Творческий гений М.И. Глинки в русской национальной культуре (кратко)
Творчество Глинки имело особое значение для развития русской национальной культуры: в его творениях сложилась русская музыкальная классика. Глинка навсегда останется в истории первым русским композитором мирового значения, а потому – явлением единственным, исключительным, неповторимым.
Глинка стал родоначальником новой эпохи русского искусства. Он выступил не только как завершитель пройденного этапа, но и как открыватель новых путей. Он не только обобщил лучшие художественные традиции прошлого, но и дал новый поворот всему развитию русской музыки.
В основе всей деятельности Глинки лежит та действенная идея патриотизма, которая в условиях декабристского периода была неразрывно связана с понятием истинной народности. Глинка вошел в наше сознание, прежде всего как певец русского народа. Искусство Глинки питалось истоками народного творчества, усваивало древнейшие традиции русской хоровой культуры, по-новому претворяло художественные принципы русской композиторской школы 18 и начала 19 века.
В своем понимании народности композитор был чужд национальной ограниченности. Один из самых передовых, глубоко мыслящих художников эпохи романтизма, он живо интересовался искусством различных народов, их бытом и нравами, их языком.
Проблема народности в сознании Глинки была нераздельно связана с требованием правдивого отражения жизни, с реалистическим методом творчества. И здесь композитор поднялся на ступень выше своих предшественников. Преодолевая бытовой реализм 18 века, он пришел к эстетическим принципам высокой типизации и поэтического обобщения явлений действительности. Особое значение в творческом методе Глинки приобретает проблема мастерства. Никто из его предшественников не уделял так много внимания вопросам художественной формы, архитектоники, композиции. Любое произведение Глинки привлекает цельностью и стройностью формы, точностью и ясностью музыкального выражения.
Национальное искусство Глинки не принадлежит ни классицизму, ни романтизму, оно тем более не является простой суммой классицистических и романтических элементов. Впитав достижения западноевропейской музыкальной культуры. В совершенстве овладев высоким мастерством, он выработал свою систему эстетических взглядов, опирающуюся на принципы русского художественного реализма пушкинской эпохи. Этой системе и подчинен стиль Глинки.
Глинка оставил после себя огромное бесценное наследие потомкам – свои произведения, в которое входят оперы «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила»; «Камаринская», «Вальс-фантазия» и другие симфонические произведения; более 70 романсов; камерные инструментальные ансамбли и фортепианные произведения.
Роль Глинки в русском музыкальном искусстве велика. Только с его творчеством русская музыка вышла на путь широкого, монументального, общенародного искусства.
Творчество М.И. Глинки — презентация онлайн
Похожие презентации:
Иван Алексеевич Бунин и Липецкий край
Биография Карамзина Николая Михайловича (1766 — 1826)
Авиценна Ибн Сина
Бауыржан Момышулы (1910-1982)
Аль-Фараби
Жан Жак Руссо
Леонардо да Винчи
Жизнь и творчество Льва Николаевича Толстого
Ахмет Байтурсынов
Зигмунд Фрейд
Творчество
М. И.Глинки
Ахметзянов Дамир 7А
Ранние годы
Родился 20 мая (1 июня) 1804 года в селе Новоспасском
Смоленской губернии в отцовском имении.
факт, что воспитанием мальчика занималась его бабушка, а
родная мать была допущена к сыну только после смерти
бабушки.
Играть на фортепиано и скрипке М. Глинка стал уже в
десятилетнем возрасте. С 1817 года он начал обучаться в
Благородном пансионе при педагогическом институте СанктПетербурга. Закончив пансион, все свое время посвящал
музыке. Тогда же были созданы первые сочинения
композитора Глинки. Как настоящему творцу, Глинке не до
конца нравятся свои произведения, он стремится расширить
бытовой жанр музыки.
Михаил Иванович
Глинка
Расцвет творчества
В 1822-1823 годах Глинка написал широко известные романсы и песни: «Не искушай меня без нужды» на слова Е. А.
Баратынского, «Не пой, красавица, при мне» на слова А. С. Пушкина и другие.

известными Василием Жуковским, Александром Грибоедовым и другими.
После путешествия на Кавказ отправляется в Италию, Германию. Под влиянием итальянских композиторов Беллини,
Доницети Глинка меняет свой музыкальный стиль.
Затем им велись работы над полифонией, композицией, инструментовкой.
Вернувшись в Россию, Глинка с усердием работал над национальной оперой «Иван Сусанин». Её премьера в 1836 году в
Большом театре Петербурга обернулась громадным успехом. Премьера следующей оперы «Руслан и Людмила» в 1842
году уже не была такой громкой. Сильная критика подтолкнула композитора к отъезду, он покинул Россию,
отправившись во Францию, Испанию, и лишь в 1847 году вернулся на родину.
