IV устроили его собственную коронацию как Алексий V, и быстро двинулся на укрепление городских укреплений. от новой атаки крестоносцев, которая наверняка последует Весна. Однако для крестоносцев первым делом было решить, как разделить добычу, которую они с уверенностью ожидали от завоевания и разграбления великой столицы. С они же намеревались присвоить себе престол Византийской империи для одного из их числа второстепенным вопросом было урегулировать способ выбора новой линейки. Выбор нового правителя был передан в руки 12 человек. избирательная комиссия. Шесть членов должны были быть назначены дожем. Дандоло и венецианцы, остальные крестоносцы уравновешивают друг друга. нового Императора, кем бы он ни был (и ожидалось, что он будет одним из французские дворяне среди крестоносцев) получат одну четвертую Константинополя и Византийской империи; остальной город и империя будет выделена наполовину Венеции и наполовину другой Крестоносцы. С
серьезное дело таким образом разрешилось, война могла начаться. Нападение,
началось в апреле, было сложнее, чем в предыдущем году,
но крестоносцы победили. Ужасающие грабежи самых богатых в мире
город продолжался несколько дней. Среди художественных сокровищ, захваченных венецианцами
были четыре грациозных коня, которые сейчас стоят над воротами
Базилика Святого Марка в Венеции и огромное количество драгоценностей и
полудрагоценные камни, украшающие базилику Пала д’Оро .
Однако с геополитической точки зрения самой большой наградой Венеции было обладание
восточного побережья Адриатики, островов Киклады и Спорады,
и берега Фессалии, Мраморного и Черного морей, цементируя
его контроль над торговыми путями из Европы в Константинополь
и Малой Азии. К этому быстро присоединилась Венеция — договором и силой
оружия — остров Крит, контролирующий подход к Адриатике
Море. |