Множество произведений в биографии Михаила Глинки были написаны во время заграничных поездок. С 1851 года в
Петербурге он преподавал пение, подготавливал оперы. Под его влиянием формировалась русская классическая
музыка.
Смерть и наследие
Глинка уехал в Берлин в 1856 году, где и скончался 15 февраля 1857 года.

Троицком кладбище. Его прах был перевезен в Санкт-Петербург и там перезахоронен.
Песен и романсов Глинки насчитывается около 20. Также он написал 6 симфонических, несколько камерноинструментальных произведений, две оперы.
Наследие Глинки для детей включает романсы, песни, симфонические фантазии, а также оперу «Руслан и Людмила»,
которая стала еще более сказочной после воплощения ее в музыке великим композитором.
Музыкальный критик В. Стасов кратко заметил, что Глинка стал для русской музыки тем, кем стал Александр Пушкин
для русского языка: они оба создали новый русский язык, но каждый в своей сфере искусства.
Пётр Чайковский дал такую характеристику одному из произведений Глинки: “Вся русская симфоническая школа,
подобно тому как весь дуб в жёлуде, заключена в симфонической фантазии „Камаринская“”
Музей Глинки расположен в Новоспасском селе, в родной усадьбе композитора. Памятники Михаилу Ивановичу Глинке
были установлены в Болонье, Киеве, Берлине.

в Санкт-Петербурге.
Спасибо за
внимание
English Русский Правила
Глинка Михаил Иванович доклад к занятию (подготовительная группа) по теме Краткая биография Глинки
Глинка Михаил Иванович (1804 – 1857)
Родители композитора Евгения Андреевна Иван Николаевич
Глинку воспитывала бабушка Фёкла Александровна, которая его всячески баловала, отчего он был болезненным и слабым.
Из записок М.И. Глинки:
«Вскоре после моего рождения моя мать Евгения Андреевна, урожденная Глинка, вынуждена была передать мое первоначальное воспитание моей бабушке Фёкле Александровне (матери моего отца), которая, завладев мной, перевела меня в свою комнату. Я прожил с ней года три-четыре, няней и нянькой, видя родителей очень редко…»
Начальное образование Глинки
Первые музыкальные впечатления
композитор — поющие крепостные
крестьяне и звон местные колокола
церкви. Кроме того, его интересовало
игра в оркестре крепостных музыкантов
в имении дяди,
Афанасий Андреевич Глинка.
Михаил Иванович учился игре на скрипке и фортепиано, и музыка оказала на него такое сильное влияние, что однажды в ответ на замечание о рассеянности он заметил:
«Что делать?… Музыка — моя душа! ” .
В 1817 году родители привезли Михаила в Петербург и определили его в Дворянский пансион при Главном педагогическом институте, где его воспитателем был поэт, декабрист Вильгельм Карлович Кюхельбекер, друг А. С. Пушкина.
В. К. Кюхельбекер
В пансионе Глинки изучал иностранные языки, географию, зоологию. В Петербурге он посещал концерты, оперный театр, а также брал уроки у крупных музыкантов, в том числе у ирландского пианиста и композитора Джона Филда.
Джон Филд
После окончания пансиона в 1822 году Михаил Глинка усиленно занимался музыкой: изучал западноевропейскую музыкальную классику, участвовал в домашнем музицировании в дворянских салонах, иногда руководил оркестром своего дяди. В то же время Глинка попробовал себя в качестве композитора, сочинив вариации для арфы или фортепиано на тему из оперы австрийского композитора Йозефа Вайгля «Швейцарская семья».
В 1824 году поступил на службу в канцелярию Главного управления путей сообщения.
В 1828 году оставил службу и посвятил себя музыке. К этому времени он уже был автором романсов, «русских песен», арий в итальянском стиле, квартетов.
Здоровье композитора ухудшилось и он отправился в Европу на воды.
В конце апреля 1830 года композитор отправился в Италию, остановившись по пути в Германии.
Прибыл в Италию ранней осенью
и поселился в Милане.
В Италии Глинка знакомится
с выдающимися композиторами
В. Беллини и Дж. Доницетти,
изучает вокальный стиль бельканто
и много сочиняет
«Итальянский дух» Вот он
7
идея написать
оперу на русский сюжет.
В июле 1833 года Глинка отправился в Берлин, по пути ненадолго остановившись в Вене. В Берлине Глинка под руководством немецкого теоретика Зигфрида Дена работает в области композиции, полифонии и инструментовки.
Зигфрид Ден
Получив в 1834
известие о смерти отца, Глинка решил
немедленно вернуться в Россию.
Вернувшись в Россию, Глинка начинает искать сюжет для оперы. По совету Жуковского он останавливается на истории русского крестьянина Ивана Сусанина.
В. А. Жуковский
В конце апреля 1835 года Глинка женился на Марье Петровне Ивановой. Вскоре молодожены отправились в Новоспасское, где Глинка начал писать оперу.
В 1836 году опера «Жизнь за царя» была закончена, но Михаилу Глинке с большим трудом удалось поставить ее в петербургском Большом театре.
Опера была тепло принята передовой публикой, но аристократия и императорский двор сочли ее «кучерской».
Слушая эту новость
Зависть, затемненная злобой,
Пусть скрежещет, но Глинка
В грязи не увязнет.
А.С. Пушкин
Пой в восторге, Русский хор,
Новый вышел,
Веселись, Россия! Наша Глинка —
Не глина, а фарфор.
Виельгорский
В 1856 году Глинка уехал в Берлин. После одного из концертов в зале Королевского дворца Глинка сильно простудился и 3 февраля 1857 года скончался.
По настоянию сестры прах Глинки в 1857 году был перевезен в Россию и захоронен на кладбище Александро-Невской лавры.
Центр художественного образования, Всероссийский конкурс «Гордость Отечества»: Юбилеи России 2014 (история и культура)
Презентация к классу
Жизнь и искусство
Михаил Иванович Глинка
1(к 210-летию композитора)
Масликова Юлия Алексеевна,
учитель музыки;
Мирошниченко Ярослав, 4А класс
МБОУ СОШ №3 городского округа
Урюпинск
М.И. Глинка
— основоположник русской музыкальной классики. Он создал первые образцы русской оперы, симфонической музыки и романса.
Вильгельм Карлович
Кюхельбекер
С 1817 года Михаил Глинка учился в Дворянском пансионе в Петербурге.
Его наставником и учителем русской словесности был Вильгельм Карлович Кюхельбекер, друг Александра Сергеевича Пушкина, благодаря которому они и познакомились.
Александр Сергеевич Пушкин
В 1822 году Глинка поступил на службу в Департамент путей сообщения, но вскоре вышел в отставку. Служба оторвала его от любимых музыкальных занятий и мешала творчеству.
Позже он сочинит «Проходную песню» на слова Н. Кукольника по случаю открытия первой железной дороги между Петербургом и Царским Селом.
«Вечерняя песня»
слов Нестора Кукольника
В 1830 году Михаил Глинка отправился в путешествие, стремясь совершенствовать свое искусство.
Романс «Венецианская ночь» — настоящая баркарола, созданная под впечатлением русского композитора от южной природы, ласкового моря и «сладких мелодий» Италии.
Романс написан на стихи замечательного поэта Ивана Козлова, о творчестве которого отзывался с восторгом
Александр Сергеевич Пушкин.
Романтика
«Венецианская ночь»
слова Ивана Козлова
Вернувшись в 1834 году в Россию, Глинка с энтузиазмом начал сочинять оперу о патриотическом подвиге Ивана Сусанина.
В своем произведении композитор прославил подвиг простого русского крестьянина, отдавшего свою жизнь ради Родины.
Опера с большим успехом была поставлена 27 ноября 1836 года в Большом театре в Петербурге. Передовые люди российского общества высоко ценили ее.
Хор «Слава» из оперы «Иван Сусанин»
1839 Глинка познакомился с Екатериной Керн, дочерью Анны Петровны Керн, имя которой освящено стихотворением
Александр Сергеевич Пушкин.
Он выразил волновавшие композитора чувства в двух композициях, посвященных Екатерине Керн. Первым из них стал пленительно-грациозный «Вальс-фантазия», наполненный нежной любовью и дивным романсом на стихи Пушкина «Я помню чудное мгновенье».
Романс «Я помню
миг чудесный»
стихи А.С. Пушкин
В 1842 году состоялась премьера оперы «Руслан и Людмила» по поэме Пушкина. Это сказочно-эпическая опера о любви Руслана и Людмилы и обмане волшебника Черномора.
Опера получила искреннее одобрение ведущих музыкальных кругов.
Заключительный хор «Слава Великим Богам» из оперы «Руслан и Людмила»
В последние годы Глинка жил в Петербурге, затем в Варшаве, Париже и Берлине. Композитор был полон творческих планов, но атмосфера вражды и неприязни мешала творчеству. Он сжег несколько начатых партитур.
Близким, преданным другом последних лет жизни композитора была его любимая младшая сестра Людмила Ивановна Шестакова. Для своей маленькой дочери Оли Глинка сочинил несколько своих фортепианных пьес. В доме композитора собирались поэты, писатели, актеры и певцы, передовые молодые музыканты.
Л.И. Шестакова и М.И. Глинка
Михаил Иванович Глинка умер в 1857 году в Берлине. Его прах был перевезен в Санкт-Петербург и похоронен на кладбище Александро-Невской лавры.
Творчество Глинки — свидетельство могучего подъема национальной культуры. Подобно Пушкину в литературе, Глинка в музыке стал зачинателем нового исторического периода, определившего путь развития и мировое значение русской национальной культуры.
бабушка композитора Fyokla Alexandrovna
Родители композитора
Evgenia Andreevna
Ivan Nikolaevich
Любимая сестра
903 Главныйпедагогический институт, где
его наставником был поэт,
декабрист В.К. Кюхельбекер. В
Петербурге Глинка берет уроки
у крупных музыкантов
, включая ирландского пианиста
и композитора Джона
Филда.
Джон Филд
Кухельбекер В.К.
После окончания пансиона в 1822 г.
Михаил Глинка много работает
музыка: изучает
западноевропейский мюзикл
классику, участвует в домашних
музицировании в дворянских салонах 90, руководит иногда 90,808 муз. оркестр дяди. В то же время
Глинка пробует себя в качестве
композитора, сочиняя вариации на
арфа или фортепиано на тему из
опер австрийского композитора
Йозефа Вайгля «Швейцарская семья
«.
В конце апреля 1830 года композитор
отправляется в Италию, задержав
на пути в Дрезден и совершив
большое путешествие в Германию
, растянувшееся на все летние месяцы.
Приехав в Италию в начале осени,
Глинка поселился в Милане, бывшем
в то время крупным центром
музыкальной культуры. В Италии он
встречает известных людей
композиторов В. Беллини и
Г. Доницетти, изучает вокал
в стиле бельканто и много сочиняет
в «итальянском духе».
В июле 1833 года Глинка отправился в Берлин,
остановившись по дороге на некоторое время
Вена. В Берлине Глинка под руководством
немецкого теоретика Зигфрида Дена работает в
направлениях композиции, полифонии, инструментовки.
Получив в 1834 году известие о смерти отца,
Глинка решил немедленно вернуться в
Россия.
Глинка вернулся с обширными планами по созданию
русской национальной оперы. После долгих
поисков сюжета для оперы Глинки, по совету В.
Жуковского, остановились на легенде об Иване
Сусанине. В конце апреля 1835 года Глинка
женился на Марье Петровне Ивановой, своей дальней родственнице. Вскоре после этого
молодожены отправились в Новоспасское, где Глинка и
с большим рвением взялись за написание оперы.
В 1836 году опера «Иван Сусанин» была закончена, однако
Михаилу Глинке с большим трудом удалось добиться ее принятия в
, поставленном в петербургском Большом театре. Это с
директор императорских
театров А. М. Гедеонов, который передал его на суд капельмейстеру
Катерино Кавосу. Кавос дал работе Глинки самую лестную рецензию. Опера была принята, однако по рекомендации
двора название «Иван Сусанин» было заменено на «Жизнь за
Царь», кроме того, Глинка был обязан не требовать за оперу
наград.
В 1856 году Михаил Иванович Глинка уезжает
в Берлин. Там он изучил
старинных русских церковных наигрышей,
произведений старых мастеров,
хоровых сочинений итальянца Палестрины,
Иоганна Себастьяна Баха. Неожиданная болезнь
прервала эти занятия.
Первые работы.
Первый опыт Глинки в сочинении музыки относится к 1822
году — окончанию интерната. Это были вариации на
арфа или фортепиано на тему из модной в то время оперы
австрийского композитора Вайгля «
швейцарская семья». Отныне, продолжая
совершенствоваться в игре на фортепиано, Глинка все
уделяет больше внимания композиции и вскоре
чрезвычайно много сочиняет, пробуя свои силы в самых
разных жанрах. Долгое время он остается Романсом.
недовольны своей работой. Ведь за этот период было написано
известных сегодня романсов и песен: «Не
соблазни меня напрасно» на слова Е. А. Баратынского, «Не пой,
красавица, со мной» на слова А.С. Пушкина, «Осенняя ночь, ночь
дорогая» на слова А.Я. Римского-Корсакова и др.
Романсы
«Венецианская ночь» (1832)
«Я здесь Инезилья» (1834)
«Ночное обозрение» (1836)
«Сомнение» (1838)
«Ночной зефир» (1838)
«Огонь желаний горит в крови» (1839)
Свадебная песня «Чудесный терем стоит» (1839)
Вокальный цикл «Прощание с Петербургом» (1840)
«Песнь о пути» (1840)
«Исповедь» (1840)
«Слышу ли я голос твой» (1848)
«Чашка здоровья» (1848)
«Песнь о Маргарите» из трагедии Гёте «Фауст» ( 1848)
«Мария» (1849)
«Адель» (1849)
«Финский залив» (1850)
«Молитва» («В трудную минуту жизни») (1855)
«Сердце не говори Больно» (1856)
Оперное искусство.
Михаил Иванович Глинка скончался 15 февраля 1857
года в Берлине и был похоронен в Лютеранской
кладбище. В мае того же года по настоянию младшей
сестры М. И. Глинки Людмилы Ивановны Шестаковой
прах композитора был перевезен в Петербург и
перезахоронен на Тихвинском кладбище.
слайд 1
Презентация подготовлена: Вовк Ольга Григорьевна, учитель музыки, Федоровский ХМАО-Югра
«Между небом и землей…»
слайд 2
Цель: Познакомить учащихся с жанром романса, его роль в творчестве М.И. Глинка; Задачи: Формировать у учащихся представление о романсе как жанре вокальной музыки; Совершенствовать умение слушать и анализировать музыкальное произведение на примере романса «Жаворонок»; Развивать интерес к творчеству композитора М. И. Глинки; Обогащать духовный мир учащихся, воспитывать их музыкальный, художественный и эстетический вкус;
слайд 3
Многие композиторы обращались к жанру романса и обращаются к нему. Для них эта форма вокальной музыки была и есть своеобразным дневником ярких впечатлений, душевной исповедью. Почему романсы живут в памяти людей? Потому что они воспевают великое человеческое чувство — любовь, а вместе с ней смятение души и радостное волнение, восторг встреч и горечь разлуки, воспоминания о прошлом и надежду на счастье.
слайд 4
Романс – это вокальное произведение, написанное на короткое стихотворение лирического содержания, преимущественно любовного характера. Родина романса Испания
слайд 5
А. Алябьев
А. Гурилев
С. Рахманинов
А. Варламов
П. Чайковский
Н. Римский-Корсаков
Русский образцы
романсы созданы композиторами
слайд 6
Среди великих русских композиторов, составляющих славу и гордость русского романса, немеркнущим светом сияет имя Михаила Ивановича Глинки.
Слайд 7
Глинка – основоположник русской классической музыки. Он первым глубоко и всесторонне выразил в своих произведениях душу русского народа. Именно он поставил русскую музыку в один ряд с лучшими произведениями мировой культуры, именно он стоял у начала нового исторического периода в развитии русской музыки. Вокальное творчество М.И. Глинки – его неоценимый вклад в область русского романса и песенной лирики. Он был первым русским композитором, добившимся высокого слияния музыки и текста в единое поэтическое целое.
Слайд 8
Будучи сам прекрасным певцом и педагогом по вокалу, Глинка стал не только первым классиком русского романса, но и создателем русской вокальной школы, русского бельканто, то есть «красивого пения». , где плавность, гибкость, пластичность красивых мелодий сочетаются с глубоким реалистическим раскрытием духовного смысла поэтических слов.
Кадры из фильма «Композитор Глинка»
Слайд 9
М Глинка — Н. Кукольник «Прощание с Петербургом»
«Прощание с Петербургом», цикл из 12 романсов, созданный Глинкой в 1840 году. …»Я хотел уехать из Петербурга (. ..) я был не то болен, не то здоров: от горя на сердце был тяжелый осадок, и мрачные смутные мысли невольно теснились в уме моем…» В этих романсах не только «угрюмые мысли», но и нежные, лирические мотивы . Легкая меланхолия звучит в романсе «Жаворонок» — одном из самых искренних и трогательных произведений русской музыкальной классики. Ее естественная, мелодичная мелодия невольно завораживает своим безупречным «вокализмом» – ее хочется петь!
Слайд 10
10
Нестор Кукольник
Михаил Глинка
романс «Жаворонок»
Романс «Жаворонок» — песня искренняя и задумчивая, с легко струящейся, плавной мелодией, естественная и простая, окрашенная легкой грустью . Партия фортепиано выразительно воссоздает равнинный русский пейзаж — его бескрайние дали, поля и луга с ползучими на ветру стеблями трав и злаков. Перед певцом входит в сопровождении трелей жаворонка. Романс содержит две музыкальные линии: тематическая – песня жаворонка и лирические переживания героя.